LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3. Экономические — основываются на предоставлении исполнителям возможности получить часть экономии, возникшей в результате более эффективного труда.
4. Социально-психологические — связаны с формированием благоприятного морально-психологического климата в коллективе и развитием личных способностей работников.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Покажите, можно ли считать руководителя учебного заведения менеджером, и если да, то в каком случае.
2. Выскажите мнение по вопросу о том, какие виды управления могут иметь место в учебном заведении, а какие — нет.
3. Попробуйте дополнить функции менеджмента, сформулированные А. Файолем, своими.
4. Опишите собственное видение принципов управления.


Глава II
Личность и поведение

Что такое личность?
Направленность личности
Алло, мы ищем таланты!
Все мы немного Д'Артаньяны
Основные элементы характера
Когда человек обращен вовне
Свой среди чужих - чужой среди своих
Человек на работе


ЛИЧНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ

Для того, чтобы успешно управлять людьми, необходимо хорошо знать, что они собой представляют, каким бывает их поведение, чем оно может быть обусловлено, каковы способы воздействия на него. Эти и некоторые другие вопросы раскрываются в данной главе.

ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?

• Понятие личности
• Качества личности

Когда мы восхищаемся каким-нибудь человеком, то часто говорим о нем, как о выдающейся личности. При этом мы имеем в виду вовсе не высокий рост, изящную фигуру, красоту лица. Как свидетельствует история, многие выдающиеся люди, например Суворов, Ленин, Наполеон и др., обладали весьма невзрачным обликом.
Следовательно, личность человека образуют не внешние, физические свойства, а совокупность внутренних качеств человека — интеллектуальных, духовных, психологических. Они позволяют ему7 познавать и преобразовывать мир, активно действовать ради достижения поставленных целей.
Эти качества устойчивы, тесно связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. Это позволяет достаточно надежно предсказывать будущее поведение человека, его реакцию на окружающих и происходящие события.
Личность формируется под влиянием природных факторов — физических данных, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, восприятия, а также социальных условий, о которых мы поговорим позже: роли и положения человека в обществе, уровня его образования, опыта, круга общения и т.п.
Из каких же «кирпичиков» складывается личность?
Во-первых, это так называемые общие качества. К ним относятся: ум, наблюдательность, внимание, трудоспособность, организованность, общительность и пр. Каждое из этих качеств, хотя и в разной степени, присуще всем людям. Обладание ими позволяет человеку выполнять наиболее простую работу и жить в обществе себе подобных.
Во-вторых, специфические качества, под которыми понимаются способности к тому или иному виду деятельности — руководству подчиненными, конструированию машин, обучению детей, выполнению математических расчетов и пр. Различным людям присущ разный набор такого рода качеств, поэтому одни становятся учеными, другие — политиками, а третьи — менеджерами.
В-третьих, подготовленность к соответствующему виду трудовой деятельности. Она предполагает обладание совокупностью знаний, навыков, привычек, сформированных как в процессе общего обучения в школе, специальной подготовки в ПТУ, техникуме, вузе, так и практики на рабочем месте, накопления жизненного опыта.
В-четвертых, направленность, то есть ориентированность поступков человека, возникающая во многом под воздействием интересов, идеалов, убеждений.
В-пятых, определенный склад характера — совокупность наиболее важных психических свойств данного лица, которые придают поведению, отношению к окружающим и т.п. только ему присущие черты,
В-шестых, биологические особенности, к которым относятся, например, темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила. Они во многом предопределяют пригодность человека к той или иной деятельности.
В-седьмых, психологические особенности: диапазон деятельности (одни люди, как говорят, «поверхностны», но могут заниматься многими делами; другие «глубоко копают», но только в одной сфере); стиль работы (кто-то работает медленно, а кто-то, наоборот — быстро; кто-то аккуратен в делах, а кто-то несобран).
В-восьмых, психические состояния, то есть стойкие явления, присущие человеку в течение сравнительно длительного периода времени (возбужденность, безразличие, подавленность и пр.).
В-девятых, пол носителя личности. Так, женщины в большей мере ориентированы на решение текущих задач, идеализируют окружающую действительность, ведут себя, подчиняясь эмоциям и чувствам, точны, наблюдательны, главное внимание обращают на внешнюю сторону вещей или явлений, образно мыслят, действуют с помощью хитрости, ловкости. Мужчины сосредоточены на перспективных проблемах, реалистически относятся к миру, подчиняются рассудку, ведут себя сдержанно, стараются докопаться до сути, мыслят логически, действуют с помощью интеллекта ,^силы.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Личность — это совокупность внутренних качеств человека, позволяющих познавать и преобразовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями.
Личность обусловливают: пол, биологические и психологические особенности, характер, темперамент, уровень образования, направленность интересов, способности.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

• Направленность личности
• Виды направленности

Под направленностью личности понимается ее свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации. Выделяется три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя, которые одновременно присутствуют в той или иной степени у большинства людей.
Направленность на взаимодействие, или на общение, означает, что человек в любой работе ищет, прежде всего, общения, сотрудничества с другими, а в чем именно она заключается, волнует его относительно мало. Таких людей всегда тянет на работу, у них велико желание быть в коллективе, выполнять те или иные общественные поручения. Именно о таких людях существует известная поговорка «на миру и смерть красна».
Направленность личности на задачу, по-другому называемая деловой, предполагает, что для человека главное — достижение цели, причем неважно — собственной, или заданной руководителем. Эти люди всегда добросовестно исполняют свои обязанности и готовы, как говорится, «расшибиться в лепешку», чтобы успешно завершить начатое дело.
Наконец, направленность на себя состоит в стремлении людей в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других или создавать видимость работы.
Знание направленности людей, определяемой с помощью специальных тестов, значительно облегчает процесс управления. Например, с учетом направленности подбираются наиболее подходящие исполнители для той или иной работы, методы стимулирования результатов.
Так, людей, ориентированных на себя, необходимо заинтересовывать, прежде всего, деньгами; ориентированных на задачу — интересной работой; ориентированных на общение — возможностью участия в коллективном творчестве.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Направленность личности — это свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации.
Виды направленности: на задачу; на взаимодействие; на себя.

АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!

• Задатки
• Способности и их виды
• Типы мышления

У многих детей любящие родители вдруг не обнаруживают те или иные способности — к музыке, рисованию, иностранным языкам — и всячески пытаются их развивать, часто насильно. Принято считать, что способности как склонность к тому или иному виду деятельности даются человеку от природы. На самом деле это не совсем верно — от природы даются задатки, требующие своего развития.
Задатки бывают двух уровней. Низший уровень позволяет усваивать определенный объем знаний и опыта и применять их в неизменном виде. Иными словами, здесь имеет место своего рода «обезьянничание». Высший уровень задатков позволяет человеку творить, создавать нечто новое, необычайное.
Превратятся ли задатки в способности к выполнению того или иного конкретного вида деятельности, позволяющие добиться в нем успеха, во многом зависит от воспитания и образования.
Способности человека, сформировавшиеся на основе задатков, могут быть: общими, элементарными частными и сложными частными.
Общие способности (работать, думать, ощущать, действовать) присущи в той или иной мере всем людям и составляют основу любой деятельности. Они во многом: связаны с типом мышления, который может быть художественным, логическим или смешанным.
Художественному мышлению свойственна, образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию литературой и искусством.
Логическое мышление характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью, которые бывают не всегда понятны окружающим.
Смешанному же типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные. Это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, позволяющие им успешно справляться с различными управленческими проблемами.
Элементарные частные способности (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и пр.) — это способности: к отдельным сферам деятельности.
Сложные частные способности. Здесь выделяют профессиональные (к отдельным видам деятельности, например к бухгалтерии) и специальные способности.
Специальные способности связаны с выполнением определенного типа. работы и по своему характеру могут быть двух видов. Интерсоциальные ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям среднего и низшего звена, а также работникам, занятым рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми.
Другой вид специальных способностей — конструктивные, связанные с созданием конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и пр. Их реализация не требует широких и активных контактов с окружающими. В сфере управления такие способности нужны руководителям высшего звена, вырабатывающим политику организации, а также специалистам. Можно говорить о трех уровнях развития частных способностей: одаренности, талантливости, гениальности. Одаренность позволяет людям особо успешно осуществлять деятельность в определенной области, что-то улучшать, совершенствовать. Талант дает возможность творить, создавать новое, необычное. Гениальность является высшей степенью одаренности, когда результаты творчества субъекта имеют общеисторическое значение.
Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать равноценные должности, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвратить внутренние конфликты. Разрыв же в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения.
Способность людей автоматически выполнять отдельные элементы трудового процесса называется навыком. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает. Имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобретения новых (всем известно, что второй язык усваивается быстрее), но и стать для этого помехой, затрудняя в необходимых случаях восприятие нового.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Способности — развитые в процессе образования и воспитания природные склонности к тому или иному виду деятельности.
Способности бывают общими, элементарными частными и сложными частными (к отдельным профессиям, сферам и характеру деятельности).
Уровнями развития частных способностей являются: одаренность, талант, гениальность.

ВСЕ МЫ НЕМНОГО Д'АРТАНЬЯНЫ

• Типы поведения
• Направленность поведения
• Темперамент
Личность человека внешне проявляется в его поведении, которое может быть стабильным и нестабильным (невротическим). Эти типы поведения в единстве с его направленностью либо на себя и свой внутренний мир, называемой интроверсией, либо на окружающих, именуемой экстраверсией, образуют четыре типа темперамента, характеризующих динамику личности: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.
Темперамент представляет собой совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения. К ним относятся эмоциональность, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, активность или пассивность, сила чувств. В известной мере он влияет на характер, стиль работы, отношения с окружающими.
Экстраверты общительны, деятельны, любят риск, обычно хорошие организаторы и лидеры в коллективе. В системе управления им в наибольшей степени подходит роль руководителей низшего и среднего уровней, у которых значительная часть времени уходит на. общение с подчиненными.
Интроверты аккуратны, осторожны, педантичны, имеют более высокий уровень интеллекта. При стабильном типе поведения представляют собой идеальных менеджеров высшего ранга, главная сила которых состоит в умении анализировать и стратегически мыслить. При нестабильном поведении возможности интровертов, интеллектуально превосходящих свое окружение, не могут адекватно реализоваться в служебной карьере, и они вынуждены чаще всего пребывать в организации в роли рядовых исполнителей,
Холерики представляют собой неустойчивых, нестабильных, а. сангвиники — стабильных экстравертов; меланхолики — нестабильных, а флегматики — стабильных интровертов.
Холерикам свойственны неуравновешенность поведения, постоянные и быстрые смены настроения, нетерпеливость, громкая прерывистая речь. Они самоуверенны, склонны переоценивать себя, могут поддаться влиянию и опрометчиво вести себя в сложных ситуациях, плохо владеют собой (достаточно вспомнить, как Д'Артаньян в течение нескольких минут назначил три дуэли). В то же время, холерики с легкостью общаются с окружающими, хорошо себя чувствуют в любой обстановке, постоянно стремятся к новому.
Сангвиники гораздо более терпеливы и уравновешенны, чем холерики, пребывают почти все время в благожелательном настроении, иногда не в меру задирают нос. Они всегда и везде отлично чувствуют себя, спокойно относятся к окружающим, их поведению, не кидаются на шею всем встречным и слабо поддаются чужому влиянию. Сангвиники расчетливы, поэтому к новому относятся настороженно. Классическим примером сангвиника является жизнелюбивый Портос.
Флегматики невозмутимы, хладнокровны, выдержанны, реально оценивают себя и других. Пытаться на них влиять, критиковать, испытывать их терпение бесполезно. Они не любят шумного общества, медленно приспосабливаются к новому. Из дружной четверки мушкетеров на флегматика в наибольшей степени походит Атос.
Наконец, меланхолики являются людьми неуравновешенными, с неустойчивым настроением, теряются в сложных ситуациях и из-за заниженной самооценки легко подвергаются чужому влиянию. Они часто замыкаются в себе, на все обижаются, трудно привыкают к новой обстановке. В рядах мушкетеров меланхоликом можно считать Арамиса, но классический его образец — Пьеро из сказки «Приключения Буратино»,
В то же время, в чистом виде в реальности темпераменты практически не встречаются — у одних все они выражены примерно в равной степени; у других какой-то один может преобладать над остальными и доля соответствующих черт будет составлять 50—60%. Таким образом, в каждом человеке всегда есть немного от Д'Артаньяна.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Темперамент — совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения. Разновидности темперамента:
— холерический;
— сангвинический;
— флегматический;
— меланхолический.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХАРАКТЕРА

• Понятие характера
• Элементы характера

Еще одной важнейшей составляющей личности является характер — устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение.
К чертам характера относят: отзывчивость, молчаливость, откровенность, недоверчивость, скрытность, хвастливость, требовательность, трудолюбие, аккуратность, небрежность, осторожность, хитрость, честность.
Характер представляет собой итог взаимодействия естественных свойств человека, обстоятельств и условий его жизни. Первые придают ему постоянство, а вторые — изменчивость, поэтому он динамичен. Характер проявляется в манере поведения человека, отношении к окружающим, своим обязанностям, к самому себе.
Важнейшим моментом, формирующим характер, является эмоциональность. Она представляет собой индивидуальную чувственную реакцию человека на различные внешние и внутренние раздражители, протекающую в форме переживания ситуации, ее значимости и смысла.
Эмоциональность бывает высокой или низкой и внешне выражается в положительных и отрицательных эмоциях (радость, удовольствие, страх). Первые вызывают стремление субъекта продлить действие соответствующего раздражителя, а вторые — избежать его. Это дает возможность руководителю, воздействуя на эмоции, управлять поведением подчиненных,
Другим элементом характера является активность, то есть потребность к деятельности. Активность, проявляющаяся в динамике поведения людей, может быть высокой или низкой. Высокая активность членов организации полезна для нее, поскольку способствует росту результативности. Однако она требует постоянного контроля, ибо, перейдя некий предел, становится разрушительной.
Наконец, третьим элементом характера является свойство первичности или вторичности. В его основе лежат такие особенности нервной деятельности человека, как сила, уравновешенность и подвижность. Сила проявляется в возможности человека сохранять нормальную работоспособность в условиях значительного колебания нервных и эмоциональных нагрузок. Уравновешенность — в неизменности поведения при этом (в случае неуравновешенности будет преобладать нервное возбуждение или, наоборот — заторможенность). Подвижность характеризует быстроту перехода от одного вида деятельности к другому, умение быстро приспосабливаться к смене ситуации.
Лица с первичными свойствами характера легко меняют виды деятельности, адаптируются к новой обстановке, хорошо в ней ориентируются, не склонны к авантюрам, но в то же время не уверены в себе, не способны к длительной рутинной работе. Люди, черты характера которых вторичны, обладают терпеливостью, стабильностью поведения, верностью принципам и привычкам. Они уверены в себе, слабо подвержены чужому влиянию, работоспособны, но с трудом приспосабливаются к новому.
Без учета характера сотрудников управлять в современных условиях организацией невозможно.



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Характер — устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение. Формируется под воздействием естественных свойств и условий жизни.

КОГДА ЧЕЛОВЕК ОБРАЩЕН ВОВНЕ

• Расположение
• Верования
• Ценности
• Принципы
• Позиция
• Притязания

Человек существует в окружении других людей, предметов, событий и пр. К ним у него складывается определенное внутреннее отношение. Это отношение имеет различные формы, направленность, степень проявления — их необходимо учитывать в процессе управления.
Понятно, что при положительном отношении к какой-то работе человек ее быстро и качественно выполнит, особенно если это будет способствовать достижению его личных целей. И наоборот, отрицательное отношение требует значительных усилий на преодоление внутреннего сопротивления и переориентацию,
Рассмотрим основные формы отношения личности к внешнему миру. К ним можно отнести: расположение, верования, ценности, принципы, позицию, уровень притязаний.
Расположением называется положительное отношение к кому-то или к чему-то, основанное на чувственных оценках этого субъекта или объекта. Расположение к людям проявляется в уважении, готовности прийти на помощь в трудную минуту; расположение к работе — в увлеченности ею вплоть до отождествления себя со своим делом и принесения ему в жертву других своих интересов. Понятно, что руководитель, зная о расположении человека, должен подбирать ему соответствующие задания и тех, с кем ему придется эти задания совместно выполнять.
Индивидуальное расположение, основанное не только на чувствах, но и на осознанной рациональной оценке (она может быть и ошибочной), называется верованием. Не следует путать верование со слепой верой. Последняя, как расположение, основывается исключительно на чувствах, но в отличие от него постоянна. В управлении верование может относиться к возможности достижения успеха в каком-то деле, к способностям руководителя или подчиненного выполнить задание и пр.
Высоко оцениваемые людьми объекты или действия получили название ценностей. Поскольку их признают многие, ценности приобретают самостоятельное существование по отношению к отдельному субъекту. Для тех, кто их разделяет, они служат стандартами, с которыми сравниваются как собственные решения и поступки, так и действия других.
К ценностям можно отнести: гордость за свою организацию; забочу об общих результатах; целеустремленность; коллективизм; стремление к профессиональному росту, нововведениям.
Устойчивая система верований и ценностей человека воплощается в принципах — определенных правилах поведения, которых он придерживается на практике в любой ситуации, например справедливость, добросовестность и т.п.
Совокупность принципов образует позицию человека, то есть постоянное и однозначное внутреннее отношение к кому-то или чему-то.
В позиции личность выражает себя; позиция служит человеку защитой и опорой (принципиальные люди ни при каких обстоятельствах не отступят от позиции, которую они считают правильной), поэтому позицию всеми силами защищают и укрепляют. Твердых людей можно заставить сменить позицию только с помощью разумного убеждения; мягких — путем уговоров и угроз; бесчестных — подкупом.
Каждый человек обладает определенным уровнем притязаний, характеризующим степень трудности целей, к достижению которых он стремится. Понятно, что для различных людей он не одинаков. Например, одним достаточно просто закончить учебное заведение и получить какой-нибудь документ; другие же претендуют на медаль или диплом с отличием.
Уровень притязаний определяется стандартами успеха, принятыми в окружении данного лица, степенью его самооценки и самоуважения, образованием, профессиональным и жизненным опытом. Определяют уровень притязаний также пол и возраст, например у мужчин и молодежи он значительно выше, чем у женщин и лиц старших возрастов.
Высокий уровень притязаний заставляет человека быть активным в работе; невысокий, наоборот, способствует безделью, жизни в соответствии с принципом «мы люди маленькие — пусть начальство решает».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

формы отношения человека к окружению:
1. Расположение — положительное отношение, основанное на индивидуальных чувственных оценках.
2. Верование — устойчивое расположение, основанное не только на эмоциональных, но и рациональных оценках.
3. Ценности — высоко оцениваемые объекты или действия.
4. Принципы — правила поведения, которыми люди руководствуются на практике.
5. Позиция — постоянное однозначное внутреннее отношение к кому-то или чему-то.
6. Уровень притязаний — степень трудности целей, к достижению которых люди стремятся.

СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ – ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

• Круг общения
• Социальная роль
• Статус
• Авторитет

Любой человек всегда испытывает на себе влияние внешнего окружения. Это окружение может быть физическим (условия жизни и труда, климат и пр.), экономическим (накопленное богатство, благосостояние), социальным (другие люди). Управление рассматривает в основном последний вид влияния.
Социальное окружение воздействует на человека непосредственно, в виде приказов, просьб, мнений, которые нельзя игнорировать.
Непосредственное влияние оказывает круг общения, то есть группа людей, с кем человек вступает в служебные или личные контакты. На практике выделяется круг ближайшего общения, куда входят лица, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации; круг периодического общения, где рассматриваются только официальные вопросы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации; круг эпизодического общения, охватывающий в потенциале всех сослуживцев и личных знакомых.
Определенное влияние на человека оказывают роль и статус, которыми его наделяют окружающие или которые он берет на себя добровольно.
Социальная роль представляет собой совокупность действий, ожидаемых окружающими от человека в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями и местом, которое он занимает в организации. Она диктует исполнителю правила поведения и делает предсказуемыми его поступки. Одни люди берут на себя те или иные роли добровольно; другим они навязываются окружающими.
Так, в каждой группе всегда можно найти «лидеров», «шутов», «козлов отпущения», на которых сваливают вину за все, и пр.
В идеале роль должна быть понятной и приемлемой для человека, соответствовать его возможностям и желанию, не ограничивать и не унижать людей.
Статус — это оценка окружающими личности данного субъекта и роли, исполняемой им, определяющая его реальное или ожидаемое место в организации. Статус бывает формальным и неформальным. Первый обусловлен должностью, привилегиями, заработком, значимостью решаемых задач; второй — личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих: возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами.
Неформальный статус получил название авторитет. Последний формируется и поддерживается не только стихийно, но и целенаправленно при помощи различного рода мероприятий, ритуалов, распространения нужной информации.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Социальные факторы, влияющие на поведение личности:
1. Круг общения — группа людей, с которыми человек поддерживает служебные и личные контакты.
2. Роль — совокупность действий, ожидаемых окружающими от человека, в соответствии с его личными особенностями и местом в коллективе.
3. Статус — оценка окружающими личности человека и важности исполняемой им роли.

ЧЕЛОВЕК НА РАБОТЕ

• Поведение
• Типы поведения
• Обусловленность руководства и подчинения

Под поведением понимается совокупность взаимосвязанных (целенаправленных и нецеленаправленных) действий, осуществляемых человеком. Эти действия обусловлены как его внутренними свойствами (особенностями организма, психологией, разумом), так и внешним окружением.
Как показывает практика, существует три типа поведения людей на работе: независимый, нейтральный и зависимый.
Первый свойствен лидерам и проявляется в стремлении подчинить других своей воле, утвердить и навязать собственное мнение, быть всегда и везде первым. Иногда такое независимое поведение может превращаться в агрессивное. В отдельных случаях это может помочь достижению целей, но порождает конфликты.
Нейтрально держат себя обычно люди, также имеющие независимый характер, но не желающие не только подчиняться, но и подчинять себе других.
Зависимый тип поведения свойствен либо ленивым, слабохарактерным личностям, либо тем, кто хорошо знает свои недостатки и поэтому предпочитает подчиняться. Такое поведение не позволяет достичь личных целей, но обеспечивает спокойную жизнь.
Каждый из этих типов поведения обусловлен степенью осознания его необходимости, внутренними мотивами и волевыми усилиями человека.
Различное соотношение этих обстоятельств приводит к тому, что для одних людей необходимость определенного типа поведения является вынужденной, внешне навязанной. Это обусловлено как непониманием его важности, необходимости, мотивов, так и отсутствием соответствующих навыков и привычек. В таких условиях необходимость руководства или подчинения воспринимается как насилие над личностью, посягательство на свободу, вызывает внутренний протест, а порой и озлобление.
Для других руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовольствие. У руководителей это обусловлено возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслаждение от этого ощущения. Подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения, то есть также обретают своего рода свободу.
Но и здесь самое активное руководство и самое добросовестное подчинение не принесут большого эффекта, а наоборот, будут иметь неблагоприятные последствия из-за ориентации не на выполнение стоящих задач, а на достижение комфортного состояния. На этом в свое время сыграл Гитлер, освободив своих солдат от «химеры», называемой совестью.
Наконец, для третьих руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга. В этом случае они имеют по-настоящему активный, творческий характер, эффективны, результативны.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Поведение — совокупность взаимосвязанных (целенаправленных и нецеленаправленных) действий, осуществляемых человеком. Бывает: независимым, подчиненным, нейтральным. Обусловлено: принуждением; внутренним желанием; пониманием необходимости.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Обоснуйте, какую направленность должна иметь личность руководителя; личность исполнителя, работающего самостоятельно; личность исполнителя, работающего в составе группы.
2. Объясните, какими способностями должны обладать президент фирмы и руководитель низового подразделения: интерсоциальными или конструктивными?
3. Попробуйте определить, людей с каким темпераментом целесообразно выбрать для занятия следующих вакантных должностей в организации:
— торговый представитель;
— главный бухгалтер;
— главный конструктор;
— начальник отдела кадров;
— заведующий архивом;
— начальник цеха.
4. Сформулируйте уровень своих притязаний и перечислите факторы, на которых он основывается, а затем постарайтесь объективно оценить, насколько он реален.
5. Перечислите обстоятельства, определяющие авторитет личности, и проанализируйте причины авторитетности своих знакомых и друзей.































Глава III
Я, ты, он, она - вместе дружная семья

Когда все вместе и заодно...
Какие бывают коллективы?
Жизненный путь коллектива
Психологический портрет коллектива
В трудовом коллективе есть что-то от театра
Коллектив и личность - кто кого?

Я, ТЫ, ОН, ОНА - ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

Управление возникло из необходимости координировать совместный труд многих людей, то есть работу коллектива. В связи с этим в данной главе рассказывается о том, что собой представляет коллектив, какие его разновидности существуют, как протекает процесс его формирования, каковы те роли, которые приходится играть людям в коллективе, и что за отношения при этом возникают между ними.

КОГДА ВСЕ ВМЕСТЕ И ЗАОДНО...

• Коллектив
• Признаки
• Законы
• Роль в жизни человека

Современные производственные и управленческие технологии, как правило, предполагают использование совместного труда многих людей, которые для выполнения стоящих задач объединяются в трудовые (научные, учебные и пр.) коллективы.
Главным признаком коллектива считается наличие у всех его участников единой общей цели, ради достижения которой они и объединяются, помогают друг другу, жертвуя в той или иной степени своей самостоятельностью.
Общую цель, как говорится «одну на всех», нужно отличать от одинаковых целей группы лиц. Например, у всех сидящих в приемной врача одна цель — получить необходимую медицинскую помощь. Но она достигается каждым индивидуально, независимо от других, поэтому группа пациентов в данном случае не может считаться коллективом.
Другим признаком коллектива является психологическое признание его участников друг друга и отождествление себя с группой. В основе психологического признания лежат совместные интересы, идеалы, сходство или дополняемость характеров, темпераментов и т.п. Такое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов. Этому способствует несколько причин.
Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого человека в отдельности. Ведь каждый знает или умеет что-то то, чего не знают и не умеют другие, поэтому может взять на себя недоступную другим работу либо обучить их недостающим навыкам.
Во-вторых, в коллективе удается выполнить гораздо больший объем всем знакомой работы вследствие разделения и специализации труда. Чем меньше человек выполняет операций, тем большего совершенства, умелости в них он достигает, быстрее работает. Кроме того, помимо воли участников при коллективном труде возникает дух соревнования, заставляющий людей стремиться к первенству, работать лучше.
В-третьих, коллективная работа позволяет решить проблемы там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы. Наиболее яркий пример — строительство Египетских пирамид. Ведь только совместными усилиями можно было в те времена перемещать камни весом в сотни тонн.
Еще одним признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженной в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, требованиях к физическому и моральному облику участников. Наверняка многим приходилось бывать в организациях, где все работники одеты в красивую униформу, аккуратны, вежливы.
Повседневная жизнь коллектива подчинена ряду законов, среди которых можно особо выделить два: закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса и закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы.
В соответствии с первым каждый член коллектива будет прикладывать максимум усилий, чтобы сохранить свое «место под солнцем», и действия эти бывают по своему содержанию весьма неоднозначными. С одной стороны, они могут выражаться в улучшении результативности и повышении качества работы, совершенствовании себя, то есть иметь позитивную направленность. С другой стороны, они могут сводиться к различного рода интригам, использованию бюрократических приемов, защите от всего, что несет возможность любых изменений.
Действия, подчиненные второму закону, также неоднозначны, ибо компенсировать недостаток одних качеств можно не только активной работой в иных областях, но также и лестью, угодничеством перед руководством, «подсиживанием» соперников и т.п.
Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. Он позволяет удовлетворять одну из важнейших потребностей людей — потребность в общении, в принадлежности к группе себе подобных.
Коллектив поддерживает своих участников в трудную минуту, встает при необходимости на их защиту. В своем коллективе люди, в первую очередь, находят признание успехов и достижений.
Коллектив во многом изменяет поведение человека, ибо отношение окружающих заставляет его по-новому взглянуть на себя, оценить свои поступки, согласовывать их с интересами и стремлениями других людей.
Коллектив в значительной мере повышает активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству. Если человек видит, что группа без него может обойтись, то работает хуже, и наоборот — хорошо, если нашел в группе свое место.
В то же время, в зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность бывает не только положительным, но и отрицательным: понятно, например, что воровская шайка ничему хорошему научить не может.
В свою очередь, человек также пытается воздействовать на коллектив, сделать его более «удобным» для себя. Сильная личность может даже подчинить себе его, в том числе в результате конфликта; слабая, наоборот, сама ему подчиняется и растворяется в коллективе, а последний взамен берет на себя заботу о его благополучии.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Коллектив — группа лиц, психологически признающих друг друга, придерживающихся общих культурных традиций и норм поведения, объединенных совместной целью и взаимодействующих ради ее достижения.
Объединение людей в коллектив позволяет:
1) Удовлетворить потребность в общении.
2) Получить необходимую помощь и поддержку.
3) Изменить в более приемлемую сторону поведение.
4) Активизировать трудовую деятельность.
5) Сделать работу, которую нельзя выполнить в одиночку или порознь.

КАКИЕ БЫВАЮТ КОЛЛЕКТИВЫ?

• Виды коллективов
• Команда
• Социальный контроль в коллективе

Коллективы могут различаться по многим признакам: целям, числу и составу участников, характеру связей между ними, правовому положению и пр. Рассмотрим моменты подробнее.
По составу коллективы бывают однородными, так называемыми гомогенными, и разнородными — гетерогенными. Эти характеристики могут относиться к полу, возрасту, профессии, образованию и пр. Так, с точки зрения возраста и будущей профессии учебная группа однородна; с точки зрения пола, социального происхождения — наоборот.
Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее влияние, которое они оказывают друг на друга, и тем быстрее вырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция, выше конфликтность, особенно в чисто женских коллективах (поэтому желательно, чтобы соотношение представителей разного пола было примерно одинаковым).
Считается, что однородные трудовые коллективы лучше решают простые задачи, в большей степени требующие единства взглядов, равномерных однонаправленных усилий. Разнородные же добиваются большего успеха там, где проблемы сложны и необходимы творческие усилия людей с разным опытом, образованием и типом мышления. Это позволяет выдвинуть большее число новых оригинальных идей. Поэтому эффективный коллектив должен состоять из непохожих личностей
По правовому положению коллективы можно разделить на официальные и неофициальные. Первые, например работники предприятия или подразделения, признаны и соответствующим образом юридически оформлены инстанцией более высокого порядка (руководством). Они действуют в рамках правового пространства, подчиняясь нормам и законам.
Существование неофициальных коллективов базируется на нигде не зафиксированном, а то и не объявленном желании людей сотрудничать и реальной практике такого сотрудничества. Сила такого коллектива состоит в его неуловимости, невозможности привязать к юридическим нормам и правилам, поэтому он независим.
По характеру внутренних связей различаются формальные и неформальные коллективы. В формальных связи предписываются заранее, в неформальных — складываются сами собой.
Не следует путать официальный и формальный коллективы. Официальный коллектив всегда формален, ибо все отношения в нем предопределены правовыми документами. Формальный коллектив может основываться лишь на взаимной договоренности участников поддерживать друг с другом соответствующие отношения, ни кем в официальном порядке не утвержденной.
Исходя из сроков существования коллективы подразделяются на временные, предназначенные для решения разовой задачи, и постоянные. Постоянным коллективом является, например, учебная группа; временным — группа туристов в походе.
Коллективы могут различаться по степени свободы, предоставляемой их участникам. Речь идет, во-первых, о свободе вхождения в них. Так, все дети по закону обязаны учиться в школе и включиться в соответствующий коллектив учащихся. В то же время, занятия в спортивном клубе или театральной студии полностью добровольны.
Во-вторых, можно говорить о свободе участия в деятельности коллектива; в одном случае оно безусловно требуется; в других — может быть необязательным.
В соответствии с функциями выделяют коллективы, ориентированные на достижение определенной цели (они называются инструментальными), например все та же учебная группа, и на общение (члены клубов по интересам), В свою очередь, функциональная классификация может дополняться и детализироваться классификацией по видам деятельности.
По размерам коллективы подразделяются на малые и большие, причем в данном случае — исходя не столько из количества участников, сколько из их возможности или невозможности непосредственно поддерживать между собой постоянные связи. В больших коллективах, объединяющих свыше 20 человек, это практически невозможно.
Отношения в таких коллективах предопределены стоящими задачами, и от людей требуется только умение их решать. Личные качества при этом отступают на второй план, поэтому работников здесь можно без ущерба делу заменять. В результате в больших коллективах наблюдаются трудности в общении, нежелание сотрудничать друг с другом, безразличное отношение к делу. Для управления: большими коллективами нужны специальные менеджеры.
В малых коллективах существуют непосредственные контакты между всеми без исключения участниками. Если последние, помимо служебных, имеют общие личные цели, состоят в дружеских отношениях между собой, коллектив характеризуется как первичный. Обычно он включает в себя от двух до пяти человек и при изменении состава разрушается.
Особой разновидностью коллектива., характеризующейся повышенным единством, особо тесным сотрудничеством и взаимопомощью, является команда.
Она создается для решения конкретных сложных задач и объединяет лиц с разносторонними знаниями и навыками.
Каждый коллектив вырабатывает систему социального контроля — совокупность способов воздействия на своих членов через убеждения, предписания, запрещения, признание заслуг и пр. С помощью таких средств их поведение приводится в соответствие со сложившимися ценностями и нормами.
Социальному контролю группы подчиняются обычно при необходимости действий в условиях отсутствия времени, наличия готового варианта решения, устраивающего всех, стремлении к внутреннему согласию как важнейшей самостоятельной ценности.
Люди боятся негативной оценки группы: при неудаче или ждут хорошей в случае успеха. Последняя стимулирует успешное выполнение как простых, так и сложных задач, а ожидание наказания — только простых.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Разновидности коллективов:
1) По составу — однородные (гомогенные) и разнородные (гетерогенные).
2) По правовому положению — официальные и неофициальные.
3) По предопределенности внутренних связей — формальные и неформальные.
4) По срокам существования — временные и постоянные.
5) По способам комплектования — добровольные и принудительные.
6) По размерам — большие и малые.
7) По характеру отношений между людьми — первичные и вторичные.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КОЛЛЕКТИВА

• Условия формирования коллектива
• Стадии зрелости коллектива
• Пути формирования коллектива
• Социографический метод

Работоспособный и сплоченный трудовой коллектив возникает не сразу — этому предшествует длительный процесс его становления и развития. Успех здесь определяется рядом условий, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно или формируется сознательно и целенаправленно.
Прежде всего, речь идет о ясных и понятных задачах предстоящей деятельности, соответствующих внутренним целям, стремлениям людей. Только в этом случае они согласятся полностью или частично отказаться от личной свободы и подчиниться власти группы.
Другим важным условием успешного формирования коллектива является наличие явных преимуществ совместной деятельности по сравнению с индивидуальной. Можно вспомнить, что именно коллектив в составе дедки, бабки, внучки, Жучки, а также мышки сумел вытащить репку. По отдельности сделать это никак не удавалось.
Успех коллективу обеспечивает сильный руководитель, или лидер, которому люди готовы подчиняться и за которым согласны идти к поставленной цели.
Наконец, каждый коллектив должен найти собственное место в организации, позволяющее полностью реализовать свои цели и не препятствующее делать это другим.
Началом жизни официального коллектива является юридически оформленное решение о создании соответствующей организации или подразделения, зачислении в штат сотрудников, определении их прав, обязанностей и ответственности.
Для неофициального коллектива «днем рождения» становится обычно какое-то чрезвычайное событие или достижение некоего предела в развитии ситуации, после которого люди осознают, что «так больше жить нельзя». Это порождает всплеск эмоций (страха, протеста, желания защитить себя, свое положение) и толкает людей на объединение друг с другом. Кто не знает случаев, когда слабые ребята объединяются, чтобы совместно сопротивляться обидчикам.
Коллектив складывается не сразу. В процессе совместной деятельности люди приглядываются друг к другу, накапливают информацию об окружающих. В результате у них возникает симпатия или антипатия (неосознанное ощущение расположенности или неприязни).
На симпатию и антипатию влияют: степень совпадения или несовпадения основных жизненных интересов, целей и ценностей (люди, понятно, симпатизируют тем, кто разделяет их взгляды, совместно участвует в решении трудных проблем, но вряд ли кто-то будет испытывать добрые чувства к конкурентам), манера поведения и пр. И уже на основе симпатии или антипатии возникают достаточно постоянные отношения.
Между людьми, испытывающими по отношению друг к другу антипатию, хороших отношений быть не может, что, понятно, мешает эффективной работе. При формировании коллектива произвольно, «сверху», подобные ситуации нередки. Чтобы их избежать или, по крайней мере, смягчить, сегодня все чаще применяют смешанный способ формирования трудовых коллективов. Он состоит в том, что сначала группе людей, с профессиональной точки зрения подходящих для решения стоящих задач, предоставляют возможность хорошо узнать друг друга, а затем с помощью специальных методов отбирают тех, кто друг другу симпатизирует.
Такие методы получили название социографических. Они предполагают, что каждый член группы сообщает консультантам о своем отношении к остальным (положительном, отрицательном, безразличном) и соответственно о желании или нежелании с ними сотрудничать. На основе этой информации строится схема взаимоотношений в группе (социограмма).
Она может быть в виде совокупности кружочков с фамилиями, соединенных стрелками, которые направлены к тем, с кем тот или иной человек хотел бы совместно работать. Лицо, получившее наибольшее число предпочтений, становится руководителем. Те, с кем никто сотрудничать не пожелал, не включаются в окончательный состав коллектива. Если группа большая, число возможных выборов ограничивают, например тремя.
Можно также построить «матрицу предпочтений» в форме известной всем турнирной таблицы. В ее соответствующие клетки при положительном отношении к человеку записывается значок «+1»; при отрицательном «—1»; при безразличном — «0». Подсчет «очков» также позволяет легко выявить место каждого в группе.
Как правило, группа, составленная на основе личных симпатий, работает согласованнее и эффективнее, чем произвольно составленная.
В то же время, социографический метод таит в себе две опасности. Во-первых, в случае утечки информации коллектив может быть расколот конфликтом, поскольку каждый узнает, что о нем в действительности думают окружающие, и во-вторых, лидером в результате опроса становится не самый подходящий с точки зрения интересов дела, а самый популярный человек.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Создание официального коллектива связано с принятием соответствующего правового акта; неофициального—с тем или иным чрезвычайным событием, толкающим людей к объединению. 54
Я, ты. он, она - вместе дружная семья
Объединяясь в коллектив, люди должны иметь перед собой цель, понимать преимущества совместной деятельности, видеть свое место в организации, подчиняться умелому руководителю.
При формировании эффективного коллектива важно учитывать взаимные симпатии и антипатии, которые выявляются с помощью социографических методов,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОЛЛЕКТИВА

• Внутренний психологический климат
• Сплоченность коллектива
• Психологическое состояние

Коллективы различаются между собой не только по составу, но и психологически, и эти различия проявляются в характере внутреннего климата, состояния и степени сплоченности их участников. Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Внутренний психологический климат характеризует состояние взаимоотношений в коллективе. Эти взаимоотношения могут быть дружескими, доброжелательными, безразличными, враждебными и пр. В целом они выражают удовлетворенность каждого человека группой и своим местом в ней.
Психологический климат определяется личными особенностями людей, их пониманием друг друга, доверием, умением жить по законам коллектива, а также внешними обстоятельствами (например, руководством).
Благоприятный психологический климат повышает сплоченность людей, то есть их единство по важнейшим вопросам жизни коллектива. Оно проявляется в притяжении к нему участников, стремлении его защитить и сохранить.
Сплоченность обусловлена дружескими отношениями, потребностью людей в получении друг у друга помощи или поддержки, пониманием роли коллективного начала в своей жизни. Степень сплоченности зависит от размера группы (в больших коллективах она меньше), социальной однородности (в неоднородных коллективах часто возникают группировки), наличия внешней опасности, которая сближает людей,
Сплоченные коллективы характеризует организованность, то есть способность и готовность к самостоятельному преодолению возникающих трудностей, согласованным действиям под руководством лидера; единство в экстремальных ситуациях. В неорганизованных же группах, как правило, никто не хочет брать на себя ответственность за преодоление трудностей.
Сплоченность коллектива и благоприятный климат в нем во многом зависят от психологической и социально-психологической совместимости людей. Их основу составляет соответствие темпераментов членов коллектива, профессиональных и моральных качеств, общность личных целей, соответствие возможностей каждого содержанию его деятельности, рациональное распределение трудовых обязанностей между членами коллектива, при котором ни один не может добиться успеха за счет другого.
Психологический климат и сплоченность оказывают существенное влияние на психологическое состояние коллектива, которое отражает степень удовлетворенности его участников своим положением. На психологическое состояние влияют также: престижность, характер и содержание выполняемой работы, отношение к ней исполнителей (любовь или нелюбовь), размеры вознаграждения, перспективы служебного роста.
Перечисленные обстоятельства влияют на результативность труда. Так, исследования показывают, что хорошее настроение повышает ее в полтора раза.
Поскольку люди и частично обстоятельства поддаются целенаправленному воздействию, на психологический климат и состояние коллектива можно влиять, например, удалив лиц, обладающих конфликтным, неуживчивым характером, улучшив условия труда, увеличив вознаграждение.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign