LINEBURG


страница 1
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В.Р. Веснин
Основы менеджмента

с приложением схем





Основы менеджмента




Рекомендовано
Учебно-методическим. центром
«Профессиональный учебник»
в качестве учебника
для студентов экономических ВУЗов






Учебник







Издание третье,
исправленное и дополненное




Москва 2003
ББК 65.050
В53


Рецензенты:
Кафедра экономики и управления
Московского государственного индустриального университета,

зав. кафедрой Герасина О.Н.:
доктор экономических наук, профессор Цыпкин Ю.А.




Основы менеджмента / В.Р. Веснин. — 3-е изд., доп. и испр., -В53 М.: 000 «Т.Д. "Элит-2000"», 2003. - 560 с.
ISBN 5-94126-018-0

Данный учебник поможет Вам получить глубокие н обширные знания в области менеджмента. Доступные объяснения и примеры, графики н схемы научат будущих специалистов грамотно руководить персоналом, правильно принимать решения, умело распределять время и ресурсы, решать конфликтные ситуации, хорошо уживаться в рабочем коллективе. Вы ознакомитесь со своими правами н обязанностями.
Благодаря несложной терминологии и объяснениям данное учебное пособие доступно учащимся старших классов средних школ и лицам, желающим самостоятельно овладеть навыками и знаниями в области управления.
Желаем Вам успешного овладения управленческими знаниями.

© 2003. Веснин В.Р. Текст, схемы, диаграммы, таблицы.
© 2003. 000 «Т.Д. "Элит-2000"»









Воспроизведение всей книги или любой ее части
запрещается без письменного разрешения издательства
СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Введение в менеджмент 7
МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ 8
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ МЕНЕДЖМЕНТ? 10
КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ МЕНЕДЖМЕНТ? 11
УПРАВЛЯТЬ НУЖНО ПО ПРАВИЛАМ 13
КАК ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЛЮДЕЙ? 15
Глава II. Личность и поведение 17
ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ? 18
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 19
АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ! 20
ВСЕ МЫ НЕМНОГО Д'АРТАНЬЯНЫ 22
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХАРАКТЕРА 24
КОГДА ЧЕЛОВЕК ОБРАЩЕН ВОВНЕ 25
СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ – ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ 27
ЧЕЛОВЕК НА РАБОТЕ 29
Глава III. Я, ты, он, она - вместе дружная семья 31
КОГДА ВСЕ ВМЕСТЕ И ЗАОДНО... 32
КАКИЕ БЫВАЮТ КОЛЛЕКТИВЫ? 34
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КОЛЛЕКТИВА 36
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОЛЛЕКТИВА 39
В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ЕСТЬ ЧТО-ТО ОТ ТЕАТРА 40
КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ — КТО КОГО? 42
Глава IV. Вместе весело шагать по просторам 45
ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ? 45
ЧТО ХАРАКТЕРИЗУЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ? 47
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЧТО ЕЕ ОКРУЖАЕТ 49
ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ 51
МНОГОЛИКИЙ МИР ОРГАНИЗАЦИЙ 52
Глава V. Организационная культура 58
КУЛЬТУРА — ЭТО НЕ ТОЛЬКО УМЕНИЕ ЗДОРОВАТЬСЯ 58
СЛАГАЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 61
МЕНЕДЖМЕНТ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 63
ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР 64
Глава VI. Организационная структура 69
КАК УСТРОЕНА ОРГАНИЗАЦИЯ? 69
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 70
ДИВИЗИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ 72
ГИБКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ 74
ВИДЫ ГИБКИХ СТРУКТУР 76
ФРАГМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРА 77
Глава VII. Управленческие структуры 80
ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА? 80
СКОЛЬКО НУЖНО НАЧАЛЬНИКОВ? 81
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА 84
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОТДЕЛЕНИЙ 85
ГИБКИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ 87
ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ... 88
Глава VIII. Можно ли делать то, что хочется? 92
ЧТО ТАКОЕ ПОЛНОМОЧИЯ? 92
ОТ ЧЕГО ЗАВИСЯТ ПОЛНОМОЧИЯ? 94
КОМУ БЫТЬ ГЛАВНЫМ? 95
ЧТО ПОЗВОЛЕНО ЮПИТЕРУ - НЕ ПОЗВОЛЕНО БЫКУ 97
КТО КОМУ ПОДЧИНЯЕТСЯ? 99
Глава IX. И в управлении знания - сила 104
ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ? 104
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДАННЫХ 106
ИГРА В «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН» 109
«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ 111
Глава X. Быть или не быть? 114
КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ? 114
РЕШЕНИЯ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ 116
ОТ КАКОЙ ПЕЧКИ ПЛЯСАТЬ? 119
ТАК ЧТО ЖЕ ВЫБРАТЬ? 120
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ 123
Глава XI. Цели организации 126
ДЛЯ ЧЕГО СУЩЕСТВУЮТ ОРГАНИЗАЦИИ? 126
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЦЕЛИ? 128
КАКИМИ БЫВАЮТ ЦЕЛИ? 129
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ 131
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ 134
Глава XII. Управленческие стратегии 137
«ИСКУССТВО ГЕНЕРАЛА» 137
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СТРАТЕГИЯ? 139
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ НА РЫНКЕ? 142
КУДА И КАК ДВИГАТЬСЯ ФИРМЕ? 144
Глава XIII. Как формируется стратегия? 147
ПОПЫТКА ЗАГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ 147
МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ 149
СТРАТЕГИЯ «КРИВИЗНЫ» 154


Глава XIV. Проектирование будущего 157
ПЛАНИРОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 157
КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ? 159
МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ 161
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ 164
ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩИХ ПЛАНОВ 166
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 168
Глава XV. Стратегическое и оперативное управление организацией 169
УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРЕДВИДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ 169
УПРАВЛЕНИЕ РЕШЕНИЕМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 171
МЕТОДЫ «БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ» 173
УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ 177
Глава XVI. Доверяй, но проверяй 180
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 180
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОНТРОЛЬ? 181
ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 183
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ 185
ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ 186
Глава XVII. Кнут и пряник 189
РАДИ ЧЕГО ЛЮДИ РАБОТАЮТ? 189
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К МОТИВАЦИИ 192
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К МОТИВАЦИИ 196
Глава XVIII. Тяжела ты, шапка Мономаха 200
НА ТО ОНО И НАЧАЛЬСТВО... 200
УРОВНИ РУКОВОДСТВА 202
РУКОВОДИТЕЛИ БЫВАЮТ ВСЯКИЕ 203
ГЛАВНОЕ — НЕ КТО РУКОВОДИТЕЛЬ, А КАКОЙ! 207
ЛИДЕРЫ СУЩЕСТВУЮТ НЕ ТОЛЬКО В СПОРТЕ 208
Глава XIX. Власть 212
ОСНОВЫ ВЛАСТИ 212
НА ЧТО ЖЕ ОПИРАЕТСЯ ВЛАСТЬ? 214
ПРОЧНА ЛИ ВЛАСТЬ СЕГОДНЯ? 217
Глава XX. Стили руководства 219
ПОДХОДЫ К РУКОВОДСТВУ ЛЮДЬМИ 219
НАЧАЛЬНИК ИЛИ СТАРШИЙ ТОВАРИЩ? АВТОРИТАРНЫЙ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛИ РУКОВОДСТВА 221
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА. ДО ОБЕДА НЕ БУДИТЬ, ПРИ ПОЖАРЕ ВЫНОСИТЬ ПЕРВЫМ... 224
«МНОГОМЕРНОЕ» РУКОВОДСТВО. СЕГОДНЯ ТАК, ЗАВТРА — СЯК 226



Глава XXI. Всем нужно давать «порулить» 230
ЧТО ТАКОЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ? 230
ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМ 233
«ЗНАТОКИ» ПРИШЛИ НЕ ИЗ ОСТАНКИНО 234
И СНОВА КОМАНДЫ 236
УМ - ХОРОШО, А НЕСКОЛЬКО – ЛУЧШЕ! 238
Глава XXII. Управленческие конфликты 241
НЕТ ДЫМА БЕЗ ОГНЯ 241
ФОРМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 244
КОНФЛИКТ КАК ПРОЦЕСС 246
МИРИСЬ, МИРИСЬ И БОЛЬШЕ НЕ ДЕРИСЬ! 249
Глава XXIII. Кадры решают всё 253
ПЕРСОНАЛ И ЕГО СТРУКТУРА 253
ОРГАНИЗАЦИЯ НАБОРА КАДРОВ 256
В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ СО СВОИМ УСТАВОМ НЕ ХОДЯТ 259
ЭКЗАМЕНЫ ДЕРЖАТ ВСЕ 260
ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ..., НО РАДИ ЧЕГО? 262
ПО СТУПЕНЬКАМ СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЫ 263
ВСЕМ МИНИСТРАМИ НЕ БЫТЬ... 264
КОГДА ПРИХОДИТСЯ ПРОЩАТЬСЯ 266
Словарь основных терминов 268
Схемы 282























Глава I
Введение в менеджмент

Менеджмент и управление
Чем занимается менеджмент?
Какие задачи решает менеджмент?
Управлять нужно по правилам
Как воздействовать на людей?


«Редко, если вообще когда-либо,
какой-нибудь новый основной институт
так быстро доказывал свою необходимость,
и еще реже какой-нибудь другой институт
или новая руководящая группа возникали
так быстро, как развивался менеджмент»
Питер Друкер


ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ

Эта глава — начало всех начал. Из нее можно узнать, что такое менеджмент и какие его разновидности существуют; что за задачи и какими способами решает, какими правилами при этом руководствуется.

МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ

• Понятие управления
• Хозяйственное управление
• Менеджмент
Кто не знает героев известной басни И.А. Крылова — Лебедя, Рака да Щуку. И взялись они, казалось бы, за полезное дело, и старались изо всех сил как могли, но в результате «воз и ныне там». Причина этой неудачи была только в одном — в том, что их усилиями никто не управлял, иными словами, не обеспечивал целенаправленно их упорядоченности, согласованности, необходимой ориентации.
Если внимательно посмотреть вокруг себя, нетрудно обнаружить, что управлять можно очень многим: работой машин и химическими реакциями, развитием растений и поступками людей. И в то же время несомненно, что здесь речь идет о принципиально разных вещах. Растения, машины, химические элементы и пр. являются неодушевленными объектами, подчиняющимися в своем действии слепым законам природы. Поведение таких объектов легко предугадать или рассчитать, поэтому управление ими носит технический характер.
Иное дело — люди. Они обладают индивидуальным сознанием, волей, интересами, стремлениями. Их реакции на внешние воздействия практически непредсказуемы, поэтому управлять людьми по аналогии с техникой нельзя.
Здесь вступают в действие методы социального управления. Разновидностями последнего являются: государственное управление, военное управление, хозяйственное управление и т.п. Именно хозяйственное управление, осуществляемое в отдельно взятой организации или на предприятии, и становится предметом нашего непосредственного изучения.
Долгие годы хозяйственное управление в нашей стране было командным, являлось частью плановой системы регулирования экономики, одной из основных форм реализации ее господства над всеми сторонами жизни общества. В этих условиях оно закрепощало людей, ограничивало их естественное стремление к самостоятельности, поиску нового, творчеству, совершенствованию себя и своей работы и одновременно снимало с них всякую ответственность за реальные результаты.
Менеджмент также является разновидностью хозяйственного управления, но уже в рыночных условиях. Он предполагает экономическую свободу людей, право и обязанность, руководствуясь не предписаниями сверху, а выгодой, принимать самостоятельные решения, полностью отвечать за их результаты своими деньгами, имуществом.
Рождением своим менеджмент обязан росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных и вынуждены были нанимать для этого специальных людей — менеджеров, профессиональных управляющих. Группы таких людей и получили название менеджмент, которое по смыслу аналогично русскому слову «руководство».
Термин management в значении, близком к современному (прежде он означало «искусство объезжать лошадей»), появился с началом промышленной революции XVIII—XIX вв. в Англии, а затем распространился по всему миру.
Деятельность по реализации управленческих задач также называется менеджментом. Она может рассматриваться с двух точек зрения. С одной стороны, это — управление организацией, действующей в условиях рынка в режиме «автономного плавания», связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых неожиданных обстоятельствах.
С другой стороны, менеджмент — это самостоятельная управленческая деятельность, не обязательно предполагающая создание предприятия и руководство подчиненными, например организация выступлений звезд эстрады, спортивных и массовых мероприятий и т.п.
Цель менеджмента в том и другом случае — достижение объектом управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.
Менеджментом называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 году Джозеф Вартон. Сегодня на Западе менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.
И наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право.
Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и самых лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям некоторые простейшие правила игры.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Менеджмент это:
1. Деятельность по управлению организацией в условиях рынка.
2. Управление самостоятельным направлением деятельности без создания организации.
3. Группа высших руководителей, имеющих возможность принимать независимые хозяйственные решения.
4. Совокупность научных знаний и практических навыков, позволяющих осуществлять процесс управления.
5. Учебная дисциплина.

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ МЕНЕДЖМЕНТ?

• Направления менеджмента
• Задачи, решаемые в рамках каждого из них

Деятельность любой организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим на практике выделяется несколько видов менеджмента, с которыми нам сейчас и предстоит познакомиться.
Управление производством (производственный менеджмент) способствует эффективному осуществлению процесса создания товаров и услуг. Оно заключается в определении оптимального объема и структуры выпуска продукции, вида применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановке людей; организации подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, своевременного ремонта оборудования, устранении сбоев и неполадок; контроле качества, ассортимента продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка; текущем руководстве персоналом, его стимулировании, применении прогрессивных форм оплаты.
Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент) состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям, формировании каналов сбыта.
Управление инновациями, то есть нововведениями (инновационный менеджмент), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок,7 создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.
Управление маркетингом, едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации (маркетинг-менеджмент), занимается вопросами изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой ценовой и рекламной политики и т.п.
Управление персоналом (персонал-менеджмент) в настоящее время включает в себя управление кадрами и социальное управление. Решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования;
создания благоприятного морально-психологического климата; улучшения условий труда и быта персонала;
поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.
Суть финансового управления (финансового менеджмента) заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, 4зормировании и распределении ее денежных ресурсов, оценке текущего и перспективного финансового состояния и принятии необходимых мер по их укреплению.
Наконец, управление эккаунтингом (эккаунтинг — менеджмент) связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Разновидности менеджмента:
1. Управление производством,
2. Управление материально-техническим снабжением и сбытом.
3. Управление инновациями.
4. Управление маркетингом.
5. Управление персоналом.
6. финансовое управление.
7. Управление эккаунтингом.

КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ МЕНЕДЖМЕНТ?

• А. Файоль о функциях менеджмента

Под функциями менеджмента понимаются, основные задачи, стоящие перед ним, которые необходимо решить, чтобы достичь цели организации. Эти функции выделились в результате специализации управленческого труда, связанного с процессами сбора и обработки информации, принятия и реализации решений.
Первым формулировку содержания этих функций дал родоначальник современного менеджмента Анри Файоль в 1916 году. И, хотя впоследствии сотни ученых предлагали свое понимание этого вопроса, вариант Файоля оказался наиболее удачным, ибо одновременно сочетает в себе простоту формы и глубину мысли.
Главной функцией менеджмента считается планирование. Реализуя ее, управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».
Подготовку к практическому воплощению замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях, берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание организации, подразделений и рабочих мест, определение порядка их функционирования, обеспечение деятельности необходимой документацией.
Доведение до сведения исполнителей управленческих решений, направление деятельности по их реализации в нужную сторону, «воодушевление» на эффективную работу и пр. выполняет функция распорядительства.
Осуществление этой функции возлагается на вышестоящих руководителей.
Достижение запланированных целей осуществляется посредством совместной деятельности людей, которую нужно координировать — направлять в нужную сторону, поддерживать необходимый уровень взаимодействия между участниками. В подобной координации, или регулировании, суть четвертой функции менеджмента.
Результаты работы организации и ее сотрудников необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента. Ее элементом является учет, то есть сбор, обработка, анализ и хранение информации о состоянии объекта управления и внешней среды; определение минимально необходимого ее объема для нужд управления; предоставление этой информации всем нуждающимся в удобной для использования форме.
Контроль как таковой призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы. Безусловно, по его результатам могут делаться и «оргвыводы», связанные с поощрением или наказанием исполнителей, однако поиск «мальчиков для битья» не является его задачей.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Основными функциями (задачами) менеджмента, которые сформулировал А. Файоль, являются:
1. Планирование.
2. Организация.
3. Координация.
4. Контроль.

УПРАВЛЯТЬ НУЖНО ПО ПРАВИЛАМ

• Принципы управления
• Их содержание

Управленческая деятельность, как и любая другая, осуществляется в соответствии с определенными принципами — своего рода правилами игры. Соблюдение этих принципов делает ее успешной, несоблюдение может привести к неудачам и большим убыткам для организации. Какие же это принципы?
Едва ли не самым главным из этих принципов можно считать научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять «по наитию», без глубоких знаний. В то же время, ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на поиск научно обоснованного решения попросту не окажется времени, и тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, позволяющие находить выход из безвыходных положений.
Процесс управления должен быть целенаправленным, то есть всегда осуществляться не «просто так», а с ориентацией на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.
Важным принципом менеджмента, является его специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту или процессу с учетом его особенностей. Футбольной командой нельзя управлять, например, так же, как и актерами на сцене, а научным коллективом по аналогии с воинским подразделением. Но, поскольку во всех этих случаях производятся одни и те же по сути своей действия, сводящиеся к руководству людьми, они должны иметь в основе своей нечто общее, универсальное, независимо оттого, кто эти люди — солдаты или академики, артисты или чиновники.
Любой управленческий процесс должен: основываться на принципе последовательности. Иными словами, действия, из которых он состоит, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени. Нельзя, например, сначала принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, предполагать их повторение в том же виде через определенные промежутки времени. Циклическими являются текущее планирование, контроль, составление бухгалтерских отчетов.
Непрерывность хозяйственных процессов требует соответственно и непрерывности управления ими, контроля и координации деятельности персонала. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, а следовательно, обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации.
Последнее невозможно без оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.
Поскольку саморегулирование осуществляется людьми, оно невозможно без соблюдения такого принципа, как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это создает благоприятный морально-психологический климат в организации и обеспечивает принятие взвешенных решений, которые будут надлежащим образом исполняться.
Для того чтобы управленческий процесс протекал нормально, необходимо соблюдение такого важного принципа, как обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую активность и инициативу, поскольку даже небольшой «перебор» здесь может повлечь за собой крупные неприятности.
Важным принципом менеджмента считается состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью разнообразных методов, таких, как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.
В современных условиях управленческий процесс не может быть по-настоящему результативным без соблюдения такого принципа, как максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, причем уже на самых ранних его стадиях. Он исходит из того непреложного факта, что решения, в которых вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Ключевые принципы (правила осуществления управленческой деятельности) менеджмента:
1. Научность в сочетании с элементами искусства.
2. Целенаправленность.
3. Специализация и универсальность.
4. Последовательность.
5. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления.
6. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, межличностных отношений.
7. Единство прав и ответственности в каждом звене управления,
8. Состязательность.
9. Вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.

КАК ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЛЮДЕЙ?

• Методы управления
• Содержание
• Условия применения

Функции управления реализуются посредством определенных методов, то есть способов их осуществления. Методы бывают организационными, административными, экономическими и социально-психологическими.
С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным. Посредством их организация проектируется, учреждается, ориентируется во времени и пространстве; ее деятельность регламентируется и обеспечивается инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. Но эти методы создают лишь своего рода рамки, направляющие будущую жизнь и развитие организации, а поэтому по сути своей являются пассивными.
К категории организационных относятся, например, методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различных общественных мероприятий и т.п.
В противоположность организационным, административные методы активны, ибо с их помощью происходит вмешательство в саму деятельность. По-другому они называются методами властной мотивации и основываются либо на. прямом принуждении людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создании возможности такого принуждения.
Условием применения этих методов является преобладание однозначных способов решения стоящих задач, минимизация инициативы и возложение всей ответственности за. результаты на. руководителя. Наибольшее распространение они имеют в армии и других структурах военизированного типа, например на транспорте.
На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим: минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Машинист, скажем, не может по своей инициативе изменить маршрут следования или график движения поезда — все это заранее предопределено расписанием, и в случае его нарушения возможна авария.
Применение административных методов может сопровождаться поощрениями или санкциями по отношению к исполнителям за успешную или неуспешную работу, в том числе экономическими (премии или штрафы). Их принципиальной особенностью является субъективный порядок назначения, отсутствие прямой связи с конкретными позитивными или негативными результатами, полученными исполнителем. Например, работнику выдается премия за хорошую работу вообще, и поэтому он мало заинтересован полностью реализовывать свои возможности, ибо размер вознаграждения от этого не увеличивается.
Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на ее рост, поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому в условиях усложнения деятельности организации, необходимости оперативно решать самые разнообразные проблемы административные методы перестали соответствовать реальным потребностям управления.
Методы управления, позволяющие рядовым работникам исходя из материальной заинтересованности самим принимать большинство решений и отвечать за их результаты и получившие название экономических, начали внедряться в начале XX века во многом благодаря усилиям Фредерика Тейлора.
В отличие от административных, они предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Исполнителям устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем.
Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается денежными выплатами, которые являются уже не просто заслуженными, а заработанными, например за счет экономии или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленной личной инициативы. Поскольку в данном случае размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник экономически заинтересован в его максимизации.
Однако экономические методы управления также ограничены, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, которых в настоящее время большинство, ибо для них деньги — важный, но чаще всего не самый главный стимул работы. И здесь на помощь приходят социально-психологические методы, сформировавшиеся в 20-х гг. XX столетия.
Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, они предполагают формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя, а с другой стороны, раскрытие личных способностей каждого работника, помощь в их совершенствовании. Это в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей трудовой деятельности, а следовательно — к повышению ее эффективности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Методы управления:
1. Организационные — создают необходимые условия осуществления управленческого процесса.
2. .Административные — сводятся к принуждению работников выполнять требуемые действия и вознаграждению за исполнительность и покорность.

страница 1
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign