LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Сократ рассматривал управление как особую сферу человеческой деятельности, главной целью которой является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.
Переходным этапом от рабовладельческого к феодальному способу управления государством по праву можно считать общественный строй, существовавший у викингов в конце первого тысячелетия н.э. Низший слой общества у древних скандинавов составляли рабы, или сервы. Они выполняли самую грязную работу на фермах своих хозяев.
На следующей ступеньке общественной иерархии находились карлы, или свободные крестьяне, которые нанимались на работу к землевладельцам или другим хозяевам, а иногда владели собственным клочками земли. К этому же классу принадлежали ремесленники, рыбаки, корабелы, мелкие торговцы и наемные солдаты.
Владельцы больших угодий принадлежали к верхушке общества. Их называли ярлами, или князьями. Самые амбициозные из этих вождей мечтали о королевской короне. Добиться успеха они могли либо, скопив достаточное количество серебра, либо завербовав войско для расширения сферы своего влияния.
Периодически землевладельцы всех категорий собирались на местные ассамблеи. Здесь избирали местных вождей, принимали законы и установления, касающиеся собственности, кражи овец или кровной мести.
Более продвинутую форму общественного устройства можно наблюдать в средневековых европейских государствах.
Место рабов здесь занимают крепостные крестьяне, которые, как правило, имеют в пользовании собственные участки земли. Да и сама структура государственного управления более жестко регламентирована и централизована.
В целом в эпоху средневековья теория управления развивалась слабо. В основном это сводилось к обмену опытом между правителями, религиозными деятелями и военачальниками.
Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес выдающийся итальянский государственный и политический деятель конца XV – начала XVI вв. Никколо Макиавелли. В своих исследованиях он уделял большое внимание проблемам формирования стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных[7].
Становым хребтом феодального общества было натуральное хозяйство, основанное на подневольном, низкопроизводительном труде крепостных крестьян. Этот факт далеко не способствовал развитию производительных сил.
Переворот в производственных отношениях, связанный с промышленной революцией середины XVIII в., привел к значительным изменениям в теории и практике управления. С этого времени развитие экономики осуществляется настолько интенсивно, что в рамках капиталистического этапа развития управления уже сегодня можно выделить целых четыре принципиально отличающихся друг от друга периода.
Первый период получил название «промышленный капитализм». Это была эпоха специалистов по управлению производством. Среди теоретиков и практиков преобладало мнение, что только неограниченная здоровая конкуренция без вмешательства со стороны государства, способна гарантировать нормальное функционирование экономики и обеспечить общество всеми необходимыми ресурсами, товарами и услугами. Недостаток такого подхода заключается в недостаточно внимательном отношении к финансовым аспектам бизнеса. Этот недостаток был устранен в течение второго периода развития капиталистического управления.
Второй период (1890-1933) обычно обозначают термином «финансовый капитализм». В это время доминировал финансист, который, не принимая непосредственного участия в процессе производства, был сосредоточен на управлении финансовыми ресурсами. Основополагающим стал принцип социального дарвинизма, утверждающий, что естественный отбор в социальной сфере является наилучшим способом достижения материального благополучия для общества в целом. В последствии злоупотребления финансовых магнатов приняли настолько крайние формы, что для устранения их антисоциальных последствий потребовалось срочное вмешательство государственной власти.
Третий период (1933-1950) носит название «национальный капитализм». Он характеризуется разработкой и реализацией большого числа правительственных программ в социальной и экономической области. Эта особенность характерна и для настоящего времени. Она выражается в деятельности правительства по регулированию развития и функционирования национальной экономики и поддержанию необходимого равновесия между частным и государственным сектором народного хозяйства.
Четвертый, современный период капиталистического этапа развития управления (с 1950г. по настоящее время), известный как «управленческий капитализм», характеризуется широким распространением коллегиального управления. Все реже принимаются индивидуальные решения, связанные с предпринимательским риском. В крупных корпорациях все ключевые вопросы решаются совместными усилиями собственников (собрание учредителей) или управляющих (совет директоров).
 

Выводы
 
·                Организация и управления тесным образом связаны между собой, но в то же время представляют собой самостоятельные понятия и явления.
·                Необходимость в организации возникает тогда, когда поставленная цель превосходит возможности одного отдельно взятого индивида. Необходимость в управлении появляется, когда люди, выполняющие одну работу (идущие к одной цели) теряют возможность самостоятельно координировать свои действия.
·                Организация представляет собой более древнее понятие и является основной объективной предпосылкой возникновения управления. Вследствие этого, организация может существовать без управления, а управление без организации – нет.
·                Для изучения практики управления в наибольшей мере подходит теория управленческих революций, позволяющая выделить пять основных этапов в развитии управления.
·                История развития менеджмента как науки включает в себя четыре этапа, каждому из которых соответствует определенная школа управления. Основными школами управления являются: школа научного управления, административная (классическая) школа, школа психологии и человеческих отношений, количественная школа.
 
Вопросы и задания для самоконтроля
 
1.      В чем состоит отличие понятий «организация» и «управление»? Какое из них первично, а какое вторично?
2.      Охарактеризуйте пять управленческих революций. Раскройте их сущность и специфику.
3.      Какие школы управления сформировались в процессе развития менеджмента как науки?
4.      В чем состоит сущность учения Тейлора?
5.      Раскройте содержание теории администрации Файоля.
6.      Охарактеризуйте школу психологии и человеческих отношений.
7.      Какие основные направления включает в себя количественная школа?
8.      В чем состоит смысл социального подхода к изучению истории управления?
 
Тема III Целевой подход к управлению
 
3.1 Миссия организации и факторы ее определяющие
Предназначение фирмы в условиях постоянно меняющейся внешней среды является миссией фирмы. Миссия фирмы определяется её руководством и реализуется через её стратегию.
Определение миссии вновь создаваемой организации является основным и наиболее сложным этапом процесса организационного проектирования. От того, насколько корректно сформулирована миссия, во многом зависит эффективность функционирования и динамика развития любого предприятия.
На формирование и развитие миссии оказывают существенное влияние следующие факторы:
1.  Собственники фирмы.
2.  Сотрудники.
3.  Покупатели.
4.  Деловые партнёры.
5.  Внешняя среда организации.
Миссия способствует созданию определенной корпоративной культуры организации. Ее значение велико по следующим причинам.
Во-первых, потому, что в организации должны приниматься только такие решения, которые реализуют её цели функционирования.
Во-вторых, во избежание деятельности, которая мешает достижению целей функционирования, глобальная цель, т.е. миссия, должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя.
Миссия фирмы всегда крайне индивидуальна. Общие положения, применимые к любой организации не имеют стратегической управленческой ценности. Содержание миссии отделяет конкретную фирму от общего числа других организаций и наделяет ее собственными отличительными чертами, характеризующими специфику деятельности и парадигму развития.
Основным заблуждением менеджеров при разработке миссии организации является ее формулирование в терминах прибыли. Ведь прибыль представляет собой исключительно экономический результат деятельности компании, который не дает представления ни о сфере деятельности, ни о социальной значимости предприятия. Миссии, ориентированные только на получение прибыли, не дают возможности отличить одно предприятие от другого.
Правильно сформулированная миссия фирмы должна давать представление о трех основных аспектах:
1.              Сфера бизнеса, в которой работает компания;
2.              Предназначение организации и ее роль в системе национального хозяйства и общества в целом;
3.              Возможность оперативного и своевременного изменения стратегического курса организации в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды.
Рассмотрим примеры формулирования миссий ведущих компаний мира, функционирующих в разнообразных сферах бизнеса.[8]
Ведущая канадская алюминиевая компания Alcan использовала такой стиль изложения миссии: «Компания Alcan намерена стать самой диверсифицированной и инновационной алюминиевой компанией в мире. Чтобы добиться этого, Alcan будет первой глобально ориентированной компанией, производящей продукцию наивысшего качества и по самым низким ценам в выбранной ей сфере алюминиевого бизнеса; компанией, обладающей значительными ресурсами, которые будут направлены на создание совокупности новых предприятий с более быстрым ростом и более высокими прибылями».
Thermo Electron Corp. использовала следующее определение своей миссии: «Thermo Electron Corp. разрабатывает, производит и реализует аналитические и контрольные приборы, альтернативные источники энергии, низкоэмиссионные системы внутреннего сгорания, оборудование по переработке макулатуры и производству бумаги, биомедицинские продукты. Компания также обслуживает силовые установки и обеспечивает научные исследования и анализ окружающей среды, уничтожает отходы, выплавляет и обрабатывает металл. Компания проводит исследования и разрабатывает идеи в нетрадиционных сферах, таких как лазерная технология и энергетическая трансформация».
Times Mirror Corp. описывает масштабы своего бизнеса широко, но в беспристрастно лаконичном стиле: «Times Mirror Corp. – информационная компания, связанная в основном с изданием газет, книг, журналов и другой печатной продукции, а также владеющая кабельным телевидением и другими телевизионными каналами».
Особое место в менеджменте отводится формулированию миссии для ключевых функциональных подразделений. Рассмотрим три основных примера таких миссий:[9]
1.      Назначением отдела кадров является обеспечение успеха компании через подготовку руководителей, создание высокоэффективных коллективов и увеличение потенциальных возможностей каждого служащего.
2.      Миссией отдела, который занимается претензиями, является снижение общей стоимости предъявляемых рекламаций, выплачиваемых компенсаций и заявлений по поводу порчи имущества, что достигается посредством использования конкурентоспособных инструментов сдерживания роста стоимости претензий, предотвращение убытков и программ контроля.
3.      Миссия системы охраны состоит в проведении мероприятий по защите персонала и имущества посредством превентивных предупредительных мер и проведение расследований.
Содержание миссии реализуется на практике посредством постановки и достижения целей функционирования организации.
 
3.2 Понятие и структура целей функционирования
 
С точки зрения целевого подхода управление рассматривается как система, ориентированная на достижение определенных целей. Именно цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования и осуществления деятельности предприятия.
Цели, стоящие перед фирмой, принято называть целями функционирования. Их назначение велико:
-     Во-первых, потому, что в организации должны приниматься только такие решения, которые реализуют её цели функционирования.
-     Во-вторых, во избежание деятельности, которая мешает достижению целей функционирования, глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя.
Цели функционирования подразделяются на качественные и количественные. Количественные цели могут быть оценены в едином эквиваленте, а для оценки качественных целей необходимо применение метода экспертных оценок.
Кроме того, каждая фирма фиксирует свое состояние в будущем в виде краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Краткосрочными считаются цели сроком реализации до одного года. К среднесрочным относятся цели, которые можно достичь в период от одного до трех лет. Цели, для достижения которых необходим период, превышающий три года, считаются долгосрочными. Максимальный срок достижения долгосрочных целей обычно колеблется в промежутке от пяти до пятнадцати лет.
Доведение целей до каждого уровня управления и их комплексная оценка требуют построения дерева целей.
Дерево целей представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления рассматриваемой организации в их взаимосвязи (см. рис. 3.1).
 
Рис. 3.1 Дерево целей

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Построение дерева целей по праву можно считать подготовительным этапом планирования. В менеджменте дерево целей играет ту же роль и выполняет те же функции, что и алгоритм программы в кибернетике. Еще из курса средней школы всем известно, что для написания компьютерной программы целесообразно предварительно составить ее алгоритм, т.е. графически отобразить последовательность осуществления всех необходимых логических операций. Это позволяет программисту более четко представить общую картину составляемой программы и избежать возможной путаницы и дублирования команд. Разумеется, при составлении элементарных программ, всю последовательность команд которых легко может удержать в голове один человек, такой предварительный этап как составление алгоритма можно опустить.
Аналогичным образом обстоят дела и с деревом целей. Если менеджер имеет дело с небольшой организаций, осуществляющей несложные виды деятельности, то при составлении планов дерево целей можно не строить. Однако планирование деятельности крупных компаний, в особенности транснациональных корпораций, имеющих развернутую сеть дочерних предприятий, филиалов и представительств, составление дерево целей объективно необходимо.
 
 
3.3 Задачи организации и способы их разработки
 
Для более детальной проработки целей функционирования необходима разработка задач деятельности организации. Процесс постановки задач представляет собой формулирование в письменной, устной или иной форме ожидаемых результатов деятельности конкретных структурных подразделений или отдельных работников организации.
К содержанию конкретных управленческих задач обычно предъявляются следующие требования:
·                соответствие целям функционирования организации;
·                простота формулировки и изложения;
·                согласование с нижестоящими руководителями и исполнителями;
·                закрепление в письменной форме;
·                реализм, т.е. задача должна быть реально достижимой.
Сформулированные задачи должны быть упорядочены в порядке их приоритетности. В этом плане выделяют задачи высшего, среднего и низшего приоритета. К задачам высшего приоритета относятся задачи, которые необходимо решить любой ценой. В число задач среднего приоритета входят задачи, которые должны быть решены. Задачами низшего приоритета считаются задачи, которые хорошо было бы решить.
Для каждой задачи составляется список действий, необходимых для ее решения. Перечень таких действий оформляется в виде составление плана-графика, который устанавливает предельные сроки их выполнения. В большинстве случаев подобные планы-графики составляются для того, чтобы работа была выполнена четко в намеченные сроки. Однако они выполняют и еще одну немаловажную функцию, а именно побуждают работника более ответственно относиться к поставленной задаче. Ведь в случае отсутствия графика, разбивающего работу на конкретные этапы, исполнители просто не будут знать, что от них ожидает руководство. В подобной ситуации резко возрастает вероятность того, что некоторые задания вообще не будут выполнены.
Процедура составления графика выполнения работ обычно включает в себя следующие основные этапы:[10]
1. Разбить каждый шаг программы на ряд последовательных событий и стадий, которые могут быть представлены следующим образом:
а) исследование ситуации;
б) представление руководству предложений;
в) подготовка опытно-испытательного проекта нового режима работы;
г) оценка результатов эксперимента;
д) доклад руководству результатов эксперимента;
е) переход на новый режим работы.
2. Определить сколько времени понадобиться на выполнение каждой стадии работы. Время выполнения работы на каждой стадии должно быть установлено в календарных днях с учетом возможных незапланированных задержек и простоев.
3. Определить, какие шаги должны выполняться последовательно, а какие могут осуществляться параллельно.
4. Разработка общего календарного графика.
5. Уточнение составленного графика работы посредством включения в него дополнительных мероприятий.
Среди работ по составлению графиков функционирования чаще всего преобладает планирование текущей работы, этапы которой нередко повторяются с ежедневной, еженедельной или ежемесячной периодичностью. Применение календарного графика позволяет регламентировать, отслеживать и контролировать все эти виды деятельности.
 
Выводы
 
·      Основу целевого подхода составляет разработка представлений о миссии, целях и задачах функционирования организации.
·      Предназначение фирмы в условиях постоянно меняющейся внешней среды является миссией фирмы. Миссия фирмы определяется её руководством и реализуется через её стратегию.
·      На формирование и развитие миссии оказывают существенное влияние следующие факторы: собственники фирмы, сотрудники, покупатели, деловые партнёры, внешняя среда организации.
·      Правильно сформулированная миссия фирмы должна давать представление о трех основных аспектах: сфера бизнеса, в которой работает компания; предназначение организации и ее роль в системе национального хозяйства и общества в целом; возможность оперативного и своевременного изменения стратегического курса организации в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды.
·      Цели, стоящие перед фирмой, принято называть целями функционирования.
·      Доведение целей до каждого уровня управления и их комплексная оценка требуют построения дерева целей, которое представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления рассматриваемой организации в их взаимосвязи.
·      Для более детальной проработки целей функционирования необходима разработка задач деятельности организации.
·      Процесс постановки задач представляет собой формулирование в письменной, устной или иной форме ожидаемых результатов деятельности конкретных структурных подразделений или отдельных работников организации.
·      Сформулированные задачи должны быть упорядочены в порядке их приоритетности. В этом плане выделяют задачи высшего, среднего и низшего приоритета. К задачам высшего приоритета относятся задачи, которые необходимо решить любой ценой. В число задач среднего приоритета входят задачи, которые должны быть решены. Задачами низшего приоритета считаются задачи, которые хорошо было бы решить.
·      Для каждой задачи следует составлять список действий, необходимых для ее решения. Перечень таких действий оформляется в виде составление плана-графика, который устанавливает предельные сроки их выполнения.
 
Вопросы и задания для самоконтроля
 
9.      Что такое миссия организации?
10.  Какие факторы влияют на формирование миссии?
11.  Какие аспекты должна затрагивать миссия организации?
12.  Дайте определение целей функционирования.
13.  Каким образом могут классифицироваться цели организации?
14.  Что такое дерево целей?
15.  Какие требования предъявляются к содержанию управленческих задач?
16.  Каким образом подразделяются управленческие задачи в зависимости от их приоритета?
 
Тема IV Системный подход в менеджменте
 
4.1 Понятие организации в менеджменте. Характеристика организации как системы
Организация представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют между собой для достижения определенной цели.
Организация появляется тогда, когда поставленная цель превосходит возможности одного отдельно взятого человека. Как правило, каждая организация имеет несколько целей, для достижения которых требуется достижение промежуточных целей, поэтому в организации можно выделить множество систем.
Любая система характеризуется тремя основными элементами (см. рис. 4.1):
1.      Вход в систему (поступающие ресурсы).
2.      Процесс преобразования ресурсов в продукт.
3.      Выход из системы (продукт).
 
Рис. 4.1 Основные элементы системы
 

В системе управления кроме вышеперечисленных элементов обязательно присутствует субъект управления, соединённый с элементами системы информационными связями как это показано на рис. 4.2.
 
Рис. 4.2 Система управления
 

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать основные характеристики системы управления:
1.      Большое число элементов.
2.      Между элементами циркулируют не только вещество и энергия, но и информационные сигналы.
3.      Наличие нескольких целей.
4.      Несколько уровней и способов достижения этих целей.
5.      Несовпадение интересов различных групп субъектов.
 
4.2 Внутренняя и внешняя среда организации
Сферу деятельности любой организации можно разделить на две основные среды: внутреннюю и внешнюю.
Внутреннюю среду организации составляет все её элементы, а также связи и отношения между этими элементами в процессе управления организацией.
Внешнюю среду организации можно разделить на среды прямого и косвенного воздействия.
В среде прямого воздействия главное – это рынок и законы, его регулирующие.
К среде прямого воздействия относятся:
-         поставщики;
-         профсоюзы;
-         потребители;
-         конкуренты;
-         законы и государственные органы.
К среде косвенного воздействия относятся:
-         международные события;
-         НТП;
-         политические факторы;
-         состояние экономики страны;
-         социокультурные факторы.
Важно помнить, что предприятие и рынок представляют собой две различные формы координации экономической деятельности. Внутри предприятия отсутствуют рыночные отношения. Их можно лишь имитировать для повышения эффективности производства.
 
4.3 Понятие системного подхода
Системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как: люди, структура; задачи и технологии, которые ориентированы на достижение определенной цели.
Главное в системном подходе – это разработка и использование представлений о целостности систем.
Познать целое, значит, раскрыть его:
-         сущность и специфику;
-         состав количественные и качественные характеристики элементов;
-         структуру;
-         функции элементов и их влияние на функцию целого;
-         интеграционные факторы, обеспечивающие целостность системы;
-         историю данного целого.
 
4.4 Системный анализ и синтез
Важными элементами системного подхода являются системный анализ и синтез.
Анализ представляет собой изучение качеств, свойств и характеристик исследуемого объекта посредством его условного разделения на отдельные составные части.
В свою очередь, синтез состоит в обобщении информации об отдельных составляющих и формировании совокупности информационных данных об объекте исследования в целом. Механизм действия анализа и синтеза представлен на рис. 4.3.
 
Рис. 4.3 Механизмы действия анализа и синтеза
а) механизм действия анализа
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
б) механизм действия синтеза
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Основу системы управленческого анализа и синтеза составляет метод постепенного приближения, подробно описанный Э.А. Смирновым[11]. Этот метод включает в себя четыре уровня.
Первый уровень: предварительный анализ с позиций стороннего наблюдателя. Подобный анализ обычно осуществляется консультантами или представителями родственных организаций.
К документам, необходимым для проведения анализа на данном уровне относятся:
·                учредительный договор или решение единственного учредителя;
·                учетная политика предприятия;
·                бухгалтерский баланс;
·                документы налоговой отчетности;
·                бизнес-план
·                организационная структура управления.
В результате проведения анализа разрабатываются общие рекомендации системного характера.
Второй уровень предполагает проведение так называемой «мозговой атаки» на совещании ведущих специалистов организации.
Для этого необходимы следующие документы:
·                перечень основных нерешенных вопросов;
·                предварительные рекомендации каждого из специалистов относительно способа решения вышеупомянутых вопросов.
Результирующим документом является перечень согласованных с консультантом ответов на поставленные вопросы.
На третьем уровне осуществляется создание группы развития предприятия и формирование стратегии.
Необходимые документы:
·                распоряжение руководителя о создании группы развития организации;
·                план обучения группы развития;
·                основные отчеты организации.
Основным результатом деятельности группы развития является разработка и реализация мероприятий по совершенствованию экономической, финансовой и технологической политики предприятия.
Четвертый уровень управленческого анализа и синтеза предполагает постоянную работу группы развития в качестве нового структурного подразделения организации.
Требуемые документы:
·                текущие отчетные документы о деятельности организации;
·                бизнес-план;
·                результаты маркетинговых исследований.
Результирующими документами являются скорректированный бизнес-план, а также рекомендации по совершенствованию системы производства и управления.
 
Выводы
 
·      С точки зрения системного подхода организация представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют между собой для достижения определенной цели.
·      Как правило, каждая организация имеет несколько целей, для достижения которых требуется достижение промежуточных целей, поэтому в организации можно выделить множество систем.
·      Любая система характеризуется тремя основными элементами: вход в систему (поступающие ресурсы), процесс преобразования ресурсов в продукт, выход из системы (продукт). В системе управления кроме вышеперечисленных элементов обязательно присутствует субъект управления, соединённый с элементами системы информационными связями.
·      Сферу деятельности любой организации можно разделить на две основные среды: внутреннюю и внешнюю.
·      Внутреннюю среду организации составляет все её элементы, а также связи и отношения между этими элементами в процессе управления организацией.
·      Внешнюю среду организации образуют все элементы, находящиеся за пределами организации и оказывающие прямое или косвенное влияние на эффективность ее деятельности.
·      Предприятие и рынок представляют собой две различные формы координации экономической деятельности. Внутри предприятия отсутствуют рыночные отношения. Их можно лишь имитировать для повышения эффективности производства.
·      Важными элементами системного подходя являются системный анализ и синтез. Анализ представляет собой изучение качеств, свойств и характеристик исследуемого объекта посредством его условного разделения на отдельные составные части. В свою очередь, синтез состоит в обобщении информации об отдельных составляющих и формировании совокупности информационных данных об объекте исследования в целом.
 
Вопросы и задания для самоконтроля
 
1.      Дайте определение организации.
2.      Какова основная предпосылка возникновения организации?
3.      Какие основные элементы должна включать в себя любая система?
4.      Чем выделяются системы управления из общего числа систем?
5.      Перечислите основные отличительные черты систем управления.
6.      Чем отличаются друг от друга внешняя и внутренняя среда организации?
7.      Какие элементы включает в себя среда прямого воздействия?
8.      Перечислите основные элементы, образующие среду косвенного воздействия.
9.      Какое требование предъявляет системный подход к руководителям организаций?
10.  В чем состоит сущность представления о целостности систем?
11.  Раскройте механизм действия системного анализа и синтеза.
12.  На чем основан метод постепенного приближения?
 
Тема V. Основные положения процессного подхода к управлению
 
5.1 Понятие и сущность процессного подхода.
Технология управления
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
Основу системного подхода составляет технология управления.
Технология управления – это приёмы, способы и порядок осуществления процесса управления.
В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда посредством применения средств труда, приводимых в действие рабочей силой.
С точки зрения технологии управления предмет труда – это информация, обеспечивающая принятие управленческих решений. Продукт труда – это управленческие решения. Средства труда – это знания и опыт менеджера. Рабочая сила – интеллектуальная и физическая энергия руководителя.
 
5.2 Природа и состав функций менеджмента
 
В наиболее общем виде функция управления представляет собой обособленный однородный вид деятельности, направленной на достижение целей функционирования организации. Из приведенного выше определения следует, что понятие «функции управления» является достаточно емким и охватывает практически все виды управленческой деятельности, а также раскрывают содержание и сущность этой деятельности на всех уровнях управления.
Основной предпосылкой возникновения функций управления является функциональное разделение управленческого труда.
Большинство исследователей подразделяют функции менеджмента на общие и специальные. При этом под общими функциями менеджмента понимаются функции, образующие управленческий цикл и отражающие специфику управленческого труда вне зависимости от характера и специфики деятельности организации.
В качестве примера общих функций менеджмента можно назвать исследование внешней среды, планирование, организацию, регулирование, учет, контроль, а также анализ проблем и принятие решений.
К специальным функциям управления относятся функции, определяющиеся спецификой деятельности управляемого объекта. Например, для управления промышленным предприятием характерны такие функции управления как управление основным и вспомогательным производством, оперативное управление, управление технической и технологической подготовкой производства, управление трудом, заработной платой и реализацией готовой продукции.
Помимо общих и специальных функций управления можно выделить еще и смешанные функции, такие как планирование выпуска готовой продукции, контроль хода производства, организация сбыта продукции и т.п. Такой способ классификации управленческих функций тесно связан не только со спецификой деятельности управляемого объекта, но и с самим объектом.
К примеру, если специальные функции управления промышленным предприятием присутствуют в процессе управления практически любым промышленным объектом, то смешанные функции, как правило, неразрывно связаны с конкретным предприятием и не могут быть без изменений перенесены на другой объект.
Достаточно часто применяется классификация функций в зависимости от уровня управления. В этом плане можно выделить функции управления корпорацией, предприятием, структурным подразделением, отдельными работниками.
Для изучения функций менеджмента наиболее оптимальным представляется применение способа классификации функций управления в зависимости от времени их действия. С этой точки зрения все функции управления можно разделить на две группы. К первой группе относятся последовательные функции, которые осуществляются дискретно (т.е. повторяются через определенные промежутки времени), последовательно сменяя друг друга. Вторую группу образуют непрерывные функции, выполнение которых осуществляется постоянно в течение всего периода управления предприятием.
В качестве примера последовательных функций менеджмента можно назвать маркетинг, планирование, организацию, мотивацию, регулирование, учет, контроль и оценку эффективности деятельности организации.
К непрерывным функциям в первую очередь относятся принятие управленческих решений и управление конфликтами и стрессами.
Последовательные и непрерывные функции менеджмента неразрывным образом связаны между собой и в своей совокупности образуют содержание управленческой деятельности, дифференцированной по различным признакам. Например, чтобы выполнить одну из последовательных функций, необходимо осуществить весь комплекс непрерывных функций в части, касающейся этой последовательной функции. Аналогичным образом обстоит дело и с непрерывными функциями управления. Для того чтобы реализовать одну из них, необходимо выполнить все последовательные функции, но только в части, касающейся этой непрерывной функции.
 
5.3 Характеристика последовательных функций менеджмента
 
5.3.1 Маркетинг
Понятие маркетинг стало широко применяться в системе управления предприятиями со второй половины 50-х годов, придя на смену ориентации руководства предприятий на производство и сбыт продукции. Первоначально под маркетингом понималась система внутрифирменного управления, ориентированная на изучение и учет потребностей рынка. Иными словами основу концепции маркетинга состояла в организации производства тех видов продукции или оказания тех видов услуг, которым заранее обеспечен сбыт.
Основное преимущество подобного подхода состояло в использовании комплексных методов формирования спроса и стимулирования сбыта, что гарантировало руководству фирмы достижение определенного уровня прибыли и рентабельности. Однако такая ориентация бизнеса способствовала формированию в обществе такого негативного явления как иррациональное потребительство, т.е. стремления к удовлетворению своих потребностей любыми средствами без учета необходимости рационального использования природных ресурсов. Проблемы защиты окружающей среды отводились на второй план либо вообще не рассматривались.
Реакцией на вышеуказанный недостаток явилось появление и развитие в 80-е годы теории социально-этического маркетинга. Социально-этический маркетинг также ориентирован на удовлетворение запросов потребителей, но исходя из необходимости рационального и бережного использования природных ресурсов.
И обычный и социально-этический маркетинг объединяет то, что они являются инструментом управления и средством повышения эффективности функционирования исключительно коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность исключительно с целью получения прибыли. Однако со второй половины 90-х годов приемы и методы маркетинга стали широко применяться и некоммерческими организациями в процессе исследования состояния внешней среды. Такой маркетинг называют некоммерческим.
Некоммерческий маркетинг, как правило, осуществляется органами федеральной, региональной и местной государственной власти, а также общественными, религиозными и благотворительными организациями. Его основной целью является выявление среди крупных слоев населения спроса на социальные услуги, такие как обеспечение соблюдения общественного порядка, защита жизни и здоровья граждан, образование, культура и т.п.
Основными целями некоммерческого маркетинга являются:
·                приведение деятельности органов государственной власти, общественных, религиозных и благотворительных организаций в соответствие с потребностями социальных групп населения, выступающих в качестве объекта указанной деятельности;
·                обеспечение более рационального и оптимального распределения социальных и иных услуг;
·                формирование позитивного общественного мнения в отношении конкретных программ, социальных институтов, государственных и общественных деятелей и т.п.
При этом следует помнить, что некоммерческие организации, к которым относятся органы государственной власти и общественные объединения, в целях повышения эффективности своей деятельности могут осуществлять не только некоммерческий, но коммерческий маркетинг. Например, в процессе реализации товаров, конфискованных в результате проведения правоохранительными и контролирующими органами оперативных мероприятий.
В этом плане особый смысл приобретает таможенный маркетинг. В результате проведения в России рыночных преобразований, вызвавших значительные изменения в социально-экономической и политической обстановке, возникла объективная необходимость в разработке и практическом осуществлении новых подходов к реализации товаров, обращенных в федеральную собственность. Ни у кого не вызывает сомнений, что такие подходы должны быть полностью основаны на принципах коммерческого маркетинга.
Помимо разделения видов маркетинга на коммерческие и некоммерческие их можно подразделять в зависимости от охватываемой сферы исследования. С этой точки зрения можно выделить внутренний и международный маркетинг.
Внутренний маркетинг включает в себя местные маркетинговые исследования, проводимые в рамках отдельного региона, и маркетинговые исследования. Проводимые на территории всего экономического пространства отдельно взятого государства.
В структуру международного маркетинга входят экспортоориентированный, многонациональный и глобальный маркетинг.
Экспортоориентированный маркетинг предполагает проведение организацией исследований состояния внешней среды за пределами национального рынка той страны, где это фирма зарегистрирована и фактически располагается. Указанный вид маркетинга применяется в целях стимулирования экспорта товаров, услуг, технологий, прав использования объектов интеллектуальной собственности и т.п.
Многонациональный маркетинг связан с созданием дочерних предприятий, филиалов, структурных подразделений и представительств в различных странах мира. С коммерческой точки зрения этот процесс выражается в создании крупных транснациональных корпораций таких как «SONY», «SAMSUNG», «FORD» и др. В некоммерческой сфере это такие организации как «GREEN PEACE», Общество международного красного креста и т.п.
Глобальный маркетинг основан на предположении о том, что в перспективе станет возможным свободное перемещение по всему мирровому рынку товаров, услуг, капитала, рабочей силы, информации и т.д.
С точки зрения ситуационного подхода, т.е. в зависимости от текущего состояния внешней среды, организации можно выделить восемь типов маркетинга: конверсионный, стимулирующий, развивающий, реанимирующий, синхронный, поддерживающий, сдерживающий, противодействующий.
Основной целью конверсионного маркетинга является трансформирование негативного спроса на результаты деятельности организации (т.е. товары, услуги и т.д.) в позитивный. Негативный спрос имеет место в случаях, когда основная масса потребителей отрицательным образом относятся к конкретному виду товара или услуги. Формирование позитивного спроса предполагает разработку и осуществление такого плана маркетинга, который в состоянии гарантировать появление спроса на продукт деятельности конкретной организации.
Стимулирующий маркетинг применяется в случаях нулевого спроса на товар, т.е. безразличного отношения к нему потребителей.
Развивающий маркетинг используют в ситуациях, характеризующихся наличием потенциального спроса на товар. Осуществление развивающего маркетинга состоит в практической реализации потенциального спроса, т.е. превращении потенциального спроса в реальный.
Реанимирующий маркетинг заключается в восстановлении первоначальных объемов снизившегося по каким-либо причинам спроса на товар.
Синхронный маркетинг применяется в условиях колеблющегося спроса с целью стабилизации сбыта.
Поддерживающий маркетинг имеет место тогда, когда наблюдается полное соответствие уровня спроса уровню предложения.
Сдерживающий маркетинг применяется в ситуациях, когда спрос на товар в значительной степени превышает предложение. К этому виду маркетинга прибегают с целью профилактики формирования у потребителей негативного представления о возможностях организации.
Противодействующий маркетинг применяется с целью снижения объемов реализации товаров нерационального спроса. Таких как алкогольные напитки, табачные изделия, теле- и видеопродукция, пропагандирующая насилие и т.п.
Существенные изменения, произошедшие в последнее время в структуре общемирового и большинства национальных рынков, позволяют с полной уверенностью утверждать о существовании и развитии такой принципиально новой сферы обмена как рынок управления. В качестве основных сегментов указанного рынка можно выделить:
·        рынок управленческих кадров;
·        рынок управленческих технологий;
·        рынок управленческих услуг;
·        рынок управленческих консультаций.
Рынки управленческих кадров, технологий и консультаций существуют относительно давно, поэтому можно утверждать, что они практически полностью сформированы и их современное развитие носит эволюционный, экстенсивный характер.
Иначе обстоит дело с рынком управленческих услуг. Этот рынок как самостоятельная сфера обмена сформировался лишь в конце 90-х гг. и в настоящее время развивается достаточно бурно. Так, например, большинство американских промышленных компаний на сегодняшний день активно рассматривают возможность существенного сокращения своего среднего управленческого звена за счет привлечения независимых специалистов.[12] Это позволит значительно сократить общезаводские и цеховые накладные расходы, тем самым значительно повысив ценовую конкурентоспособность готовой продукции.
Таким образом, административный рынок, или рынок управления, можно определить как одну из наиболее перспективных сфер современного рынка, в рамках которой формируется спрос и предложение на управленческие кадры, управленческие технологии, управленческие услуги и управленческие консультации.
Наличие обособленной и относительно независимой сферы рынка требует разработки новых приемов и способов ее изучения и использования. Именно эту задачу и призван, по нашему мнению, решить административный маркетинг.
Исходя из вышеизложенного, административный маркетинг представляет собой управленческую деятельность по изучению основных закономерностей формирования спроса и предложения на рынке управления с целью выявления и приобретения или разработки и продвижения наиболее качественных и перспективных продуктов, реализуемых на данном рынке.
Активное применение административного маркетинга в деятельности любой организации позволит в значительной мере повысит эффективность системы управления за счет выявления, привлечения и использования наиболее квалифицированных управленческих кадров и передовых управленческих технологий, а также более активного и рационального использования управленческих услуг и управленческого консультирования.
Как вид управленческой деятельности маркетинг включает в себя две основные составляющие, а именно: исследование структуры внешней среды организации и определение состояния этой среды.
Структуру внешней среды организации образуют входящие в нее элементы и их взаимосвязи (см. рис. 5.1). К таким элементам прежде всего относятся поставщики, потребители, деловые партнеры, вышестоящие организации (в т.ч. материнские компании), нижестоящие организации (в т.ч. дочерние предприятия, представительства и филиалы), контролирующие органы, международные организации, общественные организации (профсоюзы, политические партии, общественные движения) и т.п.
Все вышеперечисленные элементы в совокупности оказывают существенное влияние на характер и эффективность деятельности любой организации, функционирующей в условиях демократического общественного строя и рыночных отношений.
Рис. 5.1 Структура внешней среды организации

 
Важное место в системе изучения внешней среды организации занимает сбор информации о текущем состоянии этой среды. С этой точки зрения можно выделить пять ситуаций, характеризующихся различной степенью информированности субъекта управления о состоянии внешней среды. К числу таких информационных ситуаций относятся детерминированная, умеренно детерминированная, детерминированно-стохастическая, умеренно-стохастическая и стохастическая.
Детерминированная информационная ситуация характеризуется наличием полной информации о состоянии внешней среды организации. В такой ситуации субъект управления имеет возможность с наибольшей точностью определить тенденции развития конъюнктуры рынка, адекватно и своевременно на них реагируя.
Умеренно-детерминированная ситуация проявляется в условиях наличия отдельных элементов неопределенности в структуре информационного обеспечения предприятия.
Для детерминированно-стохастической информационной ситуации характерна пограничная ситуация, когда руководство фирмы обеспечено необходимой для принятия управленческих решений информацией лишь на 50%.
Умеренно-стохастическая ситуация представляет собой ситуацию, при которой аппарат управления организации располагает лишь незначительной (менее 50%) долей необходимой информации о состоянии внешней среды.
Стохастическая информационная ситуация имеет место, когда субъект управления организации практически не располагает информацией о текущем состоянии внешней среды и о перспективах ее развития.
Информацию, получаемую и используемую при проведении маркетинговых исследований можно разделить на первичную и вторичную. Первичная информация собирается в процессе проведения конкретного исследования, а вторичной считается информация, полученная ранее для каких-либо других целей.
Вторичная информация, как правило, аккумулируется на предприятии в виде маркетинговой базы данных. Маркетинговая база данных представляет собой упорядоченный массив информации об основных элементах внешней среды организации и о характере взаимоотношений между этими элементами.
Для сбора первичной информации могут использоваться самые разнообразные методы. К числу таких методов относятся наблюдение, опрос, сбор статистических данных и проведение экспериментов.
В качестве инструментов, используемых для сбора первичной информации, могут быть названы анкеты и автоматические устройства.
Анкета представляет собой лист бумаги, содержащий перечень вопросов, на которые должны быть получены ответы от респондентов. Этот инструмент отличается гибкостью и универсальностью и поэтому наиболее часто используется для сбора первичных данных.
При составлении анкет выделяют вопросы двух типов: закрытые и открытые. Закрытые вопросы содержат перечень возможных ответов и требуют выбора одного из них. Ответы на открытые вопросы формулируются респондентом самостоятельно в произвольной форме.
Автоматические устройства применяются для сбора маркетинговой информации крайне редко. К таким устройствам относятся приборы, позволяющие по изменениям физиологических параметров испытуемого судить об изменении его интереса к тому или иному объекту (гальванометры), аппараты, позволяющие варьировать время демонстрации рекламного объявления от сотой доли секунды до нескольких секунд (тахистоскопы), аппараты, фиксирующие движения глаз испытуемого при восприятии им того или иного объекта, что приблизительно характеризует очередность и длительность концентрации потребителя.
Собранная в процессе проведения маркетинговых исследований информация имеет огромное значение для организации и является основой для составления текущих, среднесрочных и перспективных планов ее развития.
 
5.3.2 Планирование в системе менеджмента
 
Особое место в системе функций менеджмента занимает планирование. В наиболее общем виде планирование можно охарактеризовать как процесс, включающий в себя разработку основных направлений деятельности и развития организации, определение потребности в ресурсах и средствах, необходимых для реализации указанных направлений, а также выбор методов и способов осуществления намеченных мероприятий.
Первым и наиболее важным этапом процесса планирования по праву можно считать определение целей функционирования организации, а также их распределение по уровням управления в виде построения дерева целей.
Вторым этапом планирования в системе менеджмента является постановка задач. Процесс постановки задач представляет собой формулирование в письменной, устной или иной форме ожидаемых результатов деятельности конкретных структурных подразделений или отдельных работников организации.
Для каждой задачи составляется список действий, необходимых для ее решения, поэтому третьим этапом планирования является составление плана осуществления указанных действий, который устанавливает предельные сроки их выполнения. В большинстве случаев подобные планы-графики составляются для того, чтобы работа была выполнена четко в намеченные сроки. Однако они выполняют и еще одну немаловажную функцию, а именно побуждают работника более ответственно относиться к поставленной задаче. Ведь в случае отсутствия графика, разбивающего работу на конкретные этапы, исполнители просто не будут знать, что от них ожидает руководство. В подобной ситуации резко возрастает вероятность того, что некоторые задания вообще не будут выполнены.
 
5.3.3 Организационная функция менеджмента
 
Как функция управления организация представляет собой вид управленческой деятельности, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, сформулированных на этапе планирования.
В процессе организации разрабатывается система мер, регламентирующих деятельность аппарата управления, направленную на достижение целей функционирования. К таким мерам относятся:
·              построение рациональной системы организации,
·              формирование оптимальной структуры организации,
·              обеспечение организации всеми необходимыми ресурсами (финансовыми, человеческими, материальными, энергетическими и др.).
Разработка и построение рациональной системы организации предполагает определение числа, состава, а также количественных и качественных характеристик входящих в нее элементов. Основными элементами хозяйственной организации являются входящие в ее состав структурные подразделения, каждое из которых выполняет свою четко определенную функцию. Поэтому в основе построения рациональной системы организации лежит принцип функционального разделения труда.
Согласно указанному принципу, для формирования структуры любой организации необходимо сначала определить основные функции, которые эта организация должна осуществлять. Затем, для обеспечения выполнения каждой из выделенных функций формируются конкретные рабочие группы, т.е. основные элементы организации. На заключительном этапе формирования системы организации осуществляется ряд мероприятий, направленных на определение состава, количественных и качественных характеристик элементов.
Рассмотрим процесс формирования системы хозяйственной организации на элементарном примере. Допустим, нам необходимо разработать систему хозяйственной организации, занимающейся выпечкой и реализацией хлебобулочной продукции.
Для начала определим перечень действий (т.е. функций), которые эта организация будет выполнять. В этом плане можно выделить:
·        материально-техническое снабжение;
·        производство готовой продукции;
·        сбыт готовой продукции;
·        предоставление отчетности в государственные контролирующие органы.
Для выполнения функции материально-технического снабжения необходимо создания отдела или группы материально-технического снабжения.
Для осуществления выпуска готовой продукции необходимо наличие производственного участка или цеха.
Выполнение функции сбыта готовой продукции можно поручить отделу товаропродвижения.
И, наконец, предоставление отчетности в государственные контролирующие органы, должна обеспечивать бухгалтерия.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign