LINEBURG


<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 18
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

сту и сп®с®бу ®бр৮вания: Б и П п® ¬есту ®бр৮-
вания губн®-§убные, п® сп®с®бу-в§рывные; ‚ и ”
п® ¬есту ®бр৮вания губн®-§убные, п® сп®с®бу-пр®-
т®рные и т. ¤. Зв®нкие пр®и§н®сятся при §вучании
г®«®са, г«ухие - бе§ г®«®са, при ﮬ®щи шипящих,
свистящих и иных §вук®в. ‚ русск®© речи все §в®н-
ке с®г«асные в к®нце с«®в пр®и§н®сятся как г«ухие:
„уб - ¤у (п); §®в - §® (ф); четверг - четвер (к); на-
Р®¤-нар®(т); ¬®«®¤е¦ь-¬®«®¤е(ш); с®ю§-
(с). ‚ сере¤ине с«®в асси¬и«яция пр®исх®¤ит при
четании ¤вух с®г«асных: кни¦ка-кни(ш)ка; ска§-
--скака.
‘¬ягчение с®г«асных выра¦ается в т®¬, чт® пере¤
165
буква¬и Ь, И, …, Ё, Я, Ю все с®г«асные пр®и§нес!
¬ягк® (кр®¬е Ж, ˜, –, к®т®рые всег¤а §вучат тв
в русск®© речи). Напри¬ер: ст®« и ст®«ь; т®¬ и
ны©; ¬ы и ¬ир; па¬ять и пять; «ук и «юк и т. ¤.
Прави«а¬и ®рф®эпии в руссꮬ я§ыке регу«иру©
ся пр®и§н®шение р৫ичных §вук®с®четани©. Нап
¬ер, пр®и§н®шение ˜ в¬ест® — в с®четаниях -—
-—Н-: чт®-(ш)т®, к®нечн®-к®не (ш)н®; пр®иэ
шение – в¬ест® -’‘: с®ветски©-с®ве (ц) ки©; пр®
н®шение -•К,- в¬ест® -ГК: «егки©-«е(хк)
и т. п.
Как ви¤и¬, в руссꮬ я§ыке написание и пр®и§.
щение с«®в в® ¬н®гих с«учаях §начите«ьн® ра§!
чаются. И¬енн® эт® р৫ичие, п®р®ю §начите«ь¤
вы§ывает ®шибки в пр®и§н®шении.
Не¬а«® §атру¤нени© свя§ан® с п®стан®вк®© у]
рения в с«®ве, так как в руссꮬ я§ыке ®н® неп®с!
янн®, т. е. ¬®¦ет быть в нача«е, в сере¤ине, в к®„
с«®ва, а т® и ¬еняет ¬ест® при 觬енении ф®р¬ы с
ва и«и при ®бр৮вании р®¤ственных с«®в: ¤е«®-
«®вб©; ¤а¬, ¤ашь, н® ¤а¤и¬, ¤а¤ут. Ин®г¤а ра§!
у¤арения пере¤ают р৫ичные §начения с«®ва: ра§
ты©-расп«етенны©, напри¬ер расп«етенны© щн¤
канат, н® ра§вит®©-¤®стигши© выс®к®г® ра§витии
ра§вит®© с®циа«и§¬. Нере¤к® встречаются ®ши<5
при п®стан®вке у¤арени© в таких г«аг®«ах, как п1
нять, приня«, приня«и. Напри¬ер: принять р姮«
цию (не принять); приня«и решение (не приня«!
ра§решите начать с®брание (не начать); в выра¦ен
<вы правы> у¤арение бу¤ет неправи«ьны¬, ес«и с|
§ать <вы правы>; в с«®в®с®четании, <выб®ры су¤и
®шиб®чн® су¤е©. |
‘ §ак®на¬и §вучания русск®© речи, прави«а!
пр®и§н®шения и п®стан®вки у¤арени© ¬®¦н® ®§на>
¬иться в специа«ьн®© «итературе . ‚ с«учае с®¬<
ни© и §атру¤нени© и¬еет с¬ыс« справ«яться в с«с
рях2.
‘¬. Р. И. Аванес®в. Русск®е «итературн®е пр®и§н®ше
М, 1972.
2 ‘¬. ‘«®варь с®вре¬енн®г® русск®г® «итературн®г® я§ь
т. 1-17. М.-Л., 1948-1965; ‘«®варь русск®г® я§ыка. ‘<
‘. И. О¦ег®в. М., 1968; Прави«ьн®сть русск®© речи. ‘«®варь-сщ
в®чник. ‘®ст. Л. П. Крыси© и Л. И. ‘кв®рц®в. М., 1965; ‘«®в|
у¤арени© (¤«я раб®тник®в ра¤и® и те«еви¤ения). П®¤
К. П. Бы«инск®г®. М., 1960, и ¤р.
166
Очень ва¦н® у¬еть с«ышать §вучание св®е© речи. Я
Эт® ﮧ⮫яет регу«ир®вать гр®¬к®сть г®«®са с уче-
т®¬ р৫ичных ус«®ви© выступ«ения, а так¦е те¬п
речи, к®т®ры© ин®г¤а бывает ут®¬«яюще ¬е¤«енны¬,
ин®г¤а н央пуст謮 быстры¬. ‚се эт® ﮧ⮫яет убе-
речься и ®т так®г® яв«ения, как неб«а㮧вучн®сть
речи.
Речь неб«а㮧вучна, к®г¤а ®на барабанн® гр®¬- -
кая и ре§к® ®трывистая, неканти«енная, и т®г¤а, к®г-
¤а ®на неﮬерн® тягучая, вя«ая. Неб«а㮧вучна речь
и в т®¬ с«учае, к®г¤а в не© ¬н®г®кратн® п®вт®ряются
®¤инак®вые §вук®с®четания: <’еррит®рия нашег®
санат®рия-пр®фи«акт®рия красивая>. ’ак ¬®¦н®
г®в®рить, специа«ьн® стре¬ясь п®с¬ешить с«ушате-
«е©.
Неб«а㮧вучн®сть речи вы§ывают неу¤ачные §ву-
к®с®четания при с®се¤стве с«®в. ’ак, напри¬ер, «ек-
т®р, пр®паган¤ирующи© нар®¤н®е тв®рчеств®, в част-
н®сти раб®ты х󤮦ник®в-«юбите«е©, г®в®рит: <Как
интересн® §а¤у¬ана и ¬астерски написана картина,
а авт®р ее-не пр®фесси®на«ьны© х󤮦ник, а «ю-
бите«ь!> ‚ эт®© фра§е у¦ ®чень ¬н®г® ра§ §вучит <а>;
®с®бенн® неу¤ачн® §вук®с®четание в с«®вах <а авт®р>,
те¬ б®«ее чт® пр®и§н®сятся ®ни с«итн®. Эт® неб«аг®-
§вучие сни¦ает впечат«ение в®ст®р¦енн®сти, к®т®р®е
х®чет вы§вать у с«ушате«е© ®рат®р. Нек®т®рые и§
них начинают ир®нически у«ыбаться. И эт® у¦е ®т-
н®сится не к х󤮦нику, ® к®т®р®¬ и¤ет речь, а к
«ект®ру. ’ак п®«учается нену¦н®е перек«ючение вни-
¬ания с ®бъекта речи на ®рат®ра.
Бывает, чт® с®§вучие ¤вух с®се¤них с«®в ®бра§ует
н®в®е с«®в®, и эт® пр®исх®¤ит с®вершенн® н宦и¤ан-
н® ¤«я сମ㮠®рат®ра. ‘«ушате«е© ¦е эт® ¤е§®риен-
тирует, ¬ешает и¬ ясн®, бе§ п®¬ех в®сприни¬ать речь.
К при¬еру, выступающи© пр®и§н®сит: <П® этическ®-
¬у в®спитанию ¬®«®¤ых ч«ен®в нашег® к®««ектива
пре¤ст®ит б®«ьшая раб®та, эт®¬у не®бх®¤и¬® у¤е«ить
®с®б®е вни¬ание>.
‘«®ва <п® этичесꮬу> с«ушате«и в®сприни¬ают
как ®¤н®-<п®этичесꮬу> и не сра§у п®ни¬ают, чт®
§начит <п®этическ®е в®спитание>. …с«и ¦е фра§у п®-
стр®ить иначе, напри¬ер так: <Ос®б®е вни¬ание не-
®бх®¤и¬® у¤е«ить этичесꮬу в®спитанию ¬®«®¤е¦и
в наше¬ к®««ективе. ‚ эт®¬ направ«ении пре¤ст®ит
167
¬н®г®е с¤е«ать>, т®г¤а не ⮧никнет н央ра§у¬ек
и фра§а бу¤ет §вучать «учше.
К п®¤®бны¬ ¬®¬ента¬ неб«а㮧вучия речи прии
¤ит ®тсутствие навыка с«ышать с®бственную внутре
нюю речь, пре¤став«ять ее §вучание еще ¤® пр®и§в
сения вс«ух. Эт® у¬ение ¬®¦н® ра§вить, упра¦няв
в ®рф®эпичесꮬ чтении, т. е. читая, пре¤став«я
себе §вучание с«®в и фра§. Мн®г®е ¤«я ра§вития э1
т® навыка ¤а¤ут упра¦нения в транскрибир®ван!
текст®в (§аписи их не в ®рф®графическ®©, а в ®рф
эпическ®© ф®р¬е, ®тра¦ающе© их §вучание). И к®н
н®, иск«ючите«ьн® ценн® нак®п«ение в с«ух®в>
па¬яти §вук®вых ®бр৮в речи при пр®с«ушива©!
выступ«ени© ¬астер®в х󤮦ественн®г® с«®ва и я
кусных ®рат®р®в. :
Орат®ры, ¬астерски в«а¤еющие речью, у¬еют ся
циа«ьн®, це«енаправ«енн® исп®«ь§®вать §вук®с®че!
ния, ус«ышав и ﮤчеркнув их та¬, г¤е ®ни ¬н®п
не§а¬етны. Напри¬ер, в ®¤н®¬ и§ сп®р®в ‚. Маяк®
ски© так парир®ва« неубе¤ите«ьн®е и неу¤ачн®е 1
ф®р¬е выступ«ение ®пп®нента: <‚ы, т®варищ, ⮧р
¦аете, как бу¤т® ⮧ р®¦аете!> Мы част® пр®и§н®си
с«®в® <⮧ра¦ать> и не с«ыши¬, чт® в не¬ §вучат ¤1
с«®ва. А п®эт ус«ыша« и ®бна¦и« эт® §вучание, с¤
«ав таки¬ ®бр৮¬ реп«ику ®стр®у¬н®© и х«
стк®©. 3
Кত®¬у ®рат®ру-пр®паган¤исту ва¦н® не ®с«а)
«ять, не иска¦ать характер §вучания св®е© речи р<|
«ичны¬и пр®яв«ения¬и неб«а㮧вучн®сти. К чис«у ц
кстати, ®тн®сятся и н宦и¤анные риф¬ы, вн®сяи!
в серье§ную, т®р¦ественную и«и гневную речь неу>|
стны©, п®ст®р®нни© э«е¬ент. Напри¬ер, ®¤ин ꮬ
¬®«ьски© раб®тник с®®бщи« св®и¬ с«ушате«я
<‘е©час на стр®©ке века и§ наше© ®ргани§ации ¤©
¤цать три че«®века>. ‚® фра§е- «ект®ра-¬е¦¤унар®
ника, г®в®рившег® ® с®ветск®-а¬ериканских ®тн®с
ниях, так¦е пр®§вуча«а риф¬а: <…с«и в¬ест® п®иск
в§а謮при嬫е¬ых решени© п®«итика ‚ашингтс
бу¤ет с®ст®ять в т®¬, чт®бы и¤ти св®и¬ путе¬, т® э
к®нечн®, не ®б«егчит ¤®сти¦ения ¤®г®в®ренн®сти
‘«®ва <в т®¬> и <путе¬> ®чень б«и§ки п® §вучани|
п®чти п®«н®стью риф¬уются. И п®ск®«ьку ®ни е|
бы«и ﮤчеркнуты гр®¬к®стью г®«®са, ®сн®вн®е в–
¬ание с«ушате«е© с®ср央т®чи«®сь на них. ‚ е«}
168
в®© па¬яти §астря«а эта с«уча©ная риф¬а, ¬ешаю-
щая в®сприятию ¬ыс«и.
“¬ение пре¤ставить себе §вучание с®бственн®© ре-
чи, чувств® ¬еры, ﮧ⮫яющее ®пре¤е«ить не®бх®¤и-
¬ую гр®¬к®сть и те¬п ее в кত®© к®нкретн®© ситуа-
К ции,- нес®¬ненные при§наки ®рат®рск®г® ¬астерства.
Н® речь все ¦е не бу¤ет б«а㮧вучн®©, ес«и ®рат®р не
®б«а¤ает х®р®ше© ¤икцие©.
„икция
„икция-прави«ьн®е, чист®е, четк®е пр®и§н®ше-
ние §вук®в речи, на каꮬ бы я§ыке ни г®в®ри« ®ра-
т®р. ‚ эт®¬ пр®яв«ение ку«ьтуры речи и ®бще© ку«ь-
туры выступающег®, в эт®¬, нес®¬ненн®, пр®яв«ение
ува¦ения к ау¤ит®рии и к нар®¤у, на я§ыке к®т®р®г®
выступает ®рат®р.
‘®вершенствуя ¤икцию, не®бх®¤и¬® ®траб®тать
пр®и§н®шение кত®г® §вука, учитывая пр妤е всег®
¬ест® и сп®с®б ег® ®бр৮вания, усв®ив прави«ьную
артику«яцию. Кত®¬у наци®на«ьн®¬у я§ыку при-
суща св®я ф®нетическая систе¬а. ‚ кত®¬ я§ыке
есть §вуки, не встречающиеся в ¤ругих я§ыках, и эт®
с®§¤ает тру¤н®сти при ®в«а¤ении и¬. „а и на р®¤н®¬
я§ыке не кতы© че«®век г®в®рит ¤®стат®чн® чист®.
‚«ияют сре¤а, в к®т®р®© ®н выр®с, степень вни¬ания
к ку«ьтуре §вучания речи, присущая сମ¬у че«®веку.
П®р®© с«ышишь русскую речь, в к®т®р®© в¬ест® §ву-
ка <Ы> пр®и§н®сится <И>, напри¬ер, с«®в® <бы«и>
превращается в <би«и> (¬ы би«и в театре), и«и §вук
<”> превращается в <•‚>, <X> и«и <П>: фабрика-
хвабрика, хабрика и«и пабрика. О§наꮬ«ение ¤е«а-
ющих эти ®шибки с те¬, как ®т«ичаются п® ¬есту и
сп®с®бу ®бр৮вания не р৫ичае¬ые и¬и §вуки, ¤ает
Не§а¬е¤«ите«ьные ре§у«ьтаты.
Нес®¬ненн®, §анятия ¤икцие© успешнее пр®х®¤ят
ﮤ рук®в®¤ст⮬ специа«ист®в п® технике речи. Н®
и сମст®яте«ьн® ¬®¦н® с®вершенств®вать ¤икцию,
П®«ь§уясь специа«ьны¬и учебника¬и , таб«ица¬и 2,
э так¦е §ерка«®¬, чт®бы ви¤еть с®бственную артику-
‘¬. ‘ценическая речь. М., 1976; Я. П. ‚ерб®вая, О. М. Г®-
«®вина, ‚. ‚. “рн®ва. Искусств® речи. М., 1977.
2 ‘¬. М. И. Матусевич, Н. А. Люб謮ва. А«ьᮬ артику«я-
ции §вук®в русск®г® я§ыка. М., 1963.
169
«яцию, ¬агнит®ф®н®¬, чт®бы сравнивать §вуча!
св®е© речи с речью ¬астер®в х󤮦ественн®г® с«®|
¤икт®р®в, искусных ®рат®р®в.
Раб®та на¤ ¤икцие©, как, впр®че¬, и на¤ «юб|
аспект®¬ техники речи, требует тщате«ьн®сти, ®<
б®г® терпения и вы¤ер¦ки, те¬ б®«ее чт® ®на не <
«ичается таки¬ ра§н®®бра§ие¬ и тв®рчески¬ харак!
р®¬, как раб®та нठꮬﮧицие© и«и я§ыꮬ высту
«ения. …с«и исправ«яется §вук и«и впервые ставит
не§наꮬы© §вук речи, т® не®бх®¤и¬® пр®©ти все Э1
пы: научиться прави«ьн® артику«ир®вать и пр®и§в
сить снача«а ®т¤е«ьн® эт®т §вук, §ате¬ в с«®г®в©
§вук®с®четаниях, в с«®вах-в нача«ьн®©, сре¤не©!
к®нечн®© ﮧициях ﮤ у¤арение¬, §ате¬ в бе§у¤
ных с«®гах, ¤а«ее в® фра§ах-и п®т®¬ у¦е ¤®биты
св®б®¤н®г®, авт®¬атическ®г® пр®и§н®шения эт®г® §щ
ка в п®т®ке речи. и
„икци®нн® чистая, четкая речь-б®«ьш®е ¤®с1
инств® ®рат®ра. „«я с«ушате«е© ¦е эт® непре¬ен>
ус«®вие беспрепятственн®г® в®сприятия речи.
Итак, ®рат®р, в«а¤еющи© техник®© речи, сп®с®б
®беспечить ясн®е, грମтн®е, «®гически и э¬®цЯ
на«ьн® выра§ите«ьн®е §вучание св®ег® выступ«е©|
и эти¬ ®ка§ать г«уб®к®е и ¤«ите«ьн®е ⮧¤е©стви©
на с«ушате«е©. |
Ов«а¤ение техник®© речи-ва¦ны© этап на пу
с®вершенств®вания ¬астерства пуб«ичн®г® выступЛ
ния, на пути, ве¤уще¬ к т®¬у, чт®бы с«®в® кত<|
®рат®ра-пр®паган¤иста, кত®г® ®рат®ра-рук®в®¤и|
«я бы«®, как ска§а« п®эт, <п®«к®в®¤це¬ че«®вечв!
си«ы>. Не¤а𮬠и са¬ ‚. Маяк®вски© ¬н®г® раб®т!
на¤ техник®© св®е© речи. ‚ стих®тв®рении <П®с«а¬
пр®«етарски¬ п®эта¬> ®н писа«:
‚се, чт® я с¤е«а«,
все эт® ваше -
риф¬ы,
те¬ы,
¤икция,
бас!
Кতы©, к®¬у ¤®ве«®сь х®тя бы ®¤нতы и
шатъ выступ«ение ‚. Маяк®вск®г®, и теперь, ¤еся
«етия спустя, не ¬®¦ет не всﮬнить, как §вуча«а
‚. ‚. Маяк®вски©. ‘®ч. в 6-ти т®¬ах, т. 3. М., 1973, с.
170
’е¬а 8. М…’О„ИКА ПО„ГО’О‚КИ
К “‘’НОМ“ ‚Ы‘’“ПЛ…НИЮ
•®р®шая речь-ре§у«ьтат тщате«ьн®© ﮤг®т®вки.
‚®т п®эт®¬у в®пр®сы ¬ет®¤ики ﮤг®т®вки выступ«е-
ния вы¤е«яются в специа«ьную те¬у.
‚се вы¤ающиеся п®«итические ¤еяте«и, ®рат®ры,
«ект®ры у¤е«я«и б®«ьш®е вни¬ание ﮤг®т®вке. На
экспр®¬т на¤еяться не«ь§я, ®н х®р®ш, к®г¤а ®пира-
ется на ®бширные §нания.
Н. К. Крупская писа«а, чт® ‚. И. Ленин <всег¤а
®чень тщате«ьн® г®т®ви«ся к выступ«ения¬, н®, г®т®-
вясь, ®н г®т®ви« не фра§ы, а п«ан речи, ®б¤у¬ыва«
с®¤ер¦ание, ¬ыс«и ®б¤у¬ыва«>. ‚. И. Ленин высту-
па« на трибуне, не и¬ея в руках текста, ®¤нак® пре¤-
варите«ьн® ®бст®яте«ьн® пр®¤у¬ыва« т®, чт® с®би-
ра«ся ска§ать с«ушате«я¬.
“ х®р®шег® ®рат®ра ﮤг®т®вка речи, ¤®к«а¤а и
, «екции пр®в®¤ится п® тре¬ этапа¬.
) Первы© этап- речь в себе. На эт®© ста¤ии ®рат®р,
пр®паган¤ист, «ект®р накап«ивает в св®е¬ с®§нании
не®бх®¤и¬ы© ¤«я пр®и§несения речи ¬атериа«, ®с-
¬ыс«ивает ег® и §аﮬинает, пр®пускает чере§ при§-
¬у св®ег® с®§нания. Зате¬ эт®т ¬атериа« ®ф®р¬«яет-
ся в ви¤е текста, к®нспекта, те§ис®в и«и ра§вернут®г®
> п«ана.
1 ‚т®р®© этап-речь ¤«я себя, т. е. пр®и§несение
речи «иб® ¬ыс«енн® (внутренни© ¬®н®«®г), «иб®
вс«ух (внешни© ¬®н®«®г).
I ’рети© этап-речь ¤«я с«ушате«е©. Г®т®вя речь,
ва¦н® пре¤ставить себе, как в®спри¬ут ее с«ушате«и,
чт® и¬ бу¤ет неп®нятн®, какие ¬®гут ⮧никнуть в®п-
р®сы, ⮧ра¦ения. П®«е§н® при¬енить ¬ет®¤ сମ-
¤ебат®в, пре¤ус¬®треть ⮧¬®¦ные ⮧ра¦ения, ®т-
ветить на них, вступить в сп®р с са¬и¬ с®б®©. М®¦н®
пр®читать «екцию, пр®и§нести речь ¤руги¬ «ица¬,
“с«ышать их §а¬ечания, в®сп®«ь§®ваться их с®вета¬и.
Н. К. Крупская. ‚®сﮬинания ® Ленине, с. 481,
172
речь. ’ак си«ьн® и ¤е©ственн® впечат«ение ®т §вуча
ния речи.
‘. М. Кир®в, трибун наше© партии, специа«ь¤
§ани¬а«ся техник®© речи, считая, чт® че«®век, к®т>
р®¬у не®бх®¤и¬® част® выступать пуб«ичн®, ¤®«¦е
эт® ¤е«ать грମтн®, ку«ьтурн®, пр®фесси®на«ьн®.
‘е㮤ня пере¤ кতы¬ и¤е®«®гически¬ раб®та!
ꮬ ст®ит §а¤ача ®в«а¤ения речевы¬ ¬астерств®!
чт®бы вести ¬ассы к н®вы¬ свершения¬, чт®бы <-быт
активны¬ п®«итически¬ б®©ц®¬, сп®с®бны¬ на ¤е,
пр®в®¤ить п®«итику партии и вести непри¬ири¬а
б®рьбу с врতебн®© и¤е®«®гие©>1.
Л. И. Бре¦нев. Ленински¬ курс®¬. Речи, приветствия, ст|
тьи,в®сﮬинания, т. 7, с. 291. -<
‘«®¦ны© ¬атериа« п®р®© ®сваивается не сра§у,
п®степенн®, и сମе г«авн®е-су¬еть р৮браться в
не¬ сମст®яте«ьн®. ‚. И. Ленин в «екции <О г®су-
¤арстве>, к®т®рую ®н пр®чита« 11 ию«я 1919 г. в
‘ве𤫮всꮬ университете, ﮤчеркива« с«®¦н®сть
расс¬атрива嬮㮠в®пр®са, пре¤упр妤а«, чт® не«ь§я
и¬ ®в«а¤еть сра§у, чт® при¤ется вернуться к те¬е,
чт®бы усв®ить ее г«уб¦е, п®«нее. <И сମе г«авн®е,-
г®в®ри« ‚. И. Ленин,-чт®бы в ре§у«ьтате ваших
чтени©, бесе¤ и «екци©, к®т®рые вы ус«ышите ® г®су-
¤арстве, вы вынес«и у¬енье ﮤх®¤ить к эт®¬у в®п-
р®су сମст®яте«ьн®... ’®«ьк® т®г¤а, ес«и вы научи-
тесь сମст®яте«ьн® ра§бираться п® эт®¬у в®пр®су,-
т®«ьк® т®г¤а вы ¬®¦ете считать себя ¤®стат®чн® твер-
¤ы¬и в св®их уб妤ениях и ¤®стат®чн® успешн® ®т-
стаивать их пере¤ ке¬ уг®¤н® и к®г¤а у㮤н®> .
‘«е¤®вате«ьн®, в пр®цессе ﮤг®т®вки ва¦н® не
т®«ьк® сମст®яте«ьн® р৮браться в и§уча嬮¬ ¬а-
териа«е, не т®«ьк® §аﮬнить ег®, н® и убе¤иться в
св®е© прав®те, ﮤг®т®виться к ее ®тстаиванию.
Ра§раб®тка н®в®© те¬ы
Мет®¤ы ﮤг®т®вки кত®г® ®рат®ра-«ект®ра,
пр®паган¤иста, агитат®ра - в® ¬н®г®¬ §ависят ®т
ск«а¤а ег® психики, ®т ®с®бенн®сте© ег® у¬ственн®©
¤еяте«ьн®сти, привычек, характера выступ«ения, ®т
ег® те¬ы. …с«и пре¤ст®ит, напри¬ер, пр®и§нести п®«и-
тическую речь-®¤на систе¬а ﮤг®т®вки, пр®читать
«екцию-¤ругая. ‚¬есте с те¬ и¬еются и нек®т®рые
®бщие, ®бя§ате«ьные ¤«я кত®г® выступающег®
принципы ﮤг®т®вки.
П®¤г®т®вка к выступ«ению начинается с ра§ра-
б®тки п«ана, §ате¬ с«е¤ует ®перативная ш«иф®вка
¬атериа«а и, нак®нец, псих®«®гическая настр®енн®сть
пере¤ выступ«ение¬.
‘ чег® ¦е начинается сମст®яте«ьная ра§раб®тка
Н®в®© те¬ы? Пр妤е всег® с ®пре¤е«ения г«авн®©
–еи, центра«ьн®© ¬ыс«и, ®сн®вн®© це«ев®© устан®в-
1. Напри¬ер, «ект®р-¬е¦¤унар®¤ник пр妤е всег®
Решает в®пр®сы: чт® яв«яется г«авны¬ се©час в ¬е¦-
¤унар®¤н®© ¦и§ни, чт® е¬у и§вестн® п® ¤анн®© пр®б-
‚. И. Ленин. П®«н. с®бр. с®ч., т. 39, с. 65.
173
«е¬е и чт® ну¦н® еще у§нать? …с«и пре¤ст®ит |
ступить с речью на с®брании, не®бх®¤и¬® ®пре¤е«и
г«авную и¤ею речи и це«ь, ®т®брать факты, при¬<
и§ ¦и§ни, пр®¤у¬ать их ®ценку, четк® ®пре¤е«
ра¬ки вре¬ени. |
( ‚т®р®© ¬®¬ент в ра§раб®тке н®в®© те¬ы с®ст|
в т®¬, чт®бы с®ставить пре¤варите«ьны© раб®|
п«ан бу¤уще© «екции, речи и«и ¤®к«а¤а. Он ну?
т®«ьк® в пр®цессе п®иска ¬атериа«а. Эт® не ®к®в
те«ьны© п«ан, ®н бу¤ет 觬еняться, эт® ꮬпас, кс
ры© ﮬ®¦ет р৮браться в ¬атериа«е и систе¬а
§ир®вать ег®.
> К®г¤а ®пре¤е«ен раб®чи© п«ан, наступает с®би!
1 те«ьны© и«и §аг®т®вите«ьны© пер认. Он §ак«ючает
в т®¬, чт® ®рат®р-«ект®р, пр®паган¤ист, агитат®р
®бращается к книга¬, ¦урна«а¬, к «ичн®¬у ®пы
всﮬинает пр®с«ушанные «екции. ‚есь с®браны
> ¬атериа« §аписывается. Н੤енная и не§аписанв
1 ¬ыс«ь-эт® н੤енная и утерянная ¤раг®ценн®е
Ник®г¤а не«ь§я п®«агаться на ®¤ну па¬ять, т®«1
т®, чт® §аписан®, стан®вится тв®и¬.
‚ыписки «учше ¤е«ать св®и¬и с«®ва¬и. П®«е§!
пр®читав ®трыв®к, §аписать п® па¬яти, п®т®¬ сра1
нить с ®ригина«®¬, п®с«е чег® исправить, а §ате¬ §,
писать вт®ричн®, сн®ва п® па¬яти у¦е п®«ны© тею<
’акая §апись сп®с®бствует ра§витию па¬яти и §ака
п«ению ¬атериа«а. .
Кт® и§уча« тру¤ы ‚. И. Ленина, §нает, как®е О
р®¬н®е к®«ичеств® выпис®к ¤е«а« ®н, какие ц©
ные ¬ыс«и §аписыва« на п®«ях, как у¬е« вы|
«ять и ﮤчеркивать са¬ую ва¦ную и интересн
¬ыс«ь.- |
При выписках п®«е§н® с®б«ю¤ать нек®т®рые при
ви«а. Лучше всег® ¤е«ать §аписи на ®т¤е«ьных «иб|
ках, и при эт®¬ с ®¤н®© ст®р®ны, ¤«я ®б«егчен!
¬аневрир®вания и¬и, перек«а¤ывания, с®е¤инения,;
бав«ения. На «исте пр妤е все㮠ﮬещаются (“
¤ующие све¤ения: авт®р, на§вание книги, 㮤 и ¬е<
觤ания, страница, а в уг®«ке-шифр-ука§ате«ь
¬ы, в®пр®са. Объе¬ §аписи §ависит ®т ®бъе¬а §на©
в ¤анн®© ®б«асти, ®т сп®с®бн®сти ра§вивать ¬ыс
п® х®¤у выступ«ения и ®т степени с«®¦н®сти те¬!
‚ыписки-эт® архив «ект®ра, ﮬ®гающи© е¬у г®э
виться к выступ«ению, эт® ег® тв®рческая би®граф>
174
¬®«ча«ивы© сви¤ете«ь ег® тру¤а и «юбви к ¤е«у.
Архив «ект®ра с®став«яют и §аписные кни¦ки. Мень-
ще всег® нम ¤у¬ать, г¤е и к®г¤а вы с¬®¦ете исп®«ь-
§®вать §аписанн®е; интересн®-§апиши.
Лект®р всег¤а нах®¤ится в с®ст®янии ¬®би«и§а-
ци®нн®© г®т®вн®сти, ®н не ¬®¦ет ¤е¬®би«и§®ваться
п®«н®стью ¤а¦е в часы ®т¤ыха: пр®с¬атривая спек-
так«и, кин®фи«ь¬ы, читая га§еты, ®н все интересн®е,
ва¦н®е, ну¦н®е берет на §а¬етку.
–е«ес®®бра§н® ¤е«ать выре§ки и§ га§ет и ¦урна-
«®в, систе¬ати§ир®вать в®пр®сы, к®т®рые §а¤ают в®
вре¬я выступ«ени©, и краткие ®тветы на них. ‚. Мая-
к®вски©, напри¬ер, с®бра« ®гр®¬н®е к®«ичеств® в®п-
р®с®в, §а¤анных е¬у, и пре¤п®«ага« написать книгу
на ¬атериа«е ®твет®в на эти в®пр®сы.
Интересные в®пр®сы, с«у¦ащие ¤«я уг«уб«ения и
ра§вития те¬ы, ¬®¦н® вк«ючать в ®сн®вную часть
«екции - эт® ®б®гащает и ®бн®в«яет ее. Б®«ьшую
р®«ь играют п®«е¬ические в®пр®сы и ⮧ра¦ения с«у-
шате«е©. Они §аписываются и пр®¤у¬ываются ®с®бен-
н® тщате«ьн®. Ин®г¤а в свя§и с эти¬и ⮧ра¦ения¬и
прих®¤ится ут®чнять и«и перестраивать часть «ек-
ции.
П®«е§н® §аписывать п®с«®вицы, п®г®в®рки, аф®-

<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 18
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

Copyright й Design by: Sunlight webdesign