LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Открытость и гласность в вопросах финансирования предвыборной кампании - Демократия.Ру







Декларации о независимости еще никого не сделали истинно
независимым. Джордж Сантаяна (1863-1952), американский философ, поэт



СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное

» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» Форум
» English


ПОДПИСКА:



ПОИСК:



ССЫЛКИ:




















22.10.2002, вторник. Московское время 06:32


Библиотека > Комментарии

Открытость и гласность в вопросах финансирования предвыборной
кампании
Гизела Сэлас
Ассоциация организаторов выборов стран Центральной и Восточной
Европы Международный фонд избирательных систем Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации
Гизела Сэлас, консультант МФИС
Перевод предоставлен Московским отделением МФИС
Что такое «отчетность в вопросах финансирования предвыборной
кампании»?
Что такое «финансирование предвыборной кампании»?
Финансирование предвыборной кампании в широком смысле этого
понятия представляет сбор и использование денежных средств
кандидатами, политическими партиями или политическими
комитетами (комитетами поддержки кандидата) для обеспечения
победы на выборах.
Денежные средства - это всего лишь символ. Деньги - это
инструмент, а значение их заключается в том, каким образом они
будут использованы людьми для приобретения влияния, как они
могут быть превращены в материальные ценности или использованы
в сочетании с другими материальными ресурсами для получения
политической власти.
Деньги являются насущно необходимым компонентом практически
всех аспектов предвыборной кампании. Если есть деньги, могут
быть использованы практически любые приемы и методы
предвыборной агитации,. Деньги - далеко не все в политике,
однако в тех случаях, когда государство не обеспечивает
финансирования, огромное число предвыборных кампаний терпят
неудачу в связи с отсутствием денежных средств. Многие
кандидаты тратят большое количество времени и сил на поиск и
сбор денег.
Большую помощь может оказать то, что политики называют
«ранними деньгами», то есть денежные средства, имеющиеся в
наличии на начальном этапе, когда проводится планирование и
приобретаются места для рекламы и время на каналах радио- и
телевизионных компаний. С помощью таких денег можно добиться
того, чтобы кандидат находился в центре внимания, завоевал к
себе доверие избирателей, что позволит «мобилизовать»
сторонников и привлечь больше денежных средств.
Доступ к средствам массовой информации является критически
важным фактором для распространения идей партии. В тех
случаях, когда законы государства разрешают получать платный
доступ к средствам массовой информации, кандидаты могут
использовать денежные средства для приобретения эфирного
времени и, таким образом, пользоваться правом на свободу
самовыражения. Это особенно хорошо видно в странах,
находящихся в переходном периоде, в которых государство в
течение долгого времени держало монополию на печатные средства
массовой информации и контролировало доступ к электронным СМИ.
Доступ к средствам массовой информации и беспристрастное
сбалансированное освещение предвыборной деятельности
кандидатов является одним из факторов, обеспечивающих
справедливость выборов. Необходимо провести разграничение
между независимым освещением деятельности кандидатов и
политических партий в средствах массовой информации и
освещением в рамках приобретенного кандидатами или
политическими партиями эфирного времени. Это может быть
обеспечено за счет включения в программу сопроводительной
надписи, информирующей зрителей о том, кто заплатил за
подготовку данного выпуска.
Неденежные средства, как, например, печатные материалы,
предоставляемые местной типографией, стройматериалы с
лесопильни, пищевые продукты из ресторана и т.п., имеют не
меньшую ценность, чем деньги. Получение таких средств выгодно
для кандидатов, поскольку за них в противном случае все равно
пришлось бы платить. Поддержка сильной партии или влиятельного
профсоюза также может обеспечить не только повышенное внимание
прессы и бесплатное освещение в СМИ, но и содействие
добровольных помощников. Большое количество воодушевленных
активистов или опытных работников также может оказать
незаменимую помощь.
Необходимо отметить, что в связи со скрытым использованием
неденежных средств, как, например, средств, имеющихся у
кандидатов, баллотирующихся на очередной срок, могут
возникнуть проблемы. Должностные лица, выдвинувшие свою
кандидатуру на очередной срок, в ходе проведения предвыборной
кампании должны проявлять особую осторожность и не допускать
использование в этих целях свои офисы, персонал и средства.
Такое злоупотребление служебным положением может не только
вызвать критику со стороны общественности, но и быть признано
нарушением законов о проведении предвыборной кампании.
Государственное финансирование кандидатов означает получение
кандидатами денежных средств из государственного бюджета для
покрытия разрешенных законом расходов на проведение
политической кампании.
Частные средства на проведение предвыборной кампании могут
поступать из различных источников, начиная с пожертвований
отдельных физических лиц и кончая личными средствами самого
кандидата. Частные средства могут поступать от комитетов
поддержки, политических партий, профсоюзов и корпораций. Очень
важно определить, как денежные средства распределяются между
кандидатами. В финансовом отношении некоторые кандидаты могут
быть «более равны» чем другие. Несмотря на то, что
американская система строится на допущении политического
равенства «одно лицо - один голос», денежные средства не
распределяются между кандидатами по принципу равноправия. В
общем, выборные должностные лица, выдвигающие свои
кандидатуры, привлекают больше денежных средств, чем их
соперники. Возможно, это объясняется тем, что жертвователи
хотят получить назад свои доллары в виде доступа к власти
предержащим или каких-либо привилегий после выборов и считают,
что деньги, вложенные в кандидата, - это «лучшие инвестиции».
Способность принимать решения, выдвигать политические
инициативы, санкционировать действия и утверждать расходы
правительства, что находит одобрение среди определенной части
электората, а также возможность привлекать к себе внимание
средств массовой информации благодаря своему положению, - все
это обеспечивает неизмеримое преимущество должностного лица,
баллотирующегося на очередной срок, перед другими кандидатами.
Что из себя представляет кандидат?
Кандидат это любое лицо, которое соответствует одному или
нескольким нижеуказанным определениям:
1. Лицо, стремящееся выполнить квалификационные требования
для выдвижения своей кандидатуры или для участия в выборах
путем сбора подписей избирателей в свою поддержку;
2. Лицо, получающее пожертвования или осуществляющее расходы
или давшее свое согласие на то, чтобы любое иное лицо
получало пожертвования или осуществляло расходы для
обеспечения выдвижения своей кандидатуры, участия в выборах
или сохранения за собой государственной выборной должности;
3. Лицо, назначившее казначея для проведения предвыборной
кампании и определившее основной депозитарий для размещения
средств на проведение избирательной кампании; или
4. Лицо, представившее квалификационные документы, и давшее
клятву кандидата в соответствии с требованиями закона.
Что из себя представляет казначей?
Кандидат должен иметь одного казначея для проведения
предвыборной кампании. В обязанности казначея входит подробное
ведение счетов и учет всех поступивших средств и расходов,
осуществленных кандидатом или от его имени. Отчетность должна
своевременно отражать все поступившие пожертвования и
сделанные расходы.
После окончания предвыборной кампании казначей должен
представить финансовую документацию за отчетный период. В
штате Флорида закон требует, чтобы отчетность велась за
количество лет, равное сроку полномочий, установленному для
должности, на которую баллотируется кандидат. Это необходимо в
том случае, когда потребуется проведение аудита финансовых
документов.
Казначей предвыборной кампании отвечает за регулярное и
своевременное представление отчетов о всех поступивших
пожертвованиях и произведенных расходах на цели предвыборной
кампании в соответствующий регистрационный орган. Такая
отчетность представляется в соответствии с законом в
установленные сроки до выборов. Все отчеты должны
предоставляться для всеобщего ознакомления.
Что такое «пожертвование»?
Законы штатов и федеральные законы дают определение
пожертвованию. Пожертвование - это подарок, денежный вклад,
кредитный платеж или предоставление денежных средств или иных
ценностей, в том числе взносы в неденежной (натуральной)
форме, имеющие соответствующую стоимость в денежном выражении,
сделанные в целях оказания воздействия на результаты выборов.
Лицо, осуществляющее пожертвования в неденежной форме в пользу
кандидата, должно проинформировать кандидата о справедливой
рыночной стоимости своего вклада при его осуществлении.
Пожертвования в неденежной форме должны быть отражены в
отчетах казначея предвыборной кампании.
Кредиты тоже считаются пожертвованиями, и в их отношении
действуют ограничения на размер пожертвований. Кредиты также
должны быть отражены в отчетах казначея предвыборной кампании.
Ограничения на размер пожертвования зависят от того, на какую
должность баллотируется кандидат - федеральную или на уровне
штата (Приложение 2, Федеральная избирательная комиссия,
Руководство для граждан; Приложение 3, Положения штата
Флорида, 106.08). В Соединенных Штатах физическое лицо при
выборах на федеральном уровне может осуществить пожертвование
на сумму 1000 долларов на одни выборы, в то время как на
уровне штата кандидату, баллотирующемуся на должность на
уровне штата или местном уровне, могут быть сделаны
пожертвования только на сумму 500 долларов. Кандидаты имеют
право принимать пожертвования в размере максимальной
допустимой суммы с лица по каждым выборам, в которых они
принимают участие в таком качестве. Кандидат не может принять
пожертвование до тех пор, пока он не представит и не
зарегистрирует документ о назначении казначея предвыборной
кампании и определении депозитария предвыборной кампании
(Приложение 1/Форма 1) в соответствующем регистрационном
органе.
В штате Флорида кандидат не может принимать пожертвований
после того, как он снимет свою кандидатуру, потерпит поражение
на выборах, а также после того, как все другие кандидаты
снимут свои кандидатуры, или когда такой кандидат будет
избран. В то же время федеральный закон разрешает кандидатам
принимать пожертвования для погашения существующих
задолженностей, сделанных в связи с предвыборной кампанией.
В штате Флорида в отношении пожертвований действуют следующие
исключения:
1. Пожертвования от иностранных граждан запрещены.
Федеральным законом иностранные граждане определены как
физические лица, не являющиеся гражданами Соединенных Штатов
и не проживающие в США постоянно.
2. Кандидат может внести любую сумму денежных средств для
проведения своей предвыборной кампании. Размер пожертвований
членов его семьи не может превышать 500 долларов на одни
выборы.
3. Кандидат не может принимать пожертвования, сумма которых
превышает 100 долларов на выборы, от детей, находящихся на
иждивении и не достигших 18 лет.
4. Кандидат не может принимать пожертвования, общая сумма
которых превышает 50.000 долларов, от исполнительных
комитетов, национальной политической партии, политической
партии штата и графства.
Сбор средств на предвыборную кампанию
Сбор средств на проведение предвыборной кампании означает
любое мероприятие, проводимое в целях получения денежных
средств, которые будут использованы на проведение предвыборной
кампании кандидата на государственный пост. Все денежные
средства и иные пожертвования, полученные в ходе такого
мероприятия, считаются пожертвованиями на цели предвыборной
кампании. В отношении всех таких пожертвований действуют
указанные ранее положения.
Что такое «расходы»?
Расходы означают покупку, платеж, выделение средств, кредит и
т.п., осуществленные в целях оказания воздействия на
результаты выборов.
Кандидат должен осуществлять все расходы на предвыборную
кампанию за счет средств на счете предвыборной кампании. Это
необходимо для проведения аудиторской проверки.
К расходам относится внесение квалификационного сбора за
выдвижение кандидатуры. Только казначей предвыборной кампании
кандидата или помощник казначея имеют право подписывать чек на
снятие средств с счета предвыборной кампании.
Кандидат не может санкционировать осуществление каких-либо
расходов на приобретение товаров или оплату услуг, если
средств на счете предвыборной кампании недостаточно для полной
оплаты указанных товаров или услуг. Окончательный расчет за
товары или услуги должен осуществляться после доставки товаров
или приемки услуг.
СРЕДСТВА НА ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ
Кандидат может создать фонд средств на небольшие текущие
расходы для проведения предвыборной кампании. Для создания
такого фонда казначей предвыборной кампании должен выписать
чек на снятие средств со счета предвыборной кампании.
Что собой представляет регистрирующий орган?
Регистрирующий орган представляет собой орган, ответственный
за подготовку и проведение выборов, установленный законом,
отвечающий за прием и регистрацию квалификационных документов
и отчетов кандидатов на выборах.
В чем заключается роль партии?
В демократических странах обычно в выборах принимают участие
по крайней мере две соперничающие политические партии. В
странах, находящихся на переходном этапе развития, существуют
определенные сложности при создании политических партий. Роль
партий нельзя недооценивать, когда речь идет об открытости и
гласности в вопросах финансирования предвыборной кампании.
Установление открытой и прозрачной избирательной системы
позволяет избежать различного рода разногласий между партиями
за счет обеспечения действия механизма раскрытия информации.
Когда борющиеся партии имеют доступ к финансовой отчетности
других партий, это способствует обеспечению действия принципа
свободы и справедливости на выборах.
Почему необходимо регулирование вопросов финансирования
предвыборной кампании?
Финансовое неравенство между должностными лицами,
баллотирующимися на очередной срок, и другими претендентами на
эти посты, а также между состоятельными и малоимущими
сторонниками кандидатов обусловило потребность в установлении
правового контроля. Реформа требовалась не только для более
ясного регулирования вопросов финансирования избирательной
кампании, но она также отражала желание обеспечить возможность
получения политического влияния не только тем, кто
рассчитывает, в основном, на денежные пожертвования, но и тем,
кто опирается на другие принципы.
В течение длительного периода в Соединенных Штатах вообще не
существовало системы отчетности, какой мы ее имеем сегодня.
Механизм поддержки многих политических кандидатов был не таким
очевидным, как это казалось на первый взгляд. Это привело к
общераспространенному убеждению в том, что политики - люди
нечестные, что в стремлении победить на выборах кроется
своекорыстная цель. Доверие общества к избранным должностным
лицам резко упало, поскольку многие люди считали, что
официальные посты занимают только для оказания содействия
группам особых интересов, которые предоставляли финансовую
поддержку кандидатам и, как следствие, обеспечили их победу на
выборах.
На волне уотергейтского скандала федеральное правительство и
органы власти штатов, а также местные органы власти приняли
большое количество законов по финансовым вопросам, которые
требовали раскрытия информации о финансировании избирательных
кампаний. Президент Форд подписал поправки о федеральной
избирательной кампании, которые приняли силу закона в 1974 г.
С тех пор был принят целый ряд других законов, регулирующих
финансирование избирательных кампаний на федеральном уровне и
на уровне штатов, в котором закреплялся принцип открытости и
гласности, что обеспечивало возрождение доверия к системе.
Основным обоснованием введения государственного финансирования
деятельности политических партий и покрытия расходов,
связанных с выборами, является стремление установить «равное
игровое поле». Государственное финансирование также может
помочь оградить политические партии от финансового давления в
тех случаях, когда роль партии является сложной и
противоречивой.
Чтобы обеспечить регулирование роли денег в предвыборных
кампаниях, используются различные методы.
Вот некоторые основные из них:
1. Установление контроля над расходами кандидатов.
- Строгий учет и отчетность по поступлениям и расходам.
2. Введение ограничений на пожертвования со стороны физических
лиц.
3. Введение ограничений на размер пожертвования со стороны
политических партий.
4. Предоставление кандидатам свободного эфирного времени на
каналах радио-и телевизионных компаний.
5. Возможное государственное финансирование предвыборных
кампаний кандидатов на президентских выборах и выборах на
уровне штатов.
Кого затрагивает отчетность по вопросам финансирования
предвыборной кампании?
Механизм финансовой отчетности может привести к эффекту
«домино». Раскрывая информацию об источниках пожертвований,
кандидат, таким образом, указывает, где он черпает поддержку.
Обнародуя такую информацию, кандидат тем самым воздействует на
других людей, на политические группы и частные организации, в
результате чего последние либо оказывают ему поддержку либо
выступают против него.
Принцип равного доступа к средствам массовой информации
получил широкое признание в государствах с установившейся
демократией. Все соперничающие на выборах стороны должны иметь
разумную возможность довести до избирателей свои идеи. Там,
где обеспечен принцип свободы слова, избиратели будут
проинформированы о финансовой стороне деятельности кандидатов.
Зачем это нужно?
Справедливая система раскрытия финансовой информации о

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign