LINEBURG


<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 10
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

чение как®г®-т® вре¬ени исп®«ь§®вать. О¤ни начи-
с пр夫®¦ения, ®бращенн®г® к ау¤ит®рии,
писать п«ан «екции и«и бесе¤ы. „анны© прие¬
§в®«яет сра§у прив«ечь с«ушате«е© к активн®¬у
ч®шению к пр夫®¦ению: интересен п«ан, нम ег®
писать, п®пытаться п® п«ану с®риентир®ваться
на«ичии с®бственных §нани© п® те¬е выступ«ения.
Р“гие пр®паган¤исты бере¦н® с®бирают факты, п®-
°«яющие эффективн® §атрагивать интересы с«у-
е«е©, вы§ывая их вни¬ание к себе. Как прави«®,
Эфесные факты, ﮤ®бранные в свя§и с ва¦ны¬и
Г п
, -¬. Пр®паган¤исты «енинск®© шк®«ы, с. 65.
"\\- та¬ ¦е, с. 238-239.
89
те®ретически¬и п®«®¦ения¬и, прив«екают
вни¬ание их стан®вится направ«енны¬.
Наиб®«ее верны© путь к ®бщению-эт® в§,
ува¦ение «ю¤е©. Нет ¤руг®г® пути утвер¦¤ен!
н®г® к®нтакта с ау¤ит®рие©, как п®ст®яннее
«ение ®рат®р®¬ св®ег® ува¦ения к с«ушате«я]
гир®вание на их п®ве¤ение.
п сфере ꮬ¬унистическ®г® в®спитания,-г®в®ри«
П®«итбюр® –К КП‘‘, секретарь –К КП‘‘
"А ‘ус«®в,-нет §а¤ач ¬а«®существенных, вт®р®ч-
енных. На¬ ва¦н® не упускать и§ ви¤у ни ®¤н®©
пяы ф®р¬ир®вания «ичн®сти нашег® с®вре¬енника,
р0 чт®бы не нанести ур®н все¬у ¤е«у в®спитания>1.
"нн® с этих ﮧици© не®бх®¤и¬® ®ценивать §на-
…сть так®е ®бра§н®е сравнение: наб«ю¤вие “"6""" "Р0"3"""3 ’пни?
св®е®бра§ные щупа«ьца, ¤анные че«®веку ¤«я>®«ь§®вать ¦ив®е с«®в® в ”Р"
ния с ®кру¦ающи¬ ег® ¬иﮬ. ‚®т эти¬и шКняя с®ветских «ю¤е©, их и¤е©ных у®е¦¤ении.
’«Г’ ‘ус«®в. „е«® все© партии. „®к«а¤ "а всес®ю§н®¬
§¤ании и¤е®«®гических раб®тник®в 16 ®ктября 1979 㮤а, с. 25.
„. И. Писарев. ‘®чинения в 4-х т®¬ах, т. 3. М., 1956,
90
ния с ®кру¦ающи¬ ег® ¬ир®¬. ‚®т эти¬и ш„гния
ца¬и ®рат®р пр®веряет си«у притя¦ения ау¤в
и пр妤е всег® п® т®© ®братн®© свя§и, к®т®рая
н®ви«ась у ау¤ит®рии с ни¬.
„«я ﮤ¤ер¦ания эт®© свя§и и управ«ен„
есть це«ы© наб®р псих®«®гических и пе¤аг®ги!
сре¤ств. Напри¬ер, пере¬ена рит¬а 觫®¦ения
¤е«енных часте© ¬атериа«а, инт®нир®вание и
‚е«ика р®«ь ю¬®ра и ®стр®у¬ия в актив
вни¬ания ау¤ит®рии. Гёте г®в®ри«, чт® ю¬®р-
р®сть ¤уши. —е«®век, «ишенны© чувства ю¬с
сп®с®бны© ®стр®у¬н® чт®-т® ﮤ¬етить, ®ттен
раничен в св®их ⮧¬®¦н®стях расп®«агать
«ю¤е©, §ав®евывать их си¬патии. Ю¬®р в® 1
ﮬ®гает б®«ее ®с¬ыс«енн®¬у в®сприятию и:
¬®г® ¬атериа«а. Кр®¬е т®г®, ю¬®р с®§¤ает
венную пау§у ®т¤ыха ¤«я инте««екта «ю¤е©,
гает <пере§аря¤ить> ег® н®в®© э¬®ци®на«ьн®©
гие©, а п®т®¬у ﮬ®чь с«ушате«я¬ быть ¬ыс«¬
б®«ее раб®т®сп®с®бны¬и. О¤нак® не®бх®¤и¬®
нить, чт®, <к®г¤а с¬ех, игрив®сть и ю¬®р с.
сре¤ст⮬, т®г¤а все ®бст®ит б«аг®п®«учн®. К®
¤е«аются це«ью-т®г¤а начинается у¬ственн®>
путств®>. К с®¦а«ению, еще встречаются ®ря
§«®уп®треб«яющие шутк®© и ю¬®р®¬, §абыва)
чт® эт® «ишь сре¤ств®, ®¤ин и§ псих®«®гически:
嬮в, вып®«няющих ﮤчиненную р®«ь.
‚§а謮¤е©ствие ®рат®ра с ау¤ит®рие©-е«
ꮬп«ексная пр®б«е¬а. ‚ ®пти¬а«ьн®¬ ее ре:
бессп®рн® §начение псих®«®г®-пе¤аг®гических (
р®в. Их §нание и тв®рческ®е исп®«ь§®вание->
¤и¬®е ус«®вие п®вышения эффективн®сти и ка
и¤е©н®-в®спитате«ьн®© раб®ты.
’е¬а 5. ЛОГИКА
‚ “‘’НОМ ‚Ы‘’“ПЛ…НИИ
Л®гика как наука ® §ак®нах и_ ф®р¬ах че«®
ск®г®ГАшш¤е¤и˜нак®п©«’ в ®б®бщенн®¬ ˜©˜с©с1
т©§ир®ванн®¬ ви¤е наиб®«ее эффективные прие!
сп®с®бы аргу¬ентации. ‚¬есте с пе¤аг®гик®©, ш
«®гие© и «ингвистик®© при с®б«ю¤ении принц
; ¬арксистск®© ¬ет®¤®«®гии ®на с®став«яет ¬ет®
I ски© фун¤а¬ент научн® ®рган觮ванн®© пр®паг
| и ®¤н®вре¬енн® выступает практическ®© ®сн®в®©
I чения пр®паган¤истсꮬу ¬астерству и искус
пуб«ичных выступ«ени©.
Л®гичн®сть рассу¦¤ения -
®сн®ва убе¤и ге«ьн®сти
пуб«ичн®г® выступ«ения
‚ че«®веческ®© ист®рии, ®с®бенн® в п®«итичея
¦и§ни, всег¤а наб«ю¤а«®сь стр嬫ение активн®|
п®«ь§®вать «®гику в пуб«ичн®© ¤еяте«ьн®сти, пс
вить ее на с«у¦бу г®сﮤствующе© и¤е®«®гии. И
рическ®е р৫ичие це«е© и §а¤ач в«ия«® на р®
функции, к®т®рые ®т⮤и«ись «®гике в пуб«ичн®
пр妤е всег® п®«итическ®©, ¤еяте«ьн®сти. ‚ у
виях античн®© ¤е¬®кратии „ревне© Греции и р
в«а¤е«ьческ®г® Ри¬а п®«итическ®е красн®речие
р®к® исп®«ь§®ва«® «®гику г«авны¬ ®бр৮¬ в ее :
стическ®© функции, ’. е. как искусств® пуб«ич]
сп®ра с шир®ки¬ исп®«ь§®вание¬ как ¤®§в®«ен)
так и н央§в®«енных, с®фистических при嬮в и
с®б®в ¤®ка§ате«ьства и ®пр®вер¦ения. ‚ уе«®!
сре¤невек®вья, при г®сﮤстве ре«иг讧н®г® ¬
⮧§рения, «®гика превращается в п®к®рную с«у¤
ку б®г®с«®вия. Закрепивши©ся §а т®г¤ашне© «
к®© тер¬ин <сх®«астическая> как не«ь§я «учше п
¤ает ее с«у¦ебн®-¤®г¬атическую функцию.
‚ п®с«е¤ующие ист®рические пер认ы на§наче
«®гики так¦е ®пре¤е«я«®сь це«я¬и и §а¤ача¬и и
92
Л®гическ®г® пр®цесса: пр®грессивная, антире«иг讧ная
антиабс®«ютистская функция в эп®ху бур¦уа§н®-
¤е¬®кратических рев®«юци© и с®фистика в эп®ху кри-
|§цса и внутренних пр®тив®речи© и¬периа«истическ®©
|"¤е®«®гии.
Принципиа«ьн® п®-ин®¬у выг«я¤ит те®ретическая
у практическая р®«ь «®гики в ус«®виях ꮬ¬унисти-
ческ®г® стр®ите«ьства. Пр®грессивны© характер
¬арксистск®© и¤е®«®гии ⮧вращает «®гике ее ﮤ-
«инн® научную функцию-®на выступает ¤е©ствен-
ны¬ сре¤ст⮬ п®«учения не «юбых, в т®¬ чис«е и
внешне убе¤ите«ьных, а «ишь ®бъективн® истинных,
прав¤ивых ре§у«ьтат®в, на ¤®сти¦ение к®т®рых на-
прав«ен® «юб®е устн®е выступ«ение в ®б«асти п®«и-
тики и«и и¤е®«®гии, науки и«и ку«ьтуры.
Пуб«ичн®е парти©н®е выступ«ение пре¤став«яет
с®б®© пр®цесс пере¤ачи инф®р¬ации, ®сн®вная це«ь
к®т®р®г®-убе¤ить с«ушате«е© в прави«ьн®сти тех
и«и иных п®«®¦ени©, с¤е«ать их активны¬и пр®в®¤-
ника¬и ¬арксистск®-«енинских и¤е©.
“б妤ение_пре¤став«яет с®б®© с«®¦н®е с®ст®яние
с®§нания__«ич¤®с1и, в к®т®р®¬ наря¤у с раци®на«ь-
не© ®сн®в®© - §нание¬, ® к®нкретных .яв«ениях, пр®-
цессах и с®бытиях-присутствует так¦е э¬®ци®-
на«ьн®-в®«ев®© ¬®¬ент - г®т®вн®сть--к_¤е«енап¤ав-
«енн®© ¤еяте«ьн®сти. ‚«ияние в пр®цессе пуб«ичн®г®
выступ«ения на первы© и«и вт®р®© и§ ука§анных ꮬ-
п®нент®в ®бус«®ви«® п®яв«ение ¤вух р৫ичных ¬е-
т®¤®в уб妤ения. Первы© и§ них, ®сн®ванны© на не-
критичесꮬ принятии чу¦их ¬нени© и типичны© ¤«я
ре«иги®§н®© и¤е®«®гии, ф®р¬ирует с«епую веру. Ра-
ци®на«ьны© ¬®¬ент §¤есь све¤ен к ¬ини¬у¬у §а счет
гаперб®«и§ации э¬®ци®на«ьн®-в®«ев®г® факт®ра. •®-
в ре«иги®§н®© пр®паган¤е речь так¦е и¤ет ® п®-
§нании, н® <истина> §¤есь не ¤®ка§ывается, а пр®ст®
<®ткрывается> т®¬у, кт® увер®ва« в прави«ьн®сть
рк®вных ¤®г¬ат®в, 觫агае¬ых бе§ всяк®г® ¤®ка§а-
«ьства и раци®на«ьн®© аргу¬ентации.
Принципиа«ьн® ин®© ¬ет®¤-научны© ¬ет®¤
“б妤ения, ®сн®вная ®с®бенн®сть к®т®р®г®-не с«е-
! "эя вера, а ¤®ка§ате«ьн®е, научн® аргу¬ентир®ванн®е
¬ыш«ение. И¬енн® эт®т ¬ет®¤ всег¤а «е¦а« и «е¦ит
в ®сн®ве практическ®© и те®ретическ®© ¤еяте«ьн®сти
ꮬ¬унистическ®© партии, ®беспечивая в®спитание
93
¬асс в ¤ухе ꮬ¬унистическ®© и¤е©н®сти и акти!
пр®ве¤ение в ¦и§нь п®«итики партии. --
“спешн®е вып®«нение эт®© §а¤ачи в кত®¬
кретн®¬ пуб«ичн®¬ выступ«ении в §начите«ьн®©
пени §ависит ®т ег® убе¤ите«ьн®сти, к®т®рая «а{
с искусст⮬ речи и э¬®ци®на«ьн®-псих®«®гичес.,
⮧¤е©ствие¬ на ау¤ит®рию пре¤п®«агает «®гична
и аргу¬ентир®ванн®сть рассу¦¤ении ®рат®ра. Л|
ка в рассу¦¤ениях ®рганически свя§ана с внутрен|
| структур®© инф®р¬аци®нн®г® пр®цесса. ’акие с©|
; ства, как ®пре¤е«енн®сть_и_ ясн®сть ¬ыс«е©, непр<|
1 в®ре;чив®сть, п®с«е¤®вате«ьн®ст-ь и ¤®ка§ате«ьн¤
! рассу¦¤ении, выступают в с®в®купн®сти˜1?ё®бх®¤и!|
характеристик®© «юб®г® претен¤ующег® на убе
те«ьн®сть устн®г® выступ«ения.
‚е«ича©ши¬ ®бра§ц®¬ пр®паган¤истск®г® ¬ае!
ства с«у¦ит ¤«я нас «енинск®е искусств® устн®© п,
паган¤ы. Ос®бенн®стью выступ«ени© ‚. И. Лен>
всег¤а бы«а <¦е«е§ная> «®гика рассу¦¤ении, к®
рая ¤е©ств®ва«а с уб妤ающе© си«®© как на ег®
варище© п® партии, так и на п®«итических пр®т
ник®в. ‚. И. Ленин п®ст®янн® выступа« пр®тив пус"
фра§е®«®гии,-¤ек«аративн®сти ©нё®б®снбванных""
§унг®в в и¤е®«®гии и п®«итике. Он счита«" не"ив
как" п®«итическ®© нев®спитанн®стью неу¬ение в
¤®ка§ате«ьн®е рассу¦¤ение. ‚ статье <За¬етки п
, «ициста> ‚. И. Ленин писа«, чт® <п®«итическая
! в®спитанн®сть... ска§ывается... в неу¬ении иск;
т®чных ¤®ка§ате«ьств п® сп®рны¬ и ва¦ны¬ ист®
\ чески¬ в®пр®са¬, в наивн®¬ ¤®верии к в®ск«ицан©
и выкрика¬, к §аверения¬ и к«ятва¬ §аинтерес®в;
ных «иц>.
Как рев®«юци®нны© пр®паган¤ист н®в®г® та
‚. И. Ленин всег¤а §аб®ти«ся ® ¤®стат®чн®© ц
¬ентир®ванн®сти, научн®© ®б®сн®ванн®сти, инь-
с«®в଩," ®, ¤®ка§ате«ьн®сти вы¤вигае¬ых в ®б«а<
те®рии, стратегии и тактики рев®«юци®нн®© б®ры,
п®«®¦ени©. Ленинская аргу¬ентация, как прави.
вк«юча«а не т®«ьк® ®пр®вер¦ение «®¦ных, реак!
®нных и вре¤ных ﮧици© п®«итических пр®тивник!
н® и тщате«ьны© ана«и§ ¤®пускае¬ых ®пп®нента
«®гических-®шиб®к.
‚. И. Ленин. П®«н. с®бр. с®ч., т. 23, с. 306.
94
Ленинск®е искусств® аргу¬ентации и п®«е¬ики
ну¦¤ается в сମ¬ тщате«ьн®¬ и§учении и шир®к®¬
п®«ь§®вании в® всех ®б«астях парти©н®© ¤еяте«ь-
н®сти, и пр妤е всег® в и¤е®«®гическ®© практике.
‚ парти©н®-®ргани§аци®нн®©, а так¦е пр®паган-
¤истск®© ¤еяте«ьн®сти §анят® ¬н®г® та«ант«ивых,
®пытных раб®тник®в, г«уб®к® §нающих ¬арксистскую
те®рию и х®р®ш® в«а¤еющих искусст⮬ пуб«ичных
выступ«ени©. ‚ б®«ьшинстве с«учаев так®е ¬астер-
ств®-ре§у«ьтат ¤«ите«ьн®г® ®пыта и ин¤иви¤уа«ь-
ных качеств че«®века. М妤у те¬ кতы© 㮤 к ак-
тивн®© парти©н®© и агитаци®нн®-пр®паган¤истск®©
раб®те при®бщается б®«ьш®е чис«® вн®вь и§бирае¬ых
рук®в®¤ите«е© первичных парти©ных ®ргани§аци©, а
так¦е п®«итинф®р¬ат®р®в, агитат®р®в, пр®паган¤и-
ст®в, начинающих «ект®р®в и т. п. ‚® ¬н®гих с«учаях
эт® ¬®«®¤е¦ь, не и¬еющая ¤®стат®чн®© «®гическ®©
ﮤг®т®вки и не в«а¤еющая те®рие© и практик®©
пуб«ичных выступ«ени© и искусст⮬ п®«е¬ики.
И¬енн® п®эт®¬у в парти©н®© раб®те ¬®¦н® еще встре-
тить с«учаи б姤®ка§ате«ьных рассу¦¤ении, к®г¤а
в¬ест® тщате«ьн®г® ®б®сн®вания ®бсу¦¤ае¬ых п®-
«®¦ени© ®граничиваются ¤ек«аративн®стью. ‚стреча-
ются ﮤ¬ены п®няти© в ¤искуссиях и в п®«е¬ике.
‚ пр®цессе пр®ве¤ения п®«ит§аняти© и бесе¤ не
всег¤а ана«и§ируются ®шибки с«ушате«е©; бывает,
чт® пр®паган¤ист ®граничивается «ишь ®бще© ®цен-
к®© т®© и«и ин®© ﮧиции как неправи«ьн®© и«и
®шиб®чн®©. К ®бщи¬ рассу¦¤ения¬ прибегают ин®г-
¤а и в критике бур¦уа§ных и ¤ругих не¬арксистских
к®нцепци©. ‚ пуб«ичных выступ«ениях не всег¤а с®-
§нате«ьн® исп®«ь§уются и§вестные в «®гике прие¬ы
наиб®«ее убе¤ите«ьн®© аргу¬ентации.
Ин®г¤а ¬®¦н® ус«ышать ¬нение, чт® не«ь§я ®бу-
ять че«®века «®гичн® рассу¦¤ать, ес«и ®н стихи©н®
не ®бре« эт®т ¤ар. ‘ таки¬ су¦¤ение¬ тру¤н® с®г«а-
ться. Л®гике, т. е. искусству аргу¬ентир®ванн®г®,
а §начит, и убе¤ите«ьн®г® рассу¦¤ения, не т®«ьк®
ч®¦н®, н® и .„Жн®.чи¤ься. Ра§у¬еется, так®е ®буче-
ние ¤ает св®и ре§у«ьтаты, ес«и ﮬ謮 са¬их «®ги-
ских при嬮⠮¤н®вре¬енн® усваиваются®сн®вы
нкретн®© науки. Иначе, ес«и че«®аГ§нает «®гику,
0 п«®х? ра§бирается в сути¤е«а, ®н бу¤е"т "п®х®¤ить
а х®р®ш® ®т«а¦енную, н® раб®тающую на х®«®ст®¬
95
х®¤у ¬ашину. ‚¬есте с те¬ х®р®шее §нание к®н>
н®© ®б«асти сମ п® себе не всег¤а с«у¦ит ¤с
т®чн®© гарантие© у¬е«®г® и убе¤ите«ьн®г® 觫а
ния ¬ыс«е©.
‚ наиб®«ее к®нцентрир®ванн®¬ ви¤е прищ
прави«а, не®бх®¤и¬ые ¤«я искусства пуб«ичных |
ступ«ени©, и§учаются наук®© «®гик®© в те®рии ,
ка§ате«ьства. Знание прави« и ⮧¬®¦ных ®ш©|
¤®ка§ате«ьства яв«яется ®¤ни¬ и§ ва¦не©ших у<
ви© п®вышения ку«ьтуры ¬ыш«ения в «юб®© ®б
сти парти©н®-п®«итическ®© ¤еяте«ьн®сти, в т®¬ чц
и в пр®паган¤истсꮬ пр®цессе, г¤е пр®б«е¬а пере
чи с«ушате«я¬ истинн®© инф®р¬ации выступает |
ни¬ и§ решающих ус«®ви© убе¤ите«ьн®сти эт®г®
и¤е®«®гическ®© раб®ты.
Ясн®е 觫®¦ение те§иса выступ«ения
Люб®© пр®цесс пере¤ачи инф®р¬ации, прес«е
ющи© §а¤ачу ¤®нести ¤® с«ушате«е© истину и ¤
¤ить их в прави«ьн®сти тех и«и ¤ругих п®«®¦ен
ск«а¤ывается и§ трех в§а謮свя§анных э«е¬ент
Первы© э«е¬ент-те§и.,¤®ка§ате«ьс¤ва, т. е. <
«®¦ение, истинн®сть к®т®р®г® пытаются ®б®сн®в|
в выступ«ении. ‚т®р®© э«е¬ент-аргу¬енты (¤®в®|
®сн®вания) ¤®ка§ате«ьства. Эт® исх®¤ные факти
ские и«и те®ретические п®«®¦ения, с ﮬ®щью
т®рых ве¤ется ®б®сн®вание. ’рети© э«е¬ент-¤е¬
‘1рация,т. е. «®гическая свя§ь, п®ка§ывающая §а
с謮сть ¬е¦¤у аргу¬ента¬и и те§ис®¬.
Расс¬®три¬ выраб®танные наук®© и практ©
прави«а п® ®тн®шению к кত®¬у э«е¬енту ¤®ка
те«ьства, с®б«ю¤ение к®т®рых ®беспечивает «®г
н®сть рассу¦¤ения, а так¦е приве¤е¬ нек®т®рые с
§анные с нарушение¬ прави« и встречающиеся
практике устных выступ«ени© «®гические, ®шиб,
При эт®¬ с«е¤ует ®с®б® ﮤчеркнуть, чт® п®яв«е|
«®гических ®шиб®к в рассу¦¤ении яв«яется ре§}
тат®¬ «иб® н央стат®чн®© «®гическ®© ку«ьтурь
небре¦н®сти в ¬ыс«ях, «иб® с®§нате«ьны¬ стре¬
ние¬ ввести в §аб«у¦¤ение с«ушате«е©, чт®бы
играть ¤искуссию и«и сп®р.
’е§ис ¤®ка§ате«ьства яв«яется центра«ьны¬ пу|
т®¬ рассу¦¤ения, раскрытию к®т®р®г® ﮤчин<
96
<у¤ер¦ание пуб«ичн®© речи-¤®к«а¤а, бесе¤ы, «ек-
¤¤я. Как бы ®рат®р ни стр®и« св®е рассу¦¤ение, ка-
"уе бы факты и с®бытия ни ана«и§ир®ва«, какие бы
пара««е«и ни пр®в®¤и«, в центре_вни¬ания всег¤а
¤®«¦на ®ставаться г«авная §а¤ача -"®б®сн®вание вы-
¤винут®г® те§иса и ®пр®вер¦ение антите§иса, т. е.
те§иса пр®тивника, бу¤ь "т® "пр®тив®речащее ¬нение
явн®г® и«и неявн®г® ®пп®нента, ®шиб®чная ﮧиция
¤¤и врতебная и¤е®«®гическая к®нцепция.
Л®гика требует с®б«ю¤ения ¤вух прави« п® ®тн®-
шению к те§ису ¤®ка§ате«ьства. Перв®е 1©§" них-«®-
гическая ®пре¤е«енн®сть те§иса; вт®р®е-§апрещение
觬енять те§ис в_ пр®цессе ¤®ка§ате«ьства. """"
Прави«® «®гическ®© ®пре¤е«енн®сти те§иса ®§на-
чает, чт® ®сн®вн®е п®«®¦ение выступ«ения, с®¤ер¦а-
ние к®т®р®г® пытаются ¤®нести ¤® с«ушате«е© и убе-
¤ить в ег® прави«ьн®сти, ¤®«¦н® быть сф®р¬у«ир®ван®
в ясн®© и ¤®ступн®© ¤«я с«ушате«е© тер¬ин®«®гии.
Описание те§иса с ﮬ®щью н®в®© научн®© тер¬и-
и®«®гии вп®«не ¤®пуст謮, н® в эт®¬ с«учае с«е-
¤ует четк® ®пре¤е«ить н®вые тер¬ины, чт®бы ﮬ®чь
с«ушате«я¬ усв®ить исх®¤ны© п®няти©ны© аппарат.
Пре¤п®«®¦ение ® т®¬, чт® с«ушате«ь §нает с®¤ер¦а-
ние исп®«ь§уе¬ых ®рат®р®¬ п®няти©, не всег¤а ®прав-
¤анн®. „а¦е такие част® уп®треб«яе¬ые п®нятия, как
¤е¬®кратия, рев®«юция, равн®правие и т. п., ин®г¤а
п®-ра§н®¬у ист®«к®вываются «ю¤ь¬и.
Ос®бенн® ®пасна н央стат®чная ®пре¤е«енн®сть п®-
няти© в пр®цессе ¤искуссии, к®г¤а «ишь в к®нце ®б-
су¦¤ения стан®вится ®чеви¤ны¬, чт® участники вк«а-
¤ыва«и р৫ичны© с¬ыс« в ®¤ин и т®т ¦е тер¬ин,
т- е. п® существу ®перир®ва«и р৫ичны¬и п®нятия¬и.
0 таꮬ ®бсу¦¤ении аргу¬ентация с⮤ится «ишь к
сп®ру ® с«®вах, а не ® сути ¤е«а.
’реб®вание ®пре¤е«енн®сти, четк®г® выяв«ения
ыс«а вы¤вигае¬ых п®«®¦ени© в равн®© ¬ере ®тн®-
тся как к с®бственн®¬у те§ису выступающег®, так
к те§ису ег® пр®тивника (антите§ису). ‚ ¤ревне©
н¤ииск®© фи«®с®фии существ®ва«® ра§у¬н®е прави-
°- ес«и вы с®бираетеськритик®вать чье:т¤IОЛ®¦е-
чи6 т0 Э„“п®вт®рить критикуе¬ы© те§ис и п®«у-
¤ ть г«асие ®пп®нента в т®¬, "чт® выправи«ьн®
¤ ®¦и«и ег® ¬ыс«ь. Лишь п®с«е эт®г® ¬®¦н® начи-
ь Оптически© ра§б®р. ‘®б«ю¤ение эт®г® прави«а
Зак. 830
97
и§бав«яет ®т ¤вус¬ыс«енн®©, нечетк®© и не …‘
®б®сн®ванн®© критики, к®г¤а критикуе¬ы© те§ис
рут <в ®бще¬ и це«®¬>, <приб«и§ите«ьн®>,
г«а§®к>.
Практика ﮤска§ывает, чт® наиб®«ее це«ес®;
ны¬ сп®с®б®¬ п®стр®ения устн®г® выступ«ения
ется четк®е и кратк®е 觫®¦ение ®сн®вн®г® те§и©
нача«е речи, ¤а«ьне©шее ¦е 觫®¦ение с«у¦ит |
крытие¬ и ®б®сн®вание¬ эт®© исх®¤н®© и¤еи. АнЯ
устных выступ«ени© ‚. И. Ленина п®ка§ывает, ч|
«юᮬ и§ св®их ¤®к«а¤®в и выступ«ени© ®н ник
не ®став«я« с«ушате«е© в неве¤ении ®тн®сите«ьн®
«е© св®ег® выступ«ения. ‚сяки© ра§ п®с«е пе]:
вступите«ьных с«®в ‚. И. Ленин кратк® ф®р¬у«!
ва« ®сн®вн®© те§ис св®ег® с®®бщения. К при¬ер|
сମ¬ нача«е речи на I ‚сер®сси©сꮬ съ姤е кре<
янских ¤епутат®в (¬а© 1917 г.) п® аграрн®¬у в®п„
®н четк® ф®р¬у«ирует ®сн®вн®© те§ис - <§е¬«я ¤®)
на пере©ти вся бе§ иск«ючения в с®бственн®сть в<
нар®¤а>, а ¤а«ее всест®р®нне ®б®сн®вывает
¬ыс«ь. ‚ речи на III съ姤е ꮬс®¬®«а (®кт
1920 г.), 觫агая §а¤ачи Р®сси©ск®г® ꮬ¬унист
ск®г® с®ю§а ¬®«®¤е¦и, ‚. И. Ленин у¦е в тре
фра§е ®пре¤е«яет те§ис св®ег® выступ«ения, укг
чт® §а¤ачу <... ¬®¦н® бы«® бы выра§ить ®¤ни¬
⮬: §а¤ача с®ст®ит в т®¬, чт®бы учиться>2. …ще (
при¬ер: в ¤®к«а¤е на IV к®нгрессе К®¬инте!
(н®ябрь 1922 г.) ‚. И. Ленин ®ценивает нэп как]
ну¦¤енн®е ®тступ«ение и ф®р¬у«ирует те§ис: <Л
ше¤шие п®«т®ра 㮤а п®«®¦ите«ьн® и абс®«ютн®!
ка§ывают, чт® ¬ы эт®т эк§а¬ен вы¤ер¦а«и. Я
пытаюсь теперь ¤®ка§ать эт®>3.
Кратк®е ®писание те§иса в нача«е выступ«ю
ценн® те¬, чт® сра§у ¦е в⮤ит с«ушате«е© в (
пр®б«е¬атики, с®ср央т®чивает их вни¬ание и п®|
«яет п®с«е¤®вате«ьн® усваивать весь х®¤ аргу¬е©
ции ®рат®ра.
Прави«® не觬енн®сти те§иса §апрещает 觬ен
те§ис и ®тступать ®т перв®нача«ьн® сф®р¬у«ир®
н®г® п®«®¦ения в пр®цессе рассу¦¤ения. …с«и выв
‚. И. Ленин. П®«и. с®бр. с®ч., т. 32, с. 169.
2 ‚. И. Ленин. П®«я. с®бр. с®ч., т. 41, с. 298.
3 ‚. И Ленин. П®«н, с®бр. с®ч., т. 43, с. 386.
98
I яюши© убе¤и«ся в нет®чн®сти, чр姬ерн®сти св®ег®
’р§иса, т® в принципе ®н ¬®¦ет 觬енить ег®, н® §ая-
[яв ®б эт®¬ с«ушате«я¬ и«и св®е¬у ®пп®ненту. Л®ги-
г §апрещает «ишь нег«асн®е ®тступ«ение ®т перв®-
нача«ьн®© и¤еи.
I Прави«а п® ®тн®шению к те§ису ¤®ка§ате«ьства
¤®стат®чн® пр®сты, ®¤нак® в практике встречаются
“¬ыш«енные их нарушения, и¬енуе¬ые с®ф觬а¬и,
Ь«и пр®ст® «®гические ®шибки, п®яв«яющиеся в ре-
§у«ьтате §аб«у¦¤ения.
Г Общее на§вание ®шибки п® ®тн®шению к те§ису
Ь®ка§ате«ьства-ﮤ¬ена те§иса. Она встречается в
–юр¬е п®тери те§иса, а так¦е п®«н®© и«и частичн®©
1т® ﮤ¬ены.
[ П®теря те§иса и¬еет ¬ест® в тех с«учаях, к®г¤а
выступающи©, вы¤винув те§ис, перех®¤ит к свя§ан-
н®¬у с ни¬, н® ¤ру㮬у п®«®¦ению, §ате¬, част® п®
рсс®циации, §атрагивает трети© факт, а ®т нег® пере-
х®¤ит к сх®¤н®¬у четверт®¬у п®«®¦ению и т. ¤.
р к®нце к®нц®в ®н теряет исх®¤ную ¬ыс«ь и «иб® на-
ринает ¬учите«ьн® всﮬинать, <чт® ®н х®те« ска-
вать>, «иб® ®бращается с в®пр®с®¬ к пуб«ике: <’ак
кт® ¦е я х®те« ска§ать?>
‘ эти¬ н央статꮬ при на«ичии сମк®нтр®«я
регк® б®р®ться, с«е¤ует «ишь т®чн® §афиксир®вать
рсн®вную и¤ею речи и в с«учае ®тв«ечения (ух®¤а в
р®р®ну) вн®вь вернуться к 觫®¦енн®¬у в к®нспекте.

<< ╧Ёхф. ёЄЁ.

ёЄЁрэшЎр 10
(тёхую 25)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

╤ыхф. ёЄЁ. >>

Copyright й Design by: Sunlight webdesign