LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

г) электротравмы (удар электрическим током, попадание молнии);
д) термические (ожоги, отморожения, солнечный и тепловой удары).
Ушибы — это внутренне повреждение тканей организма.
Ушибы возникают в результате резкого воздействия большой силы.
Последствия ушиба — нарушение целостности сосудов без повреждения кожи, внутреннее кровоизлияние.
Первые признаки: боль, припухлость и покраснения на месте ушиба.
Внимание! При ушибах внутренних органов (сердца, почек, печени и др.) единственным признаком может быть боль.
Первая помощь: уменьшить степень кровоизлияния и снизить ощущение боли.
СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: приложить к ушибленному месту предмет, имеющий температуру ниже температуры кожи (температура кожи от 34 до 35°). Можно приложить лед, снег, емкость с холодной водой, мокрую холодную ткань, металлическую ложку.
ПОМНИТЕ: чем скорее вы охладите место ушиба, вызвав спазм (сжатие) пораженных сосудов, тем легче будут последствия травмы.
Внимание! При подозрении на ушибы внутренних органов немедленно обратитесь к врачу.
Раны — это открытые повреждения мягких тканей. Раны бывают колотые, резаные, рубленые, рваные, огнестрельные, укушенные.
Тяжесть последствий ранения зависит:
а) от места ранения;
б) от глубины раны;
в) от степени загрязнения;
г) от вида микроорганизмов, попавших в рану. Ранение кожи может пройти без видимых последствий. Ранение мозга всегда имеет тяжелые осложнения, вплоть до глубокой инвалидности или смерти. Лечение глубоких ран требует дополнительного хирургического вмешательства. Кожа и слизистые оболочки препятствуют проникновению инфекционных агентов и ядовитых веществ в кровяное русло. Инородные тела (частицы земли, песка, растительная пыль и пр. провоцируют воспалительную реакцию на месте внедрения. Попадание некоторых микроорганизмов (например, возбудителя столбняка) смертельно для человека.
Первые признаки ранения: нарушения целостности покровов (кожи или слизистой), кровотечения различной силы, боль.
Первая помощь: очистить рану и прекратить контакт внутренних тканей с внешним миром.
СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: в случае загрязнения очистить рану, промыв ее перекисью водорода или чистой водой, смазать край антисептическим средством, по возможности сблизить края и закрыть поверхность раны тканью или пластырем. Перевязать.
ОЧЕНЬ ВАЖНО: не мажьте йодом мягкие ткани внутри раны, вы можете их сжечь.
ПОМНИТЕ: если в походных условиях вам необходимо промыть рану, а холодной кипяченой воды нет, бросьте в емкость с любой водой горсть древесного угля или окуните в нее горящую головешку. Вода будет мутной, но безопасной и приобретет слабые антисептические свойства. Если у вас нет антисептиков для обработки раны, приложите к поврежденному месту чистый лист подорожника или кашицу из крапивы. Эти растения снижают кровотечения и обладают противомикробным действием.
Укушенные раны обрабатывают так же, как и все остальные. Нужно помнить, что укушенные раны всегда инфицированы слюной, при таких ранах обязательны госпитализация и обследование животного на наличие бешенства.
Внимание! Если рана очень обширна, не проводите первичную обработку, просто наложите повязку и как можно скорее обратитесь к врачу.
Кровотечения — это потеря крови в результате нарушения целостности сосудов.
Различают:
Артериальное кровотечение возникает при повреждении артерий. Самое опасное! Ярко-алая кровь вытекает пульсирующей струёй. Артериальное кровотечение может быстро привести к большой потери крови и смерти.
Первая помощь. Успокоить пострадавшего и остановить кровопотерю.
СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: сжать артерию путем максимального сгибания конечностей или наложить жгут. Можно попытаться прижать артерию к кости (см. рис. 3).


Рис.3
Наложение жгута

Жгут накладывают выше места ранения. Под жгут подкладывают тонкую ткань и записку с указанием времени наложения жгута. Если транспортировка больного в лечебное учреждение длится более 2 ч, то жгут снимают на несколько секунд, чтобы восстановить кровоток в тканях и не допустить их омертвения. Затем жгут накладываю! снова.
Венозное кровотечение возникает в результате повреждения вен. Из раны вытекает непрерывная струя крови темно-вишневого цвета.
Первая помощь: успокоить пострадавшего (сильное кровотечение у некоторых людей вызывает бурную эмоциональную реакцию испуга, иногда превосходящую тяжесть поражения) и прекратить отток крови.
СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: наложить на рану давящую повязку из нескольких слоев марли, ваты и бинтов. Кровотечение уменьшится, если поврежденную часть тела держать в приподнятом по отношению ко всему туловищу положении. Жгуты при венозном кровотечении не накладывают.
Капиллярное кровотечение. Возникает при поверхностном ранении, кровь вытекает из раны по каплям.
Первая помощь. Остановить кровоток.
СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: после обработки раны наложить повязку.




Рефлексия алгоритма занятия

1. Вы убедились, что вам понятна тема.
2. Вам известен перечень манипуляций, которые нужно освоить.
3. Вы понимаете, что применять освоенные навыки придется в экстремальных ситуациях, и это потребует особой собранности и концентрации воли.
4. Вы осознали, что от степени вашей сегодняшней подготовки может зависеть ваша или чужая жизнь.
5. Вы помните, что если травму получил ребенок, у вас нет права на внешнее проявления испуга.
6. В случае травмы у ребенка вы прежде всего снимете стрессовую реакцию ученика.
7. Вы хорошо освоили все мануальные действия и готовы в случае необходимости воспользоваться вашими знаниями и умениями.
8. Вы понимаете, что эта тема значима для вас как для специалиста, как для человека.
Под руководством педагога проделайте манипуляции.
Поставьте себе оценку за работу и сравните ее с оценкой педагога. Оценивая себя, ответьте на вопросы:
Знаю ли я, что такое неотложные состояния?
Умею ли я рефлексировать свое поведение при неотложных состояниях?
Имею ли я понятие о различных видах травм?
Известно ли мне, к какому виду травм относятся ушибы, ранения, укусы животных, кровотечения, что их характеризует?
Знаю ли я, как оказать помощь при любом из этих состояний, и умею ли выполнять необходимые манипуляции?
Могу ли я оказать помощь ребенку? В чем особенности этой помощи? В чем отличие от помощи взрослым?
Могу ли я научить своих учеников тому, что умею сама?
Вас не должно огорчать, если в результате кропотливой работы вы все же не достигли абсолютно положительного результата, не на все вопросы ответили «да». Это не неумение работать, не неуверенность в себе, это критическое отношение и осторожность. И то и другое необходимо каждому, ибо самодовольство опасно!
Это занятие было самым трудным, так как вы работали по новой схеме. В дальнейшем вам будет легче.
Задание: выпишите в тетрадь все известные вам антисептические средства, применяемые для обработки ран (йод, бриллиантовая зелень, слаборозовый раствор марганцового калия, перекись водорода..?)





Занятие 2 (4 ч.)

Тема: Повреждение костно-суставного аппарата. Травмы черепа.
Цель: познакомиться с понятиями и отработать мануальные навыки оказания первой помощи при различных видах перечисленных состояний.
Материал для самостоятельной подготовки к занятию.
Различают следующие виды повреждений костно-суставного аппарата:
а) растяжение связок;
б) вывихи;
в) закрытые переломы со смещением отломков и без смещения;
г) открытые переломы разной степени тяжести;
д) травмы черепа.
Растяжение связок — нарушение эластичности связочного аппарата. Причина растяжения — прыжок, падение, поднятие тяжестей, некоординированное движение.
Первые признаки: боль, припухлость, затруднение движения в поврежденном месте.
Первая помощь. Охлаждение, фиксация, покой.
СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: в зависимости от места поражения накладывается тугая повязка определенного вида, пораженное место переводят в возвышенное по отношению к туловищу положение, прикладывают холод.
Вывихи — это смещение суставных отделов костей. При вывихе нарушается целостность суставной сумки, иногда разрываются связки. Причины те же, что и у растяжения.
Первые признаки: боль, нарушение движения в суставе, изменение формы. При вывихе межпозвонковых суставов может быть сдавление спинного мозга и, как следствие, нарушение функций тазовых органов и нижних конечностей. При вывихе нижнечелюстного сустава нарушается мимика лица.
Первая помощь. Создать покой, снизить боль, НЕ ПЫТАТЬСЯ ВПРАВЛЯТЬ ВЫВИХ. ЭТО ОБЯЗАННОСТЬ ВРАЧА!
СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: в состоянии максимального комфорта доставить больного в лечебное учреждение.
ВНИМАНИЕ: резкая сильная боль, сопровождающая вывих, очень пугает ребенка. Боль и страх могут стать причиной травматического шока.
Травматический шок — это опасное для жизни состояние, характеризующееся расстройством деятельности центральной нервной системы, кровообращения, обмена веществ. Первая короткая фаза шока длится 10—15 мин и отличается повышенным возбуждением пострадавшего, вторая характеризуется резкой заторможенностью при сохранении сознания. Пульс ослабляется, дыхание урежается. Больного необходимо согреть, можно дать теплое питье. Обращаться с больным нужно очень бережно, не делать лишних движений, снизить уровень шума.


Рис.4 Виды повязок и наложение шин


Рис.5 Наложение шин при переломах
Переломы — это нарушение целостности кости. Переломы бывают открытыми с наружным кровотечением и повреждением мягких тканей и закрытыми. Закрытые могут быть как со смещением отломков так и без него.
Признаки перелома: боль, припухлость, кровоподтек, подвижность в нетипичном месте, нарушение функции. При повреждении ребер возникают боль и затруднение дыхания. При переломе костей таза нарушаются функции тазовых органов, движения в нижних конечностях. Переломы могут сопровождаться травматическим шоком.
Первая помощь. Зафиксировать отломки, создать покой, доставить в медицинское учреждение
СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: достижение неподвижности в месте перелома снижает боль и уменьшает возможность смещения отломков. Место перелома фиксируется шинами различных конструкций (см. рис. №№ 4, 5) или подручными средствами.
Задание: запишите в тетрадь, какие предметы могут быть использованы учителем для оказания экстренной помощи при переломе у ребенка:
а) в условиях классной или игровой комнаты;
б) во время прогулки.
Задача: во время прогулки ребенок 7 лет получил тяжелую травму. У мальчика открытый перелом голени. Кровь вытекает пульсирующей струёй, рана загрязнена, виден костный надломленный край. Вместе с вами на прогулке еще двадцать детей.
Согласны ли вы, что алгоритм действий должен быть следующим:
1. Попросить детей построиться в пары, взять друг друга за руки, встать спинами к пострадавшему.
2. Из деталей одежды (ремень, косынка, шарф, разорванная майка) наложить жгут.
3. Во время оказания помощи разговаривать с детьми спокойным голосом.
4. Двух мальчиков и двух девочек послать за помощью, четко определив маршрут. Маршрут должен быть безопасным.
5. Двум мальчикам и двум девочкам поручить искать предметы, которые могут заменить шины.
6. Закрыть рану тканью.
7. Попросить двух детей подойти к пострадавшему (выбор не должен быть случайным).
8. Наложить шину из подручных материалов.
9. При отсутствии помощи и необходимости транспортировать больного из предметов детской одежды сделать носилки. Прочно завязать узлы!
10. С помощью детей переложить больного на носилки. Порядок: мальчики перекладывают больного, взрослый поддерживает ногу.
11. Определить место каждого ребенка в «носилочном строю», разделив детей на две группы. Место взрослого возле головы.
12. Во время остановок для смены «носильщиков» носилки на землю не опускать.
Самое главное: чтобы не попасть в подобную ситуацию, не оставайтесь с детьми наедине в удаленных от общественной жизни местах.
Вероятно, во время разбора задачи у вас возникнут предложения или вопросы. Обсудите их с педагогами и сокурсниками.
Дайте логическое объяснение алгоритма. Привлекайте свои знания по психологии детей.
Травмы черепа (сотрясение и ушиб головного мозга, перелом костей черепа).
Сопровождаются потерей сознания, тошнотой, рвотой, сильными головными болями, головокружением. Часто, придя в сознание, больной не помнит что с ним произошло.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ДО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО медицинского обследования — полный покой и холод на голову.
ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы даже незначительные травмы черепа не проходили незамеченными. Помните, что ушибы опасны внутренними кровотечениями. Особенно опасны травмы височной и затылочной областей черепа, так как в этих местах мозг защищен несколько хуже, чем в теменной и лобной частях. При прямом ударе в лицевую часть черепа помимо переломов носа и скуловой кости, что проявляется сразу, может быть скрытый перелом основания черепа.
ПРИЗНАКИ ПЕРЕЛОМА ОСНОВАНИЯ ЧЕРЕПА -через некоторое время после получения травмы вокруг глаз появляются темные круги — «симптом очков». Этот симптом тем более важен, что больной особых жалоб не предъявляет.
Первая помощь. Немедленно обратиться к врачу.
Рефлексия алгоритма занятия.
Перепишите вопросы алгоритма из занятия 1. Проведите рефлексию. На занятии 2 вы прежде всего должны освоить следующие виды повязок:
1. Восьмиобразная повязка на голеностопный сустав (см. рис. 7).
2. Повязка на область пятки (см. рис. 6).
3. Спиральная повязка на палец (см. рис. 6).
4. Крестообразная повязка на кисть (см. рис. 6).
5. Спиральная повязка на локтевой сустав (см. рис. 6).
6. Косыночная для поддержания руки в правильном положении при повреждении костей предплечья и кисти (см. рис. 6).
Часто травма не препятствует посещению школы, и педагогу приходится поправлять повязки в течение учебного дня.

Глава 22. Практическое занятие по системам самооздоровления

Занятие 3 (2 ч.)

Тема: «Системы самооздоровления и самосовершенствования».
Лекарства для здоровых. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления.
Цель: познакомиться с общими понятиями о системах оздоровления, выработать отношение к возможности их применения, в качестве примера освоить некоторые упражнения из системы Дао.
Материал для самостоятельной подготовки к занятию. У каждого народа есть свои методы укрепления и сохранения здоровья. Познакомиться с ними просто любому интересующемуся человеку. Однако, как мы уже договорились, необходимо задать себе вопрос: подходит ли мне данная методика? Особенно если речь идет о методиках оздоровления, не проверенных временем, даже созданных специалистами, а уж тем более сотворенных любителями.



Рис.6 Виды повязок

Рис.7 Повязка на голеностопный сустав


Рис.8. Жгут при укусе змеи

Однако кое-что можно рекомендовать всем.
Закаливание. Его начинают с водных процедур при температуре воды 34° С. Ежедневно в течение недели дети и взрослые могут обливаться из таза или душа. Через неделю температуру снижают до 33° С, еще через неделю до 32° С и так далее до 26° С. 260 С — вот оптимальный уровень температуры для ежедневных закаливающих процедур. Параллельно с утренними душами необходимо делать вечерние ножные ванны. Методика снижения та же.
Фитотерапия. Фитотерапия — это лечение и оздоровления с помощью целебных растений. Количество травников и справочников по фитотерапии сейчас превосходит спрос. Покупая книгу-лечебник, обратите внимание на качество издания. Не экономьте, покупайте хорошо изданные книги — они отредактированы грамотными специалистами и не содержат ложных, а то и вредных сведений. Не пытайтесь применить к себе и своим близким все советы. Лекарства от всех болезней — панацеи не бывает. Передозировка «лекарства для здоровых» может вызвать болезнь.
Помните, что лечебной и медицинской оздоровительной практикой в детском учреждении может заниматься только медицинский работник. Не пытайтесь самостоятельно оздоравливать детей с помощью фитопрепаратов. Помните, что лекарственные растения — это лекарства и давать их нужно дозированно, особенно детям. Ведь многие дети обладают повышенной чувствительностью, и у них иногда наблюдается аллергическая реакция на самые невинные домашние средства. Например, почти всем можно рекомендовать лук и чеснок при простуде, но есть люди, для которых эти растения — сильнейший аллерген.
Физические развивающиеся и оздоравливающие упражнения. Среди мировых, проверенных временем систем оздоровления через физическое совершенствование наиболее известны Хатха йога и Дао. И та и другая система имеют глубокие философские основы, но система Дао несколько демократичнее, не так жестко связана с системой специального питания, и для ознакомления я предлагаю вам освоить несколько не очень сложных упражнений. Ваша работа педагога младшей школы требует большого мышечного напряжения. Комплекс поможет вам меньше уставать. Попробуйте за два практических занятия овладеть основными элементами и включите их в свой комплекс физической нагрузки. Некоторые детали упражнений вы можете предложить и детям. Не пытайтесь разучить комплекс с детьми полностью. Для них он чересчур сложен.
Упражнения оздоровительной системы Хуашаньской школы Дао
Китайская медицина накопила двухтысячелетний практический опыт, который подсказывает, что болезни происходят от обстоятельств внешнего характера — неблагоприятных климатических факторов (сырость, холод, жара), факторов внутреннего характера — эмоциональных волнений, потрясений (скорбь, гнев, печаль, радость и др.), нарушений в питании, жизненном ритме, сне. Это приводит к хаосу в циркуляции крови и энергии, происходит борьба здорового духа с болезнями. Сила здорового духа в этой борьбе очень важна: «Если в теле здоровый дух, то болезнь не сможет проникнуть в организм». Укрепление здорового духа с помощью питания и лекарств — пассивный метод. Главной и активной мерой являются движение и тренировки. «Тело человека жаждет работы, но эта работа не должна изматывать его. Движения укрепляют энергию в теле. При этом кровь будет лучше циркулировать, и тогда человек не будет болеть».
Приводимые ниже упражнения просты, доступны, легко выполнимы, но поистине чудодейственны. «Если основа крепка, то и болезнь не пристанет».
Наставления к упражнениям
1. Последовательность, постепенность и постоянство. Упражнения Хуашаньской школы Дао не так динамичны, как чисто спортивные, однако они приводят в движение всю мышечную систему, весь опорно-двигательный аппарат, наиболее важные внутренние органы. Овладевая ими, нельзя проявлять поспешность, особенно начинающим. Кроме того, должны быть ограничения во времени и числе повторений.
Необязательно выполнять все упражнения. Можно выбрать лишь те, которые соответствуют вашим физическим возможностям и самочувствию. Начинающим лучше начать с одного-двух упражнений в положении стоя и заниматься каждый день 2 раза по 3 — 5 минут. Когда организм привыкнет, то в занятия можно включать большее число упражнений, а время соразмерно увеличить до 10 — 15 минут. Постепенность — залог успеха. И тренироваться надо так, чтобы было приятно. При этом следуйте китайской пословице:
«Нельзя три дня ловить рыбу, а два дня сушить сеть».
2. Изжить злость и умерить желания. Изжить злость — это значить быть жизнерадостными, во всех ситуациях сохранять спокойствие, не волноваться. Умерить желания — это значит уменьшить нереальные потребности и желания. Следует понимать, что неосуществимые желания вызывают печаль.
3. Движения должны быть не резкими, а округлыми, непрерывными, медленными и мягкими.
4. Улыбка на лице!
«Возвращение к молодости»
Задача упражнения — избавление от нечистого воздуха в организме и наполнение его свежим, а также улучшение циркуляции крови и энергии, поддержание жизненной силы, достижение гармонии. Это упражнение не только закладывает основу для выполнения последующих, но и успешно лечит боли в плечах, вздутие желудка и живота, боли при менструациях. Это упражнение следует повторять достаточно часто. Начинающим рекомендуется выполнять его каждый день по 3 — 5 мин.
1. Встать, ноги поставить на ширину плеч, руки опустить, все мышцы расслабить. Взгляд устремлен, освободиться от всех мыслей, войти в состояние покоя (1).
2. Дыхание глубокое, вначале вдох, затем выдох. При вдохе подняться на носки, грудная клетка расширяется, начинающим рекомендуется дышать через нос, затем нос и рот. Вдыхаемый воздух направляется мысленно в нижнюю часть живота (2). При выдохе опуститься на пятки, воздух мысленно выводится из нижней части живота. Колени в этот момент немного сгибаются, таким образом, весь «нечистый» воздух выходит из легких и желудка через рот (3). Повторить 8 раз.
3. Сотрясение всего тела. После глубоких вдохов и выдохов сделать перерыв — 1 мин. Расслабиться, принять исходное положение, колени чуть согнуты. Начинайте сотрясение тела (у мужчин должна при этом колебаться мошонка) (4). Сотрясение выполняется в течение 1 мин. (около 146 раз).
Внимание! При сотрясении мышцы и все внутренние органы должны ощущать колебания, только тогда упражнение можно считать выполненным правильно.
4. Вращение плечами. Ноги поставить на ширину плеч. Центр тяжести тела перенести вперед, опираясь на носки, колени чуть согнуты, расслабиться. Рот чуть приоткрыт, руки опущены вдоль туловища свободно. Затем начинайте поочередное вращение плечами: вначале поднять левое плечо вперед-вверх, затем опустить назад-вниз, описывая таким образом круг. Одновременно правое плечо делает круг назад—вниз и вперед—вверх. Выполняется 16 вращении (5—6). При круговом движении плеч надо задействовать и тело, и предплечье, чтобы верхняя часть тела непрерывно двигалась, тем самым заставляя «нечистый» воздух выйти из всех внутренних органов.
Внимание! Выполняя вращение плечами, дышать произвольно, в соответствии с ритмом движений, специально вдохи и выдохи не делать. Не делать резких движений! Со временем число вращении можно увеличить.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Болит голова. Нагните голову, нащупайте выступающий позвонок в месте перехода шеи в спину и потрите его с небольшим усилием 2—3 мин. Сделайте пять круговых движений головой вправо, пять влево. Полностью расслабьте мышцы шеи и позвольте голове «упасть», проделайте это упражнение пять раз. Выпейте сладкий чай или съешьте конфету с фруктовым наполнителем, запейте ее водой.
Устали глаза. Закройте глаза и представьте себе луг, заросший сочной зеленой травой. Постарайтесь мысленно сосредоточиться на этой картинке в течение 2—3 мин.
Если есть возможность, промойте глаза прохладным спитым чаем.
Перенапряжено горло, устали голосовые связки. С закрытым ртом сделайте несколько мышечных усилий, при которых вы ощутите неприятное напряжение подчелюстных мышц, корня языка, глотки и гортани. Время упражнения 5 — 10 с. Чувство напряжения в подчелюстных мышцах останется еще на 2 — 3 мин, голос восстановится. Выпейте стакан чая с мятой или пососите мятную пастилку. Можно бросить в стакан горячей воды таблетку валидола и подышать парами в течение 1 мин.
Устал слуховой анализатор, вас раздражает шум. Крепко прижмите ладони к ушам и с силой, резко отдерните руки. Повторите упражнение 5—7 раз.
Устал плечевой пояс. Сделайте несколько дыхательных упражнений.
Устала поясница. Перемените положение тела: если вы сидели — встаньте и походите, если стояли — сядьте поудобнее, расслабьте мышцы.
Если у вас плоскостопие. Постарайтесь в течение дня несколько раз сменить обувь, чтобы менять нагрузку на свод стопы.
Не накапливайте дискомфортные ощущения. Любите свое тело, заботьтесь о нем!













Раздел четвертый
ПРАКТИКУМ

Глава 23. Методика проведения занятий по формированию стиля здоровой жизни у учащихся первых классов

Как мы уже договорились, уважаемый молодой коллега, цель этого учебника не только познакомить вас с основами здорового образа жизни, помочь вам сформировать свой собственный стиль здоровой жизни, дать сведения о наиболее типичных формах отклонений от возрастной нормы здоровья, но и помочь вам выработать навыки преподавания здравосберегающих дисциплин в курсе младшей школы. Некоторые рекомендации могут быть использованы при проведении занятий по привитию навыков здорового образа жизни в дошкольных учреждениях.
В школьной программе есть предмет, который называется «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». Курс включен в основную сетку часов с первой четверти первого класса. Но, как показывает практика, в период адаптации к школьной жизни первые занятия по ОБЖ приходится распределять между общей внутришкольной безопасностью (окна, двери, лестницы, переходы и прочее) и безопасностью на улице (многие дети впервые остаются без присмотра взрослых со всеми вытекающими последствиями).
Зато со второй учебной четверти уже вплотную можно заняться проведением уроков на тему «Ты и твое тело», дать маленькому человеку расширенное представление о самом себе. Сделать это необходимо во благо ребенка, для осознанного отношения к собственному организму как к абсолютной ценности. Однако нужно помнить о некоторых особенностях психологии детского возраста. Так, если в 5 — 6 лет ребенок еще не знаком с чувством брезгливости по отношению к себе и другим, то начиная с семи и до десяти брезгливость во многом определяет отношение маленького мыслителя к миру людей и животных. Физиология во многих ее проявлениях — от анатомического устройства мужских и женских генитальных органов до актов мочеиспускания, рвоты, дефекации и некоторых других физиологических актов — воспринимается ребенком с элементом брезгливости. Дети 7—10 лет зачастую очень бурно реагируют на чужую боль, на вид крови. Имея в этом возрасте довольно высокую степень установки на помощь, они при минимальной обученности и психоподготовке к стрессовым ситуациям умеют быть полезны себе и другим. Однако подготовка необходима, а начинается она со знакомства с самим собой.
Вам предлагается комплект поурочных планов на две школьные четверти. Прежде чем выйти к детям с этими рабочими конспектами, вы должны отработать их на практических занятиях. Вы уже знакомы с понятием «факторы риска» и знаете, что профилактика воздействия этих факторов зависит от времени ее начала. Чем раньше мы начнем снижать степень аутоагрессии, повышать степень уважения человека к себе как к личности, тем эффективнее будет наша работа по формированию стиля здоровой жизни каждого ребенка.
Предлагаемый материал вы должны отработать за шестнадцать академических часов практических занятий. Учитывая наполняемость групп, можно предположить, что каждый студент проведет один мини-урок. Распределение тем — право руководителя семинара, но один совет автор учебника все же вам хочет дать. К практическому занятию каждый будет готовить один-два плаката на ту тему, которая ему досталась. Рекомендую переписать в тетрадь все поурочные планы и сделать наброски всех плакатов — это пригодится вам в практической работе.* [* В составлении планов уроков участвовали методисты А. В. Веселова и О. Н. Горяйнова.]

Занятие 1

Тема: «Знакомство с самим собой».
Цель: дать детям общее представление о понятии «личность».
Методическое обеспечение: плакат № 1.

Работа по теме
1) Беседа учителя. Мы начинаем изучать новый предмет. Он называется «Основы безопасности жизнедеятельности». Обеспечивать безопасность — это значит кого-то или что-то охранять. Как вы думаете, кого или что можно охранять (дети называют животных, птиц, растения... и постепенно с помощью учителя переходят к человеку). Наша Земля очень большая. На ней живут самые разные люди. Все вместе они образуют человеческое общество (все выделенные слова записываются на доске). Самое маленькое человеческое общество состоит из двух человек. Семья — это тоже общество. Когда человек находится в обществе и общается (разговаривает с другими людьми, помогает, мешает им), он проявляет свое общественное «я». Например: «Я помог бабушке донести сумку», «Я отнял у брата игрушку», «Мы с товарищем пошли в кино». Есть у человека и другое «я» -- индивидуальное. Оно проявляется в тех случаях, когда мы делаем что-то для себя. Это что-то может приносить нам пользу, вред. Например: «Я читаю интересную книгу», «Я перебегаю улицу на красный свет». И наконец, есть «я» биологическое. Это понятие включает в себя человеческое тело и его жизнедеятельность: «Я человек высокого роста», «Я дышу». Из этих трех «я» складывается единая человеческая личность. Каждый из нас — личность.
2) Вопросы и задания для закрепления
Если мы говорим: «У девочки красивые глаза», — какую часть ее «я» мы имеем в виду? Если мы говорим: «Мальчик любит плавать», — какую часть его «я» мы имеем в виду?
Придумайте фразу, в которой бы говорилось об общественном, индивидуальном и биологическом «я» человека.
3) Работа с плакатом. Придумайте такую фразу о биологическом «я» человека, в которой говорилось бы о небрежном отношении человека к своему телу. Начну я: «Дима никогда не чистит зубы». Какая может случиться беда, неприятность с ним? Когда человек ведет себя неосторожно, невнимательно относится к самому себе, он нарушает правила здорового образа жизни. Мы на наших уроках будем учиться быть здоровыми. А помогут нам в этом брат и сестра — Неболейка и Хворайка.
Прочтите подпись к плакату.
Опишите, как выглядит Неболейка и Хворайка. Как вы думаете, почему?

Контрольные вопросы:
1. Из каких трех «я» складывается единая человеческая личность?
2. Как зовут героев, изображенных на плакате, и почему?

Домашнее задание
Нарисуйте фигурки Неболейки и Хворайки, вырежьте и наклейте на кусочки картона. Фигурки будут нужны нам на уроках до конца учебного года.

Занятие 2

Тема: «Здоровый образ жизни».
Цель: дать детям общее представление о здоровом образе жизни.
Методическое обеспечение: плакат № 1.

Повторение
Покажите свои рисунки. Посмотрите на всех этих Неболеек. Все ли ребята нарисовали их верно? Можно ли всех этих девочек назвать Хворайки? Почему? Вспомните, из каких трех «я» складывается человеческая личность.

Работа по теме
1) Беседа учителя — Когда человек заботится о своем биологическом «я», т. е. дышит свежим воздухом, ест здоровую, свежую пищу, много двигается, внимательно относится к своим глазам, бережет зрение, не переутомляет слух чересчур громкими звуками, старается не простужаться, одевается по погоде, мы говорим, что этот человек ведет здоровый образ жизни. На наших уроках вместе с Неболейкой и Хворайкой мы будем учиться быть здоровыми. Посмотрите еще раз на героев на плакате. Я расскажу вам о них:
Неболейка закаляется,
Он зарядкой занимается.
У Хворайки сто болезней.
Говорить ей бесполезно,
Что здоровье начинается
Там, где наша лень кончается.
Лень Хворайке умываться,
Встать пораньше, причесаться
Ей, поверьте, тоже лень.
Начинать с зарядки день
Наша девочка не хочет.
В ванной весело хохочет,
Пастой чертиков рисует.
Неболейка протестует,
Говорит сестренке он:
«У природы есть закон —
Счастлив будет только тот,
Кто здоровье бережет.
Прочь гони-ка все хворобы!
Поучись-ка быть здоровой!»

Расскажите, что вы узнали из стихотворения о Неболейке? О Хворайке?



Плакат № 1 Эй, первоклассник, скорей отвечай-ка,
Где Неболейка, а где тут Хворайка.

2) Примерные вопросы:
1. Почему Хворайка так худа и бледна?
2. Почему она так много болеет?
3. Опишите внешность Неболейки.
4. Как вы думаете, почему он выглядит именно так?
5. Что должна сделать Хворайка, чтобы стать здоровой девочкой?
6. Как вы понимаете слова «здоровый образ жизни»?

Домашнее задание
Запишите в тетради все, что вы сделали за неделю для укрепления своего здоровья.


Занятие 3

Тема: «Костный скелет».
Цель: познакомить детей с основными частями костного скелета.
Методическое обеспечение: плакаты № 2, 3, 4.



Плакат № 2
Как устроен человечек?
Палка, палка, огуречик.



Плакат № 3
Неболейка крикнул: «Нет!»
В человеке есть скелет.

Повторение
Как вы понимаете слова «здоровый образ жизни»? Можно ли по внешнему виду человека определить, здоров он или болен? Прочитайте, что написано на доске:
Счастлив будет только тот, кто здоровье бережет.
Расскажите, что вы сделали за неделю для своего здоровья. А можно ли что-нибудь сделать для здоровья других?
Каждый сам должен научиться беречь свое здоровье. Дома надо помочь маме в уборке квартиры, чтобы воздух был всегда чистым, гулять перед сном с родителями, ежедневно делать зарядку.

Работа по теме
1) Беседа учителя, В человеческом теле все устроено очень разумно, и никакие его части не могут быть второстепенными. Сегодня мы поговорим о том, что лежит в основе нашего тела.
Скульптор, создавая статую, вначале делает каркас, который не позволит глине рассыпаться.
В человеческом теле тоже есть каркас и называется он «скелет». Если бы скелета не было, наше тело стало бы бесформенным, человек не смог бы сделать ни одного движения, был бы похож на мешок.



2) Работа с плакатами. Прочтите подписи к плакатам.
Как вы думаете, кто прав — Неболейка или Хворайка? Послушайте, что хочет рассказать нам Неболейка:
— Все части скелета имеют свое название.
Череп охраняет мозг. Поэтому кости черепа очень крепкие и соединены прочно (потрогайте руками свою голову).
Позвоночный столб состоит из 33 отдельных позвонков. Они соединены между собой связками. Связки растягиваются, и поэтому мы можем сгибаться и разгибаться.
Грудная клетка состоит из ребер и грудины. Почему она называется клеткой, как вы думаете? В ней находятся сердце и легкие — очень важные органы для человека, и клетка их защищает.
Таз — к тазовым костям прикрепляются ноги, а внутри таза помещаются разные органы. Человек не смог бы сидеть без этой важной части скелета.
Руки и ноги — верхние и нижние конечности. Их нужно очень беречь. Например, самое непрочное место на ноге — голеностопный сустав. (Сустав — это место, где одна кость соединяется с другой.) Там нога часто подворачивается. И коленка, конечно, тоже опасное место.

Контрольные вопросы:
1. Для чего нужен скелет?
2. Какие части скелета вы знаете?
3. Как кости скелета соединяются между собой?

Домашнее задание
Вспомните, как называются части скелета, и расскажите об этом родителям.

Занятие 4

Тема: «костный скелет» (продолжение). Цель: познакомить учащихся со строением костного скелета в целом
Методическое обеспечение: плакаты № 2, 3, 4.

Повторение
Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. Для чего нужен скелет?

Работа по теме
1) Беседа учителя. Какие части скелета вы знаете? (Дети называют, учитель записывает на доске и дает пояснения.)
2) Практические упражнения.
Встаньте около парты. Я покажу на плакате части скелета, а вы хором назовете их и сделаете какое-либо упражнение, в котором участвуют:
а) только руки (согнуть и разогнуть в локтях);
б) только кисти рук (сжать и разжать кулаки);
в) только ноги (согнуть в коленях);
г) только ступни (оттянуть носок);
д) только позвоночник (наклоны вперед и назад, поворот головы).
3) Работа с плакатами. Заучите стихотворную подпись под плакатом.
Расскажите, почему надо бережно относиться к человеческому телу.

Контрольные вопросы:
1. Как кости скелета соединяются между собой?
2. Почему кости черепа так плотно соединены?

Домашнее задание
Придумайте упражнения для шейного отдела позвоночника.

Занятие 5

Тема: «Мышечный скелет».
Цель: познакомить детей с основными поверхностными мышцами тела.
Методическое обеспечение: плакат № 5.



Повторение
Вспомните, как называются части скелета. Как кости скелета соединяются между собой? Покажите, какие упражнения вы придумали для шейного отдела позвоночника.
Работа по теме.
1) Беседа учителя. Упражнения, которые вы придумали, можно выполнить только потому, что костный скелет заключен в прочный мышечный каркас. Когда вы выполняли упражнения для шеи, вы управляли шейными мышцами. При рождении ребенка мышцы его еще очень слабы. К концу первого года жизни они набирают силу, и человек начинает ходить, его тело становится пластичным. Пластика — это умение управлять своими движениями.
2) Работа с плакатом. Прочтите стихотворение, которое я написала на доске:

Чтобы тело было крепким,
Заключен скелет, как в клетку,
В мышцы сильные, тугие.
Знаешь бицепс? А другие
Сможешь мышцы нам назвать?
Нет? Тогда давай читать.

Рассмотрите плакат. Прочитайте, как называются основные мышцы тела. (Как обычно, новые слова записываются на доске и в тетрадях.)

Контрольные вопросы:
1. Нужно ли укреплять свои мышцы? Как это можно делать?
2. Назовите, какие мышцы вы запомнили.

Домашнее задание
Дома перед зеркалом заставьте поработать мимические мышцы лица.

Занятие 6

Тема: «Мышечный скелет» (продолжение). Цель: связать теоретические знания ребенка о мышцах вообще с понятием о собственных мышцах.
Методическое обеспечение: плакат № 5. Повторение
О чем мы говорили на прошлом уроке? Вспомните, как называются основные мышцы тела, покажите их на плакате.

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign