LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

(подсознание) покупателя Выбор товара
Товар Экономические Выбор марки
Характери- Процесс при-
Цена Технологические Выбор торгового посредника
стики поку- нятия реше-
Распространение Политические Выбор времени покупки
пателя ния о покупке
Продвижение Культурные Выбор объема покупки



Рисунок 5 – Модель покупательского поведения Ф. Котлера


Характеристики покупателя – факторы культурного, социального, личного и
психологического порядка, оказывающие большое влияние на потребителя при
совершении покупки
Маркетологи стремятся понять, каким образом в "черном ящике" потребителя
происходит превращение стимулов в реакцию.
Сам "черный ящик" состоит из двух частей.


73
1) личностные характеристики покупателя – влияет на то, как он воспринимает
стимулирующие приемы и реагирует на них.
2) собственно процесс принятия решения потребителем – влияет на его
покупательское поведение.
"Черный ящик" сознания покупателя – набор определенных стимулов
внутреннего и внешнего характера, под воздействием которых происходит принятие
решения о покупке. К стимулам внутреннего характера относятся физические и
духовные потребности, стремление к самоутверждению, склонность к экономии.
Стимулы внешнего характера представляют собой групповые интересы, обычаи,
традиции. Реакция потребителя проявляется в выборе, который должен наблюдать и
попытаться объяснить маркетолог.
В таблице 5 представлена модель покупательского поведения конечных
потребителей. Эта таблица применима как к рынку потребительских товаров, так и к
рынку товаров производственного назначения.
Купив товар, потребитель будет либо удовлетворен, либо не удовлетворен им. У
него проявится ряд реакций на покупку, которые представляют интерес для деятеля
рынка. Работа занимающегося маркетингом не кончается актом покупки, а
продолжается и в послепродажный период.
Если товар соответствует ожиданиям, потребитель удовлетворен, если превышает
их – потребитель весьма удовлетворен, если не соответствует им – потребитель не
удовлетворен.
Чем больше разрыв между ожидаемыми и реальными эксплуатационными
свойствами, тем острее неудовлетворенность потребителя.
Отсюда следует, что продавец должен выступать с такими утверждениями в
пользу товара, которые достоверно отражали бы его вероятные эксплуатационные
свойства.
В случае удовлетворения потребитель, вероятно, купит товар и при следующей
оказии. Кроме того, удовлетворенный покупатель склонен делиться благоприятными
отзывами о товаре с другими людьми.
Неудовлетворенный потребитель реагирует иначе. Он может отказаться от
пользования товаром, возвратить его продавцу или попытаться найти какую-то
благоприятную информацию о предмете покупки.

Таблица 5 – Простейшая модель покупательского поведения в сфере потребления
№ Составные части Основные факторы (переменные) составных частей модели
п/п модели
? Товар
1 Локальные
побудительные факторы ? Цена
маркетинга ? Методы распространения товара
? Продвижение товара
? Экономические
2. Глобальные
побудительные факторы ? Научно-технические
маркетинга или прочие ? Политические
раздражители ? Культурные
3. «Черный ящик» 1. Характеристики покупателей потребительских товаров:
? факторы культурного порядка
сознания покупателя
? социальные факторы
? личностные факторы
? психологические факторы
2. Процесс принятия решения о покупке потребительских товаров:
? осознание проблемы
? поиск информации
? оценка вариантов
3. Поведение после приобретения товара


74
№ Составные части Основные факторы (переменные) составных частей модели
п/п модели
?
4. Ответные реакции Выбор товара
покупателя ? Выбор марки
? Выбор дилера (продавца)
? Выбор времени покупки
? Выбор стоимости покупки

У недовольных потребителей есть выбор действий или бездействия. Они могут
направить фирме жалобу, обратиться к юристу или к каким-то группам, которые,
возможно, в состоянии помочь покупателю. Кроме того, он может просто перестать
приобретать данный товар в будущем и/или высказать свое неблагоприятное впечатление
о нем друзьям и прочим лицам. Во всех этих случаях продавец, не сумевший
удовлетворить клиента, что-то теряет.
В поведении покупателя после покупки субъекта рынка должен интересовать
еще один шаг, а именно: что потребитель в конце концов сделает с его товаром?
Основные направления возможных действий представлены на рисунке 6.




Рисунок 6 – Использование товара после покупки


Если потребитель приспособит товар для использования в каких-то новых целях,
продавец должен заинтересоваться, поскольку цели эти можно обыграть в рекламе. Если
потребители откладывают товар про запас, почти не пользуются им или избавляются от
него, это означает, что товар не очень удовлетворяет их и что благоприятная молва в его
пользу будет не слишком активной. В равной мере интересно и то, как в конце концов
потребитель избавится от товара. Если он продаст его или совершит с ним
товарообменную сделку, это снизит объем продаж новых товаров.
Существует и другая модель поведения покупателя, так называемая общая модель
поведения потребителя, предложенная А. Дайаном (рисунок 7).
Составляющими этой обобщенной модели являются:
1. Переменные маркетинга, являющиеся иногда мощными стимулами, но
недостаточными, чтобы предопределить окончательный выбор.
2. Факторы социальной среды, выражающие отношения каждого с этой средой,
из которой человек происходит и в которой он живет, став взрослым.


75
3. Индивидуальные факторы, самые трудные для изучения, для определения их
связи с другими факторами, а именно с переменными маркетинга, с факторами
социальной среды, с ситуационными факторами.
? Базовые факторы: индивидуальность, стиль жизни, мотивы, приобретенный
опыт, восприятие (выборочное), интерпретация с учетом перечисленных
факторов.
? Отношения, которые представляют собой результат взаимодействия всех
возможных влияний, приобретающих колоссальное значение в маркетинге в
силу того, что непосредственно определяют намерение или нежелание
приобрести какой-либо продукт.
? Процесс принятия решения о покупке – осознание проблемы, поиск
информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку.
4. Ситуационные факторы – факторы, являющиеся элементом модели
поведения потребителей и отражающие обстоятельства покупки, место и
время.




Рисунок 7 – Общая модель поведения потребителя


Моделирование поведения потребителей позволяет специалисту по маркетингу
выявить потребности, удовлетворению которых служит товар, что позволяет в случае
необходимости совершенствовать его характеристики; определить источники
информации о товаре, к которым обращается потребитель, и помочь ему получить
необходимые данные; помочь потребителю принять решение о покупке на основе знаний
тех мотивов и стимулов, которыми он руководствуется.




76
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
ТОВАРОВ


Основные факторы, определяющие характеристики потребителей

Потребители принимают свои решения в конкретной среде. На совершаемые ими
покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и
психологического порядка (таблица 7). В большинстве своем это факторы, не
поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка. Но их обязательно следует
принимать в расчет.

Таблица 7 – Основные факторы, влияющие на поведение покупателя потребительских товаров
№ Название группы факторов Факторы, принадлежащие группе
1 Факторы культурного порядка •Культура
•Субкультура
•Общественный класс
2 Социальные факторы •Референтная группа
•Семья
•Роль и статус
3 Личностные факторы • Возраст
•Этап жизненного цикла семьи
•Род занятий
•Экономическое положение
•Образ жизни
•Тип личности и представление о самом
себе
4 Психологические факторы • Мотивация
•Восприятие
•Усвоение
•Убеждение
•Отношение


Факторы культурного порядка

Самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя оказывают факторы
культурного уровня. Факторы культурного порядка – культура, субкультура,
социальное положение.
Культура – набор основных ценностей, представлений, желаний и поведения,
заложенных в членах общества и семье и других ¦ общественных институтах.
Культура – основная первопричина, определяющая потребности и поведение
человека. Человеческое поведение – вещь в основном благоприобретенная. Ребенок
усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков,
характерный для его семьи и основных институтов общества. Так, ребенок, растущий в
Америке, знакомится или сталкивается со следующими ценностными представлениями:
свершение и успех, активность, работоспособность и практичность, движение вперед,
материальный комфорт, индивидуализм, свобода, внешний комфорт, филантропия,
моложавость.
Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры,
которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и
общения с себе подобными. В крупных сообществах встречаются группы лиц одной
национальности, скажем, татар, поляков или армян, проявляющих четкие этнические
вкусовые пристрастия и интересы. Отдельные субкультуры со своими специфическими
предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы, например, группы
католиков, мусульман, иудеев.


77
Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые
мы определяем следующим образом: общественные классы – сравнительно стабильные
группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и
характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов
и поведения.
Общественным классам присущи несколько характеристик:
1) лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя почти
одинаково;
2) в зависимости от принадлежности к тому или иному классу люди занимают
более высокое или более низкое положение в обществе;
3) общественный класс определяется не на основе какой-то одной переменной, а на
основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной ориентации и тому
подобных характеристик принадлежащих к нему лиц;
4) индивиды могут переходить в более высокий класс или опускаться в один из
нижних классов.
Для общественных классов характерны явные предпочтения товаров и марок в
одежде, хозяйственных принадлежностях, проведении досуга, автомобилях. Поэтому
некоторые деятели рынка фокусируют свои усилия на каком-то одном общественном
классе. Целевой общественный класс предполагает определенный тип магазина, в котором
должен продаваться товар, выбор определенных средств распространения информации
для его рекламы и определенного типа рекламных обращений.
Наибольший интерес для маркетологов представляет средний класс. Средний
класс (слой) – социальный класс, по своим характеристикам относящийся к высшим и
низшим социальным классам. В США различают средний высший класс – выходцы из
обычных семей, не обладающих особым богатством. К ним относят независимых
бизнесменов и руководителей корпораций. Они являются субъектами потребительского
рынка хороших домов, одежды, мебели и бытовой техники. Просто средний класс –
рабочие и служащие со средней зарплатой. Они деньги вкладывают в красивый дом в
престижном районе города, обучение детей, получение ими высшего образования.

Факторы социального порядка

Социальные факторы – факторы, определяющие поведение потребителя, к ним
относят референтные группы, семью, социальные роли и статусы.
Особенно сильное влияние на поведение человека оказывают многочисленные
референтные группы.
Референтные группы – группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте)
или косвенное влияние на отношения или поведение человека.
Группы, оказывающие на человека прямое влияние, называют членскими
коллективами. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он
взаимодействует. Некоторые из этих коллективов являются первичными, и
взаимодействие с ними носит довольно постоянный характер. Это семья, друзья, соседи и
коллеги по работе.
Семья является важнейшей потребительской ячейкой общества. Семейные
ценности – ценности, складывающиеся в результате всей жизни потребителя в отношении
религии, политики, экономики, самоуважения, любви. Маркетологи всесторонне изучают
семью. Они интересуются распределением ролей в семье и воздействием, которое
оказывают на выбор товаров и услуг мнения разных ее членов: мужа, жены, детей,
дедушек, бабушек.



78
Первичные коллективы обычно бывают неформальными. Кроме того, человек
принадлежит к ряду вторичных коллективов, которые, как правило, более формальны и
взаимодействие с которыми не носит постоянного характера. Это разного рода
общественные организации типа религиозных объединений, профессиональные
ассоциации и профсоюзы.
Влияние на индивида оказывают также группы, к которым он не принадлежит.
Желательный коллектив – это группа, к которой человек хочет или стремится
принадлежать. Например, юный футболист может надеяться в один прекрасный день
играть за команду высшей лиги и отождествляет себя с этим коллективом, хотя
непосредственный контакт отсутствует. Нежелательный коллектив – группа, ценностные
представления и поведение которой индивид не приемлет. Тот же самый подросток,
возможно, стремится избежать какой бы то ни было связи с группой приверженцев
религиозных культов.
Субъекты рынка стремятся выявить все референтные группы конкретного рынка,
на котором они продают свои товары. Референтные группы оказывают на людей влияние,
по крайней мере, тремя путями:
• индивид сталкивается с новыми для него проявлениями поведения и образами
жизни;
• группа воздействует на отношения индивида и его представление о самом себе,
поскольку он, как правило, стремится "вписаться" в коллектив;
• группа подталкивает индивида к конформизму, что может повлиять на выбор
им конкретных товаров и марок.
Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи.
Семья, ориентирующая потребителя, включает родителей индивида, которые
ориентируют его в отношении религии, политики, экономики, личных амбиций,
достоинства и любви. Даже в том случае, когда покупатель уже не взаимодействует тесно
со своими родителями, их влияние на его неосознанное поведение может все еще
оставаться весьма значительным. В странах, где родители и дети продолжают жить
вместе, родительское влияние может быть определяющим.
Более непосредственное влияние на повседневное покупательское поведение
оказывает порожденная семья индивида, т.е. его супруг и дети. Семья – самая важная в
рамках общества организация потребительских закупок, и ее подвергают всестороннему
изучению. Деятелей рынка интересуют роли мужа, жены и детей и то влияние, которое
каждый из них оказывает на покупку разнообразных товаров и услуг.
Соотношение влияний мужа и жены колеблется в широких пределах в зависимости
от товарной категории. Жена традиционно выступает в качестве главного закупщика для
семьи продуктов питания, хозяйственных мелочей и основных предметов одежды. Однако
с увеличением числа работающих жен и возросшей готовностью мужей делать больше
семейных закупок ситуация меняется.
В отношении дорогостоящих товаров и услуг муж и жена обычно принимают
совместное решение. Деятелю рынка необходимо выяснить, чье именно мнение
оказывается весомее, когда речь идет о покупке конкретного товара или конкретной
услуги.
Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой
из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Социальная роль
представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица.
Каждый социальный статус потребителя отражает степень положительной оценки его
со стороны общества, это показатель положения потребителя в обществе, в системе
социальных связей и отношений. Роль заведующей производством в крупной фирме имеет
в глазах общества более высокий статус в сравнении с ролью дочери.


79
Человек часто останавливает свой выбор на товарах, говорящих о его статусе в
обществе. Так, президенты фирм ездят на автомобилях "Мерседес", носят дорогие,
прекрасно сшитые костюмы. Деятели рынка осознают потенциальные возможности
превращения товаров в символы статуса. Однако подобные символы оказываются
различными не только для разных общественных классов, но и для разных
географических районов.




Факторы личного порядка

Личностные факторы – характеристики покупателя, представляющие собой
возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, тип
личности и представление о самом себе.
С возрастом происходят изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых
людьми товаров и услуг. В первые годы человеку нужны продукты для детского питания.
В годы взросления и зрелости он питается самыми разнообразными продуктами, в
пожилом возрасте -специальными диетическими продуктами. С годами меняются и его
вкусы в отношении одежды, мебели, отдыха и развлечений.
Характер потребления зависит и от этапа жизненного цикла семьи. В таблице 8 для
трех этапов жизненного цикла семей перечислены возможные типы семей.

Таблица 8 – Этапы жизненного цикла семьи
№ п/п Этап жизненного цикла семьи Типы семей
1 Молодые Одинокие
Семьи без детей
Семьи с детьми
Разведенные с детьми
2, Среднего возраста Одинокие
Семьи без детей
Семьи с детьми
Семьи без детей-иждивенцев
Разведенные без детей
Разведенные с детьми
3 Пожилые Пожилые семьи
Пожилые одинокие
Субъекты рынка нередко определяют свои целевые рынки по этому признаку и
разрабатывают соответствующие интересам конкретного этапа товары и
целенаправленные маркетинговые планы.
Субъекты рынка должны учитывать меняющиеся потребительские интересы,
которые могут оказаться связанными с переходными периодами в жизни взрослого
человека.
Определенное влияние на характер приобретаемых человеком товаров и услуг
оказывает род его занятий. Рабочий может покупать рабочую одежду, рабочую обувь.
Президент фирмы может покупать себе дорогие костюмы, путешествовать самолетом,
купить большую яхту. Деятель рынка стремится выделить такие группы по роду занятий,
члены которых проявляют повышенный интерес к его товарам и услугам. Фирма может
даже специализироваться на производстве товаров, нужных какой-то конкретной
профессиональной группе.
Экономическое положение индивида в огромной мере сказывается на его товарном
выборе. Оно определяется размерами расходной части доходов,, размерами сбережений и


80
активов, кредитоспособностью и взглядами на расходование средств в противовес их
накоплению. Деятели рынка, предлагающие товары, сбыт которых зависит от уровня
доходов потребителей, должны постоянно следить за тенденциями перемен в сфере
личных доходов, сбережений и ставок учетного процента. Если экономические
показатели говорят о спаде, деятель рынка должен принять меры к изменению
конструкции, позиционирования и цены своего товара, сократить объемы производства и
товарные запасы, а также сделать все необходимое для защиты себя с финансовой
стороны.
Лица, принадлежащие к одной и той же субкультуре, одному и тому же
общественному классу и даже одному и тому же роду занятий, могут вести совершенно
разный образ жизни. Образ жизни – понятие, характеризующее особенности
повседневной жизни людей и выражающееся в деятельности, интересах и взглядах.
Классификация образов жизни приведена в таблице 9.

Таблица 9 – Классификация образов жизни
№ Образ жизни Характеристики образов жизни
1 Деятельность •Работа •Клубы
•Увлечение •Общество
•Общественные мероприятия •Покупки
•Отдых •Спорт
•Развлечения
2 Интересы •Семья •Мода

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign