LINEBURG


<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 23
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

спасти страну и вывести ее на свет«ы© путь, есть с®-
§нание ®тветственн®сти кত®г® и§ нас, бе§ иск«юче-
ния, §а кত®е с«®в® и кত®е ¤е©ствие ег®>.
Первая вы¤ер¦ка в§ята и§ речи бывшег® а¬ери-
канск®г® пре§и¤ента Р. Никс®на, с к®т®р®© ®н высту-
пи« п® ¬®ск®всꮬу те«еви¤ению в ¬ае 1972 г. ‚т®-
рая речь пр®и§несена ¤руги¬ че«®веꮬ, п® ¤ру㮬у
п®в®¤у, их р৤е«яет р®вн® 55 «ет. Эт® нача«® речи
печа«ьн®© па¬яти ¬инистра-пре¤се¤ате«я ‚ре¬ен-
н®г® правите«ьства А. ”. Керенск®г® на с®брании ¤е-
«егат®в с фр®нта в ¬ае 1917 г.
‚ этих ¤вух ®бра§чиках бур¦уа§н®г® красн®речия
при все¬ их ®гр®¬н®¬ р৫ичии пр®г«я¤ывает у¤иви-
те«ьн®е сх®¤ств® в прие¬ах и ¬ет®¤ах ⮧¤е©ствия
на ау¤ит®рию и в т® ¦е вре¬я, ¬®¦н® ска§ать, ра§и-
те«ьн®е сх®¤ств® в ущербн®сти этих при嬮в. „«я
®беих рече© характерен <на¦и¬> на ф®р¬у, на краси-
вые с«®ва, стр嬫ение пр®и§вести э¬®ци®на«ьн®е впе-
чат«ение, ®ка§ать внушающее, как бы гипн®ти§ирую-
щее ⮧¤е©ствие на психику, с те¬ чт®бы пр®тащить
и¤е©ку, к®т®рую иначе не«ь§я бы«® бы пр®тащить.
При эт®¬ ®рат®р®в ниск®«ьк® не с¬ущает «ице-
¬ерие §а¬ыс«а, в®пиющее пр®тив®речие с«®ва и
¤е«а.
‚ пер⮬ с«учае §а¬ысе« ясен: ¤®биться расп®«®-
¦ения с®ветских «ю¤е©, у¬е«® к®снувшись наиб®«ее
с®кр®венн®г®, священн®г® ¤«я нас - па¬яти п®гибших
в сур®вые 㮤ы ‚е«ик®© Отечественн®© в®©ны. ‚ с®-
вре¬енн®¬ бур¦уа§н®¬ красн®речии так®© прие¬ на-
§ывается <игра в пр®ст®нар®¤н®сть> (р1аш Г®1к§).
Орат®р как бы г®в®рит с«ушате«я¬: <‘¬®трите, как
я б«и§®к ва¬, как я п®ни¬аю вас, ваши ну¦¤ы, ваши
стр嬫ения, я так®© ¦е, как и вы,-верьте ¬не>. И.
§¤есь Р. Никс®н, ес«и всﮬнить ¬а©ские ¤ни 1972 г.,
стан®вится на путь пря¬®г® к®щунства. <„е«а
213
А¬ерики г®в®рят ® ее ¬ир®«юбии>,-утвер¦¤ает пр|
§и¤ент, а ¬ир с®¤р®га«ся ®т §верств а¬ериканск®е
в®енщины в® вьетна¬ск®© ¤еревне ‘®нг¬и. Он <ск®||
бит> ® с®ветских ¤етях, п®гибших в® вре¬я в®©ны, 1
ег® п®е§¤ка в М®скву бы«а ®рган觮вана ﮤ акк®а¤
пане¬ент си«ьне©ших ᮬбар¤ир®в®к в® ‚ьетна¬а
Прави«ьная и принципиа«ьная п®«итика ®тн®си
те«ьн® ви§ита пре§и¤ента ‘˜А в ‘®ветски© ‘®ю§ бц
«а ®пре¤е«ена на ¬а©сꮬ (1972 г.) П«ену¬!
–К КП‘‘. <Как п®ка§а« весь п®с«е¤ующи© пер认,-!
г®в®ри« Л. И. Бре¦нев на XXV съ姤е КП‘‘,- реш<|
ния П«ену¬а бы«и принципиа«ьны¬и, реа«истич|
ски¬и, ®пре¤е«и«и верны© курс>1. |
Речь Р. Никс®на п® ¬®ск®всꮬу те«еви¤ению, к<|
нечн®, бы«а явны¬ пр®счет®¬: с®ветские «ю¤и, сп«|
ченные и¤е©н® и ¬®ра«ьн®, «егк® расﮧна«и суп
н®сть выступ«ения, п®чувств®ва«и ег® фа«ьшь и ¤а
е¬у ¤®«¦ную ®ценку.
—т® касается речи Керенск®г®, §¤есь §а¬ысе« т®я
ясен: пр®¤е¬®нстрир®вать св®е <п®ни¬ание> ну¦¤
чаяни© с®«¤ат, бесце«ьн® у¬иравших на фр®нтах, п(|
ка§ать св®ю <б«и§®сть> к ни¬ т®«ьк® ¤«я т®г®, чт®8(
буква«ьн® чере§ неск®«ьк® с«®в п®пытаться пр®тг|
щить и¤ею, ра¤и к®т®р®© ®н и яви«ся. <На¬ г®в<|
рят,-п𮤮«¦а« Керенски©,-не ну¦н® б®«ы
фр®нта, та¬ пр®исх®¤ит братание, н® ра§ве братан©
пр®исх®¤ит на ¤ва фр®нта, ра§ве на францу§ск®)
фр®нте т®¦е братание? Нет, т®варищи, братать©
так брататься на всех фр®нтах. “ нас нет русск®©
фр®нта, а есть т®«ьк® е¤ины© с®ю§ны© фр®нт...> Ита|
®ткр®венн®е пр®таскивание и¤еи <в®©ны ¤® п®бе¤н®е
к®нца> и те¬ ¦е, чт® у Никс®на, путе¬: <Я св®©, |
п®ни¬аю вас, верьте ¬не>. 1
<...…с«и снять с® всех этих прекрасных рассу¦¤|
ни© ¤ек«а¬ат®рскую ¬ишуру, т® не ®станется ничег(
кр®¬е сମ© тривиа«ьн®© б®«т®вни, пусть ¤а¦е-
®х®тн® ¤®пускае¬ эт®-б®«т®вни шир®к®г® р৬аэ!
и выс®к®г® ¬астерства> 2. Эти с«®ва, к®т®ры¬и ”. Э|
ге«ьс б®«ее 130 «ет на§а¤ характер觮ва« речи и§ве©
н®г® пар«а¬ентск®г® ¤еяте«я Р. Б«ю¬а, вп®«не пр1
XXV съ姤 К®¬¬унистическ®© партии ‘®ветск®г® ‘®ю§
‘тен®графически© ®тчет, т. 1, с. 91.
2 К. Маркс и ”. Энге«ьс. ‘®ч., т. 5, с. 361.
214
«®¦и¬ы к ®ценке ¬н®гих бур¦уа§ных ®рат®р®в п®с«е-
¤ующих пер认®в, в т®¬ чис«е се㮤няшнег® ¤ня.
’еперь, чт®бы «учше п®нять и ®ценить ¬ет®¤®«®-
гию бур¦уа§н®г® красн®речия, сущн®сть ¬ет®¤®в и
при嬮в бур¦уа§ных ®рат®р®в, с®верши¬ неб®«ьш®©
экскурс в б®«ее г«уб®кую ист®рию.
Бур¦уа§н®е красн®речие §ар®¤и«®сь и ста«® ра§-
виваться в эп®ху ‚е«ик®© пр®¬ыш«енн®© рев®«юции
как сре¤ств® выра¦ения бур¦уа§н®-¤е¬®кратическ®©
и¤е®«®гии и §ав®евания ¬асс. ‚ бур¦уа§н®¬ красн®-
речии XVI-XVII вв. р৫ичаются ¤ва течения. О¤н® /
и§ них-реа«истическ®е-в §начите«ьн®© ¬ере ра§- I,
вива«® принципы античн®© рит®рики. ‘т®р®нники
эт®г® течения б®«ее всег® цени«и естественн®сть и
ясн®сть речи. ‚т®р®е течение-э«®квенциа«ист®в V
(®т <э«®квенция>-красн®речие)-®бъе¤иня«® при-
вер¦енцев искусственн®г® сти«я, ¤«я к®т®рых г«ав-
ны¬ бы«® пр®и§вести впечат«ение на ау¤ит®рию §а
счет внешнег® ®ф®р¬«ения речи, у¬е«®г® исп®«ь§®-
вания г®«®са, ¦ест®в. “¤ачная ф®р¬а ﮬ®гает ⮧-
¤е©ств®вать на «ю¤е© не§авис謮 ®т с®¤ер¦ания
речи-так®в®, кр央 मквенциа«ист®в.
‘в®е высшее ра§витие бур¦уа§н®-¤е¬®кратичес-
к®е красн®речие п®«учи«® в к®нце XVIII в., в пер认
| ‚е«ик®© францу§ск®© рев®«юции, к®г¤а с¬е«®е рев®-
[" «юци®нн®е с«®в® ста«® п®«итически¬ ®ру¦ие¬ п®¤-
ни¬ающе©ся бур¦уа§ии и нар®¤ных ¬асс, к®г¤а три-
буна ®рат®ра ста«а ¬ест®¬ б®рьбы §а в«асть. Н®, п®
с«®ва¬ М. Г®рьк®г®, <ист®рия <б®«е§ни> капита«и§¬а
начинается п®чти не¬е¤«енн® вс«е¤ §а те¬, как т®«ь-
к® бур¦уа§ия вырва«а в«асть и§ ®бесси«евших рук
ф室а«и§¬а>1. Эта <б®«е§нь> пр®яви«ась и в бур¦у-
а§н®¬ красн®речии, иб®, в®сп®«ь§®вавшись §ав®ева-
ния¬и рев®«юции, бур¦уа§ия т®тчас ¦е ®брати«а
эт® красн®речие, так ¦е как и ве«икие «®§унги св®-
ᮤы, равенства и братства, в ®ру¤ие утвер¦¤ения
св®ег® г®сﮤства, в сре¤ств® ®б¬ана и и¤е®«®гичес-
к®г® ⮧¤е©ствия на ¬ассы-те са¬ые ¬ассы, к®т®рые
§ав®ева«и ¤«я нее в«асть. ‚ те®рии красн®речия п®-
«учают ра§витие и¤еи э«®квенциа«ист®в, ¤е«ается
крен в ст®р®ну ф®р¬ы, ⮧никают §ачатки ¬анипу-
«ят®рск®© техники. Наиб®«ее п®«н®е в®п«®щение
М Г®рьки©. ‘®бр. с®ч. в 30-ти т®¬ах, т. 27. М., 1953, с. 223.
215
бур¦уа§н®е красн®речие XIX в. наш«® в ®рат®ре>
практике пар«а¬ентских ¤еяте«е© ®сн®вных кашп
¤иетических стран Запа¤н®© …вр®пы. “ничт®¦ающу|
критику фа«ьшив®© сущн®сти рече© этих ®рат®ре
¤а«и в ря¤е св®их пр®и§ве¤ени© К. Маркс и ”. Э>
ге«ьс1.
Неприг«я¤ную сущн®сть бур¦уа§н®г® красн®речи
нача«а XIX в. с п®трясающе© ®ткр®венн®стью п®к<
§а« неки© “. Га¬и«ьт®н в книге <Пар«а¬ентская «|
гика>2, к®т®рая написана в ви¤е аф®ристических ( "
вет®в ®рат®ру и пре¤стает как св®ег® р®¤а катехи§
®б¬ана. ‚®т х®тя бы неск®«ьк® <с®вет®в> и§ эт
книги:
<…с«и ты в ¤анн®¬ в®пр®се не прав, т® исп®«ь§}
®бщие все®бъ嬫ющие выра¦ения, п®т®¬у чт® ®
¤вус¬ыс«енны...>
<Ос®бая у«®вка - с®¬ните«ьн®е т®«к®вать в к
честве бессп®рн®г® те§иса и ¤е«ать ®бщие §ак«юч
ния на ®сн®вании ®т¤е«ьн®г® с«учая>. ;
<К®г¤а не ¬®¦ешь ⮧ра§ить п® существу, т® ®
¤е«ыва©ся с«®ва¬и, ﮤыскива© не©тра«ьн®е выр
¦ение ¤«я ¤е«а, к®т®р®е и¬еет и ст®р®нник®в и пр
тивник®в; выстав«я© нравственны© принцип та¬, г|
®н ¬еньше всег® ®¦и¤ается> и т. п.
‘ ра§витие¬ и¬периа«и§¬а бур¦уа§ны© пар«
¬ент превращается в п®с«ушн®е ®ру¤ие и¬периаЯ
стических §аправи«, бу¤учи «ишь при§раꮬ бур¦у!
н®© ¤е¬®кратии и сре¤ст⮬ ¤е¬аг®гическ®г® ®б¬а|
¬асс. Исчерпывающую характеристику бур¦уа§на
красн®речия XX в. ¤а« ‚. И. Ленин в 1916 г., §ак«©
¬ив ег® как систе¬у <«ести, «¦и, ¬®шенничеств
¦®нг«ерства ¬®¤ны¬и и п®пу«ярны¬и с«®вечка>
®бещания направ® и на«ев® «юбых реф®р¬ и «ю<
б«аг раб®чи¬,-«ишь бы ®ни ®тка§а«ась ®т рев®.
ци®нн®© б®рьбы §а свер¦ение бур¦уа§ии>3. ‚. И. ,
нин ¬етк® на§ва« эту систе¬у ««®©¤-¤¦®р¤¦и§>
п® и¬ени ®¤н®г® и§ са¬ых «®вких бур¦уа§ных п®
тик®в, анг«и©ск®г® ¬инистра Л«®©¤ „¦®р¤¦а. !
®ценка вп®«не при¬ени¬а к пар«а¬ентск®© практ
‘¬. Об ®рат®рсꮬ искусстве, с. 203-246.
2 V. Нат˜ап. Раг11атеп1агу Ь®1с. Ь®п©®п, 1808.
8 5. И. Ленин. П®«и. с®бр. с®ч., т. 30, с. 176.
216
бур¦уа§ных парти© капита«истических стран се㮤-
няшнег® ¤ня.
‚ те®рии бур¦уа§н®г® красн®речия пр®яв«яется
стр嬫ение с®е¤инить п®«®¦ения <стар®©> рит®рики с
н®ве©ши¬и научны¬и ¤анны¬и. ‚се б®«ьше вни¬ания
у¤е«яется учету псих®«®гии ¬асс, псих®«®гичесꮬу
в«иянию «ичн®сти ®рат®ра, э¬®ци®на«ьн®¬у ⮧¤е©-
ствию с«®ва. П®степенн® §ак«а¤ываются ®сн®вы бур-
¦уа§н®© те®рии и практики ¬анипу«ир®вания с®§на-
ние¬ ¬асс в интересах в«асть и¬ущих.
Манипу«ят®рск®е направ«ение п®«учи«® наиб®«ее
®тчет«ив®е ра§витие в раб®тах не¬ецких те®ретик®в
®рат®рск®г® искусства, нес®¬ненн® в®сх®¤я к и¤ея¬
ницшеанства, а так¦е к те®рия¬ т®«пы ’ар¤а и Ле-
б®на. ’ак, авт®р ®¤н®г® и§ п®с®би© п® ®рат®рсꮬу
искусству Р. ‚и«ьге«ь¬ ¤ает с«е¤ующее пре¤став«е-
ние ®б ау¤ит®рии, 觫агая в сущн®сти все ®сн®вные
принципы ¬анипу«ят®рск®г® ﮤх®¤а: <‚сяк®е ¬н®г®-
чис«енн®е с®брание-эт® т®«па, как®вы бы ни бы«и 1
®т¤е«ьные «ица, с®став«яющие ее. Ник®г¤а не«ь§я ¤
¤е©ств®вать т®«ьк® на у¬, на §¤равы© с¬ыс« т®«пы,/
нम апе««ир®вать к ее страстя¬, ®щущения¬, чувств
ва¬ и ка¦ущи¬ся вы㮤а¬. “ т®«пы в це«®¬ нет рас-г
су¤ка, н® «ишь г«а§а и уши, к®т®ры¬ нम «ьстить и
к®т®рые нम ®б®«ьщать. А эт®г® ¬®¦н® ¤®стигнута
«ишь красивы¬и ®б®р®та¬и речи, §вучны¬и пер认а-
¬и, красивы¬и ¦еста¬и и всяки¬и ¤руги¬и сре¤ст-
ва¬и ®рат®рск®г® искусства> .
Как и§вестн®, наиб®«ее ®г®«те«ы¬и пре¤ставите-
«я¬и ¬анипу«ят®рск®г® направ«ения бы«и гит«ер®в-
цы," к®т®рые счита«и <парти©н®е красн®речие> (Раг-
1е1ге(1е\уе5еп) ва¦не©ши¬ ®ру¤ие¬ агитации и пр®-
паган¤ы, решающи¬ сре¤ст⮬ ⮧¤е©ствия на
насе«ение. ‚ геббе«ьс®всꮬ в央¬стве пр®паган¤ы
®¤н® и§ центра«ьных ¬ест §ани¬а«и пр®б«е¬ы ®ргани-
§ации крупных пуб«ичных ¬ер®прияти©: ¬асс®вых
¬итинг®в, ¤е¬®нстраци©, с®брани©. Огр®¬н®е вни-
¬ание у¤е«я«®сь ®бучению ®сн®ва¬ ¬итинг®в®г® крас-
н®речия нацистских ¤еяте«е© р৫ичных ранг®в. Как
и§вестн®, фашистски¬ §аправи«а¬ у¤ава«®сь путе¬
у¬е«ых спеку«яци© на психике ау¤ит®рии ¤®бивать-
ся э¬®ци®на«ьн®г® ⮧¤е©ствия на нее, вп«®ть ¤®
Р. ‚и«ьге«ь¬.. Искусств® г®в®рить пуб«ичн®. ‘пб., 1911, с. 22.
217
⮧бу¦¤ения приступ®в эк§а«ьтации и с®ст®яния ¬а<
с®в®© истерии. ‚ыраб®танные гит«ер®вца¬и так на§ы
вае¬ые <прави«а> пр®паган¤истск®г® ⮧¤е©ствия бы
«и §ате¬ приняты на в®®ру¦ение бур¦уа§ны¬;
¬астера¬и ¬анипу«ир®вания с®§нание¬ ¬асс.
‚ наст®ящее вре¬я в капита«истических страна
®рат®рск®е искусств® расс¬атривается пр妤е веер
как эффективн®е сре¤ств® и¤е®«®гическ®г® ⮧¤енет
вия, не уступающее п® си«е сре¤ства¬ ¬асс®в®© ин-
ф®р¬ации.
Орат®рск®е искусств® считается весь¬а ва¦ны¬
®ру¦ие¬ в п®«итическ®© б®рьбе, ¤е©ственны¬ сре¤-
ст⮬ §ав®евания авт®ритета и п®пу«ярн®сти на п®«и-
тическ®© арене. Напри¬ер, п® а¬ерикански¬ тра¤и-
ция¬ «юб®© п®«итически© «и¤ер - парти©ны© и«и
пр®фс®ю§ны© б®сс «иб® кан¤и¤ат на выс®ки© выб®р-
ны© п®ст-¤®«¦ен быть пр妤е всег® ®пытны¬ ®ра-
т®р®¬, ¬асте𮬠уб妤ения и внушения, искусны¬ п®-
«е¬ист®¬.
Красн®речие как учебны© пр夬ет и§учается в п®-
¤ав«яюще¬ б®«ьшинстве университет®в ‘˜А и ¤ру-
гих капита«истических стран. Пуб«ичная речь и ®ра-
т®рск®е искусств® яв«яются ®бъект®¬ ¬н®гих науч-
ных исс«е¤®вани©, к к®т®ры¬ прив«екаются тысячи
ученых. Наря¤у с и§учение¬ ист®рии ®рат®рск®г® ис-|
кусства интенсивн® исс«е¤уются пр®б«е¬ы ⮧¤е©ст-1
вия речи, в®пр®сы уб妤ения, внушения и ¤ругие,
аспекты пр®паган¤истск®© §нач謮сти красн®речия/
Расс¬®три¬ на ря¤е к®нкретных при¬ер®в ®сн®в-
ные принципы, ¬ет®¤ы и прие¬ы ¬анипу«ир®вания
®бщественны¬ с®§нание¬, к®т®рые шир®к® исп®«ь§у-1
ются се㮤ня в практике бур¦уа§н®г® красн®речия,)
а так¦е ¤ругих сре¤ств и¤е®«®гическ®г® ⮧¤е©ствия;
на ¬ассы.
‘«е¤ует пр妤е всег® ®т¬етить, чт® ес«и ва¦не©-
ши¬ принциﮬ наше© пр®паган¤ы яв«яются прав¤и-
в®сть и научн®сть, т® бур¦уа§ная и¤е®«®гия и пр®-
паган¤а, так ска§ать, естественн® в«екутся к иска¦ен-
н®¬у ®т®бра¦ению ¤е©ствите«ьн®сти у¦е п®т®¬у, чт®
®бъективные §ак®ны с®циа«ьн®г® ра§вития направ«ены
пр®тив интерес®в и¬периа«и§¬а. Парти©н®сть бур-
¦уа§н®© и¤е®«®гии неи§бе¦н® с®четается с антинауч-
н®стью ®бщественн®© ¬ыс«и в «юᮬ ее выра¦ении.
П®эт®¬у, не ®б«а¤ая ﮧитивны¬и и¤е®«®гически¬и
218
принципа¬и и те®рия¬и, бур¦уа§ная пр®паган¤а
сп«®шь и ря¤®¬ прибегает к сугуб® праг¬атическ®©
¬ет®¤ике ⮧¤е©ствия на ра§у¬ и п®ве¤ение ау¤и-
т®рии. Б®«ьшинств® те®ретик®в бур¦уа§н®© пр®па-
ган¤ы ®бращается к ¬анипу«ятивны¬ ¬ет®¤а¬, на-
прав«енны¬ на ®беспечение ¦е«а嬮㮠⮧¤е©ствия.
Нек®т®рые бур¦уа§ные и¤е®«®ги, не и¬ея ⮧¬®¦-
н®сти серье§н® пр®тив®ст®ять и¤ея¬ ¬аркс觬а-«ени-
н觬а и б®ясь б®рьбы и¤е©, пр®в®§г«ашают се㮤ня
те®рию нек®ег® <н®в®г® ¬ыш«ения>, т. е. ⮧врата
к тра¤ици®нн®¬у <анг«®сакс®нсꮬу практиц觬у>,
як®бы иск«ючающе¬у интерес к и¤е®«®гии и и¤е®«®-
гическ®© б®рьбе.
’е®ретики бур¦уа§н®© пр®паган¤ы в®®бще п®«а-
гают, чт® ес«и пр®цесс пр®свещения апе««ирует к
с®§нанию че«®века, т® пр®паган¤а, как прави«®, ⮧-
¤е©ствует «ишь на чувственн®е и бесс®§нате«ьн®е.
Отсю¤а пря¬®© путь к ¤®§в®«енн®сти «юб®г® прие¬а
и ¬ет®¤а в пр®паган¤е не§авис謮 ®т ег® нравствен-
н®-этическ®г® характера, т. е. фактически ⮧¬®¦-
н®сть перех®¤а к сре¤ства¬ псих®«®гическ®© в®©ны.
Л. И. Бре¦нев, ®твечая в июне 1977 г. на в®пр®-
сы францу§ск®© га§еты <М®н¤>, ука§ыва«, чт® ра§ на
§е¬«е существуют г®су¤арства с р৫ичны¬ ®бщест-
венны¬ стр®е¬, т® и¤е®«®гическая б®рьба, т. е. б®рь-
ба и¤е©, не ¬®¦ет прекратиться. Н® как пр央стере-
гает Л. И. Бре¦нев, <и¤е®«®гическая б®рьба не ¤®«-
¦на перерастать в <псих®«®гическую в®©ну>, не
¤®«¦на исп®«ь§®ваться как сре¤ств® в¬ешате«ьства
в® внутренние ¤е«а г®су¤арств и на𮤮в и«и вести
к п®«итическ®© и в®енн®© к®нфр®нтации.
Иначе эт®т и¤е®«®гически© сп®р ¬®¦ет ®бернуться
катастр®ф®©, в к®т®р®© в¬есте с ¬и««и®на¬и «ю¤е©
¬®гут, так ска§ать, п®гибнуть и их к®нцепции>.
„«я стратегии и тактики бур¦уа§н®© пр®паган¤ы
св®©ственна св®е®бра§ная ¬и¬икрия - присп®с®б«е-1
ние к 觬енивши¬ся ус«®вия¬. Напри¬ер, п®с«е ®-
г®, как при¬итивны© антиꮬ¬ун觬, ⮧ве¤енны©
в ранг г®су¤арственн®© и¤е®«®гии бур¦уа§ии, ста«
терпеть фиаск®, пре¤прини¬ается тщате«ьн® ®ргани-
§®ванная и направ«яе¬ая и§ е¤ин®г® центра ка¬пания
Л. И. Бре¦нев. Ленински¬ курс®¬. Речи и статьи, т. 6,
с. 429-430.
219
<в §ащиту прав че«®века> как п®пытка нап®«н
п®«итику и¬периа«и§¬а прив«екате«ьны¬ нравствен
ны¬ с®¤ер¦ание¬, а так¦е ®тв«ечь ®бщественн®е ¬не
ние ®т в®пиющих нарушени© че«®веческих прав в ка>
пита«истичесꮬ ¬ире1.
•арактерн®, чт® рук®в®¤ите«и ве¤ущих и¬периа-
«истических г®су¤арств, как прави«®, выбирают три-
буну пуб«ичн®г® выступ«ения ¤«я пр®в®§г«ашение
тех и«и иных п®в®р®т®в в п®«итике и и¤е®«®гическ®©
б®рьбе. „®стат®чн® наﮬнить, чт® §аяв«ение пре§и
¤ента Г. ’ру¬эна в Бе«®¬ ¤®¬е 19 ¤екабря 1945 1
п®«®¦и«® нача«® прес«®вут®© п®«итике <с ﮧици
си«ы>, а в ¬арте 1946 г. “. —ерчи««ь-<ве«ича©ши
ненавистник ‘®ветск®© Р®ссии>, как на§ыва« ег
‚. И. Ленин,- пр®и§нес в а¬ерикансꮬ г®р®¤ке ”у«
т®не речь, ®т к®т®р®© принят® вести ®тсчет вре¬е!
<х®«®¤н®© в®©ны>.
‚ ®сн®ве ¬н®гих при嬮в и ¬ет®¤®в бур¦уа§н®©
пр®паган¤ы - на¬еренн®е и скрыт®е нарушение §а
к®н®в «®гики, прави« «®гическ®г® ¤®ка§ате«ьства
И эт®, как у¦е ®т¬еча«®сь, естественн® §а«®¦ен® I
сମ© прир®¤е бур¦уа§н®г® и¤е®«®гическ®г® ⮧¤е©-
ствия. Л®гика есть наука ® §ак®нах прави«ьн®г®
¬ыш«ения. ’®т, кт® с«е¤ует §ак®на¬ «®гики, ®бя§а-
те«ьн® при¤ет к истине, н® истина не на ст®р®не и¬-
периа«ист®в и их приспешник®в. Отсю¤а, чт®бы пр®-
и§вести §ап«анир®ванн®е ⮧¤е©ствие на ау¤ит®рию„„
бур¦уа§ны© пр®паган¤ист выну¦¤ен п®©ти на наруби
шение «®гических §ак®н®в, иначе ®ни приве¤ут ег®„
к не¦е«ате«ьны¬ ре§у«ьтата¬. П®истине у бур¦уа§-к„
н®г® пр®паган¤иста <«®¦ь в® спасение>... -|¦
“«ичить и¤е®«®гическ®г® пр®тивника в нарушении–,
§ак®н®в «®гики, пр®¤е¬®нстрир®вать пере¤ «ю¤ь¬и «®-„
гическую нес®ст®яте«ьн®сть ег® су¦¤ени©-§начит-а
нанести е¬у п®ра¦ение в п®«е¬ике. 1
Напри¬ер, бур¦уа§ные пр®паган¤исты част® и¤ут>!
на с®§нате«ьн®е, пре¤на¬еренн®е нарушение ва¦не©-
шег® «®гическ®г® §ак®на - §ак®на т®¦¤ества, требу-
ющег® ®пре¤е«енн®сти, ясн®сти и четк®сти ¬ыс«е© >
ф®р¬у«ир®в®к. ‘®г«асн® эт®¬у §ак®ну, кতая ¬ыс«ь
в пр®цессе рассу¦¤ения ¤®«¦на с®хранять ®¤н® и т®
‘¬. Права че«®века: суть сп®ра, суть пр®б«е¬ы.-<Н®вы©
¬ир>, 1978, № 10, с. 185-216.
220

¦е ®пре¤е«енн®е с®¤ер¦ание, ск®«ьк® бы ра§ ®на ни
п®вт®ря«ась. г
—т®бы иска§ить реа«ьн®е п®«®¦ение веще©,
скрыть св®и ﮤ«инные интересы и на¬ерения, в®пре-
ки §ак®ну т®¦¤ества бур¦уа§ны© пр®паган¤ист ¤е-
«ает св®и¬ ®ру¦ие¬ не®пре¤е«енн®сть, ту¬анн®сть,
неп®с«е¤®вате«ьн®сть выска§ывания. Р৮б«ачая п®-
¤®бные ®б¬анные прие¬ы, Л. И. Бре¦нев г®в®ри«:
<‘тре¬ясь ﮤвести, так ска§ать, <и¤е©ную ба§у> ﮤ
св®ю п®«итику, и¬периа«истические ⤮хн®вите«и г®н-
ки в®®ру¦ени© не стесняются в сре¤ствах и ¤а¦е не
®с®бенн® §аб®тятся ®б э«е¬ентарн®© «®гике. К®г¤а и¬
ну¦н® ¤®биться н®вых кре¤ит®в на в®®ру¦ения, ®ни
пугают пар«а¬ентариев и ®бщественн®сть <пре®б«а-
¤ающе© с®ветск®© ¬®щью>, а к®г¤а требуется пр®¤е-
¬®нстрир®вать и§бирате«я¬ св®ю §аб®ту ®б ®б®р®-
не-§аверяют их в <абс®«ютн®¬ в®енн®¬ прев®сх®¤-
стве Запа¤а>>1.
К нарушению §ак®на т®¦¤ества ®тн®сится и та-
к®© 觫юб«енны© прие¬ бур¦уа§ных п®«итик®в, как
с®циа«ьная ¤е¬аг®гия, игра с«®ва¬и. Напри¬ер, фак-
тически© ®тка§ пр央ставить па«естинца¬ их §ак®н-
н®е прав® на с®бственн®е г®су¤арств® ¬аскируется
с«®ва¬и: <террит®риа«ьн®е ®бр৮вание>, <сମ®пре-
¤е«ение>, ⮧¬®¦н®сть участия па«естинц®в <в ®пре-
¤е«ении св®ег® бу¤ущег®> и пр. О¤ин ®тветственны©
г®су¤арственны© ¤еяте«ь §аяв«я«: <Я стара«ся п®всю-
¤у... ﮤчеркивать к®нцепции нравственн®сти, ¤®ст®ин-
ства, ¤®бр®ты, ¤ру¦бы и прав че«®века>. И тут ¦е
п𮤮«¦а«: <Я ник®г¤а не ¤у¬а« и не ¤у¬аю, чт® ¤«я
нас>, ¤«я б«и¦нев®ст®чных стран и ¤«я всег® ¬ира
це«ес®®бра§н® и¬еть не§авис謮е па«естинск®е г®су-
¤арств®>.
Н® ® каких ¦е правах че«®века и¤ет речь, к®г¤а
втаптываются в гря§ь права це«®г® нар®¤а?
Не нах®¤я в ®бъективн®© ¤е©ствите«ьн®сти реа«ь-
н®г® ®б®сн®вания ¤«я св®их рассу¦¤ении и выска§ы-
вани©, бур¦уа§ные пр®паган¤исты нере¤к® прибегают
к г®«®с«®вны¬, а т® и «¦ивы¬ §аяв«ения¬ и ﮤта-
с®вка¬. ’е¬ са¬ы¬ нарушается «®гически© §ак®н
¤®стат®чн®г® ®сн®вания, с®г«асн® к®т®р®¬у кতая
1 Л. И. Бре¦нев. Ленински¬ курс®¬. Речи и статьи, т. 6,
с. 169.
221
прави«ьная ¬ыс«ь ¤®«¦на быть ®б®сн®вана ¤руги¬и
¬ыс«я¬и, истинн®сть к®т®рых у¦е ¤®ка§ана.
„иап৮н нарушени© §ак®на ¤®стат®чн®г® ®сн®ва;
ния в практике бур¦уа§н®© пр®паган¤ы п®истинв™
неисчерпае¬. Эт® и выс®санные и§ па«ьца <®ткр®ве-:
ния> бур¦уа§ных с®вет®«®г®в типа: <Обыкн®венные
русские не ®с®бенн® усер¤н® раб®тают>, <‘®ветски©
инте««игенты в б®«ьшинстве св®е¬ карьеристы>, <О¤¤
н®© и§ наци®на«ьных черт русских яв«яется «юб®вь„
п®б®«тать> и пр., и пре¤став«ение субъективн®г® ¬не¤
ния как реа«ьн®г® факта. И¬енн® так®© прие¬ бы«¤

<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 23
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

Copyright й Design by: Sunlight webdesign