LINEBURG


<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 19
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

р觬ы, к®р®ткие шут«ивые расска§ы, эп觮¤ы и§ ¦и§-
ни - все эт® при㮤ится, к®г¤а нम бу¤ет <®све¦ить>
ут®¬«енные г®«®вы с«ушате«е©. М®¦н® §аранее §аг®-
т®в«ять <®све¦ающие ®тступ«ения>, б®«ее и«и ¬енее
свя§анные с т嬮©.
Ос®бенн® ва¦н® ¤«я рук®в®¤ящег® парти©н®г® и
с®ветск®г® раб®тника накап«ивать факты тру¤®в®©
и ®бщественн®© ¤еяте«ьн®сти св®ег® к®««ектива, ин-
тересные факты и§ га§ет. ‚се эт® в св®е вре¬я н੤ет
¬ест® в речи на с®брании, с®вещании, к®нференции,
съ姤е.
Как бы х®р®ш® ни бы«а ﮤг®т®в«ена речь и«и
«екция, н® ®на ®¦ивает §ан®в® и с®вершенствуется
в ау¤ит®рии. Ин®г¤а са¬®е «учшее прих®¤ит в® вре-
¬я выступ«ения, п®эт®¬у ценные нах®¤ки нम фик-
сир®вать и в⮤ить в актив.
При ﮤг®т®вке выступ«ения ®рат®ру не®бх®¤и¬®
®ценить ¬атериа« как с с®бственных ﮧици©, так и с
П®§ици© в®®бра¦ае¬ых с«ушате«е©: вы§®вет «и ®н их
‚ни¬ание, интерес? ‚а¦н® у¬еть <перев®п«®щаться>,
175
Ин®г¤а бывает так: ®рат®р ﮤг®т®ви« «еы
¬атериа« ка¦ется е¬у ну¦ны¬, интересны¬, а с«у
те«и ®ста«ись равн®¤ушны¬и. Эт® пр®и§®ш«® п®т®1|
чт® не су¬е« «ект®р перек«ючиться на св®их с«уа
те«е©. Он приг®т®ви« «екцию ¤«я себя, а не ¤«я щ
Бывает и так, чт® «ект®р пыта«ся перек«ючиться-|
с«ушате«е©, а на сମ¬ ¤е«е с«ушате«е© перек«ю©
на себя, т. е. перенес на них св®© ур®вень п®нии|
ния те¬ы. …¬у ка¦ется т® и«и ¤руг®е э«е¬ентарн®
и ®н выбрасывает на х®¤у ®¤н®, ¤руг®е. ‚ ит®ге п|
¬е¦ут®чные ступени и§ъяты, и с«ушате«я¬ ста«® ¬|
г®е неп®нятн®.
Бывает и ¤руг®е: пр®паган¤ист пре¤став«яет свс
с«ушате«е© н央стат®чн® п®¤г®т®в«енны¬и, старае!
все р০евать, и в ау¤ит®рии царит скука.
При ﮤг®т®вке к выступ«ению прих®¤ится раб
тать на¤ р৫ичны¬и ист®чника¬и: тру¤а¬и к«асс
к®в ¬аркс觬а-«енин觬а, парти©ны¬и ¤®ку¬ента
специа«ьн®© «итератур®©, ¬атериа«а¬и га§ет, ¦урн
«®в, те«епере¤ач, ра¤и®. ‚а¦ную р®«ь играет привЛ
чение «ичн®г® ®пыта и ¬естн®г® ¬атериа«а, факт>
пр®и§в®¤ственн®© и ®бщественн®© ¦и§ни.
Б®«ьш®е §начение и¬еет ¤®бр®качественн®сть >
териа«а: при⮤и¬ые факты, цифры, и¬ена, при¬ер
¤аты, цитаты ¤®«¦ны ;быть т®чн® пр®верены.
Заг®т®в«ять нम §начите«ьн® б®«ьшее к®«ичес!
¬атериа«а, че¬ в®©¤ет в «екцию, и¬ея в ви¤у, ч,
часть све¤ени© ¬®¦ет п®нमбиться «ишь сମ¬у в|
ступающе¬у ¤«я б®«ее г«уб®к®г® и всест®р®ннег® I
ни¬ания в®пр®са.
Мн®гие выписки бывают не®бх®¤и¬ы т®«ьк® в п],
цессе ра§раб®тки те¬ы, как бывают ну¦ны <«еса>;
пр®цессе стр®ите«ьства ¤®¬а, н® их убирают п®с,
®к®нчания стр®©ки.
; ‘ମе г«авн®е при накап«ивании ¬атериа«а-с1
б«ю¤ать систе¬у. При чтении п®«е§н® устанав«ивав
свя§и ¬е¦¤у ист®чника¬и, прив«екать факты и§ ¦©
ни, исп®«ь§®вать пр®ш«ы© ®пыт.
—итать с«е¤ует ®бъе¬н®, т. е. усваивать не т®«ь)
текст, н® И п®¤текст, ¤®¬ыс«ивать книгу, ®тн®ситЫ
к ¬атериа«у тв®рчески. Ин®г¤а бывает не®бх®¤и¬
и п®сп®рить с авт®р®¬ ¬®н®графии и«и ¦урна«ы
статьи.
176
К®г¤а с®бран® б®«ьш®е к®«ичеств® ¬атериа«а, на-
ступает пер认 ®тб®ра и ®ф®р¬«ения ау¤ит®рных ¬а-
териа«®в. Он начинается с к«ассификации выпис®к,
к®нтр®«ьн®г® пр®с¬®тра нак®п«енн®г®, ®тб®ра све¤е-
ни© ¤«я «екции, ¤®к«а¤а. Эт® тру¤ны© пер认, к®г¤а
¬атериа« еще в«а¤еет «ект®р®¬, а §а¤ача §ак«юча-
ется в т®¬, чт®бы ®в«а¤еть ¬атериа«®¬ и выбрать ¤«я
выступ«ения сମе г«авн®е.
‘®став«ение ау¤ит®рн®г® ¬атериа«а
К®г¤а ®тб®р све¤ени© §ак®нчен, начинается пр®-
цесс с®став«ения ау¤ит®рн®г® ¬атериа«а, т. е. т®г®,
с к®т®ры¬ ®рат®р вых®¤ит на трибуну.
Эт® ¬®¦ет быть п®«ны© текст выступ«ения, т. е.
¤®с«®вн®е и п®с«е¤®вате«ьн®е 觫®¦ение все© речи.
Эта ф®р¬а и¬еет св®и преи¬ущества и н央статки.
Преи¬ущества §ак«ючаются в т®¬, чт® §¤есь т®чн®
®траб®таны «ексика, фра§е®«®гия, ®тш«иф®ваны фра-
§ы. ’екст с®храняет «екцию и«и речь нम«г®. …е
¬®¦н® ¤ать на рецен§ию, ею ¬®¦ет в®сп®«ь§®ваться
¤руг®©, ¬енее ®пытны© ®рат®р. ‘®став«яя текст, пр®-
паган¤ист пр®¤у¬ывает не т®«ьк® с®¤ер¦ание, н® и
®рганически свя§анную с ни¬ ф®р¬у, а так¦е прие¬ы
ﮤачи ¬атериа«а. Приве¤ены цитаты, ®т®браны при-
¬еры, цифры, устан®в«ена четкая п®с«е¤®вате«ьн®сть
в 觫®¦ении ¬атериа«а. И¬ея текст, «егк® устан®вить
к®«ичеств® вре¬ени, не®бх®¤и¬®г® ¤«я выступ«ения.
…с«и ®рат®р не и¬еет ¤®стат®чн®г® ®пыта и«и не ®б-
«а¤ает сп®с®бн®стью «егк® и§«агать св®и ¬ыс«и, п®-
«е§н® с®ставить текст.
К н央статка¬ эт®© ф®р¬ы ®тн®сится пр妤е всег®
т®, чт® текст с®§¤ается не§авис謮 ®т ау¤ит®рии, вре-
¬ени и ¬еста и несет на себе нек®т®ры© на«ет ф®р¬а-
«и§¬а. Н央статꮬ яв«яется и т®, чт®, к®г¤а «екция
написана, п®яв«яется искушение читать п® бу¬аге.
П®эт®¬у це«ес®®бра§н® с®став«ять к®нспект выступ-
«ения, ег® <®б§®р>. Он ¤ает §начите«ьн® б®«ьше св®-
ᮤы, н® требует у¬ения с®§¤авать речь на ®сн®ве
кратких §а¬ет®к. Он сти¬у«ирует ра§витие устн®©
речи, пре¤став«яет ⮧¬®¦н®сть р৫ичных сти«исти-
ческих вариант®в в §авис謮сти ®т характера ау¤и-
т®рии.
‚ х®р®ше¬ к®нспекте есть п«ан, т. е. т®, ® че¬ (
нम г®в®рить, те§исы, т. е. т®, чт® нम г®в®рить, и 1
177
\ всﮬ®гате«ьны© фактически© ¬атериа«. ‘ю¤а ®тн
сятся факты, цифры, цитаты, при¬еры, и««юстрац„
З¤есь ¦е ﮬещаются ¬ет®¤ические §а¬ечания |
исп®«ь§®вании п®с®би©. Мн®гие ®рат®ры п®«ь§уют
с«е¤ующе© ф®р¬®© к®нспекта. „е«ят страницу на —!
части: «евая, у§кая, к®«®нка с®¤ер¦ит п«ан; вт®ра
б®«ее шир®кая, те§исы и третья к®«®нка (п® ве«
чине сре¤няя ¬е¦¤у перв®© и вт®р®©)-фактич
ски© ¬атериа«. Эт® у¤®бн®: сра§у ви¤н®, г¤е чт® )
х®¤ится.
”®р¬а к®нспекта ¬®¦ет быть и ¤руг®©: пишут
«истке пункт п«ана - в®пр®с и тут ¦е ﮤ ни¬ I
вет-с®¤ер¦ание в®пр®са. К®нспекты бывают <觫,
гающие>, в к®т®рых ¬ыс«и и факты ®б«ечены в ф®|
¬у фра§, и <на¬екающие>, г¤е нет г®т®вых фра,
а и¬еется ¬атериа« ¤«я их с®§¤ания в ¬®¬ент вв
ступ«ения.
‚. И. Ленин ﮤчеркива«, чт® в к®нспекте ®т¤е«!
ные фра§ы и ¤а¦е ®т¤е«ьные с«®ва и¬еют несра©
ненн® б®«ее ва¦н®е §начение, че¬ при ﮤр®бн®¬ и1
«®¦ении. И ¤е©ствите«ьн®, в к®нспекте част® ¬®¦я|
пере¤ать ®¤ни¬-¤ву¬я с«®ва¬и б®«ьше, че¬ в не
ск®«ьких пер认ах свя§н®г® текста. ",
Ау¤ит®рны© к®нспект ¬®¦ет быть и распр®стра
ненны¬. О¤нак® при «юᮬ ®бъе¬е ®н ¤®«¦ен быт
§рите«ьн® выра§ите«ьны¬ и структурн® четки¬. …п
нम писать ¤®стат®чн® крупн®, четк®, п®«ь§уясь п<
¬ере нमбн®сти не®бх®¤и¬®© .сигна«и§ацие©. Напри
¬ер, цифры §ак«ючать в круг красн®г® цвета, ¤ву¬?
пара««е«ьны¬и сини¬и «иния¬и сб®ку ®б®§начать ц©
тату, г®р觮нта«ьн®© пря¬®© черн®© черт®©-те§ись
а ква¤ратн®© ск®бк®© сб®ку ®т¬ечать вы⮤ы. Оᮧ
начения ¬®гут быть выбраны «юбые, не®бх®¤и¬!
т®«ьк® п®ст®янн® при¬енять ®¤ни и те ¦е §наки. ‘и!
на«и§ация §начите«ьн® ®б«егчает п®«ь§®вание к®©
спект®¬, ﮬ®гает быстр® на©ти ну¦н®е ¬ест®, чт
®с®бенн® ва¦н® в пр®цессе выступ«ения.
„«я уск®рения с®став«ения к®нспекта и с®кращв
ния ®бъе¬а §аписи це«ес®®бра§н® прибегать к с®кра!
щения¬ с«®в. И§вестные и п®вт®ряющиеся выра¦в
ния ¬®¦н® §аписывать нача«ьны¬и буква¬и, как эт<
¤е«ается в с«®варях. :
I О¤нак® сମе г«авн®е в пр®цессе ра§раб®тки те
¬ы-эт® не текст, не к®нспект, не п«ан. Г«авн®
178
§ак«ючается в т®¬, чт®бы с®§¤ать св®ю <«аб®рат®-
рию> п® те¬е, ра§раб®тать ее <®бъе¬н®>, вширь и
вг«убь, ¬н®г®п«ан®в®, с учет®¬ ⮧¬®¦н®сти 觫®¦е-
ния в р৫ичных аспектах и ®бъе¬ах.
<Лаб®рат®рия> п® те¬е пре¤п®«агает с®§¤ание не-
ск®«ьких вариант®в ¬ет®¤ических решени© в®пр®с®в.
Накап«иваются факты, при¬еры, и««юстрации, рас-
считанные на, т®т и«и ин®© с®став с«ушате«е© (¬®«®-
¤е¦ь, пенси®неры, раб®чие, к®«х®§ники, инте««иген-
ция и ¤р.). К®г¤а нम бу¤ет ﮤг®т®виться к к®н-
кретн®© «екции, ®рат®р с¬®¦ет в§ять и§ св®е© <«аб®-
рат®рии> и¬енн® т®, чт® пре¤став«яет интерес ¤«я
¤анн®© ау¤ит®рии.
Ин®г¤а в¬ест® к®нспекта с®став«яют те§исы вы-
ступ«ения-эт® кратк®е 觫®¦ение существа в®пр®-
са бе§ фактическ®г® ¬атериа«а. ’е§иса¬и п®«ь§уются
и ¤«я кратк®г® п®вт®рения речи и«и «екции.
М®¦н® ®граничиться с®став«ение¬ ра§вернут®г®
п«ана с ®т¤е«ьны¬и выписка¬и. Н® эта ф®р¬а прие¬-
«е¬а т®«ьк® т®г¤а, к®г¤а «ект®р х®р®ш® §нает ¬ате-
риа« и св®б®¤н® в«а¤еет устн®© речью.
‚ пр®цессе ﮤг®т®вите«ьн®© раб®ты «ект®ру
ва¦н® п®нять пр®читанн®е, усв®ить п®нят®е и §ате¬
исп®«ь§®вать усв®енн®е.
‚®§¬®¦на, напри¬ер, такая ситуация: «ект®р ра-
§®бра«ся, ка¦ется, в ¬атериа«е в® вре¬я ﮤг®т®вки,
а при выступ«ении п®чувств®ва« §атру¤нения. Эт®
§начит, чт® бы«а решена т®«ьк® первая часть §а¤а-
чи-п®ни¬ание, н® не бы«® ¤®стигнут® усв®ение.
И§ чег® ск«а¤ывается п®ни¬ание? Пр妤е всег®
и§ п®ни¬ания с«®в, фра§, аб§ацев. ‚а¦н® выяснить
с¬ыс« не§наꮬых тер¬ин®в, п®няти©, в®сп®«ь§®вав-
шись с«®варя¬и. <„«я г«уб®к®г® п®ни¬ания и усв®е-
ния б®«ьшую р®«ь играет си¬у«ьтанн®е ¬ыш«ение,
к к®т®р®¬у ¤®«¦ен прибегать ®рат®р>. П®че¬у не-
п®нятна эта фра§а? П®т®¬у чт® неп®нятн® с«®в® <си-
¬у«ьтанн®е>. Прих®¤ится брать с«®варь. Эт® с«®в®
ин®странн®е-«атинск®е и«и греческ®е, §начит, ®н®
¤®«¦н® быть в ‘«®варе ин®странных с«®в. Ока§ы-
вается, <си¬у«ьтанны©> §начит <с®в¬естны©, ®¤н®-
вре¬енны©>. Значит, си¬у«ьтанн®е ¬ыш«ение-эт®
так®е ¬ыш«ение, к®г¤а как®©-т® в®пр®с ®¤н®вре¬енн®
расс¬атривается с р৫ичных ст®р®н. Неп®нятные
с«®ва и их ®бъяснения ®бя§ате«ьн® выписываются в
179
с«®варик. ’ак п®степенн® ®б®гащается с«®варны©
пас, ра§вивается речь. ____.
(‚т®р®© ¬®¬ент-п®ни¬ание фра§ы в це«®¬. —–
бы п®нять фра§у, н央стат®чн® §нать все с«®ва,
с®став«яющие. ‘¬ыс« фра§ы §ависит, в®-первых,
с¬ыс«а с«®в, в®-вт®рых, ®т п®ни¬ания §нак®в пре©
нания и, в-третьих, ®т п®ря¤ка с«®в. ‘«®ва, расп®„
гающиеся в® фра§е, <®свещают> св®и¬ с¬ыс«®¬ ¤р|
¤руга. Г®в®ри¬ ® б®рьбе §а эффективн®сть и каче<|
в®, и не ну¦н® ¤®бав«ять <х®р®шее> и«и <®т«ичн®
качеств®. Не ну¦н® п®т®¬у, чт® с«®в® <эффекта
н®сть> ®свещает св®и¬ с¬ыс«®¬ с«®в® <качеств®>. ,
(‘«е¤ующи© этап-п®ни¬ание аб§ацев. Ин®г|
бывает п®«е§ен п®аб§ацны© ¬ет®¤ чтения. …г® су
§ак«ючается в с«е¤ующе¬: п® пр®чтении аб§аца в
®бх®¤и¬® ®тв«ечься ®т текста и п®пытаться ®тветиэ
® че¬ и чт® г®в®рится в аб§аце. …с«и ®тветы ¤ают>
прави«ьн®, т® с®¤ер¦ание аб§аца усв®ен®.
I Зак«ючите«ьны© этап-усв®ение и¤еи р৤е«а;
книги в це«®¬. ’ут ®гр®¬ную р®«ь играет п®ни¬а©!
структуры всег® текста, а эт® в® ¬н®г®¬ §ависит ч,
те¬па чтения. ‘уществуют р৫ичные ви¤ы чтени|
бег«ы© пр®с¬®тр ®г«ав«ения, а ин®г¤а и все© книг
бег«®е чтение, к®г¤а г«а§а как бы ск®«ь§ят п® текс!
выб®р®чн®е чтение, к®г¤а берут и§ книги т®«ьк® к
к®©-т® фраг¬ент, не®бх®¤и¬ы© ¤«я ﮤг®т®вки к в|
ступ«ению; сп«®шн®е чтение, к®г¤а читается вся кн|
га; шту¤ир®вание-эт® уг«уб«енн®е и§учение книг
при к®т®р®¬ ®бычн® с®став«яется к®нспект и«и ¤е«®
ются выписки; ®с®бы© ¬ет®¤-ск®р®чтение.
—аст® путают ск®р®чтение с бег«ы¬ пр®с¬®три
книги. Мет®¤®¬ бег«®г® пр®с¬®тра в«а¤еет. п®ч1
кতы© ®бр৮ванны© че«®век, ск®р®чтение¬ ®в«1
¤е«и сравните«ьн® не¬н®гие. ‘к®р®чтение-не выб
р®чн®е п®верхн®стн®е ск®«ь¦ение г«а§а, а сп«®шн<
чтение текста, п®«н®е и с не®бх®¤и¬®© г«убин®©.
‚а¦н® ®братить вни¬ание «ект®ра и на прави«;
н®е с®став«ение к®нспекта п® книге. Он ®т«ичает>
.®т ау¤ит®рн®г® к®нспекта, ® к®т®р®¬ г®в®ри«®сь р.
| нее. К®нспект п® книге не«ь§я с®став«ять при перв©
чтении, так как в эт®¬ с«учае читате«ь §аписыва©
не §ная, ® че¬ п®©¤ет речь ¤а«ьше. Эт® при⮤!
к неправи«ьн®¬у выб®ру ¬атериа«а ¤«я §аписи и
нераци®на«ьн®© трате си« и вре¬ени. ’ак®© к®нспе!
180
¬®¦н® на§вать <с«епы¬ к®нспект®¬>. А <§рячи© к®н-
спект> - эт® к®нспект при п®вт®рн®¬ чтении.
…с«и прих®¤ится и§учать ра§ные ист®чники, т®
«учше снача«а §ак®нспектир®вать ®сн®вн®©, а и§ ®с-
та«ьных книг с¤е«ать т®«ьк® выписки, ¤®п®«няющие
к®нспект н®вы¬и ¤анны¬и.
’еперь б®«ее ﮤр®бн® ®б усв®ении ¬атериа«а.
“св®ить-эт® §начит с¤е«ать ¬ыс«и книги св®и¬и.
Как®вы ¦е критерии усв®ения? Пр妤е всег® эт® сп®-
с®бн®сть пере¤ать ¬ыс«и авт®ра св®и¬и с«®ва¬и,
т. е. переска§ать текст и с®ставить к®нспект пр®чи-
танн®г®.
Не ¬енее ва¦н® у¬ение ﮤтвер¤ить ¬ыс«и авт®ра
с®бственны¬и при¬ера¬и, факта¬и, аргу¬ентацие©.
Нак®нец, иск«ючите«ьн®е §начение и¬еет сп®с®бн®сть
свя§ать н®вые §нания с® стары¬и, с ¤руги¬и и§учен-
ны¬и ист®чника¬и.
„«я х®р®шег® усв®ения не®бх®¤и¬ы с«е¤ующие I
ус«®вия: интерес к книге, вни¬ание при чтении, х®р®-
шая па¬ять. О¤на книга ®бъективн® интересна ¤«я
кত®г® ®бр৮ванн®г® че«®века, ¤ругая субъективн®
интересна: эт® ¬®¦ет быть пр®фесси®на«ьны©, ⮧-
растн®© и«и ин®© интерес. Интересная книга ⮧бу¦- >
¤ает вни¬ание, а вни¬ание-эт® в®р®та ﮧнания. |
‚ни¬ание бывает с®ср央т®чен¤®е и распре¤е«енн®е. 1
–енн® и т® и ¤руг®е. ‘®ср央т®ченн®е вни¬ание-
эт® вни¬ание, ск®нцентрир®ванн®е на ®¤н®¬ ®бъекте.
А распре¤е«енн®сть вни¬ания-эт® сп®с®бн®сть на-
пра©ить вни¬ание ®¤н®вре¬енн® на ра§ные ®бъекты.
Напри¬ер, к®г¤а ш®фер ве¤ет ¬ашину, ®н не ¬®¦ет
быть с®ср央т®чен на каꮬ-нибу¤ь ®¤н®¬ ®бъекте,
®н ¤®«¦ен ®б«а¤ать распре¤е«енн®стью вни¬ания,
®хватывая сра§у все п®«е ¤ви¦ения. ’ак ¦е и в ®ра-
т®рсꮬ искусстве: распре¤е«енн®сть вни¬ания ®чень
ва¦на в ¬®¬ент выступ«ения. ‘ ®¤н®© ст®р®ны, вни-
¬ание ®рат®ра направ«ен® на с®бственные ¬ыс«и-
те«ьные и э¬®ци®на«ьные пр®цессы, с ¤руг®©-на
ау¤ит®рию.
К®нцентрир®ванн®е вни¬ание не®бх®¤и¬® при чте- I
нии. Эт® с®ср央т®ченн®сть. Об®р®тная ст®р®на ее- I
Рассеянн®сть.
Б®«ьшую р®«ь ¤«я усв®ения играет па¬ять. Па-
¬ять-эт® сп®с®бн®сть в®сприни¬ать, с®хранять и
’®чн® в®спр®и§в®¤ить усв®енн®е. …сть «ю¤и, к®т®рые
181
®чень быстр® в®сприни¬ают ¬атериа«, н® у¤е-
вают ег® н央«г®. „ругие ¬е¤«енн® в®сприни¬ают
§ат® ¤®«г® ¤ер¦ат в па¬яти в®спринят®е. ’рв
тип-«ю¤и, х®р®ш® в®сприни¬ающие, ¤®«г® с®хр<
ющие, н® ¬е¤«енн® в®спр®и§в®¤ящие. „«я ®рат
®¤инак®в® ва¦ны все ¬ехан觬ы па¬яти. Н® ®т ,
§ависит па¬ять? Мн®гие ¤у¬ают, чт® па¬ять-1
чист® прир®¤н®е яв«ение. Нес®¬ненн®, ®т 𮦤е|
§а¤атки па¬яти у «ю¤е© ра§ные. Н® все-таки г«
н®е - тренир®вка.
Орат®р, ®б«а¤ающи© х®р®ше© па¬ятью, г®в
св®б®¤н®, к не¬у «егк® прих®¤ят с«®ва. За¬ечате
н®© тренир®вк®© па¬яти яв«яются выступ«ения
к®нспект®в. „а и с«ушате«я¬ интереснее такая ре
Псих®«®ги г®в®рят, чт® са¬ая ре§у«ьтативная тре;
р®вка па¬яти пере¤ сн®¬, ®¤нак® эффективн® п®в
рение и утр®¬, <на све¦ую г®«®ву>.
‚а¦н® §нать и ви¤ы па¬яти. Первы© ви¤ на§ьп
ется §рите«ьн®© па¬ятью. Эт®т ви¤ па¬яти быва
®с®бенн® ра§вит у ⮤ите«е© трансп®рта, х󤮦ник
в®енных. Зрите«ьная па¬ять ра§вивается те¬ успR
нее, че¬ б®«ьше че«®векчитает, расс¬атривает. …е
читате«и, к®т®рые наст®«ьк® х®р®ш® §аﮬина!
структуру текста, чт® сра§у ¬®гут ска§ать, на ка©
странице чт® написан®.
‚т®р®© ви¤ па¬яти-с«ух®вая. Она ®бычн® б)
вает ®чень ра§вита у ¬у§ыкант®в, ꮬﮧит®р®в. Ор
т®ру п®«е§н® ра§вивать с«ух®вую па¬ять. „«я эт®
це«ес®®бра§н® практик®вать чтение вс«ух. …с«и чт|
нибу¤ь неясн® в книге, ¬®¦н® при¬енить так®© ¬
т®¤: неп®нятн®е ¬ест® пр®читать ¬е¤«енн® вс«ух и я
реска§ать ег®, и т®, чт® бы«® неп®нятн® при чтении п
себя, п®р®© ®ка§ывается п®нятны¬ при чтении вс«у
…сть па¬ять ¤®«г®ср®чная и ®перативная. Б®«ы©
к®«ичеств® с«®в, ®бр৮в, п®няти© хранится в к«а„
в®© наше© па¬яти всю ¦и§нь. Эт® ¤®«г®ср®чная ™
¬ять...
Оперативная па¬ять вре¬енная, ®на <стирает> в
несущественные ¤ета«и пр®ш«®г® и с®храняет н®в®
ну¦н®е теперь.
<•®р®шая па¬ять,-®т¬ечает ч«ен-к®рресп®н¤©,
АН ‘‘‘Р Н. Бехтерева,-с®ст®ит и§ трех ꮬп®не<
т®в: и§ х®р®шег®, пр®чн®г®, на всю ¦и§нь §аﮬни!
ния, х®р®шег® хранения и х®р®шег® в®спр®и§ве¤ен!
182
сигна«а. ‚сﮬнить-§начит и§в«ечь сигна« и§
¤а¬яти, перевести ег® и§ ¤®«г®ср®чн®© па¬яти в ®пера-
тивную, т® есть, как принят® г®в®рить у не©р®фи§и®-
¤®г®в, <считать> сигна«. И, ес«и ну¦н®, §абыть>.
Ранее у¦е ®т¬еча«®сь, чт® чре§выча©н® ва¦н® на-
учиться свя§ывать н®вые §нания с® стары¬и. ‚ этих
це«ях п®«е§н® в®сп®«ь§®ваться при嬮¬ <экскур-
си©> - ®т в®пр®са к в®пр®су, ®т пр夬ета к пр夬ету.
Напри¬ер, раб®тая на¤ т嬮© <Рев®«юция 1905-
1907 㮤®в в Р®ссии-первая нар®¤ная рев®«юция
эп®хи и¬периа«и§¬а>, п®«е§н® ®т чтения ист®рик®-
парти©н®© «итературы пере©ти к х󤮦ественн®©,
всﮬнить, как ®тра¦ена эта те¬а в х󤮦ественн®©
«итературе.
При ﮤг®т®вке к выступ«ению ®рат®ру ва¦н® с®-
е¤инить все §нания, и¬еющиеся у нег® п® ¤анн®¬у
в®пр®су.
‘уществуют еще «®гическая и э¬®ци®на«ьн®-®б- 1
ра§ная па¬ять. ‚стречаются «ю¤и, к®т®рые §аﮬи-
нают «®гику речи п® принципу: причина-с«е¤ствие,
те§ис-¤®ка§ате«ьств®, вы⮤. А при э¬®ци®на«ьн®-
®бра§н®© па¬яти че«®век §аﮬинает, ®пираясь на
чувства, к®т®рые у не㮠⮧ник«и в ау¤ит®рии, на ®б-
ра§, к®т®ры© бы« с®§¤ан «ект®р®¬. “ писате«е©, ху-
¤®¦ник®в, п®эт®в ра§вита г«авны¬ ®бр৮¬ э¬®ци®-
на«ьн®-®бра§ная па¬ять, ®ни п® ®бра§а¬ §аﮬинают
т® и«и ин®е яв«ение ¦и§ни. “ ученых си«ьнее «®гиче-
ская па¬ять, ®ни «егче §аﮬинают тер¬ины, п®нятия,
¤®ка§ате«ьства.
При ¬®т®рн®¬ ¤вигате«ьн®¬ типе па¬яти §аﮬи- /
нание бывает наи«учши¬, ес«и ®н® с®пр®в®¦¤ается I
¤ви¦ения¬и, ¦еста¬и, х®¤ьб®©, речью шеп®т®¬.
Мн®ги¬ «ю¤я¬ «егче бывает усв®ить ¬атериа«, к®г¤а
®ни х®¤ят п® к®¬нате, ¤вигают рука¬и, ¤е«ают ¬и¬и-
ческие ¤ви¦ения, п®вт®ряя §аг®т®в«енную речь.
‚ Ака¤е¬ии П«ат®на ®бучение пр®в®¤и«®сь в® вре¬я
пр®гу«®к учите«я с ученика¬и. –ицер®н г®т®ви« речь,
пр®ха¦иваясь п® к®¬нате ⮧«е таб«иц с §апися¬и
на них те§ис®в речи.
‘уществуют и ¤ругие ви¤ы па¬яти, т®«ьк® не
всег¤а ®ни ярк® выра¦ены. Напри¬ер, есть ®б®ня- /
те«ьная, ®ся§ате«ьная па¬ять. (.
–ит. п®: <Наука и ¦и§нь>, 1977, № 10, с. 96.
183
‚а¦ная §а¤ача, решае¬ая в пр®цессе ﮤг,
ки,- исп®«ь§®вание усв®енн®г®. Она ®рганически
§ана с ®перативн®© ﮤг®т®вк®© к выступ«ению. ,
эт®¬ с®вершается перестр®©ка ¬атериа«а в §ав|
¬®сти ®т вре¬ени, ¬еста выступ«ения и пр®фи«я;
¤уше© ау¤ит®рии. П®¬®гут р৫ичные варианты ;
раб®тки те¬ы, ранее §аг®т®в«енные.
Оперативная ﮤг®т®вка ®пре¤е«яется характе
те¬ы, н® при «юб®© те¬е ва¦н® неп®сре¤ствен
внутреннее ви¤ение ¬атериа«а. Эт® <неп®сре¤ст|
н®е с®§ерцание> и яв«яется ®¤ни¬ и§ г«авных ¬®>|
т®в ﮤг®т®вки. Неп®сре¤ственн®е в®сприятие и|
§ерцание ¤®«¦ны быть пр®цесс®¬ тв®рчески¬. ’е
в эт®¬ с«учае «ект®р су¬еет г«уб®к® пр®никну
суть 觫агае¬ых в®пр®с®в.
Лект®р, выступающи© с «екция¬и на атеиста
кие те¬ы, приﮬинает ра§г®в®ры, к®т®рые е¬у п|
х®¤и«®сь вести в ау¤ит®рии, §а¤анные е¬у в®при
®н в®спр®и§в®¤ит <внутри себя> ¤испуты с вер]
щи¬и. ;
Лект®р, выступающи© п® в®пр®са¬ ¬®ра«и, так
исп®«ь§ует ¬атериа« св®е© <«аб®рат®рии>, ®н ﮤ|

<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 19
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

Copyright й Design by: Sunlight webdesign