LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>








I
















1994
















Участие в работе по психолого-медико-
педагогическому сопровождению обучающихся.
Работа над методической темой, новые коррекционные
технологии





Руководство
МО.
Выступление
на педсовете
«Обеспечение
качественного
уровня обучения и воспитания».
Работа в творческой группе
по разработке
программы
«Семья».
Серия уроков
по методической теме
Руководство
МО.
Курсы в
ИПК
по новым технологиям.
Участие в работе научно-
практической
конференции.
Внедрение целевой программы «Семья».
Серия открытых уроков по
методической
теме

Руководство
МО.
Участие в районной конференции «Учитель года».
Участие в работе педсовета
«Новые педагогические
технологии».
Работа в творческой группе.
Разработка
программы
«Здоровье»

Руководство
МО.
Защита творческой работы.
Реализация
программы
«Здоровье»
учителями общеобразовательных дисциплин.
Творческий
отчет.
Аттестация на
высшую квалификационную категорию


Особое значение имеет входящее в структуру планирования целеполагание — определение целей школы на новый учебный год — ответственная логико-конструктивная операция, она завершает аналитическую деятельность руководителя школы и педагогов. От целеполагания зависит результат. Вот почему постановка целей на основе глубокого педагогического анализа достигнутого результата с последующим преломлением их в задачах школы считается одним из исходных условий предупреждения формализма в планировании. Формулировка конкретных задач, сбалансированная с поставленными целями, определение средств и путей их достижения' в конкретных мероприятиях делают план рабочим документом. При этом очень важна ранжировка задач по их значимости. Целесообразно ранжировать задачи по следующим направлениям:
совершенствование организационной работы школы;
повышение квалификации педагогических кадров;
совершенствование учебной и внеурочной воспитательной работы с обучающимися, работы по реабилитации и адаптации;
повышение роли методического совета, педсовета;
совершенствование работы школы с семьями;
совершенствование системы внутришкольного контроля;
укрепление материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Необходима тщательная разработка системы мер по каждому из выделенных направлений. Лишь только их четкая сбалансированность между собой и общешкольным планом обеспечит выполнение задач, позволит каждому члену коллектива принять полноценное участие в их реализации. Для этого необходимо:
создать благоприятные условия для проявления творчества при составлении планов каждым членом коллектива;
воспитывать ответственное отношение членов коллектива к планированию своей работы и выполнению планов;
обеспечить единство методологий всех внутренних планов;
создать временные творческие группы по разработке плана (а задача руководителя — знать неформальных лидеров, уметь их объединить в психологически совместимые группы).
Участники педагогического процесса привлекаются ко всем этапам планирования.
Первый этап — подготовка начинается с сентября, весь год идет накопление информации; март, апрель — обобщается педагогический анализ (руководители МО, учителя).
Второй этап— составление плана, проект рассматривают заместитель руководителя, руководитель школы, проводится сбалансирование отдельных разделов, устраняется дублирование (май).
Третий этап— обсуждение плана с коллективом в июне (на педсовете). Итоги года в графиках и таблицах следует вывесить заранее. Продолжается работа в МО.
Окончательно план утверждается в августе.
Составной частью плана является целевая комплексная программа, предназначенная для реализации самых насущных, острых проблем, стоящих перед данной школой. Обычно в программу вносятся 2-3 вопроса, которые необходимо решать в течение ближайших 3-5 лет (на каждый год перед коллективом ставится конкретная задача). В коррекционном учреждении это могут быть «Программа "Здоровье" и ее валеологическое сопровождение», программы «Семья», «Урок в коррекционной школе», «Социальная защита», «Социально-бытовая ориентировка», «Система физического воспитания», «Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся» и др. От программ, включающих одну цель, целесообразно постепенно переходить к комплексно-целевым программам, включающим все основные цели, т.е. годовое планирование переводить на комплексно-целевое. Комплексно-целевое планирование лучше всего представлять в графическом виде, как и годовой план.
Продуктом планирования может стать: модель выпускника; образовательная программа; программа развития воспитанника; коррекционно-развивающие программы; разработка учебного плана. На последнюю позицию следует обратить особое внимание, ибо, с одной стороны, учебный план является средством реализации стратегических ориентиров школы, ее миссии, а с другой, становится инструментом интеграции и координации содержания образования, ложится в основу планирования научно-методического обеспечения, влияет на расстановку педагогических кадров, их творческий рост, повышение квалификации. Необходимо также учитывать, что нагрузка на обучающихся в специальных школах щадящая; есть коррекционный блок; введены дополнительные образовательные услуги (бесплатные). В плане все это должно быть «просчитано», он должен иметь четкую направленность, реальные потенции, сочетающим инвариантные и вариативные части.
Особо следует обратить внимание на то, что план-график директора школы на четверть должен быть четко скоординирован с годовым планом работы школы, включать в себя перечень текущих дел из планов работы на месяц, неделю. Если это практикуется на самом деле, то прежде, чем планировать круг задач на новую четверть, руководитель вновь обращается к годовому плану, более точно анализирует, на что следует обратить особое внимание в будущем (см. приложение).
Одной из важнейших функций управления является контроль.
Внутришкольный контроль — сложный и трудоемкий процесс. Это объясняется, в частности, отсутствием обоснованной системы критериев оценки образовательного процесса, особенно его воспитательного компонента. И тем не менее значение контроля в управлении современной школой заметно возрастает в связи с предоставлением школе больших полномочий в оценке качества обучения и воспитания обучающихся, уровня реабилитации и адаптации. И эти функции возложены прежде всего на директора школы и его заместителей.
Любые решения управленческого органа не реализуются автоматически. В ходе осуществления управленческого решения всегда возникает необходимость внесения поправок, устранения возникающих помех.
Контроль устанавливает меру соответствия реальных результатов запланированным и выявляет степень отклонения от них, позволяя предотвратить возможные негативные явления. Управленческое решение всего лишь прогноз, и в нем объективно возможны ошибки, так как большинство решений принимается в ситуации неопределенности, т.е. невозможности с абсолютной точностью предсказать возможные последствия и предвидеть результаты.
Материалы контроля служат основанием для регулирования первоначальных планов по причине их низкого качества или изменившихся условий выполнения. Контроль используется как средство мотивации сотрудников, поэтому он необходим и в том случае, когда процесс идет нормально.
Контролирующая деятельность сопоставима с аналитической. Контроль устанавливает степень отклонения от запланированных целей, для чего полученные результаты сравниваются с ожидаемыми. Степень отклонения анализируется и проводится регулирование. Контроль, как и анализ, завершается определением проблем.
Основные направления внутришкольного контроля следующие:
1. Учебно-воспитательный процесс. Контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин, коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса; за качеством обученности и уровней сформированное™ учебных навыков; контроль за уровнем воспитанности, социальной адаптацией (готовность к жизни в семье и обществе); за выполнением индивидуальных программ развития, результативности психолого-медико-педагогического сопровождения; за уровнем трудовой подготовки, желанием трудиться, получением начальной профессиональной подготовки и т.д.
2. Педагогические кадры. Контроль за соблюдением нормативной правовой базы, за проведением всех видов совещаний, аттестацией, повышением квалификации и самообразованием.
3. Коррекционно-развивающее пространство. Учебно-материальная база: контроль за созданием оптимальных условий для жизнедеятельности, учебы и воспитания (щадящий режим, организация быта), т.е. уровнем сформированности реабилитационного пространства; лечебно-оздоровительной работой, уровнем здоровья; привлечением внебюджетных средств для развития учреждений; за ведением школьной документации, школьного делопроизводства; за развитием кабинетной системы; за учетом, хранением и использованием учебно-наглядных пособий, ТСО.
4. Финансово-экономическая деятельность.
5. Деятельность учебно-вспомогательного персонала.
Методы внутришкольного контроля: наблюдения за деятельностью учителя и ученика при посещении уроков, внеклассных мероприятий, занятий коррекционных групп; анкетирование; административные проверки; проверки по линии методических объединений, методического Совета с участием психологов, логопеда и т.д.; индивидуальные беседы с учениками, учителями, родителями.
В соответствии с нормативными документами существует два вида контроля: тематический и фронтальный, которые с успехом применяются в коррекционных учреждениях.
Цель тематического контроля заключается в глубоком изучении отдельного вопроса (работа коррекционных групп, обучение без домашних заданий, новые организационно-психолого-педагогические подходы к вопросам трудового обучения, уровень психологического климата, профессионально-трудовое обучение как условие социальной реабилитации обучающихся, формирование социально полезного поведения и др.). Тематическая проверка может носить предупредительный характер.
Фронтальный контроль направлен на глубокую, всестороннюю проверку по всем вопросам одного учителя или группы учителей.
По объекту контроль может быть персональный, классно-обобщающий, комплексно-обобщающий (в параллели).
По сути дела это в основном те вопросы, по которым делается анализ деятельности школы за год.
Условия эффективности контроля: своевременная и точная информация о положении дел в школе; культура проверяющих и их компетентность, умение не только со знанием дела вскрывать недостатки учебно-воспитательного процесса, но и находить положительное в работе учителя и обучающихся; привлечение общественности (руководителей МО, лучших учителей), гласность, информированность педагогического коллектива о результатах контроля.
Эффективность контроля также зависит от умелого его планирования, которое можно выразить такой схемой:


Основными формами контроля являются следующие: самоконтроль, взаимоконтроль, административный контроль, индивидуальный контроль.
Выбор контроля обосновывается на заседании методсовета. Самоконтроль осуществляют учителя опытные, прошедшие аттестацию на 1-ю и высшую категории. Взаимоконтролем занимаются учителя одной параллели, преподающие один из новых предметов.
Педагоги, стабильно работающие в режиме само- и взаимоконтроля, получают статус доверия, представляют результаты своей деятельности на методическом объединении и методическом совете, занимаются самообразованием, проводят открытые уроки.
Административный контроль осуществляется по отношению к молодым учителям школы, а также тем, кто подал заявления на аттестацию, учителям-заочникам. Педагоги, которых контролирует администрация, совершенствуют методику организации, планирования, анализа урока с помощью руководства, стремятся к повышению профессионального мастерства и достижению стабильных результатов педагогической деятельности.

§ 2. АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

Аналитике-диагностическая деятельность является важнейшей частью системной управленческой деятельности. Без педагогического анализа невозможно объективно изучить состояние учебно-воспитательного процесса, проконтролировать деятельность педагогического коллектива, определить задачи, планы, т.е. выработать на научной основе рекомендации по упорядочению системы или переходу ее в более высокое качественное состояние.
Эффективность аналитико-диагностической деятельности руководителей школы зависит от знания основных принципов педагогического анализа, владения его методикой, а также от его способности привлечь к этой деятельности практически каждого участника школьного коллектива. Роль директора в аналитико-диагностическом процессе определяется, как правило, глаголами: направляет, координирует, регулирует, изучает, интерпретирует, оценивает.
Главные принципы: целенаправленность, объективность, системность, массовость, результативность.
К методам анализа можно отнести изучение, своевременное установление обратных связей, выработку рекомендаций, сопоставление, синтезирование, систематизирование, обобщение, тестирование, анкетирование, наблюдение и т.д. В педагогическом анализе должна быть дана оценка следующих связей: повышение квалификации и рост профессионального мастерства учителей, повышение уровня преподавания и рост качества знаний обучающихся и т.д.
В школе используются три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый (табл. 10).
В § 1 настоящей главы при освещении работы руководителя школы с кадрами кратко затрагивались вопросы диагностики профессиональной деятельности. Здесь есть необходимость более подробно остановиться на диагностическом исследовании работы учителя, которое осуществляется с помощью методик, разработанных учеными и описанных в научно-методической литературе (в частности, методики В. И. Зверевой).
К диагностике педагога привлекаются:
школьные психологи, которые составляют карту результатов наблюдений за деятельностью педагога по созданию здорового психологического климата в учебном коллективе, по развитию психофизических качеств личности ребенка;
социальные педагоги, устанавливающие уровень возможностей учителя в осуществлении социальной защиты ребенка и эффективности его работы в данном направлении;
руководители предметных методических объединений, ибо именно здесь идет накопление первичной информации об учителе, именно здесь ему оказывается непосредственная методическая помощь.
Вопросы для диагностики составляются на основе анализа за предыдущий год. В каждом методическом объединении перечень вопросов состоит из группы общепедагогических, по специальной педагогике и специальной психологии и вопросов, отражающих специфику предмета.
Таблица 10
Виды контроля

Характеристика
контроля

Оперативный


Тематический

Итоговый
1
2
3
4
Цель
Ежедневный, еженедельный анализ основных показателей коррекционно- развивающего обучения.
Вскрытие негативных явлений. Выработка реакций (быстрая реакция). Информация для тематического и итогового контроля
Диагностика тех или иных наиболее значимых сторон деятельности коллектива. Установление взаимосвязей. Выработка рекомендаций по регулированию учебно- воспитательного процесса(предполагается системный подход). Подготовка к итоговому контролю
Оценка результатов деятельности всей школьной системы (четверть, полугодие, год). Определение главных задач коллектива на планируемый период
Источники
Не отличается глубиной
Внутришкольный контроль, материалы оперативного анализа, личные наблюдения руководителя в соответствии с поставленной целью
Итоги работы за четверть, полугодие, год на основе внутришкольного контроля. Данные тематического анализа. Результаты экзаменов по труду. Итоги работы по социально-трудовой адаптации и реабилитации
Содержание
Оперативная оценка школы за день, неделю, месяц. Содержание строится на основе посещения урока, внеклассных мероприятий. Оценивается работа учителя, обучающихся
Изучение хода и состояния наиболее важных сторон педагогического процесса, путей получения итоговых по- казателей, характе- ризующих учебно воспитательный процесс в целом, социальной защиты, результатов реабилитации
Систематизация материалов оперативного и тематического контроля. Оформление в виде итоговых таблиц, графиков.
Анализ итоговых показателей
Итоги состоят из наиболее важных узловых проблем по всем звеньям школьной жизни(мониторинг, психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся).

Анализируется состояние посещаемости и дисциплины за день, неделю и т.д. Устанавливаются причины отклонения в качестве преподавания и т.д.
Система работы отдельных служб
Анализ целевых программ
Особенности
Чаще интуитивный
Анализ работы учителя не ограничивается уроком. Изучается деятельность учителя по повышению квалификации, анализируется уровень качества преподавания отдельных дисциплин, качество знаний обучающихся, уровень эмоционального общения, коррекционная деятельность, работа специалистов, т.е. обеспечивается системный подход
Самый сложный вид. Перспективный характер.
Требует подготовки в течение всего отчетного периода. Всегда проводится под руководством директора школы


Каждый учитель, проводя самодиагностику в начале года, определяет тот или иной уровень владения проблемой. Со своей стороны, руководители МО и администрация школы на основании результатов работы и внутришкольного контроля определяют профессиональный уровень педагога, сопоставляя результаты диагностики и самодиагностики. Таким образом, появляется возможность методическую работу строить на диагностической основе: выделить учителей, владеющих теми или иными проблемами на высоком уровне, для оказания практической помощи другим учителям; оказать помощь учителям, у которых уровень знаний тех _или иных вопросов определился как низкий. Предложенная схема позволяет зафиксировать программу действий учителя в рамках (одного года и на весь межаттестационный период.
В аналитической деятельности руководителя важное место занимает анализ урока и других форм обучения. В школьной практике выделяется несколько видов анализов уроков (краткий, аспектный, развернутый). Схема анализа уроков в зависимости от целевых установок в педагогической литературе представлена достаточно широко и не требует необходимости уточнения.
Вместе с тем полезно привести хотя бы примерную схему педагогического анализа итогов деятельности за год, без чего невозможно определить задачи ни следующий учебный год, спланировать работу.
1. Выполнение задач, поставленных перед школой на учебный год (делается вывод, какие задачи и разделы плана прошедшего учебного года выполнены полностью, какие нет, почему).
2. Всеобуч.
3. Внутришкольное руководство и контроль, их результаты.
4. Состояние работы с педагогическими кадрами. Аттестация и ее итоги.
5. Анализ состояния преподавания, качества знаний, умений, навыков. Реализация образовательной программы.
6. Анализ трудового обучения и воспитания, уровня профессиональной подготовки. Социальная защита воспитанников.
7. Анализ уровня воспитательной работы.
8. Анализ уровня коррекционной работы
9. Анализ лечебно-профилактической работы.
10. Анализ работы специальных служб (психолога, логопеда, социального педагога).
11. Анализ работы по целевым программам.
12. Анализ научно-исследовательской деятельности.
13. Анализ финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
14. Анализ положительных и отрицательных факторов.
Остановимся подробнее на последней позиции, ибо анализ положительных и отрицательных факторов выступает эффективным средством определения потенциала учреждения, является необходимым этапом стратегического планирования.
Здесь можно выделить две составляющие: внутренний анализ, объектом которого является деятельность самого учреждения, и анализ внешних обстоятельств деятельности, шкалы возможных и предполагаемых опасностей.
Цель этого анализа — усилить преимущества положения, а недостатки свести к минимуму, ослабить внешние угрозы и создать новые возможности для развития. Эффективность анализа может быть повышена, если он будет сфокусирован как на требованиях потребителя, так и на возможности школы конкурировать на рынке спроса. Эти две области являются ключевыми при создании долгосрочной стратегии развития учреждения. Стратегия эта разрабатывается таким образом, чтобы максимально повысить конкурентоспособность школы и усилить ее привлекательность для потребителя.
Результаты анализа положительных и отрицательных факторов, перспективных направлений и возможных неудач могут быть представлены следующим образом.
Положительные факторы: создано коррекционно-развивающее пространство, которое обеспечивает развитие механизмов компенсации каждого воспитанника; положительно решаются вопросы социально-трудовой реабилитации, социальной интеграции подростка в общество; созданы мощные блоки поддержки — лечебно-оздоровительный, коррекционный; созданы группы начальной профессиональной подготовки; школа имеет лицензию на право профессиональной подготовки и т.д.; обладает творческой управленческой командой; поддержкой родителей, отличной материальной базой, поддержкой властей.
Отрицательные факторы: педагоги испытывают сложности с получением дефектологического образования (второе высшее образование приобретается на платной основе); опытнейшие сотрудники находятся в пожилом возрасте; молодежь неохотно приходит в школы в силу мизерной заработной платы.
Перспективы: расширение внебюджетной деятельности и на этой основе получение возможности повысить профессиональный уровень сотрудников, чтобы увеличить количество предлагаемых образовательных услуг.
Возможные неудачи: риск потерять опытных учителей из-за низкой оплаты труда; возможная потеря поддержки со стороны некоторых представителей власти и др.
По сути дела подобный системный анализ работы — это диагностический механизм для осуществления взаимосвязи между образовательными, коррекционными, организационными, финансовыми и техническими нуждами школы, для осуществления развития и совершенствования деятельности учреждения образования. На основе педагогического анализа и поставленных задач строятся долгосрочная школьная политика и составляются долгосрочные планы развития, определяются подходы к планированию ра-5оты школы на следующий год. В целом, аналитико-диагностическая деятельность, ее действия и эффективность будут зависеть от качества всех остальных функций управления и от того, насколько правильно осуществляется их взаимодействие.

§ 3. ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В современных социально-экономических условиях внешние (возможности для функционирования и развития школы вряд ли можно считать благоприятными, а жесткая бюджетная политика в период экономического кризиса в стране привела к значительному ухудшению финансирования и материально-технического обеспечения.
Неблагоприятно для учреждения образования сказался и перевод на муниципальный уровень, когда финансирование стало зависеть не от государственной политики в области образования, а от отношения к образованию губернаторов, мэров, глав администрации. Еще 10 лет назад законодателям было ясно, что проводить финансирование по остаточному принципу невозможно, образовательным учреждениям необходимо дать финансовую самостоятельность, а руководители должны, наконец, стать рачительными хозяевами и распорядителями кредитов.
В 1990 г. вышел приказ Министерства народного образования РСФСР № 82 о введении новых положений хозяйственного механизма в образование. Дальнейшее развитие, уточнение и юридическое оформление он получил в Законе Российской Федерации «Об образовании».
К сожалению, широкого внедрения в школьную практику нововведения не получили, хотя давали и дают руководителю учреждения свободу действий в финансово-хозяйственной деятельности. Многие руководители оказались к этому не готовы, испугались ответственности и сложных дополнительных обязанностей.
И тем не менее что же дал новый опыт работы тем школам, в которых он привился? Приобретение статуса юридического лица. Финансово-хозяйственную самостоятельность. Развитие демократических начал в управлении, расширение прав трудового коллектива в решении социальных вопросов, производственной деятельности. Укрепление материально-технической базы на основе сочетания бюджетного и внебюджетного финансирования. Повышение качества коррекционно-развивающего обучения за счет закрепления высококвалифицированных кадров педагогических работников, установление зависимости материального стимулирования от индивидуальных и коллективных результатов труда.
В школе появляется новое структурное подразделение — бухгалтерия (главный бухгалтер, бухгалтер, кассир, заместитель директора по экономике).
Смета, которой раньше в основном занималась централизованная бухгалтерия, становится основным финансовым документом школы. Она составляется в виде баланса доходов и расходов. Учреждению выдаются объемы финансовых ресурсов на предстоящий год (целиком и в поквартальной разбивке), которыми руководству учреждения необходимо эффективно распорядиться. Согласно Закону «Об образовании», учредитель закрепляет за школой объекты собственности и передает эти объекты ей в оперативное управление.
Таким образом, образовательное учреждение в соответствии с действующим в нашей стране законодательством хотя и не становится собственником, но зато приобретает права владения, пользования и распоряжения.
Однако в школе есть имущество, которое является ее собственностью, им она распоряжается в соответствии со своим Уставом, по своему усмотрению.
Собственные средства формируются следующим образом: доходы от хозяйственной деятельности учреждения (ученической, учебно-производственных мастерских, оказание школой платных услуг); добровольные взносы государственных, общественных организаций; целевые вложения базовых предприятий, общественных организаций, физических и юридических лиц в форме дара, пожертвований или по завещанию; продукты интеллектуального и творческого труда (см. приложение).
Новый финансовый механизм предусматривает нормативное бюджетное финансирование, которое до этого так и не было разработано на научной основе и носило все эти годы чисто условный характер.
У директора школы появились новые права и обязанности. Он выполняет следующие функции:
является полномочным распорядителем кредитов, всех финансовых средств и фондов;
определяет надбавки и доплаты, представляет сотрудников к поощрениям;
открывает счета в банках и других кредитных учреждениях.
В процессе внедрения нового опыта выяснилось, что необходимо разрабатывать новые документы, регламентирующие деятельность учреждения — Положение о премировании, доплатах, надбавках, Положение о внебюджетных средствах, балансовой комиссии. Постоянно требовалось уточнять действия деловых партнеров как внутри школы, так и за ее пределами, и, самое главное, учиться постигать различные экономические законы и азы бухгалтерского дела.
Специальная (коррекционная) школа — бюджетное учреждение. В соответствии с этим основную часть денежных средств она должна получать из фондов соответствующего бюджета, однако в современных условиях при наличии дефицита бюджетных средств перед образовательным учреждением встают проблемы, связанные с необходимостью изыскивать дополнительные источники финансирования. Таким источником является привлечение внебюджетных средств от предоставления дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных Уставом образовательного учреждения, спонсорских взносов физических, юридических лиц и др. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются Учредителем в свой бюджет (ст. 45 п. 3 Закона «Об образовании»).
Платные образовательные услуги в школах VIII вида (для умственно отсталых детей) практически исключены, так как многие учащиеся таких школ — из малоимущих семей, часть из них опекаемые или сироты. Все дополнительные программы, способствующие коррекционному развитию, вводятся бесплатно. Однако услуги специалистов (дефектологов, психологов, социального педагога, логопедов) могут быть востребованы в микрорайоне школы.
Существуют и другие способы укрепить финансовое положение коррекционного учреждения. Если в школьных учебных мастерских создать условия, приближенные к производственным, и педагогам уйти от шаблонов в организации учебного процесса, то в рамках учебной программы на уроках труда можно работать на договорной основе, принимая заказы от населения, вести поиск заказчиков, определять рынки сбыта готовой продукции.
Рассмотрим с интересующих нас позиций работу учебно-производственных мастерских школы-интерната VIII вида № 82 г. Ярославля.
Изделия, изготавливаемые в мастерских согласно учебному плану, исполняются из материала школы или заказчика. Это оформляется заказом, который регистрируется в специально предназначенной для этого тетради. Оговаривается фасон изделия. На списание израсходованных материалов оформляется «Акт о переработке», а по столярным мастерским — «Акт на списание материалов и постановка на учет изделий». На готовое изделие составляется калькуляция по утвержденной форме и по договорным ценам. За реализованные изделия заказчик платит наличные деньги в кассу по ведомости (они затем сдаются в банк) или, если заказ сделан для организации, то средства перечисляются на внебюджетный счет в банке. Готовые изделия выдаются по накладной из мастерской в кастелянную и далее заказчику. На это выписывается «Акт на реализацию готовых изделий». Для сторонних организаций выписывается счет-фактура для оплаты, а на получение изделия — доверенность и накладная. Далее составляется сводный расчет на доходы, полученные от реализованных изделий, и они распределяются по фондам и реинвестируются на нужды школы — расшифровываются на статьи расходов. Согласно положению о платных услугах, обучающиеся за свой труд получают вознаграждение в сумме 20% от стоимости изделия, учителя за изготовление в нерабочее время заготовок для столярных работ, кроя для пошива швейных изделий — 10%. Цены на изделия обычно на 20-30% ниже рыночных.
Приказом директора школы утвержден художественный совет, который следит за дизайном предполагаемых к выпуску изделий и своевременно вносит свои коррективы. Комиссия по качеству, куда входят и выпускники, проверяет качество готовых изделий, комиссия по расценкам определяет стоимость.
Вознаграждение ученики получают по КТУ, который определяется совместно с обучающимися и учителем. Сумма вознаграждения утверждается на методическом объединении, издается приказ по школе на выдачу вознаграждения, составляется ведомость, в которой обучающийся расписывается за получение денег. Ассортимент мастерских очень большой и разнообразный: от простого фартука до костюмов, а в столярных мастерских — от разделочной доски до кухонного гарнитура, детских складных стульев. Школьная парикмахерская оказывает платные услуги населению микрорайона. Деятельность по производству и реализации собственной продукции, доходы от которой реинвестируются непосредственно в школу или же на непосредственные нужды развития образовательного процесса (включая заработную плату), налогами не облагается, и благодаря этому становится гораздо более привлекательной для трудового коллектива, чем аналогичная предпринимательская.
Директорам, интенсивно перестраивающим хозяйственную деятельность школы, есть смысл думать и о привлечении спонсорских средств. Понятно, что сегодня нигде в коммерческих структурах представителей школ особенно не ждут. В то же время искренняя постоянная забота педагогов о своих воспитанниках, умение убедить бизнесменов в необходимости оказания материальной поддержки на нужды школы дают, как правило, положительные результаты.
Помощь спонсоров может выражаться в оплате счетов для приобретения школьно-письменных принадлежностей, моющих средств, материалов, оборудования для учебных мастерских, медицинских кабинетов, новогодних подарков. И если на сегодня устарело понятие «шефы школы», то на взаимовыгодное сотрудничество на основе договора многие предприятия идут. Это еще одна возможность пополнить внебюджетные средства.
Перспективны для школ и такие виды деятельности, как подготовка, тиражирование и продажа оригинальных учебных платов и программ, участие во всевозможных проектах. Это дополнительный источник средств для экономического стимулирования творчески работающих педагогов.
В любом случае директору школы следует определить 3 позиции: на какие услуги существует спрос на рынке; каков потенциал педагогических кадров; каково состояние материально-технической базы, внутришкольных условий для реализации возможных услуг.
Внебюджетные средства необходимо разумно использовать в 2 направлениях — на функционирование и развитие учреждения и на различные виды доплат и надбавок сотрудникам. У каждой организации должен быть свой подход, своя программа, свои цели — куда и сколько направлять. По всем видам внебюджетных средств делается анализ за полугодие и в целом за год. Аналитической деятельностью в данном направлении занимается заместитель директора по экономике.
Министерство образования Российской Федерации рекомендует образовательным учреждениям и в дальнейшем привлекать внебюджетные средства, но при этом указывает на «целесообразность, чтобы в расходовании внебюджетных средств принимали участие органы самоуправления образовательных учреждений, в частности попечительские советы» [32 О внебюджетных средствах образовательных учреждений. Инструктивное письмо № 57 от 15.12.98 г.]
.
В ходе углубленной хозяйственной деятельности возникают и новые формы взаимодействия администрации, педагогического коллектива и обучающихся.
В силу вступают экономические рычаги управления. Коллектив самостоятельно распоряжается фондами социального развития и материального поощрения, распределяет их на заседании балансовой или любой другой комиссии. Эти средства можно направить на приобретение необходимых медикаментов, организацию культурного досуга сотрудников, компенсацию за питание коллектива и т.п.
Фонд социального развития можно получить, не отчисляя в фонд социального страхования все 5,6% от начисленной заработной платы коллектива. 26% от этой суммы отчисляется на содержание обслуживающего аппарата, домов престарелых, в резервный фонд, а оставшиеся 74% за минусом оплаты больничных листов можно использовать на нужды коллектива, взяв под контроль эти отчисления.
Представляется целесообразным особо остановиться на казначействе как новой форме финансирования в конце XX — начале XXI вв.
По сути, законодательно объявленная в начале 90-х гг. оперативно-хозяйственная самостоятельность на деле уже к середине этого десятилетия сошла на нет. Новый хозяйственный механизм прежде всего исчерпал себя потому, что одна из сторон так и не смогла выполнить взятые на себя обстоятельства по нормативному финансированию учреждений образования. Однако, как бы то ни было, финансирование системы образования по-прежнему остается одной из важнейших проблем общегосударственного порядка, в силу чего к ней постоянно возвращаются и политики, и практики, пытаясь определить конкретные способы и приемы решения многоплановых задач, связанных с финансированием образовательных учреждений, представлением оперативно-хозяйственной самостоятельности школьным менеджерам на уровне, наиболее полно обеспечивающем их жизнедеятельность. Плохо, когда денег мало, еще хуже, когда и они не доходят до школы, оседая на разном уровне власти для более «неотложных» дел. Возникла насущная потребность изменить сложившуюся обстановку.
Одним из средств реализации названных проблем ученые и законодатели назвали казначейскую форму финансирования. Согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г., с 1 января 2000 г. вступил в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливающий казначейское исполнение бюджетов.
Несмотря на небольшой срок работы, можно отметить преимущества казначейского финансирования. Денежные средства, минуя централизованную бухгалтерию, идут в банк на счет школы. Фонд оплаты труда рассчитывается от планируемого, а не фактического. Появляется надежда, что нецелевых использований бюджетных средств не будет.
Предлагаемый алгоритм оформления документов при переходе на казначейскую форму финансирования позволяет проследить действия директора школы и нового структурного подразделения — бухгалтерии (см. приложение).
Практически безболезненно на новую форму финансирования перешли те руководители, которые работали в свое время на новом хозяйственном механизме. Все ранее наработанные документы нашли свое применение в новых условиях.
Руководителям, впервые переходящим на финансово-экономическую самостоятельность, придется активно учиться работать в этом режиме, добротно проработать нормативную правовую базу.
Вообще говоря, децентрализация означает, что руководителю школы необходимо серьезно задуматься о переводе коррекционного учреждения на такие надежные рельсы деятельности, как эффективность, производительность. Децентрализация также влечет за собой перемены в философии управления — от практикуемого до последнего времени прямого контроля и поддержки любого рода решений к управлению на основе целей и мотивов. Это, в свою очередь, создает потребность в надежных, систематических и поддающихся сравнению данных для обеспечения мониторинга, анализа и руководства. Перемены в организационной и правовой структуре учреждений образования создают потребность в новой или альтернативной информации, «реальных счетах», аудиторских отчетах и т.д.
Приложение
Схемы и таблицы, вошедшие в приложение, составлены на основе опыта работы специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с нарушением интеллекта (VIII вида) № 82 г. Ярославля.


Таблица
Школа-центр социально-трудовой адаптации и реабилитации

Основная школа

Классы с начальной профессиональной подготовкой
«Социальная крыша»



IV— IX классы
Социально-трудовая адаптация
VIII-IX классы Трудовое обучение строится на производственной основе
X— XI классы





6-месячные курсы с профессиональной подготовкой
для выпускников X— XI классов (совместно с Центром занятости населения)

Рабочие места для выпускников специальных (коррекционных) школ г. Ярославля
I блок
II блок
III блок
IV блок
I и II этап

III этап

На I и 11 этапах научно-исследовательской работы выстраивается следующая структура коррекционного обучения и воспитания:
первичная психодиагностика, цель которой заключается в определении уровня развития ребенка, включая познавательные, психомоторные, личностные компоненты (психолог, кл. руководитель, воспитатель), обоснование психолого-педагогических характеристик; разработка стратегии и тактики коррекционной работы конкретно на каждого воспитанника, итог этой работы — программа развития каждого воспитанника,
составление дефектологических карт;
обеспечение качественного уровня коррекции обучения;
парциальное развитие отдельных функций в рамках обучения (учителя -предметники);
наработка системы работы по социально-бытовой ориентировке;
поиск путей социальной и трудовой адаптации;
пролонгированное обучение, организация классов «Социальной поддержки»;
разработка собственных учебных планов;
оказание практической помощи семье,
программа «Семья»;
разработка программы « Здоровье» и ее реализация

На III этапе организуются вышеназванные курсы для выпускников коррекционных школ г. Ярославля с последующим
созданием для них рабочих мест на базе учебно-производственных мастерских.
Работа проводится совместно с областным и городским Центром занятости населения (согласно лицензии Департамента образования правительства Ярославской области в сфере начальной профессиональной подготовки)






Таблица
План действий психолого-медико-педагогических служб на различных этапах социально-трудовой адаптации
и реабилитации воспитанников
Этапы
Аспекты
Социально-бытовой
Человеческий
Медицинский
Педагогический
Социально-трудовой
Логопедический
1
2
3
4
5
6
7
1 Определение
исходного реабилитационного потенциала при поступлении обучающегося в
школу-интернат






























Диагностика обучающегося (наблюдения за детьми, беседы с родителями психолога, дефектолога, выявление
«трудных» детей, неблагополучных семей классными
руководителями,
воспитателями, социальным педагогом).
Составление графиков изучения личности, уровня сформированности навыков поведения.
Составление социально-психологических паспортов.
Ведение дневников наблюдения.
Составление актов обследования жилищно-бытовых условий семей.
Участие в проведении психолого-
медико-педагогических консилиумов









<< Пред. стр.

страница 7
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign