LINEBURG


страница 1
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И. И. СОКОВНЯ-СЕМЕНОВА


ОСНОВЫ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
И ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ


Рекомендовано Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов
средних педагогических учебных заведений,
обучающихся по специальности
«Педагогика и методика начального образования»


2-е издание, стереотипное



















Москва
Academia
2000

УДК 613+616-082.93(075.32)
ББК 51.204+53.5
С 592

Издательская программа
«Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей»

Руководитель программы З.А. Нефедова


Рецензенты:
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО
профессор А. В. Мудрик,
кандидат медицинских наук, доцент кафедры экологии человека
и гигиены окружающей среды Московской медицинской академии
им. И.М. Сеченова В.А. Кудашева

Соковня-Семенова И. И.
С 592 Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 208 с. ISBN 5-7695-0410-2
В учебном пособии рассматриваются такие проблемы, как личная безопасность, обеспечение безопасности и сохранения жизни детей, общественная безопасность, понятие об экстремальных ситуациях.
Автор предлагает специальные игры, задания, тренинга, рекомендуемые международной подростковой службой ВОЗ, а также игры, тексты, стихи и тренинга коррекционного и закрепляющего характера для работы с детьми.
Книга может быть использована студентами высших педагогических учебных заведений.

УДК 613+616-082.93(075.32)
ББК 51.204+53.5

© Соковня-Семенова И. И., 1997
ISBN 5-7695-0410-2 © Издательский центр «Академия», 1997









От автора

Уважаемый молодой коллега!
Позвольте представиться: я — автор.
Предмет, который мы будем с вами изучать, стоит на стыке двух наук — медицины и педагогики, а называется «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь».
Медицина — это область науки и практики, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья людей, на предупреждение и лечение болезней.
Педагогика — наука о воспитании человека, она раскрывает его сущность, цели, задачи и закономерности.
Здоровый человек встречает меньше преград на дороге, ведущей к счастью. Однако чтобы не оступиться в пути, человек должен быть обучен.
Основы здорового образа жизни — это краткий путеводитель по дороге к вашему личному счастью.
Первую книгу о здоровом образе жизни написал древнекитайский мудрец Лао Цзи, и называлась она «Дао дэ дзин» — «Правильный путь». Было это около пяти с половиной тысяч лет назад. Невозможно перечислить, сколько книг на эту тему вышло за всю последующую историю человеческой мысли, но все авторы всегда хотели одного:
чтобы их читатели были здоровы и счастливы.
В меру своих скромных способностей, ориентируясь на пример великих, и я попыталась собрать для вас узелок полезных знаний и умений.
Очень вас прошу, молодой коллега, учитесь хорошо.
Вдруг это поможет вам быть счастливым человеком.
А вы, я уверена, желаете счастья своим будущим воспитанникам, замечательным маленьким людям, носящим обобщенное имя ДЕТИ. Их почему-то иногда именуют нашим будущим. Это ошибка. Дети — это наше настоящее. Будущее у них свое собственное, и наша задача — дать им необходимый минимум информации о том, что такое хорошо и что такое плохо с нашей сегодняшней точки зрения. А уж они, когда вырастут, сами разберутся, что в их завтрашнем мире будет пригодно к употреблению, а что — нет.
Мир вступил в эру больших скоростей, и система ценностей меняется очень быстро. Бриллианты упали в цене на мировом рынке, зато там же резко возросла цена информации. И только один показатель стабильно держится на самой верхней точке всемирной системы ценностей --Счастье Здорового Человека.
Очень вас прошу, дорогой коллега, учите хорошо!
Я хочу, чтобы были счастливы ваши ученики.
Возможно, вас несколько удивило столь нетрадиционное начало учебника. И если так, то моя первая цель достигнута — вы не остались равнодушны. А если упоминание о счастье вызвало, у вас приятные эмоции, то, значит, достигнута и вторая авторская цель — заложить в основу учебника гедонистический дидактический принцип.
Гедонизм — это философское направление, утверждающее наслаждение, получение удовольствия как высший и основной мотив человеческого поведения.
Конечно, если целью всей жизни поставить только получение удовольствия, то так и облик людской потерять недолго. Но если получать удовольствие от приобретаемых знаний, то, честное авторское, они будут усваиваться лучше.
Вы, уважаемый молодой коллега, просмотрев оглавление, можете возразить, что такие понятия, как детские инфекции, травмы и СПИД, которым нашлось место в этой книге, не очень располагают к гедонизму, и, безусловно, будете отчасти правы. Почему только отчасти? А потому, что любимая пословица Лао Цзи «Тигр на поляне не так опасен, как тигр в кустах» годится и для нас: можно получить удовольствие, избежав беды, если вовремя знать об угрозе. Вспомните, какую радость испытывали вы, если успевали оказаться под крышей дома за секунду до того, как потоки грозового ливня обрушивались на ваш новый дорогой наряд из бархата и шелка. Казалось бы пустячок, — а приятно. Подобные «пустячки» тоже включены в систему обучения Основам Здорового Образа Жизни. Обойти опасности, избежать болезнь и несчастье — это тоже радость.
И если я вас убедила, то вперед! Давайте учиться. А если не убедила, все равно вперед, ибо зачеты и экзамены пока еще не отменили. Но вы при любых условиях сдадите их хорошо, потому что, как всякий человек, хотите быть счастливы, а счастье...
Если трудно продолжить — прочтите сначала, и, может быть, вы немного приблизитесь к труднейшему из понятий — Счастью.




















Раздел первый
ЗДОРОВЬЕ В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Глава 1. Здоровье как социально-психологическая категория

Начнем с двух понятий: «категория» и «стресс».
Как мы уже договорились, задача этого учебника не только привить вам определенное количество знаний и умений, но и помочь в будущем донести эти знания до ваших учеников. Именно поэтому автор постарается не оставить без объяснения ни одно не очень популярное слово. Кстати, как объяснить понятие «популярный»? У этого слова латинский корень «популюс», что значит «народ».
Популярный — народный. В бытовой, народной речи понятие «категория» встречается не часто. Разберем его.
Категория — это группа явлений и знаний, объединенных общими признаками. Есть философские категории:
материя, движение, время и так далее. Есть категории бытовые, например бытовая техника. Есть категории социальные, т. е. общественные, например образование, здоровье. О здоровье общества мы можем судить по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости, продолжительность жизни. Если рождаемость высокая, смертность низкая, члены общества редко болеют и долго живут, можно говорить, что общество здорово.
Рождение человека вызывает радость, смерть — печаль. В первом случае эмоция положительная, во втором отрицательная. Однако и то и другое явление для общества необходимы или неизбежны, и мы это знаем. Но рождение и
смерть — это крайние точки. Что лежит в пространстве между ними? Как раз здоровье человека, существование его тела и души. Душа по-гречески «психэ». Древние говорили: «В здоровом теле здоровый дух». С этим трудно спорить. Ну посудите сами: когда у человека боль в любой точке тела, настроение у него не из лучших, и наоборот, физическое здоровье, ощущение бодрости и силы в большинстве случаев вызывают состояние, которое коротко определяется в двух словах «душа поет». Однако бывает, что соматическое, т. е. телесное, состояние превосходно, а вот душевное, психическое, оставляет желать лучшего, так как нечто в окружающем мире не соответствует потребности личности. Например, девушка в отличной физической форме, но поссорилась с интересующим ее молодым человеком. Ну на день-два это еще допустимо, это даже в ряде случаев полезно, но если ссора затянулась и страдания в одиночестве лишают девушку аппетита, желания учиться, потребности общаться с друзьями, — это уже прямая угроза здоровью. Почему? А потому, что при вышеперечисленных показателях мы можем говорить о третьей стадии стресса.
Стресс — это термин, который обозначает состояния человека, возникающие как ответ на разнообразные экстремальные воздействия. В переводе с латинского стресс означает давление, напряжение.
Экстремальные — значит крайние, чрезвычайные, заканчивающие собой границу допустимого. Например, человек может прожить без воздуха пять минут. Ситуация лишения воздуха для человека экстремальная. В течение этих минут, отделяющих жизнь от смерти, особенно бурно проявляются три последовательные реакции организма на стресс-фактор. Их называют стадии адаптации, приспособления или стадии стресса. Стадии стресса описал Ганс Селье, и они одинаковы для любых экстремальных ситуаций.
Первая стадия — стадия тревоги — наступает сразу, как только человек сталкивается с угрожающей ситуацией. Допустим, на человека напали и набросили на голову пластиковый мешок. Личность инстинктивно готовится к сражению: по сигналу мозга ускоряется передача нервных импульсов, гипофиз выбрасывает в кровь гормоны, мышцы напрягаются, учащается сердцебиение, увеличивается объем крови, повышается кровяное давление, селезенка выбрасывает в кровяное русло свежие эритроциты, все готово к бою.
Вторая стадия — стадия сопротивления или приспособления. В условиях нашего примера, когда времени крайне мало, многое зависит от способности брать себя в руки и принимать неординарные, необычные решения — например прокусить мешок. На этой стадии помимо всего повышаются защитные силы организма, перестраивается иммунная система. Вот почему иногда у человека, пережившего стресс, заживает старая, хроническая рана, однако именно на почве стресса может обостриться какое-то старое заболевание. Например, язва желудка.
Третья стадия стресса — стадия истощения, или дистресса. Здесь организм терпит поражение. Проявляется она отрешенностью, нарушением ориентации в пространстве, подавленным настроением — депрессией, болями в теле.
Обратимся снова к нашему первому примеру — стрессу, вызванному ссорой с любимым человеком.
Вернувшись сразу после размолвки домой, девушка проходит через первую стадию, стадию тревоги (перечитайте ее описание). Но молодость есть молодость, и на второй стадии, стадии сопротивления, она начинает искать выход — звонить подругам, рассуждать сама с собой, предпринимать какие-то попытки по изменению своего облика: косметика, прическа, одежда. Уже на второй день она с удовольствием отмечает, что досадные прыщики, столь мешавшие быть счастливой, поблекли, кожа на лице подтянулась, да и вообще она никогда не была так хороша! Все, ждать нельзя! Надо мириться, иначе дальше наступит третья стадия — истощение, сдадут нервы, появятся боли. Кстати, недурно в этой ситуации подумать, что и молодой человек тоже переживает стресс...
Ой, ну это какой-то неправильный учебник! Как же экзамены сдавать? О чем рассказывать? Как о чем? О стадиях стресса. Ведь вы их запомнили, не так ли?
Теперь поговорим о здоровье и образе жизни.
На протяжении жизни человек постоянно подвергается различным стрессам. Способность преодолевать их воздействие зависит от внутренних возможностей организма и условий окружающей среды.
Человек родится с определенным информационным наследственным набором. В пределах этого набора он может формировать свои взаимоотношения с окружающим миром.
Например, если у человека есть генетические предпосылки к обладанию музыкальными способностями, то их можно в течение жизни развивать и стать профессиональным музыкантом, можно просто чутко относиться к звуку, а можно утратить в результате какой-то болезни, например, воспаления слухового нерва. Однако, не имея генетической предрасположенности к тонкому восприятию звуков, нельзя стать музыкантом даже под руководством консерваторского профессора.
Обучение тогда бывает наиболее успешным и минимально травматичным для психики ребенка, когда строго координируется с возрастными физиологическими и психологическими возможностями, когда педагог учитывает наследственный потенциал юной личности. Обучение должно быть сориентировано на способность организма противостоять стрессам, а эта способность есть не что иное, как здоровье.
В мировой практике существует множество определений понятия «Здоровье». Я предлагаю вам то, которое кажется мне наиболее приемлемым, можете его несколько подкорректировать, внести разумные и обоснованные дополнения. Главное, чтобы вы поняли: здоровье — это не просто отсутствие болезней, а нечто большее и значительное.
Здоровье человека — это его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации.
Сенсорная информация — это информация, воспринимаемая с помощью органов чувств, — зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная.
Структурная информация воспринимается на клеточном уровне. Например, когда клетки крови фагоциты набрасываются и уничтожают попавшую в организм гноеродную бактерию, мы можем говорить о структурной защитной реакции здорового организма. Боль и температура сопровождающие процесс, есть не что иное... Правильно! Молодец, молодой коллега! Это вторая стадия стрессовой адаптации. И чем опаснее инородный агент, попавший в организм здорового человека, тем мощнее структурная система защиты. На ней, в частности, основана невосприимчивость к некоторым инфекциям после болезни или вакцинации. В тело человека поступает структурная информация в виде вируса оспы. Организм вырабатывает специальные антитела, которые могут разрушить этот вирус, вырабатывает их в количестве большем, чем нужно для борьбы с имеющимся количеством возбудителей, и оставляет антитела про запас. Это называется иммунитет, невосприимчивость к определенным заболеваниям.
Итак, природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, снабдив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше все будет зависеть от того, как мы распорядимся природным даром и, конечно, от того, в каких условиях мы будем им распоряжаться, от нашего ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Образ Жизни, по-латыни «модус вивенди», — это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
Факторы внешней среды бывают: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).
А что такое взаимоотношения с самим собой? В том числе это сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его.
Эмпирическим, опытным путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятия спортом, рациональное питание, закаливание повышают его. И чем раньше у человека сформируется мотивация, т. е. осознанная необходимость, заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом. Но о мотивациях речь пойдет дальше, а пока для окончательного осознания того, что здоровье — это социально-психологическая категория, вам осталось только ответить на следующие вопросы:
1. Согласны ли вы, что гедонистический принцип дидактики годится для изучения основ здорового образа жизни? Почему?
2. Какие четыре основных показателя характеризуют здоровье как социальную категорию?
3. Кто такой Ганс Селье и чем он знаменит?
4. Дайте свое понимание слова «стресс».
5. Приведите пять примеров экстремальных ситуаций.
6. Вспомните о том, что вам предстоит работать с детьми не старше десяти лет. Они любят сказки и фантастические приключения. Приведите десять примеров из детской литературы, когда герои попадают в экстремальные ситуации.
7. Охарактеризуйте каждую стадию стрессовой адаптации.
8. Дайте определение здоровья, так как оно дано в учебнике. Согласны вы с ним полностью? Если нет, то предложите ваши варианты. Не бойтесь ошибиться. Ищите истину.
9. Как связаны между собой сенсорная и структурная информация?
Для ответа на этот вопрос вам придется освежить знания по анатомии и физиологии.
10. Что такое модус вивенди и кто такой Лао Цзи? Почему эти два вопроса объединены?
11. Какие категории факторов внешней среды вам известны? Приведите примеры каждой категории.
12. Пьянство, чистка зубов, обжорство, бег трусцой, курение — что между ними общего? В чем коренное различие?
13. Вам все понятно?

Глава 2. Концепция здорового образа жизни

Концепция — это набор основных идей, составляющих понятие.
Например, концепция хорошо вам известной науки педагогики может быть выражена в трех пунктах: кого учить, чему учить и зачем учить. Все остальное: способы дидактики, педтехнологии, виды и формы учебных пособий и многое другое, известное вам, — относится к сущности науки.
Поэтому попытаемся, выводя концепции ЗДОРОВОГО образа жизни, сосредоточиться на основополагающих, или, как еще говорят, базисных идеях.
Чей здоровый образ жизни нас интересует? Общества в целом или личности в частности? От здоровья общества зависит здоровье каждого его члена. Но вот представим себе эпидемию гриппа. Она начинается с того, что заболевает один человек, он заражает еще нескольких членов группы, затем по закону математической прогрессии количество больных, заразивших друг друга людей становится все больше. Скорость распространения и количество заболевших зависят от погоды — в сырое, холодное время организм человека восприимчивее к инфекции; от условий труда и быта людей — переутомление, скученность и плохая вентиляция увеличивают степень риска; от степени комфортности, самоощущения человека — если он замерз, то он восприимчивее к болезни; от питания человека — голодный человек ослаблен, в организме не хватает белков для выработки защитных антител, убивающих вирусы; от настроения человека, — если он слишком поглощен какими-то проблемами, то может вовремя не среагировать на первые признаки недомогания.
Согласны ли вы, что все перечисленные признаки являются субъективными, т. е. по воле человека или других людей они могут быть изменены? Начальный источник инфекции может быть помещен в отдельную палату. Если эпидемия уже началась, то каждый член общества может теплее одеваться, не общаться с больными, следить за гигиеной помещения, правильно питаться, принимать профилактические средства. Т. е. быть сосредоточенным на своем здоровье. Некоторым людям это удается. Но, думаю, не нужно объяснять, как это трудно. Таким способом можно уберечь разве что грудного ребенка или лежачего больного. Однако вам хорошо известно, что даже в жесточайшие эпидемии переболевают гриппом не все. С чем это связано? С объективными показателями здоровья человека. Во-первых, от его генетических возможностей: некоторые люди от природы хорошо сопротивляются инфекциям. Во-вторых, от пола и возраста: у мужчин и женщин, молодых и старых различная сопротивляемость организма. В-третьих, от степени тренированности теплообмена, т. е. от степени закаленности. Смысл закаливания — в выработке быстрой реакции сосудов на изменение температуры. Кожа и слизистые оболочки — это барьеры на пути инфекционных агентов. У закаленных людей они надежнее. Зависит восприимчивость к инфекциям и от вредных привычек. Организм пьяницы должен беспрестанно бороться с ацетоальдегидом, ядовитым веществом, которое образуется в результате распада алкоголя. Курильщик тратит внутренние силы на очистку самого себя от продуктов, содержащихся в табачном дыме. Ломка наркомана, очень тяжелое состояние, о котором мы еще будем говорить, вообще лишает тело сил.
Если генетический код изменить невозможно, то натренировать свой организм на сопротивление и избавиться от вредных привычек можно. Хотя трудно, потому что это требует определенного времени.
Таким образом, объективным показателем, определяющим возможности для здорового образа жизни, служит состояние здоровья. Попробуем вывести концепцию. Возможность вести здоровый образ жизни зависит:
1. от пола, возраста и состояния здоровья;
2. от условий обитания (климат, жилище);
3. от экономических условий (питание, одежда, работа, отдых);
4. от наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание);
5.от отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, малоподвижный образ жизни и т.д.).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что»здоровье человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять; здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции. Эта коррекция может быть сугубо медицинская, может сочетать в себе медицинские методы и нетрадиционные методы укрепления и восстановления, может опираться на индивидуально подобранный режим. В любом случае должен соблюдаться главный медицинский принцип, выдвинутый великим врачом древности Гиппократом: «Не навреди!»

Вопросы и задания:

1. Что такое концепция?
2. Что входит в концепцию здорового образа жизни?
3. Что относится к объективным факторам здорового образа жизни?
4. Какие субъективные факторы здорового образа жизни вам известны?
5. Как вы понимаете принцип «Не навреди!»?

Глава 3. Мотивации здоровья и здорового образа жизни

Мотивация — это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности.
Например, человек говорит себе: «Я пойду в булочную». И идет. Легко ли ответить на вопрос, что именно заставило его совершить данное действие? На первый взгляд — да.
Хлеб кончился. Но на самом деле причин может быть множество: просто захотелось прогуляться, захотелось повидать хорошенькую продавщицу булочной, дорога в булочную проходит мимо спортплощадки, где тренируется 10-летний сын, да мало ли еще может быть причин. Приведенный бытовой пример при всей примитивности дает возможность задуматься о том, что, пытаясь объяснить ясную самоочевидную мотивацию, мы можем ошибиться. Для правильного вычисления мотивации нужно учитывать пол и возраст человека. Тот, кто просто идет в булочную за хлебом, может быть любого пола и возраста — от семи и далее, пока есть физические силы. Тот, кто собирается повидаться с хорошенькой продавщицей, вероятнее, все же мужчина, и вряд ли ему меньше двенадцати. А приглядеть за тренировкой 10-летнего сына могут родители в возрасте от тридцати до пятидесяти пяти. У людей старше и моложе редко бывают десятилетние дети.
Вам, видимо, понятно, что если даже в таком простом примере, как мотивация похода в булочную, мы можем отыскать несколько вариантов, то, казалось бы, говорить о мотивациях здорового образа жизни и здоровья и вовсе трудно. Но здесь нам на помощь приходит уже знакомое понятие категорий, и мы можем выделить семь мотивационных категорий, объединяющих близкие мотивации. С самого начала нужно понимать, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Какие же мотивации лежат в основе формирования стиля здоровой жизни?
1. Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает. Например, человек, который хочет жить, никогда не пойдет по железнодорожному полотну навстречу мчащемуся поезду. Опытным путем человек выяснил, что его организм плохо реагирует на яичный белок:
появляются зуд, сыпь. Человек не будет есть яйца.
Формулировка личностной мотивации может быть такой: «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».
2. Под ч мнения этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Например, жители Крайнего Севера едят сырую замороженную рыбу. С одной стороны, эта рыба может быть причиной глистных инвазий, заражения кишечными паразитами, но, с другой стороны, именно сырая замороженная рыба в суровых северных условиях обеспечивает наиболее полноценное, сбалансированное питание. Ребенка с детства приучают к этому продукту, его употребление становится столь же естественным, сколь естественно питье воды. Другой пример. С раннего детства человека учат отправлять свои физиологические потребности в определенных, закрытых от посторонних глаз местах. Это продиктовано гигиеническими, этическими и эстетическими требованиями. Неподчинение им — агрессия против общества.
Формулировка мотивации: «Я подчинюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других».
3.Получение удовольствия от самосовершенствования. Это простая гедонистическая мотивировка формулируется так: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».
Большая часть детей любит умываться потому, что изменение кровообращения лица вызывает приятные ощущения. Если вода слишком холодная или взрослые чересчур активно трут детскую кожу, то ребенок воспринимает умывание как наказание и старается его избежать.
4. Возможность для самосовершенствования. Формулировка: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».
5. Способность к маневрам. Формулировка:
«Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в сообществе и свое местонахождение».
Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую.
6. Сексуальная реализация. Формулировка:
«Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Учитывая то, что вам, уважаемый коллега, не более тридцати пяти лет, думаю, этот пункт в дополнительной расшифровке не нуждается.
7. Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».
Случаи, когда семь мотиваций являются для человека одинаково значимыми, встречаются крайне редко. Более того, человек, для которого одновременно значимы все перечисленные побудительные причины укрепления и сохранения здоровья, дает повод задуматься: а не слишком ли он занят проблемой здорового образа жизни и не приобрела ли эта озабоченность болезненный характер?
Однако в течение жизни человек проходит через разные мотивации. В детстве это подчинение этнокультурным требованиям и получение удовольствия, в подростковом возрасте — возможность для самосовершенствования и способность к маневрам. Можно подросткам объяснить, что в будущем у них разовьется эмфизема (расширение) легких, если они сейчас не бросят курить. Но вряд ли их удается удержать от дурной привычки: будущее для подростка — это завтра, ближайшее воскресенье, конец четверти в лучшем случае. Не годится для них и ссылка на этнокультурные традиции. Эта мотивация для них не значима, более того, нарушая ее, подросток испытывает удовольствие от самоутверждения. А вот представление о сексуальной реализации уже начинает формироваться в пылком воображении, и подросток если и не сознается вслух, то задумается, когда вы спокойно, без ханжеских ухмылок скажите:
«Девочка, не сиди на холодных камнях, застудишь придатки, будут трудности с деторождением».
Для людей молодых, как ни странно, иногда теряет значимость первая мотивация: самосохранение. Здоровье и сила иногда лишают необходимой осторожности, снижают чувство ответственности за собственный организм. Именно это служит причиной венерических заболеваний после случайных интимных контактов, причиной втягивания в наркоманию, пьянство, ведущее к алкоголизму. Молодым людям в возрасте 18—25 лет кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен. К сожалению, это ошибка. Постарайтесь уберечь себя от нее.

Вопросы и задания:

1. Что такое мотивация?
2. Приведите бытовые примеры различных мотиваций.
3. Перечислите семь мотиваций здоровья и формирования стиля здорового образа жизни.
4. Дайте характеристику каждой мотивации в отдельности.
5. Как связаны мотивация здоровья и возраст человека?

Глава 4. Основные составляющие здорового образа жизни. Понятия нормы

Концепция — это всегда немножко суховато. В этом вы убедились, читая предыдущую главу. Что же касается составляющих здорового образа жизни, то здесь вам снова нужно вернуться к самим себе и вспомнить, что предмет вы изучаете для того, чтобы быть в ладу с окружающим миром, с собой и научить этому своих учеников.
Основные факторы, обеспечивающие возможность для здорового образа жизни конкретной личности:
1. способность к рефлексии;
2. состояние различных видов пространства;
3. рациональное (разумно составленное) питание;
4. приемлемый режим труда и отдыха.
Рефлексия — это размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности, направленная на осмысление своих действий.
Почему способность к рефлексии впрямую связана с понятием «здоровый образ жизни»? Потому что полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознанны. Что касается вредных привычек, то, как мы скоро убедимся, в основе их приобретения и избавления от них в половине случаев лежит воля. Воля — это способность человека к самоопределению и самоуправлению деятельностью и психическими процессами.
Как возникает большинство вредных привычек? Через осмысление двух понятий «хочу» и «буду». Все люди знают, что привыкать к курению вредно. Подростки, которые порой втягиваются в курение на всю жизнь, тоже это знают. Но они говорят себе: «Я хочу и буду». Более того, они всегда могут объяснить, почему они поступают именно так:
«Я хочу быть как все», «Я не маленький», «Захочу и брошу» и много других, с их подростковой точки зрения, веских аргументов могут они привести. Втягивание во вредную привычку требует времени, за исключением, может быть, наркомании, когда некоторые наркотики достаточно только один раз попробовать.
Что касается полезных привычек и гигиенических навыков, то их привитие тоже требует времени и воли. Все знают, что принимать по утрам прохладный душ полезно, — это способствует закаливанию, придает бодрость, уничтожает неприятный запах тела. Но на первых порах привыкания к этой гигиенической процедуре человек чувствует себя некомфортно и вынужден заставлять свой организм терпеть. Если схема рефлексии построена правильно и заканчивается значимой мотивацией, то цель достигается быстрее, эффективнее и с меньшими психологическими затратами. Например, девушка, приучающая себя к прохладному душу, говорит: «Я не хочу, но буду потому, что холодный душ улучшает кровообращение в сосудах, питающих кожу, она становится красивее. А я хочу быть красивой».
Теперь вам понятно, что здоровый образ жизни — это активное состояние. Здоровый образ жизни требует от человека волевых усилий и осмысления поступков, прогнозирования последствий как для себя лично, так и для других людей, в том числе возможного потомства. Последнее особенно важно, если задуматься о том, что от здоровья конкретно существующего поколения зависят здоровье и счастье последующего.
Пространство — это форма существования материальных объектов и процессов. Пространство — философская категория, но мы не будем углубляться в философию, а остановимся на материальных субстратах, основах пространства, имеющих непосредственное отношение к здоровому образу жизни человека.
Первое пространство, которое влияет на здоровье, — климатическая зона. Климат характеризуется температурой, влажностью, скоростью движения воздуха, солнечной радиацией и сезонными колебаниями этих показателей. У здорового человека есть важная для жизни способность адаптироваться к новым климатическим условиям. Адаптироваться — значит привыкнуть. Период привыкания называется акклиматизацией и может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток.
Внешние признаки психологического или соматического дискомфорта называются симптомами. В переводе с греческого симптом означает признак дискомфорта — неудобства. Признаки процесса акклиматизации могут быть разные. Общее недомогание связано с изменением кровяного давления и изменением насыщения крови кислородом. Повышение температуры, особенно у детей, свидетельствует об активизации иммунной, защитной системы. Изменение аппетита и диарея (жидкий стул) или запор — как правило, реакция желудочно-кишечного тракта на изменение химического состава воды. Все эти симптомы у взрослого проходят, не оставляя следа. Если они наблюдаются у ребенка, то конечно, требуют особого внимания. Адаптивные способности ребенка еще не очень совершенны.
Второе пространство — это жилище. Помимо температуры в пределах от 17 до 22 градусов выше нуля микроклимат в нем характеризуется влажностью. В различных климатических поясах влажность должна быть 30% в холодной зоне, 45% в умеренной и 65% в теплой.
Средняя норма жилой площади установлена 9 метров на человека. Она рассчитывается из объема воздуха, который должен составлять около 30 м3/ч. При высоте помещения около трех метров и однократном обмене воздуха количество кислорода будет перекрывать потребности человека. В детских учреждениях на одного ребенка дошкольного возраста воздуха должно приходиться 10 м3 при трехкратном обмене, в младшей школе 20 м3 тоже при трехкратном обмене.
Дети очень чувствительны к снижению концентрации кислорода и повышению углекислоты в воздухе. При нарушении кислородного обмена они начинают капризничать, у них падает внимание, снижается иммунитет. Взрослые сопротивляются кислородной недостаточности более активно, внешних симптомов у них меньше, зато глубокие структурные изменения опаснее.
Правило. Если вы обратили внимание, что ваши воспитанники или ученики устали раньше времени, задумайтесь: может быть, в учебном помещении слишком жарко или недостаточно влажно? И повышение температуры, и снижение влажности увеличивают потребление кислорода. Проветрите комнату!
Химический состав вдыхаемого воздуха: азота 78%, кислорода 21%, углекислого газа 0,04%, инертных газов около 1%. В выдыхаемом воздухе изменяется соотношение кислорода и углекислоты — соответственно 16% кислорода и 4,5% углекислого газа.
Третье пространство, о котором необходимо упомянуть, — пододежное пространство. Если температура тела человека 36,6 градуса, то температура кожи несколько ниже и на разных участках тела имеет разные величины — от 34 до 36 градусов. Наше тело получает необходимое тепло в результате распада белков, жиров, углеводов и при мышечной работе. Вот почему если вы замерзли, вы начинаете прыгать — при распаде мышечного белка миозина выделяется необходимая тепловая энергия. Закаленный человек лучше сохраняет тепло, не допускает переохлаждения на рефлекторном, бессознательном, уровне — поры кожи сужаются, изменяется кровоток. Существует несколько способов отдачи тепла окружающей среде — конвекционный (обдувание воздухом), непосредственный (при соприкосновении с холодными предметами), при испарении пота. Снижает температуру тела именно испарение. Само по себе выделение пота приводит к потере воды и солей, но не охлаждает. Часть тепла теряется при дыхании, с испражнениями и при лучеиспускании. Нагретое тело излучает тепло по отношению к предметам, имеющим температуру ниже. Вот почему дети иногда жалуются, что им холодно сидеть возле стены, даже если они ее не касаются. Вообще теплообмен ребенка очень несовершенен, укрепляется он в процессе жизни и особенно активно при закаливании (о нем речь впереди).
Правило. Никогда не оставляйте без внимания жалобу ребенка на озноб. Нарушение теплообмена у детей может быть симптомом заболевания, в том числе и инфекционного, усталости, голода, психологического дискомфорта.
Жизнь любого человека начинается с трех стрессовых ситуаций. Первая — базальная тревога перед прохождением через родовые пути матери. Она связана с тяжелым напряжением, и неосознанная память о ней остается на всю жизнь. Память о базальной тревоге во многом обусловливает поведение личности. Второй стресс — это встреча с атмосферным воздухом, с его химическим составом. Плод в утробе матери привык к растворенному в крови кислороду. Первый самостоятельный глоток воздуха вызывает неосознанный восторг опьянения. Третий стресс-фактор — реакция температурных и барорецепторов кожи. Рецепторы — периферические отделы органов чувств. Они воспринимают сигналы. Ребенок за время внутриутробного существования привык чувствовать ограждение. Жидкость и стенки матки придавали ему уверенность и обеспечивали температурный комфорт. Оказавшись вне матери, он почувствовал холод и пугающую пустоту воздуха. Вот почему малыша быстро обтирают и заворачивают, а не просто укрывают теплой пеленкой. Новорожденный чувствует знакомое давление и успокаивается, согревшись.
Потребность в поглаживании, в тактильном контакте, в давлении на наши кожные рецепторы, продиктована неосознанной памятью о самом спокойном периоде жизни — о внутриутробном.
Таким образом, нужно помнить, что температура, влажность и движение воздуха в пододежном пространстве обеспечивают нам не только температурный комфорт, но и создают комфорт психологический. Чистота этого воздуха, отсутствие неприятного запаха разложившегося пота свидетельствуют об общей культуре. И наоборот: если от человека плохо пахнет — значит, его культурный уровень невысок.
Третий фактор — правильное питание — мы будем разбирать подробно. В общем перечне отметим только, что суточная потребность в энергии и питательных веществах перекрывается за счет пищи. Пища — источник белков, жиров, углеводов, минеральных солей, микроэлементов и некоторых витаминов. Часть витаминов образуется в кишечнике. При распаде один грамм белков дает 4,1 ккал, один грамм углеводов — 3,7 ккал, один грамм жиров — 9,3 ккал. Суточная потребность детей 4—6 лет составляет 2000 ккал, при этом около 10% энерготрат идет на основной обмен. Основной обмен — это количество энергии, затраченное на поддержание жизнедеятельности основных систем. Когда человек ничего не делает, а только спокойно лежит или спит, то его единственная энерготрата в этот период — основной обмен. Детям 7 — 10 лет требуется 2300 ккал в сутки. Энерготраты молодой женщины, педагога младшего возраста, составляют 2800 ккал. Основным требованием к содержанию питания считается соотношение белков, жиров и углеводов. Оно должно быть соответственно 1:1:4.
Различные виды рефлексии, употребление пищи, процедуры, связанные с личной гигиеной, — все это, безусловно, поглощает часть нашего времени. Но в основном жизнь человека уходит на труд и отдых. Их разумный режим — четвертый фактор здорового образа жизни.
Труд бывает умственный и физический, отдых — активный и пассивный. Разделение это крайне условно, но давайте примем его за основу.
Генетически человек запрограммирован так, что он может свободно перемещаться по суше, надолго отрываться от которой ему мешает сила тяготения, и при определенных условиях мы можем двигаться в водной среде. Тренированные люди могут на несколько секунд преодолевать силу тяготения и выполнять затяжные прыжки в длину.
Свободное перемещение в пространстве стимулирует гормональную систему человека и вызывает эмоцию удовольствия. Под влиянием гормонов развивается мускулатура, тело обретает красивые очертания. Движение скелетных мышц активизирует обмен веществ, улучшает работу сердца, легких, других внутренних органов. Однако в процессе любой работы, в том числе и мышечной, в организме накапливается молочная кислота, развивается усталость.
Отдых — необходимый фактор здорового образа жизни. Активный отдых — это переключение с одного вида деятельности на другой. Пассивный отдых исключает любые энерготраты, кроме трат основного обмена.
Если вы во время подготовки к экзаменам устали — сходите на часок на дискотеку, вернувшись, примите душ, поспите и снова за занятия. Не превращайте сессию в кошмар своей жизни, переключайтесь. К режиму дня, повседневному и экстремальному (Вы согласны, что сессия — это экстремальная ситуация?), мы еще вернемся.
Главное, что вы должны усвоить для себя лично и для своих будущих воспитанников: нет и не может быть универсального режима для всех. Жесткие рамки режима ведут к стрессам. Однако временная разбалансированность ведет к агрессии по отношению к себе или пространству.
Например, если дети не заняты полезной деятельностью, учебой или игрой, они могут проявлять агрессивность по отношению к окружающим предметам — ломать их или становятся агрессивны по отношению к самим себе. У них появляются вредные привычки, например, дети от безделья начинают ковырять в носу, трогать руками свои половые органы. Депривация, заброшенность — одна из причин детского онанизма.
Составляя режимную сетку для школьников или воспитанников детских дошкольных учреждений, необходимо закладывать во все пункты небольшой резерв свободного времени в расчете на тех детей, которые по своим психофизиологическим особенностям медлительны. Однако педагог должен предусмотреть, чтобы «шустрые» ребятишки не скучали во время пауз. Это как раз тот случай, когда
личное искусство педагога работает непосредственно на здоровье детей. Теперь, когда мы разработали основные составляющие, без которых невозможно наладить здоровый образ жизни, попытаемся вывести определение понятия здорового образа жизни.

Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.
Запомните страницу, на которой напечатано это определение. Сейчас оно кажется вам трудным и малопонятным. Когда мы закончим изучение предмета, вы вновь вернетесь к определению и с легкостью запомните его, подключив помимо механической памяти рефлексивную.

Вопросы и задания:

1. Какие составляющие здорового образа жизни необходимы каждому человеку?
2. Как связаны рефлексия и здоровый образ жизни?
3. Объясните взаимосвязь между волей и привычками.
4. Здоровый образ жизни и воля — как взаимосвязаны эти понятия?
5. Приведите примеры жизненного пространства, докажите его влияние на здоровье.
6. Назовите нормы температуры и влажности для жилых и детских учреждений в различных климатических зонах.
7. Что вам известно о воздушном режиме?
8. Понятие о под одежном пространстве. Связь с общей культурой.
9. Общее понятие о режиме труда и отдыха.
10. Просчитайте энергию основного обмена для младших школьников и молодых педагогов. Что такое основной обмен?
11. Каково соотношение белков, жиров и углеводов в нормальном рационе?
12. Чему равна энергоемкость белков, жиров и углеводов?

Глава 5. Здоровье в иерархии потребностей

Эта глава трудная, так как в ней представлен очень разнообразный материал. Мы рассмотрим здоровье в иерархии потребностей на различных этапах эволюции общества. Разберем взаимосвязь образа жизни человека с макросоциальными, микросоциальными и личностно-психологическими факторами. Дадим определение понятий «фактор риска», «группа риска». Сделав это, мы постараемся найти место здоровья на шкале ценностей нашей жизни.
Иерархия в переводе с греческого означает «священная власть». Слово это употребляется для обозначения места определенного предмета или явления в системе человеческих ценностей. Культурная история человечества изучена в основном за последние пять тысяч лет. Причем большая часть исследований представляет сведения по развитию точных наук и становлению материальной культуры. Сведения по изучению самого человека, его анатомии, физиологии, основ здравоохранения весьма отрывочны, неполны и порой противоречивы. Более того, со II века после Рождества Христова и вплоть до XIV — XV веков в Европе проповедовалось отречение от собственного тела как греховной плоти. Презрение к плоти, самоистязание и самобичевание признавались благим деянием. О здоровом образе жизни в эпоху раннего и позднего средневековья нельзя было упоминать под страхом отлучения от церкви, предания священному суду и публичной казни. Что касается медицины как науки, то ее объявили «служанкой богословия».
Результатом такого неуважения к физиологической сущности человека стало падение общей санитарной культуры, рост числа болезней, в том числе и инфекционных. Чума, например, в Европе свирепствовала в течение четырехсот лет, в результате чего население континента к XIV веку уменьшилось на четверть. В пятнадцатом веке Европа вступает в новую эпоху — эпоху Возрождения. Вместе с восстановлением культурных традиций античной цивилизации восстанавливается и культура быта. На смену мрачным холодным, плохо освещаемым и плохо проветриваемым средневековым замкам приходят полные солнечного света и тепла дворцы.
Уклад общества, его культура во многом зависят от власть имущих, но власть имущих не свободна от общественного мнения. Макросоциум, население города, страны, начинает оценивать сильных мира сего не только с точки зрения их личного богатства, но и с точки зрения состояния поместья. Общественное представление о том, что «короля играет свита», заставляет землевладельцев и отцов городов позаботиться о народе. Разрабатываются определенные требования к культуре быта, к личной гигиене, гигиене питания, создается система общественного здравоохранения.
Почему так свирепствовала чума? Да потому, что не убирались улицы городов; трупы людей, погибших от болезней, валялись в сточных канавах, пожирались крысами. Крысы путешествовали на кораблях и перевозили пастареллу пестис — чумную палочку из страны в страну. Стоило издать приказы об изоляции больных в специальных монастырских больницах-госпиталях, организовать уборку улиц и уничтожить крыс, как страшная эпидемия пошла на убыль.
Однако в системе общественного здравоохранения огромную роль помимо макросоциума «большого общества» играет непосредственное окружение самого человека, его «малая группа», микросоциум. Например, культура и жизнь отдельной семьи. В историческом аспекте это легко подтверждается примером из российского быта. У одного и того же помещика все крепостные находились в более или менее равных условиях. Но там, где родители заботились о детях, применяли средства народной медицины, использовали травы, следили за чистотой, передавали семейный опыт из поколения в поколение, росли физически и психически здоровые люди. В условиях небрежения, бытового безволия, пьянства, морального разложения вырастало неполноценное поколение. Этот процесс расслоения общества на культурно-бытовой основе можно проследить через череду русских фамилий: Чистовы и Грязновы, Безруковы и Добронравовы, Горемыкины и Удальцовы происходили из одних и тех же деревень. У них был общий макросоциальный фон — крепостная Россия, общая экология — речка, болотце, рощица, суглинистая почва. Но разный микросоциум, определявший семейный быт. У Чистовых полы были оттерты мокрым прутовым веником и детей поили по зиме липовым отваром, у Безруковых тараканы заползали по ночам в уши и в горнице пахло хлевом. Психологический климат микросоциума определялся психологическими качествами главы семьи. Со сменой семейного лидера мог смениться и семейный уклад.
Во второй половине двадцатого века в Европе, Америке, Австралии и многих странах Африки и Азии наблюдается процесс реорганизации семьи. Теперь семья в большинстве случаев состоит из представителей двух поколений — родителей и детей. Во многих странах налажена система выделения стариков в специальные общины, где за нуждающимися организован уход. Семьи стали малочисленными. Высокий процент рождаемости наблюдается только в Индии, в некоторых африканских странах. В Китае в настоящее время введено государственное ограничение рождаемости — один ребенок в семье. За второго родители должны платить налог государству. Зато в некоторых европейских странах, напротив, рождение каждого ребенка приветствуется государством, родители получают материальную и социальную поддержку. Например, в Дании, в Бельгии.
Этот учебник создается в 1997 году. Россия находится в переходном периоде, ее экономическое, политическое и социальное устройство отличается нестабильностью. Характерным явлением стало расслоение общества. Соответственно у представителей различных слоев различные представления о здоровом образе жизни и иерархии здоровья.
Большое количество семей живет в районе черты бедности. Дети из таких семей порой лишены необходимого — полноценного питания, благоустроенного жилья, сезонной одежды, средств личной гигиены. Часть этих детей становится воспитанниками детских учреждений с полным государственным обеспечением. Эта вынужденная мера, направленная на сохранение жизни ребенка, травмирует его психику, оставляя след на всю дальнейшую жизнь.
Однако в большинстве своем дети адаптируются, получают необходимую медико-социальную и психолого-педагогическую поддержку и вырастают нормальными членами общества. Если, конечно, у них изначально нет тяжелых явных или скрытых психофизических дефектов. Эти дети всегда относились к группе риска.
Новую категорию группы риска составляют дети из сверхобеспеченных семей, особенно семей, которые приобрели капитал быстро и незаконно. Как правило, родители в таких семьях имеют низкий уровень культуры, низкий образовательный уровень, морально-этические представления у членов таких семей могут быть снижены, что при внешнем материальном благополучии создает тяжелый психологический климат и наносит вред здоровью ребенка.
Однако встречается и другая крайность. Есть семьи, где здоровье превращается в единственный культ, в главное внутрисемейное божество. Каждый шаг ребенка оценивается с точки зрения пользы или вреда для физического состояния. Это приводит к обратным результатам — травме психики, которая может перерасти в заболевание, называемое ипохондрией. Ипохондрики не живут, а бесконечно отслеживают состояние своего здоровья. Они, как правило, эгоистичны, не пользуются уважением и симпатией окружающих. Таким образом, и в данном случае семейное воспитание наносит вред здоровью ребенка и делает его членом группы риска.
Понятия «группа риска» и «фактор риска» не являются постоянными и. стабильными. Само слово «риск» обозначает характер той или иной деятельности, результат которой может быть неблагоприятным в случае неуспеха этой деятельности.
Например, человек решил перейти через канаву по тонкой доске. Есть, как минимум, два фактора риска —- доска может подломиться и человек может просто оступиться. Если этот человек хорошо тренирован, то степень риска снижается, однако он все равно на время своего перехода является представителем группы риска.
Т. е. в группу риска мы заносим человека тогда, когда из предыдущего опыта известно — есть факторы, угрожающие его жизни или здоровью.
Перечисленные как пример три группы детей из различных семей могут быть занесены в группу риска по социально-психологическим показателям. Могут быть группы риска по чисто медицинским показателям. Например, на особом учете должны находиться дети из семей с повышенной чувствительностью к микобактериям туберкулеза. В начале 80-х годов международное сообщество стало вынуждено заниматься проблемой СПИДа — синдрома приобретенного иммунодефицита, который вызывается ВИЧ — вирусом иммунодефицита человека. Первое, что было сделано, — это определение группы риска, т. е. социальных слоев, чьи представители наиболее вероятно могут стать жертвами этого, пока неизлечимого, заболевания. Несколько позже мы подробно разберем СПИД — чуму XX века.
А пока подведем итог.
В социальном аспекте образ жизни и создание условий для формирования стиля здоровой жизни каждого человека зависит:
1. От конкретных исторических условий и культурных традиций государства — макросоциальный фактор.
2. От экономического положения отдельной семьи — микросоциальный фактор.
3. От места здоровья в иерархии потребностей конкретной семьи — психосоциальный фактор.
4. От установок самой личности в вопросе определения места здоровья в иерархии потребностей — психологический фактор.
5. От наличия факторов риска.





Вопросы и задания:

1. Согласны ли вы, что перечисленные ниже явления можно назвать макросоциальными факторами, определяющими здоровый образ жизни людей:
а) государственный уклад общества;
б) уровень экономического развития;
в) политическая стабильность внутренняя;
г) политическая стабильность внешняя.
2. Дайте свое объяснение понятиям «группа риска», «фактор риска».
3. Почему политическая нестабильность угрожает здоровью людей?
4. Докажите связь между здоровьем человека и микросоциумом.
5. Как вы считаете, какое место занимает здоровье в вашей иерархии потребностей?
6. В ответе на предыдущий вопрос вы были искренни?

Глава 6. Экология и здоровье. Питание и здоровье

Экология в буквальном переводе значит «наука о доме». В самом широком смысле наш общий дом — Земля. За последние 200 лет, и особенно за последние 50, люди оказали на экологические показатели очень серьезное воздействие. Возникшие в результате этих воздействий изменения химического состава воздуха, питьевой воды, радиоактивного фона, в свою очередь, оказывают влияние на здоровье человека.
Конечно, ни воспитатель детского сада, ни педагог младшей школы не могут серьезно противодействовать людям и организациям, нарушающим природный экологический баланс. Однако воспитать у ребенка привычку бережно относиться к природе, привить сознание того, что, он, ребенок ... часть этой природы и зависит от состояния окружающей среды самим фактором своего земного существования, вполне реальная педагогическая задача. Из этого ребенка вырастет взрослый с грамотным отношением к экологии.
Экологическое воспитание начинается с мелочей. На прогулках, на экскурсиях обратите внимание детей на соотношение растений и животных в каком-либо отдельно взятом уголке леса, парка, сада. Расскажите о том, что Солнце — источник жизни на Земле. Зеленые растения поглощают 1% солнечной энергии, достигающей Земли. Травоядные животные получают эту энергию с растительной пищей, плотоядные животные и люди получают энергию с растительной и животной пищей. Если вы будете энергию называть просто энергией, то для детей это останется пустым звуком. Пойдите по антропотехническому пути. Антропотехника — это условное сравнение самого себя с энергетической, работающей, конструкцией. Например, если у вас замерзли пальцы, то вы можете перераспределить тепло организма и подышать на них. Тепловая энергия — самый простой пример для пояснений единства организма и среды. Предложите детям почувствовать теплоту собственного тела, например дотронуться пальцами до подмышечных впадин. Дальше свяжите это тепло с теплом Солнца, которое знакомо каждому ребенку. Для того чтобы было понятнее, как растения хранят тепло, возьмите маленький пучок сухой травы — сена и подожгите. Объясните, что так же это сено «сгорает» в желудке коровы. Конечно, оно горит без огня, но все равно выделяет тепло, которое поддерживает жизнь. Живая здоровая корова вырабатывает молоко. Тепло, которое было в солнечных лучах, потом в траве, потом в корове, с молоком приходит к человеку. Предложите детям нарисовать, как они поняли энергетическую взаимосвязь Космоса и Земли. Рисунки очаруют вас блеском детского абстрактного мышления.
Осознав себя частью всеобщего процесса, ребенок захочет получить в нем активную роль, особенно если вы подтолкнете его к этой мысли. Вот после этого начинается педагогический простор для внедрения в детские умы понятий бережного отношения к природе, охране каждой травинки — кладовой солнца, каждой капли воды и глотка воздуха.
Расскажите, что в природе существует закон 10 процентов. Состоит он в том, что в естественных условиях травоядные животные поедают не более 10% зеленой массы — травы, листьев. Плотоядные животные поедают не более 10% животных, которые служат для них пищей. Как дать понятие 10%? Очень просто — если на лугу растет 10 ромашек, то корова съест одну и пойдет дальше, искать новый луг. И только люди позволяли себе иногда уничтожать целиком отдельные биологические сообщества. Вот почему, одумавшись, люди завели Красную книгу природы, куда заносят названия и описания растений и животных, оказавшихся на грани уничтожения.
В беседах на экологические темы необходимо затронуть вопросы чистоты воздуха и воды. Растения — источник кислорода, без которого человек не может жить более пяти минут. Вода составляет 85% тела человека, и ее запасы должны все время пополняться. Жить без воды люди могут не более трех дней. Вместе с воздухом и водой в организм могут попасть вредные вещества. Поэтому человек должен заботиться о чистоте этих природных сред. От нее, от чистоты, зависит его здоровье. Помимо экологического воспитания в формировании стиля здоровой жизни большое значение имеет воспитание культуры питания. Великий русский ученый-невропатолог Владимир Михайлович Бехтерев писал:
«Три инстинкта осталось нам от наших животных предков: инстинкт самосохранения, пищевой инстинкт и половой инстинкт».
Пищевой инстинкт у животных и человека несколько слабее, чем инстинкт самосохранения. Однако его роль в истории цивилизации весьма значительна. Если инстинкт самосохранения заставил человека после всемирного похолодания искать убежища сначала в пещере, а затем строить дома, то именно пищевой инстинкт преобразовал собирателя в скотовода и земледельца, развил мышление. Ведь для того чтобы не умереть от голода в условиях изменившегося климата, нужно было научиться сохранять продукты.
Пища — это источник энергии. Вспомните, сколько килокалорий дают при распаде белки, жиры и углеводы? Каков количественный состав рациона?
Пищевые продукты — строительный материал для новых клеток. Белки, попадая в организм, распадаются до аминокислот. Всего известно около 150 аминокислот, но только 22 из них служат строительным материалом для белков. Часть из этих 22 аминокислот может синтезироваться в организме, они называются заменимыми аминокислотами. Другая часть должна поступать с пищей. Аминокислоты, которые не синтезируются в организме, называются незаменимыми. Они содержатся в продуктах живого происхождения и в злаках, а значит, в хлебопродуктах.
Углеводы — источник энергии. Они содержатся в овощах, фруктах, молоке.
Жиры — источник энергии и жирорастворимых витаминов. Жиры бывают животные и растительные.
Витамины. — катализаторы, ускорители процессов обмена веществ. Бывают жирорастворимые витамины A, D, Е, К и водорастворимые витамины — все остальные. Минеральные соли и микроэлементы, например кальций, магний, йод; железо, входят в состав различных тканей и гормонов.
Гормоны — это биологически активные вещества, принимающие участие во всех биохимических процессах. Они образуются в организме, но могут поступать и с пищей животного происхождения, если животное специально кормили гормональными добавками.
Кроме гормональных добавок продукты могут содержать остатки ядохимикатов, дополнительные энергоемкие вещества синтетического происхождения, нитраты, консерванты, пищевые красители. Иногда эти добавки вызывают у детей и взрослых болезненные реакции.
В пищевых продуктах могут находиться яды. Например, ядовитые грибы. Поганки, мухоморы, ложные опята не должны употребляться в пищу. Есть ядовитые ягоды и ядовитые травы, похожие на съедобные. Детей необходимо познакомить с ними как можно раньше, пусть они запомнят, как выглядят ядовитые растения. Травятся ими чаще всего именно дети.
Важная часть развития представлений о здоровом питании — профилактика пищевых отравлений инфекционной природы.
Правильно мыть овощи и фрукты, соблюдать личную гигиену при приеме пищи, соблюдать температурный режим хранения скоропортящихся продуктов ребенок должен научиться в семье. Задача педагога проверить, владеет ли ученик этими санитарными навыками. Сделать это проще всего через игру. К этой теме мы еще вернемся.
Попробуем сформировать концепцию здорового питания:
1. Пища должна перекрывать энергозатраты организма.
2. Пища должна быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы в соотношении 1:1:4, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
3. Пища должна быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.
4. Пища должна нравиться человеку и вызывать рефлекторное выделение желудочного сока
5. Режим и меню должны соответствовать возрасту и роду занятий.
6. Часть пищи, входящей в ежедневный рацион, должна иметь температуру не ниже 65 градусов. Такая температура способствует перевариванию и всасыванию продуктов.

Вопросы и задания:

1. Дайте экологическую характеристику места вашей учебы.
2. Составьте план беседы на экологическую тему с детьми пяти или восьми лет.
3. Что такое закон 10%, как его можно использовать в беседе с детьми?
4. Дайте характеристику качественного состава пищи.
5. Сформулируйте концепцию здорового питания.

Глава 7. Сознание и здоровье. Движение и здоровье.
Труд и здоровье

Вы, возможно, удивились, прочтя название главы. В самом деле, почему мы объединили столько понятий? Ведь каждому из них можно посвятить целую книгу. Правильно! И эти книги есть. Они помогут вам углубиться в любую из интересующих тем. Что касается этой главы, то здесь мы просто разберем, — в какой мере наше здоровье зависит от каждого из перечисленных явлений, где мы можем снизить степень вредного воздействия и как нам лучше и продуктивнее использовать каждое из перечисленных явлений во благо собственного здоровья и здоровья наших близких. В том числе и ваших будущих учеников и воспитанников.
Мы уже разобрали два из трех главных инстинктов человека и животных. Однако человеку доступны не только инстинкты. У него есть мышление и сознание.
Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида. Мышление характеризуется обобщением и опосредованным отражением действительности. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется сознанием.
Благодаря сознанию и мышлению человек может управлять своим здоровьем. Например, принять лекарство. Конечно, процесс управления не полностью подчинен человеческой воле, но кое-что люди могут сделать для себя без лекарств и медицинских приборов. Так, каждая девушка хочет иметь красивую кожу лица, но некоторые при этом не соблюдают диету, едят много сладкого, злоупотребляют грубыми жирами — свиным, бараньим, говяжьим. Все эти продукты провоцируют появление на коже лица акн — юношеских угрей. Бороться с ними труднее, чем помешать появлению. Иногда бывает достаточно включить сознание и сказать себе: «Это я есть не буду, мне это вредно». И, выполнив такое указание, СОЗНАТЕЛЬНО, сохранить свое здоровье. То же касается вредных привычек, о которых речь пойдет несколько ниже.
Одним из видов мышления является аутическое мышление. Оно связано с уходом от действительности во внутренние переживания. Аутическое мышление с негативной, неприятной для человека окраской может нанести вред здоровью. Например, девушка имеет какой-либо изъян в фигуре — слишком полные ноги, недостаточно красивую шею или чересчур худые руки. Ни один из перечисленных изъянов не является определяющим для нее как для личности. Однако она может через сознание углубиться в переживания своего недостатка и длительное время пребывать в состоянии стресса. А это уже чревато развитием заболеваний. С негативным аутическим мышлением помогает бороться рефлексия. Помните, что это такое?
Дети в возрасте до одиннадцати лет очень доверчивы и подвержены внушению. Если ребенка все время пугать болезнями и несчастьями, то мы не разовьем у него желания быть здоровым, а вызовем постоянный страх перед болезнями. Ребенок должен расти с сознанием, что от его навыков в области гигиены и санитарии зависит накопление здоровья. Дети собственники, и в данной ситуации эту не лучшую человеческую черту характера нужно обратить во благо. У ребенка можно выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия. «Я знаю, где и как нужно переходить улицу, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие», — подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровья.
Условно жизнь человека разделяют на три возраста: возраст движения, возраст комфорта и возраст покоя. Возраст движения включает в себя прежде всего детство, когда идет развитие двигательных центров. В детстве происходит постепенное окостенение хрящевой ткани, укрепление костей, но до семи лет дети еще очень пластичны. Мышцы у детей развиваются неравномерно. Так, например, у детей до восьми лет плохо развиты мышцы передней стенки живота, и поэтому они не могут принять стойку смирно, им трудно долго стоять неподвижно. Если дети до восьми лет поднимают тяжести, то у них могут разойтись мышцы живота, будет грыжа — выпадение внутренних органов. Мышцы-сгибатели у детей до десяти лет сильнее, чем мышцы-разгибатели. Это приводит к тому, что при длительном сидении ребенку трудно держать спину выпрямленной. Таким образом, можно сделать вывод, что дети сутулятся, сидят «накрив бок» не потому, что они не хотят выполнить указания учителя или воспитателя, а потому, что им так удобно, комфортно, но мы знаем, что этот комфорт ведет к сколиозу. И как ни парадоксально это звучит, но предпосылки к развитию сколиоза создали мы, взрослые. В процессе учебы мы помещаем ребенка в искусственные условия — дети до десяти лет должны гораздо больше двигаться, чем мы можем им позволить, навязывая культурно-воспитательный и образовательный процесс. Потребность ребенка до десяти лет в активном образе жизни, в движении запрограммирована природой. Нарушение этой программы приносит вред здоровью. Но ведь учить, воспитывать, прививать правила жизни в цивилизованном обществе необходимо! Как быть? Как можно чаще позволять детям изменять форму деятельности. Составляя план урока, предусматривать не одну физкультурную паузу в середине занятия, а включать в работу различные группы мышц в течение всего урока. Например, после того как ученики первого класса старательно написали первую строчку ноликов, учитель может попросить их поднять правую руку, поднять высоко, а не по правилам школьной дисциплины поставить локоть на крышку парты. После второй строчки ноликов можно поднять левую руку. И так далее. В арсенале каждого педагога есть большой запас несложных упражнений, которые должны постоянно выполняться детьми.

Таблица 1

Элементы режима
1 — 2-й классы
3 — 4-й классы
Пробуждение
7.00
7.00
Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры (обтирание, душ).Уборка постели, умывание
7.00 — 7.30
7.00 — 7.30
Утренний завтрак
7.30 -7.50
7.30 -7.50
Прогулка перед школой и дорога в школу
7.50 - 8.20
7.50 - 8.20
Учебные занятия в школе (вводная гимнастика, уроки, завтрак на большой перемене), внеклассные занятия, общественная работа
8.20 — 12.30

Дорога из школы домой (прогулка)
12.30 - 13.00
13.30 - 14.00

страница 1
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign