LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ДипИФР-Рус Ответы на вопросы и задачи Сессия 30
к курсу лекций


Ответ 55 ДАЙВЕРСИТИ

Основные статьи информации, подлежащие раскрытию
(a)
МСФО 14 требует, чтобы компании определили “первичный” формат сегментации (по
видам продукции/ деятельности или по географическим регионам). Обычно этот формат
соответствует внутренней организационной структуре и системе отчётности компании.
В отношении первичных сегментов необходимо раскрывать следующую информацию:

Выручка от реализации (с разделением внешних доходов и выручки от
внутрисегментных оборотов);
Результаты сегмента;
Основа межсегментного ценообразования
Балансовая стоимость активов сегмента
Обязательства сегмента
Стоимость поступления необоротных производственных активов сегмента за год
Затраты на амортизацию за год
Любые прочие значительные неденежные затраты
Поощряется раскрытие существенных статей и (согласно МСФО 7 “Отчёты о
движении денежных средств”) информации о потоках денежных средств
сегмента
Агрегированные инвестиции в ассоциированные предприятия и совместные
предприятия, учтённые по долевому методы, относящиеся главным образом к
данному сегменту

В отношении вторичных сегментов, требования к раскрытию информации менее
объёмны и зависят от выбора первичного формата. В общем, они ограничиваются
раскрытием доходов и производственных активов сегмента, а также поступлений
необоротных производственных активов за период.

Необходим также географический анализ источников происхождения доходов
(расположение активов) и месторасположения клиентов.

Обсуждение необходимости и полезности сегментной информации
(b)

Необходимость
(i)
Преобладающая и усиливающаяся тенденция современной международной экономики –
появление диверсифицированных транснациональных корпораций.
Когда крупная компания осуществляет хозяйственную деятельность через несколько
подразделений, представляющих отдельные виды продукции или работающих на разных
рынках, анализ влияния этой разноплановой деятельности на финансовый результат
компании за прошедшие и будущие периоды значительно усложняется. В
консолидированной (агрегированной) финансовой отчётности отдельные виды
деятельности, их прибыльность, вклад в денежные средства группы, потенциал роста и
риски, могут попросту раствориться. Результат компании в целом складывается из
результатов отдельных направлений её деятельности, без информации о которых
финансовые аналитики не смогут оценить будущие перспективы компании. Хотя
получение информации об отдельных компаниях группы, как правило, не вызывает
затруднений, это не то же самое, что и получение сегментной информации.
Неверно было бы думать, что каждый хозяйственный сегмент есть отдельная компания:
одно дочернее предприятие может одновременно работать на нескольких рынках, как и
несколько дочерних компаний – в одной отрасли.
ДипИФР-Рус Ответы на вопросы и задачи Сессия 30
к курсу лекций



Раскрытие информации об активах и обязательствах сегмента позволяет изучать и
сравнивать прибыльность (убыточность) отчётных сегментов. Сравнение прибыли в
абсолютном выражении может дезориентировать: например, какой-либо сегмент даёт
вдвое большую прибыль, но по чистым активам более чем в 2 раза превосходит
сравниваемый сегмент. В этом случае с точки зрения результатов деятельности он
сравнение проигрывает. То же самое можно сказать о сравнении аналогичных сегментов
разных компаний.
Если компании добровольно раскрывают информацию о сегментных потоках денежных
средств, это позволяет аналитикам качественнее оценить риски сегментов.

Проблемы, связанные с предоставлением сегментной информации
(ii)
Наверное, самой важной проблемой сегментной отчетности является определение
отчётного сегмента. Стандарт разрешает три способа первичной сегментации:
хозяйственно-отраслевой, географический, исходя из расположения клиентов, и
географический, исходя из расположения активов. Окончательный выбор первичной
основы сегментации остаётся за руководством компании (хотя стандарт и дает по этому
вопросу достаточно подробные разъяснения), что может сделать невозможным или
обессмыслить сравнения аналогичных сегментов разных компаний.
В связи с подготовкой сегментной информации встает вопрос о распределении и
отнесении затрат. Затраты подлежат распределению между сегментами только тогда,
когда это может быть сделано обоснованно. Если, по мнению руководства, разумное
основание для распределения каких-либо затрат найти слишком сложно, такие затраты не
распределяются вовсе, что может повредить сравнимости сегментной информации.
Трудности могут возникнуть и в связи с процентными затратами, которые в большинстве
компаний планируются в рамках единой финансовой стратегии, не зависящей от
деятельности отдельных сегментов. Поэтому стандарт и не требует включения
процентных затрат или доходов в результат сегмента, если только операции сегмента не
носят в основном финансовый характер.
На результат сегмента не относятся расходы по налогу на прибыль.
Возникают вопросы и к определению чистых активов, главным образом, в связи с
отнесением процентных затрат. Если результаты сегмента не включают процентные
затраты, тогда в целях обеспечения “симметричности” общей картины из чистых активов
сегмента нужно исключить процентные активы и обязательства. То же самое можно
сказать о доходах и инвестициях, учтённых по долевому методу. Однако, когда речь идет
о компаниях, осуществляющих деятельность в финансовом секторе, где процентные
доходы/затраты подлежат включению в результат сегмента, соответствующие
процентные активы и обязательства должны учитываться при определении чистых
активов.
В процессе подготовки сегментной отчетности сегменты фактически рассматриваются
как полунезависимые структуры. Поэтому при подготовке сегментной отчётности
возникают те же проблемы, которые присущи отчётности связанных сторон. Сегменты
могут осуществлять друг с другом хозяйственные операции (как на коммерческой, так и
на некоммерческой основе), что может привести к искажению результатов операционной
деятельности. Чтобы дать аналитикам возможность правильно оценивать влияние таких
операций на результаты сегментов, МСФО 14 требует предоставления информации о
межсегментных операциях и используемой политике трансфертного ценообразования.
Детальное раскрытие сегментной информации может оказаться на руку конкурентам и
поэтому может нанести ущерб отчитывающейся компании.
ДипИФР-Рус Ответы на вопросы и задачи Сессия 30
к курсу лекций




Сегментная отчётность Дайверсити за год, окончившийся 31 марта
(c)
2004 г.
Машиностроение Хим. промСупермаркеты ИсключениеГруппа
$ млн. $ млн. $ млн. $ млн. $ млн.
Доход
400 300 200
Выручка от внешних продаж
20 40 (60)
Межсегментная выручка ноль
___ ___ ___ ___ ___
420 340 200 (60) 900
Всего выручка
___ ___ ___ ___ ___
Результат сегментов (Р1) 45 79 25 149
Нераспределенные корпоративные затраты
(37)
Затраты центрального аппарата
Проценты (по облигациям 10% от 120) (12)
___
Прибыль до налогов 100
___
Прочая информация
328 282 130 740
Сегментные/консолидированные
___
активы (Р2)
Сегментные обязательства (Р2) (140) (120) (30) (290)
(120)
Нераспределенные корпоративные обязательства
___
(410)
Всего консолидированные обязательства
___
(6) (14)
Обесценение гудвилла

В вопросе отсутствует информация в отношении прочих раскрытий, требуемых
МСФО 14.

Подход к учёту процентов и обесценения гудвилла
С одной стороны, представляется логичным отнести процентные затраты (по финансовой
аренде) на сегменты, которые несут обязательства по финансовой аренде. Проблема с
таким подходом заключается в том, что прочие финансовые затраты (проценты по
облигациям) не распределяются. Частичное распределение финансовых затрат – это
непоследовательность. Поэтому в МСФО 14 говорится, что проценты обычно должны
считаться общими затратами. Тот же принцип применим и при рассмотрении чистых
активов, т. е. обязательство по финансовой аренде не распределяется. Единственным
исключением из этого общего правила могут быть финансовые организации, напр.,
банки.

Подход к учёту гудвилла следует признать правильным. Согласно МСФО (IFRS 3)
Объединения компаний, гудвилл по возможности должен относиться на единицу,
генерирующую денежные средства, которая затем подлежит ежегодной проверке на
предмет обесценения, а МСФО (IAS) 36 Обесценение активов требует распределения
приобретенного гудвилла между всеми единицами, генерирующими денежные средства,
покупателя, которые, вероятно, извлекут выгоду от объединения. Каждая единица,
генерирующая денежные средства, на которую был распределен гудвилл:
ДипИФР-Рус Ответы на вопросы и задачи Сессия 30
к курсу лекций



представлять собой самый низкий организационный уровень внутри
компании, в отношении которого руководство осуществляет
мониторинг гудвилла; и

не превосходить по размерам первичный или вторичный сегмент компании.

Поскольку Дайверсити, по видимости, осуществляет мониторинг гудвилла именно на
таком уровне, ее подход к учету следует признать правильным. Можно, конечно,
утверждать, что распределение осуществлено на субъективной основе, но альтернативой
будет считать обесценение гудвилла общими затратами, что приведёт к завышению
прибыли машиностроительного и химического подразделений в сравнении с
супермаркетами, а это может дезориентировать пользователей финансовой отчётности.

РАСЧЁТЫ

Прибыль сегментов
(1)

Машиностроение Химический Супермаркеты
Себестоимость
80% от 400 = 320 60% от 300 = 180 75% от 200 = 150
внешних продаж
20 60% от 40 = 24
Себестоимость межсегментных продаж ноль
24 38 25
Затраты на сбыт
6 14
Обесценение гудвилла ноль
Процентные затраты
(22 – 12 распределены 50:50) 5 5 ноль
___ ___ ___
375 261 175
Всего распределенные затраты
(420) (340) (200)
Всего выручка
___ ___ ___
45 79 25
Прибыль сегмента
___ ___ ___

Сегментные активы
(2)

(60 ? 30%) 18 (60 ? 70%) 42
Гудвилл ноль
150 120 00
Собственные основные средства
(150 ? 60%) 90 (150 ? 40%) 60
Арендуемые активы ноль
70 60 30
Текущие активы
___ ___ ___
328 282 130
___ ___ ___
Обязательства сегмента
(40) (20) (30)
Текущие обязательства
___ ___ ___
(200 ? 50%) (100) (200 ? 50%) (100)
Обязательства по аренде ноль
___ ___ ___
(140) (120) (30)
___ ___ ___
ДипИФР-Рус Ответы на вопросы и задачи Сессия 30
к курсу лекций




Ответ 56 AZ

Разные подходы к представлению сегментной информации
(a)

Информативность
(i)
Многие компании и группы компаний осуществляют деятельность в нескольких отраслях
и на территории разных стран. Так производство может быть размещено в одной стране,
а продукция – поставляться покупателям в другой. Разные части компании будут
подвержены различным рискам, характер которых будет определяться хозяйственной
средой, в которой осуществляется деятельность. Помимо этого, потенциал роста и риски
сегментов будут определяться географией деятельности (напр., в регионе, где компания
ведёт деятельность, может быть высокая инфляция или жесткое валютное
регулирование). В силу более полного осознания инвесторами важности культурных и
экологических особенностей регионов повышается роль географических сведений о
хозяйственных операциях.

Предоставление сегментной информации призвано помочь пользователям финансовых
отчетов в понимании результатов деятельности компании за прошедшие периоды и в
принятии более обоснованных решений относительно компании в целом. Для того чтобы
пользователи смогли на основании оценок прошлых результатов компании
прогнозировать её будущие результаты, необходима разбивка данных финансовой
отчётности. Важно, чтобы пользователи могли увидеть, как изменения какого-либо
существенного компонента бизнеса способны повлиять на всю компанию. Нередко
компании разъединяют различные направления деятельности – при этом роль
предоставления сегментной информации ещё более возрастает; потенциальных
инвесторов особо интересует расчёт ключевых финансовых коэффициентов для
отдельных сегментов.

Разные подходы
(ii)
Если компания анализирует информацию по сегментам исходя из “рисков и
рентабельности” деятельности, то на той же основе будет готовиться и финансовая
отчётность для внешних пользователей. Если же анализ сегментной информации
осуществляется компанией на какой-либо другой основе, отличной от основы подготовки
внешней отчётности, то будет очень сложно согласовать сегментную информацию с
отчётными данными. Сегментная отчётность, которая базируется на рисках и уровнях
рентабельности, обеспечит информацию, которая более последовательна от периода к
периоду и сравнима с данными других компаний (хотя на сравнимость может повлиять
способ организации руководством анализа сегментной информации). Большая
последовательность данных при сегментации на базе “рисков и рентабельности”
объясняется тем, что при использовании “управленческого” подхода смена руководителя
может привести к пересмотру подходов к подготовке информации и, как следствие, к её
флуктуации. Управленческий подход помогает в оценке рентабельности, рисков и
преимуществ отдельных компонентов бизнеса. Однако, определение хозяйственных
сегментов при таком подходе более субъективно: считается общепризнанным, что
сегментирование исходя из существующей организационной структуры компании менее
субъективно. В любом случае, знание пользователем внутренней структуры компании
полезно само по себе и способно помочь ему в прогнозировании будущих действий
руководства компании.
ДипИФР-Рус Ответы на вопросы и задачи Сессия 30
к курсу лекций




Использование управленческого подхода более эффективно с точки зрения затрат,
поскольку снижается стоимость подготовки сегментной информации. Если сегментная
отчётность готовится на той же основе, что и информация для внутреннего пользования,
то в ней будут использованы те же классификации, которые применяются руководством
при обсуждениях результатов деятельности компании. Однако, информация,
подготовленная на основе такой классификации, может оказаться и более
“чувствительной”, отображая стратегию организации бизнеса. При этом сегменты,
характеризуемые разными степенями риска и рентабельности, могут оказаться
объединёнными, что негативно повлияет на качество конечной финансовой информации.
При использовании управленческого подхода, выбор сегментов целиком зависит от
руководства, поэтому характер раскрываемой информации становится более
изменчивым.

Операции
(b)

Воздушный флот
(i)
МСФО 14 даёт подробные указания на предмет определения хозяйственно-отраслевых и
географических сегментов и требует, чтобы компании основывали выбор сегментов,
исходя из своей организационной структуры и системы отчётности. Если эти последние
не основываются ни на отдельных видах продукции, ни на географии деятельности,
МСФО требуют, чтобы руководители компании проанализировали организационную
структуру компании на более низком уровне, чтобы идентифицировать отчетные
сегменты. МСФО 14 определяет факторы, которыми необходимо руководствоваться при
выборе сегментов, и указывает, что единый сегмент не должен включать товары и услуги
со значительно отличающимися рисками и уровнями прибыльности.

Определение состава отраслевого хозяйственного или географического сегментов
осуществляется по решению руководства, причем, принимая такое решение,
руководители компании должны учитывать цели МСФО и качественные характеристики
финансовой отчётности, как они определены в “Принципах подготовки и составления
финансовой отчетности”.

Доминирующий источник и характер рисков и прибылей компании должны определять
будут ли первичным форматом сегментной отчетности отраслевые хозяйственные
сегменты или географические. Организационная структура и система управления
большинства компаний непосредственно определяется источниками основных рисков и
прибылей. Обычно сегментная информация готовится на той же основе, что и
внутренняя отчётность для высшего руководства компании. Хозяйственно-отраслевой
или географический сегмент должен считаться отчётным, если (1) большая часть доходов
такого сегмента приходится на внешних покупателей и (2) он удовлетворяет 10%
пороговым требованиям в отношении доходов, прибыли или активов.

В случае с авиалиниями могут возникнуть трудности с определением сегментов, в
особенности это касается географии чистых активов, поскольку воздушные суда будут
рассредоточены по всему миру в зависимости от выполняемых ими маршрутов. Однако
МСФО 14 даёт руководству достаточно указаний на предмет идентификации сегментов.
Важно помнить, что в отношении вторичных сегментов по сравнению с первичными
сегментами необходимо раскрывать значительно меньше информации.
ДипИФР-Рус Ответы на вопросы и задачи Сессия 30
к курсу лекций




Авиастроительное производство
(ii)
МСФО 14 требует, чтобы при измерении и представлении доходов сегмента от операций
с другими сегментами межсегментные передачи измерялись на основе, которая
фактически используется компанией для определения их цены. Основа межсегментного
ценообразования и любое изменение в ней должны раскрываться в финансовых отчетах.
Поэтому тот факт, что межсегментные передачи всегда осуществляются по рыночным
ценам, если только такие цены могут быть определены, является важной информацией
для пользователей финансовой отчётности.

Чрезвычайные убытки
(iii)
Затраты сегмента – это расходы, связанные с операционной деятельностью сегмента,
которые непосредственно относятся либо обоснованно распределяются на этот сегмент.
Согласно МСФО (IAS) 1 “Представление финансовой отчетности”, результаты
чрезвычайных обстоятельств обычно описываются в примечаниях к отчётности.

МСФО 14 поощряет раскрытие компаниями характера и суммы статей, размер, характер
или суть которых таковы, что их раскрытие имеет значение для объяснения результатов
деятельности сегмента за период, но не обязывает компании к такому раскрытию.
Классификация таких статей не должна меняться, хотя для компании в целом и для
отдельных сегментов она едва ли будет той же самой. Однако, поскольку раскрытие этой
информации не обязательно, многие компании её не предоставляют. Тем не менее,
пользователям не составит труда отнести данный убыток на соответствующий сегмент,
поскольку факт убытка по договору уже раскрывался.

Туристический бизнес
(iv)
МСФО 14 не рассматривает отдельно вопрос о раскрытии сегментной информации о
МСФО 5 “Необоротные
прекращенной деятельности. Согласно активы,
предназначенные на продажу и Прекращенная деятельность”, необоротные активы или
группы активов, предназначенные на продажу, должны показываться в финансовой
отчетности отдельно. Активы классифицируются как предназначенные на продажу, если
экономические выгоды от них будут получены, главным образом, путем их реализации.

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign