LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

общении с участниками производства по делу, носят рекомендательный характер.
На его основе ФКЦБ России принимает постановление по делу об административном
правонарушения без непосредственного рассмотрения дела на своем заседании.
На наш взгляд, такое разграничение полномочий органов административной юрисдикции
противоречит принципу непосредственности и устности производства и затрудняет
реализацию принципа установления объективной истины по делу.
Однако анализ действующего нормативного материала и проекта КоАП РФ позволяет
сделать вывод о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении
юридического лица могут принимать непосредственное участие и быть заслушанными
различные лица: представители юридического лица, адвокаты, потерпевшие, представители
потерпевших, свидетели, эксперты, специалисты и переводчики. Таким образом,
принцип непосредственности и устности является нормативно закрепленным принципом
производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц,
несмотря на то что механизмы его реализации должным образом не регламентированы
как в действующих нормативных правовых актах о производстве по делам об административных
правонарушениях, так и в проекте КоАП РФ.
Принцип ответственности должностных лиц, осуществляющих производство
по делам об административных правонарушениях юридических лиц, нашел отражение
в действующим законодательстве о различных видах юридической ответственности.
Должностные лица органов административной юрисдикции привлекаются к дисциплинарной,
материальной, административной и уголовной ответственности за неисполнение
или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, а также за злоупотребление
предоставленными им полномочиями при осуществлении производства по делам об
административных правонарушениях.
Дисциплинарная ответственность должностных лиц органов административной
юрисдикции предусмотрена ст.135-137, 254 КЗоТ РСФСР, а также законодательством
о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине.
Материальная ответственность должностных лиц органов административной
юрисдикции за вред, причиненный ими при исполнении должностных полномочий,
регулируется статьями 118-125, 255 КЗоТ РСФСР и нормами специальных актов
законодательства о материальной ответственности.
Установлена административная ответственность должностных лиц в виде предупреждения
или штрафа за самоуправство, т.е. самовольное, с нарушением установленного
законом порядка, осуществление своего действительного или предполагаемого
права, не причинившее существенного вреда гражданам либо организациям (ст.166
КоАП РСФСР).
Уголовная ответственность должностных лиц, осуществляющих производство
по делам об административных правонарушениях, наступает за злоупотребление
должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) и превышение должностных полномочий
(ст.286 УК РФ) при наличии в деяниях должностных лиц состава преступления.
Принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях
юридических лиц заключается в установлении сокращенных сроков для возбуждения,
рассмотрения дела, наложения административного взыскания, обжалования, пересмотра
и исполнения постановления по делу. Эти сроки не могут быть продлены. В связи
с тем что производство по делам об административных правонарушениях юридических
лиц не унифицировано, процессуальные сроки по различным категориям дел об
административных правонарушениях юридических лиц определены дифференцированно
в зависимости от сложности дел. В частности, в соответствии с ч.1 ст.38 КоАП
РСФСР административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев
со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении
- не позднее двух месяцев со дня его обнаружения, т.е. все процессуальные
действия по возбуждению и рассмотрению дела должны быть выполнены в указанные
сроки, которые не могут быть увеличены. Кроме того, в ч.1 ст.257 КоАП РСФСР
предусмотрен срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, который
не может превышать 15 дней со дня получения органом (должностным лицом), правомочным
рассматривать дело, протокола (постановления) об административном правонарушении
и других материалов. Согласно ст.268 и 271 КоАП РСФСР, жалоба на постановление
по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10
дней со дня вынесения постановления, а дело пересматривается по жалобе и (или)
протесту в 10-дневный срок со дня их поступления. Постановление о наложении
административного взыскания не подлежит исполнению, если оно не было обращено
к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения, а согласно п.1 ст.31.9
проекта КоАП - если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня
его вступления в законную силу. При приостановлении и отсрочке исполнения
течение давностного срока приостанавливается.
Принцип оперативности в производстве по делам об административных правонарушениях
юридических лиц находится в определенном противоречии с принципом установления
объективной (материальной) истины, так как независимо от того, выяснены ли
все обстоятельства дела, субъект административной юрисдикции вынужден завершать
стадии производства по делу в предусмотренные законом сроки, которые не могут
быть увеличены.
Эта ситуация исправлена в проекте КоАП РФ. В нем сроки рассмотрения дела,
обжалования постановления по делу и пересмотра дела идентичны срокам, установленным
КоАП РСФСР. В то же время предусмотрена возможность продления срока рассмотрения
дела, не определен предельный срок для наложения административного взыскания,
увеличен срок исполнения постановления по делу. Более того, в проекте КоАП
РФ регламентированы сроки процессуальных действий на стадии возбуждения дела
(сроки составления протокола, административного расследования), которые могут
быть увеличены при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.
Принцип экономичности проявляется, в частности, в упрощенной форме производства
по делам об административных правонарушениях юридических лиц.
Реализация этого принципа обусловлена системой субъектов административной
юрисдикции, которая во многих случаях основана на совмещении контрольно-надзорных
и административно-юрисдикционных функций, например, должностными лицами налоговых
органов, государственными инспекторами по охране природы Минприроды России
и его территориальных органов.
Административное расследование проводится только по отдельным категориям
дел об административных правонарушениях юридических лиц, в том числе по делам
о нарушениях таможенных правил, а также об административных правонарушениях
в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей
продукции, если по ним требуется производство экспертиз, других долговременных,
трудоемких и сложных процессуальных действий (См. ст.18 Федерального закона
"Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных
предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции".).
В заключение отметим, что многие недостатки существующего производства
по делам об административных правонарушениях юридических лиц устранены в проекте
КоАП РФ, в котором детально регламентированы процедуры возбуждения, рассмотрения
и пересмотра дел, а также исполнения постановлений по делам об административных
правонарушениях юридических лиц.
Вместе с тем есть еще немало резервов для совершенствования производства
по делам об административных правонарушениях юридических лиц, исходя из основных
принципов административного процесса, о которых шла речь в данной статье.

Е.В. Овчарова,
аспирантка Института государства и права РАН

"Гражданин и право", N 7, 8, 9 июль, август, сентябрь 2001 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: часть I п.3 описательной части определения Конституционного
Суда РФ от 1 октября 1998 г. N 145-О "По запросу Законодательного собрания
Нижегородской области о проверке конституционности части первой ст.6 Кодекса
РСФСР об административных правонарушениях".
*(2) Статья написана по гранту РФФИ N 00-06-800-33А. Публикуется с сокращениями.
*(3) См.: ст.10, 82, 101, 101.1, 104, 105, 108, гл.19, 20 ч.I НК РФ;
ч.I ст.289, гл.49 ТК РФ; п.1, 2 ст.3, ст.5 Закона РФ от 17 декабря 1992 г.
N 4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций
и объединений за правонарушения в области строительства" в ред. Федерального
закона от 16 ноября 1997 г. N 144-ФЗ (в ред. от 9 июля 1999 г.); ст.14, 16,
21-23 Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 143-ФЗ "Об административной
ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей
за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртсодержащей продукции"; преамбула, раздел 4 Правил рассмотрения дел
о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных приказом МАП
РФ от 25 июля 1996 г. N 91 "Об утверждении Правил рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства" в ред. приказа МАП РФ от 11 марта 1999
г. N 71; п.1.1, 3 Положения о порядке рассмотрения дел и наложения штрафов
за нарушение законодательства РФ о защите прав и законных интересов инвесторов
на рынке ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 7 июня
1999 г. N 3 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения дел и наложения
штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав и
законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
*(4) См.: ст.225 КоАП РСФСР, ч.II ст.2.6 Правил рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства; ч.I п.2.9 Положения о порядке рассмотрения
дел и наложения штрафов за нарушение законодательства РФ о защите прав и законных
интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
*(5) См.: ч.I ст.10, п.1 ст.227 КоАП РСФСР; ст.106, п.2 ст.109, п.4 ст.110
НК РФ.
*(6) См.: дело N А12-1149/2000-С12; постановление Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 29 февраля 2000 г. N 2459/99.
*(7) См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 мая 1997 г. N
8-П "По делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 ст.242 и ст.280 Таможенного
кодекса РФ в связи с запросом Новгородского областного суда".
*(8) См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г.
N 8-П "По делу о проверке конституционности ст.266 Таможенного кодекса РФ,
части второй ст.85 и ст.222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях
с связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова".
*(9) См. п.2 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ
от 14 мая 1999 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части
первой ст.131 и части первой ст.380 Таможенного кодекса РФ в связи с жалобой
ЗАО "Сибирское агентство "Экспресс"" и гражданина С.И. Тененева, а также жалобой
фирмы "Y. & G. Reliable Services, Inc...".
*(10) См. ч.1 cт.247 КоАП РСФСР; ст.308 Таможенного кодекса РФ; п. 2.10
Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства; ч.1
п.1.14 Положения о порядке рассмотрения дел и наложения штрафов за нарушение
законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов
на рынке ценных бумаг; п.1 ст.25.1 проекта КоАП РФ.
*(11) См. п.2.10 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства.
*(12) См., например, cт.12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках"; п.2.16 Правил рассмотрения
дел о нарушениях антимонопольного законодательства; раздел II Положения о
порядке выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России за нарушение
обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации
(утв. постановлением Госстандарта РФ от 2 сентября 1997 г. N 293).
*(13) См. ч.2 ст.258 КоАП РСФСР; ч.2, 4 ст.362 Таможенного кодекса РФ;
п.2.10 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
п.2.9 Положения о порядке рассмотрения дел и наложения штрафов за нарушение
законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов
на рынке ценных бумаг; п.2 ст.29.7 проекта КоАП РФ.
*(14) См. п.2.11 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства; п.2.6 Положения о порядке рассмотрения дел и наложения штрафов
за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав и законных
интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign