LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 37
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

111.6. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально и группами из 4-6 человек, а также в подгруппах из 2-3 человек.
111.7. При проведении уроков трудового и профессионального обучения класс делится на 2 группы, начиная с V класса.
111.8. Содержание трудового и профессионального обучения определяется исходя из региональных, местных условий, состояния здоровья обучающихся и осуществляется на основе вариативных профилей труда, включая в себя подготовку для индивидуально-трудовой деятельности.
111.9. Вопрос о формах итоговой аттестации, ее организации решается Департаментом образования.
111.10. Выпускники девятого класса, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца.

IV. КАДРОВОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
IV.I. В классах коррекционно-развивающего обучения работают учителя, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.
IV.2. Для организации самоподготовки обучающихся в режиме продленного дня одновременно с воспитателями привлекаются учителя-предметники. Целесообразность такой работы, ее форма и продолжительность определяются психолого-медико-педагогическим консилиумом.
IV.3. В необходимом случае для работы с обучающимися классов коррекционно-развивающего обучения привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, по договору (врач-психоневролог и другие специалисты).
IV.4. При наличии в школе более трех классов такого типа может рассматриваться вопрос о введении в штатное расписание образовательных учреждений дополнительно ставки специалистов: педагога-психолога, социального педагога, дефектолога и др.
IV.5. Классным руководителям классов коррекционно-развивающего обучения производится доплата за классное руководство в полном объеме.
IV.6. Педагогическим работникам, специалистам классов коррекционно-развивающего обучения устанавливается надбавка в 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам. Руководителям школ при наличии более 3-х классов, создавшим необходимые условия для их функционирования, может быть установлен 15-процентный размер надбавки.
IV.7. Для работы данных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, дневного сна, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.

Рекомендации
по отбору детей в классы коррекционно-развивающего обучения

В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).
Основным медицинским показанием к отбору детей в классы коррекционно-развивающего обучения является диагноз задержки психического развития конституционального, соматогенного, психогенного или церебрально-органического происхождения, включающий как различные варианты синдрома психического инфантилизма (гармонический, дисгармонический, органический), так и нейродинамические и энцефалопатические расстройства, недостаточность отдельных корковых функций.
Приему в указанные классы подлежат дети с нарушением работоспособности, повышенной истощаемостью по типу стойкого астенического синдрома как в рамках соматогенной задержки психического развития, так и вследствие:
астенических состояний при хронических заболеваниях внутренних органов, аллергических заболеваниях, склонности к частым респираторным заболеваниям, хронических тонзиллитах и других заболеваниях;
астено-невротических состояний соматогенной и церебрально-органической природы (нарушения сна, аппетита, вегетососудистая дистония), синдрома истинной невропатии;
невротических и неврозоподобных состояний (страхи, тики, легкое заикание, не требующие обучения в речевой школе, ночной энурез);
церебрастенических состояний (компенсированная и субкомпенсированная гидроцефалия, церебро-эндокринные состояния, посттравматическая церебрастения) без грубых нарушений интеллектуального развития.
Показанием для обучения в данных классах являются нарушения учебной деятельности (негрубые расстройства школьного поведения, учебной мотивации и др.) в рамках задержки психического развития психогенного происхождения, а также при:
патологическом формировании личности по типу аффективной возбудимости, психастении, неустойчивости, истероидности, дисгармонического инфантилизма;
педагогической запущенности детей, обусловленной воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде;
некоторых психических заболеваниях в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия) без явлений деменции и выраженных расстройств поведения.
В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, страдающие негрубой церебральной патологией в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза, а также остаточных явлений резидуально-органического поражения головного мозга в рамках ММД, ведущих к стойким трудностям в усвоении учебного материала; легкими проявлениями речевых и двигательных нарушений церебрально-органической природы, не требующих обучения в специальных учреждениях; проявлениями гипердинамического синдрома.
Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Не подлежат приему в указанные классы дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, эпилептическая или шизофреническая деменция, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма). Дети, страдающие различными видами слабоумия, значительным снижением зрения, слуха, выраженными нарушениями речи, двигательной сферы, выраженными проявлениями синдрома раннего детского аутизма, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера. Нежелательно направление в данные классы детей с выраженными психопатоподобными расстройствами (стойкой выраженной аффективной возбудимостью, значительной расторможенностью и агрессивностью, нарушением влечений), судорожными пароксизмами, дневными энурезом и энкопрезом. В этих случаях показано обучение ребенка на дому при динамическом наблюдении психоневрологом, обеспечивающим медикаментозную коррекцию.

Учебный план
для классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы 1997/98 уч. год

Компоненты БУП
Количество часов в неделю, по классам









I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
Базовый компонент
22
22
22
22
28
30
33
35
35
Школьный компонент
5
5
5
5
4
5
4
4
4
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося
23
23
24
24
28
30
32
34
35
Итого часов к финансированию
27
27
27
27
32
35
37
39
39

Учебный план для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных учреждений построен с учетом программных, методических и дидактических разработок Института коррекционной педагогики для фронтальной работы учащихся этих классов, а также с учетом необходимости осуществления допрофессиональной подготовки детей, имеющих трудности в обучении, что отражено в региональном «Положении о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы». Часы базового компонента в параллели VII—VIII классов превышают на 1 час объем максимальной обязательной учебной нагрузки. Перегрузки учащихся VII—VIII классов можно избежать, либо интегрируя отдельные предметы, либо перенеся 1 час допрофессиональной подготовки на вторую половину дня, с учетом возможностей учреждения.
По данному плану могут обучаться дети как седьмого, так и восьмого года жизни, обнаружившие на момент приема в школу недостаточную функциональную готовность к обучению или испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации.
В нем учитываются специфические трудности детей в обучении русскому языку, в связи с чем предусмотрено в базовом компоненте увеличение числа часов на русский язык и литературу с V по VII класс по сравнению с региональным базисным планом. В начальных классах введен специально разработанный интегрированный курс «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», позволяющий на доступном ребенку материале вести работу по обогащению знаниями и представлениями об окружающей действительности, по обогащению словарного запаса, развитию монологической речи. Содержание обучения по данному курсу включает работу по коррекции зрительного восприятия, памяти, мыслительных процессов учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, группировки, классификации). Одновременно предполагается, что развитием культуры речи учителя будут заниматься на каждом уроке.
При изучении математики в начальной школе может быть использован как традиционный курс, так и курс «Математика и конструирование», если в школе есть для этого необходимые условия (учебники, методические пособия и подготовленные учителя).
Учитывая, что основной целью обучения является активизация познавательной деятельности, коррекция эмоционально-личностной сферы, пристальное внимание должно быть уделено изобразительному искусству, музыке, ритмике. Школа, исходя из своих возможностей, сама решает вопрос о распределении часов на указанные дисциплины. При этом нужно в обязательном порядке сохранить их перечень.
Предлагаемый учебный план предусматривает от 3 до 5 часов школьного компонента, который в этих классах должен использоваться на групповые (не более 3 человек) и индивидуальные занятия (не более 30 минут). Не допускается введение школьного компонента на проведение новых курсов для всего класса и перераспределение этих часов между параллелями.
Данный план является типовым, поэтому школа может выбрать и один из четырех вариантов базисного плана первой ступени.
Базисный учебный план с классами коррекционно-развивающего обучения предусматривает использование программно-методических материалов, разработанных Институтом коррекционной педагогики РАО, и направлен на активное обновление содержания образования, повышение его уровня, создания стандарта требований к знаниям учащихся, выделение обязательного базового и вариативного школьного компонентов.
Выбор варианта учебного плана зависит от специфики комплектования класса.
1-й вариант [35 Приведен в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ, утвержден МО РФ (см.: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений и классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Просвещение. — 1996).]
предназначен для комплектования детьми, приступившими к обучению в 7-летнем возрасте в условиях массовой школы, не усвоившими знания и умения в объеме требований программы I класса, хотя им оказывалась необходимая помощь специалистами школы, и переведенными в связи с этим в систему коррекционно-развивающего обучения во II класс.
Этот вариант комплектования в настоящее время шире других распространен в стране, благодаря его демократическим и гуманистическим исходным позициям.
Отставание в формировании школьно-значимых навыков и умений наиболее ярко проявляется у детей на этапе систематического их обучения, легче и правильнее диагностируется. Отставание в развитии детей становится понятным и учителям, и родителям, что побуждает их оказывать детям необходимую помощь.
Учебный план 1-го варианта обучения рассчитан на три учебных года? (2, 3,4). Школьный компонент составляет 3-4 часа в неделю во втором, третьем и четвертом классах.
Примерный учебный план классов коррекционно-развивающего обучения (1-й вариант) [36 Учебный план рассчитан на 6-дневную учебную неделю или на 5-дневную с 6-м развивающим днем.]

Учебные предметы
Количество уроков в неделю, по классам



II
III
IV
Русский язык как государственный [? На русский язык и литературу отводится 8 часов.]

4
4
4
Литература
4
4
4
Окружающий мир (ознакомление с окружающим миром и развитие речи) [? Предмет «Окружающий мир» проводится во II классе по 2 часа в неделю, 1 час дополнительно берется на развитие речи из 9 часов русского языка, отведенных Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ (только во II классе).]

2
1 [? Окружающий мир в III классе (1 час) вводится за счет одного часа «Введение в историю».]


Природоведение

1
1
Введение в историю


1
Изобразительное искусство
1
1
1
Музыка
1
1
1
Физкультура
2
2
2
Математика (математика и конструирование)
4
4
4
Технология (трудовое обучение)
2
2
2
Обязательные занятия по выбору, факультативные, групповые и индивидуальные занятия общеразвива-ющей и предметной направленности, из них ритмика
5
5
5
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося
25
25
25

2-й вариант предназначен для комплектования детьми, приступившими к обучению в массовой школе в 6-летнем возрасте и не усвоившими программу, а также для 7-летних детей, ранее не обучавшихся, но обнаруживших низкий уровень готовности к школьному обучению.
Преимуществом этого варианта комплектования является то, что дети оказываются диагностированы в более раннем, по сравнению с первым вариантом, возрасте и направлены своевременно в систему коррекционно-развивающего обучения. Адекватные их особенностям условия обучения позволяют избегать (или свести к минимуму) негативное воздействие на формирование личности ребенка стойких неуспехов в учении.
Примерный учебный план классов коррекционно-развивающего обучения
(2-й вариант)

Учебные предметы
Количество уроков в неделю, по классам




I
II
III
IV
Предельно допустимая нагрузка школьника
22
24
24
24
Базовый компонент учебного плана
21
23
23
23
Русский язык как государственный
4
4
4
4
Язык и литература, родной язык (письмо и чтение)
4
4
4
4
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
2
2
2
2
Изобразительное искусство
1
1
1
1
Музыка и пение
1
1
1
1
Музыка и движение (ритмика)
2
2
2
2
Физкультура
2
2
2
2
Математика (математика и конструирование)
4
4
4
4
Технология (ручной труд, конструирование, моделирование, лепка, народные промыслы и др.)
1
2
2
2
Всего
21
22
22
22
Школьный компонент: коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия общей и предметной направленности
3
3
3
3
Максимальная нагрузка учащихся
24
25
25
25

3-й вариант предназначен для детей 6,5 лет, у которых обнаруживается неготовность к школьному обучению. В школе или в детском саду могут открываться «диагностические» коррекционно-развивающие классы (I и II), основной задачей которых является повышение уровня общего развития детей, подготовка к усвоению базисных учебных дисциплин (родного языка, математики, ознакомления с окружающим миром и развитие речи), коррекция индивидуальных недостатков психофизического развития.
После одного-двух лет обучения дети могут перейти на традиционную систему обучения при успешном освоении программы — тем самым сохраняется обучение в нормативные сроки («год в год»).
При отсутствии положительной динамики дети продолжают обучение по первому (или второму) варианту комплектования.
Примерный учебный план классов коррекционно-развивающего обучения (3-й вариант)
Учебные предметы
Количество уроков в неделю, по классам


I
II
Русский язык как государственный
4
4
Литература
4
4
Окружающий мир (ознакомление с окружающим миром и развитие речи)
2 [? Предмет «Окружающий мир» проводится во II классе по 2 часа в неделю, 1 час дополнительно берется на развитие речи из 9 часов русского языка, отведенных Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ (только во II классе)]
238
Природоведение


Изобразительное искусство
1
1
Музыка
1
1
Физкультура
2
2
Природоведение


Изобразительное искусство
1
1
Музыка
1
1
Физкультура
2
2
Математика (математика и конструирование)
4
4
Технология (трудовое обучение, лепка, конструирование, моделирование, народные промыслы и др.)
2
2
Обязательные занятия по выбору, факультативные, групповые и индивидуальные занятия общеразвивающей и предметной направленности, из них ритмика [? Ритмика проводится за счет использования часов вариативной части Базисного плана]
2
5
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося
22
25

4-й вариант предназначен для детей, посещающих комплекс «Детский сад-школа». Обучение и воспитание детей по этому варианту рассчитано на 10 — 12 лет и состоит из трех ступеней.
0 — коррекционно-развивающие группы для детей с ЗПР в детском саду массового типа для детей 5-6 лет с наполняемостью до 10 человек; группы кратковременного пребывания;
1 — начальная школа, обеспечивающая полноценное усвоение основных базисных предметов и коррекцию индивидуальных недостатков психофизического развития учащихся младшего школьного возраста;
II — основная школа включает V—IX классы.
Воспитание и обучение детей на нулевой ступени призвано обеспечить плавную адаптацию детей к обучению в школе, повысить уровень их общего развития, необходимого для полноценной учебной деятельности в начальной школе, реализовать преемственность дошкольного и школьного обучения.
Отбор предметов и включение их в образовательные области Базисного учебного плана осуществлен с учетом возможностей коррекции тех или иных познавательных процессов, не формирующихся у детей к началу школьного обучения в традиционных условиях воспитания в дошкольных учреждениях массового типа.
Первые два года, направленные на развитие 5-6-летнего ребенка и коррекцию его индивидуальных негативных особенностей, он находится в условиях детского сада. Если в первый и второй годы коррекционно-развивающие занятия проводит в первую половину дня педагог-дефектолог (а все другие — воспитатель во второй половине дня), то на третий год (I класс начальной ступени школы) учебный процесс организует учитель массовой школы. Это позволяет осуществлять преемственность между педагогом-дефектологом и учителем начальных классов, который затем на следующий год со своим классом переходит в школу, составляющую единый комплекс с детским садом.
План рассчитан на пятидневную учебную неделю с развивающим днем (продолжительность занятий — 25 минут, урока — 40 минут).
Важной особенностью учебного плана в V-IX классах является выделение 4-5 часов на коррекционную индивидуальную и групповую работу с учащимися, допускается наполняемость групп до 5-6 человек на занятие длительностью 30-35 минут.
Важное значение для социальной адаптации, нормализации учебной деятельности учащихся имеют уроки технологии, которые не могут в начальной школе заменяться другими дисциплинами. В старших классах предусматриваются по 4-5 часов для организации углубленной профессиональной подготовки школьников.
Примерный вариант учебного плана трудового обучения предназначен для изучения программы трудового обучения в V-IX классах КРО, которая представляет собой часть содержания образовательной области «Технология», включенной в базисный учебный план общеобразовательных учебных учреждений России.
Основной целью трудового обучения является формирование личности, ориентированной на труд в новых экономических условиях; изучение общих основ технологической деятельности и направлений ее совершенствования.
Тематический план трудового обучения в V-IX классах КРО
№ п/п
Разделы (р) и темы (т)
Количество часов











Укл.

VI кл.

VII кл.

VIII кл.

IX кл.



Р
т
Р
т
Р
т
Р
т
Р
т
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
Введение. Организация рабочего места и техника безопасности
2

2

2

2

2

2
Основы материаловедения
6

6

4



2

<< Пред. стр.

страница 37
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign