LINEBURG


<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 20
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

рает при¬еры п®ве¤ения с®ветских «ю¤е©, §ара
пр®¤у¬ывает вы⮤ы, к к®т®ры¬ ®н при¤ет в¬есте!
с«ушате«я¬и. Г®т®вясь к выступ«ению в ¬®«®¤е¦и)
ау¤ит®рии, ®н ®с®бенн® вни¬ате«ьн® пр®с¬атривЯ
¬атериа«ы ¬®«®¤е¦ных га§ет и ¦урна«®в.
—т® не®бх®¤и¬® ¤«я т®г®, чт®бы успешн® исп®
§®вать усв®енн®е? Пр妤е всег® ну¦н®, чт®бы к<|
спект не ®става«ся т®«ьк® на бу¬аге, а пр®чн® 3
крепи«ся в па¬яти. „«я ¤®сти¦ения эт®г® с«уя
? <¬ет®¤ репетици®>, п® выра¦ению ри¬ских пе¤аг®!
. ®рат®рск®г® искусства. Как ¦е пр®в®¤ится репеч
| ция? ‚®т нек®т®рые прие¬ы.
‘а¬ы© э«е¬ентарны© §ак«ючается в т®¬, чт® ®{
т®р перечитывает к®нспект и«и текст и пр®¤у¬ывав
®п®рные пункты. Перечитывание, пр®¤у¬ывание 1
ут®чнение к®нспекта и«и текста - эт® ®с®бы© ви¤
петиции.
1 ‚т®р®©-<к®нтр®«ьны© прие¬>: ®тк«а¤ывая к
спект в ст®р®ну, п® па¬яти кратк®, с¦ат®, п® ®снс
ны¬ веха¬ п®вт®рять к®нспект, не г«я¤я в «ист
И, п®вт®ряя, ®сн®вные ®п®рные вехи §аписывать, ;
те¬ с«ичать текст и §апись. П«®х® §аﮬнившие
184
<уски текста це«ес®®бра§н® выписать, перечитать, п®-
вт®рить и т. ¤.
И нак®нец, трети© прие¬ - пр®и§несение речи. Эт®
и¬итация выступ«ения в ау¤ит®рии. Нек®т®рые ®ра-
т®ры ®трабатыва«и так®е выступ«ение ¤а¦е пере¤
§ерка«®¬. Пр®г®в®рить «екцию вс«ух, ®§вучивая текст
и к®нспект, ®чень ва¦н®. М®¦н® пр®читать и ¬®«ча,
<пр® себя>, п® в®§¬®¦н®сти стараясь не г«я¤еть в §а-
писи. При эт®¬ т®¦е ®бнару¦иваются <пр®ва«ы па-
¬яти>, на к®т®рые не®бх®¤и¬® ®братить ®с®б®е вни-
¬ание, п®вт®рить выпавшее и§ па¬яти неск®«ьк® ра§.
П®стр®ение речи, ¤®к«а¤а, «екции
‘уществуют три ®сн®вные ф®р¬ы ®рат®рских вы-
ступ«ени©: речь, ¤®к«а¤, «екция; кতая и§ них /
и¬еет св®и ®с®бенн®сти, к®т®рые учитываются в пр®- ;
цессе ﮤг®т®вки.
Речь (с«®в®) на с®брании, с®вещании, к®нферен-
ции, съ姤е-эт® устн®е выступ«ение п® «юᮬу в®п- I
р®су с це«ью пере¤ачи ®пре¤е«енн®© инф®р¬ации и
⮧¤е©ствия на у¬, чувства и в®«ю к®нкретных с«у-
шате«е©. ‚®т п®че¬у в х®р®ше© речи есть три ®рга-
нически свя§анных ¬е¦¤у с®б®© э«е¬ента: «®гическая
стр®©н®сть, э¬®ци®на«ьная насыщенн®сть и в®«евая
§аря¦енн®сть.
Речи ¬®гут н®сить агитаци®нны©, пр®паган¤ист-
ски© и инф®р¬аци®нны© характер. П®¤г®т®вка речи
с®®тн®сится с ®пре¤е«енн®© ау¤ит®рие©: ¬итин㮬, с®б-
рание¬, съ姤®¬, бес央© <§а круг«ы¬ ст®«®¬>, с󤮬
и т. ¤.
З¤есь, как и в кত®¬ ®рат®рсꮬ выступ«ении,
пр妤е всег® пр®¤у¬ывается це«евая устан®вка и
<стер¦ень>, г«авны© в®пр®с, к®т®р®¬у п®свящается
речь. Оста«ьные в®пр®сы группируются в®круг г«ав-
н®г®.
…с«и пре¤ст®ит выступить с кратк®© ¤е«®в®© речью
на с®брании, т® никаких вступ«ени© §аг®т®в«ять не
с«е¤ует. Нек®т®рые ®рат®ры считают, ®¤нак®, <шап-
ку> не®бх®¤и¬®© и п®р®© на¤евают такую б®«ьшую
"О„апку> на <г®«®ву> речи, чт® речи не ви¤н®, ®стается
®¤на <шапка>.
…с«и речь п𮤮«¦ите«ьная, т® кратк®е вступ«е-
ние ну¦н®. Обычн® эт® ®бращение к ау¤ит®рии.
185
‚ б®«ьших речах ®бращение ставится впере¤и
‚ ¬а«еньких «учше п®ставить в сере¤ине п©р
фра§ы. Лучше ска§ать: <‚®спитате«ьная раб®тав
ше㮠ꮬитета, т®варищи,, на ¬®© в§г«я¤, бы«а„
став«ена х®р®ш®>, а не так: <’®варищи! ‚®с⤓
те«ьная раб®та наше㮠ꮬитета, на ¬®© в§г«я¤, б|
п®став«ена х®р®ш®>. |
…с«и ау¤ит®рия ¬н®г®с«®©ная, т® вступ«ение!
ращение и¬еет ¤ва и б®«ее а¤реса. ’ак, речь на •|
съе§¤е ‚ЛК‘М Л. И. Бре¦нев нача« так: <’®вар
¤е«егаты! “ва¦ае¬ые г®сти съ姤а!> \ |
—аст® в® вступ«ении ®рат®р выра¦ает св®е ®т|
шенив к с®бравши¬ся и с®®бщает, ® че¬ ®н хс1
ска§ать. Ин®г¤а в® вступ«ении п®яв«яется и¬пр®|
§ация типа: <Пре¤ы¤ущи© ®рат®р ска§а«... я х®|
бы...> ’ак®е вступ«ение §аранее §аг®т®вить не«Я
®н® 𮦤ается в х®¤е с®брания.
П®«итические речи рук®в®¤ите«е© партии и №
вите«ьства ®бычн® н®сят пр®грବны© характер, 1
¤вигают ря¤ актуа«ьных в®пр®с®в, ставят ря¤ §а¤
Обра§ца¬и таких рече© яв«яются, напри¬ер, высг
«ения Л. И. Бре¦нева.
‚. И. Ленин счита« ¤«инные речи непр®и§в®;
те«ьн®© трат®© вре¬ени. „«я участник®в §асе¤ав
‘’О и ‘®внарꮬа устанав«ива«ся стр®ги© рег,
¬ент выступ«ени©: ¤®к«а¤чику-10 ¬инут, высту!
ющи¬ в прениях в первы© ра§-5 ¬инут, вт®{
ра§-3 ¬инуты. ‚ыступать с реча¬и ра§реша«®сь5
б®«ее ¤вух ра§. К п®ря¤ку ¤ня-®¤ну ¬инуту <Я
®¤ну - <пр®тив>.
‚. И. Ленин треб®ва« ®т выступающих ¤е«®в©
сти, речи ¤®«¦ны бы«и быть четк® п®стр®ены, ю
кретны, с®¤ер¦ать ясные, пр®¤у¬анные пр夫®¦ен
Он не терпе« ®бщих фра§ и рассу¦¤ении, бе§ фак"?
бе§ к®нкретных пр夫®¦ени©. Раб®тник ‘®внаркв
в свя§и с приве¤енны¬ «енински¬ рег«а¬ент®¬ 1
ступ«ени© всﮬинает так®© эп觮¤. О¤нতы ®н
и§ участник®в §асе¤ания п®пр®си« с«®ва и нача«
¤а«ека, 觫агая ¬ыс«и пр®тивника, к®т®р®г® ®н
те« ®пр®вергнуть. На эт® уш«и все 5 ¬инут.
Л. И. Бре¦нев. Ленински¬ курс®¬. Речи, приветствия,
тьи,в®сﮬинания, т. 7,с. 283.
186
- ‚аше вре¬я ®к®нчен®,-прерва« ег® ‚. И. Ле-
н.
- Как, я ска§а« т®«ьк® т®, чт® ¤у¬ает пр®тивник,
|я еще не успе« и§«®¦ить св®и ¬ыс«и.
- Ничег® не ﮤе«аешь,- ска§а« ‚. И. Ленин.
Р৤а«ся х®х®т. П𮤮«¦ать речь не§а¤ач«и⮬у
1 ®рат®ру ‚. И. Ленин не ра§реши« .
Агитаци®нн®-пр®паган¤истские, п®бу¤ите«ьные ре-
чи стр®ятся с расчет®¬ не т®«ьк® на ра§ъяснение ка-
к®г®-«иб® в®пр®са, н® и на т®, чт®бы вы§вать ®пре¤е-
«енные ¤е©ствия, п®эт®¬у ®с®бенн® ва¦н® ﮤ®брать
э¬®ци®на«ьн® ¤е©ствующи© ¬атериа« - яркие, убе¤и-
те«ьные и в®«нующие факты.
Инф®р¬аци®нная речь п® с®¤ер¦анию приб«и¦а-
ется к «екции, ®на ¤®«¦на ¤авать т®чные, выверен-
ные §нания с учет®¬ н®ве©ших ¤анных науки.
П®¤г®тав«ивая речь, нम ﮤу¬ать ® §ак«ючении.
—аст® неу¤ача ﮤстерегает ®рат®ра в к®нце. Он ни-
как не ¬®¦ет ®стан®виться, ⮧вращается к у¦е ска-
§анн®¬у, п®вт®ряет ®¤н® и т® ¦е. —т®бы эт®г® не
пр®и§®ш«®, нम §аранее ﮤг®т®вить фина«ьные фра-
§ы, §аписать их и ¤ер¦ать в па¬яти. •®р®шая речь
энергичн® начинается и энергичн® §аканчивается.
‚т®рая ф®р¬а ®рат®рских выступ«ени©-¤®к«а¤. \
„®к«а¤ есть устн®е выступ«ение, рассчитанн®е на ®б-
су¦¤ение и принятие с®®тветствующег® решения.
Ос®бую группу пре¤став«яют ¤®к«а¤ы п®«итин-
ф®р¬ат®р®в и пр®паган¤ист®в, п®с«е к®т®рых р姮«ю-
ции не прини¬аются. Научные ¤®к«а¤ы так¦е пре¤-
став«яют ®с®бую ф®р¬у ¤®к«а¤а. <-
„®сти¦ению наг«я¤н®сти, выра§ите«ьн®сти ¬ате-
риа«а сп®с®бствует цифр®в®© ¬атериа«. О¤нак® циф-
ра¬и в ¤®к«а¤е ну¦н® п®«ь§®ваться у¬е«®. –ифр®в®е
на⮤нение губит х®р®шие ¤®к«а¤ы. ‚. И. Ленин ¤а«
на эт®т счет ®чень ва¦ные ука§ания. ’ак, в ¤®к«а¤е
® рев®«юции 1905 г. ®н ска§а«: <Я ®чень х®р®ш® §наю,
наск®«ьк® не ﮤх®¤ят к устн®¬у ¤®к«а¤у сухие ста-
тистические цифры, наск®«ьк® ®ни сп®с®бны ®тпуг-
нуть с«ушате«я. Н® все-таки я не ¬®гу не привести
неск®«ьк® ®круг«енных цифр, чт®бы у вас бы«а ⮧-
¬®¦н®сть ®ценить ¤е©ствите«ьную ®бъективную
1 ‘¬ ”. Л. —ус®вик. Ленински© сти«ь раб®ты-®сн®ва ус-
пеха. М" 1978, с. 37-38.
187
®сн®ву всег® ¤ви¦ения>. Нम у¬еть ®тбирать, ев
нивать, ®круг«ять цифры. ‚ыступая на VIII ‚се|
си©сꮬ съе§¤е ‘®вет®в, ‚. И. Ленин ска§а«: <‚ э|
кни¦ечке, к®т®рая вଠ𮧤ана,-®тчет §а три Р>
К®¬пр®¤а-есть таб«ичка, и§ к®т®р®© я пр®чту т®«,|
ит®г®вые цифры, ¤а и т® с ®круг«ение¬, п®т®¬у |
цифры читать и ®с®бенн® с«ушать тру¤н®>2. ‚®т|
ре«ьефн® п®¤ает цифры Л. И. Бре¦нев: <‚сег® «|
¤ва с п®«®вин®© тру¤®вых ¤ня требуется наше© п
¬ыш«енн®сти, чт®бы пр®и§вести ст®«ьк® ¦е пр®¤
ции, ск®«ьк® ее пр®и§в®¤и«®сь §а весь 1913 㮤. Н|
¬ы пр®и§в®¤и¬ пр®¬ыш«енн®© пр®¤укции б®«и
че¬ четверть века на§а¤ пр®и§в®¤и« ее весь ¬щ
Искусст⮠ﮤг®т®вки ¤®к«а¤а §ак«ючается 1
т®¬, чт®бы свести цифр®в®© ¬атериа« к ¬ини¬у
п®«ь§уясь ¤иагрବа¬и и ¤руги¬и наг«я¤ны¬и пс
бия¬и. „®к«а¤ ¤®«¦ен с®¤ер¦ать не т®«ьк® инест‘¬
к® цифры, ск®«ьк® факты и ¤е©ствия «ю¤е©, ре§у|
таты их раб®ты, ¤®сти¦ения и н央статки. ‚ 1
ﮬещаются не т®«ьк® све¤ения ® раб®те, н® и, 1
прави«®, ¤аются реꮬен¤ации, ука§ываются пе
пективы.
‚ научн®¬ ¤®к«а¤е ®писываются пр®ве¤енные э|
пери¬енты, исс«е¤®вания в т®© и«и ин®© ®б«ас|
науки, ф®р¬у«ируются не т®«ьк® вы⮤ы, н® и ги
те§ы, при⮤ятся и ра§бираются в§г«я¤ы ученых. |
‘уществуют и ¤ругие ф®р¬ы ¤®к«а¤®в: учеб¬|
¤искусси®нны©, инструктивны©, инф®р¬аци®нны©, |
ферат п® те¬е и«и книге и ¤р. |
. …с«и в речи вступ«ение не- ®бя§ате«ьн®, п®р
| ¤а¦е стан®вится ﮬех®©, т® в ¤®к«а¤е ®н® ®бяг
те«ьн®. ‚ §авис謮сти ®т характера ¤®к«а¤а встуш
ние бывает р৫ичны¬. ‚ ¤е«®в®¬ ¤®к«а¤е ®н® ы
¦ет с®¤ер¦ать с®®бщение ® це«и, к®т®рую став
¤®к«а¤чик, ® п«ане пре¤ст®ящег® ¤®к«а¤а. ‚ научн<
¤®к«а¤е в® вступ«ении -кратк® характери§уется п–
б«е¬а, к®т®р®© п®священ ¤®к«а¤, с®®бщаются и ®н
ниваются ист®чники, п®«®¦енные в ®сн®ву ¤®к«а
‚ ¤искусси®нн®¬ ¤®к«а¤е в® вступ«ении ф®р¬у«ир
ются ®сн®вные те§исы ®рат®ра и ®пп®нента.
‚. И. Ленин. П®«н. с®бр. с®ч., т. 30, с. 311.
2 ‚. И. Ленин. П®«н. с®бр. с®ч., т. 42, с. 149.
3 Л. И. Бре¦нев. Ленински¬ курс®¬. Речи и статьи, т.
с. 579,
188
Г«авная часть ¤®к«а¤а стр®ится с с®б«ю¤ение¬
9 первую ®чере¤ь треб®вани© «®гики и ¤и¤актики.
0 §ак«ючении ¤аются краткие вы⮤ы и§ ска§анн®г®.
’ретья ф®р¬а ®рат®рск®г® искусства-«екция. |
Эт® ф®р¬а и ¬ет®¤ ®бучения, ®на рассчитана на уст-
¤®е 觫®¦ение как®©-«иб® научн®© те¬ы.
Обще© ф®р¬ы ¤«я «екци© не существует, кতая
те¬а ¤иктует св®ю ф®р¬у. И все ¦е есть нек®т®рые
®бщие п®«®¦ения, к®т®ры¬и нम рук®в®¤ств®ваться,
ﮤг®тав«ивая «екцию. Лекции ¬®гут быть цик«®вые,
курс®вые и эп觮¤ические. Лекция и§ цик«а и«и и§
учебн®г® курса стр®ится с учет®¬ пре¤ы¤ущих и п®-
с«е¤ующих, эт® §вен® в ®бще© цепи. Эп觮¤ическая
«екция - сମст®яте«ьн®е пр®и§ве¤ение «ект®рск®г®
¬астерства, внутренне и внешне вп®«не §ак®нченн®е.
Раб®тая на¤ «екцие©, не«ь§я §абывать ® е¤инстве
ф®р¬ы и с®¤ер¦ания. . ˜
‚ п®стан®в«ении –К КП‘‘ <О с®ст®янии и ¬ерах
у«учшения «екци®нн®© пр®паган¤ы> ﮤчеркивается,
чт® «екци®нная пр®паган¤а <¤®«¦на систе¬атически
вестись в® всех к®««ективах, быть г«уб®к® научн®©
п® с®¤ер¦анию и ярк®© п® ф®р¬е, непри¬ир謮© и
наступате«ьн®© в б®рьбе с бур¦уа§н®©, ¬а®истск®©
и реви§и®нистск®© и¤е®«®гие©, ¤авать исчерпываю-
щие ®тветы на ва¦ные и ®стрые в®пр®сы, с«у¦ить
эффективны¬ сре¤ст⮬ ф®р¬ир®вания и и§учения ®б-
щественн®г® ¬нения>1.
Итак, «екция ¤®«¦на ®б«а¤ать с«е¤ующи¬и каче-
ства¬и: быть г«уб®к® научн®©, наступате«ьн®© в
б®рьбе с врতебн®© ¬аркс觬у-«енин觬у и¤е®«®-
гие© и ®б«а¤ать ярк®© ф®р¬®©. Эти треб®вания п®-
ра§н®¬у ®существ«яются в ака¤е¬ическ®© (учебн®©)
и в ¬асс®в®© (пуб«ичн®©) «екции.
•арактерная черта с®вре¬енн®г® ®рат®рск®г® сти-
«я- ра§г®в®рн®сть ®с®бенн® ценна в пуб«ичных «ек-
циях. ‘®четать научн®сть и п®пу«ярн®сть в 觫®¦е-
нии, при¤ать речи ®бра§н®сть и выра§ите«ьн®сть, ра§-
г®в®рн®сть-эт® путь к ¤®сти¦ению ярк®© ф®р¬ы.
Не«ь§я §абывать ® ра§нице ¬е¦¤у научны¬ и пе¤а-
гически¬ и§«®¦ение¬. К. „. “шински© утвер¦¤а«,
—т® научн®е и пе¤аг®гическ®е 觫®¦ение-вещи ра§-

‘прав®чник парти©н®г® раб®тника, с. 359.
189
ные и чт® пе¤аг®ги всех стран тру¤ятся на¤ пе
б®тк®© научных систе¬ в пе¤аг®гические1.
Раб®та на¤ п®стр®ение¬ «екции пре¤п®«агае
б«ю¤ение с«е¤ующих принцип®в:
- выб®р и це«ес®®бра§н®е исп®«ь§®вание ¤®
качественных ист®чник®в, с®®тветствующих с®вре
н®© науке;
- и¤е©ная вы¤ер¦анн®сть, п®«итическая це«|
прав«енн®сть, свя§ь с ¦и§нью, с практик®© ꮬ¬|
стическ®г® стр®ите«ьства, наступате«ьн®сть в ®тн®|
нии врতебн®© и¤е®«®гии;
- ﮧнавате«ьная ценн®сть, инф®р¬ативн®сть I
териа«а с учет®¬ интерес®в и §апр®с®в с«ушате¤
- тв®рчески© характер 觫®¦ения, иск«ючаюя
¤®г¬ат觬 и начетничеств®;
- ¤®ка§ате«ьн®сть и убе¤ите«ьн®сть;
- ясн®сть и т®чн®сть 觫®¦ения;
- с®четание э¬®ци®на«ьн®г® и раци®на«ьн®г® а
¬ент®в.
‚ пр®цессе ﮤг®т®вки «екции ®трабатывается <.
кая структура, тщате«ьн® пр®¤у¬ываются вступ«е!
г«авная часть и §ак«ючение. “спех «екции в® ¬н®1
§ависит ®т т®г®, как ®на начинается. ‚ступ«е<
¤®«¦н® быть интересны¬ и уверенны¬. П® не¬у вст
чают «ект®ра.
М妤у те¬ част® бывают неу¤ачные вступ«ен
М®¦н® вы¤е«ить неск®«ьк® их тип®в. Напри¬ер,
к®©, к®г¤а в тексте х®ть и все прави«ьн®, а неин
ресн®, п®т®¬у чт® все¬ и§вестн®.
‘ре¤и §а¬ечани© ‚. И. Ленина на те§исы …. А. П
®бра¦енск®г® к XI съ姤у партии есть так®е: <...п
®б«а¤ают ®бщие ¬еста. Эт® ни к че1¬у. П®вт®рять
так г®«® - вре¤н®; вы§®вет т®шн®ту, скуку, §«®бу п]
тив ¦вачки... ’®шнит всех ®т ®бщих фра§>2.
„руг®© тип неу¤ачн®г® вступ«ения характе}
§ует расп«ывчат®сть, нечетк®сть.
Бывает вступ«ение, к®т®р®е ¬®¦н® на§вать <и§1
няющи¬ся>. ’ак ин®г¤а начинают вступ«ение не®ш
ные пр®паган¤исты на пре¤приятии. Лекция читае
в ®бе¤енны© перерыв и«и п®с«е раб®ты. ‚ре¬ени М
«®, «ю¤и уста«и, и «ект®р начинает 觫®¦ение те<
‘¬. К.. „. “шински©. ‘®бр. с®ч., т. 5. Л. - Л., 1949, с.
8 ‚. И. Ленин. П®«н. с®бр. с®ч., т. 45, с. 45.
190
с т®г®, чт® г®в®рит: <’®варищи, я ®чень х®р®ш® §наю,
чт® вы все уста«и, чт® вы х®тите ¤®¬®©. Я вас не §а-
¤ер¦у> и т. ¤., и в таꮬ ¤ухе п𮤮«¦ает г®в®рить,
ниск®«ьк® не прив«екая вни¬ания с«ушате«е©.
I ‘«учается, «ект®р ¤е«ает вступ«ение к вступ«ению,
напри¬ер, так: <Пр妤е че¬, т®варищи, начать св®ю
«екцию, я х®те« бы §а¬етить, чт®...> и т. ¤.
А теперь ® х®р®ших вступ«ениях, к®т®рые вы§ы-
вают интерес ау¤ит®рии.
‚. И. Ленин част® начина« св®ю речь с пря¬®г®
вт®р¦ения в те¬у. ’ак, напри¬ер, выступая в 1918 г.
на бывше¬ §а⮤е Михе«ьс®на, ‚. И. Ленин нача«
так: <Нас, б®«ьшевик®в, п®ст®янн® ®бвиняют в ®т-
ступ«ении ®т ¤ев觮в равенства и братства. Объяс-
ни¬ся п® эт®¬у п®в®¤у начист®ту>.
’ак®е нача«® не ¬®¦ет не §аинтерес®вать. К®неч-
н®, ⮦¤я рев®«юции бы«® интересн® с«ушать не§а-
вис謮 ®т те¬ы ра§г®в®ра. Н® у¬е«®е вступ«ение
сра§у прик®выва«® вни¬ание «ю¤е©.
Ин®г¤а бывает це«ес®®бра§н® так на§ыва嬮е к®н-
трастн®е вступ«ение. ‚ качестве при¬ера ¬®¦н® при-
вести нача«® ¤®к«а¤а ‚. И. Ленина на ®бъе¤иненн®¬
§асе¤ании ‚–ИК, М®сс®вета, фаб§авꮬ®в и пр®ф-
с®ю§®в в 1918 г.: <’®варищи, ¬не ка¦ется, чт® те-
перешнее наше п®«®¦ение, при все© ег® пр®тив®речи-
в®сти, ¬®¦ет быть выра¦ен®, в®-первых, те¬, чт® ¬ы
ник®г¤а не бы«и так б«и§ки к ¬е¦¤унар®¤н®© пр®«е-
тарск®© рев®«юции, как теперь, и, в®-вт®рых, ¬ы ни-
к®г¤а не бы«и в б®«ее ®пасн®¬ п®«®¦ении, как те-
перь>2.
•®р®ш® в®сприни¬ается вступ«ение, к®т®р®е с®®б-
щает г«авную ¬ыс«ь «екции, ¤®к«а¤а.
Интересн® бывает пр®б«е¬н®е, и«и п®«е¬ическ®е,
вступ«ение, н® при ус«®вии, ес«и сти«ь и п®стр®ение
все© речи вы¤ер¦аны в эт®¬ к«юче.
‚ступ«ения ¬®гут с®¤ер¦ать ®бращение к инте-
реса¬ с«ушате«е©, к каꮬу-«иб® «ицу, авт®ритету,
с®бытию, ист®чника¬. Речь на т®р¦ественн®¬ §асе¤а-
нии в Баку, п®священн®¬ вручению ст®«ице А§ер-
б੤¦ана ®р¤ена Ленина, Л. И. Бре¦нев нача« так:
<„®р®гие т®варищи! „ру§ья!
‚. И. Ленин. П®«н. с®бр. с®ч., т. 37, с. 83,
’а¬ ¦е, с. 111,
191
“ нас с ва¬и х®р®ши© п®в®¤ ¤«я встречи: ¬не
ручен® вручить г®р®¤у Баку са¬ую выс®кую награ|
Р®¤ины-®р¤ен Ленина. От всег® сер¤ца ﮧ¤рав«г
бакинцев с эт®© б®«ьш®© нагрम©.
‚е«ик®е и¬я Ленина не®т¤е«и¬® ®т ист®рии в
шег® г®р®¤а, ®т ист®рии А§ерб੤¦ана. ‚«а¤и¬!
И«ьич, п® ®бра§н®¬у выра¦ению Кир®ва, §а триг
вять §е¬е«ь ус«ыша« биение сер¤ец бакинских щ
«етариев>. ’ак®е теп«®е сер¤ечн®е вступ«ение щ
¤ает §а¤ушевн®сть все© речи.
‚® вступ«ении ¬®¦ет пр®явиться ю¬®ристичесв
нача«®, как бы«® ин®г¤а в выступ«ениях М. И. Б
«инина. ‘в®ю речь на VII съе§¤е ‚ЛК‘М в 19261
®н нача« так: <’®варищи, х®р®ш®, к®г¤а ¤® нача|
речи ап«®¤ируют,-в т® вре¬я ®рат®р ®быкн®вен
¤у¬ает, с чег® начать>2. \
Интересн®е вступ«ение ¤®«¦н® пр妤е все)
¤ать ⮧¬®¦н®сть <п®чувств®вать> те¬у, в®сприня
ее э¬®ци®на«ьн® и те¬ са¬ы¬ ﮤг®т®вить с«ушате
к усв®ению ¬атериа«а. Интересн®е вступ«ение ®б<
щает с®¤ер¦ате«ьн®е п𮤮«¦ение, ®н® §а¤ер¦ива|
интерес присутствующих на те¬е «екции, ¤®к«а¤
п®бу¦¤ает к р৤у¬ью, а путь к сер¤цу и у¬у с«уш
те«я пр®«егает чере§ ег® интерес.
—ре§выча©н® ва¦н® в®в«ечь с«ушате«е© в с®тв®
честв®, с¤е«ать их партнера¬и в р৬ыш«ении, ее
¤ать такую псих®«®гическую ситуацию, к®г¤а ®¤
са¬и прих®¤ят к ®пре¤е«енны¬ вы⮤ଠв¬есте с ®р1
т®р®¬.
‚®§¬®¦ны с«учаи, к®г¤а у с«ушате«я у¦е и¬еет
пр®чны©, с«®¦ивши©ся интерес к те¬е. ‚ так®© <
туации интересн®е вступ«ение не ст®«ь не®бх®¤ии
н® и тут ®н® сп®с®бн® уси«ить и¬еющи©ся интер
‚т®р®© с«уча©-к®г¤а у с«ушате«е© ¤® «екции и|
речи ®тсутствует ⮧никши© ранее интерес. З¤Г
вступ«ение при§ван® сыграть б®«ьшую р®«ь: ®н®
𮦤ает интерес, ⮧бу¦¤ает вни¬ание.
•®р®ш® в®сприни¬ается ярк®е кратк®е вст
«ение.
Л. И. Бре¦нев. Ленински¬курс®¬. Речи, приветствия,
тьи, в®сﮬинания, т. 7, с. 469.
2 М. И. Ка«инин. И§бранные пр®и§ве¤ения в 4-х т®¬ах, т.!
с. 16.
192
Как ни ве«ик® §начение вступ«ения, ®¤нак® г«ав-
ная часть речи ва¦нее. Она стр®ится с учет®¬ треб®-
вани© ¤и¤актики и «®гики, с с®б«ю¤ение¬ п®с«е¤®-
вате«ьн®сти в 觫®¦ении в®пр®с®в, с®р৬ерн®сти
часте©. Пр®¤у¬ываются <скрепы>-свя§ки ¬е¦¤у
частя¬и, ва¦н® т®«ьк®, чт®бы ®ни с®е¤иня«и, как
¬®ст, а не ра§г®ра¦ива«и, как стена. ‚ г«авн®© ча-
сти раскрывается ⮧¬®¦н® п®«нее и интереснее с®-
¤ер¦ание те¬ы, ее п®«итическ®е, научн®е и практи-
ческ®е §начение.
За¤ача ®рат®ра с®ст®ит в т®¬, чт®бы ﮤ¤ер¦и-
вать на ¤®«¦н®¬ ур®вне вни¬ание с«ушате«е©, п®-
эт®¬у не реꮬен¤уется, ®с®бенн® в речи, §аг®т®в-
«ять б®«ьшие <куски>. Г«авная часть стр®ится и§
неб®«ьших §веньев-в®пр®с®в, к®т®рые тесн® свя-
§ываются ¤руг с ¤ру㮬, ®бра§уя «®гическую це-
п®чку.
‘равните«ьн® распр®страненны¬ ¬ет®¤®¬ п®стр®е-
ния речи яв«яется в®пр®сн®-®тветны©. ’ак ®бычн®
стр®и« выступ«ения М. И. Ка«инин. ‚®пр®сы стави-
«ись ¦и§ненн® ва¦ные, интересующие ау¤ит®рию.
˜ир®к® при¬еняются «®гически© и ист®рически© ¬е-
т®¤ы.
Л®гически© ¬ет®¤ ®бычн® с®четает ¤е¤уктивны© и
ин¤уктивны© с ¬ет®¤®¬ ана«®гии. ‚ ®т¤е«ьных вы-
ступ«ениях ¬®¦ет пре®б«а¤ать т®т и«и ¤руг®© ¬ет®¤.

<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 20
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

Copyright й Design by: Sunlight webdesign