LINEBURG


страница 1
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Рональд Комер

Основы патопсихологии

(Ronald Comer "Fundamentals of Abnormal Psychology", 2nd ed., 2001)


Полная картина современного состояния клинической психологии. Объективный взгляд на весь спектр психических расстройств, их причины и лечение с позиций основных биологических, психологических и социокультурных подходов. Лаконичность изложения, выверенное сочетание теории и практических рекомендаций, научность и, одновременно, увлекательный рассказ.


Содержание

Об авторе
Предисловие
Основные особенности и преимущества
Конкретные особенности и преимущества
Благодарности
Предисловие научного редактора русского издания
Глава 1. Патологическая психология: прошлое и настоящее
Выявление психической патологии и ее лечение
Отклонение
Страдание
Дисфункция
Опасность
Психическая патология: ускользающая концепция
Определение лечения
Взгляд из прошлого на патологию и лечение
Воззрения древних
Взгляды на данную проблему и лечение психической патологии в античности
Европа в средние века — демонология возвращается
Ренессанс и создание приютов
Девятнадцатый век: моральное лечение
Современные направления
Тяжелые психические нарушения и их лечение
Менее серьезные нарушения и их лечение
Сегодняшние перспективы и специалисты
Методы клинического исследования
Исследование отдельных случаев болезни
Корреляционный метод
Экспериментальный метод
Подводя итоги
Глава 2. Модели патологии
Биологическая модель
Биологические объяснения
Биологические методы терапии
Оценка биологической модели
Психодинамическая модель
Теория Фрейда
Другие психодинамические объяснения
Психодинамические методы терапии
Оценка психодинамической модели
Поведенческая модель
Поведенческие объяснения
Поведенческие методы терапии
Оценка поведенческой модели
Когнитивная модель
Когнитивные объяснения
Когнитивные методы терапии
Оценка когнитивной модели
Экзистенциально-гуманистическая опытная модель
Гуманистическая теория и терапия Роджерса
Гештальт-теория и терапия
Экзистенциальные теории и терапия
Оценка экзистенциально-гуманистической модели
Социокультурная модель
Социокультурные объяснения
Социокультурные методы терапии
Оценка социокультурной модели
Подводя итоги
Глава 3. Клиническая оценка, диагностика и лечение
Клиническая оценка
Свойства оценочных средств
Клинические интервью
Клинические тесты
Клинические наблюдения
Диагностика
Системы классификации
DSM-IV
Надежность и валидность классификации
Опасность ошибочных диагнозов и диагностических ярлыков
Лечение
Выбор лечения
Эффективность лечения
Подводя итоги
Глава 4. Генерализованное тревожное расстройство и фобии
Стресс, адаптация и тревожное реагирование
Генерализованное тревожное расстройство
Социокультурная модель
Психодинамическая модель
Гуманистическая и экзистенциальная модели
Когнитивная модель
Биологическая модель
Фобии
Типы фобий
Теории возникновения фобий
Терапия фобий
Подводя итоги
Глава 5. Паническое, обсессивно-компульсивное и стрессовые расстройства
Паническое расстройство
Биологическая модель
Когнитивная модель
Обсессивно-компульсивное расстройство
Навязчивые идеи (обсессии)
Навязчивые действия (компульсии)
Навязчивые идеи и навязчивые действия
Теории возникновения и методы лечения
Стрессовые расстройства
Военные действия
Катастрофы
Насилие и жестокое обращение
Теории формирования стрессовых расстройств
Методы терапии стрессовых расстройств
Подводя итоги
Глава 6. Расстройства настроения
Монополярная депрессия
Клиническая картина депрессии
Диагностика монополярной депрессии
Монополярная депрессия: возможные причины и методы лечения
Биологический подход
Психологический подход
Социокультурный подход
Биполярные расстройства
Клиническая картина мании
Диагностика биполярных аффективных расстройств
Возможные причины биполярных аффективных расстройств
Методы лечения биполярных аффективных расстройств
Подводя итоги
Глава 7. Самоубийство
Что такое самоубийство
Изучение суицида
Паттерны и статистика
Факторы, способствующие возникновению суицидных намерений
Стрессовые события и ситуации
Изменение настроения и образа мыслей
Алкоголь и наркотики
Психические расстройства
Моделирование
Объяснения суицида
Психодинамическая точка зрения
Социокультурная точка зрения
Биологическая точка зрения
Самоубийства в разных возрастных группах
Дети
Подростки и молодежь
Пожилые
Терапия и суицид
Терапия после совершения попытки самоубийства
Предупреждение суицида
Эффективность предупреждения самоубийств
Подводя итоги
Глава 8. Психологические факторы и физические болезни
Симулятивные расстройства
Соматоформные расстройства
Истерические соматоформные расстройства
Ипохондрические соматоформные расстройства
Объяснения соматоформных расстройств
Лечение соматоформных расстройств
Психофизиологические расстройства
Традиционные психофизиологические (психосоматические) расстройства
Новые психофизиологические расстройства
Психологические средства лечения физических болезней
Релаксационные тренировки
Установление биологической обратной связи
Медитация
Гипноз
Когнитивное вмешательство
Терапия инсайта и группы поддержки
Подводя итоги
Глава 9. Расстройства питания
Нервная анорексия
Клиническая картина
Проблемы со здоровьем
Нервная булимия
Обжорство
Компенсирующие действия
Сравнение нервной булимии с нервной анорексией
Причины появления расстройств питания
Социальное давление
Семейная обстановка
Эго и когнитивные расстройства
Расстройства настроения
Биологические факторы
Лечение расстройств питания
Лечение нервной анорексии
Лечение нервной булимии
Подводя итоги
Глава 10. Расстройства, вызванные использованием психоактивных веществ
Депрессанты
Алкоголь
Седативно-снотворные лекарственные средства
Опиаты
Стимуляторы
Кокаин
Амфетамины
Галлюциногены, каннабис (конопля) и комбинации психоактивных веществ
Галлюциногены
Каннабис (конопля)
Комбинации психоактивных веществ
Объяснения причин расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ
Социокультурная точка зрения
Психодинамическая точка зрения
Бихевиористская точка зрения
Биологическая точка зрения
Методы лечения расстройств, вызванных использованием психоактивных веществ
Психодинамические методы лечения
Поведенческая терапия
Когнитивно-поведенческая терапия
Биологические методы лечения
Социокультурные методы лечения
Подводя итоги
Глава 11. Сексуальные расстройства и расстройства половой идентификации
Сексуальные дисфункции
Расстройство фазы влечения
Расстройства фазы возбуждения
Расстройства фазы оргазма
Болевые ощущения во время занятий сексом
Лечение сексуальных дисфункций
Секс-терапия
Терапия, ориентированная на проблемы
Новые направления в секс-терапии
Парафилии
Фетишизм
Трансвеститский фетишизм
Эксгибиционизм
Вуайеризм
Фроттеризм
Педофилия
Сексуальный мазохизм
Сексуальный садизм
Общественные нормы и сексуальные ярлыки
Расстройство половой идентификации
Подводя итоги
Глава 12. Шизофрения
Клиническая картина шизофрении
Симптомы шизофрении
Дифференциальная диагностика
Теории возникновения шизофрении
Биологический подход
Психологический подход
Социокультурный подход
Методы лечения шизофрении
Лечение в условиях стационара в прошлом
Усовершенствованное лечение в условиях стационара
Антипсихотические препараты
Психотерапия
Общественный подход
Подводя итоги
Глава 13. Расстройства памяти и других когнитивных функций
Диссоциативные расстройства
Диссоциативная амнезия
Диссоциативная фуга
Расстройство множественной личности (диссоциативное расстройство личности)
Возможные причины диссоциативных расстройств
Психодинамический подход
Поведенческий подход
Научение, зависимое от состояния
Аутогипноз
Методы лечения диссоциативных расстройств
Методы лечения диссоциативной амнезии и фуги
Методы лечения диссоциативного расстройства личности
Органические расстройства памяти
Биология памяти
Амнестические расстройства
Деменции
Методы лечения органических расстройств памяти
Подводя итоги
Глава 14. Расстройства личности
«Странные» расстройства личности
Параноидное расстройство личности
Шизоидное расстройство личности
Шизотипическое расстройство личности
«Драматические» расстройства личности
Антисоциальное расстройство личности
Пограничное расстройство личности
Гистрионное расстройство личности
Нарциссическое расстройство личности
«Тревожные» расстройства личности
Избегающее расстройство личности
Зависимое расстройство личности
Обсессивно-компульсивное расстройство личности
Растройства личности: дилеммы и сомнения
Подводя итоги
Глава 15. Расстройства детского и пожилого возраста
Расстройства детского и подросткового возраста
Детские тревожные расстройства
Депрессия у детей
Расстройства, выражающиеся в разрушительном поведении
Расстройство, связанное с дефицитом внимания и гиперактивностью
Расстройства выделительных функций
Длительные расстройства, начинающиеся в детстве
Аутизм
Умственная отсталость
Расстройства пожилого возраста
Расстройства настроения, тревожные расстройства и расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами
Делирий и деменция
Ключевые факторы, влияющие на психическое здоровье пожилых людей
Подводя итоги
Глава 16. Закон, общество и профессия психиатра
Влияние клиницистов на систему уголовного права
Принудительное лечение преступников и признание невменяемым при совершении преступления
Принудительное лечение преступников и некомпетентность на суде
Влияние законодательства на систему психиатрических клиник
Принудительное лечение в гражданском порядке
Защита прав пациентов
Другие виды взаимодействия между клиницистами и законодательными органами
Саморегуляция: этика и система охраны психического здоровья
Психическое здоровье, бизнес и экономика
Бизнес и психическое здоровье
Экономика и психическое здоровье
Человек и профессия
Подводя итоги
Приложение. Диагностическая таблица DSM-IV
Генерализованное тревожное расстройство
Специфическая (изолированная) фобия
Социальная фобия
Агорафобия
Паническая атака
Паническое расстройство
Обсессивно-компульсивное расстройство
Посттравматическое стрессовое расстройство
Депрессивный эпизод
Депрессивное расстройство
Дистимическое расстройство (дистимия)
Маниакальный эпизод
Биполярное расстройство I типа
Биполярное расстройство II типа
Симулятивное расстройство
Конверсионное расстройство
Соматизированное расстройство
Болевое расстройство, связанное с психологическими факторами
Ипохондрия
Дизморфофобия
Психологические факторы, влияющие на соматическое заболевание
Нервная анорексия
Нервная булимия
Злоупотребление психоактивными веществами
Зависимость от психоактивных веществ
Гипоактивное расстройство полового влечения
Аверсивное сексуальное расстройство
Недостаточность генитальной реакции у женщин
Нарушение эрекции у мужчин
Оргазмическая дисфункция у женщин
Оргазмическая дисфункция у мужчин
Преждевременная эякуляция
Вагинизм
Диспареуния
Парафилии
Нарушение половой идентификации
Шизофрения
Диссоциативная амнезия
Диссоциативная фуга
Диссоциативное расстройство личности (расщепление личности)
Амнезия как следствие соматического заболевания
Деменция по типу болезни Альцгеймера
Расстройство личности
Тревожное расстройство, вызванное разлукой
Девиантное расстройство
Расстройства поведения
Синдром дефицита внимания с гипердинамическим синдромом
Энурез
Энкопрез
Аутистическое расстройство
Задержка психического развития
Глоссарий
Список литературы


Об авторе

Рональд Дж. Комер — профессор кафедры психологии Принстонского университета. Он преподает уже 24 года. В течение почти всего этого времени Рональд Комер руководил отделением клинической психологии. За выдающееся преподавание в университете он получил награду президента.
Одновременно он работает как психолог-клиницист и является консультантом в институте Эдена, где исследуются проблемы людей, страдающих аутизмом. Еще Рональд Комер консультирует местные программы по повышению квалификации психотерапевтов в больницах Нью-Джерси и семейных психотерапевтов. Кроме того, он занимает должность адъюнкт-профессора-клинициста по семейной медицине в медицинской школе Роберта Вуда Джонсона.
Рональд Комер не только автор «Основ патопсихологии», им написан еще и учебник «Патопсихология», выдержавший уже третье издание. Комер опубликовал ряд журнальных статей по клинической психологии, социальной психологии и семейной медицине.
Профессор Комер учился в университете Пенсильвании и закончил университет в Кларке. В настоящее время он живет в Лоуренсвилле, штат Нью-Джерси, со своей женой Марлен и собакой Энни. Отсюда он может наблюдать за своими сыновьями Грегом и Джоном, живущими в Нью-Йорке, и за своими любимыми спортивными командами Филадельфии.


Предисловие

Новое издание открывает новые возможности. Оно позволяет автору оглянуться и посмотреть, отвечает ли книга поставленным им целям. Автор теперь может разработать новые цели, добавить новые идеи, темы и точки зрения, чтобы выпустить книгу еще более высокого качества.
Меня очень порадовали одобрительные отклики на «Основы патопсихологии». В то же время в течение последних трех лет я внимательно прислушивался к предложениям профессоров и студентов и приложил много усилий, чтобы включить их идеи в новое издание. В результате, как мне кажется, появилась книга, которая должна понравиться читателям, — она открывает двери патопсихологии для студентов и делает это в наглядной, увлекательной и интересной форме.
В этом издании основ патопсихологии я снова предлагаю учебник среднего объема — как раз такой подойдет студентам, которым для небольшого курса психологии в течение непродолжительного семестра и при большой занятости требуется более краткое изложение, чем третье издание «Патопсихологии». Моей главной целью при написании «Основ патопсихологии» было удовлетворить потребность студентов и в то же время предложить высококачественный учебник, написанный в подходящем тоне и обладающий цельностью, необходимой для преподавания. Благодаря многочисленным рецензентам, я считаю, что достиг этой цели, в особенности в этом новом издании. Я рискую показаться нескромным, но тем не менее позвольте мне описать особенности этой книги.


Основные особенности и преимущества

Все содержание и изложение основ патопсихологии тщательно учитывалось и предназначалось для удовлетворения потребностей и целей профессоров и студентов. Поэтому этот учебник отличается следующими основными чертами.
- Краткость изложения и насыщенность материала: несмотря на относительно небольшой объем, учебник равномерно и полностью описывает эту широкую тему. Делается попытка расширить мышление студентов и заставить их задуматься, в книге нет тенденции обходить темы стороной и недооценивать способности студентов.
- Человечность: предмет изучения патопсихологии — люди, зачастую испытывающие сильную боль. Поэтому я пытался всегда гуманно подходить к их проблемам и передавать это отношение студентам. Книга излагает все от одного лица ясным и конкретным языком — в этом главное преимущество учебника, написанного одним автором.
- Обширность и сбалансированность: все основные психологические, биологические и социокультурные модели представлены целиком и полностью без всякого предубеждения к тому или иному подходу. Данный учебник не является каким-то видом книги по психодинамике, поведению или биологии. Эта книга включает все эти темы.
- Полное описание лечения: в этой книге представлены обзоры с изложением лечения. Помимо полного обзора лечения в первых главах каждая глава, описывающая определенную патологию, включает полное описание соответствующих методов лечения.
- Представлено много конкретных случаев патологии: в книге приводятся многочисленные примеры из клинической практики, дающие возможность применить теорию и рассмотреть методы лечения. В книгу включены рассуждения о конкретных случаях.
- Уделяется внимание этническим и гендерным аспектам: постоянно учитываются этнические и гендерные различия, так же как и связанные с ними проблемы предрассудков. Рассматриваются такие темы, как гендер и депрессия; учитываются исторические ярлыки, предназначающиеся для дискриминации некоторых групп людей; учитываются расовые различия в представлении о теле и традициях питания.
- Темы, представляющие особый интерес: книга посвящает целые главы важным предметам, представляющим особый интерес для читателей студенческого возраста, например, расстройства питания, суицид и расстройство памяти. Учебник также охватывает противоречивые темы, которые постоянно освещаются в новостях, например, применение «Риталина», лечение по Интернету, право на совершение самоубийства.
- Внимание к критическим размышлениям: книга предоставляет инструменты для критического размышления о патопсихологии. Читатели приобретают способность оценить и подвергнуть сомнению современные представления. В каждую главу входят многочисленные критические вопросы, а также раздел с одноименным названием, описывающий перспективы.
- Стимулирующие описания: в главах описываются понятия, расстройства, лечение и практика, приводится много ошеломляющих фотографий, диаграмм и графиков. Все графики и таблицы, многие из которых являются новыми для этого издания, отражают самые современные данные.
- DSM-IV: клинические рассуждения строятся на основе понятий из справочника DSM-IV, представляющего полную диагностическую систему в данной области. DSM-IV представляет собой критерии, использующиеся клиницистами, когда они ставят диагноз. Описания из справочника приводятся и в приложении. В то же время поднимаются вопросы о надежности и валидности этой системы классификации.
- Адаптивность материала: все главы самодостаточны, поэтому их можно использовать в любом порядке, в каком преподаватель сочтет нужным.


страница 1
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign