LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 22
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

16. Для детей дошкольного возраста организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
17. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся в учреждении может проводиться общеобразовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию, на основе договора, заключенного между учреждением и общеобразовательным учреждением.
18. Общеобразовательное учреждение с согласия детей и их родителей (законных представителей) по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями может проводить профессиональную подготовку детей в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности.
19. Профессиональное обучение в учреждении осуществляется исходя из региональных и местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, с учетом интересов и индивидуальных особенностей психофизического развития обучающихся.
20. В учреждении могут создаваться различные клубы, секции, кружки, студии и другие объединения по интересам.

IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

21. Участниками образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители), педагогические, медицинские, инженерно-педагогические работники, юристы учреждения.
22. В учреждение принимаются дети, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленные другим образовательным учреждением с согласия родителей (законных представителей):
с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать образовательные учреждения;
с нарушением эмоционально-волевой сферы;
подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;
вынужденные покинуть семью, в том числе несовершеннолетние матери;
из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и другие.
23. Зачисление детей в учреждение производится на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий в порядке, определяемом уставом учреждения.
24. Перевод детей из учреждения в другие образовательные учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
25. Дети могут продолжить обучение в том общеобразовательном учреждении, где они обучались ранее. Они принимаются в соответствующий класс на основе документов об их промежуточной аттестации, выданных учреждением.
26. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его уставом, знакомиться с материалами наблюдений, характером реабилитационных методов обучения, воспитания и оздоровления детей.
27. В зависимости от содержания и основных направлений деятельности в штате учреждения могут предусматриваться должности методиста, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врачей-специалистов, медицинской сестры, специалиста по ЛФК, социолога, лаборанта и других.
28. На работу в учреждение принимаются специалисты, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
29. Отношения между работниками и администрацией учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
30. Социальные педагоги учреждения осуществляют комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
31. Юристы учреждения осуществляют правовое обеспечение деятельности учреждения в области защиты интересов и социальных прав детей, проводят работу по правовому воспитанию детей и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам охраны прав детей.
32. Медицинское обеспечение в учреждении осуществляет штатный или специально закрепленный органом здравоохранения медицинский персонал, который совместно с администрацией учреждения проводит мероприятия лечебно-профилактического характера, углубленную диагностику состояния физического и психического здоровья детей, оздоровительные мероприятия, консультативную помощь детям, их родителям, педагогам по вопросам гигиены, профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и других заболеваний.
33. Работники учреждения имеют право:
участвовать в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения;
повышать квалификацию в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях повышения квалификации;
проходить медицинское обследование за счет средств учредителя (учредителей) учреждения.
34. Педагогические, инженерно-педагогические и медицинские работники учреждения пользуются правами и льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также дополнительными льготами, предоставляемыми в регионе педагогическим, инженерно-педагогическим и медицинским работникам образовательных учреждений.
35. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями на основании решения аттестационной комиссии, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств учреждения, направляемых на оплату труда.

V. УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ

36. Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются совет учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления учреждения и их компетенция определяются уставом учреждения.
37. Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию.
Найм (прием) на работу директора государственного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок.
38. Директор учреждения несет ответственность за свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом учреждения, функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями и трудовым договором (контрактом).

VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ

39. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет имущество за учреждением.
Земельные участки закрепляются за учреждением в бессрочное бесплатное пользование.
Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении.
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.
Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за учреждением, допускается только в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
40. Деятельность учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:
собственные средства учредителя (учредителей);
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество, закрепленное за учреждением;
кредиты банков и других кредиторов;
средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
41. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности. При недостаточности этих средств по обязательствам учреждения отвечает его учредитель (учредители) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
42. Финансирование учреждения осуществляется в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования, которые определяются с учетом затрат, не зависящих от количества детей.
Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования учреждения за счет средств его учредителя (учредителей).
43. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельтость и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность и предусмотренную его уставом.
44. Учреждение может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
45. При ликвидации учреждения денежные средства и иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом платежей на покрытие обязательств, используются в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения».

Приказываю:
1. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
1.1. Довести постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 967 до сведения подведомственных образовательных учреждений.
1.2. Обеспечить приведение уставов образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в соответствие с указанным Типовым положением.
2. Управлению реабилитационной работы и специального образования (Д.С.Шилову) представить предложения по дополнению Перечня типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель министра Е. Е. Чепурных

Приказ Министерства образования
Российской Федерации

от 22.10.99 №636

Об утверждении Положения о службе практической
психологии в системе Министерства образования
Российской Федерации

В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.
2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести настоящее Положение до сведения руководителей подведомственных образовательных учреждений.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Е.Е. Чепурных.

Министр В. М. Филиппов

Приложение к приказу
Минобразования России
от 22.10.99 №636
Положение
о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (далее — Служба).
2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразделения вузов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения сферы образования, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
3. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, формированию их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования; развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.
4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

5. Целями Службы являются:
содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и всех других участников образовательного процесса;
содействие в приобретении обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
оказание помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся и воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
6. Задачи Службы:
психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
участие совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

7. Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием, состав которых определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.
8. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается в образовательных учреждениях, предназначенных для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании, — образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центр) и психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
9. Научно-методическое обеспечение деятельности Службы осуществляется научными учреждениями Министерства образования Российской Федерации и Российской академии образования, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием.

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

10. К основным направлениям деятельности Службы относятся: Психологическое просвещение — формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся и воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
Психологическая коррекция — активное воздействие педагогов-психологов и педагогических работников на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности. Приоритетной в данном направлении является совместная деятельность указанных специалистов с представителями смежных профессий (дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и др.) по разработке и осуществлению коррекционных программ.
Консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством специально организованных способов психологического консультирования.

V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

11. Деятельность Службы осуществляется органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений в соответствии со своей компетенцией.
12. Координация деятельности Службы и ответственность за ее организацию возлагается на соответствующее структурное подразделение Минобразования России.
13. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, представителями общественности, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.
Решение Коллегии Минобразования России
от 09.02.99 № 3/1

О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования

Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления специального образования Д. С. Шилова, Коллегия отмечает, что за последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные изменения. Существенно обновлена нормативно-правовая база. Подготовлен и находится на рассмотрении в Федеральном Собрании — парламенте Российской Федерации проект федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Разработаны первый вариант Государственного стандарта, Концепция реформирования системы специального образования, Концепция службы специальной психологии, предложения по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации специальных кадров.
Продолжалось совершенствование дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, возникли и получили распространение их инновационные модели, экспериментальные площадки, появились разнообразные интеграционные формы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных образовательных учреждениях, в том числе профессионального образования. Увеличилась подготовка психолого-педагогических кадров.
Развивалась сеть психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций), диагностических и реабилитационных центров, логопедических пунктов образовательных учреждений. Получили распространение в субъектах Федерации сложившаяся в результате усилий педагогов, ученых и управленцев Санкт-Петербурга, других регионов система комплексного, динамического психолого-педагогического и медико-социального сопровождения индивидуального развития ребенка, а также разработанные учеными Института коррекционной педагогики РАО, Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, ряда педагогических вузов методики раннего выявления отклонений в развитии и изучения ребенка.
Органы управления образованием, коллективы образовательных учреждений Санкт-Петербурга, г. Москвы, Республики Мордовия, Красноярского и Приморского краев, Московской, Мурманской, Нижегородской, Пермской, Псковской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Челябинской, Ярославской и других областей проявляют большую заботу о реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специфика психолого-педагогической помощи, прежде всего, заключается в ее комплексности, коррекционно-развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка, рекомендаций психологов и врачей. Большое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков, художественно-эстетическому воспитанию, развитию физической культуры и спорта.
Важное место занимает работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовке их к семейной жизни, к жизни в обществе. Особая роль при этом отводится трудовой подготовке, работе в учебных мастерских и производственных цехах школ и профессиональных училищ. Для выпускников, не сумевших найти работу, нередко создаются при образовательных учреждениях реабилитационные цеха, подсобные хозяйства.
Активизировалась деятельность сотрудничающих с Министерством общественных организаций инвалидов (ВОЙ, ВОГ, ВОС), родительских ассоциаций, оказывающих действенную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья и защищающих их права (Ассоциация родителей детей с ранним аутизмом «Добро», Ассоциация Даун-синдром и другие).
Установились тесные контакты и взаимодействие с соответствующими структурными подразделениями Минздрава России и Минтруда России. Плодотворно развивается взаимовыгодное международное сотрудничество.
Вместе с тем пока не удалось обеспечить систему раннего выявления отклонений в развитии детей в целях проведения своевременной коррекции, абилитации и реабилитации. В ряде ПМПК отсутствуют психологи, не достает других квалифицированных специалистов, допускается их перегрузка, что негативно сказывается на результатах целостного, системного изучения ребенка, индивидуального сопровождения его развития. Нередко анализ ограничивается лишь оценкой способностей к обучению, не учитываются возможности развития ребенка, его эмоционального реагирования. Выставляемые детям в очень раннем возрасте диагнозы не всегда своевременно уточняются, что нередко усложняет детям жизнь, ограничивает их развитие. Нельзя признать достаточным нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение работы комиссий. Не установлен перечень методов целостного и системного изучения детей с отклонениями в развитии, нет рекомендованного пакета диагностических средств и описания показаний к его использованию.
Сеть специальных и оздоровительных образовательных учреждений недостаточна, они размещены неравномерно, 60,4 процента детей с ограниченными возможностями вынуждены проживать в интернатах, надолго отрываясь от семьи и родных мест. Обучающиеся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ не всегда получают своевременную специальную помощь. Отдельные категории детей (с глубокой умственной отсталостью, синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, тяжелыми множественными нарушениями) относятся к числу необучаемых, не получают развития, находясь за пределами образовательного пространства.
Материально-техническая база многих учреждений не обеспечивает необходимых условий для реабилитации детей, 45 процентов учреждений требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии, строительство почти не ведется. Только 55,9 процента учреждений имеют все виды благоустройства. Из-за отсутствия финансирования в течение нескольких лет не издается федеральный комплект учебников, за исключением издаваемых шрифтом Брайля для незрячих детей. Аналогичная ситуация с программно-методическим обеспечением. Задержка принятия федерального закона о специальном образовании серьезно сдерживает дальнейшее развитие нормативно-правовой базы и формирование механизмов его развития.
Серьезно сказывается на качестве проводимой психолого-педагогической реабилитации детей дефицит профессионально подготовленных кадров. 50 процентов специальных (коррекционных) и оздоровительных образовательных учреждений не имеют педагогов-психологов, только 10 процентов педагогов специальных (коррекционных) учреждений имеют высшее специальное образование. Увеличение подготовки специалистов в педагогических вузах сдерживается отсутствием на факультетах специальной (коррекционной) педагогики высококвалифицированных преподавателей.
Крайне недостаточна сеть образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих адаптивную среду для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, прошедшие хорошую социальную реабилитацию, и выпускники с ограниченными возможностями учреждений профессионального образования зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда.
Коллегия решила:
1. Одобрить в основном Концепцию реформирования системы специального образования и предложения по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (приложение № 1, № 2).
2. Управлению специального образования (Д.С.Шилову):
2.1. До 01.03.99 доработать указанные документы с учетом состоявшегося обсуждения на Коллегии и мнений членов Межведомственной рабочей группы, созданной по поручению Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации, и представить их для обсуждения на его очередном заседании.
2.2. Совместно с Управлением правового обеспечения (Е.Д. Волоховой) до 15.03.99 подготовить предложения в Правительство Российской Федерации о внесении изменений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
3.2. Совместно с Управлением начального профессионального образования (Е.Я.Бутко) до 01.12.99 подготовить письмо в органы управления образованием субъектов Российской Федерации об особенностях реализации программ начального профессионального образования для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
3.3. Совместно с заинтересованными структурными подразделениями Минобразования России в октябре 1999 г. подготовить и провести совещание ведущих ученых и специалистов в области специальной педагогики, коррекционной педагогики, лечебной педагогики, специальной психологии по понятийно-терминологическим проблемам специального образования.
3.4. Совместно с Управлением дошкольного образования (Р. Б.Стеркиной):
до 01.07.99 подготовить предложения о создании Федерального центра ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии;
в апреле 1999 г. провести в Санкт-Петербурге Всероссийский семинар-совещание руководителей республиканских, краевых и областных психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) по проблемам раннего выявления отклонений в развитии и диагностики детей, комплексного, динамического психолого-педагогического сопровождения их индивидуального развития.
3.5. Совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (А. К. Брудновым) в целях создания условий для детей с ограниченными возможностями в системе дополнительного образования:
провести в июле 1999 г. в г.Самаре Всероссийский семинар-совещание «Дети с ограниченными возможностями и группы риска в системе дополнительного образования детей»;
подготовить к рассмотрению на Коллегии во втором полугодии 1999 г. вопрос «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми группы риска и ограниченными возможностями»;
предусмотреть отдельную номинацию программ для работы с детьми группы риска и ограниченными возможностями при проведении IV Всероссийского конкурса авторских программ и пособий для дополнительного образования детей в 1999—2000 гг.
3.6. Совместно с Управлением высшего профессионального образования (Ю. А. Новиковым) до 01.06.99 разработать план мероприятий по реализации предложений по совершенствованию подготовки кадров для системы специального образования.
3.7. Совместно с Управлением экономики (Г.В.Боровским) до 15.03.99 подготовить проект нового штатного расписания специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и проект письма в Минтруд России о распространении на медицинских работников специальных (коррекционных) и оздоровительных образовательных учреждений прав, норм и льгот, установленных для медицинских работников лечебно-профилактических учреждений.
4. Управлению экономики (Г. В. Боровскому) обеспечить приоритетное финансирование как специальных учебных заведений высшего профессионального образования, так и имеющих структурные подразделения для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Предусмотреть выделение средств на проведение Всероссийского семинара-совещания, указанного в п. 3.4 настоящего решения, в смете средств на централизованные мероприятия Минобразования России.
5. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
5.1. Определить меры по сохранению существующих и развитию сети малокомплектных специальных (коррекционных) и оздоровительных образовательных учреждений, приближенных к местожительству обучающихся, воспитанников, школ индивидуального обучения; по созданию более адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ.
5.2. Принять меры по развитию сети образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с условиями адаптивной среды для продолжения образования выпускниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
5.3. Пересмотреть имеющиеся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (для умственно отсталых детей) профили трудового обучения с учетом новых социально-экономических условий развития общества и местных потребностей в кадрах;
5.4. Организовать на базе существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида реализацию программ профессиональной подготовки.
6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя министра Е. Е.Чепурных.

Председатель Коллегии В. М. Филиппов

Справка
о психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования

В настоящее время 1,6 млн детей, проживающих в Российской Федерации (4,5 процента от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
Из них 352,9 тысячи детей посещают группы и учреждения компенсирующего вида дошкольного образования. Причем 63,6 процента таких детей постоянно общаются в дошкольных учреждениях с детьми, не имеющими отклонений в развитии. Из детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста 277,7 тысячи человек обучаются в 1885 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 видов (для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых); 203 тысячи человек — в специальных (коррекционных) и 2,5 тысячи человек — в общих классах общеобразовательных учреждений; почти 2,5 тысячи человек, нуждающихся в длительном лечении, — в 145 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа; 34 тысячи человек — на дому и в школах индивидуального обучения. Всего 38 процентов детей с отклонениями в развитии интегрированы в общеобразовательную среду.
Подростки и молодежь с особыми образовательными потребностями имеют (пока ограниченную) возможность для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования или их структурных подразделениях как специальных, так и в форме интегрированного обучения (г. Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Владивосток, Волгоград, Екатеринбург, Красноярск, Липецк, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Пятигорск, Тула, Ульяновск, Челябинск и др.).
В последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные изменения. Разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации типовые положения об образовательных учреждениях специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, оздоровительных санаторного типа, для детей, нуждающихся в длительном лечении, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, другие нормативно-правовые акты как ведомственного, так и межведомственного характера, определяющие основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья и регулирующие основы государственной политики применительно к ним в основном в соответствии с международными нормами. Более гуманными стали наименования образовательных учреждений.
Подготовлен проект Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», получившего высокую оценку как российских, так и зарубежных специалистов. После обсуждения в субъектах Российской Федерации закон был принят в 1996 г. обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации, но возвращен Президентом России на доработку. После этого вновь был внесен Комитетом по науке и образованию Государственной Думы в повестку дня и принят нижней палатой в первом чтении 14.05.98. В настоящее время завершена с участием специалистов Министерства доработка проекта закона, связанная с сокращением требуемых на его реализацию бюджетных средств.
Подготовлен и обсужден на Всероссийском совещании специалистов специальной (коррекционной) педагогики первый вариант Государственного стандарта общего среднего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. После устранения полученных замечаний проект подготовлен к тиражированию для направления в органы управления образованием субъектов Федерации в целях обсуждения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Разработаны Концепция реформирования системы специального образования и Концепция службы специальной психологии в образовании. Проекты направлялись для ознакомления и внесения замечаний и дополнений в органы управления образованием субъектов Федерации, публиковались в педагогической печати, обсуждались на расширенном заседании Учебно-методического совета факультетов специальной (коррекционной) педагогики педагогических вузов с участием специалистов органов управления образованием 25 субъектов Федерации и всероссийских семинарах «Проблемы специальной психологии в образовании» (23— 25.09.97; 24.12.97; 27.11.98).
Разработаны предложения по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специального образования, по уточнению наименований специальностей.
Продолжалось совершенствование дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Дополнительно к восьми видам таких учреждений открыты, как пилотные площадки, школы и группы для детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, детей с глубокой умственной отсталостью, детей со сложными комбинированными и иными нарушениями развития. Появились разные интеграционные формы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, в том числе профессионального образования (Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Московский государственный педагогический университет, Санкт-Петербургский государственный педагогический университет, Социальный институт Уральского государственного педагогического университета, Челябинский государственный университет, Шадринский физкультурно-педагогический колледж (Курганская область) и другие).
Возникли и получили распространение инновационные модели специальных (коррекционных) образовательных учреждений (научно-учебно-производственный комплекс «детский сад — школа — ПУ — производственные цеха» г. Махачкалы Республики Дагестан, консультативно-педагогический центр абилитации детей со зрительной патологией г. Санкт-Петербурга, муниципальное предприятие — специальная (коррекционная) школа № 19 г. Магадана, авторское специальное (коррекционное) образовательное учреждение интернатного типа № 24 г. Красноярска, Астраханский центр медико-педагогической и социальной реабилитации детей с церебральными параличами).
Получила развитие сеть психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) (ПМПК), осуществляющих комплексное, целостное и системное изучение ребенка, у которого выявлены родителями, врачами, психологами, учителями заметные отклонения в развитии, и определение для него путей получения образования, консультирование родителей и педагогов. Весомый вклад в разработку методов и средств современной диагностики отклоняющегося развития, абилитации и реабилитации детей вносят ученые Института коррекционной педагогики РАО, Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, ряда педагогических вузов, научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования (Московская область).
Заметно увеличилось количество диагностических и реабилитационных центров, осуществляющих вместе с комиссиями комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное диагностическое сопровождение индивидуального развития ребенка. Система такого сопровождения сложилась в г. Санкт-Петербурге и ряде других регионов. Опыт их организации обобщен на Всероссийской научно-практической конференции (апрель 1998 г.); сборник материалов направлен в органы управления образованием субъектов Федерации.
В специальных и оздоровительных образовательных учреждениях и специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ психолого-педагогическую и медико-социальную абилитацию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют свыше 83 тысяч учителей, в том числе педагогов-психологов, 4 тысячи медицинских работников, в том числе 2,2 тысячи врачей различных специальностей.
Специфика оказываемой детям с ограниченными возможностями специальной помощи, прежде всего, заключается в ее комплексности (психолого-педагогическая и медико-социальная). Такая помощь оказывается тесно взаимодействующими педагогами-психологами, логопедами, сурдо-, тифло-, олигофренопедагогами, социальными педагогами, медицинскими работниками. Специальная помощь имеет коррекционно-развивающую направленность. Все занятия проводятся в индивидуальных и групповых формах организации образовательного процесса по программам, специально скорректированным для каждого ребенка с учетом его интеллектуальных и физических возможностей и рекомендаций врачей. Большое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков, художественно-эстетическому воспитанию, развитию физической культуры и спорта.
В этих целях в образовательных учреждениях открыты свыше 5 тысяч логопедических пунктов, в которых получают логопедическую помощь более 270 тысяч детей в течение года, логопедические кабинеты и кабинеты психологической разгрузки. Только в 1998 г. в образовательные учреждения 59 субъектов Федерации направлены аппараты индивидуального и коллективного пользования, специальное оборудование на общую сумму 3,56 млн рублей за счет средств федеральной целевой программы «Дети-инвалиды»; 6,2 млн рублей бюджетных средств израсходовано на выпуск учебной литературы шрифтом Брайля, говорящих и цифровых книг, крупношрифтовых изданий, рельефно-наглядных пособий и технических средств для незрячих и слабовидящих детей.
Детей с нарушениями зрения учат ориентироваться в малом и большом пространстве, формируют у них навыки социально-бытовой ориентировки, обучают работе на компьютерной технике с брайлевским принтером, прослушиванию говорящих книг.
В работе с детьми, имеющими нарушение слуха, получило распространение применение верботональной и билингвистической методик, позволяющих эффективно развивать остаточный слух и пользоваться как устной, так и жестовой речью.
Для исправления нарушений движения у детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей используются «костюмы космонавтов», сухие бассейны, другое специальное оборудование, методики кондуктивной педагогики. Для обучения и развития детей с нарушениями интеллекта широко применяется методика М.Монтессори, вводятся элементы игротерапии, ипотерапии и арттерапии.
В учреждениях дополнительного образования детей Республики Карелия, Вологодской, Московской, Пермской, Самарской, Тверской областей, г. Москвы созданы условия для реабилитации детей различными видами художественно-творческой, спортивно-игровой деятельности как на базе образовательных учреждений, так и на дому. В этих целях разрабатываются авторские программы и методики с учетом психофизических возможностей детей, направленные на различные формы их социальной адаптации, формирование необходимых навыков для жизни, включение детей в общие праздники, выставки, другие массовые действия. Возрастает роль в работе с такими детьми христианских культурно-образовательных центров.
Коллективы специалистов коррекционных и особенно оздоровительных учреждений санаторного типа (санаторно-лесные школы, школы-интернаты, детские дома для детей с туберкулезной инфекцией, сколиозом, гастроэнтерологическими, психоневрологическими и другими видами заболеваний) реализуют задачи ослабления тенденции ухудшения здоровья каждого ребенка, стабилизации характера течения основного заболевания, создания оптимальных условий для обучения и воспитания. Большинство таких учреждений стали «школами здоровья» — экспериментальными площадками по внедрению новых технологий образования и медицины, работают по индивидуальным планам, авторским программам. Во многих внедрены психофизиологические методы обследования, созданы лаборатории психофизиологии и психодиагностики, оборудованные современной компьютерной и микропроцессорной техникой, ведется раннее выявление и постоянное отслеживание (мониторинг) психофизических особенностей ребенка. Учебно-воспитательный и лечебный процессы тесно взаимосвязаны, валеологизированы, проходят с многоаспектным использованием природных факторов, лечебной гимнастики и плавания. В работе по лечению и реабилитации проводится коррекция осанки, зрения; применяются лазеротерапия, ультразвук, электросон, водолечение, облучение, массаж, грязелечение, фитотерапия и т.д.
В ведении Министерства с 1949 г. с высокой эффективностью оздоровления (70—85 процентов) работает единственный Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот, страдающих различными формами туберкулеза на 240 мест (г. Евпатория), однако в предыдущий и текущий учебный год на 3—4 месяца откладывался заезд детей из-за отсутствия финансирования.
Важное место занимает работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка их к семейной жизни, жизни в обществе. Особая роль отводится трудовой подготовке, постоянному увеличению ее профилей. Незрячие и слабовидящие дети, например, успешно осваивают макраме, ручное и машинное вязание, массаж, настройку музыкальных инструментов, художественную резьбу по дереву, работу в закрытом грунте. Дети с нарушением интеллекта успешно работают в учебных мастерских и производственных цехах школ и профессиональных училищ. Для выпускников, не сумевших найти работу, нередко создаются при образовательных учреждениях реабилитационные цеха, подсобные хозяйства, своими силами строятся для них жилые дома. Интересный опыт накоплен в г. Могоча Читинской области, где создана «крестьянская община». Все воспитанники живут в разнополых, разновозрастных (от 2,5 лет до 21 года) семьях в отдельных коттеджах с холодильниками, телевизорами и стиральными машинами. У каждой семьи имеются теплицы, парники и огороды, крупный рогатый скот, лошади, кролики и домашние птицы. Идет обучение ведению своего домашнего хозяйства, семейной жизни.
Органы управления образованием, коллективы образовательных учреждений Санкт-Петербурга, г. Москвы, Республики Мордовия, Красноярского, Приморского краев, Московской, Мурманской, Нижегородской, Пермской, Псковской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Челябинской, Ярославской и других областей проявляют большую заботу о реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специалисты Министерства совместно с учеными и методистами АПКиПРО, Института коррекционной педагогики РАО, Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, преподавателями педагогических вузов, Научно-методического центра «Развитие и коррекция» активно участвуют в работе по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов образовательных учреждений, органов управления образованием субъектов Федерации, организуют и проводят межрегиональные, всероссийские и международные конференции, семинары и совещания по различным проблемам социально-педагогической адаптации и реабилитации воспитанников и выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Только в 1998 г. было подготовлено и проведено 20 таких мероприятий, в том числе 7 — в субъектах Федерации.
Активизировалась деятельность сотрудничающих с Министерством общественных организаций инвалидов (ВОЙ, ВОГ, ВОС), родительских ассоциаций, оказывающих действенную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья и защищающих их права (Ассоциация родителей детей с ранним аутизмом «Добро», Ассоциация Даун-синдром и другие).
Установились тесные контакты и взаимодействие с соответствующими структурными подразделениями Минздрава России и Минтруда России; совместно проведен ряд конференций, семинаров, совещаний. Во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Минобразования России удалось значительно увеличить подготовку психолого-педагогических кадров для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Подготовка учителей сейчас ведется по 5 специальностям (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология) на специальных факультетах и отделениях 27 педагогических вузов страны (в 1990 г. такие факультеты и отделения имели лишь 9 педвузов).
Плодотворно развивается взаимовыгодное международное сотрудничество как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, наиболее значимой является реализация в течение 6 лет совместных проектов со специалистами Фландрии (Бельгия) по трудовой подготовке, интеграции, раннему детскому аутизму, ППМС-центрам, ортопедагогике. В последнее время отрабатывается проект организации специального образования в Одинцовском районе Московской области.
Вместе с тем пока не удалось обеспечить систему раннего выявления детей с отклонениями в развитии в целях проведения своевременной их коррекции, абилитации и реабилитации, что ныне осложняется сокращением числа детей, охваченных дошкольным образованием.
В ряде ПМПК отсутствуют современные методики диагностики задержки и нарушений умственного и психического развития, нередки случаи использования устаревших методик для адекватного отражения всех аспектов психического состояния ребенка и возможностей его развития. Анализ ограничивается лишь оценкой способностей к обучению. Выставляемые детям в очень раннем возрасте диагнозы не всегда точны и ведут к «навешиванию ярлыков» на ребенка, что осложняет ему жизнь, ограничивает его развитие. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение работы комиссий нельзя признать достаточным.
Сеть специальных и оздоровительных учреждений размещена неравномерно. Лишь 48 процентов детей с отклонениями в развитии обучаются в специальных (коррекционных) учреждениях от числа нуждающихся в них. Нередко они находятся на значительном расстоянии от местожительства обучающихся, воспитанников, в других регионах. 60,4 процента таких детей вынуждены проживать в интернатах, надолго отрываясь от семьи и родных мест. Более того, у органов управления образованием, направляющих детей, нередко нет средств на оплату их содержания за пределами своего региона. Нередки случаи закрытия специальных образовательных учреждений (Приморский, Хабаровский края, Ульяновская и другие области) из-за отсутствия средств на их содержание.
Обучающиеся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ не всегда получают своевременную специальную помощь, пока не представляется возможным создание для них адаптивной среды. В целом ряде субъектов Федерации не производятся компенсирующие выплаты родителям, имеющим детей-инвалидов и осуществляющим их воспитание и обучение на дому.
До сих пор отдельные категории детей (с глубокой умственной отсталостью, в том числе синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, тяжелыми множественными нарушениями) относятся к числу необучаемых, нередко содержатся в учреждениях большой наполняемости Минтруда России, не получают развития, находясь вне пределов образовательного пространства. Такое рассредоточение детей по разным ведомствам ведет к «распылению» бюджетных средств и специалистов, к нездоровой конкуренции, что в конечном итоге сказывается на детях, находящихся в трудных обстоятельствах.
Материально-техническая база многих учреждений не обеспечивает необходимых условий для реабилитации детей. Они не имеют возможности приобрести необходимое оборудование как индивидуального, так и коллективного пользования, заказать специальную мебель. Единственный источник пополнения — средства федеральной и региональных целевых программ «Дети-инвалиды», которые, разумеется, далеко не обеспечат всех потребностей (государственный заказчик федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» — Минтруд России). 45 процентов учреждений требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии, строительство новых почти не ведется. Только 55,9 процента учреждений имеют все виды благоустройства.
Из-за отсутствия финансирования в течение нескольких лет не издается федеральный комплект учебников, за исключением издаваемых шрифтом Брайля для незрячих детей. Подготовленные к печати в издательстве «Просвещение» рукописи учебников уже морально устарели. Аналогичная ситуация с программно-методическим обеспечением. Не разработана с учетом специфики этих учреждений нормативно-методическая база их лицензирования, аттестации и аккредитации. Серьезно сдерживается дальнейшее развитие нормативно-правовой базы специального образования из-за непринятия Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».
Серьезно сказывается на качестве проводимой психолого-педагогической реабилитации детей дефицит профессионально подготовленных кадров. 50 процентов специальных (коррекционных) и оздоровительных образовательных учреждений не имеют педагогов-психологов, только 10 процентов педагогов специальных (коррекционных) учреждений имеют высшее специальное образование. Суммарно выпуск дипломированных специалистов составляет ежегодно менее трех тысяч человек. Дальнейшее увеличение подготовки специалистов в педагогических вузах сдерживается отсутствием на факультетах специальной (коррекционной) педагогики высококвалифицированных преподавателей. Так, в педвузах Сибири и Дальнего Востока на таких факультетах лишь три доктора наук (г. Красноярск, Омск, Иркутск).
Крайне недостаточна сеть специальных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, весьма робко используется накопленный в России опыт создания адаптивных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях профессионального образования.
К сожалению, сегодня как выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, даже прошедшие хорошую социальную реабилитацию, так и выпускники учреждений профессионального образования, имеющие ограниченные возможности здоровья, зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда.
Начальник Управления
специального образования Д. С. Шилов
Предложения по совершенствованию подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров
для системы специального образования

1. Проведение аттестации образовательных структур государственных и негосударственных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для системы специального образования.
2. Проведение проверки правомерности открытия и качества функционирования аспирантуры по специальностям 13.00.03 — коррекционная (специальная) педагогика и 19.00.10 — коррекционная специальная психология.
3. Проведение анализа региональных программ «Педагогические кадры» совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации на предмет наличия разделов, касающихся подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специального образования.
4. Проведение мониторинга потребности в кадрах специалистов для системы специального образования в субъектах Российской Федерации.
5. По согласованию с ректорами вузов открытие целевого приема (на бюджетной основе) студентов на специальности специальной педагогики и специальной психологии в РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), МПГУ (г.Москва), Иркутском педагогическом институте, Красноярском педагогическом университете, Ставропольском государственном университете, Мордовском педагогическом университете, Дагестанском педагогическом университете, Ярославском педагогическом университете, Уральском педагогическом университете.
6. По согласованию с ректорами вузов и деканами соответствующих факультетов проведение работы по открытию межвузовских центров подготовки и повышения квалификации по специальной педагогике и специальной психологии для преподавательского корпуса педвузов на базе:
Нижегородского госпедуниверситета (по специальности «Специальная психология» — на базе научной школы У. В.Ульенковой);
РГПУ имени А. И. Герцена (все специальности);
МПГУ (все специальности);
Уральского госпедуниверситета (олигофренопедагогика, логопедия);
Иркутского госуниверситета (по специальности «Специальная психология»).
7. Активизация деятельности существующих межвузовских центров по специальной педагогике (Дагестанский госпедуниверситет, Красноярский госпедуниверситет) по подготовке и переподготовке кадров преподавателей педвузов по специальной педагогике.
8. Открытие расширенного целевого приема в аспирантуру по специальностям 13.00.03 и 19.00.10 (РГПУ им. А.И.Герцена, МПГУ, МГОПУ, Уральский госпедуниверситет, Иркутский госуниверситет и госпедуниверситет, Нижегородский госпедуниверситет, Дагестанский госпедуниверситет) — до 50 мест ежегодно.
9. Проведение аттестации и анализа деятельности педагогических учебных заведений среднего профессионального образования, готовящих кадры для системы специального образования.
Прекращение подготовки учителей-логопедов и учителей-дефектологов в системе среднего профессионального педагогического образования.
10. Разработка образовательно-профессиональной программы подготовки в педагогических учебных заведениях среднего профессионального образования социальных педагогов и воспитателей для системы специального образования, служб социально-педагогической помощи семье на дому по специальности «Социальная педагогика», утверждение на межведомственном совете в установленном порядке.
11. Подготовка инструктивного письма, определяющего перечень квалификаций для специальности «Социальная педагогика», ориентированных на систему специального образования (воспитатели для специальных (коррекционных) образовательных учреждений).
12. При участии АПКиПРО разработка программы создания межрегиональных центров повышения квалификации специалистов для системы специального образования, имеющих необходимый для этих целей кадровый потенциал.
13. Разработка программы финансирования мероприятий по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специального образования, с учетом адресного и целевого характера финансирования, объединение для этих целей средств Федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств соответствующих федеральных целевых программ.
14. Согласование с Минтрудом России внесения в Тарификационный реестр работников общеобразовательной школы должностей в соответствии с квалификациями, обозначенными в стандартах педагогического образования по соответствующим специальностям специальной педагогики и специальной психологии (вместо двух существующих «учитель-логопед» и «учитель-дефектолог»).
15. Введение в общеобразовательных учреждениях, имеющих специальные (коррекционные) классы, должностей специального педагога и специального психолога, а также в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях — должностей специального психолога и социального педагога.

Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации

от 16.03.99 №637 О реализации решения Коллегии от 9 февраля 1999 г. № 3/1

В соответствии с решением Коллегии от 9 февраля 1999 г. № 3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования»
Приказываю:
1. Управлению специального образования (Д.С.Шилову):
1.1. Разработать до 29.03.99 план мероприятий по реализации Концепции реформирования системы специального образования и внести предложение в межведомственную рабочую группу Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации о разработке межведомственного плана действий в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.2. Подготовить и провести совещание ведущих ученых и специалистов в области специальной педагогики, коррекционной педагогики, лечебной педагогики, специальной психологии по понятийно-терминологическим проблемам специального образования в октябре 1999 г. совместно с заинтересованными структурными подразделениями Минобразования России.
1.3. Направить в органы управления образованием субъектов Российской Федерации до 09.04.99 письмо о необходимости создания для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования.
2. Управлению специального образования совместно с Управлением правового обеспечения (Е.Д.Волоховой) до 29.03.99 подготовить предложения в Правительство Российской Федерации о внесении изменений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
3. Управлению специального образования совместно с Управлением правового обеспечения (Е.Д.Волоховой), Управлением начального профессионального образования (Е.Я.Бутко) до 01.12.99 подготовить письмо в органы управления образованием субъектов Российской Федерации об особенностях реализации программ начального профессионального образования для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
4. Управлению специального образования совместно с Управлением дошкольного образования (Р. Б. Стеркиной) до 01.07.99 подготовить предложения о создании Федерального центра ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии; провести в апреле 1999 г. в Санкт-Петербурге Всероссийский семинар-совещание руководителей республиканских, краевых и областных психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) по проблемам раннего выявления отклонений в развитии и диагностики детей, комплексного, динамического психолого-педагогического сопровождения их индивидуального развития.
5. Управлению специального образования совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (А. К. Брудновым) провести в июле 1999 г. в г. Самаре Всероссийский семинар-совещание «Дети с ограниченными возможностями и дети группы риска в системе дополнительного образования детей»; подготовить к рассмотрению на коллегии во втором полугодии 1999 г. вопрос «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми группы риска и ограниченными возможностями»; предусмотреть отдельную номинацию программ для работы с детьми группы риска и детьми с ограниченными возможностями при проведении IV Всероссийского конкурса авторских программ и пособий для дополнительного образования детей в 1999-2000 годах.
6. Управлению специального образования совместно с Управлением высшего профессионального образования (Ю.А.Новиковым), Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым), Управлением послевузовского и дополнительного профессионального образования (В.В.Безлепкиным) до 01.06.99 разработать план мероприятий по реализации предложений по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специального образования.
7. Управлению специального образования совместно с Управлением экономики (Г.В.Боровским) до конца 1999 г. разработать рекомендации по формированию штатной численности работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Е. Е. Чепурных.

Министр В. М. Филиппов


Приказ Минобразования России
от 18.10.99 №575

О создании государственного научного учреждения
«Центр ранней диагностики и специальной помощи детям
с выявленными отклонениями в развитии» Министерства
образования Российской Федерации

В целях совершенствования научно-методической базы системы ранней диагностики и раннего сопровождения детей, имеющих отклонения в развитии, координации деятельности соответствующих региональных структур и во исполнение решения Коллегии Минобразования России от 09.02.99 № 3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования»
Приказываю:
1. Создать государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства образования Российской Федерации (далее — Центр).
2. Назначить директором Центра Разенкову Юлию Анатольевну.
3. Утвердить прилагаемый Устав Центра.
4. Директору Центра Ю.А.Разенковой произвести в установленном порядке государственную регистрацию Центра.
5. Управлению специального образования (Д.С.Шилову), Управлению дошкольного образования (Р. Б.Стеркиной):
5.1.Обеспечить организационное и методическое руководство Центром.
5.2. Совместно с Центром разработать и представить на утверждение в Министерство до 01.01.2000 проект программы создания государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи.
6. Управлению научно-исследовательских работ (Ю.В.Шленову) предусмотреть при формировании научных и научно-технических программ Министерства на 2000—2001 годы разработку наукоемких технологий диагностики и коррекции отклонений в развитии детей младенческого и раннего возраста в соответствии с утвержденной программой Центра.
7. Управлению бухгалтерского учета и финансового контроля (С. Н. Кокодееву) перечислять средства Центру согласно выделенному финансированию и штатной численности.
8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей министра Б.А.Виноградова и Е.Е.Чепурных.

Министр В. М. Филиппов

Устав
государственного научного учреждения «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии»
Министерства образования Российской Федерации

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства образования Российской Федерации (далее — Центр) создан приказом Минобразования России от 18.10.99 № 575 и является некоммерческой организацией, не преследующей извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
1.2. Учредителем Центра является Министерство образования Российской Федерации (далее — Министерство).
1.3. Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», другими законодательными и нормативными правовыми актами и настоящим Уставом.
1.4. Центр является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, рублевые расчетные и текущие счета, а также валютные счета в учреждениях банков и иных кредитных учреждениях Российской Федерации, печать и бланки со своим наименованием.
1.5. Центр вправе от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
1.6. Центр отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у Центра указанных средств ответственность по его обязательствам несет Министерство в порядке, определенном законом.
1.7. Полное официальное наименование Центра — государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства образования Российской Федерации.
Сокращенное наименование — ГНУ «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям» Минобразования России.
1.8. Местонахождение (юридический адрес) Центра: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1.

2. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
2.1. Центр организуется в целях выполнения работ по созданию государственной системы раннего выявления отклонений в развитии у детей и оказания им ранней психолого-педагогической и медико-социальной помощи, включая:
координацию деятельности привлекаемых учреждений и организаций;
научно-методическое и программное обеспечение;
организацию и осуществление контроля за выполнением работ и экспертизу их результатов.
2.2. Основными направлениями уставной деятельности Центра являются:
осуществление на федеральном уровне функций организатора и координатора деятельности привлекаемых исполнителей и региональных центров;
проведение научно-исследовательских, программно-методических, опытно-конструкторских и проектных работ;
поэтапная разработка федеральной и региональных программ и базовых моделей ранней диагностики, организация деятельности по психолого-педагогической и медико-социальной коррекции, абилитации и реабилитации детей с отклонениями в развитии;
сбор, накопление, анализ, оформление и распространение информации, включая печатную, аудио-, видео-, компьютерную и другие виды информации;
экспертиза научных и методических разработок по проблемам ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей;
оказание помощи, консультационных и иных услуг юридическим и физическим лицам;
подготовка и проведение семинаров, конференций;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
2.3. Видами уставной деятельности Центра являются: организация и координация деятельности юридических и физических лиц по ранней диагностике и ранней специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии;
оказание научной, методической, психолого-педагогической и информационной помощи органам управления образованием субъектов Российской Федерации по проблемам ранней диагностики и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их родителям (законным представителям);
организационная и организационно-методическая, научно-педагогическая деятельность, в том числе разработка и распространение методической, учебно-методической и научно-методической информации;
выполнение научно-исследовательских и научно-методических, проектных и опытно-конструкторских работ;
издательская и полиграфическая деятельность;
подготовка и проведение выставок;
сдача в аренду имущества в порядке, установленном законом;
осуществление экспортно-импортных операций.
2.4. Виды уставной деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Центром после получения в установленном порядке соответствующих лицензий.
2.5. Для достижения поставленных целей Центр вправе: привлекать на договорной основе юридических и физических лиц; приобретать или арендовать основные средства за счет имеющихся у Центра финансовых ресурсов;
в установленном порядке вести предпринимательскую деятельность, направленную на развитие сферы образования, просвещения, социальной и психологической защиты, сохранение и восстановление здоровья детей;
самостоятельно в установленном порядке распоряжаться доходами от разрешенной ему приносящей доход уставной деятельности и имуществом, приобретенным за счет этой деятельности, в уставных целях.

3. ФИНАНСОВАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА

3.1. За Центром в целях обеспечения его уставной деятельности собственник (уполномоченный им орган) закрепляет на праве оперативного управления имущество, которое является федеральной собственностью.
Имущество, приобретенное Центром на доходы от хозяйственной деятельности по договорам с заказчиками и потребителями работ и услуг, находится в его самостоятельном распоряжении.
3.2. Изъятие у Центра основных фондов, оборотных средств и иного имущества не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3.3. Выполнение научных исследований для государственных нужд осуществляется на договорной основе.
3.4. Центр реализует продукцию от хозяйственной деятельности и предоставляет услуги по ценам, тарифам, устанавливаемым на договорной основе.
3.5. Источниками формирования имущества Центра являются: средства федерального бюджета, выделяемые целевым назначением
Министерством на выполнение работ, включая федеральные целевые программы и гранты;
доходы, получаемые от хозяйственной деятельности;
пожертвования, добровольные имущественные взносы;
другие, не запрещенные законом поступления.
3.6. Центр самостоятельно планирует свою деятельность, исходя из уставных целей, перспектив развития, программы создания государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи и плана основных мероприятий Центра, согласованных с Министерством.
3.7. Сметы доходов и расходов, структура и штаты устанавливаются Центром самостоятельно. Размер, форма и система оплаты труда штатных работников Центра устанавливаются в соответствии с Единой тарифной сеткой.
Направления использования сэкономленных бюджетных средств определяются правилами, установленными для государственных учреждений.
3.8. Центр имеет право на создание временных коллективов (ВК) для реализации отдельных мероприятий уставной деятельности.
3.9. Порядок использования доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности Центра и в результате привлечения внебюджетных источников финансирования, после уплаты налогов и других обязательных платежей, определяется Центром самостоятельно.
3.10. Центр уплачивает обязательные платежи в порядке и размерах, установленных для государственных учреждений.
3.11. Научные, финансовые и другие планы Центра согласовываются с Министерством, Центр организует их выполнение и отчитывается за результаты своей деятельности перед Министерством.

4. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЦЕНТРА

4.1. Руководство Центром осуществляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Министерства.
4.2. Руководитель Центра несет персональную ответственность перед Министерством за результаты деятельности Центра, сохранность, целевое использование и приумножение имущества Центра, безопасные условия труда работников.
Директор Центра в соответствии с законодательством Российской Федерации:
представляет интересы Центра и действует от его имени без доверенности;
утверждает состав ВК в соответствии с законодательством Российской Федерации;
заключает договоры, в том числе трудовые договоры (контракты), выдает доверенности;
открывает счета в банках;
осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров, распределяет должностные обязанности;
издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для всех работников Центра;
утверждает структуру и штатное расписание Центра.
4.3. Одним из органов управления Центром является научный совет, состав которого и положение о котором утверждаются директором Центра.

5. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЦЕНТРА

5.1. Центр осуществляет оперативный бухгалтерский и статистический учет, представляет отчетность в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации для государственных учреждений.
5.2. Контроль и ревизия деятельности Центра осуществляются Министерством.
6. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

6.1. Прекращение деятельности Центра осуществляется в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
6.2. Центр может быть ликвидирован или реорганизован по приказу Министерства либо по решению суда.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дополнения и изменения в настоящий Устав вносятся в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, и утверждаются приказом Министерства.


Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации

от 09.04.99 №27/511-6

Органы управления образованием
субъектов Российской Федерации

В соответствии с решением Коллегии от 09.02.99 № 3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования» Министерство рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации разработать и настойчиво осуществлять воспитательные программы для детей, способствующие глубокому пониманию ими положения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе и их принятию. Исходя из понимания, что эти дети имеют равные права, необходимо сделать все возможное для их равноправного участия во всех сферах жизни общества; предусмотреть широкое участие детей с ограниченными возможностями здоровья вместе со всеми детьми в предметных олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнительного образования; определить меры по сохранению и развитию сети малокомплектных специальных (коррекционных) и оздоровительных образовательных учреждений, приближенных к местожительству обучающихся, воспитанников, школ индивидуального обучения. В практической сфере системы общего образования заметно появление разнообразных интеграционных форм обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые требуют создания более адаптивной среды для обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ.
Однако не следует ускорять интеграционный процесс без достаточной подготовленности общеобразовательных учреждений и их педагогических кадров. Целесообразно принять меры по развитию сети образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с условиями адаптивной среды для продолжения образования выпускниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений и повышения их конкурентоспособности на рынке труда, а также пересмотреть имеющиеся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (для умственно отсталых детей) профили трудового обучения с учетом новых социально-экономических условий развития общества и местных потребностей в кадрах; организовать на базе существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида реализацию программ профессиональной подготовки.

Заместитель министра Е. Е. Чепурных


Письмо Министерства народного образования РСФСР

<< Пред. стр.

страница 22
(всего 41)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign