LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>





общественный транспорт в
предпочтений
“час пик”
й




Товары первой 1. Поддержание качества
Поддержи
Полноцен




Предложение удовлетворяет
вающий




необходимости (некоторые товара
спрос, товарооборот
продукты питания и 2. Изучение потребительских
стабильный
ный




предметы сан гигиены) предпочтений
1. Повышение цен,
Демаркетинг
Чрезмерный




2. Сокращение
Санаторно-курортные
Спрос превышает сопутствующих услуг,
учреждения в летний период,
предложение 3. Сокращение рекламной
особо модные товары
кампании,
4. Продажа лицензий
1. Антиреклама,
рациональ




ействующ
Противод




Потребление товаров
Сигареты, спиртные 2. Повышение цен,
Не(Ир)




наносящих вред здоровью,
напитки, наркотики 3. Ограничение круга
окружающей среде
ный




потребителей
ий




Вопросы для самопроверки
1. О чем говорят законы спроса и предложения?
2. Как достигается равновесие на рынке товара?
3. Перечислите факторы, влияющие на спрос населения на товары и услуги.
4. Назовите факторы, влияющие на рыночное предложение товаров и услуг.


29
5. При каких условиях закон спроса не действует?
6. Приведите собственные примеры различных вариантов спроса в Вашем регионе.


7. Покажите, по какой из формул следует рассчитывать ценовую эластичность спроса:
1) (С 1 -С 2 ) : (Р 1 -Р 2 );
2) [(С 1 - С 2 ) х 100 : (С 1 +С 2 ): 2]:[(Р 1 - Р 2 ) : (Р 1 +Р 2 )х100 :2];
3) (Q 1 + W 1 ) : (Q 2 + W 2 ),
4) [(Р 1 -Р 2 ) x100 : (Р 1 + Р 2 )] : [(Q 1 - Q 2 )x100 :(С 1 + + Q 2 )],
5) (Q 1 : Q 2 ): (Р 1 : Р 2 )
(где Q 1 , Q 2 - спрос при цене Р 1 и Р 2 ; W 1 , W 2 - прибыль при цене Р 1 и Р 2 )
8. Назовите, какой из перечисленных спросов удовлетворяет производителя.
1) полноценный: 2) чрезмерный; 3) нерациональный; 4) скрытый; 5) нерегулярный.
9. По какому из приведенных ниже видов информации можно определить минимальную
производственную мощность предприятия?
1) по кривой спроса: 2) по кривой предложения, 3) по графику совместных кривых спроса и предложения, 4)
по закону спроса: 5) по кривой дохода.
10. Эластичность предложения товара зависит от:
a. степени идентичности индивидуальных производственных затрат на предприятиях,
b. степени загрузки производственных мощностей,
c. наличия свободной рабочей силы,
d. быстроты перелива капитала из одной отрасли, в другую и т. д.
(укажите неправильный ответ)
11. Взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса это:
a. эффект дохода
b. эффект замещения




30
СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
• КОМПОНЕНТЫ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
• Составляющие среды организации
• Взаимодействие внутренней и внешней среды организации
• МАКРООКРУЖЕНИЕ Е ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
• Важность анализа внешней среды
• Составляющие макроокружения
• Анализ макроокружения по составляющим
• PEST-анализ (STEP-анализ)

• МИКРООКРУЖЕНИЕ (СРЕДА НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОКРУЖЕНИЯ)
• Состав микроокружения (микросреды)
• Анализ потребителей
- Классификация товарных рынков
- Емкость рынка
- Оценка конъюнктуры рынка
• Анализ конкурентов (отрасли), Конкуренция, конкурентные силы (по М.Портеру)
• Анализ поставщиков
• Анализ рынка рабочей силы

• АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ


Компоненты среды организации и их взаимодействие
Составляющие среды организации
В свое время В.И. Ленин отмечал, что «жить в обществе и быть свободным от
общества нельзя». Также и любая организация как группа людей объединенных общими
целями и общим руководством15 не может быть независима от своей среды. При этом, на
наш взгляд, следует говорить не просто о функционировании организации в определенной
среде, а о её встроенности в среду.
Среда, в которой находится и функционирует организация, распадается на
следующие компоненты (рисунок 1а):
1. Внутренняя среда – представляющая собой комплекс ситуационных факторов
внутри организации. Так как организации представляют собой созданные людьми
системы, то их внутренние факторы в основном являются результатом управленческих
решений. По сути, это хозяйственный организм организации
2. Внешняя среда – ситуационные факторы вне организации. Во внешней среде
обычно выделяют макро- и микроокружение.
Микросреда организации – это те субъекты, с которыми она постоянно и
непосредственно взаимодействует: это покупатели, поставщики, конкуренты, партнеры,
контактные аудитории (спонсоры, средства массовой информации, консультанты, банки)
и государственные органы. Микроокружение оказывает прямое воздействие на
компоненты внутренней среды организации. При этом взаимоотношения между
организацией и субъектами микросреды носят взаимонаправленный характер – как они
могут оказывать влияние на организацию, так и организация оказывает влияние на них.
Макросреда организации – это факторы, с которыми ваше предприятие не
сталкивается напрямую, но которые, тем не менее, оказывают серьезное влияние на его
деятельность, т.е. макроокружение оказывает на внутреннюю среду косвенное
воздействие. К факторам макросреды чаще всего относят экономические, политические,
правовые, научно-технические, социально-демографические, социально-культурные,
природные, экологические и международные факторы.


15
Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 1998. – 296
с (С.12); Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000 (С.113)


31
Макроокружение создаёт общие условия, в которых действует предприятие,
определяя для него и других предприятий границы допустимого и недопустимого.

Внешняя Внутренняя
Научно-техническое развитие
среда среда




Конкуренты
Потребители
Экономика


Государ-
Соци- Кадровый потенциал;
ственные
Банки Организация управле-
альные
и муници-
ния; Оборудование;
факторы Природно-
пальные
Цели; Технологии; Фи- ресурсные
СМИ органы
нансы; Орг.культура; и клима-
Маркетинг; Продукция
тические
и инновации и пр.
факторы
Полити-
ческие
процессы Посредники Поставщики
логистические
Посредники
сбытовые

Правовое
регулирование
Инфраструктура
Микросреда Макросреда



Рисунок 1а – Взаимодействие факторов внешней и внутренней среды организации


Степень влияния отдельных компонент макроокружения на отдельные
организации различно. Это связано, как с различиями в сферах деятельности организаций
(их отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.п.), так и с
различиями во внутреннем потенциале организации (в частности с размерами). Считается,
что крупные организации испытывают большую зависимость от макроокружения, чем
мелкие.
У макросреды есть две важные особенности:
• она оказывает влияние не только на ваше предприятие, но и на микросреду:
конкурентов, партнеров, клиентов;
• вы сами не можете повлиять на макросреду.
Иными словами:
• микросреда – это те, с кем можно поговорить;
• макросреда – это то, что нельзя даже ясно увидеть.
Если сравнить Ваше предприятие с армией, то Ваш противник – это микросреда, а
погода, время года, место сражения – макросреда.


Взаимодействие внутренней и внешней среды организации
Необходимо учитывать следующие обстоятельства (рисунок 1б):
2. Внутренняя среда является генератором жизненной силы организации, своего
рода механизмом по переработке ресурсов в продукт или услугу.
3. Внешняя среда является:

32
- с одной стороны источником, питающим организацию ресурсами,
необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном
уровне,
- с другой стороны – потребителем продукции организации, а значит и
источником прибыли.

Внешняя среда
Прибыль + информация

Организация
(внутренняя
среда)
ресурсы продукт
Силы Слабости
Потребитель
потребность
угрозы возможности

Рисунок 1б – Взаимодействие факторов внешней и внутренней среды организации


Существование и развитие организации возможно до тех пор, пока это
допускается её внешней средой, пока она заинтересована в существовании организации
(точнее в её продукте). Организация, это открытая система, то есть её внутренняя среда
находится в постоянном системном взаимодействии с внешней средой организации,
обеспечивая между ними динамический баланс (рисунок 1б, 2). В этой связи, с точки
зрения процессного подхода к управлению, должно обеспечиваться соответствие «входа»
организации (поступающих ресурсов) и «выхода» организации (её продукции). Такое
соответствие наблюдается только когда продукт организации удовлетворяет потребности
потребителя.

Внутренний потенциал Требования и условия
организации внешней среды




Требования и
Потенциал условия внеш- Потенциал ор-
Потенциал
Требования
организации Требования
ней среды ганизации >
организации
< требований и условия и условия
= требовани- требований
внешней
среды внешней
ям и услови- среды
среды среды
ям среды
Стратегия: активное наращивание
потенциала, фокусирование на
Стратегия: поддержание потен-
Стратегия: поддержание и наращи-
узких сегментах, в противном
циала, продвижение инноваций
вание своего потенциала
случае организацию ждет крах

Рисунок 2 – Установление динамического баланса между внешней и внутренней
средой организации


Только реализуя свою продукцию потребителю находящемуся во внешней среде
(т.е. выявляя и удовлетворяя его потребности) организация может за счет получения
прибыли от этих продаж удовлетворять свои потребности в ресурсах, обеспечивая свое
существование и развитие. То есть, организация удовлетворяет свои потребности



33
только через удовлетворение потребностей потребителей, путем преобразования своих
ресурсов в товары (услуги) и последующей их продажи покупателям.
Требование динамичности баланса между внешней и внутренней средой
организации говорит о том, что невозможно достичь постоянного неизменного баланса,
поскольку меняются потребности и предпочтения потребителей, меняются и другие
элементы внешнего окружения, а также меняются потребности, предпочтения и состояние
самой организации.
Как видно из рисунка 1а элементы среды организации испытывают не
одностороннее воздействие, а находятся в условиях активного взаимодействия. В связи с
этим необходимо, учитывая возможности и опасности исходящие от внешней среды, а
также силы и слабости нашей организации по отношению к конкурентам (рисунок 2):
- с одной стороны постоянно подстраивать свои действия и внутреннюю среду
в целом под потребности и условия внешней среды;
- а с другой – активно воздействовать на внешнюю среду, по возможности
подстраивая её под потребности и возможности организации.
Обеспечить встроенность организации в среду, и тем самым её эффективное
долгосрочное развитие, призвано стратегическое управление, которое в последние годы
приобретает все большее значение.




34
Анализ макроокружения по его составляющим

Важность анализа внешней среды
Стратегия должна базироваться на информации о рынках, потребителях и непотребителях; о
технологии в своей отрасли и других отраслях; о мировых финансах и изменениях мировой
экономики.
Из книги Питера Друкера "Задачи менеджмента в XXI веке"

Важность анализа внешней среды объясняется и тем, что любая социально-экономическая
организация является открытой системой, т.е. она связана с внешней средой. Организация
получает ресурсы из внешней среды и направляет в неё результаты своей деятельности. Любая
организация существует до тех пор, пока это допускает внешняя среда. Существование
организации в отрыве от внешней среды бессмысленно, да и невозможно.
Задачи анализа внешней среды по каждой из её компонент состоят в следующем:
1) установлении существующих факторов, представляющих угрозу или способствующих
развитию организации;
2) определении характера и степени их влияния;
3) изучении изменений этих факторов, влияющих на текущую деятельность организации
и установлении их тенденций.

Составляющие макроокружения
Система показателей информационного обеспечения стратегического менеджмента
формируется на основе данных о следующих компонентах макроокружения (рисунок 1):
1) общеэкономическое положение страны и региона;
2) природно-ресурсный потенциал;
3) социальные аспекты общества (демографическая и культурная составляющие);
4) политическая составляющая;
5) нормативно-правовое регулирование;
6) научно-техническое и технологическое развитие;
7) инфраструктура
8) конъюнктура рынков труда, финансовых и товарных;
9) экологическая ситуация.

Показатели социальной Показатели научно-
Показатели политической
составляющей технического развития
составляющей

Показатели экологической
Показатели природно-
ситуации
ресурсного потенциала Компоненты
макросреды
Нормативно-регулирующие
Показатели общеэкономи-
показатели
ческого положения страны

Показатели инфраструктурной Показатели конъюнктуры рынков труда,
составляющей финансовых и товарных рынков

Рисунок 1 – Основные компоненты макроокружения

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign