LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

новодства, например, отсутствие плодовитости, высокий инфекцион-
ный фон, проблемы с устойчивостью (сопротивляемостью болезням),
свидетельствуют о том, что система содержания животных является
ненормальной.
• Применять и разрабатывать соответствующие технологии,
основанные на понимании биологических систем. Полнее реализо-
вать природные механизмы регулирования в аграрной экосистеме, без
использования которых защита растений в экологическом сельском
хозяйстве невозможна. Это достигается введением более разнообраз-
ных севооборотов, регулированием количества сорняков механиче-
скими методами.
Однако и Базисные Стандарты при сертификации продукции в
настоящее время не могут быть использованы напрямую, хотя они
полезны для понимания лежащих в основе всех программ экологиче-
ской сертификации принципов и версий, принятых во всем мире.
Основные действующие стандарты регулируют определенные
экологические рынки, т.е. устанавливают основные минимальные
«экологические» требования, которые должны быть выполнены в от-


135
ношении продукции и процесса ее производства в соответствии с
маркировкой и соответствующим рынком.
Наиболее важными Стандартами являются:
• Российская Федерация - СТО «Об экологическом сельском
хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей
маркировке экологической продукции» Некоммерческое Партнерство
(НП) «Агрософия» (Технический Регламент «Об экологическом сель-
ском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответст-
вующей маркировке экологической продукции», находившийся с
марта 2004 года в стадии публичного обсуждения).
• Европейский Союз - Постановление (ЕЭС) № 2092/91
«Об экологическом земледелии и соответствующей маркировке сель-
скохозяйственной продукции и продуктов питания».
• Органический рынок США - Национальная органическая
программа, которая вступила в силу в ноябре 2002 года (USDA).
• Японский экологический рынок – Японские сельскохозяйст-
венные стандарты JAS.
• Экологические регламенты, принятые в Швейцарии, Израи-
ле, Аргентине, Чехии, Болгарии и Австралии, эквивалентные Поста-
новлению (ЕЭС) № 2092/91.
• Действующие стандарты экологического производства дру-
гих импортирующих и экспортирующих стран.
Тем не менее, продукция, которая, например, экспортируется в
Европейский Союз, должна быть сертифицирована в соответствии с
требованиями Постановления ЕС для экологического производства, а
продукция, которая экспортируется в США – в соответствии с На-
циональной органической программой (USDA).
В России сдерживающим фактором развития экологического
сельского хозяйства и природопользования, рынка экологической
продукции остается отсутствие законодательно-нормативной базы.
На государственном уровне до сих пор не было определено, что зна-
чит термин «экологическая» продукция и как она должна произво-
диться. Поэтому, в принципе, каждый желающий мог маркировать
свою продукцию как экологическую, биологическую, органическую,
не неся перед потребителем никаких дополнительных обязательств.
Однако в 2004 году и в России были сделаны существенные
шаги в разработке подготовительных документов
НП «Агрософия», в сотрудничестве с Российским региональ-
ным экологическим центром и Институтом рыночной экологии ИМО
136
(Швейцария), были осуществлены переводы на русский язык основ-
ных стандартов экологического сельского хозяйства Европейского
Союза и Соединенных штатов Америки:
• «Постановление ЕС № 2092/91 «Об экологическом земледе-
лии и соответствующей маркировке сельскохозяйственной продукции
и продуктов питания».
• «Национальная органическая программа NOP» США.
• «Руководство 1/2002 для получения сырья посредством кон-
тролируемо устойчивого сбора дикоросов».
• «Общие нормы для свежих овощей и фруктов EUREPGAP».
В настоящее время НП «Агрософия» ведет мониторинг указан-
ных стандартов, обеспечивая их своевременное дополнение и изме-
нение и, кроме того, совместно с Министерством сельского хозяйства
РФ и Госстандартом России, работает над созданием стандартов эколо-
гического производства в Российской Федерации, гармонизированных
и эквивалентных общемировым стандартам.
НП «Агрософия» участвовало во «2-ом Международном засе-
дании по гармонизации и эквивалентности в экологическом сельском
хозяйстве», организованном FAO, IFOAM и UNCTAD как открытая
платформа для диалога между государственными, общественными и
частными организациями (межгосударственными, государственными
и гражданского общества). С российской стороны было предложено
обсудить проект будущего технического регламента экологического
производства как единого, эквивалентного всем другим государст-
венным регламентам экологического сельского хозяйства (ЕС, США,
Японии, Австралии, Швейцарии). Предложение было поддержано
консультационной группой при Министерстве сельского хозяйства
Швеции и другими участниками встречи и внесено в план его заседа-
ния в ноябре 2004 года.
До разработки и вступления в силу Российских Экологических
стандартов, гармонизированных со Стандартами основных целевых
рынков экологической продукции Европейского Союза, США и Япо-
нии, НП «Агрософия» в марте 2004 года временно приняло:
• в качестве Стандартов экологического сельского хозяйства и
природопользования - Постановление ЕЭС № 2092/91 «Об экологи-
ческом земледелии и соответствующей маркировке сельскохозяйст-
венной продукции и продуктов питания»;
• в качестве стандартов биодинамического сельского хозяйст-
ва - Стандарты «ДЕМЕТЕР».
137
С апреля 2004 года Некоммерческое партнерство приступило к
разработке технического регламента «Об экологическом сельском
хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей
маркировке экологической продукции», уведомление о котором было
принято и утверждено Госстандартом России 07 апреля 2004 года без
каких-либо замечаний и разногласий. Уведомление о разработке тех-
нического регламента было опубликовано в апрельском выпуске
«Вестника технического регулирования» Госстандарта России и в
Интернете. Главной целью технического регламента «Об экологиче-
ском сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соот-
ветствующей маркировке экологической продукции» является созда-
ние в Российской Федерации на государственном уровне нормативно-
правовой базы в области экологического сельского хозяйства и при-
родопользования.
Была разработана стратегия разработки технического регламен-
та, которую в виде тезисов можно изложить следующим образом:
• «Устойчивое развитие»
• «Гармонизация и Защита производителя»
• «Для России»
• «Все вместе»
• «Компетентность»
«Устойчивое развитие». В основу технического регламента
(ТР) была положена модель устойчивого развития, что, естественно,
не противоречит общемировому опыту: экологическое сельское хо-
зяйство и природопользование – это устойчивое развитие экологиче-
ской, экономической и социальной сфер общества.
«Гармонизация и Защита производителя». Гармонизация бу-
дущего ТР с европейским, а лучше – еще и с американским, и с япон-
ским регламентами – важное требование, которое учитывается при
его разработке. Если этого не будет сделано, российские понятия
«экологического сельского хозяйства», «экологической продукции»
будут отличными от понятия «экологического сельского хозяйства»
ЕС, США, Японии.
Следовательно, российскому производителю сельскохозяйст-
венной продукции потребуется заранее определить, на какой же ры-
нок он работает: внутренний или ЕС, США, Японии. Для внешнего
рынка, в таком случае, потребуется соответствующая последующая
сертификация либо по Стандартам, которые будут разработаны, либо
по Стандартам экологического производства Европейского союза ЕС
138
2092/91, либо по Стандартам Национальной органической программы
США NOP, либо по японским стандартам экологического сельского
хозяйства JAS.
Если же будущий ТР «уложится» в «рамочные условия» пере-
численных постановлений, которые достаточно широки и различия
между которыми непринципиальны, это обеспечит признание рос-
сийской экологической продукции на любом из рынков и не потребу-
ет различных видов (в зависимости от целевого рынка сбыта) ежегод-
ной дорогостоящей сертификации. В противном случае существует
опасность, что разрабатываемый документ окажется «мертвым», а
производитель продукции возьмет за основу любое из трех Постанов-
лений (тем более, что они уже переведены на русский язык) и в соот-
ветствии с ним будет вести производство и проходить сертификацию
так, как это происходило до сих пор и происходит сейчас в России.
Поэтому ТР «Об экологическом сельском хозяйстве, экологи-
ческом природопользовании и соответствующей маркировке эколо-
гической продукции» в качестве его «рамочных условий» разрабаты-
вается на основе Эко-стандартов ЕС, США и Японии. Все предложе-
ния по российскому ТР, лежащие вне «рамочных условий» и
ставящие под угрозу его признание на международном уровне как
эквивалентного и гармонизированного регламентам основных целе-
вых рынков, приниматься не будут, потому что это повлечет за собой
трудности и препоны в развитии экологического и биодинамического
сельского хозяйства в Российской Федерации.
«Для России». Обобщение и использование богатого россий-
ского опыта в области экологического сельского хозяйства и приро-
допользования, учет специфических условий Российской Федерации -
важная составляющая при разработке российского ТР.
«Все вместе». Привлечение и объединение всех сторон различ-
ных уровней, заинтересованных в развитии экологического и биоди-
намического сельского хозяйства и природопользования, - следующая
важнейшая составляющая при разработке ТР «Об экологическом
сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответст-
вующей маркировке экологической продукции».
В настоящее время в разработке технического регламента при-
нимают участие:
• государственные организации, производители, переработчи-
ки, продавцы и потребители сельскохозяйственной продукции, обще-


139
ственные организации, научно-исследовательские институты, серти-
фикационные ведомства, консалтинговые агентства, частные лица;
• представители районного, регионального, федерального и
международного уровней.
К участию в разработке ТР «Об экологическом сельском хозяй-
стве, экологическом природопользовании и соответствующей марки-
ровке экологической продукции» приглашаются все стороны, заинте-
ресованные в развитии данного направления.
«Компетентность». Формирование специальных рабочих
групп и их активная работа в рамках отражаемых в документе на-
правлений, включающих земледелие, растениеводство, защиту расте-
ний, семеноводство, животноводство, ветеринарию, кормление жи-
вотных, разведение и содержание животных, бухгалтерию, учет, ин-
спекцию, контроль, аккредитацию и т.п., обеспечат возможность
создания высокопрофессионального ТР «Об экологическом сельском
хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей
маркировке экологической продукции».
В сентябре 2004 году НП «Агрософия» приняло, в качестве
стандартов экологического сельского хозяйства и природопользова-
ния, ТР «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом при-
родопользовании и соответствующей маркировке экологической про-
дукции», который пока еще находится в стадии публичного обсужде-
ния. Он полностью эквивалентен и гармонизирован с экологическими
стандартами Европейского Союза и, вместе с тем, учитывает россий-
скую специфику.
Одной из составляющих Российских Экологических стандартов
является эко-маркировка. Так же, как и в Европейском Союзе, право
эко-маркировки получают те предприятия, продукция которых со-
держит не менее 95% эко-ингредиентов - произведен-
ных/импортированных в соответствии с эко-стандартами. Оставшие-
ся 5% должны являться допущенными к применению ингредиентами
в соответствии со «Списком разрешенных веществ». Право эко-
маркировки предоставляется только в том случае, если при производ-
стве продукции не использовалось ионизирующее излучение. Нако-
нец, право маркировки получают только предприятия, прошедшие
инспекционный контроль и подтвердившие экологический статус
своего производства. При этом маркировка содержит название и/или
кодовый номер инспекционного органа, осуществившего контроль.


140
141
ЛИТЕРАТУРА

1. Об охране окружающей среды. Закон РФ от 10.01.2002
№7-ФЗ.
2. Об охране атмосферного воздуха. Закон РФ от 04.05.99
№ 96-ФЗ.
3. Водный Кодекс Российской Федерации (с изменениями
на 30.06.03). Закон РФ от 16.11.1995 № 167- ФЗ.
4. Об отходах производства и потребления (с изменениями
на 29 декабря 2000 года). Закон РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ.
5. О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. По-
становление Правительства РФ от 02.03.00 № 183.
6. О порядке установления и пересмотра экологических и ги-
гиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно
допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воз-
дух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ
и ... Постановление Правительства РФ от 02.03.00 № 182.
7. О порядке ограничения, приостановления или прекращения
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и
вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Постанов-
ление Правительства РФ от 28.11.02 № 847.
8. Об утверждении Положения о государственном контроле за
охраной атмосферного воздуха. Постановление Правительства РФ от
15.01.01 № 31.
9. Об утверждении Положения о государственном учете вред-
ных воздействий на атмосферный воздух и их источников. Постанов-
ление Правительства РФ от 21.04.00 № 373.
10. ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила
установления допустимых выбросов вредных веществ промышлен-
ными предприятиями.
11. ГОСТ Р 52033-2003. Автомобили с бензиновыми двигателя-
ми. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы
и методы контроля при оценке технического состояния.
12. ГОСТ 21393-75. Автомобили с дизелями. Дымность отрабо-
тавших газов. Нормы и методы измерений (с изменениями № 2
от 2000 года).



142
13. РД 52.04.52-85. Методические указания. Регулирование вы-
бросов при неблагоприятных метеорологических условиях - Новоси-
бирск: ЗапсибНИИ Госкомгидромета СССР, 1986 г.
14. Положение о водоохранных зонах водных объектов и их
прибрежных защитных полосах. Утверждены Постановлением Пра-
вительства РФ от 23.11.96 № 1404.
15. Методические указания по разработке нормативов предель-
но допустимых сбросов вредных веществ в поверхностные водные
объекты (уточненная редакция). - М.: МПР РФ, 1999.
16. ГОСТ 17.1.1.01-77. Охрана природы. Гидросфера. Использо-
вание и охрана вод. Основные термины и определения.
17. ГОСТ 17.1.1.02-77. Охрана природы. Гидросфера. Класси-
фикация водных объектов.
18. ГОСТ 17.1.1.03-78. Охрана природы. Гидросфера. Класси-
фикация водопользования.
19. ГОСТ 17.1.3.13-86 "Охрана природы. Гидросфера. Общие
требования к охране поверхностных вод от загрязнения". - М.: Изд-во
стандартов, 1987.
20. Методика расчета предельно допустимых сбросов (ПДС)
веществ в водные объекты со сточными водами. - М.: Госкомприроды
СССР, 1990. (Срок действия продлен письмом Минприроды России
от 15.04.93 № 07-37/65-1177).
21. О Правилах разработки и утверждения нормативов образо-
вания отходов и лимитов на их размещение. Постановление Прави-
тельства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 461.
22. О порядке ведения государственного кадастра отходов и
проведения паспортизации опасных отходов. Постановление Прави-
тельства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 818.
23. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности
по обращению с опасными отходами. Постановление Правительства
Российской Федерации от 23 мая 2002 года № 340.
24. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности
по обращению с опасными отходами. Распоряжение МПР России от 2
декабря 2002 года № 483-р.
25. Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к
классу опасности для окружающей природной среды. Приказ МПР
России от 15.06.2001 № 511.
26. Об утверждении паспорта опасного отхода. Приказ МПР
России от 3 декабря 2003 года № 785.

143
27. Об утверждении Методических указаний по разработке про-
ектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Приказ МПР России от 2 декабря 2002 года № 483-р.
28. Об утверждении федерального классификационного катало-
га отходов (с изменениями на 30 июля 2003 года). Приказ МПР Рос-
сии от 2 декабря 2002 года № 786 (зарегистрирован в Минюсте Рос-
сии 9 января 2003 года, регистрационный № 4107).
29. О ведении государственного реестра объектов размещения
отходов. Приказ МПР России от 11 сентября 2003 года № 829.
30. О лицензировании деятельности по обращению с опасными
отходами. Приказ МПР России от 18 июля 2002 года № 451 (согласно
заключению Минюста России от 22 августа 2002 года № 07/7963-ЮД
в государственной регистрации не нуждается).
31. О форме документа, подтверждающего наличие лицензии
(бланка лицензии), на деятельность по обращению с опасными отхо-
дами. Приказ МПР России от 11 октября 2002 года № 663.
32. Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке
материалов, представляемых на государственную экологическую
экспертизу. Приказ МПР России от 9 июля 2003 года № 575 и (со-
гласно заключению Минюста России от 18 августа 2003 года
№ 07/8444-ЮД в государственной регистрации не нуждается).
33. О справочных материалах по отдельным показателям обра-
зования важнейших видов отходов производства и потребления.
Письмо Госкомэкологии России от 28 января 1997 года
№ 03-11/29-251.
34. ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отхо-
дами. Термины и определения.
35. ГОСТ 30774-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отхо-
дами. Паспорт опасности отходов. Основные требования.
36. Об утверждении Порядка определения платы и ее предель-
ных размеров за загрязнение окружающей природной среды, разме-
щение отходов, другие виды вредного воздействия (с изменениями на
12 февраля 2003 года). Постановление Правительства РФ от 28.08.92
№ 632.
37. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух за-
грязняющих веществ стационарными и передвижными источниками,
сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные
объекты, размещение отходов производства и потребления. Поста-
новление Правительства РФ от 12.06.03 № 344.

144
38. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за
загрязнение окружающей природной среды (с изменениями на 15
февраля 2000 года). Письмо Минприроды России от 26.01.93 № 01-
15/65-265. Зарегистрировано Минюстом 24.03.93 № 190.
39. Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение
окружающей природной среды в доход Федерального бюджета Рос-
сийской Федерации (с изменениями на 23 мая 1995 года). Утвержден
Министерством финансов РФ 03.03.93 № 19, Минприроды РФ
03.03.93 № 04-15/61-638, Государственной налоговой службой РФ №
ВГ-6-02-/105. Зарегистрирован Минюстом 27.05.95 № 262.
40. Кодекс Российской Федерации об административных право-
нарушениях (с изменениями на 8 декабря 2003 года). Кодекс РФ от
30.12.01 № 195-ФЗ.
41. Об утверждении Положения о проведении государственного
экологического контроля в закрытых административно-
территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и
особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и
государственной экологической экспертизы вооружения и военной
техники, военных объектов и военной деятельности. Постановление
Правительства РФ от 18.05.98 № 461.
42. Правила осуществления государственного экологического
контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей
среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территори-
альных органов. Утверждены Министром охраны окружающей среды
и природных ресурсов РФ 17.04.06.
43. Нормы технологического проектирования систем удаления,
хранения, обработки и использования навоза и помета НТП 17-99.
Минсельхозпрод РФ, М., 1999.
44. Оросительные системы с использованием сточных вод и жи-
вотноводческих стоков ВНТП 01-98. Минсельхозпрод РФ, М., 1998.
45. Создание практического руководства для предприятий
Санкт-Петербурга по актуальным природоохранным проблемам.
SEPS 323 (http://www.otkhodov.net/).
46. Разработка первого руководства по внедрению систем эко-
логического менеджмента. Системы экологического менеджмента
для практиков. /С.Ю. Дайман, Т.В. Островкова, Е.А. Заика, Т.В. Со-
корнова; Под ред. С.Ю. Даймана/. - М.: РХТУ им. Менделеева, 2004. -
248 с. илл. (http:// www.14000.ru/).


145
47. Черняховский Д. А. Российское сельское хозяйство - возмо-
жен ли устойчивый путь? Обзор проблемы. М: ВНИИЦлесресурс,
2001. - 83 с.
48. Ходус А.В. Экологическое сельское хозяйство, экологиче-
ское природопользование, экологическая маркировка. //В сб. «Охрана
окружающей среды и «органическое сельское хозяйство». - СПб.:
СЗНИИМЭСХ, 2005.
49. Методика эколого-экономической оценки ландшафтной сис-
темы земледелия. - М.: ВНИИТУСХ, 1995.
50. Временная типовая методика определения экономической
эффективности осуществления природоохранных мероприятий и
оценки экономического ущерба, причиненного народному хозяйству

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign