LINEBURG


<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 17
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

ю все-таки вы¤е«яе¬ы¬и с«®ва¬и.
—т® ¦е касается нег«авных, невы¤е«яе¬ых, вт®-
р®степенных с«®в, к®т®рые ну¦ны ¤«я ®бщег® с¬ыс-
‘а, т® их нम ®т®¤винуть на §а¤ни© п«ан и стуше-
ать... „«я эт®г® ну¦ен це«ы© ꮬп«екс у¤арени©:
си«ьных, сре¤них, с«абых>3.
П®¤черкнуть и уси«ить §вучание «®гически вы¤е-
«яе¬ых с«®в, выра¦ени© и фра§ в §вучаще© речи
ﮧ⮫яет исп®«ь§®вание таких при嬮в, как 觬ене-
ние си«ы и«и регистра §вучания г®«®са, §а¬е¤«ение
те¬па речи и пау§ы. ‚се эт®, ¤е«ая речь ре«ьефн®©,
Пре¤ает с«ушате«я¬ ®тн®шение ®рат®ра к ®т¤е«ь-
чы¬ фраг¬ента¬ и п®«®¦ения¬ в выступ«ении как
к б®«ее ва¦ны¬ и ва¦не©ши¬. Эт® пря¬® и активн®
‚«ияет на ф®р¬ир®вание у с«ушате«е© ®тн®шения к
"р夬ету речи. Б«естяще п®«ь§®ва«ись эти¬и прие-
¬а¬и ‚. И. Ленин, ‘. М. Кир®в, М. И. Ка«инин и
Речев®© такт, и«и с¬ыс«®в®е §вен®,-®тр姮к фра§ы, це-
тны© п® §начению, ®бъе¤иненны© инт®наци®нн® и вы¤е«яе¬ы©
°®еи.\ ст®р®н пау§а¬и.
Осн®вы с®ветск®г® ®рат®рск®г® иску
К. ‘. ‘танис«авски©. ‘®бр. с®ч. в 8-¬и т®¬ах, т. 3. М., 1955,
-О“.
’а¬ ¦е, с. 125, 123.
154
155
¤ругие вы¤ающиеся ®рат®ры наше© партии. П|
шивание грଧаписе© их рече© п®§в®«яет сЛ
интересные и п®«е§ные наб«ю¤ения.
Как ®в«а¤еть на§ванны¬и прие¬а¬и и¤е
чесꮬу раб®тнику, с®вершенствующе¬у т<
речи? ‚®§ь¬е¬, к при¬еру, ра§ъяснение с«ушг..
те§иса п®стан®в«ения –К КП‘‘ <О 60-© 㮤®в
‚е«ик®© Октябрьск®© с®циа«истическ®© рев®«ю¤§
<П®бе¤а Октября-г«авн®е с®бытие XX века, к
ны¬ ®бр৮¬ 觬енившее х®¤ ра§вития всег® ч<
чества>1. „®пусти¬, эт®т те§ис ра§ъясняете
¬атериа«е ® ра§витии с®вре¬енных ¬е¦¤унарс
®тн®шени©. Пр®паган¤ист исп®«ь§ует при
статью <П®бе¤а Октября и капита«и§¬>2. Он
рует ва¦н®е ¤«я раскрытия те§иса п®«®¦ение
всег® «ишь ®¤ин аб§ац, н® фра§ы в не¬ ¤®в
пр®странные. Л®гически выра§ите«ьн®е пр®и§не
текста ﮧ⮫яет с«ушате«я¬ выявить, усв®ить
ﮬнить сମе г«авн®е в не¬.
„«я пере¤ачи в пись¬енн®¬ ви¤е т®г®, как ¤®
§вучать эт®т фраг¬ент при чтении, бу¤е¬ и¬еть
¤у, чт® «®гические у¤арения ®б®§начены с«е¤ую!
ﮤчеркивания¬и п® степени их уси«ения: ¬ини>
ные-. ...... б®«ее си«ьные- ----
са¬ые си«ьные - ======.
Значите«ьн®сть ®т¤е«ьных ¬ыс«е© еще б®«е
теняется §а¬е¤«ение¬ те¬па речи, эт® ®б
чи¬ ------- .
Пау§ы ﮧ⮫яют с¤е«ать четк®е ра§грани<|
«®гических §веньев, и«и речевых такт®в. „«ину 1
®б®§начи¬ п® ¬ере ⮧растания их ¤«ите«ьн®сти
ки¬и §нака¬и: V, I, II. 1
И¬ея в ви¤у эти ®б®§начения, пре¤стави¬
§вучание текста при пр®и§несении ег®:
<Ре§к®е ®с«аб«ение ﮧици© капита«и§¬а в®1
¬ирн®¬ х®§я©стве, в ¬ир®в®© п®«итике и в ¬е¦|
р®¤ных ®тн®шениях, существенн®е ®граничение в 1
сферах §ак®н®¬ерн®сте© стар®г® стр®я (I) и, н|
О 60-© 㮤®вщине ‚е«ик®© Октябрьск®© с®циа«истич
рев®«юции. П®стан®в«ение –К КП‘‘ ®т 31 января 1977 㮤
1977,с. 3.
2 ‘¬. Н. Ин®§е¬цев. П®бе¤а Октября и капита«а
<Прав¤а>, 28 ¬ая 1977 г.
156
[ГИБ, (V) непрерывн® в®§растающая р®«ь ¬ир®в®г®
с®циа«и§¬а и св®©ственных е¬у §ак®н®¬ерн®сте©
(I)-все эт® ﮧ⮫諮 ﮤ®©ти к решению ря¤а
ва¦не©ших ¬ир®вых пр®б«е¬. (II)
Пр妤е всег®-эт® пр®б«е¬а в®©ны и ¬ира. (I)
Нес¬®тря на т®, чт® на б®«ьше© части §е¬н®г® шара
еще п𮤮«¦ает существ®вать и¬периа«и§¬, (V)
чт® ®н ®б«а¤ает весь¬а серье§ны¬ ин¤устриа«ьны¬,
научн®-технически¬ и в®енны¬ п®тенциа«®¬, (V)
чт® агрессивная ег® прир®¤а ®стается не觬енн®©,
(V) чт® ра§витие ¬и«итар觬а, в®®ру¦ения ник®г¤а
не ¤®стига«® так®г® р৬аха, как се㮤ня, (I)-не-
с¬®тря на все эт®, (I) в®©ны (V), и пр妤е всег®
¬ир®вые в®©ны, (V) переста«и быть неи§бе¦ны-
¬и (II). Эт® ве«ича©шая §ас«уга с®циа«и§¬а пере¤
че«®вечест⮬ (II). ’е¬ б®«ее, чт® научн®-техниче-
ски© пр®гресс в в®енн®© ®б«асти (V) приве« к с®§¤а-
нию неви¤анных п® св®е© ра§рушите«ьн®© си«е сре¤ств
¬асс®в®г® уничт®¦ения, (V) при¬енение к®т®рых
чреват® уг𮧮© уничт®¦ения че«®веческ®© циви«и§а-
ции. (I) И тру¤н® пере®ценить т®т факт (V), чт® уси-
«ия¬и ‘®ветск®г® ‘®ю§а и ¤ругих стран с®циа«исти-
ческ®г® с®¤ру¦ества, (V) всех ¬ир®«юбивых си«,
(V) а так¦е ст®ящих на принципах реа«и§¬а ря¤а
бур¦уа§ных г®су¤арственных ¤еяте«е© (I) угр®§а ¬и-
р®в®© тер¬®я¤ерн®© в®©ны (V) ®т®¤винута (II)>1.
Кр®¬е вариаци© си«ы §вучания г®«®са, §авися-
ще© ®т степени ва¦н®сти «®гических у¤арени© и
Ра§н®®бра§ия те¬па речи, ®ттеняющих §начите«ь-
н®сть ®т¤е«ьных ¬ыс«е©, выра§ите«ьн®сти §вучания
Речи сп®с®бствует 觬енение выс®ты т®на §вучания
«®са. ‚ пре¤е«ах ¤вух фра§ и§ приве¤енн®г® выше
”раг¬ента эт® ¬®¦ет §вучать, к при¬еру, таки¬ ®б-
Н Ин®§е¬цев. П®бе¤а Октября и капита«и§¬. - <Прав¤а>,
¬ая 1977 г.
157
,Н р৮¬ (с¬, схе¬у на с. 1.58; читать §аписанн®е в пер-
га II II " 11 Н в®и части схе¬ы с«е¤ует сни§у вверх, с®®тветственн®
р II II II ‚ п®вышая г®«®с; п®с«е¤няя стр®ка-ит®г®вая фра§а,
!1 !! 1 Я 1 ﮤ⮤ящая черту все¬у ска§анн®¬у, пр®и§н®сится т®-
–" || ц || Н н®¬ б®«ее ни§ки¬, че¬ ®к®нчание пре¤ы¤уще© фра§ы,
2 . г. к " в сମ¬ ¬е¤«енн®¬ те¬пе).
I II > И ‚®сприни¬ая на с«ух речь, §вучащую выра§ите«ь-
© ]- II Н н®, ре«ьефн®, с вы¤е«ение¬ наиб®«ее §начите«ьных
1 1-и !! ˜ с¬ыс«®вых §веньев, с«ушате«ь не т®«ьк® бе§ §атру¤-
1 || || :‚ нени© п®ни¬ает ее, н® и ®ка§ывается в с®ст®янии
. И быстр® перераб®тать эт®т ¬атериа«, ф®р¬у«ируя
¤ 2 > Н с®бственны© кратки© вы⮤ и§ ус«ышанн®г®.
?-<ц |1 ’ак, реагируя на «®гически ﮤчеркнутые ¬ыс«и
и Н в приве¤енн®¬ выше ¬атериа«е, с«ушате«ь с¬®¦ет
_._____________а Н у¦е в пр®цессе в®сприятия речи сф®р¬у«ир®вать
|в еЛви квтч[г®® ‚ кратки© вы⮤ и§ всег® ус«ышанн®г® при¬ерн® с«е-
!-_ _____________ ‚ ¤ующи¬ ®бр৮¬:
1 и И Ре§к®е ®с«аб«ение ﮧици© капита«и§¬а и, напр®-
к1 ш | Н тив, укреп«ение с®циа«и§¬а и непрерывн® в®§растаю-
| [ 2 я ‚ щая ег® р®«ь ﮧ⮫и«и п®-н®в®¬у решить пр®б«е¬у
и , 1 8 н в®©ны и ¬ира. ’еперь ¬ир®вые в®©ны переста«и
а I 6" ° Ё ‚ быть неи§бе¦ны¬и. Практически¬ п®¤твер¦¤ение¬
3 I | га | ‚ эт®г® яв«яется т®т факт, чт® угр®§а ¬ир®в®© тер¬®-
°- _____ Н я¤ерн®© в®©ны ®т®¤винута.
| ?| ©"| ©( ‚ Обеспечить с«ушате«ю ⮧¬®¦н®сть при в®сприя-
. " И| тни речи перерабатывать ее в с®бственные краткие
|\ у |‚ вы⮤ы, у¤®бные ¤«я ¤«ите«ьн®г® §аﮬинания,-
5 [5 || Н ва¦не©шая §а¤ача ®рат®ра. Бе§ решения ее ау¤ит®-
I и с: " Н РНЯ не в®спри¬ет выступ«ения и«и в®спри¬ет с«аб®,
| I | || неп®«н®, неце«енаправ«енн®. ’аки¬ ®бр৮¬, с ка-
˜г˜-- |‚ яст⮬ «®гическ®© выра§ите«ьн®сти §вучаще© речи
5 | – |- И "Р® и неп®сре¤ственн® свя§аны качеств® и степень
| 1 9 и Н ее в®сприятия. И¬енн® п®эт®¬у раб®та на¤ чет-
[ И к®стью, ясн®стью «®гических у¤арени©, ре«ьефн®стью
" | | © Н §вучания речи ст®«ь ва¦на. Речь ¬®н®т®нная ¤е§-
I 5 I Н °Рнентирует с«ушате«я, притуп«яет, а т® и в®все
| [ I ?>5 ® -------- тш ®тк«ючает ег® вни¬ание, навевает скуку.
к I та и § га -т"
с> 1 ¤ те ¤ §- а- 3-
у ! к \ я э" , <® :Н Л®гическая четк®сть и ре«ьефн®сть - не е¤инст-
А|?2 Н ""ые сре¤ства выра§ите«ьн®сти устн®© речи. Они
. 1 ® в | х ш 1ают ⮧¬®¦ны¬ ясн®е в®сприятие «®гическ®©
I И–0 Н Руктуры речи, ее ®ст®ва. Н® ﮤ«инную ¦и§нь, б®-
§ I а 3 .И тую ра§н®®бра§ие¬ крас®к, §вук®в и их ®ттенк®в,
˜Я 11111?-? И "„ает речи э¬®ци®на«ьная ®крашенн®сть, выра-
¦ающаяся в инт®наци®нн®¬ б®гатстве.
159
Инт®наци®нн®е б®гатств® речи
Э¬®ци®на«ьн® ®крашенные инт®нации пере¤а
с«ушате«я¬ ра§н®®бра§ие чувств ®рат®ра. Они <
бы в¤ыхают в «®гически© ®ст®в речи ¦и§нь, §вучна
с®чную, к®«®ритную. Инт®наци®нную выра§ите,
н®сть речи ®рат®ру п®«е§н® ﮧаи¬ств®вать и§ ®г
та актер®в. Инт®наци®нн®е б®гатств® речи вы¤а
щихся актер®в, выра§ите«ьн®сть ее §вучания, <
®бщенная и¬енн® инт®наци®нны¬ ра§н®®бра§ив
тр®гают ¤уши с«ушате«е© и §рите«е©. ‚печат«ен
®т си«ы ⮧¤е©ствия так®г® §вучания речи ¦и|
¤есяти«етия¬и и всﮬинаются века¬и. ‚ ¬рн®г!
фии ® крупне©ше¬ актере русск®© ¤ра¬атичес!
сцены П. ‘. М®ча«®ве расска§ан так®© §а¬ечать
ны© эп觮¤: <К®г¤а ег® г®«®с, в¬ещавши© б®гат®
всех ®ркестр®вых крас®к, ¤® не®бъятных г«убин
п®«ненны© ¬ук®© и ®су¦¤ающи¬ паф®с®¬, пр®и§<
си« §апрещенные стр®ки стих®в Пушкина:
Люб®вь и ¤ру¦еств® ¤® вас
„®©¤ут ск⮧ь ¬рачные §атв®ры,
Как в ваши кат®р¦ные н®ры
„®х®¤ит ¬®© св®б®¤ны© г«ас...-
все¬ с«ушате«я¬ ка§а«®сь, чт® и¬енн® в эти ¬ину
¤®х®¤ит ¤® §а¦ив® п®гребенных в ‘ибири у§ни>!
не т®«ьк® <св®б®¤ны© г«ас> «учшег® и§ п®эт®в, ни
н嬮«чны© г®рячи© ®т§вук с®чувствующе© и¬ ве
к®© Р®ссии> 1. I
’ак®ва ¤е©ственн®сть инт®наци®нн® выра§ите
н®© речи. Она скреп«яет чувства, п®рывы г®в®рящ|
и с«ушате«е©. И эт® ¤а¦е в т®¬ с«учае, к®г¤а ак|
пр®и§н®сит фра§ы, написанные ¤руги¬ че«®веке)>
п®эт®¬, писате«е¬, ¤ра¬атур㮬. Н® в тех с«уча
к®г¤а ®рат®р г®в®рит ¬®н®т®нн®, вя«®, <чувств ни
ких не и§ве¤ав>, п®«учается ®братн®е ¤е©ствие:
с®бственная речь стан®вится как бы и е¬у сମ¬у
¦®© и не т®«ьк® не прив«екает к не¬у с«ушате«
а ¤а¦е ®т¤а«яет, ®тт®ргает их.
Инт®наци®нн® яркая, §ахватывающая речь Я
¬®¦на, ес«и пр妤е всег® са¬ ®рат®р испытыв|
э¬®ци®на«ьную приﮤнят®сть еще в® вре¬я п®
т®вки выступ«ения и, к®нечн®, в® вре¬я пр®ве¤е
Р. Беньяш. Паве« М®ча«®в. М., 1976, с. 111.
160
ег®. Авт®р <Прави« высшег® красн®речия> М. М. ‘пе-
| ра©ски© §а¬ети«, чт® си«ьн®е чувств®вание и ¦ив®е
в®®бра¦ение ¤«я ®рат®ра с®вершенн® не®бх®¤и¬ы,
чт® ®рат®р ¤®«¦ен быть са¬ пр®н§ен страстью, ес«и
х®чет ⮧бу¤ить ее в с«ушате«ях.
М. И. Ка«инин с®вет®ва«: <…с«и х®чешь в«а¤еть
¬асса¬и, так ну¦н® г®реть, ес«и ты ﮤ®ше« к ау¤и-
т®рии и ты са¬ не в®«нуешься, тебе сମ¬у х®чется
спать, нес®¬ненн®, и ау¤ит®рия бу¤ет с®®тветств®вать
тв®е¬у настр®ению. Пря¬® ва¬ ска¦у, нет ничег® б®-
«ее чувствите«ьн®г®, эт® са¬ы© чувствите«ьны© бар®-
¬етр - ау¤ит®рия>.
Ист®чник э¬®ци®на«ьн®сти речи и¤е®«®гическ®г®
раб®тника-причастн®сть ®рат®ра к ¤е«у, ® к®т®р®¬
®н г®в®рит, и г®рячее стр嬫ение п®бу¤ить с«ушате-
«е© к ¤е©ствия¬, направ«енны¬ на решение п®став-
«енн®г® в речи в®пр®са.
‘«®¦н®сть, ®тветственн®сть выступ«ения пере¤
б®«ьш®© ау¤ит®рие© при⮤ят ¬н®гих ®рат®р®в в с®-
ст®яние ск®ванн®сти, к®т®р®¬у с®®тветствует инт®на-
ци®нная ®бе¤ненн®сть речи. Осв®б®¤иться ®т эт®г®
с®ст®яния ﮬ®гают нек®т®рые прие¬ы техники речи,
граничащие с э«е¬ента¬и актерск®г® ¬астерства. Они
направ«ены на ®беспечение с®бранн®сти, с®ср央т®-
ченн®сти ®рат®ра. Эт® с®ст®яние «егче ¤®стигается,
ес«и на этапе ﮤг®т®вите«ьн®© раб®ты бу¤ут ®пре-
¤е«ены и сф®р¬у«ир®ваны не т®«ьк® те¬а и це«ь вы-
ступ«ения, н® и сре¤ства, с ﮬ®щью к®т®рых на¬е-
чается ¤®стичь п®став«енн®© це«и. Неп®сре¤ственн®
пере¤ выступ«ение¬ ®рат®ру не®бх®¤и¬® вн®вь ск®н-
центрир®вать св®е вни¬ание на г«авных ф®р¬у«ир®в-
ках-<чт® х®чу ска§ать> и <какие чувства х®чу вы-
§вать>. Эт® ®пять ⮧бу¤ит в ®рат®ре все пере¦ит®е
ч¬ §а вре¬я ﮤг®т®вки выступ«ения и ﮬ®¦ет с®-
央т®читься, настр®иться, и«и, как г®в®рят актеры,
нап®«ниться и с®браться, т. е. при©ти в так®е с®ст®я-
чие, к®т®р®е ®беспечит ярк® выра¦енную це«енаправ-
«енн®сть речи и уси«ит ее ⮧¤е©ствие на ау¤ит®рию.
‚а¦ен и еще ®¤ин прие¬, э«е¬ент актерск®г® ¬а- ,
—ерства - х®р®шее ви¤ение всег®, ® че¬ и¤ет речь
6 выступ«ении.
М. И. Ка«инин. ‘®веты парти©н®¬у раб®тнику (®б ®ргани-
т®рск®© и ¬асс®в®-п®«итическ®© раб®те). М., 1975, с. 66.
6 Зак. 830 161
Актер, ¤®биваясь ¦ив®г®, к®«®ритн®г® §вуч
речи в р®«и, в¦ивается в с®§¤авае¬ы© ®бра§, паи
«ивает ви¤ения, п®р®© с®бирая их п® кр®ха¬ и§ 1
«ичных наб«ю¤ени©, пре¤став«яя себя в ¦и§нен!
ситуациях перс®на¦а. ‘ ﮬ®щью этих ви¤ени©,
старается т®чнее п®чувств®вать т®, чт® чувств®ва«|
гер®©. |
Парти©ные, ꮬс®¬®«ьские, пр®фс®ю§ные ра<|
ники, ®рат®ры, пр®паган¤исты, нах®¤ясь в гуще ¬х
п®«учают б®«ьш®е к®«ичеств® ра§н®®бра§ных ™
ненных впечат«ени©. Они-т® и яв«яются ист®чни|
ви¤ения. ‚а¦н®, чт®бы пере¤ ¬ыс«енны¬ ⧮𮬠с
т®ра всег¤а ст®я«и ¦ивые «ю¤и, их ¤е«а и наст|[
ния, чт®бы эти ¦ивые пре¤став«ения вы§ыва«и у с
т®ра ¦ивые э¬®ции. ’®г¤а и с«ушате«ь не ®стане
равн®¤ушны¬.
Обращаясь к актера¬, К. ‘. ‘танис«авски©
б®ва«: <На сцене не ¤®«¦н® быть б姤ушных,
чувственных с«®в. ’а¬ не ну¦ны бе§ы¤е©ные,
т®чн®, как и б姤е©ственные с«®ва...> „у¬ается,
верн® и в ®тн®шении с«®в, §вучащих с трибуны.
Н® бывает и так, чт® при ¤®стат®чн®© те®рет
ск®© ﮤг®т®вке, ясн® ®с®§нанн®© и пр®чувств®вав
це«ев®© устан®вке речи ®рат®ры, ес«и эт® «ю¤в|
характеру с¤ер¦анные, §а¬кнутые и«и ®чень сте
те«ьные, не ¬®гут инт®наци®нн® ¦ив® и ярк® п
¤авать в речи т®, чт® ®ни чувствуют. ’®г¤а нम
циа«ьн® п®раб®тать на¤ инт®наци®нн®© выра§ит
н®стью св®е© речи. Начать п®«е§н® с® специа«ь–
наб«ю¤ени© на¤ инт®нацие© ¬астер®в х󤮦ест!
н®г® с«®ва и вы¤ающихся ®рат®р®в, с«ушая вн®в
вн®вь гра¬п«астинки с §апися¬и их речи. Зате¬;
«е§н® пере©ти к чтению вс«ух р৫ичных теки
«учше всег® стих®в и х󤮦ественн®© пр®§ы, стре©
¤®стичь наиб®«ее э¬®ци®на«ьн®г® §вучания. Зап1|
эт® чтение на ¬агнит®ф®нную «енту, пр®с«ушав
пр®ана«и§ир®вать, у¤а«®сь «и выра§ить те чувс|
к®т®рые х®те«®сь пере¤ать в®®бра¦ае¬ы¬ с«уш|
«я¬. Кр®¬е эт®г® п®«е§н® ¤е«ать и так®е упра¦н
как пр®и§несение ®¤н®© и т®© ¦е фра§ы с ра§н|
инт®нация¬и. Напри¬ер, фра§у <„®бр®е утр®> 1
и§нести так, чт®бы а¤ресат в®сприня« ее как в1
К- ‘. ‘танис«авски©, ‘®бр. с®ч. в 8-¬и т®¬ах, т. 3, с.
162
рमсть при встрече с ни¬; как вашу ук®ри§ну, §а т®,
чт® ®н чт®-т® не с¤е«а« вчера и§ т®г®, ® че¬ вы с ни¬
¤®г®в®ри«ись; как у¤ив«ение, чт® ®н еще §¤есь, а
¤®«¦ен бы« бы у¦е уехать в ꮬан¤ир®вку, и т. п.
Эт® упра¦нение на инт®нацию с ра§ны¬и ﮤтек-
ста¬и. Он® сп®с®бствует ра§витию инт®наци®нн®© п®-
¤ви¦н®сти и выра§ите«ьн®сти речи.
‚се ꮬп®ненты выступ«ения тесн® свя§аны и
в§а謮¤е©ствуют. Инт®наци®нная выра§ите«ьн®сть в®
¬н®г®¬ §ависит и ®т т®г®, как п®стр®ен® выступ«е-
ние, как®в ег® я§ык, каки¬и факта¬и ®перирует
®рат®р.
Речь, с®¤ер¦ащая фра§ы, п®стр®енные п® ¬ет®¤у
гра¤ации, инверсии, с®¤ер¦ащая пр®тив®п®став«ения,
катег®рические утвер¦¤ения и«и ®трицания, в®пр®сы
и«и в®ск«ицания, нес®¬ненн®, §вучит инт®наци®нн®
ярче, че¬ речь, «ишенная этих выра§ите«ьных я§ык®-
вых сре¤ств.
‚ ®бстан®вке т®р¦ественн®сти речь §вучит ®с®-
бенн® э¬®ци®на«ьн®, ес«и в не© присутствуют э«е¬ент
рит¬и§ир®ванн®сти, ®пре¤е«енн®е чер央вание крат-
ких и б®«ее ¤«инных фра§, п®вт®ры нек®т®рых с«®в
и выра¦ени©. ’ак®© я§ык яв«яется ¤®бр®тны¬ ¬ате-
риа«®¬ ¤«я с®§¤ания ярк®г® инт®наци®нн®г® §вуча-
ния.
…ще ®¤ни¬ не®бх®¤и¬ы¬ факт®р®¬ инт®наци®нн®
выра§ите«ьн®© речи ®рат®ра яв«яется на«ичие у нег®
§вучн®г®, х®р®ш® управ«я嬮㮠㮫®са.
Г®«®с ®рат®ра
Инстру¬ент®¬ ¤«я пере¤ачи э¬®ци©, ¤«я пр®¤уци-
р®вания выра§ите«ьных инт®наци© яв«яется г®«®с.
Ра§витие, и«и, как г®в®рят специа«исты п® технике
Речи, в®спитание г®«®са, не®бх®¤и¬® ®рат®ру, стре¬я-
ще¬уся ¤®стичь выс®т ¬астерства пуб«ичн®г® выступ-
«ения.
<Г®«®с,-г®в®ри« К. ‘. ‘танис«авски©,-¤®«¦ен
петь и в ра§г®в®ре, и в стихе, §вучать п®-скрипичн®¬у,
®- не стучать с«®ва¬и, как г®р®х ® ¤®ску. Как ¤®биться
1®г®, чт®бы §вук в ра§г®в®ре бы« непрерывны¬, тяну-
щи¬ся, с«ивающи¬ ¬е¦¤у с®б®© с«®ва и це«ые
”ра§ы, пр®ни§ывающи¬ их, т®чн® нить бусы, а ни
б 163
ра§рывающи¬ их на ®т¤е«ьные с«®га?.. —т®бы ¤а
какую-т® и««ю§ию §вучн®сти св®е¬у г®«®су, бана«ьвЭ
чтецы и прибегают к® все⮧¬®¦ны¬ г®«®с®вы¬ ф
ритура¬, к®т®рые с®§¤ают ту пр®тивную ус«®вн®е!
ква§и-певучую речь и ¤ек«а¬ацию, ®т к®т®р®© х®чер
бе¦ать. Я ищу естественн®© ¬у§ыка«ьн®© §вучн®сти
К®г¤а г®«®с са¬ п®ет и вибрирует, нет ну¦¤ы при|
гать к ф®куса¬, а нम п®«ь§®ваться и¬, чт®быпр®©
и красив® г®в®рить ¬ыс«и и выра¦ать б®«ьшие ч
ства>. |
Г®«®с-эт® ®§вученн®е ¤ыхание. П®эт®¬у §анят|
п® п®стан®вке г®«®са начинаются с ¤ыхате«ьных |
ра¦нени©. Пр妤е всег® не®бх®¤и¬® ¤®биться г«уЙ
к®г®, п®«н®г® и быстр®г® ⤮ха, т. е. ®в«а¤еть ¤иа|
раг¬а«ьн®-¬е¦реберн®-к«ючичны¬ ¤ыхание¬. 0|
с®§¤ает ба§у ¤«я х®р®шег® г®«®с®течения. Зате¬ на¤
научиться верн® направ«ять х®р®ш® ®рган觮ванна
®§вученны© вы¤®х и у¬е«® п®«ь§®ваться ни¦нц)
сре¤ни¬ и верхни¬ р姮нат®ра¬и, уси«ивающи¬и!
®крашивающи¬и §вучание г®«®са. Эти¬и р姮на
ра¬и яв«яются с®®тветственн® гру¤ная к«етка, р®я
вая п®«®сть, а так¦е к®сти и па§ухи (§ап®«нении
⮧¤ух®¬ е¬к®сти) черепа. “¬е«®е исп®«ь§®вание в®|
р姮нат®р®в ﮧ⮫яет ¤®биться шир®к®г® ¤иап৮!
§вучания г®«®са.
‘уществует це«ая систе¬а упра¦нени© ¤«я в®сг
тания г®«®са. ‘ нею ¬®¦н® ®§наꮬиться в специа;
н®© «итературе2.
<Я §наю си«у с«®в,
Я §наю с«®в набат!>-писа« ‚. Маяк®вски©!
п®эт-агитат®р, на с®бственн®¬ ®пыте §навши©, чт® 1
к®е речь, §вучащая с трибуны. „е©ствите«ьн®, ве«и
си«а выра§ите«ьн®© речи. И не ¬®гут не вы§ыва
с®¦а«ения и ¤®са¤ы те с«учаи, к®г¤а эта си«а ﮤ1
чивается н央стат®чн®© грମтн®стью и §ас®рен¬
§вучание¬ речи.
1 К. ‘. ‘танис«авски©. М®я ¦и§нь в искусстве. М., Г
с.442-443.
2 О в®спитании г®«®са с¬.: 3. ‚. ‘авк®ва. “пра¦нения ,
технике речи (при«®¦ение в книге …. А. Н®¦ина <Осн®вы с®в<
ск®г® ®рат®рск®г® искусства>. М., 1973. с. 283-315); ‘ценнческ
речь. М., 1976; Н. П. ‚ерб®вая, О. М. Г®«®вина. ‚. ‚. “рн®А
Искусств® речи. М., 1977,
164
Орф®эпия
Орф®эпия-эт® ®бра§ц®в®е «итературн®е пр®и§-
н®шение с«®в и ®¤н®вре¬енн® ра§¤е« «ингвистики,
пр夬ет®¬ и§учения к®т®р®г® яв«яется прави«ьн®е
«итературн®е пр®и§н®шение.
Знание и с®б«ю¤ение §ак®н®в и прави« ®рф®эпии
®беспечивает грମтн®сть §вучания речи. „«я рус-
ск®г® я§ыка характерны такие яв«ения, как ре¤укция
г«асных §вук®в, асси¬и«яция и с¬ягчение с®г«асных.
Ре¤укция г«асных §вук®в-эт® 觬енение их §ву-
чания в бе§у¤арн®© ﮧиции, пр®исх®¤ящее в ре§у«ь-
тате ®с«аб«ения артику«яции этих §вук®в. Пр妤е
всег® эт® касается §вук®в О, … и Я. …с«и ﮤ у¤аре-
ние¬ О §вучит как О, напри¬ер п®«е, т® в бе§у¤ар-
ных ﮧициях эт®т §вук ре¤уцируется, и, че¬ ¤а«ее
®т у¤арения, те¬ ®н 觬еняется си«ьнее: п®«я->
(па«я), п®«ев®©-> (пъ«ив®©) (§нак Ъ в транскрип-
ции ®б®§начает п®«уг«асны© §вук, сре¤ни© ¬е¦¤у А
и Ы). П®¤®бн®е яв«ение пр®исх®¤ит и с® §вука¬и,
®б®§начае¬ы¬и буква¬и … и Я: ¤е«®, н® ¤е«®в®©->
(¤/и/«/а/вб©); пять, н® пяти«ётка-> (п/и/ти«етка).
Асси¬и«яция с®г«асных §вук®в-эт® уﮤ®б«ение 1
®¤них с®г«асных §вук®в ¤руги¬. Пр妤е всег® эт® (
касается §в®нких с®г«асных, ст®ящих в к®нце с«®в.
Они уﮤ®б«яются парны¬ и¬ г«ухи¬ с®г«асны¬.
И§вестн®, чт® в руссꮬ я§ыке есть шесть пар таких
с®г«асных:
§в®нкие б в г ¤ ¦ §
г«ухие п ф к т ш с
Парны¬и ®ни яв«яются п®т®¬у, чт® ®¤инак®вы п® ¬е-

<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 17
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

Copyright й Design by: Sunlight webdesign