LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В поисках поддержки и средств на постройку самолета братья обращались в известные авиационные фирмы. И всюду получали... отказ. Авиационные специалисты относились к проекту как к очередной конструкции вечного двигателя. Замысел был вызовом всей современной авиационной науке. И тогда штаб-квартирой необычной "фирмы" стала... гостиная дома Берта, "авиационным заводом" - ангар N77 на маленьком аэродроме Мохаве.
За пять лет постройки самолета, который назвали "Вояджер", было преодолено немало трудностей. Например, из чего делать легкую и прочную оболочку? Современные синтетические материалы недоступны. Новая дикая идея: изготовить многослойную оболочку из бумаги, пропитанной клеем!
После 65 испытательных полетов решено отправляться в кругосветный полет. Старт назначен на 14 декабря 1986 года с базы ВВС "Эдвардс". Впервые все шестнадцать баков "Вояджера" полностью заполнены топливом. Сможет ли взлететь эта странная конструкция?
И вот тяжелая машина начинает разбег. Все, пути назад нет: неудачный взлет - это неминуемая катастрофа. Мало кто верит, что этот "летающий бензобак" сможет подняться в воздух. Действительно, некоторое время самолет не может оторваться от взлетной полосы. Вот шасси попали в небольшую выбоину, самолет вздрогнул, перегруженные топливом крылья прогнулись и со скрежетом коснулись земли. Все замерли. Катастрофа?! Нет, крылья выпрямились, и "Вояджер", как бы нехотя, начал набирать высоту.
Провожавшие гадали: долетит - не долетит. Только полет даст ответ, была ли это смелая инженерная идея или обычная авантюра, коим в истории техники несть числа. Полет проходил в тяжелых условиях: несколько раз останавливался задний двигатель, выходил из строя бензонасос и приходилось вручную качать топливо, не удалось избежать встречи с тайфуном "Мардж"... Несмотря на все трудности, Дик и Джина облетели земной шар и через 9 суток 3 минуты 44 секунды приземлились на авиабазе "Эдвардс". В баках оставалось 19 литров топлива...
Полет "Вояджера" сломал привычные представления о рубежах возможного в авиации и открыл новые, совершенно фантастические перспективы ее развития.

* * *

Попробуем выделить особенности творческих достижений в науке и технике:
результат, получаемый творческой личностью, - научное открытие или изобретение - должен быть принципиально новым, никем ранее не достигнутым (никому ранее не удавалось сделать то, что смогли сделать П.Н.Яблочков, Н.В.Гулиа, Р.Вуд, А.Вегенер, братья Рутан...);
результат должен быть полезен, т.е. должен расширять и углублять знания об окружающем мире, расширять возможности человечества и, соответственно, способствовать дальнейшему развитию науки и техники (действительно, полезность творческих достижений в рассмотренных выше примерах несомненна);
и, как следствие первой особенности, принципиально новый результат ВСЕГДА достигается через преодоление барьера НЕВОЗМОЖНОГО (то, что было сделано в рассмотренных примерах, в силу различных причин считалось невозможным, невероятным, либо никто не подозревал о такой возможности).
Кстати, с этой точки зрения учеба также является разновидностью творчества. Отличие в том, что в данном случае все три особенности справедливы только для одного человека - учащегося. По эмоциональному же и самовоспитательному эффекту оба вида творчества очень близки друг к другу. Естественно, это относится к вдумчивому и самостоятельному проникновению в суть изучаемого предмета, а не к обыкновенной зубрежке.

Противник N1
Сработал тормозной двигатель, и спускаемый аппарат космического корабля с нарастающим гулом ринулся в верхние слои атмосферы. Четырехкратная перегрузка вдавила космонавтов в кресла... А почему, собственно, четырехкратная? Что произойдет, если она будет больше или меньше? Оказывается, кроме перегрузок у спускаемого аппарата и экипажа есть и другой враг - перегрев, возникающий при прохождении верхних слоев атмосферы из-за трения о воздух. Если траектория спуска будет пологой, "длинной", то перегрузки существенно уменьшатся, но при этом испепеляющий жар уничтожит спускаемый аппарат. Если траектория спуска будет более крутой, "короткой", то аппарат не успеет перегреться, но на экипаж будут воздействовать недопустимо большие перегрузки.
Ситуация, как видим, очень похожа на творческие задачи, с которыми мы уже успели познакомиться в этой и предыдущей главах. Все они содержат взаимоисключающие, несовместимые требования. Такие задачи характерны для творчества в науке и технике. Это противник N1 для исследователя и изобретателя. Решение их находится за гранью возможного и должно полностью удовлетворять обоим противоположным требованиям. Такова особенность решения творческих задач.
Попытка компромисса, т.е. примирения, лишь частичного удовлетворения противоположных требований НИКОГДА не дает в творчестве положительный результат! Если бы создатели "Вояджера" попытались решить свою задачу путем "оптимального" уменьшения веса каркаса, то никогда не добились бы успеха. Или, допустим, П.Н.Яблочков попытался бы искать способ замедления выгорания угольных электродов в дуговой лампе. Такая лампа светила бы чуть дольше, но все равно электроды не использовались бы полностью.
Несовместимые, взаимоисключающие, противоположные требования, предъявляемые к объекту творческой задачи, называются противоречием.
Разрешение противоречия возможно только при условии полного удовлетворения содержащихся в нем противоположных требований. В этом мы уже успели убедиться на рассмотренных выше примерах. Возникновение противоречий присуще любому процессу развития, будь то какая-либо область науки, техники или биологическая эволюция. Связано это с тем, что любое новое улучшение неизбежно вызывает ухудшение в чем-то другом, возникают несовместимые требования.
В науке противоречия возникают между существующими знаниями и вновь открываемыми фактами, которые те, старые знания, не могут объяснить. В технике противоречия возникают на стыке потребностей человека, возможностей технической системы и воздействующих на нее претензий внешней среды (природной и технической). В биологической эволюции противоречия возникают между возможностями организма и претензиями внешней среды (условия обитания и другие животные). Сделать очередной шаг в развитии можно только преодолев очередное противоречие. Вот несколько примеров.
В физике в конце XIX века главенствовало представление о волновой природе света, что убедительно подтверждалось экспериментами по интерференции и дифракции. В то же время это не объясняло явления фотоэффекта. Разработанная в 1905 году А.Эйнштейном теория фотоэффекта опиралась на представление о свете, как о потоке частиц. Возникло острейшее противоречие между наблюдавшимися фактами и их истолкованием. Противоречие было разрешено с созданием квантовой механики. Возникло противоречие между ней и классической механикой...
На одном из ранних этапов развития авиации попытки дальнейшего увеличения скорости "разбивались" о шасси самолета, которые создавали дополнительное лобовое сопротивление. Сначала авиаконструкторы шли путем компромисса - пытались закрывать шасси специальными обтекателями, не замечая противоречия: шасси необходимо, чтобы совершать взлет и посадку, и оно вредно в полете. Проблема была решена с изобретением убирающегося шасси. С увеличением скорости возникло новое противоречие: на взлете необходим малый шаг винта, а для скоростного полета - большой. Никакой "оптимальный" шаг винта его не решал. Противоречие было разрешено с изобретением винта переменного шага...
Немало подобных противоречий возникало и в реактивной авиации. Например, на малых скоростях требуется большая площадь крыла, а на сверхзвуковых - малая. В ряде современных конструкций используются крылья с изменяемой геометрией. Кстати, одним из первых эту идею еще на заре развития авиации высказал знаменитый писатель Джек Лондон (рассказ "Воздушный шантаж").
На ранних этапах освоения суши строение ротовой полости древнейших животных препятствовало одновременному дыханию и питанию. Проще говоря, слишком велик был риск задохнуться. Именно это противоречие, как установил известный палеонтолог И.А.Ефремов, сдерживало дальнейшее освоение суши. В процессе эволюции в ротовой полости пресмыкающихся развивались особые кости-отражатели, препятствующие попаданию пищи в легкие. Увеличивался объем ротовой полости для более свободного прохождения воздуха. Но противоречие было разрешено, когда у высших зверообразных ящеров и крокодилов возникло вторичное небо, разделившее ротовую полость на две части: верхняя использовалась только для дыхания.
Противоречия существуют везде, где возникают несовместимые требования. Благодаря этому диапазон творчества необычайно широк. Из выше сказанного можно сделать важный для практики вывод: творческая задача - задача, содержащая противоречие; правильная постановка такой задачи заключается в выявлении этого противоречия.

* * *

Попробуйте самостоятельно решить три задачи, не имеющих никакого отношения к науке и технике.
Задача N15:
Великий русский художник В.В.Верещагин стремился, чтобы зрители его картин чувствовали себя "участниками" изображаемых событий. Это предъявляло к картинам несовместимые требования. Изображаемые события должны изменяться, развиваться во времени, но картина это лишь застывшее мгновение. Как можно повысить степень реальности изображаемого?
Задача N16:
Одну из своих самых потрясающих антивоенных картин - "Апофеоз войны" - В.В.Верещагин снабдил саркастической надписью: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим".
...Над мертвой степью на фоне руин некогда цветущего города высится огромная пирамида из... человеческих черепов. Вокруг ни единой души, кроме туч воронья.
Сюжет картины не вымышлен. Такой чудовищный обычай существовал на Востоке вплоть до середины XIX века.
По замыслу художника, картина должна обличать войну, быть на нее "сатирой злой и нелицеприятной". Но сатира это всегда смех, он не уместен, не совместим с сюжетом картины, изображающей страшную человеческую трагедию! Как быть?!
Задача N17:
Когда завершалось строительство знаменитого маяка на острове Фарос, у входа в гавань Александрии Египетской, царь Птолемей I Сотер приказал руководившему строительством известному архитектору Сострату Книдскому высечь на стене маяка свое имя.
По справедливости, на стене следовало запечатлеть имя истинного создателя маяка, но ослушание царского приказа грозило смертной казнью. Перед Состратом стоял нелегкий выбор: либо память благодарных потомков, либо жизнь. Что делать?
Что такое красота?
Что такое красота? Мы привыкли к тому, что красота это... красота. Нравится - вот и все. Это дело вкуса... И тем не менее безошибочно, хотя и бессознательно, выделяем настоящее произведение искусства среди прочих. Почему?
Почему, например, достаточно незначительно изменить пропорции красивого лица, и оно становиться уродливым? Видимо, дело здесь не просто в привычке. Ведь восхищаемся же мы красотой впервые увиденного дикого животного. Но попробуйте представить грациозного тигра с симпатичными заячьими ушами...
Над этими вопросами в свое время серьезно задумался И.А.Ефремов. Он высказал блестящую гипотезу о сущности прекрасного: "Красота - это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме".
И действительно, удачное творческое решение в науке и технике всегда вызывает чувство восхищения. И чем острее было преодоленное противоречие, тем больше напрашиваются эпитеты "красивое", "изящное" решение! Впервые свою гипотезу Ефремов высказал в 1944 году в рассказах "Эллинский секрет" и "Катти Сарк", а наиболее полно обосновал в романе "Лезвие бритвы".
В природе целесообразность вырабатывалась в течение сотен миллионов лет естественного отбора, и это, по мнению ученого, закрепилось в бессознательном, инстинктивном опыте человека. А далее человек начал уже сознательно отбирать и закреплять в своей памяти проявления прекрасного, создавать их в творчестве.
Особенно сложная гармония противоположностей воплощена в живых организмах и произведениях искусства, перед которой тускнеют самые выдающиеся достижения науки и техники. Стоит чуть сместить равновесие и нарушается гармония великого множества преодоленных противоречий. Вот почему так хрупка красота! Недаром И.А.Ефремов уподобил красоту лезвию бритвы и призывал всячески оберегать ее. Он придавал ей, а следовательно, и творчеству огромное значение в жизни человека.
Как писал Ефремов, есть одна среднеазиатская загадка: "Что заставляет злого быть самым злым, доброго - самым добрым, смелого - самым смелым?" И ответ ее прост: "Красота!"
Наука побеждать: принципы разрешения противоречий
Разрешение противоречия - ключ к решению задачи. Но мало знать, что решение должно удовлетворять несовместимым, противоположным требованиям. Надо знать, как это можно делать.
В теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) известно свыше 50 приемов разрешения технических противоречий и 11 принципов разрешения физических противоречий. Большая часть из них применима лишь в технике. Мы же рассмотрим лишь три принципа, наиболее общие и универсальные.

1. "РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ"
Суть принципа: если имеются два несовместимых, противоположных требования к одному объекту, то противоречие между ними можно разрешить разделением их в пространстве; т.е. разделить объект на две части, каждая из которых удовлетворяет одному из двух требований, либо наделить этими требованиями различные объекты. Графически суть принципа поясняет рис.12.

Рис. 12. Разделение противоречивых требований в пространстве (объект должен быть круглым и квадратным)
Вспомним задачу N15, которую в свое время пришлось решать художнику Верещагину. В ней содержится противоречие: сюжет картины должен меняться во времени, как того требует замысел, и сюжет не может меняться, так как мы имеем дело с картиной. Верещагин разделил эти противоположные требования в пространстве между несколькими картинами. История какого-либо события изображалась в виде последовательных эпизодов на нескольких картинах (серия картин). Такие "серии" повествовали как о небольших эпизодах, например, серия из трех картин "На Шипке все спокойно", рассказывающая о трагической судьбе часового, забытого на посту в зимнюю пургу, так и о таких эпохальных событиях, как Отечественная война 1812года. Таким образом, он на десятки лет предвосхитил основные принципы кинематографа. Художник придавал столь большое значение замыслу своих "серий", что запрещал раздельно выставлять или продавать входящие в них картины.
Древние строители порта Лотхал (задача N7) столкнулись с другим противоречием: уровень моря должен быть постоянным, чтобы нормально работал порт, и уровень должен сильно изменяться, поскольку существуют приливы. Их решение соперничает с лучшими гидротехническими сооружениями современности. Порт был построен в виде гигантского каменного бассейна, в которые во время прилива через шлюз входили корабли. То есть древние инженеры разделили противоположные требования между двумя частями моря: одна часть оставалась в акватории порта, другая уходила с отливом (см.рис.13).

Рис. 13.
Вспомним, какие противоположные требования предъявляются к носителю генетической программы. С одной стороны, высочайшая стабильность и устойчивость к различным воздействиям, чтобы надежно сохранить информацию. С другой стороны, нестабильность, способность легко растворяться в воде, чтобы доставлять программу в нужное место клетки. В процессе биологической эволюции противоречивые требования были разделены в пространстве между различными молекулами. С молекулы ДНК программа "копируется" на молекулу РНК, сходную по структуре, но обладающую высокой растворимостью в воде, а та доставляет ее по назначению.
В задаче N1 о хранении универсального растворителя содержится противоречие: растворитель должен растворять стенки посуды, так как он универсальный, и не должен растворять их, чтобы его можно было хранить. В соответствии с рассмотренным принципом, мы должны разнести агрессивную жидкость и стенки посуды в пространстве. От этого образа несложно перейти к конкретному решению. Можно, например, хранить растворитель в невесомости, либо придать ему свойства магнитной жидкости и подвесить в магнитной поле. Возможны и другие варианты.
Противоречие задачи N6: воды в кастрюле должно быть много, чтобы каша гарантированно сварилась, и воды должно быть мало, чтобы каша не превратилась в размазню. Эти требования также можно разделить в пространстве, т.е. отделить в кастрюле воду от каши, и последнюю готовить на пару (см. рис.14).

* * *

Решите самостоятельно задачи 18, 19, используя принцип разделения противоречивых требований в пространстве.
Задача N18:
Во время Великой Отечественной войны командир одного торпедного катера получил приказ высадить ночью разведчиков на берег, занятый противником. Следующей ночью надо было вернуться и забрать их.
Близко к берегу подходить нельзя - обнаружат! Надо спускать шлюпку далеко от берега, а затем забрать ее. Но как при возвращении в кромешной тьме найти далеко стоящий в море катер? На компас нельзя надеяться: в месте высадки проходит прибрежное течение, шлюпку может сильно снести в сторону.
Сколько не раздумывал командир, а выходило, что единственный способ не сорвать важную операцию - зажечь на борту яркий фонарь. Но тогда уж точно обнаружат! Как быть?
Задача N19:
Скорость яхты можно существенно увеличить, если намного увеличить площадь парусов. Но при этом уменьшится остойчивость - даже легкий бриз опрокинет яхту. Утяжелить киль? Потребуется увеличить водоизмещение яхты, а это дополнительное сопротивление. Превратить яхту в катамаран? Опять увеличение сопротивления движению.
Необходимо увеличить площадь парусов в 100 и более раз, сохранив при этом высокую остойчивость яхты. Как быть?
2. "РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ВО ВРЕМЕНИ"
Суть принципа: если имеются два несовместимых, противоположных требования к одному объекту, то противоречие между ними можно разрешить разделением их во времени; т.е. в один момент времени объект удовлетворяет первому требованию, а в другой - второму. Графически суть принципа поясняет рис.15.

Рис. 15. Разделение противоречивых требований во времени (объект должен быть круглым и квадратным)
В задаче N17 содержались противоречивые требования: либо на стене маяка должно быть имя царя, либо имя архитектора. В соответствии с упомянутым принципом, надо сделать так, чтобы сначала было имя царя, а спустя некоторое время - имя архитектора. Именно так и поступил мудрый Сострат. Он высек на маяке надпись: "Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов". Затем покрыл ее слоем штукатурки и поверх написал имя Птолемея. Прошло несколько десятков лет, штукатурка осыпалась и открылось имя истинного строителя маяка.
Известному исследователю творчества Эдварду Де Боно однажды пришлось решать задачу о противоугонном средстве (задача N8). В каком случае обычный замок нельзя открыть никакой отмычкой? Если у него нет замочной скважины! Но она должна быть, чтобы владелец автомобиля мог открыть дверцу. Де Боно предложил вкладывать в скважину тонкую стальную пластинку (скважины нет). При необходимости пластинку можно незаметно извлечь оттуда с помощью магнита (скважина есть).
Рассмотрим, как можно решить задачу N1 с использованием данного принципа. Разделим противоположные требования к универсальному растворителю во времени: когда растворитель ну жен, он должен быть агрессивным, все остальное время должен оставаться инертным. Как агрессивную жидкость на некоторое время сделать инертной, не активной? Очень просто - заморозить!
Попробуем разделить во времени противоположные требования в уже упоминавшейся задаче N6. Пусть в процессе приготовления каши воды в кастрюле будет очень много. Когда каша дойдет до нужной кондиции, воду надо каким-то способом удалить. Как? Проще всего превратить ее в пар. Для этого можно воспользоваться обычной скороваркой. Как только каша будет готова (время определить опытным путем), надо осторожно, чтобы не ошпариться, открыть клапан скороварки. Давление внутри резко снизится, вода начнет бурно кипеть, испаряться и в считанные секунды в виде перегретого пара вылетит вон.

* * *

Решите самостоятельно задачи 20, 21, используя принцип разделения противоречивых требований во времени.
Задача N20:
Существует интересное насекомое жук-бомбардир. Своих врагов он отгоняет струей... крутого кипятка, которую выстреливает из брюшка. Но ведь при такой температуре белок свертывается. Как удается жуку не свариться заживо? И вообще, откуда он берет этот кипяток?
Задача N21:
Туристы развели костер и поставили кипятиться котелок с водой для чая. Затем разбрелись по сторонам собирать ягоду, а котелок оставили без присмотра. Когда они вернулись, вся вода давно выкипела...
Требуется простое и абсолютно надежное устройство для предотвращения выкипания воды, и которое можно изготовить на месте из подручных средств. Оно не должно тушить костер "в заданное время": чай приятно пить у костра, а не у тлеющих головешек. Как быть?
3. "РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ СИСТЕМНЫМИ ПЕРЕХОДАМИ"
Суть принципа: если имеются два несовместимых, противоположных требования к одному объекту, то противоречие между ними можно разрешить системными переходами; т.е.:

а) несколько (много) объектов, удовлетворяющих одному требованию, объединить вместе так, чтобы это объединение удовлетворяло второму требованию;
б) объект, удовлетворяющий одному требованию, составить из множества частей, удовлетворяющих второму требованию;
в) объект наделить свойствами, одновременно удовлетворяющими обоим противоположным требованиям.
Графически суть принципа поясняет рис.18.

Рис. 18. Разрешение противоречия системными переходами (объект должен быть круглым и квадратным)
В задаче N10 содержатся противоположные требования: на палубе должны размещаться надстройки с каютами, и там же должны размещаться паруса. В соответствии с системным переходом "а", нужно объединить каюты таким образом, чтобы из них получилось некое подобие паруса. Например, в одном западно-германском проекте пассажирского парусника предлагается установить на палубе широкие и плоские надстройки с каютами, способные поворачиваться вокруг своей оси. Таким образом, они одновременно являются жесткими парусами.
Вспомним задачу N14, которую пришлось решать конструкторам кругосветного самолета "Вояджер". Противоречие между необходимостью высокой прочности и малом весе самолета было разрешено согласно системному переходу "б". Прочный корпус самолета был изготовлен из множества непрочных, но легких, листов бумаги.
Вернемся еще раз к задаче N1 об универсальном растворителе. В соответствие с тем же вариантом "б" его можно хранить в виде отдельных неактивных компонентов. При необходимости их можно соединить, и образуется суперрастворитель!
При написании картины "Апофеоз войны" В.В.Верещагину удалось найти блестящее решение, соответствующее сочетанию системных переходов "б" и "в", которое позволило совместить несовместимое - смех и трагедию (задача N16). На картине страшная пирамида и часть составляющих ее черепов выражают страдание и скорбь, часть же черепов оскалилась в жутком, зловещем смехе.
В задаче N11 отверстие в газоразрядной трубке необходимо наделить свойством, делающим его одновременно проницаемым и непроницаемым (системный переход "в"). Уточним - проницаемым для твердого тела (проводов датчика) и непроницаемым для газа. Сочетанием таких свойств обладают жидкости. Следовательно, надо заполнить отверстие жидкостью. Возникает новый вопрос: как удержать жидкость в отверстии? Проще всего погрузить газоразрядную трубку открытым концом в сосуд с жидкостью.
Именно так и поступил Р.Вуд (см. рис.19). Чтобы "непроницаемое" отверстие могло выдержать большой перепад давления, в качестве жидкости он применил ртуть. Снизу в отверстие газоразрядной трубки вводилась U-образная стеклянная трубка с датчиком и запаянными в нее проводами. С помощью второго ее конца, выходившего из сосуда с ртутью наружу, можно было легко перемещать датчик вдоль газоразрядной трубки. Ртуть одновременно выполняла функцию нижнего электрода.

Рис. 19.

* * *

Решите самостоятельно задачи 22, 23, используя принцип разрешения противоречий системными переходами.
Задача N22:
Земная космическая экспедиция высадилась на неисследованной планете. Космонавты прихватили с собой вездеход. Но склоны холмов и оврагов оказались слишком крутыми для него. Из-за большого диаметра пневматических колес, обеспечивавших высокую проходимость, центр тяжести вездехода оказался слишком высоко, и он часто опрокидывался. Необходимо срочно устранить этот недостаток, не меняя конструкции вездехода. Как быть?
Задача N23:
Художник задумал написать картину об океане. Основной замысел - показать бесконечность, беспредельность океана. Но как это сделать на маленьком куске холста? Требуется предложить идею композиционного замысла такой картины.

Алмазные этюды: поиски Цели
Итак, настоящее творческое самовоспитание возможно только при условии целенаправленной творческой деятельности. "Эврике" нужна своя творческая Цель, пусть тренировочная, "учебная", пусть даже мы не достигнем конкретных результатов. Главное, что реальная творческая работа поможет раскрыть могучие резервы самовоспитания, лучше понять себя и в будущем осмысленно выбрать свой путь.
Разумеется, намного лучше каждому начать поиски своей Цели в соответствии с индивидуальными интересами. Но спектр интересов в клубе был широк - от программирования до биологии. И тогда все вместе решили выбрать общую "учебную" Цель, но такую, которая потребует работы на пределе сил. Какую?
Поиски неожиданно для нас начались с одной задачи.
Задача N24:
Исследователи высадились на неизвестной планете, сплошь усыпанной алмазами. Там были пустыни с алмазными барханами, обширные плато, усеянные крупными и мелкими кристаллами... Вездеход отправился обследовать окрестности лагеря, но не проехал нескольких километров, как колеса истерлись об алмазный песок. Работа экспедиции под угрозой срыва. Как защитить колеса от катастрофического износа?
Задачу решали с интересом: все-таки алмазы! Затем разговор перекинулся на саму фантастическую планету. Она должна быть сказочно красива...
Ночью пустыни и равнины многократно отражают звездное небо, сами светятся призрачным молочно-белым светом. Днем поверхность планеты переливается всеми цветами радуги. В полдень в раскаленном мареве пустыни то здесь, то там над барханами вспыхивают голубые бездымные факелы - это алмазы сгорают в лучах света, случайно сфокусированного ближайшими соседями, а вокруг распространяется углекислый газ. В безветрие такие места становятся настоящими долинами смерти. В ветреные дни над барханами звучит чистая, прозрачная мелодия, прерываемая сухим треском струящихся по поверхности электростатических разрядов...
От этой феерической картины "эвриканцы" перешли к обсуждению не менее интересной проблемы: каким путем на этой планете могло бы пойти развитие науки и техники.
На алмазной планете, по-видимому, намного раньше произошло бы открытие электричества, раннее развитие получила бы химия углерода. Жители планеты, несомненно, раньше научились бы обрабатывать алмазы и другие сверхтвердые материалы.
Задача N25:
Алмаз - самое твердое вещество в мире. Единственный материал, пригодный для его обработки,.. - алмаз! Но обработка алмаза алмазом - крайне изнурительная работа. Лазеры и ультразвук ускорили обработку, но не решили проблему полностью: силой алмаз не возьмешь! Нужна какая-то хитрость, позволяющий легко получать из алмаза детали любой формы. Как быть?
Быстрее бы шло развитие оптики, причем алмазная оптическая техника благодаря уникальным свойствам этого кристалла была бы более совершенной, чем на Земле. Следовательно, значительно раньше началось бы развитие астрономии, физики, биологии... Алмазная техника была бы точной, износостойкой, способной работать в очень жестких условиях. Электроника сразу бы начала развиваться на алмазной основе... И многое, многое другое.
Но ведь и у нас алмазы все больше применяются в технике, которую, судя по всему, также ждет блестящее алмазное будущее. В общем, проблема алмазов в технике заинтересовала всех ребят. Что ж, будем искать свою Цель в этом направлении!


ГЛАВА 3. СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ: КРЫЛЬЯ МЕЧТЫ

"Распростертый на скале, геолог с тревогой рассматривал нависший над ним обрыв. В глубине души поднималось отчаяние.

Усольцев внезапно шагнул в сторону, перебросив тело через выступ ребра, вцепился пальцами в гладкую стену и... качнулся назад. С болью, будто разрываясь, напряглись мышцы живота, чтобы задержать падение. В ту же секунду порыв вырвавшегося из-за ребра ветра мягко толкнул Усольцева в спину. Схваченное смертью тело, получив неожиданную поддержку, выпрямилось и прижалось к стене. Здесь, за ребром, ветер был очень силен. Его мягкая мощь поддерживала геолога. Усольцев почувствовал, что он может двигаться по карнизу жилы, несмотря даже на подъем ее вверх. ...Ветер ревел и свистел, щебень, скатываясь, шуршал, и Усольцева охватило странное веселье. Он словно парил на высоте, почти не опираясь на скалу..."

Писатель откинулся на спинку стула и отрешенно взглянул на лист бумаги, сиявший во тьме ослепительным светом настольной лампы: "Поверят ли читатели в написанное, или сочтут красивым вымыслом?.." Наглухо зашторенные окна скрывали город, окутанный тревожной тишиной военной ночи. И воспоминания, нахлынувшие с неожиданной силой, принесли с собой острое переживание давно минувших событий...

В то жаркое лето 1926 года, еще молодой практикант, по заданию своего Учителя он отправился в первую самостоятельную палеонтологическую экспедицию в Астраханскую губернию. Раскопки велись на склонах горы Богдо: приходилось орудовать киркой, балансируя на отвесных кручах стометрового обрыва. Тогда-то он и познал "мягкую мощь" ветра, создававшего невидимую опору, которая помогла выполнить опасную работу...
Из предвидений И.А.Ефремова

Рассказ "Голец Подлунный", 1944 год. Высказано предположение, что в Центральной Сибири жили первобытные люди - современники древнейших обитателей Африки, считавшейся тогда прародиной человечества, а также высказано предположение о прямых связях между древними жителями этих регионов.

Подтверждение. В 1982 году археолог Ю.А.Молчанов в устье ручья Диринг-Юрях, что неподалеку от Якутска, открыл стоянку первобытных людей, живших здесь 2,5 миллиона лет назад! Орудия труда первобытных людей Сибири по типам и технологии изготовления практически не отличались от аналогичных орудий, открытых в Восточной Африке археологом Л.Лики и датируемых возрастом в 2,6 миллиона лет.

Поразительность предвидения и открытия в том, что климат Центральной Сибири того времени, в отличие от тепличных условий Африки, суровостью мало чем отличался от современного!


"Ивантозавр меченосный"

При знакомстве с творческим наследием Ивана Антоновича Ефремова трудно поверить, что это сделано одним человеком.

Один из крупнейших палеонтологов мира, внесший существенный вклад в исследования древнейших наземных позвоночных. Основатель нового научного направления в палеонтологии, имеющий много учеников и последователей. Автор множества научных трудов, научно-популярных книг и статей, работы которого стали настольными книгами специалистов. Генератор смелых научных идей, которые открывают широкие перспективы дальнейшего развития палеонтологии.

По вкладу в науку имя Ефремова стоит в ряду наиболее выдающихся палеонтологов мира.

Руководитель многочисленных палеонтологических и геологических экспедиций. Один из первопроходцев Сибири и Дальнего Востока, открывавший запасы угля, медной руды, железа. Материалы его экспедиций использовались при составлении географических карт этих районов.

Всемирно известный писатель, автор романов "Туманность Андромеды", "Лезвие бритвы", "Час Быка", "Таис Афинская" и многих других знаменитых произведений.

И здесь он проявил себя генератором смелых гипотез и пионерских фантастических идей, ряд которых оказали и, по-видимому, будут оказывать в будущем заметное влияние на творчество писателей-фантастов, ученых и изобретателей.

Ученый-энциклопедист, девизом которого было: "Всюду искать закономерности!" Смелый и оригинальный Мыслитель, обладающий удивительным даром предвидения будущего.

Все это один и тот же человек - И.А.Ефремов.

Именем этого выдающегося человека названы множество родов и видов вымерших динозавров. Одна из малых планет Солнечной системы также носит его имя - Ефремиана.

Сделанного им хватило бы на десяток творческих жизней, а он сумел сконцентрировать все в одной, не столь уж долгой.

И все же, главный урок, преподанный им, - в другом. Этот удивительный человек в буквальном смысле сам себя сотворил. Своей жизнью он показал, каких высот может достичь любознательный подросток, тянущийся к знаниям, к новому. В этом его судьба во многом схожа с судьбами таких выдающихся ученых, как М.В.Ломоносов, М.Фарадей, К.Э.Циолковский.
Из предвидений И.А.Ефремова

1929 год. В статье для журнала "Geologische Rundschau" высказано предположение, что дно океанов, подобно поверхности континентов, представляет собой многочисленные системы подводных горных хребтов, разломов, впадин и зон вулканической активности. Известный немецкий геолог Отто Пратье дал резко отрицательный отзыв на статью: в то время считалось, что океанское дно - равнина, покрытая толстым слоем осадков.

Подтверждение. Последующие океанографические исследования подтвердили предположение И.А.Ефремова.


Когда разговаривают пушки...

"...первый полк с криком бросился в атаку на Серых, которые продолжали в полном молчании стоять не двигаясь, пока атакующие не оказались на расстоянии ярдов сорока от них и град толл не обрушился со звоном на их ряды.

Тогда внезапным броском Серые с громким криком устремились вперед, подняв свои копья, и оба полка смешались в стремительной рукопашной схватке. В следующее мгновение звон сталкивающихся щитов, подобный раскатам грома, донесся..."

Чем закончилось решающее сражение сторонников царского наследника Игнози с войсками самозваного короля Твалы, Ефремов в тот раз так и не узнал. Рядом просвистел снаряд: ослепительная вспышка, и ударной волной подростка сбросило на землю, присыпало песком... С началом артобстрела он забрался на пожарную лестницу и с упоением читал "Копи царя Соломона" Хаггарда, забыв о происходящем вокруг... (Видимо, ошибаются те, кто считает, что музы молчат, когда разговаривают пушки...).

Мальчика привели в чувство, и, слегка пошатываясь от контузии, он побрел по улице. Жители Очакова, стоявшие неподалеку в очереди за хлебом, с удивлением смотрели вслед: полыхает гражданская война, голод, интервенты обстреливают город, а он.., это какую же надо иметь страсть к книгам...


* * *



Иван Антонович Ефремов родился 22 апреля 1907 года в купеческой семье, проживавшей тогда в селе Вырица Царско-Сельского уезда Петербургской губернии. Все в их доме было под стать хозяину-лесоторговцу - основательное и массивное. Первыми игрушками мальчика были медные ступки, утюги и часовые гири, залитые свинцом. Даже во дворе вместо собаки на цепи сидел медведь.

Ничто в купеческом доме не способствовало развитию творческих способностей мальчика - ни жестокий деспотизм отца, ни царившая в семье атмосфера - "самая что ни на есть мещанская", "внутренне глубоко некультурная", как вспоминал Ефремов. С раннего детства он был предоставлен саму себе. Мать много внимания уделяла младшему брату, росшему слабым и болезненным. Отец же занимался торговыми делами, а в свободное время хаживал с рогатиной на медведя - один на один.

Впрочем... в кабинете отца стояли массивные шкафы, заполненные книгами, и своим видом показывавшие посетителям, что у Ефремовых "все, как у людей!" За их пыльными дверцами таился неведомый мир, притягивавший к себе мальчика, рано выучившегося читать. Уже в шесть лет он прочитал "Двадцать тысяч лье под водой" Ж.Верна. Книга произвела оглушающее впечатление. Он взахлеб перечитывал ее несколько раз.

С той поры фантастика стала его неизменным спутником. Она будила воображение, заставляла забывать о тусклой реальности, уносила в далекие миры, полные тайн. Именно эта тяга к неведомому стала решающей силой, вырвавшей его из привычного круга жизни в творчество.
Из предвидений И.А.Ефремова

Рассказ "Атолл Факаофо", 1944 год. Высказана идея подводного телевидения (впервые идея была высказана в 1929 году в статье для геологического журнала "Geologische Rundschau").

Подтверждение. Спустя три года, в 1947 году на атолле Бикини была испытана первая система подводного телевидения.

Как-то он разыскал в шкафу старую подшивку журнала "Нива" с рассказами о русско-японской войне. Героизм русских моряков, сражавшихся до последнего, оставил в его душе глубокий след на всю жизнь и впоследствии нередко служил моральной поддержкой в трудные минуты жизни.

Уже в преклонном возрасте, когда состояние здоровья резко ухудшилось, он часто вспоминал один из эпизодов Цусимского сражения: броненосец "Сисой Великий", получивший в бою тяжелые повреждения, встретился с крейсером "Владимир Мономах" и подал ему сигнал: "тону, прошу принять команду на борт", а в ответ лаконичное: "сам через час пойду ко дну." Ефремов сравнивал себя с таким броненосцем: с виду грозный, при пушках, с могучими машинами, но получивший незаделываемую пробоину, он не может набрать прежний ход и с "торжественной обреченностью" погружается все ниже и ниже...

Вскоре ему попался роман Ж.Верна "Путешествие к центру Земли". Из него он вынес интерес к минералам. В марте 1916 года с матерью он попал на выставку самоцветных камней известного ювелира и художника Денисова-Уральского, проходившую в Петербурге. Красота и блеск самоцветов и минералов окончательно покорили его. С той поры появилось новое увлечение - коллекционирование камней причудливой раскраски, которое в будущем сыграло важную роль в возникновении серьезного интереса к геологии и в последующем научном творчестве.
Из предвидений И.А.Ефремова

Повесть "Звездные корабли", 1947 год. Высказано предположение, что во время бурных геологических процессов прошлого на поверхность Земли могли прорываться мощные пучки ионизирующих излучений, оказывавших заметное влияние на ход биологической эволюции (мутации, массовые вымирания и т.п.).

Подтверждение. В 80-е годы геолог С.Г.Неручев, обобщив множество данных, пришел к выводу, что на Земле с определенной периодичностью происходило резкое повышение радиоактивности, служившее причиной глобальных катастроф и изменений в ходе биологической эволюции. Вспышки радиоактивности ученый объясняет усиленным выбросом урана на поверхность Земли при раздвижении океанских плит, которое, в свою очередь, происходит под влиянием глобальных космических факторов.

Еще одна страсть - книги о путешественниках, будившие грезы о дальних странах и неведомых животных. Тянь-Шань, Тибет, Лобнор, Такла-Макан - одни названия завораживали. Каждый раз, бывая в Петербурге, он стремился попасть в Зоологический музей, остро напоминавший о пейзажах и героях любимых книг Свен Гедина и Пржевальского. В будущем он сам станет путешественником, исходившим самые глухие уголки Средней и Центральной Азии, Сибири и Дальнего Востока...
Из предвидений И.А.Ефремова

Рассказ "Озеро Горных Духов", 1944 год. Высказано и обосновано предположение о существовании на Алтае месторождений самородной ртути.

Подтверждение. Позднее самородная ртуть была там найдена.

Состояние здоровья младшего брата не улучшалось, и в 1914 году семья Ефремовых по рекомендации врачей переехала на юг, в Бердянск. Здесь в жизнь романтически настроенного подростка вошла еще одна тайна - Море. Шипение волн, запахи водорослей, шум и толчея в порту манили его, будили неясные, и от того еще более желанные, мечты.

Видимо, этим мечтам о море, о пиратах, саблях, фрегатах... была обязана история с пушкой. Раздобыв в порту селитру, Ефремов с друзьями зарядил старинную пушку времен русско-турецкой войны, лежавшую в городском сквере. Вечером, в разгар гулянья, грянул оглушительный выстрел... Несколько дней полиция безуспешно искала "злоумышленников", а мальчишки с восторгом читали в газете репортажи о ходе расследования. Несомненно, они не отказали бы себе в удовольствии повторить, но бдительная полиция заклепала пушку.


Меткий выстрел сэра Артура

И, по-прежнему, его внутренний мир был открыт для книг об удивительном и неведомом. Рони-старший, Г.Уэллс, Дж.Лондон, А.Конан Дойл - каждый из них оставил в его душе неизгладимый след. Например, Ефремов считал, что его мировоззрение во многом определил Уэллс. Решение стать моряком, вероятно, не обошлось без морских рассказов и повестей Дж.Лондона.

"Чудовище с грозным рычанием двинулось вперед. Не колебаясь ни минуты, лорд Джон быстро и легко подбежал к нему и ткнул горящей веткой в самую его морду. Передо мной всего лишь на секунду мелькнула отвратительная маска гигантской жабы - бородавчатая, словно изъеденная проказой кожа и огромная пасть, вся в свежей крови..."

Повесть А.Конан Дойла "Затерянный мир", как и когда-то "Путешествие к центру Земли", перенесла его в далекое прошлое, в мир динозавров.

Так он впервые узнал о существовании палеонтологии - науки о вымерших обитателях древней Земли, ставшей впоследствии главным делом жизни. Вскоре ему попалась тоненькая научно-популярная книжонка, раскрывшая перед ним палеонтологию как науку. И... критическая масса сработала. Мысль о том, что по фрагментарным останкам можно восстанавливать цельную картину необычного, диковинного мира далекого прошлого, захватывала дух, бередила воображение. Интерес к палеонтологии усиливался жаждой путешествий в дальние неведомые страны.

Но возникший интерес требует новой информации, как костер - дров. И Ефремов делает важный шаг - начинает ее самостоятельные поиски. Вскоре находит книги Ш.Депре "Превращения животного мира" и Р.Ланкастера "Вымершие животные". В первой сложно и непонятно излагались научные основы палеонтологии. Книга же Ланкастера увлекательно описывала вымерших животных и была снабжена множеством прекрасных иллюстраций. "Наживка" была очень соблазнительна, и он окончательно "клюнул".

Самое удивительное в этой истории то, что замысел "Затерянного мира" возник у А.Конан Дойла также под влиянием книги профессора Рея Ланкастера! В письме к редактору "Стрэнда" он так мотивировал свой замысел: "Я надеялся дать книге для мальчишек то, что Шерлок Холмс дал детективному рассказу. Я не уверен, что сорву лавры и тут, но все же надеюсь."

Что ж, его надежды полностью оправдались. В том, что палеонтология обрела И.А.Ефремова, есть и его немалая заслуга. "Выстрел" сэра Артура оказался на редкость удачным и через несколько лет попал прямо в цель.


Зигзаги судьбы

Спокойную и размеренную жизнь разметали трагические для России события 1917 года. Давно зревший в семье разлад завершился разводом родителей. В 1919 году мать с детьми переехала в Херсон. Там она вышла замуж за красного командира и уехала, оставив детей у тетки. Вскоре тетка заболела тифом и умерла. Началась холодная и голодная жизнь беспризорника... Вряд ли кто из работников отдела народного образования, снабжавшего беспризорников бесплатными талонами в столовую, подозревал, что один из них в последствии станет выдающимся ученым и писателем.

В это смутное время в городской библиотеке Ефремов открыл для себя книги Хаггарда, увлечение которыми едва трагически не закончилось в Очакове: с той поры легкое заикание сохранилось на всю жизнь. Романы Хаггарда распахнули перед ним таинственный, загадочный мир Африки. В будущем романтический интерес к Африке пройдет через все творчество И.А.Ефремова.

А пока... в соседнем доме разместилась вторая авторота 6-й Красной армии. Автомобили приковали его внимание, а красноармейцам полюбился любознательный беспризорник. Его взяли воспитанником автороты, и с ней он дошел до Перекопа. Он научился вождению и стал неплохо разбираться в устройстве автомобиля. Впоследствии это обеспечило заработок на жизнь, а еще позднее пригодилось в легендарной палеонтологической экспедиции в пустыню Гоби. Но даже это новое увлечение не заслонило любви к книгам.

В 1921 году Ефремов демобилизовался из армии. Четырнадцать лет. Детство оборвалось так внезапно, и надо самому думать о дальнейшей жизни. Неистребимая тяга к знаниям, взращенная книгами, подсказывает решение - ехать в Петроград и продолжать прерванную гражданской войной учебу.


Царь Иван Пестрый

В Петрограде заморенному недоеданием подростку сперва пришлось очень туго. На рабфак, где платили стипендию, его не приняли - нет трудового стажа. Устроится на работу в городе, полном безработных, было невозможно. Оставалось одно - перебиваться случайными заработками и учиться в школе.

Зато со школой повезло. В 6-й единой трудовой школе, куда он поступил, подобрался прекрасный коллектив учителей. Например, известный популяризатор науки В.М.Усков преподавал природоведение. Блестящие уроки истории, преподававшиеся молодым ученым А.И.Андреевым, впоследствии членом-корреспондентом Академии наук, и увлечение историческими романами Загоскина, Лажечникова, В.Скотта, А.Конан Дойла сформировали интерес к истории, оказавший исключительное влияние на его мировоззрение и последующее творчество.
Из предвидений И.А.Ефремова

Роман "Таис Афинская", 1972 год. "Я убежден, что торговые и культурные связи древности гораздо шире, чем мы представляем по неполной исторической документации."

Подтверждение. Мысль, высказанная И.А.Ефремовым в предисловии к роману, все больше подтверждается современными археологическими данными. Особенно много для доказательства обширнейших связей в древности сделано выдающимся путешественником, этнографом и археологом Туром Хейердалом.

Старый школьный учитель математики Василий Александрович Давыдов приметил в подростке сильную тягу к знаниям и поддержал ее в трудный для него период, когда приходилось разрываться между учебой и заработками на пропитание. С его помощью Ефремов интенсивно наверстывал упущенное, оканчивая в год по два класса. Благодарность к старому учителю И.А.Ефремов пронес сквозь все жизнь. Уже зрелый ученый, приезжая в Ленинград, он шел к дому на Большой Серпуховской, чтобы почтить его память...

Не по годам рослый, Ефремов сильно выделялся среди сверстников. Ходил он в поношенной, с многочисленными заплатами, шинели, за что школьные товарищи окрестили его "царем Иваном Пестрым". А "царю" приходилось постоянно думать, как прокормиться. Все свободное от занятий время, особенно лето, часть весны и осени, проходило в поисках случайных заработков. Сперва он разгружал вагоны и баржи с дровами. Заработок за один вечер доходил до трети месячной стипендии студента. Но когда он стал засыпать над книгами, пришлось искать другую работу.

Вскоре он нашел компаньона, с которым они подряжались по дворам пилить, колоть и укладывать дрова: на такой работе можно было даже обдумывать изучаемый в школе материал! В конце концов он устроился шофером в ночную смену и стал среди сверстников настоящим "богачом". Большую часть денег тратил на книги и помощь друзьям: и так было до конца жизни.

Несмотря на все трудности, он продолжал мечтать о неведомом, давая волю своему воображению, необычайно развитому книгами. В холодном и голодном Петрограде, в редкие свободные минуты, он забирался в пальмовую оранжерею Ботанического сада, и, "вдыхая влажный и теплый воздух, грезил о тропиках". Позднее он вспоминал: "Я помню свое детство, свою юность, когда я бредил тайнами Африки, дебрями Амазонки, когда, засыпая, сразу же оказывался на берегах экзотической реки. И исполинские крокодилы плыли, разрезая желтые воды, и трубили слоны, и величественные львы поворачивали головы на восход. Я засыпал и просыпался в мире непознанного."

Тогда же он попытался написать свой первый роман - об Атлантиде, - так и оставшийся неоконченным.


Борьба за Мечту

За всеми заботами он не забывал про палеонтологию. Книги Ланкастера и Депре по-прежнему манили его: первая увлекательностью, вторая - недоступной загадочностью. Как постигнуть эту науку и стать палеонтологом? С кем посоветоваться?

Ефремову порекомендовали обратиться за помощью к профессору Н.Н.Яковлеву, президенту Русского палеонтологического общества. Он написал письмо с просьбой помочь советом. Профессор принял его, выслушал и написал экстравагантную записку в Центральную геологическую библиотеку: "Дать этому щенку книги и пускать в читальный зал." Однако прекрасно изданные книги показались скучными и непонятными. Они были так непохожи на ту первую десятикопеечную книжонку, или на книгу Ланкастера! В них не было даже намека на романтику поиска, которая в свое время так пленила его воображение.

Первая неудача не отбила желание искать "вход" в палеонтологию. Однажды ему посчастливилось за большие деньги купить в букинистической лавке учебник "Курс палеонтологии" А.А.Борисяка. Увы, по сложности книга не отличалась от просмотренных ранее в геологической библиотеке: школьнику не хватало квалификации и знаний... Все более и более он убеждался в необходимости поговорить со знающим человеком. По издававшемуся в то время справочнику "Наука и научные работники" разыскал адрес автора учебника и решил встретиться с ним.

Они встретились дома у профессора, долго беседовали. Борисяк пообещал привезти из Германии известный в то время справочник по палеонтологии Циттеля, но рассказ профессора о своей науке показался Ефремову слишком сухим, академичным: он не узнавал "свою" палеонтологию... В душе постепенно накапливалось отчаяние - неужели его представления об этой науке лишь игра воображения?

Как-то в начале 1923 года он просматривал в библиотеке подшивку журнала "Природа" за 1922 год и встретил статью П.П.Сушкина об уникальной коллекции ящеров с Северной Двины. Это было то, что он так долго и безуспешно искал! Позднее он вспоминал о сильнейшем впечатлении от чтения этой статьи: "Могучая мысль ученого восстанавливала большую реку, переставшую течь 170 миллионов лет тому назад, оживляла целый мир странных животных, обитавших на ее берегах, раскрывала перед читателем необъятную перспективу времени и огромное количество нерешенных вопросов - интереснейших загадок науки." Перед ним словно открылась "зеленая дверь" в науку.
Из предвидений И.А.Ефремова

Рассказ "Голец Подлунный", 1944 год. Роман "Лезвие бритвы", 1963 год. Высказано и обосновано предположение о высоком интеллектуальном уровне первобытных людей.

Подтверждение. Предвидение подтверждается открытием первобытной стоянки в Якутии: чтобы выжить в суровых климатических условиях люди должны были не только владеть огнем, но и строить жилища, шить одежду... Известны и другие факты. Так, в 1972 году во время раскопок неподалеку от Ачинска был найден "жезл" из бивня мамонта, покрытый спиральным узором из 1065 лунок. В результате многолетних исследований выяснилось, что "жезл" представляет собой очень точный лунно-солнечный календарь, изготовленный первобытными охотниками на мамонтов 20 тысяч лет назад!

Возникло сильное желание разыскать этого человека и поговорить с ним. Выяснилось, что Петр Петрович Сушкин - известный зоолог и палеонтолог, живет здесь же, в Петрограде. Ефремов написал ему письмо. Вскоре пришел ответ: "Приходите, но не на квартиру, а в Геологический музей. Мы побеседуем, а кстати, вы кое-что увидите..." 18 марта 1923 года встретились будущие Учитель и ученик.

Ефремов шел с некоторой опаской - поговаривали, что у Сушкина крутой нрав. Но опасения были напрасны. В течение длительной беседы Петр Петрович убедился в подлинности интереса Ефремова к палеонтологии. Он водил его по залам музея, показывал настоящие скелеты динозавров, а главное, разрешил приходить к нему для занятий в любое время!

К огромному удивлению сотрудников музея, в кабинете академика никому не известному мальчишке выделили стол. Он запросто приходил сюда и читал подобранные Сушкиным книги. Сушкин постепенно вводил его в мир науки: рассказывал о новейших гипотезах в палеонтологии, обучал основам препараторского искусства - умению аккуратно отделять окаменевшие и хрупкие как стекло кости от породы, в которой они находились...


Морская соль

"Видимость сократилась. Океан не казался беспредельным и стал похож на небольшое озеро, замкнутое в свинцовых стенах туч и изборожденное гигантскими волнами. Слева начал подниматься вал непомерной вышины. Темная зловещая бездна углублялась у его подножия. Вал рос, приближался, заострялся. Вот уже совсем навис над палубой "Катти Сарк" его заворачивающийся вниз гребень. В долю секунды клипер взлетел на него, легкий и увертливый. Чудовище исчезло, подбросив корму своим последним вздохом. Волшебница Нэн плясала на волнах, и угнетающая сила бури не имела над ней никакой власти." (Ефремов И.А. "Катти Сарк")

Казалось бы, дальнейший путь определен. Но прежде, чем окончательно отдать свое сердце науке, Ефремову пришлось преодолеть сильное раздвоение интересов. Вторая мечта - Мечта о море - не отпускала его. Еще в школе он сдал экзамены на штурмана-судоводителя при Петроградских мореходных классах. У него появилось много знакомых среди моряков. Особенно он гордился знакомством со старым парусным капитаном Д.А.Лухмановым, автором морских рассказов и знатоком истории флота (образ этого человека легко узнается в замечательном рассказе И.А.Ефремова "Катти Сарк").

После сдачи выпускных экзаменов в школе, весной 1924 года начался очередной сезон зарабатывания денег. Он с радостью устроился бы лаборантом в геологическом музее, но там не было вакансий. Оставалось море. По совету бывалых моряков на последние деньги он поехал во Владивосток - один из красивейших приморских городов, "второй Сан-Франциско". Его встретила пестрая экзотика портового города начала века, казалось, сошедшая со страниц ранних рассказов Д.Лондона. Одни названия навевали романтические мечты - бухта Золотой Рог, Улисс, залив Петра Великого..

Несмотря на штурманское удостоверение, удалось устроиться лишь старшим матросом на парусно-моторное судно "III-й интернационал". Здесь, неожиданно для себя, романтически настроенный юноша оказался в кампании со всякой шпаной. Благодаря природной силе и некоторым боксерским навыкам, он сумел отстоять свое достоинство. Грязь и рыбные запахи мало способствовали возвышенному настроению, но за бортом был великий и постоянно изменчивый Тихий океан. Ефремов с интересом познавал этот новый для себя мир. Во время кратких стоянок в Японии, когда команда рассыпалась по портовым кабакам, он бродил в окрестных парках, где познакомился с удивительной гармонией человека и природы, свойственной японской архитектуре и образу жизни. Именно тогда он впервые осознал значение чувства прекрасного в воспитании и жизни человека, позднее обоснованное в романах "Лезвие бритвы" и "Таис Афинская". Так, постепенно, одно маленькое открытие за другим, он осознавал, что его жадной до познания нового натуры одной романтики моря будет мало.


Вернувшись осенью в Петроград, раздираемый сомнениями, он пошел за советом к Лухманову. Старый, мудрый капитан, до конца преданный морю, выслушав сбивчивые признания юноши, дал неожиданный совет: "Иди, Иван, в науку! А море, брат... что ж, все равно ты его уже никогда не забудешь. Морская соль въелась в тебя." Это окончательно решило его судьбу.

Он поступил на биологическое отделение физико-математического факультета Ленинградского университета и с головой окунулся в премудрости палеонтологии под руководством П.П.Сушкина. Крылья Мечты окрепли, впереди был долгий полет!

А любовь к морю, действительно, навсегда осталось в его сердце, прошла сквозь все его литературное творчество.

ГЛАВА 4. МАЯК-НЕВИДИМКА
Вижу Цель!
Известный психолог В.Франкл, проведя несколько лет в нацистских концлагерях и наблюдая за товарищами по заключению, сделал удивительное открытие: в тех страшных условиях наибольшие шансы выжить имели те, кто не потерял своего смысла жизни. Самые физически крепкие люди, потерявшие его, были обречены. Психолог пришел к выводу, что человек становится Человеком лишь благодаря наличию смысла существования. Это легло в основу его учения о смысле жизни. Потеря смысла жизни - одно из самых страшных психических заболеваний. Он выделил три группы ценностей, важных для смысла жизни. Одна из них - ценности творчества.
Если даже обычный человек без цели жизни - больной, то творческая личность немыслима без творческой Цели жизни.
Творческая Цель не дается человеку свыше, а обретается, порой нелегким, трудом. Ее выбору предшествует выбор своей области интереса и углубление в нее. Следующий шаг - стремление внести в нее нечто новое, то есть формируется главный вектор творческого поиска. И уж затем в направлении этого вектора происходит выбор конкретной Цели.
Вспомним уже рассмотренные примеры творческих личностей. В таблице 1 приведены области их интересов (главные векторы творческого поиска) и творческие Цели, на которые они вышли, работая в этих направлениях.
Так что же такое творческая Цель в науке и технике?
Таблица 1. Некоторые примеры творческих Целей
Творческая личность
Главный вектор творческого поиска
Творческая Цель
1
2
3
А.Вегенер
Изучение геологической истории
Объяснение происхождения материков и океанов
Р.Вуд
Изучение физических явлений
Измерение распределения температур в электрических разрядах, происходящих в газах
Н.В.Гулиа
Решение проблемы накопления и хранения энергии
Создание высокоэффективного накопителя энергии на основе маховика
И.А.Ефремов
Изучение истории жизни Земли
Поиск и изучение ископаемых животных, реконструкция исчезнувшей жизни
Б.Рутан, Д.Рутан, Д.Йигер
Развитие авиации
Создание самолета, способного совершить кругосветный беспосадочный перелет без дозаправки
Дж.Хэнней
Изучение химических превращений веществ
Синтез искусственных алмазов
П.Н.Яблочков
Совершенствование источников электрического освещени
Создание надежного автоматического электродугового источника света
Творческая Цель в науке и технике - это стремление решить конкретную научную, техническую или научно-техническую проблему, которая была выявлена творческой личностью в направлении главного вектора творческого поиска (в области ее интересов), и решение которой может дать конкретный творческий результат (принципиально новый, следовательно, достигаемый через преодоление барьера НЕВОЗМОЖНОГО, и полезный). (см. главу 2.)
Основное отличие творческой Цели от главного вектора творческого поиска состоит в том, что Цель всегда конкретна, а вектор характеризует лишь общее стремление к поиску нового в выбранной области (области интереса).
Из данной характеристики видно, что для достижения творческой Цели, то есть для решения конкретной проблемы, необходимо выявить и решить одну или целый комплекс творческих задач, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО содержатся в ней. Следовательно, вслед за постановкой творческой Цели должно быть действие, стремление достигнуть поставленную Цель, что невозможно без выявления творческих задач. В рассмотренных ранее примерах мы уже видели, какие увлекательнейшие задачи могут быть выявлены в процессе достижения поставленных творческих Целей.
В каких же случаях поставленная Цель не может считаться творческой?
Цель может не соответствовать понятию творческой по новизне. Так, французский изобретатель Б.Мари получил патент Франции N 2 593 136 на простое подводное дыхательное устройство. Суть изобретения в том, что ныряльщик вдыхает воздух из резиновой камеры, притопленной с помощью груза. Запас воздуха позволяет сделать несколько вдохов и продлить пребывание под водой. Идея, несомненно, полезна. Только... известна уже несколько тысяч лет! На одном древнеассирийском барельефе (1000 г. до н.э.) изображен ныряльщик, дышащий под водой из кожаного бурдюка. Каждое лето мальчишки "изобретают" это нехитрое устройство, используя вместо бурдюка автомобильную камеру.
Цель может не соответствовать понятию творческой и с точки зрения полезности ее результатов. Так, американский изобретатель А.Педриг поставил себе целью сделать как можно больше бесполезных изобретений и весьма в этом преуспел - 162 абсолютно бесполезных изобретения! В число их входят, например, велосипед для поездок по... дну болота, автомобильный руль... на заднем сидении.
Зная критерии творческого результата, даже относительно бесполезную цель можно превратить в творческую Цель. Например, спортивный рекорд в какой-либо области потому и рекорд, что принадлежит одному человеку. Следовательно, при постановке такого рекорда надо стремиться к тому, чтобы его результаты стали каким-то образом полезны или доступны для всех. Известный ныряльщик Жак Майоль первым сумел без акваланга достигнуть глубины 105 метров. Ему принадлежит множество других выдающихся спортивных достижений в нырянии. Но делает это он не ради рекордов, а ради исследования влияния больших глубин на человека и разработки уникальной системы тренировки для подводных пловцов. Швейцарский ученый Огюст Пикар на стратостате собственной конструкции первым достиг высоты 16 201 метров. Авиационная федерация зафиксировала это достижение в качестве спортивного рекорда. Но не за рекордом летел Пикар в стратосферу. Его главной Целью было исследование космических лучей, своим изобретением он проложил человечеству дорогу в верхние слои атмосферы.

* * *

Нет более надежного путеводного маяка в жизни творческой личности, чем творческая Цель. Она наполняет жизнь высоким смыслом и ведет вперед сквозь все трудности и невзгоды. Чаще всего творческая Цель незаметна или неочевидна для окружающих, но без такого маяка-невидимки невозможно существование творческой личности.

* * *

Шасси для трансатлантического
Задача N26:
В 1925 году французский ас Рене Фонк заказал известному русскому авиаконструктору И.И.Сикорскому самолет для беспосадочного перелета через Атлантику. Самолет должен был нести большой экипаж и огромный запас топлива. Это требовало усиления каркаса и вело к недопустимому увеличению веса.
Сикорский решил не усиливать каркас, а снабдить самолет дополнительным шасси, которое бы воспринимало во время взлета значительную долю нагрузки. В воздухе нагрузку воспримут крылья, и шасси станет не нужным: при посадке вес топлива сильно уменьшится. Чем легче дополнительное шасси, тем больше дополнительного топлива можно взять на борт. Но слишком легкое шасси не будет иметь достаточную прочность. Как быть?
Выбор творческой Цели: первые шаги
"Дошел я до перекрестка и не знаю, куда мне идти. С полчаса я раздумывал, как мне быть, потом повернул налево. К вечеру я нагнал циркачей-ковбоев и с ними двинулся на Запад. Я часто думаю, что было бы со мной, если бы я выбрал другую дорогу.
- По-моему, было бы то же самое, - философски ответил Боб Тидбол. - Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу".
Эти строки из рассказа замечательного американского писателя О'Генри в полном мере можно отнести и к проблеме выбора творческой Цели. Для творческого самовоспитания на первых порах не столь важно, какую именно Цель выбрать. Важнее другое: как правильно подготовиться к такому выбору. Придет время, и именно такая подготовка сыграет решающую роль в выборе Цели жизни, а вовсе не случайный "поворот налево". Именно в этой подготовке и заключается становление творческой личности.
Рассмотрим основные этапы становления творческой личности в науке и технике (развитие поисковой активности и воображения; многообразие интересов; возникновение интереса к конкретной области науки и техники; формирование главного вектора творческого поиска; формирование творческой Цели) и пути наиболее эффективного их прохождения, являющиеся обобщением опыта многих творческих личностей. Впервые подобное обобщение сделали Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин1.

Шаг 1: Развитие поисковой активности и воображения
Человеку от рождения присуще стремление к новому, необычному. Это инстинкт, делающий нас с первых дней прирожденными исследователями. Благодаря ему мы познаем окружающий мир, учимся распознавать предметы, говорить и т.д. Обращали ли вы внимание на то, с какой радостью малыш тянется к неизвестному предмету? Радость от встречи с новым - неотъемлемая часть познавательного инстинкта. А жажда необычайного, романтики, которая трепетом охватывает нас в юности? Такую тягу к неведомому психологи называют поисковой активностью. Направленная на познание, она является главным условием становления творческой личности, помогая в самых обыденных явлениях увидеть необычайное. А без этого невозможно творчество.
Но бывает иначе: подрастая, человек начинает подозрительно, с опаской относиться к новому. И куда только исчезает то естественное, природное чувство радости? Это происходит оттого, что человек замыкается в ограниченном круге интересов, перестает интересоваться новым. То есть, подобно тому, как физически крепкий человек "теряет форму", прекращая тренировки.
Как сохранить в себе поисковую активность, развить ее? Существует ли какое-нибудь средство?
"И в эту минуту раздался мужественный голос человека.
Ему отвечали не менее решительные голоса.
- Все ли выброшено?
- Нет. Остались еще деньги - десять тысяч франков золотом.
Тяжелый мешок тотчас полетел в воду.
- Поднимается ли шар?
- Да, немного, но он сейчас же снова опустится!
- Можно еще что-нибудь выбросить?
- Ничего.
- Можно. Корзину! Уцепимся за веревки! В воду корзину!"
(Жюль Верн. Таинственный остров).
Да, это магическое средство - книги, в которых есть место тайне, загадке, творческому порыву, благородству, далеким неведомым мирам и необычным приключениям!
"Лекарство" бывает горьким, но только не в этом случае! Жюль Верн, Герберт Уэллс, Иван Ефремов, Александр Беляев, Генри Хаггард, Артур Конан Дойл, Александр Грин, Джек Лондон... - одно только перечисление этих имен волнует воображение. Кто может подсчитать, сколько мальчишек и девчонок бессонными ночами уносились в чудесные миры, созданные воображением этих и многих других писателей? Их книги будоражат воображение, мечты о несбыточном, формируют мировоззрение...

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign