LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

МЕТОДИКА — конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект обследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).
МЕТОД НЕЗАВИСИМЫХ СУДЕЙ — метод экспертной оценки, предполагающий вынесение суждений (оценок) несколькими экспертами, каждый из которых не имеет ни знаний об оценках других экспертов, ни возможности повлиять на их оценки.
МОДЕМ — устройство, позволяющее кодировать и декодировать компьютерную информацию в сигнал, посылаемый по телефонному кабелю. Используется для межкомпьютерной связи по телефонным
линиям.
МОТИВАЦИОННЫЕ ИСКАЖЕНИЯ — искажение результатов тестирования в результате особой мотивации, возникающей у испытуемого под влиянием самой ситуации тестирования.
МОТИВАЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ — психические свойства индивида, определяющие скорее выбор направленности деятельности, чем выбор способа деятельности (см. Стилевые черты). При макроанализе
489
Основы психодиагностики
¦
деятельности (в широкой временной перспективе, как например, при проектировании карьеры) некоторые более узкие, локальные мотивационные черты могут восприниматься наблюдателем как стилевые. Так что отличие мотивационных черт от стилевых следует считать относительным. Иногда в силу наличия круговой причинности во взаимосвязи психических явлений и свойств мотивационные черты связываются со способностями в единый комплекс. Так происходит, например, при развитии склонностей.
НАДЕЖНОСТЬ-ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК — интегральный показатель, получаемый путем расчета степени согласованности (скоррелиро-ванности) экспертных оценок. В этом показателе одновременно учитывается и стабильность оценок (надежность), и степень их соответствия оцениваемому показателю (валидность).
НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА — стабильность результатов тестовых испытаний, устойчивость теста по отношению к разнообразным источникам помех (шумовых, случайных факторов обследования). Синоним — точность теста.
НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — частичное распределение значений интегративного тестового показателя, которое возникает в результате воздействия на этот показатель со стороны множества факторов — случайных и разнонаправленных. Математик Карл Гаусс предложил функцию, описывающую HP. Графическая кривая HP имеет характерную колоколообразную форму.
НОРМАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ — решение, которое принимается по результатам психодиагностики и состоит в приеме кандидата в учебную группу или на работу в определенной профессиональной роли в том случае, когда его результаты по тесту соответствуют определенным нормативным требованиям.
490
ОБЛАСТЬ ВАЛИДНОСТИ — множество ситуаций, в которых проявляется диагностируемое психическое свойство. Более глобальные (универсальные) свойства имеют более широкую область валидности.
ОБОЛОЧКА БАЗ ДАННЫХ — инструментальная программная система для компьютера, которая позволяет создавать разнообразные, базы данных с различными признаками (информационными полями) для объектов разного типа (учащиеся, учителя, книги, учебное оборудование и т. п.).
ОБОЛОЧКА ТЕСТОВОГО ДИАЛОГА — инструментальная программная система для компьютера, которая позволяет непрофессиональному пользователю (не владеющему программированием) создавать компьютерные тесты.
ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — эксперимент, в ходе которого определенные психические свойства (понятия, умственные навыки и умения) формируются с заданными свойствами в результате активного, целенаправленного и методичного воздействия на учащегося. В коррекционно-диагностической практике некоторые приемы обучающего эксперимента могут быть использованы для выявления так называемой «зоны ближайшего развития» и прощупывания возможностей для оперативной коррекции дефекта развития. ,
ОДАРЕННОСТЬ — 1) общая одаренность — общая психогенетическая (наследственная) предпосылка развития разнообразных частных и общих способностей, 2) частная одаренность — психогенетическая предпосылка для развития определенной частной и специальной способности.
ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ — знания, позволяющие их носителю определенным образом действовать — оперировать с объектами, применяя при
¦
491
Основы психодиагностики
этом определенные умения. Наиболее иллюстративный пример операционального знания — знание, изложенное в форме алгоритма.
ОПИСАТЕЛЬНО-СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА — диагностика, которая регистрирует относительно поверхностные психические свойства, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке развития в роли следствий. Их регистрация позволяет делать прогноз с некоторой вероятностной точностью, но не позволяет понять и скорректировать истинных причин развития, что особенно важно в случае появления нарушений развития, отклонений в поведении или личностно-эмоциональной дезадаптации. .
ОПРОСНИК — более или менее стандартизованная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов. В случае более формализованных тест-опросников вопросы даются с закрытым веером ответов (вопросы с множественным выбором), и каждый из ответов связывается с определенным вкладом в тестовый балл, что фиксируется в ключе к тесту. В тест-опросниках вопросы, как правило, формулируются в косвенной форме или в форме утверждений, описывающих определенное поведение. Опросники, в которых вопросы обращены к знанию испытуемого о себе в'наиболее прямой форме, принято называть анкетами. Принято считать, что анкеты — социологическая методика, а тест-опросники — психологическая.
ОПТАНТ — субъект профессионального выбора, клиент профессиональной консультации.
ОПТИМАЛЬНАЯ ТРУДНОСТЬ — трудность тестовых заданий, при которой правильный ответ дает примерно половина из той популяции испытуемых,
492
Приложения
на которой должен быть использован тест.
ОТВЕТЫ-ДИСТРАКТОРЫ — см. ДИСТРАКТОР.
ОЦЕНОЧНОЕ СРАВНЕНИЕ — оценочное суждение, в котором сравниваются достоинства (или недостатки) двух или более людей (учеников в классе).
ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ — суждение, в кото-ром человеку приписываются определенные моральные качества — достоинства (благодетели) или недостатки (порок), которые якобы и служат причиной серии достижений или соответственно промахов (ошибок). Объективная научная психодиагностика должна избегать оценочных суждений, так как это приводит не только к предвзятости психодиагноста, но наносит вред испытуемому при сообщении ему психодиагностической информации.
ОШИБКА ДИАГНОСТА — разновидность артефакта, обусловленная недостаточной опытностью или предубежденностью исполнителя методики. Неопытный диагност вольно или невольно может подсказывать правильный ответ на тестовое задание. Или, будучи включенным наблюдателем, диагност оказывается предвзятым в своих оценках и интерпретациях. Или, будучи не лишенным собственных внутренних комплексов и проблем, диагност допускает искаженную интерпретацию результатов проективной методики, т. н. «вторичную проекцию» на проективный материал. Устранить ОД можно только путем привлечения нескольких опытных и независимых диагностов — независимых как друг от друга, так и от испытуемых и заказчиков психодиагностической информации.
ОШИБКА ИЗМЕРЕНИЯ — мера ожидаемого отклонения измеренного значения тестового показателя от истинного значения показателя, возникающего благодаря наличию различных помех, обусловливаю-
*
493
Основы психодиагностики
щих снижение точности или надежности измерения. См. также «стандартная ошибка измерения».
ОШИБКА МЕТОДИКИ — см. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОШИБКА.
ПАРАНАУЧНАЯ ДИАГНОСТИКА — диагностика, основанная на умозрительных, псевдонаучных концепциях, в которых связь между диагностическими признаками и диагностическими категориями постулируется, но не доказывается.
ПАРНЫЕ СРАВНЕНИЯ — методический прием, согласно которому испытуемый сравнивает все пары объектов из заданного списка по какому-либо заданному критерию, указывая каждый раз более предпочитаемый объект (по данному критерию).
ПАРЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ — психические свойства, обусловливающие зависимость общей интеллектуальной эффективности от уровня развития отдельных психических функций, связанных с определенными органами чувств и мозговыми структурами (цветовым, фигуративным или пространственным зрением, музыкальным или фонематическим слухом, памятью на лица и т. п.).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ — тесты, цель которых — не измерение психических свойств, а измерение уровня усвоения определенных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой. В области психодиагностического обследования системы представлений граница между психологическими тестами и ПТ размыта, «
ПИЛОТИРОВАНИЕ ТРУДНОСТИ ЗАДАНИЙ — определение процента испытуемых, способных дать правильный ответ на задания, в ходе предварительных (пилотажных) экспериментов. По результатам пилотирования набор заданий корректируется с целью достижения «оптимальной трудности» (см. ).
494
Приложения
ПОИСКОВОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — наблюдение, задача которого — выявить единицы в материале наблюдения, расчленить его на элементы, признаки и категории, необходимые для последующего стандартизированного наблюдения.
ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ — принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Если диагностический вывод базируется только на одной методике, то не исключено, что вся выявленная психологическая специфика .испытуемого обусловлена инструментальной ошибкой и является артефактом.
. ДРИЧИННАЯ ДИАГНОСТИКА — диагностика, которая регистрирует относительно более глубокие психические свойства или события, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке в роли причин. Их регистрация позволяет понять, можно ли вообще произвести коррекцию хода развития и как конкретно можно скорректировать это развитие, что особенно важно в случае появления нарушений развития, отклонений в поведении или в случае личностно-эмоциональной дезадаптации.
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ВАЛИДНОСТЬ — важнейший вид валидности (обоснованности) диагностической методики, который подтверждает ее пригодность для выдвижения прогноза. ПВ доказывается в ходе особого эксперимента: тестирование психического свойства предшествует будущему критериальному поведению (событию), на прогноз которого и должен быть направлен тест.
. . ПРОЕКТИВНО-ДИАГНОСТЙЧЕСКАЯ ИГРА — игра, допускающая такую свободу в поведении ее
495
Основы психодиагностики
-
участников, которая создает возможность для выявления их психических свойств. Как правило, это мультистратегическая игра, то есть игра, в которой игровая цель достигается с помощью множества
возможных стратегий.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ — методики, основанные на феномене проекции (см.). Неоднозначное задание порождает активность испытуемого, резуль-тат которой (текст, рисунок и т. п.), позволяет сделать вывод о скрытых психических свойствах этого испытуемого. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный или незавершенный текст, неоднозначную инструкцию, ситуацию, проективную роль и т. п.).
ПРОЕКЦИЯ — особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду.
ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ — определенный документ, в котором наблюдатель регистрирует первичные данные наблюдения — идентификаторы событий и моментов времени, коды признаков и элементов наблюдения и т. п. Формализованные протоколы стандартизированного наблюдения могут быть обработаны с помощью количественных методов (подсчет числа встречаемости кодифицированных признаков, в частности, см. Контент-анализ).
ЛРОТОКОЛЬНЫЙ ФАКТ — факт, который становится непреложным достоянием определенного документа — протокола наблюдения или протокола тестирования. ПФ можно по-разному интерпретировать, но нельзя отрицать его наличие. В случае
496
Приложения

наблюдения ПФ означает, что определенный наблюдатель усмотрел у определенного объекта в определенный момент времени определенный признак или признаки. При проведении тестов ПФ фиксируется в форме выбора испытуемым в определенном сеансе тестирования определенного ответа на определенное задание теста. Согласно современной философии науки (или философии позитивизма) все естественные науки строятся на основе точно и однозначно зафиксированных протокольных фактов. Уровень научной культуры психодиагноста находится в прямой зависимости от его умения отделять ПФ от своих собственных интерпретаций и оценок. В противном случае неизбежны так называемые «ошибки диагноста» (см.).
ПРОФЕССИОГРАФИЯ — «род знаний о профессионально важных качествах, знаниях, умениях, навыках и алгоритмах деятельности определенных профессионалов.
¦
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА — информация, которая должна быть известна только узкому кругу специалистов, в противном случае определенные профессиональные методы, в частности психодиагностические методики, утрачивают свою силу и эффективность.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ — нормативные требования к профессиональным исполнителям, методической литературе, методическому оборудованию, порядку осуществления определенных профессиональных действий и т. п. Соблюдение ПС имеет важнейшее значение для осуществления объективной и эффективной психодиагностики, а также сохранения физического и психического здоровья испытуемых (см. Психопрофилактика в психодагнос-тике).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ — специализи-
497
Основы психодиагностики
рованные тесты, предназначенные для проведения на определенной группе профессионалов или кандидатов в профессионалы, в ходе которых измеряется уровень сформированности знаний, навыков и умений, специальных длл данной профессии. При применении тестов на профессионально важные качест-
¦
ва грань между психологическими тестами и профессиональными тестами оказывается размытой.
ПРОФКОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ДИАгаОСТИКА — диагностика с целью получения информации о психических свойствах и другой профессионально важной информации о клиенте, профессиональной консультации.
ПСИХОДИАГНОСТИКА — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. От других видов диагностики (технической, медицинской, педагогической, профессиональной) П отличается по объекту, предмету и используемым методам.'
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ — простейшая разновидность диагностограммы в психологии. Это графическое представление результатов многофакторного теста или батареи тестов в виде ломаной кривой, подъемы и спады которой указывают на уровень выраженности у данного испытуемого определенного психического свойства (фактора).
й.
Щ I
ПСИХОЛОГИКА ИСПЫТУЕМОГО — совокупность представлений, правил оперирования ими и стратегий поведения, которые конкретный испытуемый склонен проявлять в психологичерком эксперименте, в частности в ходе психодиагностического обследования.
498
Приложения
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ — степень эмоционально-ценностной близости и взаимной заинтересованности, которую переживают участники общения. Этап установления контакта во всяком психологическом эксперименте, и особенно в диалоговых психодиагностических методиках, предусматривает определенное сокращение ПД между исследователем и испытуемым. Но, в отличие от консультирования, психодиагност должен поддерживать не столь близкую ПД, так как чрезмерное сокращение ПД повышает вероятность артефактов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ — уровень умственного и личностного развития человека (ребенка), выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ — результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. В общем случае ПД носит комплексный и системный характер и содержит описание структуры выявленных психических свойств (в виде профиля, в частности), возможное причинное объяснение текущего психического состояния индивида, а также прогноз его будущего поведения или возможных событий в его жизни.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ — краткая психодиагностическая методика, предполагающая стандартизированную процедуру проведения, количественную формализованную процедуру обработки результатов и подсчета тестовых показателей, готовый перечень рекомендаций по интерпретации полученных показателей. В типичном случае тест состоит из набора отдельных заданий (пунктов) с закрытым перечнем вариантов ответа, предложенных испытуемому для
499
¦
Основы психодиагностики
выбора, инструкции по проведению, ключей, норм и инструкции по интерпретации.
ПСИХОМЕТРИКА — технологическая научная дисциплина, содержащая научное обоснование и описание определенных методов измерения психических свойств, в частности методов конструирования психологических тестов. Психометрика — частный случай тестологии (см.).
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ — профессионально-этическое требование ко всей информации, которую психодиагност предъявляет испытуемому в процессе и по результатам обследования: психодиагност обязан учитывать индивидуальность испытуемого и преподносить любую информацию в таком свете, чтобы способствовать улучшению (или по крайней мере избегать ухудшения) его психологического самочувствия, социальной адаптированности и гармонизации личности. Иногда эти требования называются на практике психогигиеническими требованиями.
ПУНКТЫ ТЕСТА — отдельные задания (вопросы, статьи, части теста), из которых состоит тест.
РАНЖИРОВАНИЕ — методический прием, при котором испытуемый выстраивает все объекты в ряд — в порядке возрастания (или убывания) заданного критерия.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ — функциональная зависимость частоты встречаемости от величины тестового балла. Описывается в табличной или графической (гистограмма или кумулята) форме. Показатель частоты буквально указывает на количество испытуемых в выборке стандартизации, которые получили тестовый балл данной величины.
РЕПЕРТУАРНЫЕ РЕШЕТКИ — особый класс методик для изучения системы индивидуальных
500
Приложения
представлений. При этом испытуемый в явном или ' неявном виде заполняет своими субъективными оценками матрицу (решетку), по столбцам которой варьируют различные объекты (элементы, понятия, заданные с помощью обобщенной «репертуарной» инструкции), а по строкам — различные признаки (шкалы, личностные конструкты). С помощью многомерного анализа решеток (в частности, с помощью факторного анализа) строятся модели индивидуальных представлений в виде «семантических пространств» (см.). . .
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ — представленность свойств более широкого множества объектов в свойствах подмножества. В психодиагностике говорят о «репрезентативности тестовых норм» (см.) или о «тематической репрезентативности» тестовых заданий по отношению к «области валидности» теста (см.). :
• РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ТЕСТОВЫХ НОРМ — соответствие граничных точек на распределении тестовых баллов, полученных на выборке стандартизации (см.), аналогичным граничным точкам, которые могли бы быть получены на популяции проведения — на множестве испытуемых, для которых предназначен тест. Обычно при получении кривой нормального распределения делается вывод о том, что тестовые нормы обладают репрезентативностью. Однако нормальность не является необходимым условием репрезентативности. РТН может достигаться и в отсутствие нормального распределения.
РЕСТАНДАРТИЗАЦИЯ — экспериментально-статистическое исследование, направленное на пересмотр тестовых норм, а в некоторых случаях и других компонентов теста (набора заданий, ключей).
РЕТЕСТОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ — надежность теста, которая устанавливается путем проведения пов-
501
Основы психодиагностики
¦
торного тестирования на той же выборке испытуемых, которая проходила первое тестирование, с последующим расчетом коэффициента корреляции (см.) между двумя показателями.
РОЛЕВАЯ ИГРА — многофункциональная диалоговая диагностическая и коррекционно-тренинго-вая методика, в которой моделируются условия для выявления определенных психических свойств в ходе условно-игрового взаимодействия испытуемого с другими людьми — партнерами по ролевой игре.
СВОБОДНАЯ СОРТИРОВКА — методический прием, при котором испытуемый должен расклассифицировать множество объектов на произвольное число классов с любым числом элементов в классе, используя при этом произвольные критерии (основания классификации).
СВОБОДНЫЙ ОТВЕТ — способ построения тестового задания, при котором испытуемый должен порождать ответ «из головы», а не выбирать его из заданного списка.
СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ — методика исследования индивидуальных и групповых представлений или сбора экспертных оценок. Испытуемому предлагается оценить набор объектов по заданному набору шкал. Эти шкалы, как правило, имеют 7 градаций и два проименованных полюса (биполярные шкалы). С помощью многомерного анализа матриц СД (в частности, с помощью факторного анализа) строятся модели индивидуальных и групповых представлений в виде «семантических пространств? (см.).
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПТОСТРАНСТВО — пространственно-координатная модель индивидуальной или групповой системы представлений. Оси СП образуются с помощью факторного анализа (или с помощью
т. 4 л.
W
502
Приложения
других алгоритмов многомерного шкалирования) и представляют собой обобщенные смысловые основания, которыми стихийно пользуются испытуемые для соотнесения и противопоставления объектов. Образы отдельных объектов представлены в СП в виде точек (векторов), положение которых задано координатными проекциями на оси СП.
СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ — групповой или индивидуальный код объекта, который получается при использовании шкал «семантического дифференциала» (см.). Семантический профиль позволяет рассчитывать субъективную близость (сходство) или удаленность (противоположность) объектов в «семантическом пространстве» (см.)-
СЕРТИФИКАЦИЯ — процедура присвоения промышленному образцу, в частности психодиагностической методике (тесту), определенного знака качества. С. удостоверяет и обосновывает соответствие методики определенным профессиональным стандартам, в частности констатирует у теста наличие определенных психометрических свойств.
СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ МЕТОДИКИ — методики, успешно прошедшие «сертификацию» (см.).
СЕТЕВАЯ КОНФИГУРАЦИЯ — такая конструкция компьютерного класса, при которой между отдельными компьютерами можно оперативно пересылать программы и данные. СК очень удобна для проведения групповых компьютерных тестов, так как позволяет автоматизировать процесс сбора всех протоколов и результатов в единую базу данных. СК часто именуется «локальной сетью».
СЕТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ — системы связи между удаленными компьютерами, находящимися в разных организациях, разных городах и странах. СТ позволяют ускорить обмен между методическими
503
Основы психодиагностики
и практическими центрами психодиагностики по схеме «методика-данные». В отличие от электронной почты, СТ предполагают не только заочную передачу данных, но и двусторонний обмен данными в режиме реального диалога. Последний режим требует, к^к.дравило, создания особых линий связи, отличных от телефонных.
СИГМА — единица отклонения от среднего значения по шкале тестового показателя, равная одному стандартному (или среднеквадратическому отклонению). При нормальном распределении тестовых баллов отклонение вверх, превышающее одну сигму, означает превышение 86 процентов испытуемых из выборки стандартизации. Отклонение на 2 сигмы — превышение 95 процентов. Соответственно 1 сигма вниз — 14 процентов, 2 сигмы вниз — 5 процентов.
СИТУАЦИЯ КЛИЕНТА — психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда сам испытуемый был инициатором обследования и является главным адресатом психодиагностической информации.
СИТУАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ — психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда испытуемый подвергается обследованию в принудительном порядке и не является главным адресатом психодиагностической информации, хотя по результатам обследования другими людьми могут быть приняты решения, жизненно важные для испытуемого.
СКЛОННОСТЬ — устойчивый интерес к процессу осуществления деятельности (процессуальная мотивация), в которой индивид обнаруживает у себя наличие специальных способностей и относительно высоких достижений и успехов.
СЛОВА-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ — выраженные в фор-504
Приложения
ме кратких словесных обозначений обобщенные представления индивида о вещах, людях или событиях, которые внутренне обосновывают для него определенную собственную линию поведения. См. также «личностные конструкты».
4 СОГЛАСОВАННОСТЬ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК — определенное совпадение оценок, которые дают независимые эксперты одним и тем же объектам по определенным критериям. СЭО — важный признак наличия у экспертной процедуры определенного уровня надежности-валидности (см.).
СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ — важнейший источник снижения достоверности психодиагностических методик. СЖ заключается в стремлении испытуемых давать о себе социально одобряемую, желательную информацию. СЖ проявляется в особо выраженной форме в случае тест-опросников. СЖ в ситуации экспертизы гораздо сильнее, чем в ситуации клиента. .,..—•
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НОРМАТИВ — система требований, которые общество предъявляет
к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Понятие введено К. М. Гуревичем. Эквивалент — «социокультурный норматив».
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ — это уровень и способ выполнения определенной деятельности, который считается в данном обществе приемлемым. На основе СН формулируются ключи к тестам способностей и достижений. В частном случае СН задает требования к минимально допустимой величине тестового балла. СН является базой для принятия т.н. «нормативных решений» (см.).
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ — это критерии, по которым оценивают друг друга члены группы при проведении социометрической диагностики.
505
Основы психодиагностики
СОЦИОМЕТРИЯ — в общем случае это методика изучения структуры группы путем сбора перекрестных взаимных оценок, которые дают члены группы друг другу по разнообразным критериям (признакам, параметрам). В частном случае эти оценки предъявлены в виде «выборов» — положительных решений о включении каких-то членов в новую группу (или ситуацию), которые выносятся друг о друге участниками группы. Для получения информации о личностных качествах членов группы С. часто оказывается неприемлемой — из-за высокого риска ошибки включенных наблюдателей.
СПЕЦИАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ — способность, которая проявляется в определенном специфичном виде деятельности и требует для своего развития либо особых «парциальных способностей» (см. ), либо специального опыта обучения и закрепления навыков.
СПОСОБНОСТЬ — психическое свойство индивида, обеспечивающее успешное решение определенного класса задач или соответствие требованиям определенного социокультурного норматива. Различаются потенциальные и актуальные способности. Первые образуют предпосылку для успешного обучения и становления вторых и называются одаренностью, так как под этим подразумевается наделенность индивида благоприятной комбинацией наследственных факторов. Следует подчеркнуть, что различение между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями (см. Тесты достижений) следует считать относительными. Так, например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ — решение, которое принимается по результатам психодиагностики и касается предпочтения индивидов с относительно
506
Приложения
более высокими показателями, в частности, относительно лучших кандидатов на какую-то профессиональную роль или место в группе учащихся и т. п. В отличие от «нормативного решения» (см. ) в случае сравнительного решения степень соответствия тестовых баллов социокультурным или профессиональным нормативам не учитывается.
СРЕДНЕЕ+СИГМА — превышение индивидуального тестового балла над средним на одну единицу стандартного (среднеквадратического) отклонения.
См. также статью «сигма». -
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА — совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации). В частном случае под стандартизацией понимается сбор репрезентативных тестовых норм и построение стандартной шкалы тестовых баллов.
СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ —
наблюдение, которое выполняется по строго очерченной методической схеме и состоит в выполнении специально обученным наблюдателем определенной последовательности действий, включающих: фиксацию определенного материала наблюдения, выявление в этом материале определенных заданных элементов и признаков, запись в протокол наблюдения этих элементов и признаков в особой кодифицированной форме, подсчет по определенному принципу частоты встречаемости кодифицированных признаков в протоколе и т. п.
СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ И ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ — два глобальных класса психодиагностических методик. К первым относятся измерительные, формализованные методы, прежде всего это
507
Основы психодиагностики
тесты. Ко вторым — так называемые «клинические », предполагающие индивидуальный подход к испытуемому и использование особого опыта и интуиции психодиагноста.
СТАНДАРТНАЯ ОШИБКА ИЗМЕРЕНИЯ — относительная доля случайного изменения (дисперсии) измеряемого показателя по отношению к совокупному изменению этого показателя (общей дисперсии). Чем выше СОИ, тем ниже точность и надежность теста.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ — граничные значения на шкале тестовых баллов, образованные на основе частотного распределения тестовых баллов в выборке стандартизации. Как правило, эти граничные значения отделяют от выборки фиксированный процент испытуемых: 10 (дециль), 25 (квартиль), 50 (медиана). При нормальном распределении СН описывается с помощью параметров (среднее плюс/минус сигма, или стандартное отклонение). СН служат принятию «сравнительных решений» (см.) и не дают информации для принятия «нормативных решений» (см.).
СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ — психические свойства индивида, определяющие скорее выбор способа деятельности, чем выбор направленности деятельности (см. МОТИВАЦИОИНЫЕ ЧЕРТЫ). При микроанализе деятельности глобальные стилевые черты могут восприниматься наблюдателем как мотивационные. Так что отличие стилевых черт от мотивационных следует считать относительным.
СУБЛИМАЦИЯ — замещающий способ удовлетворения фрустрированной (хронически неудовлетворенной) потребности. Символическая сублимация проявляется в форме символического замещения — не в реальном, а в воображаемом плане. Символическая сублимация играет важную роль в психологи-
508
Приложения
ческом механизме проекции.
СУБЪЕКТИВНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ — широкий класс исследовательских и психодиагностических методик, предполагающих сбор определенных субъективных оценок с применением явных (как, например, в «семантическом дифференциале») или неявных (как в методиках ранжирования, свободной сортировки и парных сравнений) шкал и последующей обработкой методами многомерного статистического анализа. Целью СШ является реконструкция системы предпочтений индивида или системы представлений (в частности, в виде «семантического пространства»), или и того, и другого одновременно.
ТАБЛИЦА РЕКОРДОВ — способ представления информации об успешности испытуемого в компьютерных играх и игровых тестах в форме баллов, указывающих на его относительную успешность.
ТЕЗАУРУС ЛИЧНОСТИ — система личностных конструктов, которой активно пользуется индивид для ориентировки в предметной и социальной среде и построения собственной линии поведения. Одним из компактных способов представления ТЛ являются личностные «семантические пространства» (см.).
ТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ — мера представленности в наборе тестовых заданий той предметной области, на которую направлен тест, т. е. области поведения в случае психологического теста или области знания в случае педагогического теста. -
ТЕМПЕРАМЕНТ — это проявление в поведении нервно-психической конституции, заложенной в человека от рождения (генетически унаследованноий). Т. прежде всего сказывается в динамически-скоростных, энергетических параметрах поведения. Силу и подвижность Т. психофизиологи связывают с си-
509
Основы психодиагностики
лой и подвижностью нервной системы, называя это основными свойствами нервной системы.
ТЕСТ КОНСТРУКТОВ — синонимичное название для техники «репертуарных решеток» (см.). В процессе попарного или триадического (тройками) сравнения объекта испытуемый сам называет значимые для него различительные признаки этих объектов. Эти признаки и называются конструктами. В общем случае ТК может проводиться с объектами любого типа (названия профессий, товаров и т. п.). Более узкий вариант ТК — «тест личностных конструктов».
ТЕСТ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ — это вариант «теста конструктов», при котором испытуемый в процессе сравнения известных ему людей формулирует значимые для него личностные признаки, по которым эти испытуемые различаются. Эти личностные признаки и называются «личностными конструктами». ...
ТЕСТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ (ТОЗ) — стандартизированный тест, включающий в качестве пунктов задания из материала предметных дисциплин общего среднего образования, а в качестве субшкал — тестовые показатели по различным предметным дисциплинам. Глобальная шкала ТОЗ отражает общий уровень образованности.
ТЕСТ-ОПРОСНИК — опросник, содержащий в своих, пунктах заданный перечень возможных ответов и предполагающий подсчет баллов по ключам. Высокая степень стандартизации и формализации сближает ТО с объективными тестами. Особенно . широко ТО используется в личностной психодиагностике.
ТЕСТ-ТРЕНАЖЕР — многофункциональная методика, включающая задания, которые позволяют как измерять определенное психическое свойство или
510 .
Приложения
навык, так и производить целенаправленную тренировку — при многократном повторении этих заданий.
ТЕСТИРОВАНИЕ В РЕЖИМЕ ДИАЛОГА — компьютеризация самого процесса предъявления тестовых заданий и считывания ответов с х<лавиату-ры (или с помощью других оперативных устройств ввода) в память компьютера в момент их выбора испытуемым.
ТЕСТОВЫЕ НОРМЫ — граничные точки на шкале тестовых баллов, которые разделяют различные «диагностические категории» (см.).
ТЕСТОВЫЙ ДИАЛОГ — процесс взаимодействие испытуемого с тестирующим устройством, как правило, с компьютером.
¦
ТЕСТОВЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — интеллект, выявленный с помощью типичных тестов множественного выбора. По сравнения с естественным интеллектом ъ ТИ в большей степени представлена исполнительская личность, умственный темп, а также стрессоус-тойчиво<;ть по отношению к ситуации экспертизы.
ТЕСТОЛОГИЯ — математизированная технология создания и использования разнообразных тестов, не только психологических, но и технических, медицинских, профессиональных и т. п. Современная тестология является отраслью прикладной математики и кибернетики.
ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ — тесты, направленные на измерение уровня развития знаний, умений и навыков в конкретных областях. ТД не имеют четкой границы, отделяющей их от тестов специальных способностей, так как актуальные способности могут рассматриваться как достижения индивида, полученные им в ходе развития его потенциальных способностей. Но, как правило, результаты ТД интерпретируются в виде ссылки на эффективность
511
Основы психодиагностики
определенной деятельности, а результаты тестов специальных способностей в виде ссылки на выраженность определенных психологических факторов.
ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА — стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач (см. «коэффициент интеллектуальности»). Особые тесты структуры интеллекта (например, Векслера, Амтхауэра и др.) дозволяют при этом соотнести степень развитости различных компонентов (или видов) общего интеллекта.
ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ —
тесты, направленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности. ТСС не имеют четкой границы, отделяющей их от тестов достижений, так как актуальные способности могут рассматриваться как достижения индивида, полученные им в ходе развития его потенциальных способностей. Но, как правило, результаты ТСС интерпретируются в виде ссылки на выраженность определенных психологических факторов (звуковысотный слух, например), а результаты тестов достижений в виде ссылки на эффективность определенной деятельности (пение, музицирование и т. п.). , ¦ ¦
ТЕХНИКА — класс методик, объединенных родством определенного технологического приема.
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ СЕЛЕКЦИЯ — отбор или группировка индивидов со сходными психическими свойствами с целью повышения психологической однородности групп, в частности учебных классов.
УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ — уровень умственного развития человека (ребенка), выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень.
512
Приложения
УМСТВЕННЫЙ ТЕМП — общая психофизиологическая особенность индивида, предопределяющая высокую скорость переработки разнообразной информации. Согласно определенным концепциям (Айзенк и др.) УТ лежит в основе различий индивидов по коэффициенту интеллектуальности.
УНИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА — методика, обладающая высокой степенью стандартизации и возможностью применения в широком классе ситуаций.
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — актуальное стремление индивида достичь определенных успехов, чтобы подтвердить или повысить свою самооценку. УП следует учитывать в психодиагностике для создания оптимального уровня заинтересованности испытуемого в решении тестовых заданий. Низкий УП или чрезмерно высокий УП искажает измерение истинного уровня способностей. Во втором случае на результатах негативно сказывается чрезмерный уровень «экзаменационного стресса», чрезмерная эмоциональ-но-мотивационная вовлеченность испытуемого, приводящая к опережающему переживанию возможного результата теста вместо сосредоточенного внимания на условиях каждого нового задания.
УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА — особая коммуникативная деятельность психодиагноста на первых этапах общения с испытуемым, призванная обеспечивать создание, с одной стороны, доверительной атмосферы, с другой стороны, оптимального уровня мобилизации испытуемого на выполнение теста.
ФАКТОРНАЯ НАГРУЗКА — степень причинного влияния определенного диагностического фактора на уровень результатов выполнения определенного субтеста или отдельного тестового задания.
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ — наиболее распростра-
17. Основы психодиагностики 513
Основы психодиагностики
ненный метод многомерного анализа результатов корреляционного эксперимента. При анализе взаимных корреляций между субтестами или тестовыми заданиями с помощью ФА выявляются диагностические факторы. При анализе взаимных корреляций между шкалами семантического дифференциала (или
конструктами в тесте конструктов) с помощью ФА выявляются координатные оси семантических пространств. Из-за обилия необходимых вычислений ФА выполняется практически только на компьютере — с помощью особых программ, включенных в большинство известных пакетов стандартных статистических программ- .
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ — аппаратурная регистрация определенных механических или электрических показателей физиологических процессов, протекающих в организме. Например, это уровень электрического сопротивления кожи, объем кровенаполнения периферических сосудов, тонус лицевой мускулатуры и т. п.
ФРУСТРАЦИЯ — комплекс негативных эмоциональных переживаний, возникающий в результате неудовлетворения определенной потребности или мотива вследствие столкновения индивида с непреодолимой внешней преградой или внутренним противоречием. Хроническая фрустрация может быть источником эмоционально-личностной дезадаптации.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ — состояния человека, непосредственно выражающиеся в интенсивности информационно-энергетического взаимодействия со средой в данный момент. ФС образуют непрерывный ряд от глубокого сна до сверхнапряженной мобилизации.
ХАРАКТЕР — общая стилистика в привычках индивида, его навыках, усвоенных тактиках поведения. X. формируется в результате взаимодействия
¦
514
Приложения
темперамента с особым, индивидуально приобретенным опытом в конкретном социальном окружении. В разном окружении люди, обладающие одинаково уравновешенным и пластичным темпераментом, приобретают совершенно разные характеры.
ХРОНОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ — методики, основанные на регистрации времени отдельных реакций индивида или временных затрат на решение задач.
ЦИРКОГРАММА — двумерная круговая диаграмма, в которой отдельные сектора обозначаются определенными названиями, раскрывающими возможность постепенного перехода определенных полюсов горизонтальной оси в полюса вертикальной и т. д. — по кругу.
ЧАСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ — см. «парциальные способности».
ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — внутренняя устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному поведению, складывающаяся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), либо в силу наличия определенных склонностей (установок, привычек) — стилевых особенностей поведения (стилевые черты). За одними чертами могут скрываться свойства темперамента, за другими — свойства характера, за третьими — склонности индивида. В самом общем смысле понятие ЧЛ сближается с универсальным понятием «психическое свойство», но используется для обозначения более глобальных (проявляющихся в широком классе ситуаций) и устойчивых особенностей поведения. При описании и оценке ЧЛ традиционно реже используются «социокультурные нормативы», чем при описании и оценке способностей.
¦
515
Основы психодиагностики
ШИРИНА ПОЛЯ ПРОГНОЗА — мощность мно-жества ситуаций, на которые распространяется прогноз поведения по результатам психодиагностики.
¦ ¦
ШКАЛЫ ЛЖИ — специальная шкала, с помощью которой выявляют уровень социальной желательности в ответах данного испытуемого на тест-опросник. ШЛ позволяет отбраковать недостоверные протоколы.
ШКАЛЫ РАЗВИТИЯ — формализованные схемы анализа материалов наблюдений и обследований, позволяющие сделать общий вывод об уровне развития ребенка, а также судить о неравномерности развития различных сторон познавательной и личност-но-эмоциональной сферы. Применяются главным образом в работе с дошкольниками.
ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ — устойчивое не-соответствие школьника требованиям успеваемости и нормативам поведения, за которыми чаще всего лежит эмоционально-личностная дезадаптация, имеющая источник причинности в недостатках учебной деятельности или межличностных отношениях ребенка в школе.
ЭКОНОМИЧНАЯ ОПТИМАЛЬНОСТЬ — требование практичности психодиагностических методик. Очень часто резкое сокращение затрат времени, живого труда психодиагностов и испытуемых, материалов и других ресурсов, которое сопровождается незначительным снижением уровня надежности и валидности, оказывается оправданным по чисто экономическим соображениям. Простые и практичные методики обеспечивают высокую экономию в наиболее распространенных типовых случаях, тогда как особые индивидуальные случаи чаще всего все равно требуют применения индивидуальной, нестандарти-зированной стратегии сбора разнообразной психодиагностической и биографической информации об
516
Приложения
испытуемом.
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ — перенос закономерностей, выявленных на одном материале и одном классе задач, на другой материал и класс задач. ЭЗ дает экономию времени, но иногда приводит к ошибкам. "
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА — связь между компьютерами посредством пересылки заочных сообщений (текстовых, цифровых данных, программ и т. п.). С помощью модемов ЭП может быть реализована между любыми компьютерами по обычной телефонной линии. Для сеансов двустороннего обмена требуются, как правило, особые сети телекоммуникации.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ — состояние, вызванное хронической эмоциональной напряженностью и выражающееся в поведении во временном снижении практически всех психических функций (от их нормального уровня развития) в силу механизмов накопления физиологического нервного истощения и возникновения симптомов псевдоадаптивного поведения (невротических симптомов).
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения. Так, например, агрессивно-оборонительное поведение провоцируется эмоцией гнева или активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение — эмоцией огорчения или парализующего страха. Эмоция веселого любопытства стимулирует ориентировочно-исследовательскую деятельность и является наиболее адекватным эмоциональным фоном для развития познавательных мотивов и интересов ребенка.
517
Основы психодиагностики
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ 3. ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ * ШКОЛЬНИКОВ КСПШ-60
1. ИНСТРУКЦИЯ К МЕТОДИКЕ КСПШ-60
В этом задании Вы выступаете в качестве эксперта, оценивающего разнообразные качества Ваших учеников — интеллектуальные, нравственные, характерологические. Вам надо постараться воссоздать максимально точный индивидуальный портрет каждого ученика из вашего класса. Важнейший критерий качества Вашей работы, который мы будем использовать, — это степень различий в описаниях, которые Вы дадите разным ученикам. Этого можно достичь с помощью тщательного анализа тонких различий между такими, казалось бы, сходными качествами, как «трусливый» и «осторожный», «скованный» и «сдержанный» и т. п.
Кроме данного листа с инструкцией в комплект задания входят*
1) Список поясняющих определений для каждого качества.
2) Пакет ответных листов — по одному на каждого ученика.
Первый этап- Для того, чтобы все эксперты вкладывали в приведенные в ответных листах краткие формулировки качеств один и тот же смысл, на первом этапе от Вас потребуется как можно глубже изучить поясняющие определения. Более того — Вам надо восстановить соответствия между поясняющими определениями и названиями качеств. По тому,
518
Приложения
насколько точно Вам удастся восстановить это соответствие, мы будем судить о надежности Ваших суждений.
Таким образом/список поясняющих определений дается в ином порядке, чем список качеств на ответном листе. Вам следует вписать название качества в соответствующую графу — справа от поясняющего определения. Советуем Вам сделать это вначале карандашом — возможно, что, пройдя весь список, Вы захотите внести изменения в свои первые ответы.
Под некоторыми краткими названиями качеств на ответных листах (в скобках маленькими буквами) дается дополнительное название или краткое пояснение. Его следует рассматривать как неотъемлемую часть основной формулировки. Например, под качеством МНИТЕЛЬНЫЙ следует понимать повышенную зависимость от оценок и мнений других людей в общении.
Второй этап. Это основной этап — вынесение оценок ученикам. Не забудьте пронумеровать и подписать каждый ответный лист. Оценки Вам предстоит выносить с использованием семибалльной шкалы. Каждому баллу на этой шкале Вы должны приписывать в уме строго определенный смысл, сравнивая данного ученика с некоторым средним:
1 — качество выражено у ученика в очень слабой степени по сравнению с другими (средним учеником) или фактически отсутствует,
2 — качество выражено определенно, явно слабее, чем у среднего,
3 — ... немного слабее.
4 — ... в той же степени, что и у других,
5 — ... немного сильнее,
6 — ... определенно, явно сильнее,
7 — ... в очень сильной степени.
519
Основы психодиагностики
Таким образом, в предлагаемой семибалльной оценочной шкале серединка — это 4 балла. От этой серединки имеется три степени (градации) в отклонении в сторону повышения (5, 6 и 7) и в сторону понижения (3, 2 и 1) выраженности качества. Сильные отклонения, как Вы понимаете, встречаются реже, чем слабые. То есть, если Вы правильно пользуетесь шкалой, то частота встречаемости баллов 1 и 7 должна быть самой редкой, баллы 2 и 6 — должны выставляться Вами немного чаще, 3 и 5 — еще чаще. Наконец, самый частотный балл — это 4.
Оценивая каждого ученика, пользуйтесь поясняющим определением для каждого качества. Оценки фиксируются в ответном листке — путем обведения кружком соответствующего балла — справа от качества. При нормальной тщательности в выполнении^ задания на каждого ученика должно быть затрачено не менее 10 минут. Работайте внимательно — не пропускайте ни одного качества на каждом ответном листе.
Всего Вы должны оценить не менее 24 детей из вашего класса.
2. ПОЯСНЯЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Думает о других, чувствителен к настроению других людей, не может совершать намеренно поступки, которые ранили бы других людей, сочувствует, когда другие огорчены.
2. Знает, что такое правильное поведение, и обычно стремиться так себя вести, даже, если никто не наблюдает за ним, говорит правду даже, если это трудно.
3. Ведет себя нахально и бесцеремонно с другими, часто производит впечатление невоспитанного,
520
Приложения
невежливого человека, не разборчив в словах и жестах. >•.--.
4. Намеренно говорит и делает такое, что досаждает и ранит других; говорит недобрые слова о других, унижает других, как будто нравится делать неприятности.
5. Достижения других людей не радуют его; его огорчает, когда другим достаются похвалы или заботливое внимание, испытывает досаду, когда других награждают.
6. Очень чувствителен к критике, дуется или плачет, если его критикуют, не выносит шуток и насмешек.
7. Быстро видит решение проблемы, интуитивно находит путь для ориентировки в сложных случаях, движется от проблемы к решению кратчайшим и порой неожиданным путем.
8. Опирается на «здравый смысл»; знает, что делать в повседневной жизни, в обычных ситуациях.
9. Имеет широкие и разнообразные познания в самых разных областях, знает много фактов, дат, имен и т. п.
10. Активен, полон энергии, живой, движения часто быстрые, охотно берется за дела, увлекается.
11. Справляется легко и успешно с новыми и незнакомыми ситуациями, смело идет навстречу неопределенности, полагаясь на собственную смекалку, умение приспособиться.
12. Выдвигает разнообразные новые идеи и способы решения проблем; мышление и поведение характеризуется нестандартными подходами, не подражает, ищет свое лицо.
13. Склонен интересоваться разными вещами, лежащими за пределами повседневной жизни, задает много вопросов «почему и отчего», пристально изучает все новое.
14. Имеет активное, живое воображение, которое
521
Основы психодиагностики
иногда рождает самые причудливые идеи и образы, видит возможности, которые не замечают другие люди.
15. Оптимистичен, как правило, в хорошем настроении, радуется жизни, производит впечатление довольного тем, как идут его дела, видит много поводов для радости.
16. Имеет трудности в приспособлении к новой ситуации; предпочитает привычные, старые способы действия, даже когда они очевидно не подходят.
17. Не любит групповых игр и развлечений; предпочитает быть в компании двух-трех друзей или одному, не любит быть в гуще народа, сторонится новых знакомых.
18. Часто жалуется на то, что говорят или делают другие по отношению к нему; просит взрослых вмешаться и воздействовать не поведение других детей.
19. Выражает озабоченность реальными или воображаемыми признаками отвержения или неуважения со стороны других; беспокоится, что может потерять друзей, что они не любят его.
20. Лидирует, старается направлять действия других, убежден, что его способ действия наилучший, показывает другим, как нужно действовать, наставляет.
21. С вниманием относится к вещам, которые ему принадлежат; становится озабоченным, если что-то теряет, и долго ищет это; содержит свои вещи чистыми и в полном порядке.
22. Высказывает то, что думает, без задержек и колебаний; редко или никогда не останавливается перед тем, чтобы выразить свое мнение, даже если это и не выгодно ему.
23. Быстро меняет свои интересы, «порхает» от одного дела к другому, начинает одно и тут же перескакивает на другое, не может долго сидеть на одном месте.
522
Приложения
24. Ведет себя всегда целенаправленно, далее в игре; занимается систематично; умеет следовать правилам.
25. Стремится доводить все, за что берется, до конца, несмотря на трудности, мелкие детали, стремится учесть даже мелочи, чтобы добиться своего.
26. Не принимает возлагаемых на него обязанностей серьезно; на него нельзя положиться в серьезном деле.
27. Любит быть в компании, проводит как можно больше времени с приятелями, не любит оставаться один, легко заводит новую компанию.
28. Обычно задерживается и обдумывает последствия перед тем, как что-то сделать, часто погружен в собственные размышления.
29. Всегда куда-то торопится, меняет одно место на другое; скорее бежит, чем идет.
30. Быстро начинает сердиться, когда увлекающая его деятельность прерывается; злится, когда его критикуют или лишают чего-либо.
31. Трудно отвлечь его внимание, когда он концентрируется на чем-то, направляет все внимание на то, чем занят.
32. Часто испытывает такое увлечение и нетерпение, что не может усидеть на месте, ожидая какого-то события, совершает непроизвольные движения и жесты.
33. С удовольствием и помногу беседует с другими, болтает и тогда, когда это мешает занятиям.
34. Совсем не боится таких вещей, которые пугают других детей, например, больших собак; спокойно воспринимает неопределенность или угрозу неприятностей.
35. Мало приветлив и не эмоционален в общении с другими, не улыбается при встрече, не подхватывает радость или огорчение.
36. Часто начинает плакать, быстро появляются
523
Основы психодиагностики
слезы, когда что-то не получается, что-то огорчает.
37. Часто находится в плохом, подавленном настроении, часто удручен без видимых причин, мало
смеется.
38. Громко смеется над шутками и разными нелепыми случайностями, хихикает над забавными историями, смеется во время игры, готов что-то подстроить ради забавы.
39. Может тихо сидеть длительное время; не привлекает к себе внимания, предпочитает тихие игры.
40. Легко впадает в раздражение, нервничает или даже злится, когда что-то не получается или кто-то мешает.
41. Быстро успокаивается после огорчения, восстанавливается обычное настроение после неудачи, забывает обиды.
42. Осмотрительно и медленно изучает новые, возможно опасные ситуации, старается подстраховаться, отказывается от рискованных затей.
43. Может удержаться от смеха или улыбок, когда они неуместны, не говорит лишнего, думает перед тем, как действовать.
44. Предпочитает заниматься одним делом, пока не добьется результата, раз за разом повторяя новую попытку после неудачи.
45. При встрече с новыми детьми или взрослыми испытывает смущение и напряжение, не знает, как вести себя.
46. Чувствует состояние и настроение других людей, может быстро впадать в обиду от едва заметной небрежности, но может и посочувствовать чужой беде.
47. Срывается с места, как только звенит звонок на перемену, нередко попадает в разные переделки, так как предпочитает активные действия, не тратит на раздумья ни хминуты.
48. Боится потеряться на экскурсиях, выказыва-
524
Приложения
ет много страхов, например, боится животных, чужих людей и т. п.
49. Не теряет веры в удачу после разочарований и неудач, твердо придерживается определенной линии поведения.
50. Требует постоянно к себе внимания со стороны, выражает разные прихоти и желания, шумно протестует, если на это не обращают внимания.
51. Не умеет принимать самостоятельных решений, предпочитает следовать примеру какого-то уверенного в себе приятеля (подруги), не имеет своего
мнения.
52. Все время выпячивает свои достижения и успехи, «якает», высокомерно относится к другим.
53. В беспорядке содержит свои личные вещи, не обращает внимания на свой внешний вид, может прийти и школу в грязной, мятой одежде.
54. Старательно и аккуратно выполняет задания, усердно трудится на уроках, соблюдает правила.
55. Испытывает больше интереса к делам, когда делает их сообща с другими, любит делать уроки вместе, ценит взаимопомощь, держит обязательства
перед другими.
56. Не любит высказывать свое мнение и свою оценку разных людей и событий, не выражает своих настоящих симпатий, своих намерений и интересов, i
57. Умеет так себя повести, что взрослые осуж-1 дают других детей, а сам он остается «не при чем»; добивается своего не прямым путем, ловко списывает, получает подсказки и т. п.
58. Быстро подчиняется требованиям со стороны взрослых, легко выполняет прямые распоряжения,
хорошо себя ведет.
59. Не слушается, даже когда его неправильный способ действия взрослые или дети пытаются скорректировать с помощью мягкого совета, делает по-своему, даже если терпит неудачу.
60. Верит другим на слово, даже если они уже не
525
Основы психодиагностики
раз обманывали его, принимает за «чистую монету» все обещания. .
3. Перечень качеств для задания
«ПОЯСНЯЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ» (Подчеркнуть правильный ответ — один из трех)
1. Отгороженный (необщительный). Холодный.
Скрытный.
2. Раздражительный. Гневливый (агрессивный).
Грубый-
3. Нежный (чувствительный). Тихий (скромный). Чуткий.
4. Фантазер (изобретательный). Сообразительный. Находчивый.
5. Веселый (шаловливый). Жизнерадостный. Отходчивый.
6. Жалобщик. Обидчивый. Мнительный (зависимый от других).
7. Стойкий. Упорный (дотошный). Настойчивый*
8. Грустный. Обидчивый. Плаксивый.
9. Зловредный. Завистливый. Хитрый.
10. Отгороженный (необщительный). Холодный (сухой). Скрытный. "
11. Грустный- Плаксивый. Мнительный (зависимый от других).
12. Зловредный. Завистливый. Выскочка (зазнайка).
13. Коллективист. Разговорчивый. Общительный.
14. Веселый (шаловливый). Жизнерадостный. Отходчивый. •
15. Откровенный. Доверчивый. Разговорчивый.
16. Отгороженный (необщительный). Холодный. Скрытный.
526
Приложения
17. Оригинальный. Капризный. Выскочка (зазнайка).
18. Эрудированный. Оригинальный. Любознательный.
19. Фантазер (изобретательный). Сообразительный. Находчивый.
20. Упрямый. Грубый. Косный (плохо переключающийся).
21. Зловредный. Завистливый. Хитрый.
22. Фантазер (изобретательный). Сообразительный. Оригинальный.
23. Прилежный. Сознательный. Бережливый.
24. Здравый. Сознательный. Прилежный.
25. Настойчивый. Стойкий. Упорный (дотошный).
26. Шальной (бездумно самовольный). Возбудимый. Непоседа.
27. Целеустремленный. Стойкий- Упорный (дотошный).
28. Смелый. Командир (властный). Энергичный.
29. Упрямый. Грубый. Косный (плохо переключающийся).
30. Скованный (застенчивый). Осторожный- Сдержанный.
31. Отходчивый. Стойкий. Жизнерадостный.
32. Тихий (скромный). Сдержанный. Скованный (застенчивый).
33. Коллективист. Разговорчивый. Общительный.
34. Скованный (застенчивый). Осторожный. Сдержанный.
35. Шальной (бездумно самовольный). Возбудимый. Суматошный.
36. Послушный. Несамостоятельный (подражающий). Трусливый.
37. Жалобщик. Обидчивый. Мнительный (зависимый от других).
38. Безответственный. Неряха. Суматошный.
39. Вдумчивый (глубокий). Сосредоточенный. Организованный.
527
Основы психодиагностики
40. Коллективист. Разговорчивый. Общительный.
41. Раздражительный- Гневливый (агрессивный). Грубый.
42. Сосредоточенный. Вдумчивый. Организованный (целеустремленный).
43. Жалобщик. Обидчивый. Мнительный (зависимый от других).
44. Здравый. Сознательный. Прилежный.

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign