LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


- Держись, смерть близко ходи!

В страхе за судьбу товарищей я метнулся вперед, уцепился за задок наиболее далеко сползших нарт, поскользнулся снова и упал. Девяносто килограммов моего живого веса, обрушились на молодой лед, пробили в нем большую дыру, и таким образом я получил наконец твердую опору. Невзирая на воду, пропитавшую ватные брюки, я держал проклятые нарты, пока спутники не справились с оленями и не завернули их круто назад от пропасти." (Ефремов И.А. "Голец Подлунный")

Движимый романтикой первопроходцев, в 1931-1935 годах И.А.Ефремов принял участие в ряде чисто геологических экспедиций по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. В поисках угля, золота, нефти, рудных месторождений он прошел по неизведанным местам Сихоте-Алиня, Амуро-Амгуньского междуречья, центральной Якутии... Кстати, эпизод из рассказа "Голец Подлунный", приведенный выше, описывает реальные события во время чрезвычайно опасного путешествия в труднодоступную Верхне-Чарскую котловину. Довелось ему также руководить изысканиями железнодорожной трассы Лена-Бодайбо-Тында.

Участниками подобных экспедиций могли быть люди исключительного мужества и выносливости. Без радио, без вертолетной поддержки геологи уходили в неизвестность на долгие месяцы, оставаясь один на один с суровой сибирской природой. Здесь можно было лишь рассчитывать на свои силы и помощь друга. Им приходилось в жару и в холод, в облаках гнуса преодолевать скопления гольцов и каменные цирки, пробираться по труднопроходимым ущельям и распадкам, сплавляться через коварные пороги... Спустя много лет, И.А.Ефремов самоотверженно работал в тяжелейших условиях черной пустыни Гоби. И это не смотря на инфаркт миокарда, перенесенный буквально на ногах!

Каждая экспедиция давалась сверхнапряжением сил, и это впоследствии сильно сказалось его на могучем здоровье.

Поздней осенью, после очередной экспедиции он возвращался к своим "академическим" занятиям: за время палеонтологических экспедиций накопилось огромное количество материала, требовавшего изучения и описания.

Со временем все острее осознавалась необходимость получения высшего образования, которое он в свое время оборвал, увлекшись научной работой: нередко он "спотыкался" при отстаивании своих взглядов и проектов новых исследований. Будучи уже опытным, квалифицированным геологом, не прерывая напряженную научную и экспедиционную деятельность, в 1932 году он поступил в Ленинградский горный институт, и окончил его за 2,5 года.

Интересно, что еще до получения диплома, во время экспедиций ему приходилось читать студентам-практикантам по различным разделам геологии. Этого было абсолютно достаточно, чтобы по возвращении в институт те могли получить соответствующий зачет!

В 1935 году за совокупность работ по палеонтологии И.А.Ефремову присвоили ученую степень кандидата биологических наук. К этому времени он сформировался как зрелый ученый, был руководителем многочисленных экспедиций, автором 15 научных трудов по палеонтологии и геологии.

В том же году Палеонтологический институт переехал в Москву. И тут выяснилось, что для великолепных экспонатов Геологического музея, в том числе для уникальной коллекции Северо-Двинской галереи ископаемых динозавров, не были предусмотрены помещения. Иван Антонович написал Сталину письмо, в котором доказывал необходимость срочного размещения уникальных коллекций музея. Поступок, могущий иметь для автора письма трагические последствия!

По счастью этого не произошло, и в 1936 году в конюшнях бывшего Нескучного сада возник Палеонтологический музей.

В марте 1941 года И.А.Ефремову присвоили степень доктора биологических наук.



Палеонтология как точная наука

Тогда как американский палеонтолог Эндрюс, работавший в Монголии несколько лет, утверждал, что миллионы лет назад здесь простиралась пустыня с жалкими оазисами жизни, Иван Антонович, ни разу до этого там не бывавший, пришел к заключению, что на месте современной пустыни Гоби в то время была обширная низменная, заболоченная равнина с богатейшим животным и растительным миром. Кто же из них был прав, и на чем основывалась уверенность Ефремова?

В предвоенный период он возглавил серию палеонтологических экспедиций в Татарии, Поволжье, Башкирии и Приуралье. Все они были не просто обычной работой палеонтолога, а служили важными звеньями в цепи долгих поисков и размышлений, приведшей в конце концов к разработке основ нового научного направления в палеонтологии.

Палеонтолог работает лишь с малой толикой ископаемых останков древних животных, чудом уцелевших в течение сотен миллионов лет и найденных ценой невероятного везения. Почти все богатство и разнообразие древней жизни безвозвратно кануло в темной пучине времени.

По тому что уцелело, во времена Ефремова можно было составить лишь очень сухие, отрывочные описания бесконечно богатой картины древней жизни. Иначе и нельзя: воображение - воображением, а наука должна опираться на строгие факты!

Таким образом могучий и многообразный поток древней жизни постоянно ускользал от палеонтолога, оставляя в руках лишь редкие песчинки новых знаний. Этот запрет на познание прошлого, наложенный самой природой, стал предметом постоянных раздумий И.А.Ефремова.

"Над отливающей синью плитой ископаемой смолы встал откуда-то из ее черной глубины гигантский зеленовато-серый призрак. Громадный динозавр замер неподвижно в воздухе, над верхним краем обрыва, вздыбившись на десять метров над головами остолбеневших людей...

Сквозь призрак просвечивали черные утесы гор, и в то же время можно было отчетливо различить малейшую подробность тела животного. Испещренная мелкими костными бляшками спина чудовища, его шероховатая кожа, местами обвисшая тяжелыми складками, странный вырост на горле, выпуклости исполинских мышц, даже широкие фиолетовые полосы вдоль боков - все это придавало видению изумительную реальность. И неудивительно, что пятнадцать человек стояли онемевшие и зачарованные, пожирая глазами гигантскую тень, реальную и призрачную в одно и то же время." (Ефремов И.А. "Тень минувшего")

Как вырвать у природы и времени их вековечные тайны, расширить круг данных, используемых в работе и, тем самым, обогатить знания о древнейшей жизни на Земле? В рассказе "Тень минувшего", в котором высказана идея возможности существования природных "фотографий" далекого прошлого, как в зеркале, отразились его раздумья над этой проблемой. На долгие годы главным вектором научных поисков ученого стал поиск путей обогащения, повышения полноты историко-геологической летописи Земли.

Еще во время первой самостоятельной экспедиции на гору Богдо Ефремов обратил внимание на странный факт: скопление остатков древнейших земноводных было обнаружено на дне бывшей морской бухты. Явное несоответствие между условиями обитания пресноводных существ и условиями их захоронения! Тогда это привело его к мысли, что скелеты были принесены сюда древней рекой из глубин континента. Последующие экспедиции подтверждали эту догадку.

Он стал уделять внимание противоречиям между биологическими и геологическими фактами. А их накапливалось все больше и больше. Нередко кости вымерших животных одной эпохи находили в геологических пластах более поздних эпох. Иногда в одном осадочном слое находили кости, принадлежавшие животным различным геологическим эпохам. В одних захоронениях находили отлично сохранившиеся скелеты, а в других - только отдельные сильно поврежденные кости.

Уже в то время он обратил внимание на то, что палеонтологи часто упускали из вида такие биологические вопросы, как изменение численности животных, их гибель, рассеяние и разрушение остатков и многие другие. С другой стороны он пришел к пониманию важности изучения процесса отложения костей в осадочных породах. Ответить на это могла только геология. Так, еще одно из увлечений детства - геология - было поставлено на службу своей науке.

Вопрос - почему кости располагаются так, а не иначе? - стал отправной точкой его исканий в новой творческой Цели. Он пришел к выводу, что решение проблемы возможно только на стыке палеонтологии, биологии и геологии, путем преодоления противоречий, возникающих между ними. Действительно, по особенностям строения скелетов можно установить условия обитания и образ жизни вымерших животных. А изучение геологических особенностей осадочных пород позволяло проследить, откуда поступают остатки этих животных.
Из предвидений И.А.Ефремова

Рассказ "Алмазная труба", 1945 год. Высказано и обосновано предположение о существовании в Сибири месторождений алмазов. Описаны возможные геологические условия залегания алмазов. Дан метод их поиска - по наличию в породе красных пиропов.

Подтверждение. В августе 1954 года в Сибири было открыто первое месторождение алмазов - алмазная труба "Зарница". Метод поиска, предложенный Ефремовым, стал основным при поиске новых месторождений.

Тогда-то и пригодился опыт геологических экспедиций по Сибири и Дальнему Востоку. Там он смог изучить осадочные породы, так сказать, в чистом виде. Благодаря этим путешествиям он осознал, что геологи в основном интересовались процессами образования пород, при этом часто упуская из вида противоположные процессы разрушения горных пород и перехода их в осадочные. Исследуя их, он выявил закономерности разрушения горных пород и осадконакопления (литолеймономия). Далее он установил тесную связь этих процессов с процессами образования захоронений остатков вымерших животных.

Удалось выяснить причины образования и разрушения захоронений. Например, зоны наибольшего накопления ископаемых остатков совпадают с зонами интенсивного осадконакопления - дельтами больших рек и прибрежными участками материков. Так были сформулированы основные закономерности захоронения вымерших животных, положившие основу новому научному направлению - тафономии (от греческих слов тафо - захороняю, номос - закон).

Позже, в "Дороге ветров" И.А.Ефремов писал: "Мы изучили закономерности тех процессов, которые формируют в истории Земли страницы геологической летописи, - те пласты, слои горных пород, в которых захороняются, превращаются в камень, сами становясь частью породы, остатки древних вымерших животных. Узнали, что большие скопления окаменелых костей образуются не случайно, а в результате совпадения совершенно определенных процессов, которые можно учесть. Узнали, что распределение этих местонахождений в пластах земной коры также подчинено определенным законам, изучением которых занимается новая отрасль геологических наук - тафономия."

В тафономии отразилось стремление И.А.Ефремова не ограничиваться открытием и описанием новых фактов в палеонтологии (что само по себе считается ценным вкладом в науку), а проникать в самую суть явлений, искать скрытые в них закономерности. Благодаря ему, палеонтология из "кладоискательской" науки превратилась в точную.



Черная Гоби

"Огромные черепахи толкались неспешными стадами в сумерках вдоль берегов. Одни высоко вытягивали длинные шеи и, приподнимаясь на передних ногах, доставали съедобные верхушки кустарников. Другие, тяжело ворочаясь, спускались к воде, не страшась внимательных, отливающих красным огнем, глаз больших аллигаторов, неподвижно лежавших в мелкой воде у края отмели. Фантазия все обострялась: я чувствовал влажное дыхание реки, слышал шелест и топот бесчисленных зверей, их фырканье и рев, хриплый вой неведомых хищников."

Так, звездными ночами, в знойной пустыне Гоби Ефремов давал волю своему воображению и представлял себе древний мир этого гиблого места.

Первые статьи с наметками основных черт тафономии он написал в 1935-1936 гг. В 1940 году была опубликована статья "Тафономия - новая отрасль палеонтологии", излагавшая ее основы. Рукопись его главного научного труда "Тафономия" была закончена в 1943 году, но опубликовать ее удалось лишь в 1950 году. Основные положения тафономии казались палеонтологам слишком еретичными, подрывающими "основы" их науки. И это не смотря на логичные доказательства, подкрепленные множеством достоверных фактов!

Для доказательства своей правоты Ефремову требовалось подтвердить свои выводы на практике. Обработав с использованием открытых им закономерностей данные своих среднеазиатских экспедиций и данные американской экспедиции в Монголию в 1922-1925 гг., он пришел к выводу, что в Монголии возможно открытие новых захоронений динозавров.

Экспедиция в пустыню Гоби (1946, 1948, 1949 гг.) блестяще подтвердила его прогнозы. Были открыты богатейшие местонахождения ископаемых останков, неизвестные ранее науке виды динозавров. Находка древних копытных - нотоунгулат - изменила представления ученых о развитии млекопитающих: до тех пор останки этих животных находили только в Южной Америке, и считалось, что эволюционное развитие там шло особым путем. Дальнейшие экспедиции подтвердили и другой вывод ученого о том, что Монголия является уникальной сокровищницей ископаемых животных.


* * *



В ходе Монгольской экспедиции Ефремов, как обычно, с живым интересом наблюдает за окружающим. Его "премудрые тетради" постоянно пополняются интересными наблюдениями, заметками о неразгаданных тайнах и смелыми, необычными гипотезами. Так, на юге Монголии экспедиция обнаружила множество окаменевших стволов ископаемых деревьев - кордаитов. В палеозойскую эру кордаитовые леса простирались вдоль климатических поясов на огромные территории, образовав в будущем мощные каменноугольные пласты. Точно такие же геологические пласты были давно известны в Сибири и Индии.

Следовательно, в конце палеозойской эры, к которой относилась находка, широкая полоса кордаитовых лесов проходила с севера на юг в районе умеренного климатического пояса. Противоречие! Известно, что климатические пояса располагаются параллельно экватору, а не перпендикулярно. И Ефремов сделал смелое предположение, что около 300 млн. лет назад ось вращения Земли лежала в плоскости солнечной орбиты! По этому поводу он писал: "Астрономы, пока упорно верящие в незыблемость планетных осей, будут находить всяческие возражения и авторитетно "опровергать" нас, геологов..."

Какие силы могли наклонить ось в современное положение? К каким ужасным для обитателей Земли последствиям могла привести подобная катастрофа? Тайна до сих пор остается неразгаданной и ждет своих исследователей.


* * *



После публикации книги "Тафономия и геологическая летопись" известный исследователь Сибири и Центральной Азии академик В.А.Обручев восхищенно писал И.А.Ефремову: "Я не представлял, что о захоронении остатков животных можно собрать столько материалов, чтобы написать целую книгу."
Из предвидений И.А.Ефремова

Роман "Туманность Андромеды", 1957 год. Высказана идея геологической бомбы, сбрасываемой со звездолета на исследуемую планету для получения направленного выброса грунта в верхние слои атмосферы, т.е. обеспечивающей дистанционный сбор проб грунта.

Подтверждение. Идея дистанционного взятия проб грунта без посадки на поверхность была реализована в конструкции автоматических межпланетных зондов "Фобос-1" и "Фобос-2". Только в данном случае вместо бомб предполагалось использовать мощный лазерный луч.

В 1952 году за разработку основ тафономии И.А.Ефремов был удостоен Государственной премии. Несмотря на это, он неоднократно подчеркивал, что тафономия слишком обогнала время и мировое признание получит лет через двадцать. К такому выводу он пришел после тщательной оценки общих тенденций развития науки. Удивительный дар предвидения не подвел его и на этот раз: общее признание тафономия получила лишь в начале 70-х годов!



"Будущее моей науки"

Монгольская экспедиция внесла важный вклад в развитие палеонтологии, и, вместе с тем, стала "лебединой песней" И.А.Ефремова: резко ухудшившееся состояние здоровья поставило непреодолимую преграду для экспедиционной работы. Прирожденный путешественник, в одном из писем он с нескрываемой грустью писал: "...Мои путешествия кончились вероятно навсегда."

В пятидесятые годы он активно занимался научной работой и подготовкой ряда важных палеонтологических экспедиций. Обрабатывал материалы Монгольской экспедиции, публиковал научные статьи по этой теме. Опубликовал ряд работ по своей излюбленной тематике - ископаемым пермского периода. Написал руководство по поиску ископаемых позвоночных и многое другое.

В 1957 году И.А.Ефремова избирают почетными членом Линнеевского общества в Лондоне. Казалось бы, ученый полностью состоялся... Но самоуспокоение и самолюбование чуждо ему. Мысль ученого стремится дальше в направлении главного вектора творческого поиска - как еще повысить полноту историко-геологической летописи Земли?

Он начинает обдумывать контуры нового направления - морской тафономии, о которой бегло упомянул в первой книге "Тафономии...". Но и тафономия уже не удовлетворяет.

В своей работе палеонтологи руководствуются лишь малой частью информации о взаимодействии организма с окружающей средой: все остальное кануло в небытие. Необходимо расширить арсенал методов исследований. За счет чего? По его мнению, огромные резервы развития палеонтологии помогут раскрыть новейшие физико-химические методы. Еще больший эффект могут дать биологические исследования современных животных, особенно малоизученных - реликтовых, появившихся еще в глубокой древности и наиболее близких к ископаемым животным. Детальное познание их образа жизни, особенностей строения, отражающих приспособление к среде обитания, должны оказать неоценимую помощь в "реконструкции" вымерших форм жизни.

В качестве первоочередной задачи, по мнению ученого, необходимо остановить процесс катастрофического вымирания животных и сохранить окружающую среду - гигантскую "лабораторию" эволюции жизни - для потомков. Иначе человечество рискует потерять нити эволюции, так и не успев изучить их. Можно только удивляться прозорливости ученого, поставившего такую задачу в конце 50-х годов, когда еще не были осознаны глобальные экологические проблемы!

Другая неотложная задача - изучение и обобщение тысячелетнего опыта охотничьих племен Африки, Южное Америки, Индии и других стран. Именно они лучше, чем кто-либо, знают повадки и образ жизни многих животных. И этот бесценный опыт, отмечал Ефремов, также стремительно утрачивается.

В 1961 году он написал статью "Некоторые соображения о биологических основах палеозоологии", в которой развил ранее высказанные идеи и изложил суть диалектического метода, основанного на анализе противоречий развития, которым он много лет успешно пользовался в научной работе.



Братья по разуму

Последняя научная статья "Космос и палеонтология", опубликованная через месяц после смерти Ивана Антоновича, была посвящена обоснованию единства путей эволюции во Вселенной. В ней развивалась гипотеза, ранее высказанная им в повестях "Звездные корабли" и "Сердце Змеи".

Процесс биологической эволюции - процесс усложнения форм жизни, связанный с приспособлением к условиям обитания, с совершенствованием энергетики организмов и увеличения независимости от изменчивости внешней среды (т.е. увеличения универсальности организмов). Рассмотрев этот процесс, он пришел к выводу, что возникновение разума не случайность, а закономерный результат эволюции. То есть эволюция изначально была направлена на "создание" разумного существа.

Он указал на важные особенности организма, необходимые для работы разумного мозга: постоянство внутренней среды организма и высокий уровень двигательной активности. Для этого организм должен иметь высокий запас энергии, сложнейшую нервно-гормональную систему, для управления которой требуется высокоразвитый мозг. Для точной и быстрой ориентировки органы чувств должны быть сосредоточены у мозга. Дальнейшее увеличение степени универсальности требует попыток создания искусственной среды обитания, что невозможно без способности изготовлять хотя бы примитивные орудия труда...

Как отмечал ученый, в процессе эволюции было несколько "попыток" возникновения разумных существ. Первая из них произошла в глубочайшей древности, когда появились головоногие моллюски - кальмары и осьминоги - прямые родственники устриц. Несмотря на примитивность строения, они обладают высокоразвитым мозгом, стереоскопическим бинокулярным зрением, расположенным вблизи мозга и гибкими развитыми конечностями, присущими лишь высшим животным! Но низкий уровень энергетики организма моллюсков не мог обеспечить работу мыслящего мозга, и только строение человека отвечает всем требованиям.

И.А.Ефремов отметил главную особенность эволюции: чем выше ступень эволюционного развития, "тем меньше "разброс" жизненных форм, тем больше их сходство."

Он сделал несколько важнейших выводов:

высшие разумные существа должны быть близки по строению: "никакой скороспелой разумной жизни в низших формах вроде плесени, тем более мыслящего океана быть не может.";

мышление является отражением внешнего мира, а, поскольку, законы природы едины во всей Вселенной, то и высшее мышление, возникшее в любой ее точке, едино;

законы биологической эволюции "позволят нам понять и даже предсказать ход развития жизни в иных мирах, на что палеонтология как наука, обладающая фактической исторической документацией, имеет право прежде всех других наук."

Еще в 1959 году в одном из интервью Иван Антонович говорил: "Я жду подтверждения самой важной для меня, как палеонтолога, гипотезы о единстве органических форм жизни во Вселенной, которую я всегда защищал, защищаю и буду защищать." Время покажет - подтвердится ли и это его Предвидение.


ГЛАВА 7. НА ВОЛНАХ ТВОРЧЕСТВА
Творческая Цель неизбежно становится одним из ведущих смыслов жизни творческой личности. А что если она на поверку окажется пустышкой, целью-фантомом?! Сколько людей спалило свой талант в бесплодных поисках философского камня, попытках изобрести вечный двигатель и прочее? Время и силы, растраченные в погоне за недостижимым призраком, не вернешь...
Иногда цели-фантомы скрываются под внешне благополучной маской. Вспомним попытку синтеза алмазов Дж.Хэннеем. История науки и техники хранит множество подобных примеров.
Почему иной раз творческая Цель может завести в тупик, оставаясь по-прежнему недостижимой? Можно ли избежать подобных ошибок? Как отличить верную цель от миража?
Чтобы найти хотя бы приблизительные ответы на эти трудные вопросы, попытаемся сперва на конкретных примерах разобраться, случайно или нет возникают различные открытия и изобретения - главные "поставщики" новых творческих Целей.
Рассмотрим историю одной такой проблемы.
История открытия атома
5 сентября 1906 года покончил с жизнью выдающийся немецкий физик Людвиг Больцман, создатель знаменитой молекулярно-кинетической теории газов, внесший существенный вклад в открытие атомов. Причиной тому была глубокая личная трагедия, вызванная полным отрицанием его атомистических взглядов большинством ученых того времени, среди которых были такие известные личности, как Э.Мах и В.Оствальд.
Незадолго до этого он писал: "Я вполне отдаю себе отчет в бессилии одного человека перед лицом мнения, разделяемого большинством." Он не дожил до полной победы учения об атомах всего три года!

* * *

Еще в древнегреческий философ Демокрит считал, что мир построен из неделимых частиц - атомов, состоящих из одного вещества (говоря современным языком - из протонов, нейтронов и электронов) и различающихся по форме и величине! В противовес ему Платон и Аристотель считали, что все состоит из четырех стихий - огня, воздуха, воды и земли.
Путь к открытию атомов пролегал через химию, радиоактивность, термодинамику, оптику и электромагнитные явления.
В конце XVIII века великий французский химик А.Лавуазье смело отверг распространенное тогда учение о четырех стихиях и ввел понятие химического элемента. В 1803 году атомистическую теорию строения вещества выдвинул английский ученый Дж.Дальтон. В 1814-1818 гг. шведский химик И.Берцелиус определил атомные веса 46 элементов. В середине прошлого века русский химик А.М.Бутлеров сформулировал атомную теорию, объяснявшую связи атомов в молекулах, и подтвердил ее, синтезировав ряд новых органических веществ. В 1869 году великий русский химик Д.И.Менделеев открыл знаменитый периодический закон, показывающий зависимость свойств элементов от их атомных весов. В 1873 году голландский физик Я.Д.Ван-дер-Ваальс доказал реальность существования молекул.
В 1859 году физик Г.Кирхгоф и химик Р.Бунзен разработали принципы спектрального анализа и выдвинули гипотезу о наличии связи между свойствами атомов и их спектров. В 1879 году Й.Стефан установил закон излучения абсолютно черного тела, а в 1884 году этот же закон, исходя из теории Максвелла, теоретически вывел Л.Больцман. В 1896 году немецкий физик Р.Вин вывел закон теплового излучения для коротковолновой области спектра. А в 1900 году известные английский физик Рэлей открыл закон теплового излучения для длинноволновой области, который противоречил выводам Вина. В том же году немецкий физик М.Планк, опираясь на работы Больцмана, преодолел это противоречие, сформулировав закон распределения энергии в спектре абсолютно черного тела, согласно которому атомы излучают энергию не непрерывно, а квантами.
В 1859 году немецкий физик Ю.Плюккер изобрел катодную трубку и открыл катодные лучи. Это изобретение сделало возможным открытие В.Рентгеном Х-лучей в конце 1895 года. Несколько месяцев спустя, в 1896 году, под прямым влиянием этого открытия французский физик А.Беккерель открыл явление радиоактивности. В 1897 году английский физик Дж.Дж.Томпсон разгадал природу катодных лучей и открыл электрон. В 1898 году французские физики П.Кюри и М.Склодовская-Кюри открыли явление радиоактивного распада.
В 1903 году Дж.Дж.Томпсон предложил первую модель атома, согласно которой в положительно заряженную сферу вкраплены электроны, подобно пудингу с изюмом. В том же году французский физик Ж.Перрен предложил планетарную модель атома, а в 1908 году экспериментально доказал существование атомов, используя барометрическую формулу Больцмана.
Решающий шаг в открытии атомов в 1911 году сделал Э.Резерфорд, когда в результате исследования взаимодействия альфа-частиц с веществом предложил и экспериментально обосновал планетарную модель атома. Ее справедливость в том же году подтвердил Дж.Чедвик, определив диаметр атомного ядра.
Однако модель Резерфорда не могла объяснить, почему вращающийся вокруг ядра электрон не излучает непрерывно энергию и не падает на него, как то следовало из теории. Это противоречие в 1913 году преодолел датский физик Н.Бор, исходя из идей Планка и Эйнштейна предложивший квантовую модель атома. А в 1919 году американский физик и химик И.Лангмюр предложил новую модель, объяснявшую, как распределяются на орбитах электроны, и, следовательно, химическую активность атомов.
Завершился 2500-летний марафон идей, но цепная реакция идей на этом не прекратилась. Вот лишь капля этой эстафеты.
Открытие электрона привело к изобретению Дж.Флемингом в 1904 году вакуумного диода - возникла электроника. Открытие рентгеновских лучей привело к созданию новых методов исследования и диагностики. Благодаря им Дж.Уотсон и Ф.Крик в 1953 году сделали величайшее открытие XX века в биологии - открыли структуру молекулы ДНК. Открытие радиоактивности привело к возникновению ядерной физики и энергетики, оказало огромное влияние на развитие химии, генетики, астрофизики, материаловедения и т.д.
Подведем некоторые итоги нашего маленького расследования.
Ставка на... победу!
Состояние науки и техники на каждый момент времени характеризуется общим уровнем развития науки и техники, то есть всей совокупностью знаний и технических возможностей, накопленных предыдущим развитием. Эту совокупность великий Вернадский назвал ноосферой, или сферой разума. Он пришел к выводу, что развитие ноосферы есть закономерный, природный процесс, не зависящий от воли и желания отдельных людей1.
Из рассмотренного выше примера хорошо видно такое важное условие как преемственность развития науки и техники. Суть его в том, что любое новое достижение науки и техники обязательно опирается на предыдущие. Действительно, Резерфорд не мог бы провести свои знаменитые эксперименты, если бы не было открыто явление радиоактивности. Томпсон не открыл бы электрон, а Рентген - Х-лучи, если бы в свое время не была изобретена катодная трубка. А последняя не могла быть создана без работ М.Фарадея, Э.Ленца, А.Ампера, Г.Эрстеда и многих других предшественников.
Второе важное условие развития науки и техники - взаимовлияние между различными областями науки и техники. Суть его в том, что толчком к развитию какой-либо области науки или техники очень часто становится достижение иной, подчас весьма далекой, области. Представление о том, что физику развивают только физические идеи, биологию - только биологические, авиацию - только достижения в самолетостроении и т.д., ошибочно. В реальности все они очень тесно переплетены друг с другом. На рис.40 условно показаны возможные взаимовлияния между различными областями науки и техники.

Рис. 40. Взаимодействие между различными областями науки и техники
На приведенном выше примере открытия атома нетрудно выявить такие взаимовлияния. Рассмотрим еще несколько примеров.
На рубеже XVI-XVII вв. была создана новая техническая система - микроскоп. В конце XVII века голландский мастер А.Левенгук довел увеличение микроскопа до 300 раз, и это техническое изобретение произвело подлинный переворот в биологии, дало жизнь микробиологии.
Но и современная биология накопила огромный потенциал знаний, которым может щедро поделиться с техникой будущего. Уже сейчас разрабатываются методы извлечения металлов из руды и морской воды с помощью микроорганизмов. В нашей стране созданы первые действующие модели биоэлектростанций на ферментах с к.п.д. 80-90%! Во многих странах разрабатываются высокочувствительные биодатчики на базе растительных и животных тканей для обнаружения различных веществ и излучений.
Захватывающие перспективы открываются в области создания биокомпьютеров. Возникла даже новая область техники - биоэлектроника или молекулярная электроника. Но и это не предел.
Одна хромосома человека при объеме чуть более 10 кубических микронов хранит информацию, для размещения которой потребовалось бы четыре тысячи томов по пятьсот страниц в каждом! Фантастическая плотность информации, перед которой самые перспективные запоминающие устройства - НИЧТО!
Итак, появление нового становится возможным, как только в общем уровне развития науки и техники возникают соответствующие предпосылки. Кстати, именно этим и объясняется эффект параллельных открытий и изобретений, когда люди, работая независимо друг от друга, почти одновременно приходят к одному и тому же результату. Вот несколько таких примеров.
1846 год. Астрономы Ж.Леверье и Дж.Адамс независимо друг от друга предсказали существование планеты Нептун.
1859 год. Биологи Ч.Дарвин и А.Уоллес независимо друг от друга сформулировали основные положения теории эволюции.
1876 год. А.Белл заявил на изобретение телефона. Два часа спустя (!) с той же идеей в Патентном бюро появился Э.Грей.
1897 год. В январе немецкий физик Э.Вихерт открыл электрон, а три месяца спустя о свое открытии сообщил Томпсон.
1954 год. Физики А.М.Прохоров, Н.Г.Басов и Ч.Таунс почти одновременно создали квантовый генератор.
1962 год. Советский физик Ю.Н.Денисюк и сотрудники Мичиганского университета Э.Лейт и Ю.Упатниекс получили первые голографические изображения.
С точки зрения проблемы правильного выбора творческой Цели необходимо упомянуть и о противоположных примерах, когда попытки открытий и изобретений оставались незамеченными или вообще не достигали своей цели.
Первая половина XIII века. Иордан Неморарий сформулировал основные законы движения, которые четыре века спустя заново переоткрыл Галилей.
Первая половина XIX века. Английский математик Ч.Бэббидж сформулировал принципы работы вычислительной машины и разработал проект механического "компьютера". Реализовать идею на механическом уровне было невозможно. Только достижения электроники позволили к 1946 году построить первый компьютер.
1868 год. Французский ученый Н. де Сен-Виктор обнаружил потемнение фотопластинки в присутствии солей урана. Но сообщение было забыто, поскольку наука еще не приблизилась к необходимости понимания глубинных основ строения вещества, возникшей после открытия В.Рентгена. А спустя 28 лет А.Беккерель в аналогичных опытах открыл радиоактивность.
1869 год. Г.Мендель опубликовал открытые им законы генетики. Но потребовались многие открытия, в частности, открытие хромосом, чтобы роль наследственности была оценена по достоинству. В 1900 году законы генетики переоткрыли сразу три биолога - Э.Чемрак, Г. де Физ и К.Корренс.
1920 год. Польский физик М.Вольфке предложил новую идею получения изображений, ничем не отличающуюся от идеи голографии, предложенной через 27 лет Д.Габором. Идея была неосуществима из-за отсутствия когерентных источников света.
Главная ошибка, которая совершалась в этих случаях и многих других, состояла в опережении возможностей и потребностей общего уровня развития науки и техники, т.е. в нарушении условий преемственности и взаимовлияния.
Развитие науки и техники можно сравнить с водохранилищем. Пока уровень низок, вода надежно заперта. Но вот уровень приближается к верхнему краю, в отдельных, наиболее низких местах, вода тоненькими потоками устремляется вперед. По мере подъема воды таких мест становится все больше и больше. И, наконец, наступает момент, когда вода захлестывает плотину и бурным потоком устремляется дальше... к новой плотине.
Итак, развитие науки и техники - это сложный самоорганизующийся, саморегулирующийся процесс, пронизанный множеством прямых и обратных связей, процесс накопления и преодоления множества больших и малых противоречий. Здесь нет мелочей: каждый, даже небольшой шаг вперед повышает общий уровень, создает предпосылки для последующих, более крупных шагов.
Знание таких важных условий развития науки и техники, как преемственность и взаимовлияние, позволяют сформулировать два простых правила, следование которым поможет избежать грубых ошибок в постановке творческих Целей.
При выборе творческой Цели следует оценивать ее принципиальную достижимость, исходя из реальных возможностей и потребностей существующего уровня науки и техники.
При выборе творческой Цели в какой-либо области науки или техники всегда следует учитывать достижения других, смежных областей.
Таким образом, главная задача творческой личности (социально полезная функция) - повышение существующего общего уровня развития науки и техники. Каждый новый шаг вперед должен надежно подкрепляться существующими знаниями и техническими возможностями.

* * *

Здесь въедливый читатель может возмутиться. - Позвольте! Автор пишет о барьере НЕВОЗМОЖНОГО, о смелых, необычных идеях, а сам призывает к выбору в качестве творческой Цели насущных проблем развития науки и техники?!
Противоречия в этом нет. Выбор насущной проблемы вовсе не признак приземленности или бездарности. Уже упоминавшиеся примеры творческих Целей говорят сами за себя: творческая Цель может быть сколь угодно дерзкой, необычной даже при опоре на существующий уровень развития науки и техники.
Дальность же "замаха" (типа "а вот я займусь машиной времени!") отнюдь не характеризует степень гениальности. Скорее даже наоборот... Пренебрегая объективным развитием науки и техники, мы рискуем уподобиться небезызвестной Моське из бессмертной басни Крылова. Степень талантливости, гениальности характеризуется не самой Целью, а ее результатами.

Достижение недостижимого
Причины неудачи Дж.Хэннея теперь ясны. Наука конца XIX века еще не приблизилась к пониманию термодинамических условий превращения графита в алмаз, а эксперименты его не давали новое знание. Уровень техники не позволял создать эффективное оборудование для синтеза: никому не удалось повторить его эксперименты. Техника того времени еще не вступила в противоречие с потребностью в обработке сверхтвердых материалов и многими другими, возникшими уже в наше время.
Работа была бесполезна для развития науки и техники. Последователям пришлось начинать все с нуля. Такова личная трагедия этого, бесспорно, талантливого человека.
В подобных ситуациях творческая личность должна найти в себе силы отказаться от бесплодных попыток достижения недостижимого в пользу менее эффектных, но более насущных задач современной науки и техники. Тогда выигрывают обе стороны.
А как быть, если человек, несмотря на все доводы разума, не в силах отказаться от своей Мечты?!
Острое противоречие между опережающей время Целью и возможностями ее достижения можно преодолеть двумя путями.

Метод последовательного приближения к Цели
Недостижимую проблему можно расчленить на ряд частных и переключиться на те из них, достижение которых принципиально возможно на данный момент. Или же следует определить, что конкретно препятствует достижению Цели (отсутствие научных фактов, методов исследований, расчетов, технических и других средств достижения), и заняться разработкой этих вопросов, исходя из существующих знаний и технических возможностей. Основа метода - соблюдение условия преемственности.
Иными словами, свои усилия следует направить на "дотягивание" уровня науки и техники до такого состояния, когда возможность достижения исходной Цели станет реальностью. Например, К.Э.Циолковскому для обоснования ракеты в качестве средства полета в космосе пришлось создать новый раздел классической механики - механику тел переменной массы.
Вполне вероятно, что на прохождение всего пути не хватит жизни, и его будут заканчивать последователи. Но это будет РЕАЛЬНОЕ продвижение к своей Мечте, реальный вклад в развитие науки и техники, а не бесплодное топтание на месте. Тот же Хэнней мог заняться химической термодинамикой, в которой тогда успешно работали его коллеги - будущий лауреат Нобелевской премии Я.Х.Вант-Гофф, А.Л.Ле Шателье, К.М.Гульдберг, П.Вааге и многие другие. Благодаря их достижениям, советский ученый О.И.Лейпунский в 1939 году рассчитал термодинамические условия превращения графита в алмаз. Или же мог заняться созданием техники получения высоких давлений, как это позднее сделал основатель физики высоких давлений, будущий лауреат Нобелевской премии П.У.Бриджмен. Он, как и Хэнней, потерпел неудачу в синтезе алмазов, но именно благодаря его работам были получены первые искусственные алмазы.

Переход в смежную область науки и техники
Если уровень развития науки и техники не позволяет добиться поставленной Цели, то приблизить возможность ее достижения можно переходом в смежную область, занимающуюся близкими к исходной проблемами, и в которой на данный момент возможно реальное продвижение вперед. Достижения в смежной области в будущем создадут прочную базу для работы над исходной Целью. Основа - соблюдение условия взаимовлияния. Так, уже упоминавшийся авиаконструктор И.И.Сикорский своей первой Целью поставил создание вертолета. За три с лишним года проведено огромное количество экспериментов, построено две модели, причем вторая уже могла поднимать собственный вес в 180 кг, но большего достигнуть не удавалось. И тогда он сделал правильный вывод: на данном этапе развития техники создание работоспособного вертолета невозможно.
Признать свое поражение, отказаться от давней Мечты? Нет! В 1910 году он решил перейти в смежную область - самолетостроение, начавшее бурно развиваться. В главе 5 упоминалось, каких выдающихся успехов он добился в этой области. Несмотря на это, он никогда не упускал из вида свою Мечту. В 1929 году, уже маститый авиаконструктор, он пришел к выводу, что успехи авиации, моторостроения, автомобилестроения, создание новых материалов и его личный опыт позволяют приступить к постройке вертолета. Не прекращая интенсивной работы в самолетостроении, он занялся исследованиями и экспериментами в этой области.
В 1939 году был создан первый по-настоящему работоспособный и надежный одновинтовой вертолет. Как и в самолетостроении, Сикорский сразу стал мировым лидером вертолетостроения и оставался им до последних дней жизни. В этой области ему принадлежат многие пионерские идеи, запас которых не исчерпался и по сей день!

Этапы творчества (этапы жизни идей)
Любое знание человек рано или поздно воплощает в конкретные технические системы, реализующие ту или иную его потребность, ранее возникшую идею. Процесс материализации идей не случаен. Еще К.Э.Циолковский отметил его главную закономерность: "Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль".
Каждый из этих основных этапов творчества имеет свои особенности и предъявляет к творческой Цели свои специфические требования. Знание их, наряду с особенностями повышения общего уровня развития науки и техники, поможет сориентироваться в беспредельном мире творчества, правильно поставить свою творческую Цель.

I этап: выдвижение новой идеи
На первом этапе высказывается новая, необычная идея какого-либо факта, способа, устройства, которые пока недоступны, но в будущем могут расширить познание человека, реализовать принципиально новые, ранее недоступные ему возможности.
Главная задача творческой личности на этом этапе: обосновать новую идею: какие новые возможности могут быть реализованы, какими путями, какие положительные и отрицательные последствия могут возникнуть.
Как правило, подобные идеи сильно опережают уровень развития науки и техники и могут быть высказаны в форме научного прогноза, гипотезы или научно-фантастической идеи. Ярким примером научного прогноза является, например, "План работ, начиная с ближайшего времени" К.Э.Циолковского, содержащий 16 пунктов, в которых перечисляются основные этапы освоения человечеством космического пространства. В наше время полностью реализовано 8 пунктов, и еще 3 - частично, причем точно в последовательности, указанной великим ученым!
Особенно велика в этом отношении роль научной фантастики: выдвинуть новую, необычную идею, привлечь к ней внимание и сохранить до тех времен, когда развитие науки и техники сделает возможным ее реализацию. И время от времени кто-нибудь примеривается к подобным идеям: а не пришла ли пора?!.. В главе 4 мы уже упоминали примеры влияния научно-фантастических идей на творчество ряда ученых и изобретателей.
Идея полета в мировое пространство. Одна из самых ранних идей космических путешествий высказана в древнеиндийском эпосе "Махабхарата", возникшем за тысячи лет до нашей эры. Вот как, например, описывается полет одного из героев эпоса на "небесной колеснице": "Двигаясь по пути, сокрытому от очей на земле обитающих смертных, он видел там тысячи диковинного образа небесных колесниц. Там не светили ни огонь, ни солнце, ни луна... Те сияющие (тела), которые отсюда наблюдаем мы в виде звезд и которые, хоть и огромны, из-за удаленности своей (кажутся) крошечными, как огоньки светильников, увидел Пандава во всей красе их, в ярком свечении, каждое в своем небесном доме, сияющее собственным (внутренним) светом." (Комментарии излишни!) Идею ступенчатой ракеты для полета на Луну в 1650 году высказал французский поэт Сирано де Бержерак. Наиболее подробно идею космического полета обосновал Ж.Верн ("Из пушки на Луну", "Вокруг Луны").
Идея автотрофного человека. В 1925 году В.И.Вернадский в статье "Автотрофность человечества" высказал идею о возможности превращения человека в существо, способное питаться неорганикой, обходиться без кислорода, и даже получать энергию непосредственно от Солнца. Аналогичную идею в статье "Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение" высказывал К.Э.Циолковский. В 60-е годы писатель-фантаст Г.Альтов высказал идею электропитания ("Создан для бури").

II этап: теоретическое обоснование идеи
На втором этапе уровень развития науки и техники позволяет научно обосновать принципиальную возможность реализации идеи первого этапа.
Главная задача творческой личности на этом этапе: дать теоретическое обоснование, доказать возможность реализации, исходя из существующих знаний и технических возможностей.
Идея полета в мировое пространство. В 1883 году К.Э.Циолковский, исходя из законов классической механики, обосновал принцип реактивного движения, как главный способ движения в свободном пространстве. В 1903 году была опубликована его знаменитая статья "Исследование мировых пространств реактивными приборами", в которой приводилась теория полета ракеты и обосновывалась возможность межпланетных сообщений.
Идея автотрофного человека. В 1978 году советские ученые И.В.Березин, С.Д.Варфоломеев, А.И.Ярополов, М.Р.Тарасевич и В.А.Богдановская открыли явление биоэлектрокатализа (открытие N311). Суть его в том, что ферменты - биологические катализаторы - при воздействии электрического тока в миллионы раз увеличивают скорость химических реакций! Среди прочего, биоэлектрокатализ позволяет решить проблему анаэробного (бескислородного) дыхания и электропитания живых организмов.

III этап: техническая разработка идеи
На третьем этапе уровень развития науки и техники позволяет обосновать возможность практической реализации идеи.
Главная задача творческой личности на этом этапе: разработать технически обоснованный проект (изобретение) конкретной технической системы, способной реализовать высказанную и обоснованную ранее идею и подтвердить его осуществимость, исходя из существующих знаний и технических возможностей.
Идея полета в мировое пространство. В первой половине XX века пионеры космонавтики и ракетной техники К.Э.Циолковский, Ю.В.Кондратюк, Ф.А.Цандер, С.П.Королев, В.П.Глушко, Р.Годдард, Г.Оберт и многие другие разрабатывают технические проекты ракет, ракетных двигателей. Проводятся первые экспериментальные пуски ракет.
Идея автотрофного человека. На сегодня конкретных разработок еще не существует: уровень науки и техники еще низок.

IV этап: практическая реализация идеи
На четвертом этапе уровень развития науки и техники позволяет реализовать проект (изобретение) предыдущего этапа.
Главная задача творческой личности на этом этапе: создать работоспособный образец новой технической системы, пригодный для ее практического использования человеком.
Конечный итог - внедрение новой технической системы в жизнь - расширяет возможности человека, создает реальные предпосылки для дальнейшего развития науки и техники.
Идея полета в мировое пространство. 4 октября 1957 года ракета, созданная творческим коллективом С.П.Королева, впервые вывела на орбиту Земли искусственный спутник. 12 апреля 1961 года стартовал новый космический корабль С.П.Королева, пилотируемый Ю.А.Гагариным. С этого момента космонавтика прочно вошла в жизнь человечества.
Идея автотрофного человека. Реализация идеи в отдаленном будущем приведет к исчезновению сельского хозяйства, пищевой индустрии и многих отраслей техники, связанных с ними. Высвободятся колоссальные ресурсы энергии и мысли. Человечество обретет независимость от слепой игры стихий, направит свои силы на решение таких задач, о которых пока не смеет и мечтать.
Чтобы лучше понять возможные перспективы биоэлектрокатализа, вспомним выводы И.А.Ефремова об эволюционных причинах возникновения разума, окончательно сформулированные и обоснованные им в статье "Космос и палеонтология". Одна из главных тенденций биологической эволюции - увеличение независимости организма от внешней среды. Решение этой задачи лежит на генеральной линии - на линии увеличения уровня энергетики организма. И действительно, на протяжении всего огромного периода эволюции мы может видеть, как на смену огранизмам со слабой энергетикой приходили новые существа со все более совершенной энергетикой организма. На смену моллюскам пришли рыбы, тех сменили земноводные, затем возникли пресмыкающиеся, и, наконец, млекопитающие - теплокровные существа с могучей энергетикой организма. Преимущества теплокровности - как средства увеличения устойчивисти в перепетиях самых разных климатических условий - вне всяких сомнений. Но среди всех млекопитающих лишь наиболее совершенная энергетика человека обеспечила подпитку мозга столь мощным потоком энергии, что этого оказалось достаточно для возникновения разума. Сила мысли дала человеку колоссальные преимущества перед всеми видами жизни, когда-либо существовавшими на Земле. В этом смысле человека можно по праву считать вершиной биологической эволюции. Последней ли вершиной?
Биоэлектрокатализ может дать человеку качественно новый, несравнимо более высокий уровень энергетики организма. Это обеспечит человеку будущего огромную независимость от условий внешней среды, возникнут предпосылки для перехода работы мозга на качественно новый уровень. И, кто знает, каких высот тогда достигнет разум человека? Пока невозможно оценить все глобальные последствия, но одно ясно: человек из обитателя Земли превратится в обитателя Космоса. А этот шаг, по мнению К.Э.Циолковского, по своей значимости можно сравнить лишь с выходом наших далеких предков на сушу.

* * *

В рассмотренных этапах творчества существует лишь одно исключение, позволяющее нарушить последовательность переходов от этапа к этапу: в некоторых случаях возможен прямой переход от первого этапа к третьему, минуя второй.
Это происходит, когда в науке и технике возникли все предпосылки к созданию новой технической системы, а исследователи под влиянием психологической инерции игнорируют этот факт, не обращая внимания на исходную идею и не пытаясь дать ей теоретическое обоснование. Либо даже "научно" опровергают саму возможность ее реализации. И тогда изобретатели ставят их перед свершившимся фактом!
Когда в 1875 году А.Белл пришел к идее телефона, в электротехнике того времени не было даже намеков на такую возможность. Дж.Беднорц и К.Мюллер в 1986 году открыли "теплые" сверхпроводники вопреки всем отрицательным прогнозам, даваемым существующими теориям сверхпроводимости.
Масса покоя равна нулю
Однажды наступает такой момент, когда заветная Цель достигнута и даже, допустим, без особых препятствий получает признание. Тогда-то и начинается новый и очень трудный этап в жизни творческой личности. Человек, длительное время работавший на пределе сил и втянувшийся в такой режим работы, вдруг оказывается как бы в пустоте, наедине с самим собой, в поисках ответа на нелегкий вопрос: "Что делать дальше?"
Достижение Цели нередко приводит к депрессии. Психологи даже назвали возникающее при этом душевное состояние "синдромом Мартина Идена" - по имени главного героя замечательного романа Дж.Лондона, оказавшегося в подобной ситуации.
С другой стороны, как отмечал Г.Селье в своей книге "От мечты к открытию", самая страшная ошибка, которую может совершить в этой ситуации творческая личность, - "увязнуть в побочных результатах собственного успеха." Как показали в "Жизненной стратегии творческой личности" Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин, прекращение работы над творческой Целью, по любой причине и независимо от результатов, равносильно творческой "смерти". Масса покоя творчества равна нулю! В чем же выход?
Ответ очевиден. Уже на заключительных этапах работы над Целью (или еще раньше) надо ставить перед собой новую творческую Цель. Но как и какую?
Попытаемся найти ответы на эти вопросы, поскольку это не только расширит возможные перспективы творческой работы, но и может дать дополнительную полезную информацию к проблеме правильного выбора первой творческой Цели.
Анализ биографий творческих личностей показывает, что за свою жизнь они осуществляют обычно один или несколько переходов к новым творческим Целям. А наиболее выдающиеся - до десяти и более! Таким образом в течение жизни у творческой личности складывается система творческих Целей. Примеры подобных систем приведены в приложении 1.
Основываясь на рассмотренных ранее этапах творчества, представим теперь полную систему возможных творческих Целей, охватывающую весь диапазон творчества в науке и технике.
I этап
Цель 1-1: выдвижение и обоснование идеи существования нового явления природы, или по-новому объясняющей уже известные.
Например, в первой половине XIX века М.Фарадей высказал смелую гипотезу о существовании электромагнитных волн.
Цель 1-2: выдвижение и обоснование идеи нового способа, технической системы (новой главной полезной функции), которая в будущем может привести к реализации принципиально новых возможностей человека, либо идеи, способной существенно улучшить выполнение главной полезной функции уже известных способов и технических систем.
Например, в 1842 году один из изобретателей телеграфа С.Морзе высказал идею возможности беспроволочной связи и даже попытался реализовать ее (неудачно), используя свойство проводимости воды.
II этап
Цель 2-1: открытие нового, неизвестного ранее факта, явления природы.
Например, в 1831 году М.Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, сыгравшее впоследствии важную роль в изобретении радио. В 1888 году Г.Герц экспериментально открыл электромагнитные волны, предсказанные теорией Максвелла.
Цель 2-2: установление новой закономерности, неизвестного ранее закона природы.
Например, в 1833 году Э.Х.Ленц, опираясь на открытие Фарадея, сформулировал закон электромагнитной индукции.
Цель 2-3: разработка новой научной теории, обобщающей более или менее широкий круг ранее известных фактов, по-новому объясняющей их, и способной предсказать существование новых, еще неизвестных фактов и явлений.
Например, в 1865 году Дж.Максвелл разработал электромагнитную теорию, обобщавшую результаты, полученные предшественниками - Г.Эрстедом, А.Ампером, Э.Х.Ленцем, М.Фарадеем и многими другими. Теория предсказывала существование электромагнитных волн и описывала их гипотетические свойства.
Цель 2-4: научное обоснование возможности создания новой технической системы (способа) или существенного улучшения уже известной.
Например, в 1896 году А.С.Попов, после проведения опытов Герца, пришел к выводу о возможности использования электромагнитных волн для передачи сигналов на расстояние.
III этап
Цель 3-1: изобретение новой технической системы (способа), позволяющей реализовать принципиально новую главную полезную функцию.
Например, 7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества А.С.Попов продемонстрировал устойчивый прием электромагнитных волн с помощью своего изобретения.
Цель 3-2: изобретение усовершенствованной технической системы (способа), позволяющей существенно улучшить выполнение уже известной главной полезной функции.
Например, уже через несколько лет после появления радио американский изобретатель Р.Фессенден изобрел гетеродинный способ преобразования радиосигнала в приемнике, позволяющий существенно улучшить прием.
IV этап
Цель 4-1: создание пригодной для практического использования новой технической системы (способа), реализующей принципиально новую главную полезную функцию.
Например, 24 марта 1896 года А.С.Попов осуществил передачу и прием первой в мире радиограммы: "Генрих Герц". Летом того же года итальянский изобретатель Г.Маркони независимо создал аналогичную приемо-передающую аппаратуру.
Цель 4-2: создание пригодной для практического использования усовершенствованной технической системы (способа), существенно лучше выполняющей уже известную главную полезную функцию.
Например, в 1906 году Ли де Форест изобрел вакуумный триод и на его основе создал первый в мире ламповый радиоприемник. В 1913 году А.Мейснер построил первый ламповый радиопередатчик. Внедрение этих изобретений позволило неограниченно увеличить дальность радиоприема.

* * *

Задача N34:
Рассмотрите системы творческих Целей, приведенные в приложении 1. Проследите:
а) к какому этапу творчества и какому виду относятся содержащиеся в них Цели;
б) в каких случаях переход к новой Цели сопровождался переходом на другой этап творчества, в каких - нет;
в) в каких случаях переход к новой Цели требовал смены главного вектора ТП, в каких не требовал. Попытайтесь ответить: преемственны ли по отношению друг к другу Цели в каждой отдельной системе, является ли смена главного вектора ТП нарушением преемственности в выборе новой Цели? Обоснуйте ответ в каждом случае.
Волны творчества
Исходя из условий развития науки и техники (преемственность и взаимовлияние), на рис.41 показаны разрешенные переходы между различными этапами творчества при выборе новой творческой Цели. Стрелки 1, 2, 3, 7 показывают возможные переходы от Целей первого этапа к Целям четвертого (идея - теоретическое обоснование - техническая разработка - практическая реализация). Мы уже рассматривали примеры таких переходов (космонавтика и радио).

Рис. 41. Разрешенные переходы между этапами творчества при выборе новой творческой цели
Исходя из тех же условий, существуют обратные переходы от четвертого этапа к первому (на рисунке показаны стрелками 4, 5, 6, 8, 9, 10). Например, радио привело к возникновению новых видов техники и наук, например, телевидения, радиолокации, электроники, радиоастрономии и т.д. Возникли новые идеи первого этапа, например, идея-прогноз о возможности установления радиоконтакта с внеземными цивилизациями, высказанная в 1960 году американскими физиками Коккони и Моррисоном, научно-фантастическая идея Великого Кольца, высказанная в 1957 году И.А.Ефремовым ("Туманность Андромеды").
Возможны также переходы к новой Цели в пределах каждого из этапов, как между различными видами Целей (например, Цель 3-2 - Цель 3-1), так и в пределах одного и того же вида (например, Цель 3-2 - Цель 3-2). На рис.А такие переходы показаны горизонтальными стрелками. Так, продвижение только на I этапе характерно для писателя-фантаста, на II этапе - для исследователя, на III этапе - для изобретателя, на IV этапе - для инженера-изобретателя.
Принципиальный запрет существует только на два вида переходов - на прямые переходы от Целей первого и второго этапов к Целям четвертого, минуя Цели третьего, например, от Цели 1-2 или Цели 2-4 сразу к Цели 4-1 (грубое нарушение условия преемственности).
Примеры различных переходов как между этапами творчества, так и внутри них, содержатся в приложении 1.

* * *

Если рассмотреть процесс развития системы творческих Целей во времени (по основному маршруту 1-2-3-4-5-6), то схему на рис.41 можно развернуть в виде волны.
На рис.42 представлена модель "Волна творчества", отражающая этот волнообразный процесс эволюции творческих Целей. Волны 1 и 2 показывают смену творческих Целей для двух условных областей науки или техники по мере их развития. Нисходящие участки волн соответствуют переходам от первого этапа к четвертому. Восходящие участки - обратному процессу.

Рис. 42. Модель "Волна творчества" (развитие творческих целей во времени)
В точках пересечения этих волн А и В возникают новые волны 3 и 4: взаимовлияние, приводящее к возникновению на стыках различных научных и технических направлений новых направлений. Например, возникновение на стыке ракетной техники и авиации - реактивной авиации, на стыке биологии и электроники - молекулярной электроники. Те, в свою очередь, дают новые пересечения. Чем дольше идет процесс развития науки и техники, тем больше возникает новых волн и подобных стыков.
Сегодня уже никого не удивляет существование "пограничных" областей науки и техники - физическая химия, химическая физика, биофизика, биогеохимия и т.п. Эта особенность развития была выявлена В.И.Вернадским, писавшим по этому поводу: "...рост научного знания XX века быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам."
Итак, творческая личность из исходной точки О может перейти к новой Цели, либо сообразуясь с общим движением волны, либо продолжая продвижение на том же этапе, либо перейдя на любой другой этап. Например, от изобретения гетеродина (Цель 3-2 - Р.Фессенден) можно в соответствии с движением волны перейти к созданию приемника, работающего на этом принципе (Цель 4-2), либо к разработке нового способа обработки радиосигналов (Цель 3-2), либо заняться, допустим, проблемой радиолокации (Цель 2-4), либо перейти к обоснованию принципиально нового вида связи, допустим оптиковолоконной (Цель 1-2) и т.п. Единственное ограничение на разрешенные переходы накладывается необходимостью соответствия выбираемой Цели существующему уровню развития науки и техники.
Несвободная свобода
Как видим, творческая личность имеет очень большую свободу выбора новой Цели. Но с точки зрения высокой эффективности творческой работы это свобода кажущаяся: условие преемственности как универсальный принцип распространяется и на эту область.
Опыт выдающихся творческих личностей свидетельствует: наиболее значительных результатов достигает тот, кто каким-либо образом использует результаты предыдущей Цели при выборе и непосредственно в работе над новой Целью!
Рассмотрим возможные пути преемственного выбора новой Цели, обобщающие опыт таких творческих личностей.
Расширение области применения результатов предыдущей Цели:
Использование результатов предыдущей Цели в качестве средства достижения новой Цели, чаще всего в научной области. Например, использование А.Левенгуком изобретенного им микроскопа в микробиологии; использование Ж.-И.Кусто изобретенного им акваланга в качестве средства исследования подводного мира, в подводной археологии, в подводной геологии и т.п.; использование О.Пикаром своего стратостата для исследования космических излучений.
Перенос знаний, опыта и ранее накопленных технических решений в другую область техники, т.е. выбор новой Цели на стыке различных областей техники. Например, перенос И.И.Сикорским "самолетостроительного" опыта в вертолетостроение; использование А.Н.Лодыгиным "электрических" знаний, накопленных при работе над электрическим геликоптером, в электроосвещении и водолазном деле; использование О.Пикаром "стратостатного" опыта при постройке батискафа.
Перенос методов и подходов из одной науки в другую, т.е. выбор новой Цели на стыке наук. Например, использование И.А.Ефремовым геологических методов для объяснения закономерностей захоронения ископаемых животных (тафономия); перенос В.И.Вернадским биологических и химических подходов в геологию (биогеохимия).
Выявление новых противоречий, возникающих в результате достижения предыдущей Цели, и постановка новой Цели на их основе. Например, А.Н.Лодыгин после изобретения электрической лампы столкнулся с противоречием между долговечностью и необходимостью повысить ее светимость; И.А.Ефремов после создания тафономии столкнулся с новым противоречием между несовершенством палеонтологических методов и необходимостью повысить полноту палеонтологической летописи; Ж.-И.Кусто после изобретения акваланга столкнулся с противоречием между его ограниченными возможностями и необходимостью увеличения глубины и продолжительности погружений.
Выбор в качестве новой Цели работы над необъяснимыми, "побочными" результатами, полученными в процессе достижения предыдущей Цели. Например, Г.Селье пришел к открытию стресса, обратив внимание на такую "мелочь", как сходство симптомов различных болезней на их ранней стадии.
Антипримеры: Т.Эдисон в 1883 году при конструировании новой лампы накаливания ввел в колбу дополнительный электрод, и... через пустоту пошел электрический ток; он не обратил на это внимания и НЕ изобрел вакуумный диод, и НЕ открыл электрон! Через год после изобретения Д.Габором магнитной линзы на ее основе другими был создан электронный микроскоп. Досаду Габора за промах не скрасило даже открытие им голографии.

* * *

Дополнительные примеры преемственности выбора творческих Целей содержатся в приложении 1.
Знание особенностей выбора новой Цели может не только существенно повысить эффективность последующей творческой работы, но и помочь в выборе своей первой творческой Цели.

Время, чтобы делать
В 20-х годах нашего века русский экономист Н.Д.Кондратьев провел тщательное исследование экономики Германии, Англии и США, начиная с первой промышленной революции 1775-1785 гг., и установил, что колебания в экономическом росте, в сопровождающих его появлении новых идей, их практической реализации и т.п., укладываются в несколько длинных циклов (волн) с периодом 40-60 лет. Для каждого цикла (волны) он выделил четыре характерных фазы - восстановление, процветание, снижение и депрессия (см. рис.43). Справедливость своей теории Кондратьев доказал на "практике", предсказав великую депрессию 1929-1933 гг.

Рис. 43. Макроциклы Кондратьева
Всего с 1775 года насчитывают четыре таких цикла, получивших название макроциклы Кондратьева. В таблице 3 приведены данные по макроциклам для США, полученные К.Б.де Грине.
Согласно выводам Кондратьева, фаза восстановления каждого нового цикла начинается с появления базовых изобретений, создающих основу для будущего экономического роста. Так, первый цикл начинался с появления паровой машины и ткацкого станка. В фазе процветания происходит интенсивное развитие и эксплуатация ранее полученных идей. В фазе снижения научно-технические идеи, питавшие экономический рост в период восстановления и процветания, начинают исчерпывать себя. А в фазе депрессии наступает их полный моральный износ, сопровождающийся резким спадом в экономике. Именно в это время в обществе возникает особо острая потребность в новых идеях.
Сравним время возникновения и реализации некоторых идей, уже упоминавшихся в этой книге, с данными таблицы 3.
Таблица 3. Макроциклы Кондратьева (по США)
 
Циклы экономического роста
Фазы циклов
I
II
III
IV
Восстановление
1775-1785 пром.рев.
1840-1860
1896-1905
1937-1948
Процветание
1785-1815
1860-1873
1905-1920
1948-1970
Снижение
1815-1825
1873-1886
1920-1929
1970-1990
Депрессия
1825-1840
1886-1896
1929-1937
1990-2000
длительность
65 лет
56 лет
41 год
63 года
Идея беспроволочной связи (Морзе) возникла в фазе депрессии первой волны. Тогда же начались интенсивные исследования в области электричества. Открытие электромагнитных волн (Герц) и изобретение радио (Попов) произошло в фазе депрессии второй волны.
Идея самолета (Хенсон и Стрингфеллоу, 1842) возникла в начале фазы восстановления второй волны. Серьезные попытки его создания (Можайский, Адер, Максим) начались в фазах снижения и депрессии второй волны, а практически он был создан в фазе восстановления третьей волны (братья Райт).
Идея использования ракеты для полета в космос зародилась и получила теоретическое обоснование (Циолковский) в фазах снижения и депрессии второй и восстановления третьей волн. Формирование коллективов разработчиков космической техники (Тихомиров, Цандер, Королев, Глушко, Оберт, фон Браун и др.) и начало серьезных работ в ракетостроении пришлось на границу фаз депрессии третьей и восстановления четвертой волн.
Идея вычислительной машины (Бэббидж) возникла в фазе депрессии первой волны, а первая ЭВМ была создана в фазе восстановления четвертой волны.
Идея использования ядерной энергии (Кюри) возникла в фазе восстановления третьей волны, а первый ядерный реактор (Ферми, 1942) был построен в фазе восстановления четвертой.
Идея автотрофного человека (Вернадский) была высказана в фазе снижения третьей волны, а в фазе снижения четвертой волны она получила научное обоснование в виде биоэлектрокатализа.
Эти и многие другие факты позволяют сделать очень важный вывод о том, что полупериод волны творчества (см.рис.42), т.е. временная дистанция между Целями I и IV этапов творчества, для наиболее выдающихся идей равен периоду волны Кондратьева, что составляет 40-60 лет. А в отдельных случаях - два периода (например, для ЭВМ) и более (например, идею вертолета высказывал еще Л. да Винчи). Следовательно, если высказывается хорошо обоснованная идея I этапа, опережающая свое время, то ее практической реализации (IV этап) можно ожидать не ранее, чем через 40-60 лет. К последним, по-видимому, следует отнести идею авторофного человека. Исходя из данных таблицы 3, можно предположить, серьезные работы в этом направлении начнутся не ранее середины следующего века, т.е. на границе фаз снижения и депрессии пятой волны.
Таким образом, макроциклы Кондратьева характеризуют темпы развития науки и техники, скорость их "созревания" для решения той или иной проблемы, считая от появления идеи I этапа. Это подтверждается и противоположными примерами - "забытыми", "ненужными" открытиями и изобретениями.
Так, первые открытия законов генетики (Мендель) и радиоактивности (де Сен-Виктор) пришлись на середину фазы процветания второй волны, а их повторное открытие - на фазу восстановления третьей волны.
Первое открытие голографии (Вольфке) состоялось в фазе процветания третьей волны, а в фазе восстановления четвертой волны практически теми же средствами ее переоткрыл Габор! То же самое произошло с попытками создания пригодного для практики вертолета и реактивного самолета.
Вывод прост: "забвение", неприятие открытий и изобретений есть не только результат опережения уровня науки и техники, оно связано с многочисленными экономическими интересами общества. В фазах процветания общество в первую очередь заинтересовано в закреплении ранее достигнутых успехов!
Интересно, что возникновение ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер, 1946) пришлось на фазу восстановления четвертой волны, но ее интенсивное развитие началось лишь с фазы снижения, а в фазе депрессии развитие приобрело лавинообразный характер. Возникновение принципиально новой компьютерной технологии (систем искусственного интеллекта на базе ТРИЗ) также пришлось на границу фаз снижения и депрессии (конец 80-х - начало 90-х годов).
Выдающееся открытие Н.Д.Кондратьева позволяет приблизительно установить предпочтительные временные (хронологические) интервалы для системы творческих Целей, рассмотренной в этой книге.
Так, в фазах снижения, депрессии и, частично, восстановления возникают наиболее благоприятные условия для работы над Целями I, III этапов и II этапа (работа над новыми научными направлениями). В конце фазы депрессии и в фазе восстановления можно приступать к работам над Целями IV этапа (практическая реализация новых технических систем). Фазы восстановления и процветания наиболее предпочтительны для работы над Целями II этапа (развитие уже существующих научных направлений), III и IV этапов (работа над усовершенствованием существующих видов техники).

* * *

Можно сказать, что читателям этой книги необычайно повезло, так как начало их творческой деятельности придется на период наиболее дерзновенных исканий на всех этапах творчества!
Алмазные этюды: укрощение проволоки

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign