LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ

Ответы к заданиям
ТЕМА 2. Поведение потребителя
2.1. Предпочтения потребителя
2. Карты кривых безразличия будут выглядеть как для:
нейтрального товара и предпочитаемого товара;
взаимодополняемых товаров;
предпочтений стандартного вида;
строгого предпочтения (конфеты);
двух антиблаг;
взаимозаменяемых товаров.
3. Кривые безразличия относятся к следующим видам предпочтений:
строгое предпочтение (горький шоколад);
благо (рок-музыка) и антиблаго (занятия по микроэкономике);
взаимодополняемые товары;
предпочтения стандартного вида;
несовместимые блага;
предпочтения стандартного вида.
4.
Да. (подсказка: проще всего доказать однородность функций Кобба-Дугласа и показать, что любая однородная функция гомотетична).
Да (доказательство по определению гомомтетичности).
Нет.
5. F1; F3; F5 – всегда являются монотонными трансформациями;
F2 и F4 – только для U>0. F6- не является.
7. U1 – предпочтения стандартного вида;
U2 – квазилинейные предпочтения;
U3 – несовместимые блага;
U4 – благо и антиблаго;
U5 – товары-субституты.
9. Для доказательства использовать аксиому выпусклости функции полезности к началу координат.
10. Нет, не достаточно. Подсказка: для решения задачи необходимо выписать условие убывания предельной нормы замещения: и показать, что кроме эквивалентность последнего следующему неравенству откуда видно, что интерес представляет знак смешанной производной второго порядка:


2.2. Равновесие потребителя
Решение задачи находится через оптимизацию потребительских расходов и максимизацию функции полезности потребителя с учетом разного вида налогов. Количественный налог должен быть равен 56%, чтобы его влияние на благосостояние потребителя (его уровень полезности) было таким же, как и подоходного налога в 20%.
Могут быть разные варианты в зависимости от величин того или иного налога и функции полезности потребителя. Требуется показать с использованием карты кривых безразличия (для разных видов предпочтений), в каких случаях один налог (к примеру, количественных) ведет к более резкому сокращению благосостояния потребителя, чем другой.
Лучше денежная субсидия. Денежная субсидия эквивалетна увеличению дохода потребителя, прирост которого потребитель может потратить так, как считает нужным. Натуральная субсидия увеличивает потребление только одного товара, тогда как денежная – всех, входящих в потребительский набор.
Аналогично задаче 2.
Первоначальный потребительский набор (2 рыбы и 20 батонов хлеба). Потребление рыбы возрастет на 2 шт. Потребление хлеба не изменится. Программа обойдется администрации города в 10 долл. на семью. Чтобы достичь той же цели, нужно выплатить 7.5 долл. в виде наличности. Так как оба варианта помощи приводят к одинаковому уровню полезности для семьи, семье все равно, какой вариант будет принят. С точки зрения администрации города, второй вариант предпочтительнее, поскольку во втором случае расходы на одну семью меньше.
Функция полезности имеет вид: U = min{3X; Y}; где X – количество стаканов клубничного сока; Y – количество стаканов апельсинового сока. Это взаимодополняемые товары. Решая задачу на максимизацию полезности при бюджетном ограничении, находим оптимальный первоначальный набор (4 стакана клубничного сока и 12 стаканов апельсинового сока). Новый оптимальный потребительский набор (2.2; 6.6). Полезность новогоднего набора U(5;5)=5. Это не есть оптимальный набор. Перераспределив расходы, можно увеличить полезность. Дополнительный фактор в пользу выбора подобного набора – наличие инфляции (или изменение вкусов потребителя).
Бюджетное ограничение имеет вид ломаной со следующими диапазонами:
I1 = 0,15X + A, если Х<10
I2 = 0,10X + A, если 10 <X<60
I3 = 0,05X + A, если X>60
Где А – расходы на прочие товары.
В первом случае оптимальный выбор – говорить дольше, во втором – меньше.

2.3. Сравнительная статика спроса.
В наборе не может быть два малоценных товара или два товара Гиффена. Куда пойдут дополнительные деньги при увеличении дохода потребителя? Для аналитического доказательства использовать уравнение Слуцкого.
А – товары – субституты; В – взаимодополняемые товары; С – товар с точкой насыщения; D – дискретный товар
Квазилинейные товары; набор с точкой насыщения.
Х = const.
А – товар роскоши; В – малоценный (инфериорный) товар; С – товар первой необходимости.
Взависимости от вида кривых безразличия и первоначального оптимума потребителя его благосостояние после вступления в клуб может и сократиться и увеличится и остаться без изменения. Необходимо проиллюстрировать три варианта графически. Наиболее вероятный результат – его благосостояние увеличилось, иначе бы он не вступил в клуб.

2.4. Исследование равновесных состояний
Функция компенсированного спроса равна Tc = (Ps/Pt)1/2U. Эффект дохода по Слуцкому равен (-0.5); по Хиксу – (0). Эффект замены по Слуцкому – (-2); по Хиксу – (-2,5).
Для первого набора эффект замены равен нулю; для второго набора эффект дохода равен нулю; для третьего набора эффект дохода равен нулю; для четвертого набора эффект дохода равен нулю, если рассматривать набор как квазилинейный (при изменении цены нелинейного товара); для пятого набора эффект замены равен нулю (несовместимые товары).
Первоначальный набор (6.6 шт. арбузов; 7 банан). Новый набор – слишком дорогой арбуз при данном бюджетном ограничении, так что все деньги идут на бананы, потребитель покупает 7 бананов. Для компенсации потребителю надо дать дополнительно 35 руб. дохода.
Для взаимодополняемых товаров.
По Слуцкому прямой эффект замены равен (-7,5); перекрестный эффект замены – (+7,5); прямой эффект дохода – (-7,5); перекрестный эффект дохода – (-7,5). По Хиксу прямой эффект замены равен (-9,2); перекрестный эффект замены – (+5,8); прямой эффект дохода – (-5,8); перекрестный эффект дохода – (-5,8).
Величина спроса Светы на товар Х возрастет с 1\16 до 1\4. Величина спроса Светы на товар Y сократится с 9,88 до 4,75. Товары Х и Y соотносятся как общие комплементы. Х является скорее товаром первой необходимости, а Y – нормальный товар.
8. При повышении цены товара компенсация по Хиксу меньше компенсации по Слуцкому, при понижении цены товара – наоборот, компенсация по Хиксу больше компенсации по Слуцкому. Это и определяет велиличины эффектов замены и дохода.


2.5. Специальные вопросы выбора потребителя
Это величина эквивалентной варианции дохода и составляет 14,6 тыс. руб.
Максимальная сумма, которую потребитель готов заплатить за карточку, равна величине эквивалентной вариации дохода. В данном случае цена карты не должна превышать 450 руб. в неделю или 1800 руб. в месяц. Структура покупок потребителя не изменится, хотя объемы снизятся.
Чистый эффект изменения цены (абсолютная величина изменения потребительского излишка) превышает абсолютную величину компенсирующей вариации при снижении цены нормальных товаров и при повышении цены малоценных товаров, не являющихся товарами Гиффена. Чистый эффект изменения цены превышает абсолютную величину эквивалентной вариации дохода при повышении цены нормальных товаров и при снижении цены малоценных товаров, не являющихся товарами Гиффена.
Эквивалентная вариация равна = (-3); компенсирующая варианция равна (+6).
Спрос на товар Х равен 2,5. Предложение товара Y составляет 1. Эффект первоначального запаса равен по товару Х (0,5); по товару Y – (-0,5).
Эквивалентная вариация дохода равна (-200) руб. Компенсирующая вариация дохода равна (+200) руб. Изменение потребительского излишка составляет (-200) руб.
9. Максимальная стоимость карточки должна равняться величине эквивалентной вариации дохода, то есть 275 руб.
10. Это возможно при значительном повышении цены данного товара.

2.6. Применение классической теории поведения потребителя
1. 11,2 часа.
2. Объем сбережений при ставке процента 5% равен 41,3 тыс. руб.
Мария Ивановна станет меньше расходовать на потребление и сберегать больше.
При ставке процента выше 4,8%.
При ставке процента ниже 4,8%
Оставить как есть: М.И. уже является кредитором
При пенсии ниже 77 тыс. руб.
Рост ставки процента повышает стимулы к сбережению.
3. Объем сбережений = 5.2 тыс. руб.
4. а. Потребитель будет работать 9 часов.
в. При ставке (-8), то есть если у него будет нетрудовой доход.
с. W=24; d. W>24.
5. Нет, если мы примем во внимание наличие минимальной потребительской корзины (например, минимума сегодняшнего потребления, необходимого для выживания человека).
6. 25%.
7. Более крутым.

2.7. Теория выявленных предпочтений
1. Набор первого периода предпочитается по сравнению с наборами второго и третьего периода. В отношении предпочтений между наборами второго и третьего периодов ничего сказать нельзя.
2. Благосостояние потребителя в текущем году по сравнению с предыдущим;
улучшилось
ухудшилось
неизвестно
ухудшилось
улучшилось
по крайней мере не ухудшилось
неизвестно
не ухудшилось
3. Благосостояние индивида:
улучшилось
ухудшилось
ухудшилось
неизвестно
ухудшилось
неизвестно
улучшилось
ухудшилось
6. В 1998 г. благосостоянии Наташи упало по сравнению с 1997 г. В 1999 г. Благосостоянии Наташи выросло по сравнению с 1998 г. и упало по сравнению с 1997 г.
Следует предполагать улучшение благосостояния. Максимальный темп инфляции, при котором благосостояние, по крайней мере, не ухудшается, равен 80%. Пенсии следует увеличить, как минимум, в 1.5 раза.
Следует принять вторую программу.
9. Нет. Это зависит от доступности наборов.

2.8. Поведение потребителя в условиях неопределенности и риска
1. Страховку покупать не имеет смысла. Максимальная цена страховки составляет 2,18 долл.
2. Мария Николаевна выберет вариант 1 (продавать газеты). Выбор Марии Николаевны зависит от ее склонности к риску. Достаточно знать ее склонность к риску, чтобы сделать вывод о ее поведении. Кроме того, необходимо знать ее предпочтения в отношении дополнительных 50 руб., если она склонна к риску, то в какой степени?
3. Величина страхового возмещения должна зависеть как от вероятности пожара, так и от величины стоимости дома – только при соблюдении этих двух условий потребитель будет готов платить за страховку. Если потребитель нейтрален к риску, то он безразличен между покупкой страховки и отсутствием страховки.
4. Интенсивность контроля должна превышать 5%. Минимальная величина штрафа при вероятности контроля в 20% = 25 руб., при вероятности контроля в 80% = 6,25 руб. Для пассажиров, склонных к риску, следует либо поставить тотальный контроль (турникеты в метро), либо платить, если пойман без билета.
5. Все зависит от склонности/несклонности потребителя к риску и от степени этой склонности/несклонности.
6. Для человека, не склонного к риску, игра будет иметь смысл только, если ожидаемый выигры превышает «справедливую игру» (игру с нулевой суммой).

ТЕМА 3. Производство и фирма
3.1. Общая характеристика производственной деятельности фирмы
1. Эквимаржинальный принцип в производстве не выполняется. Необходимо сократить объем применяемого труда и/или увеличить объем применяемого капитала.
2. Фирма будет выбирать для каждого объема выпуска технологию, минимизирующую общие издержки. Общие издержки находятся как сумма произведений объемов ресурсов на их цены: TC=wL+rK.
3. (1)

Объем производства, в тыс. шт.
0
1
2
3
4
5
6
АС
-
32
24
27,3
35
45,6
58,7
МС
-
32
16
34
58
88
124
(2) Q = 2 тыс шт.
(3) Эффект масштаба: вначале возрастающий, затем убывающий.
4. МRTS = 1 при а= b; MRTS > 1 при a>b; MRTS <1 при a<b
5. Так как выпуск фирмы не изменился, это означает движение производства вдоль изокванты. Капиталовооруженность труда уменьшается, также как и капиталоемкость продукции. В отношении производительности труда ничего сказать нельзя.
6. Первая функция представляет собой производственную функцию Кобба-Дугласа с постоянной отдачей от масштаба и постоянной эластичностью замещения ресурсов (равной единице); MRTS=K/L. Для второй функции – взаимодополняемые ресурсы – MRTS капитала трудом равна нулю на вертикальной ветви, равна бесконечности на горизонтальной ветви и не существует в угловой точке изоквант. Третья функция дает представление о взаимозаменяемых ресурсах, для которых MRTS постоянна. Четвертая функция – это квазилинейное производство.
7. выпуск увеличится в 11,2 раз.
8. отрицательными нет (это означало бы наличие антиресурса в производстве), больше единицы – да (при возрастающей отдаче от масштаба).

3.2. Равновесие фирмы
1. (а) FC=128; VC=q3-14q2+69q: MC=3q2-28q+69; AC=q2-14q+69+128/q
(b) q=10. (c) P=3q2-28q+69, P>20; q=0, P<20.
2. Так как слабая аксиома выявленной максимальной прибыли выполняется, фирма работала эффективно и до и после повышения цен.
3. Слабая аксиома выявленной максимальной прибыли и слабая аксиома выявленных минимальных издержек выполняются. Фирма минимизировала издержки и до и после изменения параметров рынка.
4. капиталовооруженность возрастет на 0,5%.
5. Это утверждение неверно, так как решение фирмы заменять труд капиталом зависит кроме цен ресурсов от вида производственной функции (степени взаимодополняемости и/или взаимозаменяемости ресурсов) и типа самого ресурса (качественный или некачественный).






6.
Объем выпуска
AFC
VC
AC
MC
TC
0
-
0
-
-
100
10
10
100
20
10
200
20
5
180
14
8
280
30
3,3
290
13
11
390
40
2,5
420
13
13
520
50
2
600
14
18
700

7. Паушальный налог увеличивает постоянные издержки фирмы и не влияет на величину предельных издержек. Следовательно, в краткосрочном периоде выпуск фирмы не изменится, но фирма будет нести потери. В долгосрочном периоде часть фирм уйдет из отрасли, отраслевое предложение сократится, что приведет к росту рыночной цены товара до уровня пересечения возросших вследствие налога средних долгосрочных издержек и предельных издержек. Стоимостной налог увеличит и предельные издержки, так что уже в краткосрочном периоде фирмы сократят выпуск. В долгосрочном периоде повторится ситуация, аналогичная действию паушального налога.
8. Первоначально q1= 20; q2=5. После изменения спроса q1=10; q2=0.
10. Принципиальное воздействие будет одинаковым, так как в первом случае средства изымаются прямым образом – половина выручки; а во втором – через изъятие половины объема производства (добычи), при конкурентном рынке (постоянной цене товара) сокращение совокупной выручки наполовину эквивалентно сокращению объема продаж на половину.


3.3. Специальные вопросы теории производства
2. Средние переменные издержки составляют 0,1 ден.ед.
3. Изменение излишка производителя соответствует величине роста постоянных издержек, то есть (+10) тыс. руб.
4. Следует ожидать укрупления фирм и уменьшения числа фирм на рынке.

ТЕМА 4. Рыночные структуры
4.1. Равновесие спроса и предложения
1. Равновесия на рынке не будет, если кривые спроса и предложения не пересекаются: либо недостаточно спроса, либо слишком величины издержки, либо это – свободное благо.
2. Субсидия однократного характера снижает постоянные издержки и не влияет на величину предельных издержек, а значит и точку оптимального выпуска фирмы. Субсидия, которая зависит от объма выпуска или от его стоимости, оказывает влияние и на средние и на предельные издержки.
3. Это объясняется неэластичным спросом на продукцию.
4. Qd=780–40?P
5.
В случае абсолютно неэластичного спроса, вне зависимости от значения эластичности предложения, налог перекладывается на потребителя.
В случае абсолютно неэластичного предложения перекладывания налога не происходит совсем, вся сумма налога оплачивается продавцами.
В случае абсолютно эластичной кривой спроса налоговое бремя перекладывается на продавца.
В случае абсолютно эластичного предложения налог полностью перекладывается на потребителя.
(e) Благосостояние потребителя в наибольшей степени падает в случае абсолютно неэластичного спроса (а), а благосостояние продавцов одинаково сильно падает в случаях b) и c)
6. Налог увеличивает и издержки фирм и рыночную цену и сокращет объем продаж. Та сторона сделки – спрос или предложение – которая является неэластичной, полностью несет потери от налога. Та сторона сделки, которая является менее эластичной, в большей степени страдает от налога.
7. Дотация полностью передается от производителя к потребителю при абсолютно неэластичном спросе; полностью используется самим производителем – при абсолютно эластичном по цене спросе.
8.В начальный период времени Р=6,5. В первый период времени Р=3,5.
9.. (а) Фирма будет выпускать 15 единиц. Прибыль составит 350. (в) Цена установится на уровне минимума средних издержек и составит приблизительно 17,46. Фирма будет выпускать 11,34 единиц продукции. По определению в условиях долгосрочного равновесия совершенно конкурентная фирма имеет нулевую прибыль.
10. В краткосрочном периоде: P=25,7 и Q=98,6. В долгосрочном периоде: P=8,2 и Q=133,6 и в отрасли должно работать 50 фирм с типом затрат TС1. (подсказка: в долгосрочном периоде в отрасли останется та группа, у которой более низки минимальные средние затраты)
11. a) 8/7; b) 60/37; c) поскольку это точка излома совокупного предложения, невозможно посчитать точечную эластичность, существуют только пределы слева и справа.
12. P=6,1 и Q=18,8.

4.2. Общее представление о рыночных структурах
1. Совершенная конкуренция: P=МС=C; Q=(A-C). Монополия: P=(A-C)/2; Q=(A-C)/2. Монополистическая конкуренция: P=AC=C; Q=(A-C).
2. Чистые потери составляют 512 руб. Потребительские расходы равны 1216 руб. Прибыль монпоолиста равна 1024 руб. и состоит только из потребительского излишка.
3. Чистые потери составляют 27,5 тыс. руб.
4. Объем продаж в Австрии равен 40 тыс. шт. Объем продаж в России – 20 тыс. шт. Ценовая дискриминация ведет к росту прибыли компании, следовательно, является эффективной. Новая цена товара в России равна 510 руб. Потери компании = 200 тыс. руб. Потери России = 2 тыс. руб. (величина «чистых потерь»).
5. При максимизации прибыли Q=37,5; P=1125. При максимизации выручки Q=75; P=750.
6.
Фирма 1 2 3 4 5 6 7 8
Доля, в% 14,5 9,3 11,6 18,8 10 8,7 15,9 7,2
Издекс концентрации 4-х фирм = 62,32. Индекс Херфиндаля = 1265.
7. Благосостояние жителей снижается на величину «чистых потерь». Монополист получает монопольную прибыль в размере 550 тыс. руб.
8. Потери общества от политики ценовой дискриминации равны 8,6. При едином тарифе потери составят 8.
9. К ценовой дискриминации второго вида относится варианты (5). К ценовой дискриминации третьего вида – варианты (2); (3); (4). Вариант (1) – межвременная ценовая дискриминация.
10. Тираж составит 33 млн. шт. Цена одной книги равна 67 руб. Издатель получит 667 млн. руб. прибыли, автор – 222 млн. руб. Автор хотел бы установить цену на уровне 80 руб. и продать 20 млн. шт. Для максимизации совокупной прибыли цена должна быть равна 60 руб., а тираж – 40 млн. шт. Подобные контракты не оптимальны с точки зрения общества, но они заключаются, так как издатель является монополистом (плюс плата за риск).


4.3. Стратегическое поведение фирм на рынке
1. Без доминирующей фирмы: P=80; Q=70. С доминирующей фирмой: P=45, Q=105. Наличие доминирующей фирмы с более низкими издержками способствует росту общественного благосостояния за счет снижения цены и расширения объема продаж.
2. Курно: Q=(2-2r-3w)/3; P=(1+2r+3w)/3.
Штакельберг: P=(1+3r+4w)/4; Q1=(1-r)/2; Q2=(1-r-4w)/4
Форхаймер: P=(1+r+w)/2
Бертран: P=r+w; Q1=Qрынка=1-2w-r; Q2=0.
3. d ? 1/2; d ? 1 - 1/N; dt ? 1/2; d ? 1/(2r); d ? max[a; 1-a]; dL > dH > ?;
4. П/TR = H/e; П – отраслевая прибыль; TR – стоимость отраслевого объема продаж; H – индекс Херфиндаля-Хиршмана; e – ценовая эластичность рыночного спроса (абсолютное значение).
5. Решение:


– остаточный спрос фирмы-лидера

? ? — выпуск фирмы-лидера
— равновесная цена на рынке
— выпуск фирмы-аутсайдера


?
Таким образом, фирма-аутсайдер будет получать положительную ненулевую прибыль, если выполняется условие

6. При решении нужно обратить внимание на три момента:
получение совокупного предложения фирм-аутсайдеров;
вычисление совокупного выпуска картеля (или одной из фирм в картеле).
для того, чтобы найти средние издержки необходимо доопределить условие задачи, предположив, что постоянные издержки типичной фирмы на рынке равны нулю.
Qk
P
Qa
pik
pia
Вывод
240
24
280
80
98
Картель неустойчив

ТЕМА 5. Рынки факторов производства
5.1. Рынок труда
L=100; Q=20.
Для доказательства использовать понятие о предельных издержках как первой производной функции общих издержек.
3. Для доказательства использовать выражения для предельных и средних издержек и эластичности предложения в зависимости от заработной платы.
4. L1=24,7; L2=10,6; L3=49,3.
5. L=6; W=14; Q=12; P=19. Заработная плата профсоюза для максимизации занятости = 18; для максимизации совокупного дохода = 34. Нет, деятельность профсоюза приводит к образованию «чистых потерь», что уменьшает совокупное благосостояние города по сравнению с ситуацией совершенной конкуренции.

5.2. Рынок капитала
1. Проект следует принять и в одном и в другом случае.
2. Проект осуществлять не стоит.
3. Цена продажи =707,4 млрд. долл. Потери составляют 145,25 млн. долл.
4. Проект будет принят вне зависимости от склонности управляющего к риску.
5. Менеджмент компании склонен к риску, так как ожидаемая прибыльность проекта отрицательна (-0,5 млн. руб.)
6. При ставке процента в 10% проект имеет смысл осуществлять. При ставке процента выше 12,5% проект становится нецелесообразным.
7. 10%
8. При ставке процента в 10% приведеннная стоимость проекта составляет 0,29 тыс. долл. Этот проект стоит предпринимать, так как NPV проекта положительна. При росте ставки процента NPV проекта сокращается, так что 12% - еще можно предпринять проект, а при 15% и выше – нет.

ТЕМА 6. Общее равновесие и эффективность
6.1. Общее равновесие
1. Ядро – наборы, состоящие из одинакового числа левых и правых ботинок. Равновесие по Вальрасу – один из наборов ядра.
2. При первоначальных условиях рынок не находится в равновесии. Равновесная относительная цена РX/PY = 4.
3. (а) оптимальное количество рыбы = 12 шт., оптимальное число кокосов = 3 шт. (в) Это распределение не является оптимальным. Степень неоптимальности можно измерить потерей полезности от данного набора по сравнению с полезностью оптимального набора (с) Да, торговля увеличивает границу потребительских возможностей индивида и уровень максимально доступной полезности товарного набора.
5. Эффективное распределение предусматривает равенство предельных издержек каждого завода. При равенстве средних издержек производства заводов будет наблюдаться потеря эффективности в виде недопроизводства 20% выпуска.
7. Контрактная кривая – линия Н=0,5С, где Н – количество ветчины, С – количество кусков сыра. Оптимальное соотношение цен равно 5:3. Набор (40; 80) будет равновесным в любом случае. Винни-Пух выиграет от обмена 11,54 утилей полезности. Кролик ничего не выиграет, хотя и не потеряет. Нарушив правила игры, Винни-Пух ничего не выиграет, так как его задача заключается в том, чтобы стимулировать Кролика отказаться от углового решения, что возможно при тех же предпосылках, что и в первых двух случаях.

9. Равновесный уровень цен PX:PY = 2. Наборы (500; 500) являются равновесными. Если одна группа потребителей обладает монопольной властью, то равновесие сместится в сторону этой группы – они будут получать больший объем каждого товара.

6.2. Эффективность и общественное благосостояние
1. Конкурентное распределение не будет эффективным в силу большого различия предпочтений групп потребителей. Правительство может прибегнуть к налогам и субсидиям, хотя это и не будет «первым наилучшим» решением. Да, здесь есть конфликт между эффективностью и справедливостью.
2. Р = (200+k)/150; M1* = 500; M2* = 200; при субсидии М1=М2 = 350.

ТЕМА 7: Несостоятельность рынков
7.2. Асимметричная информация
1. Цена полиса = 110 тыс. руб. Будут страховаться только неосторожные потребители. Потери компании составят 70 тыс. руб. на каждого застрахованного. Компания должна использовать методы разделяющего равновесия.
2. (a) будут отобраны высококлассные специалисты: TC1>100; 25<TC2<100; будут отобраны непрофессионалы: TC1<100; TC2>100; (b) TC1>TC2 в два раза; (c) собеседование, стаж работы, испытательный срок; (d) стаж работы, рекомендации.
3. (a) Да, имеет смысл; (b) в два раза ниже – да, в два раза выше – нет; (c) 15 тыс. долл.; (d) максимально возможную 15 тыс. долл.; (e) нет, бережливые не будут покупать страховку; (f) все виды разделяющего равновесия.
4. В первый период времени будет цена 2.5 тыс. руб. Затем цена будет снижаться до 1 тыс. руб. На рынке останутся только некачественные телевизоры.
5. (а) для любителей цена = 6 тыс. руб., для профессионалов – 2 тыс. руб.; (b) 4 тыс. руб.; (с) разделяющее равновесие – установить цену в зависимости от стажа и прошлых аварий.
6. (а) Установить две цены: для информированных 405 тыс. руб., для неинформированных 486 тыс. руб. (b) более 90%; (с) менее 10%.
7. (а) ТС выс.кач.=4 руб. (b) ТС выс.кач.=8 руб.; (d) 25%
8. подрыв репутации (маскировка)
9. роль трансакционных издержек – поиск нового партнера.

7.3. Внешние эффекты экономической деятельности
1. Изменится положение равновесия. Частные цены товаров будут меньше (при отрицательном внешнем эффекте) или больше (при положительном внешнем эффекте) социально допустимых.
2. Выпуск должен сократиться на 9 ед. при конкуренции и на 4,8 ед. при монополии. Чистые потери от внешнего эффекта равны 45,8 руб. при конкуренции и при монополии, но в последнем случае имеются еще чистые потери от самой монополии. Для интернализации внешнего эффекта можно предложить налог Пигу или создание прав собственности на внешний эффект.
3. Если река – общественное благо, равновесие на рынке: Р1=40; Р2=80; Q1=50; Q2=62,5; П1=738; П2= (-250). Плата за загрязнение и за сокращение выпуска завода будет одна и та же величина – предельная величина внешнего эффекта =2Q1. Для единой фирмы: Q1=11,5; Q2=62,5.
4. Социальные МС=0,01Q+0,5. Это пример отрицательного внешнего эффекта. Величину эффекта можно измерить через снижение прибыли второго завода, либо через излишний выпуск первого завода. Производство без учета внешнего эффекта: Q1=1000; Q2=2500. Производство с учетом внешнего эффекта: Q1=9500; Q2=2500. Можно предложить выплатить величину ущерба пивоваренному заводу в размере недополученной прибыли. Или создать рынок прав собственности на загрязнение.
5. Частное решение: q1=30; q2=12,5; П1=438; П2=777. Плата за загрязнение: 60 руб. Решение с учетом загрязнения (общественное равновесие при любом варианте): q1=10; q2=62,5; П1=238; П2=3 000.

Общественные блага
1. Будет произведено 110 ед. Доля первой группы = 0,7, доля второй группы = 0,3. Третья группа не будет участвовать в финансировании.
2. (a) L1=10; L2=10; (b) L1=5; L2=15; (c) плата за лицензию составляет 5 рыб; (d) нет не обеспечивает, так как озера являются общей собственностью (здесь реализуется “проблема общих ресурсов”).
Будет куплено 150 ловушек, если они покупают вместе, и 200 ловушек, если покупают по отдельности. Администрация запросит сумму 7500 руб. Эту сумму следует распределить в пропорции 2:1. Саша будет доволен, а Миша – нет.
4. (a) С – молодые люди; А – старики, критерий – эластичность предельной выгоды от стены к ее высоте; (b) Будет построена стена высотой 57 метров; (c) будет построена стена высотой 100 метров, налоги распределить пропорционально эластичности выгоды от стены; (d) да, так как для общества строительство стены приводит к положительному чистому доходу.
5. (a) да; (b) QA=40; QB=20; P=800; (c) Q=80; P= 800; 1/3 издержек – на фирму А; 2/3 издержек – на фирму В; (d) потери при варианте (с) составят 40 тыс. руб.; с учетом потерь Q=47; P=800; могут помочь либо субсидии потребителям, либо налоги на фирмы (величиной в предельные потери потребителей).
6. нац.оборона
7. все виды относятся к общественным благам.
9. (a) Q=40; (b) P1=20; P2=40; (c) 800 и 1600; (d) в данном случае решения примерно одинаковы.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign