LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

4) вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению отраслевых, профессиональных, региональных соглашений и коллективных договоров;
5) созданию профсоюзных организаций на, предприятиях независимо от формы собственности;
6) улучшению информационного и организационно-методического обеспечения системы социального партнерства;
7) развитию территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров, превращению их в центры обобщения и распространения опыта урегулирования коллективных трудовых споров.
40. В целях овладения формами и методами договорного регулирования социально-трудовых отношений Стороны договорились:
• ввести в государственный образовательный стандарт высшего и профессионального образования курс лекций о регулировании трудовых отношений на принципах социального партнерства;
• рассмотреть вопрос о частичном финансировании за счет средств федерального бюджета Академии труда и социальных отношений — базового научного и учебно-методического центра в сфере социально-трудовых отношений и других научных и учебно-методических профсоюзных центров.
41. Стороны признают необходимым обеспечить:
• права профсоюзов и их объединений на уплату членских взносов в безналичной форме в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
• перечисление добровольных платежей и добровольных взносов одновременно с заработной платой.
42. Общероссийские объединения работодателей обеспечивают соблюдение прав и гарантии профсоюзной деятельности, не препятствование созданию и функционированию профсоюзов в организациях независимо от их организационно-правовой формы.
43. Стороны считают необходимым рассмотреть вопрос о ратификации Российской Федерацией Конвенций МОТ согласно приложению 1.
44. Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по статистике проводят постоянный мониторинг качества и уровня жизни россиян по согласованному социальными партнерами перечню показателей и раз в полугодие информируют Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений о ситуации и тенденциях развития социально-экономических показателей согласно приложению 2.
45. В целях освещения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и хода реализации настоящего Соглашения:
• обеспечить регулярную публикацию в «Российской газете» материалов, посвященных развитию системы социального партнерства в России;
• выделить эфирное время на телевидении и радио для распространения информации о деятельности указанной Комиссии, развитии системы социального партнерства и позиции Сторон по обсуждаемым на заседаниях Комиссии вопросам;
• организовать издание ежемесячного информационного бюллетеня «Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений»;
• в 2-недельный срок после подписания настоящего Соглашения опубликовать его текст в «Российской газете».
46. Каждая из Сторон в месячный срок после подписания настоящего Соглашения разрабатывает и представляет в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений мероприятия, необходимые для реализации принятых обязательств.
47. Стороны ежеквартально информируют Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных мероприятиями Сторон по реализации настоящего Соглашения.
48. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон.
49. Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
50. Настоящее Соглашение заключено на 2000-2001 годы и действует до заключения нового соглашения.
51. Общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, не имеющие своих представителей в составе Российской трехсторонней комиссии по регулировании социально-трудовых отношений, имеют право присоединиться к настоящему Соглашению в течение срока его действия.
52. Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров и конфликтов, возникающих в области социально-трудовых и экономических отношений.
Настоящее Генеральное соглашение с протоколом разногласий (приложение 3) подписали 16 декабря 1999 г. в четырех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Генеральному соглашению

Перечень Конвенций МОТ

1. № 42 «О возмещении трудящимся в случаях профессиональных заболеваний» (1936 г.).
2. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1995 г.).
3. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.).
4. № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках» (1974 г.).
5. № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.).
6. № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.).
7. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.).
8. № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» (1992 г.).
9. № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий» (1993 г.).
10. № 175 «О неполном рабочем времени» (1994 г.)
11. № 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996 г.).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Генеральному соглашению

Основные социально-экономические показатели

Валовой внутренний продукт
• млрд.рублей
Инвестиции в основной капитал в процентах к ВВП
Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия* [* ежегодно]
• млрд.рублей
• в процентах к ВВП
Численность постоянного населения* Средняя продолжительность жизни Коэффициент рождаемости Коэффициент смертности Естественный прирост (убыль) населения
• тыс.человек
• на 1000 населения
Денежные доходы в среднем на душу населения Реальные располагаемые денежные доходы Начисленная среднемесячная заработная плата:
• номинальная
• в целом по экономике
• по отраслям экономики
• реальная
Просроченная задолженность по заработной плате
Доля заработной платы в валовом внутреннем продукте
Среднемесячный размер назначенных месячных пенсий (с учетом компенсации)
• номинальный, рублей
• реальный
Прожиточный минимум в среднем на душу населения:
в том числе по социально-демографическим группам населения:
• трудоспособное население
• пенсионеры
• дети
Отношение к прожиточному минимуму:
• среднедушевых доходов
• среднемесячной заработной платы
• среднего размера назначенной месячной пенсии Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, млн.человек
Соотношение в уровнях среднедушевого дохода 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных слоев населения
Индекс потребительских цен
Доля расходов на питание в бюджете семьи
Численность экономически активного населения (на конец периода), млн.человек
Численность занятых в экономике
• млн.человек
• в % к экономически активному населению Распределение занятого населения:
• по статусу*
• по отраслям экономики Общая численность безработных
• тыс.человек
• в процентах к экономически активному населению Численность зарегистрированных безработных:
• млн.человек
• в % к экономически активному населению
Число безработных на одну вакансию, заявленную организациями в органы государственной службы занятости (на конец периода), человек
Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов государственной службы занятости (за период с начала года)
Направлено на профессиональное обучение органами государственной службы занятости
Число регионов с напряженной ситуацией на рынке труда Удельный вес работников, занятых в тяжелых и опасных условиях труда
• в том числе женщин Производственный травматизм
• в том числе со смертельным исходом Профессиональные заболевания по основным видам
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Генеральному соглашению

ПРОТОКОЛ РАЗНОГЛАСИЙ
по Генеральному соглашению
между общероссийскими объединениями профсоюзов,
общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 годы

Мы, представители Сторон общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, действуя на основании Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», подписали настоящий протокол о том, что в ходе коллективных переговоров не было достигнуто согласия по вопросу включения в Генеральное соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 годы следующего предложения общероссийских объединений профсоюзов:
В качестве первоочередных мер по повышению заработной платы работников организаций бюджетной сферы с учетом роста потребительских цен и в целях приближения размеров оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню оплаты труда во внебюджетном секторе предусмотреть:
- исчисление ставок и окладов работников организаций бюджетной сферы исходя из тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, действовавших до 1 апреля 1999 г. и финансирование расходов на оплату труда работников бюджетной сферы с 1 января 2000 года исходя из ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, установленных с учетом этого изменения;
- повышения ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в 1 квартале 2000 года не менее чем в 1,5 раза, а в целом в течение года - в 2 раза.
Приложение 13
СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Москвы, Советом ректоров высших учебных заведений
г. Москвы и Московской области
Советом Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки
на 2000-2001 годы.

1. Общие положения
1.1. Сторонами настоящего Соглашения являются: Правительство г. Москвы как орган исполнительной власти
на территории г. Москвы (в дальнейшем — «Правительство»);
Совет ректоров высших учебных заведений г. Москвы и Московской области как государственно-общественный орган управления высшим образованием в г. Москве, состоящий из руководителей вузов, входящих в Совет ректоров (в дальнейшем -«Совет ректоров»);
Совет Московской городской организации Профессионального союза работников народного образования и науки как представитель работающих и обучающихся в высших учебных заведениях г. Москвы независимо от их отраслевой принадлежности (в дальнейшем — «Профсоюз»).
1.2. Целью заключения данного Соглашения является создание на основе практического внедрения принципов социального партнерства необходимых условий для регулирования трудовых и социально-экономических отношений в области высшего образования в г. Москве.
1.3. Основными задачами данного Соглашения являются:
• Практическое внедрение принципов социального партнерства в систему высшего образования в г. Москве;
• Повышение эффективности работы учреждений системы высшего образования г. Москвы в интересах города;
• Обеспечение устойчивой социальной защиты в соответствии с законодательством РФ, повышение уровня реализации прав и законных интересов работников учреждений высшего образования и студентов г. Москвы.
1.4. Правовой основой данного Соглашения являются:
• Законы РФ №12-ФЗ «Об образовании» в редакции от 13.01.96, №125 -ФЗ от 22.08.96 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,
• Федеральная программа развития образования
• Закон г. Москвы №44 от 22.10.97 «О социальном партнерстве»
• Московское трехстороннее соглашение на 2000 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями предпринимателей (работодателей) от 01.12.99,
• Отраслевое тарифное соглашение по учреждениям образования Российской Федерации на 1998-2000 годы от 21.07.98.
1.5. Стороны берут на себя обязательства по выполнению Московского трехстороннего соглашения в части, касающейся вузов, в объеме своих полномочий.
1.6. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности. Спорные вопросы решаются путем переговоров и консультаций между сторонами.
1.7. Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до момента вступления в силу нового Соглашения.
2. Обязательства в области организации деятельности и развития материально-технической базы высших учебных заведений.
2.1. Стороны совместно:
2.1.1. Участвуют в разработке и реализации:
• Программы «Высшее образование столицы», призванной определить основные приоритеты города в системе высшего образования;
• Городской программы по повышению эффективности использования энерго-, тепло- и водоресурсов и снижению расходов на их оплату путем внедрения ресурсосберегающих технологий.
2.1.2. Подготавливают для внесения в установленном порядке в Московскую городскую Думу предложения о распространении с 1 января 2001 г. на вузы и другие образовательные учреждения г. Москвы, действующих льгот по налогообложению, подлежащих перечислению в бюджет Москвы, исчисляемых с доходов от уставной деятельности вузов, реинвестируемых в учебный, научный и воспитательный процессы (в том числе на заработную плату), поддержание и развитие материальной базы, повышение квалификации и переподготовку работников и решение социальных вопросов учащихся и сотрудников образовательных учреждений.
2.1.3. В целях воспитания и организации творческого и спортивного досуга молодежи и студентов московских вузов проводят работу по подготовке и проведению общегородских мероприятий научно-практического, культурно-просветительного, спортивно-оздоровительного и развлекательного характера, осуществляют их подготовку, финансирование в пределах утвержденных бюджетов и проведение в сроки, устанавливаемые сторонами.
2.2 Правительство:
2.2.1.Осуществляет деятельность по развитию в Москве массового движения профильных студенческих отрядов и по привлечению студентов московских вузов к выполнению необходимых городу работ.
2.2.2. На основе потребности города в специалистах с высшим образованием и с учетом столичного статуса московских вузов определяет долю своего участия (в том числе и финансового) в содержании вузов и развитии их материально-технической базы.
2.2.3. Не допускает отключения вузов от источников тепло-, водо-, и энергоснабжения в случае неполной оплаты ими счетов за коммунальные услуги ввиду отсутствия или недостаточного финансирования этой статьи расходов из бюджета без уведомления за 1 месяц Совета ректоров.
2.2.4. Продолжает практику сохранения действующих тарифов на тепловую и электрическую энергию для вузов как для учреждений, финансируемых из городского бюджета.
2.3. Правительство и Совет ректоров:
2.3.1.Ежегодно определяют потребность предприятий городского хозяйства в молодых специалистах с высшим образованием для предварительной оценки возможности трудоустройства выпускников вузов, желающих работать по специальности на предприятиях и в организациях региона.
2.3.2. Вырабатывают в рамках программы «Вузы — Москве» согласованные меры по более полному и эффективному использованию потенциала московских вузов в интересах города, утверждают перечень наиболее актуальных и перспективных научных разработок для включения их в ежегодную программу.
2.4. Совет ректоров:
2.4.1. Рекомендует осуществить строительство, реконструкцию, техническое оснащение вузовских объектов, внедрение новой техники, в том числе приобретенной за рубежом, при наличии положительного заключения уполномоченных органов о соответствии требованиям охраны труда и экологической безопасности.
2.4.2. Способствует включению представителей технической инспекции труда профсоюза в состав комиссий, принимающих вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые объекты высших учебных заведений, а также комиссий по расследованию несчастных случаев с тяжкими последствиями.
2.5. Совет ректоров и Профсоюз:
2.5.1. Рекомендуют включать в коллективный договор в качестве приложения внутривузовскую программу по повышению эффективности использования энерго-, тепло-, и водоресурсов.
2.5.2. Рекомендуют рассматривать с участием представителей профсоюзных организаций направления расходования и меры по эффективному использованию финансовых средств вуза. Сроки и формы отчетности по финансовым вопросам перед коллективом вуза определяются коллективным договором.
3. Обязательства в области регулирования трудовых отношений и оплаты труда.
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. Разрабатывают предложения для внесения в порядке законодательной инициативы изменений в действующее законодательство по вопросам:
• Поэтапное приближение минимального размера заработной платы работников вузов к величине прожиточного минимума в г. Москве;
• Увеличение заработной платы профессорско-преподавательскому составу и научным работникам вузов;
• Установление для профессорско-преподавательского состава и научного персонала вузов пенсий по возрасту в размере не менее 80% среднего размера оплаты труда.
3.2. Совет ректоров:
3.2.1. Рекомендует при заключении трудовых договоров (контрактов) в обязательном порядке знакомить работника с положениями и условиями Отраслевого тарифного соглашения, настоящего Соглашения, Устава вуза, Правилами внутреннего распорядка и коллективным договором.
3.2.2. Рекомендует фиксировать в коллективном договоре долю бюджета вуза, которая будет использована для решения социальных вопросов в вузе.
3.2.3. Рекомендует включать в коллективный договор (или его приложение) мероприятия по охране труда, обеспечению безопасности жизнедеятельности и выплате компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и выделять средства на эти мероприятия.
3.2.4. Способствует восстановлению во всех вузах в полном объеме службы по охране труда и обеспечению безопасности жизнедеятельности.
419
3.2.5. Рекомендует привести в соответствие с коллективным договором все нормативные акты, приказы и распоряжения, издаваемые в вузе.
3.3. Совет ректоров и Профсоюз:
3.3.1. Способствуют заключению во всех вузах Москвы коллективных договоров, их регистрации с существующим в Москве порядком, выполнению коллективных договоров, организации периодической отчетности перед трудовыми коллективами.
3.3.2. Способствуют разработке и утверждению в каждом вузе Положения об оплате труда с учетом различных видов выплат (в том числе и стимулирующего характера) и оформлению его в качестве приложения к коллективному договору.
3.4. Профсоюз:
3.4.1. Используя свою организационную структуру внутри вуза, знакомит работающих и студентов с Отраслевым (тарифным) соглашением, настоящим Соглашением, Уставом вуза, Правилами внутреннего распорядка и коллективным договором и проводит разъяснительную работу с целью выполнения этих документов.
3.4.2. Осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативно-правовых актов по труду и социальным вопросам силами правовых и технических инспекций профсоюза, уполномоченных доверенных лиц профсоюзных комитетов.
3.4.3. Проводит разъяснительную работу по вопросам трудовых отношений в вузе с работниками юридических и кадровых отделов (управлений) вузов.
3.4.4. Организует и проводит обучение по вопросам охраны труда работников отделов охраны труда и обеспечения жизнедеятельности вузов.
3.4.5. Оказывает членским организациям и членам профсоюза консультативную и правовую помощь по вопросам соблюдения трудового законодательства и социальной защиты, по вопросам охраны труда и обеспечению безопасности жизнедеятельности.
4. Обязательства в области усиления социальной защищенности работающих и обучающихся
4.1. Стороны совместно:
4.1.1. Создают службы содействия занятости в вузах. Разрабатывают типовое положение об этих службах, согласовав его с положением о соответствующих службах Комитета труда и занятости Правительства Москвы.
4.1.2. Оказывают организационно-методическую помощь клубным учреждениям, спортивным организациям, базам отдыха и пансионатам вузов, проводят организаторскую работу по сохранению и развитию загородных детских оздоровительных лагерей, принимают долевое участие в их финансировании, осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и воспитательной работой, проводят обучение педагогического и обслуживающего персонала.
4.1.3. Организуют административно-общественный контроль за работой комбинатов питания (столовых, буфетов и проч.) в вузах, проводят необходимые мероприятия по сдерживанию цен на их товары и услуги.
4.1.4. Совместно с Фондом социального страхования организуют и проводят летние и зимние оздоровительные кампании для студентов и детей работников вузов.
4.2. Правительство:
4.2.1. Рассматривает возможность увеличения студентам вузов, входящих в данное соглашение, размера именных стипендий Мэрии г. Москвы и ежемесячных дотаций остро нуждающимся студентам.
4.2.2. Предоставляет в соответствии с установленным порядком льготы студентам государственных вузов дневной формы обучения по оплате стоимости проезда городским пассажирским транспортом (кроме такси).
4.2.3. Продолжает практику предоставления жилья кадровым работникам вузов — очередникам по месту жительства и месту работы в установленном порядке.
4.3. Правительство и Совет ректоров:
4.3.1. Продолжают работу по передаче жилого фонда, находящегося на балансе вузов в собственность города.
4.3.2. Продолжают работу по выделению и освоению земельных участков для строительства жилых домов и объектов социально-бытового и учебно-производственного назначения с участием инвесторов и определяют соотношение долей жилой площади при её распределении между инвестором, вузом и Правительством г. Москвы.
4.4. Совет ректоров:
4.4.1. Рекомендует не допускать закрытия, перепрофилирования или передачи другим организациям существующих в вузе объектов социальной сферы без рассмотрения этого вопроса совместно с профкомом.
4.5. Совет ректоров и Профсоюз:
4.5.1. Рассматривают возможность и целесообразность использования объектов социальной сферы вуза в качестве межвузовских центров с долевым финансированием.
4.5.2. Совместно с Фондом социального страхования организуют и проводят отдых и круглогодичное санаторно-курортное лечение нуждающихся в нем работников вузов.
4.5.3.Рекомендуют приравнять аспирантов и ординаторов дневной формы обучения по социальным гарантиям к студентам.
5. Обязательства в области обеспечения конструктивного взаимодействия и социального партнерства.
5.1. Стороны совместно:
5.1.1. Официально информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в настоящее соглашение, другим социально-экономическим вопросам.
5.1.2. Обеспечивают представителям сторон возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, не включенных в настоящее Соглашение, но представляющих взаимный интерес.
5.1.3. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров в вузах.
5.3. Профсоюз:
5.3.1. Не выступает организатором забастовок и акций протеста, направленных против сторон настоящего Соглашения, в случае выполнения Правительством Москвы и Советом ректоров обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением и коллективными договорами.
От Правительства От Совета ректоров От Профсоюза
Первый заместитель Председатель Председатель Совета
Премьера Правительства Совета ректоров вузов Московской городской
г. Москвы Москвы и Московской области организации профсоюза
работников народного
образования и науки

Л.И. Швецова И.Б. Федоров С.П. Кузин

Подписано 27.07.2000.

Зарегистрировано в Комитете труда и занятости Правительства г Москвы 31.07.2000 №28
Приложение 14
ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Учебно-тематический план
№ п/п
ТЕМА
Вид занятия
Кол. час.
1.
Политика социального партнерства как особый вид общественных отношений
Лекция
2ч.
2.
Правовые основы социального партнерства: отечественный и мировой опыт
Лекция
2ч.
3.
Социальное партнерство в России: генезис, современные модели и перспективы развития
Лекция Семинар
2ч. 2ч.
4.
Роль властных структур в развитии системы социального партнерства
Лекция Семинар
2ч 2ч
5.
Формирование новых социальных, профессиональных групп, слоев и проблемы согласования их интересов в системе социального партнерства
Лекция Дискуссия
2ч. 2ч
6.
Взаимоотношение объединений предпринимателей, работодателей с профсоюзами и властными структурами в системе социального партнерства
Лекция Дискуссия
2ч 2ч.
7.
Профсоюзы как институт в системе социального партнерства
Лекция Круглый стол
2ч. 2ч.
8.
Деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений: федеральный, региональный, территориальный (местный) уровни
Лекция Практическое занятие
2ч. 2ч.
9.
Технологии подготовки, принятия и реализации коллективных договоров, соглашений
Вводная лекция Деловая игра
2ч. 2ч
10.
Социальное партнерство как механизм становления эффективной экономики
Лекция
2ч.
11.
Социальное партнерство как фактор регулирования рынка труда и занятости населения
Лекция Семинар
2ч. 2ч.
12.
Социальный диалог системы образования, сферы труда и проблемы повышения кадрового потенциала
Лекция

13.
Социальное партнерство как механизм защиты трудовых прав и социальных гарантий
Лекция Круглый стол
2ч. 2ч.
14.
Деятельность социальных партнеров в урегулировании трудовых споров и конфликтов
Лекция Семинар
2ч 2ч
15.
Мировой опыт развития социального партнерства
Лекция
2ч.
16.
Написание реферата
Самостоятельная работа

17.
Социальное партнерство как фактор формирования открытого гражданского общества
Итоговое собеседование — зачет
2ч.
Итого: 60ч.
В том числе: лекции 30 ч.
активные формы занятий - 20 ч.
самостоятельная работа написание рефератов 8 ч.
итоговый контроль 2 ч.
Приложение 15
Учебная программа курса: «Политика социального партнерства»

Тема 1. Политика социального партнерства как особый вид общественных отношений.
Сущность, субъекты и институты социального партнерства. Теоретико-концептуальные основы социального партнерства. Гегемонизм и партнерство.
Основные принципы социального партнерства. Система социального партнерства: объекты, сферы, предметы, средства, методы. Система соглашений, Регулирующие действия, тактика и стихийные факторы социального партнерства.
Модели социального партнерства: трипартизм, бипартизм, многостороннее партнерство.
Тенденции и проблемы развития социального партнерства.
Социальное партнерство как фактор становления открытого гражданского общества.
Тема 2. Правовые основы социального партнерства: отечественный и мировой опыт.
Конвенции Международной организации труда о трехстороннем сотрудничестве, коллективных переговорах, участии трудящихся в управлении, регулировании трудовых прав, отношений и вопросов труда. Конституциональные и законодательные акты зарубежных государств о социальном партнерстве.
Политико-правовые основы социального партнерства в России. Законы РФ о предпринимательской деятельности, коллективных договорах и соглашениях, урегулировании коллективных трудовых споров и конфликтов, профсоюзах, межрегиональных экономических ассоциациях, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Трудовой Кодекс РФ (проект) о социальном партнерстве.
Законодательные акты субъектов РФ о социальном партнерстве.
Система соглашений, коллективных договоров как нормативно-правовая основа социального партнерства.
Тема 3. Социальное партнерство в России: генезис, тенденции и перспективы развития.
Формирование партнерских отношений в дореволюционной России. Советская система коллективно-договорных отношений.
Развитие системы социального партнерства в условиях перехода к рыночным отношениям.
Российский «трипартизм», «бипартизм», многосторонние соглашения, договора; «скрытые» и «открытые» формы договорных отношений. Механизм социального партнерства: переговорный процесс, процедуры согласования интересов, кодификация отношений партнерства, создание постоянно-действующих и временных органов регулирования партнерских отношений, система контроля за выполнением соглашений, деятельность экспертов по оценке соглашений, договоров.
Федеральный, региональный и территориальные уровни социального партнерства.
Социальное партнерство как фактор упрочения и развития федеративных отношений в России.
Тема 4. Роль властных структур в развитии социального партнерства.
Власть как партнерство. Принципы взаимодействия институтов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства. Функции органов государственной власти, местного самоуправления в системе социального партнерства. Законотворческая деятельность.
Сотрудничество властных структур с предпринимателями, работодателями и профсоюзами.
Властные структуры и формирование институциональных органов в системе социального партнерства. Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений: состав, задачи, полномочия и методы деятельности. Информационно-аналитическая деятельность органов власти в сфере социального партнерства. Формирование справочно-информационных данных о социальном партнерстве на федеральном, региональном и территориальном уровнях.
Тема 5. Формирование новых социальных, профессиональных групп, слоев и проблемы согласования их интересов в системе социального партнерства.
Теоретико-концептуальные основы социальной и политической стратификации общества.
Социальная мобильность и структура современного российского общества. Динамика развития различных «секторов», «укладов» в экономике страны, численность работающих в них.
Выявление реальной значимости социально-профессиональных страт на формирование системы социального партнерства и осуществление социально-экономических реформ. Демократические процессы проецирования интересов различных социально-профессиональных групп, слоев во властные структуры и объединения работодателей через систему социального партнерства.
Тема 6. Взаимоотношения объединений работодателей (предпринимателей) с профсоюзами и властными структурами в системе социального партнерства.
Основные этапы формирования объединений работодателей, их организационные структуры. Функции и цели организаций работодателей (предпринимателей) в системе социального партнерства. Типология (классификация) объединений работодателей и их включенность в коллективно-договорное регулирование на федеральном, региональном и территориальном уровнях.
Предпринимательские объединения и профсоюзы: сотрудничество или конфронтация? Методы и механизмы урегулирования спорных вопросов и трудовых конфликтов; выработка общей политики и позиций; заключение коллективных договоров, соглашений и контроль за их выполнением; проблемы разумного баланса интересов. Участие предпринимателей, работодателей в совместных с профсоюзами и властными структурами комиссиях, советах и других формах социального диалога.
Тема 7. Профсоюзы как институт в системе социального партнерства.
Профсоюзы как добровольные объединения граждан (наемных работников). Организационная структура профсоюзов в России. Профсоюзный плюрализм. Классификация (типология) профсоюзов России. Связь профсоюзов с комитетами и фракциями Государственной Думы, Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Неформальные депутатские фракции в законодательных и представительных органах власти Российской Федерации. Участие профсоюзов в управлении фондами государственного страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионными и другими фондами.
Роль профсоюзов в урегулировании трудовых споров, разрешении социальных конфликтов. Право профсоюзов на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, уличных демонстраций, пикетирования в целях защиты социально-трудовых прав и интересов работников. Правоприменительная сфера деятельности профсоюзов в системе социального партнерства.
Международные объединения профсоюзов, в т.ч. в границах СНГ, и их роль в развитии системы социального партнерства. Новые тенденции в мировом профсоюзном движении.
Тема 8. Деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений: федеральный, региональный, территориальный (местный) уровни.
Политико-правовая основа деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Принципы и порядок их формирования.
Основные цели, задачи и права Российской трехсторонней комиссии (РТК). Порядок принятия решения. Координатор РТК, координаторы сторон, члены комиссии, их функции и полномочия. Особенности формирования рабочих групп. Обеспечение деятельности РТК.
Деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в субъектах РФ.
Трехсторонние комиссии в городах, районах (на местном уровне), особенности и пути совершенствования их работы.

Тема 9. Технологии подготовки, принятия и реализации коллективных договоров, соглашений.
Технологии ведения переговоров; примирительных процедур; подготовки и подписания соглашений, коллективных договоров.
Проблемы использования технологий умиротворения (патронажа); создания противовесов; сдерживания; ответного, встречного давления на профсоюзы или объединения работодателей; реорганизации отдельных звеньев системы государственного управления или местного самоуправления.
Применение технологий «раскола по горизонтали» и «по вертикали»; достижения компромисса и консенсуса.
Особенности технологий, применяемых профсоюзами и организациями работодателей во взаимоотношениях с властными структурами.
«Паблик рилейшнз» в системе социального партнерства.
Тема 10. Социальное партнерство как механизм становления эффективной экономики и повышения уровни жизни населения.
Генеральное соглашение о согласованных позициях сторон социального партнерства в области экономической политики, оплаты труда, формирования доходов и повышения уровня жизни населения. Отраслевые, межотраслевые, профессиональные (тарифные), региональные, территориальные соглашения. Регулирование процессов развития экономики. Критерии и методы взаимоувязки соглашений различных уровней в интересах сбалансированного развития экономики регионов и страны в целом. Роль и место социальных партнеров в реализации промышленной политики, поддержке агропромышленного комплекса, укреплении финансового положения, разрешении кризиса неплатежей, обеспечении роста внутреннего валового продукта.
Тема 11. Социальное партнерство как фактор регулирования рынка труда и занятости населения.
Современная ситуация на рынке труда. Изменение отраслевой структуры занятости.
Государственная политика содействия занятости населения. Деятельность государственной службы занятости, государственного фонда занятости. Пути смягчения социальных последствий безработицы.
Роль, место объединений работодателей, предпринимателей и профсоюзов в развитии рынка труда, обеспечении и содействии занятости населения, предотвращении критических ситуаций на рынке труда в отдельных отраслях и регионах.
Анализ соглашений, договоров социальных партнеров о решении проблем занятости, регулировании рынка труда на федеральном, региональном и местном уровнях.
Тема 12. Социальный диалог системы образования,
сферы труда и проблемы повышения кадрового потенциала.
Сущность понятия, принципы и механизм социального диалога в сфере образования РФ.
Формы социального диалога: коллективные договора, соглашения, контракты. Организационные структуры: двух-трехсторонние межведомственные комиссии (советы) по взаимодействию учебных заведений, работодателей, профсоюзов и властных структур в профессиональном образовании, переподготовке и повышении квалификации кадров.
Политика социального партнерства и проблемы развития кадрового потенциала. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Зарубежный опыт развития системы социального диалога сферы образования, труда и общества.
Тема 13. Социальное партнерство как механизм защиты трудовых прав и социальных гарантий.
Трудовые права и гарантии: сущность, содержание. Реформы в сфере защиты трудовых прав граждан: цели, важнейшие направления.
Социальные гарантии: система и принципы их предоставления.
Роль сторон социального партнерства в обеспечении мер по соблюдению трудовых прав и прав граждан на социальную защиту. Формирование государственной системы управления охраны труда. Взаимодействие властных структур, работодателей и профсоюзов в области охраны труда, обеспечение промышленной, экологической безопасности и здоровья работающих. Развитие системы социальной защиты населения и обязательного социального страхования.
Трудовые права, социальные гарантии и социальная ответственность как важнейшие элементы солидаризации общества.
Тема 14. Деятельность социальных партнеров в регулировании трудовых споров и социальных конфликтов.
Коллективные трудовые споры, социальные конфликты как многоплановые явления. Концептуальные представления о природе, причинах и особенностях коллективных трудовых споров, социальных конфликтов. Типология социальных конфликтов.
Деятельность органов государственной власти, местного самоуправления по урегулированию коллективных трудовых споров и конфликтов.
Технологии регулирования социальных конфликтов: диагностика конфликта, переговоры, посредничество, примирение, 432
арбитраж, судебное разбирательство. Механизм принятия решения по урегулированию социального конфликта, коллективного трудового спора.
Роль органов государственной власти, местного самоуправления, организаций работодателей, профсоюзов в предотвращении забастовки; формы и методы их деятельности в ходе забастовки и после ее прекращения.
Тема 15. Мировой опыт развития социального партнерства.
Социально-экономические и политические предпосылки становления и развития социального партнерства. Деятельность Международной организации труда (МОТ) по развитию социального партнерства. Конституции и законодательные акты зарубежных государств о социальном партнерстве.
Модели социального партнерства.
Трехсторонние органы социального партнерства. Участие трудящихся в управлении производством. Социальные пакты. Региональная специфика социального партнерства в зарубежных государствах.
Возможности и перспективы использования мирового опыта развития социального партнерства в российских реалиях.
Тема 17. Социальное партнерство как фактор экономической, политической стабильности и открытого гражданского общества.
Социальное партнерство - основа повышения эффективности взаимоотношений работников, работодателей, органов власти и местного самоуправления.
Социальное партнерство как механизм согласования различных интересов, формирования общности взглядов работодателей, профсоюзов, властных структур по актуальным проблемам социально-экономического и политического развития. Роль институтов социальных партнеров в развитии системы социального партнерства.
Социальное партнерство как важнейшее условие обеспечения социального мира и согласия.
Список источников и литературы.

I. Официальные документы и материалы
Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — М.: ИНФРА. М. — Норма, 1997. 80с.
Гражданский Кодекс Российской Федерации, ч. 1. М.: Издательство БЕК, 1995.240 с.
Гражданский Кодекс Российской Федерации, ч. 2. — М.: ИНФРА — М., 1996. 352 с.
Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. //Российская газета. 1992. 15 марта.
Закон РФ «Об общественных объединениях». // Российская газета. 1995.25 мая.
Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации от 12.05.1995». // Российская газета. 1995. 20 июня.
Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» № 176 — ФЗ от 24 ноября 1995 г. Собрание законодательства Российской Федерации 1995, № 48, ст. 4558. Проект федерального Закона «Трудовой кодекс Российской Федерации». // Российская газета. 1999. 28 апреля.
Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». // Российская газета. 1995. 5 декабря.
Закон РФ «О финансово-промышленных группах». // Российская газета. 1995. 6 декабря.
Закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995». // Российская газета. 1995. 29 декабря.
Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». // Российская газета. 1996. 20 января.
Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». // Российская газета. 1996. 23 января.
Закон РФ «О некоммерческих организациях». // Российская газета. 1996.26 января. 434
Закон РФ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы». 23 февраля 1996г. № 19-ФЗ.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». // Российская газета. 1996. 20 апреля.
Закон РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997. № 134 ФЗ // Российская газета. 1997. 29 октября.
Закон РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)».// Российская газета. 1998.29 июля.
Закон РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» // Российская газета. 1999. 12 мая.
Проект Закона РФ «Трудовой Кодекс Российской Федерации».//Российская газета. 1999. 18 апреля.
Закон РФ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации». //Российская газета. 1999. 21 декабря.
Закон РФ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» //Солидарность. 2000. №5. Февраль.
Закон РФ «Федеральная программа развития образования». //Российская газета. 2000. 15 апреля.
Закон г. Москвы «О социальном партнерстве». // Солидарность. 1997, —№23.

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign