LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Для обратной задачи можно сформулировать противоречие типа: объект должен иметь одно состояние (свойство), чтобы наблюдаемое явление действительно происходило, и объект должен иметь противоположное состояние (свойство), чтобы не противоречить ранее установленным фактам. Возможный обратный ИКР, или антиИКР: явление происходит САМО собой, без искусственного вмешательства извне, или: объект САМ принимает противоположные состояния. Таким образом, дальнейший ход решения аналогичен ходу решения ранее рассмотренных задач. Позднее специалисты по ТРИЗ Б.Л.Злотин и А.В.Зусман назвали этот прием обращением исследовательской задачи.

Вернемся к задаче о микросхемах. Суть обратной задачи: надо сделать так, чтобы микросхемы пробивались без вмешательства со стороны человека и приборов. Пробой микросхемы возможен только при подаче на ее выводы повышенного напряжения. Противоречие: на выводы надо подавать повышенное напряжение, чтобы вызвать пробой микросхемы, и не надо подавать, т.к. никто к этому не причастен. Анти-ИКР задачи: электрический заряд САМ возникает на выводах во время транспортировки микросхем. Как получить заряды, используя только имеющиеся ресурсы - микросхемы, упаковку, средство перевозки? Школьных знаний для этого достаточно: заряды могут возникать при трении. И действительно, упаковка оказалась пластмассовой, экспериментальная проверка подтвердила предположение. Зная причину пробоя, можно легко ее устранить.

Вспомним задачу N20 о жуке-бомбардире. Надо сделать так, чтобы жук не мог обжечься собственным кипятком. Сформулируем противоречие: струя выстреливаемой жидкости должны быть кипящей, чтобы отпугивать врагов, и она должна быть холодной, чтобы жук не сварился в ней. Его можно разрешить в пространстве. То есть внутри жука жидкость холодная, а снаружи - горячая. Анти-ИКР: жидкость САМА закипает, оказавшись на воздухе. Как это можно сделать?

Нетрудно догадаться, что загадка жука кроется в экзотермических реакциях. Некоторые жидкости могут закипать, вступая в реакцию с кислородом воздуха или с другими высокоактивными жидкостями. В природе оказалось реализовано второе решение: жук стреляет струями горючего и окислителя.

Сформулируем противоречие для обратной задачи N36: бактерии должны находиться на поверхности, чтобы вызвать повторную вспышку эпидемии, и они должны находиться глубоко под землей среди останков овец, чтобы сохранять активность. Анти-ИКР: бактерии САМИ поднимаются на поверхность. Но они не способны на это. Следовательно, надо выявить ресурсы почвы, которые могут способствовать их выносу на поверхность. Пастер предположил, что роль переносчика могут выполнять черви. Эксперимент на морских свинках подтвердил его идею.

Сформулируем обратную задачу для загадочного порта Амнис (задача N35): надо сделать так, чтобы порт не нуждался в хорошей якорной стоянке. Противоречие: хорошая якорная стоянка должна быть, чтобы суда могли спокойно стоять под разгрузкой, и ее не должно быть, чтобы это соответствовало действительности. Разрешить его можно во времени или в пространстве. Во времени: в древние времена гавань порта могла быть хорошо защищена, а затем, вследствие геологических катаклизмов, разрушилась. В пространстве: порт Амнис должен служить только приемником грузов, а разгрузка судов должна вестись в другом, защищенном месте.

Первое не подтвердилось. Ж.-И.Кусто предположил, что промежуточным портом мог быть небольшой островок Дия, изобилующий множеством глубоких бухт и расположенный неподалеку от Крита, и с которого грузы на лодках могли перевозиться в Амнис. Подводные изыскания действительно привели к открытию древнего порта на Дие и подтвердили вывод Кусто.

Обратная задача N39: надо сделать так, чтобы концы цепей в принципе не могли перепутываться при расплетании молекулы ДНК. Противоречие: концы цепей должны расплетаться, чтобы происходило разделение ДНК на две цепи, и не должны расплетаться, чтобы не перепутываться. АнтиИКР: цепи ДНК САМИ расплетаются, несмотря на скрепленные концы.

Это почти готовый ответ. В 1964 году биолог Фонг предположил, что разрыв связей между цепями начинается в средней точке двойной спирали, т.е. цепи расплетаются от середины к краям, а не наоборот (см. рис.47). Таким образом их концы остаются скрепленными вплоть до полного разделения цепей.

Рис. 47.

Загадка эффекта Рассела (задача N37) оставалась неразгаданной около 70 лет, пока ее не раскрыл В.В.Митрофанов. Он попытался решить обратную задачу: как должны себя вести атомы водорода, чтобы долететь до фотопластинки. Сформулировал противоречие: атомы водорода должны объединяться в молекулы, чтобы долететь до пластинки, и не должны, чтобы воздействовать на нее. Анти-ИКР: атомы водорода САМИ возникают в непосредственной близости от пластинки. Он разрешил это противоречие во времени: атомы водорода объединяются в возбужденные молекулы, и те отправляются в дальний путь; у фотопластинки под действием поверхностных сил возбужденные молекулы легко распадаются на атомы, и те вызывают засветку (см. рис.48).

Рис. 48.



Алмазные этюды: взгляд за горизонт

В один из долгих зимних вечеров в "Эврике" разгорелась жаркая дискуссия, начавшаяся с простого, казалось бы, вопроса: "Что стал бы делать каждый из нас, если бы эксперименты по синтезу алмаза - предположим - завершились успехом?"

Сперва разговор принял шутливый оборот, но вскоре "новоявленные нувориши" принялись серьезно обсуждать возможные новые направления творческого поиска и конкретные творческие Цели, которые могли бы быть поставлены, исходя из уже полученных результатов по первой Цели. Вот несколько примеров.

При любом исходе работ с "алмазной трубой" полученные промежуточные результаты позволяют заняться детальной разработкой простых установок для синтеза и выращивания крупных высококачественных кристаллов алмаза (см. главу 5, "Затяжное приключение").

В 1975 году советский ученый Л.В.Верещагин обнаружил, что при давлении в 1 млн. атмосфер и температуре -58°С лед переходит из полупроводникового состояния в металлическое. Спустя 11 лет другие советские исследователи обнаружили, что при давлении 2,5 - 3 млн. атмосфер и температуре -248°С лед переходит в сверхпроводящее состояние!

Такие результаты получены при воздействии на вещество двух факторов - давления и температуры. Можно только догадываться, какие удивительные открытия могут быть сделаны при одновременном воздействии нескольких сверхфакторов (температура, электромагнитные излучения, статические и динамические давления и т.д.)! И тут наша установка может быть использована в качестве простого исследовательского инструмента.

В перспективности подобных систематических исследований убеждают и другие факты. Например, открытие явления аномально низкого трения, возникающего при совместном воздействии сверхнизкого давления (вакуума) и ионизирующих излучений. Возможно, что и поиски "горячей" сверхпроводимости также должны вестись в направлении совместных сверхвоздействий.

3. До сих пор в развитии техники преобладает тенденция к созданию "стабильной" техники, т.е. независимой от внешних условий. Для работы в различных жестких условиях (высокие-низкие давления, высокие-низкие температуры, ионизирующие излучения, агрессивные среды и т.п.) приборы и машины защищают с помощью различных технических ухищрений.

А что если пойти обратным путем - создавать заведомо "нестабильную" технику!, технику, изготовленную из материалов и веществ, обретающих нужные свойства только в условиях эксплуатации (например, лед-сверхпроводник при сверхвысоком давлении). Так, сейчас электронику для космических аппаратов пытаются либо защищать от ионизирующих излучений, либо делать ее нечувствительной к ним (например, на основе алмазов). Представим себе некий материал, который становится полупроводником только в условиях вакуума и излучений! Электронные приборы на его не надо защищать от внешних условий, ибо из врага они превращаются в верного союзника.

Используя принцип "нестабильности", можно получать огромный выигрыш в простоте конструкций, в весе, размерах...

При создании модели алмазной трубы пришлось решать задачу о предохранении камеры от действующего изнутри огромного давления. В технике нередко возникает обратная задача...

Так, при погружении батискафа "Триест" на дно Марианской впадины - глубочайшей точки мирового океана - всего 4% времени было затрачено на ее исследование. Остальное время (свыше 8 часов) ушло на погружение и всплытие. Почему?

Стальной толстостенный шар весом 10 тонн защитил исследователей от колоссального давления воды в 1100 атмосфер. Но для придания плавучести этой махине пришлось ее прикрепить к поплавку с бензином емкостью 100000 литров! Трудно предложить лучший тормоз для спуска и всплытия.
Задача N42:

Для повышения маневренности подводного аппарата надо использовать легкую, следовательно, тонкостенную кабину. Но такая кабина не выдержит давления воды. Повышать давление воздуха в кабине для компенсации внешнего давления нельзя. Необходимо предложить идею легкой кабины, выдерживающей максимальное давление океанских глубин. Как быть?

Как это не странно, но для решения этой задачи вполне достаточно современных знаний. Проверьте свои силы.

Физика высоких давлений изучает их воздействие на вещество. Но первой работой основателя этого научного направления П.У.Бриджмена было исследование влияния высокого давления на животный белок. Результаты ошеломляли - белок свертывался, как если бы его варили в крутом кипятке.

В связи с этим до середины XX века считалось, что жизнь на больших глубинах океана невозможна. А в 1951 году датская океанографическая экспедиция извлекла с глубины 10 километров образцы морских животных. Акванавты батискафа "Триест" на дне Марианской впадины обнаружили живую рыбу.

Какие удивительные "изобретения" сделала природа, чтобы живые организмы приспособились к таким давлениям?!

Известно, что жизнь существует и при других экстремальных условиях, например, без кислорода, при высоких температурах.

Систематичное изучение этих и других приспособлений жизни к экстремальным условиям позволит глубже понять законы биологической эволюции. И, может быть, научиться "на кончике пера" предсказывать возможный ход эволюции в других мирах.

Кто знает, быть может в далеком будущем эти знания позволят усовершенствовать "конструкцию" самого человека, и он сможет свободно жить в открытом космосе, как на Земле?..


* * *



На этом автор счел возможным закончить рассказ об алмазных экспериментах, которые пока еще далеки от завершения. Испытания действующей модели установки "Искусственная алмазная труба" подтвердили правильность полученных решений. Это важный промежуточный результат. Однако достигнутые параметры пока не позволяют начать собственно эксперименты по синтезу.

И причиной тому вовсе не технические трудности: найдены решения, позволяющие повысить рабочее давление в камере до 70000 атмосфер, с высокой точностью задавать требуемое статическое давление (задача А-15) в диапазоне от нуля до максимума, и многие другие.

Ребята из "Эврика-1", начинавшие эту интереснейшую работу, окончили школу и теперь им предстоит сделать уже не "учебный", а реальный выбор своего жизненного пути. Каков он будет? - покажет время. Следующая команда "Эврика-2", по-видимому, примет начатую эстафету.

Предстоят огромные исследования совместного воздействия статических и динамических давлений на графит. А далее можно переходить к моделированию не только физических, но и химических условий в алмазной трубе. Работа, интересная даже вне связи с попытками синтеза алмазов. Но не это главное!!!

Работа над "учебной" творческой Целью была игрой, но Игрой, достойной современных школьников. Ее главные сверхЦели: доказать себе и другим, что дорога в творчество открыта каждому, что можно и нужно поверить в свои силы, в свой, может быть, еще скрытый талант, что можно и нужно ставить перед собой смелые творческие Цели, и, наконец, что именно такая Игра - реальная творческая работа на пределе своих сил - очень эффективный способ творческого саморазвития.

Насколько нам это удалось, судить читателю.

Игра станет во много более эффективной, если, минуя "учебную" Цель, сразу начать к поиски СВОЕГО творческого пути.



Стратегия открытия таланта

Рассмотрим обобщенную стратегию открытия таланта, опирающуюся на основные этапы становления и качества творческой личности. Она состоит из трех ступеней. Читатель волен выбрать в ней свою "точку отсчета" и "глубину погружения", сообразуясь с индивидуальными особенностями. Следует помнить, что каждый последующий шаг на этом пути не отменяет необходимости самосовершенствования на предыдущих, а дополняет, усиливает их.

Первая ступень. Главный стимул саморазвития - интерес к новому, необычайному (поисковая активность).

Первый этап творческого саморазвития - развитие поисковой активности и воображения: чтение научно-фантастической и научно-популярной литературы, биографий выдающихся творческих личностей; выполнение упражнений по развитию воображения (см. Приложение 2).

Второй этап - многообразие интересов: добавляется сознательное расширение круга собственных интересов, систематическое чтение научно-популярной литературы, повышение общекультурного уровня, знакомство с искусством.

О культуре следует сказать особо. Даже не упоминая о ее влиянии на воспитание чувств и души, что само по себе важно с точки зрения формирования высоконравственной личности, произведения искусства обладают феноменальной способностью стимулировать развитие поисковой активности и творческого мышления, особенно воображения. Если же принять гипотезу И.А.Ефремова о природе чувства прекрасного (см.главу 2), то становится ясна причина влияния гармонии формы, цвета, звука, слова на развитие диалектичности и системности мышления. Недаром подавляющая часть выдающихся творческих личностей - люди высочайшей культуры.

Третий этап - возникновение интереса к конкретной области: добавляется выполнение специальных упражнений по развитию остальных составляющих творческого мышления (разделы "Наука побеждать", Приложение 2), знакомство с ТРИЗ, выработка элементарных навыков решения творческих задач; стремление определиться с главной областью интересов.

Прохождение первой ступени целесообразно в любом случае, независимо от последующего выбора жизненного пути. Последующие ступени имеют четкую направленность на творчество.

Вторая ступень. Происходит смена стимула саморазвития - поиск своего творческого направления. Эффективность саморазвития при этом существенно возрастает.

Четвертый этап - формирование главного вектора творческого поиска: добавляется углубление знаний в выбранной области науки или техники, начинается углубление знаний в смежных областях; систематическое самообразование; систематическое изучение ТРИЗ и отработка навыков решения творческих задач, первые попытки использования этих знаний в своей области интереса. Начинается развитие элементарных навыков планирования и рационального использования времени, применительно к процессу самообразования. Выработка навыков работы с литературой, начало формирования личного информационного фонда.

Следует добавить, что изучение ТРИЗ также важно с точки зрения совершенствования процесса самообразования, поскольку она по своей сути является высокоэффективной технологией практического применения существующих знаний.

Третья ступень. Происходит очередная смена стимула саморазвития - стремление поставить конкретную творческую Цель. Эффективность саморазвития при этом резко возрастает.

Пятый этап - формирование творческой Цели: возникает настоятельная необходимость в реальной, практической деятельности в выбранной области науки и техники (на первых порах не обязательно творческой), первые попытки самостоятельно внести в нее что-либо новое; добавляется усиленное самообразование в выбранной и смежных областях науки и техники. Ведутся интенсивные поиски конкретной новой проблемы - будущей творческой Цели (с учетом ее принципиальной достижимости и дальнейших перспектив творческой работы - см.главу 7). Навыки творческого мышления отрабатываются на решении простых, реальных творческих задачах выбранной области. Идет интенсивное развитие всех аспектов работоспособности, применительно к конкретной деятельности в выбранной области. Начинается систематическое формирование личного информационного фонда по выбранной и смежным областям.


* * *



С выбором творческой Цели в основном завершается формирование творческой личности, начинается собственно творческая деятельность. Творческое саморазвитие при этом не завершается, а резко интенсифицируется: сильнейший тому стимул - наличие конкретной творческой Цели.


1 Виноградова Т.В. Творческая личность в науке (Психологические исследования). В сб.: Творчество и жизненный путь ученого. Реф. сб. - М., 1988. - (Серия: Науковедение за рубежом).
2 Верткин И.М. Бороться и искать... О качествах творческой личности. В сб.: Нить в лабиринте. - Петрозаводск: Карелия, 1988.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот и закончилось наше краткое знакомство с удивительным и многоликим миром творчества в науке и технике. Читатель познакомился с основными этапами становления творческой личности и путями их эффективного прохождения, основанными на опыте выдающихся творческих личностей. Были рассмотрены основные качества творческой личности и некоторые рекомендации по их саморазвитию.
Особо было уделено внимание проблемам выбора творческой Цели, определяющего всю последующую судьбу творческой личности. На конкретном опыте творческих личностей читатель мог убедиться в том, что способствует ее правильному выбору, как может происходит последующие переходы к новым творческим Целям. Была рассмотрена полная система творческих Целей в науке и технике, сделана попытка, опираясь на открытие выдающегося русского экономиста Н.Д.Кондратьева, установить наиболее предпочтительные промежутки времени для тех или иных видов творческой деятельности.
Читатель получил возможность лично убедиться в характерных особенностях становления и последующей судьбы творческой личности не только на фрагментарных примерах, из которых в принципе можно построить любую картину творческой судьбы, но и на конкретном примере творческой биографии выдающегося ученого, мыслителя и писателя Ивана Антоновича Ефремова.
Были рассмотрены некоторые основополагающие понятия теории решения изобретательских задач и конкретные примеры их приложения к решению творческих задач в самых различных областях.
Наконец, читатель смог убедиться в принципиальной постижимости всего вышеизложенного на примере своих сверстников из детского изобретательского клуба "Эврика", поставивших перед собой "учебную" творческую Цель и сумевших достаточно далеко продвинуться на пути ее достижения.
Как и в начале этой книги, автор продолжает утверждать, что каждый человек, бесспорно, талантлив, хотя может и не подозревать об этом в течение всей жизни! Каждому по силам самостоятельно развить свои творческие способности до высочайшего уровня!
Если вы, читатель, почувствовали влечение к миру творчества в науке и технике, или уже укрепились в своем стремлении посвятить ему свою жизнь, если смогли вынести из этой книги нечто полезное для себя, то автор может считать свою задачу выполненной. Следующие ход за вами, читатель!
Удачи и успехов вам в творчестве!

Приложение 1.
Система Целей творческой личности
Творческая личность
Главный вектор творческ. поиска
Творческая Цель
1
2
3
А.Вегенер
Изучение климата Земли
1. Исследование климата полярных широт, в частности, Гренландии
 
Изучение геологической истории Земли
2. Объяснение происхождения материков и океанов Земли
В.И.Вернадский
Познание закономерностей формирования Земли
1.Исследование кристаллов
2.Исследование минералов
3.Исследование роли химических превращений в геологических процессах
4.Исследование влияния жизни на геологическую историю
5.Исследование влияния человека на развитие жизни и геологическую историю Земли
6.Исследование развития научных знаний во взаимосвязи с историей человека и Земли
И.А.Ефремов
Изучение истории жизни Земли
1.Поиск и изучение ископаемых животных, реконструкция исчезнувшей жизни
5.Обоснование неизбежности возникновения разума в процессе эволюции
 
Изучение геологической истории Земли
2.Исследование Сибири и Дальнего Востока, поиск полезных ископаемых
3.Исследование процессов разрушения горных пород
 
Повышение полноты историко-геологической летописи Земли
4.Исследование закономерностей захоронения ископаемых животных во взаимосвязи с геологическими процессами
5.Разработка основ морской тафономии
6.Поиск новых путей повышения информативности палеонтологических методов исследований
7.Популяризация знаний по палеонтологии, науки в общ.
 
Повышение полноты исторической летописи человечества ("Помогать другим, создавая прекрасное, распространяя знание")
 
[литературное творчество]
8.Показ романтики познания, внутреннего мира ученого
9.Показ малоизвестных страниц истории человечества
10.Показ возможного далекого будущего человечества
11.Исследование проблем воспитания, формирования морали будущего
12.Исследование проблем, могущих возникнуть на пути в будущее, и их решения
13.Исследование истоков формирования общечеловеческой морали, культуры, значения чувства прекрасного в воспитании и мировоззрении
С.П.Королев
Создание и развитие практической космонавтики
1.Создание ракеты, преодолевающей притяжение Земли
2.Создание пилотируемого космического корабля
3.Создание снаряжения для работы в открытом космосе
4.Создание межпланетных автоматических станций
5.Создание обитаемых спутников Земли
6.Создание межпланетного космического корабля
Ж.-И.Кусто
Изучение подводного мира
1.Создание простого и надежного дыхательного аппарата позволяющего свободно плавать под водой
2.Исследование влияния глубины на человека
3.Расширение сферы применения акваланга (подводная археология, геология и пр.)
4.Исследование жизни обитателей моря и их сообществ
5.Исследование континентального шельфа и средних глубин океана
6.Исследование возможности длительной жизни и работы человека под водой
7.Популяризация знаний о море (книги, кино, телевид.)
 
Охрана окружающей среды
8.Исследование влияния человека на жизнь моря
9.Борьба за сохранение чистоты мирового океана
10.Исследование взаимного влияния человек-океан: проблема совместного выживания
11.Борьба за сохранение природы в целом
12.Создание экол.чистых видов морской техники, технологий разумного использования ресурсов океана
А.Н.Лодыгин
 
(ряд Целей не указан)
Летательные аппараты
1.Создание геликоптера с электрическим приводом
 
Совершенствование водолазной техники
2.Создание водолазного скафандра с получением кислорода электролизом воды
 
Совершенствование источников электрического освещения
3.Создание экономичного эл. источника света
4.Создание долговечной электрич. лампы накаливания
О.Пикар
Изучение физических явлений
1.Исследование магнитных явлений в воде и газах
2.Разработка теории синтеза искусственных алмазов
3.Исследование магнитных явлений в веществах
4.Создание сверхчувствительного сейсмографа
5.Исследование радиоактивных веществ
6.Проведение опыта Майкельсона (измерение скорости света) в верхних слоях атмосферы
7.Исследование космических излучений
 
Достижение неподвластных человеку стихий
8.Создание стратостата для изучения космических лучей в стратосфере
9.Создание батискафа для исследования предельных глубин океана
Г.Селье
Изучение биологических законов природы
1.Исследование влияния витамина D на свертываемость крови
2.Исследование общей реакции организма на различные виды биологических раздражителей
3.Исследование сердечных некрозов
4.Исследование кальциевого обмена в организмах
И.И.Сикорский
Развитие авиации
1.Создание легкого самолета
2.Создание большого многомоторного самолета
3.Создание серии многоцелевых самолетов
4.Создание межконтинентального транспортно-пассажирского самолета
5.Создание вертолета
6.Создание серии многоцелевых вертолетов
К.Э.Циолковский
Освоение воздушного океана
1.Разработка проекта цельнометаллического дирижабля
2.Разработка проекта цельнометаллического самолета
3.Исследование закономерностей обтекания воздухом тел различной формы
4.Создание теории полета и разработка проекта реактивного самолета
5.Разработка проекта парогазового авиадвигателя
 
Разработка новых видов транспорта
6.Разработка проекта поезда на воздушной подушке
 
Освоение мировых пространств
7.Обоснование ракеты в качестве средства передвижения в космосе
8.Разработка способов борьбы с перегрузками в ракете
9.Создание теории реактивного движения
10.Разработка проектов ракет, способных преодолевать притяжение Земли и межпланетные пространства
11.Создание теории межпланетных полетов
12.Формулирование основных этапов освоения космоса
 
Рассмотрение вопросов будущего человечества, познание Вселенной
13.Рассмотрение перспектив развития общества
14.Развитие Вселенной, роль разума в этом процессе
15.Создание теории космических эр (прогноз-гипотеза развития Вселенной и разума на сотни миллиардов лет!)
А.Л.Чижевский
Изучение влияния Солнца на земную жизнь
1.Исследование влияния на организм аэроионов, возникающих под действием Солнца
2.Создание методов лечения ионами кислорода
3.Исследование роли ионов кислорода в процессе дыхания
4.Исследование влияния солнечных излучений на развитие микроорганизмов
5.Исследование влияния периодов солнечной активности на возникновение эпидемий, сердечно-сосудистых заболеваний и других явлений животной и растительной жизни
6.Исследование влияния периодов солнечной активности на историю человечества
7.Исследование влияния Солнца на кровообращение


Приложение 2.
Несколько упражнений по развитию творческого мышления
Приводимые ниже упражнения по развитию составляющих творческого мышления можно выполнять практически в любой обстановке, в одиночку и с товарищами. Они просты и не требуют предварительной специальной подготовки. Несмотря на внешнюю простоту, систематическое их выполнение не замедлит сказаться ощутимыми положительными результатами.
В конце приложения, в таблице показаны основные влияния этих упражнений на составляющие творческого мышления.

Упражнение "Хорошо-плохо"
Выбрать исходный объект (факт) и рассмотреть его какую-либо положительную сторону, связанную с существованием другого объекта (факта). В свою очередь, рассмотреть какую-либо отрицательную сторону второго объекта (факта), связанную с существованием третьего объекта (факта). Затем рассмотреть положительную сторону третьего... И так далее, переходя от одного объекта (факта) к другому, поочередно рассматривая их положительные и отрицательные стороны .
Рассмотрим пример выполнения упражнения.

- Лед - это хорошо, т.к. можно кататься на коньках.
- Кататься на коньках - это плохо, т.к. можно сильно разбить колено.
- Разбить колено - это хорошо, т.к. во время болезни появится много свободного времени, можно много читать.
- Много читать - это плохо, т.к. устанут глаза.
- Устанут глаза - это хорошо, т.к. во время отдыха можно будет не спеша обдумать прочитанное...
Таких переходов может быть неограниченно много.
Задача N43:
Возьмите в качестве исходного объекта часы, телевизор, книгу, город, школу, самолет, автомобиль, компьютер, кресло, ветер, дождь, солнце. Протяните цепочку "хорошо-плохо" на 15-20 шагов.

Упражнение "Прогноз противоречий"
Выбрать исходный объект и сформулировать его назначение - главную полезную функцию (ГПФ). Выявить характеристику (свойство) объекта или какой-либо его части, изменение которой в большую или меньшую сторону оказывает наиболее существенное влияние на выполнение объектом своей ГПФ (улучшает или ухудшает) . Мысленно увеличить это характеристику (свойство) в 5-100 раз, одновременно отслеживая, как такие изменения скажутся на выполнении ГПФ и какие при этом возникнут недостатки. Проделать то же самое, уменьшив ее до предела.
По результатам мысленного эксперимента сформулировать противоречие и разрешить его с целью существенного повышения ГПФ, используя рекомендации разделов "Наука побеждать".
Рассмотрим парусную яхту (задача N19). Ее основное назначение (ГПФ) - плавать. На скорость плавания наиболее существенное влияние оказывает парус, конкретнее - размер паруса. Чем он больше, тем выше скорость яхты, в пределе приближающаяся к скорости ветра. Но при этом будет уменьшаться остойчивость яхты: ее опрокинет даже легкое дуновение. По мере уменьшения размера паруса, остойчивость яхты будет увеличиваться, достигая предела при полном отсутствии паруса. Скорость при этом будет равна нулю.
Итак, сформулируем противоречие: парус должен быть очень большим (в сотни раз больше обычного!), чтобы существенно увеличить скорость яхты, и парус должен быть маленьким, чтобы не ухудшать остойчивость яхты. Такое противоречие можно разрешить, например, разделением противоречивых требований в пространстве. Огромный парус с его большим тяговым усилием следует отделить от яхты, остойчивой самой по себе. Такой парус можно соединить с яхтой канатом (рис.51). В этом случае остойчивость яхты не будет зависеть от размера паруса.

Рис. 51.
Возникает новая задача: как удержать парус в воздухе в моменты затишья? ИКР: парус САМ висит в воздухе. Например, американский изобретатель Д.Бридж в 1981 году предложил парус-парашют с двойной оболочкой, заполненной легким газом (патент США N4296704).
Задача N44:
Спрогнозируйте противоречия в развитии объектов: стул, авторучка, портфель, школьная доска, пылесос, лампа, фотоаппарат, радиоприемник, персональный компьютер. Попытайтесь разрешить выявленные противоречия.

Упражнение "Робинзон"
Выбрать исходный объект и сформулировать его назначение - главную полезную функцию (ГПФ). Затем:
Рассмотреть, для каких еще целей, помимо основного назначения, можно использовать этот объект, его составные части - как в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Рассмотреть, какие другие объекты могут выполнить ГПФ исходного объекта.
Стереотипы мышления навязывают образ объекта, предназначенного только для выполнения определенной конкретной функции. В действительности, любой объект таит в себе множество "скрытых" свойств (в пределе - бесконечность).
Рассмотрим в качестве примера обычную шариковую ручку. Ее основное назначение - оставлять яркий след на поверхности. Но кроме этого она может служить линейкой, указкой, закладкой для книги, "шилом" для протыкания отверстий в бумаге, приспособлением для разглаживания помятой бумаги и т.д.
Пустой пишущий стержень с наконечником может служить пневматическим глубиномером для аквалангиста (надо только нанести соответствующие деления), прибором для измерения плотности жидкостей, валом с упорным шарикоподшипником, трубкой для дутья воздуха при пайке ювелирных изделий...
Пишущий наконечник без шарика - готовая втулка подшипника скольжения для игрушек и моделей. Из корпуса ручки можно изготовить различные втулки, оси, стойки, направляющие и многое другое. Пишущая паста - хороший краситель, клей, замазка для герметизации трещин...
С другой стороны, надпись можно выполнить и без ручки - куском угля, графита, обгорелой головешкой, процарапать гвоздем, иглой, осколком стекла, вырезать ножом и т.д.
Задача N45:
Представьте себя в роли Робинзона на необитаемом острове. Волной на берег выбросило несколько пустых консервных банок. Предложите несколько десятков полезных устройств, которые можно изготовить на их основе.
Задача N46:
Выполните упражнение, взяв в качестве исходный объектов утюг, стирающий ластик, циркуль, линейку, стул, кастрюлю, пилу, столовую вилку.

Многоэкранная схема мышления
На рис.52 приведена многоэкранная схема мышления, предложенная автором ТРИЗ Г.С.Альтшуллером .

Рис. 52. Многоэкранная схема мышления
Для обычного, нетворческого мышления характерно рассматривать объекты, явления изолированно, вне связи с другими, в застывшем виде. Творческому же свойственно их рассматривать во всей полноте взаимосвязей, в динамике развития.
Включается центральный экран схемы - возникает, например, книга. Обычное мышление не пойдет дальше этого экрана. Творческое же включит всю центральную группу экранов.
Нижний экран: подсистемы, из которых складывается книга. Чередой проходят ее составные части - книжные блоки, корешок, переплетная крышка, форзац, отдельные страницы... Одновременно "препарируется" содержимое книги - разделы, главы, параграфы, абзацы, отдельные предложения, фразы...
Верхний экран: надсистемы, образуемые множеством книг и их окружением. Возникают образы энциклопедий, собраний сочинений. Еще выше - книгохранилища, библиотеки, которые, в свою очередь, образуют часть человеческой культуры...
Параллельно включается левая группа тех же экранов, показывающих развитие системы "книга" в прошлом. Сменяясь, проходят образы глиняных и деревянных табличек, свитков папируса, пергаментных книг, больше напоминающих шкатулки для драгоценностей... Экраном ниже сменяют друг друга клинописные значки, иероглифы, причудливые буквы, постепенно обретая привычные черты. На верхнем экране горы глиняных табличек, сменяются грудами свитков; вот возникла монашеская келья, уставленная пудовыми книгами... Появились первые книжные стеллажи, принялись расти вдаль и ввысь...
В то же время на правой группе экранов возникают еще смутные образы книги будущего. Буквы превращаются в цифровые коды, книги в маленькие дискеты, а книгохранилища стягиваются в небольшие ящики компьютеров. Незримые компьютерные сети опоясывают планету, превращая ее в одно единое книгохранилище... А вдали мерцают еще более смутные образы книг в виде волнового фронта, запечатленного в кристалле, в виде сложнейшего молекулярного кода...
Но и это не все. В поле зрения возникают параллельные схемы, на которых идет развитие тесно связанных с книгой систем - бумажное производство, полиграфия, фотография...
Девять экранов - это минимальный минимум. При талантливом мышлении количество экранов намного больше вверх и вниз, в прошлое и будущее. При переходе от одной группы экранов к другой сменяют друг друга противоречия, возникающие в процессе развития. Некоторые же неотступно "преследуют" рассматриваемую систему, как, например, противоречие между размерами книги и объемом хранимой в ней информации.
Такое всеобъемлющее рассмотрение помогает легко преодолевать барьеры, перед которыми пасует нетворческое мышление.
Вспомним задачу N40. В ней содержится противоречие: гонец должен иметь секретное донесение, чтобы доставить его по назначению, и не должен иметь, чтобы оно не потерялось или, в случае обыска, не попало в руки недругов. Стереотипное мышление подсказывает: зашить в подкладку. Ненадежно! Задача принципиально не решается на уровне центрального экрана - самого гонца. Как надежно сохранить донесение?
Рассмотрим более внимательно нижний экран. Одежда - плохой хранитель. Остается тело. Возникает идея послания-татуировки. Такое не потеряется. Но как его скрыть? Есть хороший маскирующий ресурс - голова. Именно им и воспользовался полководец. Татуировку нанесли на голову, а по прибытии на место гонца побрили.
Рассмотрим, как можно было бы решить эту же задачу на верхнем экране. Здесь имеется множество гонцов. То же противоречие можно разрешить системным переходом: каждый гонец знает только одно слово или одну фразу послания. Добравшись по одиночке до места они могут по определенному правилу сложить их в единое донесение.
В задаче N23 требовалось предложить идею сюжета картины, отражающей бесконечность, беспредельность океана. И опять, "выйти" за ограниченные пределы холста можно, лишь изменив точку зрения океана. Океан - исходная система. Поднимемся на верхний экран схемы. Что есть надсистема океана, его окружение? Планета, Солнечная система, космос... Возникает идея: усилить эффект бесконечности океана на картине можно путем сочетания его с другой бесконечностью - космосом. Как это сделать конкретно? Здесь уже открывается широчайший простор для фантазии художника. Ограничимся лишь словами Ж.Верна: "Океан - это бесконечность, подобная небесному пространству, которое он отражает в своих водах!"
Эффект бесконечности можно получить и с помощью горизонтальной - временной - развертки схемы, последовательно изобразив различные состояния океана, как, например, это сделал известный литовский художник Н.К.Чюрленис в своем знаменитом триптихе "Соната моря".
Рассмотрение объектов по многоэкранной схеме - одно из сильнейших средств развития творческого мышления. Осваивать его надо постепенно: сначала отдельно вертикальные и горизонтальные экраны, затем, последовательно, все девять экранов. Не пытайтесь сразу осваивать "параллельное" видение различных групп экранов, его навыки придут со временем. То же самое относится к "наращиванию" дополнительных экранов.
Задача N47:
Поместите в центральный экран исходные системы - объекты из задач NN43, 44, 46 - и рассмотрите их по всем девяти экранам.
Задача N48:
Предложите идею сюжетного замысла для картины на тему бесконечного космоса по многоэкранной схеме.
Задача N49:
Известный космонавт и талантливый художник А.А.Леонов однажды задумал написать фантастическую картину, изображающую пролет космического корабля в районе черной дыры. Гравитационные силы ужасной звезды-невидимки столь огромны, что она притягивает к себе свет. Следовательно, попав в сферу влияния черной дыры, корабль должен "потерять" свое изображение, стать невидимым. Но как изобразить невидимое на фоне невидимого?! Предложите идею сюжета такой картины.

Приемы фантазирования
Приемы фантазирования были выявлены путем анализа большого количества научно-фантастических идей, выдвинутых писателями-фантастами . Используя их, можно получать сильные фантастические идеи. Но главная цель их применения - развитие воображения, расшатывание стереотипов мышления. Рассмотрим несколько таких приемов.
Увеличение-уменьшение. Суть приема: новую фантастическую идею получают увеличением и/или уменьшением исходного объекта.
Люди-гиганты ("Пища богов", Г.Уэллс); разумное существо-океан ("Солярис", С.Лем); звездолет размером с город ("Магелланово облако", С.Лем); использование в качестве звездолета целой планеты ("Бегство Земли", Ф.Карсак). Уменьшение роста человека до размеров насекомых ("Необыкновенные приключения Карика и Вали", Я.Ларри); уменьшенный человек проникает в недоступные места машин для их ремонта ("Редкая специальность", И.Белогруд, А.Климов); уменьшенные люди на микроскопической подводной лодке отправляются в экспедицию по кровеносным сосудам человека ("Фантастическое путешествие", А.Азимов).
Дробление-объединение. Суть приема: новую фантастическую идею получают разделением исходного объекта (объектов) на части и/или их объединением.
Шарообразные инопланетяне, способные объединяться и принимать любой облик ("Почти как люди", К.Саймак); распыление человека на атомы и последующее восстановление в заданное время ("Звездные дневники Йона Тихого", С.Лем); морской хищник, образующийся из одноклеточных организмов на время охоты ("Хозяин бухты", С.Гансовский); неуязвимое существо, способное распадаться на части под ударами охотника и вновь воссоздаваться ("Кибериада", С.Лем).
Изменение свойств. Суть приема: новую фантастическую идею получают изменением наиболее постоянных свойств исходного объекта или внешней среды.
Ускорение вращения Земли ("Над бездной", А.Беляев); изменение направления оси вращения Земли ("Вверх дном", Ж.Верн); замедление скорости света ("Светопреставление", А.Беляев); изменение свойств космического пространства ("Отравленный пояс", А.Конан Дойл); изменение магнитного поля Земли ("Шестой океан", Г.Гуревич); сила тяжести на полюсах планеты в сотни раз больше, чем на экваторе ("Экспедиция "Тяготение", Х.Клемент).
Универсализация-ограничение. Суть приема: новую фантастическую идею получают распространением действия исходного факта (объекта) на большой класс явлений и, наоборот, ограничением действия универсального факта.
Слепота становится всеобщей нормой, а зрячесть - уродством ("Страна слепых", Г.Уэллс); универсальный вездеход, сочетающий свойства самолета, автомобиля, катера и подводной лодки ("Властелин мира", Ж.Верн); универсальные роботы ("Я, робот", А.Азимов). Робот, предназначенный только для открывания консервных банок ("Робот-зазнайка", Г.Каттнер); ограничение Вселенной пределами звездолета ("Пасынки вселенной", Р.Хайнлайн, "Поколение, достигшее цели", К.Саймак); ограничение действия гравитации за счет ее экранирования особым веществом - кейворитом ("Первые люди на Луне", Г.Уэллс).
Наоборот. Суть приема: новую фантастическую идею получают изменением предназначения, какого-либо свойства исходного объекта (факта) на противоположное.
Левиум - вещество с отрицательным тяготением ("Сокровище Громовой Луны", Э.Гамильтон); путешествие не в пространстве, а во времени ("Машина времени", Г.Уэллс); путешествие вне времени - через нуль-пространство("Сердце Змеи", И.Ефремов); обезьяны - разумная раса планеты, а люди находятся в первобытном состоянии ("Планета обезьян", П.Буль); предварительно отбытое наказание дает право на совершение соответствующего преступления ("Срок авансом", У.Тэнн); хищные огурцы-мутанты ("Корабль роботов", М.Пухов).
Техника применения приемов:
выбрать исходный объект (факт, понятие);
определить его назначение, основные характеристики, свойства;
выбрать прием;
в соответствии с ним мысленно изменять объект, в целом или какую-либо его часть, до получения нового качества, отсутствующего у исходного объекта;
обосновать целесообразность полученной фантастической идеи;
проследить всевозможные следствия, вытекающие из нее, для чего можно воспользоваться многоэкранной схемой.
Возможно последовательное применение ряда приемов к одному объекту. Если в качестве исходного объекта выбран живой организм или техническая система, то можно сначала с помощью приемов изменить их надсистему - условия обитания или функционирования, а затем изменить объект для нормального существования в полученных необычных условиях.
Задача N50:
Используя приемы фантазирования, предложите новую идею фантастического животного, растения. Опишите их внешний облик, способы питания, размножения, возможные условия обитания.
Задача N51:
Исходный объект - природное явление (например, листопад, зима, дождь, гроза, радуга, извержение вулкана и т.д.). Предложите новое фантастическое явление.
Задача N52:
Придумайте новые фантастические природные условия для планеты. Опишите, какие формы жизни могут существовать в таких условиях, каковы должны быть разумные обитатели планеты, их города, техника и т.п.
Задача N53:
Исходные объекты из задач NN43, 44, 46. Измените их, используя различные приемы. Опишите и обоснуйте полученные новые фантастические идеи.

Эвроритм
В течение многих лет писатель-фантаст Г.Альтов (писательский псевдоним Г.С.Альтшуллера) собирал фантастические идеи, накопленные научной фантастикой. Так появился "Регистр фантастических идей", в котором несколько тысяч идей разделены на классы, подклассы, группы и подгруппы . Анализ этих идей выявил интересную закономерность: все фантастические идеи можно расположить на четырех качественно отличающихся друг от друга этажах.
I этаж. Имеется один объект, дающий некий фантастический результат.
Подводная лодка "Наутилус" ("Двадцать тысяч лье под водой", Ж.Верн); машина времени ("Машина времени", Г.Уэллс); космический аппарат ("Из пушки на Луну", Ж.Верн); ракета ("Путешествие на Венеру", А.Эро); звездолет прямого луча ("Час Быка", И.Ефремов); искусственный спутник Земли ("Кирпичная Луна", Э.Хейл); подземоход ("Победители недр", Г.Адамов)...
Идей этого этажа в фантастике особенно много.
II этаж. Имеется много объектов первого этажа, дающих в совокупности совершенно новый фантастический результат.
Множество подводных объектов - цивилизация, живущая в подводных городах ("Четвертый ледниковый период", К.Абэ). Множество машин времени - организация "Вечность", управляющая ходом истории ("Конец Вечности", А.Азимов). Множество ракет - звездные экспедиции ("Туманность Андромеды", И.Ефремов), звездные эскадры, флоты ("Звездные короли", Э.Гамильтон). Множество искусственных спутников Земли ("Пятьсот миллионов бегумы", Ж.Верн)...
Идей второго этажа в фантастике также много.
III этаж. Те же достигаются без исходного объекта.
Достижение глубин океана без подводного аппарата ("Человек-амфибия", А.Беляев). Путешествие во времени за счет обмена разумами с представителем иной эпохи ("Звездные короли", Э.Гамильтон). Достижение звезд без звездолетов - мгновенная связь сквозь пространство ("Туманность Андромеды", И.Ефремов), идея полета к звездам радиокопии мозга (В.Тендряков), сама планета отправляется в космическое путешествие ("Бегство Земли", Ф.Карсак). Перемещение сквозь недра без подземохода ("Проникающий скалы", Г.Гаррисон, "Планетат - безумная планета", Ф.Браун).
Подобных идей в фантастике мало.
IV этаж. Созданы условия, при которых отпадает необходимость в самих результатах действия исходного объекта.
Отпадает необходимость в покорении глубин океана - океан превращается в нетающий лед ("Колыбель для кошки", К.Вонегут). Отпадает необходимость путешествий во времени - время не существует (идеи отсутствуют). Отпадает необходимость в длительных межзвездных перелетах - для перелетов используют моменты сближения звезд на малые расстояния ("Звездные корабли", И.Ефремов), цивилизация управляет движением звезд и формирует из них в центре Галактики плотные шаровые скопления ("Порт Каменных Бурь", Г.Альтов); вообще отпадает необходимость в космических полетах - проникновение в параллельные миры открывает безграничные ресурсы пространства и пр. ("Плеск звездных морей", Е.Войскунский, И.Лукодьянов, "Все живое", К.Саймак), звезд не существует (идеи отсутствуют).
Идей этого этажа в фантастике очень мало.
При работе с эвроритмом исходным объектом можно выбрать уже известную фантастическую идею, либо новую, созданную с помощью приемов фантазирования, либо реально существующий объект. В некоторых случаях идею III-IV этажей можно перевести на первый, и на новом уровне повторить весь цикл. При поиске идей II-IV этажей полезно воспользоваться многоэкранной схемой мышления.
Задача N54:
Возьмите в качестве исходного объекта известные фантастические идеи:
кейворит - вещество, экранирующее гравитацию ("Первые люди на Луне", Г.Уэллс);
некое вещество, делающее человека невидимым ("Человек-невидимка", Г.Уэллс);
обучение в гипнотическом сне ("Когда спящий проснется", Г.Уэллс);
вечный хлеб ("Вечный хлеб", А.Беляев);

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign