LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Обед
13.00 — 13.30
14.00 — 14.30
Послеобеденный отдых (сон для детей 7 лет)
13.30 — 14.30
——
Пребывание на воздухе, прогулка, подвижные игры и развлечения и др.
14.30 — 16.00
14.30 — 17.00
Полдник
16.00 — 16.15
17.00 — 17.15
Приготовление уроков
16.15- 17.00 (уч-ся 1-го класса)
17.15— 19.00
Пребывание на воздухе
17.00 - 19.00

Ужин и свободные занятия (творческая деятельность, чтение литературы, помощь семье, музыка, конструирование, ручной труд)
19.00 — 20.30
19.00 - 20.30
Приготовление ко сну, чистка одежды, проветривание комнаты, вечерний туалет
20.30 —21.00
20.30 —21.00
Сон
21.00 — 7.00
21.00 —7.00

Активные формы деятельности необходимо предусмотреть и в режиме дня. В таблице 1 приводится примерный режим дня для ребенка 7 ... 10 лет. Как показывает практика, очень немногие дети следуют этому режиму. Причины различные, в том числе и перегруженность домашними заданиями. Однако педагог должен постоянно напоминать детям о необходимости придерживаться основных положений режима, проводить специальные игровые классные часы по приучению ребенка к осознанию необходимости правильно организовывать свой день. На переменах нужно создавать условия для подвижных игр. Конечно, в силу особенностей нервной системы дети плохо переключаются с подвижных игр на умственную работу, но переутомленные, малоподвижные дети не только больше болеют, но и хуже учатся.
Труд — это активная форма физической или умственной деятельности. Для малыша, делающего первые шаги, каждый из них — трудовой подвиг. Умственный труд годовалого ребенка — рассмотреть в зеркале свое изображение. Еще бы — ведь надо зафиксировать внимание, т. е. заняться направленной деятельностью. Собрать дом из деталей конструктора — труд для дошкольника. Строчка цифр в тетради — результат труда первоклассника. Природа стремится к простоте. Человек как верный сын природы всячески стремится облегчить свой труд. Никогда не оставляйте без внимания и обсуждения попытки детей усовершенствовать трудовой процесс. Вы попросили детей нарисовать круг. Большая часть старательно выводит на бумаге замкнутую кривую, похожую у одних на эллипс, у других на облако, у третьих и вовсе на квадрат. Но догадливый ребенок взял носовой платок, зажал в центре листа один конец, другой соединил с карандашом ... и вот окружность готова. Проявлена инициатива, достигнут высокий результат труда, ребенок испытывает радость и гордость. Если вы в этой ситуации найдете нужные слова поощрения, даже если у вас была совершенно другая дидактическая задача, значит, вы поднимете уважение ребенка к собственному труду. Это принесет ему моральное удовлетворение и пользу для здоровья. Если вы зачеркнете его инициативу, то у ребенка возникнет легкий стресс, и по принципу условного рефлекса «инициатива — порицание» он будет приучаться к мысли о наказуемости трудовой инициативы в частности и трудовой деятельности вообще.
Из многочисленных научных исследований известно, что ленивые люди болеют чаще и пребывают, как правило, в плохом психологическом состоянии. Однако однообразная работа утомляет человека и снижает остроту мышления. Возбуждение при однообразной работе, возникнув в одной точке коры, постепенно сменяется торможением в этой же точке. Торможение быстро распространяется по коре. Человек устает. В организме накапливается молочная кислота, возрастает потребность в кислороде. Особенно опасна для здоровья однообразная работа в вынужденной позе в плохо проветриваемом помещении. Помните об этом, проводя контрольную работу. Некоторые дети поднимают руку и просят разрешения подойти к вашему столу не потому, что они действительно хотят получить подсказку, а потому, что у них слабые нервные процессы и им необходимо переключение. Обычно вы знаете своих учеников и знаете, кому эти десять шагов до вашего стола нужны для здоровья.
Не забывайте и о собственной гигиене труда. В течение дня у вас будет уставать спина, при проверке тетрадей может болеть шея и начнут слезиться глаза. С самого начала своей трудовой деятельности фиксируйте все негативные проявления последствий вашего труда и наладьте систему коррекции. Учитель должен быть здоровым. В конце учебника есть маленький сборник полезных советов.

Вопросы и задания:

1. Приведите примеры сознательной коррекции здоровья людьми разных возрастов:
а) дети;
б) молодежь;
в) люди среднего возраста;
г) пожилые люди.
2. Приведите примеры из вашей жизни, когда вы сознательно совершили поступок здравосохраняющего или здравостроительного свойства.
3. Составьте список из пяти упражнений, которые можно включить в план любого урока с целью реализации потребности детей в движении.
4. Проведите хронограмму своей рабочей недели. Найдите возможности для здравосберегающей коррекции.
5. Составьте режимную сетку для ученика первого класса с пробным описанием способов физиологической разгрузки (физкультурные упражнения, игры, развивающие занятия).

Глава 8. Культура и здоровье. Информация и здоровье

Слово «культура» происходит от латинского корня и в переводе означает «взращивание».
Каждый исторический период был определен культурными рамками, ограничивающими друг от друга два простых понятия: что такое хорошо и что такое плохо. И пожалуй, единственным стабильным показателем оставалось здоровье человека.
Культура всегда была классовой. По мере стирания межклассовых преград культура все больше и больше захватывает различные области быта, превращаясь в социальный элемент.
Непонятно? Трудно? Давайте думать и разбираться. Это тем более необходимо, что вам предстоит работать в системе «человек — человек» и притом человек маленький, растущий. Для многих ваших воспитанников понятие «культура» на долгую жизнь будет связано с вашим именем, именем воспитателя, первой учительницы. Поэтому давайте укрепим ваше собственное представление о связи двух понятий: «культура» и «здоровье».
Начнем с личной гигиены, с культуры тела. Культурный человек должен быть чистым. Голова: прическа любая, соответствующая представлению о моде, возрасте и индивидуальных особенностях, но волосы чисты. Лицо. Если человек пользуется косметикой, то делать это нужно продуманно. Ориентируясь на кумиров современной моды, девушке стоит выбрать тот объект для подражания, который больше соответствует ее природному типу. При сегодняшнем «рынке моделей» подобная работа не потребует излишних усилий.
Зубы нужно чистить часто, но не реже двух раз в день. Зубы ваших воспитанников требуют отдельного внимания, и вы найдете в этом учебнике вариант поурочного плана по теме «Береги зубы».
Тело: душ нужно принимать дважды в день, во время месячных часто менять прокладки и подмываться теплой проточной водой, волосы в подмышечной впадине необходимо сбривать. Полезно приучить себя с молодого возраста к массажу во время душа. Особенно важно, если девушки и молодые женщины во время водных процедур делают легкий массаж молочных желез. Это убережет их в будущем от неприятностей при кормлении детей.
Ногти должны быть аккуратны, при профессии, связанной с детьми, они не должны быть слишком длинными, желательно покрывать их тонким слоем лака. Помните:
дети пугаются, когда лак чересчур яркий или имеет неприятные оттенки — синий, зеленый.
Запах. Профессиональная этика педагога требует, чтобы от него ни в коем случае не пахло потом. Легкий запах нейтральных дезодорантов и дневных духов создаст у ваших учеников дополнительный импульс для расположения к педагогу.
Одежда. Современная мода демократична и позволяет соблюдать три основных требования к культуре одежды: гигиенична, удобна, соответствует личности («идет» — так говорим мы, оглядывая новый наряд и выражая степень его соответствия облику владельца). Гигиеничная одежда воздухо- и водопроницаема. Последнее, конечно, не относится к специальным защитным костюмам, например плащам или спортивной одежде. Ваша рабочая одежда должна радовать детей. Педагог в черном угнетает ребенка. Следите, чтобы одежда была опрятной и не имела дефектов типа дырок и оторванных пуговиц. Дети видят и замечают все. Вы для них объект для подражания. Дети могут повредить вашу одежду. Помните об этом и в случае «урона» не обижайтесь на ребенка. Некоторые виды тканей могут вызывать аллергическую реакцию. Аллергия — это ответ организма на идиосинкразию, повышенную чувствительность. Аллергия проявляется в виде зуда, сыпи, кашля, насморка. Одежда должна соответствовать случаю — в вечернем платье в булочную ходить вряд ли стоит. Однако человек сам решает, как ему одеваться, и если вы сумеете преодолеть в себе и своих учениках ксенофобию, — вы окажете большую услугу себе и обществу. Ксенофобия — это неприятие чужого стиля поведения, способа питания, моды, традиций и прочее. «Ксенос» — чужой, «фобос» — страх.
Например, среди ваших знакомых есть девушка, которой нравится, что справа у нее длинные волосы, а слева коротко стриженные. Она увидела эту прическу в журнале и решила испытать ее достоинства на себе. Вам прическа не нравится. Если у вас спрашивают — можете ответить. Если нет — смолчите. Это уважение к другой личности, это простейший способ воспитания культуры чувств, это путь к психическому здоровью, как вашему, так и окружающих вас людей. Это терпимость.
Однако терпимость и вседозволенность отнюдь не одно и то же. Внешний вид человека, его речь, пластика могут быть и оскорбительны для окружающих. Если человек грязен, плохо себя ведет — скандалит, ругается, позволяет себе агрессивные жесты, если от человека исходит плохой запах, если он чересчур громко говорит, мешая окружающим, мы можем потребовать от него соответствовать общепринятым культурным нормам. Почему? А в том числе и потому, что он своим внешним видом наносит вред психическому здоровью окружающих.
Здесь необходимо предостеречь вас, молодого педагога, от одной весьма распространенной ошибки. Не пытайтесь всех учить правилам культуры. Встретив на улице трубочиста, возвращающегося со службы, не выражайте ему свое порицание. Да и ребенок, игравший в песочек, вряд ли будет чист, как хирург перед операцией. Сделанное замечание должно быть оправдано пользой для личности или общественной необходимостью. Во всех остальных случаях оно бессмысленно и свидетельствует о низкой культуре того, кто его сделал.
Психическое здоровье и общий психологический климат зависят от того, насколько в микросоциуме соблюдается общепринятая для данной микрогруппы система отношений. Принадлежность к определенной социальной группе еще не означает способность уживаться в микросоциальной группе. Например, ребенок плохо привыкает к школе. Если мы начнем искать причину не только в самом ребенке: излишне опекаем, избалован, гиперопечен в семье, имеет комплексы, чересчур агрессивен и т. д., а проанализируем микросоциум данной личности — класс, то, возможно, мы убедимся, что благом для ребенка будет перевод в другую микрогруппу. Допустим, по результатам тестирования он зачислен в класс выравнивания, а на самом деле может учиться в классе опережающего обучения. Как это ни странно, но в данном случае ребенка не устраивает общий уровень мыслительной культуры класса, и он страдает от недостатка информации. В переводе на бытовой язык — ребенку скучно. Поэтому он в плохом настроении, в состоянии постоянного воздействия стресса. Да, скука — это тоже стрессовый фактор, от скуки можно заболеть или втянуться во вредную привычку.
Таким образом, мы провели длинную логическую линию, соединив воедино личную гигиеническую культуру, культуру поведения и культуру мышления. Мы вышли через эти понятия к здоровью человека, к сознанию того, что здоровый образ жизни тесно связан с общей культурой.
Весьма значительное влияние на здоровье оказывает и информация. В переводе с латинского информация означает «разъяснение, изложение». В первоначальном смысле это понятие использовалось, когда речь шла о передаче сведений от одного человека к другому.. Устно, письменно, знаками, жестами, символами люди могли сообщить что-то друг другу. Информация только тогда имела смысл, когда она воспринималась тем, кому была предназначена. Сейчас понятие информации расширилось, хотя, конечно, старый смысл никуда не исчез. Человек для человека, как и прежде, остается источником информации. При этом о действенности информации нельзя судить по открытой реакции. Например, девушка подмигивала юноше, давая таким образом понять, что она им заинтересовалась. Однако в ответ не получила никаких сигналов. Девушка расстроилась, думая о своей непривлекательности, плакала всю ночь. А на заре вышла на крылечко и нашла букетик свежих цветов. Что это? Конечно, ответная информация, причем явно позитивного, положительного характера. Ситуация — желанная для каждой девушки, но, увы, не очень современная.
Сейчас люди больше знают о мире и самих себе, шире используют для передачи информации технические средства — от телеграфа и телефона до всемирной компьютерной сети «Интернет». Используются все эти средства и для личной информации, и для деловой. Более того, во второй половине XX века стала возможна работа информационных устройств без вмешательства человека, но по программам, созданным с его участием. Самый простой пример — это бытовые электроприборы с автоматическим отключением, например чайник, который выключается самостоятельно тогда, когда температура воды достигает ста градусов, на что моментально реагирует термоэлемент, соединенный с выключателем. «Все, — как бы говорит чайник сам себе, — дальше кипеть нельзя — взорвусь», — и выключается.
Обратимся к человеку. Поступила неблагоприятная информация. Человек впадает в стресс, закипает, как чайник. Какие выходы из сложившейся ситуации у него есть? Можно просто долго кипеть в первой стадии стресса, можно перейти во вторую и бороться. Можно сдаться на волю обстоятельств сразу. Может ли быть универсальный совет, как справиться с неприятностями информационного характера так, чтобы вред для здоровья от них был минимальным? Есть ли такой совет? Есть, как ни странно. Нужно приучить себя к рефлексии. Рефлексии требует не только негативная информация, но и информация позитивного характера. Нельзя допускать состояния вороны из крыловской басни. У птицы, как вы помните, «От радости в зобу дыхание сперло». Чем это закончилось, вы тоже не забыли! В минуты радости не теряйте контроля над собой. Давайте разберем примеры, когда информация и здоровье находятся в прямой связи.
Женщина узнает, что ее очередь на квартиру передали другому человеку вместе с заветными ключами. В этом случае можно получить инфаркт сердечной мышцы, можно устроить скандал с криком и ничего не добиться, можно затаить обиду, круглосуточно жаловаться близким людям и переживать. Все три варианта лишены рефлексивного компонента, вредны для здоровья. Есть четвертый: можно провести тщательный анализ происшедшего, рассмотреть варианты выхода из кризиса, собрать дополнительную информацию. И вдруг неожиданно именно при сборе этой дополнительной информации узнать, что передвинул очередницу с первого места на второе ее близкий друг, который в последний момент узнал, что под окнами злосчастной квартиры, расположенной на первом этаже, будет бензоколонка. Может, действительно лучше немного подождать, чем потом всю жизнь мучаться?
Вы улыбнулись, прочтя описанный пример? Жаль, если это не произошло. И очень отрадно, если произошло. Воспринимать любую информацию нужно спокойно и обязательно обдумать. Причем первый вопрос в процессе рефлексии должен быть такой: «Нужна ли мне эта информация?» Если, прочтя приведенную выше коротенькую историю, вы улыбнулись, значит, вы восприняли ее не серьезнее, чем бытовой анекдот. Если вы не улыбнулись, значит, включили себя в ритм переживаний женщины, попавшей в неприятную историю. В самом деле — шутка ли лишиться долгожданной квартиры?! Подобное включение опасно для здоровья. У вас достаточно своих проблем, не перегружайте свою эмоциональную сферу ненужной информацией, не переживайте по вымышленным поводам. Это относится, в частности, к сюжетам многочисленных телесериалов. В последнее время врачи-невропатологи, психоневрологи стали отмечать у практически здоровых людей, в основном женщин, случаи информационных неврозов на почве конфликтов героев телесериалов. Можно заполнять досуг телесериалами, можно отвлечься на час-полтора от собственных проблем, но нельзя подменять экранным вымыслом собственную жизнь. Когда это происходит, врачи вынуждены говорить о явлении так называемого информационного стресса. Информационный стресс может быть и другого рода. Он связан с перегрузкой информацией, когда способный и трудолюбивый человек без отдыха поглощает разного рода информацию, не переключается на другие виды деятельности, требующей внимания, и получает невроз, расстройство деятельности высшей нервной системы.
Таким образом, можно подвести итог.
Для сохранения здоровья человек должен научиться управлять как самим потоком информации, так и своей эмоциональной сферой независимо от того, пришла она извне или из собственного организма. В последнем случае — при возникновении необычных ощущений внутри организма нужно попытаться понять их причину и не откладывать надолго визит к врачу, если эти ощущения вас тревожат. Например, если у молодой женщины, имеющей интимного партнера, не наступила вовремя менструация, а рожать ребенка она не собирается, то чем раньше она обратится к гинекологу, тем полезнее это для нее будет.
Если вы сознательно отнесетесь к самой необходимости рефлексировать различные информационные потоки, то в скором времени заметите, что жизнь ваша стала легче, а нервная система крепче, значит, здоровье лучше.

Вопросы и задания:

1. Подтвердите примерами связь между:
здоровьем и гигиенической культурой;
здоровьем и культурой поведения;
здоровьем человека и культурой микросоциума;
2. Как связаны между собой понятия: ксенофобия, терпимость, вседозволенность? Как можно связать их со здоровьем?
3. Что такое информационный стресс?

Глава 9. Возраст и здоровье.
Понятие о неинфекционных заболеваниях
и методах оздоровления

Детство человека характеризуется неравномерным и разноскоростным развитием органов и систем. Это вы изучали в курсе возрастной физиологии. Повторять не будем — освежите знания.
Молодой возраст, в границах от 12 до 30 лет, можно условно назвать самым аутоагрессивным временем. Действительно, именно в этом возрасте по нарастающей пойдут опасные для здоровья и жизни, т. е. аутоагрессивные действия:
курение, пьянство, аутоэксперименты с наркотиками и токсическими веществами, случайные интимные контакты с малознакомыми партнерами, ведущие к незапланированной беременности, нежелательному отцовству, венерическим заболеваниям, в том числе и СПИДу. На этот же возраст приходится пренебрежение к элементарным правилам гигиены питания, сна, труда и отдыха, гигиены одежды (в первую очередь переохлаждению)
Травматизм молодых очень тяжел и порой ведет к инвалидности.
Пренебрежение к основным правилам здорового поведения закладывает фундамент для таких неинфекционных заболеваний, ведущих к ранней инвалидности и смерти, как атеросклероз, цирроз печени, гастрит, легочные заболевания, заболевания почек, нарушение обмена веществ. Охарактеризуем некоторые из них.
Атеросклероз — это поражение сосудов, заключающееся в том, что на внутренней поверхности артерий появляются бляшки из холестерина, продукта жирового обмена при его неправильном обмене в организме. Просвет сосудов сужается, кровообращение ухудшается. Последствия атеросклероза — гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда. Гипертоническая болезнь характеризуется прежде всего повышенным артериальным давлением, инфаркт миокарда — это омертвение сердечной мышцы. В перечне причин смертности эти заболевания занимают первую строчку. Конечно, запаса прочности организма, ресурса здоровья хватает человеку на долгие годы, но при здоровом образе жизни в молодости жизнь была бы длиннее и здоровее. Профилактика атеросклероза: правильное питание с пониженным содержанием животных жиров, занятия физкультурой, отсутствие привычки к курению, умеренное употребление алкоголя, умение правильно вести себя в стрессовой ситуации, т.е. обученность переживанию стресса.
Гастрит — воспаление слизистой оболочки желудка — ведет к язве желудка и опухолевому перерождению слизистой оболочки, к появлению злокачественных новообразований. Причина гастрита не только алиментарная (алиментарная — значит, связанная с питанием). Причиной гастрита могут стать нервное истощение, нарушение режима, курение.
Помимо устранения этих факторов для предупреждения гастрита полезно пить отвары трав — мяты, зверобоя, календулы, ромашки. Очень важно при фитотерапии, т. е. лечении травами, помнить, что вещества, содержащиеся в растениях, — это лекарства. Использовать их нужно в дозах, указанных на упаковках. При самостоятельном сборе лекарственных трав нужно проконсультироваться со специалистом. Не забывайте, что доза лекарств для детей ниже, чем для взрослых.
Цирроз печени — это замена собственной ткани печени соединительной тканью, склероз. Причина — чаще всего интоксикация (отравление). Алкогольная интоксикация при хроническом пьянстве, интоксикация на почве употребления токсических ароматических углеводородов (токсикомания), отравление ядовитыми продуктами. Нарушение функции печени ведет к гибели. Чтобы поддержать печень в рабочем состоянии, полезно пить минеральные воды, есть чеснок, пить отвары ромашки, кукурузных рылец. Необходимо также соблюдать гигиену питания, отказываться от вредных привычек.
Причиной поражения собственной ткани почек, нефрозов и нефритов, может стать как пьянство, наркотическое пристрастие, токсикомания, так и переохлаждение. Некоторые виды почечных заболеваний связаны с неправильным питанием, в результате чего в почках появляются песок и камни различных составов.
Для поддержания функции почек в здоровом состоянии помимо отсутствия вредных привычек нужно соблюдать гигиену питания. Слишком острая, соленая, чересчур кислая пища может принести человеку вред, если он питается такой пищей постоянно. Благоприятно действует на функцию почек тыква. Кроме того, этот не очень популярный в России продукт чрезвычайно полезен для молодых людей и девушек, так как благодаря тыкве происходит очищение организма, лучше становится кожа, исчезают прыщи на лице.
Нарушение обмена веществ могут давать самые различные проявления. Наиболее заметным и неприятным для молодых людей является аллергия, сопровождающаяся появлением сыпи, зуда, насморка. Это состояние может возникать периодически, как ответ на контакт организма с аллергеном. Для одних аллерген — яичный белок, для других — пыльца растений, для третьих — собственные гормоны, поэтому обострения могут быть постоянно. Четвертые, и таких большинство, вообще не знают, что такое аллергия.
Универсального, общего средства, с помощью которого можно противостоять аллергии, нет. Хорошо снимают кожные проявления череда, чистотел, зверобой. Конечно, аллергия — это внешнее проявление нарушения обмена веществ. Есть гораздо более глубокие и травматичные для организма изменения. Однако доказано, что соблюдение основных несложных правил здорового поведения снижает аллергическую зависимость.
К инвалидности и смерти в молодом возрасте, как уже упоминалось, ведут различные травмы. Выделяют несколько основных причин травматизма у молодых людей и подростков:
1. Несоблюдение правил техники безопасности (на работе, в быту, на улице). Например, если токарь не пользуется защитными очками, в глаз может попасть стружка; если мотоциклист не надел шлем, то в случае аварии возможны тяжелые травмы головы;
если подросток неосторожен с фейерверками, последствия могут быть самые разнообразные, но всегда угрожающего жизни и здоровью характера.
2. Невнимательность по причине переутомления. Молодые люди часто недосыпают, плохо питаются. Это снижает внимание.
3. Рассеянность внимания. Это бывает обычно в группе, когда внимание отвлечено игрой. Часто встречается как причина травм подростков.
4. Неоправданный риск. Например, когда молодой человек совершает рискованный поступок в надежде завоевать благосклонность девушки.
5. Переоценка своих физических возможностей, например неумение правильно рассчитать расстояние до движущегося транспорта.
Самый лучший способ профилактики травматизма у молодых — довести до автоматизма в детском возрасте выполнение основных антитравматических правил. Эта задача ложится на плечи педагогов и родителей. Однако, как показывает практика, педагогам удается добиться больших успехов, так как антитравматическое воспитание лучше проходит в группе.
Особое место среди возрастных форм неинфекционных заболеваний занимают школьные формы патологий. Нарушения осанки, кривобокость — сколиоз и сутулость — кифоз, есть не что иное, как следствие усталости на уроке. Как уже указывалось, разгибатели, от работы которых зависит хорошая осанка, в детском возрасте слабее сгибателей. Сгибатели «тянут» скелет, заставляют ребенка принимать вынужденное положение. Профилактика нарушений осанки в детском возрасте — физкультурные паузы на уроках, удобная посадка. Последняя зависит от соответствия школьной мебели росту ребенка. Очень полезно обучать ребенка не только в положении сидя, но и в положении стоя. Стоять дети должны за конторками на специальных ковриках, препятствующих развитию плоскостопия. Для этого на коврики нашивают специальные пуговки, неострые кнопочки, кусочки проводков. Раздражение кожных рецепторов на подошвах способствует рефлекторному воздействию на слизистую носоглотки — дети, которые обучаются стоя, меньше болеют. Кроме того, у них реже развивается вторая по частоте возникновения школьная патология — миопия, близорукость. Нервная система таких детей более устойчива к воздействию стресс-факторов.
Конечно, обучение стоя не единственный способ предупреждения и борьбы с различными формами школьной патологии. Вся система обучения должна строиться с учетом в идеологических принципов. Валеология — наука о сохранении здоровья. Она тесно соприкасается с гигиеной, санологией, педагогикой, психологией обучения и, очевидно, скоро займет свое место в основной школьной программе. Есть в валеологии и раздел, изучающий различные формы школьной патологии, общее представление о которых вы получили, изучая основы здорового образа жизни.
В зрелом возрасте люди более внимательно относятся к своему здоровью и, как показывает практика, с большим интересом включают в повседневный быт элементы оздоравливающих систем. Однако здесь стоит обратить внимание на бессистемное отношение к самим системам. Этнокультурный опыт оздоровления всегда был привязан к конкретным условиям климата, географического местоположения, местных продуктов питания, имел светскую или религиозную идеологию. Например, столь популярная йога прививалась индусу с младенчества. Определенные оздоравливающие или лечебные позы, иначе асаны, становились столь же естественны и необходимы, как для европейца чистка зубов. Искусственное перенесение, допустим, на российскую почву могло и не дать результата. Однако это вовсе не значит, что система плоха, — ее просто неправильно применяют. То же касается и других нетрадиционных для какой-то конкретной группы методов оздоровления. Например, одно время прокатилась волна повальных увлечений оздоровлением по методу Порфирия Иванова. Сотни людей, и детей и взрослых, начали бегать по снегу босиком и прыгать в проруби при температуре ниже 0°. Возможно, кому-то это и сохранило здоровье, кому-то вернуло утраченное, но, к сожалению, многие энтузиасты ивановского метода получили различные тяжелые заболевания. В частности, воспаления мочевого пузыря и генитальных (половых) органов. Какой вывод? Метод плох? Нет, его неправильно использовали. Сейчас выходит много литературы и отечественной и переводной, на тему оздоровления. Как к ней относиться? Рефлексивно. Не подвергать опасности себя, своих близких, своих учеников и воспитанников, всегда советоваться со специалистами — врачами или преподавателями физвоспитания. Они, как и врачи, имеют специальное образование по вопросам здравостроительства и здравосбережения.
В разделе «Практические занятия» вам предлагается комплекс упражнений по системе Дао. Они абсолютно безвредны. Будет ли вам от них польза — зависит от вас.
Люди пожилого возраста обычно очень внимательны к своему здоровью. Причин тут несколько. Во-первых, пришли мудрость и сознание того, что жизнь не вечна, возникло естественное желание ее продлить. Во-вторых, появилось свободное время. Ведь здравостроительство и здравосбережение требуют его довольно много. В-третьих, у многих пожилых людей отмечаются признаки заболеваний, с которыми хочется справиться. Порой нездоровье воспринимается как норма, а улучшение состояния приносит радость. Таким образом, самооздоровление пожилых людей — это сложный процесс, который должен быть правильно понят молодыми и должен вызывать уважение, а не насмешки. Однако пожилые люди могут быть авторитарны, т. е. могут признавать единственно правильным только свое мнение, и эгоистичны, т. е. могут навязывать свой модус вивенди всем окружающим. Особенно это бывает неприятно в тех случаях, когда речь идет о детях. Бабушка, которая увлеклась вегетарианством, исключив из рациона животные белки, вполне хорошо себя чувствует. Ее энерготраты, потребность в аминокислотах и жирорастворимых витаминах удовлетворяются. А как быть с шестилетним внуком, которого заставляют есть в огромных количествах очень вкусные мучные продукты и лишают столь необходимых ему рыбы, мяса, яиц? Обычно сторонники различных диет, попробовав их на себе, начинают навязывать рационы окружающим и всегда подводят под свои действия теоретическую базу. Это случай трудный для семьи. Мягкое, тактичное вмешательство человека со стороны, например, такого значимого, как школьный педагог, классный руководитель ребенка, может помочь решению конфликтной ситуации в семье и сработать как оздоравливающий фактор.
Помимо увлекающихся диетами бабушек влияние на ребенка, и не всегда положительное, могут оказывать дедушки, разработавшие свою собственную систему физических тренировок и закаливания. Помимо уже упоминавшейся системы Порфирия Иванова могут быть и другие. Врачам приходится потом долго бороться за жизнь и здоровье ребенка, которого оздоравливали по «дедушкиной системе». Например, ребенок ежедневно парил ноги в отваре лопуха. Сам по себе лопух никакой угрозы не таит, а вот «парение» может привести к нарушению недоразвитой сосудистой сети нижних конечностей, окажет влияние на работу сердца. Самое же главное, что никакой особой надобности в горячих ножных ваннах у ребенка не было, он не страдал насморком. В этом случае процедура была бы хоть частично оправданна.
Из всего перечисленного можно сделать выводы:
1. Каждый возраст предъявляет свои специфические требования к формированию стиля здоровой жизни.
2. Основную группу риска для закладки основ неинфекционных хронических заболеваний составляют люди в возрасте 12 — 30 лет.
3. Нет и не может быть универсальных систем оздоровления. Все они имеют этнокультурные корни и возрастную ориентацию.
4. Использование научно необоснованных оздоравливающих программ может принести вред.

Вопросы и задания:

1. Что такое аутоагрессия?
2. Что вы знаете об атеросклерозе?
3. Как предупредить развитие гастрита и цирроза печени?
54
4. Что вам известно о заболеваниях почек и методах их предупреждения?
5. Какие примеры аллергической зависимости вы можете привести?
6. Перечислите специфические причины, ведущие к травматизму у молодых людей. Методы профилактики.
7. Оздоравливающие системы — за и против.
8. Пожилые люди и оздоровление. Социальные особенности явления.




Глава 10. Инфекционные болезни в современном обществе. Основные принципы профилактики

Инфекция в переводе с латинского обозначает заражение. К инфекционным заболеваниям относятся те, которые развиваются как ответная реакция организма на внедрение и размножение болезнетворных микроорганизмов — бактерий, грибков, вирусов.
После внедрения инфекционного агента в организме вырабатываются антитела, сложные белковые образования, при помощи которых люди и животные борются с микроорганизмами. Вызвать образование таких антител можно искусственным путем, вводя в организм ослабленный вид возбудителя инфекции. Этот способ называется вакцинацией. При помощи вакцинации были побеждены многие эпидемии, в частности эпидемия оспы. Эпидемия — это одномоментное распространение какого-либо инфекционного заболевания в отдельной местности или стране, захватывающее большое количество населения. Обычно эпидемии бывают сезонные, например, эпидемия гриппа почти ежегодно поражает многие страны Европы. В случае неблагоприятной социальной ситуации, например войны или природных катаклизмов — землетрясения, наводнения, бывают эпидемии кишечных инфекций — холеры, дизентерии.
Большинство инфекционных заболеваний имеет несколько стадий развития: инкубационную, когда человек уже заразился, но внешних проявлений болезни нет и он не опасен для окружающих; латентную, когда явных признаков болезни все еще нет, но больной уже заразен; собственно инфекционную стадию, когда у больного наличествуют все признаки болезни и он опасен для не болевших этой болезнью окружающих; и стадию выздоровления. Некоторые инфекционные болезни могут иметь последствия тяжелых осложнений, часть из которых ведет к инвалидности.
Есть несколько инфекционных заболеваний, которыми люди чаще всего болеют в детском возрасте. Зачастую первые признаки заболевания у ребенка обнаруживает педагог. Чтобы не пропустить начальные симптомы, не допустить заражение здоровых детей, вы должны знать, какие детские инфекции как начинаются и протекают. В этом учебнике практически нет материалов, которые необходимо «зазубрить». Материалы, представленные в этой главе, — исключение. Предложенная вам таблица 2 на стр. 62-65 должна быть заучена. Для некоторых заболеваний дана более подробная характеристика. Это связано с тем, что они встречаются чаще других.
Дифтерия
При этом заболевании бывает высокая температура и очень воспаляется горло. Болезнь вызывается бактерией, она называется «дифтерийной палочкой». Если вовремя не начать лечение, может возникнуть осложнение на сердце или нервный паралич. Но даже при современном и успешном лечении болезнь продолжается не менее нескольких недель.

Корь
Корью заболевают через одну-две недели после контакта с больным ребенком. Болезнь начинается как обычная простуда — с насморка и покраснения глаз. Но затем поднимается высокая температура, появляется сухой кашель и все тело покрывается сыпью. Сыпь пропадает через неделю, но до полного выздоровления пройдет не менее двух-трех недель. Сильная корь может дать осложнение на почки
или другие органы. Корью болеют только один раз в жизни. В редких случаях — дважды.
Краснуха
Краснуха, так же как и корь, вирусное заболевание, но вызвано оно бывает совсем другим вирусом. Заражаются краснухой при контакте с больным. После заражения две-три недели продолжается скрытый период. Затем возникают первые признаки заболевания: незначительное повышение температуры, небольшой насморк и увеличение затылочных лимфатических узлов. Еще через день-два на всем теле появляется едва заметная красноватая сыпь. Краснуха — не очень тяжелая болезнь, и уже через четыре-пять дней больному становится лучше.
По-настоящему краснуха опасна для беременной женщины. В этом случае ее не родившийся ребенок будет тяжело поражен болезнью. Краснухой болеют только один раз.
Свинка
Свинка — воспаление желез, вызывается вирусом, который переносится со слюной больного при кашле, чихании, иногда при поцелуе. После заражения болезнь проявляется только через две-три недели.
При свинке поднимается температура и болезненно раздувается часть лица и шеи ниже ушей. Свинка — это воспаление околоушных желез, которые вырабатывают слюну. Болезненность может усиливаться, если есть острую, пряную пищу, вызывающую повышенное слюноотделение.
Увеличение желез продолжается 5 — 10 дней, а потом пропадает.
У подростков старше 12 лет и у взрослых свинка может вызывать серьезное болезненное воспаление половых желез.
Иногда, хотя и очень редко, свинка поражает околоушные железы только с одной стороны шеи. В этом случае через несколько лет человек снова может заболеть свинкой, но воспаляются железы уже другой стороны.
Коклюш
Коклюш передается от одного человека другому через кашель. От заражения до проявления первых признаков болезни проходит одна-две недели. Болезнь начинается как обычная простуда, но ребенок кашляет все сильнее и сильнее — особенно сильный кашель мучает его ночью. Начав кашлять, он не может остановиться, задыхается и в конце приступа кашля вынужден с силой втягивать в себя воздух, заглатывая его. При этом получается своеобразный звук.
Коклюш продолжается долго — от четырех до шести недель. И даже после выздоровления в течение нескольких недель на ребенка время от времени нападают приступы кашля.
Полиомиелит
Когда-то полиомиелит убивал и калечил больше детей, чем любая другая болезнь. Теперь, к счастью, мы практически избавились от него благодаря вакцине. Каждому ребенку в возрасте до года обязательно делают первую прививку против полиомиелита, а потом через каждые несколько лет вводят дополнительные вакцины.
Полиомиелит протекает одну-две недели в скрытой форме. Потом начинается головная боль, воспаляется горло, повышается температура, появляются тошнота, рвота, боль в мышцах рук и ног. Еще через несколько дней мышцы настолько ослабевают, что ребенок не может пошевелить ни рукой, ни ногой. Если эта мышечная слабость — паралич одной или более конечностей — не пройдет через несколько дней, она может сохраниться на всю жизнь.
Скарлатина
Возбудители скарлатины — стрептококки. Однако современная разновидность стрептококков гораздо слабее, чем та, что была много лет назад. Тогда у ребенка, заболевшего скарлатиной, был сильный жар, очень воспалялось горло, появлялись тошнота и рвота, все его тело обильно покрывалось ярко-красной сыпью. Только участок вокруг рта почему-то не был покрыт сыпью, и у ребенка как бы появлялось бледное кольцо вокруг губ.
Примерно в течение недели больной чувствовал себя очень плохо. Затем температура снижалась до нормальной и сыпь начинала бледнеть. Потом кожа шелушилась — это выглядело так, словно все тело было усыпано перхотью.
Тяжелые случаи скарлатины давали осложнения на сердце, иногда на почки. В наши дни скарлатина часто протекает в такой легкой форме, что у ребенка может всего лишь на пару дней подняться температура, слегка поболит горло и появится небольшая сыпь. Никакого шелушения не возникает, и больной уже через два-три дня прекрасно себя чувствует.

Вопросы к таблице 2 на стр. 42-44

1. Какие детские инфекционные заболевания вам известны?
2. Назовите заболевания, которые вызываются вирусами.
3. Какие заболевания передаются воздушно-капельным путем при кашле и чихании?
4. При каких заболеваниях путем передачи инфекции может быть кал?
5. О каких инфекциях вы можете подумать, если у ребенка воспалено горло?
6. Расстройство стула характерно для каких инфекций?
7. Перечислите инфекции, при которых бывает сыпь.
8. После каких инфекций бывают тяжелые осложнения?
9. Не пользуясь учебником и тетрадью, вспомните все, что сможете, о каждой из перечисленных в таблице инфекций.

Заболевание и его
В каком возрасте чаще всего заболевают
Как распространяется заболевание
Сколько длится скрытый период
1
2
3
4
Полиомиелит, 3 типа вирусов
В любом возрасте, но чаще в детстве
Заражение через кал; прямой или косвенный контакт с выделением из носа и горла больного
От 3 до 28 дней, чаще всего 7—12 дней
Дифтерия, дифтерийная палочка
От 1 до
14 лет
Прямой контакт с выделениями из носоглотки больного или носителя
От 1 до 6 дней
Коклюш, бактерия
С рождения до 8 лет
Прямой контакт с выделениями из носоглотки
вируса
От 5 до 16 дней, чаще всего 7—10 дней
Корь, вирус
rubeola
От 2 до 8 лет
Контакт с выделениями из носоглотки больного; воздушно-капельная инфекция
От 7 до 14 дней, обычно 10 -12 дней
Краснуха, вирус rubeola
От 2 до
15 лет
Контакт с выделениями из носоглотки больного, воздушно-капельная инфекция
От 10 до 28 дней, обычно 14—21 день
Ветрянка, вирус varicella
От 2 до 8 лет
Выделение с пораженных участков кожи, из носоглотки; воздушно-капельная инфекция
От 10 до 21 дня, 14- 16 дней

Каковы первые
симптомы болезни
Как долго
человек
болеет
Как долго
больной заразен
для других
Проявляются ли
вредные
последствия
болезни и какие
Можно
ли заболеть повторно
5
6
7
8
9
Повышенная
температура,
головная боль,
воспаленное
горло, тошнота и
рвота, боли в
мышцах и
слабость
Сроки
очень
различны, иногда несколько
месяцев
От 1 недели до
начала заболевания до 3 месяцев после;
обычно 3 дня до и 10 дней после начала заболевания
От 5 до 10%
больных
умирают;
остаточный
паралич
сохраняется на
всю жизнь
Да, но другой
разновидностью
заболевания


Незначительное
повышение
температуры,
воспаленное горло, насморк
Сроки
различны, иногда несколько
недель
Различно; как
правило, 3 дня
до и 10 дней
после начала
заболевания
5-10% больных умирают; возможны
осложнения на нервную систему
Да


Простудные
явления, сухой,
прерывистый
кашель, особенно
по ночам
От 2 до
10 недель,
обычно
4-6 недель
Различно; как
правило,
первые
2 недели
У младенцев
смерть или
нарушения
деятельности
мозга
Да, в легкой
форме в зрелом
возрасте
Повышение температуры, простудные явления, сильный кашель, конъюнктивит,
насморк
От 6 до
12 дней



За 4 дня перед
Появлением сыпи до ее исчезновения

В редких
случаях смерть
или нарушения
деятельности
мозга
Маловероятно




Незначительное
повышение температуры, припухлость лимфатических узлов, сыпь
От 1до
4 дней



За неделю перед появлением сыпи до ее исчезновения

Редко; опасно для эмбриона на ранней
стадии беременности
Маловероятно



Небольшое повышение температуры, характерные высыпания на коже
От 9 до
14 дней


За день перед
появлением
сыпи до подсыхания корочек
Редко



Очень
маловероятно



1
2
3
4
Свинка, вирус свинки
Обычно от 2 до 14 лет
Прямой или косвенный контакт с выделениями из носоглотки больного
От 12 до 28 дней. обычно 6—20 дней
Грипп, вирус гриппа
В любом возрасте, по мере появления новых штаммов вируса
Контакт с выделениями из носоглотки больного; воздушно-капельная инфекция
1 — 2 дня
Скарлатина, 46 видов стрептококковых бактерий
От 1 до 9 лет
Прямой или косвенный контакт с больным или носителем вируса
1 — 5 дней
Инфекционный гепатит, по всей видимости, вирус
В любом возрасте
Заражение через кал, контакт с больным или зараженной пищей и водой
От 2 до 7 недель, обычно 3 — 4 недели
Инфекционный мононуклеоз, возбудитель неизвестен; по всей видимости, вирус
От 2 до 14 лет
Не выяснено. Возможно, прямой контакт с выделениями из носоглотки больного
Точно не установлено, предположительно 2 — б недель
Внезапная экзантема, возбудитель неизвестен; по всей видимости, вирус
От 6
месяцев
до 3 лет
Неизвестно. Возможно, прямой или косвенный контакт с выделениями из носоглотки больного и воздушно-капельная инфекция
Точно не установлено, предположительно 10 — 15 дней
Острые желудочно-кишечные расстройства, многие вирусы, бактерии, микроорганизмы
В любом возрасте, чаще всего с рождения до 5 лет
Прямой контакт с больным, заражение через кал
Сроки различны; как правило, 2—4 дня
Бактериальный менингит, несколько видов возбудителей
В любом возрасте, но более подвержены младшие дети
Прямой или косвенный контакте больным
Сроки различны

5
6
7
8
9
Повышенная
температура,
набухание слюнных желез нижней челюсти
От 4 до
10 дней

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign