LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

а – 1; б – 5; в – 3;
а – 1; б – 6; в – 3;
а – 6; б – 1; в – 3;
а – 5; б – 1; в – 2;
а – 1; б – 4; в – 2;
а – 5; б – 3; в – 1;
а – 2; б –5; в – 6; г – 4; д – 3; е – 1.

99 — 75 очков: Ты уже «созрел» для того, чтобы иметь постоянного партнера, а может, уже и «перезрел». Может быть, ты уже связан с кем-нибудь прочными отношениями или ты все еще лишь мечтаешь об этом? Это неважно. Ты считаешь, что самоутвердиться ты можешь лишь при наличии друга (подруги). «Мы» для тебя важнее, чем «Я». В одиночку ты чувствуешь себя так же, как листок на ветру. Тебе недостает здорового эгоизма. Признайся, ведь тебе уже несколько раз казалось, что тебя просто использовали? Это чувство приходило после того, как рушилась очередная «любовь»? Уделяй больше внимания собственным интересам — это относится и к любви. Ведь любовь в том и заключается, что сходятся два совершенно разных человека — у каждого свои интересы, цели и желания.
74 — 48 очков: Ты отлично разбираешься во всем, что касается взаимоотношений с противоположным полом. Ты берешь на себя ответственность за самого себя и за свои поступки и всегда готов прийти на помощь партнеру. Ты обо всем можешь говорить открыто — даже о таких вещах, как сексуальность, сексуальные желания или предохранение. Ты умеешь добиваться того, чего хочешь, однако всегда чувствуешь, когда можно и нужно уступить. Все отлично. Так держать! Однако тебе не следует задирать нос: помни, что в этих делах никогда в жизни нельзя постичь всего. Всегда находится что-то новое, то, чего ты еще не знаешь и чему тебе придется учиться. И это счастье, что в этой области никому из нас не дано достичь абсолютного совершенства.
47 — 22 очка: Постоянный партнер? Тебя бросает в дрожь от одной мысли об этом. Ты еще не готов к серьезным отношениям. Может, потому, что ты еще слишком молод? Или немножко эгоист? А может, потому, что хочешь еще поэкспериментировать, пособирать жизненный опыт. Для тебя и речи не может быть о том, чтобы иметь постоянного партнера. Наоборот, у тебя есть сотня убедительных аргументов против этого: ущемляет свободу, делает несчастным, заставляет считаться с кем-то, вынуждает уделять меньше внимания собственным интересам и друзьям. Все это действительно может, однако совершенно не должно быть именно так. Любовь может принести тебе внутреннее обогащение. Полностью отказаться от этого чувства неразумно и невыгодно.

Словарь некоторых терминов

Девиации половые — отклонение от общепринятых в данном обществе норм полового поведения.
Инверсия влечения — направленность влечения на одноименный пол. Инцест — половые отношения с кровными родственниками.
Коитальный — возникающий при половом акте.
Либидо — половое влечение.
Мастурбация (онанизм) — искусственное половое возбуждение, вызываемое самостоятельно вне полового акта.
Оргазм — высшее сладострастное половое ощущение, завершающееся чувством полного удовлетворения.
Перверсии — половые извращения.
Петтинг — вызывание оргазма взаимными ласками без полового акта. Поллюции — семяизвержение, возникающее во время сна.
Половая аутоидентификация — ощущение своей принадлежности к мужскому или женскому полу.
Пубертатный возраст — период появления признаков половой зрелости. Репродуктивный возраст — детородный возраст.
Фригидность — половая холодность.
Эрогенные зоны — участки тела, прикосновения к которым вызывают половое возбуждение.
Эрекция — напряжение мужского полового члена.
Эякуляция — семяизвержение.

Вопросы и задания:

1. Какие факторы брачного клиринга вам известны?
2. Как связать возраст и отдельные факторы брачного клиринга?
3. Как можно использовать тест на сексуальную аутоидентификацию в воспитательной работе? Дайте анализ вопросов теста.

Глава 15. Сексуальная культура мальчиков-подростков.
Сны мальчиков и девочек

В подростковом возрасте в организме человека, будь то мальчик или девочка, возрастает концентрация половых гормонов. Под влиянием этих биологически активных веществ проявляются едва наметившиеся в 10 — 11 лет вторичные половые признаки. У мальчика это: рост кадыка, ломка голоса, изменение фигуры по мужскому типу, изменение величины и конфигурации генитальных (половых) органов, оволосение по мужскому типу, в том числе рост усов и бороды. Появляются эякуляции. Эякуляция в подростковом возрасте бывает в виде ночных поллюций, которым предшествуют эротические сны. Эякуляцией также заканчивается процесс мастурбации, онанистический акт, что тоже в пределах физиологической нормы. Через онанизм в пубертатный период проходят практически все мальчики-подростки. Родители должны твердо знать, что это явление свойственно возрасту и не является нездоровым, т. е. во все времена, на всех широтах независимо от социальных и религиозных запретов мальчики в 12 — 15 лет занимались мастурбацией. Занимаются и будут заниматься. Среди причин, побуждающих к этому занятию, разберем только одну, которая, как показывает опыт, наиболее убедительно объясняет причину акта. Речь идет о переполнении семенных пузырьков небольшим количеством спермы, взвешенной в растворе фруктозы, углевода, образующегося при обмене веществ. Когда мальчик был маленьким, семенные пузырьки, расположенные в глубине его тела, пребывали в спавшемся состоянии. Начиная с пубертатного периода эти мешочки периодически заполняются содержимым, раздуваются, и нервный импульс с их поверхности поступает по восходящим нервам в спинной мозг. Затем он идет в подкорковые области головного мозга и, наконец, в кору больших полушарий, где осмысливается. Но осмысление это произойдет позже вместе с социальным взрослением. А в возрасте 12—14 лет его еще нет, зато начинается панический вопрос: «Что со мной происходит?» — и огромное желание избавиться от тягостного физиологического напряжения. Мастурбация вызывает эякуляцию, семяизвержение, семенные пузырьки опустошаются, наступает блаженное расслабление. Далеко не последняя роль в формировании стереотипов возрастного поведения принадлежит снам подростка.
Пересказывать чужие сны нечестно. Попробуем обойтись намеками. Сознание за день собирает массу впечатлений: здесь и школа с ее тревогами, радостями, познаниями и, увы, непониманием. Компания значимых других — сверстников-мальчиков, которым мальчик старательно демонстрирует образцы своего полоролевого поведения, тоже оставила след среди запечатленных событий дня.
Кстати, хотелось бы, чтобы для всех была ясно различима разница между полоролевым и сексуальным поведением. А точнее, давайте определим: сексуальное поведение — часть полоролевого. В чисто мужской компании людей 13—14 лет сексуальному компоненту отведено немного места. Нами будет рассмотрена в основном возрастная норма, хотя стоит упомянуть, что мы нередко сталкиваемся со случаями гомосексуального насилия более развитых подростков над слабыми или младшими по возрасту мальчиками. Родители должны об этом знать и, учитывая данный факт, присматриваться к старшим товарищам сына. Разумеется, делать это нужно тактично, не оскорбляя подозрением мальчишескую дружбу.
Не последнее место среди впечатлений дня принадлежит и юной особе женского пола, которая привлекла внимание мальчика своим внешним видом, поведением, разумностью, умением общаться, хрупкостью и незащищенностью или уверенностью и силой характера, да мало ли еще чем! Что нам за дело? Главное, что он влюблен. И это прекрасно. В период переживания первой подростковой любви, которая называется на языке психологов агапэ, мужает представитель сильной половины человечества.
Зигмунд Фрейд, основоположник теории «пансексуализма», т. е. теории, объясняющей наши деяния и поступки с точки зрения сексуальной ориентации человека, называл сны «королевскими воротами в бессознательное».
Итак, вы поняли, что сны подростка тревожны и весьма содержательны, что они эмоциональны и предъявляют к организму мальчика весьма высокие физиологические требования? Прекрасно. Теперь вам ясно, что послужило толчком к поллюциям? Очень хорошо. Вы смущены и взволнованны? Попробую облегчить ваше состояние: подросток в 99% случаев не помнит свои сны. Природа мудра и хранит неокрепшее сознание мальчика от лишних потрясений. Потому не пытайтесь стать на ступеньку ниже природы и не делайте подростку намеков относительно того, что некоторые его переживания для вас не тайна. Будьте тактичны.
И уж сразу, чтобы больше не возвращаться к этому вопросу, заглянем в сонное царство девочки-подростка. И здесь перед нами предстанет пестрый калейдоскоп из обрывков школьной жизни, кусочков эмоционального пирога девичьей компании, кадров популярного телефильма, семейных сцен и, конечно, будет в этих снах некто с соседней парты или из противоположного дома, некто с нашей вами точки зрения не стоящий внимания, а с точки зрения девочки очень даже значимый другой. И он ее обязательно поцелует. Вот! А вы об этом ничего и знать не знаете, потому что это тайна. Девочки, кстати, чаще помнят свои сны, чем мальчики. И иногда именно эта тайная память заставляет их замкнуться и замолчать. Не тревожьте девочку, не приставайте к ней с призывом пооткровенничать.

Вопросы и задания:

1. Чем обусловлено сексуальное поведение мальчика-подростка?
2. Что вы знаете о подростковом онанизме?
3. Охарактеризуйте проекцию снов подростка на его поведение.

Глава 16. Девочка-подросток и здоровье будущих поколений

В 13 — 14 лет девочке чрезвычайно нужны поддержка и советы старших женщин. В это время она, как и ее сверстники мужского пола, испытывает могучий диктат гормонов. У нее проявляются вторичные половые признаки: увеличивается грудь, фигура меняется по женскому типу, в подмышечных впадинах и на лобке появляются волосы, устанавливаются регулярные менструации.
Половое созревание, пубертат, у девочки начинается раньше. В 11 лет у многих из них появляются первичные менструации (менархе), часто болезненные. Девочка должна быть подготовлена к этому нормальному проявлению своей физиологии. Правила гигиены в менструальный период ей должны быть известны заранее. Любая боль при месячных крововыделениях должна быть снята при помощи средств, ликвидирующих ее в месте появления. Нужно снять спазм матки и труб. Поэтому девочкам при болях дают белладонновые препараты, свечи с красавкой, но-шпу. Частые болезненные менструации могут быть признаком серьезного заболевания и в итоге привести к вторичному бесплодию.
Несколько слов о переохлаждении. Девочки иногда носят зимой и осенью чересчур легкую одежду. Речь идет прежде всего о недостаточно теплых панталонах и обуви. Воспаления придатков, следствие переохлаждения нижней части туловища, могут протекать бессимптомно, могут быть смазаны болью в кишечнике, кашлем, насморком. В результате микросклерозированные участки в яичниках, закупорка маточных труб и впоследствии невозможность для зрелой яйцеклетки пройти в матку. Переохлаждаются девочки и сидя на морском песке пляжа в ветреную погоду, не сменив влажный купальник на сухой. Последствия те же.
Неправильное питание в подростковом возрасте тоже становится иногда причиной бесплодия. Девочка обязательно должна есть пищу, богатую белками. Но вот подросток решает худеть и пытается «посидеть» на самых различных диетах. Это опасно. Пусть девочка ограничит в своем рационе количество сахара, конфет, откажется от сдобных булок — вреда не будет. Однако, если она исключила из меню мясо, рыбу, молоко, яйца, ест только яблоки и кислую капусту, реакция организма проявляется в виде грозного симптома: прекращение месячных. Подростки, не сознавая, какая с ними случилась беда, радуются — жизнь проще, меньше возни. На самом деле они больны, и их нужно лечить.
Мать, узнав о том, что у дочери нарушился менструальный цикл, должна немедленно отвести ее к детскому гинекологу. И вообще желательно, чтобы все девочки-подростки познакомились с этим специалистом в возрасте 11 — 12 лет. Так принято во всех цивилизованных странах. Ничего нет зазорного в консультации у детского гинеколога. Есть такие женские заболевания, которые дают очень ранние симптомы, и на ранних стадиях их можно вылечить. На поздних — нет. В том числе это относится и ко вторичному бесплодию. Ну в самом деле, ведь окулисту, ортопеду мы не стесняемся показывать детей в профилактических целях. Почему же не посетить и гинеколога, хотя бы для того, чтобы получить ответ: «Все в порядке». Девочек обследуют не так, как женщин, есть специальные, совершенно безопасные для девственности методики. Посещение интимного врача установит более тесный контакт между мамой и дочкой. А это очень важно и в случае незапланированной беременности.
Если в доме создана доверительная атмосфера и девочка в состоянии без риска для себя поделиться случившимся с самым близким человеком, мамой, то первый совместный визит должен быть нанесен врачу, а не маминой лучшей подруге, которая «даст совет». Время терять нельзя. На самых ранних сроках незапланированная беременность может быть прервана без особого ущерба для здоровья.
Позднее встает проблема обычного медицинского аборта. Это риск. Риск большой — аборт на нерожавшей матке чреват бесплодием. Матка выстлана слизистой оболочкой, верхний ее слой называется децедуальным. После первого аборта у нерожавшей женщины он восстанавливается не всегда. И тогда мать девочки, неудачно проэкспериментировавшей в сексуальных связях, рискует никогда в жизни не услышать ласковое обращение «бабушка». Лечить постабортное бесплодие очень трудно. Иногда удается вернуть счастье материнства, но, увы, лишь небольшому проценту пациенток.
Можно под контролем врача довести беременность до пятого-шестого месяца и вызвать преждевременные роды. Процедура психологически и физиологически очень тяжелая для юной беременной: родовые пути не подготовлены, мозг крайне напряжен осознанием греха. Ведь малыш уже жизнеспособен, мать чувствует шевеление плода, и зловещее слово «убийца» пускает в подсознании свои корни.
Иногда по общему согласию путем долгих мучительных раздумий, беременность решают сохранить и довести до нормального родового срока. Тут возникает масса социальных сложностей: родственники, соседи, школа, наконец.
В Соединенных Штатах, где проблема беременности юных стоит так же остро, как и у нас, созданы специальные школы, куда переводят беременную девочку. Там она учится до родов. Если у кого-то из ваших знакомых забеременела юная дочь и они очень травмированы этим фактором, утешьте их. Скажите, что они вовсе не одиноки на земном шаре со своей нелегкой проблемой, что это не горе, не беда. Просто жизненная трудность. Поддержите их морально. И, знаете, если этот ребенок все же родится, он будет вас очень любить: доказано, что плод прекрасно чувствует, кто хочет видеть его человеком, а кто нет. У любого гинеколога в любой поликлинике под стеклом лежат фотографии девчушек и мальчишек, которых они спасли от материнского отчаяния, от диктата бабушек, от власти безжалостной толпы.
Теперь несколько слов о фригидности. Отвращение к коитальным формам близости — большое несчастье для женщин. Фригидная женщина не только обездолена отсутствием любимого мужчины, детей. Она, как правило, болезненна и имеет тяжелый характер. Заболевания органов малого таза, сердца, сосудов у фригидных женщин встречаются чаще, чем у тех, кто ведет нормальную интимную жизнь. А кто же хочет, чтобы дочь болела? Фригидная женщина отличается вспыльчивостью, обидчивостью, подозрительностью, общим недоброжелательством. А первопричина всего этого чаще всего связана с неудачным первым интимным контактом в юности.
Бесследно не проходят неудачные сексуальные опыты и для юношей. Дело в том, что иной раз чувство стыда и ощущение неполноценности толкает любовника-неудачника 16—17 лет на крайние поступки, вплоть до самоубийства. Этого никогда бы не произошло, если бы юноша знал, что подобного рода сбои бывали и до него, и будут у мужчин, которые придут в этот мир потом. Это явление неприятное, но обыденное. Причиной юношеской вторичной импотенции, так по-научному называется то, о чем идет речь, может быть неправильное сексуальное воспитание в детском возрасте. И в частности, закрепление в сознании ребенка 3—7 лет одновременно двух понятий: страх и секс.

Вопросы и задания:

1. Перечислите вторичные половые признаки женщины.
2. Почему опасен аборт?
3. Назовите причины вторичного бесплодия женщин.

Глава 17. Сексуальная культура детей

Как складывается порочная кривая, ведущая молодого мужчину к такому столь неприятному явлению, как сексуальное фиаско? Начало ее—в далеком детстве. Ребенок 3 лет — существо любознательное, пытливое и хочет знать об окружающем мире как можно больше. Интересует его в том числе и собственная сексуальная сфера. А точнее, ее анатомо-физиологические особенности. Почему девочка отправляет свои физиологические функции так, а мальчик иначе? Почему у мальчика есть детали, которые у девочек отсутствуют? Вот два основных вопроса, коими определяется интерес малыша к сексуальной области.
Чуть позже, лет в пять, ребенок задает свой сакраментальный вопрос: «Откуда я взялся?» — и, как правило, получает на него уклончивый ответ. А жаль. У детей в этом возрасте еще нет брезгливости к собственному телу, к телу другого человека, в частности матери, поэтому ответить можно было бы так: «Ты был маленьким, сидел у меня в животе в специальном мягком, теплом мешочке, потом начал расти, а когда вырос большой, и тебе стало тесно, ты постучал изнутри пяточкой. Я услышала, и мы поехали в специальную больницу, где врачи и медицинские сестры помогли тебе появиться на свет. Папа тем временем бегал по магазинам и покупал тебе одежду. Ведь ты родился на свет совсем голенький».
«А как я вышел из тебя?» — обычно спрашивает малыш.
«Ты не вышел. Ведь ты еще не умел ходить. Тебя вынули доктор и медсестра через ту дырочку, через которую я обычно хожу по-маленькому. Потом тебя искупали, взвесили, измерили твой рост. Можешь себе представить, ты был самый высокий среди мальчиков, родившихся в один день с тобой». (Вариант для девочки: «Можешь себе представить, среди других детишек ты выделялась своими кудряшками, у тебя были самые длинные волосики, и когда вас привозили кормить на специальной каталочке в одинаковых конвертах, я узнавала тебя издалека».)
Последняя фраза в общении с ребенком на тему его прихода в этот мир должна отвлекать внимание малыша от чисто физиологических вопросов. Право же, человеку в пять лет важно не только то, что он, как все, но и то, что с самого начала было что-то присущее только ему или ей. И это отличие должно быть позитивно, приятно окрашено, ибо нет ничего опаснее, чем совмещение двух понятий — страх и секс — в возрасте, когда личность только формируется. А такое совмещение встречается в тех случаях, когда родители замечают за ребенком склонности к онанизму, он же называется автоэротизмом и мастурбацией.
Причины появления такой склонности для мальчиков и девочек в большинстве случае общие: гельминты, глисты, выходящие из заднепроходного отверстия и ползающие по прианальным складкам ребенка, вызывают зуд и заставляют чесаться. Это может войти в привычку и потом перейти в онанизм. Механическое раздражение возникает также от грубых швов на трусиках или при недостаточном внимании родителей к личной гигиене ребенка: его или ее редко подмывают, кристаллы мочевой кислоты разъедают нежную детскую кожу, что вызывает почесывание. Далее механизм тот же. Иногда дети просто подражают друг другу, что чаще происходит при групповом воспитании.
В очень редких случаях онанизм — проявление повышенной нервозности. Тогда нужна консультация врача-невропатолога. В большинстве же случаев ребенка можно просто отучить от этой обычной, распространенной привычки.
Сначала остановимся на раннем онанизме мальчиков. Очень опасно наказывать ребенка за пристрастие к мастурбации. Дело в том, что основа детской нравственности в 3 — 6 лет — страх. Ребенок не совершает те или иные поступки, боясь наказания. Если на мальчика, уличив его в «рукоблудии», так это называлось раньше на Руси, начинают кричать, бьют его, то первая реакция на «воспитательную меру» — страх. В детском сознании он связывается с сексуальной сферой. Впоследствии, когда повзрослевший мальчик решит начать интимную жизнь, его может ждать приступ вторичной импотенции. Да, физически он вполне здоров, половозрел, но сознание в определенный момент дает сбой, интимный акт становится невозможен. Такова плата за ошибки взрослых.
Так как же быть? Как отучить ребенка от онанизма? Внимательно отнеситесь к его личной гигиене, следите за бельем, подмывайте на ночь, укладывайте спать на спину, сидите рядом, пока не заснет, но сидите не в напряженной позе наблюдателя, а читайте ребенку книжку, рассказывайте сказку. Ночью нужно вставать и переворачивать мальчика с живота на спину. Это кропотливая работа, она может продолжаться два-три месяца, но дает эффект.
В 11 — 13 лет все мальчики проходят через онанизм. Но это уже выход из подростковой гиперсексуальности, физиологически обоснованная необходимость. В этом случае отношение к мастурбации должно быть лояльным. Лучшим способом снятия сексуального напряжения у подростка, как уже указывалось, будут вечерняя физическая нагрузка и теплый душ. Посоветуйте ему эти несложные дополнения к бурной подростковой жизни. Купите ему гантели, эспандер, если возможно — кольца для гимнастики.
Что же касается маленьких девочек, то они при склонности к мастурбации могут занести инфекцию в половые пути. Инфекция послужит причиной воспалительного заболевания, что, в свою очередь, может привести к вторичному бесплодию. Поэтому девочек нужно отучать от мастурбации в раннем возрасте. Важно выяснить, какова реакция мочи у девочки. Если кислая, то при подмывании в воду добавлять немного питьевой соды: чайную ложку на литр воды. Во всех случаях показано подмывание с добавлением отвара ромашки. Мастурбация в детском возрасте неблагоприятно влияет на нервную систему девочки. Можно давать ей на ночь 5—6 капель валерианы. Случаи мастурбации у девочек-подростков встречаются реже, чем у мальчиков, и обычно проходят сами собой, оставаясь тайной для родителей.
Говоря о психосексуальных особенностях детей младшего возраста, стоит еще упомянуть об Эдиповом комплексе и комплексе Электры.
Эдипов комплекс встречается у мальчиков. Это повышенное сексуальное влечение к матери и порой сопутствующее ему чувство ревности к отцу. В семьях, где между родителями тяжелые отношения, женщина, пытаясь закрыть психологическую брешь в раненой, оскорбленной душе, переключает все свои эмоции на сына. Мать непомерно часто ласкает мальчика, берет его, человека 4 — 5, а то и более лет в свою постель, разрешает ему играть своей грудью и т. д. В этих случаях мальчик начинает считать себя единственным претендентом на сердце матери, нервничает и обижается, если отец проявляет при нем внимание к жене. Впоследствии, особенно если женщина воспитывает сына одна, мальчик начинает разрываться между подругой и матерью. И иногда бывает, что разрешается этот разрыв в сторону последней: холостяцкая жизнь, легкие связи на стороне и до седых волос — теплое материнское крыло. Об этих последствиях стоит задуматься слишком любвеобильным матерям.
Что же касается комплекса Электры, то он выражается в повышенной потребности дочери общаться с отцом. Мать становится объектом ревности, и это может послужить поводом для конфликтов.
Вот то немногое, что я считаю нужным сообщить о детях в возрасте 3—6 лет, протянув психосексуальную ниточку из детства в подростковый и юношеский возраст.
Теперь о детях 7 — 10 лет. Они, как правило, хорошо относятся к пернатым и четвероногим малышам. И это можно использовать в работе по сексуальному воспитанию. Будет совсем неплохо, если родители и педагоги освежат с помощью какой-нибудь интересной книжки, а то и просто учебника биологии свои знания о теории эволюции. И вот тогда в случае вопросов ребенка или по собственной инициативе можно завести с ним беседу о величии живой природы, о том, что в основе всего многообразия видов лежит величайшая из мировых тайн — живая клетка со своей закодированной информацией. Можно рассказать ребенку, что половые клетки несут половину кода, и чтобы появилась новая жизнь, две половинки должны встретиться, соединиться, как бы раствориться друг в друге под одной общей оболочкой.
Хорошо бы научиться, не краснея, произносить слова «яйцеклетка» и «сперматозоид». Дети очень часто ошибочно предполагают, что последнее слово относится к разряду ругательств. И вообще, очень часто ребенок 8—10 лет обращается к родителям за разъяснениями по интимным вопросам именно потому, что окружающий его информационный мир часто предлагает грязноватую, похотливую модель плотской любви, вычеркнув из столь естественного для человека влечения одного пола к другому гуманный момент, духовность. Я намеренно не употребила выражение «оставив лишь животное начало». Беда в том, что лучшее в животном начале человек в процессе эволюции отбросил: видовой инстинкт. Животные в своих интимных проявлениях иногда благороднее некоторых людей, у которых интеллект не заполнил инстинктивную пустоту.
Опыт показывает: с ребенком 8—10 лет можно и нужно проводить работу по начальному сексуальному воспитанию. В этом возрасте он или она могут многое понять и воспринять спокойно, так как гормональный фон у ребят в предпубертатном периоде относительно низкий, концентрация половых гормонов невелика. Они встревожены меньше, чем те, кому 11—13 лет, и кто к началу гормональной бури уже должен быть осведомлен об особенностях человеческого организма. Очень неплохо начинать беседы с рассказа о появлении на свет каких-то приятных для ребенка животных. Лучше не брать для примера хорошо известных представителей. Ребенка нужно увлечь, заинтересовать, отвлечь от ощущения гадливости, которое он, возможно, вынес из встреч с порнопродукцией.



Вопросы:

1. Как связаны между собой детский онанизм и подростковые суицидальные попытки?
2. Что вам известно о комплексах Эдипа и Электры?
3. Как вы проведете с ребенком шести лет беседу о его появлении на свет?
4. Чем характеризуется особенность сексуального сознания детей семи-десяти лет?

Глава 18. Вредные привычки, их профилактика и коррекция

Большинство привычек имеют в нашем понимании эпитет «плохая». Да и само понятие «привыкание» в психологии объясняется как негативное обучение, эффект которого состоит в отсутствии реакции на стимул.
Попробуем разобраться в этих понятиях поподробнее. Возьмем сначала взрослые привычки.
Курение. Эта привычка развивается как зависимость дыхательного центра от веществ, вызывающих дополнительную его стимуляцию. В большинстве случаев курить начинают в подростковом возрасте либо подражая товарищам, либо пытаясь снять неприятные ощущения, которые возникают под действием половых гормонов. Их концентрация в организме в период пубертата возрастает. На первых порах курение вызывает отрицательную реакцию — тошноту, рвоту, головокружение. Это борьба организма, первая и вторая стадии стресса. Привыкание — признак дистресса: реакция на отрицательный стимул закончилась, начались изменения на клеточном и функциональном уровнях — страдают печень, почки, легкие, репродуктивная сфера. Подросток, юноша, девушка до поры до времени не ощущают пагубного воздействия ядовитых веществ. Привычка, а без сигареты курильщик чувствует себя дискомфортно, развивается месяцев через 5—6. Избавиться от нее трудно, лучше не втягиваться, особенно девушкам — у курящих женщин родятся дети с хроническими заболеваниями. Иногда несовместимыми с жизнью.
Пьянство. Пьянство — это привычка, которая развивается как снижение реакции на накопление в крови ацетальдегида — продукта распада этилового спирта. Ацетальдегид в больших количествах для человека вещество ядовитое. На первых порах употребления алкоголя организм выдает реакцию весьма бурную — рвота, затмение сознания. Но юный человек «мужественно» учиться пить — преодолевает защитный барьер. Постепенно развивается не просто устойчивость к действию продуктов окисления алкоголя, а зависимость от энергетического распада спирта. Человек как бы подбрасывает в организм «горючего», ускоряет процессы ассимиляции и диссимиляции. Развивается привычка, которая носит название алкоголизма. Последствия трагичны как для самого алкоголика, так для потомства и общества. Среди последствий: цирроз печени, заболевания сердца, язва желудка, алкогольное слабоумие, хронические заболевания детей алкоголиков — от уродств до психических расстройств, асоциальные поступки. Очень опасно «похмельное зачатие» и «пьяное зачатие». Ацетальдегид оказывает отрицательное, мутагенное действие на свежие сперматозоиды. Среди генетических уродов немало детей, зачатых во хмелю. Злоупотребление алкоголем для девушек чревато нерефлективными интимными контактами и, как следствие, нежелательной беременностью или венерическими заболеваниями. Большая часть изнасилований совершается мужчинами в нетрезвом состоянии. Вот к каким трагическим последствиям ведет вредная привычка — пьянство.
Наркомания. Этот термин объединяет группу тяжелых состояний, которые стали следствием употребления наркотических веществ. Слово состоит из двух слов — «нарке» — оцепенение и «мания» — страсть. Морфин, героин, гашиш, синтетические наркотики — все это вещества, которые в малых дозах вызывают эйфорию, радостное состояние, душевную и телесную легкость, а в больших погружают человека в глубокий бесчувственный комфортный сон. И первое и второе состояние являются для организма комфортным, и негативное научение, потеря реакции на внутренние сигналы, предупреждающие об опасности, происходят очень быстро. Развивается абстинентный синдром — в отсутствие наркотика человек испытывает тяжелейшие физические и психические муки. Пристрастие к наркотикам ведет к разрушению личности, причем рушатся все составляющие. Сначала нарушаются социальные связи, затем происходит индивидуальная деградация, снижение интеллекта и, наконец, полное физическое разрушение. Худые, бедные, ненужные ни обществу, ни самим себе, разбившие сердца родителей, искалечившие судьбу детей наркоманы погибают от истощения или от СПИДа. СПИД — спутник наркоманов. Они обычно заражают друг друга, пользуясь общим шприцем. Наркомания не может в строгом смысле слова относиться к вредным привычкам, так как практически сразу превращается в тяжелую болезнь. Но механизм вхождения в заболевание тот же, что у курения и пьянства — негативное научение.
С негативного научения начинается и токсикомания. Вдыхая ароматические углеводороды, люди погружаются в мир видений. «Токси» означает яд. Токсикомания чаще всего удел детей и подростков от 8 до 16 лет. Привыкания как к наркотикам в этом случае не возникает, но одноразовый эффект может быть весьма трагичен, вплоть до смертельного исхода. Если же ребенок или подросток периодически погружается в мир видений и грез, то это ведет к развитию необратимых изменений в печени и почках. Нервная система и прежде всего кора мозга тоже подвергаются тяжелому воздействию. У токсикоманов ухудшается зрение, снижается слух, страдает интеллект.
Что же заставляет молодых людей прибегать к контакту с ядовитыми для организма веществами — никотином, алкоголем, наркотиками, ядами? Как уже указывалось, прежде всего это желание быть «как все» — диктат компании. Тревога, порожденная гормональным прессингом, тоже делает свое негативное по отношению к здоровью дело. Немалая роль принадлежит личностному и социальному факторам. Неуверенность в себе, наличие комплексов неполноценности, желание занять лидирующую позицию — вот личностные предпосылки первых шагов во вредные привычки. К социальным факторам можно отнести тяжелый макро- и микросоциальный климат — экономическую нестабильность, войну, природные катаклизмы, тяжелую семейную ситуацию. Все это может толкнуть незрелую личность в плен вредных привычек. Вредные привычки делают человека социально зависимым. Постоянное желание покурить, выпить, уколоться стимулирует к поискам средств. В основе преступлений — краж, убийств, в основе проституции нередко лежит алкогольная или наркотическая зависимость.
Все вышеперечисленное имеет самое непосредственное отношение и к вам, уважаемый коллега. Если вам от 16 до 30 лет, то эти прискорбные явления вы можете наблюдать в среде своих сверстников. Оградить себя, своих близких и друзей от вредных привычек может и должен волевой, образованный и разумный человек.
Теперь разберем привычки детей.
Привычка брать в рот несъедобные предметы — признак нервозности. Если ребенок испытывает психологический дискомфорт или с повышенной ответственностью выполняет сложную для себя работу, он берет в рот несъедобные предметы: пуговицы, карандаши, игрушки и пр. Опасности этой привычки: занесение инфекции, возможность попадания предмета в дыхательное горло или в глотку и, как следствие, возможность подавиться или, поперхнувшись, задохнуться. Если предмет был проглочен, то он может поранить пищевод или желудок. Хотя в большинстве случаев в этом случае предмет выходит впоследствии с каловыми массами.
Предупреждение привычки — снятие нервозности. Для того чтобы помочь избавиться от привычки, с ребенком нужно спокойно беседовать и напоминать ему, что он не должен выполнять данное действие. Однако бывает, что привычка укоренилась так глубоко, что избавление от нее требует вмешательства врача. Существуют нейропсихологические корректирующие методы воздействия, которыми пользуются специалисты. Есть медикаментозные методы. Это тоже область деятельности специалистов. Не занимайтесь лечением ребенка без совета врача, как бы на первый взгляд ни было «невинно» лекарство, пусть его выпишет врач. Помимо описанной привычки у детей могут встречаться еще несколько аналогичных по происхождению. Ребенок грызет ногти, ковыряет в носу, почесывает голову. Все эти привычки в большинстве случаев поддаются вербальной, словесной коррекции. Если у вас не получается отучить ребенка — посоветуйтесь с врачом, может быть, причины более глубокие.
О профилактике вредных привычек мы с вами уже говорили. Вспомните, в каком разделе? Вспомните, что именно было рекомендовано для предупреждения вредных привычек.

Вопросы и задания:

1. Что такое негативное обучение?
2. Как влияет на организм курение?
3. Пьянство и алкоголизм — соедините понятия.
4. Что вы знаете о наркомании?
5. Последствия токсикомании обратимы или нет?
6. Дайте характеристику детских вредных привычек.
7. Предложите методы профилактики вредных привычек у детей и взрослых.

Глава 19. Венерические болезни и их профилактика. СПИД и его профилактика. Профилактика сексуального насилия

Сексуальная жизнь человека может быть разделена на три составляющих: платоническая часть, эротический компонент и коиталъные контакты. В платонической части сосредоточен духовный пласт вопросов — слова, взгляды, письма, телефонные звонки и пр. Эротический — это уже танцы, объятия, поцелуи, ласки. Коитус с латинского переводится как соитие, и пара выбирает ту форму, которая им наиболее приятна и интересна. Нужно заметить, что понятие нормы в сексологии очень широко и, самое главное, глубоко индивидуально. Секс, как вы уже знаете, дан человеку не только для продления рода, но и в том числе и для получения удовольствия.
Однако, увы, сексуальные отношения не всегда безопасны. Во-первых, случайные интимные контакты чреваты для молодых женщин незапланированной беременностью. Сейчас в практику введен большой ассортимент противозачаточных средств, но почти все они требуют употребления по специальной схеме и рекомендуются людям, ведущим регулярную интимную жизнь. Если женщина хочет быть здоровой и счастливой, то она с самого начала интимных контактов, а еще лучше до начала, должна посоветоваться с врачом-гинекологом. Большую ошибку совершают те девушки, которые полагаются на советы подруг или даже мамы. У каждого своя собственная анатомия и физиология, и универсальные советы не всем годятся. Правда, есть одно простое противозачаточное приспособление — презерватив, который защищает партнеров не только от нежелательного зачатия, но и от заражения ЗПП — заболеваний, передающимися половым путем. Презерватив прост в употреблении, не снижает степень удовольствия от интимного акта, дешев и доступен. Нужно только помнить, что при пользовании им партнер должен оставлять небольшое свободное пространство для эякулята — сперматической жидкости. Слишком плотно натянутый презерватив может лопнуть. Женщина должна сама заботиться о своем здоровье и благополучии, поэтому презерватив должен быть у нее с собой, если она считает, что может попасть в ситуацию, в которой возможен интимный контакт. Никто не подталкивает вас к распущенности в интимной жизни, но избавиться от ханжеских представлений, которым давно уже никто не следует и вряд ли следовать будет: сначала штамп в паспорте, а потом интим, — необходимо. Женщина должна быть свободной в своем интимном выборе, и тогда у нее будет меньше неприятностей. Как морально-психологических, так и соматических.
Так какие же заболевания относятся к ЗПП. Их много. Разберем некоторые.
Гонорея. Вызывается гонококком. Передается контактно-половым путем и в редких случаях при пользовании общей постелью (например, девушка переночевала у подружки, больной гонореей, причем спали они вместе), через общее влажное полотенце, через чужие интимные вещи (трусы, купальники, брюки).
Скрытый период заболевания до трех суток.
Симптомы: боль при мочеиспускании, выделения из половых органов слизисто-гнойного характера, повышение температуры.
Первая помощь: лечение у врача.
Последствия: заболевания мочеполовых органов, хронического характера. Бесплодие. Эти последствия возникают только в случае, когда больной лечился вне медицинского учреждения или не прошел курс лечения полностью. Во всех остальных случаях гонорея излечима.
Гонококк может также поражать слизистую оболочку глаз. Это ведет к слепоте. В связи с опасностью заражения ребенка при прохождении через половые пути матери во время родов новорожденным закапывают в глаза антимикробные средства.
Сифилис. Вызывается бледной спирохетой. Передается контактно-половым путем, бытовой путь передачи очень редко встречается, так как спирохета погибает на открытом воздухе в течение 1—2 минут.
Скрытый период заболевания 3 недели. В последнюю неделю больной уже заразен.
Симптомы: появление язвочки в месте контакта — на половых органах, на губах, в горле. Реже в других местах. Ближайший к месту возникновения шанкра (так называется язвочка) лимфоузел распухает. Это называется первичной стадией сифилиса. Во вторичной стадии появляется сыпь, которая через некоторое время исчезает, и сифилис переходит в третичную стадию — поражение внутренних органов. В четвертой стадии поражается нервная система.
В первой и второй стадии сифилис излечим и не оставляет последствий. В третичной стадии трудно излечим и чреват осложнениями в виде хронических болезней. В четвертой стадии сифилис неизлечим, человек становится инвалидом, в том числе и с видимыми уродствами, например провал носовой перегородки. Сифилис родителей опасен для потомства — дети сифилитиков имеют специфические поражения костей, глухоту и часто родятся дебилами.
Трихомониаз. Вызывается простейшим организмом — трихомонадой. Пути передачи — контактно-половой и бытовой — купание в грязных водоемах со стоячей водой, в том числе иногда и в частных бассейнах.
Симптомы похожи на симптомы гонореи, поэтому любое состояние дискомфорта в половых путях — зуд, выделение и прочее требует лабораторной диагностики с целью определения возбудителя. Заболевание излечимо.
Хламидиоз. Сравнительно новое заболевание, вызывается микроорганизмом, паразитирующим внутри клетки. Существует, вернее известно к настоящему времени, пять видов хламидий. Три вида передаются только контактно-половым путем, а два могут передаваться бытовым путем.
Симптомы заболевания самые разнообразные, и диагноз заболевания установить очень трудно. Одним из самых тяжелых осложнений является бесплодие. Лечение хламидиоза длительное — до одного года.
СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита. Одно из самых молодых заболеваний. Вызывается ВИЧ-вирусом иммунодефицита человека. Вирус поражает одно из звеньев иммунной цепи — клетки крови, вся цепочка рассыпается. Организм перестает сопротивляться любым инфекционным агентам. Люди, больные СПИДом, могут погибнуть от самых различных заболеваний, начиная от насморка и кончая раком.
Болезнь может развиваться скрыто в течение 5 лет. Все эти годы человек заразен, хотя никаких симптомов у него нет. Такие люди называются носителями ВИЧ.
СПИД передается несколькими способами: при интимном контакте, через кровь и сперму (при коитусе могут быть незначительные, незаметные поражения слизистой, что дает возможность вирусу внедряться в тело здорового партнера). При пользовании медицинскими инструментами, загрязненными кровью больного (шприцы, иглы, катетеры). Мать может передать ВИЧ плоду. Через посуду, полотенца, при рукопожатии СПИД не передается.
СПИД называют чумой XX века. Болезнь распространяется очень быстро. Во всех странах есть антиспидовые комитеты, которые проводят большую профилактическую работу сред населения и прежде всего в группах риска: среди подростков, среди наркоманов, среди мужчин-гомосексуалистов. Последние считаются наиболее подверженными заболеванию, так как мужская сперма, попав в мужской организм, снижает иммунитет даже в отсутствие ВИЧ, а уж при его наличии тем более.
Одним из наиболее простых и эффективных способов профилактики всех венерических заболеваний и СПИДа является чистоплотность в интимных отношениях, единопартнерство, отсутствие случайных интимных контактов. В условиях роста ЗПП и СПИДа пользование презервативом становится элементарным гигиеническим требованием.
В этой главе мы с вами разберем и еще один очень интимный вопрос — профилактику изнасилований. Молодые женщины и девушки должны знать, где они могут столкнуться с ситуацией угрозы своей сексуальной неприкосновенности и как вести себя в этом случае. Лучше, чем юрист, советов на эту тему дать не может никто, а поэтому ниже приведена выдержка из книги кандидата юридических наук Ю. Г. Плесовских «Сексуальное насилие».
Что такое «сексуальное насилие», теперь знают все. Кто-то, к сожалению, из собственного опыта, кто-то — из телефильмов, газет, журналов, рассказов друзей и знакомых. В результате такой осведомленности кто-то считает сексуальное насилие выдумкой киносценаристов либо элементом «не нашей» жизни, ну а кто-то ежечасно, за каждым поворотом со страхом ждет встречи с сексуальным маньяком.
Кто же прав? Каково действительное положение дел? Стоит ли вообще думать об этом?
К сожалению, стоит. Стоит хотя бы потому, что ежегодно в нашей стране (по данным Научно-исследовательского института МВД России) совершается около 20 тыс. преступлений сексуального характера. В подавляющем большинстве — изнасилований. И хотя количество таких преступлений растет медленнее, чем многих других, нет оснований полагать, что в ближайшем обозримом будущем они станут редкостью. Тем более что реальное число сексуальных преступлений в несколько раз больше зафиксированного в милицейских сводках. Ведь милиции становится известно о случившемся чаще всего из заявлений потерпевших, а далеко не все они обращаются за помощью. Криминалисты считают, что делает это только каждая 3—4 жертва.
Полностью обезопасить себя от сексуальных посягательств почти невозможно. Но свести риск стать потерпевшим к минимуму вполне реально и не очень трудно. Во многом поможет этому знание того, КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ.
Почему-то принято считать, что сексуальное насилие совершается ночью, в глухом переулке, маньяком со зловещими чертами лица и т. п. Но это далеко не так. По статистике, большая часть таких преступлений (до 70 %) совершается вечером, от 18 до 23 часов и лишь от 7 до 14 % — ночью. Местом совершения преступления чаще всего (примерно половина случаев) бывает место жительства (квартира, дача). На улицах, во дворах и парках совершается 18 % сексуальных преступлений. Почти столько же в подвалах, на чердаках и в подъездах.
Если говорить о преступниках, то подавляющее их большинство психически здоровы! Даже среди лиц, совершивших так называемые серийные убийства на сексуальной почве (а таких очень немного) и подвергнутых судебно-психиатрической экспертизе, лишь 17,7 % были признаны невменяемыми! Больше того, чаще всего это самые «нормальные» в бытовом понимании люди! 85 % насильников — люди до 30 лет, а каждый третий из них — школьник или учащийся ПТУ.
Интересно то, что 2/3 потерпевших были знакомы с преступниками до совершения сексуального насилия. При этом 22 % случаев знакомств состоялись в день совершения преступления.
Как это ни странно, но иногда потерпевшие сами виноваты в том, что с ними произошло. Разумеется, никто из них не хотел стать жертвой насилия, но своим поведением, манерой одеваться и пользоваться косметикой они провоцируют потенциального преступника на совершение преступления. Чтобы этого не произошло, достаточно следовать совету: вести себя скромно, с чувством собственного достоинства. Но одна скромность, к сожалению, далеко не всегда спасает от насильника. Поэтому несколько рекомендаций, следуя которым можно значительно снизить риск нападения:
— всегда демонстрируйте уверенность в себе: внешним видом, походкой, взглядом, ответами на вопросы;
— прейдя в незнакомое место, осмотритесь, постарайтесь определить местонахождение телефона, людей, которые могли бы вам помочь в случае опасности;
— если пришлось одной поздно вечером выйти из дома, заранее прикиньте маршрут так, чтобы избежать плохо освещенных улиц, мест сборов мужских компаний и т. п.;
— одевайтесь таким образом, чтобы одежда не стесняла движений, но чтобы ее трудно было сорвать;
— не входите в подъезд или лифт с незнакомым мужчиной;
— будьте осмотрительны при случайных знакомствах, избегайте называть свой адрес, а если можно, то и телефон, назначайте свидания на «нейтральной» территории;
— никогда не останавливайте попутных машин;
— приобретите разрешенные законом средства самозащиты и носите их при себе;
— если такой возможности нет, купите свисток и смело пользуйтесь им в случае опасности, носите при себе в качестве средства самозащиты любую аэрозольную упаковку — лак для волос, дезодорант и т. д.;
— Вам показалось, то вас преследуют, — перейдите на другую сторону улицы, остановитесь (завязать шнурок, посмотреться в зеркальце), наконец, поверните назад и смело идите навстречу преследователю. Если опасения подтвердились, не отчаивайтесь. Вы вовсе не бессильны, кем бы ни был преступник. Но чтобы успешно насильнику противостоять, надо знать, КАК СЕБЯ ВЕСТИ.
Заговорите с потенциальным насильником. Чем дольше он будет говорить с вами, тем труднее психологически ему будет причинить вам вред. Кроме того, вы выигрываете время. Постарайтесь озадачить преступника. Он ждет от вас криков о помощи, сопротивления, но не сочувствия, доброжелательности, легкого согласия без насилия вступить с ним в половую связь, предложения презерватива. Спокойно сообщите преступнику о своей мнимой болезни. Но не говорите, что у вас СПИД или сифилис — не поверит. Чем необычней и непонятней будет то, что вы скажите, тем достовернее ваши слова прозвучат для насильника. Если сумеете, покажите ему признаки этой болезни (прорепетируйте дома перед зеркалом). Если же ничего не помогло, и преступник от своих намерений не отказался — сопротивляйтесь. Но сопротивление должно быть решительным, иначе оно только подтолкнет преступника к более активным действиям. Используйте все имеющиеся под рукой средства: зонт, ключи от квартиры, пилочку для ногтей и т. д. Вспомните кошмарные эпизоды из американских фильмов о сексуальном насилии, где жертва, сопротивляясь, вонзает карандаш в глаз преступника, бьет его каблуком-шпилькой в пах и т. д. Страшно? Не сможете? Но в тех же фильмах показано, что насильник может с вами сделать, если сопротивление не будет эффективным. Подумайте!
Купите себе аэрозольную упаковку с веществом слезоточивого и раздражающего действия — «газовый баллончик». Разрешения на приобретение не требуется, а затраты с лихвой окупятся, если удастся с помощью этого вещества избежать насилия. Но не пользуйтесь им, не изучив соответствующие правила, иначе эффект может быть обратным желаемому.
Не бойтесь причинить преступнику вред. Закон дает право каждому гражданину России на необходимую оборону, т. е. если вы защищаете себя, свои права и права других лиц, интересы государства, то не будете нести никакой ответственности даже в случае смерти преступника в результате ваших действий. Важно лишь не превысить пределы необходимой обороны. Таковыми считается явное несоответствие защиты характеру и опасности посягательства.
Может случиться так, что ваше сопротивление не достигает цели и преступник добьется своего. Это отнюдь не значит, что больше ничего делать не нужно. К сожалению, этим несчастья могут не закончиться. Совершив преступление, насильник, возможно, вспомнит об уголовной ответственности за содеянное и захочет избавиться от жертвы. И вот тут необходимо убедить его, что огласка случившегося не в ваших интересах. Не дожидаясь действий преступника, первым попросите его сохранить происшедшее в тайне, сославшись на строгих родителей, ревнивого мужа или жениха и т. д. Соглашайтесь во всем, что он будет говорить, отдайте без сопротивления все, что ему понравится из ваших вещей. Не угрожайте преступнику возмездием после совершения акта сексуального насилия. Особенно опасно упоминание «брата-боксера», «дяди — сотрудника ОМОНа», знакомого «криминального авторитета» и т. д. Подумайте, угрозы бессмысленны — худшее уже произошло, а преступник может и правда испугаться и просто убить вас.
Постарайтесь запомнить внешность преступника: его рост, телосложение, цвет глаз и волос, особые приметы (шрамы, родинки, татуировки), одежду, характерные жесты, манеру говорить, привычки (например, связанные с курением) и т. д. Обратите внимание на то, где на месте происшествия преступник оставил следы своего пребывания (след обуви в мягком грунте, следы рук и губ на бутылках и стаканах, брошенный окурок и т. д.).
Но вот худшее позади, преступник ушел, и перед жертвой встает вопрос: А ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ТОГО, ЧТО ПРОИЗОШЛО? Идти в милицию? Остаться один на один со своей бедой, считая, что жизнь кончена и хорошего в ней больше ничего не будет? Поплакать и забыть.
Прежде всего немедленно уйти с места происшествия. Преступник может вернуться для того, чтобы повторить свои действия или убить опасного свидетеля.
И последняя рекомендация. Не пытайтесь побороть свою беду в одиночку. Это намного труднее. Расскажите кому-нибудь о случившемся, попросите совета.




Вопросы и задания:

1. Какие заболевания, передающиеся половым путем, вам известны?
2. Назовите способы передачи:
а) гонореи;
б) сифилиса;
в) трихомониаза;
г) хламидиоза;
3. Что такое ВИЧ инфекция?
4. Какие пути передачи СПИДа вам известны? Методы профилактики и защиты.
5. Какие вам известны последствия, передающихся половым путем, включая СПИД, болезней.
6. Что вам известно о способах охраны личности от сексуального насилия?
7. Проведите в группе ролевую игру на тему: «Профилактика насилия».

Заключение к разделу «Сексуальная культура и здоровье»

Вы, конечно, обратили внимание, что во втором разделе, в отличие от первого, после глав было совсем немного вопросов. Почему? Потому, что проблемы интимной жизни обсуждать вслух совсем не просто. Грань, проходящая между сексологическими понятиями и бытовыми беседами на сексуальную тему, очень тонка, и ее легко перейти. А такой переход может быть оскорбительным для некоторых личностей. Но замалчивать столь важную тему, какой является проблема взаимосвязи сексуального статуса человека с его социальным статусом, мы, педагоги не можем. Необходимо обучиться проведению дискуссий по интимным вопросам, тогда вам легче будет общаться с вашими воспитаниками.
После окончания изучения материалов второго раздела ваш педагог поможет вам провести зачетное занятие в форме диспута. Каждый студент подготовит небольшое сообщение по одной из предложенных ниже тем или предложит свою тему, что будет совсем хорошо. Тема, конечно, должна касаться интимных вопросов. Например, было бы очень полезно познакомиться самим и поделиться с сотоварищами по группе сведениями о современных противозачаточных средствах, которые есть в аптеке вашего города. К каждой упаковке прикладывается краткая аннотация. Сотрудник аптеки или врач-гинеколог всегда помогут вам в подготовке к докладу по столь серьезному вопросу, каким для молодых женщин является предупреждение незапланированной беременности.
Не советую увлекаться литературой по технологии секса и уж совсем возражаю против докладов на эту тему. Сексуальные отношения пары — вопрос глубоко интимный и решается вдвоем за закрытой дверью. Берегите свою личную жизнь от постороннего вмешательства! Это принесет пользу вашему здоровью.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТНОМУ ЗАНЯТИЮ ПО РАЗДЕЛУ
«СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ»

1. Что такое сексуальность?
2. Как изменяется сексуальность в различные периоды, с чем эти изменения связаны?
3. Дайте характеристику становления сексуального сознания в детском и подростковом возрастах.
4. Что вам известно о половых детерминантах?
5. Как вы можете помочь ребенку в формировании маскулинных и феминных черт?
6. Перечислите комплексы личности, связанные с сексуальностью. Дайте социальную характеристику.
7. Как уберечь себя от сексуального насилия?
8. Что такое ЗПП? Какие ЗИП вам известны?
9. СПИД и его профилактика.
10. Вредные привычки взрослых, предупреждение и искоренение.
11. Вредные привычки детей и их профилактика.
12. Понятие о сексуальных мотивациях.
13. Что такое брачный клиринг? Какие его факторы вам известны.
14. Как проводить работу по начальному сексуальному воспитанию и просвещению с детьми 7—10 лет?




























Раздел третий* [* Раздел создан совместно с Ф. А. Семеновым.]
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Глава 20. Принципы оказания первой доврачебной помощи

На практических занятиях вы освоите некоторые методики по оказанию первой помощи при неотложных состояниях. Неотложные состояния требуют немедленного вмешательства, так как угрожают человеку либо потерей жизни, либо инвалидностью. Бывают и такие состояния, при которых первая помощь может стать единственной и окончательной, т. е. полностью избавит пострадавшего от причины несчастья и откроет путь к выздоровлению. Однако в некоторых случаях самая главная первая помощь — как можно скорее устроить больному встречу с врачом.
Разберем те ситуации, с которыми приходится сталкиваться педагогу дошкольного и младшего школьного возраста.
Основные требования к поведению педагога при возникновении ситуаций, в которых ребенку нанесен физический ущерб:
1. Не проявлять собственный испуг и нервозность.
2. Не делать суетливых движений.
3. Не говорить громче и тише, чем обычно.
4. Не молчать.
5. Наладить с ребенком тактильный контакт — погладить, взять за руку.
6. Успокоить детей, ставших свидетелями несчастного случая.
7. Если это возможно, позвать на помощь других взрослых.
8. Не пытаться оказать врачебную помощь.
9. Оказать первую доврачебную помощь.
Помните, что при сдаче зачета на эту тему у вас нет права на ошибку, так как от вашего незнания может пострадать ребенок.

Ожоги

Термические
Причина: контакт с открытым огнем, горячим воздухом, горячей жидкостью, горячим предметом.
Первая помощь: если речь идет о небольшом поражении — приложить к обожженному месту лед или холодную подсоленную воду, если поверхность ожога больше, чем половина ладони, или имеется глубокое поражение кожи, кровотечение, — первая помощь состоит в немедленной госпитализации.
Химические
Причина: контакт с ядовитыми кислотами или щелочами.
Первая помощь. Смыть ядовитую жидкость струёй холодной воды. Если точно известно, что причина ожога — щелочь, можно ополоснуть пораженное место слабым раствором марганцовки. Цвет раствора слаборозовый. Если был кислотный ожог, можно ополоснуть водным раствором питьевой соды, одну чайную ложку растворяют в стакане воды.
Солнечный ожог
Причина: воздействие прямых солнечных лучей на открытую кожу.
Первая помощь. Прекратить контакт с прямыми солнечными лучами, переведя человека в тень, приложить к обожженному месту влажную холодную ткань.

Потеря сознания

Наиболее частая причина — коллапс, обморок — быстрое снижение артериального давления и уменьшение поступления крови к головному мозгу.
В основе коллапса: испуг, переутомление, асфектический тепловой удар, резкое изменение положение тела (ортостатический коллапс).
Первая помощь. Создать телу пострадавшего безопасное положение: положить ноги выше головы, если пострадавший без сознания, или посадить. Дать понюхать раздражающее вещество — нашатырный спирт, одеколон с резким запахом, лук. Дать холодное питье. В случае асфетического теплового удара, который бывает в условиях горячего влажного воздуха и сопровождается помимо обморока резким падением температуры, пострадавшего накрывают легкой тканью и дают теплое питье.

Укусы насекомых

Причина: контакт с насекомыми.
Первая помощь. В стакане воды растворить столовую ложку поваренной соли, смочить раствором несколько слоев мягкой ткани и приложить к месту укуса. Некоторые насекомые не месте укуса оставляют не только ранку. Там может находиться как само насекомое, так и его жало. Не пытайтесь его удалить самостоятельно, предоставьте это медсестре.

Боль в животе

Причина: ушибы, сопровождающиеся скрытым повреждением внутренних органов, нарушение функции органов пищеварения, генитальных органов, почек, мочевыводящих путей.
Первая помощь. Немедленно вызвать врача или организовать эвакуацию ребенка в медицинское учреждение. До встречи с врачом создать покой, не кормить и не поить ребенка. До установления диагноза не прикладывать ни холод ни тепло. Исключение: если известно, что причина болей травмы — холод.



Отравления

Причина: употребление в пищу ядовитых продуктов. Первая помощь. Во всех, за исключением отравлений кислотами и щелочами, давать пить в больших количествах теплую воду и попытаться вызвать рвоту. В случае отравления кислотами и щелочами воду пить нельзя! Немедленно вызвать врача или эвакуировать ребенка. Если есть остатки продуктов, которые предположительно могли стать причиной отравления, их необходимо собрать в чистую стеклянную посуду и предъявить медикам. Если произошло отравления лекарствами и есть возможность определить, какими именно, упаковку или остатки лекарства (таблетки, порошки, микстуру, свечи) предъявить врачу.

Судороги

Причина: самые различные заболевания, потеря жидкости и солей в условиях горячего сухого воздуха.
Первая помощь. Если судороги, непроизвольные мышечные подергивания, развились как следствие перегрева в горячем сухом воздухе, то пострадавшего переносят в прохладное помещение или в тень, дают прохладное подсоленное питье. Питье дают в металлической посуде, так как пострадавший может откусить край фарфоровой или стеклянной посуды.
Во всех остальных случаях больному просто нужно создать покой до контакта с врачом.
При судорогах лицевых мышц возникает угроза повреждения языка. Больной может его перекусить. В этом случае если есть возможность между зубами вставляют какой-нибудь деревянный предмет. Не пытайтесь вставить его насильно — можно сломать зубы! И будьте осторожнее при судорогах — человек может откусить вам палец.

Кровотечение из носа

Причина: травма, врожденная хрупкость сосудов носа. Первая помощь. Посадите ребенка. Немного наклоните вперед его голову. Ни в коем случае не запрокидывайте голову назад, при сильном кровотечении ребенок может захлебнуться — в таком положении кровь будет затекать в глотку, а не наружу. Не пытайтесь немедленно остановить кровь, если она вытекает по капле. Небольшая кровопотеря не повредит, а кровотечение может остановиться самостоятельно. Ноздрю, из которой идет кровь, заткните ватным тампоном. Зажмите пальцами ноздри ребенка и держите не менее 10 мин. Свободной рукой придержите голову. Если кровотечение не остановится, покажите ребенка врачу.




Попадание инородных тел в дыхательные пути

Причина: случайная аспирация (вдыхание) пищи, игры с мелкими предметами, которые дети берут в рот (пуговицы, мелкие игрушки), иногда мелкие предметы могут попадать в нос.
Первая помощь. Попросите ребенка медленно и очень глубоко вдохнуть и затем изо всех сил откашляться. Иногда можно извлечь застрявшее инородное тело пальцем аккуратно проведя по задней стенке горла. Если дыхание затруднено, нужно немедленно доставить пострадавшего к врачу. Если ребенок совсем не дышит, у него синеет лицо — значит, инородное тело полностью перекрыло дыхательные пути — обхватить ребенка обеими руками за грудную клетку и резко сдавить ее; остатки воздуха могут вытолкнуть инородное тело из дыхательных путей. Если ребенок запихнул мелкий предмет в нос или в нос попало насекомое, нужно пощекотать кусочком ваты в другой ноздре, ребенок чихнет и ноздря освободится. Если это не помогло, нужно обратиться к врачу.

Инородное тело в ухе

Причина: попадание насекомых, детская шалость. Первая помощь. Инородный предмет можно вынуть пинцетом, его обычно видно. Если в ухо попало насекомое, то ребенка кладут на бок, а в ухо капают подогретое, но не горячее подсолнечное масло. Насекомое выплывет. В случае затруднений обратиться к врачу.

Инородное тело глаза

Причина: попадание насекомых, частиц пыли и других мелких предметов.
Первая помощь. Промыть глаз чистой водой, оттянув веко. Пустить в глаз две капли альбуцида, если он есть в аптечке. Можно это делать смоченной в воде ватой, но очень осторожно. Если не получилось с первого раза — прекратить попытки и обратиться к окулисту. Не оставляйте инородное тело в глазу надолго. Неправильное извлечение инородного тела может принести большой вред зрению.
Если при осмотре обнаружено повреждение глаза — просто приложите к нему чистый сухой бинт или марлю и немедленно отправьте пострадавшего в глазную больницу.

Солнечный удар

Причина: действие прямых солнечных лучей на мозговые оболочки при условии пребывания на открытом воздухе в солнечный день без головного убора.
Симптомы: головная боль, головокружение, тошнота, потеря сознания.
Первая помощь. Отнести пострадавшего в прохладное помещение или в тень, положить на голову холод, дать прохладное питье, можно дать понюхать нашатырный спирт. Если через полчаса состояние больного не улучшится — обратитесь к врачу.

Утопление

Причины: несчастный случай на водном транспорте, невнимание взрослых во время купания детей, игры на воде.
Симптомы: отсутствие сознания, дыхания и пульса, наличие жидкости в дыхательных путях.
Первая помощь.
1. Проверить проходимость дыхательных путей — во рту может быть ил, водоросли и пр.
2. Перевернуть пострадавшего вниз головой, если это взрослый — положить животом на свое колено и два три раза интенсивно сдавить грудную клетку, если ребенок — поднять за ноги и встряхнуть, таким образом вы освободите дыхательные пути от воды.
3. Когда вы убедились в проходимости дыхательных путей, немедленно начинайте реанимационные мероприятия: непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, как при всех случаях остановки сердца и дыхания (утопление, удар молнии, электротравма, переохлаждение, сердечный приступ и т. д.).

Техника проведения реанимационных мероприятий

Слово «реанимация» состоит из двух слов: ре — возвращение, аним. — жизнь.
Пострадавшего кладут на землю или другую жесткую поверхность на спину так, чтобы голова была слегка запрокинута назад, а подбородок направлен вверх. Начинают реанимационные мероприятия с двух резких ударов кулаком в область сердца. Затем расстегивают или разрывают стесняющую одежду.


Рис.1
Искусственное дыхание

Проводящий искусственное дыхание (см. рис. 1) должен плотно зажать ноздри пострадавшего рукой, прижать свои губы к его губам и сильно выдохнуть.
После сильного выдоха следует отвести свои губы от его губ, продолжая зажимать ноздри. Через 5 с снова прикладывают губы к губам пострадавшего и делают глубокий выдох. Так повторяют каждые 5 с.



Рис. 2
Непрямой массаж сердца

Параллельно искусственному дыханию проводят непрямой массаж сердца.
Второй реаниматор стоит на коленях сбоку от больного, руки кладутся на нижнюю треть грудины пострадавшего одна на другую (см. рис. 2).
Должно приходиться 5—7 массажных движений на один вдох. В момент вдоха массажные движения не проводятся. Надавливания должны быть средней силы, при очень интенсивном массаже возможен перелом ребер. Если реанимационные мероприятия проводит один человек, то соотношение вдохов и массажных движений может быть 1:10.
Если пострадавший пришел в сознание или появилось самостоятельное дыхание и пульс, — реанимационные мероприятия прекращают. Если признаков жизни нет, то реанимация продолжается до приезда «скорой помощи». Как правило, реанимационные мероприятия, проводимые более 40 мин без улучшения состояния, неэффективны и могут быть прекращены. Человеку, перенесшему реанимацию, нельзя ни есть ни пить до осмотра врачом.
Дорогой молодой коллега!
Вы, конечно, обратили внимание, что материалы, посвященные оказанию первой помощи, даны несколько суше и компактнее, чем многие другие темы учебника. Это обоснованно, не так ли? Экстремальные ситуации — от банальной занозы, впившейся в палец, до остановки сердца — встречаются нередко. Они требуют от человека, не имеющего специального медицинского образования, прежде всего собранности и твердого осознания того, что он не должен своими действиями усугубить тяжесть состояния пострадавшего. Ваша задача во всех случаях как можно скорее организовать встречу ребенка с врачом. Однако на некоторые, самые опасные ситуации вы должны уметь реагировать активно. Часть вопросов оказания первой медицинской помощи вы разберете на практических занятиях, будете отрабатывать мануальные действия. О некоторых вы должны быть просто осведомлены.

Вопросы и задания:

1. Что вы знаете о термических ожогах?
2. Как оказать первую помощь при ожоге кислотой?
3. При каких ожогах используют раствор марганцовки? Как?
4. Какую помощь можно оказать при обмороке?
5. Ребенка укусила оса. Ваши действия?
6. Ребенок жалуется на боли в животе, как вы поступите?
7. Во время прогулки дети съели ягоды с неизвестного кустарника. Их самочувствие хорошее, однако ягоды вызывают у вас тревогу. Как поступить?
8. Во время урока у девочки начались судороги. Как вы поступите?
9. Во время прогулки вдали от дома и школы у одной из ваших учениц началось носовое кровотечение. Что делать?
10. Семилетний мальчик подавился косточкой вишни. Как ему помочь?
11. На загородной прогулке ребенку в ухо попала мушка. Ваши действия?
12. Как помочь ребенку избавиться от соринки в глазу?
13. В жаркий солнечный день у ребенка началась рвота, поднялась температура, он жалуется на головокружение. Обязательно ли это солнечный удар, если да, то как вы окажете помощь?
14. Опишите методику реанимационных мероприятий.
Глава 21. Практические занятия по оказанию
первой медицинской помощи

Занятие 1 (4 ч.)

Тема: Понятие о неотложных состояниях. Классификация травм. Ушибы, ранения, укусы животных, кровотечения.
Цель: познакомиться с понятиями и отработать мануальные (выполняемые руками) навыки оказания первой помощи при перечисленных состояниях.
Материал для самостоятельной подготовки к занятию.
НЕОТЛОЖНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ в медицине называются те, при которых требуется немедленная помощь. При ее отсутствии происходят изменения органов и тканей организма, ведущие к смерти или инвалидности.
Среди неотложных состояний, при которых должна быть оказана доврачебная медицинская помощь, на одном из первых мест стоят различные травмы.
Травма — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия.
Травмы бывают:
а) механические (ушибы, раны, вывихи, растяжения, переломы);
б) химические (ожоги кислотами и щелочами);
в) психические (испуг, трагическое известие);
131

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign