LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


За неделю перед опуханием
желез до
исчезновения
опухоли
Крайне редко
бывают нарушения
деятельности мозга
Редко



Резкое повышение
температуры,
слабость, сухой
кашель, боли в мышцах
От 3 до
10 дней

1 день до и 4
дня после
заболевания
Очень редко


Да


Повышенная температура, воспаленное горло, тошнота, рвота
От 3 до 10 дней


Очень различно; иногда несколько месяцев, обычно
1 —2 недели
Заболевание почек или ревматическая
болезнь сердца
Нет

Повышенная
температура,
легкая головная
боль, озноб,
утомление, желтуха
Сроки различны,
обычно
2-4 недели
Считается, что
примерно 3 недели до и 1 неделя после
появления симптомов
В редких случаях смерть или хроническая болезнь печени
Редко



Повышенная
температура,
воспаленное
горло, утомление,
возможная сыпь,
увеличение лимфатических
узлов
Сроки
очень
различны: от 1
недели
до нескольких месяцев
Предположительно
несколько дней
перед воспалением
горла до его окончания
Редко





Неизвестно;
считается, что
маловероятно
Высокая
температура в
течение 3—5 дней,
сыпь после снижения температуры до нормы
4—6
дней
Не установлено

Редко

Маловероятно


Повышенная
температура,
тошнота, рвота,
боль в животе,
слабость
Сроки
различны,
обычно
2-5
дней
Несколько
месяцев; обычно
незадолго до
начала заболевания и 5 дней после
Разнообразные



Да




Высокая
температура в
течение 3—5 дней, сыпь после снижения температуры до нормы
4-6
дней

Не установлено


Редко

Маловероятно



Заключение к разделу
«Здоровье в системе понятий и представлений»

Вы познакомились с основными теоретическими положениями, описывающими здоровье как социально-психологическую категорию, разобрали некоторые социальные аспекты взаимосвязи человека с различными общественными явлениями. Вам были предложены некоторые нормативы, характеризующие отдельные показатели факторов внешней среды, влияющих на здоровье. У каждого человека складывается свой собственный стиль поведения, стиль жизни. Желательно, чтобы он способствовал здравосбережению и здравостроительству.
Ваша будущая специальность потребует от вас активного воздействия на формирование стиля здоровой жизни ваших учеников.
Зачетное занятие по первому разделу учебного курса «Основы здорового образа жизни и первая помощь» поможет вам систематизировать полученные знания.
Помните, зачет — не наказание, которое педагог учиняет над студентами, а возможность студента профессионально самоутвердиться. Если вы будете рассматривать подготовку к зачету с этой точки зрения, то вам будет легче его сдавать.
Желаю удачи. И не бойтесь, у вас все получится!

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТНОМУ ЗАНЯТИЮ ПО РАЗДЕЛУ
«ЗДОРОВЬЕ В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

1. Определите понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни».
2. Взаимосвязь микросоциальных, макросоциальных и психологических факторов, влияющих на формирование стиля здоровой жизни.
3. Концепция здорового образа жизни.
4. Мотивация здоровья и здорового образа жизни.
5. Основные составляющие здорового образа жизни.
6. Сознание и здоровье.
7. Движение и здоровье.
8. Питание и здоровье.
9. Информация и здоровье.
10. Труд и здоровье.
11. Возраст и здоровье.
12. Экология и здоровье.
13. Культура и здоровье.
14. Системы самооздоровления «за» и «против».
15. Понятие о факторах риска.
16. Хронические неинфекционные заболевания.
17. Инфекционные заболевания в современном обществе, детские инфекции.
18. Понятие о школьных формах патологии.
Раздел второй
СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ

Глава 11. Основы сексологии

В культурной истории человечества немало места отводилось и отводится сейчас вопросу взаимоотношений между полами. Интимная жизнь человека определяется его личными качествами — внешностью, характером, темпераментом, возрастом, состоянием здоровья, зависит от общественной морали микрогруппы — семьи, товарищей по работе, соучеников, а так же испытывает влияние макросоциальных — факторов экономического, политического, религиозного уклада государства.
Любой специалист, работающий в системе «человек—человек», в том числе педагог, должен представлять себе пути становления сексуального сознания, особенности сексуального поведения в различные возрастные периоды, взаимосвязь сексуального и социального статусов, т. е. состояний, человека.
Интимная жизнь во многом определяет понятие «счастье», особенно в молодом возрасте. Изучение основ сексуальной культуры сейчас введено в курсы самых различных дисциплин — биологии, культурологии, социологии и др. Конечно же, такой предмет, как основы здорового образа жизни, не может не включать в себя некоторые сексологические аспекты. При изучении основ сексуальной культуры постарайтесь извлечь из материала максимум пользы не только для своей работы, но проведите рефлексию собственного сексуального статуса, постарайтесь избавиться от комплексов неполноценности, столь характерных для человека в пятнадцать — двадцать лет, взгляните другими глазами на любимых и любящих вас людей. Это принесет пользу вашему здоровью.
Слово «секс» происходит от латинского sexus и означает «пол». Сексуальность — это совокупность элементов поло-ролевого поведения, которое присуще каждому здоровому человеку. Формы же его проявления зависят от социальных условий, воспитания, пола и возраста. Более двадцати лет назад две группы ученых, одна в России под руководством профессора Васильченко, другая в США, возглавляемая профессором Кинзи, изучая динамику изменения сексуальности у мужчин и женщин в различные возрастные периоды, вывели несколько кривых.








Таблица 3

Динамика возрастных проявлений сексуальности у мужчины и женщины



Как явствует из схемы, сексуальность и мальчика, и девочки начинается не с ноля. Ребенок испытывает на себе прессинг половых гормонов матери буквально с первых месяцев своего внутриутробного существования. В этот же период некоторое количество эстрогенов (женских половых гормонов) и андрогенов (мужских половых гормонов) выделяет ее вилочковая железа плода. После рождения человека обеспечение его организма биостимуляторами — половыми гормонами берут на себя половые железы: семенники у мужчин, яичники у женщин. Они называются гонадами. Насколько велико значение половых гормонов для развития и становления личности человека в предпубертатном и парапубертатном периодах (пубертатный — период полового созревания), можно судить хотя бы по тому, что при снижении концентрации этих веществ в крови, ребенок отстает от сверстников в росте и умственном развитии.
Особенность девочек в возрасте шести — восьми лет — трогательное жеманное кокетство, связанное с самым первым пиком женской сексуальности. Для родителей и воспитателей очень важно в этот период не впадать в крайности. Не надо усиленно демонстрировать окружающим проступающую сквозь детские черты женственность. Намеки, не всегда тактичные шутки смущают ребенка или, напротив, провоцируют чересчур развязное поведение. Впоследствии оно мешает девочке в общении со сверстниками, и те же самые взрослые, еще вчера восхищавшиеся жеманством малышки, резко одергивают ее, теперь уже угловатого подростка. Другая крайность — пресечение всех форм женского полоролевого поведения у девочки этого возраста. Это ведет к развитию у ребенка замкнутости, неуверенности в себе, затрудняет его контакты со сверстниками. Отношение к детскому кокетству должно быть здоровым и спокойным.
Вслед за кратковременным подъемом у девочки следует спад сексуальности. Он совпадает с началом пубертатного периода.
На мужской кривой период «детство — отрочество» выглядит несколько иначе. У мальчика сексуальность нарастает медленно, кривая долго идет вверх. Стоит заострить внимание на одной привычке, борьба с которой впоследствии может отразиться на сексуальности мужчины. Речь идет о детском онанизме. На схеме он обозначен Буквой «а», что означает автоэротизм. Если мальчика в шесть лет, а порой и раньше родители, воспитатели, старшие дети «уличают» в мастурбации (еще одно название явления), то они в большинстве случаев бестактно и грубо обращаются с ребенком. Кричат на него, бьют по генитальным органам, пугают кастрацией («Если ты будешь продолжать делать то, что делаешь, то превратишься в девочку»). Все эти действия старших вселяют в душу ребенка глубокий страх, и есть серьезная опасность, что он, вырвавшись наружу из глубин подсознания в шестнадцать — восемнадцать лет, спровоцирует вторичную импотенцию (половое бессилие) у физически и психически здорового человека. А последствия сексуальных срывов у молодых мужчин бывают самые трагические — от глубокой депрессии (подавленности) до попыток самоубийства. К этой теме мы еще вернемся.
Постараемся тактично, не пугая малыша, отучить его от привычки. Выясним ее причину. Чаще всего — это гельминты (глисты), невнимание к личной гигиене, грубая одежда. Так что сначала справимся с этим, а затем медленно, путем уговоров, ласково переключим интересы ребенка на объекты внешнего мира. Впрочем, будем откровенны, мастурбация не столь уже большая беда. Дело в том, что к онанизму мальчик все равно начнет прибегать. Произойдет это в подростковом возрасте уже в силу чисто физиологических причин, когда у подростка возникнет острейшая необходимость освободить от содержимого семенные пузырьки, расположенные в глубине тела. Выброс семени отмечается либо во время сна (это называется поллюции), либо при мастурбации, либо при интимном акте. Последнее для подростка 11—13 лет почти невозможно. Способствует же ночным поллюциям здоровый образ жизни, включающий в себя вечерние физкультурные занятия и теплый душ. Во всех остальных случаях онанизм в подростковом возрасте — единственный способ для выхода из юношеской гиперсексуальности.
Период гиперсексуальности продолжается приблизительно до 23 лет, затем у мужчин начинается стабилизация. Фрейд определял возраст мужчин от 24 до 29 как первое карьерное время. Сублимация — перевод сексуальной энергии в энергию творчества способствует духовному и профессиональному росту. У женщин в этом возрасте наблюдается сексуальный спад, связанный, как правило, с рождением ребенка.
Подъем сексуальности происходит к тридцати годам. Мужчины этого возраста, ведущие интимную жизнь в соответствии со своим сексологическим типом, представляют в большинстве случаев уверенных в себе сексуальных партнеров. Женщины 30 — 33 лет отличаются особой избирательностью, требовательностью к партнеру.
Пиковой точки мужская сексуальность достигает к 35 — 37 годам. Затем следует период довольно длительного снижения: интимная жизнь для мужчин несколько теряет свою значимость, и сексуальная энергия вновь сублимируется, переходя в энергию деятельности. Что же касается женщин, то для них наиболее творческое время — это период от 33 до 39. Если в этом промежутке женщина не реализуется через материнство, обостренная потребность в котором обычно тревожит ее, то она тоже сублимирует свою сексуальную энергию через активную жизнедеятельность: совершенствуется в профессии, приобретает новую специальность.
Сексуальный подъем у женщины, имеющей постоянного партнера, наблюдается в возрасте сорока двух — сорока пяти лет. Затем, как правило, наступает время климакса, гормональной перестройки. Оно зачастую сопровождается неблагоприятными соматическими показателями, ухудшением здоровья. Именно в возрасте сорока восьми — пятидесяти пяти лет для женщины характерны заболевания сердца, печени, почек, суставов. Связано это в том числе и с гормональной перестройкой организма.
Некоторый подъем сексуальной активности отмечается у мужчин в промежутке от 50 до 55 лет. Он может сочетаться и с высокой социальной активностью. Затем мужчину ждут пять неприятных лет, когда организм как бы примеряется к третьему возрасту. Это годы дискомфорта, неадекватных (несоответствующих раздражителю) реакций, связанных с гормональным дисбалансом. После 60 в большинстве случаев достигается гармония между сознанием и телесными ощущениями, мужчина успокаивается, становится более контактным, восстанавливается его былая коммуникабельность, способность к общению.
Изображенная на рисунке нижняя линия отражает колебания сексуальности у женщин, не имеющих постоянных партнеров. Эти женщины иногда страдают таким тяжким недугом, как фригидность, потеря либидо, полового чувства. Они бывают нервозны, раздражительны, неадекватны.

Вопросы и задания:

1. Пользуясь схемой Кинзи—Васильченко, расскажите об особенностях сексуальности человека в различные возрастные периоды.
2. Приведите примеры сублимации из своего жизненного опыта.
3. Что вы знаете об онанизме?

Глава 12. Первые шаги к мужественности и женственности

В сексологии, как и в любой науке, есть своя азбука. Трудно понять и разобрать для себя ее основные положения, не зная о девяти детерминантах половой принадлежности (слово «детерминанта» переводится как «определитель»).
Первая группа половых детерминант включает в себя генетический пол, гонадный пол, гаметный пол, гормональный пол и морфологический пол. Разберем каждый из них в отдельности.
Генетический пол человека зависит от того, какие клетки участвовали в оплодотворении. Известно, что в каждой человеческой клетке 23 пары хромосом. И только половые клетки несут половинный хромосомный набор. При этом мужские половые клетки могут иметь «у», а могут «х» хромосомы. Женская половая клетка всегда несет в себе «х» хромосому. При встрече двух «х» закладывается плод женского пола, при встрече «у» и «х» — мужского.
Дальнейшее развитие плода в «мальчика или девочку» зависит от множества факторов. И первый из них — нормальный гормональный фон матери. Под действием ее гормонов формируются собственные половые железы плода. Иногда в результате болезни матери может произойти мутация (изменение генного кода), и у существа, изначально запрограммированного природой мальчиком, начнут проявляться половые признаки девочки, хотя половые железы (гонады), определяющие гонадный пол, остаются мужскими. Таким образом произойдет нарушение полового развития. Впоследствии человек будет настойчиво обращаться к врачам, владеющим тончайшими методами перемены морфологического пола. К счастью, это встречается редко. Как правило, генетический и гонадный пол совпадают с морфологическим полом.
Гаметный пол определяется способностью индивидуума продуцировать гаметы — сперматозоиды или яйцеклетки. Он тесно связан с уже упомянутым гонадным полом, который во многом определяет и гормональный пол — способность организма вырабатывать андрогены и эстрогены. Однако обеспечение половыми гормонами зависит не только от гонад, но и от других желез внутренней секреции, в частности от надпочечников. Нарушение функции этого парного органа в результате некоторых заболеваний или физиологического старения организма влияет на сексуальный статус человека. Достаточно привести такой хорошо известный пример: многие пожилые люди приобретают черты противоположного пола. У старичков иногда отмечается тоненький, почти девичий голос, а на лицах старушек появляется бородка.
Морфологический пол складывается из совокупности первичных и вторичных половых признаков: строения генитальных органов, типа оволосения, формы молочных желез и т. д.
Гражданский пол документирует акушерка в родильном доме. Детерминанты с первой по пятую (генетический, гонадный, гаметный, гормональный и морфологический пол) определяют половую принадлежность человека, в то время как детерминанты с шестой по девятую (гражданский пол, пол воспитания, половое самосознание и половая роль) обуславливают определенные формы полового поведения. Однако не всегда половая принадлежность соответствует половому поведению. В этих случаях проблема переходит из области чисто биологической в социальную и, значит, становится предметом, интересующим в том числе и педагогов. Ее острота во многом зависит от того, насколько правильно был сформирован пол воспитания.
В большинстве стран мира общественный уклад диктует следующие направления воспитания: девочка — будущая мать и хозяйка дома, мужчина — защитник и кормилец семьи.
На протяжении многих веков воспитание мальчиков и девочек происходило в однополых группах. Расставшись в раннем детстве, будущие продолжатели рода человеческого встречались для общения уже в предсвадебный период. Зачастую душа представителя противоположного пола виделась им своеобразной «терра инкогнита» (неизвестная земля). Некоторые люди, прожив долгую совместную жизнь, родив и воспитав детей, так и оставались друг другу духовно чужими. Не стоит слишком далеко ходить за примером, углубляться в историю человечества. Достаточно вспомнить, что в нашей стране до 1954 г. существовала система раздельного обучения мальчиков и девочек, хотя, конечно, во внеурочное время дети встречались и общались.
У любой медали — две стороны. У раздельного обучения можно отметить свои плюсы и минусы. Девочка была менее доступной, более загадочной и, значит, более желанной. Мужские компании были крепче, мужественность почиталась и уважалась. Существовала иная система ценностей. Юношу воспринимали не с точки зрения «сколько ты стоишь?», а по-иному — «чего ты достоин?». Интимная жизнь подростка 50-х гг. была более целомудренной, подчиненной морали взрослых, полоролевые функции обретали новую окраску и особую значимость после звона свадебных колоколов. Но... закомплексованность, закрепощенность в сексуальных отношениях, безрадостные «грехи на стороне» как попытка расцветить будничную законную интимную жизнь, вслед за этим огласка, развод, иногда под давлением родственников, возмущенных супружеской неверностью, — это тоже последствия раздельного воспитания.
Конвенционная, соглашательская, сексологическая мораль пятидесятых, сформированная еще в сороковых, была одной из самых уродливых за все семьдесят лет существования советской власти. В середине сороковых, после войны, осталось множество одиноких женщин. Те, к кому судьба была милостива и кто дождался мужа с фронта, понимали, каким ценным, но ненадежным богатством — спутником жизни — они обладают. И конечно, пытались всеми силами сохранить свое сокровище возле себя. В одиночку это было трудно. Вот тогда-то и возникали беспрецедентные по своей жестокости собрания, на которых вызывалась незамужняя, но беременная женщина и где происходили безобразные сцены допроса на тему: «Как посмела и кто отец?» Отголоски этого вопиющего нарушения прав женщин иметь ребенка тогда, когда она этого захочет, и от того партнера, которого она выбрала, донеслись и до шестидесятых годов.
Семидесятые годы предложили нашему обществу другую крайность. Пришедшее к нам с некоторым опозданием движение хиппи, детей, восставших против морали родителей, породило феномен отравления свободой. Все принадлежали всем. Духовность выхолащивалась из интимных отношений, был провозглашен лозунг всеобщей ответственности за коллективное деяние, в том числе и за коллективное отцовство, что в конечном итоге породило безответственность и сиротство.
Чем же характеризуются взаимоотношения сегодняшних подростков с сексологической точки зрения? Как ни странно, модой на моногамность — стремление к единопартнерству. Кроме того, эротичность все больше феминизируется и маскулинизируется (феминность — женственность, маскулинность — мужественность).
Здесь позволю себе пояснить следующее: сексуальные проявления имеют три стадии. Первая называется платонической и включает в себя намеки, взгляды, речевые формы общения. Эротическая стадия самая многоплановая. Масса предметов материальной культуры может быть отнесена к эротическим символам: запахи духов, модная одежда, возбуждающая музыка. Контакты между двумя людьми — объятия, поцелуи, ласки — тоже эротика. Третья стадия — коитальная («коитус» с латинского переводится как «соитие»).
Не будем останавливаться на первой и третьей стадиях. Попробуем рассмотреть эротическую стадию и ее взаимосвязь с педагогикой. Возьмем самое простое — моду. Сейчас в большинстве школ нет формы. Хорошо это или плохо? Наверное, все же хорошо. Если вспомнить классическую девичью форму, состоявшую из пропотевшего коричневого платья и перетягивающего диафрагму фартука, то отмена этих атрибутов явно пошла девочкам на пользу. Кстати, степень эротичности описанной модели была весьма высока: подчеркнутая талия, вздымающиеся при вдохе крылья фартука, кокетливо прикрывающие молочные железы старшеклассниц, беленькие воротнички, охватывающие нежные шейки. Все это волновало сверстников мужского пола. И это хорошо! Здоровая эротика — необходимая часть эмоциональной жизни подростка. Синие костюмы, сменившие коричневые платья, были гигиеничнее — блузки можно менять. Школьная мода сегодняшнего дня определяется двумя принципами: «кто что достал» и «кто во что горазд».
Степень эротичности зависит от вкуса и уровня общей культуры. И то и другое вполне можно воспитать в школе. Короткий вывод, которым никого не хочу обидеть: если девочки в школе одеты красиво, со вкусом, изящно, элегантно — это показатель хорошей работы педколлектива. Если же по рекреациям бродят представительницы прекрасного пола в спущенных гармошкой колготках, мятых юбках, то это, хотите или не хотите, свидетельство и невысокого профессионализма педагогов.
Воспитание феминности, женственности — это не только уроки домоводства, где из старых фартуков шьют новые прихватки. Это стремление научить девочку ощущать свою женскую сущность. Нужно не только уделять внимание ее внешнему виду, но и воспитывать у нее феминное поведение. Так, тяжелое ведро с водой должны нести до туалета не три девочки, а один крепкий здоровый парнишка. С другой стороны, требовать от этого парнишки, чтобы он с девичьей аккуратностью протирал листочки фикуса, — значит унижать его мужское достоинство.
Восьмая половая детерминанта называется половым самосознанием. Оно обусловлено всеми предыдущими детерминантами. Однако может быть, что мальчик физически здоров, первые шесть детерминант у него соответствуют гражданскому полу, но ребенок изуродован воспитанием в семье. Часто подобное случается с поздними детьми. Не воспитали в парне маскулинность: потребность защищать и брать на себя ответственность. В результате искривляется половое самосознание. В 16 — 18 лет человек не чувствует себя мужчиной. К чему ведет подобное нарушение? Бывает, что к психологической импотенции, неспособности к интимной жизни с женщиной, а случается, и к гомосексуализму — удобней и комфортней ощущать себя существом зависимым, но защищенным.
Причины извращения сексуального самосознания могут быть связаны и с патологией. Но чаще всего самосознание нарушено в результате отрицательного воздействия социума. Автоматически из сексуального самосознания вытекает и последняя детерминанта — половая роль с выбором сексуального партнера.
Что же могут сделать школьные педагоги в процессе воспитания личности для правильного формирования у нее полового самосознания?
Во-первых, внимательно относиться к физиологическим показателям взросления человека, а в случае задержки его полового развития обратить на это внимание родителей и медиков.
Во-вторых, проводить дифференцированное половое воспитание. Помнить о том, что роль «Ученик» заканчивается за порогом класса. В коридоре во время перемены, да и во все остальное время роли меняются, перед нами уже — Мальчик и Девочка.
Кстати, о том, что перед нами мальчики и девочки, неплохо помнить на уроке. Так, например, мальчикам в силу чисто физиологических причин трудно сидеть на месте сорок пять минут. Нужны физкультурные паузы. Не столь существенно, как четко мальчики и девочки будут повторять за дежурным несложные упражнения, главное, что они встанут и произойдет некоторое перераспределение притока крови к органам.
В-третьих, в воспитании здорового полового самосознания огромная роль принадлежит словесному разбору интимных сторон жизни человека. Правильное сексуальное воспитание, полученное в школе, удерживает подростка от совершения сексуальных преступлений. Каждый педагог должен не просто знать, что такое гомосексуализм, проституция, венерические заболевания, изнасилования, противозачаточные средства, аборт и т. п., он обязан грамотно и спокойно обсудить с ребятами эти понятия на своих классных часах. Главное — преодолеть собственное ханжество и научиться владеть собой при беседах на интимные темы. Уровень бесед зависит от возраста учеников.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте детерминанты пола.
2. Какие стадии сексуальности вам известны?
3. Приведите примеры отрицательного и положительного влияния общественной морали на личную жизнь человека.
4. Как вы понимаете феминность и маскулинность?




Глава 13. Эротические фантазии подростков

Эротика трактуется как совокупность факторов, имеющих отношение к половой любви. В более широком смысле это понятие объединяет различные психологические аспекты сексуальности, такие, как особенности общения, стиль полового поведения, пристрастие к определенной моде. Произведения искусства с определенной направленностью могут определяться как эротические.
Подросток сегодня живет в очень уплотненном информационном пространстве. И естественно, в этом возрасте склонное к избирательности рассеянное внимание фиксирует в ячейке памяти детали сексуальных объектов. Так же, как голодный человек, движимый пищевой доминантой, заметит, не рефлексируя, витрину булочной и в следующий раз в случае надобности неожиданно вспомнит о ней, так и подросток, скользнув взглядом по стройной женской фигуре, непроизвольно запомнит ее. Впоследствии она выплывает в эротическом сне, станет побудительной силой, вызывавшей нормальные поллюции (ночные семяизвержения) или обретет неожиданный литературный антураж, будет наделена именем, биографией и станет фигурировать в извечных подростковых историях «про женщину». Мальчики отличаются скрытностью. Поэтому педагоги и родители мало знают об этом виде мальчишеского фольклора. Более популярна его «женская» модификация, известная как эротические фантазии девочек. Обычно, посмотрев какой-либо фильм, прочитав книгу или просто услышав историю чужой любви, девочка-подросток с легкостью опытного фантаста ставит себя на место героини, приближает благодаря деталям времени и место действия к реальности и выводит сюжет в мир в письменной или устной форме. Здесь и истории про мнимое изнасилование, и про мнимую беременность, ставшую последствием «ночи любви», и обещания покончить жизнь самоубийством, если редакция не напишет в журнале, как «она» (автор письма) «его любит».
В школе с эротическими фантазиями приходиться сталкиваться не только классным руководителям, и хотелось бы, чтобы педагоги научились отличать истинную откровенность по интимным проблемам от подросткового сексуального фольклора. Одним из основных отправных пунктов здесь могут быть количество и качество деталей. Если действительно что-то было или должно что-то произойти (скажем, девочку преследуют), то деталей мало, они скупы и в большинстве своем бесцветны. В случае эротических фантазий рассказ эмоционален, деталей много, они выпуклы и очень далеки от правды. Например, наслышанные о таком явлении, как оргазм, подростки-девочки иногда пытаются сочинить историю потери своей невинности и пересказывают свои мнимые ощущения, как бы ища у взрослого собеседника подтверждение своей догадке. Выслушивая любую эротическую историю из уст подростка, педагог должен быть только спокойным заинтересованным слушателем, но никак не сопереживателем.
Это же относится и к позиции директоров школы в случае, когда подростки жалуются на эротоманию с элементами педофилии со стороны педагогов. Последнее случается, увы, не так уж и редко. Однако элемент эротических фантазий также может присутствовать в подобных жалобах. Рекомендация: уличив подростка в клевете на педагога, ни в коем случае не придавайте историю огласке, не устраивайте классный час или что-нибудь подобное. Ребенка нужно показать невропатологу или психологу. Специалисты решат, что именно лежало в основе данного поступка. Грубое вмешательство, осуждение в подобном случае могут спровоцировать подростковый суицид или псевдосуицид, что тоже опасно (суицид — самоубийство). Все приведенное выше в большинстве случаев может рассматриваться как типичное возрастное поведение. Эротические фантазии 12 — 15-летних — одна из форм проявления их сексуальности.
Как известно, проявление сексуальности невозможно без мотиваций. Мотивации могут быть отрефлексированными, осознанными, пропущенными через интеллект, а могут быть и чисто инстинктивного свойства. Всего наука выделяет девять сексуальных мотиваций. Давайте коротко остановимся на каждой из них и подробнее разберем те, которые наиболее характерны для подростков.
Первая, самая древняя сексуальная мотивация, — продление рода. Т. е. человек вступает в интимный контакт с другим человеком, дабы реализоваться как родитель. Зигмунд Фрейд доказывал в своих работах, что потребность женщины иметь ребенка — это ее возможность избавиться от комплекса неполноценности, вызванного в детском сознании тем, что девочка лишена копулятивного органа. Много идет споров и разговоров на тему, существует или не существует материнский инстинкт. И все же большая часть ученых достаточно аргументирование доказывает, что материнский инстинкт есть не что иное, как сублимированный сексуальный инстинкт. Сублимированный — значит переведенный в другую, более высокодуховную область. Люди, плохо знающие биологию, но тем не менее рьяно отстаивающие наличие материнского инстинкта у животных, бывают почти обижены в лучших чувствах, когда узнают, что курица переворачивает яйца в кладке отнюдь не из любви к зародышам, сидящим в скорлупе. Просто после откладывания яиц железы на животе у птицы распухают, воспаляются, их температура повышается. Садясь на холодные яйца, курица чувствует себя комфортно; когда кладка разогревается, мудрая курица переворачивает «деток» на другой бок и вновь студит воспаленное брюхо. Этот пример я привела только для того, чтобы вы не забыли: при любом, самом непостижимом поступке биологического существа надо помнить о теле, о «сомато», о нашем животном начале.
Вторая сексуальная мотивация — избавление от напряжения. Она характерна как для женщин, так и для мужчин. Но для мужчин более значима. Это связано с основами сексуальности: у мужчин они физиологические, у женщин — психологические. Однако у нормального, психически здорового человека, находящегося в трезвом уме, рефлексирующего свое поведение, сексуальность контролируется корой головного мозга. Именно этот контроль и удерживает мужчин от сексуальной агрессии.
По статистике, большую часть половых преступлений совершают люди в возрасте от 14 до 18 лет. Это характерно и для развитых стран, где грамотно поставлено половое воспитание, и для стран, народы которых живут по традициям предков, подчиняя свое сексуальное поведение этнокультурным запретам, и для стран, экономика и политика, а значит, и общая культура которых идут в настоящее время «вразнос», не подчиняются ни законам, ни заветам. Подросток в силу высокого сексуального напряжения и недоразвитости, слабости тормозных процессов был, есть и будет потенциальным насильником. Одна из задач педагогики указать ему на этот прискорбный биологический факт и скорректировать его поведение в социально-положительном направлении. Когда подросток осведомлен о запретах и законах, касающихся норм сексуального поведения, степень его агрессивности снижается и несчастья происходят реже. Хотя, еще раз повторяю, вариант «знаю», что нельзя, но «делаю», будет существовать во все времена. Физиология пересиливает сознание, более того, это случай, когда на фоне гиперфункции половых желез, продуцирующих половые гормоны, самый сильный человеческий инстинкт — инстинкт самосохранения угнетается более слабым, сексуальным инстинктом. Кстати, не желая никого обидеть, а просто констатируя научный факт, хочу отметить, что в основе почти любого подвига, совершаемого с риском для жизни, лежит именно сексуальный инстинкт, переведенный в высокодуховную область. Исключение составляют, пожалуй, только те случаи, когда герой хочет сознательно прославиться в веках.
Сексуальная мотивация, именуемая истинной половой любовью, вряд ли нуждается в дополнительных объяснениях.
Замечу только, что совмещение эроса — высокодуховного чувства с сексуальной направленностью обоих партнеров друг на друга порождает прочную, но недолговечную связь, перед которой отступают послушание, разумность, долг перед родителями и прочие ценности подростка 16—18 лет. Более юным подобное сочетание, как правило, просто не под силу психологически. Хотя и здесь бывают исключения. Ромео и Джульетта тому пример. Все просто, хотя, может быть, и звучит несколько цинично, но, позволь взрослые соединиться этой паре, не пали бы они жертвой сексуального инстинкта, преодолевшего инстинкт самосохранения.
Но вот уж что можно назвать истинно подростковой сексуальной мотивацией, так это любопытство. «Как это бывает? Об этом так много говорят, что мне любопытно самому испытать свою собственную природу» — подобные рассуждения и толкают чаще всего юных «экспериментаторов» обоих полов на первый интимный акт. Снизить степень любопытства можно, спокойно, аргументирование поговорив с ними о последствиях слишком ранних интимных связей: фригидности у девочек и псевдоимпотенции у мальчиков.
А у взрослых, сексуально опытных людей может ли любопытство быть сексуальной мотивацией? Да. Ну, например, в том случае, когда предполагаемый партнер резко отличается по своему конституционному типу от всех предыдущих. Обычно этой мотивации у взрослого человека предшествуют следующие рассуждения: «Такой длинноногой женщины у меня еще не было» или «Такого мускулистого мужчину я встречаю впервые».
За первым сексуальным опытом, мотивируемым любопытством, идут следующие, порождаемые самоутверждением. Происходит это тогда, когда дебют был удачным. Если же он был очень удачным, то возможна и еще одна сексуальная мотивация — получение удовольствия. Хотя истины ради нужно отметить, что по-настоящему удовольствие от секса начинают получать люди, более опытные в интимных делах, располагающие соответствующим эротическим антуражем, — от хорошей постели с чистым бельем до комфортабельной ванной комнаты. Кроме того, желательно, чтобы пару в состоянии интима не беспокоила мысль о том, что «в любую минуту может войти дедушка и сесть в уголке на стул» (Смит Р. Диетика любовных отношений). Не нужно быть ханжами и поджимать губки при разговорах о сексуальных удовольствиях. Просто эти разговоры не всегда уместны. Более того, они, на мой взгляд, требуют беседы один на один.
Сексуальная мотивация — поддержание традиции — характерна для людей семейных и к подростковому сексу никакого отношения не имеет. Замечу только, что, когда в жертву этой мотивации приносят все остальные, семейный секс становится скучным, пресным и в конце концов один из партнеров может сбежать «на сторону».
Осталось две: замещение и решение внесексуалъных задач. Замещение у мужчин и женщин выглядит по-разному. У мужчин это бывает в тех случаях, когда социальная жизнь не удалась: ни денег, ни славы, ни просто захватывающего душу дела у человека нет. Вот тут-то он и реализуется как самец, если природа предоставила ему такую возможность. Это приносит некоторым и деньги, и славу, правда, весьма определенную. У женщины же потребность в замещении возникает в том случае, когда она не может быть рядом с тем единственным, которого выбрала. Эта невозможность заставляет ее искать замену, подобие. Поиски чреваты невротическим срывом. Ну, а что касается решения внесексуальных задач через сексуальные отношения, то, пожалуй, нет более популярного сюжета в мировой художественной литературе. Раньше эта мотивация у подростков не была популярна. Теперь, во время всеобщей купли-продажи, популярность ее резко возросла. Только прошу не путать проституцию, явление болезненное, о котором мы еще поговорим, и добровольный секс ради выгоды. Во втором случае, хотя и рискует девочка приобретением фригидности, а мальчик, юноша — снижением потенции, все же элемент избирательности присутствует. Правда, природа иногда играет с мужчиной, добивающимся выгоды «через постель», злую шутку. Она называется «мужское фиаско». Об этом мы тоже поговорим отдельно, но позже. А пока разберем проблему гомосексуализма.
Давно доказано, что два процента населения земного шара появляются на свет с заложенной от рождения склонностью к гомосексуальным отношениям, никакие иные для них просто психофизиологически немыслимы. Исследования, проведенные на близнецах (так называется близнецовый метод в генетике), с однозначной жестокостью доказывают, что если один из близнецов проявляет гомосексуальные склонности, то и у другого тоже наблюдается это явление, независимо от того, были это однояйцевые и разнояйцевые близнецы, росли они вместе или были разлучены в раннем детстве.
К врожденному гомосексуализму относят ученые и те случаи, когда в основе явления лежат нейроэндокринные нарушения внутриутробного периода. Так, например, известно, что если плод мужского пола испытывает на четвертом — шестом месяце беременности матери недостаток андрогенов, которые обязательно присутствуют в крови беременной (их выделяют ее надпочечники), то у плода нарушается половая дифференциация и мальчик впоследствии будет иметь женоподобные черты и может обнаружить гомосексуальные склонности.
Что же касается женского гомосексуализма, то и для его возникновения рубежным служит период между четвертым и шестым месяцами беременности. Лесбийские склонности (лесбиянство — женская разновидность однополой любви) проявляется у тех девочек, которые подвергались во внутриутробном периоде в указанное время воздействию повышенной концентрации как женских, так и мужских половых гормонов.
Учитывая вышеизложенное, зададим себе вопрос: врожденная склонность к гомосексуализму может быть занесена в раздел уголовных преступлений? Нет! Поэтому и была отменена соответствующая статья Уголовного кодекса.
Есть и другие причины проявления однополой страсти. Нейрогенная теория происхождения гомосексуализма перечисляет ряд заболеваний, приводящих в результате к инверсии (так называют перемену сексуальной ориентации). Среди них кровоизлияния в определенные отделы мозга, опухоли мозга, энцефалит, травмы черепа. Особо выделим наркоманию, некоторые виды отравлений.
Условно-рефлекторная теория развития гомосексуализма рассматривает его возникновение с точки зрения нарушения благоприятного для ребенка социального климата семьи. Девочка, выросшая при злом отце и доброй, но забитой матери, испытывает страх и недоверие ко всем мужчинам, хочет защищать женщин и берет на себя, что не редкость, мужскую роль в сексуальной паре.
Мальчик, растущий с жестокой, авторитарной матерью и добрым, мягким отцом, начинает сторониться женщин и ищет тепло и сексуальную ласку в объятиях другого мужчины. Правда, как вариант защитной реакции в этом случае может развиться и комплекс Казановы — жесткое потребительское отношение ко всем женщинам, своеобразное желание отыграться за унижение, которое пришлось перенести от матери.
Отрицательную роль в становлении сексуальной типичности может сыграть и отсутствие в пубертатном возрасте возможности общаться с лицами противоположного пола. При всей своей внешней привлекательности закрытые учебные заведения для мальчиков и девочек, столь распространенные в прошлом веке, имели и отрицательные стороны именно в этом отношении.

Вопросы и задания:

1. Что вам известно о сексуальных мотивациях?
2. Что такое гомосексуализм?
3. Как связаны духовный и физический компоненты сексуальности?

Глава 14. Школа и семья

Школьная подготовка к интимной жизни в семье — задача и ответственная и сложная. Брак эволюционирует, и каждый этап развития общества вносит свои изменения в структуру семьи и ее функции.
Кардинальные изменения во второй половине XX века произошли в различных странах по разным причинам, но везде коснулись половых ролей, механизмов социализации, критериев брачного подбора, модели взаимной (как бытовой, так и сексуально-эротической) адаптации. Для того чтобы ознакомить, хотя бы в общих чертах, 17 — 18-летних с основными аспектами межличностных отношений супружеской пары, педагог должен быть достаточно хорошо знаком с ними.
Особенностью настоящего периода развития общества является изменение положения женщины. Эмансипация, возросшая экономическая независимость, улучшение жизненных стандартов повысили значение межличностной совместимости в семье. Отпали некоторые мужские функции, которые ставили в зависимость от мужа само витальное (жизненное) существование женщины: в большинстве стран отпала необходимость оборонять семью и жилище от врагов, выполнять тяжелую хозяйственную работу — заготовку топлива, воды, ручную вспашку и пр. Резко возрос образовательный уровень женщин. В связи с этим возросли взаимные требования к партнерам, а наряду с этим повысилась неудовлетворенность брачными союзами, что нашло свое объективное отражение в росте разводов. Этот факт заставил ученых различных специальностей провести анализ причин распада семьи и разработать некоторые механизмы, с помощью которых люди могли бы сами не только на эмоциональном, но и на научном уровне подходить к каждой отдельной ситуации.
Остановимся на проблеме брачного клиринга.
Слово «клиринг» происходит от английского слова «clear» — чистый, ясный, свободный. Так называют разработку путей подбора брачного партнера, отвечающего потребностям двух участников поиска. В основе подбора лежит информационная природа. Современная сексология так определяет этот процесс: «Любовь с первого взгляда — это соотнесение двух образов, ожидаемого и наличного, с преобладанием неинформированности. Знакомство на работе — соотнесение двух объектов при неполной информации. Сватовство — соотнесение объектов при определяемой интересами маклера (свахи) дезинформации».
Научный брачный клиринг опирается на достижение теории информации, социальной психологии и сексологии его концепция основывается на исходном положении о полифункциональности брачного союза, призванного объединить материально-экономические, культурные, сексуальные потребности партнеров в условиях тесного и длительного контакта.
Существует пять факторов брачного клиринга: физический, материальный, культурный, сексуальный и психологический. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.
Физиологический фактор имеет сугубо интуитивный характер. Это индивидуальная и глубоко личностная реакция одного человека на другого. Один из партнеров может привлечь другого лицом, фигурой, пластикой, запахом, голосом, поведением, мимикой, манерой одеваться. Этот фактор является в большинстве случаев первичным и обладает довольно высокой устойчивостью, может подвергаться незначительным модификациям при длительном общении (выработка терпимости к недостаткам, усиление симпатии, основанной на достоинствах).
У всех людей, независимо от возраста, физический фактор весьма тесно связан с сексуальным, однако у молодых людей это выражается ярче, в то время как у людей среднего возраста физический фактор может в весьма значительной степени подчиняться культурному.
Физический фактор может играть решающую роль в сохранении или распаде брачного союза. Например, в тех случаях, когда какая-либо внешняя деталь обретает значение фетиша, превращается в предмет поклонения: мне необходимо слышать этот голос, говорит себе один из партнеров и закрывает глаза на несоответствие всех других факторов. Что же касается отрицательного действия, то классический пример можно взять из русской литературы: Анна Каренина всегда знала, что у ее мужа отвратительная форма ушей, но особенно раздражать они ее стали только после встречи с Вронским.
У молодых людей физический фактор во многом определяется стереотипом красоты в данной этногруппе в данное время. Во времена маркизы Помпадур мужчины с внешностью сегодняшних кумиров типа Сталлоне служили конюхами, а светские дамы влюблялись в мужчин, напоминающих увеличенные фарфоровые статуэтки. Люди более взрослые опираются в своих пристрастиях на собственные представления о красоте, зачастую их эталоны, не совпадая с современными, соответствуют эталонам их молодости. Вот почему девушка с «устаревшей внешностью» имеет шансы выйти замуж за человека «постарше и с положением». Она — его молодость.
Сексуальный фактор зависит от соответствия реальной программы интимной близости каждого из партнеров ожиданиям другого, он подвержен многим влияниям, в том числе возраста и состояния здоровья. При этом необходимо помнить, что модели мужской и женской сексуальности не тождественны как в качественном, так и в возрастном плане.
Большое значение в совпадении притязаний партнеров имеет сексуальная мотивация. Если один из них вступает в интимный контакт только для снятия физического напряжения, а другой ищет удовольствия, то можно с достаточной твердостью предсказать сексуальную дисгармонию.
Материальный фактор определяется вкладом в общий материальный статус семьи и соответствием этого ожиданиям и требованиям другого партнера. Соответствие может быть высоким, как при больших требованиях и их удовлетворении, так и при незначительном вкладе и небольших требованиях. Таким образом, материальный фактор в значительной мере зависит от его места в ряду ценностных ориентации личности. Его практическая оценка осуществляется соотнесением доходов и учетом взаимных претензий.
Культурный фактор определяется соотнесением материально-культурных запросов супругов. Его практическая оценка осуществляется соответствием образовательных индексов, профилей работы, заполнением досуга, а также учетом взаимных упреков и претензий в этом плане.
Все рассмотренные выше факторы взаимосвязаны друг с другом. Это иллюстрируется, например, таким показателем, как употребление косметики. Косметика — модификатор физического фактора, призванный подчеркнуть достоинства, убрать недостатки или просто создать дополнительный привлекательный компонент личности. Однако лица, пользующиеся косметикой, довольно часто забывают о том, что она весьма существенно коррелирует с культурным и сексуальным факторами. Умелое пользование косметикой подчеркивает вкус и общую культуру человека.
Особое место в системе клиринга занимает психологический фактор. Это — фактор-коллектор, в нем фокусируются все другие, и в то же время именно он определяет целостность человеческого поведения. Психологический фактор — это соотнесение особенностей обоих супругов, их характеров, темпераментов и половых притязаний. В психологии давно известны тесты на совместимость темпераментов людей, выполняющих совместную работу. «Уживчивость» супругов тоже во многом зависит от того, насколько совпадают их темпераменты. Так, флегматик уживается практически со всеми, кроме сангвиника. Большая выносливость в трудных ситуациях флегматичного супруга может вызвать постепенное накопление раздражения у сангвиников. Не уживаются два сангвиника, так как оба начинают претендовать на лидирующую роль: такой брак распадается, как правило, без особых драм. Бурный темперамент двух холериков порой просто мешает созданию семьи. Очень тяжело складываются личностные отношения меланхолика с меланхоликом и сангвиником. С холериком он просто несовместим. Идеальным по темпераменту партнером для него является терпеливый флегматик. Педагоги, знакомые с теорией совместимости темпераментов, могут продолжить этот сравнительный ряд.
Тесты на сексуальную аутоидентификацию
Предлагаемые тесты на сексуальную аутоидентификацию — на определение степени своей собственной сексуально-психологической зрелости — являются международными и рекомендуются как для групповой, так и для индивидуальной работы с учащимися 13—18 лет. Методика работы может быть следующей: учитель просит учащихся приготовить чистые листы бумаги, заранее предупредив, что подписывать работы не нужно, что он их проверять не будет. Анонимность данного теста — его первое и. обязательное условие. На листочке записывается только цифровое значение вопроса и буквенное обозначение ответа. На один вопрос нужно выбрать только один ответ, который либо полностью соответствует мнению учащегося, либо ближе всего по значению к его представлению о предмете или явлении. Учитывая интимность темы, преподавателю лучше стоять во время чтения вопросов и ответов так, чтобы учащиеся не чувствовали на себе его взгляд.
После заполнения столбиков «вопрос — ответ» преподаватель зачитывает цену каждого ответа и предлагает учащимся вычислить сумму, заранее предупредив, что не стоит сравнивать получившиеся результаты с результатами товарища.
Затем зачитываются варианты ответов в соответствии с суммой баллов. У подростков обычно она составляет 74 — 48. Это возрастная норма. У учащихся старших классов сумма ближе к 74, у ребят помоложе — к 48.
Дети часто подходят к педагогу с вопросом: «У меня столько-то очков. Это нормально?» Ответ должен быть всегда один: «Да». Основная задача предлагаемого теста — дать возможность учащимся задуматься над проблемой: «Место сексуальности в системе человеческих взаимоотношений».
Необходимо также дать понятие слова «партнер», пояснив детям, что имеется в виду человек, с которым связывается взаимный интерес. Глубина отношений в расчет не принимается. Вы, уважаемый коллега, вполне можете применить к себе этот тест. Возможно, некоторые вопросы помогут вам разобраться в себе.
1. Наличие постоянного партнера, по твоему мнению, должно принести тебе:
а) разнообразие;
б) чувство защищенности;
в) признание окружающих;
2. Тот, у кого есть постоянный партнер:
а) уравновешеннее, чем другие;
б) скорее несчастен;
в) испытывает целый калейдоскоп различных чувств;
3. Человек твоей мечты должен:
а) иметь такие же интересы, что и ты;
б) не иметь с тобой ничего общего;
в) прежде всего хорошо выглядеть.
4. Сколько времени тебе нужно общаться с твоим партнером, прежде чем ваши отношения станут интимными:
а) один вечер;
б) пока я не полюблю его (ее);
в) пока я не начну доверять ему (ей).
5. Что, скорее всего, может послужить причиной разрыва:
а) ревность;
б) скука;
в) ссора из-за пустяка;
г) измена;
д) привычка;
е) несовместимость с его (ее) компанией.
6. Насколько важен для любви возраст:
а) любви все возрасты покорны;
б) настоящая любовь возможна лишь после 18 лет;
в) любовь возможна лишь после нескольких разочарований.
7. Карнавал — это:
а) возможность хорошенько пофлиртовать;
б) возможность для измены;
в) возможность для тебя и для партнера как следует развлечься;
г) в любом случае просто дурацкий праздник.
8. Ты идешь с двумя друзьями по улице. Где твое место:
а) посередине;
б) крайним слева;
в) крайним справа;
г) неважно где.
9. Легко ли тебе говорить о вещах, связанным с сексом:
а) да;
б) нет;
в) только с партнером.
10. Твоя реакция, если тебе не повезет в любви:
а) тут же начну искать себе кого-нибудь другого;
б) начну скорбеть по потерянному счастью;
в) буду искать утешение в компании.
11. Ребята:
а) стремятся к сексу больше, чем девочки;
б) не хотят длительных отношений;
в) так же чувствительны, как и девочки.
12. Когда ты используешь выражение «Я люблю»?
а) никогда;
б) часто и с удовольствием;
в) только в момент интимности.
13. В каких ты отношениях со своими родителями?
а) в хороших;
б) по-разному бывает;
в) в плохих.
14. Веришь ли ты в любовь с первого взгляда?
а) да;
б) нет;
в) может быть.
15. Трудно ли тебе заплакать в присутствии твоего партнера?
а) да;
б) нет;
в) в зависимости от ситуации.

16. Когда ты видишь себя в зеркале, то:
а) у тебя улучшается настроение;
б) ты до смерти пугаешься;
в) у тебя появляется желание корчить рожи.
17. Если ты с кем-то навсегда расстался:
а) он полностью перестает для тебя существовать;
б) он останется твоим хорошим другом;
в) у тебя появляется враг на всю жизнь.
18. По части секса твой партнер должен быть:
а) опытнее, чем ты;
б) так же опытен, как и ты;
в) иметь довольно мало опыта.
19. Какое место занимает для тебя в любви секс?
а) секс важен;
б) это самое главное;
в) секс имеет второстепенное значение.
20. Какой предмет мог бы стать для тебя символом большой любви?
а) скала;
б) река;
в) солнце;
г) цветок;
д) широкая лента;
е) золотая цепочка.

Таблица подсчета очков

а – 4; б – 2; в – 0
а – 3; б – 2; в – 5
а – 5; б – 4; в – 1
а – 1; б – 3; в – 5
а – 4; б – 3; в – 3; г – 1; д – 2; е – 3;
а – 1; б – 5; в – 3
а – 4; б – 3; в – 2; г – 1;
а – 5; б – 2; в – 4; г – 3;
а – 6; б – 1; в – 3;
а – 1; б – 2; в – 5;
а – 2; б – 3; в – 4;
а – 1; б – 4; в – 3;
а – 2; б – 4; в – 6;

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign