LINEBURG


<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 11
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

П®«ная ﮤ¬ена те§иса пр®яв«яется в т®¬, чт®,
ры¤винув ®пре¤е«енн®е п®«®¦ение в качестве те§иса,
выступающи© в ит®ге ¤®ка§ывает нечт® ¤руг®е, б«и§-
к® ст®ящее и«и наﮬинающее перв®нача«ьны© те§ис.
Р ®¤них с«учаях эт® прие¬ в п®«итических ¤искус-
сиях, к®г¤а с®§нате«ьн® и§вращают истину, в ¤ру-
гих-ре§у«ьтат §аб«у¦¤ения и неряш«ив®сти в рас-
“¦¤ениях.
[ При¬ер®¬ п®«н®© ﮤ¬ены те§иса ¬®¦ет с«у¦ить
п®пытка русских анархист®в в нача«е XIX в.®пр®верг-
нуть ¬арксистск®е п®«®¦ение ®б ®пре¤е«яюще© р®«и
рбщественн®г® бытия п® ®тн®шению к ®бществен-
н®¬у с®§нанию. П®¤¬енив п®нятие ®бщественн®г® бы-
Г п®нятие¬ е¤ы и п®ка§ав, чт® е¤а не ®пре¤е«яет
§нания, анархисты ¤е«а«и ви¤, чт® те¬ са¬ы¬
г-пр®вергают ®сн®вную и¤ею ¬аркс觬а. П®¤¬ена
1 иса встречается не т®«ьк® как с®фистически© при-
4
99
е¬ в п®«итическ®© б®рьбе. Эта ®шибка ¬®¦ет бь
ре§у«ьтат®¬ §аб«у¦¤ения, ®с®бенн® т®г¤а, к®г¤а
ступающи© пре¤варите«ьн® не сф®р¬у«ир®ва« и
к® не ®пре¤е«и« св®© те§ис.
Ра§н®ви¤н®стью ﮤ¬ены те§иса яв«яется ®шИ
и¬енуе¬ая аргу¬ент®¬ к «ичн®сти (аа ре㧮т
к®г¤а при ®бсу¦¤ении к®нкретных ¤е©стви© ®пр
«енн®г® «ица, п®«итическ®© партии и«и ®ргани§!
не§а¬етн® перех®¤ят к ®бсу¦¤ению «ичных кач
эт®г® че«®века, характерных черт партии и«и ®рг
§ации в це«®¬. Эт®г® р®¤а ®шибку с®вершают, к
¬еру, к®г¤а пытаются ¤®ка§ывать реакци®нную (
н®сть ре«игии не путе¬ ана«и§а с®циа«ьн®© приг
ре«иг讧н®г® ¬ир®в®§§рения, а ®писание¬ а¬®р!
ных п®ступк®в, ¤®пускае¬ых нек®т®ры¬и свяще
с«у¦ите«я¬и.
К п®¤¬ене те§иса ®тн®сится так¦е ®шибка,
чившая на§вание <«®гическ®© ¤иверсии>, к®г¤а
нент, чувствуя не⮧¬®¦н®сть ¤®ка§ать и«и ®прав
вы¤винут®е п®«®¦ение, ®тв«екает вни¬ание с«ущ
«е© на ®бсу¦¤ение ¤руг®г®, ⮧¬®¦н® и ва¦н®г®
не и¬еющег® пря¬®© свя§и с перв®нача«ьны¬!
§ис®¬ утвер¦¤ения. ‚®пр®с ®б истинн®сти та
®стается при эт®¬ ®ткрыты¬, иб® ®бсу¦¤ение иск
венн® перек«ючают на ¤руг®© в®пр®с. Эт® ®¤ин
觫юб«енных при嬮в бур¦уа§н®© пр®паган¤ы,
ра¦ающи©ся в п®ст®янн®¬ исп®«ь§®вании р৫ич|
р®¤а <сенсаци®нных> с®®бщени©, п®«итических <у
и ¤ругих ¬аневр®в, ®тв«екающих ®бщественн®ст
®бсу¦¤ения реакци®нн®© п®«итики. ’ак, а¬ерн
екая пр®паган¤истская ¬ашина с н®вы¬ ®б®стре!
внутренних и внешних пр®тив®речи© всяки© ра§
бегает к ®тв«екающи¬ ¬аневра¬, преﮤн®ся чи
«я¬ и ра¤и®с«ушате«я¬ небы«ицы ® як®бы и¬ек
¬ест® с®циа«ьн®-эк®н®¬ик®-п®«итических неуря¤
в ‘‘‘Р и ¤ругих с®циа«истических странах.
‚ практике ®бычных рассу¦¤ении наря¤у с
н®© ﮤ¬ен®© встречается и частичная ﮤ¬ена
са. ‚ыра¦ается эта ®шибка в т®¬, чт® ®ппс
ин®г¤а пытается неск®«ьк® в褮觬енить св®© с
венны© те§ис, су¦ая и«и с¬ягчая перв®нача«
с«ишꮬ ®бщее и«и си«ьн®е утвер¦¤ение, чт®бь<
«егче бы«® ¤®ка§ывать и §ащищать. ‚ ®тн®шени©
те§иса пр®тивн®© ст®р®ны наб«ю¤ается ®бра
100
-夤енция - ег® стараются в褮觬енить в ст®р®ну ;
уси«ения и«и расширения, иб® так®© те§ис «егче ®пр®-
¤ергать. …с«и, к при¬еру, выстав«яется вп®«не ®б®с-
н®ванны© те§ис ® не®бх®¤и¬®сти уси«ения к®нтр®«я
¤ укреп«ения тру¤®в®© ¤исцип«ины в т®¬ и«и ин®¬
пр®и§в®¤ственн®¬ §вене, т® пр®тивник так®г® пр夫®-
¦ения стре¬ится 觮бра§ить авт®ра пр夫®¦ения ст®-
р®нниꮬ г®«®г® बинистрир®вания, н央®цениваю-
щи¬ факт®р уб妤ения. ‚ ¤анн®¬ с«учае частичная
ﮤ¬ена те§иса выра¦ается в не®б®сн®ванн®© пере-
стан®вке «®гических акцент®в при ®ценке факт®р®в,
®пре¤е«яющих т®т и«и ин®© пр®цесс.
Л®гически н央пусти¬ые, н® встречающиеся в
практике пуб«ичных выступ«ени© п®пытки п®«н®©
и«и частичн®© ﮤ¬ены ¬ыс«е© путе¬ расширения те-
§иса ®пп®нента и с¬ягчения с®бственных нечетк®
сф®р¬у«ир®ванных п®«®¦ени© нере¤к® при⮤ят к
т®¬у, чт® ¤е«®в®е и эк®н®¬н®е ®бсу¦¤ение в®пр®с®в
превращается в §иг§аг®®бра§ную кривую с ¬н®¦ест-
⮬ нену¦ных пере¤ер¦ек и ®тк«®нени©. ‚®§¬®¦н®-
сти ¤«я таких «®гически не. ®прав¤анных ®тк«®нени©
§начите«ьн® с®кращаются, ес«и выступающие стр®г®
с®б«ю¤ают э«е¬ентарные треб®вания «®гики, касаю-
щиеся ®пре¤е«енн®сти, ясн®сти и не觬енн®сти те§и-
са в пр®цессе пуб«ичн®г® выступ«ения.
’реб®вания к аргу¬ента¬ и «®гические
сп®с®бы аргу¬ентации
Л®гика пре¤ъяв«яет ря¤ треб®вани© п® ®тн®шению
к аргу¬ента¬ ¤®ка§ате«ьства, в качестве к®т®рых ¬®-
гут выступать фактические ¤анные, акс讬атически
°чеви¤ные утвер¦¤ения и научн® устан®в«енные п®«®-
¦ения. Прави«а эти так®вы: \
- в качестве аргу¬ент®в ¬®гут выступать «ишь
истинные п®«®¦ения;
- аргу¬енты ¤®«¦ны быть ®б®сн®ваны авт®н®¬-
ч®, и«и не§авис謮, ®т те§иса;
- аргу¬енты не ¤®«¦ны пр®тив®речить ¤руг
„ругу;
- аргу¬енты ¤®«¦ны быть ¤®стат®чны¬и ¤«я
„анн®г® те§иса.
’реб®вание истинн®сти аргу¬ент®в ®пре¤е«яется
1е¬, чт® ®н¤ вып®«няют р®«ь фун¤а¬ента, на к®т®р®¬
к¤ется все §¤ание ¤®ка§ате«ьства. И ес«и в фун-
101
¤а¬ент рассу¦¤ения выступающи© к«а¤ет н央
т®чн® пр®веренные и«и с®¬ните«ьные факты, т®
са¬ы¬ ставится ﮤ угр®§у весь х®¤ аргу¬ента!
„®стат®чн® ®пытн®¬у ®пп®ненту п®ставить ﮤ с®щ
ние ®¤ин и«и неск®«ьк® ¤®в®¤®в, как рушится ь<Яя|
сте¬а рассу¦¤ения и те§ис ®рат®ра выг«я¤ит
с«ушате«е© пр®и§в®«ьны¬ и ¤ек«аративны¬.
убе¤ите«ьн®сти так®г® рассу¦¤ения не ¬®¦ет (
и речи.
‚. И. Ленин треб®ва« ®с®б®г® ®тн®шения к таю
ви¤у аргу¬ент®в, как фактические ¤анные в с®ци©
н®-п®«итичесꮬ рассу¦¤ении. Он г®в®ри«: <”аг
ес«и в§ять их в их це«®¬, в их свя§и, не т®«
<упря¬ая>, н® и бе§ус«®вн® ¤®ка§ате«ьная вещь. ”
тики, ес«и ®ни берутся вне це«®г®, вне свя§и, е
®ни ®трыв®чны и пр®и§в®«ьны, яв«яются и¬енн® тв
к® игрушк®© и«и к®е-че¬ еще п®ху¦е> . Эт® ука§а
‚. И. Ленина и¬еет ®с®б® ва¦н®е §начение в ®рга
§аци®нн®-парти©н®© и и¤е®«®гическ®© ¤еяте«ьн®<
‚ с®вре¬енных ус«®виях ꮬ¬унистическ®г® стр
те«ьства, к®г¤а ⮧р®с«и с®§нате«ьн®сть, ®бр৮
те«ьны© ур®вень и инф®р¬ир®ванн®сть ¬асс, а;
¬ентация неп®сре¤ственн® ска§ывается на эффект
нести в®спитате«ьн®© раб®ты.
Нарушение «®гическ®г® прави«а ®б истинн®>
аргу¬ент®в при⮤ит к у¬ыш«енн®© и«и с«уча©!
®шибке, на§ыва嬮© ®сн®вны¬ §аб«у¦¤ение¬. Осн
ны¬ ®н® на§ывается п®т®¬у, чт® ﮤрывает г«авн
ши© принцип ¤®ка§ате«ьн®© аргу¬ентации-убе¤
в прави«ьн®сти те§иса, п®к®ящег®ся не на «юᮬ
«ишь на тве𤮠устан®в«енн®¬ фун¤а¬енте и§ ¤®с
верн® устан®в«енных п®«®¦ени©.
Прави«® ¤®стат®чн®сти аргу¬ент®в свя§ан® с
гическ®© ¬ер®© веще© - в св®е© с®в®купн®сти ¤®вс
¤®«¦ны быть таки¬и, чт®бы и§ них с не®бх®¤и¬®е!
вытека« те§ис. Отк«®нения §¤есь неу¬естны ни в
ни в ¤ругую ст®р®ну. Аргу¬ентация бывает нес®ст
те«ьна, к®г¤а и§ неск®«ьких факт®в пытаются вы
сти весь¬а шир®к®е ®б®бщение, к®т®р®е выг«я|
с«ишꮬ п®спешны¬. ’®чн® так ¦е бесс¬ыс«енн® п|
⮤ить все н®вые аргу¬енты ¤«я ®б®сн®вания }
¤®ка§анн®г® и«и ®чеви¤н®г® п®«®¦ения. ‚ пр®це
‚. И. Ленин. П®«и. с®бр. с®ч., т. 30, с. 350.
102
ргу¬ентации не всег¤а ¤ает п®«®¦ите«ьные ре§у«ь-
таты принцип <че¬ б®«ьше аргу¬ент®в, те¬ «учше>.
Наи«учши© принцип убе¤ите«ьн®г® рассу¦¤ения-
<«учше ¬еньше, ¤а «учше>; все ®тн®сящиеся к ®б-
су¦¤а嬮¬у те§ису факты и п®«®¦ения ¤®«¦ны быть
тщате«ьн® в§вешены и ®т®браны, чт®бы п®«учить на-
¤е¦ны© и ¤®стат®чны© фун¤а¬ент и§ аргу¬ент®в.
Не«ь§я при§нать убе¤ите«ьны¬ так®е рассу¦¤е-
¤ие, к®г¤а ®рат®р стре¬ится в® чт® бы т® ни ста«®
¤®ка§ать св®© те§ис и набирает с эт®© це«ью <©се
б®«ьшее чис«® аргу¬ент®в, п®«агая, чт® те¬ са¬ы¬
На¤е¦нее ﮤтвер¦¤ает ег®. При так®© практике вы-
ступающи© «егк® ¬®¦ет с®вершить «®гическую ®шиб-
Ьу <чр姬ерн®г® ¤®ка§ате«ьства> и не§а¬етн® ¤«я се-
ря прив«ечь пр®тив®речащие ¤руг ¤ругу ¤®в®¤ы. Как
Ь§вестн®, и§ пр®тив®речивых ¤®в®¤®в ф®р¬а«ьн® вы-
текает все чт® у㮤н®; п® существу эт® ®§начает, чт®
в§ пр®тив®речия в®®бще ничег® не вытекает. Значит,
я ¤®ка§ывание так®г® типа бу¤ет всег¤а не«®гичны¬
и«и <чр姬ерны¬>.
О¤ни¬ и§ ва¦не©ших э«е¬ент®в убе¤ите«ьн®г® вы-
"гуп«ения яв«яется раци®на«ьн®е п®стр®ение сମг®
«®гическ®г® х®¤а рассу¦¤ении. Мет®¤, и«и сп®с®б,
)ассу¦¤ения нах®¤ит ®тра¦ение в® внутренне© «®ги-
юск®© структуре выступ«ения: перех®¤ ®т исх®¤ных
юсы«®к - и§вестн®г® §нания ®б аргу¬ентах - к §а-
¬ючению-§нанию ® те§исе. Эт®т «®гически© пере- I,
ﮤ ®т аргу¬ент®в к те§ису при®бретает ф®р¬у вы⮤а,
И«и 󬮧ак«ючения.
‘п®с®б рассу¦¤ения ¤®«¦ен в ясн®© и ®тчет«ив®©
р®р¬е п®ка§ать, пр®¤е¬®нстрир®вать с«ушате«я¬, чт®
Осн®вн®© те§ис выступ«ения ®пирается на пр®чны©
Р“н¤а¬ент и§ ¤®ст®верн® устан®в«енных и нес®¬нен-
ных ¦и§ненных факт®в и те®ретических п®«®¦ени©. .
«®гике эт®т э«е¬ент ¤®ка§ате«ьн®г® рассу¦¤ения |
§§ывают ¤е¬®нстрации; пр®¤е¬®нстрир®вать- §на- |
т п®ка§атЪ7чт® те§ис «Ъгичеткянё®бх®¤и¬®"с«е¤ует
1ЛИ вытекает и§ принятых аргу¬ент®в с®г«асн® пра-
ва¬ с®®тветствующих ф®р¬ 󬮧ак«ючени©.
‘п®с®бы рассу¦¤ения в пр®цессе ®б®сн®вания те-
са в ®сн®вн®¬ с®впа¤ают с и§вестны¬и ф®р¬а¬и
Зак«ючени©: ¤е¤укцие©, ин¤укцие© и ана«®гие©,
) "Р13 ®т«ичаются „руг ®т ¤руга стр®г®стью и ха-
| РОМ сମ㮠«®гическ®г® с«е¤®вания. Практика
103
П®ка§ывает, чт® эти ф®р¬ы вы⮤®в при¬еняютс
сମст®яте«ьн®, так и в с®®тветствующих с®чета|
пр央пре¤е«яя в кত®¬ к®нкретн®¬ с«учае П|
ты© сп®с®б рассу¦¤ения и«и сп®с®б аргу¬ент
Ра§у¬еется, сп®с®б ®б®сн®вания т®г® и«и ина
§иса не яв«яется пр®и§в®«ьны¬: «®гика рассу¦у
¤иктуется, в®-первых, специфик®© сମ© ®бсу¦¤г
те¬ы, в®-вт®рых, характе𮬠и¬еюще©ся в расп®]
нии выступающег® исх®¤н®© инф®р¬ации и, в-тре
®с®бенн®стя¬и ау¤ит®рии - ®рат®р выбирает н|
«ее ﮤх®¤ящи© ¤«я ¤анн®г® с®става с«ушате«е
с®б аргу¬ентации.
‚ыступ«ения на такие те¬ы, как ¬е¦¤унар||
п®«®¦ение, к®нкретная эк®н®¬ика, ¤®сти¦ения я
и техники, антире«иг讧ная пр®б«е¬атика и ¬<
¤ругие, требуют непре¬енн®г® ана«и§а и ®б®би|
к®нкретн®г® фактическ®г® ¬атериа«а и те¬ с<
¤е«ают неи§бе¦ны¬ исп®«ь§®вание ин¤уктивн®г®
с®ба аргу¬ентации. Обращение ¦е к те®рии ¤<
у¬естны¬ ¤е¤уктивны© сп®с®б рассу¦¤ения: и1
ция ®ка§ывается §¤есь бесси«ьн®©. ’®чн® так
®бращение к ана«®гии §ависит ®т реа«ьн®г® су
в®вания сх®¤ных с®быти©, факт®в и ситуаци©.
Заб®та ®б эффективн®сти пуб«ичных выступ«
в парти©н®© раб®те пре¤п®«агает и§учение «®
ск®© прир®¤ы и ®с®бенн®сте© ®сн®вных прие¬е)
гу¬ентации, с«абых и си«ьных ст®р®н кত®г® ¦
с це«ью у¬е«®г® исп®«ь§®вания наиб®«ее ﮤх®¤|
¤«я ¤анн®© те¬ы и к®нкретн®© ау¤ит®рии спс™
убе¤ите«ьн®г® рассу¦¤ения.
Расс¬®три¬ структуру и ®с®бенн®сти ¤е¤укт©
вы⮤®в, ин¤укции и ана«®гии, вып®«няющих
®сн®вных сп®с®б®в внутренне© «®гическ®© ®рга!
ции рассу¦¤ения в пр®цессе устн®г® выступ«!
„е¤укцие© в «®гике на§ывают 󬮧ак«ючен!
ф®р¬е к®т®р®г® ®существ«яется «®гически© пе|
®т ®бщег® §нания к частн®¬у; при эт®¬ выв<|
и§вестн®г® §нания в п®сы«ках к н®в®¬у §на©|
§ак«ючении яв«яется «®гически не®бх®¤и¬ы¬.1
§начит, чт® при с®б«ю¤ении прави« «®гики и§ \
ных п®сы«®к в ¤е¤уктивн®¬ 󬮧ак«ючении с
х®¤и¬®стью п®«учают истинн®е §ак«ючение.
’ипичная ¤«я ®бычн®© практики рассу¦¤ении
¬а ¤е¤уктивн®г® вы⮤а-эт® ﮤве¤ение час
104
яучая ﮤ ®бщее прави«®, к®г¤а присущие (и«и не
"исущие) це«®¬у к«ассу и«и группе пр夬ет®в при-
анаки перен®сятся (и«и не перен®сятся) на к®нкрет-
ны© пр夬ет при ус«®вии, чт® устан®в«ена ег® при-
нफе¦н®сть (и«и непринफе¦н®сть) к ука§анн®¬у
к«ассу. ’ак, напри¬ер, и§ б®«ьше© п®сы«ки <‚ систе-
¬е наше© Га«актики все те«а ﮤчиняются §ак®ну
все¬ирн®г® тяг®тения> и ¬еньше© п®сы«ки <К®раб«ь
<‚®сх®¤> яв«яется к®с¬ически¬ те«®¬> с«е¤ует §а-
к«ючение: <К®раб«ь <‚®сх®¤> ﮤчиняется ¤е©ствию
§ак®на все¬ирн®г® тяг®тения>.
‚ качестве ®бщих п®«®¦ени© (б®«ьшая п®сы«ка)
в ¤е¤уктивн®¬ рассу¦¤ении ¬®гут выступать §ак®ны
науки, э¬пирические ®б®бщения, п®«итические, нрав-
ственные и«и прав®вые пре¤писания, а так¦е ®чеви¤-
ные и не ну¦¤ающиеся в ®с®б®¬ ¤®ка§ате«ьстве ак-
с讬атические п®«®¦ения. ‚ 󬮧ак«ючении ®ни вы-
п®«няют функцию «®гических ®сн®вани©, ®пираясь на
к®т®рые ¬ы ®бъясняе¬ и ®ценивае¬ к®нкретные фак-
ты, с®бытия и яв«ения.
’ак, напри¬ер, в ¤®к«а¤е на ¬е¦¤унар®¤ную те¬у
не«ь§я ®граничиваться «ишь ®писание¬ пр®исх®¤я-
щих в р৫ичных странах п®«итических, эк®н®¬иче-
ских, с®циа«ьных и«и в®енных с®быти©, факт®в и
ситуаци©. Наря¤у с ®писание¬ требуется их ®бъясне-
ние, т. е. ®тветы на в®пр®сы ® т®¬, п®че¬у эти с®-
бытия и¬еют ¬ест®, как®ва их причина, с®циа«ьн®-
п®«итическая прир®¤а, как®вы, нак®нец, перспективы
¤а«ьне©ших 觬енени© в ¬е¦¤унар®¤н®© ®бстан®вке.
Ква«ифицир®ванны© ®твет на п®став«енные в®пр®сы
пре¤п®«агает ®ценку к®нкретн®© ситуации с ﮧици©
научн®г®, ¬арксистск®-«енинск®г® п®ни¬ания с®циа«ь-
ных к®нф«икт®в и §ак®н®¬ерн®сте© ®бщественн®г®
"ра§вития.
’ак®е ®цен®чн®-ана«итическ®е рассу¦¤ение, как
ирави«®, пр®текает в ф®р¬е ¤е¤уктивн®г® вы⮤а,
б®«ьше© п®сы«к®© к®т®р®г® яв«яются научн®-те®ре-
ческие п®«®¦ения ¬аркси§¬а ®б уг«уб«ении ®бщег®
и§иса капита«и§¬а, ® пр®тив®б®рстве на нынешне¬
Этапе ¤вух с®циа«ьных систе¬, ®б агрессивн®¬ харак-
ре и¬периа«и§¬а и §ак®н®¬ерн®¬ уси«ении наци®-
"а«ьн®-®св®б®¤ите«ьн®г® ¤ви¦ения и ¤р. Меньше©
"ссы«к®© выступает §нание ® фактическ®© ситуации
„е«ьн® в§ят®© стране и«и группе стран. ‚ §ак«ю-
105
чение ф®р¬у«ируется ®цен®чн®е су¦¤ение, ®бъяс
щее причины, п®«итическую сущн®сть к®нкретнь
бытии и перспективы 觬енения ситуации.
„е¤укция исп®«ь§уется и в тех с«учаях, :
®ценка к®нкретных яв«ени© пр®текает на ®сн®ве
веренных э¬пирических ®б®бщени© в пр®и§в®«е,
н®-эк®н®¬ическ®© сфере, в ®б«асти п®«итики и«и,]
ники. „е¤уктивны© вы⮤ раб®тает и в с«у
®ценки п®ве¤ения ®т¤е«ьных «иц и«и к®««екта
к®г¤а ®бращаются к таки¬ ценн®стны¬ стан¤ар|
как ®бщепринятые в с®циа«истичесꮬ ®бществе –
ви«а п®ве¤ения, принципы ꮬ¬унистическ®© ¬®|
и т. п. |
„е¤уктивны© вы⮤ не с«е¤ует п®ни¬ать упр®¤|
н® - как авт®¬атическ®е ﮤве¤ение частн®г® п®„|
щее. Прави«ьн®е п®стр®ение ¤е¤уктивн®г® 󬮧а©
чения не⮧¬®¦н® бе§ вып®«нения ря¤а «®гиче
и ¬ет®¤®«®гических треб®вани©. |
] „е¤уктивны© вы⮤, в®-первых, пре¤п®«агает |
) н®е 觫®¦ение исх®¤н®г® те®ретическ®г® и«и э¬гп|
, ческ®г® п®«®¦ения. ’е¬ са¬ы¬ ®рат®р убе¤ите
пр®¤е¬®нстрирует с«ушате«я¬ принципиа«ьные н|
ные ﮧиции, п®«итическую «инию и«и практиче©
с®®бра¦ения, к®т®ры¬и ®н рук®в®¤ствуется при ®ц<
к®нкретн®г® с®бытия.
И§«юб«енны¬и прие¬а¬и бур¦уа§н®© пр®пага
яв«яются §а¬а«чивание, неясн®е 觫®¦ение и я©
¬аскир®вка и¬енн® исх®¤ных и¤е®«®гических и п<
тических пре¤п®сы«®к. ‚. И. Ленин ®чень х®р®ш®
ка§а« эт® на при¬ере выступ«ения ®¤н®© и§ ¬е«
бур¦уа§ных га§ет (<Речь>), к®т®рая §аяви«а, 1
Кур«ян¤ия не бы«а аннексие© царск®© Р®ссии. ˜
¬и§ируя с <Речью>, ‚. И. Ленин требует: пр妤е |
¤е«ать так®е §а¬ечание, нम пре¤ставить на¤
т®чн®е п®«итическ®е ®пре¤е«ение п®нятия <аннекс!
а так¦е п®нятия <®тка§ ®т аннексии на ¤е«е>. <|
утвер¦¤ае¬,-г®в®ри« ‚. И. Ленин,-чт® <Речь>|
б® ук«®нится ®т нашег® вы§®ва, «иб® пере¤ все¬|
𮤮¬ бу¤ет р৮б«ачена на¬и>1.
Объективн®сть ¬арксистск®© пр®паган¤ы, ее г
«инная научн®сть требует бе§ус«®вн®г® и ®ткрьп
觫®¦ения принципиа«ьных, парти©ных исх®¤!
; 5. И. Ленин. П®«н. с®бр. с®ч., т. 31, с. 129.
106
ﮧици© и п®«итических устан®в®к. „е¤уктивны© сп®-
с®б аргу¬ентации выступает наи«учше© ф®р¬®©, ﮧв®-
«яюще© ®рат®ру свя§ать к®нкретны© ана«и§ с науч-
ны¬и ®сн®ва¬и ¬аркс觬а и и§бе¦ать г®«®г® э¬пири§-
уа и характерных ¤«я нег® шатани©. ‚. И. Ленин
пр央стерега«: <...Кт® берется §а частные в®пр®сы бе§
пре¤варите«ьн®г® решения ®бщих, т®т не¬ину嬮 бу-
¤ет на кত®¬ шагу бесс®§нате«ьн® ¤«я себя <наты-
каться> на эти ®бщие в®пр®сы. А натыкаться с«еп®
на них в кত®¬ частн®¬ с«учае §начит ®брекать
св®ю п®«итику на ху¤шие шатания и беспринцип-
н®сть> .
„е¤уктивны© ¬ет®¤ аргу¬ентации пре¤п®«агает,
в®-вт®рых, т®чн®е ®писание к®нкретн®г® с®бытия, к®-.
т®р®е ®ценивается на ®сн®ве ®бщег® прави«а. Эт®г®
требует ¤иа«ектически© принцип к®нкретн®сти исти-
ны. ‚ пр®тивн®¬ с«учае ¤е¤уктивн®е рассу¦¤ение бу-
¤ет ¤вус¬ыс«енны¬ и ¤а«еки¬ ®т истины. ’®чн®е ®пи-
сание с®бытия и«и яв«ения ﮬ®гает ®тыскать сре¤и
те®ретических п®«®¦ени© ну¦н®е ®б®бщение и пра-
ви«ьн® при¬енить ег® к к®нкретн®¬у с«учаю. Нес®-
б«ю¤ение эт®г® прави«а при⮤ит нере¤к® к т®¬у, чт®
®рат®р приб«и§ите«ьн®, на г«а§®к выбирает с®®твет-
ствующее ®бщее п®«®¦ение и§ те®рии и те¬ са¬ы¬
¤е«ает нет®чную и«и ®шиб®чную ®ценку к®нкретн®г®
с®бытия.
Наиб®«ее ®пасн®© ®шибк®© эт®г® р®¤а яв«яется
¤®г¬атическ®е при¬енение ус«®вн®г®, при¬ените«ьн®
к к®нкретн®© ситуации выска§анн®г® и прави«ьн®г® в
эт®© ситуации п®«®¦ения как бе§ус«®вн®г® и ¤е©ст-
вующег® в® всех иных ®бст®яте«ьствах. И¬енн® та-
к®© ﮤх®¤ бы« характерен ¤«я ¤®г¬атик®в, высту-
павших пр®тив «енинск®© и¤еи ® ⮧¬®¦н®сти п®бе¤ы
с®циа«истическ®© рев®«юции в ус«®виях неравн®¬ер-
ч®г® ра§вития капита«и§¬а в ®¤н®©, ®т¤е«ьн® в§ят®©,
"ране и ссы«авшихся при эт®¬ на ранее выска§ан-
"“ю к«ассика¬и ¬аркс觬а и¤ею ®б ®¤н®вре¬енн®сти
черех®¤а к с®циа«и§¬у це«®г® ря¤а евр®пе©ских
"ран,-и¤ею, верную ¤«я ус«®ви© ¤®и¬периа«истиче-
ски ра§вития капита«и§¬а. ‚ наши ¤ни ¬н®гие ре-
§и®нисты исп®«ь§уют эт®т с®фистически© прие¬,
„®г¬атически упрекая тв®рчески© ¬аркс觬 в ¬ни-
5. И Ленин. П®«н. с®бр. с®ч., т. 15, с. 368.
107
¬®¬ ®тх®¤е ®т пре¦них, верных ¤«я св®ег® вреы
п®«®¦ени©, к®т®рые в н®вых ист®рических ус«®|
с не®бх®¤и¬®стью требуют с®®тветствующег® ута
ния и ¬®¤ификации.
Лишь п®с«е т®чн®г® вып®«нения ука§анных у>
ви© ¤е¤уктивн®г® вы⮤а, т. е. четк®г® 觫®¦ения
щег® п®«®¦ения в б®«ьше© п®сы«ке и ¤®ст®вер!
®писания к®нкретн®г® яв«ения в. ¬еньше© п®сы,
¬®¦н® решить в®пр®с ® с®®тветствии и«и нес®®т
ствии частн®г® ®бще¬у и на эт®© ®сн®ве вы⮤ить
к«ючение, касающееся к®нкретн®г® с®бытия
яв«ения.
‘«е¤ует и¬еть в ви¤у, чт® в практике ®быч!
рассу¦¤ении ¬ы нере¤к® <с®кращае¬> ¤е¤уктия
󬮧ак«ючение. ’акие с®кращенные рассу¦¤е
(энти¬е¬ы) част® при¬еняются в устных высту|
1 ниях, к®г¤а ®рат®р §нает ур®вень ﮤг®т®вки с
шате«е©. ‚ иных ¦е ус«®виях «учше не §«®уп®тр
«ять с®кращенны¬и вы⮤а¬и. Нम исчерпыва©
т®чн® ф®р¬у«ир®вать все исх®¤ные п®сы«ки-1
те®ретические, так и практические. ‚ эт®¬ с«учае 1
. игрывает «®гика рассу¦¤ения, иб® с«ушате«и и¬4
⮧¬®¦н®сть не т®«ьк® пр®с«е¤ить х®¤ рассу¦¤е!
®рат®ра, н® и ®ценить ег® научную и и¤е©н®-п®«!
ческую п«атф®р¬у. Эт® св®©ств® ¤е¤уктивн®г® сщ

<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 11
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

Copyright й Design by: Sunlight webdesign