LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Если же ресурсы имеются в избытке, решается обратная проблема — расширение их использования или избавление от излишков. Последнее необходимо, поскольку для хранения запасов приходится затрачивать значительные средства.
Балансовый метод реализуется через составление системы балансов — материально-вещественных, стоимостных и трудовых.
Балансы представляют собой двусторонние бюджетные таблицы, в левой части которых отражаются источники ресурсов, а в правой их распределение. В целом таблицы выглядят следующим образом:


Источники ресурсов
1. Остаток на начало периода
2. Внешние поступления
3. Внутренняя экономия
4. Резервы
Баланс


Распределение ресурсов
1. Текущее потребление
2. Реализация на сторону
3.Резервы
4. Остаток на конец периода Баланс
В основе баланса лежит балансовое уравнение, суть которого состоит в том, что сумма остатка ресурсов на начало периода и их поступлений из внутренних и внешних источников должна быть равна сумме их расхода (текущего потребления и продажи на сторону) и остатка на конец периода.
В балансе ресурсы обычно даются с выделением основных поставщиков, что позволяет контролировать их движение. Распределяются же они с учетом того, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, обязательств по экспорту, создать необходимые запасы, реализовать программы, связанные с развитием организации.
В то же время, обеспечение как такового равенства между ресурсами и их распределением не является единственной целью составления балансов. Важную роль здесь играет достижение их оптимальной структуры, обеспечивающей наибольшую эффективность деятельности организации.
Наряду с натурально-вещественными в планировании широкое применение находят стоимостные балансы. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, большинство организаций являются субъектами рыночных отношений, закупающими за деньги все необходимое для своей деятельности и реализующими за них основную часть продукции и услуг.
Таким образом, в большинстве случаев потоки ресурсов и готового продукта сразу же получают универсальное денежное выражение. Именно оно наиболее удобно для составления планов.
В масштабе страны ежегодно принимается государственный бюджет, представляющий собой роспись доходов и расходов правительства. Бюджеты составляются и во многих семьях с невысоким достатком. В них точно учитываются все предстоящие доходы (заработная плата, пособия, пенсии, стипендии) и намечаются основные расходы. Это позволяет рационально вести домашнее хозяйство и обеспечивать гораздо более высокий уровень потребления, чем при бессистемных тратах.
Во-вторых, некоторые ресурсы, например финансовые, вообще могут выражаться лишь в денежных единицах. В-третьих, обобщенные показатели, характеризующие потоки ресурсов и продукции, могут быть только стоимостными, ибо до сих пор еще никто не научился складывать литры молока с килограммами картошки. Примером стоимостного баланса является бухгалтерский, финансовый план организации и пр.
Весьма разнообразными по содержанию могут быть и трудовые балансы. К ним относится, например, баланс рабочего времени, отражающий, с одной стороны, ресурсы последнего за период (обычно в нормо-часах), которыми располагает организация, а с другой стороны — распределение этого времени по различным видам работ. По понятным причинам такие балансы не могут предусматривать переходящие на следующий период запасы времени — последнее либо должно быть использовано, либо безвозвратно теряется.
Другим методом планирования является нормативный. Он состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период (а соответственно и в основу балансов) кладутся нормы затрат различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т.п.) на единицу продукции.
Нормы, используемые в планировании, могут быть натуральными, стоимостными и временными. Натуральные нормы касаются обычно расхода материальных ресурсов (сырья, материалов, энергии и т.п.) для производства единицы продукции. Стоимостные отражают или расход ресурсов, оцененный в денежном эквиваленте; или такие издержки, которые по-иному, как в такой обобщенной форме, выразить нельзя (например амортизацию);
или чисто денежные расходы, скажем, оплату за изготовление единицы продукции. Нормы времени выражают его затраты на выполнение тех или иных работ и их отдельных элементов (нормы оперативного времени на осуществление тех или иных операций; нормы обслуживания рабочего места; нормы подготовительно- заключительного времени и т.п.).
С помощью нормативного метода можно, например, осуществить планирование закупок сырья. Для этого норму его расхода на производство единицы продукции необходимо умножить на число единиц, которые предполагается произвести.
Для того, чтобы нагляднее представить себе нормативный метод планирования, достаточно заглянуть в кулинарную книгу. Любой приведенный там рецепт приготовления блюда, по существу, является разновидностью плана его производства.
Третью группу методов планирования составляют математические, сводящиеся к расчетам на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические. С их помощью можно, скажем, запланировать будущие доходы, основываясь на текущих вложениях средств и заданных процентных ставках, осуществлять другие финансовые расчеты. Именно в области финансового планирования статистические методы находят, пожалуй, наиболее широкое применение.
Методы линейного программирования позволяют путем решения системы уравнений и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, определять их оптимальные величины во взаимном сочетании.
Чаще всего методы линейного программирования применяются там, где речь идет об оптимизации расходования ресурсов, например при выборе технологии, позволяющей получить необходимый объем продукции при наименьшем расходе сырья и материалов; загрузить оборудование, выполняющее несколько видов работ, так, чтобы при этом достигалась наибольшая выработка;
составить маршруты движения транспорта, позволяющие, с одной стороны, наиболее полно обслужить всех клиентов, а с другой стороны, сделать это при минимальных затратах и пр.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Балансовый метод планирования — способ составления планов, основанный на увязке имеющихся ресурсов и потребности в них. Балансы могут быть натуральными, стоимостными и временными,
Нормативный метод планирования — способ составления планов, исходящий из удельных затрат ресурсов на единицу продукции и ее требуемого количества.
Математические методы планирования — способы составления планов с помощью математических моделей различной степени сложности.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ

• Долгосрочные и среднесрочные планы
• Стратегические планы

Перспективные планы в организации разрабатываются на период свыше одного года. Как правило, речь идет о среднесрочных планах, рассчитанных на 3 — 5 лет. Однако решение многих крупных проблем, отражающих стратегию организации, в это «прокрустово ложе» не укладывается. Поэтому и приходится составлять долгосрочные планы, срок действия которых достигает 10, а порой и более лет. Это имеет место, например, при выборе сфер деятельности организации, направлений ее развития и т.п.
Перспективные планы обычно разрабатываются в форме набора целей; целевых комплексных программ; стратегических планов; бизнес-планов и пр. При этом, положения долгосрочных планов, обозначенные там лишь в общих чертах, преимущественно в качественных показателях, развиваются и конкретизируются в среднесрочных уже в количественных, распределяются по срокам и дополняются системой балансов.
Традиционные долгосрочные и среднесрочные планы основываются на экстраполяции существующих тенденций, исходят из неизменности внешнего окружения организации и ориентируются на мобилизацию имеющихся ресурсов.
В рамках перспективного планирования создаются планы: разработки новых продуктов; снижения издержек; внедрения новшеств; слияний и поглощений; совершенствования производства и управления; социального развития и проч. Посредством такого рода планов на основе стандартных процедур определяются шаги, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации.
Их разработка начинается с выбора перспективных задач. Затем на основе оценки имеющихся ресурсов происходит определение политики организации, правил и процедур, разработка альтернатив, выбор наиболее приемлемой из них, ее детализация в бюджетах, графиках. По-иному выглядит стратегическое планирование. В качестве предпосылок его появления можно назвать стремительные изменения во внешней среде организации, вызванные к жизни современным этапом НТР. Они проявляются:
— в безграничном росте возможностей, открывающихся перед фирмой. Это касается получения ресурсов, использования технологий; обновления, расширения производства;
— в углублении и расширении потребностей;
—- в резком усилении конкуренции за рынки сбыта и ресурсов; интернационализации деловой жизни;
— в широкой доступности научно-технической и экономической информации, что существенно облегчает поиск новых ресурсов и возможностей;
— в принципиальном изменении роли человека в производстве и связанном с этим пробуждении его творческих возможностей и активности.
Все это делает непредсказуемым окружение организации и неопределенным даже сравнительно близкое ее будущее. Чтобы частично ослабить или преодолеть эту неопределенность, и составляются стратегические планы.
Стратегические планы отражают сегодняшние шаги, направленные на формирование потенциала фирмы и обеспечивающие ее перспективное выживание. В процессе их составления определяются стратегические цели организации, формируются соответствующие стратегии и распределяются необходимые ресурсы. В отличие от обычных перспективных планов, стратегические планы исходят из того, что будущее далеко не всегда лучше прошлого.
Основу стратегических планов составляет глубокий анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешнем окружении организации, всесторонний прогноз его будущего состояния, прежде всего научно-технического прогресса и рынков.
Сегодня в западных фирмах в рамках стратегического планирования составляются несколько основных видов планов.
В суммативном (главном стратегическом) плане дается представление об основных целях организации, будущих направлениях деятельности, рынках сбыта, ориентирах в отношении желательных темпов роста, прибыльности и пр.
На его основе разрабатываются функциональные планы, в которых отражается развитие отдельных перспективных направлений деятельности организации, например сбыта, инвестиций и пр. Это позволяет оптимизировать на перспективу материальные, финансовые и трудовые ресурсы фирмы.
В экономическом плане суммативный конкретизируется применительно к крупным подразделениям в таких хозяйственных показателях, как прибыль, рентабельность, инвестиции, доля рынка и т.п. Здесь же могут быть сформулированы направления и способы конкурентной борьбы с реальными и потенциальными соперниками, возможные последствия реализации или, наоборот, отказа от реализации тех или иных стратегий.
Поскольку в момент составления стратегических планов их объекты отсутствуют или находятся в неразвитом состоянии, варианты планов во многом идеализированы и не учитывают риск. Кроме того, для претворения стратегических планов на практике еще отсутствует достаточный опыт, поэтому они рассматриваются скорее не как инструменты для реальных действий, а как способы выражения философии организации.
Тем не менее считается, что переход к стратегическому планированию неизбежен.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Перспективные планы: планы, составляемые на период от 1 до 10 и более лет.
А) Традиционные долгосрочные планы определяют шаги, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации. Строятся от настоящего к будущему. Основной объект планирования — внутренний потенциал организации.
Б) Стратегические планы отражают сегодняшние шаги, направленные на формирование будущего потенциала организации и обеспечение ее перспективного выживания. Основной объект планирования — внешние возможности и конкурентные преимущества.

ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩИХ ПЛАНОВ

Текущее планирование — это планирование на срок до одного года. Оно находит воплощение в краткосрочных и оперативных планах. В них увязываются все направления деятельности организации и ее подразделений на предстоящий период.
Краткосрочные планы разрабатываются в виде бюджетов и финансовых смет производственных программ. Непосредственными объектами последних являются объем выпуска продукции, движение персонала, материально-техническое и финансовое обеспечение, порядок задействования имеющегося оборудования. Программы могут корректироваться при отклонении спроса или объема производства от запланированного уровня (например в результате поломок оборудования, сбоев в поставках и т.п.).
В разрезе производственных программ формируются текущие сметы расхода ресурсов с учетом их резервов, ожидаемых поставок, запасов готовой продукции, возможности маневра персоналом.
Исходным моментом составления текущих планов становится прогноз сбыта. Он основывается на сведениях о поступивших заказах, величине продаж за истекший период, оценке рыночной конъюнктуры, характера конкуренции и пр. Исходя из этого определяется объем производства в плановом периоде, а соответственно, потребности в производственных мощностях, сырье, материалах, рабочей силе.
В сущности, производственные программы содержат решения о том, как эксплуатировать технологическую систему фирмы в зависимости от меняющегося рыночного спроса и обеспечить производство необходимой продукции и услуг с минимальными затратами,
Исходя из касающейся их части производственной программы предприятия подразделения осуществляют процесс оперативного планирования. В его рамках они формируют собственные производственные программы и задания участкам и бригадам. В эти программы входят оперативно-календарные планы запуска-выпуска изделий и сменно-суточные задания.
Оперативно-календарный план определяет последовательность и сроки запуска, обработки и выпуска каждого вида изделий и их партий по дням недели; маршруты их движения, загрузку технологических линий и отдельных единиц оборудования; потребность в инструментах и т.п.
На основе календарного плана разрабатываются сменно-суточные задания. В них перечисляются объем и конкретные виды продукции, которая должна быть произведена в данном подразделении. Сменно-суточные задания могут дополняться планом-графиком движения изделий и их отдельных частей в рамках технологического процесса.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Текущее планирование — планирование на срок до 1 года.
Формы краткосрочных планов:
1. Производственная программа предприятия и подразделений — определяет объем выпуска продукции, движение персонала, материально-техническое обеспечение, порядок задействования имеющегося оборудования.
2 Оперативно-календарный план - намечает последовательность и сроки запуска, обработки и выпуска изделий и их партий по дням недели, маршруты движения обрабатываемых изделий, загрузку технологических линий и отдельных единиц оборудования, потребность в инструментах и т.п.
3. Сменно-суточное задание - перечисляет конкретные виды и объем продукции, которая должна быть произведена в данном подразделении в течение дня.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите, что такое планирование,
2. Назовите основные виды планов.
3. Перечислите главные принципы планирования и выберите три из них, которые считаете наиболее важными.
4. Раскройте суть методов планирования.
5. Составьте баланс своих доходов и расходов.
6. Проиллюстрируйте нормативный метод планирования, например на основе приготовления обеда.
7. Покажите, почему возникла необходимость перехода к стратегическому планированию и чем стратегический план отличается от традиционного.
























Глава XV
Стратегическое и оперативное управление организацией

Управление на основе предвидения изменений
Управление решением стратегических задач
Методы быстрого реагирования
Управление материальными запасами

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Процесс претворения любых планов в жизнь должен быть управляем.
В настоящей главе мы познакомимся с разновидностями стратегического управления (на основе предвидения изменений и решения стратегических задач) и оперативного (с помощью графика Гантта, сетевого графика, диспетчеризации) управления реализацией планов фирмы, а также методами управления производственными запасами.

УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРЕДВИДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

• Управление предприятием и управление фирмой
• Принципы стратегического управления
• Причины неудач управления на основе предвидения изменений

Под стратегическим понимается управление процессом реализации стратегии фирмы, выбор которой был осуществлен с помощью стратегического планирования.
Термин «стратегическое управление» появился на рубеже 60-х и 70-х гг., чтобы обозначить различия между управлением фирмой и предприятиями, входящими в нее. В последнем случае речь идет в основном об управлении производственными, снабженческо-сбытовыми, кадровыми: процессами, то есть текущей деятельностью.
Управление же фирмой призвано обеспечить ей успех в конкурентной борьбе на рынке, в финансовой сфере, в деле создания и внедрения новшеств. Это гарантирует ей стабильное развитие, соответствие требованиям изменяющейся внешней среды, поддержание конкурентных преимуществ и в конечном итоге — стратегическую выживаемость.
Такое управление ориентируется на долгосрочную перспективу, условия, которые должны сложиться в будущем и чьи признаки в данный момент могут даже отсутствовать. Его задача состоит в подготовке фирмы к будущим изменениям на основе прогноза грядущей ситуации, выработки адекватной стратегии.
Основными принципами стратегического управления являются:
1. Ориентация на миссию организации, ее глобальные цели, конкурентоспособность.
2. Определение приоритетов ее деятельности как основы самостоятельных стратегий.
3. Предположение о единстве окружающей среды и фирмы.
4. Отсутствие рутинных процедур и детальных инструкций.
Исторически первая форма стратегического управления основывалась на концепции предвидения изменений и сводилась к организации выполнения стратегических планов. Они, как уже говорилось, содержат описание направлении и способов преобразования структуры организации, системы управления ею; изыскивают и перераспределяют на решающие направления материальные, людские и информационные ресурсы; предусматривают мероприятия по ослаблению и преодолению сопротивления изменениям со стороны части коллектива.
Опыт фирм Запада показал, что большинству организаций такой вид стратегического управления оказался не по плечу. Причины состояли в отсутствии необходимой для составления стратегических планов информации; преобладании традиционных способов мышления и работы; трудностях, связанных с управлением персоналом. Проблемы возникли и с моделированием отдаленного будущего, отсутствовали надежные методы реализации долгосрочных стратегий, готовность и способность менеджеров претворить стратегию на практике.
Поэтому стратегическое управление на основе предвидения изменений оказалось лишь своего рода идеологией развития фирм, так и не вышедшей за стены кабинетов высшего руководства.
Стремительные изменения в хозяйственной жизни потребовали иных подходов к стратегическому управлению. Появилась концепция управления на основе решения стратегических задач.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Стратегическое управление — управление процессом реализации стратегии фирмы, выбор которой был осуществлен с помощью стратегического планирования.
Основные принципы стратегического управления:
1. Ориентация на миссию организации, ее глобальные цели, конкурентоспособность.
2. Определение приоритетов ее деятельности как основы самостоятельных стратегий,
3. Предположение о единстве окружающей среды и фирмы.
4. Отсутствие рутинных процедур и детальных инструкций.
Управление на основе предвидения изменений — управление реализацией стратегических планов.

УПРАВЛЕНИЕ РЕШЕНИЕМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

• Стратегические задачи
• Внешние и внутренние факторы ситуации
• Гибкость и неуязвимость организации
• Роль экспертов

Управление решением стратегических задач стало применяться с начала 1970-х гг. Его цель — обеспечение тактической выживаемости фирмы и сохранение ее стратегических позиций в основных сферах деятельности. До начала 1980-х гг. такое управление было элементом традиционного планирования, но затем произошло их размежевание, и они стали взаимно дополнять друг друга. В этих условиях стратегическое управление в целом стало представлять собой единство планирования стратегических позиций и управления решением стратегических задач.
Ни одна самая совершенная стратегия не может предусмотреть всех ситуаций, которые возникают в реальной жизни. Для реагирования на них фирме и приходится в экстренном порядке формулировать, решать стратегические задачи — своего рода ответ на неожиданные события внутри и за ее пределами, препятствующие достижению целей; менять в свете их общую стратегию организации невозможно или нецелесообразно,
Важнейшими стратегическими задачами фирмы могут быть:
— определение перспективного набора самостоятельных производственных подразделений — так называемых стратегических хозяйствующих центров (СХЦ) — и характера взаимодействия между ними;
— определение направления использования перспективных технологий и нововведений;
— определение методов защиты стратегических хозяйственных зон (СХЗ) от воздействия конкурентов и разного рода неожиданностей;
— определение способов действий в изменившихся условиях и новой ситуации.
Новая ситуация порождается взаимодействием самых различных внутренних и внешних факторов.
Внешние факторы, формирующие ситуацию, могут быть естественными (стихийные бедствия), политическими (военные действия), экономическими (состояние рыночной конъюнктуры), технологическими (внезапное появление и распространение новых видов техники и технологии), социальными (трудовые конфликты).
Внутренние факторы, в сущности, аналогичны внешним, только меньше по масштабам. Они также могут быть по природе своей естественными (массовые заболевания персонала, нарушающие нормальный ход работы), технологическими (поломки оборудования), экономическими (неэффективное хозяйствование, штрафы, нехватка финансовых средств), социальными (забастовки).
Острота ситуации определяется целым рядом обстоятельств. Во-первых, экономическим положением организации (крупными фирмами она всегда ощущается менее остро). Во-вторых, характером производственной деятельности, степенью ее инерционности, гибкостью организационной структуры (организации, быстро, легко приспосабливающиеся к изменениям, менее болезненно переживают резкие перемены по сравнению с инертными). В-третьих, компетентностью руководства и степенью сплоченности коллектива.
Решая стратегические задачи, можно не только своевременно предотвратить возникновение неблагоприятной ситуации, в значительной степени смягчить ее негативные последствия, но и с максимальной выгодой использовать открывающиеся возможности. Это обеспечивает фирме стратегическую выживаемость, повышает гибкость и неуязвимость.
Гибкость бывает внутренней и внешней. Внутренняя обеспечивается возможностью маневра инвестициями, производственными мощностями, материальными, людскими и информационными ресурсами, а также резервами, помогающими смягчить воздействие случайных событий. Высшей формой гибкости считается полная финансовая ликвидность организации, то есть возможность в любой момент быстро и без потерь ее продать.
Под внешней гибкостью понимается независимость выживаемости фирмы в целом ни от одной СХЗ. Она обеспечивается путем постоянного отслеживания рынка и опережающего изменения их профиля и масштаба, ориентацией на несколько зон одного профиля в разных отраслях и географических регионах.
Стратегическая неуязвимость характеризуется способностью организации успешно противостоять натиску конкурентов как в настоящий момент, так и в перспективе. Она может достигаться за счет внедрения последних достижений НТР, диверсификации производства и технологий; комбинирования прибыльных, но рисковых с безрисковыми, но малоприбыльными операциями; производства товаров и услуг с разным жизненным циклом или находящихся на разных его стадиях.
Управление решением стратегических задач осуществляется с помощью специальной группы экспертов при высшем руководстве фирмы, которая располагает необходимыми ресурсами и полномочиями. Эксперты анализируют изменения во внешней среде, их причины и сообщают полученные результаты, а также свои выводы и рекомендации высшему руководству.
Последнее ранжирует возникающие задачи по степени их срочности и важности (срочные и важные; важные средней срочности; важные, но не срочные; малозначительные). Срочные задачи передаются подразделениям или целевым группам для немедленного решения. Остальные дополнительно изучаются, а малозначительные — отбрасываются. Кроме того, высшее руководство осуществляет постоянный стратегический контроль за деятельностью организации.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Управление решением стратегических задач — деятельность по обеспечению тактической выживаемости фирмы и сохранению ее стратегических позиций в основных сферах деятельности.
Стратегическая задача — комплекс мер нейтрализации последствий непредвиденных событий внутри фирмы и за ее пределами, препятствующих достижению ее целей.
Цель решения стратегической задачи — нахождение путей повышения гибкости и неуязвимости организации.

МЕТОДЫ «БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ»

• Объекты оперативного управления
• График Гантта
• Сетевой график
• Диспетчеризация

Сегодня мы как-то сжились с понятием «быстрое реагирование». Оно существует в медицине, правоохранительной сфере, службе по чрезвычайным ситуациям. Но впервые такое быстрое реагирование, называемое оперативным управлением, возникло как разновидность производственного менеджмента.
В широком смысле оперативное (текущее) управление включает в себя календарное планирование; распределение работ; контроль за их ходом и качеством исполнения; диспетчеризацию; определение размера партии изделий; размещение заказов на материалы; внесение изменений в технологические процессы; маневрирование запасами.
В узком смысле оперативное управление обеспечивает реализацию краткосрочных планов. Оно сводится к принятию решений в конкретно складывающейся в данный момент ситуации. Для этого на основе контроля за фактическим ходом работ выявляются и анализируются отклонения от нормы; корректируется график работы и перераспределяются ресурсы.
Инструментом оперативного управления является учетно-плановый график Гантта, разработанный в начале XX в. Он представляет собой таблицу, в которой отражается загрузка в течение предстоящего периода каждой единицы оборудования, сроки его профилактики, перерывы и проч. Эта информация помещается в квадранте, образованном пересечением строки времени и столбца, отражающего содержание выполняемого задания. В квадранты вносятся также сведения о фактическом выполнении заданий, поэтому график и может служить надежным инструментом текущего контроля.
В конце 50-х годов был разработан метод сетевого планирования и управления (СПУ). Он предназначен для прогнозирования, управления, оценки затрат времени и средств для разработки, а также контроля за выполнением крупномасштабных проектов. Способом его реализации является построение календарного сетевого графика.



Рис. 1.15. График Гантта

Для этого прежде всего определяются все виды работ, необходимых для достижения поставленной цели, Выделяют действительные работы, предполагающие выполнение реальных действий; затраты времени и ресурсов; работы ожидания, требующие только времени;
фиктивные работы, отражающие лишь логическую связь между остальными действиями.
Работы связывают между собой события, характеризующие определенные состояния объекта управления. Они могут быть исходными, которым не предшествуют никакие работы; промежуточными, представляющими собой результат одной или нескольких работ; завершающими, свидетельствующими о достижении поставленной цели.
Любая последовательность работ в сети, при которой конечное событие каждой работы совпадает с начальным событием следующей за ней, получила название «путь». Путь может быть полным, когда его начало совпадает с исходным событием, а конец - с завершающим; частичным (от исходного события до промежуточного, или от промежуточного до конечного); критическим (самым длинным в сетевом графике от исходного до завершающего события). Критический путь определяет предельную продолжительность выполнения задания.
На сетевом графике удобно представлять в виде цепной диаграммы последовательность и взаимосвязь многоходовых действий по реализации планового задания, например движения изделий и их отдельных частей по технологической цепочке.
Цель и события изображаются на графике кружками, в которых указывается их содержание и порядковый номер, расшифровывающийся в прилагаемом тексте, а работы - стрелками, ведущими от одного кружка к другому. Стрелки несут в себе информацию о времени, необходимом для выполнения работы, и связанных с нею затратах. Время изображается цифрой над стрелкой, а затраты - под ней. Если для перехода от одного события к другому затрат времени и труда не требуется, связь между событиями на графике изображается пунктирной линией.



Рис. 2. 15. Сетевой график

С помощью сетевого графика можно показать очередность операций (некоторые из них можно осуществлять только в строго определенной последовательности, а некоторые - параллельно), сроки их начала и окончания, полный путь движения к цели в виде цепочки взаимосвязанных работ и событий; представить другие возможные варианты.
Сетевой график дает возможность составить наиболее рациональный план осуществления каких-либо мероприятий, к которому привязываются все остальные процессы: диспетчеризация, выдача заданий на выполнение определенных работ, наблюдение и контроль за их осуществлением. Высокая степень формализации графика позволяет при этом широко применять компьютерные технологии,
Оптимизация сетевого графика имеет целью приведение его в соответствие с заданными сроками работ и поиск возможности их сокращения. В основе оптимизации лежит анализ сети, состоящий в проверке целесообразности выполнения запланированных работ; выявлении лишних и необязательных; определении возможностей параллельных действий. В результате достигается улучшение организации комплекса работ за счет перераспределения ресурсов и интенсификации выполнения заданий.
Оптимизация осуществляется исходя из резерва времени, представляющего собой разность между самым ранним сроком завершения операций и самым поздним допустимым сроком. Такой резерв имеется только на тех операциях, которые не лежат на самом коротком пути.
Задачей диспетчеризации производственного процесса является обеспечение движения изделий в соответствии с календарным планом, своевременности их выпуска за счет мер, предотвращающих и ликвидирующих сбои и нарушения в организации и технологии.
Диспетчеризация основывается на постоянных наблюдениях и контроле со стороны диспетчерских служб за подготовкой и осуществлением производства, наличием запасов на межцеховых складах, их своевременным поступлением на рабочие места, выполнением плана по номенклатуре, работой отстающих подразделений, внутрисменными простоями, соблюдением режимов эксплуатации оборудования и параметров технологических процессов.
Диспетчеризация призвана обеспечить реализацию производственной программы, календарного плана, сменных заданий. На уровне предприятия в ее рамках, например, могут приниматься решения о замене производства одних изделий другими, о дополнительных поставках сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов; об использовании имеющихся резервов и т.п.; на уровне цеха — об устранении поломок оборудования; заказе сырья и материалов, замене исполнителей и пр.
Диспетчерские службы выдают указания об устранении возникших нарушений, проводят оперативные совещания, знакомят руководство с информацией, по которой требуются его решения.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Оперативное управление
1) В широком смысле — календарное планирование, распределение работ, определение объема партии одновременно выпускаемых изделий, размещение заказов на материалы, внесение изменений в технологические процессы, маневрирование запасами, диспетчеризация, контроль за ходом работ и качеством их исполнения.
2) В узком смысле — управление реализацией краткосрочных и оперативных планов, принятие решений в конкретно складывающейся в данный момент ситуации.
Инструменты оперативного управления — график Гантта, сетевой график, диспетчеризация.

УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ

• Виды и причины образования материальных запасов
• Потребность в запасах
• Методы управления запасами

Оперативное управление материальными запасами исходит из особенностей их использования в производстве. Выделяется три типа запасов. Во-первых, сырье, материалы, полуфабрикаты и проч., образующие исходный пункт технологического процесса. Они предназначены для смягчения негативных последствий неравномерных поставок. Во-вторых, запасы незавершенного производства между технологическими операциями. Они необходимы при неритмичности осуществления производственных процессов в различных подразделениях. В-третьих, запасы готовой продукции, требующиеся для покрытия неожиданного увеличения рыночного спроса.
Потребность в элементах запаса (например в комплектующих изделиях) может определяться технологией производства на данном или смежных предприятиях, быть зависимой от них. В этом случае состав и величина заказа стабильны и задаются интенсивностью использования запаса, которую легко прогнозировать. Тогда управление сводится к принятию на основе сведений об остаточной величине запаса решения об объеме и сроках заказа или закупки необходимых элементов запаса. В условиях зависимой потребности в резерве всегда требуется иметь только то, что необходимо,
Но потребность в элементах запаса может формироваться и случайно, то есть быть независимой. В этих условиях система -управления запасами ориентируется либо на поддержание их фиксированного уровня (как только он упадет ниже обусловленного минимума, запас начнет пополняться), либо на поступление его элементов в определенное время в объеме, зависящем от их фактического остатка.
При фиксированном времени заказы на восполнение осуществляются с заданной периодичностью, а заказываемое количество непостоянно и зависит от величины остатка.
При фиксированном количестве заказов постоянно контролируется уровень запасов. Если он падает ниже установленной величины, выдается заказ на восполнение в одном и том же размере. Таким образом, фиксированными являются уровень, при котором повторяется заказ, и его величина.
Сегодня западные фирмы используют несколько методов управления производственными запасами, оптимизирующих их величину и связанные с этим затраты.
Метод MRP обеспечивает экономию издержек путем уменьшения запасов готовой продукции. Это достигается за счет оптимизации объемов производства и размеров партий изделий на основе исследования и прогнозирования спроса.
Метод MAP предполагает минимизацию вложений в запасы исходя из определения оптимальной величины партий сырья и материальных ресурсов с учетом постоянно меняющегося потока заказов.
Метод «канбан» обеспечивает оперативное планирование и управление заказами и материальными потоками между отдельными операциями. Его целью является производство и поставка бездефектных деталей и полуфабрикатов на сборку или дальнейшую обработку именно тогда, когда в них возникает потребность. При этом размеры их производства на каждой предшествующей операции определяются потребностями следующего производственного участка.
Возобновление производства происходит путем заказа с помощью специальных карточек только тогда, когда запас деталей на последующей операции исчерпывается. Это позволяет минимизировать складской запас, являющийся в традиционной системе условием гибкости производства.
Для нормального функционирования такой системы нужны стабильность производственной программы предприятия, незначительные отклонения в загрузке оборудования, исключение возможности образования запасов и незавершенного производства по причинам, не связанным с технологией.
Метод «точно в срок» предусматривает полную синхронизацию планирования и управления материально-техническим снабжением с производственными процессами. Сырье, полуфабрикаты и комплектующие подаются (часто с других предприятий данной фирмы или фирм-смежников) небольшими партиями непосредственно в нужные точки производственного процесса, минуя склад, а готовая продукция сразу же отгружается потребителям.
Это позволяет эффективно регулировать производство, снизить запасы и затраты времени на 90%, трудоемкость на 10—30%, косвенные расходы — на 50—60%; повысить качество на 75—90%.
Использование той или иной системы управления материальными запасами в значительной степени определяется затратами на закупку их элементов, оформление сделок, хранение; величиной ущерба, вызванного отсутствием запасов.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Виды материальных запасов: сырье, материалы, полуфабрикаты и пр., образующие исходный момент производственного процесса; запасы незавершенного производства между технологическими операциями; запасы готовой продукции.
Методы управления материальными запасами:
1) Метод MRP обеспечивает экономию издержек путем уменьшения запасов готовой продукции.
2) Метод MAP предполагает минимизацию вложений в запасы исходя из определения оптимальной величины партий материальных ресурсов.
3) Метод «канбан» обеспечивает оперативное управление заказами и материальными потоками между отдельными операциями.
4) Метод «точно в срок» предусматривает синхронизацию материально-технического снабжения и производственных процессов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Сопоставьте отдельные виды стратегического управления и выделите их общие черты и различия.
2. Объясните, в чем суть стратегической гибкости и стратегической неуязвимости и почему они противоречат друг другу.
3. Постройте сетевой график какого-нибудь часто встречающегося процесса, например приготовления обеда, домашнего задания и т.п.
4. Покажите, как выглядит диспетчеризация в учебном заведении и кто за нее отвечает.
5. Проиллюстрируйте методы управления запасами примерами из практики домашнего хозяйства.

























Глава XVI
Доверяй, но проверяй

Принципы управленческого контроля
Каким должен быть контроль
Виды управленческого контроля
Этапы процесса контроля
Внешний и внутренний контроль

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Эффективное управление организацией невозможно без четко отлаженной системы контроля за результатами деятельности и процессами, протекающими внутри нее и во внешнем окружении. Изучив материал данной главы, можно узнать, для чего нужен контроль, каким правилам он подчиняется, на что бывает направлен, из каких этапов состоит процесс контроля, какие его разновидности существуют.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

• Виды контроля
• Функции контроля
• Ошибки в процессе контроля

Контроль является одной из основных функций управления. Он включает деятельность по формированию его стандартов, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов.
По степени охвата объекта контроль может быть сплошным или выборочным (при проверке большой партии изделий объекты отбираются и испытываются наугад); требовать или не требовать разрушения последних; происходить в нормальном или усиленном режиме. Контроль осуществляется руководителем, специально назначенными для этого лицами (контролерами), а также самими работниками (самоконтроль).
Контролю подлежат прежде всего; важнейшие характеристики производственного, технического, кадрового потенциала, финансового состояния фирмы; промежуточные и конечные результаты выполнения плановых заданий; показатели расходования ресурсов; экономическая эффективность и качество; величина запасов и проч.
Контроль решает в системе управления несколько задач.
Во-первых, помогает изучить положение дел в организации и обнаружить в ее внутренней или внешней среде факторы, которые могут оказать существенное влияние на ее деятельность.
Во-вторых, позволяет отследить недостаточно четко выраженные тенденции развития, их направление, глубину и соответственно скорректировать планы.
В-третьих, контроль помогает своевременно выявить неизбежные в работе любой организации нарушения и изъяны, ошибки, промахи и оперативно принять необходимые меры для их устранения.
В-четвертых, результаты контроля служат основой оценки и вознаграждения персонала.
В-пятых, контроль ориентирует, на что нужно обращать особое внимание в дальнейшем.
В процессе контроля могут иметь место объективные и субъективные ошибки. К ним можно отнести: контроль по случаю, не упреждающий отклонения, а осуществляемый им вдогонку; тотальный контроль, порождающий несамостоятельность и иждивенчество людей; отсутствие информирования контролируемых о результатах;
поверхностный контроль из недоверия, например за отлучками с рабочего места и пр.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Контроль — деятельность по формированию стандартов управления, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов.
Задачи контроля: изучает положение дел в организации; отслеживает тенденции ее развития; выявляет нарушения и ошибки; является основой вознаграждения; ориентирует, на что нужно обращать внимание.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОНТРОЛЬ?

• Основные требования к системе контроля

Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами. Прежде всего, он должен быть всеохватывающим, то есть держать в поле зрения основные сферы деятельности организации и процессы, протекающие в ней. Речь, разумеется, идет не о мелочности, требовании проверять все — это дорого и практически невозможно. Здесь нужен разумный подход, позволяющий вместе с тем получить достаточно полную и объективную картину происходящего.
Такой контроль не под силу одному человеку или небольшой группе людей. К нему нужно привлекать весь персонал организации или его значительную часть, ибо лучший контроль — это самоконтроль заинтересованных в результатах своего труда исполнителей.
Система контроля должна иметь четкую стратегическую направленность, заданную приоритетами развития организации. Второстепенные сферы ее деятельности тщательно проверять целесообразно далеко не всегда, а некоторые и вовсе не имеет смысла, так как это отвлекает много сил и средств.
Главная цель контроля — не поиск, а предотвращение ошибок, что значительно дешевле. Поэтому контроль представляет собой неотъемлемый элемент процесса планирования на всех его стадиях.
Эффективный контроль должен увязываться не только с процессом планирования, но и с изменениями в структуре организации и системе управления ею, поэтому важным требованием, предъявляемым к нему, является гибкость.
Контроль должен быть своевременным, позволять устранять нарушения прежде, чем они примут опасные размеры, иначе он будет вечно опаздывать и окажется на практике бесполезным.
Важным требованием к системе контроля является экономичность. Последняя означает, что выгоды, приносимые контролем, должны превышать затраты на его проведение. Поэтому минимизируются все связанные с контролем издержки на технические средства, сбор, переработку и хранение информации. Отсутствие экономического эффекта от контроля свидетельствует о том, что он не улучшает степени владения руководством реальной ситуацией.
Эффективный контроль индивидуализирован, нацелен на конкретные процессы, результаты, требует учета личных качеств людей, их положения, связей в коллективе.
Ориентированность на человека означает не только объективность контроля, но и его доброжелательность, исключение какой бы то ни было слежки за людьми, поисков «козлов отпущения», создание благоприятного морально-психологического климата. А это возможно лишь в условиях максимальной открытости, гласности его проведения.
В то же время, желательно избегать чрезмерного контроля над людьми, тем более из недоверия к ним, ибо кроме пустой траты средств и лишних эмоций это ничего не дает, С другой стороны, слабый контроль, а тем более бесконтрольность является признаком, свидетельствующим о безразличном отношении руководства к людям и делам организации. Нужно иметь в виду, что возможность лишний раз побеседовать с руководителем, установить с ним тесный контакт, обсудить всевозможные проблемы соответствует желанию большинства исполнителей.
Наконец, контроль должен соответствовать характеру контролируемого процесса, а цель его — быть понятной всем.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Требования к организации контроля:
— привлечение максимального числа сотрудников;
— направленность на предотвращение ошибок;
— гибкость;
— своевременность;
— экономичность;
— индивидуализированность;
— ориентированность на человека.

ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

На практике существует три основных вида управленческого контроля: предварительный, текущий и итоговый. Предварительный предшествует активной деятельности, а тем более каким-то конкретным результатам. Задача его в основном состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления к работе.
Так, при проверке управленческой системы объектами контроля становятся: качество уже принятых решений, подготовленных документов, их соответствие имеющимся требованиям, правильность оформления, степень ознакомления с ними исполнителей, усвоения теми стоящих задач.
Предварительный контроль персонала призван, прежде всего, ответить на вопрос, можно ли с его помощью решать предусмотренные планом задачи. Поэтому кадровые службы тщательно изучают профессиональный уровень сотрудников, их потенциальную способность выполнять предстоящую работу. В основе такого контроля лежат заранее разработанные требования, предъявляемые к каждой категории работников. Производится он с помощью разного рода тестов, собеседований, экзаменов.
В сферу предварительного контроля персонала входят и такие вопросы, как понимание людьми целей своей деятельности, знание прав, обязанностей, норм выработки, условий поощрения. Контроль персонала призван также следить за подготовкой и переподготовкой кадров, их инструктированием, состоянием здоровья и способностью выполнять в данный момент свои обязанности (например предполетный медицинский контроль у летчиков), созданием условий для творчества.
Третье направление предварительного контроля — состояние материальных и финансовых ресурсов организации. В первом случае проверяется наличие на складах запасов сырья, материалов, комплектующих изделий, соответствие их ассортимента и количества потребностям производства, гарантированность поставок. Во втором — надежность источников денежных средств и обоснованность предстоящих расходов (ведь деньги, как всем известно, любят счет!).
Текущий контроль бывает стратегическим и оперативным. Стратегический имеет в качестве своего основного объекта эффективность использования ресурсов организации. Он ведется не только по количественным, но и качественным показателям: уровню производительности труда, внедрения и использования достижений НТР, новых методов работы, технологий. Такой контроль предназначен для оценки состояния производственной системы, а не для исправления ошибок и поиска виновных.
Оперативный контроль, сливающийся на практике с оперативным управлением, имеет объектом текущую производственную и хозяйственную деятельность. В частности, речь идет о движении изделий в рамках технологического процесса (последовательность операций, затраты времени на их выполнение, качество труда); загрузке оборудования; соблюдении общего графика работы, наличии запасов, незавершенного производства и готовой продукции; уровне текущих затрат и т.п. Важнейшим объектом текущего контроля является также качество продукции и услуг.
Отправным моментом такого контроля служит разработка стандартов, исходящих из производственных условий, традиций самого предприятия, требований рынка.
Важную роль в повышении эффективности контроля технологического процесса может сыграть его карта, представляющая собой схему, на которую нанесены допустимые границы параметров качества и результаты измерений. Это позволяет сразу же наглядно обнаружить отклонения от стандартов.
В настоящее время в ряде стран, и в первую очередь в Японии, основное внимание уделяется не выявлению и исправлению отклонений от стандартов, а предупреждению их появления. Для этого широко внедряются методы самоконтроля, стимулируется работа кружков качества и т.п.
Третьим видом контроля является итоговый. Обычно он связан с оценкой выполнения организацией своих планов и предполагает всесторонний анализ не только конкретных результатов деятельности за истекший период, но и сильных и слабых ее сторон. Данные итогового контроля используются для составления очередных планов.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Виды контроля:
1. Предварительный — предшествует активной деятельности и состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления к работе.
2. Текущий — направлен на деятельность организации, в частности:
— стратегический — на оценку эффективности использования ресурсов;
— оперативный — на наблюдение за производственными и хозяйственными процессами.
3. Итоговый — анализирует и оценивает результаты выполнения планов, сильные и слабые стороны организации.




ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ

• Стандарты контроля и требования к ним
• Точки контроля
• Отклонения
• Корректирующие действия

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign