LINEBURG


<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 13
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

ры и факты и§ ¦и§ни и с®четает эт®т фактически©
ана«и§ с ¤е¤уктивны¬ рассу¦¤ение¬, в к®т®р®¬ ис-
п®«ь§уются ®бщие п®«®¦ения научн®© те®рии. И¬ен-
н® так®© ¤в®яки© сп®с®б аргу¬ентации ¬®¦ет быть,
к при¬еру, при¬енен в ¤®к«а¤е ® т®р¦естве «енин-
®© наци®на«ьн®© п®«итики. Аргу¬ентация в эт®¬
с«учае стр®ится, с ®¤н®© ст®р®ны, путе¬ ана«и§а е-
§«ьных ус«®ви© с®циа«ьн®-эк®н®¬ическ®г® и ку«ьтур-
н® ра§вития с®ветских респуб«ик, а с ¤руг®© ст®р®-
ны, 觫®¦ение¬ и¤е®«®гических и те®ретических
°сн®в ¬арксистск®-«енинск®© интернаци®на«ьн®© п®-
«итики.
Наря¤у с ¤е¤уктивн®© и ин¤уктивн®© ф®р¬а¬и вы-
„а ⮧¬®¦ен и трети© тип рассу¦¤ения-󬮧а-
к«ючение п® ана«®гии, пре¤став«яющее с®б®© вы⮤
0 иринफе¦н®сти е¤иничн®¬у пр夬ету и«и яв«е-
117
нию ®пре¤е«енн®г® при§нака, ®сн®ванны© на сх®¤
эт®г® пр夬ета в существенных при§наках с ¤р<|
е¤иничны¬ пр夬ет®¬ и«и яв«ение¬. ;
К ана«®гии ®бычн® прибегают т®г¤а, к®г¤а и¬
¤е«® с е¤иничны¬и яв«ения¬и и с®бытия¬и, ®тн
те«ьн® к®т®рых еще не п®«учены те®ретические
практические ®б®бщения. „е¤уктивны© сп®с®б ;
су¦¤ения в этих с«учаях ®ка§ывается бесси«ье
’ру¤н® при эт®¬ рассчитывать и на ин¤укцию, к
рая пре¤п®«агает ®б®бщение ¬н®¦ества ®¤н®р®¤
с®быти©. И¬енн® в этих ус«®виях ценны¬ сп®сц
рассу¦¤ения ®ка§ывается ана«®гия, ﮧ⮫яющая
п®«ь§®вать пре¦ни© ®пыт и нак®п«енные §нания.!
расп®«агая ¤®стат®чны¬ фактически¬ ¬атериа
¬®¦н® ®бъяснить ¬а«®и§вестные ист®рические фа)
с®бытия и ®бстан®вку путе¬ их уﮤ®б«ения р|
исс«е¤®ванны¬ и х®р®ш® и§вестны¬ с®бытия¬ и |
та¬ и§ ¦и§ни ¤ругих на𮤮в при на«ичии сх®¤|
в ур®вне ра§вития эк®н®¬ики, ку«ьтуры, сх®¤н®©!
«итическ®© ситуации и т. ¤. -"
Ана«®гия¬и част® п®«ь§уются так¦е при 觫®
нии естественн®научн®© и техническ®© те¬атики,;
б®«ее чт® ист®рия ра§вития науки ¤ает ¬н®г®чис!
ные при¬еры п®яв«ения н®вых научных ®ткрыти©
ба§е ана«®гии.
‘ущественна р®«ь ана«®гии в ¬арксистск®©
ке ® рев®«юции, при выраб®тке рев®«юци®нн®©
тие© стратегических §а¤ач и ®пре¤е«ении тактиче‘
«инии в к®нкретных ®бщественн®-ист®рических у|
виях. —аст® п®«ь§®ва«ись рассу¦¤ения¬и п® ан|
гии к«ассики ¬аркс觬а в св®их выступ«ения
в®пр®са¬ и¤е®«®гии и п®«итики. ‚. И. Ленин, срая
вая русские рев®«юции 1905 и 1917 гг. с францу§а
¬и и не¬ецки¬и рев®«юция¬и XVIII и XIX вв., )
р®в® п®«ь§®ва«ся ана«®гие© при характеристике
«итических течени© и ситуаци©. ’акие ана«©
ﮧ⮫и«и, с ®¤н®© ст®р®ны, учесть п®«®¦ите«ь!
рев®«юци®нны© ®пыт ¤ругих парти©, с ¤руг®© -
бе¦ать и не п®вт®рять ист®рических ®шиб®к. |
˜ир®к®е исп®«ь§®вание в с®вре¬енных ус«®
братски¬и страна¬и с®циа«истическ®г® 室ру¦еЙ
б®гате©шег® ®пыта стр®ите«ьства с®циа«и§¬а в на
стране яв«яется наг«я¤ны¬ ﮤтвер¦¤ение¬ нг
н®сти, ®бъективн®сти и практическ®© §нач謮
118
¬ет®¤а ист®рических пара««е«е© и ана«®ги©, яв«яю-
щег®ся с®ставн®© частью ¬арксистск®© науки ® рев®-
«юции.
Ана«®гия как сп®с®б рассу¦¤ения яв«яется ¤®ста-
т®чн® с«®¦н®© ф®р¬®© 󬮧ак«ючения. О¤нак® при
у¬е«®¬, «®гически грମтн®¬ ﮤх®¤е, к®г¤а стр®г®
с®б«ю¤аются не®бх®¤и¬ые прави«а эт®г® ви¤а у¬®-
§ак«ючения, с е㮠ﮬ®щью ¬®¦н® весь¬а убе¤ите«ь-
н® стр®ить аргу¬ентацию в пр®цессе устн®г® выступ-
«ения.
При ®бращении к ана«®гии нम с®б«ю¤ать с«е-
¤ующие прави«а. ‚®-первых, ана«®гия с®ст®яте«ьна
«ишь т®г¤а, к®г¤а ¤ва яв«ения сх®¤ны ¬е¦¤у с®б®©
не в «юбых, а «ишь в существенных при§наках.
‚. И. Ленин специа«ьн® ука§ыва«: <…с«и брать ист®-
рическую пара««е«ь, т® нम вы¤е«ить и т®чн® ука-
§ать т®, чт® сх®¤н® в р৫ичных с®бытиях, иб® иначе
в¬ест® ист®рическ®г® сравнения п®«учится бр®сание
с«®в на ветер>1. ‘ п®«ны¬ ®сн®вание¬ эт® треб®вание
¬®¦ет быть ®тнесен® не т®«ьк® к ист®рически¬, н®
и к® всяки¬ ины¬ ана«®гия¬.
‚ практике ин®г¤а встречаются с«учаи уﮤ®б«е-
ния р৫ичных яв«ени©, к®т®рые п® существу не
и¬еют сх®¤ных при§нак®в и«и и¬еют при§наки, к®т®-
рые «ишь внешне ка¦утся сх®¤ны¬и. ’акая п®верх-
н®стная ана«®гия-«иб® ре§у«ьтат нег«уб®к®г® §на-
ния са¬их яв«ени©, «иб® с®фистически© прие¬, с п®-
¬®щью к®т®р®г® пытаются §апутать существ®
к®нкретн®г® в®пр®са и навя§ать те вы⮤ы, к®т®рые
®бъективн® не вытекают и§ фактическ®г® ¬атериа«а
и не ®пираются на нег®. Нере¤к® к так®г® р®¤а «®¦-
ны¬, нес®ст®яте«ьны¬ ана«®гия¬ прибега«и и прибе-
гают п®«итические и и¤е©ные пр®тивники ¬аркс觬а,
„абы с®§нате«ьн® с¤е«ать вы⮤ы, пр®тив®речащие
°сн®вны¬ п®«®¦ения¬ ¬аркс觬а и ¬ешающие пра-
би«ьн®© ®ценке к®нкретн®© ситуации.
‚®-вт®рых, при уﮤ®б«ении ¤вух яв«ени© и«и
быти© непре¬енн® с«е¤ует учитывать р৫ичия
М妤у ни¬и. ‚ прир®¤е не бывает абс®«ютн® сх®¤-
"“• яв«ени©: при сମ¬ выс®к®¬ сх®¤стве всег¤а
—¬еют ¬ест® и р৫ичия. О¤нак® р৫ичия п®-ра§-
""¬у в«ияют на вы⮤ п® ана«®гии. ‚ ®¤них с«у-
‚. И. Ленин. П®«н. с®бр. с®ч., т. 20, с. 126.
119
чаях р৫ичия бывают несущественны¬и, вт®ре
пенны¬и. Они не ¬ешают вы⮤у п® ана«®гии. I
¦е ¤ва яв«ения существенн® ®т«ичаются ¤руг|
!¤руга, т®, нес¬®тря на на«ичие сх®¤ных при§нав
( их не«ь§я уﮤ®б«ять. ’акая ана«®гия всег¤а б/
; «®¦н®©. “чет р৫ичи© ®чень ва¦ен, к®г¤а
¤®б«яют ист®рические с®бытия и факты. П®¬и¬®
ви« «®гики §¤есь требуется с®б«ю¤ение ¤иа«ект
¬атериа«истическ®г® ﮤх®¤а к ана«и§у к®нкре
ист®рическ®© ®бстан®вки, с®б«ю¤ение при¬
к®нкретн®сти истины, иб® в эт®© ®б«асти, как нив
к®© ¤руг®©, <с®бытия п®ра§ите«ьн® ана«®гичные,!
пр®исх®¤ящие в р৫ичн®© ист®рическ®© ®бстан®
при⮤ят к с®вершенн® ра§ны¬ ре§у«ьтата¬>. ,
Как прави«®, ана«®гия ®тн®сите«ьн® ®бществе
ист®рических яв«ени© ¤ает выс®к®вер®ятные, н®;|
бе§ус«®вные и ¤®ст®верные вы⮤ы. Эт® ®§начает,
ана«®гию с«е¤ует исп®«ь§®вать «ишь в свя§и с ин
сп®с®ба¬и аргу¬ентации, как ¤®п®«нение к ¤е¤
тивн®¬у и«и ин¤уктивн®¬у рассу¦¤ению.
“¬®§ак«ючение п® ана«®гии не т®«ьк® яв«я?
®¤ни¬ и§ ¤е©ственных ¬ет®¤®в аргу¬ентации, нв
вып®«няет так¦е р®«ь ®¤н®г® и§ ва¦не©ших сре¤
п®яснения и и««юстрации с«®¦н®г® и ну¦¤ающег
в ра§ъяснении ¬атериа«а. Эт® св®©ств® ана«®гии
«яется весь¬а ценны¬ и в п®«н®© ¬ере ¬®¦ет б<
исп®«ь§®ван® в устных выступ«ениях. ’ак, при ®бъ
нении учения с®вре¬енн®© фи§ики ® структуре ¬|
рии ®бычн® п®«ь§уются р৫ичн®г® р®¤а ¬®¤е«и
упр®щающи¬и п®ни¬ание с«®¦ных фи§ических I
цесс®в и в§а謮®тн®шени© ¬е¦¤у частица¬и вну
ат®¬а. ‚ выступ«ениях на ист®рическую те¬у р
таких ана«®ги© вып®«няют при¬еры и§ ¦нЯ
¤ругих на𮤮в. При 觫®¦ении в®пр®с®в ¬ея©
нар®¤н®© ¦и§ни так¦е прибегают к ана«®га
¬е¦¤у не¤авни¬и сх®¤ны¬и п®«итически¬и с®<
тия¬и. ;
‚ выступ«ениях п® пр®и§в®¤ственн®© те¬ат)
®пытны© ®рат®р част® с®п®став«яет сх®¤ные при
⮤ственные к®««ективы, к®«х®§ы и«и учр妤еии)!
пр®в®¤ит пара««е«и ¬е¦¤у ни¬и с це«ью вскрь
Переписка К. Маркса и ”. Энге«ьса с русски¬и п®«ит!
сни¬и ¤еяте«я¬и. М., 1947, с. 180.
120
"¤®статк®в «иб® §аи¬ств®вания п®«®¦ите«ьн®г® ®пы-
нак®п«енн®г® пер央вы¬и к®««ектива¬и в сх®¤-
¤ух ус«®виях.
расс¬®тренные сп®с®бы рассу¦¤ения-¤е¤укция,
ИН„“К–ИЯ и ана«®гия-яв«яются ®сн®вны¬и ¬ет®¤а-
¬и аргу¬ентации в пр®цессе ¤®ка§ате«ьства. Знание
структурных ®с®бенн®сте© и прави« кত®г® и§ этих
󬮧ак«ючени© п®вышает «®гическую ку«ьтуру, сп®-
с®бствует ¤®ка§ате«ьн®¬у и аргу¬ентир®ванн®¬у п®.
стр®ению «екции, ¤®к«а¤а и«и бесе¤ы.
’е¬а 6. ЯЗЫК И ‘’ИЛЬ
П“БЛИ—НОГО ‚Ы‘’“ПЛ…НИЯ
Г«авн®е в пуб«ичн®¬ выступ«ении-ег® и¤е©>
г ®стр®та, г«убина с®¤ер¦ания, актуа«ьн®сть. Эт®
сп®рн®. Н® ¬ыс«и и чувства ®рат®ра выра¦аю!
г«авны¬ ®бр৮¬ верба«ьны¬и (я§ык®вы¬и) сре¤
ва¬и, пр®яв«яются и существуют ¤«я ау¤ит®рии!
¬атериа«ьн®© ®б®«®чке §вучаще© речи. П®эт®в
®в«а¤евая ®рат®рски¬ ¬астерст⮬, «ект®р, пр®|
ган¤ист, агитат®р ¤®«¦ны на «учших ®бра§цах и|
чать я§ык®вую и сти«истическую специфику ¦ив<|
с«®ва. 1
‚ыра§ить какую-«иб® ¬ыс«ь и пере¤ать ее ¤р
ги¬ -эт® ¤а«ек® не всег¤а ®¤н® и т® ¦е. П®сти¦ен
я§ык®вых §ак®н®¬ерн®сте© пуб«ичн®© речи, в®спт
ние выс®к®© речев®© ку«ьтуры, я§ык®в®г® чутья, у>
ния в«а¤еть с«®в®¬ - не®тъ嬫е¬ая часть ПО„К“П
ки ®рат®ра. Не§нание и«и игн®рир®вание §ак®н®¬(
н®сте© устн®© речи, ®тсутствие чувства я§ыка ве¤
к сер®сти, бесцветн®сти выступ«ения, сни¦ают <
выра§ите«ьн®сть. Н® речев®е б®гатств® ®рат®ра, >
нечн®, не сମце«ь. ‘«учается, чт® бе§упречн® п{
ви«ьная и ¤а¦е красивая, н® бесстрастная и бе¤н,
с®¤ер¦ание¬ речь пр®х®¤ит <п®верх г®«®в>, не §
тр®нув ни рассу¤ка, ни сер¤ца. А пр®стая и бе§ь
кусная, п®р®© не с®все¬ ск«а¤ная, н® §ат® искренн)
и в§в®«н®ванная речь пр®и§ве¤ет си«ьне©шее ⮧¤е
ствие на ау¤ит®рию. ‚ св®е вре¬я весь¬а св®е®бра
н® эту ¬ыс«ь выра§и« и§вестны© русски© те®рет!
®рат®рск®г® искусства П. ‘ергеич: <…с«и ®стави
в ст®р®не нравственные треб®вания, ¬®¦н® бы«® б
ска§ать, чт® са¬ая п«®хая речь «учше сମ© прев®
х®¤н®©, к®«ь ск®р® вт®рая не ¤®стиг«а це«и, а пе|
вая и¬е«а успех> . |
•®р®ши© «ект®р, пр®паган¤ист, раб®тая на¤ я§–
1 П. ‘ергеич. Искусств® речи на су¤е. М., 1960, с.
122
ꮬ бу¤ущег® выступ«ения, исх®¤ит и§ принципа
ꮬ¬уникативн®© це«ес®®бра§н®сти, т. е. исп®«ь§®ва-
ния так®г® я§ык®в®г® ¬атериа«а, к®т®ры© ®беспечи-
вает наи«учшее ⮧¤е©ствие на ¤анную ау¤ит®рию
р к®нкретн®© ®бстан®вке, в с®®тветствии с т嬮© и
§а¤аче© выступ«ения.
Как®в® ¦е <«иц®> с®вре¬енн®© пуб«ичн®© речи?
р че¬ ее я§ык®в®е и сти«истическ®е св®е®бра§ие?
Он® ®пре¤е«яется в первую ®чере¤ь с®в®купн®стью
ус«®ви©, в к®т®рых пр®и§н®сится пуб«ичная речь, как
г®в®рят, ее <к®нтекст®¬ ситуации>. Эт® пр妤е всег®
неп®сре¤ственны© к®нтакт ®рат®ра с® с«ушате«я¬и,
®бращенн®сть к к®нкретн®© ау¤ит®рии, учет ®бста-
н®вки, с®четание я§ык®вых сре¤ств выра¦ения ¬ыс-
«е© и э¬®ци© с пара«ингвистически¬и (инт®наци®н-
ны¬и) и кинетически¬и (¦ест®в®-¬и¬ически¬и), а
так¦е пря¬®е ⮧¤е©ствие на ау¤ит®рию «ичн®сти
г®в®рящег®.
Прини¬ая в® вни¬ание эти ®бст®яте«ьства, а так-
¦е т®т факт, чт® р৫ичные ¦анры пуб«ичн®© речи
исп®«ь§уются буква«ьн® в® всех сферах ¤еяте«ьн®-
сти, нек®т®рые «ингвисты п®«агают, чт® се㮤ня нет
®сн®вани© ¤«я вы¤е«ения ®с®б®г® <®рат®рск®г® сти-
«я>, как эт® бы«® в пр®ш«®¬. Г®р৤® прави«ьнее
г®в®рить ® систе¬е функци®на«ьных сти«е© пуб«ич-
н®© речи - научн®¬, пуб«ицистичесꮬ, ¤е«®в®¬, ху-
¤®¦ественн®¬, к®т®рые существуют и ра§виваются
пара««е«ьн® систе¬а¬ сти«е© пись¬енн®© речи. ‚®®б-
ще ес«и ¤® п®с«е¤нег® вре¬ени я§ык®ве¤ы §ани¬а«ись
н® преи¬уществу ана«и§®¬ пись¬енных текст®в, так
ска§ать <«ингвистик®© г«а§а>, т® се㮤ня в свя§и с
п®все¬естны¬ распр®странение¬ пуб«ичн®© речи на-
ча«а п®ра всерье§ §аняться <«ингвистик®© пр®и§не-
…ения и с«уха>.
‘®вре¬енная пуб«ичная речь-с«®¦н®е и пр®ти-
в®речив®е функци®на«ьн®-сти«истическ®е ®бр৮вание.
®¤н®© ст®р®ны, пуб«ичн®¬у ¬®н®«®гу-«екции,
А®к«а¤у, инф®р¬ации - св®©ственны «®гическая и
Лык®вая ®рган觮ванн®сть, сти«истическая стр®©-
н®сть, к®т®рые ®бычн® характерны ¤«я пись¬енн®©
Литературн®© речи. ‘ ¤руг®© ст®р®ны, с®вре¬енн®е
“б.-шчн®е выступ«ение все б®«ее ®тх®¤ит ®т кни¦-
х кан®н®в, ег® ®т«ичает стр嬫ение к ра§г®в®рн®-
ти сп®нтанн®сти устн®г® быт®в®г® ¤иа«®га.
123
‘®вре¬енная ау¤ит®рия не при嬫ет на§и¤а!
н®г®, ¬ент®рск®г® т®на выступ«ения, е© б®«ее в
¦е«ате«ен ра§г®в®р <на равных>. И че¬ ¤а«ьш<
св®е¬у характеру пуб«ичн®е выступ«ение ®тк«®н|
ся ®т пр®ст®© инф®р¬ации, че¬ б®«ее ®н® рассчи>
⮧¤е©ств®вать на с«ушающих, те¬ активнее в
исп®«ь§уются сре¤ства ра§г®в®рн®© и ®бра§н®© р
Итак, ®тчет«ив®© сти«истическ®© черт®© пуб«ич
речи стан®вится ра§г®в®рн®сть, т. е. пр®ст®та в
стр®ении фра§, ®тступ«ение ®т стр®гих грବат|
ских н®р¬, исп®«ь§®вание ра§г®в®рн®© «ексик<
фра§е®«®гии, р৫ичных речевых сре¤ств управ«г
вни¬ание¬ с«ушате«е© и пр.
Неприну¦¤енн®сть, пр®ст®та, §а¤ушевн®сть в ]
г®в®ре с «ю¤ь¬и всег¤а ®т«ича«и «учших пре¤ста
те«е© «енинск®© шк®«ы пр®паган¤истск®г® ¬асте|
ва. ‚. И. Ленин как-т® стаг-.и« в при¬ер раб®ч|
®рат®ра §а т®, чт® т®т <г®в®ри« §а¬ечате«ьную р|
в к®т®р®© ®н, не уп®требив ни ®¤н®г® кни¦н®г® с«|
расска§ыва«, как ®ни ¤е«а«и рев®«юцию>. |
Наст®яще© пр®грବ®© ¤«я «юб®г® ®рат®ра щ
н®вятся се㮤ня с«®ва Л. И. Бре¦нева, пр®и§не<|
ные на XVIII съе§¤е ‚ЛК‘М: <П®ра все¬ рабся
ка¬ и¤е®«®гическ®г® фр®нта п®к®нчить с не触
еще к®е-г¤е практик®© ¬еханическ®г®, б姤у¬н®г®
вт®рения пр®писных истин, с® с«®весн®© треск®ти
П®ра с¤е«ать прави«®¬-г®в®рить с «ю¤ь¬и ц
сты¬ и ¤®х®¤чивы¬ я§ыꮬ, писать, вк«а¤ывав
кতую фра§у ¦ивую ¬ыс«ь и чувства. Эт® т®¦е]
пр®с качества и эффективн®сти, приче¬ на та|
ва¦н®¬ участке стр®ите«ьства ꮬ¬ун觬а, как -э
питание н®в®г® че«®века>2.
Пр®ст®та пуб«ичн®© речи ®т«ичается ®т пр®с
речи ®бы¤енн®©. Пр®ст®та и ¤®х®¤чив®сть речи
т®ра, пр®паган¤иста - эт® у¬ение г®в®рить ¤®ст
® с«®¦ных и серье§ных вещах, учитывая ®с®бенн®
ау¤ит®рии. Как §а¬еча« ри¬ски© фи«®с®ф ‘ен<
речь, це«ь к®т®р®©-истина, ¤®«¦на быть пр®е
и бе§ыскусн®©. ’акая речь в®сприни¬ается «еи>)
¬ыс«ь с«ушате«е© бе§ всяк®г® §атру¤нения с«е¤
§а ¬ыс«ью ®рат®ра.
5. И. Ленин. П®«я. с®бр. с®ч., т. 31, с. 358.
2 Л. И. Бре¦нев. Ленински¬ курс®¬. Речи, приветствия,
тьи,в®сﮬинания,т. 7,с.292.
124
‚®т, напри¬ер, как пре¤е«ьн® пр®ст®, кратк® и
¤р®никн®венн®, ®бращаясь к ¬®«®¤е¦и, г®в®рит
¤. И. Бре¦нев ® гран¤и®§ных пре¤начертаниях ¤е-
сят®© пяти«етки: <XXV съ姤 партии утвер¤и« ®б-
щирную пр®грବу на пяти«етку и на ¤а«ьне©шую
перспективу. Она ﮤчинена ®¤н®© це«и: чт®бы с®вет-
ски© на𮤠¦и« еще «учше, п®«н®кр®внее, счаст«и-
вее, чт®бы ¬ы еще увереннее пр®¤вига«ись впере¤
к наше© свет«®© це«и-ꮬ¬ун觬у>.
И§вестн®, чт® пр®ст®та и ясн®сть речи в первую
®чере¤ь §ависят ®т т®г®, наск®«ьк® х®р®ш® ®рат®р
§нает пр夬ет св®ег® выступ«ения, ау¤ит®рию и, к®-
нечн®, наск®«ьк® ®н в«а¤еет с«®в®¬, т. е. у¬еет на©-
ти такую я§ык®вую ф®р¬у, к®т®рая наиб®«ее ¤®ступ-
на и п®нятна ¤«я ¤анн®© ау¤ит®рии. Не®бх®¤и¬®
¤®биться т®г®, чт®бы ау¤ит®рия не ¬®г«а не п®нять
выступающег®.
‘ти«истическ®е св®е®бра§ие пуб«ичн®© речи пр®-
яв«яется б®«ее всег® в ®с®бенн®стях ее синтаксиче-
ск®г® стр®я, т. е. в п®стр®ении фра§ и с«®в®с®чета-
ни©. Как п®«агают я§ык®ве¤ы, <и¬енн® синтаксис
таит в себе ®гр®¬ные сти«истические ⮧¬®¦н®сти,
к®т®рые §ак«ючаются преи¬ущественн® в ег® сп®с®б-
н®сти пере¤авать т®нча©шие с¬ыс«®вые нюансы и
®ттенки ¬ыс«и>2. ‚ пуб«ичн®© речи как бы сп«ета-
ются синтаксические при§наки ра§г®в®рн®г® и «ите-
ратурн®г® я§ык®в при явн®¬ тяг®тении к ра§г®в®р-
н®сти. Эт® ®беспечивается в первую ®чере¤ь б®«ее
пр®сты¬и и к®р®тки¬и п® сравнению с кни¦н®©
речью фра§а¬и, к®т®рые «егче в®сприни¬аются на
с«ух. Н® естественн®, ¤«ина фра§ы ¬®¦ет §ависеть
и ®т ¤ругих факт®р®в: с®¤ер¦ания речи, ее це«и, ин-
¤иви¤уа«ьн®г® сти«я ®рат®ра и т. ¤. Ос®б® к®р®ткая
фра§а, быстрая с¬ена пр夫®¦ени© ¬®гут стать сти-
«истически¬ сре¤ст⮬ ¤ра¬ати§ации, п®вышения
напря¦енн®сти речи. ’ак, напри¬ер, к®р®тки¬и фра-
§а¬и, с«®вн® неск®«ьки¬и ¬а§ка¬и кисти, М. Г®рьки©
в ®¤н®© и§ рече© пере¤ писате«я¬и пере¤ает паф®с
§п¤ания, ®хвативши© страну в 30-х 㮤ах: <—и-та-
те«ь растет. ‚ся страна ﮤнята на ¤ыбы. ‘трана
Раб®тает ч®рт §нает как.! Ник®г¤а в ¬ире ничег® п®-
1 Л. И. Бре¦нев. Ленински¬ курс®¬. Речи, приветствия, ста-
ьи, в®гﮬинания, т. 7, с. 284.
2 М. Н. К®¦ина. ‘ти«истика русск®г® я§ыка. М., 1977, е. 139.
125
¤®бн®г® не бы«®. ‘®§¤аются и§у¬ите«ьные вещи. <
нम §нать. ‚ этих пр®цессах нम участв®вать,
нम и§учать>\. \
—е¬ ¤«иннее пр夫®¦ение, те¬ тру¤нее ®н® у
с«ух®в®г® в®сприятия, те¬ с«®¦нее 觫агается ¬ыс,
„«я с®вре¬енн®© пуб«ичн®© речи характерна <
н®сите«ьная св®б®¤а синтаксическ®г® п®стр®ения, 1
ре¤к® в с®четании с исп®«ь§®вание¬ ра§г®в®рн®©
¤а¦е пр®ст®речн®© «ексики. Пр®и««юстрируе¬ §
вы¤ер¦к®© и§ речи ‘. М. Кир®ва пере¤ «енингра
ски¬и ꮬс®¬®«ьца¬и в 1926 г.: <Прих®¤ите вы,пр
п®«®¦и¬, на <Красны© выб®р¦ец>, с®бираете та¬ б©
парти©н®е с®брание и с присуще© ва¬, ꮬс®¬®„
ца¬, г®рячн®стью и наст®©чив®стью начинаете <ра§
ряться> сре¤и раб®чих на те¬у ® т®¬, чт® в®т, ¬®
ребята, нम ﮤнять, на¦ать, нава«иться и пр®че
и пр®чее, и в т® ¦е вре¬я расска§ываете и¬, чт® <и
раб®таете на г®скапита«истичесꮬ пре¤приятии
И са¬и раб®чие-¤®пусти¬-так п®ни¬ают. —т® б
и§ эт®© раб®ты у вас выш«®? …с«и груб® г®в®рит
п®с«а«и бы вас к® все¬ чертя¬ с эт®© фабрики...>,
‚печат«ение ¦ив®сти, неприну¦¤енн®сти ра§г®в<
ра уси«ивается §¤есь в⮤ны¬и с«®ва¬и <пре¤п®«<
¦и¬>, <¬®«>, <¤®пусти¬>. ”®р¬а вт®р®г® «ица в с(
четании с г«аг®«®¬ наст®ящег® вре¬ени (<прих®¤и!
вы...>) как бы ставит с«ушате«е© ря¤®¬ с ®рат®р®>
с®§¤ает эффект с®участия. Ярки¬ ®бра§ны¬ сре¤е!
⮬ с«у¦ит син®ни¬ически© п®вт®р пр®ст®речны;
с«®в: <на¦ать>, <нава«иться>. ‚®пр®сн®-®тветны
х®¤, к®т®ры¬ §авершается цитата, п®вышает экспрес
сию, активи§ирует вни¬ание, ﮤ⮤ит ит®г.
„«я р৫ичных ¦анр®в с®вре¬енн®© пуб«ичн®!
речи характерны ра§н®®бра§ные ¬ет®¤ы ч«енени
речев®г® п®т®ка, ®б«егчающие в®сприятие. Эт®, напри
¬ер, сти«истически© прие¬ прис®е¤инения, с®ст®ящи©
в выч«енении части выска§ывания в сମст®яте«ьн®(
пр夫®¦ение с те¬, чт®бы ﮤчеркнуть, вы¤е«ит
какую-«иб® ¬ыс«ь, а так¦е с®§¤ать впечат«ени©
неприну¦¤енн®сти, р৤у¬ья вс«ух. —аще всег® ис-ь
п®«ь§уется прис®е¤инение с с®ю§а¬и <и>, <а>, <н®>,|
<®¤нак®>, частица¬и <ра§ве>, <х®ть>, <¤а¦е> и ¤р.|
М. Г®рьки©. ‘®бр. с®ч. в 30-ти т®¬ах, т. 27, с. 83.
2 ‘. М. Кир®в. И§бранные статьи и речи. М., 1937, с. 99.
126
Напри¬ер: <„а, ¬ы с¬е«® в«®¦и«и ту¤а ®гр®¬ные
сре¤ства. И не ®шиб«ись. Расх®¤ы ®прав¤а«и себя>.
Прис®е¤ините«ьные к®нструкции не т®«ьк®
расширяют с¬ыс«®вые и сти«истические ⮧¬®¦н®сти
ска§анн®г®, н® и выра¦ают субъективн®е ®тн®шение
®рат®ра к пр夬ету речи.
‘ це«ью прив«ечь вни¬ание с«ушате«е© к ®пре-
¤е«енн®© части выска§ывания в пуб«ичную речь ши-
р®к® в⮤ятся так на§ывае¬ые сег¬ентир®ванные
к®нструкции с пр夫®га¬и: <чт® касается>, <®тн®си-
те«ьн®>, <насчет> и ¤р.
<—т® касается трансп®рта, т® §¤есь ¬®¦н® ®т¬е-
тить ценную инициативу «енингра¤цев-®пыт тру¤®-
в®г® с®¤ру¦ества к®««ектив®в ¬®ряк®в, ¦е«е§н®¤®-
р®¦ник®в, авт®¬®би«ист®в и речник®в в Ленингра¤-
сꮬ трансп®ртн®¬ у§«е>.
Нере¤к® исп®«ь§уется ®с®бая ф®р¬а п®ве«ите«ь-
н®г® нак«®нения, так на§ывае¬ые апе««ятивы, свя§ы-
вающие ®рат®ра с® с«ушате«я¬и: <⮧ь¬е¬>, <рас-
с¬®три¬>, <®стан®ви¬ся>, <пер婤е¬>, <пре¤стави¬>
и ¤р. При¬ер и§ речи М. А. ‘ус«®ва: <‚®§ь¬е¬, на-
при¬ер, пр®б«е¬у управ«ения в ее сମ¬ шир®к®¬
§начении-®т ®т¤е«ьн®г® пре¤приятия ¤® ®гр®¬ных
¬асштаб®в все© страны>2.

<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 13
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

Copyright й Design by: Sunlight webdesign