LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Первичные группы играют роль связующего звена между обществом и личностью.
Вторичная группа - образуется из многих людей, в основе союза которых лежит безличностное взаимодействие для достижения политических, экономических, социальных целей (партии, профсоюзы, секты).Объединяет вторичные группы совместное выполнение специфических функций (участие в производстве, учёбе, воинской службе).
Этнические общности занимают видное место в социальной жизни.
Этнос- это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры, социальной психологии, этническим самосознанием. Внешней формой выражения этноса является этноним, т.е. самоназвание (русские, немцы).
Этнические общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.
Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).
Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.
Клан - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.
Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.
В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития- в нации.
Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико.
Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия.
Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени зрелости политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.
Итак, в истории сложились следующие этнические общности: племя, народность и нация. Предпосылкой формирования этноса является общность территории, что создаёт условия для тесного общения и объединения людей. Однако, затем образуются диаспоры (рассеяние), хотя этносы сохраняют свою идентичность. Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но наибольшее значение имеет единство духовной культуры, ценностей, норм, образцов поведения, традиций и связанных с ними социально-психологических особенностей сознания.
Интегральным показателем сформировавшейся этнической общности является этническое самосознание- чувство принадлежности к определённому народу.
Этносы самовоспроизводятся путём внутренних браков и через социализацию и создание национальной государственности. Таким образом, общество-это взятые в устойчивых, регулярных и институциализированных связях и взаимодействиях индивиды. Они объединены единой системой социальных институтов и общностей, обеспечивающих удовлетворение жизненных интересов людей. Социальная организация в современном обществе - это наиболее распространённый и важный тип социальных общностей и групп, составляющих базис структуры современного общества.

Вопросы для самоконтроля
1. Какие элементы входят в социальную структуру общества?
2. В чём отличие понятий "социальная общность" и "социальная группа"?
3. Каковы основные признаки социальной группы?
4. По каким критериям определяется принадлежность индивида к конкретной социальной группе?
5. Охарактеризуйте этносоциальное многообразие современной России.

Литература
1. Аитов Н.А. Понятие " социальная структура" в современной социологии. Социс, 1996, № 7
2. Гидаенс Э. Стратификация и классовая структура. / Социс ,1992, №№9 ,11/
3. Заславская Т.И. Социальная неравномерность переходного общества./ Общественные науки и современность.1996, № 4.
4. Комаров И.С. Социальная стратификация и социальная структура./ Социс, 1992, № 7/
5. Гумилёв Л.Н. Очерки теории этноса. М., 1983.
6. Россия в зеркале реформ. Хрестоматия по социологии. М., 1994.
7. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
VI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО
ОБЩЕСТВА

1. Социальная структура общества в научных концепциях.
2. Основания социальной стратификации и мобильности как факторы формирования социальной структуры общества.
3. Социальная структура современного российского общества.

Основные понятия
Стратификация, дифференциация, социальная мобильность, миграция населения, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, социальный статус, классовая структура общества, социальные перемены, аномия, эмерджентные свойства, социальное неравенство.

Цель информации
Дать студентам представление о социальной структуре общества, истоках социального неравенства как неизбежного следствия формирования социальной структуры общества на основе дифференциации различных сфер человеческой деятельности, отношения к формам собственности и власти и т.д.

Рекомендации
Первый вопрос. Рассматривая теоретические концепции социальной структуры, обратите внимание на работу П. Сорокина по социальной стратификации и социальной мобильности. Введенное им в научный оборот понятие социального пространства, в котором передвигаются индивиды, оказало очень большое внимание на развитие методологических основ изучения данной проблемы. Определите как к социальной стратификации - социальному неравенству приводят процессы социальной мобильности - передвижения людей по горизонтали и вертикали, что соответственно меняет их социальный статус. Существенную роль в процессах стратификации играют массовые миграции населения.
Второй вопрос. При анализе оснований стратификации и социальной структуры современного общества полезно обратиться к работам М. Вебера, выделяющего три наиболее весомых фактора стратификации: доход, власть и образование.
Подробно рассмотрите виды стратификации: классовую, имущественную, наследственную, профессиональную, дайте понятие социальной карьеры как фактора достижения наиболее высокого профессионального статуса для конкретного человека.
Отметьте, что большое значение имеет проблема социальной карьеры в условиях формирования рынка труда. Сегодня мы говорим о ней как о положительном факторе, законном стремлении человека к профессиональному росту и экономическому благосостоянию.
Третий вопрос. Анализ социальной структуры современного российского общества необходимо связать с процессами реформирования социальной системы. Эмпирические изменения в социальной структуре общества можно проследить на уровне динамики возникновения новых социальные слоев и групп.
Выводы. Обобщая изученный материал, обратите внимание на объективность процесса стратификации, а также на роль социальной политики правительства как формы смягчения напряженности и разрешения социальных конфликтов, которые при увеличивающихся социальных разногласиях могут принимать крайне острые формы, вплоть до войн и социальных революций.

1. Социальная структура общества в научных концепциях
Понятие "социальная структура" в социологии употребляется в 2-х смыслах. В широком смысле "социальная структура" - это строение общества в целом, все элементы общества как системы, их взаимосвязи, взаимодействия (т.е. все социальные общности, слои, группы). В узком смысле "социальная структура" как понятие распространяется на социально-классовые и групповые общности. Это социальный состав общества как набор элементов, выступающий как объективное деление общества на классы, слои , группы. В этом смысле "социальная структура" - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, отражающих социальное неравенство людей в обществе, в связи с их неодинаковыми статусами и социальными ролями.
Как известно, общество крайне дифференцировано (неоднородно), но и йерархизировано. В нем одни слои обладают большей властью, богатством, привилегиями. Неравенство существует в 2-х видах: 1) естественное неравенство т.к. люди отличаются по полу, возрасту, силе, уму, красоте; 2) социальное неравенство (различия) порождено разделением труда, укладом жизни (сельским, городским) социальными ролями (начальник - подчиненный, владелец - наемный работник).
Следовательно, социальное неравенство, а значит различие в статусах людей является естественным состоянием любого общества. Неравенство существует не только между отдельными индивидами, но и между крупными общностями, классами, слоями, группами.
В социологии сложились разные взгляды на причины возникновения неравенства.
В марксистской социологии акцентируется экономический фактор, первопричина неравенства лежит в неравном отношении к собственности. Появление частной собственности повлекло к социальному расслоению общества на классы.
Функционалисты Т.Парсонс, Р. Мертон, Э.Шилс, К.Девис выводят неравенство из неодинаковых функций, которые в обществе выполняют разные слои и группы. На верху социальной лестницы стоят слои, управляющие государством, экономикой. Внизу простые исполнители. Поэтому на основе иерархии социальных функций, складывается соответствующая иерархия, классов, слоев и выполняющих различные по престижности роли и функции.
М.Вебер и Т. Парсонс акцентируют ценностный подход на неравенство, рассматривая социальную иерархию в соответствии с системой господствующих ценностей в обществе. Расположение классов, слоев в социальной пирамиде определяется с устоявшимися в обществе представлениями о значимости каждого статуса, и меняются по мере изменения самой системы ценностей.

2. Основания социальной стратификации и мобильности
Теория социальной стратификации представляет собой одну из наиболее развитых частей социологической теории. Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером и развиты Т. Парсонсом, Э. Шилзом, Б. Барбером. К. Девисом, У.Муром. Обобщая многообразные аспекты теории стратификации, выделим ее основные принципы: 1. Изучать все без исключения социальные слои общества независимо от того, большие они или малые, устойчивые или неустойчивые, играющие в общественном процессе основные или второстепенные роли; 2. Соизмерть и сравнивть группы с помощью одних и тех же критериев. Их множество, но если берется тот или иной, то применяется ко всем без исключения группам; 3. Этих критериев должно быть не меньше, чем требуется для достаточно полного и глубокого описания каждого слоя.
Социальная структура реального общества всегда выступает как определенная стратификационная система, обусловленная различием социальных ролей и позиции, объективно возникающих в ходе эволюции. Эта система детерминирована разделением труда и существующей в данном обществе системой ценностей и культурных стандартов.
В теории социальной стратификации имеется упорядоченная совокупность признаков (критериев), которую, естественно, нельзя свести к сумме совокупности, не учитывая социальной значимости каждого из них. В их числе: форма собственности, размер дохода, профессия, объем власти, престиж (авторитет, положение в обществе), национальные черты, образование, тип культуры и т.п. Ни один из названных (и не названных) признаков не может быть абсолютизирован, его роль меняется.
Стратификация предстает перед нами как 1) система признаков, 2) социальная структура наличного общества, 3) перемещение групп по "вертикали" и "горизонтали" (социальная мобильность). Упорядочение элементов по горизонтали дает многообразие критериев - национальных, профессиональных, образовательных, культурных, по вертикали - отношение к собственности, уровень дохода, престиж. Стратификация выступает и как метод выделения соответствующих слоев, и как "портрет" самого общества. В этом смысле стратификация - естественная черта любого общественного организма.
Стратификация - система, в которой категории людей в обществе находятся в определенной иерархии, представляющей социальное неравенство.
В социологии предлагаются разные критерии стратификации Р.Дарендорф в основу стратификации вносит "авторитет", и на этой основе делит все общество на управляющих и управляемых.
Американский ученый Л. Уорнер социальные позиции всех людей определял по 4 параметрам:
1) доход; 2) профессиональный престиж; 3) образование; 4) этническая принадлежность.
Б.Барбер провел стратификацию общества по 6 показателям: престиж профессии, власть, богатство, образование, религиозная чистота, этническая принадлежность. Французский ученый А.Турен считал, что в современном обществе стратификация проходит не по отношению к собственности, власти, престижу, а по доступу к информации.
В целом достаточно выделение 3-х основных уровней социального деления общества: престиж профессии, уровень образования, уровень дохода которые определяются господствующими в обществе ценностями, социальными институтами и идеологиями.
В стратификации особое и значительное место занимают классы. Макс Вебер считал классовые проблемы чрезвычайно важными для разработки социальной стратификации. Он признавал марксистское деление на классы, но считал его узким, не отражающим сложности и глубины социальной дифференциации общества. Социология исследует реальные классы конкретных обществ, анализирует классовые движения и классовую борьбу. Изучение проблем организации труда не может обходиться без проведения классового анализа этого процесса.
Класс является важной ячейкой социальной структуры, поскольку выступает устойчивым носителем экономических, политических и идеологических отношений. Классообразование - сложный исторический процесс, результат общественного расслоения.
Социальная иерархия современного общества состоит из 3-х уровней: высший, средний, нижний. Распределение населения по этим уровням и определена параметрами стратификации. По мнению Г. Зиммеля, стабильность социальной структуры (общества в целом) зависит от удельного веса среднего слоя (класса). Он занимает промежуточное положение, он снижает их противостояние т.к. обладает толерантностью по отношению к элитам, и демонстрирует нижним слоям образцы образа и стилей жизни, доступных при условии вертикальной мобильности.
"Групповая мобильность" особенно интенсивно происходит во времена структурных перестроек экономики. Появление новых престижных ролей. В середине ХХ в. такой группой стали менеджеры, технократы, "белые воротнички", "яппи".
В период революций происходит взлет наверх "нового класса" номенклатур. Одновременно идут процессы марганализации общества под влиянием НТР. Падение социального статуса старых профессий, исчезновение части из них, разорение мелкой и средней буржуазии приводит к размыванию старых социокультурных ценностей и норм, доходов, ранее сплачивавших эти слои, их устойчивое положение в социальной структуре. Опускание вниз социальной группы может быть временным (военные, служащие государства), но может приобрести устойчивый характер (ученые, преподаватели, работники культуры).
Со сменой идеологических ориентиров, ценностей, норм, происходят социальные перемещения по социальной лестнице вверх и вниз, открывается путь наверх, легитимируются слои, которые раньше по престижу были внизу (охранники, обслуга кабаре, проститутки, торговцы, парикмахеры, бармены). В России идет мощное возвышение класса предпринимателей-финансистов.
В стабильном обществе социальные перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. Но водораздел между стратами преодолевается нелегко. Все общества стратифицированы, это означает, что существует сито, фильтры, которые позволяют, либо затрудняют вертикальную мобильность.
Роль "сита" выполняют социальные институты, которые регулируют движение по вертикали, и особенности субкультур, образа жизни каждого слоя, которые тестируют каждого претендента на соответствие нормам, стилям, соответствующей страты.
Институты образования выполняют роль социального лифта, политические партии формируют элиты, институт брака дает шанс подняться наверх.
Но только освоение культурных образов позволяет ограниченно вписаться в социокультурную среду конкретной страты.
Маргинал - это человек находящийся между несколькими социальными статусами, между двумя культурами. Это перемещение в неопределенном социальном пространстве называется маргинальностью. Маргинал - человек, лишенный прежнего статуса, но не сумевший адаптироваться к новой социокультурной среде другой страты.
Особое внимания социологов вызывают социальные общности, члены которых живут как бы в двух и более мирах одновременно, не принадлежа ни к одному из них. Такое состояние социологи называют "маргинальностью" (от лат. marginalis - находящийся на краю, margo - край), а группы и их членов -маргинальными группами и, маргинальными личностями. Основная предпосылка маргинальности - "одиночество", утрата связей с иными общностями или индивидуальными субъектами. Это пограничное, промежуточное состояние по отношению к социальным общностям (национальным, классовым, профессиональным, культурным) формирует типологические группы со своими признаками, которые могут осознаваться, так сказать, изнутри.
Явление маргинальности противоречиво. С одной стороны, это разрушение социальности, деградация, депрофессионализация, дезорганизованность. Но всякое движение по пути формирования новых общественных структур, общностей тоже связано с маргинальностью. Значит, с другой стороны, это механизм и одно из слагаемых прогресса общества.
Но нам важно подчеркнуть, что маргинальные группы приобретают состояние устойчивости, групповой стабильности, формируют специфический нравственный кодекс, особый стиль жизни. Это отнюдь не прогрессивная тенденция. Маргинал, компенсируя свое промежуточное положение, способен носить маску и принимать облик представителя той или иной нации, культуры или религии. Не имея собственных данных ценностей жизни и культуры, маргиналы имитируют чужой образ жизни, обычно искажая его, ибо в сущности не обладают его внутренним потенциалом. Находясь в обществе, они пребывают фактически вне его, вне социальных связей и процессов. У маргинальных групп это выражается в состоянии и чувстве потерянности, претенциозности, отчаяния и цинизма.

3. Социальная структура современной России
Главная тенденция развития российского общества - усиление социальной дифференциации, появление новых страт, все большее расслоение общества по размеру доходов и уровню жизни, власти.
В СССР - высший класс составляла партийно-государственная бюрократия. Средний класс - часть элиты в науке, культуре высшие служащие, обслуживающая интеллигенция . Сегодня в России вершина иерархии - административная элита, состоящая на 60% из старой номенклатуры. Постсоветское чиновничество в правящих структурах состоит на 75% из старых Советских руководителей партии или комсомола, новые выдвиженцы составляют всего 16%.
В отечественном бизнесе 61% - выходцы из партийно-государственного аппарата и комсомола, в менеджменте - в отраслевых структурах - 55% из старой элиты, на заводах - 25%, в органах территориально управления - 25%. Высший слой - это банкиры, образующие ядро современной финансово-политической олигархии, средний класс составляют "новые русские", коррумпированное чиновничество, менеджеры частных и государственных предприятий, часть шоу-бизнеса, интеллигенция, преуспевающие врачи, профессора в Москве, Санкт-Петербурге. Низшие слои - это рабочие, служащие, интеллигенция, крестьянство.
Итак, социальная структура - взаимосвязь классов, социальных групп, слоев, социально-демографических, профессионально-квалификационных, территориальных, этнических, семейно-бытовых общностей, складывающихся, функционирующих, изменяющихся на базе относительно устойчивых взаимоотношений.
Ключевое значение для формирования структур имеет общественное разделение труда, выступающее первоисточником социальных различий. Установлена зависимость социальной структуры от позиций, занимаемых людьми, обусловленных их возрастом, образованием, доходами.
"Неодинаковость" положения групп, разная в этой связи их общественная оценка составляют суть стратификации. Стратификация - это система, в которой категории людей в обществе находятся в определенной иерархии, представляющей собой социальное неравенство.

Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте основные элементы социальной структуры общества?
2. Когда возникли классы, и в чем их социально-экономическая специфика?
3. Назовите основные типы социальных групп?
4. Сформулируйте основные системные признаки и основания современного западного общества?
5. Охарактеризуйте социальную структуру современной России в терминах социальной стратификации и мобильности?
6. Что означает понятие "маргинальность" общества?

Литература
1. Американская социология. М., 1972.
2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
3. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социс. 1992, №9.
4. Черныш М.Ф. Социальная мобильность в 1986-1993гг.//Социологический журнал. 1994, №2.
5. Черныш М.С. Социальная мобильность и массовое сознание. // Социс, 1995, №1.
6. Россия в зеркале реформ. Хрестоматия по социологии. М., 1994.
7. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
8. Ярошенко С.С. Синдром бедности.// Социологический журнал. 1994, №2
9. Милсс Ч. Социологическое изображение. М., 1999.






























VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ИХ РОЛЬ
В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ ОБЩЕСТВА


1. Теории социальных изменений в социологии.
2. Концепции развития общества.
3. Социальные процессы и социальные изменения.

Основные понятия
Социальные изменения, социально-значимые символы человеческой деятельности, социальный процесс, действующие силы, сдерживающие силы, движущие силы социальных изменений, социальные институты, социальные проблемы, социальные противоречия, источники противоречий, конфликт, уровни социальных изменений, узкособственнический интерес, проблемная ситуация, эволюционные и революционные изменения, стихийные и сознательные изменения, кратковременные и длительные, планируемые и непланируемые изменения.

Цель информации
Представить процессы развития как цепь непрерывных социальных изменений происходящих в жизнедеятельности личности и общества как социальной целостности.

Рекомендации
Первый вопрос. Говоря о теории социальных изменений, рассмотрите концепцию У. Мура, представляющего социальные изменения как важнейшие изменения социальных структур (моделей социального действия и социальной интеграции), включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах в символах. Для сравнения полезно рассмотреть концепцию П. Сорокина, представляющего изменения как процессы, повторяющиеся во времени, в пространстве, во времени и пространстве одновременно, а не просто линейные тенденции развития.
Второй вопрос. Говоря о действующих силах социальных изменений, рассмотрите их структуру и дайте содержательный анализ. Выявите различия между сдерживающими и движущими силами социальных изменений, соотнесите понятия: сознательные и стихийные изменения. Изучая материал, касающийся источников и уровней социальных изменений, рассмотрите различные факторы, способные привести к социальным изменениям, как стихийным, так и сознательным. Уровни социальных изменений желательно рассмотреть в виде дихотомий: реактивное - проективное, стихийное - сознательное, целенаправленное - нецеленаправленное, прогрессивное - регрессивное, качественное - количественное, добровольное - навязанное, длительное - кратковременное, изменения различного масштаба и уровней активности.
Третий вопрос. Рассмотрите соотношение понятий "социальные процессы" и "социальные изменения", укажите, что последние представляют собой содержательную, выраженную в количественных и качественных показателях сторону социальных процессов. Подчеркните, что в любом социальном процессе можно выявить те или иные социальные изменения, значит анализ социальных процессов подразумевает и анализ происходящих в них социальных изменений. Анализируя социальные процессы современного российского общества, вспомните об уже известных вам процессах стратификации, миграции населения, дифференциации по доходам, образованию и т.д., укажите последствия этих процессов, т.е. покажите характер происходящих в обществе социальных изменений.
Выводы. Обобщая изложенный материал, остановитесь на социальных изменениях, которые происходят в современном российском обществе, и последствиях, к которым они должны привести.

1. Теории социальных изменений в социологии
Важнейшей проблемой социологии является изучение социальных изменений их механизмы и направления, т.е. динамика развития общества.
Понятия "социальное изменение" означает процесс перехода социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Это длительный процесс, входе которого, в результате взаимодействия различных социальных факторов (экономики, политики, культуры) происходят качественные изменения в обществе.
Социальные процессы есть последовательная смена состояний, движение элементов социальной системы или ее подсистем. Процесс обладает устойчивым порядком взаимодействия, продолжительным по времени и направленным к тому или иному состоянию социальной системы как некоторому ее результату. Скажем так: достижения или недостижения являются характеристикой эффективности процесса. Каждый из них имеет стадии, различающиеся по содержанию.
Понятие "социальное изменение" конкретизируется понятием "развитие".
Развитие - это необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов, их переход от простого к сложному, от низшего к высшему.
В социологии выделяют различные типы изменений и развития: эволюционные, революционные, прогрессивные, регрессивные, иммитационные и инновационные.
Эволюционные процессы - это медленные, плавные, количественные преобразования объектов в обществе.
Революционные - это сравнительно быстрые, скачкообразные качественные изменения.
В социологии 19 века сформировались 2 течения в изучении социального развития в зависимости от выбора методологии исследования социальных изменений: 1) социальный эволюционизм (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Фр. Тённис, Р. Арон, А. Турен и др.; 2) революционизм - в социологии марксизма и неомарксизма (Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Р. Миллс, Э. Фромм, Боттомор).
В 19 в. под влиянием дарвинизма в социологии прочные позиции занял эволюционизм - система взглядов, признающая объективный характер социального развития. Основная идея эволюционизма 19 в. состоит в существовании исторических стадий человеческого общества, развивающегося от простого к дифференцированному, от традиционного ( с ручной технологией) к индивидуальному ( с машинной технологией). Движение от однородности к большому разнообразию, от простых к сложным формам организации - это эволюция.
Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в органической социологии Г. Спенсера. Сущность эволюции общества Г. Спенсер видел в усложнении форм общественной жизни, их дифференциации и интеграции на новом уровне организации.
Ядро схемы Спенсера составляет идея дифференциации, которая понималась как неизбежное разделение функции между частями системы, и отбора наиболее устойчивых структурных соотношений. Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации. Но, дифференциация всегда сопровождается интеграцией, т.к. эволюционные изменения идут в направлении гармонизации, структурного и функционального соответствия всех элементов системы. Г. Спенсер связывал эволюцию общества с его интеграцией, путем адаптации всех новаций самой системы.
У Э.Дюркгейма содержание эволюции выводится из разделения труда и сводится к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их функции в архаическом обществе органической солидарности, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации в современном обществе. Благодаря последнему обеспечивается взаимосвязь людей на более высокой основе, происходит их интеграция в единый социальный организм, формируется чувство солидарности, как высший моральный принцип общества, идет саморазвитие общества.
В рамках социального эволюционизма в 19 - начале ХХ вв. возник ряд теорий общества как движения от простого к сложному. Одним из первых к такой классификации обратился классик немецкой социологии Фр. Теннис. Он в книге "Община и общество" провел разграничение развития на основании критериев традиционного и современного общества. Понятие "гемейншафт" он применил к традиционной крестьянской общине, а понятие "гезельшафт" к индустриальному городскому обществу.
В основе "гемейншафта" лежат семья и община, с неразвитыми специализациями труда, религиозными ценностями и мирскими традициями.
В основе "гезельшафта" - крупные корпорации со специализированными профессиональными ролями, светские ценности, стремление к личной выгоде в обществе основанном на формальных законах.

2. Концепции развития общества
В ХХ столетии в социологии в русле противопоставления традиционного и современного общества в 50-60 гг. французским социологом Р. Ароном и американскими экономистами У. Ростоу и Д. Гэлбрейтом была создана теория индустриального общества. Основу этой теории составляет идея эволюции общества от отсталого аграрного традиционного общества с натуральным хозяйством и сословной иерархией к индустриальному обществу со сложной системой разделения труда с механизированным и автоматизированным производством, массовой культурой.
В основе этой теории лежит "технологический детерминизм", суть которого в том, что все развитие и все изменения в обществе обусловлены технологическими переворотами, вызванными техническими и научными нововведениями в производстве. Технологические перевороты влекут за собой изменения в экономике, политике, культуре, но эти изменения не сопровождаются социальными конфликтами и революциями, а разрешаются путем социальным реформ.
В 70-е годы теория индустриального общества трансформируется в теории "постиндустриального общества", созданные американцами Д.Беллом " технотронного общества", Зб. Бжезинского, "информационного общества" французом Ж. Фурастье, О. Тоффлером "сверхиндустриальное общество".
Согласно данной теории, выдвинут тезис о том, что общество в своем развитии проходит 3 стадии: 1) доиндустриальную (аграрную); 2) индустриальную; 3) постиндустриальную.
На первой стадии преобладает сельское хозяйство и авторитарное государство. На второй стадии - промышленность и индустриальная демократия, на 3-й стадии доминирует сфера услуг и меритократическая и монархическая демократия.
Главным мотивом социальных изменений в доиндустриальном обществе является власть, в индустриальном - деньги, в постиндустриальном - информация, знания.
В социологии конца XIX - XX вв. распространение также имела теория революционного изменения общества. Марксизм исходит из экономического детерминизма и определяющим фактором социального развития полагает изменения не в технике и технологии, а в экономическом базисе общества. По Марксу развитие общества также идет линейно и проходит 5 стадий (формации). Переход от одной формации к другой более высокой, осуществляется на основе революций. Экономической основой революций является конфликт между ростом производительных сил и устаревшими производственными отношениями.
К. Маркс считал революции "локомотивами истории", которые ломают преграды на пути общественного развития, служат мощным стимулом позитивных изменений в обществе. Революция - повивальная бабка истории.
Отличительной чертой марксизма стало стремление соединить эволюцию с революцией, т.е. доказать важность революционных преобразований для поступательного развития истории.
Итак, в теориях социальной эволюции выделены главные факторы социальных изменений, влекущие развитие общества - это знания, социальная дифференциация, солидарность, научно-технический прогресс, производительные силы.

Теории цивилизации
Однако традиционный для социологии эволюционизм оказался не способен объяснить причины кризисов и расколов обществ, попятных движений, регресса. Объяснение этим не линейным процессам развития в социологии попытались дать теории циклического развития (Н. Данилевский, П. Сорокин, Освальд, Шпенглер, А. Тойнби. В этих теориях развитие общества выглядит не как линейное движение от низших стадий к высшим, а как своеобразный цикл подъема, расцвета и упадка, повторяющийся по мере его завершенности во всех обществах. Одним из вариантов методологии циклического развития является теория культурно-исторических типов, основоположником которого стал Н.Я. Данилевский. В этой теории акцент делается на многолинейности развития общества. Данилевский выделил 13 цивилизаций в истории, или 13 культурно-исторических типов, различающихся по религиозному, культурному, политическому и социально-экономическому параметрам. Каждый "тип" проходит 4 этапа развития:
1) I этап - "бессознательный", когда народы пребывают на уровне "этнографического материала", т.е. не вышли на историческую аренду, не развились в социально-экономическом и культурном отношении;
2) II период - формирование государственно-правовых, религиозных, этнических институтов и регуляторов, когда происходит становление культурно-исторического типа;
3) III период - расцвета цивилизации, когда сформировались и полноценно функционируют все базисные социальные системы общества;
4) IV период - упадка и заката цивилизации.
В западной социологии циклическая модель развития истории вылилась в парадигму культурно-исторических типов, которую дополнили теории Освальда Шпенглера и английского микроисторика А. Тойнби.
О. Шпенглер в книге "Закат Европы" выделил 8 культурно-исторических типов развития мира. Первый этап подъема общества Шпенглер называет "культурным". Культура - это восходящая ступень любого культурно-исторического типа, для которой свойственна "органическая" эволюция всех сфер жизни людей. Второй этап - цивилизация, характеризуется "механической" эволюцией, т.е. ведущей к "окостенению" творческих начал в культуре и ее распаду О. Шпенглер прогнозировал гибель западноевропейской цивилизации.
Теории социального развития А. Тойнби, представленные в книге "Постижение истории", опираются на учение о цивилизациях как целостных системах в развитии истории. А. Тойнби в истории общества выделяет 6 основных культурно-исторических типов:
1) египетская, андская; 2) шумерская, индская, шаньская, мая; 3) вавилонская, хеттская, элинистическая; 4) русская, западная, арабо-мусульманская, дальневосточная-японская; 5) застывшие цивилизации (эскимосская, османская, спартанская); 6) не развившиеся цивилизации (дальневосточная-христианская, дальнезападная христианская.
Согласно А. Тойнби решающая роль в развитии цивилизации принадлежит "Ответу" народов на "вызов", брошенный им извне - историческими обстоятельствами.
Серия последовательных ответов на последовательные вызовы обеспечивает развитие народов. По мере роста цивилизации интенсивность вызовов от внешней среды перемещается в сторону вызовов от внутренней системы или личности.
Главный критерий роста - это прогрессивное движение в направлении самоопределения. Концепция культурно-исторических типов П. Сорокина, исходит из существования в истории общества социокультурных суперсистем. П. Сорокин выделил 3 типа культурных суперсистем:
1) спиритуалистическая, в которой на первом месте стоит сверхчувствительная реальность и истина;
2) сенсуалистическая, в которой источником и мерой всех вещей признается чувствительность, ощущение;
3) идеалистическая суперсистема - основанная на синтезе интуиции, разума и чувственности.
П. Сорокин является автором концепции "социокультурной динамики". Основные причины изменений в социокультурных изменений П. Сорокин связывает с изменением доминирующего мировоззрения. Обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других альтернативных мировоззрений. Соответственно сменяются и типы социокультурных суперсистем.
Однако, в отличие от О. Шпенглера и А. Тойнби, П. Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии и отмечал, что в ХХ в. идет процесс развития мировой цивилизации, объединяющей все человечество. Эта идея П. Сорокина положила основу развития в 60-70 гг. ХХ века теории "конвергенции" (Дж. Гэлбрейт, Я. Тинберген) и Римского клуба. (Г. Кан, А. Печгей, Дж. Форрестер, Д. Белл, Д. Медоуз).
В основе "конвергенции" лежит идея сближения стран и народов под воздействием глобализации социальных и культурных процессов в современном мире и интернационализации экономической и политической деятельности на Земле.
Главной движущей силой сближения мира является НТР, породившая "информационное общество", что способствовало становлению "планетарного сознания", образа жизни. Общепланетарное единство, социокультурная ценность мира являются главной сущностной характеристикой современного развития мира. Таким образом, НТР является основой всех структурных изменений в современном обществе. НТР будет способствовать формированию единой глобальной цивилизации.
Своеобразный подход к изучению социального развития появился в теории социальных изменений американского социолога Т. Парсонса. Системный подход Парсонса суть развития сводит к отклонению от нормального положения общества. Любые изменения в обществе, вызванные развитием производства, рынка, государства, социальных групп приводят к изменению равновесия в структурах системы. Если система сумеет приспособиться к изменившимся условиям, то она интегрирует в себя и эти новые образования, оставаясь в целом стабильной и неизменной.
Если же внутреннее и внешнее давление изменений на систему будет сильным, то она утрачивает равновесие. Происходит трансформация ее важных структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций). Модернизации подвергаются целые подсистемы - экономики, политики, культуры.
Т. Парсонс вводит понятие эволюционных универсалиев, т.е. таких структур, возникновение которых свидетельствует о появлении качественно нового состояния системы. Первоначально в социальной системе складываются 4 универсалии:
1) система коммуникаций; 2) система родства; 3) религия; 4) технология.
В последующем развитии системы в ней образуются такие универсалии как стратификационная структура, бюрократия, деньги и рынок, государство, демократия.
Соответственно Т. Парсонс разделил развитие общества на 3 стадии:
1) традиционное; 2) промежуточное; 3) современное общество.
Системный подход Парсонса дает возможность увидеть, какие явления, процессы изменения в обществе, ведут к его структурной перестройке, каковы последствия этих изменений.
Итак, любая социальная система по-своему уникальна и в известных пределах консервативна, инерционна в силу того, что те или иные нововведения, которые в перспективе могут ее стабилизировать и укрепить (это всегда задевает интересы людей), на первых порах способны нарушить равновесие элементов с непредсказуемыми последствиями.
Стабильность является таким состоянием социальной системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость структуры и функций к сильным взаимодействиям извне. Нестабильность - ситуация, когда воздействие (внутреннее и внешнее) превышает некоторые критические значения и при этом требуются экстраординарные действия для сохранения системы. Критерии баланса стабильности: сохранение оптимального статуса у основных социальных групп, экономическая рентабельность и эффективность производства, поддержание человеческого потенциала (здоровья, образования, квалификации и др.)
Социальный опыт XX в. свидетельствует о большей значимости спонтанно-эволюционных процессов, нежели регулируемых, "революционных", однако они всегда буду взаимодействовать. Коль спора общество - целостный организм, обладающий большим числом степеней свободы, оно может изменяться лишь в ходе внутренней эволюции.

Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте понятие "социальный процесс" и выделите основные виды социальных процессов.
2. Чем различаются прогресс и регресс, революция и реформа?
3. Разведите понятия "формация" и "цивилизация".
4. Назовите авторов теории конвергенции.
5. Что такое "культурно-исторический тип?

Литература
1. Американская социология. М., 1970.
3. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. М., 1999.
4. Ирхин В.А. Введение в философию истории. М., 1998.
5. Дюркгейм Э. Определение общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
6. Общество и человек: пути самоопределения. СПб, 1994.
7. Социология и проблемы общественного развития. М., 1978.
8. Соарес К.С. Общество в процессе изменения. // Социологические исследования, 1991, №2.
9. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
10. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
11. Форрестер Дж. Мировая динамика. М., 1978.





























VIII. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНЫХ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

1. Социологические концепции личности.
2. Понятие "социализации" личности.

Основные понятия
Личность, социализация, общественная жизнь и человеческая природа, детерминизм развития личности, воспитание, социальная среда человека, микро- и макроуровни социальной среды, типология, социальный тип личности, социальное поведение, эмпирические референты сознательных психологических свойств личности, социальная роль, дихотомические концепции личности: свобода - детерминизм, рационализм - иррационализм, конституционализм - обусловленность внешней средой, познаваемость - непознаваемость, интериоризация, взаимодействие личности с обществом.

Цель информации
Раскрыть характер взаимодействия общества и личности как диалектического процесса, в котором среда формирует человека и посредством воспитания - целенаправленного воздействия общества, и посредством стихийного воздействия на личность социальных процессов и явлений. Показать что человек, обладая собственной активностью, сознанием и волей, может воздействовать на среду и при необходимости изменять ее.

Рекомендации
Первый вопрос. Определяя соотношение природного и социального в развитии личности, следует раскрыть понятие природы человека, соотношение природного и биологического в формирования социальных качеств человека, обосновать детерминанты социального поведения, а также факторы, способствующие его саморазвитию, становлению гражданского самосознания.
Второй вопрос. Рассматривая социализации личности, процесс социализации как интериоризацию социальных качеств и свойств, определите основные детерминанты социализации - социальные институты и социальную среду, акцентируйте внимание на возрастных этапах, а также кризисных фазах социализации. Анализируя факторы социализации, обратитесь к диалектике микро- и макросреды в процессах становления и развития личности; сформулируйте понятия социального типа личности, социального характера, покажите его соотношение с социальным целым - обществом.
Представляя различные социологические концепции личности, рассмотрите подходы современных теоретических школ к пониманию личности и ее природы. Полезно обратиться к концепциям Б. Скиннера, 3. Фрейда, И. Колли, А. Маслоу, С. Буллера и др. Особое внимание следует уделить ролевой концепции личности, связанной с именами Дж. Мида, Дж. Морено, Р. Линтона и принятой рядом научных школ, в частности, символическим интеракционизмом, развитым Мидом, а также теорией социометрии Дж. Морено.
Выводы. Обобщая изученный материал, сделайте акцент на значимость социальных взаимодействий человека и общества в процессах социализации для становления и развития личность, самоуважения человека в различных сферах жизнедеятельности, покажите важность формирования человека как гражданина.

1. Социологические концепции личности
Столь же необходимы для социологии, как анализ структуры общества и социальных институтов, является учение о личности.
Но вначале скажем о соотношении понятий, наиболее часто сопрягающихся с понятием "личности - понятий "человек" и "индивид". Говоря о человеке, мы можем рассматривать его я, как высшую ступень эволюции на Земле, и как сложную систему, соединяющую природное и социальное, физическое и духовное, наследственное и жизненное приобретенное. Однако наиболее "социологичной" будет характеристика человека как продукта в субъекта общественных отношений, общественно-исторической деятельности и культуры.
Каждый конкретный человек - это индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален, ибо всегда является существенным индивидом. Ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается и взаимодействует.
Индивид всегда является членом определенной социальной общности (осознает он это или нет), что не отменяет его индивидуальности.
В этом смысле каждой человек - индивид, имеющий свое особое "лицо". С этим термином и связано понятие личности (сравните древнерусское слово "личина" - маска). Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Поэтому понятие личности и по своей природе, и по сути, и по характеру представляется нам прежде всего социологическим, в отличие от понятий "человек" и "индивид", имеющих социально-философский смысл.
Понятно, что у каждого человека формируются свои, особые ценностные ориентации, мотивы поведения социальные установки, интересы и т.д. Но лишь выявляя среди них типичные, характерные для большинства групп людей,. можно обнаружить действия определенных тенденций, наличие закономерностей, что в свою очередь позволит социологу сделать те или иные умозаключения и выдать рекомендации как теоретического так и практического характера.
Может сложиться впечатление, что социологическая характеристика личности мало чем отличается от психологической, тем более социально-психологической. Действительно, между ними есть немало общего. Да по-другому и быть не может: ведь, речь идет об одном и том же объекте - личности. Можно ли конкретно исследовать личность, если не иметь в виду ее ценностные ориентации, мотивы поведения, интересы? Думаем, что вопрос звучит риторически. В чем же тогда специфика социологического подхода?
В отличие от психологического анализа, когда на первое место выдвигается индивидуальное в личности, социологов интересует социально типическое, характеризующее ее включенность в общество, социальные группы, организации и институты. Социолог исследует личность под углом зрения ее участия в экономической жизни, то есть его внимание обращено на трудовую деятельность человека (интерес к труду, его содержанию, характеру, результату, установка на труд и т.д.). С точки зрения политической жизни социологию интересует прежде всего человек-гражданин. Включенность личности в духовную жизнь социолог рассматривает сквозь призму культуры (хотя в иных случаях последняя выступает как "мерило" личности). Все это, составляет условия бытия личности в обществе.
Современная социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объекта деятельности разработана в марксистской социологии, ролевой теории личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Минтона, Р. Мертона и других.
В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, как продукт исторического развития, результат включения человека в социальную систему посредством общения и деятельности.
В западной социологии социологические концепции личности - собирательное понятие, объединяющее ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, выводимым из тех или иных факторов.
Такая трактовка проблемы ведет к рассмотрению личности как объекта исключительно социологического, и никакого другого, анализа. Корни данной позиции уходят глубоко в историю и встречаются у многих авторов. В развитом виде личности социологические концепции оформились во второй половине 19 - начале 20 в. К ним относятся ныне зеркального "Я" теория, ролевая теория, отдельные ветви необихевиоризма в социологии, теории референтной группы, установки и некоторые др. В зеркального "Я" теории (Кули, Дж. Мид) личность рассматривалась как функция, производное от полностью социально обусловленного "Я" человека. Стержень личности, самосознание, - не что иное, как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Тем самым личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Близкие взгляды отстаивались сторонникакми ролевой теории (Р. Линтон, Морено, Парсонс и др.): личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность есть производное от совокупности человека в социальных группах, то личность тем самым есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид. Социализируясь, он усваивает экспектации ролевого поведения, выучивает способы их исполнения и, таким образом, становится личностью.
Общая мысль о том, что личность есть результат научения человека правилам жизни и поведения в обществе ("социальное состояние" человека), наиболее последовательно была выражена в необихевиоризме, который трактовал личность как простую совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов. Допускалось, что личность может быть связана с некоторыми промежуточными переменными несоциологического характера, однако они не признавались предметом подлинно научного анализа. В теориях установки социальной личность рассматривалась как результат тех подчас неосознанных установок, которые формирует общество самим фактом постоянного повседневного воздействия ("давления") на индивида. Накапливая разнообразные установки, человек привыкает быть личностью. У него складывается в принципиальная установка на то, чтобы быть личностью. Ряд ответвлений в изучении личности социологические концепции связывают с подходом к личности как к совокупности социогенных потребностей и ориентаций, формируемых обществом. Развиваясь, общество порождает новые разнообразные потребности, за счет которых идет развитие личности. Потребности могут задаваться как обществом в целом, так и отдельными социальными группами, к которым хочет принадлежать и которые предпочитает индивид. За счет этого существует вариабельность личности. Диалектика развития взглядов на личность идет по пути преодоления упрощающих личность схем к ее системному пониманию, которое, не абсолютизируя, включало бы рациональные элементы максимально большого числа социологических концепций.
Исходным пунктом социологического анализа личности является, следовательно, не индивидуальные особенности человека, а социальные функции, выполняемые им в рамках той системы, в которую он включен. Поскольку личность существует не автономно, не сама по себе, а всегда является членом той или иной общности, элементом многих социальных структур (социально-демографических, социально-классовых, социально-территориальных, социально-профессиональных и иных), постольку она выполняет определенные социальные функции, совершает многочисленные поведенческие акты.
Социальные роли и социальные функции личности тесно связаны, в известной мере даже роли тождественны. Они совпадают в том случае, когда социальную функцию мы рассматриваем как роль, которую личность играет в той или иной социальной общности (системе) в качестве ее элемента. Но социальная функция может иметь и другие значения; она может выражать направление социального действия или отражать зависимость между различными процессами. Здесь уже тождества нет. В свою очередь, социальная роль личности понимается как образец поведения, связанный с ее социальной позицией, социальным статусом. Другими словами, социальная роль выступает в качестве социальной функции личности, которая обусловлена ее местом в данной социальной общности.
Ее основные положения были высказаны еще в 20 - ЗО-е годы XX в. американскими учеными Дж. Мидом и Р. Линтоном. Человек с самого рождения научается играть многочисленные роли, существование которых обусловлено требованиями общества, конкретной социальной общности (так называемые "ролевые предписания"). В любой социальной группе относительно личности существуют ролевые ожидания. Группа надеется, что личность, не вступая в ролевые конфликты, будет выполнять необходимые требования и тем самым способствовать нормальной жизнедеятельности и себя самой и группы.
Классическое определение теории ролей (социальной роли) дано в 1936 г. Р. Линтоном. В функционалистском понимании Р. Линтона понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно, на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Линтон дал социологическую интерпретацию понятия роли, выделив в структуре социальных отношений статусы, т.е. определенные позиции, и связанные с ними совокупности прав и обязанностей.
З. Фрейд исследовал психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей в теории утраченных объектов, - источников удовольствия (объектов катексиса). Он показал, как в результате усилий индивида приносящая удовольствие роль другого, становится частью его "Я", т.е. личностной структуры индивида.
В ролевой теории Т. Парсона преодолевается утилитарное представление о социальной системе как системе рациональных ролевых отношений и раскладываются механизмы эмоционального и нормативного регулирования ролевых взаимодействий. Роль определяется как нормативно регулируемое общепринятыми ценностями поведение. Роли делятся на предписанные по естеству т.е. по рождению, возрасту, полу, принадлежностью к касте и достижительные.
Интеракционистские концепции переносят акцент со стандартизированного ролевого поведения на конкретные, ситуационные свойства взаимодействия людей. Важнейшей категорией интеракционистов Д. Мида, Г. Блумера, Т. Куна, И. Гофмана является "ролевое поведение". Интеракционалисты делят роли на конвенциональные, которые стандартизированы и беличны, строятся на основе прав и обязанностей и "межличностные роли", в которых права и обязанности целиком зависят от индивидуальных особенностей участников взаимодействия.
Представители "феменологической" социологии Р. Шюц, Р. Уильямс, Тернер анализ социальной роли связывают с коммуникацией, замещающей идентификацию с другим человеком и проекцией на него своих собственных тенденций поведения.

Понятие "социализации" личности
Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Личность как объект социальных отношений рассматривается в социологии в контексте 2-х взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.
Каковы механизмы социализации?
З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:
1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;
2) идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;
3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.
Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям:
1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Т. Парсонс и С. Бейлз определили, что социализация - это механизм формирования конкретной личности, имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды.
По их мнению, имитация не предполагает длительного отношения с "моделью". "Идентификация" для них означает "внутреннее освоение ценностей людьми, т.е. процессом "социального научения".
Следовательно, от успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив в культуре ценности, нормы поведения, сумеет реализовать свои потенции в обществе. Не станет в обществе "outsiders". Социализация обеспечивает самовозобновляемость социума, общественной жизни. Неполадки в социализации ведут к конфликту поколений, аномии, социальной девиации.

Вопросы для самоконтроля
1. Дайте социологическое определение личности.
2. В чем проявляется взаимосвязь общественной жизни с человеческой природой?
3. В чем отличие понятий "социальный статус" и "социальная роль"?
4. Что понимается под термином "ролевые конфликты"?
5. Что такое социализация. Какие этапы она проходит?
6. Что такое "социальный престиж"?

Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
2. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1982.
3. Кон И.С. Личность и социальная структура. // Американская социология. М., 1972.
4. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
5. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян. // Социс. 1996, №5.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
7. Личность знание. М., 1986.
8. Психология личности. Тексты. М., 1982
9. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989
10. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
11. Ярошевский Т. Личность и общество. М., 1973.









































IX. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

1. Понятие, виды и функции социальных институтов.
2. Семья как социальный институт.

Основные понятия
Дифференциация и внешняя среда системы, баланс социальных интересов, социальный контроль, формализация и институализация, иерархия социальных институтов, интернализация, дисфункция, брак, полигамия, моногамия, полиандрия, экзогамия, нуклеарная семья.
Цель информации - раскрыть значение социальных институтов как инструментов социализации и управления обществом.

Рекомендации

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign