LINEBURG


<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 8
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

§а ее реакцие© на принципиа«ьные п®«®¦ения св®ег®
выступ«ения, ф®р¬у е㮠ﮤачи, ¬анеру св®ег® п®-
ве¤ения.
Как п®ка§ывает ®пыт «учших пр®паган¤ист®в и
агитат®р®в, ¦е«ате«ьн® ¤® выступ«ения ®§наꮬиться
с бу¤уще© ау¤ит®рие©: выяснить ее с®циа«ьны© и
¤е¬®графически© с®став, ур®вень ку«ьтурн®-®бр৮-
вате«ьн®© ﮤг®т®вки, ⮧раст и п®«, с те¬ чт®бы
пре¤ви¤еть ⮧¬®¦ную реакцию на выступ«ение.
П®¤®бная инф®р¬ация ﮧ⮫яет с®риентир®ваться в
устан®вках ау¤ит®рии, а п®т®¬у «учше пр®¤у¬ать
¬н®гие техн®«®гические ¬®¬енты выступ«ения, §ара-
нее ﮤ®брать ®пре¤е«енные ф®р¬ы и ¬ет®¤ы пе¤а-
г®гическ®г® ⮧¤е©ствия на с«ушате«е©.
При и§учении ау¤ит®рии ва¦н® выяснить так®е ее
с®циа«ьн®-псих®«®гическ®е качеств®, как экспекта-
ция -<®¦и¤ание>. Эт® субъективная настр®енн®сть
на чт®-т® и«и к®г®-т®, направ«енная §аинтерес®ван-
н®сть в че¬-т®. …с«и выступ«ение §атрагивает эту
настр®енн®сть «ю¤е©, ®ни с«ушают вни¬ате«ьн®,
«егче ﮤ¤аются с®пере¦иванию.
<О¦и¤ание> распр®страняется не т®«ьк® на ин-
ф®р¬ацию, с к®т®р®© выступает ®рат®р, н® §ачастую
и на «ичн®сть выступающег®, ®с®бенн® ес«и эт® рук®-
⮤ите«ь к®««ектива и«и че«®век, ®т¬еченны© уче-
ны¬и степеня¬и и«и п®четны¬и §вания¬и. ‚ ﮤ®б-
ных с«учаях ау¤ит®рия, как прави«®, пр®яв«яет
п®вышенн®е ®¦и¤ание, иб®, ¦е«ают т®г® и«и не ¦е-
«ают с«ушате«и, в их с®§нании и¤ет сравнение ур®в-
ня выступ«ения ®рат®ра с ур®вне¬ ег® ®бщественн®г®
при§нания. ‚ эт®© свя§и всﮬинаются с«®ва
°- Г. Бе«инск®г®: <...как ск®р® расска§ывающи© ®бна-
ру¦и« су¦¤ение, ®н в¬есте с ни¬ ®бнару¦и« и себя:
св®и в§г«я¤ на вещи, св®е ®бр৮вание, ¤а¦е св®©
”актер>1. И ®чень ва¦н®, чт®бы «ичн®стные
¤. 1 ‚- Г. Бе«ински©. И§бранные фи«®с®фские с®чинения, т. II.
"1- 1948, с. 133.
71
характеристики выступающег® наиб®«ее приб«и¦е
н® с®®тветств®ва«и <®¦и¤анию> ау¤ит®рии.
Ра§н®®бра§ны ситуации, ®б®стряющие <®¦и¤
ние> с«ушате«е©. —е¬ б«и¦е к ¦и§ненн®¬у ®пы
сфера, к®т®рую §атрагивает ®рат®р, те¬ б®«еь-вн
¬ате«ьна ау¤ит®рия. ‚т®р¦ение выступающег®
пр®фесси®на«ьную ®б«асть §нани© с«ушате«е© так¦
вы§ывает у них п®вышенн®е вни¬ание, ®ни с®п®ста)
«яют св®и §нания с те¬, чт® г®в®рится в «екции и«
бесе¤е, при¤ирчив® с«е¤ят §а п®няти©ны¬ аппарата!
®тб®р®¬ те®ретических и фактических ¤анных.
И«и ¤ругая ситуация. Лекции на ¬е¦¤унар®¤нь
и ку«ьтурн®-®бр৮вате«ьные те¬ы, как прави«
¤®бр®¦е«ате«ьн® в®сприни¬аются ау¤ит®рие©. ‚1
ступ«ения ¦е п® быт®вы¬ в®пр®са¬ и т. п. част® в1
§ывают в не© шир®ки© ¤иапа§®н ¬нени©. К® все¬
эт®¬у ¤®«¦ен быть г®т®в ®рат®р и, чт® весь¬а сущ<
ственн®, пр®яв«ять к с«ушате«я¬ такт, ува¦ите«ьнс
®тн®шение к их §нания¬ и интереса¬, убе¤ите«ьк
®б®сн®вывая 觫агае¬ые и¬ п®«®¦ения .
Псих®«®гическая характеристика ау¤ит®рии в
¬н®г®¬ §ависит ®т с®става ее с«ушате«е© п® типа
те¬пера¬ента. ’е¬пера¬ент-прир®¤ная ®сн®ва пр
яв«ения псих®«®гических качеств че«®века. Знаю
тип®в те¬пера¬ента и учет их-®¤н® и§ ус«®в!
успешн®© ¤еяте«ьн®сти «ект®ра, пр®паган¤иста. Н
при¬ер, сангвиники ¦и§нерमстны, «юбят шутк
«егк® перек«ючаются, а п®т®¬у ценят ра§н®®бра§]
¬атериа«а в «екции и«и бесе¤е. Р®вен в п®ве¤ен!
ф«ег¬атик, ®н б®«ьше пре¤п®читает стр®гую ф®р>
觫®¦ения, с®«и¤н®сть ®б®сн®вани© вы¤винутых п
«®¦ени©. ‘трастен и энергичен, ﮤви¦ен в св®е
вни¬ании х®«ерик. …¬у и¬п®нируют <те¬п®вая> п
¤ача ¬атериа«а и ¬а¦®рны© настр®© выступа!
щег®. ‘в®е®бра§ен ¬е«анх®«ик: §астенчив, час!
теряется в н®в®© ®бстан®вке и при встречах с не§н
ꮬы¬и «ю¤ь¬и, ск«®нен к п𮤮«¦ите«ьны¬ вну
ренни¬ пере¦ивания¬. ‚ ®тн®шении к таки¬ с«уш\
те«я¬ не®бх®¤и¬ ®с®бы© такт.
Итак, пере¤ выступающи¬ ст®ит с«®¦ная §а¤а
устан®в«ения на¤е¦н®© пря¬®© и ®братн®© свя
с ау¤ит®рие©, чт®бы ®бщение с не© бы«® ®бщеши
‘¬. Н. И. П®руб®в. Этика «ект®ра. Минск, 1976, с. 7.
72
с кতы¬ ее с«ушате«е¬, а к®нтакт с кতы¬ с«у-
щате«е¬ §акреп«я«ся управ«ение¬ все© ау¤ит®рие©.
Нере¤ки с«учаи, к®г¤а прих®¤ится и§учать ау¤и-
т®рию <п® х®¤у> выступ«ения, фиксируя ее реакцию
на 觫агае¬ы© ¬атериа« и вн®ся с учет®¬ эт®г® в
выступ«ение с®®тветствующие к®ррективы.
Механ觬 ¦ив®© свя§и:
ꮬ¬уникат®р - реципиент
“стан®в«ение к®нтакта с ау¤ит®рие©-не®бх®¤и-
¬®е ус«®вие ¤«я пере¤ачи инф®р¬ации, активи§ации
с®§нания «ю¤е©, §акреп«ения в не¬ ®пре¤е«енных
§нани© и уб妤ени©. ‚ эт®© свя§и ®пти¬и§ация пря-
¬®© и ®братн®© свя§и ®рат®ра (ꮬ¬уникат®ра) и
ау¤ит®рии (реципиента) выступает в качестве к«ю-
чев®© пр®б«е¬ы и¤е®«®гическ®г® ⮧¤е©ствия.
П®§навате«ьная ¤еяте«ьн®сть «ю¤е© - с«®¦ны©
психически© пр®цесс, вк«ючающи© в себя такие ф®р-
¬ы ®тра¦ения ¤е©ствите«ьн®сти, как ®щущение, в®с-
приятие, вни¬ание, па¬ять, ¬ыш«ение и ¤р. ‚се ®ни
играют ва¦ную р®«ь в практическ®© ¤еяте«ьн®сти,
в ®бучении и в®спитании че«®века. —е¬ активнее ⮧-
¤е©ствие ®рат®ра на ау¤ит®рию, те¬ с®¤ер¦ате«ьнее
ﮧнавате«ьная ¤еяте«ьн®сть с«ушате«е©.
Как и§вестн®, в с®§нании че«®века т®«ьк® т®г¤а
уст®©чив® фиксируется какая-т® §рите«ьная и«и с«у-
х®вая инф®р¬ация, к®г¤а ¬е¦¤у реципиент®¬ и ꮬ-
¬уникат®р®¬ с«®¦и«®сь ¤еяте«ьн®е ®тн®шение: ¤ву-
ст®р®нни© пр®цесс в ви¤е пря¬®© и ®братн®© свя§и.
От т®г®, наск®«ьк® пр®чна эта свя§ь, §ависят т®чн®сть
в®сприятия ау¤ит®рие© инф®р¬ации и си«а ее ⮧-
¤е©ствия на ¬ыш«ение с«ушате«е©.
При все© ®ригина«ьн®сти пр®текания ﮧнавате«ь-
ных пр®цесс®в, сମбытн®сти в®сприятия и ®браб®тки
инф®р¬ации весь псих®«®гически© ¬ехан觬 ®св®е-
ния че«®веꮬ инф®р¬ации ¬®¦н® ус«®вн® пре¤ста-
ьить в ви¤е ¤вух б«®к®в ¤еяте«ьн®сти с®§нания: пер-
вы© б«®к (ни§ши© ур®вень)-®бы¤енн®е с®§нание,
ьт®р®© б«®к (высши© ур®вень) -те®ретическ®е с®-
энание. ‚ це«®¬ ¦е ®ни ®бра§уют е¤иную систе¬у
§нате«ьн®© ¤еяте«ьн®сти че«®века.
Охарактери§уе¬ кতы© и§ на§ванных ур®вне©
„еяте«ьн®сти с®§нания.
73
Обы¤енн®е с®§нание-эт® ф®р¬а психическ®© ¤<
яте«ьн®сти, в ре§у«ьтате к®т®р®© ск«а¤ываются ®пр<
¤е«енные впечат«ения, пре¤став«ения и пр®сте©ши
су¦¤ения. На ф®р¬ир®вание ®бы¤енн®г® с®§наш
®гр®¬н®е в«ияние ®ка§ывают ¦и§ненны© ®пыт че«
века, б«и¦а©шие -ег® с®циа«ьные ¬икр®сферы (се¬ь
шк®«а, тру¤®в®© к®««ектив), с®бственны© §¤равы
с¬ыс«. Как ﮤ¬ети« Геге«ь, ¤«я ®бы¤енн®г® с®§нг
ния характерн® на«ичие ®пре¤е«енн®© т®чки §рени?
к®т®рая как бы <унасытивает> че«®века, а п®т®¬
®н §ачастую не бесп®к®ится ® ее истинн®сти. <‚ся
ки© пр®цесс ра§вития,-ука§ыва« Г. ‚. П«ехан®в,-Я
всякая <ист®рия> пре¤став«яется «ю¤я¬ в р৫ичн®!
ви¤е, с®®бра§н® т®© т®чке §рения, с к®т®р®© ®ни н
нег® с¬®трят. ’®чка §рения - ве«ик®е ¤е«®. Не¤ар®]
¦е ”е©ербах г®в®ри« к®г¤а-т®, чт® че«®век ®т«ичг
ется ®т ®бе§ьяны т®«ьк® св®е© т®чк®© §рения>2.
’е®ретическ®е с®§нание. Эт® ф®р¬а психическ®
¤еяте«ьн®сти, при к®т®р®© в®сприятие и усв®ение и
ф®р¬ации ®сущестЁ«яются ﮤ уг«®¬ §рения ®бщее
венн® принятых критериев: п®«итических, эк®н®¬ич
ских, нравственных, прав®вых, эстетических и т.
‚ гн®се®«®гичесꮬ п«ане <к®нечны¬и пр®¤укта¬и
эт®г® ур®вня с®циа«ьн®г® ﮧнания выступают п®ня
тия и 󬮧ак«ючения. ‚®®ру¦енн®сть и¬и ﮧ⮫яеИ
«ичн®сти в ¦и§ни ¤е©ств®вать верн®, б®«ее приб«и
¦енн® к п®требн®стя¬ и интереса¬ ®бщественн®е
ра§вития.
М妤у ®бы¤енны¬ и те®ретически¬ с®§нание¬ н<
непр®х®¤и¬®© грани3. Они с®став«яют е¤ины© псих]
чески© пр®цесс в®сприятия ¤е©ствите«ьн®сти, с §
к®н®¬ерн®стя¬и к®т®р®г® не®бх®¤и¬® считаться.
‘вя§ь ꮬ¬уникат®ра с реципиент®¬ начинаете
с ¤еяте«ьн®сти б«®ка ®бы¤енн®г® с®§нания. <Пе
в®нача«ьная причина всяк®г® п®ступка,-писав
И. М. ‘ечен®в,-«е¦ит всег¤а в® внешне¬ чувствв!
н®¬ ⮧бу¦¤ении, п®т®¬у чт® бе§ нег® никакая ¬ыс«„
не⮧¬®¦на>4. ’ак как ¤«я ®бы¤енн®г® с®§нания х
‘¬. Геге«ь. ‘®чинения, т. IX. М., 1932, с. 24.
2 Г. ‚. П«ехан®в. И§бранные фи«®с®фские пр®и§ве¤ения
5-ти т®¬ах, т. V. М., 1958, с. 528.
3 ‘¬. ‚. ’®к¬ань. ‚®сх®¦¤ение к и¤ее. М., 1975.
4 И. М. ‘ечен®в. И§бранные фи«®с®фские и псих®«®гичесю
пр®и§ве¤ения. М., 1947, с. 157.
74
пактерна активная ¤еяте«ьн®сть э¬®ци®на«ьн®-чувст-
венн®г® аппарата, т® инф®р¬ация (§рите«ьная и с«у-
х®вая) и§нача«ьн® п®ступает в б«®к ®бы¤енн®г® с®-
§нания. Он® вып®«няет р®«ь св®е®бра§н®г® выб®р®ч-
н®г® фи«ьтра п®«уча嬮© инф®р¬ации, пр妤е всег®
фи«ьтра ¤®верия и н央верия. Инф®р¬ация ¬®¦ет
быть абс®«ютн® истинн®© и п®«е§н®© и все-таки ®с-
таться не принят®©, не пр®пущенн®© эти¬ фи«ьтр®¬.
И на®б®р®т, инф®р¬ация ¬®¦ет быть «®¦н®© и вре¤-
н®©, н® принят®© в си«у ¤®верия .
Практика ﮤтвер¦¤ает прав®ту этих те®ретиче-
ских п®«®¦ени©. Игн®рир®вать фен®¬ен <®бы¤енн®е
с®§нание>, пытаться апе««ир®вать т®«ьк® к те®рети-
чесꮬу с®§нанию «ю¤е©, не прини¬ать в® вни¬ание
т®г®, чт® <у кত®г® ®бщественн®г® с«®я св®и <¬а-
неры ¦и§ни>, св®и привычки, св®и ск«®нн®сти>2,-
все эт® ®б®рачивается тру¤н®стя¬и усв®ения инф®р-
¬ации. Не®бх®¤и¬®сть учета ®бы¤енн®г® с®§нания
при пере¤аче инф®р¬ации ﮤтвер¦¤ается и с«®ва¬и
А. И. Герцена: <Лю¤и ¤у¬ают, чт® ¤®стат®чн® ¤®ка-
§ать истину, как ¬ате¬атическую те®ре¬у, чт®б ее
приня«и; чт® ¤®стат®чн® сମ¬у верить, чт®б ¤ругие
п®вери«и. ‚ых®¤ит с®все¬ ин®е; ®¤ни г®в®рят ®¤н®,
а ¤ругие с«ушают их и п®ни¬ают ¤руг®е, ®тт®г® чт®
их ра§вития ра§ные>3. ‚а¦н®, ®пираясь на §нание
псих®«®гических и иных ®с®бенн®сте© ау¤ит®рии, рас-
п®«агать «ю¤е© к б®«ее выс®к®¬у ур®вню с®циа«ь-
н®г® ﮧнания - к те®ретичесꮬу ﮧнанию.
При ®ргани§ации и¤е©н®-в®спитате«ьн®© раб®ты
еще встречаются с«учаи н央®ценки р®«и ®бы¤енн®г®
с®§нания. Не с«е¤ует §абывать, чт®, че¬ б®«ее выс®к®
ра§вита «ичн®сть, те¬ с®¤ер¦ате«ьнее ее внутренняя
¦и§нь, с«е¤®вате«ьн®, у нее ра§вивается и ®бы¤енн®е
и те®ретическ®е с®§нание, а с®бственная инф®р¬ация
играет все б®«ее ®пре¤е«яющую р®«ь в в®сприятие¬
®ценке н®вых §нани©.
‚ ‘‘‘Р с®§¤аны б«аг®приятные ус«®вия ¤«я ра§-
вития че«®века, ¦и§нь с®ветских «ю¤е© стан®вится
"атериа«ьн® и ¤ух®вн® все б®«ее с®¤ер¦ате«ьн®© и
ра§н®ст®р®нне©. Значите«ьн® и§¬ени«ся ку«ьтурны©
‘¬. Ист®рия и псих®«®гия. М., 1971, с. 9.
‚. И. Ленин. П®«и. с®бр. с®ч., т. 25, с. 342.
" И. Герцен. ‘®чинения в 9-ти т®¬ах, т. 3. М., 1956, с. 326.
7‚
®б«ик с®ветск®г® че«®века. ‘е©час п®чти три четве
та раб®чих и¬еют высшее и сре¤нее (п®«н®е и неп© г® ¬ыш«ения к асс®циативн®¬у в®сприятию ин-
н®е) ®бр৮вание. ‘®циа«истическ®е ®бществ® яв« ,®р¬ации. ‚ы§ывая асс®циации у с«ушате«е©, ®ра-
ется са¬ы¬ <читающи¬> в ¬ире. ‚ ‘‘‘Р вых®¤! ®р как бы ﮤтягивает их «ичны© ®пыт, ¦и§ненные
®к®«® 8 тыс. га§ет, 4,9 тыс. ¦урна«®в и ¤ругих «ери
¤ических 觤ани©. Их 㮤®в®© тира¦ с®став«яет св1 ае¬ых пр®б«е¬. ‘«ушате«и начинают с«е¤ить §а «®-
ше 40 ¬«р¤. эк§е¬п«яр®в. Кр®¬е т®г®, 觤ает<
"-- и 1ПЯ-/-. 11\,1>1, 1>К>Л1/11> Л. \ >-V/1>!. Л \ I. \ у 11 ,М, Ь-1>-. Л, \ >Г˜-
1,8 ¬«р¤. книг и бр®шюр . ‚се эт® сви¤ете«ьству рат®ра св®и §нания. Эти¬ при嬮¬ б«естяще п®«ь-
®ва«ся ‚. И. Ленин, ® че¬ расска§ывает в св®их в®с-
®¬инаниях ‘. ‚. К®си®р: <...быва«®, с«ушаешь ‚«а-
и¬ира И«ьича, и всег¤а у тебя ®стается впечат«е-
¤е-в®т с¬®три, ве¤ь эт® все бы«® в ¬®их ¬ыс«ях,
® все⮧растающе¬ «ичн®стн®¬ п®тенциа«е с®ветсю
«ю¤е©, ®тсю¤а и не®бх®¤и¬®сть в б®«ее с®вершенш
ф®р¬ах и ¬ет®¤ах и¤е®«®гическ®г® ⮧¤е©ствия ]
их с®§нание.
Пр妤е всег® у¬е«® исп®«ь§®вать сп®с®бн®сть на-
аб«ю¤ения, те®ретические §нания к сути расс¬атри-
ик®© 觫®¦ения, ¬ыс«енн® ¤®бав«ять к аргу¬ента¬
твер¦¤ает с«е¤ующее: чт®бы §аинтерес®вать «ю¤< ю§раста, п®«а, ®бр৮вания, настр®ения с«ушате«е©
«екцие© и«и-се¬инар®¬, н央стат®чн® и§«агать и I т. п. Не觬енны¬ ®стается и¤е©н®е с®¤ер¦ание вы-
верные п®«®¦ения. ’е¬ б®«ее эт®г® ¬а«® ¤«я т®г :туп«ения, а ф®р¬ы, ¬ет®¤ы, прие¬ы ﮤачи ¬ате-
чт®бы ®ни г«уб®к® усв®и«и с®®тветствующие п®«„ч§- ""“1 быть саиыыя ра§н®®бра§ны¬и.
¦ения, преврати«и их в св®и уб妤ения. Не®бх®¤и>
П®р®© ¤а¦е у ®пытн®г® «ект®ра с«учается та
чт® интересная п® с®¤ер¦анию и верная п® ¬ет®¤ш
«екция не вы§ывает г«уб®к®г® интереса у с«ушат
«е©. Напри¬ер, в систе¬е п®«итическ®© учебы .в тр
¤®вых к®««ективах. Ана«и§ ﮤ®бных ситуаци© п®,
псих®«®гически расп®«®¦ить «ю¤е© к с®§нате«ьн®:
усв®ению ¬атериа«а. Эт® ®§начает пр室®«еть ®пр
¤е«енную у§®сть ®бы¤енн®г® с®§нания «ичн®сти, в]
§вать у нее те®ретик®-ﮧнавате«ьны© интерес к ®
®бща嬮¬у.
‘«е¤ует ﮤчеркнуть, чт® ®бы¤енн®е с®§нание ;
¦е при св®е¬ <¤®верии> к инф®р¬ации ﮤвергает
¤в®©н®© ®браб®тке: ®с«аб«ению и«и уси«ению ее ]
«ичественн®© и качественн®© характеристики. ‚ п<
⮬ с«учае, ес«и инф®р¬ация не вы§ва«а асс®ц¤
ци© у «ю¤е©, ее к®«ичественные и качественные ¤.
ные у¬еньшаются и на те®ретическую ®браб®тку
ступает ¬еньше инф®р¬ации, че¬ перв®нача«ьн®
«® в®спринят®. ‚® вт®р®¬ с«учае, ес«и инф®р¬а
вы§ва«а г«уб®кие асс®циации, ее к®«ичественные
качественные характеристики ®б®гащаются, с«уш
те«и б®«ее активн® вк«ючаются в «екцию и«и бесе
—т® ну¦н® ¤е«ать в це«ях успешн®г® пр室®«ен,
<барьер®в> ®бы¤енн®г® с®§нания и расп®«®¦ения с
шате«я к инф®р¬ации пр®паган¤иста и агитат®
‘¬. <К®¬¬унист>, 1978, № 4, с. 104.
76
® бы«® ®н® ра§р®§ненн®е, распы«енн®е, а в®т Ленин
®¬®г в эт®¬ в®пр®се р৮браться, все эт® ®б®бщи«
[ ¤а« ⮧¬®¦н®сть ясн®, пр®ст® п®нять...>
О¤на и та ¦е те¬а выступ«ения ¤и¤актически ¬®-
ет быть п®-ра§н®¬у преﮤнесена в §авис謮сти ®т
‘®циа«ьн®-псих®«®гические сп®с®бы
®ргани§ации ау¤ит®рии
Первая §а¤ача, к®т®рую решает ®рат®р, есть ®рга-
ни§ация ау¤ит®рии, ﮤ¤ер¦ание с не© уст®©чив®г®
®нтакта. ‚ практике не¬а«® при¬ер®в, к®г¤а выс®к®-
<ва«ифицир®ванные специа«исты, выступая п® св®и¬
пр®б«е¬а¬, теря«ись пере¤ ау¤ит®рие©. ‚ ит®ге ни
с«ушате«и, ни выступающи© не п®«уча«и ¤®«¦н®г®
¤®в«етв®рения.
„е©ствите«ьн®, «юбая ау¤ит®рия ®ка§ывает на
рат®ра фи§ическ®е и психическ®е ⮧¤е©ствие. И эт®
юнятн®. ‚е¤ь ау¤ит®рия с«ушате«е© - эт® не пр®ст®
к®«ичеств® в¬есте си¤ящих «ю¤е©, а качественн® н®-
®е их ®бщественн®е ®бр৮вание, и¬еющее св®и
ак®н®¬ерн®сти п®ве¤ения, в®сприятия инф®р¬ации
[ «ичн®сти ®рат®ра. П®нятие ау¤ит®рии нес⮤謮
: интеграции ®бщеи§вестных че«®веческих качеств
встав«яющих ее ин¤ив褮в. Она пре¤став«яет с®-
"© ®бщн®сть «ю¤е©, в к®т®р®© перв®нача«ьную
Пр®паган¤исты «енинск®© шк®«ы. М., 1975, с. 127.
77
Как ﮤчеркива« в св®их раб®тах ‚. А. ‘ух®¬«ин-
¤©, не«ь§я ¤®биться г«уб®к®© и¤е©н®© уб妤енн®-
я «ю¤е©, ®пираясь «ишь на раци®на«ьн®е в®сприя-
,е и¬и ценн®стных ®риентации и н®р¬ ®бществен-
н® п®ве¤ения. Не®бх®¤и¬® вы§вать у «ю¤е© и
¤®ци®на«ьн®-чувственн®е ®тн®шение к эти¬ п®«®¦е-
я¬ в ви¤е их с®пере¦ивания, пр®яв«ения высших
уювеческих чувств: ¬®ра«ьных, инте««ектуа«ьных,
:тетических. …¤инств® раци®на«ьн®г® и э¬®ци®на«ь-
э㮠⮧¤е©ствия на ау¤ит®рию наиб®«ее на¤е¦н®
§еспечивает и¤е®«®гические це«и выступ«ения.
-."-," ,у"-г,и", уиппп,, "«®ппс _ Органи§ация ау¤ит®рии п®сре¤ст⮬ ⮧бу¦¤ения
т®рых вы§ывает ¤е©ствие §ак®н®¬ерн®сте© с®циа„ нее ®пре¤е«енн®г® э¬®ци®на«ьн®г® с®ст®яния, как
..""""" гпп-¦-цартгя ﮬеха¬и п®и устан®в«ении
активн®сть пр®яв«яют с®циа«ьн®-псих®«®гиче
факт®ры.
Об эт®¬ с®циа«ьн®-псих®«®гичесꮬ ¬ехани
групп®в®г® с®ст®яния «ю¤е© писа« К. Маркс в <
пита«е>, ®бращая вни¬ание на т®, чт® ®бществен
к®нтакт вы§ывает с®ревн®вание и св®е®бра§н®е
бу¦¤ение ¦и§ненн®© энергии, уве«ичивающее и
ви¤уа«ьную пр®и§в®¤ите«ьн®сть ®т¤е«ьных «иц .
п®сре¤ственн®е ®бщение «ю¤е© ¤руг с ¤ру㮬 вы§ыв,
к ¦и§ни так®© фен®¬ен, как с®ст®яние психичес
г® к®нтакта, к®г¤а наиб®«ее активн® выступ
псих®«®гические качества, сп®нтанн®е пр®яв«ение
н®-псих®«®гическ®г® п«ана, напри¬ер так®©, как у
«ение э¬®ци®на«ьных с®ст®яни© ®бщающихся ¬ея
с®б®© «ю¤е©. Об эт®¬ интересн® расска§ывается в I
н®© и§ раб®т Н. Миха©«®вск®г®. П® ег® ¬нению, к„®е ."."Р"8,"3.;
и,чищ/\,ш1\.ппи .ыи-юши А".“ « шсччииис. ви«нсни«, 1‚"------- «- > - - с""","т\ эичи¬ст ртг
"р>6"""""61."-06>--
¤ы© с«ушате«ь, нах®¤ясь в ау¤ит®рии, ﮤвергае
®¤н®вре¬енн® ¤е©ствию ¤вух факт®р®в: в®«нения,
к®т®ры¬ ®хвачены с«ушате«и. „®пусти¬, чт® в®«
ние ®рат®ра ¬®¦н® выра§ить цифр®© 10, и п®«®¦;
V
⮧бу¦¤ения, к®т®р®е испытывает вся ау¤ит®р;
’®г¤а ег® в®«нение выра§ится не цифр®© 5, а цифр
750 (2/2, п®¬н®¦енн®е на 300-к®«ичеств® присут
вующих). <П®нятн®, чт® в ¤е©ствите«ьн®сти «ави)
®бра§ны© р®ст в®«нения не ¬®¦ет быть так быс
п®т®¬у чт® не кতы© ¦е и§ трехс®т с«ушате«е©
¤ит с® св®ег® ¬еста 299 в§в®«н®ванных т®ва
ще©. Н® ®бщи© §ак®н пр®цесса все-таки и¬енн®
к®в>2. «
К®нечн®, приве¤енны© при¬ер не ¬®¦ет раес¬
риваться как стр®г® выверенная ¬®¤е«ь пр®яв«ен
с®циа«ьн®-псих®«®гическ®© §ак®н®¬ерн®сти ®бще©
н® бессп®рн®, чт® эффект §ара¦ения нах®¤ится в: п]
¬®© пр®п®рци®на«ьн®© §авис謮сти ®т ве«ичины
¤ит®рии и степени ее э¬®ци®на«ьн®г® нака«а 3,
чт® кতы© и§ с«ушате«е© п®«учает т®«ьк® п®«®в„нф®р¬ации. Инерция вк«юченн®сти ¬ешает че«®веку
__-/ _ " г.тттттттттт. пчиччиы® ня ппят®пя. п®®®¦¤ает ииик-
рави«®, ®с«®¦няется ﮬеха¬и при устан®в«ении
нф®р¬аци®нн®г® (пере¤ающег® и в®сприни¬ающег®)
®нтакта ¬е¦¤у реципиент®¬ и ꮬ¬уникат®р®¬. На-
ште«е© ®т тех ¦и§ненных ®бст®яте«ьств, к®т®рые
юг«и бы ¤еф®р¬ир®вать их ®тн®шение к п®«уча嬮©
Инерция вк«юченн®сти. “стан®в«ение пр®чн®г®
рнтакта ау¤ит®рии с ®рат®р®¬ пре¤п®«агает ®св®б®-
ерек«ючить вни¬ание на ®рат®ра, п®р®¦¤ает ®пре-
е«енны© к®нсерват觬 в§г«я¤®в, ¬®¦ет привести
су¦ению п®«я §рения и т. ¤.
‚ыс®кая ск®р®сть у¬ственн®© ¤еяте«ьн®сти. —е«®-
ек ¤у¬ает при¬ерн® в 4 ра§а быстрее, че¬ и§«агает
в®© ¬ыс«и и §нания. К®г¤а ®рат®р г®в®рит, инте«-
ект с«ушате«е© б®«ьшую часть вре¬ени св®б®¤ен и
®«учает ⮧¬®¦н®сть ®тк«ючаться ®т речи высту-
пающег®.
Неуст®©чив®сть вни¬ания. —т® так®е вни¬ание?
т® и§бирате«ьн®сть, направ«енн®сть психическ®©
¤еяте«ьн®сти на ®пре¤е«енные ®бъекты, и¬еющие ¤«я
ичн®сти уст®©чивую и«и ситуативную §нач謮сть,
°ср央т®чение психики (с®§нания), пре¤п®«агающее
®вышенны© ур®вень сенс®рн®©, инте««ектуа«ьн®©
[«и ¤вигате«ьн®© активн®сти2. Ра§н®®бра§ны ®бст®-
1те«ьства, к®т®рые ¬®гут в® вре¬я выступ«ения
‘¬. К. Маркс и ”. Энге«ьс. ‘®ч., т. 23, с. 337.
2 Н. К. Миха©«®вски©. П®«н. с®бр. с®ч., т. 2. ‘пб.,
с. 145.
3 ‘¬. Б. „. Парыгин. Научн®-техническая рев®«юция и
н®сть. М., 1978, с. 132-133.
78
‘¬. Б „ Парыгин. Научн®-техническая рев®«юция и «ич-
РО‘’Ь, с. 81.
‘¬. Общая псих®«®гия. М., 1977, с. 187.
79
®рат®ра ®тв«ечь вни¬ание с«ушате«е©. Напри¬ер,
ру¦н®сть ®рат®ра, ег® г®«®с, ¬анера пр®и§н®ше
и¬ ®т¤е«ьных с«®в и«и те¬пература ﮬещения,
®ф®р¬«ение и т. п.
ау¤ит®рии, как §ара¦ение, ﮤра¦ание и вну-
-.т т> О
,щение.
, ,,- --..--_""". Зара¦ение характери§уется бесс®§нате«ьн®©, не-
ют к св®и¬ т®чка¬ §рения. И¬ у¤®бнее и «егче (
¤®вать «®гике св®ег® рассу¦¤ения, а п®т®¬у ®ни
ре¤к® <®б®р®ните«ьн®> в®сприни¬ают т®чку §р
гттгпт«у тт</" """"- --- -----
®ткр®венн® негативн®е ®тн®шение. ‚ ря¤е с«учаев
§вать с«е¤ующие: §нание и
®р¬«ение и т. п. "- """""в®«ьн®© ﮤвер¦енн®стью че«®века ®пре¤е«енны¬
Антипатия к чу¦и¬ ¬ыс«я¬. Лю¤и част® пвпсих®«®гически¬ с®ст®яния¬. Он® ®существ«яется
к св®и¬ т®чка¬ §рения. И¬ у¤®бнее и «егче п®сре¤ст⮬ пере¤ачи «ичн®сти психическ®г® настр®я
|ать «®гике св®ег® рассу¦¤ения, а п®т®¬у ®н脤руг®© «ичн®сти, ®б«а¤ающе© б®«ьши¬ э¬®ци®на«ь-
. . [к® <®б®р®ните«ьн®> в®сприни¬ают т®чку §ре„ны¬ §аря¤®¬. Направ«енны© вы§®в §ара¦ения ®бес-
¤ругих, пр®яв«яют при эт®¬ с¤ер¦анн®сть, а п®„печивается ря¤®¬ факт®р®в. ‘ре¤и них ¬®¦н® на-

<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 8
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

Copyright й Design by: Sunlight webdesign