LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1.2. КРИТЕРИИ ОБЪЕКТИВНОСТИ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
1) Чем научная диагностика отличается от магии и колдовства?
459
Основы психодиагностики
2) Чем научная диагностика отличается от пара-научной диагностики? "
3) Как используется корреляционный эксперимент при создании тестовых заданий в ходе конструирования научного теста?
4) Как может быть использован метод независимых судей при анализе результатов проективных методик?
5) Что такое стандартная ошибка измерения?
1.3. ИСТОРИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
¦
1) Какие новые направления в психологии, возникшие на рубеже XIX и XX веков, предшествовали появлению психодиагностики?
2) Какой вклад в становление тестологии внесли Гальтон, Кэттелл и Бине? .
3) Чем отличается понятие «умственный возраст» от понятия «хронологический возраст»?
4) Что такое шкала IQ и каковы ее параметры — среднее и стандартное отклонение?
5) Что такое «генеральный» фактор интеллекта и как он проявляется в различных тестах общих и специальных способностей?
6) Что такое факторный анализ и какова его роль в психодиагностике?
7) Каковы главные функции психодиагностики в рамках психотехники?
8) Кто впервые ввел в обиход термин «психодиагностика»?
9) Каково происхождение и специфика методов личностной психодиагностики — опросников и проективных методик?
10) В чем заключаются основные тенденции развития зарубежной психодиагностики во второй по-
-
460
Приложения
ловине XX века?
11) В чем заключается вклад Г. И. Россолимо в отечественную и мировую психодиагностику?
12) В чем проявились недостатки раннего опыта использования тестов в практике довоенной советской педологии и психотехники?
13) Какую роль выполняла отечественная психофизиология в период гонения на тестологию в СССР?
14) Каковы общественно-политические факторы, затруднявшие развитие психодиагностической науки и практики в СССР?
¦
*
1.4. КЛАССИФИКАЦИЯ
ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ
I
1) Дайте поведенческое определение «черты личности» ¦
2) Чем различаются стилевые и мотивационные черты?
3) Чем различаются темперамент и характер?
4) В чем сходство Большой пятерки факторов характера и типологии темперамента по Гиппократу?
б) В чем разница между глобальными и локальными факторами характера?
6) Чем обусловливается возможное несовпадение потребности и мотива поведения?
7) Как складываются интересы, в чем их отличие от мотивов?
8) Чем различаются между собой общие, частные и специальные способности?
9) Чем склонности отличаются от интересов?
10) В чем специфика эмоциональных состояний в отличие от функциональных состояний?
461
Основы психодиагностики
11) Как влияют межличностные отношения в группе на развитие сознания и самосознания?
¦
1.5 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
1) В чем различие в двух подходах к выработке профессиональных норм и стандартов — ведомственном и профессионально-корпоративном (основанном на нормотворческой функции Психологического общества)?
2) Каким образом процедуры профессиональной аттестации специалистов обеспечивают квалификационные стандарты в психодиагностической практике?
3) Все ли психолого-педагогические методики требуют одинаково высокой квалификации исполнителя?
4) Каким образом сертификация методик способствует сохранению «профессиональной тайны»?
5) Почему предупреждение о целях и задачах психодиагностического обследования является главным условием обеспечения суверенных прав личности?
6) Какой профессионально-этический критерий обеспечивает доброжелательно-нейтральный стиль общения психодиагноста с испытуемым?
7) Кому и как психолог-диагност может сообщать полученную им психодиагностическую информацию об испытуемом?
- *
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
¦
1) Что такое критериальное поведение, или эф-462
Приложения
фективность критериальной деятельности?
2) Чем методика отличается от метода?
3) Что такое операциональная классификация методик, какие основания в нее заложены?
4) Чем различаются аппаратурно-поведенческие и приборные психофизиологические методики?
5) Чем отличаются объективные тесты от тест-опросников?
6) Чем методики шкалирования отличаются от тест-опросников и проективных методик?
7) Что общего в процедурах стандартизированного наблюдения и контент-анализа документов (продуктов деятельности)?
8) Можно ли считать психологическую беседу разновидностью включенного наблюдения и до какой степени?
9) В чем заключается диагностический потенциал активного обучающего эксперимента?
2.2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ
1) Чем аналитическое поведение отличается от обычного наблюдения?
2) Каковы цели и задачи поискового наблюдения, чем оно отличается от стандартизированного наблюдения?
3) С помощью какой процедуры измеряется надежность и валидность экспертных оценок?
4) Что такое интегральный взвешенный рейтинг и как он определяется с помощью многокритериальных экспертных оценок?
5) Приведите пример построения экспертной методики для измерения рейтинга сформированности учебной деятельности.
463
Основы психодиагностики
¦
2.3. МЕТОД ТЕСТОВ: НАДЕЖНОСТЬ, ВАЛИДНОСТЬ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ
¦ t
1) Перечислить достоинства и недостатки метода тестов.
2) Как влияет «экзаменационный стресс» на результаты тестирования в зависимости от индивидуальности испытуемого?
3) Почему тестирование можно считать более надежным методом, чем традиционные формы выборочного контроля знаний?
4) Какие социальные преимущества дает создание независимой службы тестирования — независимой от школ, вузов и предприятий?
6) Каким образом осуществляется проверка надежности теста, с помощью какой статистической процедуры устанавливается индекс надежности?
в) Как соотносятся между собой, валидность и надежность теста?
7) С помощью какой экспериментально-статистической процедуры измеряется валидность теста?
8) Чем проверка прогностической валидности теста отличается от проверки методом «известных групп»?
9) Как влияет выборка стандартизации на репрезентативность тестовых норм?
10) Приведите примеры стандартных шкал, используемых в психодиагностике?
11) Сколько процентов испытуемых выполняют
тест с показателем ниже «среднее+сигма» на стандартной нормализованной шкале?
12) Чем использование «конверсионных таблиц» отличается от линейной стандартизации?
13) Как обеспечивается достоверность тестовых
464
Приложения
данных в ситуации клиента и в ситуации экспертизы?
14) Что такое «шкала лжи» и как ею пользоваться?
2.4. МЕТОДИКИ ШКАЛИРОВАНИЯ И САМООЦЕНКИ
1) Какие требования к уровню умственного развития ребенка предъявляют методики шкалирования? .
2) Как конформизм ребенка влияет на валидность методик шкалирования и других психодиагностических методик?
3) Как можно смоделировать субъективный образ мира профессий с помощью методики «семантический дифференциал»?
4) Чем тест личностных конструктов отличается от семантического дифференциала?
б) В чем общий смысл использования факторного анализа при построении субъективных семантических пространств?
6) Как методика ранжирования качеств или рисунков может быть применена для измерения самооценки?
7) Почему методика парных сравнений может считаться более надежной процедурой измерения предпочтений, чем методика ранжирования?
8) Как можно применить методику сортировки для диагностики уровня сформированности системы понятий?
-
465
Основы психодиагностики
2.5. ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ:
РИСУНОК, РАССКАЗ, РОЛЕВАЯ ИГРА
1) Как явление «проекции» связано с открытой психоанализом сферой бессознательного в психической жизни человека?
2) Назовите примеры спонтанной проекции в обыденной жизни ребенка.
3) Какие ограничения уровень и структура умственного развития ребенка накладывает на использование вербальных и графических проективных методик?
4) Как проективные методики помогают определить зону внутреннего конфликта и причину эмоциональной дезадаптации (приведите конкретные примеры)?
5) Какие требования к профессиональным и личным качествам исполнителя предъявляют проективные методики и ролевые проективные игры?
2.6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ, КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ
а * ¦
¦
1) Как конкретно можно реализовать принцип информационного сотрудничества научно-методических центров и школ в области психодиагностики?
2) Что такое общефедеральные и региональные
466
Приложения
тестовые нормы и чем они отличаются друг от друга?
3) Какие функции школьного психолога может выполнять педагог-предметник, а какие функции должен выполнять только педагог-психолог?
4) В чем достоинства и недостатки варианта полной компьютеризации всех этапов психодиагностической работы?
5) Как технически можно совместить тестирование на бланках и компьютерную обработку и хранение психодиагностической информации?
6) В чем заключаются выгоды от использования компьютерных баз данных в психодиагностике?
7) Какими возможностями обеспечивают педагога-психолога и педагога-предметника универсальные компьютерные программы-оболочки для тестирования и обработки тестовых данных?
8) Какие новые возможности для развития-психодиагностики в системе образования создают общефедеральные телекоммуникационные сети?
3.1. ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
1) Как психодиагностическое обеспечение образовательных и воспитательных задач распределяется между педагогами-предметниками и школьным психологом?
. 2) Каким образом познавательная и личностная сферы психической жизни ребенка связаны с образовательной и воспитательной функциями школы? 3) Назовите несколько различных подходов к дифференцированному обучению и опишите роль психодиагностики в осуществлении каждого из подходов.
*
467
Основы психодиагностики
4) Можно ли совместить диагностику готовности к школе, нарушений в развитии и диагностику одаренности в едином диагностическом обследовании и какие это влечет за собой издержки?
б) Каковы преимущества и недостатки различных подходов к формированию классов (учебных групп) и какова роль социально-психологической диагностики в реализации этих подходов?
6) Кому и как должна предоставляться психодиагностическая информация при решении различных психодиагностических задач?
7) Как взаимосвязана психодиагностика и психологическая консультация, что общего й что различного в позициях диагноста и консультанта по отношению к испытуемому или клиенту (пациенту)?
3.2. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
*
1) Почему диагностика сформированности учебных навыков не является достаточной для определения уровня готовности к школе?
2) Назовите интеллектуальные компоненты школьной зрелости, как их формулируют зарубежная и отечественная школы детской психодиагностики.
3) Чем оправдано стремление тех или иных авторов выделить ЦЕНТРАЛЬНЫЙ элемент школьной зрелости: зрительно-моторную координацию, действие по образцу и т. п.?
4) Какие факторы личностной зрелости являются необходимыми компонентами школьной зрелости? .
5) В чем заключаются практические выгоды и в чем состоит опасность широкого использования компьютерных методов при диагностике готовности к школе?
468
Приложения
• - Г:
3.3. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ
• . :;: •
1) Какие физиологические причины обусловливают появление нарушении в психическом развитии?
2) Что такое первичные и вторичные дефекты и чем они отличаются между собой?
3) Почему тесты, измеряющие коэффициент интеллекта, не дают всей необходимой информации при диагностике нарушений развития?
4) Чем отличается педагогическая запущенность от задержки психического развития и умственной отсталости?
б) Что такое сензитивный период и в чем роль сензитивных периодов в формировании психических функций?
6) Как следует учитывать зону ближайшего развития при диагностике нарушенного развития?
7) По каким факторам психического развития различаются задержка психического развития и умственная отсталость в рамках структурного подхода?
-
¦ *
3.4. ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ И СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ
1) Чем отличается объективная формула способности и субъективное восприятие способности?
2) Как соотносятся понятия «способность» и «свойство» по В. Д. Шадрикову?
3) Как этапы познавательной деятельности позволяют развести понятия «обучаемость», «креатив-
469
Основы психодиагностики
ность» и «тестовый интеллект»?
4) Что нового внес Г. Айзенк в развитие концепции общих способностей по сравнению с Ч. Спирме-ном?
5) Какую трактовку феномена креативности предложил Дж. Гилфорд?
6) Как различаются связанный и свободный интеллект по Дж. Кэттеллу?
7) Чем иерархические модели интеллекта отличаются от одноуровневых многофакторных моделей?
8) Какое понимание креативности предложил Е. Торранс и какими методами он предложил тестировать креативность?
9) Чем различаются разные подходы к трактовке связи между интеллектом и креативностью?
10) Назовите личностные особенности учеников с различным соотношением уровней интеллектуальности и творческих способностей.
3.5. ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ПРЕДМЕТНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ
1) Как различаются интеллект и умственное развитие по К. М. Гуревичу?
2) Каковы теоретические и фактические данные, подтверждающие тезис о «нормативности» интеллектуального и личностного развития?
3) Как формируется социально-психологический норматив?
4) Назовите субтесты Векслера и поясните их назначение?
5) Опишите назначение и устройства теста Раве-на.
6) Как можно расположить тесты ГИТ, ШТУР,
¦
470
Приложения
АСТУР по возрастной шкале?
7) Что отличает задания тестов ШТУР и АСТУР от заданий традиционных интеллектуальных тестов?
8) Как подсчитывается стандартный балл по отдельным шкалам ШТУР и АСТУР, в чем специфика этого подсчета по сравнению с традиционными тестами интеллекта?
9) Чем диагностика учебных достижений отличается от диагностики умственного развития?
10) Какие психолого-педагогические коррекцион-ные мероприятия могут быть рекомендованы по ре-зультатам тестирования умственного развития учащихся?
3.6. ТЕСТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ: КОМПЬЮТЕРНОЕ АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
1) Чем различаются субшкалы ТУР и ТОЗ?
2) Какой американский тест может считаться прообразом ТОЗ?
3) Какова схема проверки прогностической ва-лидности ТОЗ?
4) Как обеспечивается информационная безопасность при проведении и распространении ТОЗ и какова в этом роль компьютерной версии ТОЗ
5) Что такое адаптивное тестирование?
6) Опишите трехуровневый алгоритм адаптивного тестирования.
7) Опишите алгоритм сходящихся порогов.
3.7. ОПЕРАТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ
1) Чем различаются декларативный и операцио-
471
Основы психодиагностики
нальный уровни усвоения знаний?
2) Какие тестовые задания затрагивают только уровень ассоциативного мышления, а какие тестовые задания позволяют диагностировать концептуальное мышление?
3) Что такое психологика испытуемого и какие стратегии выполнения тестов испытуемым должен учитывать составитель тестовых заданий?
4) Опишите логико-семантическую классификацию тестовых заданий с соответствующими примерами.
б) Что такое тематическая репрезентативность теста и как ее обеспечить?
6) Как измерить трудность тестового задания на практике?
3.8, ТЕСТИРОВАНИЕ И ТРЕНИНГ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ
1) Какова роль образно-концептуальных моделей в компьютерных играх?
2) Каковы санитарно-гигиенические ограничения продолжительности занятий за компьютером для школьников?
3) В чем проявляется негативный психолого-педагогический эффект коммерческих компьютерных игр?
4) Какие особенности индивидуального отношения к компьютерным играм у детей имеют психодиагностическое значение?
б) Как можно использовать компьютерные игры для коррекции эмоционально незрелой реакции ребенка на успехи и неудачи?
6) Как проявляется в компьютерных играх когнитивный стиль ребенка?
472
Приложения
4
7) В чем недостатки компьютерных игровых тестов по сравнению с развлекательными играми и традиционными тестами?
8) Перечислить 4 типа игровых тестовых программ.
9) Назвать примеры проверки валидности компьютерных игровых методик.
ч ¦
3.9. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
*
1) В чем состоят особые требования к поведению экспериментатора при проведении диагностического обследования дошкольников?
2) Что такое * шкалы развития»? Приведите примеры.
3) Какие области поведения охватывает Шкала Адаптивного Поведения?
4) Назовите субтесты Двигательного теста Озе-рецкого?
5) На каких теоретико-методических принципах основан комплекс методик, разработанных Венгером?
4.1. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
1) Чем различаются по своему назначению аттестационные и оперативные школьные оценки предметной успеваемости?
2) В чем заключается методический принцип
473
Основы психодиагностики
«Контрольных списков прилагательных» как методического приема для стандартизации экспертной оценки результатов педагогического наблюдения?
3) Назовите «Большую пятерку» характерологических факторов личности.
4) Что такое «экономичная оптимальность» как свойство факторной системы, образующей профиль индивидуальности?
5) Приведите пример циркограммы личностных качеств.
6) Как следует примерять «оценочное сравнение» по отношению к учебникам с различным профилем индивидуальности?
7) Какие виды наказаний противопоказаны в отношении гиперактивных детей?
8) В чем заключается принцип «гармонизирующей компенсации»?
л *
Ш -
4.2. АНАЛИЗ И КОРРЕКЦИЯ
ПРИЧИН ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКА
1) Какую роль в появлении эмоциональной дезадаптации играют возрастные кризисы и стрессовые ситуации?
2) Назовите признаки эмоционального стресса — на физиологическом и поведенческом уровне. .
3) Каковы проявления эмоциональной дезадаптации в учебной деятельности и в отношениях ребенка со сверстниками и взрослыми?
4) Что называется фазой «дистресса» в развитии эмоциональной дезадаптации?
5) Чем отличается причинный подход -от описа-тельно-симптомологического в диагностике эмоцио-
474
Приложения
нальной дезадаптации?
6) Как и при каких условиях акцентуации характера трансформируются патологические черты характера?
7) Как можно локализовать источник внутреннего конфликта с помощью беседы и проективных методик?
8) В чем специфика школьной дезадаптапии по отношению к общему случаю эмоционально-личностной дезадаптации?
9) Как взаимодействуют между собой уровень притязаний (самооценка) учащегося и присущая его индивидуальности форма кривой обучаемости?
10) Опишите пример дисгармонии развития познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка.
4.3. ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА
1) Почему при диагностике асоциального поведения подростка не срабатывают обычные тест-опросники?
2) Каковы основные задачи в диагностике отклоняющегося поведения?
3) Какие особенности поведения и системы представлений подростков лежат в основе «поиска пределов допустимого»?
4) Что такое отсчет от нормативов при диагностике величины отклонения? Как определяются эти нормативы?
5) Какие барьеры должен преодолевать психодиагност при установлении контакта с подростком?
6) Какую роль играют слова-представления (лич-
475
Основы психодиагностики
ностные конструкты) в становлении сознания и самосознания подростка?
7) Опишите общую схему методик «соотнесение качеств» и «самооценка-самовыражение».
4.4. ДИАГНОСТИКА
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
- .. ¦ . ¦¦-.•'.¦ .: :, .О ¦¦'
1) Какое значение имеют межличностные отношения в-классе для школьника? '.'
2) Чем неформальная структура отношений в коллективе отличается от формальной?
3) Что такое социально-психологический статус и как его измерить?
4) Опишите социометрическую методику и приведите пример социометрических критериев.
б) Чем различаются «звезды» и «лидеры» в классе?
6) Опишите различные возможные типы социально-психологической структуры класса.
7) Чем различаются взаимоотношения в классе в младшем, среднем и старшем школьном возрасте?
8) Опишите этапы развития группы — по Стен-форду—Роарку, А. В. Петровскому и Л. И. Уман-скому.
9) Чем отличаются группа-коллектив и группа-корпорация?
10) Какова роль учителя в формировании коллектива класса на разных этапах его становления?
476
Приложения
4.5. ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
1) В чем заключаются три фазы профконсульта-ции по Парсонсу?
2) Каковы недостатки директивно-диагностического подхода к профконсультации?
3) Чем директивно-воспитательная концепция профконсультации отличается от психоаналитической, гуманистической и активизирующей?
4) Какова роль психодиагностики в рамках развивающей, активизирующей профконсультации?
5) Чем различаются содержательная и динамическая стороны профессиональной деятельности и каким образом они должны учитываться в профкон-сультационной психодиагностике?
6) Какое место в профконсультации занимает психофизиологическая диагностика, диагностика способностей и интересов оптанта?
7) Опишите типовые запросы клиента в профконсультации
Основы психодиагностики
2 ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ • ТЕРМИНОВ
АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ — разновидность тестирования, при которой порядок предъявления заданий (или трудность заданий) зависит от ответов испытуемого на предыдущие задания. В настоящее время AT реализуется в основном в виде различных алгоритмов компьютерного тестирования.
¦
АКЦЕНТУАЦИЯ — значимое отклонение черт характера данного индивида от среднестатистической нормы. Как правило, принято различать умеренную и патологическую, дезадаптивную степень акцентуации.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — наблюдение, в основе которого лежит определенная система признаков, на основании фиксации которых объект наблюдения относится к определенной категории.
АНКЕТА — перечень вопросов, предназначенный для письменного опроса. В отличие от тест-опросников анкета, как правило, не предполагает подсчет баллов по ключам и чаще используется для социологических обследований общественного мнения, чем для психодиагностики.
АППАРАТУРНЫЕ МЕТОДИКИ — методики, в которых испытуемый взаимодействует с определенным автоматом (аппаратом). При этом регистрируется не столько содержание реакций (не содержание ответов, как при компьютерной форме тестирования), сколько скоростно-силовые параметры поведения.
АРТЕФАКТ — искусственный, ложный факт, по-478
Приложения
ГГ|Г |Г ------,----......iMii ¦ ¦......-1 ¦! -mi fi f rr ¦ и ¦¦¦ ii inn шимми^ицимшдшпмуиимишиаптт'!—rrtf^nrr
лученный в результате неправильного применения методики. Классический пример артефакта в психодиагностике — артефакт «социальной желательности». Многие артефакты порождаются либо «инструментальной ошибкой (см. )», либо неправильными действиями диагноста. Примеры последних см. в статье «Ошибка диагноста».
АТТЕСТАЦИЯ — оценочное заключение, закрепленное в форме документа, присваивающего' человеку определенную образовательную или профессиональную квалификацию или должность.
БАНК ЗАДАНИЙ — широкий перечень тестовых заданий, из которых черпается набор тестовых заданий, предъявляемых данному конкретному испытуемому.
БЛАНКОВОЕ (БУКЛЕТНОЕ) ТЕСТИРОВАНИЕ —
проведение стандартизированного теста в форме «бумажной технологии» — с помощью тестового буклета с заданиями и бланка (ответного листа), на котором испытуемый фиксирует свои ответы на задания.
ВАЛИДНОСТЬ — обоснованность методики. В. — одна из основных психометрических характеристик психодиагностической методики. В. указывает на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству. В широком смысле В. включает сведения о поведении и психических явлениях, которые находятся в причинной зависимости от диагностируемого свойства (см. Область валидности).
ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — наблюдение, при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ — частные варианты психодиагностических норм, собранные для детей раз-
479
Основы психодиагностики
ного возраста.
ВЫБОРКА СТАНДАРТИЗАЦИИ — множество
испытуемых, на котором собираются диагностические нормы и проводится стандартизация диагностической шкалы.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ФАКТОР «G» — фактор, дающий вклад в результаты всех интеллектуальных субтестов, т- е. присутствующий во всех частных и относительно общих способностях. Согласно различ-ным концепциям, фактор «G» трактуется как уровень «обучаемости», «умственный темп» и т. п.
ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ — методики, направленные на диагностику психических свойств индивидов на основе их рисунков, созданных на основании образов памяти и воображения.
ГРАФИЧЕСКОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ — процедура субъективного оценивания (шкалирования), согласно которой индивид выносит свои суждения, делая отметки на сплошной графической (вертикальной или горизонтальной) шкале.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ — методика диагностики уровня развития психомоторной координации. От испытуемого требуется производить различные физические движения и манипулировать объектами.
ДЕЛИНКВЕНТ — индивид, совершающий мелкие правонарушения на основе усвоения асоциальных норм и представлений.
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ СЕЛЕКЦИЯ — отбор детей с нарушениями развития во вспомогательные школы.
ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ — диагностика, направленная на выявление стихийно складывающихся неформальных отноше-
480
Приложения
ний в группе постоянно общающихся друг с другом людей.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ — это широкий класс объектов диагностики (в психодиагностике — класс людей), которым выносится единый диагноз — диагностическое заключение. В медицине — это заключение о наличии определенного заболевания. В психодиагностике — это заключение об уровне умственного развития, личностной зрелости, психологической адаптированности и т. п.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ — это определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения объекта к определенной диагностической категории.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ — это не наблюдаемые непосредственно, глубинные обобщенные признаки, по которым различаются между собой диагностические категории.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ — конкретная программа действий с определенным объектом, направленная на регистрацию или оценку диагностических признаков и постановку диагноза данному объекту. «Обследование» следует отличать от «исследования»: последнее направлено на получение обобщенного знания (проверку теоретических гипотез), тогда как обследование — на получение конкретных знаний о конкретном объекте.
ДИАГНОСТОГРАММА — схема соответствия диагностических факторов и диагностических категорий, включающая в ряде случаев ссылку на методические приемы получения информации о факторах, а в наиболее формализованных случаях — развернутый алгоритм диагностического поиска, совмещенный с моделью принятия решения о методах психо-
16. Основы психодиагностики 481
Основы психодиагностики
логического и непсихологического (административного, педагогического) вмешательства. В одном из простейших случаев функцию диагностограммы выполняет в психологии ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ-
ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ — дифференцирующая, различающая способность теста в целом или отдельного тестового задания. Если все испытуемые дают на тестовое задание один и тот же ответ, то это означает, что данное задание не обладает дискрими-нативностью.
ДИСТРАКТОР — это ложная, отвлекающая альтернатива среди перечня возможных ответов на вопрос тестового задания. .
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука об индивидуальных психологических различиях.
*"•?•¦¦ ; - * v • ¦
ДОСТОВЕРНОСТЬ ТЕСТА — психометрическое свойство теста, обеспечивающее защиту его результатов от сознательных фальсификаций (лжи, неискренности испытуемого) или непреднамеренных мо-тивационных искажений.
ИГРОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ПРОГРАММЫ — компьютерные программы, предназначенные для измерений определенных психических свойств, знаний или навыков, в которых реализован игровой принцип взаимодействия компьютера с испытуемым.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОШИБКА — ошибка диагностики, приводящая к снижению валидности диагностической информации вследствие особого взаимодействия инструмента измерения (диагностической методики) с объектом измерения (испытуемым). Источники ИО — неправильное понимание инструкции, особые мотивационные искажения, наличие предыдущего опыта выполнения данной или
482
Приложения
сходной методики и т. п. ИО можно сократить только путем параллельного применения различных методических приемов с целью независимой проверки правильности полученных результатов.
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТНЫЙ РЕЙТИНГ — обобщенная оценка индивида, построенная с помощью суммирования оценок, полученных от нескольких независимых экспертов по совокупности нескольких критериев, имеющих в общем случае разную значимость (вес) в суммарной оценке.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ — см. ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА.
¦
ИНТЕРВЬЮ — метод получения информации от человека в ходе живого диалога (очной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (последовательность, форма постановки вопросов и т. п.).
ИПСАТИВНЫЕ НОРМЫ — такой выбор базы сравнения для оценки индивидуальных баллов, при котором индивидуальные баллы сравниваются с показателями того же индивида по другим шкалам или по тем же шкалам в прежних сеансах тестирования.
КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ — неформализованный и нестандартизированный метод анализа, в ходе которого исполнитель каждый раз вырабатывает специфическую логику сопоставления различных диагностических данных (признаков, симптомов) и не ограничивает себя заданным набором диагностических категорий. Применение качественного анализа неизбежно в тех случаях, когда состав признаков, существенных для диагностического вывода, непредсказуемо меняется от случая к случаю (от объ-
483
Основы психодиагностики
екта к объекту). К А сближается с методом построения так называемых «теорий одного случая». КА требует самой высокой квалификации от исполнителя, в частности умения обосновывать и документировать свои приемы и выводы. Без этого КА лишается признаков научности. Иногда под КА ошибочно подразумевается использование фиксированного набора бинарных диагностических факторов-категорий (имеющих лишь две логические градации выраженности — «есть/нет») и их логических комбинаций.
КВАРТИЛЬ — граница на шкале измеряемого (тестируемого) свойства, отделяющая 25 процентов испытуемых от выборки стандартизации. Различаются три квартиля: Q1 — первые 25 процентов, Q2 — 50 процентов (медиана), Q3 — 75 процентов.
КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — нестандартизован-ные методы психодиагностики, требующие применения экспертного опыта и интуиции. Близкие термины — экспертные методы, диалоговые методы.
КЛЮЧ К ТЕСТУ — набор весовых коэффициентов для различных ответов на тестовые задания, позволяющий подсчитать (путем взвешенного суммирования) сырой тестовый балл испытуемого по шкале измеряемого психического свойства.
КОДИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ — этап организации процедуры стандартизованного наблюдения, который состоит в присвоении наблюдаемым признакам определенных стандартизованных обозначений (кодов, номеров), с помощью которых эти признаки фиксируются в протоколе наблюдения.
КОМПЬЮТЕРНОЕ СКАНИРОВАНИЕ ДАННЫХ — автоматическое считывание информации с бланков в память компьютера с помощью специального устройства оптического ввода — сканера*
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТЫ — тесты, которые 484
Приложения
предполагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером. Тесты, предполагающие компьютерную обработку информации, собранной на бланках, не являются компьютерными. ;-'••'•

. КОНВЕРСИОННАЯ ТАБЛИЦА — это таблица перевода сырых баллов в стандартные баллы. В ней приводится полный перечень соответствий между интервалами сырой шкалы и интервалами стандартной шкалы.
КОНКУРЕНТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ — способность более краткого и дешевого теста давать диагностическую информацию, не менее надежную и валидную, чем другой известный, но более продолжительный тест.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — анализ содержания текстового документа или множества документов (в частности, протоколов проективных методик) путем подсчета частоты появления определенных элементов или кодифицированных признаков. Принципы КА могут быть распространены на анализ материалов наблюдения и материалов графических проективных методик.
¦
КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ — перечень гипотетических характеристик объекта оценки, выраженных в форме прилагательных, в частности, прилагательных, обозначающих личностные качества человека. Респондент отмечает среди прилагательных те, которые относятся к объекту оценки. Вариант методики, близкий к КСП, — методика шкалирования с использованием т.н. ¦униполярных шкал», в которых в отличие от семантического дифференциала обозначен только один полюс из двух.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ — обязательство не-
485
Основы психодиагностики
разглашения информации, полученной от испытуемого (в общем случае, от делового партнера, от участника переговоров, собеседника), или в общем случае ограничение ее распространения кругом лицом, о котором испытуемый был заранее извещен.
"" КОРРЕЛЯЦИИ КОЭФФИЦИЕНТ — статистический показатель степени и направленности взаимосвязи между двумя случайными величинами. В частном случае это может быть связь между результатами первого и повторного тестирования (см. Ретестовая надежность), между тестовым и критериальным показателем (см. Валидность, Критериальный показатель) и т. п. Отрицательная корреляция указывает на обратную зависимость — рост значения одного показателя сопровождается падением значения другого.
КОРРЕЛ5ЩИОННЫИ ЭКСПЕРИМЕНТ — статистическое научное исследование, в ходе которого устанавливаются связи (статистические корреляции) между параметрами, которые экспериментатор может только регистрировать (измерять), но не может контролировать.
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ — количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста. Латинское обозначение — IQ (Intelligence Quotient). Среднее значение Кй обычно принимается за 100 очков, стандартное отклонение (сигма) на шкале IQ равно 16 (в некоторых тестах — 15).
КРЕАТИВНОСТЬ — изобретательность мышления. ;
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — такое реальное социальное (производственное, учебное и пр.)
т* ¦ ,
1 ш
¦
486
Приложения
поведение, которое дает бинарный критериальный показатель для проверки валидности теста (см.). Примеры критериального поведения — правонарушение, обращение к врачу, совершение научного открытия или изобретения и т. п. Синоним — критериальное событие. При проверке валидности между баллом теста и фактом критериального поведения рассчитывается точечно-бисериальный или четырех-клеточный коэффициент корреляции.
КРИТЕРИАЛЬНЫЕ НОРМЫ — диагностические нормы, в которых задано соответствие между тестовыми баллами по шкале измеряемого свойства и уровнем критериального показателя. В случае критериального поведения КН указывают на вероятность появления критериального поведения при данном значении тестового балла.
КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ — количественный (или градуальный) показатель той деятельности, ради прогноза которой создается тест. Это, например, производительность труда, успеваемость, уровень физического здоровья и т. п. Такой показа- . тель выделяемся при организации исследования по проверке социально-прагматической валидности теста. Между ним и баллом по тесту рассчитывается статистическая корреляция (см.).
КРИТЕРИЙ ВАЛИДНОСТИ — источник информации об измеряемом психическом свойстве. В частном случае это * критериальный показатель» (см.). В более общем случае этс* балл по другому тесту (при научной валидизациц теста) или оценки экспертов и другие источники информации для проверки валидности.
ЛИНЕЙНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ — перевод исходных («сырых») баллов по тесту в стандартную шкалу путем применения формулы линейного преобразования — путем вычитания среднего по выбор-
487
Основы психодиагностики
ке и деления на стандартное отклонение.
ЛИЦЕНЗИЯ — разрешение на определенную деятельность, которое выдается организацией, обладающей компетенцией для оценки соответствия этой деятельности определенным профессиональным нор-мативаж; т '- :•"••<
ЛИЧНОСТНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА — диаг-ностика, направленная на получение информации о темпераменте, характере, когнитивном стиле, мотивах, интересах и других психических свойствах, определяющих общую направленность и стиль деятельности человека. Диагностика знаний, способностей и достижений традиционно не относится к сфере ЛД.
ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ — индивидуальный обобщенный различающий признак, которым индивид активно пользуется для различения каких-то объектов и обозначения внутреннего обоснования своего способа взаимодействия с этими объектами. Вербальные ЛК образуют систему слов-представлений (см.).
ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию (тестирования) определенных показателей через определенные промежутки времени с целью определения динамики изменения и взаимовлияния данных показателей.
МАГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА — антинаучная система диагностики, постулирующая принципиальную непознаваемость и необъяснимость (иррациональность) связи между диагностическими признаками и диагностическими категориями и возможность выведения диагностических заключений толькб ¦посвященными» лицами, получившими доступ к иррациональному знанию.
* -
488
Приложения
МАТЕРИАЛ НАБЛЮДЕНИЯ — зафиксированные в форме фотоснимков, звуко- и кинозаписи определенные факты (поступки, события) в поведении наблюдаемого объекта.
: МЕТОД — широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется «техникой».

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign