LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3) ассоциации родственников психически больных;
4) объединение специалистов и добровольцев неправительственных структур (благотворительных фондов), которые опекают больных и организуют их контакты и взаимоотношения в рамках «клубных домов».
Первыми появились общественные организации, которые объединяют родителей детей с отклонениями в психическом развитии или страдающих аутизмом. Среди них можно назвать такие, как «Вера и свет», ассоциации «Даун-синдром», «Забота», «Добро», «Родник». Основные задачи, которые решают члены ассоциаций, состоят в поисках способов для эффективной социальной адаптации таких детей в обществе, проведения психолого-педагогической коррекции больных детей, социально-педагогической работы (организации творческой работы в художественных мастерских, занятий музыкой, спортом и т.д.). Кроме того, они пытаются влиять на процесс создания сети центров, школ и лечебно-производственных реабилитационных мастерских, которые бы отвечали нуждам детей, подростков и взрослых с проблемами развития; привлекают внимание общественности и правительства к нуждам детей и взрослых с ограниченными возможностями.
Родственники взрослых психически больных и сами больные также создают свои ассоциации. Наиболее известны московские общественные организации «Острова надежды», «Благотворительный дом "Душа человека"». В настоящее время создается национальная ассоциация потребителей психиатрической помощи. Ее цель заключается в объединении всех региональных общественных организаций (на сегодняшний день их насчитывается 40), координации их деятельности и оказании им методической помощи.
Деятельность общественных объединений потребителей психиатрической помощи весьма разнообразна. Их члены обмениваются информацией о проведении образовательных программ в области психиатрии, обсуждают вопросы бытового и трудового устройства больных, пути решения семейных проблем. Периодически издаются информационные письма и газеты, в которых описывается состояние дел в организациях, освещается не только собственный опыт работы, но и опыт зарубежных ассоциаций, а также в популярной форме — достижения психиатрической науки. Стремясь преодолеть стереотип общественного сознания относительно психически больных, представители общественных организаций выступают по радио, телевидению, распространяют среди населения знания об основных проявлениях шизофрении и других психических заболеваний, обращают внимание общественности на актуальные проблемы организации помощи психически больным. Они регулярно организуют региональные, национальные и международные симпозиумы, основными участниками которых являются члены общественных организаций, социальные работники, психологи, бывшие пациенты и члены их семей. Предметом обсуждения на этих форумах являются вопросы реабилитации больных, поиск новых форм социальной поддержки психически больных и членов их семей, взаимодействие с официальными структурами, обмен накопленным опытом работы.
В рамках служб, существенно дополняющих сеть государственных психиатрических учреждений зарубежных стран, заметную роль в социальной реабилитации психически больных играют различные формы «клубных домов». В их работе участвуют и профессионалы, и психически больные, и члены их семей, и другие заинтересованные лица. Первый «Клубный дом» был создан в США в 1948г., его работа стала особенно активной в конце 70-х годов. К 1986 г. в стране существовало уже 180 клубных домов в 38 штатах. В настоящее время учреждения подобного типа созданы в 16 странах, в отдельных случаях они выступают под названием «социальные клубы». В Москве «Клубный дом» был создан в 1994 г. и стал примером для организации по его типу подобных учреждений в других городах.
«Клубные дома» оказывают помощь в решении вопросов психосоциальной и трудовой реабилитации, организации досуговой деятельности. «Клубные дома» занимаются вопросами обеспечения пищей и средствами к существованию выписанных из стационара, проведением мероприятий по привлечению больных к активной социальной жизни, трудовой реабилитации больных или обучению их новой профессии. Больные проходят специальный курс профессионального обучения, после окончания которого по согласованию с руководителями предприятий устраиваются на работу в условиях обычного производства. Предлагаемая профессиональная ориентация весьма разнообразна — канцелярская работа, работа на компьютере, сбор и обработка статистических данных, создание видеороликов, работа официантом или кассиром и многое другое.
Нередко в реализации реабилитационных программ, выполняемых организациями подобного типа, принимают участие не только специалисты, но и члены семей больных.
Функционирование общественных организаций, как ни одного государственного учреждения, построено на основных принципах реабилитации:
• помощь адресуется не тем или иным специфическим клиническим случаям, а конкретным индивидам с их индивидуальными проблемами;
• взаимоотношения строятся только на эмоциональном вовлечении больного, тесном контакте и желании помочь;
• избегание сугубо медицинского подхода с навешиванием диагностических ярлыков;
• определение естественных социальных ролей и отсутствие дистанции между членами ассоциации.
При создании общественных организаций их члены не руководствуются никакими фиксированными правилами при наборе или отстранении от работы. Главное — гуманистические стандарты, такие, например, как: приспосабливается ли человек к эмоциональным и социальным отношениям и к правилам работы сообщества; способен ли человек внести вклад в продолжение групповой традиции.
Важным фактором, способствующим развитию и поддержке общественных форм помощи в психиатрии, является наличие законодательной основы. В Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусмотрена специальная статья № 46 «Контроль общественных объединений за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи». В Законе отмечена важность деятельности общественных объединений для самих больных и для психиатрических учреждений, определена обязанность администрации этих учреждений оказывать содействие представителям общественных организаций, предоставлять им необходимую информацию, отмечено право общественных организаций обжаловать в суде действия лиц, нарушающих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи. Важным достижением является и введение права представителей общественных объединений быть включенными в состав различных советов, комиссий психиатрических учреждений, органов здравоохранения, создаваемых для контроля за качеством помощи психически больным, условиями их содержания, совершенствования форм работы психиатрических служб.
Важно обеспечение совместной деятельности общественных организаций и государственных психиатрических учреждений по привлечению внимания средств массовой информации, органов здравоохранения, правительственных кругов и общества в целом к современным проблемам психиатрии, изменению негативного образа психически больных и психиатрических учреждений.
Общественные организации психически больных и их родственников могут стать хорошей основой для проведения различных мероприятий по охране психического здоровья.
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В 1992 г. (2 июля) Верховным Советом РФ принят Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [4 Отдельные статьи этого закона см. в приложении.]
. В нем закреплены основополагающие нормы и принципы всего правового регулирования процесса оказания психиатрической помощи в стране. Закон ориентирован на международные правовые нормы оказания психиатрической помощи, соблюдение гражданских прав больного, признание его как личности, способной самостоятельно распоряжаться своей судьбой, или обеспечения опеки и защиты государства при неспособности больного к самостоятельной жизни.
Психиатрическая и социально-реабилитационная помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и предоставляется бесплатно. Главным принципом оказания психиатрической помощи является ее добровольность. Несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия родителей или опекуна.
Недобровольные меры психиатрической помощи (психиатрическое освидетельствование, госпитализация в психиатрический стационар, медикаментозное лечение без согласия пациента и др.) могут быть применены лишь к лицам с тяжелыми психическими расстройствами, которые обусловливают: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или б) его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
Психически больные имеют право на защиту законных интересов со стороны психиатрических лечебных и социальных учреждений, в которых они наблюдаются или лечатся. За пациентами стационаров (интернатов) сохраняются все их гражданские права. Специалисты, оказывающие психиатрическую помощь, не вправе разглашать какие-либо сведения о своем подопечном. Исключение составляют случаи, когда больной находится под следствием и запрос о состоянии его здоровья подписан следователем прокуратуры.
Психически больные имеют право на сохранение родительских прав в случаях, когда их неправильное поведение в отношении детей, аморальное или антиобщественное поведение могут являться проявлением душевного заболевания.
Дополнительно к тем конституционным и законодательным правам, которыми пользуются все граждане нашей страны, лицам, страдающим психическими расстройствами, предоставляются льготы. Они имеют право пользования дополнительной (отдельной) комнатой, широкими льготами по бесплатному лекарственному обеспечению, социальным обслуживанием.
В законе предусмотрено обеспечение социально-бытового и трудового устройства психически больных. Установлены обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами; применяются методы экономического стимулирования для предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих рабочие места для лиц, страдающих психическими расстройствами.
Нередко больному в силу его психического состояния трудно самостоятельно отстаивать свои права или он не способен это сделать во время своей длительной госпитализации. В последние годы случаи злоупотреблений и мошеннических действий в отношении психически больных участились. Поэтому для них большое значение имеет право на помощь адвоката, юридической консультации, а также прокурорского надзора за соблюдением прав при оказании психиатрической помощи как в добровольном, так и, что особенно важно, в недобровольном порядке.
Отдельные статьи законодательства не всегда исполняются в связи с тяжелым социально-экономическим положением в стране (в первую очередь в отношении трудоустройства психически больных), некоторые нуждаются в дальнейшем совершенствовании и уточнении. Но в целом принятие закона значительно повысило защищенность как самих психически больных, так и лиц, которые оказывают им психиатрическую и социальную помощь.
ПРОБЛЕМА СТИГМЫ

Общественное мнение традиционно склонно относить к психическим болезням психозы, при которых у больного возникают качественно новые свойства психики, отличающие его от психически здорового человека. В представлении широкого круга людей держится образ сумасшедшего — неизлечимо больного человека, высказывающего нелепые идеи и совершающего бессмысленные, опасные для окружающих поступки. Такие больные непонятны, непредсказуемы для общества и поэтому психологически им отторгаются, социально дистанцируются. Стигма — это исключение из социума определенных групп лиц на основании их непохожести на большинство представителей общества. Дословно термин «стигма» означает «метка», «клеймо», которое в Древней Греции ставили на теле рабов или преступников.
Стигма — широко распространенное явление. Общество защищает себя от других, непохожих на себя. Это могут быть не только психически больные, но и люди с разными физическими дефектами или представители национальных меньшинств.
Стигматизация в определенной мере предопределена биологически — животные изгоняют из стаи особей, которые чем-либо отличаются от всех. Стигма — устойчивое труднопреодолимое убеждение. Уровень и формы стигмы меняются в зависимости от степени цивилизованности общества и его культуры, господствующих на каждый исторический момент мифов и представлений. История знает примеры, когда с душевнобольными обращались либо как с представляющими угрозу для социальной системы, либо рассматривали их как инструмент для поддержания системы (например, посредством эксплуатации их труда). Бывали времена, когда общество избавлялось от психически больных физическими мерами, с помощью инквизиции. Так было в Средние века и в наше время — в условиях фашистской оккупации.
В современном обществе большую роль в поддержании стигмы психических расстройств играют средства массовой информации. Представляя общественности узкосфокусированные истории, основанные на избирательном восприятии ситуации, они усиливают негативное отношение и формируют стереотипы. В конце 80-х годов прошлого века в России средствами массовой информации была развернута широкая антипсихиатрическая кампания, которая имела для психиатрии разнополюсные последствия. В частности, к сожалению, нагнетаемый журналистами резко негативный образ психиатрии и психиатров привел к заметному (более чем на 30%) уменьшению первичных обращений за психиатрической помощью. В настоящее время художественные телефильмы пестрят образами психически больных людей. Причем персонажи выступают или в виде маньяков-убийц или, что бывает реже, великих мучеников в руках садистов-врачей. Такие «произведения искусства» могут только усугубить и без того значительную стигматизацию психически больных, усилить их дискриминацию.
Между тем отношение в обществе к психическим расстройствам и психически больным во многом определяет особенности клинической картины заболевания и поведения больного, эффективность лечебно-реабилитационных мероприятий. Оно, несомненно, влияет на формирование государственной политики в отношении психиатрии и развития психиатрической службы.
Психически больные люди также склонны к самостигматизации. В каждом человеке сидит страх потерять разум, и когда психическое расстройство действительно возникает, это неизменно приводит к мощным негативным переживаниям. Больной испытывает чувство стыда, желание скрыть от окружающих наличие заболевания, уединиться, максимально ограничить социальные контакты, чтобы избежать отрицательных эмоций. Родственники больного также стремятся утаить наличие психического расстройства, чтобы не повредить больному и не вызвать неприятие обществом всей семьи. Как считает Т. J. Scheff, стереотипы восприятия «безумия», вероятно, вырабатываются в детстве и постепенно закрепляются, зачастую неумышленно, в процессе обычных социальных взаимодействий.
Необходимо учитывать, что психиатры и другие специалисты, работающие в психиатрии, также способствуют стигматизации психически больных, если вместо медицинских терминов при общении с больными употребляют вульгаризмы, например «шизофреник», «идиот», относятся к ним с позиций превосходства и патернализма.
Длительность контакта с психиатрической службой, повторные госпитализации, инвалидность, потеря друзей и семьи усугубляют стигматизацию. Утрата чувства самоуважения, веры в выздоровление, социальная дезадаптация, столкновение с фактами дискриминации рассматриваются как определяющие факторы формирования стигматизации у больных.
Какие пути дестигматизации могут быть использованы профессионалами — психиатрами и социальными работниками?
Прежде всего это широкое использование средств массовой информации с целью изменения социального сознания и отношения к психическим расстройствам. Большую пользу могут принести правильно построенные информационно-образовательные программы, издание научно-популярных книг, журналов, информационных брошюр. Они должны быть ориентированы на больных, их родственников, а также на разные социальные группы — студентов, журналистов, представителей органов власти и правопорядка и т.д. Информационные пакеты можно распространять в учебных заведениях, на производствах, в учреждениях социального обслуживания.
Пройдя обучение, больные и члены их семей, в свою очередь, также могут стать носителями достоверной информации о сути психических заболеваний, социальных, медицинских, экономических и психологических проблемах психически больных, возможностях психофармакологической и социально-реабилитационной помощи. Катализаторами программ по дестигматизации наравне с профессионалами могут выступать общественные организации психически больных и их родственников, а их помощниками — политические и общественные деятели в сфере искусства, литературы, музыки, спорта; журналисты, священнослужители, ученые и педагоги; руководители в сфере бизнеса и финансов.
Еще одним наиболее очевидным способом расширения знаний о природе и проявлениях психических расстройств, изменения стереотипов, искаженного восприятия образа психически больного, его пугающего поведения, раскрытия истоков негативной общественной установки является образование.
Для привлечения внимания общества к наболевшим вопросам психиатрии необходимо широко использовать все имеющиеся возможности: публикации в средствах массовой информации и научных журналах, проведение пресс-конференций, выступления по радио и телевидению, обращения к населению во время церковной службы, организация открытых уроков в средних и высших учебных заведениях. Изменению негативного образа могут помочь и выставки творческих работ лиц, имеющих нарушения психического здоровья.
Профессионалы и потребители психиатрической помощи должны принимать участие в формировании государственной политики в области психического здоровья населения, больных, в планировании деятельности служб медико-социальной помощи психически больным, совершенствовании законодательных актов в области психиатрии. Потребители знают, что им нужно для выживания в современном обществе, они способны тонко улавливать и достаточно точно определять собственные нужды с точки зрения удовлетворения жизненных потребностей и охраны здоровья.
Важно, чтобы специалисты, имеющие отношение к психически больным, изменили собственное отношение, стали активными защитниками людей с психическими расстройствами, отслеживали случаи дискриминации и пресекали их. Для профессионалов проблема дестигматизации охватывает и качество оказания помощи, устранение барьеров, которые лежат перед потребителями.
Социальные работники должны активно расспрашивать у клиентов о фактах дискриминации, унижения или предубеждения (оскорбления в учебном заведении, на работе, в семье). Поняв источник негативных переживаний подопечного, легче преодолеть возникшие трудности. Важно изменять самосознание больного, используя психотерапевтические методы, научить его преодолевать стигматизацию.
Задача профессионалов — изменение себя, среды, окружающей человека с психическими заболеваниями, и его самого таким образом, чтобы стало возможным включение его во все аспекты общественной жизни, обеспечение ему полноправного доступа ко всем материальным и духовным благам и, главное, психологическое принятие его таким, каков он есть.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятий «психосоциальная работа», «психотерапия», «социотерапия».
2. Каковы основные направления психосоциальной работы?
3. Назовите основные методы и задачи индивидуальной и групповой психосоциотерапии.
4. В чем состоят и чем определяются лечебные факторы психотерапевтической группы?
5. Охарактеризуйте методы и возможности поведенческой психотерапии.
6. Какова роль семьи в реабилитации психически больного?
7. Сформулируйте задачи социальной работы с семьей.
8. Какие методы применяются в работе с родственниками психически больных?
9. Какова роль профессиональных общественных организаций в обеспечении социальной помощи психически больным?
10. Перечислите задачи и принципы работы непрофессиональных общественных организаций.
11. Какие социальные льготы предоставляются психически больным?
12. Что такое недееспособность?
13. Кто может быть опекуном психически больного человека?
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [5 Приводятся отдельные статьи и выдержки из них.]

«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Статья 5. Права лиц, страдающих психическими расстройствами

(1)Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.
(2) Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на:
— уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;
— получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;
— содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения.
(3) Ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается.
Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Статья 7. Представительство граждан, которым оказывается психиатрическая помощь
(2) Защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет и лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при оказании им психиатрической помощи осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны), а в случае их отсутствия — администрация психиатрического стационара либо
психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения.
(3) Защиту прав и законных интересов гражданина при оказании ему психиатрической помощи может осуществлять адвокат.

Статья 16. Виды психиатрической помощи и социальной защиты, гарантируемые государством
(1) Государством гарантируются: неотложная психиатрическая помощь; консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях; все виды психиатрической экспертизы, определение временной нетрудоспособности; социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами; решение вопросов опеки; консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях; социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами, а также уход за ними; обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами; психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах.

Статья 19. Право на деятельность по оказанию психиатрической помощи
(2) Иные специалисты (не врачи-психиатры) и медицинский персонал, участвующие в оказании психиатрической помощи, должны в порядке, установленном законодательством РФ, пройти специальную подготовку и подтвердить свою квалификацию для допуска к работе с лицами, страдающими психическими расстройствами.

Статья 22. Гарантии и льготы врачам-психиатрам, иным специалистам, медицинскому и другому персоналу, участвующим в оказании психиатрической помощи
Врачи-психиатры, иные специалисты, медицинский и другой персонал, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, занятых деятельностью в особых условиях труда, а также подлежат обязательному государственному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей.

Статья 42. Основания и порядок помещения несовершеннолетних в психоневрологическое учреждение для специального обучения
Основаниями для помещения несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет, страдающего психическим расстройством, в психоневрологическое учреждение для специального обучения являются заявление его родителей либо иного законного представителя и обязательное заключение комиссии, состоящей из психолога, педагога и врача-психиатра. Заключение должно содержать сведения о необходимости обучения несовершеннолетнего в условиях специальной школы для детей с нарушением интеллектуального развития.
Статья 44. Перевод и выписка из психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения
(1) Основанием для перевода лица из психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения в аналогичное учреждение общего типа является заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра об отсутствии медицинских показаний к проживанию либо обучению в специализированном психоневрологическом учреждении.
(2) Выписка из психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения производится:
— по личному заявлению лица при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья лицо способно проживать самостоятельно;
— по заявлению родителей, иных родственников или законного представителя, обязующихся осуществлять уход за выписываемым несовершеннолетним в возрасте до 18 лет либо за лицом, признанным в установленном законом порядке недееспособным.

Статья 45. Контроль и прокурорский надзор за оказанием психиатрической помощи
(1) Контроль за деятельностью учреждений и лиц, оказывающих психиатрическую помощь, осуществляют органы местного самоуправления.
(2) Контроль за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений осуществляют федеральные, республиканские (республик в составе Российской Федерации), автономной области, автономных округов, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга органы здравоохранения, социального обеспечения и образования, а также министерства и ведомства, имеющие такие учреждения.
(3) Надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации, прокурорами республик в составе Российской Федерации и подчиненными им прокурорами.

Статья 46. Контроль общественных объединений за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи
(1) Общественные объединения врачей-психиатров, иные общественные объединения в соответствии со своими уставами (положениями) могут осуществлять контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан по их просьбе или с их согласия при оказании им психиатрической помощи. Право посещения психиатрических и психоневрологических учреждений должно быть отражено в уставах (положениях) этих объединений и согласовано с органами, в ведении которых находятся психиатрические и психоневрологические учреждения.
Приложение 2
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

13.02.1995г Москва № 27


.

О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь [6 Приводятся выдержки.]


В целях реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в части обеспечения гарантированных государством видов психиатрической помощи:

1. УТВЕРЖДАЮ:
1.1. Штатные нормативы дневных (ночных) стационаров (отделений, палат), действующих в качестве отдельных структурных подразделений в составе психоневрологических (психиатрических) учреждений (приложение 1).
1.2. Штатные нормативы ночных стационаров (отделений, палат), организованных на базе дневных стационаров в составе психоневрологических (психиатрических) учреждений (приложение 2).
1.3. Штатные нормативы медицинского, фармацевтического, педагогического и иного персонала психиатрических больниц, отделений, палат (приложение 3).
1.4. Штатные нормативы медицинского, фармацевтического, педагогического и иного персонала психоневрологических диспансеров, отделений, кабинетов (приложение 4).
1.5. Штаты персонала общежитии для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи (приложение 5).
Приложение 1
ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ

медицинского и иного персонала дневных (ночных) стационаров (отделений, палат), действующих в качестве отдельных структурных подразделений в составе психоневрологических (психиатрических) учреждений
2.3. Должности инструкторов по трудовой терапии устанавливаются только в дневных стационарах из расчета 1 должность на 25 мест.
4.2. Должности социальных работников устанавливаются только в дневных стационарах из расчета 1 должность на 50 мест.

Приложение 3
ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ

медицинского, фармацевтического, педагогического и иного персонала психиатрических больниц, отделений, палат

2.8. Должности инструкторов по трудовой терапии (занятости) устанавливаются из расчета 1 должность на 25 психиатрических коек.
2.16. Должности медицинских сестер социальной помощи устанавливаются из расчета 1 должность на 300 коек.
7.2. Должности социальных работников устанавливаются из расчета 1 должность на 50 коек.

Приложение 4

ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ

медицинского, фармацевтического, педагогического и иного персонала психоневрологических диспансеров, отделений, кабинетов
1.2.3. Должности медицинских сестер социальной помощи устанавливаются из расчета 2 должности на 5 должностей участковых врачей-психиатров, участковых подростковых врачей-психиатров, участковых детских врачей-психиатров.
1.7.2. Должности специалистов по социальной работе устанавливаются из расчета 1 должность на 75 тысяч населения.
1.7.3. Должности социальных работников устанавливаются из расчета 1 должность на каждый участок.
Должности социальных работников могут вводиться вместо должностей медицинских сестер социальной помощи.
2.1. Должности медицинских сестер социальной помощи в штате отделения устанавливаются соответственно должностям участковых врачей-психиатров (в том числе подростковых и детских) в пределах численности должностей среднего медицинского персонала, полагающейся по штатным нормативам амбулаторно-поликлиническим учреждениям (подразделениям), подведомственным соответствующим органам здравоохранения, и диспансерному психоневрологическому отделению (включая должности, предусмотренные для него п. 1.2.3).

Приложение 5
ШТАТЫ
персонала общежитии для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи
3.1. Должности воспитателей устанавливаются из расчета 1 должность на 10 мест в общежитии.
3.2. Должность социального работника устанавливается из расчета 1 должность на 100 мест.


Приложение 3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ


от 30.10.1995 г. № 294
Приложение 3
Тарифно-квалификационные характеристики по должности «специалист по социальной работе», участвующий в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи

9—12 разряды

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Занимается повышением уровня социальной адаптации пациентов, формированием у них ответственности за свое социальное поведение, разработкой мероприятий по их социальной защите и поддержке. Разрабатывает систему социальной реабилитации пациентов, получающих помощь в учреждении; их трудового и бытового устройства. Определяет формы работы по улучшению социального функционирования пациентов в различных социальных группах (семья, школа; неформальные группы, производственный коллектив и др.). Вырабатывает совместно с врачом индивидуальные планы социальной реабилитации пациентов. Организует и осуществляет совместно с социальными работниками, врачами, психологами мероприятия по созданию терапевтической среды, терапевтических сообществ пациентов, групп по интересам, проведению клубной работы. Осуществляет индивидуальную и групповую работу с пациентами, направленную на улучшение их социальной адаптации, проводит тренинг коммуникативных навыков. Организует мероприятия по социально-правовой защите пациентов. Организует взаимодействие учреждения с государственными, общественными и частными организациями, в т.ч. оказывающими социальную помощь, средствами массовой информации и населением с целью формирования адекватного отношения к лицам, страдающим психическими расстройствами. Осуществляет консультативную и организационно-методическую помощь социальным работникам учреждения.
Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к специалисту, владеть современными методами социальной работы и иметь сертификаты на право их использования, участвовать в разработке новых технологий социальной работы, в работе по освоению передового опыта социальных работников в учреждении.
Должен знать Декларацию прав и свобод человека, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Кодекс законов о труде Российской Федерации, социологии, организацию социальной помощи и социальной защиты населения, социальную психологию, психологию труда, методы создания безопасных условий труда, психогигиену, психопрофилактику, основы врачебно-социальной экспертизы и трудового устройства лиц, страдающих психическими расстройствами, в том числе инвалидов, этику и деонтологию.
Должен быть хорошо ориентирован в основах дефектологии, психопатологии, профпатологии, профориентации, профессионального обучения и переобучения, трудовой терапии и терапии занятостью.

Приложение 4
ПОЛОЖЕНИЕ
о специалисте по социальной работе, участвующем в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Специалист по социальной работе — специалист с высшим образованием по специальности «социальная работа»; владеющий методами индивидуальной и групповой работы с пациентами по их социальной адаптации, тренингу коммуникативных навыков, методами социально-правовой защиты пациентов, методами взаимодействия с организациями, оказывающими социальную помощь, осуществляющий организационно-методическую помощь социальный работникам.
1.2. В своей работе руководствуется Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», другими нормативными документами Российской Федерации по вопросам охраны здоровья населения и настоящим Положением.
1.3. Подчиняется руководителю учреждения или его заместителю.
1.4. Назначается и увольняется в соответствии с действующим законодательством и условиями контракта.

2. ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

2.1. По направлению врача организует индивидуальную и групповую работу с пациентами, направленную на улучшение их социальной адаптации, тренинг коммуникативных навыков, проведение мероприятий по социально-правовой защите пациентов, взаимодействие учреждения с организациями, оказывающими социальную помощь.
2.2. Совместно с врачом разрабатывает индивидуальные планы социальной реабилитации пациентов.
2.3. Совместно с врачом, психологом и социальным работником создает терапевтическую среду, терапевтические сообщества пациентов, группы по интересам, осуществляет клубную работу.
2.4. По направлению врача занимается повышением уровня социальной адаптации пациентов, формированием у них ответственности за свое социальное поведение, разрабатывает и организует мероприятия по их социальной защите и поддержке, их трудовому и бытовому устройству.
2.5. Определяет формы работы социальных работников по улучшению социального функционирования пациентов в семье, школе, неформальных группах, производственных коллективах и др.
2.6. Организует взаимодействие учреждения со средствами массовой информации и населением с целью формирования адекватного отношения к лицам, страдающим психическими расстройствами.
2.7. Организует учебу и осуществляет консультативную и организационно-методическую помощь социальным работникам учреждения.
2.8. Оформляет документацию установленного образца в соответствии с требованиями Минздравмедпрома России.
2.9. Повышает свою квалификацию по специальности на циклах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.
2.10. Внедряет в практику современные методы социальной работы.

3. ПРАВА СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

3.1. Принимает участие в совещаниях, научно-практических конференциях врачей, психологов, специалистов по социальной -работе, социальных работников.
3.2. Вступает в различные общественные и профессиональные организации.
3.3. Проводит в установленном порядке экспертизу качества социальной работы, проводимой специалистами.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Несет административную и юридическую ответственность за последствия своих действий и высказываний в отношении пациентов и их родственников в соответствии с действующим законодательством.


Приложение 4

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ

28.07.1997г. Москва № 226

О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи

В целях реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.92 №3185—1 и Федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995—1997 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.95 № 383,

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Ввести в действие:
1.1. Положение о подготовке специалистов по социальной работе (Приложение 1).
1.2. Программу непрерывного обучения и примерные тематические учебные планы подготовки по социальной работе (Приложение 2).
2. Государственному научному центру психиатрии и наркологии, Государственному научному центру социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского, Научно-исследовательскому психоневрологическому институту имени М. В. Бехтерева, Архангельской государственной академии:
— обеспечить профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов по социальной работе для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь в период до 2000 года в соответствии с потребностью, предусмотренной Федеральной целевой программой «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)».
3. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации:
3.1. Использовать в своей работе положения, утвержденные настоящим приказом;
3.2. Изучить потребность и сформировать заказ средним медицинским образовательным учреждениям для подготовки необходимого числа социальных работников со средним специальным образованием для работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаю на Первого заместителя министра А. М. Москвичева.

Министр Т. Б.Дмитриева

Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о подготовке специалистов по социальной работе

1. Данный вид подготовки состоит из двух основных разделов:
1.1. Подготовка студентов по специальности социальная работа на факультетах социальной работы медицинских вузов, в университетах и иных высших образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.
1.2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов по социальной работе для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь в соответствии с основными требованиями к данному виду подготовки, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации. Образовательные учреждения должны иметь соответствующую государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности.
2. Перечень медицинских вузов для подготовки специалистов по социальной работе на факультетах социальной работы, перечень медицинских, научных и высших образовательных учреждений для дополнительной подготовки, профессиональной переподготовки повышения квалификации специалистов по социальной работе, программы непрерывного обучения и примерные тематические учебные планы подготовки по социальной работе утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
3. Профессиональная переподготовка по социальной работе специалистов, получивших высшее образование по социальной работе, для работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, осуществляется по индивидуальному плану с зачетом дисциплин (часов), входящих в структуру профессионального образования.
Индивидуальный план обучения составляется таким образом, чтобы освоение дисциплин, входящих в раздел базовой подготовки (общепрофессиональным дисциплинам по социальной работе, общепсихологическим и общемедицинским дисциплинам), проводилось на начальных этапах обучения.
Далее проводится повышение квалификации по социальной работе с расчетом последующей деятельности специалистов в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь. Теоретическая подготовка проводится в течение всего времени и включает в себя освоение основных разделов социальной работы. Практическая подготовка на разных этапах обучения осуществляется в учреждениях, подразделениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь (психиатрическая клиника, психоневрологический диспансер, психотерапевтический кабинет). Личностно и профессионально ориентированные тренинга проводятся в течение всего срока обучения. Для реализации плана и обеспечения качества подготовки специалиста назначается руководитель, который принимает непосредственное участие в обучении и несет персональную ответственность за реализацию учебного плана, осуществляет мероприятия по личностной и психологической поддержке обучаемого. Обучение по программе должно быть ориентировано на активную самостоятельную работу обучаемого, продолжительность которой может составлять до 50 процентов всего времени обучения. По окончании обучения при положительном заключении руководителя, который обобщает результаты подготовки, обучаемый проходит проверочные испытания и получает свидетельство (диплом) об окончании профессиональной переподготовки по социальной работе для последующей деятельности в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь.
4. Для лицензирования учреждений, проводящих профессиональную переподготовку специалистов по социальной работе, включая научно-исследовательские учреждения, необходимо:
— наличие программ и тематических учебных планов, разработанных в соответствии с основными требованиями дополнительной подготовки специалиста по социальной работе;
— наличие квалифицированных педагогических и научных кадров в области социальной работы (специалистов по социальной работе по базовому образованию);
— наличие условий для проведения учебного процесса в соответствии с современными требованиями к его организации и возможностям проведения подготовки на собственных и иных (по договорам) клинических базах;
— собственные возможности учреждения в целом должны обеспечить не менее 70 процентов программы обучения по социальной работе. 5. В структуру этих учреждений входит:
— приемная комиссия;
— факультет социальной работы или другое образовательное подразделение;
— наблюдательный совет и экзаменационная комиссия. В ходе подготовки решения о приеме на обучение приемная комиссия учреждения изучает уровень подготовки кандидата с учетом его базового образования; поступающий на обучение представляет в приемную комиссию диплом о высшем образовании с указанием пройденных дисциплин.
6. На основе заключения приемной комиссии руководитель разрабатывает индивидуальный план прохождения подготовки, при необходимости — с привлечением (по договорам) иных образовательных и лечебно-профилактических учреждений России и других стран, имеющих право на проведение подготовки специалистов по социальной работе.
7. После утверждения индивидуального плана администрация учреждения заключает с обучающимся договор на проведение обучения, в котором указываются:
— сроки подготовки;
— перечень изучаемых курсов и дисциплин;
— перечень учреждений, в которых проводится подготовка;
— этапы проведения подготовки.
8. Качество подготовки обеспечивается деятельностью наблюдательного совета, состоящего из специалистов (ученых, практиков и организаторов) в области медицинской психологии и базовых дисциплин (психиатрия, психотерапия, психология и др.). Совет работает на контрактной основе и выполняет следующие функции:
— наблюдение за выполнением учебного плана в соответствии с основными требованиями к дополнительной подготовке специалиста по социальной работе, для чего не реже двух раз в год проводится экспертиза обучения;
— участие в разрешении спорных вопросов при проведении проверочных испытаний;
— экспертиза подготовки на этапе завершения обучения на предмет его соответствия учебному плану по продолжительности и основным требованиям к дополнительной подготовке специалиста по социальной работе;
— экзаменационная комиссия в составе ведущих специалистов учреждения по приказу администрации учреждения проводит вступительные и выпускные проверочные испытания (экзамены);
— свидетельство (диплом) об окончании профессиональной переподготовки специалиста по социальной работе выдается администрацией учреждения.
Литература для углубленного изучения

Аведисова А. С., Бородин В. И., Чахаева В. О. Психические расстройства с точки зрения психически больных и здоровых // Российский психиатрический журнал. — 2000. — № 6.
Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. — Ростов н/Д., 1996.
Андрианов В., КотровскийА. Службы медицинские, службы социальные:
грани взаимодействия // Социальная работа. — 1994. — № 2.
Ануфриев А.К., Либерман Ю.И., Остроглазое В.Г. Глоссарий психопатологических синдромов и состояний. — М., 1990.
Белов В. П. Психиатрический и социальный аспект некоторых заболеваний желудочно-кишечного тракта // Нарушения нервной системы и психической деятельности при соматических заболеваниях. — М., 1979.
Богданович В. И. Психокоррекция в повседневной жизни. — СПб., 1995.
Бурно М.Е. Терапия творческого самовыражения. — М., 1989.
Вайс Дж. Как работает психотерапия. — М., 1998.
Вид В.Д. Бригадный подход в современной психиатрической практике и его функциональное структурирование // Социальная и клиническая психиатрия. — 1995. — Т. 5. — Вып. 3.
Вулис Р. Если ваш близкий страдает душевной болезнью: Руководство для членов семьи, друзей и социальных работников. — М., 1998.
Гельдер М., Тэт Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии. — Киев, 1999.
Голдберг Д., Хаксли П. Распространенные психические расстройства. Биосоциальная модель. — Киев, 1999.
Грюсс У. От многомерного психиатрического диагноза к многомерной терапии. Зачем психиатрии нужны психологи и социальные работники? // Социальная и клиническая психиатрия. — 1996. — Т. 6. — Вып. 2.
Губачев Ю.М., Стабровский Е.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. —Л., 1981.
Гурович И.Я., Голланд В.Б., Зайченко Н.М. Динамика показателей психиатрической службы России (1994—1999 гг.). — М., 2000.
Гурович И.Я., Сторожакова Я.А. Социальная психиатрия и социальная работа в психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. — 1998. — №4.
Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Немиринский О.В. Социальная работа в психиатрических учреждениях: (Задачи и основные направления): Учеб. метод, пособие. — М., 1995.
Гусева Н.К. Основные направления работы врача-реабилитолога: Метод. рек. — Н.Новгород, 1997.
Дементьева Н.Ф. Перспектива реабилитационной ориентации центров социального обслуживания // Медико-соц. экспертиза и реабилитация. — 1999. — № 2.
Дементьева Н.Ф., Доценко Н.М., Беляев В. П., Жук И.А., Шаталова Е. Ю., Петрова В. И. Совершенствование медицинской помощи лицам старших возрастов в начальном периоде адаптации в домах-интернатах: Метод, рек. — М., 1988.
Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. — М., 1991.
Добжанский Т. Вопросы внутренней патологии у психически больных: Пер. с польск. — М., 1973.
Дыскин А. А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. — М., 1996.
Жариков Н. М., Шумаков В. М. Оценка общественной опасности больных шизофренией по данным эпидемиологических исследований // Журн. невропат, и психиатр, им. С.С.Корсакова. — 1995. — № 2.
Завиршек Д. Социальные инновации. Новая парадигма социальной работы в Центральной Европе // Социальная политика и социальная работа. — 1997. — № 2, 3.
Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантии граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 года № 3185-1 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета. — 1992. — № 33.
За пределами ухода в сообществе / Под ред. Шуламит Рамон (Великобритания). — Киев, 1996.
Зозуля Т. В. Центр социального обеспечения как возможная организационная модель оказания психиатрической помощи лицам старческого возраста // Актуальные вопросы психиатрии. — Тбилиси, 1995.
Зозуля Т. В., Ротштейн В. Г., Сулицкий А. В. К проблеме распространенности и выявляемости психических расстройств: Обзор // Журн. невропат. и психиатр, им. С.С.Корсакова. — 1994. — № 4.
Зозуля Т. В., Ястребов В. С., Степанова А.Ф. Социальная реабилитация психически больных в амбулаторных условиях // Журн. невропат, и психиатр, им. С.С.Корсакова. — 2000. — № 3.
Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. - СПб., 1998.
Кабанов М.М. Реабилитация психически больных в меняющемся мире // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. — 1995. - № 3, 4.
Казаковцев Б. А. Социально-трудовая реабилитация психически больных в России: история и перспективы // Реформы службы психического здоровья, проблемы и перспективы. — М., 1997.
Казаковцев Б. А., Сидоркова Д.Ф., Мурашова Е.И., Моисеенко А. П., Толмачева М. В. Организация и проектирование внебольничных учреждений и подразделений, оказывающих психиатрическую помощь в регионах России. — М., 1999.
Каннабих Ю.В. История психиатрии. —Л., 1929.
Каплан Г. И., Сэдок Б.Дж. Клиническая медицина. — М., 1984.
Каркас И. Организация психиатрической помощи, профилактика психических заболеваний и правовые аспекты госпитализации психически больных в Федеративной Республике Германия // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 1993. — № 1.
Квасенко А. В., Зубарев Ю. Г. Психология больного. — Л., 1980. Киселев А. К., Жариков Н. М., Иванова А.Е., Яцков Л. П. Психическое здоровье населения. — Владивосток, 1993.
Кискер К., Фрайберг Г., Розе Г. Психиатрия, психосоматика, психотерапия: Пер. с нем. — М., 1999.
Ковалев В. В. Соматический и психосоматический аспекты депрессий у больных общесоматической практики // Депрессии в амбулаторной и общесоматической практике: (Вопросы диагностики и терапии): Сб. трудов МНИИП МЗ РСФСР. - М., 1984.
Комментарий к законодательству Российской Федерации в области психиатрии. — М., 1997.
Кондрашенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. — Минск, 1997. Красик Е.Д. Психическое здоровье общества и реабилитация психически больных // Социальная и клиническая психиатрия. — 1992. — Т. 2. - Вып. 1.
Красик Е.Д., Миневич В. Б., Петров М. И., Потапов А. И., Шмилович А. Л. Индустриальная реабилитация психически больных. — Томск, 1981. Кьюперс Л., Лефф Д., Дэм Д. Работа с семьями. — Киев, 1996. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению: Пер. со шв. — М., 1998.
Литвиненко В. И. О двух организационных формах защищенного жилья для психически больных, утративших родственные связи // Журн. невропат, и психиатр, им. С.С.Корсакова. — 1989. — № 10.
Личко А. Е., Попов Ю. В. Саморазрушающее поведение у подростков // Социальная психиатрия: Фундаментальные и прикладные исследования. — Л., 1990.
Лосев Л. В., Малыгин В. Л. Опыт работы общежития при психиатрической больнице для утративших социальные связи больных // Социальная и клиническая психиатрия. — 1992. — Т. 2. — Вып. 1.
Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. — М., 1991.
Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. — М., 1998.
Мартыненко А. В. Медико-социальная работа. — М., 1999.
Медицинская реабилитация / Под ред. В. М. Богомолова: В 3 т. — М., 1998.-T.I.
Мелехов Д. Е. Теоретические и организационные основы реабилитации психически больных в СССР // Журн. невропат, и психиатр, им. С.С.Корсакова. — 1977. — № 11.
Мелибруда Е. Я— ты — мы: Пер. с польск. — М., 1986.
Митзлаф С. Реабилитация как дело социальной политики в обществе — культуральные и практические замечания // Социальная психиатрия: Фундаментальные и прикладные исследования. — Л., 1990.
Невзорова Т. А. Психопатология в клинике внутренних болезней и неотложная помощь. — М., 1958.
Некрасов А. Я. Международный опыт социальной работы. — М., 1994.
Окунькова Ю.А., Потапова В. А. Об организации социальными работниками инструментальной социальной поддержки психически больных // Социальная и клиническая психиатрия. — 1999. — № 2.
Очерки социальной психиатрии / Под ред. Т.Б.Дмитриевой. — М., 1998.
Панков Д. Д. Общая клиническая реабилитация: Учеб. пособие для врачей и студентов. — М., 1996.
Полу стационарные формы психиатрической помощи / Под ред. С.Б.Семичева. — М., 1988.
Постановление Министерства труда и социального развития РФ, МЗ и Министерства общего и профессионального образования от 23.12.1996 г. «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении».
Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ» № 1 от 27.09.1996 г.
Приказ Минздравмедпрома РФ № 294 от 30.10.1995 г. «О психиатрической и психотерапевтической помощи».
Приказ Министерства здравоохранения РФ № 222 от 20.09.1993 г. «О мерах по реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
Приказ Министерства здравоохранения РФ № 226 от 28.07. 1997 г. «О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи».
Приказ Министерства здравоохранения РФ № 297 от 28.07. 1999 г. «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в РФ».
Приказ Министерства здравоохранения РФ № 301 от 13. 10.1997г. «О создании научно-методического совета по социальной работе в здравоохранении».
Приказ Министерства здравоохранения РФ № 27 от 13.02.1995г. «О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь».
Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР № 375 от 17.03.1987 г. «О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания престарелых и инвалидов».
Примерное положение «О реабилитационном учреждении». Постановление от 23.12.1996 // Русский инвалид. — 1998. — № 3.
Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб., 1999.
Пушкарев А. Т., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: Диагностика и лечение. — М., 2000.
Реабилитация больных нервно-психическими заболеваниями и алкоголизмом: Сб.ст. —Л.,1986.
Реабилитация в психиатрии: Тезисы научно-практической конференции. — Томск, 1998.
Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. — М., 2000.
Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1993.
Рукавишников В. О., Рукавишникова Т.П., Бильжо А.Г. Проблемы психического здоровья населения и психиатрической помощи в советской печати // Журн. невропат, и психиатр, им. С. С. Корсакова. — 1990. — Т. 90. — Вып. 11.
Руководство по психиатрии / Под ред. А. С.Тиганова: В 2 т. — М., 1999.
Савенко Ю. С. Социальная психиатрия, социальная реабилитация, социотерапия // Независимый психиатрический журнал. — 1999. — Т. II.
Семин И. Р., Агарков А. П. Психически больной в обществе. — Томск, 1997.
Семичев С. Б. Антипсихиатрическое движение, его современное состояние // Медицина и методология: Критический анализ некоторых буржуазных теорий. — М., 1985.
Симпкин М. Холистическое здравоохранение и профессиональные ценности //Динамика ценностей в социальной работе. — Киев, 1996.
Смулевич А.Б. Клинические и психические аспекты реакции на болезнь: (К проблеме нозогений) // Журн. невропат, и психиатр, им. С. С. Корсакова. — 1997. — № 2.
Соотношение биологического и социального в человеке. — М., 1975.
Социальная работа в учреждениях здравоохранения: Сб. ст. — М., 1992.
Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов: Пособие для социальных работников. — М., 1997.
Страшникова К. А., Тульчинский М.М. Психологическая помощь и поддержка в клубе пожилых людей: Метод, рек. — М., 1996.
Тибилова А. У. Восстановительная терапия психически больных позднего возраста.—Л., 1991.
Тирер П. Внебольничная психиатрия: экономия или расточительство? // Обзор современной психиатрии. — 1999. — № 2.
Торникрофт Г., Голдберг Д. Общинное психиатрическое обслуживание: реальная картина. — Киев, 1999.
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122—ФЗ // СЗ РФ. — 1995. — № 32. - Ст. 3198.
Федеральный закон РФ «Об основаниях социального обслуживания населения Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195—ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4872.
Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 20.01.1995.
Холостова Е.И. Оккупациональная терапия как новое направление реабилиталогии // Развитие социальной реабилитации в России. — М.,2000.
Целибеев Б. А. Психические нарушения при соматических заболеваниях. — М., 1972.
Чомпи Л. Каким может быть будущее социальной психиатрии? // Социальная и клиническая психиатрия. — 1999. — Т. 9. — Вып. 3.
Шахматов Н. Ф. Психическое старение. — М., 1996.
Шерешевский А. М. Развитие медико-социальных исследований, способствующих формированию идей реабилитации психически больных: Метод, рек. — СПб., 1994.
Шостакович Б. В. Патернализм и его роль в современной психиатрии // Социально-правовые аспекты психиатрической помощи. — М., 1990.
Шустов Д. И. Учебное пособие по медицинской психологии. — Рязань, 1996.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. — Л., 1990.
Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. — М., 1993— 1994.
Юрьева Л.Н. Кризисные состояния. — Днепропетровск, 1998.
Ястребов B.C., Зозуля Т.В. и др. Общественные движения в психиатрии // Материалы междунар. конф. «Реформы службы психического здоровья: Проблемы и перспективы». — М., 1997.
Ястребов B.C., Зозуля Т.В. и др. Старость и психическое здоровье: Пособие для пожилых людей и членов их семей. — М., 2000.
Becker Т., Holloway F., McCrone P., Thornicroft G. Evolving service interventions in Nunhead and Norwood // Brit. J. Psychiatry. — 1998. — V. 173.
Becker Т., Thornicroft G., Leese M., McCrone P., Johnson S., Albert M., Turner D. Social networks and service use among representative cases of psychosis in South London// Brit. J. Psychiatry. - 1997. - V. 171.
Bengtsson-Tops A., Hansson L. Clinical and social needs of schizophrenic outpatients living in the community: the relationship between needs and subjective quality of life // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. — 1999. — V. 34.
Berns Т. Case management, care management and care programming // Brit. J. Psychiatry. — 1997. — V. 170.
Bierer J. From psychiatry to social and community psychiatry // Int. J. Soc. Psychiat. - 1980. — V. 26. — № 2.
Вуте Р. Стигматизация психических заболеваний и пути ее преодоления // Обзор современной психиатрии. — 2000. — Вып. 6.
Christiansen Ch., Байт С. Occupational Therapy. — 1991.
Deborah L. R. The social club model in a rural state // IV-th International Congress, World Association for Psychosocial Rehabilitation. — Dublin, 1993.
Kastrup M. A nation-wide census of psychiatric out-patient in Denmark // Acta psychiat. Scand. — 1980. — V. 61.
Lawrie S. M. Стигматизация психических расстройств // Обзор современной психиатрии. — 1999. — Вып. 3.
ScheffT.J. On being mentally ill. — London, 1999.
Stefansson C., Cullberg J. Introducing community mental health services // Acta Psych. Scan. — 1986. — V. 74.
Thornicroft G., Wykes Т., Holloway F., Johnson S. and Synukler G. From efficacy to effectiveness in community mental health services // Brit. J. Psychiatry. — 1998. — V. 173.
Tyrer P. Psychiatric clinic in general practice. An extension of community care // Brit. J. Psychiatry. — 1984. - V. 145.
Wykes Т., Leese M., Taylor R. and Phelan M. Effects of community services on disability and symptoms // Brit. J. Psychiatry. — 1998. — V. 173.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3
Глава I ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИАТРИИ ПСИХИАТРИЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ 5
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 10

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign