LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Работа по теме
1) Беседа учителя. Чтобы мышцы были крепкими и человек мог легко ими управлять, надо постоянно укреплять мышечный скелет. Ежедневная зарядка, обтирание холодной водой, занятия спортом, прогулки, плавание помогают в этом человеку.
2) Практические упражнения
Встаньте около парты. Я покажу на плакате мышцы тела, а вы хором назовите их и сделаете упражнения, в котором участвовали бы только эти мышцы.
1. Мимические мышцы лица — улыбнитесь, сделайте злую гримасу, удивленно поднимите брови и т. д.
2. Грудная мышца — глубоко вдохните и выдохните.
3. Широкая мышца спины — прогнитесь назад.
4. Икроножная мышца — напрягите ноги так, как будто хотите ударить по мячу.
5. Напрягите бицепс.
6. Прямая мышца живота поддерживает внутренние органы в правильном положении — подтяните живот, выпрямитесь.
7. Портняжная мышца — поднимите и согните в колене ногу.

Контрольные вопросы:
1. Какие мышцы вы знаете?
2. Покажите, при помощи каких мышц можно поднять тяжелую сумку (бицепс, широкая мышца спины).
3. Какие мышцы помогают в работе по дому (когда подметаете, моете посуду, заправляете кровать и т. д.)?

Домашнее задание
Подготовьте рассказ о том, что вы делали дома по хозяйству и какие мышцы участвовали в этой работе.

Задание 7

Тема: «Внутреннее устройство человека». Цель: познакомить ребенка с основными внутренними органами и их основными функциями.
Методическое обеспечение: плакат № 6.


Повторение
1. Какие мышцы вы знаете?
2. Какие мышцы участвуют в работе, когда вы помогаете маме по хозяйству?

Работа по теме
1) Беседа учителя. К своему телу человек должен относиться бережно, заботиться о нем, закалять его и совершенствовать. Ведь в человеке все прекрасно, он создан Природой и является частью ее.
2) Работа с плакатом. Рассмотрите плакат. Вот что Неболейка просил меня вам рассказать:
Мозг — вроде начальника над всеми органами. Он все знает, за все отвечает. В мозг по нервам, как по проводам в штаб, от всех органов поступают сигналы, и он обратно команды посылает. Прикажет ногам — они пойдут, прикажет легким — они вдохнут воздух.
Сердце кровь по сосудам гоняет. Кровь, как бесконечный поезд, разводит по всему телу питание и кислород, забирает ненужное и везет к органам выделения. Это называется обменом веществ. Все ненужное по сосудам-венам движется. Нужное — по артериям.
Легкие. Через них в кровь поступает из воздуха кислород. Это газ такой, его не видно, но жить без него нельзя. Кислород вырабатывают зеленые растения: деревья, кусты, цветы.
Печень помогает переваривать пищу, а еще это наша кладовая. В ней хранятся запасы на случай голода. Конечно, это не бутерброды, а специальное питательное вещество гликоген.
Почки выводят лишнюю воду и ненужные вещества.
Кишечник переваривает пищу, а все ненужное из тела выводит.

Контрольные вопросы:
1. Где помещается головной мозг?
2. Какая часть скелета защищает сердце?
3. Какую работу выполняет сердце?

Домашнее задание
Нарисуйте растения, которые вырабатывают кислород.

Занятие 8

Тема: «Внутреннее устройство человека» (продолжение). Цель: продолжить знакомство с внутренними органами и их основными функциями, показать различие во внутреннем устройстве мужского и женского тела. Методическое обеспечение: плакат № 6.
Повторение
Назовите внутренние органы, о которых мы говорили на прошлом занятии. Какую работу они выполняют? Покажите их на плакате.
Работа по теме
1) Беседа учителя. Вы хорошо знаете, что мужчины и женщины, живущие на Земле, отличаются друг от друга по внешнему строению своего тела. Мужчины выше ростом, у них более мощные мышцы. Есть различия и во внутреннем устройстве мужского и женского тела. Посмотрите на наш плакат. На нем изображено внутреннее строение женщины — здесь нарисована матка. Что такое матка, нам с вами объяснит наш друг Неболейка.
Матка — мешочек такой. В нем ребенок растет перед тем, как родиться. Ребенок становится больше, и мешочек растягивается. Однажды мешочек сжимается, и ребенок выскакивает наружу, как косточка из сливы. Так наступает самый первый день рождения. Правда, матка есть только у женщин, и поэтому всех людей родят только мамы.

Контрольные вопросы:
Как появляются рыбы, птицы?

Домашнее задание
Нарисуйте красивого мужчину и красивую женщину.

Занятие 9

Тема: «Красота человеческого тела». Цель: выработать у детей способность к эстетическому восприятию человеческого тела.
Методическое обеспечение: плакат № 7.

Повторение
1. Какие внутренние органы вы знаете?
2. Расскажите, что вы запомнили о сердце, печени, мозге.
3. Расскажите, почему вы считаете красивыми мужчин и женщин, которых вы нарисовали.

Работа по теме
1) Беседа учителя. Как вы понимаете, ребята, в основе тела лежит костный скелет. Он покрыт мышцами. Мышцы покрыты кожей. Природа создала человеческое тело красивым. Но каждый может и должен делать его еще лучше, еще совершеннее. Если заниматься физкультурой и спортом, то мышцы станут крепкими, движения будут радовать глаз других людей.
Однако вы можете вспомнить немало сказок о красивых, но злых людях. И наоборот, конечно, есть внешне не очень привлекательные, но добрые и отзывчивые люди.
Когда человек совершает добрые и благородные поступки, мы говорим, что это высокодуховный, нравственно красивый человек. А о человеке равнодушном, холодном, хоть и красивом, иногда говорят, что он похож на мраморную статую. Это не совсем справедливо по отношению к мраморным статуям, ведь некоторые из них так прекрасны, что кажется, что они вот-вот заговорят добрыми человеческими голосами.

Плакат № 7
Каждый скажет, кто захочет,
Человек красивый очень.

2) Работа с плакатами. Посмотрите на плакат. Здесь изображены статуи, созданные древними мастерами. Мастера эти очень давно жили в Греции. Так давно, что Грецию времен этих мастеров называют Древней Грецией, а людей, живших тогда, древними греками. Они много времени посвящали различным искусствам, но и тело свое постоянно совершенствовали: много бегали, прыгали, занимались гимнастикой. Они организовали самые первые Олимпийские игры. Победителям древних Олимпийских игр ставили мраморные памятники. С тех самых пор изображения древних греков служат образцом красоты человеческого тела.

Контрольные вопросы:
1. Назовите сказки, герои которых не очень красивы, но добры и благородны. Чем обычно заканчиваются эти сказки?
2. Каких красивых, но злых и жестоких героев сказок вы знаете?
3. Кого их знакомых или известных им людей (родных, близких, актеров, спортсменов) вы считаете красивыми и почему?

Домашнее задание
Нарисуйте красивое лицо.

Занятие 10

Тема: «Осанка».
Цель: выработать у детей желание следить за своей осанкой.
Методическое обеспечение: плакаты № 8, 9, 10, 11, рисунки детей.

Повторение
Рассмотрите выставку рисунков. Почему вы считаете эти лица красивыми?
Как вы думаете, какой это человек: добрый или злой, отзывчивый или равнодушный?

Работа по теме
1) Беседа учителя. Конечно, это замечательно, когда человек добрый и отзывчивый, но еще очень важно, чтобы он был здоровым. Тогда он и себе и людям сможет принести гораздо больше пользы, чем в том случае, когда он болен. Для сохранения здоровья очень важно иметь правильную осанку.



Плакат № 8
Поднимайся, не ленись,
На зарядку становись.



Плакат № 9
Когда идешь по улице,
Не надо, друг, сутулиться.


Плакат № 10
Не гнись, пожалуйста, дугой,
Сиди прямее, дорогой.



Плакат № 11
Один осанист, крепок, строен,
А почему другой расстроен?


Осанка — привычное, непринужденное положение человека во время стояния, сидения и ходьбы. При правильной осанке тело без напряжения постоянно сохраняет выпрямленное положение. При этом плечи слегка отведены назад, живот подобран. Осанка имеет большое значение для здоровья: у людей с хорошей осанкой все внутренние органы находятся в правильном положении. Осанка формируется у ребенка с первого года жизни и зависит от равномерности развития мышц, удерживающих позвоночник, и мышц живота.
2) Работа с плакатами. Прочитайте стихотворение:
Кто Хвораюшке ответит, Кто Хвораюшке подскажет, Почему осанка Пети Лучше, чем осанка Саши?
1. Как вы думаете, почему фигуры Саши и Пети выглядят по-разному? Как можно добиться такой осанки, как у Пети?
2. Какие мышцы помогают человеку сохранять правильную осанку?
3. Что такое режим дня?
4. Как вы думаете, соблюдают ли режим дня мальчики Петя и Саша?
5. Как вы думаете, в чем лучше носить учебники — в портфеле или в ранце? Почему? (Ранец равномерно распределяет нагрузку на мышцы спины, поэтому у ребенка сохраняется правильная осанка.)
6. Как сидят во время уроков Петя и Саша? Сравните их позы. Кто из мальчиков сидит правильно? Прочтите и запомните надписи на плакатах.

Контрольные вопросы:
1. Какие мышцы помогают человеку сохранять правильную осанку?
2. Что нужно делать, чтобы осанка была красивой?

Домашнее задание
Придумайте упражнения для укрепления мышц спины, покажите дома всем членам семьи, как нужно правильно стоять, не сутулясь, как правильно сидеть за столом во время письма или еды.

Занятие 11

Тема: «Зубы и уход за ними».
Цель: привитие и укрепление гигиенических навыков.
Методическое обеспечение: плакаты № 12, 13, 14.

Повторение
Что такое осанка?
Какие мышцы помогают человеку сохранить правильную осанку? Как можно укрепить или исправить осанку?

Работа по теме
1) Беседа учителя. Чтобы быть здоровым, человек должен правильно питаться и пережевывать пищу. А для этого необходимы здоровые зубы.
Зубы и десны размещены в ротовой полости. Зубы покрыты эмалью. Она защищает зубы от сахара, от сладостей, которые разрушают зубы.
Чтобы зубы не болели, их нужно регулярно чистить зубной щеткой и пастой, которые удаляют остатки пищи.
Чтобы укрепить десны (а значит, и корни зубов), надо есть много сырых твердых овощей и фруктов.
2) Работа с плакатами. Изучите плакаты, повторите эти двустишия.
Расскажите, как надо пользоваться зубной щеткой и пастой.
Посмотрите, как девочка боится зубного врача. Если бы она не запустила так свой зуб, ей бы сейчас не было больно.

Контрольные вопросы:
1. Как нужно ухаживать за зубами?
2. Что бывает с зубами у детей-сластен?
3. Почему надо чистить зубы?
4. Что укрепляет наши десны?

Домашнее задание
Узнайте название зубной пасты, которой вы пользуетесь.
Покажите маме, как надо чистить зубы.



Плакат № 12
Чистить зубы надо часто.
Друг зубов — зубная паста.



Плакат № 13
Чтоб десны были крепкими,
Грызи морковку с репкою.


Плакат № 14
Сластена, зубы пожалей!
Работы много у врачей.


Занятие 12

Тема: «Гигиена зрения».
Цель: привитие и укрепление гигиенических навыков.
Методическое обеспечение: плакаты № 15, 16, 17, 18, 19.

Повторение
Как нужно ухаживать за зубами?
Что помогает укреплять десны?
Какой зубной пастой вы пользуетесь?
Какие стихи вы запомнили из прошлого урока?

Работа по теме
1) Беседа учителя. Глаз — орган зрения. Он воспринимает цвет и свет и передает эти сигналы в мозг. К глазам нужно относиться бережно, так как они очень чувствительны и плохо защищены. Читать можно только сидя, при этом свет должен падать слева. Нельзя читать в темноте или при слабом освещении. Если слишком долго смотреть телевизор или играть в компьютерную игру больше 30 мин, можно переутомить глаза. Они начнут болеть и слезиться.
Если глаза устали, нужно смочить два кусочка ваты холодным чаем без сахара и чаинок, положить их на закрытые веки и подержать 5 мин.
В солнечный день для защиты глаз хорошо пользоваться очками со светофильтрами или надевать кепку с козырьком. Необходимо беречь глаза от травм: играть в хоккей и заниматься фехтованием только в защитных масках. В лесу, пробираясь сквозь чащу, надо следить, чтобы ветки не ударили по глазам.
2) Работа с плакатами. Рассмотрите плакаты.
Расскажите, как надо беречь глаза.

Плакат № 15
Читать не надо лежа,
Жалей глаза, Сережа!

Плакат № 16
Беда б с тобой не вышла,
Надень-ка маску, Миша.

Плакат № 17
Давно уж Пете спать пора,
Но смотрит фильмы до утра.

Плакат № 18
Посмотрите все на Колю.
Нет проблем у Коли в школе.

Плакат № 19
Определить нетрудно тут,
Как этих мальчиков зовут.
Контрольные вопросы:
1. Почему надо беречь глаза?
2. Какую «работу» выполняют веки и ресницы?

Домашнее задание
Составьте рассказ об отдыхе в выходной день, особое внимание уделив гигиене зрения.

Занятие 13

Тема: «Гигиена зрения» (продолжение). Цель: закрепление гигиенических знаний и санитарных навыков учащихся.
Методическое обеспечение: плакаты № 15, 16, 17, 18, 19.

Повторение
Почему надо беречь глаза?
Расскажите о том, что вы делали в воскресенье, как берегли зрение.

Работа по теме
1) Беседа учителя. Еще раз рассмотрите плакаты. Прочтите, что на них написано. Сегодня я буду задавать вам много вопросов о гигиене зрения. У доски стоят парта, два стула, настольная лампа, лежат солнцезащитные очки. Отвечая на вопросы, вы сможете продемонстрировать свои знания по гигиене.
2) Практическая работа. Как должен сесть Сережа, если лампа стоит: справа от книги на столе, слева от книги на столе? (Ученик может передвинуть стул, лампу, книгу так, чтобы свет падал слева.)
Найдите среди предметов, лежащих на столе, тот, с помощью которого можно защитить глаза. Как называется этот предмет? Когда им нужно пользоваться? (Солнцезащитные очки.)
У Пети устали глаза (плакат № 17). Почему? (Он слишком долго смотрел телевизионные передачи.) Как ему помочь? (Сделать для глаз чайные примочки).
Посмотрите на плакат № 19. Почему у Сережи болит голова? (Он читал лежа и переутомился.)
Почему у Миши поврежден глаз? Что с ним случилось? (Ему в глаз попала шайба).
Какую ошибку допустил Петя? (Он не отдыхал в воскресенье, не был на воздухе, слишком близко и долго сидел у экрана телевизора. А расстояние от экрана телевизора до точки, с которой вы смотрите передачи, должно быть не менее 1,5 м).
Где же здесь портрет Коли? Как вы узнали?
Почему Коля такой веселый, здоровый? (Он соблюдает режим дня).



Контрольные вопросы:

1. Почему надо беречь зрение?
2. Как это надо делать?
3. Как снять усталость с глаз?

Домашнее задание
Измерьте расстояние от экрана вашего телевизора до точки, с которой вы смотрите передачи. Помните, что оно должно быть не менее 1,5 м.

Занятие 14

Тема: «Гигиена слуха».
Цель: привитие и укрепление гигиенических навыков.
Методическое обеспечение: плакаты № 20, 21.

Повторение
Расскажите, что надо делать, чтобы сберечь зрение. У кого из вас дома кресла и диван стоят на нужном расстоянии от телевизора?

Работа по теме
1) Беседа учителя. Большую часть сведений об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения, но немалую информацию мы получаем и через органы слуха.



Плакат № 20
С тишиною все мы дружим,
Бережем чужие уши.


Плакат № 21
Дружок! Потише! Пожалей
Дома, деревья и людей.

Ухо — орган слуха. Ушная раковина собирает звуки и направляет внутрь уха. Барабанная перепонка от звука колеблется и передает свои колебания на слуховые косточки — молоточек, наковальню и стремечко, — они передают колебания улитке — основной части органа слуха. Звуковой сигнал от чувствительных клеток улитки по слуховому нерву попадает в мозг и вызывает слуховые ощущения: так мы слышим гром, песню, шепот. От чрезмерно громкого звука барабанная перепонка может лопнуть.
2) Работа с плакатами. Рассмотрите плакаты. Подумайте, как надо беречь слух. Прочитайте подписи к плакатам. Придумайте рассказ по картинкам.
Как бы вы позвали своего друга или подругу погулять с вами? (Поднялись по лестнице и зашли за ними, позвонили по телефону, заранее договорились о времени и месте встречи.)

Контрольные вопросы:
1. Для чего и как нужно беречь слух?
2. Вспомните, как устроено ухо человека.

Домашнее задание
Принесите на следующий урок фигурки Неболейки и Хворайки.

Занятия 15, 16

(сдвоенные уроки, возможно, с уроком физкультуры, ритмики или развития речи)
Тема: «Ты и твое тело. Обобщающий урок». Цель: обобщить, закрепить и скорректировать знания по разделу «Ты и твое тело».
Методическое обеспечение: плакат с полем игры.

Работа по теме
1) Беседа учителя. Сегодня мы вспомним, о чем говорили на уроках по разделу «Ты и твое тело».
Весь класс мы разделим на 2 команды. Сейчас я буду задавать вопросы по очереди каждой команде. Команда соперников должна внимательно выслушать ответ, а затем добавить что-нибудь к нему.
За каждый правильный ответ команда получает 5 очков, а за все дополнения 1 очко.
2) Примерные вопросы по теме.
1. Как вы понимаете слова «здоровый образ жизни»?
2. Для чего нужен скелет? Какие части скелета вы знаете?
3. Как кости скелета соединяются между собой?
4. Какие мышцы вы знаете? Как нужно укреплять мышцы тела? Для чего это надо делать?
5. Назовите внутренние органы человека.
6. За что отвечает мозг?
7. Что вы можете рассказать о работе сердца?
8. Через какой орган человек получает кислород? Каким образом кислород перемещается в теле человека?
9. Почему надо охранять и приумножать зеленые насаждения?
10. Что вы знаете о работе печени, почек и кишечника?
11. Какие мышцы помогают человеку сохранять правильную осанку?
12. Что нужно делать, чтобы осанка была красивой?
13. Как нужно ухаживать за зубами?
14. Что может укрепить десны?
15. Почему надо беречь глаза, зрение? Как это надо делать?
16. Расскажите, что вы знаете о гигиене слуха. Подведение итогов проходит на основе подсчета собранных очков.
3) Игра. Приготовьте фигурки Неболейки и Хворайки.
Представители команд бросают игральный кубик (с цифрами 1 и 2) и в зависимости от количества выпавших очков вместе с Хворайкой двигаются по дорожкам к Неболейке. Выигрывает та команда, которая первой придет к финишу, где их встретит Неболейка.
После каждого хода команды делают несколько физических упражнений из комплекса утренней зарядки.






1-й ход
Раз-два три, и шире плечи,
Выше нос, не унывай,
Неболейка ждет на встречу,
Не робей, вперед шагай!
2-й ход Ах, какая красота!
Мы прыгаем, не трусим.
Упражненья для хвоста
Выполним на брусьях!
3-й ход
Придется задержаться
И объяснить мышатам,
Что так нельзя сражаться...
А почему, ребята?
4-й ход
Тут живут друзья-медведи.
Говорили им соседи:
«Понемножку ешьте мед...»
Пропустить придется ход!
5-й ход
И как ему быть?
Подскажите волчишке,
В чем в школу носить
карандашик и книжки?
Коль в ответе ошибешься,
На два хода ты вернешься.
6-й ход
Подняли зайцы шум и гром,
Бежит лесной народ...
Ты здесь, конечно, ни при чем,
Но пропускаешь ход!
7-й ход
Старую знакомую
Сегодня не узнать.
Ее теперь мы будем
Нехворайкой звать!

Итоги урока
Учитель поздравляет не только победившую команду, но и всех детей класса, так как они много узнали о строении и гигиене тела и укреплении здоровья.




ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендательная разработка по проведению Дня здоровья в базовой школе во время педагогической практики

Заключительное практическое занятие.

Самый лучший способ проверить свои педагогические силы — принять участие в подготовке и проведении большого общешкольного мероприятия. Проверка навыков формирования стиля здоровой жизни у учащихся младших классов может быть организована вами во время общешкольного Дня здоровья.
Во время его проведения ваши педагоги смогут убедиться, насколько вы владеете основами педагогического мастерства. Вы сами сможете выявить недочеты и проблемы в образовании по данному вопросу, отметите свои сильные места как педагога, психолога, организатора детского отдыха. И наконец, ваши ученики проверят на игровом практическом занятии свои специальные знания, укрепят навыки здорового образа жизни. Предлагаемый сценарий — не жесткая конструкция, вы сможете дополнить и изменить его в соответствии с местными условиями. Участие родителей и старших школьников в проведении праздника — а День Здоровья — это, конечно, же праздник — сделает его значимым не только с медико-педагогической стороны, но и поднимет социальный уровень, будет способствовать улучшению взаимопонимания между членами семьи.
Сценарий называется «Дорога к доброму здоровью». Осуществлять его постановку нужно весной, в конце учебного года.
Это игра-путешествие. Дети посетят станции Чистюль-кино, Ягодная, Растяпино, Крепышкино, Грибная, Солнечная, Лекарственная.
Ведущими участниками представления Дня здоровья могут быть старшие школьники. Они заранее знакомятся со сценарием и готовят себе костюмы. Лук — витамин С, Морковь — витамин А, Хлеб — витамин В, Травяная ведьма, Ягодная ведьма, Боровик, Ромашка, Земляничка, Полезная Бактерия (чистая, аккуратная, в белой одежде), Мойдодыр, Мальчик-крепыш, Спортсмен, Волк, Грязнуля, Мальчик, перегревшийся на солнце. Поганки, Вредные Бактерии (конечно, несимпатичные), Три Поросенка.
Утром перед зарядкой к ребятам обращаются участники-актеры.






<< Пред. стр.

страница 6
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign