LINEBURG


<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 14
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

‚ «екции апе««ятивы, а так¦е к®нструкции типа
<¬®¦н® пре¤п®«агать>, <естественн® с¤е«ать вы⮤>,
<е¤ва «и це«ес®®бра§н®>, <¤ава©те в¬есте ﮤу¬ае¬>
и пр®чие ﮬ®гают управ«ять вни¬ание¬, у¤ер¦и-
вать к®нтакт с ау¤ит®рие©, в®в«екать ее в пр®цесс
п®иска истины, напри¬ер: <Пре¤стави¬ себе, чт® в®-
¤а вытекает чере§ ®тверстия в ¤не с®су¤а>; <Пере©-
¤е¬ теперь к ¤®ка§ате«ьству те®ре¬ы> и т. ¤. Эт®©
е це«и с«у¦ит исп®«ь§®вание ¬ест®и¬ения <¬ы>
с г«аг®«а¬и перв®г® «ица ¬н®¦ественн®г® чис«а
(<Итак, ¬ы ви¤и¬...>).
‚ устн®© речи нере¤к® встречаются так на§ыва-
е¬ые существите«ьн®-¬ест®и¬енные к®нструкции ти-
"а: <Лев ’®«ст®©, ®н р®¤и«ся в 1828 㮤у>. ‘®г«асн®
—®р¬а¬ пись¬енн®© речи, ¬ест®и¬ение в эт®© фра§е
считается 觫ишни¬, п«е®настически¬. О¤нак® в
б«ичн®© речи ¬ест®и¬енн®е ¤уб«ир®вание как®г®-
1 Л. И. Бре¦нев. Ленински¬ курс®¬. Речи, приветствия, ста-
тьи. в®сﮬинания, т. 7, с. 287.
М. А. ‘ус«®в. И§бранн®е. Речи и статьи. М., 1972, с. 666.
127
«иб® ч«ена пр夫®¦ения не т®«ьк® не ¬ешает,
®пре¤е«енных с«учаях, ®с®бенн® в ¤«инн®© ф
ﮬ®гает п®нять г®в®рящег®.
, ‘ре¤и ¤ругих сти«истических ®с®бенн®сте© ус
пуб«ичн®© речи-нача«ьн®е <ну> как приг«аца
к в®сприятию п®с«е¤ующег® с®®бщения. П® ¬не
«ингвист®в, эт® <ну> §вучит се㮤ня в® всех т
пуб«ичных выступ«ени©, в т®¬ чис«е п® ра¤и® Я
«еви¤ению, х®тя и пр®тив®речит треб®вания¬ п)
¬ен-н®-«итературн®© н®р¬ы: <Ну в®т, вы, навер
¤у¬аете, чт® п®па«и на прие¬ к сур®в®¬у ¬®ск®в
¬у б®«ьшевику. А ве¤ь все «к¤и ®¤инакс
(М. И. Ка«инин).
’аки¬ ®бр৮¬, х®тя нек®т®рые синтаксиче>
сре¤ства, св®©ственные пуб«ичн®© речи, и не с
ветствуют стр®ги¬ н®р¬а¬ пись¬енн®г® «итерату|
г® я§ыка, их при¬енение вп®«не ®прав¤анн® и ¤|
¤иктуется ®с®бенн®стя¬и ®бщения ®рат®ра с ау¤|
рие© как сре¤ств® ¤®сти¦ения «учшег® и естест|
н®г® к®нтакта с® с«ушате«я¬и. ’®, чт® нен®р¬ати|
¤«я синтаксиса пись¬енн®© речи, в ря¤е с«уч,"
стан®вится синтаксическ®© н®р¬®© пуб«ичн®© р<
О¤нак® §¤есь не®бх®¤и¬® чувств® ¬еры. Напри¬
ес«и у¬е«® исп®«ь§®ванные в⮤ные с«®ва при¤ав
¦ив®сть речи, «ичн®стны© характер, сп®с®бствуют!
уб妤ающе¬у ⮧¤е©ствию, т® §«®уп®треб«ение вщ
ны¬и с«®ва¬и типа <§начит>, <так ска§ать>, <в®©1
пр®чи¬и превращает их в с«®ва-пара§иты и ре|
сни¦ает авт®ритет г®в®рящег®. П. ‘ергеич всп®<1
на¤, как ®¤ин пр®кур®р, выступая п® ¤е«у ®б уб|
стве, неск®«ьк® ра§ ¤е«а« пау§у и в кতую встав"
с«®ва <х®р®ш®>. <Нев®«ьн® ¤у¬а«®сь: че«®века )
«и, чт® тут х®р®шег®?>2
К чис«у сти«истических ресурс®в синтаксиса с
н®сятся так на§ывае¬ые фигуры речи, к®т®рые нах
¤ят сମе шир®к®е при¬енение в устных выступ«еи
ях. ‘ре¤и них-р৫ичные ви¤ы в®пр®с®в, приа
¤иа«®ги§ации речи, в®ск«ицания, п®вт®ры, 觬енен!)
®бычн®г® п®ря¤ка с«®в и пр. Напри¬ер, рит®рически
в®пр®с, как и§вестн® §ак«ючающи© в себе утвер¦¤!
ние и«и ®трицание, ⮧бу¦¤ает вни¬ание и ¬ыс„
‘¬. <‚®пр®сы я§ыꮧнания>, 1978, № 1, с. 35.
2 Л. ‘ергеич. Искусств® речи на су¤е, с. 37,
128
ушате«е©, ¤е«ает их с®участника¬и р৬ыш«ени©
¤рат®ра. <Быва«и и такие с«учаи, к®г¤а выпуски са-
тирическ®г® кин®¦урна«а <”ити«ь>, §атрагивавшие
у®т и«и ин®© ра©®н страны, не ¤е¬®нстрир®ва«ись
га¬ п® ука§анию ¬естных рук®в®¤ите«е©. Кт® ¤а«
прав® ¤авать такие ука§ания?> ‚ эт®¬ ®трывке и§
речи Л. И. Бре¦нева в Баку 22 сентября 1978 г. в
рит®ричесꮬ в®пр®се §вучит гневн®е ®су¦¤ение §а-
¦и¬щик®в критики.
‘тавя в®пр®сы в «екции, ¤®к«а¤е, ®рат®р направ-
«яет вни¬ание ау¤ит®рии на п®иск г«авн®г® в пре-
ﮤн®с謮© инф®р¬ации: <‚ че¬ ¦е §ак«ючается
сущн®сть эт®© пр®б«е¬ы?>; <Какую це«ь ¬®¦ет и¬еть
и§учение ¬естн®© ист®рии?> Отвечая на п®став«енные
в®пр®сы, ®рат®р ф®р¬у«ирует наиб®«ее существен-
ны© вы⮤ и§ ска§анн®г®. <П®че¬у ¦е т®г¤а вит®к
§а витꮬ п𮤮«¦ает раскручиваться спира«ь г®нки
в®®ру¦ени©? Ответ ¬®¦ет быть т®«ьк® ®¤ин. ‚се ¤е-
«® в п®«итике вп®«не ®пре¤е«енных г®су¤арств, к®-.
т®рые не считаются ни с в®«е© на𮤮в, ни с реше-
ния¬и ООН, ¤а¦е ес«и ®ни прис®е¤иняются к
ни¬>2.
Нере¤к® в®пр®сн®-®тветны© х®¤ стр®ится как ¤иа-
«®г ¬е¦¤у ®рат®р®¬ и ег® ®пп®нент®¬, уси«ивая
впечат«ение неприну¦¤енн®сти речи. Напри¬ер: <Не-
к®т®рые ¬®гут ска§ать: так как напря¦ение бы«®
б®«ьш®е, нервн®е с®ст®яние у «ю¤е© бы«® п®вышен®,
тру¤и«ись все уп®рн®, т® не«ь§я «и теперь ®т¤®хнуть?
Я ¤у¬аю, т®варищи, чт® так®© в®пр®с на¬ ста-
вить ран®>3.
–е«ь э¬®ци®на«ьных в®ск«ицани© - прив«ечь вни-
¬ание к ®пре¤е«енн®© и¤ее, выра§ить св®е ®тн®шение
к не©, при§вать с«ушате«е© р৤е«ить эт® ®тн®шение,
при§вать их к ¤е©ствию. ‚®т М. И. Ка«инин ®браща-
©ся к с«ушате«я¬ и преﮤавате«я¬ ‚®енн®-п®«ити-
ск®© ака¤е¬ии и¬. ‚. И. Ленина: <’®варищи, вне¤-
РИ’Ь и¤еи ꮬ¬ун觬а-эт® §начит в®спитать ¬®«®-
¤е¦ь так, чт®бы ®на с® все¬ юн®шески¬ пы«®¬
Л. И. Бре¦нев. Ленински¬ курс®¬. Речи, приветствия, ста-
и,в®сﮬинания,т.7,с. 474.
2 ‚ыступ«ение А. А. Гр®¬ык® на специа«ьн®© сессии Гене-
ра«ьн®© Асса¬б«еи ООН п® р৮ру¦ению. -<Прав¤а>, 27 ¬ая
-“/И г.
3 М. И. Ка«инин. Бесе¤ы с на𮤮¬. М., 1960, с. 348-34°
129
п®«юби«а ‘®ветскую страну, п®«юби«а ее не т®
с®§нание¬, н® и все¬и пятью чувства¬и че«®а¤
Не ¤у¬а©те, чт® эт® тру¤ная §а¤ача. ‘у¬е©те т®
вы©ти и§ трафарета. О«ицетв®рите пр®«етариат х
бы в ®бра§е ¬®«®¤®г® гер®я, к®т®ры© пр®ше« все;
ки а¤а, ¬ыс«и¬ые че«®веꮬ, и, нак®нец, ®св®б®
и§ цепких «ап враг®в св®ю «юб®вь, красную¤евищ
ве«икую ¬н®г®наци®на«ьную страну. ‘к®«ьк® §|
рев®«юци®нн®г® р®¬ант觬а, ск®«ьк® ярких ист|
ческих факт®в, к®т®рые ув«екате«ьнее са¬ых I
сивых ск৮к! При¤а©те и¬ «ишь с®®тветствуют
ф®р¬у, и ®ни бу¤ут са¬и г®в®рить! ;
’ак®© прие¬ сти«истическ®г® синтаксиса, как ц
т®р, уси«ивает ¤ина¬ику речи, ¤е©ствует э¬®ци®на
н®. ‚ с«е¤ующе¬ ®трывке и§ речи Л. И. Бре¦ц
в Минске 25 июня 1978 г. исп®«ь§®ван анаф®р!
ски© п®вт®р, к®г¤а ря¤ пр夫®¦ени© начинаете)
®¤н®г® и т®г® ¦е с«®ва: <Награ¤ы г®р®¤а¬ -;
к®нечн® ¦е награ¤ы «ю¤я¬. Лю¤и с®§¤ают г®ри
Лю¤и §ащищают их. Лю¤и ﮤни¬ают их и§ р
Лю¤и б«аг®устраивают г®р®¤а и пре®бра¦ают ия
Ос®бенн®© экспрессие© в пуб«ичн®© речи ®б«а
ет инверсия, т. е. 觬енение привычн®г® п®ря¤ка е«
п®стан®вка тех и«и иных ч«ен®в пр夫®¦ения на
®бычн®е ¬ест®. Как ука§ыва« и§вестны© русски© я
к®ве¤ А. Пешк®вски©, перестан®вка с«®в ®¤н®¬
т®г® ¦е пр夫®¦ения, с®ст®ящег® и§ пяти §на¬
те«ьных с«®в, ¤ает б®«ее с®тни вариант®в се¬ан
к®-сти«истических ®ттенк®в3.
<‚®т у¦е четверт®е ¤есяти«етие на¤ …вр®п®© 1
н®е неб®... ’ак®© ¤®«ги© ¬ир ист®рия, ка¦ется,
ник®г¤а не ¤ари«а нар®¤а¬ нашег® к®нтинента
‚ы¤ви¦ение впере¤ ®бст®яте«ьства вре¬ени в „
⮬ пр夫®¦ении и распр®страненн®г® ¤®п®«не|
в® вт®р®¬ §а¬етн® п®вышает выра§ите«ьн®сть и
¬®гает ﮤчеркнуть §нач謮сть выска§ывания.
Пуб«ичн®е выступ«ение ®¦ив«яет вве¤ение в
М. И. Ка«инин. Πꮬ¬унистичесꮬ в®спитании. И§б|
ные речи и статьи. М., 1956, с. 170. |
2 Л. И. Бре¦нев. Ленински¬ курс®¬. Речи, приветствия, 1
тьи, в®сﮬинания,т.7,с. 374. |
3 ‘¬. А. М. Пешк®вски©. ‚®пр®сы ¬ет®¤ики р®¤н®г® я§|
«ингвистика и сти«истика. М.-Л., 1930, с. 157.
Л. И. Бре¦нев. Ленински¬ курс®¬. Речи, приветствия, \
тьи, в®сﮬинания,т.7,с.350-351.
130
{.® пря¬®© и«и к®свенн®© речи. Р®«ь так®г® прие¬а
у¤ачн® ®пре¤е«и« П. ‘ергеич: <...пере¤ать вп®«не п®-
нятны¬ ®бр৮¬ чу¦®е чувств®, чу¦ую ¬ыс«ь несрав-
ненн® тру¤нее в ®писате«ьных выра¦ениях, че¬ в
тех са¬ых с«®вах, в к®их эт® чувств® и«и ¬ыс«ь вы-
ра¦ается неп®сре¤ственн®...> К т®¬у ¦е <п®с«е¤ни©
сп®с®б выра¦ения и т®чнее, и п®нятнее, и, г«авн®е,
убе¤ите«ьнее ¤«я с«ушате«я>. ‚®т вы¤ер¦ка и§
¤®к«а¤а ч«ена П®«итбюр® –К КП‘‘ Ю. ‚. Ан¤р®-
п®ва на т®р¦ественн®¬ §асе¤ании, п®священн®¬
100-«етию с® ¤ня 𮦤ения ”. Э. „§ер¦инск®г®:
<Нек®т®рые §апа¤ные ¤еяте«и ﮤки¤ывают на¬
<хитры©>, п® их ¬нению, в®пр®с, как ®бъяснить, чт®
на шести¤есят®¬ г®¤у ‘®ветск®© в«асти в ‘‘‘Р все
еще существуют так на§ывае¬ые <инаꮬыс«я-
щие>?>2 Пря¬ая речь §¤есь с«у¦ит сре¤ст⮬ ир®-
ническ®© ®ценки, к®т®рая уси«ивается ра§г®в®рны¬
с«®в®¬ <ﮤки¤ывают>.
Ин®г¤а ®рат®р как бы пре¤варяет нес®г«асие и«и
⮧ра¦ение с«ушате«е©: <‚®§¬®¦н®, чт® ска¦ут: я
са¬ в статьях ¬®их ® «итературе н央стат®чн® ува-
¦аю «ичн®сть писате«я. Эт® бу¤ет упрек несправе¤-
«ивы©. Я ин®г¤а г®в®рю ре§к®, н® эт® я г®в®рю не
® писате«е, а ® ег® раб®те>3.
Как у¦е ®т¬еча«®сь, характерная черта пуб«ич-1
н®© речи - неприну¦¤енн®сть и ®тн®сите«ьная св®-1
ᮤа стр®я. О¤нак® эт® ®бст®яте«ьств® не ¤ает ®ра-
т®ру права нарушать ®бщепринятые я§ык®вые н®р¬ы.
Б®«ее т®г®, кতы© «ект®р, ¤®к«а¤чик, пр®паган¤ист
яв«яется б®рц®¬ §а чист®ту р®¤н®г® я§ыка, иб® эт®
®¤н® и§ ус«®ви© эффективн®сти устн®© пр®паган¤ы.
‚ с®вре¬енн®© выс®к®®бр৮ванн®© ау¤ит®рии «ю-
б®е не®б®сн®ванн®е ®тступ«ение ®т н®р¬ «итератур-
"®г® я§ыка не¬е¤«енн® п®¤¬ечается с«ушате«я¬и,
¬ешает в®сприятию с®¤ер¦ания и ¬®¦ет нанести
“щерб авт®ритету г®в®рящег®. При эт®¬ §а¬ечен®,
1т® с«ушате«и ¬®гут пр®стить я§ык®вую п®грешн®сть
«®¤®¬у, не®пытн®¬у ®рат®ру, н® с®вершенн® нетер-
"謮 ®тн®сятся к ¬а«е©ши¬ ®тступ«ения¬ ®т н®р¬ы
в выступ«ении ¬астит®г® «ект®ра, учен®г®.
Грବатические и «ексические н®р¬ы русск®г®
П. ‘ергеич. Искусств® речи на су¤е, с. 78.
<Прав¤а>, 10 сентября 1977 г.
V. Г®рьки©. ‘®бр. с®ч. в 30-ти т®¬ах, т. 27, с. 335.
б 131
я§ыка 觫агаются в шк®«ьных учебниках и специ
ных 觤аниях. З¤есь бу¤ут приве¤ены «ишь не>
рые, наиб®«ее типичные ®тк«®нения ®т «итератур
н®р¬ в устн®© речи. ь!
‚ ®б«асти с«®в®уп®треб«ения нере¤к® встречав
ся нарушения тра¤ици®нн® принятых «итератур/
н®р¬ типа: <тру¤ящи©> (в¬ест® <тру¤ящи©ся>), <
¤ающи©> (в¬ест® <вы¤ающи©ся>), <®рган觮выва
(в¬ест® <®рган觮вать>), <®тветственен> (в¬е
<®тветствен>), <¤®¦ить> (в¬ест® <к«асть>) и
Ин®г¤а ¬®¦н® ус«ышать: <‘«®в® пре¤став«яе
т®варищу...> (нम <пр央став«яется>); <спис®к
ꮬен¤ате«ьн®© (в¬ест® <реꮬен¤®ванн®©>) «ите
туры> и пр. К эт®© ¦е катег®рии ®шиб®к, свя§ан!
с® с¬ешение¬ пар®н謮в, т. е. с«®в, б«и§ких п® э
чанию, н® р৫ичных п® §начению, ®тн®сится неп|
ви«ьн®е уп®треб«ение <аб®нент> в¬ест® <аб®не¬еи|
<искусны©> в¬ест® <искусственны©>, <авт®би®г|
фия> в¬ест® <би®графия> и пр.2 |
Неприятная <б®«е§нь> ¬н®гих ®рат®р®в-при>
¦енн®сть к «ишни¬ с«®ва¬. Эт® §«®уп®треб«еЭ
с«®вечка¬и <в ¤е«е>, <в ®б«асти>, <в направ«ена]
<Кতы© ¤®«¦ен п®ни¬ать св®ю ®тветственн®сть
¤е«е п®вышения пр®и§в®¤ите«ьн®сти тру¤а>; <‚ <|
«асти в®спитате«ьн®© раб®ты у нас на¬ети«ись нщ
т®рые с¤виги> и пр. I
И§быт®чны¬и яв«яются так¦е <с«®ва-спутник|
<и¬еющиеся н央статки>, <к®нкретные §а¤ачи>, <я
ществующие расценки>, <в св®е¬ ¤®к«а¤е ®н ®т>
ти«...> и пр. Легк® §а¬етить, чт® эти привычные <п1
ные с«®ва> ничег® не прибав«яют к выска§ыва©>
а превращаются в нम夫ивы© шта¬п.
Ана«®гичны© н央стат®к - тавт®«®гия, т. е. §а|
ряющее речь п®вт®рение в ®¤н®©рра§е ®¤н®к®ренн!
с«®в. Напри¬ер, ®рат®р г®в®рит: <Ра§решите к®сну
ся тв®рчества ве«ик®г® писате«я с® ст®р®ны «и
неск®«ьких ег® ст®р®н>; <‘ тр󤮬 у¤а«®сь реш1
эти тру¤ные пр®б«е¬ы>; <Наря¤у с ¤®сти¦ения!
бы« ®т¬ечен ря¤ н央статк®в> и пр.
1 ‘¬. „. 3. Р®§ента«ь. Ку«ьтура речи. М., 1964; ег® ¦е. ‘и
в®чник п® прав®писанию и «итературн®© правке. М., 1971; ег®,
Практическая сти«истика русск®г® я§ыка. М., 1974, и ¤р.
2 О р৫ичении пар®н謮в с¬.: Ю. А. Бе«ьчик®в и Н. Н.
тев. Лект®ру ® с«®ве. М., 1973, с. 34-37.
132
К тавт®«®гически¬ с«е¤ует ®тнести и с®четания,
г¤е ®¤н® и§ с«®в ¤уб«ирует с¬ыс« ¤руг®г® (в эт®¬
с«учае в нар®¤е г®в®рят: <¬ас«® ¬ас«ян®е>). ’ак, в
речи ¬®¦н® ус«ышать: <перспективы на бу¤ущее>
(х®тя перспективы и есть <ви¤ы на бу¤ущее>); <®н
впервые ¤ебютир®ва«> (х®тя <¤ебютир®вать> и ®§на-
чает <выступать впервые>); <ег® ¤е¬®би«и§®ва«и и§
ар¬ии> (х®тя <¤е¬®би«и§®вать> - §начит ув®«ить
и¬енн® и§ ар¬ии); <са¬ы© ни§ши© ба««> (х®тя <ни§-
ши©>-эт® и есть <са¬ы© ни§ки©>) и т. ¤. ‚ п®с«е¤-
ние 㮤ы п®«учи«® распр®странение с®четание <наи-
б®«ее ®пти¬а«ьны©>, х®тя ®пти¬а«ьны©-эт® и есть
<са¬ы© «учши© и§ всех вариант®в>.
Нек®т®рые ®рат®ры уп®треб«яют ря¤®¬ с«®ва, не
с®®тветствующие ¤руг ¤ругу и«и ¤а¦е иск«ючающие
¤руг ¤руга. Эт® с®четания типа <¤®в®«ьн® п®ря¤®ч-
н®>, <нес®¬ненн® вер®ятн®>.
‚¬ест® характерных ¤«я кни¦н®© речи причаст-
ных и ¤еепричастных ®б®р®т®в типа <®тсутств®вавшие
на с®брании>, <направ«яе¬ые в ꮬан¤ир®вку> в
пуб«ичн®© речи пре¤п®чтите«ьнее пара««е«ьные при-
¤ат®чные пр夫®¦ения: <к®т®рые ®тсутств®ва«и>,
<к®т®рых направ«яют в ꮬан¤ир®вку>. Н® ес«и у¦
¤еепричастные ®б®р®ты п®па«и в устную речь, нम
с«е¤ить §а прави«ьн®стью их при¬енения и и§бегать
нарушени© типа: <Ре§у«ьтаты ¬®г«и быть выше, учи-
тывая ск®«ь§ки© «е¤ и ®т«ичную п®г®¤у>; <‚®§г«ав-
«яя б®«ьш®© к®««ектив раб®чих, ¬астеру н央стат®ч-
н® ®¤них технических §нани©> и пр.
Нетерп謮 так на§ыва嬮е __<нани§ыв©ие._11а¤е-_
¦е©>: <в це«ях устранения ®тставания пр®и§в®¤ства>,
<®пре¤е«ение п®ря¤ка ®чере¤н®сти у¤®в«етв®рения
претен§и© кре¤ит®р®в> и пр. З¤есь г®р৤® «учше §а-
¬енить ®¤н® и§ ®тг«аг®«ьных существите«ьных г«аг®-
«®¬: <чт®бы устранить ®тставание>. ‚®®бще, уп®треб-
«ение ®рат®р®¬ г«аг®«®в в¬ест® ®тг«аг®«ьных суще-
ствите«ьных ¤е«ает речь б®«ее энергичн®©. Писате«ь
Ь- Катаев как-т® §а¬ети«: <‘уществите«ьн®е-эт®
觮бра¦ение. Г«аг®«-¤е©ствие. П® с®®тн®шению к®- !
«ичества существите«ьных с к®«ичест⮬ г«аг®«®в I
®¦н® су¤ить ® качестве пр®§ы. ‚ х®р®ше© пр®§е
"э®бра§ите«ьн®е и п®веств®вате«ьн®е уравн®вешены> .
‚. Катаев. А«¬а§ны© ¬®© венец.-<Н®вы© ¬ир>, 1978, №6,
с- 15-16.
133
Нम ¤у¬ать, эт® наб«ю¤ение при«®¦и¬® и к пуб«
н®© речи.
‚ «итературе п® сти«истике русск®г® я§ыка ®б|
щается вни¬ание на тру¤ные с«учаи с®г«ас®вав
ска§у嬮㮠с ﮤ«е¦ащи¬, выра¦енны¬ к®«ичу|
венны¬и с®четания¬и с существите«ьны¬и <¬н®г|
<¬а«®>, <б®«ьшинств®>, <ря¤>, <часть>, <неск®«ьк®
а так¦е чис«ите«ьны¬и. ‘ка§у嬮е уп®треб«яется)
¬н®¦ественн®¬ чис«е, ес«и нम ﮤчеркнуть ак«ц
н®сть, быстр®ту ¤е©ствия: <¤вести че«®век приня|
участие в субб®тнике>; <неск®«ьк® че«®век бр®си«и!
на ﮬ®щь>. …¤инственн®е чис«® пре¤п®чтите«ы
ес«и речь и¤ет ® н室ушев«енных пр夬етах: <в „
к«а¤е при⮤諮сь ¬н®г® интересных факт®в>.
При ﮤ«е¦аще¬ <ря¤ т®варище©>, <часть учен
к®в> ска§у嬮е и¬еет ф®р¬у е¤инственн®г® чис«
<ря¤ т®варище© перевып®«ни« §а¤ание>. …с«и сущ
ствите«ьн®е <б®«ьшинств®>, <¬еньшинств®> не и¬е
при себе управ«яе¬ых с«®в, т® ска§у嬮е уп®треб«
ется в е¤инственн®¬ чис«е: <б®«ьшинст⮠ﮤ¤ер¤©
«® (не ﮤ¤ер¦а«и!) пр夫®¦ение>. При на«ич|
управ«яе¬ых с«®в (<б®«ьшинств® сту¤ент®в>) в<|
¬®¦ны ¤ва варианта: <б®«ьшинств® сту¤ент®в с¤а|
(с¤а«и) н®р¬ы на §нач®к Г’О> . |
‚к«ючая в речь с®четания с чис«ите«ьны¬и, на,|
быть ®с®б® вни¬ате«ьны¬, чт®бы и§бе¦ать ®шибс|
’ак, ¬ы г®в®ри¬: тр®е «ю¤е©, н® три цеха; четве|
сут®к, н® четыре че«®века. Не«ь§я ска§ать: <К®с¬|
чески© к®раб«ь нах®¤ится на ®рбите ¤евян®ст® ¤в
(¤ве, ¤ва) сут®к>. ‘«®в® <сутки> не и¬еет ф®рк
е¤инственн®г® чис«а, и п®эт®¬у с«е¤ует ска§а!
<К®с¬ически© к®раб«ь нах®¤ится на ®рбите в теч
ние ¤евян®ст® ¤вух сут®к> и«и <¤ва¤цать ¤ва ¤ня
‘«е¤ует г®в®рить: <10,5 (¤есять и пять ¤есятых) пр
цента> (не <пр®цент®в>), н® <¤есять с п®«®вин
пр®цент®в>2. 1
1 ‚ устн®© речи реꮬен¤уется §а¬енять устаре
шую ф®р¬у кратких ф®р¬ при«агате«ьных на <-ене<
П®¤р®бнее ® с®г«ас®вании ска§у嬮㮠с ﮤ«е¦ащи¬ с
„. Э. Р®§ента«ь. Практическая сти«истика русск®г® я§ыка, с. 218
229.
2 П®¤р®бн® ® вариантах с®четани© чис«ите«ьных с существ
те«ьны¬и с¬. та¬ ¦е, с. 150-160.
.134
ф®р¬®© на <-ен>: бесп®чвен, бесс¬ыс«ен, естествен,
®тветствен, св®©ствен и ¤р.
Наря¤у с с®б«ю¤ение¬ грବатических н®р¬ и«и
прави« с«®в®уп®треб«ения в пуб«ичн®© речи кра©не
не®бх®¤и¬а прави«ьн®сть пр®и§н®шения. ‚ па¬яти
с«®ва ¦ивут в ®пре¤е«енн®¬ п®ст®янстве <§вук®в®г®
®б«ика>, чт® и ®беспечивает авт®¬ат觬 их в®сприя-
тия и ⮧¤е©ствия. Эт®т авт®¬ат觬 ®существ«яется
«ишь в т®¬ с«учае, ес«и у ®рат®ра абс®«ютн® пра-
ви«ьн®е пр®и§н®шение, ес«и ®н прави«ьн® ставит у¤а-
рение в с«®вах и фра§ах. ’®«ьк® при этих ус«®виях
вни¬ание с«ушате«е© це«иꮬ направ«ен® на с¬ыс«
речи, и ни ®¤на кап«я ег® не растрачивается на у§на-
вание с«®в. ‚ т® ¦е вре¬я «юб®е ®тк«®нение ®т при-
вычных н®р¬ пр®и§н®шения ®тв«екает ®т с¬ыс«а, §а-
став«яет ﮬ謮 в®«и ®бращать вни¬ание на внешнюю,
§вук®вую ст®р®ну речи. П®«учается, чт® неправи«ь-
н®е у¤арение так ¦е негативн® ¤е©ствует на с«ух,
как неуп®требите«ьн®е и«и иска¦енн®е с«®в®. ‘е©-
час все ре¦е встречаются выс¬еянные фе«ьет®ниста-
¬и грубые ®шибки в пр®и§н®шении типа пр®цент,
п®ртфе«ь и пр., н® еще ¤а«ек® не все ®рат®ры пра-
ви«ьн® пр®и§н®сят с«®ва: агент, ва«®в®©, выб®ры,
¤®««ар, инстру¬ент, кварта«, ки«®¬етр, ¬®щн®сте©,
®беспечение, х®¤ата©ств®вать, х®§яева и пр. Нере¤к®
вы§ывают ¤®са¤у нену¦ные <наращения> с®г«асных
в нек®т®рых с«®вах ин®я§ычн®г® пр®исх®¦¤ения:
к®нста(н)тир®вать, ꮬпр®¬е(и)тир®вать, беспре-
–е(н)¤ентны©, э(к)ск®рт и ¤р.
‘ ®с®бы¬ вни¬ание¬ нम ®тн®ситься к пр®и§н®-
шению с®кращени©, ге®графических на§вани©, с®бст-
венных и¬ен, фа¬и«и©, р৫ичных наи¬ен®вани©,
®с®бенн® ин®странных. ‚ «юᮬ с®¬ните«ьн®¬ с«у-
чае не®бх®¤и¬® ®бращаться к с«®варя¬ и справ®ч-
ника¬ .
Прави«ьн®сть пуб«ичн®© речи «ишь ®¤н® и§ ва¦-
иых качеств, ®пре¤е«яющих ее эффективн®сть. Речь
¬®¦ет быть абс®«ютн® прави«ьн®©, н® неубе¤ите«ь-
н®©. К ¤руги¬ ва¦не©ши¬ качества¬ х®р®шег® пуб- |
«ичн®г® выступ«ения ®тн®сятся б®гатств® речи, крат-;
‘¬., напри¬ер, ‘«®варь у¤арени© ¤«я раб®тник®в ра¤и® и
«еви¤ения. М., 1970; Р. Н. Аванес®в. Русск®е «итературн®е пр®-
чэн®шение. М" 1972; „. Э. Р®§ента«ь, М. А. ’е«еш®ва. ‘«®варь
“¤н®сте© русск®г® я§ыка. М., 1976.
135
к®сть, ясн®сть и т®чн®сть, у¬естн®сть и э¬®ци®>
н®сть.
\ Б®гатств® речи-эт® ее гибк®сть, ®ригина«ьн®
\ выра§ите«ьн®сть, у¬ение ®рат®ра св®б®¤н® п®«1
ваться все¬и ресурса¬и р®¤н®г® я§ыка, ®тбиратп
них те, к®т®рые наиб®«ее с®®тветствуют 觫агав
те¬е, ®бстан®вке и ау¤ит®рии. Б®гатств® речи - с
ствие выс®к®© ®бще© ку«ьтуры г®в®рящег®, ег®
¤иции, ®пыта пуб«ичных выступ«ени©. —е¬ б®¤
активны© с«®варны© §апас че«®века, те¬ б®гач|
¬н®г®крас®чнее ег® речь, те¬ б®«ьши¬и речев–
сре¤ства¬и ⮧¤е©ствия ®н расп®«агает. ‘читает
чт® ва¦не©ши© п®ка§ате«ь б®гат®© и г«уб®к®©
чи-ра§н®®бра§ие син®н謮в, т.е. б«и§ких п® §
чению с«®в, ®т«ичающихся с¬ыс«®вы¬и и сти«и{|
чески¬и ®ттенка¬и. Нек®т®рые «ингвисты п®«агав
чт® син®ни¬ия речевых сре¤ств в®®бще центра«ья
пр®б«е¬а сти«истики . П® ¬нению писате«я Л. “сп|
ск®г®, <че«®век ку«ьтурн®© речи ¤®«¦ен в«а¤|
искусст⮬ св®б®¤н®© игры син®ни¬а¬и, §нать, |

<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 14
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

Copyright й Design by: Sunlight webdesign