LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

это будет уже новый спрос, и на графике он отражается другой кривой.

Предложение

Предложение – это количество товара или предложение услуги, которое производители
готовы продать по определенной цене за определенный период.
Закон предложения:
При прочих равных условиях предложение на товары в количественном
выражении изменяется в прямой зависимости от цены
С ростом цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а
по мере их снижения – меньшие (рисунок 3)




Рисунок 3 – График предложения (P 1 и P 2 - цена Q 1 и Q 2 - величина спроса S - предложение)

Такая реакция предложения на цену связана со следующим:
• во-первых, предприятия, работающие в отрасли, при повышении цены
задействуют резервные или быстро вводят новые мощности, что приведет к
росту предложения.
• во-вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в
отрасль придут новые производители, что также будет способствовать росту
производства и предложения.
На изменение предложения могут влиять неценовые факторы:
• изменение издержек производства в результате технических нововведений,
изменение источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов
производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево,
снижение - вправо;
• выход на рынок новых предприятий увеличит предложение вне зависимости
от цен;
• изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход
предприятий из отрасли уменьшит предложение);


23
природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая

экономику, влияют на сокращение предложения.

Цена равновесия
Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Под
воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться.
Следует различать величину спроса и сам спрос. При снижении цены
увеличивается величина спроса, сам спрос (как выражение потребности в данном товаре)
остается неизменным. Об увеличении спроса можно говорить, если при каждой цене (и
высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара.
Например, в жаркие летние месяцы возрастает спрос на прохладительные напитки и мороженое.
Поскольку спрос вырос под воздействием
неценовых факторов, то при той же цене это будет
новый спрос и на графике произойдет смещение
кривой спроса D 1 в новое положение d 2 (рисунок
4).
При увеличении среднего дохода покупателей, при
прочих равных условиях, кривая спроса D 1
сместится вправо вверх и тому же уровню цены Р1
будет соответствовать возросший уровень спроса
Q2 (рисунок 4).
Главный фактор, влияющий на предложение –
издержки производства. Поэтому, если в
результате использования достижений технического прогресса или в силу благоприятных
погодных издержки производства снижаются, то кривая предложения S 1 смещается
вправо вниз (рисунок 5). Величина предложения при неизменной цене Р 1 возрастает с Q 1
до Q 2 .




На каком уровне должна установиться цена? Если наложить друг на друга два
графика, обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же
товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения.
В некоторой точке Е кривые пересекутся (рисунок 6.).
В точке Е спрос равен предложению (Q1 ) и цена P1 выступает как цена равновесия.
При более высокой цене Р2 возникает избыток предложения над спросом (равный по
величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут
способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (рз ) спрос
превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция


24
покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и
устойчивая цена, которая может сохраняться.
При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж - такое
равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в
пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет
соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены
продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать
тенденция к повышению или понижению цены.
Конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению
равновесия на рынке, свидетельствующее о том, что ограниченное количество
имеющегося в обществе конкретного товара распределено между возможными его
потребителями. Но это частичное равновесие на единичном рынке.
Необходимо учитывать, что цены находятся в постоянном движении вследствие
изменений предложения или спроса. Эти изменения взаимосвязаны. Каждое изменение
цены одного товара приводит к изменениям цен других товаров. Существует целая
система цен, которая может оказаться в определенный момент времени в равновесии. В
этом случае говорят обобщем равновесии рынка.

Эластичность спроса и предложения

Эластичность спроса
Эластичность спроса определяет изменение уровня спроса на отдельные виды
товаров в зависимости от факторов, формирующих этот спрос (цены на товар, уровня
доходов и т.п.).
Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и
предложения на изменение цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса (рисунок 7).




а б в
Рисунок 7 – Эластичность спроса

Прежде всего, необходимо иметь ввиду, что основой анализа в данном случае, является
общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продавцам. Выручка продавца
всегда равна цене, умноженной на количество реализованного товара (Р х Q). На рисунке
7 (а) представлен вариант, когда падение цены в два раза вызвало двукратное увеличение
спроса, а общая выручка продавцов не изменилась. На рисунке 7 (б) трехкратное
снижение цены привело к роту продаж лишь в два раза, и произошло сокращение
выручки. На рисунке 7 (в) происходит увеличение выручки за счет роста спроса в
больших масштабах, чем произошло снижение цены.




25
Степень эластичности спроса (коэффициент эластичности спроса в зависимости от
цены) E d p представляет собой отношение изменения спроса к вызвавшему его изменению
цены.




Коэффициент эластичности спроса показывает, на сколько процентов меняется размер
спроса на товар в результате, изменения его цены на один процент.
Когда снижение, цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так
что общая выручка остается неизменной – рисунке 7 (а), то можно говорить о единичной
эластичности спроса Е d = 1.
Когда снижение цены вызывает меньший рост спроса – рисунке 7 (б), спрос
неэластичен Е d < l.
Когда снижение цены вызывает больший рост спроса – рисунке 7 (в), имеет место
эластичный спрос Е d > 1 .
Таким же образом определяется показатель эластичности по доходам или другому
экономическому параметру. Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров
является отрицательной величиной (если цена товара снижается – величина спроса растет,
и наоборот). Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина
показателя (знак "минус" опускается).
Эластичность спроса может быть слабой, промежуточной и сильной:
• Слабой эластичностью спроса характеризуются товары, объемы продаж
которых снижаются при росте цен весьма медленно (товары первой
необходимости).
• Промежуточной эластичностью характеризуются товары, по которым
существуют товары-заменители (например, кофе, чай).
• Сильной эластичностью обладают товары, падение объемов реализации
которых, вследствие роста цен, носит активный характер (новые товары,
импорт).
Например, большая часть продукции сельского хозяйства обладает исключительно слабой
(предметы первой необходимости – хлеб, молоко, сахар) или весьма слабой промежуточной
(некоторые виды мясных продуктов, напитки, сырье для производства натуральных тканей)
эластичностью.

Эластичность предложения
Эластичность предложения – это показатель относительного изменения
предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным
изменением конкурентной цены.
Коэффициент эластичности предложения E s p представляет собой отношение
изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:




На рисунке 8 показаны три линии предложения с разной эластичностью.




26
Рисунок 8 – Различные варианты
эластичности предложения.

Эластичность предложения товара
зависит от:
• дифференциации индивидуальных
производственных затрат на
предприятиях,
• степени загрузки
производственных мощностей,
• наличия свободной рабочей силы,
• быстроты перелива капитала из
одной отрасли, в другую и т. д.
Обычно при оценке эластичности
предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный,
среднесрочный и долгосрочный.
1. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления
производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции (садовод,
вырастивший груши, и приехавший на рынок их продавать, не может изменить
количество предлагаемых им груш, какая бы ни сложилась рыночная цена).
Предложение в этом случае является неэластичным.
2. Среднесрочный период достаточен для изменения производства на
существующих производственных мощностях, однако он недостаточен, для введения
новых. Эластичность предложения в этом случае повышается .
3. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение предприятием
производственных мощностей, а также приток новых производителей в отрасль в случае
расширения спроса или уход при условии сокращения спроса на данную продукцию.
Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Изменения цены, спроса и предложения происходят во времени и, следовательно,
время становится одним из факторов эластичности. Дополним понимание рыночного
равновесия анализом согласования спроса и предложения с учетом элемента времени
(рисунке 9).




а б в
Рисунок 9 – Взаимодействие предложения и спроса во времени

На рисунке 9(а) представлена ситуация, когда спрос на товар вырос. Поскольку
предложение этого товара сразу возрасти не сможет, ситуация мгновенного равновесия
будет характеризоваться лишь повышением цены Кривая предложения S 1 представляет



27
собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, а сдвиг кривой спроса в положение
D 2 увеличивает цену равновесия до P 2 .
Рисунок 9(б) показывает краткосрочное равновесие, когда число производителей,
работающих на данном рынке, еще не изменяется. Однако предложение возрастает и
кривая S2 отклоняется от вертикального положения, поскольку предприниматели могут
интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. Объем предложения
возрастает до Q3 , а цена равновесия Р3 несколько снижается.
Длительное равновесие – рисунке 9(в), формируется в ситуации, когда
предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Рост цен
способствовал созданию новых мощностей, притоку в отрасль новых производителей,
объем предложения увеличивается до Q 4 , а цена равновесия продолжает снижаться.
Пример. При планировании и принятии управленческих решений в агробизнесе следует
учитывать слабую эластичность спроса по большинству товаров, выпускаемых в сельском
хозяйстве. Объем продукции, поставляемой на рынок, в значительной степени зависит от
природно-климатических условий. При неблагоприятных природно-климатических условиях и,
последующим резким снижением урожайности сельскохозяйственных культур снижается
предложение большинства сельскохозяйственных товаров. При слабой или нулевой (например, на
хлеб) эластичности это может повлечь резкий рост цен. Благоприятные климатические условия в
течение вегетативного периода приведут к росту предложения и снижению цен на нее. В этих
условиях имеет смысл ограничить (в рамках реального спроса) количество продукции,
предъявляемой к продаже.

Спрос и полезность

При планировании и принятии управленческих решений, связанных с колебаниями
спроса на сельскохозяйственную продукцию следует учитывать действие теории
предельной полезности.
Предельной полезностью является добавочное удовлетворение, получаемое от
потребления одной дополнительной единицы блага при неизменном потреблении всех
остальных.
В соответствии законом убывающей предельной полезности, с ростом
потребленного количества блага предельная полезность этого блага уменьшается. В
жизни это проявляется в том, что на каком-то этапе приобретение каждой новой единицы
товара (идентичного или аналогичного ранее приобретенному) становится для покупателя
все менее привлекательным. В отношении сельскохозяйственной продукции это особенно
относится к традиционным видам сельскохозяйственных товаров - хлеба, молока, мяса и
мясопродуктов.
Принятие управленческих решений с учетом этого закона происходит на основе
статистических данных об уровне потребления населением различных видов
сельскохозяйственной продукции, научно обоснованных норм потребления и данных об
уровне доходов населения. При достаточном уровне доходов и достижении научно
обоснованных норм потребления следует ожидать падения спроса на соответствующие
виды товаров.

Взаимосвязь спроса и маркетинга

Товарному предложению на рынке противостоит спрос. Это важнейший элемент
рыночного механизма, поскольку спрос определяет ту часть товарного предложения,
которая может быть реализована в обмен на платежные средства населения.
Спрос – это вынесенные на рынок конкретные платежеспособные потребности,
которые могут быть удовлетворены при наличии товарного предложения.



28
Признаки спроса: объект спроса, форма предъявления, степень удовлетворения и
степень дробности в процессе осуществления купли-продажи.
На практике выделяют целый ряд состояний спроса, в соответствии с которыми
формируются задачи маркетинга (таблица 1).

Таблица 1 – Виды спроса и задачи маркетинга




маркетин
спроса
Вид




Вид
Характеристика спроса Примеры ситуаций Задачи маркетинга




га
Некоторые медицинские
Большая часть рынка 1. Анализ причин
Отрицательн




Конверсионн
услуги (прививки,
(потребителей) недооценивает невосприятия товара.
стоматологические), прием
(недолюбливает) товар, 2. Модернизация товара.
на работу инвалидов,
согласна его избежать при 3. Снижение цен.
алкоголиков, бывших
ый




ый
определенных условиях 4. Активное стимулирование
заключенных
Новые агротехнические
Отсутству




Стимулир
Незаинтересованность в приемы, изучение некоторых 1. Разъяснение преимуществ




ующий
ющий




товаре, безразличие к нему дисциплин, внедрение использования товара
разработок в производство
Экологически чистые
(потенциальн




Развивающи
Существующие нужды не продукты и автомобили, 1. Определение
могут быть удовлетворены , микрорайоны, коттеджи и потенциального спроса
Скрытый




имеющимися на рынке 2. Создание соответствующих
дома улучшенной
товарами планировки, безвредные товаров и услуг
ый)




сигареты

й
Устаревшие модели 1. Анализ причин падения
Падающий




Ремаркети
Снижение интереса со автомобилей, обуви и спроса
одежды, посещаемости 2. Поиск новых рынков
стороны потребителей и
сокращение объемов продаж культовых учреждений и 3. Модернизация товара
нг


учреждений культуры 4. Изменения в рекламе
Посещаемость учреждений
1. Гибкое ценообразование
Синхромарке
Нерегулярны




культуры в обычные и
2. Поддержание качества
выходные дни, баз отдыха в
Временные колебания спроса товара
период отпусков, нагрузка на
3. Изучение потребительских
тинг

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign