LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТНОШЕНИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ С ЦЕНТРАЛЬНОИ ВЛАСТЬЮ.

Характер отношений местных органов с центральной властью зависит от разных факторов и прежде всего от того, к какому виду органов управления или самоуправления они относятся, а также от конкретных исторических особенностей и условий каждой страны.
По общему правилу, назначение центральных органов в отношении местных состоит в правовом регулировании их организации и деятельности, а также в осуществлении административного и судебного контроля за законностью этой деятельности. Однако на практике сферы соприкосновения государственных органов различных уровней значительно многообразнее и речь зачастую идет о прямой зависимости местных органов от вышестоящих и центральных.
Зависимость может быть прямо или косвенно установлена в законах и иных правовых актах, принимаемых парламентом, правительством, специальными министерствами, курирующими местное самоуправление, и даже отдельными отраслевыми министерствами и ведомствами.
Административное вмешательство.
В некоторых странах, как мы уже отмечали, наряду с выборными органами на местах действуют правительственные агенты, которые осуществляют административный контроль за деятельностью муниципальных органов, одновременно занимая ключевые посты в муниципальном аппарате ( Япония, Италия ) . В других странах функции административного надзора осуществляют непосредственно министерства или создаваемые ими органы. Нередко административной опекой занимаются и вышестоящие, по отношению к муниципальным, органы.
Cчитается, что наиболее жесткий надзор осуществляется правительственными агентами на местах, однако набор различных форм административного воздействия на местные органы в разных странах настолько разнообразен и существенен, что говорить о более или менее жестком надзоре можно лишь с определенной степенью условности.
Можно выделить два основных направления воздействия центральных органов на деятельность местных:
1) прямое регулирование муниципальной деятельности;
2) контроль за работой муниципальных органов.
а) Прямое административное регулирование.
Прямое административное регулирование проявляется прежде всего в издании нормативных актов по вопросам организации и деятельности муниципальных органов. Так, в ФРГ нет специального федерального закона о местных органах, но в Основном Законе страны закрепляются основные общие принципы организации самоуправления, а законодательными органами земель принимаются положения об общинах, районах, законы и положения о коммунальных выборах; соответствующими органами земель утверждаются уставы общин и районов.
Прямое административное регулирование проявляется и в том, что наряду с законодательными актами, принимаемыми парламентами, широкое распространение получают нормативные акты, принимаемые правительством и отдельными министерствами, а также многочисленные инструкции по различным вопросам организации и деятельности муниципальных органов.
Достаточно распространенным и довольно мощным средством вмешательства в муниципальную деятельность является требование предварительного согласования и санкционирование отдельных мероприятий органов местного управления, иными словами, ограничивается самостоятельность местных органов в решении некоторых вопросов. Например, в ФРГ такими вопросами являются: операции по приобретению или продаже земельной собственности, финансовые дела, капитальное строительство, межкоммунальное сотрудничество. Способами принуждения муниципальных органов к исполнению соответствующих предписаний являются приостановление исполнения решений и отмена мероприятий, предусмотренных для исполнения решения. Самая жесткая санкция для "строптивых" муниципалитетов - передача всех муниципальных полномочий правительственному комиссару.
В отношении вопросов, которые считаются делами общегосударственного значения и делегированы для исполнения местным органам, любые указания правительственных органов являются обязательными. Но одновременно центральные органы дают рекомендации в отношении тех или иных вопросов, имеющих местное значение, и эти рекомендации также воспринимаются как обязательные.
б) Административный контроль.
Формы контроля, осуществляемого за деятельностью местных органов, могут быть самые разнообразные: заслушивание отчетов должностных лиц муниципалитетов, контроль за законностью принимаемых местными органами решений, проведение ревизий и проверок, затребование статистической и иной информации и т.п.
Так, в Италии в столице каждой Области учреждается комитет по контролю за Провинциями. Комитет назначается председателем областной джунты и в его состав входят: три избранных областным советом эксперта по вопросам административного права и управления; член, назначаемый Правительственным комиссаром; судьи областного административного трибунала по выбору председателя этого трибунала. Этим же решением назначаются четыре запасных члена, которые принимают участие в заседаниях комитета в случае болезни действительных членов.
Комитет осуществляет контроль за соответствием актов коммун законам. Об аннулировании незаконных решений выносится мотивированное постановление в течение 20 дней после получения соответствующих протоколов.
Комитет может осуществлять контроль и по существу. Так, если в соответствии с законом решение совета по конкретному вопросу требует предварительного одобрения со стороны Административной провинциальной джунты, органы контроля, в случае обнаружения в решении нарушений по существу, могут фактически наложить вето, предложив в мотивированном постановлении совету вынести решение на повторное рассмотрение. Решение вступит в силу только в том случае, если совет повторно утвердит без изменений решение абсолютным большинством своих членов.
Решения контрольных органов носят окончательный характер.
Органы специального контроля, к примеру в ФРГ, обладают правом на вмешательство в деятельность коммунальных органов в той степени, в какой это им представляется целесообразным. Они вправе отменять административные распоряжения коммунальных органов без права обжалования.
Местные органы постоянно ощущают возможность применения в отношении них административных санкций. Наиболее распространенные санкции: роспуск муниципалитетов ( Франция, Италия, Япония), принудительная отставка муниципальных советников, отмена актов муниципальных органов, отстранение от должности мэров и муниципальных служащих, передача некоторых полномочий муниципалитетов правительственным чиновникам (Великобритания, Япония, США ).
Менее распространенным является судебный контроль за законностью актов муниципальных органов, применяемый в некоторых странах, в частности, в Великобритании, США, Канаде. Судебный прецедент там рассматривается как один из важнейших источников муниципального права.
Итак, мы затронули основные вопросы, касающиеся правовой природы местных органов, порядка их формирования и деятельности и взаимоотношения с центральной властью. А теперь перейдем к более подробному рассмотрению особенностей организации и функционирования местной власти в Великобритании, США, Швейцарии, Дании и стран Бенилюкса. Выбор именно этих стран обусловлен тем, что Великобритания считается родиной муниципальных систем, США характеризуются наибольшим разнообразием видов муниципальных систем и к тому же являются федеративным государством, что представляет для нас практический интерес хотя бы с точки зрения взаимоотношений федерального, штатного и местного уровней. Швейцария, Дания и страны Бенилюкса интересны как с точки зрения особенностей своего государственного устройства, так и в связи с определенной их экзотичностью для нас в силу практически информационного вакуума, а потому даже крохи той информации, которую можно почерпнуть из первоисточников, в частности из издаваемого в Цюрихе сериала о политических институтах Швейцарии ( Switzerland's Political Institutions; The Social Structure of Switzerland ), а также сборника “Местное самоуправление”, подготовленного Национальной ассоциацией местных властей Дании и Союза Российских городов, из научных и научно-публицистических журналов и т.п., могут быть для нас интересны и полезны. Бельгия же интересна еще и тем, что именно с Бельгийской конституции 1831 года началось распространение идей местного самоуправления в Европе.
При описании системы местной власти в отдельных странах не будет выдержана строго единая структура изложения. Применительно к каждой стране основное внимание по возможности будет уделяться наиболее важным и интересным характерным чертам организации и функционирования местной власти, что в отношении некоторых стран (в частности, Бенилюкса) серьезно затруднено ограниченностью доступной автору информации.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign