LINEBURG


<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 4
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

К®нечн®, пр®б«е¬а первенства, св®евре¬ен
с®®бщения ®тн®сится пр妤е всег® к сре¤ства¬
с®в®© ꮬ¬уникации. Н® и в «екци®нн®© пр®паг
эта пр®б«е¬а и¬еет ®гр®¬ную §нач謮сть.
О¤н®© и§ высших ступене© «ект®рск®г® искусе
ва¦ны¬ сре¤ст⮬ п®вышения эффективн®сти ус1
пр®паган¤ы яв«яется при¤ание е© <упр妤ают
характера>. Эт® ®§начает пре¤ви¤еть реакцию ау<
т®рии на т® и«и ин®е с®бытие, факт, ﮤ¤ер¦ат
укрепить (¤а¦е вы§вать) эту реакцию, ес«и ®на с(
ветствует интереса¬ пр®паган¤иста, и«и, на®б®]
выступить пр®тив ⮧¬®¦н®©, неб«аг®приятн®!
т®чки §рения пр®паган¤иста, реакции ау¤ит®ри!
те¬ са¬ы¬ пре¤упре¤ить ее и«и <п®гасить> в сан
§ар®¤ыше. Н® ¤«я т®г® чт®бы ®в«а¤еть таки¬ вы-.
ки¬ ур®вне¬ ¬астерства, требуются б®«ьш®© ®т
«ект®рск®© раб®ты, п®«итически© и пе¤аг®гичесв
такт, ®т«ичн®е §нание ®с®бенн®сте© ¤анн®© ау¤и1
рии, ее псих®«®гии, ее ⮧¬®¦н®© реакции на те и,
иные факты и сп®с®б преﮤнесения этих факт
Иначе «ект®р рискует не т®«ьк® <выстре«ить ¬и
це«и>, н® и нечаянн® спр®в®цир®вать ту са¬ую
б«аг®приятную реакцию, к®т®рую ®н стре¬и«ся пр
®твратить.
—т®бы быть п®-наст®яще¬у ¬асс®в®©, т. е. ¤®
¤ить ¤® кত®г® че«®века, пр®паган¤а ¤®«¦на бы
¤ифференцир®ванн®©. Пр®паган¤истская раб®та ¬
¦ет принять ¤е©ствите«ьн® шир®ки© р৬ах, ес«и б
¤ут учитываться пр®фесси®на«ьные, ⮧растные, ®
р৮вате«ьные, наци®на«ьные и ¤ругие ®с®бенн®е!
р৫ичных с«®ев насе«ения.
Принцип ¬асс®в®сти ꮬ¬унистическ®© пр®пага;
¤ы ®с®бенн® ре«ьефн® выра¦ает п®«®¦ение ® в§аи¬
пр®никн®вении в с®вре¬енных ус«®виях агитаци®нн®
и пр®паган¤истск®© ¤еяте«ьн®сти. ‚е¤ь на первы
в§г«я¤ ка¦ется, чт® п®нятие ¬асс®в®сти ®тн®сите
к сфере агитации, а ®тню¤ь не пр®паган¤ы. Н®
т®¬-т® и си«а наше© пр®паган¤ы, чт® ®на, не сни¦ая
г«убины, научн®сти при ра§ъяснении тех и«и иных
и¤е© и п®«®¦ени©, в с®ст®янии п®«ь§®ваться все¬и
сре¤ства¬и ¬асс®в®© п®«итическ®© агитации и нести
прав¤у шир®ча©ши¬ ¬асса¬ тру¤ящихся.
Непре¬енны¬ принциﮬ ꮬ¬унистическ®© пр®-
паган¤ы яв«яется ее ¤®х®¤чив®сть (п®пу«ярн®сть).
32
Ясн®сть пр®паган¤ы-эт® ®сн®вн®е ус«®вие ее
¤е©ственн®сти. ‚. И. Ленин ра§раб®та« в®пр®с ®б ®т-
«ичии ﮤ«инн®© п®пу«ярн®сти, в с¬ыс«е ¤®ступн®сти
¬и««и®на¬, ®т ¤ешев®г® п®пу«ярничанья, ст®«ь шир®к®
исп®«ь§у嬮㮠и¬периа«истическ®© пр®паган¤®© ¤«я
<в®спитания> читате«я и с«ушате«я <не ¤у¬ающег®
и ¤у¬ать не сп®с®бн®г®>.
<П®пу«яри§ация...-учи« ‚. И. Ленин,-®чень
¤а«ека ®т ву«ьгари§ации, ®т п®пу«ярничанья. П®пу-
«ярны© писате«ь ﮤ⮤ит читате«я к г«уб®к®© ¬ыс-
«и, к г«уб®к®¬у учению, исх®¤я и§ са¬ых пр®стых и
®бщеи§вестных ¤анных, ука§ывая при ﮬ®щи не-
с«®¦ных рассу¦¤ении и«и у¤ачн® выбранных при¬е-
р®в г«авные вы⮤ы и§ этих ¤анных, ната«кивая ¤у-
¬ающег® читате«я на ¤а«ьне©шие и ¤а«ьне©шие в®-
пр®сы. П®пу«ярны© писате«ь не пре¤п®«агает не ¤у-
¬ающег®, не ¦е«ающег® и«и не у¬еющег® ¤у¬ать
читате«я,-напр®тив, ®н пре¤п®«агает в нера§вит®¬
читате«е серье§н®е на¬ерение раб®тать г®«®в®© и п®-
¬®гает е¬у ¤е«ать эту серье§ную и тру¤ную раб®ту,
ве¤ет ег®, ﮬ®гая е¬у ¤е«ать первые шаги и уча
и¤ти ¤а«ьше сମст®яте«ьн®. ‚у«ьгарны© писате«ь
пре¤п®«агает читате«я не ¤у¬ающег® и ¤у¬ать не
сп®с®бн®г®, ®н не ната«кивает ег® на первые нача«.1,
серье§н®© науки, а в у𮤫ив®-упр®щенн®¬, п®с®«ен-
н®¬ шут®чка¬и и прибаут®чка¬и ви¤е, преﮤн®сит
е¬у <г®т®вы¬и> все вы⮤ы и§вестн®г® учения, так
чт® читате«ю ¤а¦е и ¦евать не прих®¤ится, а т®«ьк®
пр®г«®тить эту кашицу> .
Об®сн®ванные ‚. И. Ленины¬ п®«®¦ения и¬еют
ва¦не©шее ¬ет®¤®«®гическ®е §начение не т®«ьк® ¤«я
всех сре¤ств пр®паган¤ы и агитации, н® и ¤«я пра-
ви«ьн®г® п®ни¬ания и ¬арксистск®-«енинск®© кри-
тики таких и¤е®«®гических и с®циа«ьных яв«ени©,
как, напри¬ер, так на§ывае¬ая <¬асс®вая ку«ьтура>
в с®вре¬енн®¬ и¬периа«истичесꮬ ®бществе.
Опре¤е«ение ‚. И. Ленины¬ §а¤ач п®пу«яри§ации
в пр®паган¤е и¬еет ®с®бенн® б®«ьш®е §начение в эп®-
ху научн®-техническ®© рев®«юции. …е ус«®вия тре-
буют все¬ерн®г® п®вышения научн®-те®ретическ®г®
“р®вня пр®паган¤ируе¬ых §нани©, а эт® в св®ю
‚. И. Ленин. П®«я. с®бр. с®ч., т. 5, с. 358-359.
2 Зак. 830 33
®чере¤ь ¤иктует не®бх®¤и¬®сть п®этапн®г® ус«®г
ния с®¤ер¦ания и характера ﮤачи ¬атериа«а.
‚ раб®те <’е§исы ® пр®и§в®¤ственн®© пр®па!
¤е> ‚. И. Ленин писа«: <Пр®и§в®¤ственная га§
¤®«¦на быть п®пу«ярн®©, в с¬ыс«е ¤®ступн®сти ¬
«и®на¬, н® ®тню¤ь не впа¤ать в п®пу«ярничанье. ]
®пускаться ¤® нера§вит®г® читате«я, а неук«®нн®
с ®чень ®ст®р®¦н®© п®степенн®стью - ﮤни¬ать <
ра§витие>. ‚ ус«®виях эк®н®¬ически и техничес
®тста«®© Р®ссии, к®г¤а ее х®§я©ств® бы«® си«ьн® р,
рушен®, к®г¤а ®сн®вную ¬ассу тру¤ящихся с®ст.
«я«и бе§грମтные и ¬а«®грମтные «ю¤и, ‚. И
нин, ®¤нак®, при§ыва« учитывать ур®вень ®бр৮]
ния и ку«ьтуры тру¤ящег®ся т®г® пер认а, н® ®рш
тир®ваться на ку«ьтурны© ур®вень тру¤ящег®ся §;
трашнег® ¤ня.
К с®¦а«ению, и се㮤ня в ®ргани§ации ¬асс®©
«екци®нн®© пр®паган¤ы ¤а«ек® не всег¤а учитывают
«енинские ука§ания. Лекции п®р®© не ﮤни¬а
ур®вень с«ушате«я ®т этапа к этапу, а присп®саб,
ваются к интереса¬ и §апр®са¬ «ишь се㮤няшн
¤ня, че¬ сни¦ается практическая ценн®сть «екци
н®© пр®паган¤ы научных §нани©.
‘¤е«ать ¬акси¬а«ьн® ¤®ступны¬и тру¤ящи¬.
с«®¦не©шие в®пр®сы ®бщественных наук и естеств
§нания, н® ни в к®е¬ с«учае не цен®© сни¦ения и¤е
н®-те®ретическ®г® ур®вня - в®т чт® практически ¤.)
пр®паган¤ист®в ®§начает принцип ¤®х®¤чив®е
(п®пу«ярн®сти) пр®паган¤ы.
‚ п®пу«яри§ации §нани© ва¦ную р®«ь игра
стр®гая «®гика в 觫®¦ении ¬атериа«а, г«убина
всест®р®нн®сть ®свещения в®пр®са, яркая, ®бра§на)
речь, исп®«ь§®вание наг«я¤ных сре¤ств, ®бращение –
т®«ьк® к ра§у¬у, н® и к чувства¬ с«ушате«е©. |
„®х®¤чив®сть ꮬ¬унистическ®© пр®паган¤ы тес
н® свя§ана с в®пр®са¬и пр®паган¤истск®г® ¬астер!
ства. —т®бы пр®паган¤а бы«а ¤®ступн®© ¤«я тру¤я
щихся, не®бх®¤и¬® непрестанн® п®вышать ¬астерстве
«ект®р®в и ¤®к«а¤чик®в. —е¬ ни¦е ур®вень ®бще
ку«ьтурн®©, п®«итическ®© и с®циа«ьн®© ﮤг®т®в«ен
н®сти ¤анн®© ау¤ит®рии, те¬ б®«ее ¬ет®¤ически ®т
т®ченны¬, ква«ифицир®ванны¬ ¤®«¦н® быть выступ-
‚. И. Ленин. П®«н. с®бр. с®ч., т. 42, с. 15.
34
¤еяие «ект®ра, ¤®к«а¤чика, те¬ б®«ьшие треб®вания
¤®«¦ны пре¤ъяв«яться к кру㮧®ру пр®паган¤иста,
®бще© и специа«ьн®© эру¤иции, к ег® я§ыку и ¤руги¬
э«е¬ента¬ пр®паган¤истск®г® ¬астерства.
‚а¦не©шее §начение в ¬арксистск®-«енинск®© те®-
рия пр®паган¤ы и¬еет в®пр®с ® критериях ¤е©ствен-
н®сти наше© пр®паган¤ы. ‚. И. Ленин г®в®ри«, чт®
ре§у«ьтаты п®«итическ®г® пр®свещения ¬®¦н® 觬е-
рить т®«ьк® у«учшение¬ х®§я©ства. Эт®т ¬атериа-
«истически© критери© партия п®«®¦и«а в ®сн®ву
®ценки эффективн®сти агитаци®нн®-пр®паган¤истск®©
раб®ты. На XXV съ姤е КП‘‘ ﮤчеркива«®сь: <Ме-
ри«® успеха п®«итическ®г® в®спитания ¬асс, к®нечн®,
к®нкретные ¤е«а>).
‚есь ®пыт с®циа«истическ®г® и ꮬ¬унистическ®г®
стр®ите«ьства в ‘‘‘Р, ®пыт ¤ругих с®циа«истиче-
ских стран не®пр®вер¦и¬® ¤®ка§ывают г«уб®кую
внутреннюю свя§ь ¬е¦¤у с®ст®яние¬ и¤е®«®гическ®©
раб®ты и успеха¬и в х®§я©ственн®¬ стр®ите«ьстве,
в р®сте ку«ьтуры, п®«итическ®© активн®сти и с®§на-
те«ьн®сти ¬асс.
П®ка речь ш«а ® п®нятии, с®циа«ьных функциях,
принципах ꮬ¬унистическ®© пр®паган¤ы, эт® ®тн®-
си«®сь к® все¬ ее ¦анра¬ и ф®р¬а¬, печатны¬ и уст-
ны¬, к те«еви¤ению и ра¤и® и т. ¤. ’еперь с«е¤ует
®стан®виться на специфике устн®© пр®паган¤ы, спе-
цифике пуб«ичн®г® выступ«ения.
‘пецифика пуб«ичн®г® выступ«ения
Научн®-техническая рев®«юция вн®сит г«уб®кие
觬енения в® все сферы ¦и§ни ®бщества и кত®г®
и§ ег® ч«ен®в. Ре§к® ¬еняется характер тру¤а: ®н все
б®«ее инте««ектуа«и§ируется. —е«®вечески© фак-
т®р - сп®с®бн®сти, эру¤иция, э¬®ци®на«ьн®е с®ст®я-
ние «ичн®сти-п® ¬ере ра§вития техники ®ка§ывает
все б®«ьшее ⮧¤е©ствие на пр®цесс ¬атериа«ьн®г®
и ¤ух®вн®г® пр®и§в®¤ства.
О¤ни¬ и§ с«е¤стви© научн®-техническ®© рев®«юции
яв«яется бурны© р®ст к®«ичества инф®р¬ации, ®бру-
шивающе©ся на че«®века. И в¬есте с те¬ п®ст®янн®е
XXV съ姤 К®¬¬унистическ®© партии ‘®ветск®г® ‘®ю§а.
‘тен®графически© ®тчет, т. 1, с. 101.
2
35
п®п®«нение и ¬®¤ерни§ация §нани© стан®вятся в
не©ше© п®требн®стью «ичн®сти. И§¬еняются треб®)
ния к с®¤ер¦анию и характеру инф®р¬ации, у¤®в,
тв®ряюще© эту п®требн®сть. Ос®бенн® ®щущае
не®бх®¤и¬®сть в п®«учении шир®к®© те®ретичес!
инф®р¬ации.
Пара««е«ьн® с р®ст®¬ ®бъективн®© п®требн®<
в инф®р¬ации растет и не®бх®¤и¬®сть прави«ьн®
— ’Э„гГИ"" ’’>-а„""1–„.и1‘ПЯП1Л уяр1а>¤ич""11ьп_ряиг 1
ф®р¬ации с ¬арксистск®-«енинских ﮧици©.
Ра§н®®бра§ную инф®р¬ацию че«®век п®«учав
чере§ ¬н®г®чис«енные кана«ы систе¬ы ®бр৮вана?
сре¤ства ¬асс®в®© инф®р¬ации, ку«ьтурн®-пр®светв
те«ьные учр妤ения. ‚се эти кана«ы в с®в®купн®ст
®бра§уют ра§ветв«енны© аппарат пр®паган¤ы. ‚ыяв
«ение ¬еста и специфики устн®©, и в частн®сти «ек
ци®нн®©, пр®паган¤ы в® все© систе¬е сре¤ств инф®р
¬аци®нн®-пр®паган¤истск®г® ⮧¤е©ствия пре¤став
«яет с®б®© ва¦ную те®ретическую и практическун
§а¤ачу.
Лекци®нная пр®паган¤а <пр®чн® в®ш«а в ¤ух®в
ную ¦и§нь страны, преврати«ась в ¤е©ственны© фак
т®р ф®р¬ир®вания научн®г® ¬ир®в®§§рения, актив
н®© ¦и§ненн®© ﮧиции, выс®ких и¤е©н®-п®«итиче
ских и нравственных качеств с®ветских «ю¤е©, играе
ва¦ную р®«ь в п®вышении эффективн®сти пр®и§в®«
ства и качества раб®ты> . 1
Б®«ьш®е ¬ест® в у¤®в«етв®рении п®требн®сти тру
¤ящихся в инф®р¬ации, в п®«учении §нани© §ани¬ае
устная пр®паган¤а2, ®существ«яе¬ая в первую ®че
ре¤ь в систе¬е парти©н®© пр®паган¤ы, а так¦е ®бщ
ст⮬ <Знание> и це«ы¬ ря¤®¬ г®су¤арственных
®бщественных ®ргани§аци©.
‘®вершенств®вание эт®© пр®паган¤ы, п®вышен>
эффективн®сти ее ®бр৮вате«ьн®г® и в®спитате«
‘прав®чник парти©н®г® раб®тника, вып. 19, с. 358.
3 ’ер¬ин <устная пр®паган¤а> в шир®к®¬ с¬ыс«е эт®г® п®ня
тия пре¤п®«агает ⮧¤е©ствие ꮬ¬уникат®ра (пр®паган¤иста
«ект®ра) на реципиента (с«ушате«я) при ﮬ®щи §вучащег® с«®вг
не§авис謮 ®т т®г®, выступ«ение «и эт® п® ра¤и®, те«еви¤ению
и«и неп®сре¤ственн® пере¤ ау¤ит®рие©. О¤нак® в п®пу«ярн®© «и-
тературе п®нятие <устная пр®паган¤а> уп®треб«яется чаще всег®
в у§к®¬ с¬ыс«е с«®ва, т. е. к®г¤а авт®р ®бращается неп®сре¤ст-
венн® к св®и¬ с«ушате«я¬. ‚ эт®¬, вт®р®¬, с«учае прави«ьнее г®-
в®рить не ®б <устн®© пр®паган¤е>, а ® <«екци®нн®© пр®паган¤е>.
36
я®г® ⮧¤е©ствия на «ичн®сть пре¤п®«агают п®«н®е
пр室®«ение еще нере¤к® встречающег®ся ¬нения, чт®
® свя§и с ра§витие¬ ¬асс®вых ꮬ¬уникаци© р৫ич-
ные ф®р¬ы устн®© пр®паган¤ы как ист®чник инф®р-
¬ации и сре¤ств® в®спитате«ьн®г® ⮧¤е©ствия все
б®«ьше и б®«ьше теряют св®е §начение, так как че-
ре§ печать, ра¤и®, те«еви¤ение ¬®¦н® пере¤ать ин-
ф®р¬ацию б®«ее ®перативн® и ква«ифицир®ванн®,
...:, ----.-ч" ©а-->˜1 ы«¤шт птп¬г ,______
На ®шиб®чн®сть эт®г® утвер¦¤ения и не®бх®¤и-
¬®сть все¬ерн® с®вершенств®вать устную агитацию
в интересах уси«ения ¤е©ственн®сти п®«итическ®©
раб®ты в ¬ассах ука§ан® в п®стан®в«ении –К КП‘‘
<О п®вышении р®«и устн®© п®«итическ®© агитации
в вып®«нении решени© XXV съ姤а КП‘‘>. ‘«е¤ует
учитывать, чт® наря¤у с бурны¬ ра§витие¬ ра¤и® и
те«еви¤ения, быстры¬ уве«ичение¬ <п®треб«ения>
пер认ики и книг растут п®требн®сти с®ветских «ю-
¤е© в х®р®ших «екциях, ¤®к«а¤ах, бесе¤ах, ¤испутах,
так как растет п®требн®сть в ква«ифицир®ванн®¬
ꮬ¬ентир®вании с®быти©, яв«ени©, в ®б¬ене ¬не-
ния¬и. Не«ь§я сбрасывать с® счет®в специфику ⮧-
¤е©ствия выступающег® при неп®сре¤ственн®¬ ®бще-
нии с к®нкретн®© ау¤ит®рие©; ценн®сть эт®г® ®бще-
ния не ¬®гут §а¬енить са¬ые технически с®вершен-
ные сре¤ства пр®паган¤ы.
…с«и бы §а¤ача «ект®ра в ау¤ит®рии §ак«юча«ась
«ишь в пере¤аче ®пре¤е«енн®© инф®р¬ации, т® вп®«-
не ¬®¦н® бы«® бы ®б®©тись бе§ нег®. Эту §а¤ачу с
б®«ьши¬ успех®¬ ¬®гут вып®«нить сре¤ства ¬асс®в®©
ꮬ¬уникации. Н® «ект®р при§ван учитывать сию¬и-
нутные п®требн®сти и настр®ение ау¤ит®рии, ее ®тн®-
шение к 觫агае¬ы¬ пр®б«е¬а¬ и с®®тветственн®
в«иять на с«ушате«е© в ну¦н®¬ направ«ении. Эт®
®беспечивается путе¬ пре¤варите«ьн®г® сб®ра в®пр®-
с®в, пре¤варите«ьн®© бесе¤ы с ®ргани§ат®ра¬и «ек-
ции, в х®¤е ®твет®в на п®«ученные в® вре¬я «екции
и п®с«е нее в®пр®сы, у¬е«®© реакцие© на реп«ики
и т. ¤. П®¤®бная ®перативн®сть и гибк®сть не ¤®ступ-
ны никаки¬ сре¤ства¬ ¬асс®в®© инф®р¬ации. „®-
ст®инств® «екции как кана«а пря¬®© ¬е¦«ичн®стн®©
свя§и с«е¤ует 觬ерять не т®«ьк® к®«ичест⮬ с®®б-
щенн®г® ¬атериа«а и ¤а¦е не т®«ьк® ег® качест⮬,
а и те¬, как®е ¤е©ствие в к®нечн®¬ счете ®на пр®и§ве«а
37
на ау¤ит®рию, те¬, наск®«ьк® «ект®ру у¤а«®сь у1
¤ить «ю¤е© в прави«ьн®сти ®тстаива嬮© и¬ т®ч
§рения.
Жив®е ®бщение «ект®ра и с«ушате«е© в® ¬не
ра§ уси«ивает эффективн®сть в®сприятия, в пер>
®чере¤ь §а счет активн®г® с®тв®рчества. —итая г©;
ту и«и ¦урна«, с«ушая ра¤и®, с¬®тря те«епере¤а
и«и кин®картины, че«®век, бессп®рн®, не пассив]
в®сприни¬ает и¤ущую к не¬у инф®р¬ацию. “ви¤е
н®е и ус«ышанн®е ®н тв®рчески пере®с¬ыс«ивав
исх®¤я и§ св®их §нани©, ®пыта, псих®«®гических уст;
н®в®к. Эт® т®¦е ®бщение, н® не неп®сре¤ственн®
эт® т®¦е с®тв®рчеств®, н® ¬енее активн®е.
Ярк®е с«®в® пр®паган¤иста при неп®сре¤ственн®
®бщении с® с«ушате«я¬и уси«ивает степень рац¦
на«ьн®г® ⮧¤е©ствия п®сре¤ст⮬ ⮧¤е©ствия э¬<
ци®на«ьн®г®.
К®нечн®, и пр®паган¤а, ве¤ущаяся п® кана«а]
¬асс®вых сре¤ств инф®р¬ации, в §начите«ьн®© ст<
пени исп®«ь§ует все сре¤ства э¬®ци®на«ьн®г® ⮧¤е©
ствия на «ичн®сть. Н® в§в®«н®ванн®сть ®рат®ра,ег<
§аинтерес®ванн®сть в пр夬ете выступ«ения, це«еус’
р嬫енн®сть ®с®бенн® срабатывают при пря¬®¬ ®бщ
НИИ ‘ ЛЮ„ЬМИ.
‚а¦н® вести §а¤ушевны© ра§г®в®р с ау¤ит®рие
ставить ®пре¤е«енные в®пр®сы, кратк® ана«и§ир®ват
и¬еющиеся п® ни¬ т®чки §рения и аргу¬ентир®ва:
н®, ®бращаясь к §нания¬, ®пыту с«ушате«е©, ¤®к,
§ывать ту, к®т®рую «ект®р ®тстаивает, к®т®рая п®ег
внутренне¬у уб妤ению яв«яется наиб®«ее прави«!
н®©. Орат®р ¤®«¦ен так выстр®ить аргу¬енты, чт®б)
с«ушате«и п®чувств®ва«и, чт® эта т®чка §рения ®си
вана на г«уб®к®¬ и§учении и¬ пр®б«е¬ы. “¬естен
выступ«ении и п®«е¬ически© §а¤®р.
П®¤черкивая преи¬ущества устн®© пр®паган¤ь
при пря¬®¬ ¬е¦«ичн®стн®¬ ®бщении пере¤ ана«®
гичн®© пр®паган¤®©, ве¤уще©ся п® кана«а¬ ¬асс®в®©
ꮬ¬уникации, с«е¤ует и¬еть в ви¤у еще ®¤н® ®б
ст®яте«ьств®. При «юᮬ ви¤е ¬асс®в®© ꮬ¬уника
ции ау¤ит®рия расср央т®чена, ¬е¦¤у с«ушате«я¬!
п®чти нет свя§и, весь¬а с«аба ®на и ¬е¦¤у ꮬ¬уни
кат®р®¬ и реципиент®¬. При пря¬®¬ ¬е¦«ичн®стн®¬
®бщении ау¤ит®рия к®нтактна, т. е. на«иц® §начи-
те«ьная ®бщн®сть «ю¤е©, с«ушающих «екцию, ка
38
¤руг с ¤ру㮬, так и с «ект®р®¬, к®т®ры© п®«учает
®братную инф®р¬ацию ®т с«ушате«е©. При эт®¬ ак-
тиви§ируются пр®цессы ¬ыш«ения, ана«и§а кত®г®
ин¤иви¤а, ®б®стряются ®щущения и в®сприятия.
Ау¤ит®рия «учше ﮤг®т®в«ена ¤«я в®сприятия «ек-
ции, че¬ кতы© ®т¤е«ьны© ин¤иви¤. Б®«ее г«уб®кая
э¬®ци®на«ьная реакция ®¤них пере¤ается ¤руги¬.
‚ пр®цессе в®сприятия «екции в ау¤ит®рии ⮧ни-
кает ®пре¤е«енн®е псих®«®гическ®е е¤инств®. При
пря¬®¬ ¬е¦«ичн®стн®¬ ®бщении на кত®г® с«у-
шате«я ®ка§ывает ⮧¤е©ствие настр®ение все©
¬ассы присутствующих-⮧никает цепная реакция
с¬еха, ⮧г«ас®в в®ст®рга, ап«®¤ис¬ент®в, ⮧¬уще-
ния и т. ¤.
‚ с®циа«ьн®© псих®«®гии эт®т ¬ехан觬 в§а謮-
в«ияния «ю¤е© на§ывают психически¬ §ара¦ение¬.
Эт® ®¤на и§ специфических ®с®бенн®сте© в®сприятия
устн®г® выступ«ения, и п®т®¬у ®¤ни¬ и§ ва¦не©ших
п®ка§ате«е© «ект®рск®г® ¬астерства яв«яется у¬ение
быстр® и уверенн® реагир®вать на настр®ение ау¤и-
т®рии. К®нечн®, психическ®е §ара¦ение не«ь§я пере-
®ценивать, н® учитывать не®бх®¤и¬®.
Реакция с«ушате«е© на т® и«и ин®е выступ«ение
в §начите«ьн®© степени ®пре¤е«яется и пре¤вари-
те«ьны¬ настр®ение¬ ау¤ит®рии.
Ана«и§ируя устную пр®паган¤у как пр®яв«ение
«ичн®г® ⮧¤е©ствия пр®паган¤иста на ау¤ит®рию,
х®чется наﮬнить принципиа«ьн®е выска§ывание
‚. И. Ленина ® т®¬, чт®, нес¬®тря на ®гр®¬ную ва¦-
н®сть участия активист®в партии в печати, ®¤н®г®
так®г® участия еще н央стат®чн® ¤«я в«ияния на
¬ассы. <...Пишет ®н (‚. ‚. Б®р®вски©.-3. /‘.) ®тту-
¤а усер¤н® и х®р®ш®, ¤а¦е как бу¤т® «учше, че¬
§¤есь, н® т®«ьк® пишет. А «ичн® в®§¤е©ств®вать на
«ю¤е© и у¬еть направ«ять пуб«ику и с®брания ®н
ре¤к® в с®ст®янии... Личн®е ⮧¤е©ствие и выступ-
«ение на с®браниях в п®«итике страшн® ¬н®г® §на-
чит. Бе§ них нет п®«итическ®© ¤еяте«ьн®сти, и ¤а¦е
сମ писанье стан®вится ¬енее п®«итически¬> 1. Эти
ука§ания ‚. И. Ленина п®«н®стью с®храняют св®ю
си«у и в наше вре¬я. Не т®«ьк® выступ«ение в
‚. И. Ленин. П®«>, с®бр. с®ч., т. 47, с. 53-54.
39
печати, н® и выступ«ение п® ра¤и® и те«еви¤ени
не ¬®¦ет §а¬енить пря¬®г® выступ«ения в ау¤;
т®рии.
‚ ус«®виях бурн®г® ра§вития печати, ра¤и®, т
«еви¤ения, кин® в®пр®с и§бирате«ьн®сти, ана«и§а
®б®бщения инф®р¬ации при®бретает все б®«ьш<
§начение. Лекция ¤®«¦на ﮬ®гать с«ушате«ю в ®<
¬ыс«ивании ра§н®®бра§н®© и ин®г¤а пр®тив®речив®
инф®р¬ации. —етк®е к«асс®в®е, парти©н®е ист®«к®ва
ние, п®с«е¤®вате«ьные ¬ир®в®§§ренческие вы⮤ы вс
в б®«ьше© степени ®пре¤е«яют се©час специфик
наше© пр®паган¤ы.
Лекция все б®«ьше ¤®«¦на н®сить характер ра§
¤у¬и©, р৬ыш«ени©, с®п®став«ени©, расс¬®трении
и¬еющихся п® ¤анн®¬у в®пр®су т®чек §рения, г«убин
н®г® те®ретическ®г® ана«и§а. Н® ра§у¬еется, так®
расс¬®трение не ¬®¦ет и¬еть ничег® ®бщег® с бес
принципны¬ ®бъектив觬®¬. ‚а¦н®© ¬®ра«ьн®-п®«и
тическ®© ®бя§анн®стью пр®паган¤иста яв«яется чет
к®е ф®р¬у«ир®вание св®е© ﮧиции, парти©ны©, ¤иа
«ектик®-¬атериа«истически© п®¤х®¤ к ®ценке те
т®чек §рения, к®т®рые ®н расс¬атривает в «екцю
Лекция при§вана ﮬ®гать с«ушате«ю выявить
®гр®¬н®© с®в®купн®сти э¬пирическ®г® ¬атериа«
®пре¤е«енные тен¤енции, §ак®н®¬ерн®сти, принципь
На§ванные треб®вания ®тн®сятся и к «юᮬу вы
ступ«ению п® ра¤и® и те«еви¤ению. Н® в устн®© «ек
ции, при неп®сре¤ственн®¬ к®нтакте ®рат®ра и с«у
шате«е© ®ни реа«и§уются наиб®«ее п®«н®. Эт® ®бъ
ясняется пр妤е всег® те¬, чт® «ект®р, как прави«®
и¬еет пере¤ с®б®© б®«ее и«и ¬енее ®¤н®р®¤ную ау¤и
т®рию (а та¬, г¤е эт®г® нет, ф®р¬ир®вание ау¤ит®ри]
«екци®нн®© пр®паган¤ы - ®¤на и§ перве©ших ®бя§ан
н®сте© ®ргани§ат®р®в «екции).
<Отн®шение <®рат®р - ау¤ит®рия> ¬®¦н® пре¤
ставить как некую авт®регу«яци®нную систе¬у, ва¦
не©ши¬ пара¬ет𮬠к®т®р®© яв«яется ®братна?
свя§ь. „е©ствите«ьн®, и¬ея пере¤ с®б®© ®ткрытук
ау¤ит®рию и п®сы«ая речевые сигна«ы, ®рат®р ®¤н®
вре¬енн® и непрерывн® п®«учает ®пре¤е«енную ин
ф®р¬ацию ® ⮧¤е©ствии св®е© речи в ви¤е т®© и«1
ин®© реакции ау¤ит®рии. ‚ ре§у«ьтате ®н и¬еет ⮧
¬®¦н®сть с®®тветствующи¬ ®бр৮¬ к®рректир®вав
св®е выступ«ение. П®¤®бн®© <приви«егие©> не ®б«а
40
¤ает ни ®¤н® и§ с®вре¬енных сре¤ств ¬асс®в®© ꮬ-

<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 4
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

Copyright й Design by: Sunlight webdesign