LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

• получение дополнительной информации о собеседнике;
• позитивная самопрезентация.
Залогом успешного решения этих задач является развитие навыков Основных видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения. Немногие люди могут сказать о себе, что они владеют этими навыками в совершенстве. Кроме того, владение языком общения (прежде всего родным), знание грамматических правил и стилистических тонкостей играют немаловажную роль в процессе общения. Зачастую интересная по содержанию речь может быть плохо воспринята аудиторией, так как выступающий произносит ее монотонно, с запинками, неправильно выговаривая слова.
Эффективное получение информации относится как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания. Эффективная передача информации (в письменной и устной форме) предполагает владение навыками письма и говорения. Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника предполагает знание основных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также владение речевыми тактиками убеждения и побуждения. Получение дополнительной информации о собеседнике возможно на основе знания закономерностей функционирования языка в обществе (чтобы определить Уровень социально-культурного развития человека, его социальную "принадлежность), умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст. Позитивная самопрезентация означает способность произвести хорошее впечатление на собеседника (или на читателя) и предполагает владение основами культуры речи, что включает в себя и знание норм языка, и умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества.
§ 10.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

Роль навыков чтения при обучении основам речевого общения иногда недооценивается. Однако, несмотря на то что чтение направлено на восприятие текста, развитие навыков этого вида речевой деятельности очень важно для совершенствования умений производства речи (письма и говорения), поскольку в процессе чтения вырабатывается способность быстрее, глубже понимать и анализировать читаемое, что является основой для самостоятельного творчества.
Эффективное чтение означает способность извлекать полезную информацию из прочитанного текста (печатного или рукописного) и запоминать ее для дальнейшего использования. Основным показателем уровня владения навыками чтения является скорость чтения, которая определяется не только количеством слов, прочитанных в минуту, но и качеством усвоения прочитанного. Обычно у выпускников школ скорость чтения составляет 100-200 слов в минуту, что оценивается специалистами как медленная.
Для развития навыков эффективного чтения важно знать основные недостатки, свойственные среднему, необученному читателю, которые значительно понижают скорость чтения:
1. Регрессии, т. е. неоправданные возвраты глаз для чтения уже прочитанного (у рядового читателя на каждые 100 слов приходится 10—15 таких возвратов).
2. Малое поле зрения, т. е. количество букв, которые видит глаз при фиксации (обычно 10—15 букв, в то время как обученные люди могут охватить глазом всю страницу).
3. Артикуляция, т. е. внутреннее проговаривание читаемого текста.
4. Отсутствие смыслового прогнозирования, т. е. умения предугадывать последующие слова.
5. Отсутствие гибкой программы чтения, т. е. алгоритма чтения в соответствии с определенной целью и по определенным правилам.
Разработаны различные методики, которые позволяют преодолеть эти недостатки. В учебных пособиях по рациональному чтению или скорочтению изложен, например, дифференциальный алгоритм чтения, который можно порекомендовать для текстов преимущественно научного и публицистического стиля. Цель этого технического приема — облегчить понимание текста. Алгоритм основан на делении текста на смысловые части и выделении в них смысловых опорных пунктов. Последовательность работы над текстом по этому алгоритму такова:
1. В каждом абзаце выделяются ключевые слова, т. е. такие слова .или сочетания слов, которые являются наиболее важными, несут основную информационную нагрузку.
2. Из ключевых слов составляются смысловые ряды, т. е. предложения, которые включают ключевые слова и слова-связки. В результате получается сжатое содержание абзаца.
3. Определяется основное значение (так называемая доминанта) текста в результате осмысления смысловых рядов. При правильном применении алгоритма доминанта должна составлять не более 25% от первоначального объема текста.
Навык эффективного чтения помогает развивать способность эффективного слушания.
§ 10.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛУШАНИЯ

Эффективное слушание предполагает умение извлекать полезную информацию в условиях устного общения. Считается, что умение слушать собеседника — один из критериев коммуникабельности человека. Не более 10% людей умеют выслушать собеседника, в то время как для установления контакта роль слушателя очень важна. В ситуациях публичных выступлений (лекция, доклад) обычный слушатель достигает только 25%-го уровня-эффективности.
Основными недостатками при слушании являются бездумное и обрывочное восприятие, а также аналитическая узость (неумение устанавливать связи между содержанием сообщения и фактами реальной жизни). Низкая эффективность при восприятии устной речи зависит часто не только от самого слушателя, но и от выступающего (или собеседника). Однако доминирующим фактором является готовность и желание слушать, что, в свою очередь, определяется отношением слушателя, его интересами, мотивами и эмоциональным состоянием. Хороший оратор может использовать эти факторы, чтобы увлечь аудиторию и заставить ее слушать его выступление. Но и сам слушатель может развить в себе навык эффективно извлекать информацию из устной речи (доклада, лекции и т. д.). Для развития навыков эффективного слушания, по мнению одного из известных американских специалистов в области речевой коммуникации Дж. Кэппа, необходимо выработать следующие умения:
1) умение концентрироваться;
2) умение анализировать услышанное;
3) умение слушать критически;
4) владение вспомогательными средствами.
Умение концентрироваться. Концентрация необходима, чтобы подготовить себя к слушанию. Процесс концентрации требует определенных усилий. Известно, что слушатель способен понимать речь быстрее, чем говорит оратор. Это преимущество во времени должно быть использовано им, чтобы продумать, взвесить и резюмировать то, что говорит оратор. Если вы тратите свое время, думая о другом, мечтая или решая личные проблемы, концентрация становится невозможной.
Концентрация требует постоянного, а не периодического внимания. Некоторые слушают внимательно какое-то время, затем на несколько минут отвлекаются на другое, затем снова обращаются к слушанию. Этот факт может объясняться разными причинами: влиянием отвлекающих факторов (внешний шум, опоздавшие к началу выступления и т. д.), странностями в манере выступающего говорить или представлять материал, неудобным положением (местом), отсутствием интереса к теме.
Нерегулярное слушание препятствует пониманию идеи речи. Надо стараться игнорировать отвлекающие факторы. Другими словами, умение концентрироваться представляет собой основное требование эффективного слушания. Оно требует серьезного отношения к слушанию, желания работать над улучшением навыков и постоянного внимания к говорящему. Следовательно, концентрация — это не пассивный, а активный творческий процесс, требующий больших усилий.
Для того чтобы научиться концентрироваться в процессе слушания, необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Займите объективную и корпоративную позицию по отношению к говорящему.
2. Создайте интерес к предмету речи.
3. Подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам.
4. «Выключите» свои эмоциональные блоки.
5. Постарайтесь предугадать события.
6. Вспомните, что вы уже знаете о предмете.
7. Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить.
Умение анализировать услышанное. Слушать публичные речи очень сложно, потому что они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями речи. В ситуации беседы слушать легче, так как всегда можно переспросить собеседника. Перечислим некоторые принципы, которые рекомендуется соблюдать при слушании.
1. Определить цель речи. О цели своей речи может сказать сам оратор во вступлении. Как правило, выделяются три основных вида речей в зависимости от цели: убеждающая — речь, которая требует адекватного доказательства и логического рассуждения;
информационная — речь, которая должна содержать зрелые суждения и точные факты; развлекательная — речь, включающая юмор и отличающаяся хорошим вкусом.
2. Определить композицию речи. Важно понимать, как оратор развивает и ограничивает тему, как раскрывает основную мысль, определяет технические термины, дает пояснения.
3. Определить главную тему речи. Тема часто формулируется в названии, или оратор специально подчеркивает ее.
4. Определить главные идеи оратора. Идеи выступающего развивают главную тему. Поняв главные идеи, слушатель будет знать, что искать в речи.
5. Определить формы аргументации. Важно отмечать, как приводятся доказательства, какие типы и сколько их используется. Следует определить формы иллюстрирования: примеры, аналогии, статистические данные, цитирование и т. д. Это помогает понять идею и способ доказательства.
6. Определить формы резюмирования и заключительных выводов. Полезно фиксировать, как оратор в заключении резюмирует свои идеи и связывает их с главной темой. Это помогает получить целостное и связное представление о речи.
Умение слушать критически. Выделяют следующие принципы критического слушания:
1. Связывайте то, что говорит выступающий со своим собственным опытом. Вы можете соглашаться с оратором в некоторых моментах, так как у вас есть подобный опыт, и наоборот. Вы можете откладывать свое решение, пока не получите дальнейшие сведения. Учитывая эти соображения, вы научитесь мыслить конструктивно.
2. Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Старайтесь предугадать, как оратор будет развивать главную тему. Помните, что коммуникация — это улица с двусторонним движением. Помогайте говорящему, мысленно суммируя услышанное. Вы как критический слушатель должны активно участвовать в процессе коммуникации.
3. Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Нельзя ни безоглядно верить, ни постоянно сомневаться в том, что говорит оратор. Слушайте разборчиво. Анализируйте идеи говорящего, постоянно возвращаясь к их отправной точке, подтексту и доказательствам. Оценивайте утверждения оратора, проверяя адекватность Доказательств и убедительность объяснений. Старайтесь определить истинную цель оратора.
Оценивая адекватность данных, ищите ответы на вопросы: Исходят ли данные из надежных источников? Точно ли они отражают то, о чем говорит оратор? Достаточно ли их для подтверждения выводов?
Убедительность объяснений, или весомость аргументации, подтверждают ответы на вопросы: Вытекают ли выводы оратора логически из его посылок? Соблюдает ли оратор правила логической аргументации? Для того чтобы определить истинную цель оратора, следует различать субъективный и объективный материал, пропаганду и факты, догматические утверждения и хорошо обоснованные доводы. Постарайтесь понять, чувствуете ли вы какую-либо пропагандистскую технику, манипуляцию речью.
Когда вы завершите такой анализ, вы сможете оценить речь в ее единстве. Если речь содержит что-то ценное, вы усвоите это, и наоборот, если речь была «скрытым убеждающим средством», вы будете знать, что вас не смогли вовлечь в нее.
Владение вспомогательными средствами. Полезным вспомогательным средством при слушании является конспектирование. Записывание помогает при слушании, так как способствует концентрации и дает впоследствии возможность возвратиться к услышанному. Однако если навыки конспектирования недостаточно развиты и сами по себе требуют определенных усилий, то запись может осложнить процесс слушания. Развитию навыков конспектирования помогает соблюдение следующих принципов рационального конспектирования:
1. Используйте неформальную систему записи — чем более простую, тем лучше. Используйте упрощенную форму структурирования текста, которая включает короткие абзацы, предложения, части предложений, отдельные слова. Записи должны быть понятными для вас.
2. Делайте короткие записи. Записывайте только основополагающие моменты и фактический материал. Отмечайте, как оратор делает переходы, когда повторяет свои идеи, резюмирует.
3. Используйте сокращения и символы. Хорошо помогают стенография и скоропись. Если вы ими не владеете, разработайте свою систему. Используйте символы для частей предложения, буквы — для сокращения слов. Постарайтесь свести время на запись к минимуму.
4. Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они вам понятны. Позже, если захотите, вы сможете их расшифровать, записав подробно.
5. Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или другим способом выделяйте важные мысли. При просмотре записей такие пометки помогут быстро восстановить в памяти содержание написанного, найти нужные места и т. п.
Периодически просматривайте записи. Если это конспекты лекций, то их следует просматривать несколько раз в процессе учебы. Сопоставляйте новые записи со старыми. Перед экзаменом изучите все тщательно.
§ 10.4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА

Под эффективным письмом понимается умение писать тексты различного содержания (деловые письма, доклады, рефераты, сочинения и т. п.), во-первых, с минимальными усилиями, а во-вторых, с максимальным положительным результатом. Создание письменного текста — трудоемкая процедура почти для каждого, но навыки письма могут быть развиты и усовершенствованы. Этому способствует, в частности, знание и соблюдение некоторых принципов результативного письма. Прежде всего необходимо помнить, что в любом тексте должны быть выражены в явном виде следующие категории текста:
тема — то, о чем говорится в тексте;
идея — основная мысль автора;
проблема— вопрос, требующий решения или освещения;
жанр — конкретный тип текста.
Процесс письма (составления письменного текста) должен складываться из нескольких стадий. Первая стадия — это формирование идеи, которую надо выразить на письме, и сбор материала, т.е. выбор соответствующих проблем, подкрепляющих или доказывающих эту идею. Вторая стадия — придание тексту очертания (его «обрисовка»), добавление или отбрасывание деталей с целью адекватного подтверждения основной идеи текста, а также выбор слов и выражений, соответствующих избранному жанру. Третья стадия — редактирование и корректировка. Редактирование предполагает проверку грамматической и стилистической правильности написанного в черновом варианте текста, а корректировка — исправление описок или опечаток в его чистовом варианте.
Существуют некоторые технические приемы и принципы, облегчающие работу над письменным текстом. На первой стадии работы, когда происходит обдумывание идеи и подбор подкрепляющего ее материала, целесообразно использовать ряд технических приемов предварительного письма, к числу которых относятся:
мозговой штурм, свободное письмо, составление списка, диаграммы или плана текста. На второй стадии важно умение оценивать степень конкретности подтверждающих главную идею фактов и деталей, а также их адекватность. Третья стадия предполагает хорошее знание грамматики и владение стилем.
Соответствующие навыки вырабатываются при целенаправленных и регулярных занятиях языком (не только иностранным, но прежде всего родным). Качество написанного оценивается по следующим основным критериям:
единство содержания, предполагающее четкую формулировку главной идеи и однонаправленность раскрывающего ее материала;
подкрепленность, т. е. достаточное количество конкретных фактов, подтверждающих идею автора;
связность, т. е. четкость композиции и логическая связь между частями;
грамматическая правильность.
При составлении деловых писем и документов необходимо соблюдать основные требования к содержанию и языку деловых документов. Вкратце они сводятся к следующему.
По содержанию текст делового письма должен быть простым.
В нем, как правило, излагается один вопрос (иногда два-три взаимосвязанных). Письмо должно состоять из двух частей: констатирующей, в которой излагаются факты, мотивы, аргументы, послужившие основанием для составления письма, и убеждающей, в которой содержатся просьба, предложение, решение, постановление и т. д. (в зависимости от цели письма). Язык деловых писем должен быть нейтральным, т. е. в нем не должны содержаться эмоционально-оценочные и экспрессивные слова и выражения. Кроме того, деловые письма носят, как правило, надличностный характер («Просим вас...», «Дирекция ходатайствует...» и т. п.). В них используются ограниченный набор слов и выражений, унифицированные и стандартные термины. Деловое письмо должно соответствовать основным критериям культуры речи, главными из которых являются языковая правильность и стилистическое соответствие (коммуникативная целесообразность). К другим критериям культуры речи относятся: точность высказывания, логичность изложения, ясность, чистота и выразительность речи и др.
§ 10.5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ

Устная речь, или говорение, — такой вид речевой деятельности, навыки которого нуждаются в развитии и совершенствовании почти для всех. В ситуациях делового общения именно умение четко выражать свои мысли является решающим при реализации основных целей и задач коммуникации. Для того чтобы совершенствовать навыки устной речи, необходимо знать принципы построения речи в зависимости от ее цели: информирование, убеждение или развлечение.
Информационная речь должна строиться с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме. Выступающий (оратор) должен постоянно концентрировать внимание на предмете изложения, придерживаться строгой формы изложения, ориентируясь на реакцию аудитории.
Убеждающая речь апеллирует к чувствам и эмоциям слушателей и воздействует на их волю, поэтому она должна строиться с учетом их эмоциональной восприимчивости и эмоциональной культуры, учитывать их жизненный опыт и конкретную речевую ситуацию. Оратору необходимо психологически настроиться на аудиторию, избегать излишней сентиментальности при выражении эмоций.
Развлекательная речь в наибольшей степени должна быть ориентирована на аудиторию, учитывать ее сиюминутные интересы и конкретную ситуацию. Здесь оратор более свободен в выборе речевых форм, может использовать экспрессивную лексику, юмор, пословицы, поговорки.
Все виды речей должны быть построены в соответствии с законами композиции, которые предполагают членение текста на вступление, основную часть и заключение.
Вступление необходимо для того, чтобы привлечь внимание к предмету речи, установить связь между темой, слушателем и оратором. Начало речи должно быть по возможности более эффектным, нетрадиционным для данной ситуации. Во вступительной части можно использовать следующие речевые приемы: дать ретроспективный обзор затрагиваемой темы; обосновать необходимость рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня; разъяснить основные понятия темы; кратко изложить производственную (или иную, в зависимости от аудитории) деятельность слушателей и их трудовые успехи; перечислить благоприятные предпосылки, облегчающие слушателю восприятие затронутой темы; изложить ошибки, предрассудки, односторонний подход к проблемам темы речи; использовать поговорки, цитаты, анекдоты, сравнения; изложить план предстоящей речи.
В основной части с помощью логически безупречных и достоверных аргументов должна раскрываться главная идея выступления. При этом можно выбирать различные типы композиционного развития речи: дедуктивное или индуктивное рассуждение, Движение от проблемы к ее решению, опора на причинно-следственные связи, хронологическое или пространственное изложение, изложение от простого к сложному, от знакомого к незнакомому и т.д. Если у слушателей нет достаточных теоретических знаний по теме выступления, то лучше использовать метод индукции: от изложения типичных, конкретных, известных явлений переходить к выявлению закономерностей и обобщению. Если оратор предполагает, что слушатели не склонны принимать его доводы, то самые убедительные и интересные для них аргументы следует перенести в начало основной части. В других же случаях сильнейшие аргументы приводятся «под занавес», поскольку готовность слушателей согласиться с выводами при этом постепенно возрастает.
Функция заключения — подведение итогов выступления. Его роль также не следует недооценивать. Если оратор не уложился в регламент, то он вынужден прервать выступление на полуслове, что придает его речи в целом незавершенность, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение может восприниматься как новая основная часть выступления. Заключение должно быть естественным и вытекать из содержания и цели выступления. Здесь можно использовать следующие речевые приемы: изложить основную идею выступления в виде тезиса; сделать заключительный вывод из своих высказываний; выразить свое личное отношение к содержанию выступления; указать на еще не решенные проблемы; апеллировать к слушателям (с предостережением, пожеланием, призывом и т. д.); привести остроумное высказывание; сославшись на регламент, поблагодарить за внимание и предоставленную возможность выступить.
Писать целиком текст выступления не обязательно. Рекомендуется составлять развернутый план-конспект речи, состоящий из отдельных предложений и отражающий смысловые отношения между этими предложениями.
Когда речь подготовлена, следующий важный этап — ее исполнение, т. е. непосредственное произнесение перед аудиторией. Возможны различные способы исполнения: чтение с листа полностью записанного текста, произнесение заученной наизусть речи, произнесение с опорой на план-конспект и т. п. Наиболее выигрышным считается так называемый экстемпоральный метод, при котором речь произносится по заученному плану-конспекту.
Тренировка в произнесении речи вслух необходима при любом выбранном оратором способе исполнения. Во время такой тренировки нужно окончательно затвердить в памяти последовательность мыслей, найти наиболее выразительные словесные формулировки для самых важных частей речи. Рекомендуется максимально приближать тренировку к условиям реального выступления: постоянно представлять перед собой аудиторию, произносить речь целиком, не отбрасывая отдельные ее части, говорить с полным напряжением, несмотря на искусственность ситуации, и т. п. Особенно важно во время тренировки поработать над звучанием голоса, интонацией и жестами. При этом необходимо знать основные принципы звукового оформления речи, а также орфоэпические нормы языка.
Звуковое оформление речи. Важными понятиями, играющими большую роль в устной коммуникации вообще, являются голос, интонация и дикция.
Голос — это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок. Тембр голоса, или его окраска, — именно та характеристика, которую мы воспринимаем, когда говорим, что у человека приятный, неприятный, скрипучий, визгливый или какой-либо иной голос. Голос человека меняется не только с возрастом, но и в зависимости от его физического и эмоционального состояния. Так, по голосу можно судить, веселый человек или грустный, больной, усталый или здоровый, полный сил. Поэтому начинающий оратор должен уделять большое внимание тому, как звучит его голос — звонко и отчетливо либо глухо и невыразительно. Методика развития голоса требует целенаправленных и регулярных занятий и применяется в основном в театральных учебных заведениях. Однако можно самостоятельно улучшить качество своего голоса, воспользовавшись некоторыми учебными пособиями (см. список рекомендуемой литературы на с. 113).
Дикция, или манера выговаривать слова, является приобретенным свойством человека. Если в детстве была усвоена неправильная артикуляция звуков речи, то человек обычно картавит, шепелявит и т. п. Такие дефекты дикции исправляются логопедами. Хотя большинство людей в основном правильно выговаривают звуки, их дикция все же далека от совершенства. Часто речь бывает малоразборчива из-за вялой артикуляции (как будто каша во рту), из-за проглатывания отдельных звуков и даже слогов (в таком случае мы слышим «башка» вместо «бабушка» или «чек» вместо «человек»). К недостаткам дикции относятся также эканье (вставка паразитического звука «э»), шумные вздохи (когда человек шумно набирает воздух перед началом слова), чмоканье губами, продление безударных гласных (особенно характерное для московского просторечия), назализация конечных гласных в словах (т. е. произнесение их в нос).
Развитие хорошей дикции также требует регулярных и интенсивных занятий. Основными методами совершенствования дикции являются упражнения, которые тренируют и укрепляют мышцы речевого аппарата: произнесение звуков и слогов с различной интенсивностью и в различных сочетаниях, речь с камушками за щекой, скороговорки.
Интонация— важное смыслоразличительное средство языка. В физическом смысле под интонацией понимается комплексное взаимодействие высоты, интенсивности и длительности звуков. На уровне восприятия обычно говорят о мелодике (главном компоненте интонации), громкости, темпе речи. Кроме того, к компонентам интонации относятся также логическое ударение и пауза (как результат членения высказывания на смысловые части).
Мелодика — изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания — служит для выражения основных коммуникативных значений. Одно и то же предложение, произнесенное с разной мелодикой, может выражать утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.
Громкость (интенсивность высказывания), как правило, выделяет наиболее важные части предложения.
Темп речи (количество звуков или слов, произнесенных в минуту) также связан с выделением наиболее значимых слов и сочетаний: то, что говорящий считает важным, он обычно произносит медленнее.
Логическое ударение (называемое также акцентным или смысловым выделением) в предложении падает обычно нате слова, которые говорящий хочет выделить, акцентировать, чтобы обратить на них внимание слушателя. Предложение приобретает новые оттенки значения при перемещении логического ударения с одного слова на другое (Ты разбил вазу? Ты разбил вазу? ТЫ разбил вазу?).
Пауза (перерыв в звучании) является важным средством смыслового членения предложения. Всем известна фраза «Казнить нельзя помиловать», которая меняет свой смысл на противоположный в зависимости от того, где делается пауза.
Рациональное использование перечисленных компонентов интонации повышает выразительность устной речи.
Добиваясь выразительности речи, необходимо прежде всего поработать с готовым письменным текстом. Интонационная разметка осуществляется следующим образом:
1) в тексте отмечают места, где следует сделать паузу, т. е. разбивают текст на смысловые части;
2) отмечают наиболее важные части текста и подчеркивают слова, на которые падает логическое ударение;
3) в каждой выделенной смысловой части предложения отмечают движение мелодики (вниз, вверх, ровно).
Затем текст читают вслух в соответствии с его интонационной разметкой.
Орфоэпические нормы языка. Орфоэпические нормы — это правила произношения и ударения. Правильное произношение слов является основным критерием культуры речи и показателем уровня образования человека. Каждому режет слух, когда он слышит «портфель» или «магазин», и сразу возникает ощущение, что говорит малограмотный человек. В русском языке существует довольно много случаев, когда даже хорошо образованные люди делают ошибки в произношении и ударении, поскольку в свое время не усвоили правильный вариант. Это, естественно, портит впечатление о человеке, препятствует его позитивной самопрезентации. Поэтому необходимо познакомиться с наиболее типичными и частыми ошибками в произношении и стараться не допускать их в собственной речи:
1. Произношение на месте буквы Э в начале слова в безударном положении звука И вместо нормативного звука- Э: икран вместо экран, инергия вместо энергия.
1. Произношение после твердых шипящих на месте буквы А звука А вместо нормативного Ы: лошадей, к сожалению и т. п.
3. Смягчение согласного перед буквой Е в заимствованных словах типа пюре, детектив (надо произносить пюрэ, дэтэктиф) и произношение твердого согласного в словах типа бассейн, крем (надо бас'ейн, кр'ем).
4. Произношение звука Ч вместо нормативного Ш при буквенном сочетании ЧН в отдельных частотных словах: скучно, нарочно, конечно (нужно произносить скушно, нарошно, конешно).
5. Произношение существительных мужского рода, оканчивающихся на -изм, с мягким согласным перед следующим твердым (нужно — 3 твердый): социализьм, капитализьм и т. п.
6. Ошибки ударения в следующих частотных словах (приводится правильный вариант): квартал, гражданство, эксперт, каталог, мусоропровод, ходатайство, таможня, договор, договоры, торты, похороны, ракушка, звонит, заключит, баловать, балует, премировать, кухонный, гладильный, .оптовый, красивее.
§ 10.6. РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ УБЕЖДЕНИЯ

Успех в коммуникации зависит от умения эффективно владеть логикой, психологией и речью. Речи здесь принадлежит не последнее место, поскольку информация доносится до слушателя в основном посредством речи. В полемике, например, побеждает зачастую не тот, на чьей стороне истина, а тот, кто умеет быстро и точно проанализировать речь оппонента, быстро отреагировать на нее и эффективно организовать свою речь. С другой стороны, необходимо находить такую форму выражения, которая позволила бы сделать речь убедительной именно для того, кого убеждаешь. Известно, что Сократ произнес прекрасную речь в свою защиту, но не убедил в своей невиновности афинских матросов и торговцев, и они приговорили его к смерти.
В каждой ситуации общения используется своя стратегия, которая включает в себя осознание ситуации в целом, выделение в ней основных идей и задач целенаправленного воздействия, планирование, организацию и направление развития ситуации в интересах достижения этих целей. Стратегия общения реализуется в речевых тактиках, под которыми понимаются речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. Речевая тактика означает особый ход в построении речи при выражении различных эмоциональных состояний и достижении поставленной цели. Например, предубеждение, как отмечал Т.А. ван Дейк, анализируя тактики общения с представителями этнических меньшинств, может выражаться с помощью почти тридцати различных ходов: «предположение», «смягчение», «утрирование», «сдвиг», «взваливание вины на другого», «повтор», «приведение примера» и др.
Так, ход «обобщение» используется для того, чтобы показать, что приведенная негативная информация не случайна и не исключительна, подкрепляя возможное мнение собеседника. Типовые выражения этого хода: И так всегда; С этим сталкиваешься на каждом шагу; Это без конца повторяется.
«Приведение примера» — ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (опыте). Типовые выражения:
Вот пример; Например, на прошлой неделе...; Возьмите нашего соседа. Он...
«Усиление» направлено на лучший или более эффективный контроль за вниманием слушающего («привлечение внимания»), на улучшение структурной организации негативной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации. Типовые выражения: Это ужасно, что...; Это позор, что...
«Уступка» дает возможность для условного обобщения даже в случае противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие, т. е. составляющие части стратегии положительной самопрезентации. Типичные выражения: Среди них попадаются и хорошие люди;
Не стоит обобщать, но...; Голландцы тоже могут так поступать... (последнее является также ходом «сравнение»).
«Сдвиг» — ход стратегии положительной самопрезентации. Типичный пример: Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются.
«Контраст» — ход, имеющий несколько функций. Во-первых, риторическую— привлечение внимания к участникам отношения контраста (структурирование информации). Во-вторых, семантическую — подчеркивание положительных и отрицательных оценок людей, их действий или свойств (часто путем противопоставления МЫ — ОНИ) во всех ситуациях, где прослеживается конфликт интересов. Типичный пример: Нам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают; Нам пришлось долгие годы ждать новой квартиры, а они получат квартиру сразу же, как только приедут.
К- числу других речевых тактик можно также отнести следующие: неожиданность, провокация, апелляция к авторитету, прогнозирование, внесение элемента неформальности, «прямое включение», юмор.
Р. Бэндлер и Д. Гриндер описывают, как социальный работник, беседуя с главой семьи — банкиром, человеком весьма упрямым и жестоким, использовал речевую тактику «да-да-да». Отец все время жаловался на мать, плохо воспитавшую дочь, поскольку она была упрямой. И вот, когда он в очередной раз повторил свою жалобу, в диалоге была использована эта тактика.
— Вы ведь человек, немало преуспевший в жизни, не правда ли?
— Да.
— И что же, вы все это получили просто так? «Ну вот, теперь ты президент банка!»
— Нет-нет, я пробивался своими силами.
— Это значит, что вы довольно упрямы?
—Да.
— Значит, вы имеете в себе нечто, позволяющее вам достигнуть нынешнего положения и стать хорошим банкиром? И вам иногда приходится отказывать людям в чем-то, что они хотели бы от вас получить, потому что знаете, что это могло бы привести к дурным последствиям.
—Да.
— Итак, в вас есть достаточно упрямства, и оно вас действительно защищает от серьезных опасностей.
— Да, конечно. Такие вещи, знаете ли, надо твердо держать в руках.
— Так вот, если вы присмотритесь к вашей дочери, вы заметите, что это вы научили ее упрямству, научили ее, как постоять за себя, и этому нет цены. Вы подарили ей нечто, чего нигде не купишь, что может спасти ей жизнь. Представьте себе, как много может значить это упрямство, если ваша дочь отправится однажды на свидание с мужчиной, имеющим дурные намерения.
Мир в семье был восстановлен.
Очевидно, что список возможных речевых тактик не ограничивается приведенными, большинство из них еще не выявлены. Для социального работника важно умение самому выделять речевые тактики, чтобы использовать те из них, которые лучше всего соответствуют конкретной ситуации.
§ 10.7. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ БЕСЕД И ПЕРЕГОВОРОВ

Деловая беседа представляет собой акт непосредственной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемой с помощью вербальных и невербальных средств. Она имеет следующие характерные особенности: дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и особенностей партнеров в интересах доступного и убедительного изложения позиций сторон; быстрота реагирования на высказывания партнеров; критическая оценка мнений и предложений партнеров; аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов; ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме; ощущение сопричастности и ответственности в решении проблем.
Предлагаются следующие рекомендации по ведению деловых бесед:
• заранее написать план беседы, отработать наиболее важные формулировки;
• применять принцип периодического воздействия на собеседника в ходе беседы: неблагоприятные моменты и факты чередовать с благоприятными, в начале и в конце говорить о положительных фактах;
• постоянно помнить о движущих мотивах собеседника: его ожидании, преимуществах, которых он добивается посредством этой беседы, его позиции, его желании самоутвердиться, его чувстве справедливости, его самолюбии;
• избегать присутствия посторонних, незаинтересованных лиц;
• в любой ситуации быть вежливым, проявлять безукоризненный вкус;
• облегчать собеседнику положительный ответ;
• следует избегать вопросов, на которые собеседник может ответить «нет»;
• подробно объяснять свою позицию, если собеседник с ней не соглашается;
• не отвлекаться от предмета беседы и избегать попутных отступлений, выражаться убедительно и в оптимистической манере.
Необходимо также помнить, что нормальному ходу диалога мешает, когда бестактно обрывают собеседника на полуслове, неоправданно лишают его возможности высказать свое мнение, игнорируют или высмеивают аргументы партнера, подтасовывают факты, высказывают необоснованные подозрения и т. д.
Переговоры представляют собой процесс целенаправленного и ориентированного на достижение необходимых результатов делового общения в форме диалога или полилога. Они проводятся в основном для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями достигнуть отвечающего интересам обеих сторон соглашения и получить результаты, которые устроили бы всех участников переговоров.
Предлагается следующая упрощенная схема проведения переговоров: приветствие и введение в тему переговоров; характеристика темы и предложения о ходе переговоров; изложение позиций сторон;
ведение диалога; решение проблемы; завершение и подготовка итогового документа.
Чтобы переговоры развивались успешно, необходимо сразу же после их начала постараться найти общую с партнером позицию. Начать следует с самых важных аспектов предмета обсуждения, пытаясь прийти к согласию по принципиальным вопросам, и только после этого переходить к деталям.
В начале переговоров затрагивают обычно бесспорные, не вызывающие разногласий аспекты обсуждаемого предмета, что позволяет создать основу, способствующую их развитию. Затем следует переходить к обсуждению вопросов, по которым можно относительно легко договориться. И только после этого рассматривать основные вопросы, требующие подробного обсуждения. Если перенести эти вопросы в начало обсуждения, то переговоры могут вовсе сорваться. Если расхождения во взглядах не принципиальны, не следует акцентировать на них внимания, иначе это может помешать развитию переговоров.
Если принцип повышения сложности выдержать не удается, переговоры могут увязнуть в обсуждении второстепенных вопросов, в то время как стороны еще не пришли к согласию по основным пунктам. В таком случае необходимо отметить уже достигнутые договоренности и на основе этого определить следующие подлежащие обсуждению пункты. Независимо от того, были ли переговоры успешными или безрезультатными, их итоги должны быть детально проанализированы.
Успех переговоров во многом зависит от речевого поведения, которое в оптимальном варианте должно быть основано на умелом использовании языка и стиля официально-деловой речи, знаний из области психолингвистики и социолингвистики, а также психологии общения.

§ 10.8. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Современное общество в ряде стран часто называют информационным, т. е. обществом, в котором, согласно ряду концепций, основным фактором общественного развития признаются создание и использование индустрии информации (компьютеров и микроэлектроники, коммуникационно-вычислительных сетей, национальных и межнациональных баз данных и т. д.). Информатизация общества означает совокупность процессов, происходящих во всех сферах и подсистемах общества и связанных с качественно новым уровнем (формами) производства, переработки и распространения информации.
В функционировании современного общества, как бы оно ни называлось и какая бы степень информатизации ни была ему присуща, важнейшую роль играют средства массовой информации (СМИ). Под ними понимаются социальные институты (книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кино и т. д.), обеспечивающие сбор, обработку, распространение информации в массовом масштабе.
Средства массовой информации обеспечивают массовую коммуникацию. Последняя в научной литературе трактуется как производство и передача информации средствами прессы, радио, телевидения, как общение людей — членов организованных объединений и спонтанных группировок, осуществляемое с помощью технических средств. Массовая коммуникация выступает мощным способом закрепления установок и представлений, их изменений в желаемом направлении. Она оказывает существенное влияние (положительное или отрицательное) на все социальные процессы в обществе, в том числе и на решение проблем социальной защиты, помощи и поддержки населения, его различных групп, слоев и общностей.
Функционирование и восприятие различных СМИ зависит прежде всего от их технических характеристик. Так, печать рассчитана только на зрительное восприятие информации, радио — на слуховое, а телевидение — одновременно и на зрительное, и на слуховое. Отсюда сильное влияние телевидения на людей, несмотря на то, что этот вид коммуникации появился позднее, чем печать и радио.
В ходе развития и функционирования СМИ проявилась одна очень интересная закономерность: каждое новое средство массовой коммуникации, обогащая возможности человеческого общения, в то же время не уничтожает старых, а продолжает существовать вместе с ними. Объясняется это тем, что новые качества новых СМИ не заменяют полностью качества старых СМИ.
Можно указать как позитивные, так и негативные качества каждого из основных видов СМИ. Современные отечественные СМИ переживают сегодня, как и все общество в целом, период своего становления: рождается не только новая система СМИ, происходит и более сложный процесс — формируется новый тип взаимоотношений общества и СМИ. Многие редакции оказались не готовы к осмыслению событий, происходящих внутри страны и за ее пределами, в силу недостаточного образования, культурной и духовной несостоятельности своих журналистов. «Хорошо пишет тот, кто хорошо думает», — считал один из наиболее сильных журналистов советского времени Анатолий Аграновский.
«Плюсы» и «минусы» современных СМИ можно видеть в таблице, в которой максимальные преимущества обозначены тремя баллами, а минимальные «неудобства» — одним баллом.
Сравнительная характеристика каналов массовой коммуникации
Отдельные характеристики каналов
Печать
Радио
Телевидение
Близость к межличностному общению
1
2
3
Легкость восприятия информации
1
2
3
Оперативность
1
3
2
«Эффект присутствия»
1
2
3
Свобода выбора первоочередной информации
3
1
1
Возможность совмещать восприятие информации с другими занятиями
1
3
2
Возможность вернуться к воспринятой информации
3
1
1
Возможность иметь при себе и пользоваться почти в любых условиях
3
2
1
Итого
14
16
16

Информация может служить средством приобщения к общественно-политической жизни, способствовать возвышению человека, его социальной защищенности, понимаемой в самом широком плане, обогащению духовного мира человека, его общению с другими людьми. Однако низкопробные материалы в СМИ, сцены жестокости и насилия, разжигание ненависти к другим народам и тому подобное не могут способствовать «очеловечиванию», развитию личности, нормальному общению с другими людьми.
В потреблении информации должна быть мера, необходимо уметь выбирать информацию и пользоваться ею.
Для решения проблем социальной работы важен не только социологический подход к выявлению критериев действенности, эффективности СМИ, но и их психологические характеристики:
разрешение различных жизненных проблем; престижный эффект (удовлетворение от информации, поддерживающей цели и ценности социальной группы, к которой принадлежит реципиент); эффект усиления позиции (поддержка во мнении по спорным вопросам); эмоциональный эффект (удовлетворение от эмоциональной разрядки); эстетический эффект; эффект комфорта (удовлетворение от психологического комфорта).
Следует также отметить, что СМИ в определенной мере могут заменять непосредственный межличностный контакт и таким образом решать проблемы тех, кто страдает от дефицита коммуникации, общения. В первую очередь речь здесь может идти о подростках, у которых возникли осложнения в общении с окружающими, о пожилых людях, пенсионерах, страдающих от одиночества, больных, инвалидах, у которых ограничены возможности межличностного общения, а также о представителях социально-этнических групп, у которых общение ограничено в силу недостаточных связей с другими людьми (титульной нации) и слабого владения языком коренного населения. В последнем случае очень важны СМИ, функционирующие на языке той или иной социально-этнической группы.
Средства массовой информации выполняют также так называемую утилитарную функцию, т. е. они способствуют решению реципиентом каких-либо практических, конкретных вопросов быта, организации досуга, самолечения и т. д. Это осуществляется с помощью специальных передач, таких, как «Моя семья», «Я сама», «Тема», «Хозяйке на заметку», «Наш сад» и др.
В условиях кризиса, социальной напряженности положительную роль может сыграть функция эмоциональной разрядки, осуществляемая с помощью передачи материалов развлекательного характера. Однако во всем нужна, как говорил великий Гегель, мера. Дело в том, что обилие таких передач может уводить в мир иллюзий, отвлекать от существующих реальностей в обществе. Кстати, такую роль могут играть (и играют) многочисленные иностранные - (в основном американские) боевики. Они пагубно сказываются на неокрепшей психике детей и молодежи, порождая иллюзию, что преступная жизнь является нормой. Выступая своеобразными эталонами поведения молодых людей, «технологиями» взаимоотношений между людьми, такие фильмы оказывают негативное влияние.
В зависимости от того, в чьих руках находятся СМИ, какие задачи они решают, чьи интересы они защищают, печать, радио и телевидение могут быть источником распространения как культуры, так и антикультуры, могут порождать новые формы проведения досуга, формировать здоровый образ жизни, расширять возможности для образования и просвещения или, наоборот, препятствовать решению (в той или иной мере) этих проблем.
Составной частью коммуникативных средств является реклама. Она может быть интерпретирована как различные формы оповещения (главным образом средствами массовой информации) о потребительских свойствах товаров и видах услуг, в том числе социальных, в целях их возможно более широкого сбыта. В переносном смысле под рекламой понимают также создание максимальной популярности кому-либо или чему-либо.
Функции рекламы весьма разнообразны: повышать престиж учреждения, профессии, специальности (для социальной работы это особенно важно ввиду того, что многие все еще не знают ее направления и виды); создавать спрос на услуги (например, услуги наркологических учреждений, служб телефонов доверия и т. д.); предоставлять необходимую информацию об услугах в социальной сфере в целом и социальной работе в частности; обеспечивать реализацию предлагаемых услуг (социальных, медицинских и др.); внушать доверие к ним; постоянно идти навстречу потребителям услуг, учитывать необходимость удовлетворения не только материальных, физиологических, но и психологических потребностей клиентов (например, в реализации потребностей в самоутверждении, признании, в формировании бодрого, жизнерадостного настроения, здоровых установок, традиций, вкусов, стиля жизни и т. д.).
В заключение отметим, что одной из важнейших функций, присущих социальной работе, является информационная, направленная на оказание практической помощи. Социальная работа, осуществляемая с помощью СМИ, позволяет достигать этой цели Деятельности, т. е. способствует удовлетворению потребностей и интересов отдельных личностей, групп и слоев, оказанию им соответствующей помощи и поддержки.

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Каковы цели и задачи речевой коммуникации?
2. Какими навыками необходимо владеть для успешной коммуникативной деятельности?
3. Какова роль навыков чтения в процессе коммуникативной деятельности?
4. Почему умение слушать является одним из критериев коммуникабельности человека?
5. Каковы принципы эффективного слушания?
6. Из каких стадий складывается процесс написания текста?
7. Каким требованиям должен отвечать язык и стиль деловых документов?
8. Какие речевые приемы используются при написании введения, основной части и заключения текста выступления?
9. Какие факторы играют важную роль в процессе исполнения речи?
10. Что такое речевые тактики убеждения и каково их значение в процессе коммуникации?
11. В чем заключается методика ведения деловых бесед?
12. Каковы общая схема и принципы проведения переговоров?
13. Используя дифференциальный алгоритм чтения, резюмируйте основное содержание небольшой газетной заметки (около 1000 печатных знаков).
14. Прослушайте какое-либо публичное выступление и ответьте на следующие вопросы:
1) Какова главная цель оратора — информирование, убеждение или развлечение?
2) Можете ли вы определить структуру речи?
3) Какова главная тема речи? Определил ли оратор ее особо или развертывал ее в процессе?
4) Сколько проблем затронул оратор в речи? Адекватно ли они подтверждали главную тему?
5) Сделал ли оратор детальное резюме в заключении?
6) Какой тип заключения использовал оратор?
15. Составьте развернутый текст письма в деканат вашего вуза, в котором вы объясняете причины выбора своей будущей специальности.
16. Прослушайте (или прочитайте) речь какого-нибудь оратора и попробуйте выделить речевые тактики, которые он использовал.
17. На примере своего жизненного опыта и опыта окружающих вас людей дайте оценку воздействия СМИ на решение проблем социальной работы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аверченко Л.К. Управление общением. Теория и практика для социального работника. — М.; Новосибирск, I999.
2. Бухтерева О.С. Теоретико-методологические аспекты взаимодействия средств массовой информации и социальной работы. — М.: МГУ сервиса, I999.
3. Бэндлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий. — Воронеж: НПО «МОВЭК», 1995.
4. Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. — М.: Прогресс, 1989.
5. Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. — Ростов н/Д.: Феникс, I995.
6. Веселое П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки.— М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993.
7. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1997.
8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М.: Международные отношения, 1993.
9. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. — М.: Просвещение, 1989.
10. Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. — М.: Смысл, 1999.
11. Степанищев А. Т. Читать можно быстрее.— М., 1988.
12. Теория и практика референтской" деятельности/Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М, 1999.
13. Сарр G.R. Basic Oral Communication. — 3rd ed. — Englewood Cliffs (N.Y), 1971.
14. Ross R.S. Speech Communication: Fundamentals and Practice — 2nd ed. - Englewood Cliffs (N.Y.), 1970.
Раздел II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ

Глава 11. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В данном разделе учебника освещаются сущность и содержание социальной работы с различными группами населения. В этой работе немало общего. В то же время специфика объектов социальной деятельности требует применения различных методов, способов и форм для оптимального достижения поставленных целей. Все это, в конечном счете, в последние годы определяется понятием «технологии социальной работы». Они рассматриваются, естественно, в каждой теме раздела II. Вместе с тем во втором издании учебника считаем необходимым дать общую, вводную главу о сущности и содержании социальных технологий вообще и в социальной работе в частности.
§ 11.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Современное человеческое общество, как никогда, нуждается в управлении, причем не в стихийном, а преимущественно в сознательном.
Управление — это осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество с целью упорядочить и усовершенствовать его социально-деятельностную структуру. Воздействие означает способы, формы, приемы решения как глобальных, так и конкретных общественных проблем. Цель воздействия — оптимизировать функционирование объектов, субъектов, явлений, социальных процессов.
Следовательно, вольно или невольно мы сталкиваемся с необходимостью технологизации социальных процессов, которая сводится к следующему:
• разграничение, разделение, расчленение процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
• координация и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата;
• однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.
Социальная технологизация базируется на социальных технологиях.
Социальные технологии можно трактовать двояко:
1) как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки имеют дело прежде всего с практическими задачами, связанными с функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае следует понимать не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы;
2) как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем. Это более конкретная характеристика социальных технологий.
В социальных технологиях можно выделить две формы: I) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности); 2) саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами. Социальные технологии рассматриваются как способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Это общее определение, его можно отнести ко всем видам человеческой деятельности, в том числе и к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей людей и прежде всего социально уязвимых групп населения.
Термин «социальные технологии» появился в отечественном обществоведении сравнительно недавно. Однако это не означает, что в стране вообще не занимались социальными технологиями. Были выработаны способы применения теоретических выводов общественных наук для решения широкого круга социальных проблем, применялись различные приемы, методы и воздействия для Достижения целей социального развития общества. В данном случае можно отметить тот же феномен, что и в социальной работе: социальной работой, как профессиональной, так и непрофессиональной, занимались, но она обозначалась другими терминами.
Для доказательства тезиса о практической реализации социальных технологий без употребления этого термина целесообразно сослаться на тесную взаимосвязь между социальными технологиями и социальным управлением, особенно с такими его компонентами, как техника и технология управления.
Сравним для этого стадии социальных технологий и социального управления:
Социальные технологии
•теоретическое обоснование;
•технологические процедуры;
•технологический инструментарий;
• критерии и методы;
• замеры результатов;
•гуманитарно-экономическое обеспечение;
• этапы внедрения
Социальное управление
• постановка управленческой проблемы;
• сбор необходимой информации;
• выработка решения;
• принятие решения;
• организация исполнения принятого решения (т. е. конкретные действия по его выполнению);
• контроль (обратная связь)

Особую значимость для понимания и реализации социальных технологий имеют социологические знания, разработка программ социологического исследования социальной проблематики, в том числе социальной работы. Напомним, что методологическая часть программы трактует способы применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методическая же (процедурная) часть — это, во-первых, совокупность приемов и методов получения искомой информации, во-вторых, нацеленность на выработку таких выводов, рекомендаций и предложений, которые способствовали бы решению социальных проблем, в том числе проблем социальной работы с различными группами населения.
§ 11.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.
Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т. д. Она базируется как на дифференциации применяемых знаний, способов, методов, так и на дифференциации объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т. д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия в целях их оптимального функционирования, развития и совершенствования.
Различают социальные технологии глобального характера, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам и явлениям.
Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, социального моделирования и прогнозирования. Существуют информационно-внедренческие, обучающие, инновационные технологии и технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач различают универсальные и частные технологии. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций, а также технологии самореализации и саморазвития личности и т. д. С полным на то основанием можно выделить также социальные технологии в социальной сфере, в духовной и экономической областях.
Социальные технологии существенно отличаются друг от друга по своему содержанию. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий, что поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть затем специфику технологий в социальной работе.
С точки зрения масштабности выделяются глобальные социальные технологии. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких знаниях, методах, способах, которые способствуют уяснению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Внедрение глобальных технологий прямо или косвенно касается жизнедеятельности и социальной защищенности людей.
Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы и приемы инновационной деятельности, которые направлены на осуществление нововведений в обществе, на реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводящих к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.
В отличие от инновационных технологий методы воздействия на социальные процессы, предусмотренные рутинными социальными технологиями, характеризуются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия и не стимулируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям. Региональные социальные технологии направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерное ее изменение.
Одной из разновидностей универсальных технологий является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т. д.).
Содержание информационных социальных технологий — это способы и приемы оптимизации информационного процесса, его воспроизводства и функционирования.
Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие творческих способностей людей.
Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т. е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования.
Демографические технологии нацелены на изучение механизма воспроизводства населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т. д.
Социальные технологии согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимодействия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических.
Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.
Среди управленческих технологий особую важность имеют административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) напрямую связан с осуществлением задач социальной работы.
Психологические технологии — это способы воздействия на психологические процессы, качества, явления и отношения, методы воздействия на установки, характер, реакцию, волю личности, межличностные взаимодействия.
Психофизические технологии направлены на изменение параметров процессов, происходящих внутри человека при возмущающих факторах. Данные технологии используются при оказании медико-социальных услуг населению.
§ 11.3. СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать общую трактовку социальных технологий, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, а также особенности объектов; субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как системы.
В отечественной литературе социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.
Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, теорией социальной работы, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.
Классификация технологий в социальной работе может быть очень богатой. Это обусловлено тем, что социальная работа представляет собой относительно самостоятельную систему, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе следует помнить, что социальная работа — это прежде всего разновидность социальной системы, имеющей дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями.
Если рассматривать социальную работу как науку, то социальные технологии есть способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть органическое единство знаний и умений социальной работы как науки.
Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине, сущностью социальных технологий выступает целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т. е. эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер. В этой связи важно видеть общее и особенное в технологиях образования в области социальной работы, при обучении в среднеспециальных и высших учебных заведениях (с учетом ступеней высшего образования: неполное высшее образование, бакалавриат, специальное образование, магистратура), в аспирантуре и докторантуре, системе повышения квалификации и при самообразовании.
Технологии учебного процесса обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественнонаучных, профессиональных, специальных), в том числе обязательных, по выбору, факультативных, а также формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная) и видами занятий (аудиторные, самостоятельные, с преподавателем и без него) и т. д.
В качестве технологий выступают и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, кинолекция, компьютерный урок и др.), и формы контроля (экзамен, контрольная работа, зачет, собеседование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т. д.).
Рассматривая социальную работу как особый вид практической деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» слоев и групп населения. Именно в практической социальной работе в концентрированном виде выступают социальные технологии как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.
В соответствии с таким общим подходом можно далее конкретизировать технологии, применяемые в социальной работе (имеются в виду все три аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений, опыта и практики (деятельность)).
Классификация технологий в социальной работе как виде практической деятельности может быть осуществлена по различным основаниям, так как социальная работа включает в себя такие компоненты (элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. Главное здесь — учесть специфику объектов и видов социальной работы и их взаимосвязь. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и т. д.
Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с различными группами населения. Это социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают ее основными технологиями. Они очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.
Несмотря на общность этих технологий в работе с разными группами населения, они существенно разнятся, если учесть специфику объектов социальной работы. Сравните, например, социальный надзор над детьми с девиантным поведением и закоренелыми преступниками, попечительство над несовершеннолетними детьми и стариками и т. д. Именно поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение.
Виды работ (технологий) весьма разнообразны. Приведем один пример — социальное обслуживание на дому пенсионеров. К числу надомных услуг, гарантированных государством, относятся:
• организация питания и доставка продуктов на дом;
• помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;
• содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения;
• помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
• организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);
• помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, при обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;
• содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.
Поскольку социальную работу можно рассматривать в широком и узком смысле, в зависимости от этого различают и технологии. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы со «слабыми» слоями населения, то в первом — о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы уменьшению численности и доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, помогали бы населению самому решать свои проблемы. Этого можно добиться также путем создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих процесс функционирования и развития общества.
Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделить собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.
Технологии в социальной работе различаются по своему уровню: простые, доступные неспециалистам; сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности социальные службы различных уровней и направлений.
Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. В частности, можно выделить «внешние» по отношению к клиенту социальные технологии — государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание — создать такие условия, чтобы человек (группа, слой) сам решал свои проблемы. Примером этого может служить создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От «внешних» технологий отличаются социальные технологии (т. е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами. Например, организация собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процентов) для социального страхования и др.
Кроме того, различают технологии в социальной работе с проживающими на территории страны и с населением, группами, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (русскоязычное население, русские в государствах СНГ), а также социальные технологии, применяемые в России и за рубежом, что обусловлено разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями.
В заключение отметим самую тесную связь классификации технологий в социальной работе с социальными технологиями. Добавим к этому, что в социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором уже устаревших методов и средств, основанных на обыденном сознании, практической смекалке, не отличаются высокой наукоемкостью. Их применение связано обычно с оказанием нуждающимся людям элементарной помощи, не требующей специальной подготовки.
Примером инновационных технологий могут служить, в частности, современные социальные технологии профессионального обучения безработных, в основе которого лежит активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, новых свойств и характеристик обучения.
В социальной работе используют и региональные технологии, что обусловлено спецификой отдельных территорий.
Технологии в социальной работе во многом предопределяют ее эффективность.
В последующих главах данного раздела это общее понимание социальных технологий и технологий в социальной работе конкретизируется применительно к отдельным объектам социальной работы, решению социальных проблем клиентов (личности, семьи, групп, общностей людей), основных направлений социальной защиты населения.

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение социальных технологий.
2. Покажите взаимосвязь социальных технологий, социального управления и программы социологических исследований.
3. По каким основаниям можно классифицировать социальные технологии?
4. Назовите основные социальные технологии и определите их содержание.
5. В чем состоит специфика технологий в социальной работе?
6. Дайте определение технологий в социальной работе.
7. Каковы основания классификации технологий в социальной работе?
8. Определите содержание технологий социальной работы как науки, учебной дисциплины и практического вида деятельности.
9. Покажите содержание технологий в социальной работе как практическом виде деятельности.
10. Какие технологии используются в работе социальных служб, в которых вы проходили (проходите) практику? Дайте оценку применяемым технологиям.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кадровое обеспечение социальных служб: подготовка и переподготовка/Отв. ред. Е.И. Холостова. — М., 1994.
2. Лекции по технологии социальной работы: В 3 ч./Под ред. Б. И. Холостовой. — М., 1998.
3. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа»: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 1998.
4. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. — М.: ИНФРА-М, 2000.
5. Российская энциклопедия социальной работы/Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. — М., 1997.
6. Социальная работа (Вопросы и ответы)/Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. — М., 1997.
7. Социальная работа и социальные технологии (Материалы методологического семинара)/Отв. ред.-сост. Т.В. Шеляг. — М., 1995.
8. Социальное управление: Словарь/Под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
9. Социальные технологии: Толковый словарь/Отв. ред. В.Н. Иванов. — М.; Белгород, 1995.
10. Справочное пособие по социальной работе/Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. — М., 1997.
11. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./Пер. с англ. — М., 1993, 1994.
Глава 12. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ
§ 12.1. СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ

Основная цель социальной защиты — сохранение здоровья и жизни клиентов, а значит, это также и медицинская задача. Любые услуги социальной защиты так или иначе защищают здоровье и жизнь обездоленных лиц. И действительно, распределяются ли благотворительные дары, обеспечиваются ли ночлегом бомжи, пресекаются ли наркомания, алкоголизм, другие порочные наклонности, ведется ли доставка дров, лекарств, пенсий, проявляется ли просто участие и интерес к судьбе защищаемых людей — все это прямо или косвенно касается здоровья и жизни подопечных людей. Оттого не случайно, а вполне естественно, что среди разновидностей социальной работы, т. е. среди форм социальной защиты населения, предусмотрены медицинские услуги. Причем речь идет не о лечебных манипуляциях и оперативных вмешательствах (это делали и делают учреждения медицинской службы), речь идет о координационной работе, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся вне общества лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, т. е. речь идет о так называемых социально-медицинских услугах населению. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением.
Из-за финансовых трудностей система государственного здравоохранения уже не в состоянии выполнять в полном объеме те функции, которые выполняла ранее, уже «не доходит» до своей клиентуры, все больше скатываясь к пассивному ожиданию ее обращений. Уменьшается объем бесплатных услуг, ограничивается доступность этого вида медицинской помощи. В то же время растет число заболевших «старыми» болезнями (туберкулез, дифтерия, венерические болезни и др.), появились новые (СПИД, наркомания, экзотические завозные инфекции). В таких условиях обеспечить неимущее население необходимым минимумом медицинских услуг — задача социальных работников. Таким образом, социально-медицинские услуги—это спасительный мостик, компромисс между медицинскими и социальными службами.
Отказ от общественной системы, где главным лозунгом был «Человек человеку— друг, товарищ и брат», и переход к системе накопительства и потребительского отношения к жизни повысили риск скатывания общества к эгоизму, самоизоляции, деморализации, бездуховности. Одиночество и духовная разъединенность — еще одна угроза неимущим гражданам. На фоне нищеты невнимание окружающих воспринимается особенно болезненно, ведет к депрессии — вплоть до самоубийства. В капиталистических странах экономического благоденствия это явление не изжито по сей день. В Дании, например, — стране, наиболее благополучной в мире по качеству жизни, — ежегодный уровень самоубийств составляет 28 случаев на 100 тыс. жителей. Это второе место в мире после Венгрии (44 на 100 тыс.), затем идут Швеция (18,5) и Норвегия (15,5) [16 Данные Всемирной организации здравоохранения (газета«2х2» № 9. 1994. — С. 4).

]
. Психопрофилактика депрессивных состояний тоже относится к сфере социально-медицинских услуг.
В таких условиях подготовка кадров социально-медицинского сервиса имеет огромное значение. Ведь образ жизни (прежде всего быт, его условия) формирует 50% здоровья человека (данные ВОЗ). Доля остальных факторов — генетической наследственности, экологии и т.д.—лишь 5—15%.
В нашей стране уже начата подготовка социальных работников с медицинским профилем, что соответствует специализациям: «Социально-медицинские технологии работы с населением», «Трудотерапия и реабилитация», «Клиническая психология» и др. Примечательно, что эту профессию выбирают лица гуманного склада, чья сердобольность и чуткость необходимы для будущей работы. Они учатся, четко осознавая, что эта работа не сулит им сверхприбылей и богатства.
Бакалавры и специалисты социальной медицины будут оказывать социально-медицинскую помощь населению, т. е. они являются организаторами-консультантами, менеджерами социально-медицинской защиты пенсионеров, безработных, хронически больных людей, одиноких, многодетных, сирот, инвалидов, лиц, пристрастившихся к алкоголю и наркотикам, а также всех тех, кто попал в кризисную ситуацию экономического, социального или медицинского характера и чей доступ к медицине стал ограниченным. Их конкретные функции весьма многочисленны:
• изучение условий жизни курируемого населения, выявление участков с неполным набором медицинских услуг, а также групп риска, связанного с повышением заболеваемости и социальной напряженности, установление масштабов необходимой для этих групп социальной и медицинской помощи, обеспечение реализации этих масштабов, выявление и восстановление утраченных социальных контактов между обществом и лицами, оказавшимися вне его;
• помощь в поиске места в жизни, поддержка усилий социального плана, направленных на улучшение качества жизни;

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign