LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 23
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

от 26.02.92 № 42/22-Ф

Органы управления образованием
субъектов Российской Федерации

В связи с поступающими с мест запросами о порядке возмещения затрат на содержание детей и подростков в специальных учебно-воспитательных интернатных учреждениях (специальных школах-интернатах для детей с недостатками умственного или физического развития, специальных общеобразовательных школах для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания), состоящих на местных бюджетах и комплектуемых детьми из разных регионов, Министерство разъясняет, что указанные учреждения финансируются, как правило, из средств того бюджета, на котором они состоят.
Содержание детей и подростков, направленных на обучение в учебно-воспитательные учреждения из других областей, краев, республик, входящих в состав Российской Федерации, осуществляется на основе договоров между соответствующими органами народного образования (направляющей и принимающей территорий). При этом могут производиться прямые платежи учебно-воспитательным учреждениям за каждого направляемого на учебу ребенка или подростка в размере, определяемом исходя из затрат на его содержание и обучение.

Заместитель министра С.А.Бадмаев

Письмо Министерства народного образования РСФСР

от 14.11.88 № 17-253-6

Об индивидуальном обучении больных детей на дому

Министерства просвещения АССР,
краевые и областные отделы,
главные управления народного
образования

Министерство доводит до сведения, что в соответствии с письмом Госкомитета СССР по народному образованию от 25.10.88 № 93-01-703/ 11-14 увеличено количество часов учебного плана, утвержденного письмом Министерства просвещения СССР от 05.05.78 № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому»:
в I — III (IV) классах — до 8 часов,
в IV (V) — VII (VIII) — до 10 часов,
в VIII (IX) классах — до 11 часов,
в IX (X) — X (XI) — до 12 часов в неделю.
Министерство предоставляет право распределения часов по предметам районным, городским отделам народного образования. При этом следует учитывать индивидуальные особенности, психофизические возможности больных детей. В пределах выделенных часов по классам разрешается включать в учебный план дополнительные предметы, не предусмотренные письмом Минпроса СССР от 05.05.78 № 28-М.

Заместитель министра Г. Д. Кузнецов


Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации

от 08.10.98 № 15/368-8

Органы управления образованием
субъектов Российской Федерации

О дополнении Перечня типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений

В связи с утверждением постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» дополнить Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений (письма Минобразования России от 17.02.97 №150/14-12; от 03.11.97 №1336/14-12).
VIII. Тип — специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Виды:
— специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад;
— специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
— специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
Примечание. В название специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в зависимости от категории обучающихся, воспитанников добавляются слова:
«I вида» — в название учреждения для глухих;
«II вида» — в название учреждения для слабослышащих и позднооглохших;
«III вида» — в название учреждения для слепых;
«IV вида» — в название учреждения для слабовидящих и поздноослепших;
«V вида» — в название учреждения для имеющих тяжелые нарушения речи;
«VI вида» — в название учреждения для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
«VII вида» — в название учреждения для имеющих задержку психического развития;
«VIII вида» — в название учреждения для умственно отсталых.

Заместитель министра Е. Е. Чепурных

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 30.11.99 № 27/777-6

Об особенностях организации начального
профессионального образования для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии

Органы управления образованием
субъектов Российской Федерации

Переход к рыночной экономике в стране предъявляет существенно более высокие требования к трудовой активности и профессионализму работников производственного и обслуживающего труда, что значительно затрудняет трудоустройство и самостоятельную трудовую деятельность выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Сложившаяся практика обучения в настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям. Это делает в высшей степени актуальной проблему коренного изменения подготовки обучающихся с отклонениями в развитии к самостоятельной жизни и общественно полезному труду по ряду направлений. Данные катамнеза свидетельствуют о том, что большинство выпускников указанных образовательных учреждений Российской Федерации способны к овладению профессиями и могут успешно работать на многих производственных предприятиях. В то же время их возможности в профессиональной подготовке существенно ограничены. Это проявляется: во-первых, в сужении выбора видов доступного профессионального труда; во-вторых, в медленном темпе обучения и больших трудностях при овладении учебным материалом на уровне, достаточном для самостоятельной профессиональной деятельности.
Повышенные требования к качеству, производительности и мобильности труда рабочих в современных промышленных условиях сделали ранее существующую систему трудовой подготовки обучающихся с отклонениями в развитии малоэффективной.
Решением Коллегии Минобразования России № 3/1 от 9.02.99 «О психолого-педагогической и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами образования» рекомендовано на базе учреждений начального профессионального образования продолжать трудовое обучение выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в разных формах.
Первый вариант: обучение в специализированном учреждении начального профессионального образования, работающим по специальным учебным планам и программам, учитывающим особенности подростков с отклонениями в развитии.
Учебный план таких учреждений должен предполагать минимум часов на общеобразовательные программы и максимум на трудовую подготовку. Причем при обязательном изучении технологии производства следует давать только основные элементарные теоретические сведения. Основное внимание при обучении необходимо уделять отработке практических умений и навыков.
Преимущество таких специальных образовательных учреждений заключается в том, что в них легче решать финансовые проблемы и проблемы штатного расписания. В них легче сформировать учебные группы, приближенные к наполняемости классов специального (коррекционного) образовательного учреждения — 6—12 человек. Тогда как в обычных или смешанных учреждениях начального профессионального образования норма наполняемости группы 25 человек, а деление на подгруппы для практических занятий предусматривается только по особо сложным профессиям (12—15 человек). Заработная плата всех педагогов при этом повышена на 20 процентов.
В настоящее время в ряде регионов распространен другой вариант начального профессионального обучения подростков с отклонениями в развитии. Это специализированные группы при учреждениях начального профессионального образования для подростков с сохранным интеллектом, получившие распространение практически во всех регионах страны.
В такой организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется свое преимущество. Своеобразная интеграция в среду сверстников способствует социальной адаптации воспитанников с отклонениями в развитии.
При обоих вариантах обучения подростков с отклонениями в развитии в учреждениях начального профессионального образования немаловажное значение для их общего развития должно придаваться правильной организации второй половины дня. В это время кроме проведения занятий по самоподготовке должны проводиться занятия воспитателей по культуре поведения и общения, развитию умений и навыков бытового труда (для чего следует адаптировать программу СБО). Подростки должны вовлекаться во все воспитательные мероприятия, организуемые образовательным учреждением (праздники, вечера, спортивные соревнования, работа кружков, секций и т.д.).
Проживание подростков возможно в общежитии учреждения начального профессионального образования, в интернате специального (коррекционного) образовательного учреждения или дома. Если подростки обучаются в специальных группах учреждения начального профессионального образования общего типа и живут в общежитии этого учреждения, желательно комплектовать воспитательские группы только из выпускников специальных (коррекционных) учреждений (во избежание отрицательного влияния на подростков и конфликтов).
Наиболее эффективной является ситуация, когда выпускник специальной школы-интерната, обучаясь в учреждении начального профессионального образования, продолжает проживать в интернате. Такая форма позволяет педагогам обоих образовательных учреждений закрепить у подростка нормы поведения, способствовать его социальной адаптации.
Обращаем внимание на необходимость совершенствования не только профессиональных навыков подростков с отклонениями в развитии, но и подготовки их к самостоятельной жизни в условиях современного общества. Приоритетом в любом из перечисленных вариантов начального профессионального образования подростков должно оставаться качество учебно-воспитательной работы, ее коррекционная направленность.

Заместитель министра Е. Е. Чепурных

Письмо Минобразования России

от 29.11.99 № 24-51-1133/13

Органы управления образованием
субъектов Российской Федерации

Минобразование России направляет для использования в работе аттестационными службами органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по проведению аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); общеобразовательных школ-интернатов; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением.

Заместитель министра В.Д.Шадриков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Методические рекомендации
по проведению аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями
в развитии; общеобразовательных школ-интернатов;
образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей; оздоровительных образовательных
учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся
в длительном лечении; учебно-воспитательных учреждений
для детей и подростков с девиантным поведением
Москва— 1999 г.

Рекомендации разработаны Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации в сотрудничестве с Управлением социально-педагогической поддержки и реабилитации детей, Управлением специального образования, отделением общего и начального профессионального образования Научно-информационного центра государственной аккредитации (НИЦ ГА) Минобразования России, с помощью специалистов и руководителей образовательных учреждений Калужской и Тульской областей. В ходе подготовки Рекомендаций использованы опыт аттестации Самарской области и разработки межрегионального авторского коллектива «КАС ДОУ — Аттестация (Новая версия, Москва —С.-Петербург, 1998-1999 гг.)», проведено обсуждение материалов на межрегиональных совещаниях в городах Калуге, Бердске Новосибирской области, С.-Петербурге, Снежинске Челябинской области, Москве.
Рекомендации предназначены для использования в работе органов управления образованием, проводящих аттестацию.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях.
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов. До введения в действие государственных образовательных стандартов необходимо руководствоваться требованиями утвержденных в установленном порядке нормативных актов, определяющих минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствующей образовательной программе.
Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.
Основными принципами аттестации образовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.
При аттестации образовательного учреждения устанавливаются:
1) исполнение образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ — на основе экспертизы учебных планов, образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, расписания учебных занятий, классных журналов;
2) соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов — на основе результатов итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применению государственным органом управления образованием соответствующего Уровня.
Право определения формы проведения аттестации образовательных Учреждений в зависимости от выбранных аттестационных технологий, установленных критериев аттестации (в том числе с учетом средних для образовательных учреждений определенного типа, вида (категории) показателей по региону) предоставлено органу, осуществляющему аттестацию. При этом под формой проведения аттестации понимается время, место и организационные условия проведения аттестации; аттестационные технологии определяются видом избранных контрольных измерительных материалов и способом их применения; под критериями аттестации понимаются значения показателей, рассматриваемых при аттестации образовательного учреждения, свидетельствующие об исполнении (неисполнении) образовательным учреждением государственных требований в отношении обеспеченности образовательного процесса и предметной обученное™ выпускников.
Согласно Положению о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденному приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.05.98 № 1327, перечень, форма и требования к содержанию документов, представляемых указанными образовательными учреждениями на аттестацию, определяются Минобразованием России.
Для проведения аттестации образовательные учреждения представляют следующие документы:
а) заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения;
б) копия устава образовательного учреждения;
в) копию лицензии на образовательную деятельность;
г) учебный план образовательного учреждения;
д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации;
е) данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3 последних лет;
ж) материалы, отражающие специфику образовательной деятельности образовательного учреждения, представляются дополнительно по желанию образовательного учреждения.
В случае если образовательное учреждение реализует образовательные программы разных уровней и направленностей, заключение аттестационной комиссии должно содержать выводы об аттестации образовательного учреждения по образовательной программе каждого уровня. Отрицательное заключение по одной из реализуемых образовательных программ является основанием для признания образовательного учреждения не аттестованным по этой образовательной программе.
Образовательные учреждения (за редким исключением) реализуют общеобразовательные программы того или иного уровня, программы начального профессионального образования, осуществляют трудовую и профессиональную подготовку, подготовку в рамках коррекционной и лечебно-профилактической работы.
Воспитание является важнейшей частью деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений, является неотъемлемой частью каждого из направлений работы образовательного учреждения и оценка результатов работы по направлениям включает результаты воспитательной работы.
Социальная подготовка (социализация с целью интеграции в общество) — это важнейшее и реально осуществляемое ОУ направление работы. Однако в Рекомендациях эта часть работы не детализирована. Выделение и оценка социальной подготовки в условиях массовой аттестации — сложнейшая и наукоемкая задача. В связи с этим на данный момент не представляется возможным рекомендовать для широкого практического использования апробированный инструментарий. Вместе с тем при наличии специалистов и научно-методического обеспечения аттестационные службы могут оценивать результаты социальной подготовки. В этом случае для обеспечения прав детей целесообразно руководствоваться требованиями к содержанию и процедуре аттестационной оценки (приложение 3).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел I

В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.97 № 1117 «Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» аттестация образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и оздоровительных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, проводится соответствующим государственным органом управления образования в порядке, предусмотренном типовыми положениями об этих образовательных учреждениях.

1.1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (для неслышащих — I вида, слабослышащих и позднооглохших — II вида, незрячих — III вида, слабовидящих и поздноослепших — IV вида, с тяжелыми нарушениями речи — V вида, с нарушениями опорно-двигательного аппарата — VI вида, с задержкой психического развития — VII вида, для умственно отсталых детей — VIII вида) определяются Минобразованием России по согласованию с Минздравом России (п. 1.1). Специфика специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии заключается в том, что оно обеспечивает воспитанникам не только условия для обучения и воспитания, но и для лечения, социальной адаптации и интеграции в общество (п. 1.4).
В зависимости от вида специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии реализует образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования и руководствуется при этом типовыми положениями о дошкольном, общеобразовательном учреждении, учреждении начального профессионального образования (п. 1.2, 1.5). Поэтому одним из проверяемых показателей при аттестации специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии является общеобразовательная подготовка (за исключением VIII вида).
Содержание образования определяется образовательной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития, состояния здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности (п. 3.18). В коррекционном учреждении VIII вида трудовое обучение в X—XI классах при наличии производственной базы носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся.
В связи с указанными особенностями при аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии целесообразно оценивать подготовку воспитанников в рамках коррекционной и лечебно-профилактической работы, общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки (см. таблицы А и Б).

1.2. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)

Специфика всех видов образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом; детский дом-школа; школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии), определяется контингентом воспитанников, принимаемых в учреждение (дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено) (п. 4.24. 4.25 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, далее — Положения).
Специфика видов отражается на основных задачах образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников (п. 1.2 Положения).

А. Схема построения системы (структуры и состава) аттестационной оценки для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии I — VII видов
Направления подготовки, определяемые направленностью образовательных программ
Содержание оценки

Процедура оценки








Предмет оценки

Способ оценки

Норматив оценки (норма критерия оценки)


Содержание
подготовки
Результативность
подготовки (уровень и качество)
Содержание
подготовки
Результативность подготовки
(уровень и качество)
Содержание
подготовки
Результативность
подготовки (уровень и качество)
Содержание
подготовки
Результативность подготовки
(уровень и качество)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1. Общеобразовательная
подготовка













Соответ-
ствие со-
держа-
ния под-
готовки
требова-
ниям
норма-
тивных
правовых актов




Выполнение
требований
нормативных
правовых
актов к ре-
зультатам
подготовки
выпускников








Учебный
план, об-
разова-
тельные
программы, расписание
занятий,
классные
журналы






Результаты ито-
говой аттестации
выпускников за 3
года и (или) ре-
зультаты выпол-
нения тестов,
контрольных или
других заданий,
учитывающих
особенности вы-
пускников данного вида и рекомендованных к
применению в
установленном
порядке
Экспер-
тиза
докумен-
тации












Анализ резуль-
татов итоговых
аттестаций и
(или) резуль-
татов выполне-
ния тестов,
контрольных
или других
заданий







Соответ-
ствие тре-
бованиям
норма-
тивных
правовых
актов









Достижение не
менее чем поло-
виной выпускни-
ков положитель-
ных результатов
итоговых аттеста-
ций в течение трех
последовательных
лет и (или) уста-
новленных для
данного региона
уровней требова-
ний по учебным
предметам и в
целом по данному
направлению

Продолжение таблицы
1

2
3

4

5
6
7

8
9

2. Подготовка в рамках
коррекционной работы












Соответ-
ствие содержа-
ния под-
готовки
требова-
ниям
норма-
тивных
правовых
актов




Выполнение
требований к
подготовке
выпускников












Учебные и тематические
планы, программы, расписание занятий,
классные журналы




<< Пред. стр.

страница 23
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign