LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- попытаться вовлечь в принятие решения одного или нескольких руководителей,
чтобы лучше защититься.
Подобный тип поведения приводит к повторению заказов одних и тех же
продуктов у одних и тех же поставщиков и к сложности для конкурентов превратить
потенциального потребителя в потребителя реального.
Когда для принятия решения создается центр по закупкам (в случае высокого
коммерческого риска, технологически сложных товаров, инвестиционных товаров),
покупатель освобождается от своей основной заботы - он не один принимает решение,
ибо в таком случае вовлечена вся группа.
Продавец товаров промышленного назначения должен обязательно выяснить:
1) из кого состоит основная группа принимающих решения;
2) на принятие каких решений оказывают влияние эти лица;
3) какова степень их относительного влияния;
4) какими критериями оценки пользуется каждый из участвующих в принятии
решения.
Центр закупки – совокупность участвующих в процессе принятия решения о
закупках лиц или группы лиц, имеющих ряд общих целей и разделяющих риск в связи с
принятыми ими решениями.
В центр по закупкам входят лица, чьи функции можно обозначить следующим
образом:
• Пользователи чаще всего выявляют какую-либо потребность и
непосредственно страдают от недостатков продуктов и услуг.
• Советники – группа людей, имеющая отношение к решению о покупке товаров
производственного назначения. Они подсказывают, какие продукты можно
выбрать, к каким поставщикам обратиться, или предлагают информацию,
способную воздействовать на выбор. Советником является ответственный за
производство, которому необходимо подтвердить свою техническую
компетентность, ответственный за приемку, которого волнует проблема
качества продукта, покупатель (коммерческий агент), который стремится свести

104
к минимуму риск, связанный с приобретением продукта.
• Прескрипторы (лица, влияющие на выбор товаров или услуг) находятся
внутри предприятия и вне его, они определяют технические характеристики
продуктов, которые нужно приобрести (конструкторские бюро,
инжиниринговая служба).
• Лица, фильтрующие решения, образуют "заслон" или в лучшем случае
контролируют отношения между членами центра по закупкам и их средой
(потенциальными поставщиками) и ответственным за приемку. Его основная
мотивация определяется качеством продукции, отношениями со
специализированной фирмой, вносящей изменения в продукт. Снабженец
действует как "фильтр", часто препятствуя установлению связей между
поставщиками, пользователями и прескрипторами на предприятии.
• Лицам, принимающим решения, принадлежит последнее слово в процессе
покупки. Принимающими решения являются технический директор, основная
мотивация которого заключается в том, чтобы не повышалась себестоимость и
уменьшался возможный риск, коммерческий директор, заботящийся об
удовлетворении потребностей клиентов при сокращении гарантийных
издержек и при ограничении риска, связанного с использованием продукта.
• Снабженцы или представители фирм – это лица, функция которых на
предприятии сводится к подбору поставщиков, информированию
заинтересованных служб о возможностях рынка и его развитии, к ведению
переговоров об условиях заказов (цена, сроки, условия платежа и т.д.).
Главную роль здесь играет агент отдела по снабжению, отвечающий за данную
разновидность продукта, в первую очередь он заботится о сохранении особых
отношений с привычными поставщиками.
Различные авторы, основываясь на проведенных исследованиях, предлагают
следующую сеть взаимодействий различных ролей в ходе анализа процесса покупки.
Для оценки степени участия в процессе покупки товаров производственного
назначения созданы специальные таблицы – сетки. На рисунке 22 представлена сетка, с
помощью которой можно определить, кто должен заниматься закупкой в зависимости от
сложности товара и степени риска покупки для предприятия

Принимающие
Пользователи Советники Прескрипторы «Фильтры» Снабженцы
решение
Выявление 3 1
Определение 2 2 3
характеристики товара
Критический анализ и 1 1 3
поиск поставщиков
Анализ предложений и 1 1 1 2 2
предварительные
Выбор поставщика 1 3 3
Оценка результатов 3 1

Рисунок 22 – Степень влияния должностных лиц на решение о покупке на различных стадиях
процесса покупки (по 3-балльной шкале)


Технологическая сложность в сетке проявляется в тех затруднениях, с которыми
сталкиваются покупатели при оценке возможностей продукта удовлетворить выявленную
потребность; под коммерческим риском понимается цена и доступность товаров в
нужный для предприятия момент. Как следует из сетки, для несложных товаров с малой
долей риска достаточно решения самого пользователя о покупке. Для технически



105
сложных товаров с большими затратами необходимо участие в принятии решения о
покупке высшего коммерческого и технического руководства.
Другая сетка связывает функции и роли, свойственные центру по закупкам,
продукты или услуги, которые входят в состав изделий, производимых предприятием
(сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, услуги, связанные с использованием
этих продуктов), а также продукты или услуги, используемые в процессе производства
(инструменты, потребляемые материалы, услуги, связанные с функционированием
предприятия) с основными этапами процесса покупки (рисунок 22).

Основные факторы, влияющие на поведение покупателей товаров
производственного назначения

В процессе принятия решения о покупке покупатели товаров производственного
назначения испытывают влияние многих факторов. Некоторые субъекты рынка
предприятий полагают, что основное влияние оказывают экономические факторы. Они
считают, что покупатель выберет того поставщика, который предложит или более низкие
цены, или лучший товар, или лучший сервис. Они стремятся предложить покупателям
неоспоримые экономические преимущества. Тем не менее, покупающие предприятия на
самом деле реагируют как на экономические факторы, так и на личностные.
Взаимоотношения в бизнесе очень важны при покупке товаров производственного
назначения. Участвующим в процессе принятия решения о покупке необходимо
отстраниться от эмоций. Они должны быть хладнокровными, расчетливыми и
беспристрастными. Но, с другой стороны, покупатели товаров промышленного
назначения тоже люди и поэтому не могут оставаться абсолютно хладнокровными,
расчетливыми и безликими. Они не будут руководствоваться исключительно здравым
смыслом, поскольку, как и все нормальные люди, подвержены эмоциям. Решение о
покупке во многом зависит от хода мыслей потребителя, но профессиональные торговые
агенты знают, что разум и чувства участвуют в этом процессе постоянно.
Если предложения поставщиков довольно просты, у покупателей нет достаточных
оснований исходить при решении о покупке только из соображений рациональности.
Поскольку они могут удовлетворить потребность предприятия, выбрав любого из
поставщиков, покупатели позволяют себе больше руководствоваться личностными сооб-
ражениями при принятии решения. Однако, если конкурирующие товары имеют
существенные различия, покупатели подходят к выбору поставщика более ответственно и
стараются основное внимание уделять экономическим факторам.
В таблице 8 представлены различные группы факторов, влияющих на
покупателя товаров производственного назначения. Это факторы окружающей среды,
а также организационные, межличностные и индивидуальные факторы. Рассмотрим их
подробнее.
(1) Факторы окружающей обстановки, влияющие на поведение покупателей
товаров промышленного назначения, включают в себя: уровень первичного спроса,
экономическую перспективу, стоимость получения займов, условия материально-
технического снабжения, темпы научно-технического прогресса, новый этап научно-
технической революции, политические события и тенденции в области регулирования
предпринимательской деятельности, деятельность конкурентов.
Сильное влияние на покупателей товаров производственного назначения
оказывают текущие и ожидаемые события в окружающей экономической среде. К таким
факторам относятся уровень первичного спроса, экономическая перспектива и стоимость
получения займов. По мере роста экономической неопределенности покупатели товаров
производственного назначения уменьшают объемы новых инвестиций и стараются
сократить товарные запасы.


106
Все более существенным фактором окружающей среды становится дефицит
важных материалов. Поэтому сегодня многие компании стремятся закупать и
поддерживать большие запасы дефицитных материалов для обеспечения необходимого
объема поставок своей продукции. На покупателей также влияет развитие технологии,
политики и конкуренции в окружающей среде. Реакция покупателей товаров
производственного назначения на поведение и стратегию продавца, особенно на
международном уровне, может быть подвержена сильному влиянию особенностей
культуры и традиций. Субъект рынка предприятий должен отслеживать эти факторы,
определять степень их воздействия на покупателя и стараться обратить их в свою пользу.
(2) Факторы, определяющие особенности организации, включают в себя: цель
организации, принятые методы работы, организационную структуру,
внутриорганизационные системы.

Таблица 8 – Основные факторы, влияющие на поведение покупателей товаров производственного
назначения

Название группы факторов Факторы, принадлежащие группе
п/п
• Уровень первичного спроса
• Экономическая перспектива
• Стоимость получения займа
• Условия поставки
• Условия получения займов,
• Условия ресурсного обеспечения,

1 Факторы окружающей среды Темпы научно-технического прогресса
• Развитие политических событий и методов регулирования
• Развитие конкуренции, деятельность конкурентов,
• Политическая ситуация,
• Регулирование предпринимательской деятельности,
• Социальные факторы,
• Экологическая ситуация.

• Политика организации
• Методы работы

2 Организационные факторы Организационная структура
• Внутриорганизационные системы цели,
• Политические установки

• Полномочия
• Статус
3 Межличностные факторы
• Сопереживание (умение поставить себя на место другого)
• Убедительность (умение убеждать)

• Возраст
Индивидуальные факторы
• Образование
(особенности личности

4 Должность (служебное положение)
участвующей в принятии
• Тип личности
решений о покупке)
• Отношение к риску (готовность к риску)


Каждая организация, осуществляющая закупки, имеет свои собственные цели,
политику, методы работы и внутриорганизационные системы. Это должен понять и
усвоить продавец товаров производственного назначения. Ему необходимо найти ответ на
целый ряд вопросов. Сколько людей участвует в принятии решения? Кто эти люди? Какие
оценочные критерии они используют? Какие ограничения накладывает компания на своих
покупателей и какова ее политика? Кроме того, продавец товаров производственного
назначения должен знать имеющиеся тенденции осуществления закупок предприятиями в
данной области. Ниже приведены основные из этих тенденций.
Повышение значимости службы материально-технического снабжения.
Отдел закупок зачастую занимает довольно низкое положение в иерархии управления,
несмотря на то что он часто управляет более чем половиной расходов предприятия.


107
Однако в последнее время такое положение дел на многих предприятиях изменилось. В
ряде крупных корпораций руководителей отделов закупок все чаще назначают на
должность вице-президентов. Некоторые компании решили объединить в одно целое
выполнение таких функций, как закупки, управление запасами, планирование
производства и продажа продукции. Такой подход получил название управление
стратегическими материалами. Во многих транснациональных корпорациях на отдел
закупок возложена ответственность за приобретение необходимых материалов и услуг по
всему миру. Многие компании предлагают более высокое жалование работникам" отдела
закупок, чтобы привлечь высококвалифицированных специалистов. Поэтому
предприятиям-продавцам также следует повысить роль своих агентов по продажам,
чтобы качество их работы соответствовало качеству работы сегодняшних покупателей.
Централизованные закупки. В организациях, состоящих из многих
подразделений, большинство закупок осуществляется на уровне этих подразделений
исходя из их потребностей. Однако некоторые крупные компании попытались
централизовать процесс покупок следующим образом. Головной офис компании
определяет перечень материалов, необходимых для каждого подразделения в
отдельности, и осуществляет их закупку централизованно. Это дает возможность
компаниям получать скидку, что в результате выливается в значительную экономию.
Для компаний-продавцов такой подход означает, что они будут иметь дело с
менее многочисленными, но стоящими на более высоком уровне покупателями.
Например, компания "Ксерокс" имеет свыше 250 таких менеджеров, отвечающих за
сделки с одной-пятью крупными национальными компаниями. Для того чтобы
обслуживать крупных зарубежных клиентов, эти менеджеры координируют действия
целой команды сотрудников компании – аналитиков, специалистов, менеджеров по
отдельным товарам и др. Продажа крупным заказчикам требует привлечения
высококлассных специалистов и проведения изощренных маркетинговых мероприятий.
Долгосрочные контракты. Предприятия-покупатели все больше проявляют
заинтересованность в заключении долгосрочных контрактов с поставщиками. Например,
компания "Дженерал моторс" осуществляет закупки у небольшого числа поставщиков,
которые проявляют готовность разместить свои предприятия вблизи ее заводов и
производить высококачественные комплектующие. Многие компании-продавцы в США
предлагают своим клиентам системы электронного обмена данными (EDI – Electronic
Data Interchange). При использовании такой системы продавец подключает компьютеры
клиентов к своему компьютеру. Это позволяет клиентам мгновенно заказывать
необходимые единицы товара, вводя, заказ непосредственно в компьютер. Заказ
автоматически передается поставщику по каналам связи.
Несмотря на то, что покупатели стараются завязать тесные взаимоотношения с
поставщиками, это не всегда отвечает обоюдовыгодным интересам. Во всех
взаимоотношениях существует свобода поиска новых партнеров, что не всегда
укладывается в рамки преданности определенным клиентам (поставщикам).
Экономические и технологические изменения могут повлиять на долгосрочные
взаимоотношения, делая последние нестабильными.
Телекоммуникационный обмен включает в себя связь с потребителями по
телефону, телексу, телевидению, компьютеру, использование электронных справочников,
видеокассет, лазерных дисков. Новые достижения в использовании всемирной
компьютерной сети Internet увеличивают возможности продавцов и покупателей.
Покупатели помещают свои заявки в Internet, чтобы быстро и эффективно найти
потенциальных поставщиков. Этот способ можно использовать как для обычных, так и
для особо сложных товаров. Например, японские авиалинии применяют Internet для
размещения заказов на товары, используемые в полете, к примеру, пластиковую посуду
одноразового пользования. Их Web-страница содержит технические требования и
рисунки, чтобы было понятно, какая продукция требуется компании, там же отображен


108
логотип компании. В США существует телекоммуникационная сеть Trading Process
Network, с помощью которой можно приобрести разнообразные товары. Эта сеть
связывает 20 больших индустриальных компаний с поставщиками.
Система производства с поставкой точно в срок. В последние годы
предприятия во всем мире стали применять целый ряд инновационных концепций
производства, таких как производство с поставкой точно в срок (JIT — Just-In-Time
Production), заблаговременное привлечение поставщиков, функционально-стоимостной
анализ, полный контроль качества и гибкое производство. Применение этих концепций
оказывает громадное влияние на то, как предприятия-продавцы продают товар и
обслуживают своих клиентов. Например, система производства с поставкой точно в срок
означает, что материалы и комплектующие поставляются на завод клиента именно в тот
момент, когда они необходимы для производства. Клиенту это выгодно, поскольку в этом
случае отпадает необходимость хранения материалов на складе. Такая система требует
тесной координации производственных циклов поставщика и потребителя, чтобы ни тот,
ни другой не скапливали у себя слишком большие запасы сырья и материалов.
Субъекты рынка предприятий должны принимать во внимание, как
дополнительные возможности, так и дополнительные проблемы, возникающие в случае
системы производства с поставкой точно в срок.
• Во-первых, покупатели добьются максимального снижения затрат только в том
случае, если будут получать неизменно высококачественный товар. Поэтому
поставщики должны тесно сотрудничать с покупателями, чтобы реагировать на
их требования в отношении качества товара.
• Во-вторых, поставщики должны размещать свои предприятия как можно
ближе к предприятиям-покупателям.
Это обусловлено тем, что для производства с поставкой точно в срок товар
приходится доставлять очень часто. В результате действия системы производства с
поставкой точно в срок потребители стали чаще заключать договора на поставку товаров
с одним или несколькими надежными поставщиками. При системе производства с
поставкой точно в срок поставщик может совершать большую часть поставок нескольким
основным клиентам. Наконец, система производства с поставкой точно в срок требует
тесного сотрудничества продавцов и покупателей, которое призвано снизить затраты и
сократить время между заказом и поставкой. Поэтому многие поставщики используют
компьютерные системы электронного обмена данными, связывающие их с клиентами.
Оценка выполнения закупок. Некоторые компании установили для менеджеров по
закупкам прогрессивную систему поощрения за особо качественное выполнение закупок.
Это почти то же самое, что и получение премий агентами по продаже за особо успешные
сделки. Такая система является стимулом для менеджеров по закупкам. Они стараются
усилить давление на продавцов, чтобы получить более выгодные условия.
(3) Межличностные факторы – полномочия, статус, сопереживание,
убедительность.
Закупочный комитет обычно состоит из многих людей, оказывающих влияние
друг на друга. Продавцу бывает довольно сложно определить, какие межличностные
факторы и силы действуют при осуществлении покупки. Продавцу трудно определить,
какой менеджер в организации покупателя является лицом, принимающим решение, а
какого можно не брать в расчет. Самый влиятельный человек часто остается незаметным,
по крайней мере для торгового агента. Точно так же член закупочного центра,
занимающий самую высокую должность, не обязательно имеет решающий голос при
принятии решения. Члены закупочного центра могут иметь влияние, если управляют
системой поощрений и наказаний, или пользуются уважением, или имеют большой опыт
в некоторых вопросах, или находятся в особых отношениях с другими влиятельными


109
лицами. Межличностные факторы зачастую трудноуловимы. По мере возможности
продавцы должны стараться выявить эти факторы и принимать их в расчет при выработке
стратегии.
(4) Индивидуальные факторы – возраст, образование, должность, тип личности.
Каждый участник процесса принятия решения о покупке привносит в него свои
личные мотивы, ощущения и предпочтения. Эти индивидуальные факторы зависят от
таких характеристик человека, как его возраст, уровень доходов, образование,
профессиональная квалификация, особенности характера и отношение к риску. Так, у
каждого покупателя свой стиль осуществления покупки. Одни покупатели – "технари",
которые тщательно анализируют конкурирующие предложения, прежде чем выбрать
поставщика. Другие интуитивно могут быть посредниками. Они являются специалистами
по созданию ситуаций, в которых поставщики сталкиваются друг с другом, и добиваются
таким образом лучших условий сделки.
Каждый участник принятия решения о закупке привносит в процесс свои личные
мотивации, восприятия и предпочтения.

Процесс покупки в промышленной сфере

В процессе покупки в промышленной сфере покупатель преодолевает
следующие этапы (рисунок 9):
1) осознание потребности;
2) обобщенное описание потребности;
3) оценка характеристик товара;
4) поиски поставщиков;
5) запрашивание предложений;
6) выбор поставщика;
7) разработка процедуры выдачи заказа;
8) оценка работы поставщика.
Оценка
Разработка работы
процедуры поставщика
выдачи
Выбор
заказа
Запрашивание поставщика
предложений
Поиски
поставщиков
Оценка
характеристик
Обобщенное товара
описание
Осознавание
потребности
потребности



Рисунок 9 – Процесс принятия решения о покупке на рынке предприятий

(1) Осознание потребности. Процесс закупки начинается с момента осознания
кем-то из работников фирмы проблемы или нужды, удовлетворить которую можно с
помощью приобретения на стороне товара или услуги. Осознание проблемы может быть
следствием влияния как внешних, так и внутренних стимулов.
Внутри фирмы к осознанию проблемы чаще всего подводят следующие события:
• фирма решает начать выпуск нового товара и нуждается в новом оборудовании
и материалах для его производства;
• происходит поломка машины, требуется ее замена или приобретение новых
узлов и деталей;
• некоторые из закупленных материалов оказались неудовлетворительными по
качеству, и фирма ищет другого поставщика – агент по закупкам чувствует, что
существует возможность добиться более благоприятных цен или получения

110
товара более высокого качества.
Внешними стимулами могут стать какие-то новые мысли агента по закупкам от
посещения им специализированной выставки, встречи с какой-то рекламой или
коммивояжером, который предложит товар лучшего качества или по более низкой цене.
На этапе выявления потребности пользователи осознают новую потребность
постепенно или сразу. Советники также могут подать идею об изменении или улучшении
продукта. Таким образом, создастся возможность покупки, проведения функционально-
стоимостного анализа, поиска путей удовлетворения данной потребности. На этой стадии
большое значение приобретают информативные возможности предприятия, информаторы
(советники, прескрипторы), способные указать, куда следует обращаться, чтобы получить
недостающую информацию.
(2) Общее описание потребности. Осознав потребность, покупатель приступает к
разработке общего описания потребности, в котором, указываются основные

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign