LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

С психологической точки зрения коллективы характеризуют:
1. Внутренний психологический климат, отражающий состояние взаимоотношений между людьми.
2. Сплоченность, представляющая собой единство по важнейшим вопросам жизни.
3. Психологическое состояние, отражающее удовлетворенность членов коллектива своим положением.

В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ЕСТЬ ЧТО-ТО ОТ ТЕАТРА

• Социальные роли в коллективе

Мы уже сталкивались с понятием «социальная роль». Под ней понимается совокупность тех или иных действий, которые ожидаются окружающими от человека или которые добровольно он берет на себя сам. Исполнение роли требует поведения в соответствии с определенным эталоном; поэтому она делает поступки людей предсказуемыми, что, понятно, чрезвычайно важно для эффективного управления ими.
Тем не менее, поскольку разные люди часто имеют различные ценности, представления об одной и той же роли, они неодинаково ведут себя в ней.
Если поведение существенно отклоняется от стандартов и не оправдывает ожиданий коллектива, индивид подвергается санкциям, а если оправдывает — поощрению.
Роли в коллективе подразделяются на «производственные» и «межличностные». Производственных ролей специалисты выделяют восемь.
Координатор — обладает наибольшими организаторскими способностями и становится обычно в силу этого руководителем коллектива независимо от своих знаний и опыта. Его главная обязанность — направлять работу тех, кто такими знаниями и опытом обладает.
Генератор идей — как правило, самый способный и талантливый член коллектива, ищущий пути решения стоящих перед ним проблем. Обычно из-за пассивности, несобранности, неуверенности в себе и т.п. на практике претворить эти решения он не может и нуждается поэтому в помощи и поддержке других,
Контролер — сам творчески мыслить не способен, но в силу глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по ее дальнейшему совершенствованию.
Шлифовальщик - обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами коллектива.
Энтузиаст — самый активный член коллектива; увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.
Посредник - человек, обеспечивающий всех информацией, умеющий с кем угодно договориться, уладить конфликт во внутренних и внешних отношениях,
Исполнитель - добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании.
Помощник — человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим.
Нужно особо подчеркнуть, что нельзя путать социальные роли и служебные функции, выполняемые лицом, занимающим ту или иную должность. Например, официальный руководитель по своей сути может быть не координатором, а самым обычным исполнителем.
Считается, что коллектив будет нормально функционировать при полном распределении и добросовестном исполнении перечисленных ролей. Если его членов окажется меньше восьми, то кому-то придется одновременно играть две и более роли, что неминуемо приведет к возникновению конфликтов.
Это обстоятельство является одной из причин недостаточной устойчивости небольших коллективов. В первичных оно до некоторой степени компенсируется теснотой связей между людьми, близостью их взглядов и целей, а вот группы числом от пяти до восьми человек оказываются наиболее уязвимыми и чаще всего раскалываются на две враждующие части. В этом смысле предпочтительнее коллективы, насчитывающие в своих рядах 10-12 человек, в которых внутреннее равновесие достигается гораздо легче. Но при дальнейшем росте числа членов такие коллективы становятся менее управляемыми.
Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делят на ведущих и ведомых. Первую образуют лица предпочитаемые («звезды», авторитетные, честолюбивые, чем-то иным привлекательные для окружающих). Во вторую входят все остальные, включая непредпочитаемых (пренебрегаемые, отверженные и пр.), с которыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответственными за все,

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Все члены коллектива в процессе его жизнедеятельности играют определенные социальные роли. Они могут быть «производственными» и «межличностными».
«Производственными» ролями являются: «координатор», «генератор идей», «контролер», «шлифовальщик», «энтузиаст», посредник», «исполнитель», «помощник».
Межличностные роли объединяются в группы «ведущих» и «ведомых»,

КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ — КТО КОГО?

• Конформизм
• Обусловленность конформизма
• Роль конформизма в управлении

Силу и влиятельность коллективу во многом придает конформизм (от лат. conformis — подобный, схожий), то есть принятие людьми существующего порядка вещей, господствующих норм и мнений, приспособление к ним и отказ от самостоятельных мыслей и действий.
Помимо конформистов (сознательных и соглашающихся для виду) выделяются нонконформисты, внутренне согласные с позицией группы, но выступающие против по внешним причинам; негативисты, не признающие общего мнения, в том числе и с ущербом для себя часто из-за духа противоречия (как не вспомнить тургеневского героя Базарова!).
В основе конформизма находится страх испортить отношения с коллективом, быть отторгнутым им, подвергнуться исключению из него — остракизму, что в древности, например, вело к неминуемой гибели.
Степень конформности той или иной личности определяется рядом обстоятельств. Во-первых, это характер внутренних отношений в коллективе. Дружеские, например, требуют от человека большей уступчивости окружающим из-за боязни обидеть близких людей, чем натянутые.
Во-вторых, на конформизм влияет возможность принимать самостоятельные решения и свободно высказывать свои суждения. Так, если человек действует по указке и под постоянным надзором, а к его мнению не прислушиваются, он скорее будет делать то, что от него требуют.
В-третьих, конформизм зависит и от величины коллектива — наиболее силен он в малых группах, где все постоянно находятся на виду друг у друга. Здесь каждый боится показаться выскочкой, навлечь на себя всеобщее осуждение, но и сам вольно или невольно следит за другими.
В-четвертых, на конформизм влияют публично взятые прежде на себя человеком обязательства поддерживать коллектив, отказаться от которых ему уже трудно. Не зря от вступающих во многие организации требуется приносить публичные обещания вести себя в соответствии с их требованиями.
В-пятых, наконец, степень конформизма зависит от ситуации. Если она сложна, человек часто полагается на коллектив, полагая, что последний не ошибается. Он оценивает справедливость своих представлений о мире на основе того, что они разделяются другими. Таким образом, согласие с групповым мнением стабилизирует образ реальности, укрепляет уверенность в себе.
В результате конформности формируется групповое единомыслие, основанное на подавлении отдельной личностью своих действительных взглядов и поддержке общего мнения. Делается это не столько под прямым давлением, сколько из-за боязни нарушить гармонию группы. Причем, поскольку никто не выражает отличных от других точек зрения, каждый полагает, что все думают одинаково.
Конформизм имеет немало положительных сторон. Прежде всего, он обеспечивает группе выживаемость в критические моменты, когда действительно необходимо единство и сплоченность всех. Поэтому новички, прежде чем будут приняты в коллектив, проходят проверку на способность к конформному поведению.
Конформизм избавляет от раздумий над тем, как себя вести - делай то, что все, и будет полный порядок!
Конформизм облегчает вхождение человека в коллектив. В чужой монастырь, как свидетельствует поговорка, со своим уставом не лезут, и, чтобы скорее наладить отношения с новым коллективом, людям приходится принимать его правила.
Наконец, конформизм придает коллективу свое «лицо», ибо все его члены строго придерживаются совместно выработанной системы общих ценностей и норм. Нормы — это неписаные требования, правила, указывающие, что и как нужно делать, а что - нет, как следует выполнять работу, вести себя. Не учитывая их влияния на поведение группы, менеджер может принимать ошибочные решения.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Конформизм — принятие людьми существующего порядка вещей, господствующих норм и мнений, приспособление к ним и отказ от самостоятельных мыслей и действий.
Конформизм:
— обеспечивает выживаемость группы в критических условиях;
— придает ей собственное лицо;
— облегчает вхождение новичков в коллектив;
— избавляет от раздумий, как себя вести в сложной ситуации.
Степень конформизма зависит от:
1. Величины коллектива.
2. Характера межличностных отношений.
3. Возможности принимать самостоятельные решения.
4. Взятых публично обязательств.
5. Сложности ситуации.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Перечислите главные признаки коллектива и определите на их основе его наличие у себя в учебной группе. Используя приведенную в главе классификацию коллективов, попробуйте дать характеристику коллективу своей группы или подразделения на работе.
2. Объясните свое понимание психологического климата в коллективе и его практической роли.
3. Попытайтесь определить социальные роли членов своей учебной группы в соответствии с приведенной в главе классификацией.
4. Раскройте суть конформизма и дайте оценку этому социальному явлению с точки зрения руководителя, коллектива, отдельной личности.
5. Определите наличие в своем коллективе групповых норм и попробуйте их сформулировать.


Глава IV
Вместе весело шагать по просторам

Что собой представляет организация?
Что характеризует организацию?
Из чего состоит организация и что ее окружает
Законы организации
Многоликий мир организаций

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ПРОСТОРАМ...

Трудовой коллектив, как и коллектив вообще, составляет основу организации. В начале XX столетия Ленин заявил: «Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем Россию!» Так и произошло, следовательно, как в политике, так и в бизнесе организация — это серьезно.
Поэтому в данной главе мы расскажем, что собой представляет организация, каковы ее признаки; и разновидности; каково взаимоотношение человека и организации; что можно понимать под внутренней и: внешней средой организации и из каких элементов она состоит; по каким законам развивается и функционирует организация,

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ?

• Понятие организации
• Организация и человек
• Организационные структуры

Коллектив, как уже отмечалось, это группа лиц, признающих друг друга, объединенных, общей целью и взаимодействующих ради ее достижения. Однако, как говорят на Востоке, «из одних слов не сваришь плов — нужна баранина, жир, шафран...». Так и в случае с коллективом наличия целей, и благих пожеланий для их достижения еще не достаточно.
Необходим набор определенных условий, создающих основу деятельности людей. Условия эти могут быть самыми разнообразными — материальными (помещения, мебель, компьютеры); экономическими (денежные средства); правовыми (различного рода документы — приказы, инструкции, договоры).
Единство людей, образующих коллектив, и условий их деятельности образует содержание такого понятия, как «организация». Организация преобразует на основе соответствующих технологий находящиеся в ее распоряжении материальные, трудовые, информационные ресурсы и с помощью этого обеспечивает достижение целей. В этом состоит ее главная функция.
Но основным элементом организации, определяющим ее характер, основные цели, направленность развития, остается все же коллектив. Организация — это всегда прежде всего совокупность людей, а не вещей.
Нужно сразу же отметить, что у слова «организация» имеется еще два значения. Во-первых, под организацией понимается деятельность по упорядочению каких-то объектов или процессов, превращение их в единое целое, в рамках которого они находятся в определенном заранее заданном соотношении. Например, организация людей для выполнения какой-то работы состоит в расстановке их по рабочим; местам, выдаче заданий, объяснении, как и с помощью кого их. выполнять.
Во-вторых, под организацией понимается уже достигнутое состояние упорядоченности, Например, говорят о хорошей или плохой организации какого-то мероприятия, работы и пр. Однако в настоящей книге мы будем говорить об организации в самом первом ее значении, то есть как единстве группы людей и условий их деятельности.
Расширение рыночных отношений ведет к усилению роли организаций в жизни общества. Сегодня в большинстве случаев люди вступают в хозяйственные отношения между собой не от собственного имени, а как представители организации (они могут быть владельцами, руководителями, сотрудниками),
Однажды возникнув, организация приобретает ту или иную степень самостоятельности, позволяющую ей вступать в определенные отношения со своими создателями. В их рамках те используют организацию для достижения своих целей: извлечения дохода, занятия интересной, важной, престижной деятельностью, получения нужной информации, обеспечения власти, безопасности, социальной защищенности.
Организация, в свою очередь, применяет возможности объединяемых ею людей для: собственного укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих участников наличия определенных опыта, знаний, квалификации, признания своих целей и ценностей, активного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины, подчинения установившимся нормам поведения.
В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы. Но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с той и с другой стороны, когда либо организация низводит людей до положения винтиков, либо люди используют организацию в своих корыстных целях, наносят ущерб ее потенциалу и репутации. В том и другом случае результат оказывается одинаковым — организация ослабевает и перестает нормально выполнять свои функции.
Организация представляет собой единство функций и структуры. О функциях мы уже говорили — это задачи, которые она призвана решать. Основными среди них являются две — достижение цели создавших ее лиц и поддержание собственного существования.
Структура организации, то есть упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных частей, существует в трех формах.
Техническая структура представлена совокупностью материальных объектов и процессов (помещение, оборудование, условия труда, технологии), которые в единстве образуют базу остальных. Как правило, их нельзя изменить, поэтому техническая структура является жесткой.
В производственной организации техническая структура во многом определяет профессионально-квалификационный состав персонала, влияет на характер и содержание труда, связи между людьми.
Социальная структура образуется совокупностью самих ее участников и связей между ними. Сюда включают формальные и неформальные группы, должности, служебные и личные связи, ценности, нормы поведения, сферы влияния, линии подчинения и пр. Все элементы социальной структуры являются изменчивыми, а поэтому называются «мягкими».
Социотехническая структура — это совокупность рабочих мест, объединяющая работников пространственно и технологически. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Организация — совокупность людей, образующих коллектив, и условий их деятельности. Она представляет собой единство функций (основных задач, которые она решает для достижения целей) и структуры (частей, находящихся в определенном соотношении и взаимодействии).

Виды организационных структур:
1. Техническая — совокупность материальных объектов и процессов.
2. Социальная — совокупность людей, групп и их отношений.
3. Социотехническая — совокупность технологически связанных рабочих мест.

ЧТО ХАРАКТЕРИЗУЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ?

• Шесть признаков организации

Как любое явление, объект, процесс, организация обладает рядом признаков.
Прежде всего, речь идет о наличии цели, придающей смысл ее существованию. Без цели нет и не может быть организации. Обычно цель состоит в удовлетворении потребностей входящих в нее людей. Она может достигаться непосредственно, а может и опосредованно, через удовлетворение потребностей окружающих. Например, фирма может получить доход только путем производства и продажи нужной обществу продукции.
В одних организациях цель играет активную роль, побуждает участников к деятельности, направленной на ее достижение. Она осознается всеми, официально декларируется, а ее достижение вознаграждается.
В то же время есть организации, где цель выступает лишь в качестве общего смысла их существования и не ориентирует людей на какие-то специальные действия. В качестве примера можно привести, скажем, населенный пункт — город, поселок, деревню. Совместное проживание людей здесь призвано облегчить повседневную их жизнь, обеспечение водой, теплом, поддержкой в нужное время, но не преследует никаких специальных задач.
Другим признаком организации является обособленность, проявляющаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода правах, предписаниях и запретах.
Примером обособленности может быть замкнутость кругооборота средств предпринимательской фирмы — последняя сможет нормально функционировать только тогда, когда все затраты на производство полностью вернутся в результате продажи продукции,
Третий признак организации — наличие связей между ее отдельными элементами. Эти связи бывают экономическими, технологическими, управленческими, информационными, социальными и т.п. и обеспечивают единство всех ее частей.
Важным признаком организации является способность к саморегулированию, предполагающая самостоятельное решение тех или иных вопросов внутренней жизни и возможность по-своему, с учетом конкретных обстоятельств, реализовывать внешние команды.
Такое саморегулирование осуществляется внутриорганизационным центром, координирующим деятельность участников, обеспечивающим их интеграцию, единство, а в конечном итоге целостность организации. Таким центром может быть дирекция, правление, инициативная группа или отдельное лицо.
В качестве еще одного признака организации следует назвать организационную культуру, представляющую собой единство норм поведения и ценностей коллектива с одной стороны, и соответствующих материальных элементов — с другой. Культура организации считается сегодня фактором конкуренции первого порядка.
Наконец, признаком современной организации является устойчивость, то есть способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий, сохраняя при этом равновесие.
Устойчивость относится к структуре организации и к ее функциям. Поскольку структура составляет основу организации, структурная устойчивость первична. Она достигается за счет простоты и стабильности самой структуры, избыточности ресурсов, самостоятельности участников организации, их постоянной готовности к изменениям и составляет основу механизма самоподдержки и саморегуляции.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Признаки организации:
1. Наличие цели.
2. Обособленность от окружения.
3. Взаимосвязь отдельных частей.
4. Способность к саморегулированию с помощью внутриорганизационного центра.
5. Организационная культура.
6. Устойчивость к внешним и внутренним возмущениям.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЧТО ЕЕ ОКРУЖАЕТ

• Внутренняя среда организации и ее элементы
• Внешняя среда

Основными элементами организации считаются:
цели, ресурсы, разделение труда, культура, технологии, структуры, каналы обмена информацией, нормы поведения сотрудников и пр. Их совокупность образует ее внутреннюю среду. Рассмотрим эти элементы подробнее.
Разделение труда представляет собой разграничение и обособление различных видов деятельности, закрепление их за отдельными людьми и группами. Оно бывает горизонтальным и вертикальным. Горизонтальное имеет в основе технологии, профессии, выпускаемую продукцию и т. п. И определяет общую организационную структуру.
Вертикальное разделение труда, связанное с обособлением исполнителей и руководителей различного уровня, служит основой структуры управленческой.
Технология определяет связь между отдельными видами работ, в том числе и по управлению, последовательность их выполнения во времени и пространстве.
Существует четыре типа технологий.
Складывающаяся заключается в том, что все участники относительно независимо друг от друга работают на кого-то одного, кто создает конечный продукт. Так часто происходит при написании книг, когда каждый из авторов приносит составителю свой раздел, а тот уже компонует из них произведение.
Последовательная технология предполагает, что работы в организации вытекают друг из друга и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая. На основе такой технологии работает конвейер.
Связанная технология означает, что работы взаимно обусловливают друг друга, но при этом не обязательно в строгой последовательности. Так, например, происходит работа над сложным документом, который руководитель может многократно после уточнений вновь передавать исполнителям.
Наконец, групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте многими участниками. Так строится судно на стапеле.
Важнейшим элементом внутренней среды является организационный порядок. Под ним понимается совокупность автоматически действующих правил и норм (прохождения документов, приема посетителей, начала и окончания работы, перерывов и пр.). В соответствии с ними исполнители могут самостоятельно принимать значительную часть решений, не обращаясь каждый раз за указаниями к руководителю. Такой порядок может складываться стихийно, либо конструироваться искусственно, но в любом случае закрепляется официально в приказах, инструкциях и пр.
Внутреннюю среду организации составляют также отношения между ее участниками. По содержанию эти отношения могут быть либо деловыми (между должностными лицами), либо эмоциональными с учетом симпатий и антипатий, а по форме — силовыми или партнерскими. Партнерские отношения более открыты, стабильны, основываются на осознании взаимозависимости людей. Организации, где они господствуют, напоминают рынок, в то время как предыдущие — гладиаторскую арену.
Постоянное изменение соотношения сил внутри организации придает отношениям между ее участниками динамизм.
Внешнюю среду (окружение) образует совокупность условий, складывающихся за пределами организации, с которыми она взаимодействует. С деловым окружением (поставщиками, потребителями, конкурентами и т.п.) такое взаимодействие происходит непосредственно, что позволяет организации оказывать на него активное влияние.
К фоновому окружению (например, законодательству) можно только приспосабливаться. Это предполагает либо подчинение, либо «уход» от влияния, либо нейтрализацию его неблагоприятных последствий.
Окружение организации характеризуется многообразием, сложностью, постоянным изменением: и в целом оказывается неустойчивым. Это обстоятельство наряду с непредсказуемостью поведения персонала и менеджеров и придает деятельности организации, особенно в перспективе, неопределенность.
Руководство организации должно быстро улавливать изменения во внешней и внутренней среде, понимать их роль в настоящем и будущем и выбирать наилучший вариант реакции на них в пределах существующих материальных и людских ресурсов.
Поскольку последние ограничены, особенно в краткосрочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на некоторые изменения среды, а остальные — игнорировать. И от того, насколько она сумеет это сделать, зависит ее будущее.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Внутренняя среда — совокупность элементов самой организации, к которым относятся:
— разделение труда (горизонтальное и вертикальное);
— технология деятельности (складывающаяся, последовательная, связанная, групповая);
— организационный порядок;
— отношения в коллективе.
Внешняя среда (окружение) — совокупность объектов и условий, с которыми организация взаимодействует непосредственно (деловое) или которые она должна учитывать (фоновое).

ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

• Восемь законов организации

Как жизнь природы и людей, жизнь организации подчиняется определенным законам, главным из которых принято считать закон синергии ( греч. — сотрудничество, содружество). Он гласит, что возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей. Это обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. В результате возникает реальный выигрыш от объединения в организацию для ее членов, перекрывающий потери, связанные с ограничением их самостоятельности.
Второй закон организации — закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделения — объединением, специализации — универсализацией, дифференциации — интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды того и другого, а следовательно, также существенно увеличить общие возможности.
Третий закон организации — требует сохранения пропорциональности между ней и ее частями при любых возможных изменениях. Это позволяет в наибольшей степени реализовывать имеющиеся возможности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. Понятно, что в том и другом случае возникают экономические потери, которые при разумном подходе к делу можно избежать.
Четвертый закон — получил название закона композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения частей организации в той или иной степени подчиняется общей цели. Индивидуальные же задачи каждой из них уточняют и детализируют ее.
Пятый закон — закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельная часть, стремится сохранить себя как целое. Это требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости, например конфликтов, изменения границ, замены ключевых фигур и т.п., а также экономию ресурсов, расширение сферы деятельности.
Шестой закон организации — закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.
Седьмой закон — закон необходимого разнообразия. Речь идет о том, что устойчивость функционирования организации требует, чтобы она выполняла некий минимальный набор различных видов деятельности и располагала специалистами различного направления и уровня подготовки.
Наконец, восьмой закон — закон онтогенеза (индивидуальное развитие, охватывающее все изменения от зарождения до окончания жизни). В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

КРАТКИЕ ИТОГИ

Жизнь организации подчиняется ряду законов, среди которых можно назвать:
1. Закон синергии.
2. Закон дополнения внутренних процессов и функций противоположно направленными.
3. Закон сохранения пропорциональности.
4. Закон композиции.
5. Закон самосохранения.
6. Закон информированности.
7. Закон необходимого разнообразия.
8. Закон онтогенеза.

МНОГОЛИКИЙ МИР ОРГАНИЗАЦИЙ

• Виды организационных объединений

На организацию можно взглянуть с разных точек зрения — ее происхождения; взаимоотношения со своими участниками, клиентами, партнерами; механизма функционирования и проч. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
С точки зрения происхождения выделяют естественные и искусственные организации.
Первые вырастают как бы сами по себе и ориентированы на решение собственных проблем (клуб по интересам). Исходя из этого, формируется их структура и распределяются ресурсы.
Такие организации независимы, гибки, зачастую включают избыточные в данный момент элементы (подразделения, должности, рабочие места). Координация действий участников может основываться на взаимном соглашении. Это помогает им приспосабливаться к изменениям и придает большую устойчивость.
Искусственные организации (например министерство) создаются по определенному плану для достижения заранее заданных извне целей. Последние определяют их структуру, включающую, как правило, только необходимые звенья. Координацию обеспечивает единый центр. Заданность цели и структуры приводит к тому, что на практике такие организации хотя стабильны и прогнозируемы, но недостаточно гибки, плохо приспосабливаются к переменам, а часто и нежизнеспособны.
Естественно возникшие организации поначалу обычно являются неофициальными, то есть юридически неузаконенными. Связи между их участниками носят неформальный характер, иными словами, не предписаны заранее (вспомните, что говорилось в предыдущей главе о коллективах!). В отношении искусственных организаций все обстоит как раз наоборот.
Однако со временем те и другие начинают развиваться во встречных направлениях. Неофициальные организации приобретают правовой статус, систему внутренних норм и регламентов и, таким образом, формализуются.
А в недрах официальных возникают неофициальные группы и складываются неформальные отношения в виде совокупности незапрограммированных контактов, основанных на добровольном выборе партнеров (неформальные организации).
Официальная и неофициальная (неформальная) организации в совокупности образуют реальную.
Социологи выделяют два вида неформальных организаций. Во-первых, внеформальную, которая помогает решать задачи формальной способами, отличными от официально предписанных. Дело в том, что все действия членов формальной организации нельзя заранее предусмотреть. Поэтому в случае затруднений, чтобы работа не остановилась, люди часто вынуждены вступать в не предусмотренные регламентами, хотя и не запрещенные личные контакты.
Такие контакты как раз и образуют внеформальную организацию как совокупность неформальных деловых связей, дополняющих формальные.
Во-вторых, существует психологическая неформальная организация. В ее рамках люди удовлетворяют свою потребность в общении, а также помощи и поддержке, которые им не оказывает администрация. Такая организация принимает вид неформального коллектива, не имеющего деловой, или, говоря научным языком, «инструментальной» направленности.
Границы формальной организации и неформального коллектива чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудники в последний могут не приниматься или по собственной инициативе сохраняют независимость.
Тем не менее, большинство людей одновременно пребывают там и там. В результате они одновременно находятся под воздействием, с одной стороны, требований официальной организации, а с другой стороны — неформального коллектива. Если эти требования совпадают или не противоречат друг другу, человек станет охотно поддерживать официальную линию.
Но в случае их несовпадения предпочтение, как правило, будет отдаваться неофициальным, несмотря на возможную серьезную конфронтацию с администрацией. Неформальный коллектив всегда становится на защиту своих участников, и большинство из них: ценят хорошие отношения с товарищами выше благодарности руководителя. С этим, видимо, каждый не раз сталкивался в своем учебном заведении — школе, колледже.
Как правило, ни одна организация не может быть или только формальной, или только неформальной — это ее крайние формы, а на деле она содержит как те, так и другие элементы. В зависимости от ситуации доля формальных и неформальных отношений постоянно колеблется. Одна часть организации функционирует на базе преимущественно формальных принципов, например бухгалтерия; другая — неформальных: научные, маркетинговые и иные подразделения.
С точки зрения особенностей взаимоотношений с участниками, с одной стороны, выделяются унитарные и плюралистические организации, а с другой — первичные и вторичные.
Унитарные (лат. unitas — единство) организации представляют собой сплоченную команду, работающую ради достижения целей, заданных извне. Единство, направленность действий и дисциплина поддерживаются здесь с помощью жесткой власти, подавления инициативы, ограничения свободы людей, их идеологической обработки.
Унитарные организации обычно являются первичными по отношению к своим членам. Первичность означает, что организация для объединяемых ею людей выступает как нечто внешнее, возникшее и существующее независимо от них. Включаясь в уже действующую организацию, люди признают ее главенство над собой, невозможность влиять на решение принципиальных вопросов; подчиняются ее требованиям и правилам. Примером первичной организации может служить армия.
Плюралистическая (лат. pluralis — множественный) организация представляет собой добровольное объединение участников, заинтересованных в собственной выгоде, достигаемой через общую. Поэтому в их рамках имеет место преимущественно взаимодействие, основанное на договорах и соглашениях, а власть используется для координации деятельности самостоятельных участников.
Плюралистические организации обычно являются вторичными, то есть создаются, наоборот, самими участниками. Последние наделяют их определенными правами и ресурсами, устанавливают «правила игры», которым сами на определенных условиях готовы подчиняться. Такие организации существуют как корпоративные и ассоциативные.
К корпоративным организациям относятся те, члены которых готовы для достижения своих целей временно жертвовать своей независимостью. Организация согласовывает их индивидуальные цели и способствует их реализации путем подчинения общей цели, формально выступающей как ее цель.
Примером здесь является акционерное общество, руководство которого в промежутке между общими собраниями диктует участникам свою волю. В то же время, на самом собрании уже сами участники определяют судьбу организации.
Организация ассоциативного типа создается участниками для повседневной координации деятельности без потери ими независимости. Поэтому решения здесь принимаются со всеобщего согласия, в соответствии с чем происходит и распределение имеющихся ресурсов. Примером такой организации является ООН.
Исходя из особенностей взаимодействия отдельных элементов, организации подразделяются на механистические и органические.
Первые характеризуются незыблемостью границ, преобладанием жестких «вертикальных» связей, официальным характером отношений, всесторонней регламентацией и запрограммированностью деятельности. Они напоминают технические устройства, например, часы. Такая модель эффективна в условиях стабильной предсказуемой среды при решении простых повторяющихся задач.
Механистическими по своей сути являются все государственные организации, а также крупные и средние фирмы, функционирующие в традиционных отраслях экономики, слабо подверженных воздействию НТР и конкурентной борьбы.
Но в условиях современной неустойчивой и неопределенной хозяйственной ситуации, постоянной смены связей и ориентиров успеха могут добиться организации, действующие на основе совершенно иных принципов — так называемые органические.
Им свойственны: размытость границ, значительная самостоятельность отдельных звеньев, их широкая специализация, немногочисленность правил и процедур, свобода выбора вариантов деятельности, оценка ее результатов на основе реального рыночного эффекта, а не централизованно установленных показателей, преобладание неформальных отношений. Такие организации лучше механистических взаимодействуют с окружением и приспосабливаются к постоянным изменениям в нем. Обычно они связаны с научными исследованиями, разработками, внедрением их результатов в практику.
В то же время, на практике в зависимости от характера производственной и хозяйственной деятельности, традиций, способностей коллектива и руководства часто имеет место разумное сочетание обеих форм.
Наконец, организации можно различать по целям, которые перед ними ставятся. В связи с этим можно говорить о деловых и общественных организациях.
Деловые организации — фирмы, учреждения, ассоциации и пр. создаются для достижения конкретной, так называемой инструментальной цели, связанной с реализацией общественных потребностей. Это обеспечивает удовлетворение потребностей и самих членов организации. Например, корпорация, продав товары и услуги, нужные обществу, получает средства для выплаты заработной платы работникам и дивидендов акционерам.
Общественные организации предназначены для удовлетворения потребностей своих участников во взаимопомощи, общении, самовыражении. Иногда их цели ориентируются и. вовне, на создание новых, общественных ценностей (экологическое движение, борьба за мир).
Эффективность разных типов организаций определяется тем:, насколько она способствует достижению стоящих целей при минимизации затрат и различного рода неблагоприятных последствий.
В 80-х гг. американские исследователи Т .Питере и Р. Уотермен выдвинули положение о том, что современная организация должна отвечать трем требованиям:
быть результативной с точки зрения бизнеса, регулярно обновляться и осуществлять профилактику стагнации (застоя). Основой этого, по их мнению, являются три «столпа»: устойчивость, ломка традиций и предприимчивость.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Виды организаций:
1. По способу возникновения — естественные и искусственные.
2. По правовому положению — официальные и неофициальные.
3. По характеру внутренних контактов — формальные и неформальные.
4. По отношению к своим членам — первичные и вторичные.
5. По особенностям распределения власти между организацией и участниками — унитарные и плюралистические.
6. По особенностям функционирования — механистические и органические.
7. По целям — деловые и общественные.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните, что такое организация. Покажите, является ли организацией учебная группа, очередь у кассы, зрители в театре, семья.
2. Перечислите элементы, образующие внутреннюю среду организации, и раскройте их особенности применительно к учебному заведению.
3. Покажите разницу между деловым и фоновым окружением организации.
4. Оцените правильность следующих утверждений:
— требованием закона синергии является необходимость получения организацией внешних импульсов для продолжения своей деятельности;
— закон дополнения требует, чтобы все утраченные элементы организации должны немедленно замещаться новыми, иначе она не сможет функционировать;
— закон композиции гласит, что все элементы организации подчиняются общей цели, а их собственные цели ее конкретизируют;
— закон информированности обязывает руководителей обеспечивать подчиненных минимальным объемом необходимой для работы информации.
5. Покажите, к какой организации — искусственной или естественной — относятся: больница, населенный пункт, жилищный кооператив, завод, министерство.
6. Объясните, к какому типу организации —унитарной или плюралистической — можно причислить учебное заведение. Раскройте достоинства и недостатки каждого из этих типов.
























Глава V
Организационная культура

Культура - это не только умение здороваться
Слагаемые организационной культуры
Менеджмент и организационная культура
Типы организационных культур

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Организации, как и люди, обладают своей культурой. Если она. высока, с такой организацией все хотят сотрудничать или даже в нее войти. Низкая же культура отпугивает партнеров, затрудняет управление, не позволяет получать нужные результаты.
В настоящей главе рассказывается, что собой представляет организационная культура и из каких элементов она состоит; какие основные задачи решает; в каких формах, по мнению современных специалистов, существует.

КУЛЬТУРА — ЭТО НЕ ТОЛЬКО УМЕНИЕ ЗДОРОВАТЬСЯ

• Понятие культуры
• Типы культуры
• Функции культуры

Со словом «культура» мы сталкиваемся буквально на. каждом шагу. Оно произошло от латинского cultura, что означает «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие». Культура, выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных благах.
Особой разновидностью культуры является организационная. Под ней понимается совокупность коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации. Она проявляется в манере их действий и внешней атрибутике, например интерьерах, одежде и пр.
Культура организации в целом формируется как в результате взаимодействия культуры каждого из ее участников, так и под влиянием внешних условий — исторических и национальных традиций, религии, культуры других стран и народов. Считается, что сегодня люди чаще сами формируют культуру, нормы и правила, чем пассивно их воспринимают.
Культура организации — явление сложное. Во-первых, она состоит из культур отдельных подразделений или направлений и форм деятельности (субкультур). Они могут подчиняться общей культуре; могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить (так называемые контр культуры). Правомерно, например, говорить о культуре предпринимательства, культуре управления и пр.
Во-вторых, культуры различаются по своей силе. Сила культуры определяется глубиной ее проникновения, широтой распространения и степенью охвата членов организации, ясностью провозглашаемых ценностей и норм. С этой точки зрения выделяются:
Бесспорная культура, обладающая небольшим количеством основных ценностей и норм, которых требуется неукоснительно придерживаться. Она не допускает неконтролируемого внешнего влияния на них (но позволяет ими манипулировать изнутри) и характеризуется закрытостью. Закрытость проявляется в нежелании видеть собственные недостатки, «выносить сор из избы», в стремлении сохранить показное единство. Бесспорная культура подавляет членов организации, препятствует их инициативе, творчеству.
Слабая культура практически не содержит общеорганизационных ценностей и норм; у каждого элемента организации они свои, причем, зачастую противоречащие другим. Нормы и ценности слабой культуры легко поддаются внутреннему и внешнему влиянию и изменению. Такая культура разъединяет людей, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления и в конечном итоге приводит к ослаблению организации,
Сильная культура открыта влиянию как изнутри, так и извне. Открытость предполагает гласность, свободу диалога между всеми участниками организации и посторонними лицами. Она содержит разумное количество ценностей и норм, активно впитывает все лучшее, откуда бы оно ни исходило, и в результате только становится. сильнее.
По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций.
Охранная состоит в создании барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, ограничивающие нормы. Люди и организации, неукоснительно их придерживающиеся, могут в самых трудных условиях сохранить свою репутацию, а порой и жизнь, например отказываясь от употребления спиртного в служебной обстановке.
Интегрирующая (объединяющая) функция культуры заключается в формировании у людей чувства единства, принадлежности к организации, гордости за нее. В организации с высоким уровнем культуры многие стремятся попасть на работу, что облегчает решение кадровых вопросов.
Регулирующая функция поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации, их взаимоотношения, контакты с внешним миром. Это является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.
Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Людям, придерживающимся одинаковых норм поведения, участвующим в одних и тех же ритуалах, прошедшим через общие обряды, легче понять друг друга и приспособиться к требованиям организации.
Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло, а мотивационная создает для этого необходимые стимулы. Известно, например, что великие цели пробуждают в людях активность, стремление к их достижению, самореализации.
Наконец, культуре свойственна функция формирования имиджа организации, то есть ее образа в глазах окружающих.
Культура помогает управлять людьми (вежливая просьба руководителя будет быстрее и с большей готовностью выполнена, чем грубый приказ). Фирмы, обладающие высоким уровнем производственной культуры, обычно получают большую прибыль. Понятно, что каждый человек купит прежде всего изящную, добротно сделанную вещь в красивой упаковке или воспользуется услугой тех, кто окружит его вежливостью и вниманием.
В России, как отмечают исследователи, зависимость между прибыльностью предприятия и культурой не стала еще столь очевидной, как на Западе. Это приводит к деловому эгоизму большинства российских руководителей и предпринимателей, безразличию к интересам потребителей, стремлению в первую очередь к личному обогащению и, в конечном счете, дорого обходится обществу.
Сегодня в нашей стране, к сожалению, организационная культура заимствовала с Запада лишь внешние формы: рекламу (как правило, невысокого уровня), оформление офисов, новые названия должностей (различного рода менеджеры вместо руководителей и т.д.), в то время как стиль управления и делового общения остались такими же, как в условиях административно-командной системы.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Организационная культура — совокупность коллективно разделяемых, ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации.
Объединяет в одно целое культуры различных подразделений, групп, сфер деятельности.
Функции (основные задачи) организационной культуры:
— охранная — препятствует проникновению в организацию чуждых взглядов, ценностей, норм;
— интегрирующая — объединяет действия всех членов организации;
— регулирующая — обеспечивает поддержание правил и норм поведения;
— адаптивная — облегчает вхождение в организацию новичков;
— ориентирующая — направляет действия членов организации в необходимое русло;
— мотивирующая — побуждает людей активно участвовать в делах организации;
— формирующая имидж — создает благоприятный образ организации в глазах, окружающих,
СЛАГАЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

• Объективные элементы культуры
• Субъективные элементы культуры

Культура, как уже говорилось, складывается из субъективных элементов, проявляющихся в поведении людей, и объективных, накладывающих отпечаток на материальные условия деятельности организации.
К объективным элементам культуры организации можно отнести символику, товарную марку, знак, оформление интерьеров, окраску стен, мебель, внешний вид сотрудников, С этим все сталкивались на практике, поэтому их понимание трудности не представляет.
Гораздо более сложны субъективные элементы, поэтому рассмотрим их подробнее.
К ним, прежде всего, относятся организационные ценности, то есть свойства тех или иных предметов, процессов или явлений, позволяющие им служить образцами, ориентирами поведения участников организации, признаваемые большинством из них.
Ценностями являются, например, цели, характер внутренних отношений, дисциплина, исполнительность, новаторство, инициатива, профессиональная: этика, и пр. Согласно исследованиям, проводимым в западных фирмах, сегодня все большую роль играют такие ценности, как коллективизм, ориентация: на потребителя, личное творчество, служение обществу.
Ключевые ценности, будучи объединенными в систему, образуют философию организации, отвечающую на вопрос, что является для нее самым важным. Философия отражает восприятие организацией себя и своего предназначения, задает главные направления ее деятельности, формирует подходы к управлению и создает основу имиджа..
Элементом организационной культуры являются обряды и ритуалы. Обряд — это стандартное мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу. Во многих организациях, например, существуют обряды, связанные с принятием в трудовой коллектив новичка, проводами на пенсию ветеранов и пр.
Ритуал представляет собой совокупность регулярно проводимых мероприятий (обрядов), оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей, затушевывания истинного смысла тех или иных сторон ее деятельности, привития организационных ценностей и формирования необходимых убеждений. Работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения их гимнов.
Образы, легенды и мифы отражают в нужном свете историю организации, унаследованные ценности, портреты ее известных деятелей. Они информируют (каков главный босс, как он реагирует на промахи; может ли простой сотрудник стать руководителем и пр.), снижают неопределенность, советуют, учат, направляют поведение персонала, создают образцы для подражания. Во многих западных фирмах в ходу легенды о бережливости и рачительности их основателей, которые за счет этих качеств сумели разбогатеть, их заботливом, отеческом отношении к подчиненным.
Обычай, как элемент культуры, есть форма отношений, воспринятая из прошлого без каких бы то ни было изменений. Всем знакомы обычаи гостеприимства, уважительного отношения к старшим по возрасту и пр.
В качестве элемента культуры могут рассматриваться принятые в организации нормы и стиль поведения ее членов — их отношение друг к другу, внешним партнерам, осуществление управленческих действий, решение проблем.
Ценности, обряды, ритуалы, нормы поведения, привнесенные из прошлого в настоящее, получили название традиций. В отличие от обычаев, традиции, во-первых, могут касаться не только отдельных конкретных действий, но практически всех сторон жизни организации, а во-вторых, они учитывают современное положение вещей.
Субъективным элементом организационной культуры являются также лозунги, то есть призывы, в краткой форме отражающие руководящие задачи фирмы, например «Догнать и перегнать!»
Образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, уровнем культуры, сознанием, называется менталитет ом. Он имеет огромное влияние на их повседневное поведение и отношение к своим рабочим или служебным обязанностям.
Объективные и субъективные элементы культуры, воздействуя на окружающих (клиентов, партнеров, представителей общественности), формируют в их сознании имидж организации, то есть ее образ. Он является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных проявлений культуры (а также достижений и неудач фирмы) в некое неуловимое целое.
Имидж оказывает огромное воздействие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение и доверие к фирме и ее товару, а следовательно, является условием ее процветания или упадка. Имидж динамичен, может меняться под воздействием обстоятельств, новой информации, создается целенаправленными усилиями и зависит от каждого работника.
Важным методом формирования имиджа является паблик рилейшнз — работа по связи с общественностью. В ее рамках происходит исследование общественного мнения, статистических данных, документов и публикаций; подготовка аналитических записок, информационных и рекламных материалов; работа с журналистами, проведение пресс-конференций; налаживание отношений с потребителями, органами власти и управления.



ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Элементы организационной культуры, Объективные элементы: символика, цвета, торговый знак и марка, интерьеры, планировка помещений, стиль одежды персонала.
Субъективные элементы: организационные ценности, обряды, ритуалы, обычаи, философия, образы, легенды, мифы, лозунги, нормы и стиль поведения, традиции, менталитет, имидж.

МЕНЕДЖМЕНТ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

• Взаимодействие менеджмента и организационной культуры
• Социальная ответственность менеджмента

Управление организационной культурой осуществляется с помощью таких, мер, как контроль за ее состоянием со стороны менеджеров; пропаганда и обучение персонала необходимым навыкам; подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается; широкое использование символики, обрядов, ритуалов.
Организационную культуру менеджеры должны учитывать в повседневной работе.
Во-первых, они могут действовать строго в рамках. Если культура прогрессивна, то действия будут успешны. Но отсталость культуры приведет к тому, что эффективность процесса управления окажется низкой. Дело в том, что охранительная функция культуры поставит заслон на пути понимания необходимости изменений, и они будут игнорированы или заблокированы.
Во-вторых, менеджеры могут идти «напролом», не обращая внимания на сложившуюся культуру. Даже если эти действия будут осуществляться в правильном направлении, они вызовут сопротивление людей, имеющих определенные привычки и традиции, а поэтому вряд ли будут особо успешными.
В-третьих, можно действовать частично в рамках культуры, но в необходимых случаях — наперекор ей.
Здесь нужно учитывать совместимость изменений и культуры и по возможности не «перегибать палку».
В-четвертых, если необходимые управленческие шаги полностью с культурой несовместимы, но являются настоятельными, встает вопрос о преобразовании сложившейся культуры. Для этого менеджерам необходимы ясная стратегия и хорошее понимание возможных препятствий и трудностей на этом пути.
Культура современных западных организаций возлагает на менеджмент определенную социальную ответственность. Управление фирмами ориентируется на принесение пользы обществу с помощью использования части прибыли и решения широкого спектра социальных проблем.
До 30-х гг. XX века считалось, что управляющие фирмы вправе принимать во внимание только ее собственные интересы. Это оправдывало их стремление к максимизации доходов. Затем, под давлением профсоюзов, они стали заниматься проблемами своих работников: заработной платой; условиями труда; пенсионным обеспечением; социальными выплатами. С 60-х гг. при принятии крупных управленческих решений возникла необходимость учитывать их последствия с точки зрения интересов всего общества.
В современное понятие социальной ответственности входит: ориентировка организации на перспективные социальные интересы; возмещение издержек общества в долгосрочном периоде (например экологических) и оптимизация перспективной прибыли; сохранение капитала фирмы как элемента общественного богатства. Выделяются следующие виды социальной ответственности менеджеров:
Во-первых, экономическая, заключающаяся в максимизации доходов (а следовательно, и налогов, поступающих в бюджет), предоставлении обществу по разумным ценам товаров и услуг и хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Во-вторых, правовая ответственность, выражающая обязательства фирмы по соблюдению законодательства, что служит ее долгосрочным интересам.
В-третьих, этическая ответственность, проявляющаяся в достойном поведении компании, соблюдении ею принятых норм, которые могут соответствовать имеющимся официальным правовым стандартам, а могут и превышать их,

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Управленцы могут действовать полностью в соответствии с организационной культурой; полностью вопреки ей; частично в рамках культуры; частично наперекор; преобразовывать культуру.
Преобразование культуры в XX веке пошло по линии формирования социальной ответственности организации и управленцев сначала перед своими работниками, а затем перед обществом.

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign