LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

материалов, сокращения или увеличения количества источников вред-
ного воздействия на окружающую природную среду, изменения фор-
мы собственности и пр. предприятие должно вносить дополнения или
корректировки в паспорт.
Степень (уровень) заполнения паспорта и все виды работ, свя-
занные с изменением техногенного воздействия на окружающую при-
родную среду (кроме ремонтных работ), должны согласовываться
предприятием с территориальным подразделением федерального орга-
на Российской Федерации в области охраны окружающей природной
среды.
Ответственность за достоверность информации и полноту за-
полнения таблиц и разделов паспорта и вносимых изменений несет
руководитель предприятия.


21
Информационная база паспорта может быть использована для
разработки проектов нормативов предельно допустимых выбросов
(сбросов), лимитов размещения отходов, для заполнения форм госу-
дарственной статистической отчетности типа № 2-ТП (воздух),
№ 2-ТП (водхоз), № 2-ТП (отходы) и др., для расчета платы за загряз-
нение окружающей природной среды, установления налоговых льгот
и других целей.
ЭП следует разрабатывать и вести с использованием персо-
нальных ЭВМ. При этом должна быть предусмотрена возможность
контроля за изменением информационной базы паспорта и
сопоставления отдельных экологических показателей в течение 5 лет.
Контроль правильности разработки и ведения паспорта осуще-
ствляет территориальное подразделение специально уполномоченно-
го государственного органа Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды.
Состав паспорта должен отражать:
• переход от изучения следствий (состояние окружающей среды) к
детальному дифференцированному изучению причин (ситуации по каждо-
му объекту и группам родственных объектов);
• переход от рассмотрения общего объема выбросов к удель-
ным показателям, относимым к единице производственной продук-
ции и сопоставляемым с наилучшими мировыми показателями.

Структура и содержание экологического паспорта предприятия:
• сведения о разработчике экологического паспорта;
• содержание;
• общие сведения о предприятии;
• эколого-экономические показатели;
• сведения о выпускаемой продукции;
• краткая характеристика производств;
• сведения о потреблении энергоносителей;
• эколого-производственные показатели;
• сведения о землепользовании;
• сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование
и природоохранную деятельность;
• план природоохранных мероприятий;
• список использованных источников.


22
Государственная статистическая отчетность. В соответствии
с Российским законодательством юридические лица обязаны пред-
ставлять в органы государственной статистики сведения о деятельно-
сти по формам федерального государственного статистического на-
блюдения.
Перечень отчетной документации содержит Общероссийский
классификатор управленческой документации (ОКУД) ОК 011- 93 ,
утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 №
299 (с изменениями по состоянию на 1 ноября 2002 года). Раздел
«Природные ресурсы и охрана окружающей среды» включает в себя
следующие формы государственного статистического наблюдения:
• № 18-КС «Сведения об инвестициях в основной капитал, на-
правленных на охрану окружающей среды и рациональное использо-
вание природных ресурсов»;
• № 2-ОС «Сведения о выполнении водоохранных работ на
водных объектах»;
• № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы,
экологических и природоресурсных платежах»;
• № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного возду-
ха»;
• № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды»;
• № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании,
обезвреживании, транспортировании и размещении отходов произ-
водства и потребления».
Форма № 18-КС «Сведения об инвестициях в основной капитал,
направленных на охрану окружающей среды и рациональное исполь-
зование природных ресурсов». В данной форме отражаются объемы
инвестиций (с вводом в действие мощностей), направленные на охрану
и рациональное использование природных ресурсов, строительство
предприятий по утилизации, обезвреживанию отходов, установок для
утилизации и переработки отходов.
Форма № 2-ОС «Сведения о выполнении водоохранных работ на
водных объектах». В отчете отражаются водоохранные работы, осуще-
ствляемые за счет любых источников финансирования. Форма №2-ОС
составляется предприятиями, имеющими лицензию на водопользование
и осуществляющими водоохранные работы на водных объектах. Отчеты
составляются по каждому водному объекту, на котором осуществляются
водоохранные работы.

23
Форма № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану при-
роды, экологических и природоресурсных платежах». Форма запол-
няется на основании данных первичного учета фактических затрат на
охрану окружающей природной среды, экологических и природоре-
сурсных платежей (Приложение 3.1).
Форму федерального государственного статистического на-
блюдения № 4-ОС представляют предприятия, имеющие очистные
сооружения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия
(самостоятельно или в виде потребления сторонних услуг), а также
производящие плату за природные ресурсы и загрязнение окружаю-
щей природной среды. Сюда относятся текущие затраты:
• на содержание и эксплуатацию основных фондов природо-
охранного назначения;
• на оплату сторонних услуг, направленных на охрану окру-
жающей природной среды (например: прием, транспортировка и очи-
стка сточных вод, вывоз, складирование, размещение, переработка и
т.д. отходов производства и потребления, проведение экологического
аудита, контрольных замеров и организация природоохранного мони-
торинга, научных исследований и опытно-конструкторских разрабо-
ток, подготовка и переподготовка специалистов и др.);
• на оплату работ по вывозу, переработке, уничтожению, раз-
мещению различных отходов собственными силами;
• на организацию самостоятельного контроля за вредным воз-
действием на окружающую природную среду и рациональное исполь-
зование природных ресурсов, научно-технические исследования,
управление природоохранной деятельностью на отчитывающемся
предприятии (в том числе на содержание работников экологических
служб);
• на текущие мероприятия по сохранению и восстановлению
качества окружающей природной среды;
• на прочие текущие мероприятия по снижению вредного воз-
действия на окружающую природную среду.
Экологические и платежи за использование природных ресурсов
отражают фактические суммы выплат в бюджеты разных уровней,
произведенные предприятиями за загрязнение окружающей среды и за
пользование природными ресурсами, а также суммы взысканных с
предприятия исков, взысканных в возмещение ущерба, и штрафов за
нарушение требований природоохранного законодательства.

24
Форма № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного
воздуха» представляется предприятиями, имеющими стационарные
источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосфер-
ный воздух. Сюда же включаются котельные, состоящие на балансе
предприятия. Отчет не составляется предприятиями, от которых вы-
бросы загрязняющих веществ в атмосферу не превышают установ-
ленного норматива предельно допустимого выброса (ПДВ) и состав-
ляет 100 тонн в год и менее.
При отсутствии установленных нормативов ПДВ отчет не со-
ставляется предприятиями, выбрасывающими в атмосферу 100 и ме-
нее тонн загрязняющих веществ в год и не имеющими в составе вы-
бросов примесей 1 и (или) 2 классов опасности, а также при наличии
в выбросах из веществ 2 класса только окислов азота (в пересчете на
диоксид азота) в количестве, не превышающем 50 тонн в год.
Отчет по форме № 2-ТП (воздух) составляется на основании
данных первичного учета и включает в себя пять разделов:
1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и
утилизация.
2. Выбросы в атмосферу специфических загрязняющих ве-
ществ.
3. Источники загрязнения атмосферы.
4. Выполнение мероприятий по сокращению выбросов загряз-
няющих веществ в атмосферу.
5. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от
отдельных групп источников загрязнения.
Форма № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды».
Форма № 2-ТП (водхоз) составляется на основании данных
первичного учета и представляется предприятиями, осуществляющи-
ми водопользование. Отчет по форме № 2-ТП (водхоз) включает в
себя следующие таблицы:
• забрано из природных источников, получено от других
предприятий (организаций), использовано и передано воды;
• водоотведение;
• другие показатели.
Форма № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использо-
вании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов
производства и потребления».
Сведения по форме № 2-ТП (отходы) представляют предпри-
ятия, на которых образуются (поступают), используются, обезврежи-
25
ваются, хранятся (складируются) и захораниваются отходы производ-
ства и потребления.
Отчет по форме № 2-ТП (отходы) составляется на основании
данных первичного и бухгалтерского учетов. При отсутствии первич-
ного учета заполнение формы производится на основании расчетов
по материальному балансу, оценок и других данных. Учету подлежат
все виды токсичных отходов производства и потребления, в том чис-
ле пришедшая в негодность продукция, содержащая вредные вещест-
ва (включая, пришедшие в негодность и запрещенные к применению
пестициды). Не подлежат учету вредные вещества (продукты, соеди-
нения), являющиеся готовой продукцией, подлежащей дальнейшему
использованию, а также полуфабрикатами, предназначенными по
технологии производства для дальнейшей переработки в целях полу-
чения готовой продукции. Также не учитываются токсичные отходы,
поступающие в водные объекты со сточными водами и в атмосфер-
ный воздух, которые отражаются в формах статистической отчетно-
сти № 2-ТП (водхоз) «Отчет об использовании воды» и № 2-ТП (воз-
дух) «Отчет об охране атмосферного воздуха». Вместе с тем, в отчете
должно отражаться образование, обезвреживание, складирование и
т.п. токсичных веществ, уловленных (полученных) в процессе очист-
ки отходящих газов и сточных вод на соответствующих сооружениях
и установках.
Все показатели, характеризующие количество отходов, отра-
жаются в отчете по массе отхода в тоннах и округляются: с точно-
стью до одного знака после запятой – для отходов IV и V классов
опасности для окружающей природной среды; с точностью до трех
знаков после запятой (т.е. с точностью до килограмма) – для отходов
I, II и III классов опасности для окружающей природной среды
(в соответствии с «Порядком заполнения и представлением формы
федерального государственного статистического наблюдения
№ 2-ТП (от ходы) «Сведения об образовании, использовании, обез-
вреживании, транспортировании и размещении отходов производства
и потребления», утвержденным Постановлением Федеральной служ-
бы государственной статистики № 1 от 17.01.05 г.).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Документы по плате за негативное воздействие на окружающую
среду (ОС) включают:
• расчет плановой величины платы за негативное воздействие
на ОС на год с поквартальной разбивкой;

26
• ежеквартальный расчет платы за фактическое негативное
воздействие на ОС (Приложение 3.2);
• копии платежных поручений о перечислении плановых и
фактических платежей за негативное воздействие на ОС;
• налоговые декларации по водному налогу*;
• копии платежных поручений об уплате водного налога.
Производственный экологический контроль.
Документы по результатам осуществления производственного
экологического контроля включают в себя:
• программу проведения производственного контроля;
• список лиц, отвечающих за проведение производственного
контроля;
• информацию о результатах проведения производственного
контроля;
• план-график устранения выявленных в процессе проведения
производственного контроля недостатков.
Государственный экологический контроль.
Документы по результатам осуществления государственного
экологического контроля включают в себя:
• журнал регистрации проверок контролирующими органами;
• акты проверок предприятия;
• протоколы об административных правонарушениях, поста-
новления на приостановку объектов, цехов, производств, разрешения
на возобновление работы;
• приказы по предприятию об устранении нарушений, уста-
новленных при проверке предприятия;
• отчеты о выполнении предписаний;
• переписку с контролирующими органами.
Нормативная и правовая документация.


*
С 1 квартала 2005 года, согласно Приказа Министерства Финансов Рос-
сии № 29н от 03.03.05 г. «Об утверждении формы налоговой декларации по
водному налогу и порядка ее заполнения», не применяется Приказ МНС
России от 29 декабря 2003 г. № БГ-3-21/726 «Об утверждении формы нало-
говой декларации по плате за пользование водными объектами и инструкции
по ее заполнению». В соответствии с главой25.2 «Водный налог» Налогово-
го кодекса Российской Федерации утверждена форма налоговой декларации
по водному налогу согласно приложению № 1 к вышеназванному Приказу.
27
При отсутствии на предприятии юридической службы норма-
тивно-правовая база, действующая в сфере охраны окружающей сре-
ды, формируется у эколога. Пакет законодательной документации
следует формировать на базе стандартных программ («Кодекс»,
«Консультант +», «Гарант» и пр.). Нормативная документация приоб-
ретается в специализированных магазинах и фирмах, на семинарах, в
контролирующих органах, ведомственных структурах и т.д.




28
ГЛАВА 4. ОХРАНА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ ОТ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ

В соответствии с законом № 136-ФЗ Земельный Кодекс Россий-
ской Федерации целями охраны земель являются:
• предотвращение деградации, загрязнения, захламления, на-
рушения земель, а также других негативных (вредных) воздействий
хозяйственной деятельности;
• обеспечение улучшения и восстановления земель, подверг-
шихся приведенным негативным воздействиям.
Охрана почв в зависимости от вида воздействия ( механиче-
ское, химическое, биологическое) должна проводиться путем прове-
дения организационных, технологических, агротехнических и агро-
мелиоративных мероприятий.

Охрана почв от механических воздействий.
Обеспечивается следующими мероприятиями:
• сохранением и восстановлением нарушенной структуры
почв через внедрение рациональных схем движения агрегатов, широ-
ким применением комбинированных машин, минимальной и нулевой
обработкой пашни, снижением воздействия ходовой части сельскохо-
зяйственных агрегатов на почву;
• сохранением и повышением плодородия почв путем резкого
увеличения использования соломы и сидеральных культур, отдыхом
почвы под покровом трав в течение 3-4 лет с последующей запашкой
растительности, заменой минерального азота биологическим через
организацию производства гранулированных органо-бактериальных
удобрений с последующим локальным их внесения при возделывании
пропашных культур;
• защитой земель от водной и ветровой эрозии, подтопления,
заболачивания, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными
и химическими веществами, биогенного загрязнения, захламления
отходами производства и потребления и других негативных (вред-
ных) воздействий, в результате которых происходит деградация зе-
мель;
• сохранением достигнутого уровня мелиорации;
• защитой сельскохозяйственных угодий и других земель от
зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем и от
иных видов ухудшения состояния земель;
29
• ликвидацией последствий загрязнения, в том числе биоген-
ного загрязнения, и захламления земель.
Охрана почв от химических воздействий.
Особое внимание следует обращать на использование в сель-
ском хозяйстве химических веществ. Под химическими веществами,
используемыми в сельском хозяйстве, подразумеваются:
• агрохимикаты - удобрения, химические мелиоранты, кормо-
вые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования
плодородия почв и подкормки животных (данное понятие не приме-
няется в отношении торфа, используемого для других целей);
• пестициды - химические или биологические препараты, ис-
пользуемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорны-
ми растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной про-
дукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а
также для регулирования роста растений, предуборочного удаления
листьев (дефолианты) и предуборочного подсушивания растений
(десиканты);
Юридические и физические лица обязаны выполнять требова-
ния в области охраны окружающей среды при применении химиче-
ских веществ, используемых в сельском хозяйстве, а также прини-
мать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйствен-
ной деятельности и ликвидации вредных последствий для
обеспечения качества окружающей среды путем:
• исключения из оборота пестицидов и агрохимикатов, кото-
рые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохими-
катов, разрешенных к применению на территории Российской Феде-
рации;
• обязательной подготовки специалистов по использованию
пестицидов;
• усиления контроля использования средств защиты растений
и контроля остатков пестицидов в окружающей среде и в сельскохо-
зяйственной продукции;
• создания и освоения производства машин для мало- и ультра-
малообъемного опрыскивания, малообъемных протравливателей семян
различных сельскохозяйственных культур, автоматизированных сис-
тем контроля и управления расходом рабочей жидкости и др.
Обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение
пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пести-

30
цидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются
предприятиями.
Методы уничтожения пришедших в негодность и (или) запре-
щенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-
под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимика-
тов по согласованию с территориальным органом Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Рос-
технадзор) и Федеральной службой по защите прав потребителей и
благополучия человека.
Охрана почв от биологического воздействия.
Она заключается, прежде всего, в защите почв от заражения
бактериально - паразитическими и карантинными вредителями и бо-
лезнями растений, вредных микроорганизмов и других загрязняющих
почву биологических веществ.
Кроме того, для снижения негативного воздействия на почвы
необходимо:
• установление максимально допустимых уровней концентра-
ции вредных веществ;
• плановое, ограниченное использование минеральных удоб-
рений;
• снижение попадания в почву смазочных материалов, топли-
ва и рабочих жидкостей;
• содействие развитию земледелия с применением только ор-
ганических удобрений;
• установление предельного уровня плотности поголовья ско-
та на единицу территории;
• ограничение на использование осадка сточных вод и содер-
жание в нем тяжелых металлов;
• расширение площади земель под осенним и зимним «зеле-
ным покровом», сидеральное парование.
В соответствии со статьей 47 закона №7-РФ объекты сельско-
хозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-
защитные (СЗЗ) зоны и очистные сооружения, исключающие загряз-
нение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей
и атмосферного воздуха. Основные требования и конкретные величи-
ны СЗЗ регламентированы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Настоящие требования распространяются на размещение, про-
ектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, ре-
конструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений
31
промышленного назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства,
энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов ком-
мунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и
др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здо-
ровье человека.
Санитарно-защитная зона отделяет территорию промышленной
площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зо-
ны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специаль-
ными информационными знаками.
Санитарно-защитная зона является обязательным элементом

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign