LINEBURG


<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 9
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

®ткр®венн® негативн®е ®тн®шение. ‚ ря¤е с«учаев Ячвать с«е¤ующие: §нание и исп®«ь§®вание наиб®«ее
г ------, -
ние ⮧ра§ить. При неу¤®в«етв®рении эт®© п®т
н®сти §начите«ьн® ®с«аб«яется вни¬ание к высту:
нию ®рат®ра.
с®ст®яние п®р®¦¤ает п®требн®сть в реп«ике ¦„с®впа¤ающих интерес®в и настр®ени© «ю¤е©, э¬®ци®-
"> """""""". п--- -.-. "¤«ьная ярк®сть 觫®¦ения, выра§ите«ьн®сть при¬е-
р®в, ¬анеры п®ве¤ения ®рат®ра.
˜ир®к ¤иап৮н псих®«®гических и пе¤аг®ги
ских при嬮в, ﮬ®гающих устранять ﮬехи в п
х®«®гическ®© ®ргани§ации ау¤ит®рии. К при¬еру, ®
т®ру п®«е§н® §нать, чт® ⮧¬®¦н®сть уст®©чив
--.-__-. " ¦и¤и, -ни ®ити«\пи I и “‘’ОЙ—И‚…Й ич+та> -/ " >-"-,,---- --- , , ¤,
в®сприятия че«®веꮬ §рите«ьн®© и с«ух®в®© инф„п®ступк®в, к®т®рые характери§уются ®пре¤е«енн®©
¬ации бе§ паггривянпп сннчачпст "® гт.""--_ М©¬пттпняпьнп© и пяпи®на«ьн®© нап®ав«енн®стью.
Б®«ее с«®¦ен псих®«®гически© ¬ехан觬 ﮤра-
¦ания. П® ¬нению Г. ‚. П«ехан®ва, ﮤра¦ание
игра«® б®«ьшую р®«ь в ист®рии и¤е©, вкус®в, ¬®¤ы,
®бычаев. П®¤ра¦ание-эт® и¬итация че«®веꮬ ка-
ких-т® внешних черт и ®бра§ц®в п®ве¤ения, ¬анер,
э¬®ци®на«ьн®© и раци®на«ьн®© направ«енн®стью.
П®¤ра¦ание есть п®вт®рение ®бра§ца и«и при¬ера
с учет®¬ и¬еющег®ся ®пыта и ®бст®яте«ьства в®спр®-
¬ации бе§ рассеивания вни¬ания не превышает т.
¬инут. При ﮤг®т®вке к выступ«ению це«ес®®бр
НП ППОЛ“МЯ’—- гтпп„"г> чп..>---- -- --
н® пр®¤у¬ать ﮤб®р ¬атериа«а и квант®вы© < -
бр®с> инф®р¬ации в ау¤ит®рию. ‘уть п®с«е¤ив све¤ения2.
с®ст®ит в т®¬, чт®бы чере§ ®пре¤е«енные вре¬енив ’аки¬ ®бр৮¬, §ара¦ение и ﮤра¦ание ®беспе-
пепи®«ы ппе««ягять гпиптат®тта> ,т".," А>. ..-Ячнвяэтт тякпр спг-тпянир- ау«ит®®ии. к®г¤а уси«ивается
чивают так®е с®ст®яние ау¤ит®рии,к®г¤а уси«ивается
пер认ы пр夫агать с«ушате«я¬ н®вые факты, не
1 ---- ---,<-"¬> -А 1101 1 >>1Л1“1 ПиПЫ‘ ˜ 0 КГЫ Н‘’|‚ ч<- - /-.." -./Г-1----Г , - ®
фаретные выска§ывания, тв®рческую интерпретацИ"0T1" ‚„1111010 с®пере¦ивания с«ушате«е© и ®рат®-
те®ретических п®«®¦ени©. Ира. Эт® ﮬ®гает «учше¬у усв®ению инф®р¬ации
Общеи§вестн® §начение у¬е«®г® при¬енения
1/˜•Ж ˜ПГ“>>-"- >-.<>-.-------- --
ау¤ит®рие©, устан®в«ению на¤е¦н®© свя§и ¬е¦¤у
>т"° -. ---_"--.-- ’/,/, ттт«тп„ тт¬п®гтг- ’"31Г>’.’ П‘’—’.!
1тт"1тт-и->/\/>гт>>>/ .--------__ _ ‚ пчгт.т>,-,,,,", ,,T.т,/-.. тт/>>тттт тт® тт г\ \гг и г\ {я п® аЭ ’’ МЖ Г’“
,- -___-"" """ >у-и«>, тсшш при¬енения ®И г ;-""""--"---- ----
т®р®¬ таких принцип®в ¤и¤актики, как наг«я¤н®сИ111 и ®рат®р®¬. Б®«ее выс®ки© ур®вень так®© свя§и
систе¬атичн®сть, п®с«е¤®вате«ьн®сть, п®си«ьн®стьИ101 внушение и ®с®бенн® уб妤ение. Не с«уча©н®
¤р. Как утвер¦¤а« авт®р и§вестн®г® пе¤аг®гическИ0"" "в«яются и псих®«®гически¬и сп®с®ба¬и групп®-
с®чинения <‚е«икая ¤и¤актика> Я. К®¬енски© „80" ®ргани§ации ау¤ит®рии, и пе¤аг®гически¬и прие-
‘ЛР’’“Р’ НМПР—Л7 17’’’.1’1. гт® "" " .,..,.-- -_-_-_ И М Я М М гЬ П П —Г V П Г\П > — — О ПП—–ЯНПЯ
с«е¤ует ниче¬у учить на ®сн®вании ®¤н®г® т®«в"" ф®р¬ир®вания с®§нания.
авт®ритета, н® все¬у учить на ®сн®вании ¤®каИ ‚нушение ®сн®вывается пр妤е всег® на с«®вес-
те«ьств, п®сре¤ст⮬ внешних чувств и ра§у¬а> н®¬ ⮧¤е©ствии «ичн®сти на «ю¤е©. Он® вк«ючает
‚ыступ«ение ®рат®ра при§ван® ®рган觮вывв8 тве ®бя§ате«ьн®г® ¬®¬ента пре¤на¬еренн®е
ау¤ит®рию, настраивать ее на ®бщую с ни¬ в®«И"1""61T внушающег® ¤®стичь ®пре¤е«енн®г® ре-
¬ыс«е© и пере¦ивани©. За¤ача выступаюшег®Я3"1121- эт0 т®т е«®с®б ꮬ¬уникаци®нн®г® ⮧-
ГП’’П’П—- утгтп®тгч,.", "., ИЛРЙР’ПИ‘’ ".птг.", >«®у1т11’1Ы и!) V РКП 1’’И— РПКПР.
<-и«и1пть с«ушате«е©, 01к«ючить их ®т всег® ¬е
ющег® и¬ к®нцентрир®вать св®е вни¬ание на «екь
бесе¤е. И §¤есь на ﮬ®щь ®рат®ру прих®¤ят та
с®циа«ьн®-псих®«®гические сп®с®бы ®ргани§а!
–ит. п®: Ист®рия пе¤аг®гики. М., 1959, с. 50.
80
1¤е©ствня, к®т®ры© рассчитан на некритическ®е,
. ‘¬. Г. ‚. П«ехан®в. И§бранные фи«®с®фские пр®и§ве¤ения
в ти т®¬ах, т. V, с. 295.
107- „р®бн® с¬.: ‘®циа«ьная псих®«®гия. Кратки© ®черк. М.,
˜" /О.
61
б姤®ка§ате«ьн®е в®сприятие инф®р¬ации. ‚«а¤е
<эффект®¬ внушения> пре¤п®«агает §нание ¤вух
н®вных групп ус«®ви©. Первая группа ус«®ви© с
§ана с те¬, кт® ﮤвергается внушению, а вт®рая
с те¬, кт® ®существ«яет внушение.
‚. Бехтерев в раб®те <‚нушение и ег® р®«ь в
щественн®© ¦и§ни> ﮤчеркива«, чт® эффект вну
ния в® ¬н®г®¬ ®пре¤е«яется ⮧растны¬и ®с®бен1в
стя¬и психики «ю¤е©. ‚ ¬®«®¤®¬ ⮧расте, к®г¤а ш
гие ¬®ра«ьные н®р¬ы не⮧¬®¦н® «®гически ¤®вес
¤® с®§нания че«®века, эт® ¬®¦н® ¤®стичь б«а㮤а
¬ехан觬у внушения. Отсутствие уст®©чив®© т®чИ
§рения, п®вышенная э¬®ци®на«ьн®сть, выс®ки© авт>
ритет старших-все эт® сп®с®бствует эффективн®
исп®«ь§®ванию внушения в раб®те с ¬®«®¤е¦ью ¤
§акреп«ения в ее п®ве¤ении н®р¬ ¬®ра«и, принят!
в с®циа«истичесꮬ ®бществе.
‚®сприи¬чив®сть к внушению §ависит и ®т ищ
ви¤уа«ьных ®с®бенн®сте© че«®века, ег® уб妤ен!
в®«и, э¬®ци© и т. ¤. ‚ качестве ®¤н®г® и§ ®бя§ате
ных ¬®¬ент®в выступает активн®е ⮧¤е©ствие
такие чувства че«®века, как г®р¤®сть, б«а㮤арн®е
в®схищение и т. п. Ос®бенн® ¤е©ственны¬ яв«яе
внушение, активи§ирующее пр®яв«ение высших (1
ра«ьных, инте««ектуа«ьных и эстетических) чув
«ю¤е©.
<Эффект внушения> в® ¬н®г®¬ §ависит ®т вн
реннег® с®ст®яния «ичн®сти. О¤ин и т®т ¦е че«®]
в ®¤н® вре¬я ¬®¦ет ﮤ¤аться внушению, а в ¤ру;
все п®пытки внушающег® бу¤ут неэффективны.
с«е¤нее част® наб«ю¤ается т®г¤а, к®г¤а че«®век
х®¤ится в с®ст®янии кра©нег® ут®¬«ения и«и ис
тывает растерянн®сть, страх. ‚ таких ситуациях
®бх®¤и¬® на©ти сп®с®бы ⮧¤е©ствия на «ичн®е
сп®с®бные <перекрыть> ее с®ст®яние и расп®«®¦)
к в®сприятию ну¦ных ¤анных. З¤есь ва¦ны убе,
те«ьн®сть 觫®¦ения, с®циа«ьны© ®пти¬и§¬ и ¬а¦(
н®сть настр®я ®рат®ра.
“б妤ение - «®гически ®б®сн®ванн®е вне¤ре!
в с®§нание с«ушате«е© ®пре¤е«енных п®«®¦ен;
П®сре¤ст⮬ уб妤ения ¬®¦н® ¤®стигнуть пе
стр®©ки с®§нания, ¬®тив®в ¤еяте«ьн®сти, ®ф®р¬и)
вать ¦е«ание, 觬енить ®бра§ ¦и§ни «ичн®сти. “б
¤ение-ве¤ущи© ¬ет®¤ в®спитания и ®бучения.
‘уществует ря¤ пе¤аг®гических при嬮в уб妤е-
эця. О¤ин и§ них-п®ка§ и ра§ъяснение п®с«е¤стви©
к®г®-нибу¤ь п®ступка. Оценка п®ступка, ®б®сн®ва-
,ие ег® пра⮬ерн®сти (непра⮬ерн®сти) ⮧¤е©-
ствуют на чувства и у¬, сп®с®бствуют пере®с¬ыс«е-
нию че«®веꮬ св®ег® п®ве¤ения. „руги¬ при嬮¬
1в«яется сравнение ¤е©стви© т®г® и«и ин®г® ин¤иви-
а с п®ве¤ение¬ авт®ритетных «ю¤е©. Б®«ьш®е впе-
щт«ение, ®с®бенн® на ¬®«®¤е¦ь, пр®и§в®¤ит ссы«ка
;а при¬еры и§вестных «ю¤е© страны, «итературных
ер®ев, авт®ритетных раб®тник®в тру¤®в®г® к®««ек-
гива.
Псих®«®г®-пе¤аг®гические прие¬ы
активи§ации вни¬ания
—т®бы §ав®евать вни¬ание ау¤ит®рии и ﮤ¤ер-
:ивать ег® на ¤®«¦н®¬ ур®вне, не®бх®¤и¬® с®б«ю-
(ение с«е¤ующих псих®«®г®-пе¤аг®гических треб®ва-
1и© к выступ«ению: н®ви§ны, ¤®ка§ате«ьн®сти и
кспрессивн®сти. “¬ение увя§ать эти треб®вания-
|а¦н®е ус«®вие убе¤ите«ьн®сти выступ«ения, упруг®-
сти 觫®¦ения. ‚купе с §ара¦ение¬ и ﮤра¦ание¬
[а§ванные псих®«®г®-пе¤аг®гические п®«®¦ения п®-
югают уси«ить эффект внушения и уб妤ения, т. е.
п®с®бствуют активн®¬у управ«ению пр®цесс®¬ ®бще-
1ия ®рат®ра с ау¤ит®рие©.
Н®ви§на-эт® ®пре¤е«енные све¤ения п® расс¬ат-
ива嬮© пр®б«е¬е и«и н®вые пре¤став«ения ® ра-
1ее и§вестных фактах, с®бытиях, п®«®¦ениях.
Пища вни¬ания-«иб® т®, чт® пря¬ы¬ ®бр৮¬
[т®-т® §начит ¤«я че«®века, «иб® т®, чт® ¬®¦ет чт®-т®
начить, т. е. н®ви§на. Н央стат®чн®сть н®ви§ны на
„иницу вре¬ени вы§ывает и¬пу«ьс перек«ючения
ши¬ания. И§вестны© русски© юрист А. ”. К®ни
1иса«: чт®бы «екция наш«а успех, нम, в®-первых,
ав®евать вни¬ание с«ушате«е©, в®-вт®рых, у¤ер¦ать
х вни¬ание ¤® к®нца речи2. При реа«и§ации этих
®вет®в бе§ н®ви§ны в пуб«ичн®¬ выступ«ении прак-
ически не ®б®©тись.
Как®в® б®«ее к®нкретн®е п®нятие н®ви§ны вы-
уп«ения? а) Н®вые ¤анные п® расс¬атрива嬮©
1 ‘¬. ‚«а¤и¬ир Лее©. Искусств® быть с®б®©. М., 1977, с. 62.
2 ‘¬. « ” К®ни, ‘®веты «ект®ра.-Об ®рат®рсꮬ искус-
е, с. 174.
82 83
пр®б«е¬е; б) с®п®став«ение т®г®, чт® и§вестн®
те«я¬, н® п®¤ н®вы¬ уг«®¬ §рения, вк«ючение их
ни© в н®вую систе¬у свя§и те®ретических п®«®¦и]
и факт®в; в) пр®яв«ение с®бственн®г® ®тн®ше
к т®¬у, ® че¬ г®в®рит ®рат®р . ‚ кত®¬ высту)
нии ну¦ен ﮤ®бны© ﮤх®¤. При эт®¬ не е«е;
искусственн® с®§¤авать н®в®е, ва¦н® ®сн®вате
п®ка§ать §начение расс¬атривае¬ых в®пр®с®в,
и¬ г«уб®к®е научн®-те®ретическ®е и к«асс®в®©
ти©н®е ®б®сн®вание. Г«авн®е, чт®бы с«ушате«и ;
¤и«ись в сମст®яте«ьн®сти интерпретации ¬ат(
а«а ®рат®р®¬, в ег® сп®с®бн®стях ®ригина«ьн® и
«ить, тв®рчески исп®«ь§®вать св®и §нания. М®¦н®
в®рить ® са¬ых §наꮬых яв«ениях и фактах,
с те¬ «ичн®стны¬ св®е®бра§ие¬ в ®свещении их,
т®р®е не ¬®¦ет ®ставить «ю¤е© равн®¤ушны¬и.
„®ка§ате«ьн®сть-эт® «®гика 觫®¦ения и а{
¬ентация вы¤вигае¬ых п®«®¦ени©, ﮬ®гающие <
шате«я¬ ¤®стичь п®ни¬ания пере¤ава嬮© ин
¬ации.
За¤ача ®рат®ра-не пр®ст® ¤ать ау¤ит®рии ,
вую инф®р¬ацию. …г® ®бя§анн®сть-п®ка§ать т®,
®н §ащищает, чт® ®н ®тстаивает, в че¬ ®н са¬ г«уб
уб妤ен. При эт®¬ не«ь§я с®в¬ещать такие п®ня1
как §нания с«ушате«е© и их уб妤енн®сть. М®
®б«а¤ать §нания¬и, н® не и¬еть уб妤енн®сти. “б
¤енн®сть есть уверенн®сть че«®века в прави«ьн®
св®их §нани©, в§г«я¤®в, и¤е©, ®п®ра на них в пра
ке. Бе§ ®сн®вате«ьн®© ¤®ка§ате«ьн®сти ®рат®р не;
¬еет пере¤ать св®ю уб妤енн®сть с«ушате«я¬.
—т®бы кতы© с«ушате«ь ста« активны¬ субч
т®¬ ¬ыш«ения, нम ﮬ®чь е¬у ®в«а¤еть научны
п®нятия¬и, «®гик®© рассу¦¤ения, пре¤став«яют!
с®б®© ®б®бщенн®е ®тра¦ение §нани© и ®пыта. ‘
б®е §начение ¤«я ¤®ка§ате«ьн®сти выступ«ения п
®бретает прави«ьн®е исп®«ь§®вание аргу¬ента!
Она ¤®«¦на быть ¤вуе¤ин®©: те®ретическ®© и фа>
ческ®©. Пре¤п®чтение ®¤н®© и§ них, как прав!
®бе¤няет ¤®ка§ате«ьн®сть выступ«ения. ‚¬есте с
в §авис謮сти ®т с®става ау¤ит®рии ра§у¬н® ¤е«1
акценты и«и на те®ретическ®©, и«и на фактичес!
аргу¬ентации. ‚ п®все¤невн®© пр®паган¤истск®©
‘¬. И. Зи¬няя. Орат®р и ау¤ит®рия. М., 1976, с. 30-31.
84
®с®бенн® ва¦н® грମтн® исп®«ь§®вать факти-
гкую аргу¬ентацию. Она ﮤр৤е«яется на три
¤а: э¬пирическую, статистическую и факт®«®гиче-
ую. П®с«е¤ни© ви¤ аргу¬ентации-эт® ®б®бщен-
[е и«и типичные цифры и факты, ®тра¦ающие тен-
цции и«и §ак®н®¬ерн®сти ра§вития как®г®-т® яв«е-
я. П® с«®ва¬ ‚. Г. Бе«инск®г®, <§нание факт®в
«ьк® п®т®¬у и ¤раг®ценн®, чт® в фактах скрыва-
гся и¤еи; факты бе§ и¤е©-с®р ¤«я г®«®в и па¬я-
>. Исп®«ь§®вание факт®в в выступ«ении ®б«егчает
[ЗОБ у с«ушате«е© с®®тветствующих асс®циаци©, п®-
тает раскрывать г«убину и¤е©н®-те®ретическ®г®
(ыс«а «екции и«и бесе¤ы. Не с«уча©н® при ®твете
в®пр®с анкеты <—т® яв«яется ¤«я вас прив«ека-
«ьн®© черт®© «екции?> с«ушате«и ‚П˜ при
К КП‘‘ (73% ®т ®бщег® чис«а п®«ученных ®тве-
в) ®т¤а«и пре¤п®чтение факта¬ и§ практики пар-
[©н®© раб®ты и ®бщественн®© ¦и§ни.
Экспрессивн®сть-эт® ви§уа«ьн®е и §вук®в®е
юяв«ения ®тн®шения ®рат®ра к т®¬у, ® че¬ ®н г®-
|рит: не㮤®вание, рमсть, с®¦а«ение, уверенн®сть,
щв«ение и т. п. –ицер®н утвер¦¤а«, чт® бе§ сер-
чн®г® в®«нения и пы«а речь ®рат®ра бу¤ет не㮤-
|. ’®н, те¬бр г®«®са, характер инт®наци© г®в®рят
) ®тн®шении ®рат®ра к пр®б«е¬а¬ ин®г¤а б®«ьше,
¬ ¤ругие прие¬ы рит®рики. И§вестн®, чт® инт®на-
1я ¬®¦ет нести ¤® 40% инф®р¬ации. Значите«ьн®г®
[)фекта ¤®стигает экспрессивн®сть выступающег®,
>г¤а ®на выра¦ается при ﮬ®щи ¦ест®в и ¬и¬ики.
уки-эт® г«а§а те«а>,-выска§ыва«ся …вг. ‚ах-
нг®в. <Руки ¤®ска§ывают ¬ыс«ь>,-ﮤчеркива«
‘. ‘танис«авски©. <.Жесты,-писа« А. ”. К®ни,-
кив«яют речь, н® и¬и с«е¤ует п®«ь§®ваться ®ст®-
э¦н®>2. Э¬®ци®на«ьная ярк®сть выступ«ения в®
©®г®¬ ®беспечивает вни¬ание ау¤ит®рии, эффектив-
®сть усв®ения инф®р¬ации. При э¬®ци®на«ьн® яр-
¬, экспрессивн®¬ ®бращении к ау¤ит®рии ⮧ра-
¦ают ¬ыс«ите«ьная активн®сть с«ушате«е©, их
р嬫ение р৬ыш«ять п® х®¤у выступ«ения ®ра-
РРа, вн®сить к®ррективы в св®и §нания.
" Г. Бе«ински©. И§бранные фи«®с®фские с®чинения, т. II,
Об ®рат®рсꮬ искусстве, с. 173.
85
Эт® ﮤтвер¦¤ают ре§у«ьтаты пр®ве¤енн®г|
т®р®¬ в 1977 г. ®пр®са с«ушате«е© ‚П˜1
–К КП‘‘. Ответы на в®пр®с <Какие внешние |
ства «ект®ра и¬еют §начение в устан®в«ении к®ц
та с ау¤ит®рие©?> распре¤е«и«ись с«е¤ующи¬ I
§®¬: у¬ение ®¤еваться (эстетика внешнег® ви¤
38%; ¬анеры, ®с®бенн®сти п®ве¤ения пере¤ ау,
рие©-40; п®стан®вка г®«®са-53; э¬®ци®на«]
觫®¦ения, экспрессивн®сть выступ«ения-66 %.
выс®кая ®ценка экспрессивн®сти выступ«ения н
ча©на. Она ﮤтвер¦¤ает прави«ьн®сть и§вес
п®«®¦ения: выра§ите«ьн®сть речи ®пре¤е«яете)
п®«ь§®вание¬ как я§ык®вых, так и нея§ык®вых
¬уникативных сре¤ств. К перв®© группе на§вг
сре¤ств ®тн®сят у¬ение уп®треб«ять с«®ва, с
с®четания, синтаксическую к®нструкцию, к®т®рые
б®«ее т®чн® пере¤ают с¬ыс« речи. К® вт®р®© г]
ꮬ¬уникативных сре¤ств причис«яют: инт®а„
¬и¬ику, ¦естику«яцию, ра§н®г® р®¤а нея§ьн
§вук®вые нап®«ните«и-¬е¦¤®¬етия, пау§ы, ра
ненн®е пр®и§н®шение ®т¤е«ьных с«®в, БЫПОЛНЯ!
функцию св®е®бра§н®г® ﮤчеркивания, акценти,
ния на ска§анн®¬.
‚стречаются пр®паган¤исты и «ект®ры, к®т)
у¤е«яя серье§н®е вни¬ание треб®вания¬ н®ви§)
¤®ка§ате«ьн®сти, н央®ценивают р®«ь экспресс!
сти выступ«ения. А в не©-т® §а«®¦ены §начится
¤®п®«ните«ьные ре§ервы п®вышения эффектив)
и¤е®«®гическ®© раб®ты. При с®вре¬енн®¬ ра§!
сре¤ств ¬асс®в®© инф®р¬ации «ект®ру тру¤н® )
§®©ти их в н®ви§не и ¤®ка§ате«ьн®сти ¬атериа«
ег® выступ«ение ¬®¦ет пре⧮©ти эти ист®чника
и¬ ¤ифференцир®ванны¬ ﮤх®¤®¬ к «ю¤я¬. ]
сре¤ственны©, ¦ив®© к®нтакт с® с«ушате«я¬и в
«яет исп®«ь§®вать в выступ«ении н®ви§ну, ¤®
те«ьн®сть и экспрессивн®сть наиб®«ее ꮬп«екс
п®т®¬у и б®«ее ®пти¬а«ьн®.
И §¤есь пере¤ ®рат®р®¬ ®ткрываются ши|
⮧¬®¦н®сти раб®ты на¤ с®б®©. ‚а¦н® ®в«а¤е
т®«ьк® у¬ение¬ «®гичн® и§«агать св®и ¬ыс«и,
ви«ьн® стр®ить фра§ы, н® и инт®нир®вание¬
¬®¤у«яцие© г®«®са, ¬и¬ик®©, ¦еста¬и.
Инт®нации, ¦есты и ¬и¬ика с®§¤ают ®бр.
выра¦ение ®тн®шения г®в®рящег® к ¬атер
86
вт®ры¬ ®н ®бращается к с«ушате«я¬. Они активи-
"[®т сенс®рн®е в®сприятие инф®р¬ации, б®«ее уг-
«енную ее раци®на«ьную ®браб®тку.
Эффект «ичн®сти ®рат®ра
Мн®г®кратн® пр®ве¤енные исс«е¤®вания п® ®рга-
ации и¤е©н®-в®спитате«ьн®© раб®ты в тру¤®вых
¤ективах выяви«и весь¬а интересную с®циа«ьн®-
х®«®гическую §ак®н®¬ерн®сть: че¬ б®«ее активн®
ствуют ®рганы ¬асс®в®© инф®р¬ации, те¬ си«ь-
п®требн®сть «ю¤е© в ¦и⮬ ®бщении, в неп®сре¤-
енн®¬ ®б¬ене ¬нения¬и и ®ценка¬и инф®р¬ации.
эт®¬у п®нятн® ®гр®¬н®е §начение систе¬ы п®«ити-
к®г® и эк®н®¬ическ®г® ®бр৮вания в тру¤®вых
[«ективах. ˜к®«ы ꮬ¬унистическ®г® тру¤а, п®-
¬еть, эк®н®¬ическая и прав®вая учеба, нар®¤ные
шерситеты-все эт® реа«ьные ф®р¬ы неп®сре¤-
енн®г® ®бщения «ю¤е©, в пр®цессе к®т®р®г® ®ни
(учают ра§н®ст®р®нние §нания, ®б¬ениваются ¬не-
[¬и, ¤искутируют, ®тстаивают св®ю т®чку §рения.
Н® «ю¤и не пр®ст® тянутся к ¦и⮬у ист®чнику
ф®р¬ации. Они х®тят, чт®бы эт®т ист®чник (пр®-
ан¤ист, агитат®р, рук®в®¤ите«ь к®««ектива) бы«
,:т®ин их ¤®верия и, чт® не ¬енее ва¦н®, бы« ꮬ-
никативен, т. е. ®б«а¤а« сп®с®бн®стью расп®«агать
:ебе, т®нк® у«ав«ивать настр®© ¬ыс«е© «ю¤е©, бы«
этичен. ‘«ушате«и ¤®«¦ны ви¤еть пере¤ с®б®© ин-
>есную «ичн®сть.
Какие ¦е качества ®рат®ра ®пре¤е«яют ег® успех
с«ушате«е©? “спех выступ«ения ®рат®ра пр妤е
т® §ависит ®т ур®вня ег® и¤е©н®-те®ретическ®©
¤а.г®т®вки. Эт® ®¤н® и§ ва¦не©ших «ичн®стных ка-
втв. —еткая научная ®риентация ®рат®ра, пр®ни-
ун®сть ег® выступ«ения к«асс®в®-парти©ны¬ ﮤ-
‚¬, свя§ь с«®в с решае¬ы¬и ®бщест⮬ §а¤ача¬и
„¬¬унистическ®г® стр®ите«ьства - все эт® при¤ает
Гуп«ению с®¤ер¦ате«ьную п®«н®ту, и¤е©ную убе-
„те«ьн®сть.
| ° "руктуре «ичн®стных качеств ®рат®ра ®гр®¬н®е
„ачение и¬еет и г«уб®к®е ува¦ение к «ю¤я¬, и с®-
„тствие ег® п®ве¤ения высши¬ эта«®нଠꮬ¬уни-
ческ®© этики. Пр®паган¤ист и агитат®р не и¬еют
ава "®¤ав«ять с«ушате«е© авт®ритет®¬ св®их §на-
87
ни©, на§и¤ате«ьны¬ т®н®¬, ¬®н®п®«ьны¬
觫®¦ения св®их ﮧици©. Л. И. Бре¦нев в
<‚®§р®¦¤ение> ﮤчеркивает, чт® ¤а¦е при ра|
¤ении с ке¬-т® п® принципиа«ьн®¬у в®пр®су Г
стараться не уще¬ить че«®века, не §агнать ег® Я
и не уни§ить . |
Орат®р всег¤а на ви¤у у ау¤ит®рии. Он ¤®
быть уверен в св®их §наниях, с®ср央т®чен, сщ
А. ‘. Макаренк® счита« н央пусти¬ы¬ п®яв«е!
раб®те пе¤аг®га с ®§аб®ченны¬ и растерянны!
ц®¬. ‚®спитате«ь, п® ¬нению А. ‘. Мака|
¤®«¦ен пере¤авать св®и¬ в®спитанника¬ §аря
ренн®сти, ®пти¬и§¬а, ¬а¦®рн®г® настр®я. К. ‘.1
нис«авски© част® г®в®ри« ® т®¬, наск®«ьк® ]
<«учеиспускать> св®ю внутреннюю энергию. <‚с
в®«на>, к®т®рая нап®«няет актера, при¤ает ек
§аря¤, бе§ к®т®р®г® тв®рчеств® не⮧¬®¦н®; ¬
нервная энергия, §ак«юченная в артисте и 觫
¬ая и¬, наиб®«ее явн® ®бнару¦ивает в не¬ та
®беспечивает выс®ки© эффект ег® §ара§ите«
⮧¤е©ствия на ау¤ит®рию.
‚ выступ«ении «ект®ра, в сти«е ег® п®ве„
в ¬анере ®бщения с ау¤ит®рие© нет ¬е«®че©. И
ние «итературных ист®чник®в, ®пыт «учших п
ган¤ист®в уб妤ают в т®¬, наск®«ьк® ва¦н® ®9
чить <ви§уа«ьны© эффект> выступающег®. П®¤|
ﮤра§у¬евается у¬ение ®рат®ра исп®«ь§®вати
¬®¬енты, свя§анные с ег® внешни¬ в褮¬. ‚ щ
«®гичесꮬ п«ане внешн®сть ®рат®ра, е㮠ﮧа |
неры выступают в р®«и тех перв®нача«ьных ф|
р®в, к®т®рые п®сре¤ст⮬ <ви§уа«ьн®г® эффект!
рек«ючают вни¬ание ау¤ит®рии с каких-т® „]
р৤ра¦ите«е© на ег® «ичн®сть. ‚®сприятие
века че«®веꮬ-эт® пр妤е всег® в®сприятш
внешних пара¬етр®в. ‚®т п®че¬у эстетика внес
ви¤а ®рат®ра - ®¤ин и§ ва¦ных ¬®¬ент®в псих®!
ег® ®бщения с ау¤ит®рие©. “¬ение ®¤еваться-
¤е«® не т®«ьк® «ичн®г® вкуса выступающег®. 01
щается с «ю¤ь¬и не как частн®е «иц®, а как <|
век, к®т®р®¬у партие© и г®су¤арст⮬ ¤аны п®«и
чия и¤е©н® уб妤ать «ю¤е©, в®спитывать их. ‚(
1 ‘¬. Л. И. Бре¦нев. Ленински¬ курс®¬. Речи, привет
статьи,в®сﮬинания,т.7,с. 97.
¤§ывает ®рат®ра не т®«ьк® п® с®¤ер¦анию, н® и
ф®р¬е (в т®¬ чис«е и внешне¬у ви¤у) ¤®ст®©н®
ﮤнять св®ю п®«итическую функцию.
Значение первых фра§
Итак, «ект®р пере¤ ау¤ит®рие©. ‚нешне ®на к не-
настр®ена ¤®бр®¦е«ате«ьн®. Нача«® устан®в«е-
я к®нтакта с не©-на«иц®. ’еперь ва¦ен эффект
) первых фра§. Лю¤и ¦¤ут. ‚а¦н® не р৮чар®вать
¤ит®рию в ее <®¦и¤ании>. М. И. Ка«инин на эт®т
ет с®вет®ва«: <Речь нम начинать пря¬® с суще-
ва ¤е«а и«и с чег®-«иб® интересн®г®, чт®бы при-
ечь вни¬ание>. Напри¬ер, ‘. О𤦮ник褧е все-
а с®б«ю¤а« выраб®танн®е и¬ прави«®: пере¤ те¬,
к выступать в ау¤ит®рии, ¤®ск®на«ьн® вникнуть
¤е«а ¤анн®г® к®««ектива. П®эт®¬у с первых ¦е
)а§ с«ушате«и п®ни¬а«и, чт® ®н х®р®ш® §нает их
¦¤ы, интересы, успехи и неу¤ачи2.
‚®§¬®¦ны р৫ичные варианты нача«а выступ«е-
я. ‚ выб®ре ®¤н®г® и§ них ®бычн® учитывают ря¤
ст®яте«ьств: с®став ау¤ит®рии, характер пр®б«е¬ы
[и в®пр®с®в выступ«ения, «ичные ¤анные ®рат®ра
т. ¤. Г«авн®е-не спешить сра§у ®брушить нас«у-
1те«е© п®т®к инф®р¬ации, не ﮤавить их прев®с-
¤ст⮬ §нани©. На®б®р®т, ®пытны© ®рат®р ¤е«ится
ни¬и §нания¬и, ﮬ®гает, ®пираясь на их с®бст-
нные §нания и ®пыт, г«уб¦е пр®никнуть в с¬ыс«
®с¬атривае¬ых в®пр®с®в.
Ква«ифицир®ванные «ект®ры и¬еют ®пре¤е«ен-
1е <§аг®т®вки> нача«а выступ«ения. Их ¬®¦н® в

<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 9
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

Copyright й Design by: Sunlight webdesign