LINEBURG


<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 7
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

<‘тв®«> речи-эт® г«авны© в®пр®с, к®т®р®¬у ﮤ-
инен® все 觫®¦ение. ’ак ¦е как ®т ств®«а бегут
етки, так и в х®р®ше© ®рат®рск®© речи ®т г«авн®г®
®пр®са <бегут> вт®р®степенные. М®¦н® ®бре§ать
етки, и ¤ерев® бу¤ет ¦ить, н®, ес«и срубить ств®«,
к® п®гибнет.
<Листья> и <цветы> в речи-эт® ®бра§ы и срав-
ения, к®т®рые украшают ее. Н® ®ни не т®«ьк® укра-
[ают, н® и ®б«егчают в®сприятие речи, при¤ают е©
©®ци®на«ьн®сть, п®ясняют ска§анн®е, а ин®г¤а яв-
яются и сре¤ст⮬ п®«е¬ики.
И§учая ®рат®рск®е искусств® ‘. М. Кир®ва, наши
ат®ры, парти©ные раб®тники учатся у нар®¤н®г®
|ибуна пр®ст®те и в¬есте с те¬ выра§ите«ьн®сти
чи. Они ¤®«¦ны стре¬иться к так®© ¦е четк®© и
нтересн®© тракт®вке в®пр®с®в, как в ¤®к«а¤ах
М. Кир®ва, учитывать §начение ра§вернутых срав-
ени©, ®бра§н®сти, аф®ристичн®сти речи, бе§ чег®
§ык неи§бе¦н® стан®вится сухи¬, ¬а«®выра§ите«ь-
ы¬, а, §начит, речь не принесет б®«ьш®© п®«ь§ы, не
атр®нет у¬а и сер¤ца с«ушате«е©.
Итак, ﮬ謮 ®бщих черт, типичных ¤«я рече©
светских ®рат®р®в, ¤«я красн®речия ‘. М. Кир®ва
с®бенн® характерны с«е¤ующие при§наки: рев®«ю-
и®нпы© паф®с и б®«ьш®© э¬®ци®на«ьны© ﮤъе¬,
к«®нн®сть к ра§вернуты¬ сравнения¬ и а««ег®рия¬,
бра§н®сть и х󤮦ественн®сть речи, шир®к®е крити-
еск®е исп®«ь§®вание ®пыта ®рат®р®в пр®ш«®г®.
- М. Кир®в специа«ьн® и§уча« ®рат®рск®е искусств®,
е-хнику речи. Я§ык ег® рече© пр®ст®©, нар®¤ны©, ®б-
а§ны©. Ра§г®в®рны© сти«ь ¬еста¬и перех®¤ит в па-
нически©. Ю¬®р и ир®ния у¬е«® исп®«ь§уются ¤«я
59
критики н央статк®в. Речь п®рывистая, ®на не чи
«ась с «иста, а тв®ри«ась в ¬®¬ент пр®и§несег
Орат®р част® п®ки¤а« трибуну, пр®ха¦ива«ся
сцене. Речь ﮤкреп«я«ась шир®ки¬и и энергичн)
¦еста¬и, как бы ﮤни¬ающи¬и ау¤ит®рию, §®
щи¬и ее впере¤.
За¬ечате«ьны¬ ®рат®р®¬ «енинск®© шк®«ы, ®
т®р®¬-пр®паган¤ист®¬, ®рат®р®¬-агитат®р®¬ б
М. И. Ка«инин. …с«и ¤«я ‘. М. Кир®ва характер
рев®«юци®нны© паф®с, т® ®рат®рск®е искусе
М. И. Ка«инина-эт® р৬ыш«ение вс«ух, б®«ы
¤иа«®г на ва¦ные п®«итические и«и х®§я©ствен
те¬ы.
М. И. Ка«инин ®б«а¤а« б®«ьши¬ ®баяние¬,
«юби« «ю¤е©, и .эт® чувств®ва«и те, с ке¬ е¬у при
¤и«®сь встречаться. Он г®в®ри« с ®ткрыты¬ сер¤ц
с ува¦ение¬ к че«®веку. ‚ерн®сть и¤ея¬ б®«ьше
стек®© партии, ясны©, тре§вы© у¬, г«уб®к®е §на
¦и§ни, ¤уши русск®г® раб®чег® и крестьянина, у¬е!
п®ни¬ать их с®кр®венные ¤у¬ы и настр®ения, с
с®бн®сть свя§ывать частны© факт ¦и§ни с ®бще©
«итик®© партии и ‘®ветск®г® г®су¤арства-в®т
прив«ека«® к не¬у сер¤ца с®ветских «ю¤е©.
М. И. Ка«инину прих®¤и«®сь выступать пе}
ра§ны¬и ау¤ит®рия¬и, и всег¤а ®н нах®¤и« прави
ны© ﮤх®¤ к с«ушате«я¬.
‚. И. Ленин г®в®ри« ® ﮤх®¤е М. И. Ка«ин!
к «ю¤я¬: <Петр®гра¤ские раб®чие су¬е«и убе¤ить
чт® ®н ®б«а¤ает у¬ение¬ п®¤х®¤ить к шир®ки¬ с«(
тру¤ящихся ¬асс, к®г¤а у них нет парти©н®© п®;
т®вки, к®г¤а пр®паган¤иста¬ и агитат®ра¬ не у¤а
«®сь к ни¬ п®¤®©ти п®-т®варищески и у¬е«®, т®
т®в. Ка«инину у¤ава«®сь ра§решить эту §а¤ачу>.
‘ б®«ьши¬ ¬астерст⮬ М. И. Ка«инин стр
св®и устные выступ«ения: ®ни бы«и г«уб®к® с®;
¦ате«ьны¬и и интересны¬и. Ничег® искусствен
равн®¤ушн®г®, ничег® ®т®рванн®г® ®т ¦и§ни, ®т ин
рес®в с«ушате«е© не«ь§я ус¬®треть ни в ®¤н®© р
и«и ¤®к«а¤е М. И. Ка«инина. Он всег¤а тщате« §ть
г®т®ви«ся к выступ«ения¬, с®став«я« ﮤр®б
к®нспекты, не «юби« читать п® написанн®¬у.
®к«а¤ы и речи п®стр®ены р৫ичны¬и ¬ет®¤а¬и,
® чаще всег® ®н прибега« к в®пр®сн®-®тветн®¬у ¬е-
М. И. Ка«инин прив«ека« ра§ные сре¤ства убе¦-
ения: ¤®ка§ате«ьств п®сре¤ст⮬ факт®в, при¬еры,
§ятые и§ ¦и§ни, сравнения.
Обычн® М. И. Ка«инин не прив®¤и« цитат, чаще
сп®«ь§®ва« «®гическ®е рассу¦¤ение, к®т®р®е ﮤ-
®¤и«® к ¤®ка§ате«ьству вы¤винут®г® те§иса. Рассу¦-
ения всег¤а бы«и ¤®ступны шир®ки¬ с«®я¬ тру¤я-
1И•‘Я.
Об«а¤ая прекрасн®© сп®с®бн®стью п®«е¬и§ир®-
ать, ®н част® при¬еня« ®с®бы© ¬ет®¤ <встречн®г®
®пр®са>. На <я¤®виты©> в®пр®с и«и реп«ику ®н
бычн® ®твеча« св®и¬ в®пр®с®¬, ®твет на к®т®ры©
бнару¦ива« абсур¤н®сть утвер¦¤ени© пр®тивника.
ак ®н р৮б«ача« ¤е¬аг®гические выска§ывания и
®§¤ава« в ау¤ит®рии ну¦н®е настр®ение.
На XII съ姤е РКП (б) ®н расска§а« ® т®¬, как
¤нতы на беспарти©н®© губернск®© к®нференции
¬у прис«а«и §аписку, в к®т®р®© спрашива«и, кт®
®р®¦е ¤«я ‘®ветск®© в«асти: раб®чи© и«и крестья-
ин? И кт® б®«ьше с¤е«а« ¤«я рев®«юции: раб®чи©
«и крестьянин? Ка«инин ®твети« в®пр®с®¬ на в®п-
®с: <А чт® ¤«я че«®века ¤®р®¦е: правая и«и «евая
®га? Я г®в®рю, чт® в наше© рев®«юции ска§ать, чт®
®р®¦е раб®чи©, а ¤ешев«е крестьянин, эт® все рав-
®, чт® ®трубить у рев®«юции, как у че«®века, «евую
«и правую н®гу>.
М. И. Ка«инин бы« не т®«ьк® б«естящи¬ ®рат®-
®¬-пр®паган¤ист®¬, н® и те®ретиꮬ с®ветск®г® ®ра-
®рск®г® искусства. …г® с®веты «ект®ра¬ и пр®паган-
иста¬ §«®б®¤невн® §вучат и се㮤ня. Он учи« ®ра-
®р®в пр妤е всег® скр®¬н®сти, справ夫ив®сти, счи-
ая, чт® эти качества - ва¦н®е ус«®вие успеха в «ю-
®н ау¤ит®рии. ‘®ветская ау¤ит®рия чутка, с не©
®¦н® ра§г®варивать ®ткрыт®, пря¬®. Она ®твернется
т ®рат®ра, ес«и ®н начнет себя хва«ить, ⮧ве«ичи-
§ть, ﮤчеркивать св®е прев®сх®¤ств®.
М. И. Ка«инин решите«ьн® выступа« пр®тив на-
етничества, цитатничества, т૬у¤и§¬а. Лект®р, п®
т® ®рск®г®
‚. И. Ленин. П®«и. с®бр. с®ч., т. 38, с. 224.
60
М- И. Ка«инин. ‘татьи и речи. 1919-1935. М., 1936, с. 97-
61
[енпе
п®че{ е«е!
ег® ¬нению, г®т®вя выступ«ение, пр®читывает
сять - пятна¤цать кни¦ек, а расска§ывает в ау
т®рии так, как ®н ®¤ин ¬®¦ет. Б®«ьшую р®«ь игр
т®т са¬ы© <ин¤иви¤уа«ьны© «ект®рски© п®че{
к®т®ры© ®т«ичает ®¤н®г® «ект®ра ®т ¤руг®г® и (
¤ает ®с®б®е ®баяние и неп®вт®р謮сть пр®читан
«екции.
•®тя речи и ¤®к«а¤ы М. И. Ка«инина 觫®¦<
®чень «егк®, пр®ст® и ¦ив®, ка¦ется, бу¤т® ®ни р®
«ись пря¬® в ау¤ит®рии, ег® выступ«ения - ре§у
тат б®«ьш®г® тв®рческ®г® тру¤а, серье§н®© ﮤг®
ки: ®н иска« ну¦ные с«®ва, наиб®«ее ¤®х®¤чи
ф®р¬у.
Б®«ьш®е вни¬ание у¤е«я« М. И. Ка«инин в®пр
® я§ыке ®рат®ра, агитат®ра, пр®паган¤иста. ‘а¬
г®в®ри« на прекрасн®¬ руссꮬ я§ыке, ®бра§н®)
¤®х®¤чи⮬, ясн®¬ и т®чн®¬, исп®«ь§®ва« с®кр®в
ницу русск®г® я§ыка с б®«ьши¬ такт®¬ и у¬ение¬,
уп®треб«я« ¬а«®п®нятных ин®странных с«®в.
Мы учи¬ся у М. И. Ка«инина пр®ст®те, ясн®ст
убе¤ите«ьн®сти речи, у¬ению с®§¤авать ®ригина
ные, част® н宦и¤анные сравнения. Б«а㮤аря э1
качества¬ сравнения сра§у ®бращают на себя вни1
ние с«ушате«е©, «егк® §аﮬинаются и нम«г®
храняются в па¬яти. Обра§ы и сравнения М. И.
«инина, как прави«®, п®черпнуты и§ ®кру¦аюп
¤е©ствите«ьн®сти. Пуб«ичная речь М. И. Ка«ин;
п®нятна и интересна и учен®¬у, и раб®че¬у. Она
ступна и че«®веку, т®«ьк® чт® вступающе¬у в ¦и5
и не «ишена интереса „«я че«®века, ®б«а¤ающ
б®«ьши¬ ¦и§ненны¬ ®пыт®¬.
Итак, ®сн®вные качества ®рат®рск®г® ¬астере
М. И. Ка«инина так®вы: в ег® «ице с®чета«ся ®
т®р-практик с те®ретиꮬ с®ветск®г® ®рат®рск®г®
кусства. ‘ти«ь М. И. Ка«инина-§а¤ушевная бесе
И§«юб«енны¬ ¬ет®¤®¬ ®ргани§ации ¬атериа«а яв
ется в®пр®сн®-®тветны© Мет®¤, а 觫®¦ение ве¤е
в ф®р¬е расска§а. Он п®с«е¤®вате«ьн® ®существ.
принципы парти©н®сти, прав¤ив®сти, научн®сти,
стаива« треб®вания рев®«юци®нн®сти, четк®сти,
к®сти, кратк®сти, а в¬есте с те¬ ®бст®яте«ьн®сти
«®¦ения. Исп®«ь§®вать б®гате©ши© ®пыт М. И. .
«инина как ®рат®ра-§а¤ача кত®г® парти©н
раб®тника.
62
’а«ант«ивы¬ с®ветски¬ «ект®р®¬, кত®е выступ-
«е к®т®р®г® бы«® ﮤ«инны¬ пр৤ниꮬ с«уша-
«еп, бы« А. ‚. Луначарски©. Он бы« сп®с®бен все-
.¤а ска§ать чт®-т® н®в®е ¤а¦е ® стар®¬, ®ригина«ьн®,
(нтересн® и п®-св®е¬у ﮤ®©ти к «юᮬу в®пр®су,
[р夫®¦ить ег® в не®бычн®© и выра§ите«ьн®© ф®р¬е.
;г® речи, «екции и ¤®к«а¤ы ®стаются ценны¬и и
гст®©чивы¬и в® вре¬ени.
Прир®¤а ще¤р® награ¤и«а А. ‚. Луначарск®г®
(а𮬠учен®г®, х󤮦ника, ®рат®ра, и весь св®© та-
[ант ®н п®стави« на с«у¦бу К®¬¬унистическ®© пар-
та и с®ветсꮬу нар®¤у.
А. ‚. Луначарски© бы« при𮦤енны¬ ®рат®р®¬.
?се ег® выступ«ения н®си«и ®тпечат®к та«анта, вы-
®к®© научн®сти и ﮤ«инн®© х󤮦ественн®сти. …г®
>ечи част® превраща«ись в б«естящи© фе©ерверк
1ыс«е©, чувств, ®бр৮в, ®стр®у¬ных п®«®¦ени©. Как
ю¤«инны© ®рат®р, А. ‚. Луначарски© п®¤чиня« с«у-
цате«е© с первых ¦е с«®в. Бу¤учи еще учениꮬ
невск®© ги¬на§ии, ®н в® вре¬я ¬аев®к на „непре
(р®и§н®си« §а¦игате«ьные речи пере¤ св®и¬и свер-
тника¬и. Он ®б«а¤а« ®гр®¬н®© эру¤ицие© и всю
ки§нь с®вершенств®ва« св®и §нания.
А. ‚. Луначарски© ®б«а¤а« ск«®нн®стью к и¬пр®-
и§ации. П®эт®¬у ®н так у¤ачн® выступа« в р৫ич-
ых ¤испутах. О¤нак® ®н ®трицૠ⮧¬®¦н®сть абс®-
ютн®© и¬пр®ви§ации, справ夫ив® считая, чт® ®на
®§¬®¦на т®«ьк® на ба§е б®«ьш®г® §апаса §нани©.
спр®¬т бывает х®р®ш, к®г¤а ®н ﮤг®т®в«ен все¬
р®ш«ы¬ ®пыт®¬ ®рат®ра. П®эт®¬у «ект®р, пр®па-
ан¤ист ¤®«¦ен беспрерывн® накап«ивать в к«а¤®-
ых св®ег® с®§нания б®гаты© ¬атериа« и§ книг, и§
и§ни, ¤е«ать §аписки, §а¬етки, с®став«ять к®н-
пекты, с те¬ чт®бы п®т®¬, пере¤ к®нкретн®© «екцие©,
©®рчески ®с¬ыс«ить, перестр®ить, сгруппир®вать
атериа« и исп®«ь§®вать ег® с учет®¬ пр®фи«я и §а-
р®с®в ау¤ит®рии.
Огр®¬ная эру¤иция и к®«®сса«ьная па¬ять ¤ава-
и А. ‚. Луначарсꮬу ⮧¬®¦н®сть свести ви¤и¬ую
®¤г®т®вку к к®нкретн®¬у выступ«ению ¤® ¬ини¬у¬а.
)н тв®ри« «екцию, п®ст®янн® ®щущая ау¤ит®рию.
)н ¬®г выступать пере¤ р৫ичны¬и с«ушате«я¬и и
“иств®ва« себя х®р®ш®, выступая пере¤ ака¤е¬и-
а¬и и пр®фесс®ра¬и, §а¤ушевн® и г«уб®к® 觫агая
63
с«®¦ные в®пр®сы пере¤ раб®чи¬и и крестьяна¬и,
к®ряя св®и¬ §а¬ечате«ьны¬ с«®в®¬ ¬®«®¤е¦ь.
А. ‚. Луначарски© бы« не т®«ьк® ¬асте𮬠а
¤е¬ическ®г® красн®речия, ®н так¦е в с®вершен®
в«а¤е« п®«итическ®© и научн®-п®пу«ярн®© реч;
31 ¬ая 1928 г. ®н выступи« с б«естяще© речью
М. Г®рьꮬ на п«ену¬е М®сс®вета. Нес¬®тря на
чт® ®н у§на« ® выступ«ении §а ¤ва часа ¤® нача
(Луначарски© ¤®«¦ен бы« §а¬енить ранее на¬еч
н®г® ®рат®ра), ег® речь яви«ась ше¤ев𮬠®рат<
ск®г®, «ект®рск®г® искусства.
Г«уб®к®е с®¤ер¦ание с®чета«®сь с б«естящ
ф®р¬®©, ®бра§н®стью, выра§ите«ьны¬, те¬пера¬е!
ны¬ пр®и§несение¬. При¬енив р৫ичные ®рат®рск
прие¬ы, А. ‚. Луначарски© ¤а« прекрасны© с«®в<
ны© п®ртрет М. Г®рьк®г®. Жи§нь ве«ик®г® пр®«етг
ск®г® писате«я бы«а п®ка§ана в ®рганичесꮬ с®
тании с ег® тв®рчест⮬. •у¤®¦ественные ®бра
пр®и§ве¤ени© М. Г®рьк®г® ﮤаны как факты
тв®рческ®© би®графии и ¦и§ненн®г® пути .
А. ‚. Луначарски© расп®«ага« ®гр®¬ны¬ к®«и
ст⮬ асс®циаци© и «егк® у¬е«, ухватив ®¤ну и§н
®кру¦ить ее р®е¬ р®¤ственных. Эт® п®ра¦а«®
т®«ьк® с«ушате«е© ег® пуб«ичных «екци©, н® и б«
ких ¤ру§е©. Он прекрасн® выступа« не т®«ьк® с I
н®«®гическ®©, н® и с п®«е¬ическ®© речью, г¤е пр®:
«я«ись ег® иск«ючите«ьная нах®¤чив®сть, у¬ен
ска§ать кстати, исп®«ь§®вать с«®¦ившуюся в ¤иску
сии ®бстан®вку, ра§гр®¬ить пр®тивника.
Б«естяще ра§верну«ся п®«е¬ически© та«а!
А. ‚. Луначарск®г® в ¤искуссиях п® в®пр®са¬ ре«
гии. Обычн® пр®тив А. ‚. Луначарск®г® выступг
®¤ин и§ «учших ®рат®р®в церкви-А. ‚ве¤енски
А. ‚. Луначарски© ®браща«ся к р৫ичны¬ прие¬а
н® чаще п®«ь§®ва«ся све¤ение¬ к абсур¤у п®«®¦ен!
пр®тивника. Эт® ®чень убе¤ите«ьны© прие¬, §ак«)
чающи©ся в т®¬, чт® с®бираются все п®«®¦ения ®
п®нента в®е¤ин®, берется г«авны© ег® те§ис и п®к
§ывается, какие абсур¤ные вы⮤ы и§ нег® вытекаю
‚®т как выг«я¤ит эт®т прие¬ в п®«е¬ике А. ‚. Лун
чарск®г® с А. ‚ве¤енски¬.
<‚ве¤енски© ®бъясняет, чт® христианств® наст®«ь-
« ¬н®г®гранн®, чт® никт® ег® в¬естить не ¬®¦ет.
[ ¤®«¦ен ска§ать, чт® эт® учите«ь §агमчны©, к®т®-
ц© ¤ра§нит че«®вечеств®; и не§аче¬ бы«® прих®¤ить
000 «ет т®¬у на§а¤, чт®бы принести ¬иру так®е уче-
це, к®т®р®е §астави«® нас и§бивать ¤руг ¤руга при
г® т®«к®вании. …¦е«и ясн® и т®«к®в® •рист®с не ¬®г
ыра¦аться, ес«и христианств® есть какая-т® та©на
а се¬ью печатя¬и, т® в таꮬ с«учае бе§на¤е¦н®
у¬ать, чт® и ‚ве¤енски© и§«®¦ит на¬ учение •ри-
та...>
Ос®бенн®сти ®рат®рск®г® сти«я А. ‚. Луначар-
к®г® §ак«ючаются в т®¬, чт® в не¬ ®рганически с®-
етаются э«е¬енты пр®ст®г® ра§г®в®рн®г® я§ыка с вы-
®ки¬ х󤮦ественн®-«итературны¬ сти«е¬. ‘«®варь
. ‚. Луначарск®г® не®быча©н® шир®к: тут и ®бра§ы
иф®«®гии „ревне© Греции и „ревнег® Ри¬а, и пр®-
тые с«®ва ра§г®в®рн®© речи, и арха觬ы, и тер¬ины,
®т®ры¬и ®н, ®¤нак®, не §«®уп®треб«я«. Он г®в®ри«
®«ьши¬и, четк® п®стр®енны¬и пер认а¬и, к®т®рые
печати §ани¬а«и 14 и б®«ее кни¦ных стр®к. Он
¬е« нах®¤ить ®стрые и выра§ите«ьные эпитеты. Как
раг®ценные ка¬ни, сверка«и х󤮦ественные ®бра§ы
сравнения, п®«н®стью реа«и§уе¬ые в ег® речи. —ет-
®сть и и§яществ® характери§уют ꮬﮧицию ег®
ыступ«ени©, у¬е«®, критически исп®«ь§уются «уч-
ше ®бра§цы ку«ьтуры пр®ш«®г® (®бра§ы ¬ир®в®©
итературы и искусства). Он с®§¤а« яркие, §аﮬи-
ающиеся аф®р觬ы.
…г® речь бы«а б®гата ра§н®®бра§ны¬и инт®нация-
и. Он прекрасн® в«а¤е« пре§рите«ьн®© ск®р®г®в®р-
®© и паф®сны¬ §а¬е¤«ение¬ речи, у¬е« ﮤчерки-
§ть фра§ы и с«®ва, ¬®г §а¤ер¦ать вни¬ание ау¤и-
фии на с«®ве, у¤арени©, ®ттенке с¬ыс«а. Кতая
эу§а нах®¤и«ась на т®«ьк® е© принफе¦аще¬ ¬е-
е; част® речь с®пр®в®¦¤а«ась шир®ки¬ ¦ест®¬.
‚се®бъ嬫ющи© и ¬н®г®гранны© та«ант А. ‚. Лу-
чарск®г® ва¦ен и интересен ¤«я с®вре¬енных ®ра-
РО‚. И§учая ег® ®с®бенн®сти, §наꮬясь с прие¬а¬и,
®ры¬н п®«ь§®ва«ся А. ‚. Луначарски© в речах,
¤®к«а¤ах, при¬еняя эти прие¬ы, наши
‘¬. Орат®ры раб®чег® к«асса. М., 1962, с. 424.
64
Л. ‚. Луначарски©. •®нстианств® и«и ꮬ¬ун觬. „испут с
""п®«ит®¬ А. ‚ве¤енски¬. Л., 1926, с. 33, 37.
3 Зак. 830
65
’е¬а 4. П‘И•ОЛОГИ—…‘КИ…
И П…„АГОГИ—…‘КИ… ПРОБЛ…МЫ
‚ЗАИМО„…Й‘’‚ИЯ
ОРА’ОРА И А“„И’ОРИИ
®рат®ры ¬®гут в® ¬н®г®¬ у«учшить качеств® с
выступ«ени©.
’ра¤иции, §а«®¦енные ‚. И. Ленины¬ и ®р
ра¬и «енинск®© шк®«ы, с®храняются и ра§вива!
в речах с®вре¬енных с®ветских ®рат®р®в.
Б®«ьши¬ вк«а¤®¬ в с®ветск®е ®рат®рск®е ис
ств® яв«яются ¤®к«а¤ы и речи Генера«ьн®г® секре
–К КП‘‘, Пре¤се¤ате«я Пре§и¤иу¬а ‚ерх®в
‘®вета ‘‘‘Р Л. И. Бре¦нева и ¤ругих рук®в®¤
«е© К®¬¬унистическ®© партии и ‘®ветск®г® г®су
ства. Они всег¤а п®священы са¬ы¬ актуа«ьны¬
р®© в и¤еа«ы ꮬ¬ун觬а.
пр®са¬ с®вре¬енн®сти, ®т«ичаются г«убин®© с® Мн®г®гранн® с®¤ер¦ание и¤е©н®-в®спитате«ьн®©
¦ания, стр®г®© «®гичн®стью, ясн®стью 觫®¦е >аб®ты. …е §начение в ра§вит®¬ с®циа«истичесꮬ
пр®никнуты рев®«юци®нны¬ ®пти¬и§¬®¬, твер¤®! )бществе неук«®нн® в®§растает. ‘«®¦н®сть эк®н®¬и-
--.-. - -.----- -.-,--..-.....--- [еских и с®циа«ьн®-п®«итических §а¤ач, к®т®рые ре-
цают се㮤ня с®ветские «ю¤и, пре¤п®«агает ¤а«ьне©-
иее п®вышение ур®вня их с®§нате«ьн®сти, ку«ьтуры,
рতанск®© ®тветственн®сти. <‚®спитывать в че«®-
;еке устр嬫енн®сть к выс®ки¬ ®бщественны¬ це«я¬,
ше©ную уб妤енн®сть, ﮤ«инн® тв®рческ®е ®тн®ше-
1ие к тру¤у,- ﮤчеркива« Л. И. Бре¦нев,- эт® ®¤на
13 са¬ых перв®степенных §а¤ач. З¤есь пр®х®¤ит ®чень
!а¦ны© фр®нт б®рьбы §а ꮬ¬ун觬, и ®т наших
юбе¤ на эт®¬ фр®нте бу¤ет все б®«ьше §ависеть и
«р. эк®н®¬ическ®г® стр®ите«ьства, и с®циа«ьн®-п®«и-
гическ®е ра§витие страны>.
И¤е©н®-в®спитате«ьная раб®та-эт® раб®та с
1ю¤ь¬и. ‚®т п®че¬у в ее систе¬е ве¤ущая р®«ь ®тве-
ена ¦и⮬у с«®ву пр®паган¤иста и агитат®ра. “¬е-
1ие ®бращаться с® с«®в®¬, эффективн® исп®«ь§®вать
т® как инстру¬ент ф®р¬ир®вания с®§нания «ичн®сти
пре¤е«яет успех и¤е©н®-в®спитате«ьн®© раб®ты. Эта
™е«ь ®тра¦ена в п®стан®в«ениях –К КП‘‘ <О п®-
!ышении р®«и устн®© п®«итическ®© агитации в вы-
ю«нении решени© XXV съ姤а КП‘‘>, <О с®ст®я-
«и и ¬ерах у«учшения «екци®нн®© пр®паган¤ы> и
0 ¤а«ьне©ше¬ у«учшении и¤е®«®гическ®©, п®«итик®-
в®спитате«ьн®© раб®ты>. Обращается вни¬ание и¤е®-
югических раб®тник®в на ®гр®¬н®е в®спитате«ьн®е
начение всех в褮в пуб«ичных выступ«ени© пере¤
Ру¤ящи¬ися, на ва¦н®сть п®ст®янн®г® п®вышения
1• качества.
Л- И. Бре¦нев. Ленински¬ курс®¬. Речи и статьи, т. 6, с. 586.
3 67
скепсис в ®тн®шении к с®®бща嬮¬у, ¦е«ание пр<
тив®речить ®бщеи§вестны¬ п®«®¦ения¬ - ﮤ®бн®
¬®¦н® встретить, ®бщаясь с ¬®«®¤е¦н®© ау¤ит®рие!
‚ таких ситуациях г«авн®е-не ух®¤ить ®т при!
ципиа«ьных и ®стрых в®пр®с®в, иб® эти настраени
не выра¦ают ¬ир®в®§§рения ¬®«®¤е¦и, ее с®циа«ьщ
п®«итическ®г® настр®я. Эт® 觤ер¦ки ⮧раста, в®<
питания, еще не вп®«не ®с®§нанн®г® ®тн®шения
св®и¬ эк®н®¬ически¬, п®«итически¬ и ¤ух®вны¬ ус«<
‚ИЯМ ЖИЗНИ.
Осв®ение инф®р¬ации ®существ«яется п®сре¤с
⮬ с«®¦н®г® психическ®г® ¬ехан觬а в®сприяти
—е«®веческ®е в®сприятие тесне©ши¬ ®бр৮¬ свя§ан
с активн®© ¤еяте«ьн®стью ¬®§га, пр®никн®вение)
¬ыш«ения в сущн®сть в®сприни¬а嬮г®. О¤н®© и
ва¦не©ших §ак®н®¬ерн®сте© в®сприятия яв«яется ег
§авис謮сть ®т с®¤ер¦ания психическ®© ¤еяте«ьн©
сти че«®века, ®т ег® «ичн®стн®© характеристики. И<
с«е¤®вания ﮤтвер¦¤ают, чт® в®сприятие §ависит ®
пр®ш«®г® ®пыта «ичн®сти, ег® активн®сть ®пре¤е«и
ется п®требн®стя¬и и интереса¬и, ¦е«ания¬и и на
стр®ения¬и ин¤иви¤а. ‘ущественны¬ факт®р®и
.в«ияющи¬ на с®¤ер¦ание в®сприятия, яв«яется устг
н®вка «ичн®сти.
—т® так®е устан®вка? Эт® ва¦н®е §вен®, ®бра§у©
щееся в систе¬е психическ®г® в§а謮¤е©ствия ин¤)
ви¤а с внешни¬ ¬ир®¬, в§а謮¤е©ствия, начинающе
г®ся с ⮧¤е©ствия внешнег® ¬ира на ин¤иви¤а ка
на субъект. “стан®вка выра¦ает внутреннее с®ст®§
ние г®т®вн®сти че«®века ®пре¤е«енны¬ ®бр৮¬ в®
прини¬ать инф®р¬ацию, г®т®вн®сть к ®пре¤е«енна
активн®сти, выб®ру варианта п®ве¤ения и§ ря¤а в®:
¬®¦ных. <‚ с®®тветствии с усв®енны¬и устан®вка¬
«ю¤и реагируют п®«®¦ите«ьн® и«и ®трицате«ьн® н
все, чт® так и«и иначе касается их и«и как-нибу¤
§атрагивает их интересы, их ®с®§нанные и«и бессб
§нате«ьные в«ечения, их ценн®сти>2. “стан®вки ка
бы вып®«няют функцию наве¤ения че«®века на ®пр
¤е«енную инф®р¬ацию, п®вышают и«и ®с«аб«як
ур®вень э¬®ци®на«ьн®-чувственн®г® ®тн®шения к <
‘¬. ‘. Л. Рубинште©н. Бытие и с®§нание. О ¬есте психи
ск®г® в® все®бще© в§а謮свя§и яв«ени© ¬атериа«ьн®г® ¬ира. /
1957, с. 227.
2 Пр®б«е¬ы с®циа«ьн®© псих®«®гии и пр®паган¤а, с. 38.
70
с®¤ер¦анию и ф®р¬е, ®ка§ывают ⮧¤е©ствие на ин-
тенсивн®сть ¬ыс«ите«ьн®г® пр®цесса.
‚ п«ане расс¬атрива嬮© пр®б«е¬ы не®бх®¤и¬®
еще рৠﮤчеркнуть так®е ва¦не©шее св®©ств® уста-
н®вки, как выра¦ение с®ст®яния г®т®вн®сти «ичн®сти
к ®пре¤е«енн®© ф®р¬е реагир®вания на инф®р¬ацию.
Орат®р ¤®«¦ен п®ст®янн® наб«ю¤ать §а ау¤ит®рие©,

<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 7
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

Copyright й Design by: Sunlight webdesign