LINEBURG


страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

СЕРИЯ
«НОВОЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ»



ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЯДЕРНЫЙ УЩЕРБ

Ответственный редактор серии
академик Б. Н. Топорнин



МОСКВА, 1997



Работа подготовлена авторским коллективом в составе:
доктор юридических наук, профессор А.И. Иойрыш — раздел первый;
старший научный сотрудник Института государства и права РАН Е.Н. Васильева
— раздел второй;
кандидат юридических наук О.А. Супатаева — раздел третий


Ответственность за ядерный ущерб. — М.: Институт государства и права
Российской Академии наук, 1997. — 47 с.
ISBN 5-201-01354-6

Предлагаемая вниманию читателя работа посвящена анализу наиболее
актуальных проблем гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб.
Исследованы международно-правовые нормы, привлечено обширное зарубежное
законодательство. Анализ российского законодательства сопровождается
рекомендациями по его дальнейшему развитию и унификации с законодательством
мирового сообщества.

© Институт государства и права РАН, 1997 г.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА ЯДЕРНЫЙ УЩЕРБ

Редактор Н.К. Воеводенко
Корректор М.М. Сапожникова


ЛР№ 061639 от 29.09.92.
Подписано в печать 23.06.97. Формат 60 х 90 1/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 3,0.
Уч.-изд. л. 3,1. Тираж 1000 экз. Заказ № 974

Институт государства и права
Российской Академии наук
Москва, ул. Знаменка, 10

Отпечатано в Щербинской типографии
113623, Москва, ул. Типографская, 10
ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время атомная энергия играет важную роль в экономике многих
стран.
Несмотря на то что использование атомной энергии может быть выгодно, оно
связано с определенным риском. Если случится авария, то ущерб, нанесенный
людям, недвижимости и окружающей среде, может быть очень значительным.
Примером этому служит авария в Чернобыле, которая вскрыла существенные
несоответствия в вопросах ядерной безопасности, в системе срочных мер по
ликвидации аварии, в ответственности за причинение ядерного ущерба.
В системе мер по ликвидации последствий ядерной аварии отдельные страны
и международные организации, ответственные за их применение, пересмотрели свои
программы в области ядерной безопасности. На международном уровне основными
организациями такого рода являются: МАГАТЭ, Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР), Агентство по ядерной энергии (АЯЭ) и
Европейский Союз. После Чернобыльской аварии все эти организации особо
подчеркивают важность ядерной безопасности и системы мер по ликвидации
последствий аварии. И АЯЭ, и МАГАТЭ удалось улучшить и скорректировать свои
программы по вопросам безопасности. В частности, МАГАТЭ значительно
расширило свои услуги в этой области в ответ на возросший спрос на них со стороны
стран-членов. В 1994 г. страны — члены МАГАТЭ приняли новый документ —
Конвенцию по ядерной безопасности, для того чтобы свести уже существующие во
многих странах нормы об атомных электростанциях (АЭС) в единый международный
акт и распространить обязательства государств по атомной безопасности на те
страны, где подобной практики еще не существует.
Не меньшую актуальность в настоящее время приобретают вопросы,
связанные с совершенствованием системы гражданской ответственности за ядерный
ущерб, которая давно уже сложилась в большинстве развитых зарубежных стран, где
принятие законов о такой ответственности предшествовало развитию гражданской
атомной промышленности. Это особая, отличная от традиционной деликтной
ответственности система, характеризующаяся определенной новизной и сложностью.
Режим гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб базируется на
принципах, которые можно разделить на две группы. К одной из них относятся
принципы, характерные и для других, традиционных типов гражданско-правовой
ответственности, например для ответственности за вред, причиненный источником
повышенной опасности (принципы абсолютной ответственности, ограничения
ответственности по объему и по времени), к другой — специфические принципы,
воспринятые национальным законодательством многих стран из заключенных в 60-х
годах международных конвенций о гражданской ответственности за ядерный ущерб
(принципы «канализирования» ответственности, участия государства в возмещении
ущерба и др.). Кроме того, составной частью режима гражданской ответственности
за ядерный ущерб является система финансового обеспечения, представляющая
собой финансово-правовой (страховой и т.д.) механизм, посредством которого
реализуются цели этого режима.
Основы правового регулирования в рассматриваемой области в России были
заложены принятием Федерального закона «Об использовании атомной энергии» от
20 декабря 1995 г. В нем сделана попытка трансформировать в национальное
законодательство основные международно-правовые принципы ответственности за
ядерный ущерб. Однако в Законе имеется и ряд существенных несогласованностей с
международным регулированием анализируемых отношений. Есть два способа их
преодоления: 1) дальнейшее развитие российского законодательства и принятие
закона об ответственности за ядерный ущерб и о ее финансовом обеспечении; 2)
ратификация Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб и
участие в проводимой международным сообществом работе по ее пересмотру и по
развитию международного режима гражданско-правовой ответственности за ядерный
ущерб.
Окончательное присоединение России к действующему международному
режиму привело бы к установлению для страны такого же механизма возмещения
ущерба, какой существует практически во всех других промышленно развитых
странах, использующих атомную энергию в мирных целях, и открыло бы более
широкие перспективы международного сотрудничества (в том числе ядерного
экспорта и импорта) в области использования атомной энергии.
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ В ОБЛАСТИ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЯДЕРНЫЙ УЩЕРБ

Первые шаги по международно-правовому регулированию вопросов
ответственности за ядерный ущерб были предприняты в 1960 г., когда
разрабатывалась и была принята Парижская конвенция об ответственности перед
третьей стороной в области ядерной энергии.
В 1963 г. эту Конвенцию дополнила Брюссельская дополнительная конвенция,
обеспечивающая пострадавшим от ядерных инцидентов дополнительную
компенсацию из государственных фондов стран — участниц Парижской конвенции.
В том же 1963 г. под эгидой МАГАТЭ была принята Венская конвенция о
гражданской ответственности за ядерный ущерб, целью которой явилось
установление системы международно-правовой ответственности, базирующейся на
тех же принципах, что и региональная Парижская конвенция.
Немного раньше, в 1962 г., появилась Конвенция об ответственности
операторов судов с ядерно-энергетическими установками, в которой содержатся
положения, аналогичные положениям Парижской и Венской конвенций.
Позднее, в 1971 г., была заключена Конвенция о гражданской ответственности
в области морских перевозок ядерных материалов, направленная на то, чтобы при их
транспортировке применялся режим ответственности за ядерный ущерб1. Принятый
в 1988 г. Совместный протокол объединил Парижскую и Венскую конвенции и
определил режим получения адекватного возмещения ядерного ущерба для стран —
участниц этих Конвенций.
Для правильного понимания всех аспектов гражданско-правовой
ответственности за ядерный ущерб необходимо четко определить основные понятия
этого института. Одно из них — ядерный риск, под которым понимается возложение
всей полноты ответственности за случайно происшедший ущерб на какое-либо лицо,
риск быть признанным ответственным за ядерный ущерб, причиненный ядерным
инцидентом. К этому следует добавить, что должна существовать причинная связь
между вредом, за который установлена ответственность, и деятельностью атомных
установок определенного рода.
Другое часто используемое понятие — это атомные установки, т.е. установки
для производства, деления и переработки ядерных материалов, а также для их
хранения.
Ключевыми являются понятия «ядерный инцидент» и «ядерный ущерб».
Ядерный инцидент — это обстоятельство, в результате которого причинен ущерб;
ядерный ущерб — это ущерб, причиненный таким инцидентом.
Специальный режим гражданско-правовой ответственности применяется
далеко не ко всем видам ядерной деятельности. Его цель — обеспечить надлежащее
возмещение ущерба, причиненного серьезным ядерным инцидентом, происшедшим в
ходе мирного использования атомной энергии.
Ядерный ущерб (смерть, любое телесное повреждение, любая потеря
имущества или любой ущерб имуществу) — это ущерб, который:
1) связан с эксплуатацией установок определенного типа (ядерных реакторов,
заводов по изготовлению ядерного топлива и переработке облученного топлива,
газодиффузионных заводов, установок по хранению ядерных материалов и т.д.) либо
с транспортировкой ядерных материалов;
2) является результатом либо радиоактивных свойств, либо их сочетания с
токсическими, взрывными и иными опасными свойствами ядерного топлива, или

1
Подробно о содержании международных конвенций в области ответственности за ядерный ущерб
см.: Международное атомное право. М., 1987; Иойрыш А.И., Супатаева О.А., Чапорняк А.Б.
Ответственность за ядерный ущерб. М., 1993.
радиоактивных продуктов, или отходов на ядерной установке. Поэтому ущерб,
причиненный инцидентом, происшедшим на ядерной установке, но не являющийся
результатом радиоактивных свойств или сочетания таких свойств с другими
опасными свойствами, не охватывается данными Конвенциями и возмещение за
такой ущерб должно осуществляться в соответствии с обычными нормами
гражданского права.
Ядерным инцидентом следует считать событие, которое: 1) сопряжено с
эксплуатацией ядерных установок либо с операциями, связанными с ядерным
топливом, радиоактивными продуктами или отходами; 2) имеет ядерное
происхождение, т.е. возникает или является результатом радиоактивных свойств
либо их сочетания с другими опасными свойствами радиоактивных материалов; 3)
причинило ядерный ущерб.
Ущерб будет считаться ядерным лишь в том случае, если он причинен
ядерным инцидентом, т.е. событием, являющимся отклонением от нормального
функционирования ядерной установки, либо событием, являющимся результатом
нарушения правил и порядка обращения с радиоактивными отходами.
Конвенция об ответственности перед третьей стороной в области атомной
энергии (Парижская конвенция) от 29 июля 1960 г. Участниками этой региональной
Конвенции являются страны Западной Европы: Бельгия, Великобритания, Дания,
Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Норвегия, Нидерланды,
Португалия, Испания, Швеция, Турция.
Конвенция разрабатывалась с учетом необходимости обеспечения
достаточной и справедливой компенсации пострадавшим в результате ядерного
инцидента и устранения ограничений на дальнейшее развитие использования
атомной энергии в мирных целях. Однако из сферы ее действия исключен ущерб,
причиненный имуществу, находящемуся в ведении оператора, под его охраной или
контролем в месте расположения установки или в связи с эксплуатацией установки, а
также в случае транспортировки ядерных материалов, за исключением ущерба,
причиненного транспортными средствами, на которых находился ядерный материал
в момент ядерного инцидента, причинившего ущерб (ст. 3).
В Парижской конвенции впервые были разработаны следующие основные
принципы, на которых в настоящее время базируются все международные
соглашения и большинство национальных законодательных актов в рассматриваемой
области:
— абсолютная и исключительная ответственность оператора (организации,
эксплуатирующей ядерную установку);
— материальные и временные пределы ответственности эксплуатирующей
организации;
— обязательство обеспечить финансовое покрытие своей ответственности в
виде страховки или другого финансового обеспечения;
— гарантия вмешательства государства для удовлетворения исков,
превышающих финансовые возможности эксплуатирующей организации.
Протокол № 1 (16 ноября 1982 г.), дополняющий Парижскую конвенцию,
предусматривает изменения, связанные с заменой денежной единицы, основанной на
официальной цене золота, но новую денежную единицу, учрежденную
Международным валютным фондом и не имеющую денежного содержания.
На базе Парижской конвенции была разработана Брюссельская
дополнительная конвенция (31 января 1963 г.), предусматривающая дополнительную
компенсацию в случае, если компенсация, предусмотренная Парижской конвенцией,
окажется недостаточной для возмещения ущерба, причиненного ядерным
инцидентом.
Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (Венская
конвенция). В 1963 г. под эгидой МАГАТЭ была принята Венская конвенция, целью
которой явилось установление международно-правовой системы ответственности за
ядерный ущерб и которая базировалась на тех же принципах, что и Парижская
конвенция. Число участников Венской конвенции существенно выросло за последние
несколько лет в основном в связи с присоединением к ней восточноевропейских
стран. В настоящее время участниками этой Конвенции являются: Аргентина,
Боливия, Бразилия, Камерун, Чили, Хорватия, Куба, Египет, Венгрия, Литва,
Мексика, Нигер, Перу, Филиппины, Польша, Румыния, Словения, Тринидад, Тобаго,
Югославия, Болгария, Чехия, Армения, Эстония, Республика Македония. Учитывая
значимость вопросов ответственности за ядерный ущерб в общем контексте
безопасности, Россия присоединилась в 1996 г. к Венской конвенции.
Конвенция предусматривает, что государство может ограничить
ответственность эксплуатирующей организации за каждый ядерный ущерб суммой
не менее 5 млн. долл. США (по курсу доллара на 1963 г.). В отличие от стран,
объединенных Парижской конвенцией, страны — участницы Венской конвенции не
могут рассчитывать на дополнительную компенсацию ядерного ущерба,
предусмотренную Брюссельской конвенцией. Срок исковой давности по Венской и
Парижской конвенциям установлен в 10 лет.
Венская конвенция после вступления ее в силу в 1963 г. ни разу не
пересматривалась, в определенной степени устарела и нуждается в модернизации.
Прежде всего это касается размеров компенсации. По мнению многих стран,
существующий размер компенсации явно недостаточен и должен быть значительно
увеличен. Конвенцию целесообразно дополнить соглашением о дополнительной
компенсации при крупной аварии из специального фонда, образуемого за счет
взносов государств — участников соглашения. Имеются и другие предложения по ее
модернизации.
В связи с этим в феврале 1990 г. в рамках МАГАТЭ был образован
Постоянный комитет по ответственности за ядерный ущерб. Комитету поручено
подготовить доработанный текст Венской конвенции, разработать проект Конвенции
о дополнительном финансировании компенсации при крупной ядерной аварии для
вынесения их на рассмотрение и утверждение Дипломатической конференции.
Комитет работает уже более семи лет и достиг большого прогресса в деле пересмотра
Венской конвенции. Им приняты тексты поправок к Конвенции. В целом это
несомненно крупный шаг вперед. После одобрения поправок главным в переговорах
стало оформление на их базе проекта Протокола о пересмотре Венской конвенции.
В отношении дополнительного финансирования Постоянный комитет взял за
основу для дискуссии проект Конвенции, подготовленный в сентябре 1995 г. на
неофициальной встрече экспертов, в котором нашли отражение многие элементы,
содержащиеся в американском проекте «зонтичной» Конвенции. Проект Конвенции
представляет собой самостоятельное соглашение, открытое как для участников
Венской и Парижской конвенций, так и для государств, которые хотя и не являются
участниками этих Конвенций, но имеют законодательство об ответственности за
ядерный ущерб, соответствующее положениям, отражающим важнейшие требования
Конвенций.
Результаты последних сессий по пересмотру Венской конвенции, несмотря на
то что они не являются еще завершающими, дают основание считать, что
договоренность вполне может быть достигнута. Что касается Конвенции о
дополнительном финансировании, то и здесь результаты носят промежуточный
характер. Однако работа вошла в ту стадию, когда представляется возможность
подготовить как поправки к Венской конвенции, так и Конвенцию о дополнительном
финансировании для внесения их на рассмотрение Дипломатической конференции.
Совместный протокол о применении Парижской и Венской конвенций. В
сентябре 1988 г. в Вене на международной конференции, созванной совместно ОЭСР
и МАГАТЭ, был принят Совместный протокол, объединяющий Парижскую и
Венскую конвенции. Протокол расширяет применение обеих Конвенций,
обеспечивая защиту пострадавших, проживающих на территории государств —
участников одной или другой из них. Для вступления Совместного протокола в силу
необходимо, чтобы его ратифицировали пять стран — участии Парижской конвенции
и пять стран — участниц Венской конвенции
Конвенция об ответственности операторов судов с ядерными
энергетическими установками была принята в Брюсселе 25 мая 1962 г. Она
предусматривает для судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) систему
правил, основанных на принципах, аналогичных принципам Парижской и Венской
конвенций для наземных ядерных установок. Конвенция вступит в силу после того,
как ее ратифицирует по крайней мере одно государство, эксплуатирующее или
санкционировавшее эксплуатацию судна с ЯЭУ, и еще одно государство.
Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок
ядерных материалов разработана под эгидой ОЭСР, МАГАТЭ и Международной
морской консультативной организации. Она исходит из приоритета ядерного права
над морским правом и исключительной ответственности оператора ядерной
установки за ущерб, причиненный в результате ядерного инцидента при перевозке
ядерных материалов, освобождая владельцев судов от ответственности за такой
ущерб, предусмотренный морским правом. Конвенция вступила в силу 15 июля 1975
г.
26 апреля 1986 г. на блоке № 4 АЭС в Чернобыле произошла большая ядерная
авария. Она вскрыла существенные пробелы в вопросах ядерной безопасности, в
системе срочных мер по ликвидации аварии и в ответственности по компенсации
ядерного ущерба. Системы срочных мер по ликвидации последствий аварий
отдельными странами и международными организациями, ответственными за это,
были пересмотрены. На международном уровне основными такими организациями
являются МАГАТЭ, ОЭСР, Агентство по ядерной энергии (АЯЭ) и Европейский
Союз. После аварии в Чернобыле все они стали особо подчеркивать важность
безопасности и системы срочных мер по ликвидации последствий аварии; при этом
МАГАТЭ и АЯЭ сконцентрировали свои усилия на работе по улучшению
международного режима ответственности за ядерный ущерб. И АЯЭ, и МАГАТЭ
удалось улучшить и скорректировать свои программы в области безопасности. В
частности, МАГАТЭ значительно расширило услуги по безопасности в ответ на
возросший спрос на них со стороны стран — членов МАГАТЭ. В 1994 г. страны —
члены МАГАТЭ приняли новый документ — Конвенцию по ядерной безопасности,
которая стала единым международным законом и распространила свое действие на
страны, где подобной практики безопасности еще не существует.
Чернобыльская катастрофа заставила всех почувствовать, что международное
сотрудничество очень важно для улучшения системы мер по немедленной
ликвидации последствий ядерной аварии, поэтому тексты двух Конвенций были
подготовлены и приняты в рекордно короткие сроки. То же чувство неотложности
явилось причиной необычайно быстрого процесса их ратификации. Речь идет о
Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии, вступившей в силу 27
октября 1986 г., и Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или аварийной
радиационной ситуации, вступившей в силу 26 февраля 1987г.
Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии охватывает вопросы
неконтролируемых выбросов радиоактивных веществ из любого источника,
независимо от его происхождения и местонахождения, если эти выбросы с точки
зрения радиационной безопасности могут иметь значение для другого государства. О
любой ядерной аварии, где бы она ни произошла (на земле, на море или в космосе), в
соответствии с данной Конвенцией необходимо оповестить все заинтересованные
страны.
Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или аварийной радиационной
ситуации — важный элемент режима безопасного развития ядерной энергетики. Эта
Конвенция определяет условия, на которых может быть оказана помощь, порядок
руководства оказываемой помощью и контроля за ней, систему компетентных
органов и пунктов связи, функции МАГАТЭ, порядок возмещения затрат,
привилегии, иммунитеты и льготы, предоставляемые персоналу оказывающего
помощь государства, порядок рассмотрения претензий и оплату компенсаций.
Первостепенной задачей эффективных срочных мероприятий по ликвидации
последствий ядерной аварии является предотвращение или смягчение любого
потенциального вреда или ущерба, связанного с ней. Принятие мер сразу же после
аварии влияет также на рассмотрение вопроса об ответственности за ущерб: во-
первых, своевременные и эффективные меры по ликвидации последствий должны
уменьшить размеры ущерба, который подлежит компенсации; во-вторых, стоимость
превентивных и защитных мероприятий, предпринимаемых в ответ на аварию,
согласно Конвенциям, может быть компенсируемой для того, чтобы у
потенциальных жертв создать стимул для смягчения ущерба и покрытия расходов,
связанных с такими действиями.
Печальный опыт аварий продемонстрировал, что международный режим,
регулирующий ответственность за ядерный ущерб, нуждается в существенных
улучшениях. Это и неудивительно: ведь международные Конвенции
разрабатывались, когда атомная промышленность переживала период «детства» и
возможные последствия ее работы еще полностью не осознавались. В настоящий
момент, чтобы решить существующие проблемы, государства активно занимаются
модернизацией и расширением системы ответственности за ядерный ущерб.
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ
ЯДЕРНОГО УЩЕРБА В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Ядерный потенциал различных государств неодинаков: есть крупные ядерные
державы (в США в настоящее время 112 ядерных электростанций, во Франции —
53), а есть и такие, как Австрия, где возведена одна атомная электростанция, которая
так и не вступила в действие. Референдум, прошедший в Австрии в 1978 г., ввел в
действие закон, запрещающий использование ядерной энергии для производства
электричества. В некоторых государствах имеются только исследовательские
ядерные реакторы. И тем не менее в разработке национального законодательства
заинтересованы все государства, в том числе и те, которые вообще не имеют
крупных ядерных установок. Мотивация та же, что и в случае присоединения
(участия) к международным соглашениям: насущная необходимость обезопасить
себя на случай причинения ядерного ущерба, в том числе ущерба, причиненного
вследствие ядерного инцидента трансграничного характера.
Национальное регулирование, как правило, осуществляется двумя способами:
либо в рамках базового закона об использовании атомной энергии, который содержит
специальные разделы о гражданско-правовой ответственности за причинение
ядерного вреда, либо в рамках специального закона о ядерной ответственности за
причинение ядерного ущерба, принятого в развитие закона об атомной энергии.
Регулирование ответственности на основе норм, включенных в законы об
использовании атомной энергии, осуществляется, в частности, в Венгрии (Закон 1996
г.), Германии (Закон 1959 г. с поправками 1992 г.), Испании (Закон 1964 г.), Италии
(Закон 1962 г. с поправками 1974, 1975 и 1991 гг., 1975 г.), Коста-Рике (Закон 1969
г.), Филиппинах (Закон 1968 г. с поправками 1987 г.), Чили (Закон 1984 г.), Швеции
(Закон 1968 г. с поправками 1974,1982,1986,1988 и 1991 гг.), в ЮАР (Закон 1982 г. с
поправками 1985 и 1988 гг.). Специальные законы о гражданско-правовой
ответственности приняты в таких странах, как Австрия (1964 г. с поправками 1976
г.), Бельгия (1985 г.), Бразилия (1977 г.), Великобритания (1965 г. с последующими
поправками), Дания (1964 г. с поправками 1988 г.), Мексика (1974 г.), Нидерланды
(1979 г. с поправками 1991 г.), Франция (1968 г. с поправками 1990 г.), Швейцария
(1983 г.), Южная Корея (1966 г. с поправками 1975 г.), Япония (1961 г. с поправками
1988 г.) и некоторые другие.
Наряду с названными источниками в большинстве государств принимаются
специальные акты в развитие законов. В Германии в 1977 г. издан Ордонанс о
финансовом обеспечении ответственности. В Японии действует Закон о соглашениях
по возмещению компенсации ядерного ущерба 1961 г. (с последующими поправками,
последняя из них принята в 1988 г.), по которому государство может выступать в
качестве гаранта ответственности оператора ядерной установки. В Испании
механизм правореализации Закона об атомной энергии разработан в ряде декретов и
ордонансов 1967-1968 гг.
В тех государствах, где нет специального регулирования ответственности за
ядерный ущерб, регулирование таких отношений осуществляется в рамках общего

страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign